Образовательный продукт. Дополнительное профессиональное образование: создание и продвижение образовательных продуктов

«Проектирование образовательной деятельности» - Задачи Григория Остера. Задания на метапредметные умения. Результат. Математика. Площадь и периметр квадрата. Проверочные работы. Мартовский предметный мониторинг. Профиль учащегося. Математика и информатика. Особенности предметных проверочных работ. Выбор задний учащимися. Задания. Проектирование деятельности.

«Проектная деятельность учеников» - Способы и критерии оценки проекта. Один из важных вопросов - оценка проекта. Критерии оценки проекта. Проектная деятельность с учащимися. Метод проектов. Актуальность. Основные требования к использованию метода проектов по Е.С. Полат. Задачи. Проблемы. Дидактическая типология проектов. Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта.

«Проектная деятельность в образовании» - Формулировка гипотезы. Современная система образования. Паспорт проектной работы. Персональный проект. Историческая справка. Экологический проект. Прикладной проект. Алгоритм проектной деятельности. Идеи проектного обучения. Прикладные проекты. Ролевые, игровые проекты. Проекты. Исследовательские проекты.

«Проектная деятельность ФГОС» - Возрастные психолого-физиологические особенности. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Занятия до ФГОС НОО второго поколения. Основные требования к использованию метода проектов. Суть метода. Проектная деятельность является основной.

«Значение проектной деятельности» - Подготовка презентаций по отчёту о проделанной работе. Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся. Формирование групп для проведения исследований. Этапы проектной деятельности. Формы классно-урочной системы образования. Приобщение учащихся к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности.

«Проектная деятельность учащихся» - Система проектной деятельности в школе. Задачи исследования. Внеучебная деятельность. Причины. Ожидаемые результаты: Формирование системы специальных знаний и умений учащихся. Формирование ключевых компетентностей. Создать отдельную страницу школьного сайта в рамках проектной деятельности. Учебный процесс.

Всего в теме 13 презентаций

Л. В. Журавлева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ: ПОНЯТИЕ И ЦЕННОСТЬ

Рассматривается понятие «образовательный продукт». Образовательный продукт любого учреждения оказывает ключевое влияние на весь образовательный процесс, все его этапы и все аспекты связанной с ним деятельности. В статье выделены этапы становления образовательного продукта и тринадцать его свойств. Автор считает правильным подходом к рассмотрению понятия «образовательный продукт» изучение его на стыке наук - педагогической, экономической, социальной.

Ключевые слова: «образовательный продукт»; этапы; аспекты; свойства.

Понятие «образовательный продукт» само по себе не является новым. Наиболее распространенным является взгляд на образовательный продукт (и на образовательную услугу) как на специфическую форму образовательного товара. Под образовательным товаром понимается объект, способный удовлетворить потребность субъекта, связанную с развитием духовной сферы и приобретением новых знаний, умений и навыков. Исследованию рынка интеллектуальных, образовательных продуктов и услуг стали посвящать свои работы российские ученые и практики, среди которых мы выделили работы А.П. Панкрухина, О.В. Сатиновой, А.А. Ченцова, А.А. Колчина и некоторых других. Остановимся на них немного подробнее.

Термин «образовательный продукт» был подробно исследован А.П. Панкрухиным. Автор рассматривал его в контексте рынка интеллектуальных продуктов и образовательных услуг. А.П. Панкрухин справедливо делает вывод, что разработка инновационных образовательных продуктов является частью инновационной стратегии страны . Это мнение российского ученого в области маркетинга образовательных услуг имеет для нас большое значение. Позиция А.А. Ченцова не противоречит позиции А.П. Панкрухина. Он, в свою очередь, добавляет, что образовательный продукт - это только часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту рынка услуг. Понятие «образовательного продукта» гораздо шире. М.А. Лукашенко выделяет важную, с нашей точки зрения, деталь: «образовательный продукт» - это длительный по времени феномен. Автор, в частности, выделяет промежуточный образовательный продукт (результат промежуточных этапов образовательного процесса) и конечный образовательный продукт (выпускники учреждения) .

Выделяются также другие важные характеристики «образовательного продукта». Так, О.В. Сагинова подчеркивает, что при проведении исследования через комплекс маркетинга, который состоит из четырех Р (Product, Place, Price, Promotion), продукт (Product), с точки зрения потребителя, становится ценностью (customer’s value) . Развивая данную тему, А.А. Колчин делает важное для нас дополнение: «Покупатель образовательных продуктов будет готов заплатить более высокую цену (или продолжать приобретать продукты по прежней цене в условиях экономического кризиса), если производитель сможет наглядно продемонстрировать так называемую «добавленную стоимость»: дополнительные услуги, дополнительные характеристики образовательных программ, отличающие их от программ конкурентов, дополнительные особенности в виде качества обслуживания». Вывод А.А. Колчина нам кажется особо интересным: наилуч-

шие шансы стать успешными имеют те образовательные продукты, у которых высок уровень инновационной и культуроведческой составляющей .

Не отрицая возможности приведенных толкований интересующего нас понятия, заметим, что в рамках данной статьи они представляются нам недостаточными. Любопытна точка зрения А.А. Ченцова, который выделяет категорию «образовательный продукт», определяя ее как результат научно-педагогического труда

М.А. Лукашенко в работе «Особенности экономических отношений на рынке образовательных продуктов» дает экономическое обоснование эволюции форм образовательных продуктов. Он также констатирует незавершенность процесса формирования категории «образовательный продукт», которая трактуется как общественное благо смешанного типа, обладающее специфическими внешними эффектами: бессрочностью, масштабностью, интеграцией различных по природе явлений. Считаем важным заметить, что понятие «образовательный продукт» является интегративным, включающим в себя характеристики различных наук, как минимум социологии, экономики и образования .

Прежде чем представить наше толкование понятия, отметим, что содержание образовательного продукта оказывает ключевое влияние на весь образовательный процесс, все его этапы и все аспекты связанной с ним деятельности: подготовительной, созидательной, организационной, контролирующей, социальной, экономической и собственно образовательной (рис. 1). Говоря о взаимовлиянии образовательного продукта и различных аспектов функционирования образовательного учреждения, важно выделить особенности генезиса образовательного продукта, происходящего в описанном контексте.

Итак, выделим этапы становления образовательного продукта. В целях получения образовательного продукта мы определяем содержание социального заказа, формулируем в терминах заказчика образовательный продукт, разрабатываем образовательную программу в терминологии образования, которая приведет к ожидаемому результату, и реализуем его при мониторинге всего процесса реализации продукта. Рассмотрим подробнее этапы создания образовательного продукта.

Этапы создания продукта:

Этап 1 - подготовка:

Определение потребностей общества;

Обсуждение ведущей идеи продукта;

Разработка и согласование программы;

Осмысление интегративности и целостности образовательной деятельности;

Выбор социальных партнеров,

Оставление стратегического плана;

Обсуждение оперативного плана.

