Совокупность взаимосвязанных взаимодействующих групп общества называется. Социально-классовая структура общества

Тест по обществознанию Социальная структура общества для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Признаком биосоциальной группы является

1) доход
2) образование
3) возраст
4) власть

2. Разделение на социальные группы, занимающие разное положение в обществе, называется

1) социальной дифференциацией
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальной адаптацией

3. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними называется

1) социальным институтом
2) социальной структурой
3) социальной группой
4) стратой

4. Племя, народность, нация - это

1) классовые общности
2) этнические группы
3) демографические группы
4) кровнородственные общности

5. Верны ли следующие суждения о формировании социальных групп?

А. Социальные группы формируются в ходе сознательной и организующей деятельности людей.
Б. Социальные группы формируются независимо от сознания и воли людей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о маргинальной личности?

А. Маргинальная личность может стать носителем различных антидемократических тенденций в обществе.
Б. Маргинальная личность может стать опорой прогрессивных преобразований в обществе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальная мобильность представляет собой усиление социального неравенства.
Б. Социальная мобильность представляет собой рост среднего класса.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Известный социолог П. А. Сорокин сравнивал величины самого низкого и самого высокого доходов в различных странах в разные исторические периоды. Так, в средневековой Германии данное соотношение составляло 10000:1, а в средневековой Англии - 600:1. Этот пример иллюстрирует

1) социальную мобильность
2) социальное неравенство
3) социальную коммуникацию
4) социальную адаптацию

9. Укажите пример нисходящей вертикальной социальной мобильности

1) гражданин Н. перешёл с руководящей должности на рядовую работу
2) инженер К. перешёл с государственного предприятия в частную фирму
3) учитель Т. перешёл на работу директором соседней школы
4) гражданин Р. перешёл с военной службы на гражданскую

10. Из 92 римских императоров 36 начинали с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение - маршалы, генералы назначенные им короли Европы - вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и другие командующие достигли самого высокого положения благодаря армии. Эти примеры иллюстрируют роль армии в качестве

1) маргинальной группы
2) социальной лестницы
3) социального статуса
4) социального лифта

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

2. Установите соответствие между примерами социальной мобильности и её видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры социальной мобильности

А) увольнение работника
Б) перемещение специалиста из одной профессии в другую
В) переезд жителя из города в деревню
Г) повышение человека в должности
Д) разорение предпринимателя

Виды социальной мобильности

1) восходящая вертикальная
2) нисходящая вертикальная
3) горизонтальная

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В течение 5 лет в России сформировался высший класс собственников, составляющий около 5% всего населения, образовались социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности. (Б) Середину социальной пирамиды занимают мелкие предприниматели. (В) По мере того как будет повышаться жизненный уровень населения, средняя часть пирамиды может пополняться всё большим числом представителей слоёв общества, ориентированных на бизнес, профессиональный труд и карьеру. (Г) Из неё скорее всего и родится средний класс России.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответы на тест по обществознанию Социальная структура общества для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-1
3-2
4-2
5-3
6-3
7-4
8-2
9-1
10-4
Задания с кратким ответом
1. Маргинальная
2. 23312
3. 1122

Социальная структура общества

Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей


Усложнение социальной структуры – главная тенденция изменений


Трудовой коллектив – это:

макрогруппа

микрогруппа

социальная общность

страта


К биосоциальной дифференциации относится:

политическая

экономическая

демографическая

профессиональная


Этнос

Совокупность людей, обладающих общностью культуры и осознающих эту общность


Род и племя

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического).

Племя – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей.


Народность

исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи


Нации

высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания


Национальные отношения в современном мире


Пути решения национального вопроса

демократизация всех сторон общественной жизни

соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем

предоставление всем народам максимально широкого самоуправления

отказ национальных меньшинств от сепаратизма

постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом и шовинизмом


Определяющим условием формирования нации является:

общий язык

общая территория

общность экономической жизни

общность культуры


Нации возникли:

в первобытном обществе

в рабовладельческом обществе

в феодальном обществе

в буржуазном обществе


Космополитизм – это:

А. Отказ от локальной ограниченности.

Б. Отказ от узости национальных перспектив.

