Выбор читателей
Популярные статьи
Тест по обществознанию Социальная структура общества для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).
Задания с выбором ответа
1. Признаком биосоциальной группы является
1) доход
2) образование
3) возраст
4) власть
2. Разделение на социальные группы, занимающие разное положение в обществе, называется
1) социальной дифференциацией
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальной адаптацией
3. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними называется
1) социальным институтом
2) социальной структурой
3) социальной группой
4) стратой
4. Племя, народность, нация - это
1) классовые общности
2) этнические группы
3) демографические группы
4) кровнородственные общности
5. Верны ли следующие суждения о формировании социальных групп?
А. Социальные группы формируются в ходе сознательной и организующей деятельности людей.
Б. Социальные группы формируются независимо от сознания и воли людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о маргинальной личности?
А. Маргинальная личность может стать носителем различных антидемократических тенденций в обществе.
Б. Маргинальная личность может стать опорой прогрессивных преобразований в обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальная мобильность представляет собой усиление социального неравенства.
Б. Социальная мобильность представляет собой рост среднего класса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Известный социолог П. А. Сорокин сравнивал величины самого низкого и самого высокого доходов в различных странах в разные исторические периоды. Так, в средневековой Германии данное соотношение составляло 10000:1, а в средневековой Англии - 600:1. Этот пример иллюстрирует
1) социальную мобильность
2) социальное неравенство
3) социальную коммуникацию
4) социальную адаптацию
9. Укажите пример нисходящей вертикальной социальной мобильности
1) гражданин Н. перешёл с руководящей должности на рядовую работу
2) инженер К. перешёл с государственного предприятия в частную фирму
3) учитель Т. перешёл на работу директором соседней школы
4) гражданин Р. перешёл с военной службы на гражданскую
10. Из 92 римских императоров 36 начинали с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение - маршалы, генералы назначенные им короли Европы - вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и другие командующие достигли самого высокого положения благодаря армии. Эти примеры иллюстрируют роль армии в качестве
1) маргинальной группы
2) социальной лестницы
3) социального статуса
4) социального лифта
Задания с кратким ответом
1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
2. Установите соответствие между примерами социальной мобильности и её видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры социальной мобильности
А) увольнение работника
Б) перемещение специалиста из одной профессии в другую
В) переезд жителя из города в деревню
Г) повышение человека в должности
Д) разорение предпринимателя
Виды социальной мобильности
1) восходящая вертикальная
2) нисходящая вертикальная
3) горизонтальная
3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В течение 5 лет в России сформировался высший класс собственников, составляющий около 5% всего населения, образовались социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности. (Б) Середину социальной пирамиды занимают мелкие предприниматели. (В) По мере того как будет повышаться жизненный уровень населения, средняя часть пирамиды может пополняться всё большим числом представителей слоёв общества, ориентированных на бизнес, профессиональный труд и карьеру. (Г) Из неё скорее всего и родится средний класс России.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответы на тест по обществознанию Социальная структура общества для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-1
3-2
4-2
5-3
6-3
7-4
8-2
9-1
10-4
Задания с кратким ответом
1. Маргинальная
2. 23312
3. 1122
Социальная структура общества Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей Микрогруппы семья, трудовой коллектив, небольшое число участников, которые знают друга, имеют общую цель Макрогруппы нации, классы большое количество людей, не знающих друга, оказывают определяющее влияние на социальный процесс
ОБЩЕСТВО СОСТОИТ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ: классы, сословия, касты, страты КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИ НАДЛЕЖИТ К КАКОЙ НИБУДЬ ИЗ ЭТИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ИЛИ ЗАНИМАЕТ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
Основные типы социальных групп Касты – закрытая социальная группа. Человек с рождения и до смерти являлся членом одной касты. Кастовое деление характерно для Индии. БРАХМАНЫ КШАТРИИ ВАЙШЬЯ ШУДРЫ
Основные типы социальных групп Сословия – большие группы людей, объединенные одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. ФЕОДАЛЫ ДУХОВЕНСТВО КРЕСТЬЯНЕ
Основные типы социальных групп Классы – большие группы людей, различающиеся своим отношением к средствам производства. Классы начали формироваться с началом индустриальной эпохи. БУРЖУАЗИЯ ПРОЛЕТАРИАТ
Основные типы социальных групп Страты – социальный слой или группа, объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным) ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ФЕРМЕРЫ СЛУЖАЩИЕ