Социальный

Рис. 1. Взаимовлияние образовательного продукта и различных аспектов функционирования образовательного учреждения

Этап 2 - процесс реализации продукта:

Определение конечных параметров, по которым будет определено достижение успеха выпускников в системе общественных отношений (например, ответственность за нравственный выбор, самостоятельность, способность критически мыслить, способность давать нравственную оценку, включенность в информационное общество, способность к партнерству, потенциальные возможности создавать «новое» и др.);

Определение содержания образовательного процесса;

Организация сопутствующих процессов реализации продукта;

Выбор образовательной технологии с обязательной информатизацией всего процесса;

Мониторинг и тактическая коррекция.

Этап 3 - социальная проверка качества продукта:

Проверка качества через государственную и общественную аттестацию и аккредитацию образовательных программ;

Организация обратной связи с выпускниками;

Организация социологических опросов с целью оценки качества;

Все названные виды деятельности способствуют

созданию продукта, обладающего конкретными параметрами и социальными нормами. Остановимся подробнее на каждом из этапов.

В первую очередь, подготовка образовательного продукта - это командная работа менеджеров (управленцев) сферы образования. На этом этапе происходит описание, объяснение и предписывание поведения людей: педагогов и менеджеров (организаторов). Как мы уже подчеркивали, наш подход к понятию образовательного продукта требует учета потребностей социума и предписывает формулировку образовательного продукта в социальном контексте. Рождение образова-

тельного продукта начинается с изучения потребностей общества, впоследствии отслеживается, как потребности трансформируются и, наконец, на третьем этапе проверяется качество образовательного продукта, в том числе через оценку, которую дает социальная среда. Этот этап характеризуется отбором содержания образования и его «опредмечиванием». Качество образования в данном контексте - это способность образовательного продукта или услуги соответствовать нормам государственного стандарта или социального заказа.

Как было отмечено ранее, мы считаем, что «образовательный продукт» есть опредмеченное содержание, которое потребитель приобретает в надежде на его эффективное использование в жизни. Если содержание образования в принципе безгранично, то продукт как планируемый результат имеет определенные границы, обусловленные временными рамками, с одной стороны, и возможностями учащегося - с другой. Он закладывается (планируется) в необходимом объёме как идеальный продукт, а создаётся, реализуется, объективируется благодаря материальным и деятельностным средствам, используемым учителем в процессе диалогического общения с учениками. Если этот процесс и средства будут удачно моделировать реальные ситуации, например межкультурный диалог, то это явится главным условием подготовки учащегося к реальному диалогу.

«Результат образования может не совпасть с продуктом, он - лишь та часть продукта, которую усвоил каждый ученик индивидуально. Важно при этом стремиться к тому, чтобы соблюдать следующую закономерность: уровень результата прямо пропорционален уровню организации (в широком смысле) процесса образования» . Мы убеждены, что образовательный продукт есть осмысленное и усвоенное содержание. Если этот отличительный признак мы признаем ведущим, то образовательный продукт обязан иметь те же параметры, что и содержание. Учитывая

это, мы воспользуемся номенклатурой параметров иноязычного образования, предложенного Е.И. Пассовым в статье «Содержание образования как методическая категория» . Вместе с тем мы считаем необходимым уточнить предложенный список, добавив к нему параметры, предлагая которые мы опирались на теоретические положения экономики и социологии, т.к. образовательный продукт есть интеграция образования, социологии и экономики.

Итак, мы считаем, что планируемый образовательный продукт должен обладать, по меньшей мере, следующими тринадцатью свойствами:

1. Востребованность. Выделение образовательного продукта из субстанции «содержание образования» обеспечивается таким его свойством, как востребованность. Хорошо продуманное и обеспеченное содержание любого курса-продукта не может считаться образовательным продуктом в полной мере при условии отсутствия интереса к нему потребителя или неготовности выделить для его получения времени и/или средств. Такой курс может называться образовательным продуктом только потенциально. Для примера мы хотим рассмотреть образовательный продукт института диалога культур. Вначале отметим, что не вызывает сомнения востребованность со стороны личности, общества и государства человека с устойчивыми нравственными ориентирами, с созидательным творческим трудом, с культурой разумного потребления, культурой гуманистического общения, культурой познания и культурой мировоззрения. Все перечисленные характеристики есть характеристики человеческого, социального и культурного капиталов, которые обеспечивают возможность и функционирование диалога культур. В интеграции они представляют человека с гуманитарным капиталом, а это и есть искомый образовательный продукт института диалога культур.

2. Планируемость и проектная ограниченность. Эта характеристика полностью совпадает с одной из существенных черт, которыми обладает содержание образования как понятие Е.И. Пассова: «безграничность в потенциальном плане, но проектная ограниченность в целевом и уровневом планах». Построение системы контроля качества продукта на уровне школы, муниципалитета и региональном уровнях полностью совпадает с соответствующими действиями на уровне теоретического представления о построении контроля овладением материала в классе. В этом случае можно говорить о таксономии как конкретном структурном элементе содержания (unit), так и об уровнях овладения содержанием образовательного продукта учеником или учениками. Образовательный продукт отличается от содержания образования в целом тем, что у него явно просматривается ограниченность в проекте. При выделении подготовительного этапа мы ее назвали «ведущей идеей» образовательного продукта.

3. Идеальность. Онтологическая сущность образовательного продукта образования, как и содержания, нематериальна. «Самое главное, что следует принять как данность, содержание как категория, как понятие -феномен нематериальный, а идеальный, абстрактный»

Образовательного продукта как бы не существует в природе. Именно поэтому понятие «образовательный

продукт» так трудно осмыслить. Он появляется благодаря специальным средствам и при определенных условиях. Для получения продукта нужна специальная системная методологически обоснованная организация средств.

4. Духовный потенциал. Все средства, требующиеся для создания продукта, направлены на формирование гуманитарного капитала как духовной субстанции. «Пока длится образовательный процесс, ученик впитывает в себя эту духовную субстанцию, “дышит” ее атмосферой; как только образовательный процесс (условно говоря, урок) закончен, эта культуроносная атмосфера перестает окружать ученика, ибо он лишается (на время!) своих средств-источников и “исчезает”, “прячется” в источники» .

5. Адекватность цели. Адекватность цели как свойство образовательного продукта есть потенциальная достаточность имеющихся средств достичь конкретные цели в конкретных условиях конкретными способами. Адекватность цели есть одно из существенных свойств образовательного продукта. Целью образования в целом, с нашей точки зрения, является человек с накопленным гуманитарным капиталом. Гуманитарный капитал человека в отличие от компетенций амортизируется медленнее в десятки раз. Все затраты, связанные с обеспечением человека все новыми компетенциями, человек обеспечит за счет имеющихся у него человеческого и социального капиталов. Нам представляется, что рост производительности труда российских граждан, о котором настойчиво говорят экономисты и политики на современном этапе в России, может быть обеспечен через человеческие и социальные ресурсные капиталы, конечно, при условии, если их держать в фокусе внимания педагогов и менеджеров (организаторов).