верно только А

верно только Б

верно и А, и Б

оба утверждения неверны


Семья

Функции семьи:

репродуктивная

воспитательная

воспроизводства рабочей силы

хозяйственно-бытовая

досуговая

эмоционально-психологической защиты


Этапы развития семейно-брачных отношений

Неупорядоченные половые связи

Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами)

Групповая семья

Парная семья

Моногамная семья (более прочные брачные узы)

Партнерская (нуклеарная) семья


Тенденции в развитии современной семьи

Женщины приобрели большую экономическую самостоятельность , но им стало труднее выполнять семейные обязанности

Увеличивается число разводов

Сокращается рождаемость

Растет число гражданских браков


Главная функция семьи:

воспитательная

репродуктивная

досуговая

воспроизводство рабочей силы


Социальная структура традиционного общества

Сословия – социальные группы, положение которых закреплялось законом и передавалось по наследству

Касты – замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусом


Класс

К.Маркс и В.Ленин

место класса в исторически определенной системе общественного производства

роль класса в общественной организации труда

отношение класса к собственности на средства производства


Средний класс


Страты

Стратификация – процесс, в результате которого группы людей оказываются неравными друг другу и объединяются в иерархически расположенные слои


Слои в современном российском обществе

Элита (олигархи, высшая бюрократия, генералитет) – 3-5%

Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса) – 12-15%

Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие) – 60-70%

Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10-15%

Десоциализированное дно или андеркласс (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3-5%


Тенденции в развитии социальной структуры российского общества

дифференциация (появление новых слоев и групп)

интеграция (сближение условий труда)

маргинализация (увеличение числа людей, занимающих промежуточное положение между основными социальными слоями)

люмпенизация (увеличение количества людей, опустившихся на дно общественной жизни)

поляризация (увеличение числа людей, живущих за чертой бедности)


Молодежь как социальная группа

потенциальная сила (способность совершенствовать социальную структуру)

специфика сознания (преобладание побудительно-мотивационной направленности)

формирование внутреннего мира личности

главные приоритеты – образование и получение профессии

включенность в различные объединения по интересам

наличие собственной субкультуры


Главным признаком классов является:

место в исторически определенной системе общественного производства

роль в общественной организации труда

отношение к собственности на средства производства


Социальная мобильность

Виды мобильности:

Добровольная (в связи с изменением места работы, должности, места жительства…)

Вынужденная (под влиянием структурных изменений в обществе – индустриализация, компьютеризация...)

Индивидуальная

Групповая

Вертикальная (повышение или понижение статуса )

Восходящая (переход в более высокий социальный слой)

Нисходящая (переход в более низкий социальный слой)

Горизонтальная (не ведет к изменению социального статуса)


Факторы социальной мобильности

система общественного устройства (традиционное / индустриальное общество)

изменения технологии общественного производства (появление новых профессий)

социальные потрясения (войны, революции)

образование

социальный статус семьи


Виды статусов


Проявлением вертикальной социальной мобильности выступает:

переезд из одного района в другой

выход на пенсию

повышение в должности

рождение ребенка


Социальная роль


Социальный контроль


Нормы

Обычаи и традиции

Правовые нормы

Политические нормы

Моральные нормы

Религиозные нормы


Санкции

формальные позитивные

неформальные позитивные

формальные негативные

неформальные негативные


Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

верно только А

верно только Б

верно и А, и Б

оба утверждения неверны


Конфликт

Г. Спенсер (1820-1903): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно.

К. Маркс (1818-1883): конфликт носит временный характер, его может разрешить социальная революция

Г. Зиммель (1858-1918): конфликты неизбежны и даже полезны (помогают людям четче осознавать свои интересы, способствуют внутригрупповому сплочению и т.д.)


Субъекты конфликта

Свидетели – те, кто наблюдает за конфликтом со стороны.

Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту.

Пособники – люди, содействующие развитию конфликта, оказывающие конфликтующим сторонам помощь.

Посредники – те, кто своими действиями пытается предотвратить, остановить или разрешить конфликт.


инцидент (повод) эскалация конфликта консенсус


Виды конфликтов

в зависимости от конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, межгрупповые…)

по длительности и характеру протекания (долговременные, кратковременные, разовые, затяжные…)

по форме (внутренние, внешние)

по масштабу распространения (локальные, региональные, глобальные)

по используемым средствам (ненасильственные, насильственные)

по сферам , в которых они происходят


Политический конфликт

Политический конфликт

Национально-этнический конфликт

Социально-экономический конфликт

Культурный конфликт


Условия и способы разрешения конфликта

Условия:

выявление существующих противоречий, интересов, целей

обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий

совместный поиск путей преодоления конфликта


Социальное государство

Основные черты социального государства:

развитые рыночные отношения , многообразие форм собственности, свобода предпринимательства

механизм цен и конкуренция без вмешательства государства

свобода выбора для наемных работников

разумное соотношение между рыночными принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи

высокий жизненный уровень населения

развитое социальное законодательство

эффективная политика по обеспечению социальных, экономических, культурных прав человека


1) социальной политикой 3) социальным неравенством

2) социальной мобильностью 4) социальной структурой

Что из перечисленного является значимым признаком для определения социаль-

Ной структуры общества?