Показатели стратификации n n ДОХОД – количество денежных поступлений человека или семьи за определенный период времени ОБРАЗОВАНИЕ – число лет обучения ВЛАСТЬ – возможность навязывать свою волю и решения другим людям ПРЕСТИЖ – уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении
Причины социального неравенства 2 теории: n Люди различны от природы (ум, талант, характер) n Самые способные выполняют наиболее важную общественную работу n Неравенство – естественная черта общественного развития n Определенная группа овладевает средствами производства, получая экономическую власть и возможность эксплуатировать трудящихся n Неравенство следствие экономического неравенства
Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Дифференциация по социальным причинам Экономическая дифференциация (богатые, средний слой, бедные) Политическая дифференциация (управляющие и управляемые, лидеры и масса) Профессиональная дифференциация Дифференциация по биологическим причинам Этническая дифференциация (народы, племена) Демографическая дифференциация (пол, возраст, место проживания)
Слои в современном российском обществе 1. 2. 3. 4. 5. Элита (олигархи, высшая бюрократия, генералитет) – 3 -5% Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса) – 12 -15% Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие) – 60 -70% Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10 -15% Десоциализированное дно (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3 -5%
n маргиналы (люди, занимающие промежуточное положение между основными социальными слоями) n люмпены (люди, опустившиеся на дно общественной жизни)
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение человека в обществе Предписанный статус – положение, получаемое от рождения. пол, национальность, возраст, социальное происхождение Достигаемый – положение, достигнутое своими усилиями. профессия, образование, должность
Основные характеристики статуса личности n n n Территориальный статус (горожанин, беженец, бомж) Пол (женщина, мужчина) Возраст (ребенок, взрослый, пожилой) Раса (негроидная, европеоидная, монголоидная,) Национальность Здоровье (здоровый, инвалид) Профессия Политические взгляды, Религиозные взгляды Образование Доход
перемещение отдельных людей и групп из одного слоя в другой Социальная мобильность Виды мобильности: 1. Добровольная (в связи с изменением места работы, должности, места жительства…) 2. Вынужденная (под влиянием структурных изменений в обществе – индустриализация, компьютеризация. . .) 3. Индивидуальная 4. Групповая 5. Вертикальная (повышение или понижение статуса) 6. Горизонтальная (не ведет к изменению социального статуса)
На протяжение жизни человек меняет принадлежность к социальным группам – это проявление социальной мобильности. горизонтальная верт икал ьная
Факторы социальной мобильности n n n система общественного устройства (традиционное / индустриальное общество) изменения технологии общественного производства (появление новых профессий) социальные потрясения (войны, революции) образование социальный статус семьи семья школа армия церковь П. Сорокин Лифты (каналы)
Проявлением вертикальной социальной мобильности выступает: 1) 2) 3) 4) переезд из одного района в другой выход на пенсию повышение в должности рождение ребенка
Социальная роль – соответствующее статусу поведение ЧЕЛОВЕК ОПРЕДЕЛЕННОГО СТАТУСА ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ ПРЕДПИСАННЫЕ ЭТОМУ СТАТУСУ РОЛЬ- ПРАВИЛА И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЕСЛИ ОЖИДАНИЯ НЕ ОПРАВДЫВАЮТСЯ И ЧЕЛОВЕК ОТХОДИТ ОТ ПРЕДПИСАННОЙ ЕМУ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ ПОВЕДЕНИЯ ТО В ОТНОШЕНИИ ЕГО СЛЕДУЮТ САНКЦИИ. Требования различных социальных ролей могут вступать в противоречие
Социальный контроль Система средств и приемов, регулирующих поведение людей в обществе и препятствующих его отклонению Самоконтроль – внутреннее соотнесение своих и поступков с принятыми обществе правилами Нормы Социальная саморегуляция – механизм поддержания общественного порядка Санкции
Нормы предписания того, как надо вести себя в обществе установившийся порядок поведения n Обычаи и традиции n Правовые нормы n Политические нормы n Моральные нормы n Религиозные нормы то, что унаследовано от предшественников закрепляются в законах, соблюдение обеспечивается силой государства находят свое отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах носят оценочный характер, соблюдение обеспечивается силой общественного мнения соблюдение поддерживается моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи
средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы Санкции публичное одобрение со стороны официальных организаций: награды, звания, титулы… n формальные позитивные публичное одобрение со стороны общественности: дружеская похвала, комплимент, аплодисменты… n неформальные позитивные наказания, предусмотренные официальными инстанциями: тюремное заключение, лишение гражданских прав, отлучение от церкви… n формальные негативные наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, упрек, насмешка, прозвище… n неформальные негативные Если у нормы нет санкции, то она перестает регулировать поведение людей
Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах. Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом. n верно только А n верно только Б n верно и А, и Б n оба утверждения неверны