6. Антропоцентричность. Образовательный продукт только тогда поистине может считаться образовательным, когда вся его суть направлена на созидание человека и созидание его сложного умения управлять своей деятельностью в «диалоге» с природой, техникой и другими культурами.

Таким образом, образование поистине становится антропоцентричным, интересы человека и человечества объединяются в систему.

7. Культуросообразность. Образовательный продукт должен отвечать запросам общества, но образовательный продукт должен и может сам влиять на общество. Мы убежденно стоим на позиции, что содержанием образования должна быть культура (в широком смысле этого слова). «Категорично, но справедливо сформулировал И.Я. Лернер, что и понятно, ибо, находясь в пространстве культуры, впитав ее, овладев ею, homo sapiens становится homo moralis (человеком духовным). Подчеркиваю, не homo loquens (говорящим), не homo agents (действующим, нравственным). Разумеется, духовность не противопоставляется всем другим ипостасям человека...» - эта цитата из статьи Е.И. Пассова «Содержание как методическая категория» определяет одну из основ содержательного аспекта образовательного продукта. При таком подходе, когда факты культуры станут основой содержания образовательного процесса, обогатится внутренний мир индивидуальности, и это обеспечит обновление и самоопределение общества.

8. Зависимость от технологии и организации процесса образования. На этапах подготовки, создания и социальной проверки образовательного продукта методологические принципы играют роль стратегических положений. Однако цель не может быть достигнута одной стратегией, требуются соответствующие тактические действия, реализующие стратегию. Система приемов составляет методику, которая обеспечивает или не обеспечивает движение к цели. Зависимость от технологии, к которой мы относим средства-приемы, средства управления, общение как механизм процессов, создающие адекватную или не адекватную среду, всем очевидна. Однако, к сожалению, организаторы образовательного процесса (педагоги и менеджеры-управленцы) часто упускают эту «очевидность» из виду, что приводит к «неожиданному» результату, когда цель не достигается.

9. Системность. Описывая предыдущие восемь и последующие пять свойств образовательного продукта, мы должны отслеживать не только непротиворечивость свойств друг другу, что требует системный подход, но и обеспечить комплиментарность и гармоничность их взаимодействия. Учитывая внутреннюю системность, нельзя не сказать о требовании согласованности образовательного продукта с внешней для него средой. Ответственность за внешнюю оценку качества образовательного продукта также берет на себя автор этого продукта.

10. Уровневость. Предлагая свое видение современного образовательного продукта, особое внимание предлагаем уделить: проблеме интеграции содержания различных образовательных уровней; связи содержания образования с жизнью; взаимодействию различных возрастов в образовательной среде. Всем известно, что Программы должны строиться с учетом необходимости ориентации образования на будущие состояния общества. Исходя из этого, мы считаем важным моментом необходимость заложить в программы принцип подготовки человека к неопределенным условиям. Данный принцип нацеливает человека на многократное возвращение в образовательную среду по мере того, как он сталкивается с новыми проблемами. Поиск модели устойчивых связей между различными образовательными ступенями по вертикали представляется весьма актуальным в современный период. При выделении ступеней образования предлагаем опираться на возрастную периодизацию, принятую в отечественной психологии, а параметром достижения цели образовательной ступени считать образ личности (идеал) с определенными качествами. Значимость такого подхода обеспечивает системный подход в организационном плане и проясняет задачи деятельности субъектов в функциональном плане. Такая вертикально-интеграционная структура важна еще и потому, что позволяет работать в сложный период, характеризующийся поиском образовательной идеи в России.

11. Вероятностность (эвристичность). Мы определились и рассматриваем образовательный продукт как «духовное производное» от материальных и деятельностных источников. При таком подходе определить планируемый уровень продукта как результата можно только дедуктивно-гипотетически. Это объясняется бесконечным количеством образовательных средств

и их комбинаторикой. Но мы обязаны быть нацелены на планируемый уровень продукта, учитывая все ресурсы, как возможности, так и ограничения. Одним из существенных средств-ресурсов является время. Образовательный продукт в некоторой степени эвристичен.

12. Интегрированность. Решение любой серьезной проблемы, а особенно социальной, категорически требует учета системного подхода. Выход из создавшейся ситуации нам видится в разработке новых (синергетических) образовательных продуктов. Такие образовательные продукты направлены на ликвидацию предметности, произойти это может за счет интеграции родственных учебных дисциплин. Интеграция учебных дисциплин не может быть сведена к простому суммированию отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенной переработки с учетом методологии интеграции. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация дифференцированного изучения различных предметов, как нам представляется, не способствует формированию у школьников целостной картины мира с его единством и многообразием свойств жизни общества, природы и техники, не позволяет показать единство законов, их применяемость в каждодневных условиях; не способствует пониманию глобальных и региональных экологических проблем; не дает возможности в достаточной мере изложить проблемы происхождения.

Одним из способов выхода из сложившейся ситуации предлагается допущение юридического объединения ступеней образования в рамках общей методологии. Ясные методологические принципы дают возможность идентифицировать образовательный институт, позволят сформулировать миссию, позволяют принимать смыслообразующие решения при создании образовательных продуктов и программ, помогут потребителям (семьям и обществу) в выборе продуктов. Такой институт образования обеспечит ясную «картину» для менеджмента персонала.

Современная система дополнительного образования в России находится в более выгодных условиях. Важно, что в настоящее время ей предоставлено право самостоятельного выбора образовательных систем, учебных планов, программ, учебно-методического обеспечения. В своих исходных положениях она ориентируется на формирование гуманитарных ценностей и учет рациональных мотивов. И первое, и второе отражается на специфике жизнедеятельности в конкретных геополитических, социальных, экологических, экономических, культурных условиях. Такой интегрированный образовательный продукт крайне востребован.

13. Динамичность. Образовательный продукт, как и содержание образования, есть некое внутреннее состояние системы. Образовательный продукт есть текущие процессы взаимодействия элементов системы института между собой и средой. Образовательный продукт - это процесс, а не статика .

Мы завершили краткое описание свойств образовательного продукта. Выделяя существенные признаки понятия образовательного продукта, мы не претендуем на полноту и точность списка, проблема требует дальнейшей разработки.