1) познавательные интересы людей

2) особенности характера людей

3) умственные способности людей

4) уровень образования людей

Структура общества представлена социальными группами и общностями в много-

Образии их связей. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселен-

Ческому) признаку?

1) женщины 3) программисты

2) подростки 4) петербуржцы

А. Социальная структура общества - это совокупность связей и отношений между соци-

альными группами.

Б. Социальная структура отражает внутреннее строение общества.

Внутреннее устройство общества, отражающее связь его основных сторон, назы-

Вают

1) социальным статусом 3) социальной мобильностью

2) социальной структурой 4) социальным неравенством

Совокупность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее

Строение общества, называют

1) социальным институтом 3) социальной структурой

2) социальной мобильностью 4) социальным неравенством

Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?

1) москвичи 3) консерваторы

2) молодёжь 4) военнослужащие

Щества?

1) пожилые люди, молодёжь 3) маргиналы, средние слои

2) русские, украинцы 4) православные, буддисты

Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру об-

Щества?

1) женщины, мужчины 3) белорусы, татары

2) родители, дети 4) мусульмане, христиане

Структура общества представлена социальными общностями и группами в мно-

Гообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному при-

Знаку?

1) пассажиры 3) горожане

2) мужчины 4) инженеры

Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) священнослужители 3) мусульмане

2) европейцы 4) женщины

Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп

В многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому при-

Знаку?

1) воронежцы 3) офицеры

2) демократы 4) женщины

Какую социальную общность выделяют по этносоциальному признаку?

1) православные 3) словаки

2) подростки 4) избиратели

Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

1) петербуржцы 3) наёмные работники

2) преподаватели физики 4) молодёжь

Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. К малым группам относят этнические общности.

Б. Социальные группы, чья деятельность определяется нормативными документами, на-

зываются формальными.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?

А. Социальная структура общества включает в себя слои, классы, этносы.

Б. Социальная структура общества меняется в связи с экономическим развитием общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Структура общества представлена социальными группами и общностями в мно-

Гообразии их связей. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселен-

Ческому) признаку?

1) женщины 3) либералы

2) подростки 4) ростовчане

Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России ещё до Революции 1917 г. Т. хо-

Рошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это про-

Явление признаков общности

1) демографической 3) этнической

2) территориальной 4) сословной

Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

1) пассажиры 3) инженеры

2) мужчины 4) горожане

К малым социальным группам можно отнести

1) граждан страны 3) пенсионеров региона

2) студентов вузов 4) учеников класса

Члены этой социальной общности обладают правами, обязанностями и приви-

Легиями, закреплёнными обычаями и юридическим законом. Данная группа является

Социальная структура – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. То есть, это анализ всех значимых различий между людьми в процессе их жизнедеятельности.

-) Сословно-классовая структура

--) Классовая структура общества

Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других групп по отношению к средствам производства (владение средствами производства или нет), по месту в системе общественного производства (эксплуататоры или эксплуатируемые) и по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе).

--) Социальная стратификация

Социальная стратификация – (лат. stratum – слой, пласт) – дифференциация данной совокупности людей на страты (слои) из-за неравномерного распределения функций управления, власти и влияния, прав и привилегий, престижа и уважения. На основе социальной дифференциации общества создается система стимулов к труду с целью изменения своего социального и имущественного положения.

Социальные страты – выделение групп по:

---) роли в общественной организации труда (организаторы и руководители производства или рядовые исполнители) ;

---) способам и долей получения общественного богатства (трудовые и нетрудовые) ;

---) размеру получаемых доходов;

---) уровню и средствам получения дохода;

---) физическому и умственному труду;

---) выполнению функций управления или подчинения;

---) размерам получаемого дохода (львиная доля или жалкие крохи) ;

---) месту жительства;

---) времяпровождению;

---) любительским интересам;

---) склонностям к определенным свободным видам деятельности.