форма взаимодействия, в основе которой лежит столкновение интересов и потребностей отдельных людей и социальных групп Конфликт n n n Г. Спенсер (1820 -1903): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно. К. Маркс (1818 -1883): конфликт носит временный характер, его может разрешить социальная революция Г. Зиммель (1858 -1918): конфликты неизбежны и даже полезны (помогают людям четче осознавать свои интересы, способствуют внутригрупповому сплочению и т. д.) Конфликтология: конфликт – не аномалия, а норма отношения между людьми, один из способов их взаимодействия (наряду с соревнованием, кооперацией, приспособлением и т. д.)
Субъекты конфликта n n Свидетели – те, кто наблюдает за конфликтом со стороны. Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту. Пособники – люди, содействующие развитию конфликта, оказывающие конфликтующим сторонам помощь. Посредники – те, кто своими действиями пытается предотвратить, остановить или разрешить конфликт. УЧАСТНИКИ
событие или обстоятельство, в результате которого противоречия переходят в стадию открытого противостояния инцидент (повод) разрастание конфликта, увеличение количества участвующих в конфликте эскалация конфликта соглашение большинства консенсус
Виды конфликтов n n n в зависимости от конфликтующих сторон (внутриличностные, межгрупповые…) по длительности и характеру протекания (долговременные, кратковременные, разовые, затяжные…) по форме (внутренние, внешние) по масштабу распространения (локальные, региональные, глобальные) по используемым средствам (ненасильственные, насильственные) по сферам, в которых они происходят ↓
по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета n Политический конфликт на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп n Национально-этнический конфликт по поводу средств жизнеобеспечения, уровня зарплаты, уровня цен на различные блага, доступа к этим благам n Социально-экономический конфликт связаны с религиозными, языковыми и другими противоречиями в духовной сфере n Культурный конфликт Формы социальных конфликтов: дискуссии, запросы, принятие деклараций… митинги, демонстрации, пикеты, забастовки… война – крайняя форма
Условия и способы разрешения конфликта n n n Условия: выявление существующих противоречий, интересов, целей обоюдная заинтересованност ь в преодолении противоречий совместный поиск путей преодоления конфликта n n Способы: прямой диалог сторон, переговоры развитие и совершенствование социальной сферы жизни общества (расширение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства, т. е. создание развитой социальной инфраструктуры)
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества. Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям. n верно только А n верно только Б n верно и А, и Б n оба утверждения неверны
Человек участвует в общественной жизни не как изолированный индивид, а как член социальных общностей — семьи, дружеской компании, трудового коллектива, нации, класса и т.д. Его деятельность во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Соответственно в социологии общество выступает не только как абстракция, но и как совокупность конкретных социальных групп, находящихся в определенной зависимости друг от друга.
Строение всей общественной системы, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных общностей, а также социальных институтов и отношений между ними есть социальная структура общества.
В социологии проблема разделения общества на группы (включая нации, классы), их взаимодействия является одной из кардинальных и характерна для всех уровней теории.
Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».
Не всякое сообщество людей называют социальной группой . Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, — к категории пенсионеров и т.д.
Социальная группа — это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».
Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений , регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.
Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и . Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.
В существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа — это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.
В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:
Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.
Выделяют следующие разновидности социальных групп:
1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).
Первичной группой , по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.
Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер . В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).
2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.
Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов . Эти группы имеют сознательно поставленную цель , нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий . Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.
3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов — ингруппы и аутгруппы .
Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).
Аутгруппа — это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса .
Референтная группа — это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную , выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.