На втором этапе создания образовательного продукта ведущую роль играет деятельность по организа-

ции содержания. Содержание образования в деятельностном плане изучено достаточно тщательно. Среди всех исследователей нам хотелось выделить В.С. Леднева, М. С. Кагана, Е.И. Пассова, Л.В. Хведченя. Вместе с тем содержание образования в деятельностном плане является вечной педагогической проблемой. Под влиянием социально-экономического, политического и педагогического фактора методика не единожды меняла концепты содержания различных дисциплин, возвращаясь к их пересмотру на каждом новом этапе развития. Поэтому понятие содержание образования как субстанция и содержательное наполнение понятия образовательного продукта совершенствуются и в современный переходный этап. В новом периоде открытости общества содержание образо-

Мы исходим из того, что если между этими двумя перечнями - свойствами продукта и исходными позициями - явно или латентно наблюдается соотнесенность, то значимость такого продукта неоспорима, поскольку он соответствует всем исходным методологическим позициям института. Образовательный продукт реализуется в результате выполнения образовательной программы. Суть программы есть описание целей и задач, организации материальных и деятельностных средств и способов функционирования этих средств.

Таким образом, учитывая, что образовательный продукт есть междисциплинарное явление, правомерно дать определение с позиций релевантных предмету исследова-

вательного продукта подвержено влиянию мировых стандартов. И теория, и практика требуют корректировки и, порой, радикального пересмотра содержания. Основанием пересмотра традиционного содержания является смена парадигмы образования.

Стратегические направления образовательного продукта, который востребован личностью и обществом сейчас, с нашей точки зрения, задаются духовностью, гуманностью, культуросообразностью и другими методологическими основаниями. Важно поэтому соотнести свойства продукта с исходными методологическими положениями современной парадигмы для взятого нами в пример института диалога культур. Представим это в виде таблицы.

ния наук. Каждое из этих определений является не полным, но в целом они, взаимодополняя друг друга, приближают нас к пониманию онтологии объекта. С образовательных позиций образовательный продукт есть усвоенное содержание; вполне понятно, что всякое содержание планируется, организуется, контролируется. С экономических позиций образовательный продукт есть единица обмена, имеющая определенную цену. С социологических позиций образовательный продукт есть продукт, удовлетворяющий потребность человека и через него потребности общества. С философской точки зрения образовательный продукт есть феномен, представляющий собой объективную ценность и формирующий субъекта.

Методологические основания и свойства образовательного продукта института диалога культур

Методологические основания создания института диалога культур Свойства образовательного продукта института диалога культур

Диалогический антропоцентризм как проявление гуманистической философии в образовании Антропоцентричность

Аксиология как философское учение о ценностях и ее значение для образования Идеальность, духовный потенциал

Культуросообразность как парадигма создания образовательной модели Культуросообразность

Деятельностный подход как методология, обеспечивающая взаимодействие компонентов модели Адекватность цели

Системный подход как методология исследования и описания познавательного объекта Востребованность, системность, уровневость, динамичность

Моделирование как методология описания познавательного объекта Планируемость и проектная ограниченность в целевом и уровневом планах

Интеграция как методология, обеспечивающая новизну образовательного продукта Интегрированность, зависимость от технологии и организации процесса образования, вероятностность (эвристичность)

ЛИТЕРАТУРА

1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. № 1.

2. Лукашенко М.А. Особенности экономических отношений на рынке образовательных продуктов. Режим доступа: http://planetadisser.com/

see/dis_134106.html

3. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1.

4. Колчин А.А. Аудитория и принципы взаимодействия. 2005. Режим доступа: http://schoolthem.narod.ru/motivation.html

5. Ченцов А.А. Маркетинг образовательных услуг. Режим доступа: http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/93/avtoref93.htm

6. Пассов Е.И. Содержание образования как методическая категория // Иностранные языки в школе. 2007. № 6.

1

На основе изучения существующих понятий продукта в контексте современных тенденций, происходящих в системе образования, уточнено определение «образовательный продукт» для системы общего образования, с учетом особенности данного сектора отрасли российского образования как рынка социальных услуг. Выделены функции общего образования, согласно которым создается соответствующий продукт. Определено, что продукт системы общего образования не однороден, вследствие чего целесообразно выделять промежуточный и конечный продукты общего образования. Выявлены особенности функционирования образовательного кластера как инновационного элемента системы образования, повышающего конкурентоспособность как самой отрасли образования, как и формирующейся экономики знаний. Сделаны выводы о возможности влияния различных экономических агентов внутри образовательного кластера на качество конечного образовательного продукта путем воздействия на формирование промежуточного. Раскрываются информационные механизмы взаимодействия системы общего образования и общественных институтов, оказывающих на нее влияние.

промежуточный продукт

образовательный кластер

образовательный продукт

образование

1. Новый экономический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2006.

2. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003.

3. Валиев, Ш. З. Концептуальные основы функциони­рования высшей школы в транзитивной экономической системе / Ш. З. Валиев. - СПб.: Изд. СПб ГУЭФ, 2001.

4. Лукашенко, М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг. Актуальные проблемы управления / М. А. Лукашенко. - М.: Маркет-ДС, 2003.

5. Портер, М. Э. Конкуренция / пер. с анг. под ред. Я. В.Заблоцкого. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

6. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Сухочев, И. В. Экономические категории в сфере образования: продукт, товар, услуга / И. В. Сухочем // Журнал экономической теории. - 2009. - № 2.

8. Толковый словарь русского языка / Под редакцией В. Д. Дмитриева. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.

9. Чекмарев, В. В. Система экономических отноше­ний в сфере образования: дисс... д-ра экон. наук / В. В. Чекмарев. - Кострома, 1997.

Введение

Рассматривая общее образование России как экономическую систему, необходимо определить, что понимается под категорией «образовательный продукт». Имея представление о том, что является образовательным продуктом, можно оценить специфику товара или услуги в системе общего образования, а это является актуальным в контексте понимания того, за что именно платит потребитель, и из чего складывается стоимость образовательной услуги.

Целью работы является исследование сущности категории «образовательный продукт» и особенностей его создания в условиях функционирования образовательного кластера.

В большинстве случаев в научной и учебно-методической литературе продукт рассматривается как результат человеческого труда или хозяйственной деятельности, выраженный либо в материальной, либо в нематериальной формах.

А. Б. Борисов понимает под экономическим продуктом результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме, в духовной, информационной форме либо в виде выполненных работ и услуг .

В толковом словаре русского языка приводится следующее определение: «Продукт - это какой-либо предмет или результат труда человека или группы людей...» .

Общий вариант определения экономического продукта предлагает
А. Н. Азирилян: «вещественный или нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея)» .

Что же касается определения «образовательный продукт», то среди ученых, исследовавших данную проблему, нет единства мнений. Так, доктор экономических наук Ш. З. Валиев предлагает понимать под образовательным продуктом сами знания, являющиеся специфическим товаром, на который есть соответствующий спрос на рынке образовательных услуг .