Маргинальные слои – группы людей, не вписывающихся в социальную структуру данного общества (■ выходцы из села, не вписавшиеся в правила поведения и ценности городских жителей, инвалиды, безработные, бродяги, тунеядцы, нищие, преступники). Сословия – социальные группы, обладающие закрепленными в обычаях или законах и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Касты (лат. castus – чистый) – замкнутые группы людей, выполняющие специфические, передающиеся по наследству, социальные функции.

-) Профессионально-образовательная структура

Это люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и экономисты.

-) Этническая структура общества

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), обладающая общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Племя – объединение вышедших из одного рода, но впоследствии отделившихся друг от друга родов.


Народность – объединение людей по территориальным, соседским связям.

Нация – форма общности людей, характеризующейся признаками: --) общность территории,

--) общность языка,

--) общность экономической жизни,

--) общие черты психического склада, закрепленные в менталитете данного народа,

--) национальное самосознание.

-) Поселенческая структура

Поселенческая структура – пространственная форма организации общества (■ горожане и селяне). Город – исторически конкретная социально-пространственная форма существования общества, возникшая вследствие общественного разделения труда (отделение ремесла от сельского хозяйства), место сосредоточения населения, занятого преимущественно не сельскохозяйственным трудом

-) Демографическая структура

Семья – малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства, объединённая общностью быта и взаимной моральной ответственностью за воспитание детей.

Функции семьи:

--) Репродуктивная – воспроизводство людей.

--) Хозяйственно-потребительская – ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, осуществление «семейной власти».

--) Воспитательная – социализация ребенка – его подготовка к будущей самостоятельной жизни.

Социальная структура общества

1. Понятие социальной структуры и её составные элементы.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм. Чтобы более наглядно представить всю слож­ность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества.

1. Социальный состав общества - это сов окупность взаимодей­ ствующих социальных общностей, соци альных групп и индивидов, обра­ зующих конкретное общество. Каж дая социальная общность занима­ ет определенное место, определен ную позицию в социальной струк­ туре. Одни социальные общности за нимают более выгодные позиции, другие - менее выгодны е. Кроме того, в самой социаль­ ной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды)
также занимают разные социальн
ые позиции и имеют разные соци­ альные статусы (рис. 1).

2. Институциональная структ ура общества - это совокупность взаимодействующих социальных ин ститутов, обеспечивающих устой­ чивые формы организации и управления обществом. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношения в определенной сфере общества, например политические институты (государство, партии и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономиче­ские - в экономической (рис. 2).

3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общно­стей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент Украины в соответствии с Конституцией Украины переизбирается каждые пять лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; роди­тели стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения.

4. В демократическом обществе все социальные институты фор­мально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, поли­тические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеются свои социаль­ные статусы, которые также не равнозначны. Например, статус пре­зидента в политических институтах является главным; статус депу­тата парламента более значим, чем статус рядового избирателя; ста­тус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника, и т. д.

Социальная общность

Социальная общность - это большая или малая группа людей, об­ладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид - гражданин своей страны - одновременно может быть членом таких боль­ших социальных общностей, как этническая, территориальная, про­фессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп - семьи, рабочей брига­ды, научного отдела, круга друзей и т. д. В общности объединяются люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики); с общими этническими признаками (русские, татары, эвенки); с примерно одинаковым со­циальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д.

Социальная общность не является суммой отдельных индиви­дов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает собственными источниками саморазвития и является субъ­ектом социального взаимодействия.

Социальные общности отличаются большим разнообразием ви­дов и форм, например, по следующим признакам:

  • по количественному составу - от двух-трех человек до десят­ков и даже сотен миллионов;
  • по продолжительности существования - от нескольких ми­нут до многих тысячелетий;
  • по базовым системообразующим признакам - профессиональные, территориальные, этнические, демографические,
    социокультурные, конфессиональные и др.

Основной формой социальных общностей являются социальные группы.

Общество в своей конкретной жизненной реальности высту­пает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллек­тивах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социаль­ная группа - это своеобразный посредник между отдельным ин­дивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность-общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определеннойсоциальной группе, посредством которой он участвует в жизни об­щества. Членство в различных группах определяет статус и авто­ритет человека в обществе.

2. Социальная стратификация.

Еще Платон и Аристотель делили общество (государство) на три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Впослед­ствии деление социальных групп и индивидов на категории получи­ло название социально-классовой структуры общества.

Социально-классовая структура общества - это совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отноше­ний между ними.

Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве людей, М. Вебер ввел такие до­полнительные критерии определения социальной принадлежности, как социальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по М. Веберу, может не зависеть от богатства и нласти. Например, ученые, юристы, священники, общественные деятели могут иметь относительно небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем многие богатые предприни­матели или высокопоставленные чиновники.

Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли П. Сорокин, Т. Парсоис, Я. Шилз, Б. Барбер, У. Мур и др. Так, уче­ный-социолог П. Сорокин наиболее четко обосновал критерии при­надлежности людей к той или иной страте. Он выделяет три основ­ных критерия: экономический, профессиональный, политический.

Теория социальной стратификации дает более реальное представ­ление о социальной структуре современного общества, нежели мар­ксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграниче­ния (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, пре­стижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

Социальная стратификация - это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархиче­ском ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum - слой, пласт) - социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является есте­ственное и социальное неравенство людей.

Социально-классовую структуру современного общества приня­то делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации по тем или иным социаль­ным признакам каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои-страты.

Число делений на классы и страты может зависеть от конкрет­ных задач социологического исследования. Если целью исследова­ния является получение общего представления о социальной струк­туре общества, то число делений будет небольшим. Если же необхо­димо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования.

При исследовании социальной структуры необходимо учитывать, что социальный состав общества (деление на социальные общности), как правило, не совпадаете социально-классовой дифференциацией. Например, высококвалифицированный рабочий по уровню доходов, по образу жизни и способам удовлетворения своих потребностей мо­жет быть отнесен к среднему классу, а рабочий низкой квалифика­ции - к низшему.

Каждое общество стремится институанализировать социальное неравенство для того, чтобы никто не мог произвольно и хаотично менять структуру социальной стратификации. Для этого существуют особые механизмы (институты), защищающие и воспроизводящие социальную иерархию. Например, институт собственности дает раз­личные шансы богатому наследнику и выходцу из бедной семьи; институт образования позволяет легче сделать карьеру тем, кто при­обрел соответствующие знания; членство в политической партии предоставляет возможность сделать политическую карьеру и т. д.

В разных сферах жизнедеятельности индивид может занимать различные социальные позиции. Например, человек, имеющий вы­сокий политический статус, может получать относительно неболь­шие доходы, а богатый предприниматель - не иметь должного об­разования и т. д. Поэтому для определения социального положения конкретного индивида или социальной группы в эмпирических ис­следованиях используют интегральный показатель социальной пози­ции (интегральный статус), который определяется по совокупности всех измерений.

Кроме указанного метода, существуют и другие, например ме­тод самоклассификации, суть которого заключается в самооценке своей классовой принадлежности. Он не может считаться объектив­ным с точки зрения критериев оценки, но в значительной степени отражает классовое самосознание людей.

3. Социальная мобильность и маргинальность.

Относительная устойчивость социальной структуры общества не означает, что в ней не происходят какие-либо движения, изменения и перемещения. Уходят одни поколения людей, а их места (статусы) занимают другие; появляются новые виды деятельности, новые про­фессии, новые социальные статусы; индивид на протяжении своей жизни неоднократно может (вынужден) менять свое социальное по­ложение и т. д.

Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» введен в социологию П. А. Сорокиным, который рас­сматривал социальную мобильность как любое изменение социаль­ного положения. В современной социологии теория социальной мо­бильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.

Различают следующие виды социальной мобильности:

  • вертикальная восходящая и нисходящая мобильность. Напри­мер, индивид занимает более высокую должность, значитель­но улучшает свое материальное положение, побеждает на вы­борах или наоборот, теряет престижную работу, его фирма банкротится и проч.;
  • горизонтальная мобильность - перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя;
  • индивидуальная мобильность - отдельный индивид перемеща­ется асоциальном пространстве в том или ином направлении;
  • групповая мобильность - целые социальные группы, социаль­ные слои и классы меняют свое социальное положение в со­циальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из-за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер.

Перемещения больших социальных групп особенно интенсивно происходят в периоды структурной перестройки экономики, острых социально-экономических кризисов, больших социально-политиче­ских потрясений (революция, гражданская война и др.). Например, революционные события 1917 г. в России и Украине привели к свержению ста­рого правящего класса и формированию новой правящей элиты, но­вых социальных слоев. В настоящее время в Украине также происхо­дят серьезные политические и экономические изменения. Меняются социально-экономические отношения, идеологические ориентиры, политические приоритеты, появляются новые социальные классы и социальные слои.

Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Новый статус, новая роль, новая социо­культурная среда диктуют свои условия, свои правила игры. Адапта­ция к новым условиям нередко сопряжена с радикальной пере­стройкой жизненных ориентации. Кроме того, и сама новая соци­альная среда имеет своего рода фильтры, осуществляя отбор «своих» и отторжение «чужих». Бывает так, что человек, потеряв свою со­циокультурную среду, не может адаптироваться в новой. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между дву­мя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предпри­ниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой среды он чу­жой - «мешанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мел­ким предпринимательством, тяготится своим положением; для него новая среда - чужая. Нередко он становиться объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособлен­ных к условиям своей среды «коллег по цеху».

Маргиналыюсть (франц та rgi па1 - крайний) - понятие соци­ально-психологическое. Это не только определенное промежуточ­ное положение индивида в социальной структуре, но и его собст­венное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргина­лом. Маргинал - это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргиналыюсть люди, вынужденные сменить вид деятельно­сти, профессию, социокультурную среду, место жительства и др. (например, беженцы).

Необходимо различать маргиналыюсть как составную часть есте­ственной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. «Естественная» маргинальность не име­ет массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая марги­нальность, принимающая затяжной долговременный характер, сви­детельствует о кризисном состоянии общества.

4. Социальные институты.

Социальный институт - относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической сфере т т. д.

Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества, и наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношений собственности, наследования и др.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему.

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемее институтами, носят обезличенный характер. Например, институт семьи - это не конкретные родители, дети и другие члены семьи, а определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Поэтому любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, должен выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т. д.).

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами.

Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения, выделяются денежные средства и другие ресурсы.

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам. Основными социальными институтами в обществе являются:

институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;

политические институты (государство, партии и др.) - потребности в безопасности, порядке и управлении;

экономические институты (производство, собственность и др.) - потребности в добывании средств существования;

институты образования - потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

институты культуры - потребности в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;

институты религии - потребности в решении духовных проблем.

Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.

5. Социальные организации.

Общество как социальная реальность упорядочено не только институциально, но и организационно. Социальная организация является определенным способом совместной деятельности людей, за которой она приобретает формы упорядоченной, урегулированной, скоординированной, направленной на достижение конкретных целей взаимодействия. Организация как процесс налаживания и согласование поведения индивидов присуща всем общественным образованиям: объединениям людей, организациям, учреждениям и т.д.

Социальная организация - социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко-формализованных структур.

Формальные организации. Они строят социальные отношения на основании регламентации связей, статусов, норм. Ими являются, например, промышленное предприятие, фирма, университет, муниципальная структура (мэрия). Основой формальной организации является разделение труда, ее специализация по функциональному признаку. Чем более развита специализация, тем багатостороннее и сложнее будут административные функции, тем более многогранна структура организации. Формальная организация напоминает пирамиду, в которой задания дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального разделения труда, ей присуща координация, руководство (иерархия должностных позиций) и различные специализации по вертикали. Формальная организация - рациональная, для нее характерны служебные связи между индивидами; она принципиально безличная, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми устанавливаются стандартизованные отношения, основанные на формально-деловом общении. При определенных условиях эти особенности формальной организации превращают ее в бюрократическую систему.

Неформальные организации . Основаны они на товарищеских отношениях и личном выборе связей участников и характеризуются социальной самостоятельностю. Ими являются любительские группы, отношения лидерства, симпатий и т.д. Неформальная организация имеет значительное влияние на формальную и стремится изменить существующие в ней отношения соответственно своим потребностям.

Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные сообщества, невозможно достичь без социальных организаций, что предопределяет их вездесущность и разнообразие. Наиболее значимые среди них:

Организации по производству товаров и услуг (промышленные, сельскохозяйственные, сервисные предприятия и
фирмы, финансовые учреждения, банки);

Организации в области образования (дошкольные, школьные,
высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования);

Организации в области медицинского обслуживания,
охраны здоровья, отдыха, физической культуры и
спорта (больницы, санатории, туристические базы, стадионы);

Научно-исследовательские организации;

Органы законодательной, исполнительной власти.

Их называют еще деловыми организациями, которые выполняют общественно полезные функции: кооперация, сотрудничество, подчинение (соподчинение), управление, социальный контроль.

В целом каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном, политическом и социальном окружении, должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, работать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.

gastroguru © 2017