4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.
— это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.
Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека , она более стабильна.
Характерными чертами малой группы являются:
Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.
Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.
Характерные черты коллектива:
5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.
Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:
Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).
Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».
Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.
Основными видами квазигрупп являются:
Аудитория - это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию . Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.
— временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:
В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:
В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.
Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.
Социальные круги — это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.
Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные — общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные — собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные — образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские — основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).
В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.
Социальная структура – совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов
Социальная сфера общества – совокупность социальных отношений и условий, которые влияют на содержание и характер деятельности людей, их поведение, охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности.
Социальные отношения – отношения между людьми или группами людей, которые возникают в связи с появившимися общими интересами, мотивами деятельности.
Структура социальных отношений:
Социальные общности – объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они приобретают сходные характеристики и социальные качества.
Признаки социальной общности:
Виды социальных общностей:
Социальная группа.
Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимые функции в структуре общественного разделения труда.
Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры общества. Это совокупность людей, характеризующихся некоторыми общими признаками (близость условий жизнедеятельности, общность потребностей и др.)
Большие группы объединяет социально значимый признак: принадлежность к вероисповеданию, одинаковая профессия и др. Люди в таких группах могут никогда не вступать в контакты между собой.
Малые группы характеризуются более тесными взаимодействиями, небольшим количеством членов, они находятся в непосредственном взаимодействии (семья, друзья)
Во вторичных главным является достижение определённых целей, выполнение функций (политическая партия, крупный производственный коллектив и др.)
Номинальная группа – искусственно созданная с целью исследования социальных процессов, например, пользователи Интернета, электорат, поддерживающий какого-то кандидата, Люди этих групп могут вообще в жизни никогда не встречаться друг с другом.
Реальная группа – конкретная формальная или неформальная группа, реально существующая, например, друзья, класс и т.д.).
Формальные группы строятся на основе официальных документов(приказов, например).Они находятся в иерархической соподчинённости (воинское подразделение, спортивная команда, производственный коллектив).
Неформальные — возникают на основе общности интересов, ценностей, целей, личной симпатии(друзья)
Референтная группа служит для индивида стандартом поведения, источником формирования ценностей и норм. Такие группы могут быть вымышленными и реальными.
Группы членства – это группы фактического присутствия в них людей, они непосредственно влияют на человека, в них происходит взаимодействие членов.
Устойчивые – кратковременные группы . Отличаются временем существования группы (например, школьный касс- устойчивая группа, туристическая группа- кратковременная)
Антисоциальная группа – группа, поведение членов которой противоречат социальным нормам.
Криминальная группа – группа, характеризующаяся особой общественной опасностью
Конформизм – приспособление к требованиям и поведению других людей.
Нонкомформизм – действия вопреки мнению других людей.
Каждый человек занимает в обществе определенное положение, которое определяется следующими признаками :
По отношению к базовым социальным ценностям:
Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и проч.).
Малая социальная группа.
Малая социальная группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами, общей деятельностью, находящихся в непосредственном общении, испытывающих чувства и эмоции по отношению друг к другу.
Отличительные признаки малой группы:
Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения
Классификация малых социальных групп
Формальные и неформальные .
Формальные группы объединены официальными целями, существует документ, удостоверяющий принадлежность к данной группе (школьный класс, спортивная секция)
Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.
Функции малых социальных групп.
Страта (лат stratum — слой, пласт) – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу.
Социальная стратификация – наличие в обществе социальных образований, представители которых отличаются неравным объёмом власти, материального богатства, правами и обязанностями, престижем.
Основные виды стратификации:
Модели стратификации:
Западная.
Восточная.
Смешанная
Социальное неравенство – условия, при которых люди не имеют равного доступа к социальным благам, обладают неравными шансами и возможностями удовлетворить потребности.
Плюсы
Минусы
Не путайте понятия «социальная стратификация» и «социальная дифференциация»
Поляризация общества – увеличение расстояния между богатыми и бедными.
Маргинал – человек, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой страте, в рамках которой он существует.
Андеркласс – слой общества, образуемый элементами, потерявшими человеческий облик, социальное дно общества (пьяницы, наркоманы).
Люмпены («лохмотья»)- деклассированные слои общества, сердитое нищенство (бродяги, нищие, бомжи).