Отличная точка зрения по данному вопросу была представлена В. В. Чекмаревым. Он в свою очередь отождествляет понятия «образовательная услуга» и «образовательный продукт»: «образовательная услуга является продуктом образовательного производства, осуществляемого в различных типах и видах образовательных заведений» .

М. А. Лукашенко по аналогии с общеэкономическим разделением продукта на промежуточный и конечный выделяет промежуточный и конечный образовательный продукт. Конечный образова-тельный продукт - образованность индивида, промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образо-вательных товарах (образовательные программы, учебно-методологическое обеспечение, технологии управления образованием и т.д.) и услугах. .

Анализ функционирования сферы образования и, как следствие, продукта, который в ней создается, возможен с позиции функций, выполняемых системой образования:

  1. воспитательная;
  2. подготовительная;
  3. учебная;
  4. научная (познавательная);
  5. профориентационная;
  6. практическая.

Несмотря на то, что данные функции в разной степени проявляются на разных уровнях образовательной системы, только их комплексная реализация позволяет создать качественный образовательный продукт, отвечающий современным тенденциям.

Учитывая, что образование как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих как в процессе производства, реализации и потребления определенной суммы знаний, умений и навыков, так и в процессе воспитания индивидов, надо понимать, что для реализации этих знаний, умений и навыков на рынке образовательных услуг их сначала необходимо произвести, то есть обобщить, систематизировать и конкретизировать в рамках отдельных образовательных программ. Для этого учебное заведение на основе федерального государственного образовательного стандарта составляет рабочий учебный план. Преподаватели на основе рабочих учебных программ и имеющихся информационных источников разрабатывают занятия, то есть систематизируют, обобщают и конкретизируют определенный объем знаний, умений и навыков в рамках определенной образовательной программы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что конечным результатом деятельности первого этапа работы школы, то есть первым продуктом образовательного производства, является совокупность знаний, умений и навыков, обобщенных, систематизированных и конкретизированных школами в рамках образовательных программ по конкретным предметам.

Но открытым остается вопрос о том, являются ли эти программы так называемым промежуточным образовательным продуктом. С учетом того, что учебные программы в редких случаях изучаются самостоятельно и практически всегда передаются ученикам непосредственно учителем, данные программы не могут представлять серьезной ценности на рынке образовательных услуг для конечного потребителя (учащегося общеобразовательного учреждения). Определенную ценность учебные программы представляют для других учителей и школ, которые могут использовать их для улучшения своего учебного опыта.

Таким образом, субъекты, создающие оригинальные образовательные программы, производят их для осуществления образовательной деятельности, то есть создают промежуточный образовательный продукт общего образования. Данный промежуточный образовательный продукт, созданный или приобретенный образовательным учреждением, будет являться основой учебного процесса по определенной дисциплине, без которого, на наш взгляд, невозможно производство конечного образовательного продукта общего образования - образовательной услуги.

Образовательная услуга в данном случае определяется как непосредственная передача знаний от учителя к ученику на основе и в рамках образовательной программы. И только в таком виде образовательный продукт представляет интерес для конечного потребителя. Таким образом, налицо наличие дифференциации продукта общего образования, о котором говорит М. А. Лукашенко. Мы склонны соглашаться с ним по поводу промежуточного продукта, представляющего из себя образовательную программу, включающую в себя учебно-методическое обеспечение, способы и механизмы управления ею и т.д. Но под конечным продуктом общего образования, исходя из описанных выше принципов экономической теории, мы понимаем саму образовательную услугу, предоставляемую образовательным учреждением, но ни в коем случае не «выпускника» (индивида, получившего образование).

В связи с некоторыми особенностями высшего образования в нем практически невозможно провести дифференциацию образовательного продукта, в связи с чем интересна позиция И. В. Сухочева о том, что в учреждениях высшего образования существует большое разнообразие форм обучения (например, заочная или вечерняя), при которых для конечного потребителя (студента) сами образовательные программы являются ценностью, и он самостоятельно обучается по ним, то есть присутствие в самом учебном процессе источника образовательной услуги (преподавателя) необязательно .

Субъекты, создающие оригинальные образовательные программы, производят их для осуществления образовательной деятельности, то есть создают промежуточный образовательный продукт общего образования. Данный промежуточный образовательный продукт, созданный или приобретенный образовательным учреждением, будет являться основой учебного процесса по определенной дисциплине, без которого невозможно производство конечного образовательного продукта общего образования.

По аналогии с непосредственной образовательной деятельностью заметим, что для проведения воспитательной работы, учебное заведение также составляет программу воспитания, схожую с образовательными программами. Воспитательные программы имеют те же свойства, что и образовательные, и также не представляют ценности для конечного потребителя. Ценность для учащихся воспитательные программы приобретают, когда их транслируют педагоги. Таким образом, в общеобразовательных учреждениях образовательная и воспитательная функции реализуются по одним и тем же принципам, и разделять их смысла не имеет.

Образовательный продукт - систематизированная и обобщенная в рамках одной учебной дисциплины сумма знаний, умений и практических навыков, получаемая человеком в результате комплексной реализации функции системы образования (воспитательной, подготовительной, учебной, научной, профориентационной, практической) в соответствии со стандартами, учебно-методическими рекомендациями и оригинальными образовательными программами (промежуточным продуктом).

Общеэкономическое определение товара подтверждает верность вышеуказанного утверждения. Мы будем подразумевать под товаром продукт, предлагаемый на рынке для обмена.

Исходя из этой общеэкономической рыночной сущности товара, необходимо рассмотреть определения образовательного товара и на основе выделенного нами ранее понимания образовательного продукта сформулировать авторское определение образовательного товара общего образования.

То есть в более общем виде образовательный товар - это образовательный продукт, предлагаемый на образовательном рынке.

Но выяснив, что в системе общего образования существует промежуточный и конечный образовательный продукт, возникает вопрос о том, являются ли оба этих продукта образовательным товаром, либо только один из них.

Как уже говорилось ранее, рынок общеобразовательных программ России практически не развит, в редких случаях программы выставляются на рынок. Чаще данные программы разрабатываются самим общеобразовательным учреждением для собственного использования, то есть здесь можно говорить скорее о натуральном способе хозяйствования.

Принимая этот факт во внимание, мы не можем говорить о том, что промежуточный продукт общего образования является товаром. В отличие от услуги, которая как раз выставляется общеобразовательными учреждениями на рынок образовательных услуг.

Таким образом, мы можем сформулировать определение товара общеобразовательного учреждения.

Товар общеобразовательного учреждения - это конечный продукт общеобразовательного учреждения, предлагаемый на рынке общеобразовательных услуг.

Учитывая, что образовательная услуга, предоставляемая общеобразовательным учреждением, является конечным образовательным продуктом, мы можем сделать вывод о тождественности категорий «конечный продукт», «образовательный товар» и «образовательная услуга» в системе общего образования.

Образовательный продукт является фундаментальным параметром, определяющим уровень человеческого капитала. При этом необходимо учитывать источники инвестиций в человеческий капитал и особенности его формирования в условиях взаимодействия институтов рынка и государства.

В экономической литературе под человеческим капиталом понимается сформированный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые индивидуум целесообразно использует в той или иной сфере общественного производства.

При рассмотрении человеческого ресурса как объекта инвестирования следует отметить наличие как количественных, так и качественных характеристик. Количество людей, доля тех, кто занимается полезным трудом, количество отработанных часов - это количественные характеристики. Качественные параметры - это знания, опыт, мастерство, которые определяют способности человека и обеспечивают рост производительности труда. Расходы, направленные на развитие этих способностей, называются «человеческими инвестициями». При этом все затраты как количественные, так и качественные способствуют развитию не только отдельного человека и обеспечивают повышение производительности его труда, но и всего общества, тем самым являясь инвестициями в человеческий капитал.

Рассматривая процесс инвестирования в человеческий капитал в той или иной форме, следует учитывать ряд особенностей, отличающих инвестиции в человеческий капитал от других видов инвестирования:

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Формирование человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

5. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала, инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Основными субъектами инвестирования в человеческий капитал в условиях социально-рыночной экономики являются фирмы и государство. При этом важным условием формирования человеческого капитала является степень совпадения интересов при осуществлении вложений с учетом ранее отмеченных особенностей. Положительный эффект от инвестирования будет определяться степенью согласованности интересов и интеграции институтов государства и бизнеса, что позволяет обеспечить социально-экономическую направленность формирования человеческого капитала, максимально удовлетворив потребности каждого субъекта и тем самым обеспечив стабильность и поступательное развитие общества в целом (табл. 1).

Таблица 1

Структура экономических интересов государства и бизнеса при осуществлении инвестиций в человеческий капитал

Особенности инвестирования в человеческий капитал.

Интересы государства.

Интересы бизнеса.

Характер совпадения интересов.

Отдача от инвестиций.

Государство заинтересовано в инвестировании, поскольку, чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу для всего общества.

Инвестирование осуществляется в период трудоспособного возраста с целью получения дохода от использования трудовых ресурсов.

Особенности износа и накапливания человеческого капитала.

Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться посредством периодического обучения и накопления производственного опыта, что положительно сказывается как на отдельной фирме, так и на обществе в целом.

Полное совпадение интересов.

Период получения дохода от инвестирования.

Накопленные знания и опыт могут приносить пользу в течение всей жизни.

Доходность ограничивается продолжительностью работы человека на фирме.

Частичное совпадение интересов.

Целесообразность и экономическая необходимость инвестиций.

Необходимы с экономической и социальной точки зрения для государства и общества.

Фирмы делают инвестиции до тех пор, пока они приносят чистый доход.

Частичное совпадение интересов.

Степень положительного эффекта.

Инвестиции в человеческий капитал выгодны с точки зрения отдельного человека, фирмы, государства, поскольку предполагают наличие положительного эффекта.

Полное совпадение интересов.

С одной стороны, в условиях нестабильности экономики и высоких рисков представители российского бизнеса не всегда готовы брать на себя обязательства по развитию человеческого капитала, и в его формировании в большей степени участвуют либо государство, либо сам человек. С другой стороны, заинтересованность фирм в квалифицированной рабочей силе, соответствующей реалиям и потребностям рынка, требует их непосредственного участия в процессе образования.

Одним из направлений инновационного развития общества является институциональное преобразование, направленное на формирование образовательного кластера, в условиях которого возможна наиболее оптимальная реализация функций системы образования, эффективное формирование образовательного продукта и, как следствие, совершенствование человеческого капитала.

Кластер - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц. . Кластер (в экономике) - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом . «Кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» .

Обобщая представленные понятия кластера, предложим авторское определение образовательного кластера в соответствии со спецификой социальной сферы. Образовательный кластер - это система географически соседствующих взаимосвязанных образовательных учреждений и компаний различных организационно-правовых форм (образовательные заведения, органы государственного управления, бизнес, инфраструктурные компании), функционирующих в образовательной сфере на определенной территории (город, регион) и взаимодополняющих друг друга, тем самым определяя образ и уровень «образованности» человека с целью формирования определенного экономического и социального эффекта в обществе.

Формирование образовательного кластера как фактора конкурентоспособности российской экономики и фундаментального элемента социального государства должно сопровождаться соответствующей формой взаимодействия образовательных структур и субъектов рынка, заинтересованных в предоставлении соответствующего реалиям образовательного продукта.

Как отмечалось ранее разработка промежуточного продукта (образовательных программ) является важным этапом процесса образования. Представители бизнеса, заинтересованные в компетентности будущих специалистов, могут принять непосредственное участие в этом процессе за счет эффективного взаимодействия с учреждениями разных уровней образования: дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского. Результатом данного взаимодействия является внедрение образовательных программ с учетом требований потенциальных работодателей и самих обучающихся.

Посредством информационных технологий рекомендации заинтересованных лиц, учтенные при формировании промежуточного образовательного продукта, позволят определить направления совершенствования образования на основе существующих учебно-методических рекомендаций и стандартов. Формирование подобного рода партнерства позволит построить оптимальную траекторию обучения учебных групп и отдельных обучающихся.

Таким образом, предоставление образовательного продукта в условиях функционирования образовательного кластера является инновационным направлением в сфере образования, поскольку заинтересованные лица могут вносить предложения и замечания по содержанию образовательных программ и по организации учебного процесса, что представляется важным при подготовке специалистов, чьи профессиональные возможности соответствуют современным реалиям рынка труда.

Рецензенты:

Арзамасцев А. Д., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой управления и права ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.

Ларионова Н. И., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Фурин А.Г., Ахматов И.И. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ» ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8717 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Задумывались ли вы о создании собственного короткого или масштабного обучающего курса? Для конференции или серии мероприятий онлайн-продукт может стать возможностью для расширения линейки услуг, и, соответственно, аудитории. Онлайн-курс может быть направлен и на внутреннее обучение. Если вы планируете использовать в своем мероприятии волонтеров, то подробный видеокурс-инструктаж сэкономит время на их подготовку, а серия практических тестовых заданий поможет оценить готовность к работе.

«В обучении важно все, с виду простой вебинар состоит из множества компонентов. Поэтому, делаете ли вы прикладной продукт, ориентированный на узкую аудиторию или обучающий курс для широкой аудитории, начните с малого. Не делайте сразу большой проект, потренируйтесь на «пилоте».