Социальная мобильность.
Социальная мобильность – изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.
Вертикальная – социальные перемещения, приводящие к понижению или повышению социального статуса.
Восходящая – это социальный подъём, повышение статуса.
Нисходящая – социальное падение, понижение статуса.
Горизонтальная – перемещение социальных общностей и групп, не приводящее к изменению социального статуса.
Миграция - это территориальное перемещение населения, сопровождающееся изменением места жительства.
Виды миграции:
По статусу - легальная(законная) и нелегальная.
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой.
Типы обществ по социальной мобильности:
Каналы социальной мобильности («социальные лифты»):
Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта.
Маргинал (от лат. marginalis — находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). Маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение.
Социализация.
Социальная среда – совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.
Социализация – процесс усвоения человеком социального опыта, обучение социальным ролям и образцам поведения, приобретение качеств, позволяющих индивиду жить, трудиться в обществе, становление личности.
Социализация – длительный процесс, включающий в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Этапы социализации:
Критерии отношения к зрелому возрасту:
Старость . 55-смерть. Потребитель социальных благ. Беззащитен как ребенок. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство социальной униженности. Отсутствие жизненного плана.
Уровни социализации
Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.
Вторичная социализация – процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.
Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Виды агентов:
Социальный статус.
Статус (лат) — состояние, положение.
Социальный статус – социальное положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др.
1.По положению индивида в группе:
3. Приобретаемые или нет по воле человека:
Иерархия статусов :
Место в иерархии статусов называется статусным рангом.
Статусный ранг:
Компоненты социального статуса:
Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Престиж - оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами или различными группами в обществе. Авторитет - степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.Он отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе.
Социальная роль.
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.
Особенности социальных ролей:
Ролевой набор – совокупность ролей, выполняемых человеком.
Межличностные роли – характеризуются и определяются межличностными отношениями, регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый, пренебрегаемый, любимец семьи и т.д.
Нормативная структура исполнения социальной роли:
Ролевой конфликт – столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей. Он возникает в результате того, что человек не выполняет обязанности, необходимое для той или иной роли.
Виды ролевых конфликтов:
«Теория зеркального Я» Ч. Кули
Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнение которых для него важно, огни словно зеркало, в котором человек видит отношение к себе окружающих.
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные : институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены) Конвенциональные : принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:
Позитивные роли:
Негативные роли:
Человек живёт в обществе, это социальное существо. В течение исторического развития общество выработало нормы поведения, которые регулируют поведение человека.
Норма – правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как человек должен вести себя в данной ситуации. Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе.
Таким образом, социальная норм а – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации.
Виды норм:
По масштабу:
По форме проявления:
По строгости исполнения:
Нормы могут быть повседневные (не чавкать) и светские (говорить даме комплименты) .
Этикет – принятая в особых кругах система правил поведения (в дипломатических кругах)
Традиции – всё, что унаследовано от предшественников (встреча одноклассников)
Привычки – установившиеся схемы поведения в определенной ситуации. Могут быть групповые (спать лёжа) и индивидуальные (пить кофе утром), вредные (пьянство, курение) и невредные.
Нравы – формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке (не бить женщин)
Законы
Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет кровосмешение, канибализм)
Там, где есть нормы, правила, всегда найдутся люди, которые нарушают их. Поэтому общество выработало целую систему социального контроля.
Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка.
Социальные санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Это способы поощрения нормативно правильного поведения и наказания за нормативно неправильное, система, как наказаний, так и вознаграждений за плохо или хорошо усвоенные социальные нормы, а также за их нарушение или выполнение.
Виды социальных санкций.
По степени интенсивности:
По типам:
По способу вынесения:
Методы формального контроля:
Девиант – любой человек, отклоняющийся от нормы.
Девиантное поведение – отклоняющееся поведение.
Типы девиантного поведения (Мертон):
Причины девиантного поведения:
Аномия – состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами.
Делинквентное поведение – совокупность противоправных поступков или преступлений.
Районы города, где чаще других происходят преступления, называются криминогенными , а категории населения, склонные совершать девиантные или делинквентные поступки – группы риска.
Виды социальных норм:
СЕМЬЯ.