20–21 марта в Москве состоится первая практическая конференция по онлайн-образованию EdmarketConf 2018 . Экспертными знаниями в области создания обучающих продуктов поделятся самые известные российские образовательные бренды.

Алексей Полехин

Операционный директор университета IT-профессий «Нетология»

Timepad попросил одного из ключевых спикеров конференции Алексея Полехина рассказать о том, как запустить собственный обучающий курс.

Планирование

Определите тему обучающего продукта. Проанализируйте аудиторию, в которую вы целитесь, составьте список навыков, которым вы будете ее обучать и определите, специалиста с какими навыками вы хотите получить «на выходе». Все должно быть очень конкретно.

Составьте подробный план программы. Опишите в нем основные показатели вашего курса: название, аудитория, продолжительность курса в часах. Сюда же войдет список экспертов, которых вы привлечете для участия в курсе, если вы собираетесь воспользоваться помощью приглашенных специалистов в нужной области.

Процесс обучения традиционно состоит из теоретической и практической частей. Вы даете слушателям какой-либо объем информации и затем проверяете как они его усвоили. В плане советую кратко отразить смысловые блоки теоретической части, чтобы стала понятна логика развития вашей учебной программы. Действуйте по схеме от большого к детальному: название блока, список занятий или микро-уроков.

Оптимальный объем пилотной программы - от трех до пяти тематических блоков, состоящих из двух-четырех занятий в каждом. Всегда двигайтесь от простого к сложному, увеличивая смысловую нагрузку постепенно.

Сформулируйте планируемый результат, достигаемый во время практических занятий или частей занятий. Это может быть разработанный слушателем проект, стратегический план, графический макет или какая-то другая практическая работа, отражающая полученные навыки.

Разработка образовательного продукта

Теперь можно приступать к сборке самого образовательного продукта. Начинаем с посадочной страницы, в основе которой -- ваш план (всего учебного процесса); именно на него будут ориентироваться потенциальные слушатели при выборе курса. Отсчитайте два месяца с момента запуска страницы - это и будет дата старта вашего курса. Этого времени достаточно, чтобы начать общаться с потенциальными слушателями, анализировать их потребности и ожидания и, одновременно, заниматься производством контента.

Говоря о двух месяцах и учитывая, что это ваш «пилотный» образовательный проект, я также подразумеваю, что он будет проходить в форме вебинаров. Это самая удобная форма проведения занятий, для тех, кто делает первые шаги в онлайн-обучении. В то же время, «живое» общение с преподавателями способствует вовлечению слушателей в процесс.

Выберите форму подачи вашего материала: простой рассказ с опорой на презентацию или демонстрация рабочих процессов в сервисах/приложениях. Технические аспекты принципов работы с приложениями и демонстрацию настроек чего-либо можно записать отдельно (в виде скринкаста) и приложить к материалам курса.

Помните, что мы начинаем с простого: не старайтесь вложить все свои знания в одно занятие. Слушатели попросту могут не справиться с тем объемом, который вы предлагаете. Рассчитывайте время вашего урока из правила: «на один слайд в среднем уходит две минуты». Отсюда, часовая лекция - это двадцать-двадцать пять слайдов плюс время на вопросы и ответы.

Время практики

Практические задания потребуют от вас детальной проработки и постоянной работы. Слушатель должен получить задание в виде: формулировка цели, описываемый навык, суть задания и алгоритм выполнения. На выполнение одного задания он должен потратить от одного до трех часов, в первый или второй день после его получения. Если срок не соблюден, напомните человеку о том, что ждете от него результата.

Дипломный проект - первая «осознанная» возможность слушателя на практике применить полученные знания и навыки. Формат проекта может быть разным - от компиляции проделанной работы до разработки собственного проекта под руководством наставника. Сделайте защиту диплома событием, оно придаст дополнительную значимость пройденному курсу.

Дело техники

В зависимости от того, как глубоко вы хотите «прокачать» ваш образовательный продукт, вы можете использовать в качестве технической базы Google Docs и таск-мессенджеры. Если ваше занятие состоит из вебинара, дополнительных текстовых или презентационных материалов, теста и опросника, то вам будет достаточно инструментария GoogleDocs, Trello или Basecamp.

Если у вас есть достаточно времени и желание сделать все красиво, попробуйте поставить курс на обучающую платформу (анг. LMS - learning management system). В качестве вебинарной платформы можно использовать проверенные Webinar.ru или Clickmeeting.com, добавьте к ним сервис по работе с рассылками и вы готовы к работе.

Старт

В образовании, как и везде, встречают по первому впечатлению. Нужно максимально серьезно отнестись к подготовке первого занятия. После того, как вы набрали группу, вышлите слушателям установочное письмо о том, что ваш семинар начнется буквально через пару дней. Включите в него короткое описание курса, напишите о том, как будут строиться занятия, познакомьте студентов с сотрудниками, которые будут сопровождать программу. Я рекомендую отправлять ссылку на вебинар за два часа до его начала и еще раз за пятнадцать минут до старта.

И снова, о технике. Вам потребуется хорошая HD-камера и хорошая гарнитура или микрофон, а также LED-панель для освещения места съемки. Если качество картинки и звука будут препятствовать восприятию информации, вы потеряете слушателя. Фон «задника» - однотонный, подойдет и стена, но только не домашние или офисные интерьеры. Камера должна находиться на уровне глаз, ваш ориентир - дикторы в программах новостей. Осуществите проверку связи и работоспособность вашей техники за полчаса до начала занятия. Скорость соединения должна быть на уровне 2-3 Мб/c, еще лучше, если вы подключитесь к интернету по кабелю.

И так, мы начинаем… Помните, что одиноко стоящая перед вами камера смотрит на вас глазами ваших слушателей. Улыбайтесь, шутите, задавайте вопросы. А главное, как можно больше смотрите в объектив. Старайтесь говорить без пауз и называйте слушателей по именам.

Сопровождение

Кроме непосредственного общения на вебинарах, поддерживайте интерес к учебе за пределами уроков. Создайте закрытую группу слушателей в Facebook, пригласите в нее слушателей, спланируйте регулярные публикации по вашей тематике. Напоминайте о занятиях, провоцируйте дискуссии, проводите конкурсы. Сервис Kuku.io вам в помощь! Начать общение можно с рассказа о себе.

Среди ваших слушателей обязательно найдутся те, кто больше других вовлечен в учебный процесс. Именно они в будущем будут рекомендовать ваши курсы и станут вашими «амбассадорами» и даже наставниками для новых слушателей, если вы планируете развивать свой образовательный продукт.»

Что осталось за кадром?

В этой статье мы не коснулись вопросов построения бизнес-плана, расчета расходной части, маркетингового бюджета и стратегии продвижения. На их обсуждение нам потребуется много часов. И такая возможность появится совсем скоро.

Все тонкости создания онлайн-курсов, их продвижения, технологии корпоративного образования будут детально рассмотрены в рамках практической конференции по онлайн-образованию EdmarketConf 2018 , на которую Timepad приглашает вас 20 и 21 апреля. Используйте промокод edm_timepad2000, чтобы получить скидку. Онлайн- и офлайн-форматы участия, быстрая регистрация и доступ к материалам конференции для всех участников.

ПРАКТИКУМ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ УЧЕНИКА НА УРОКЕ"

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКИМКУМА

  • Каковы типы и виды образовательных продуктов учеников?
  • Как сделать, чтобы образовательный продукт ученика был именно по изучаемой теме, а не стал «довеском» к ней? Как изучать тему, раздел, учебный предмет, чтобы через создание образовательных продуктов ученик осваивал тему, выполнял требования стандарта и реализовывал свой потенциал?
  • Как работать с материалом учебников, электронными ресурсами, чтобы они помогали создавать ученикам свой образовательный результат?
  • Как сделать, чтобы образовательный продукт ученика был уникальным? И одновременно относился к общему для всех предмету изучению?
  • Как работать с разными продуктами разных учеников? Чтобы не приводить их к одному единому результату, а сохранять многообразие индивидуальных траекторий учеников?
  • Как диагностировать и оценивать разные образовательные продукты учеников? Какой должна быть структура ученического портфолио, чтобы в нём отражались как формальные, так и содержательные результаты?

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:

УЧАСТНИКИ

1. Физлица - учителя начальной школы общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений.

2. Юрлица, при оплате учреждениями в Программе участвует группа педагогов количеством от 3 человек .

ОБЪЕМ (для получения официального Свидетельства) - 72 ч (24 часа в месяц).

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКУМА

Дистанционное научно-методическое сопровождение очной деятельности участников программы. Участники ведут очный образовательный процесс с включением в него предлагаемых методик, сообщают результаты, получают экспертные комментарии, корректируют учебный процесс.

А.В.Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, руководитель Научной школы человекосообразного образования.

ЧТО ПОЛУЧАЮТ УЧАСТНИКИ:

  • Структурную основу плана своей практической работы по теме Практикума.
  • Организационно-методические рекомендации по освоению базовых инноваций программы.
  • Комментарии и консультации персонального куратора и привлекаемых специалистов.
  • Экспертизу текущих и итоговых результатов освоения программы.

А также, по отдельному заказу:

  • Удостоверение об освоении программы Практикума.
  • Сертификат учителя-экспериментатора.
  • Сертификат участника инновационной деятельности Научной школы.
  • Свидетельство автора педагогических разработок.
  • Методическую литературу.

ПРОГРАММА ПРАКТКУМА

В программу Практикума входят следующие темы и вопросы:

Тема 1. Регистрация. Предварительное целеполагание участников Практикума

1.1. Краткая характеристика проблем и ожиданий участников по отношению к теме Практикума.
1.2. Диагностика происходящей практики с позиций продуктивного обучения.
1.3. Предварительные цели в форме ожидаемых результатов учеников и педагога.

Тема 2. Виды и типы образовательных результатов учащихся. Диагностика практики.

2.1. Виды образовательных результатов ученика: внешние (созданные учеником образовательные продукты); внутренние (личностные качества ученика).
2.2. Типы комплексных образовательных продуктов ученика: предметный; метапредметный; методологический.
2.3. Диагностика образовательной практики: первичный срез. Пробные задания ученикам на создание продуктов. Выявление уровня владения учениками универсальными действиями (УУД) по созданию образовательных продуктов. Анализ результатов первичного среза (в конце практикума срез повторите, чтобы определить приращения).

Тема 3. Учебные задания по созданию учениками предметных образовательных продуктов

3.1. Типы учебных заданий на создание учениками предметных продуктов.
3.2. Формы предметного продукта ученика (идея, образ, рисунок, поделка, вопрос, текст, условие задачи и т.п.);
3.3. Подбор и разработка учебных заданий по созданию учениками предметных образовательных продуктов на уроках.
3.4. Применение предметных продуктивных заданий на уроках. Анализ результатов.

Тема 4. Проблемы реализации принципа продуктивности при разработке и проведении урока.

4.1. Продолжение разработки и применения учебных заданий разных типов на создание учениками предметных образовательных продуктов.
4.2. Рефлексия происходящей практики. Фиксация основных успехов и затруднений учеников и учителя. Поиск путей их решения.

Тема 5. Отражение принципа продуктивности в учебной программе по предмету.

5.1. Анализ предметного содержания образовательных продуктов учеников. Соответствие организуемой практики учебной программе по предмету.
5.2. Креативные УУД как условие создания образовательного продукта.
5.3. Модернизация учебной программы по предмету: фиксация в учебной программе вопросов и тем, которые будут изучены через продуктивную деятельность учеников. Планирование перечня типов и форм продуктов, которые будут созданы учениками в данный период.

Тема 6. Формы образовательных продуктов: элементарные и комплексные.

6.1. Составление оптимального списка элементарных образовательных продуктов учеников для создания на уроках по предмету. Реализация списка на уроках. Учёт ученических результатов.
6.2. Формы комплексных образовательных продуктов: Исследование (эксперимент, анализ, решение проблемы, доказательство теоремы); Проект (модель, макет, сайт, книга, мероприятие, акция); Произведение (литературное, художественное, техническое, педагогическое, методологическое).
6.3. Участие учеников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, предметных неделях ЦДО «Эйдос» с целью освоения форм образовательных продуктов (отдельная регистрация). Анализ образовательных результатов учеников. Корректировка программы занятий.

Тема 7. Типы уроков по созданию учениками предметных продуктов. Диагностика и оценка образовательных результатов ученика.

7.1. Виды учебной деятельности, приводящие к созданию учениками предметных продуктов.
7.2. Универсальные учебные действия, обеспечивающие создание учеником предметного продукта.
7.3. Разработка и проведение типов уроков, обеспечивающих наиболее продуктивные результаты учащихся.
7.4. Диагностика и оценка внешних образовательных продуктов. Диагностика и оценка действий, умений, компетентностей учащихся по созданию образовательных продуктов.

Тема 8. Рефлексивный анализ. Оформление и представление результатов.

8.1. Рефлексия учащихся и учителя по итогам экспериментальной работы. Оформление выполненных разработок (учебных заданий, уроков, их результатов) для представления на Педсовет ЦДО «Эйдос» (отдельная регистрация).
8.2. Обсуждение полученных результатов на дистанционном заседании Педсовета ЦДО «Эйдос». Получение рекомендаций Педсовета для последующей деятельности.
8.3. Подготовка индивидуальных педагогических разработок к публикации в журнале «Эйдос». Заказ и получение Удостоверений, Свидетельств, Сертификатов.

gastroguru © 2017