Семья – это сложное социальное образование, основанное на системе взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Функции семьи:
Типы семей по количеству членов:
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
По характеру взаимоотношений между членами:
По количеству детей:
В зависимости от места проживания.
Виды приемных семей
Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.
Брак –союз мужчины и женщины, закреплённый в органах ЗАГСа в соответствии с установленными законами с целью создания семьи, порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.
Родственники
Родственники в законе
Степени родства:
ближайшие
двоюродные
троюродные
Вместе они составляют фамильное древо
Семейные роли:
Гендерные роли – предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения.
Стили семейных отношений:
Семейные ценности:
— материальное благополучие
— взаимоотношения с другими людьми
— самореализация
Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов для регулирования процессов воспроизводства населения.
Основные направления демографической политики:
Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.
Причины увеличения различий между поколениями: 1) обновление социальной среды обитания человека; 2) возрастание социальной мобильности всех видов; 3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной.
Преемственность поколений – необходимое условие развития общества, то есть передача традиций, нравственных ценностей, ориентиров, культурного достояния от поколения к поколению
Жизнь человек протекает в обществе, в котором складываются различные отношения. Эти отношения – результат социального взаимодействия.
Социальное взаимодействие (social interaction) – это устойчивое выполнение определённых действий, которые направлены на партнёра для ответной реакции с его стороны, процесс, благодаря которому люди действуют и испытывают воздействие друг на друга.
Социальная связь – совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Виды социальных связей:
Социальные взаимодействия – систематические, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга, процесс обмена социальными действиями между двумя и более людьми.
Признаки социального взаимодействия:
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне , так и на макроуровне.
Взаимодействие на микроуровне - это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.
Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
КОНФЛИКТ.
Конфликт – спор, столкновение конкурирующих сторон по каким –либо вопросам, отсутствие согласия.
по участникам
по предмету спора
по способам протекания
по результатам
Политический конфликт – столкновение противоположных общественных сил, имеющих различные интересы.
Причины политического конфликта:
Типы политических конфликтов
по субъектам
по масштабности
Позитивные функции политического конфликта
Негативные функции конфликта
Пути разрешения политического конфликта
Межнациональный конфликт – особая форма политического конфликта, причинами которого могут быть политические, экономические, социальные, религиозные, национально-культурные и другие проблемы.
Типы межнациональных конфликтов
по сферам
по целям
по объёму использования военной силы
по вертикали
по горизонтали
Военный конфликт – особая форма политического конфликта, вооружённое столкновение сторон как средство разрешения противоречий между сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами)
Военные конфликты по интенсивности делятся
Методы предотвращения военного конфликта
политико-дипломатические
экономические
идеологические
военные
Разрешение конфликта – переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества.
Пути разрешения конфликта:
Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, общества в целом.
Причины социальных конфликтов:
Стадии социального конфликта:
Негативные последствия социального конфликта:
Позитивные последствия социального конфликта:
Пути выхода из соц. конфликта:
Нации и межнациональные отношения
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
Племя – объединение нескольких родов.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
Нации появляются в период развития капиталистических отношений.
Нация – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
Признаки нации:
Национальность – принадлежность к определенной нации
Национальное меньшинство – значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.
Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.
Этнос – совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.
Межнациональные отношения:
Формы межнациональных отношений:
Основные направления в развитии межнациональных отношений:
Межнациональный конфликт – крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.
Причины межнациональных конфликтов:
Типы межнациональных конфликтов:
Дискриминация – принижение, умаление, ущемление прав
Национализм – идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Шовинизм – крайняя степень национализма.
Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.
Сегрегация – вид расовой дискриминации.
Способы решения межнациональных конфликтов:
— добровольный поиск согласия и отказ от насилия,
— признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов,
Уважение суверенитета народов;
МОЛОДЁЖЬ.
Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет - между детством и взрослым состоянием
С точки зрения ведущих видов деятельности , то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь
С точки зрения психологии молодость - это период обретения своего Я , утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности ; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья.
С позиции права молодость - время наступления гражданского совершеннолетия (в России - 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность , т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности , среди которых - соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.
С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей , время устремленности в будущее. С этой позиции молодость - период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям - она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.
Таким образом, молодежь - это специфическая социально-демографическая группа, характер которой определен совокупностью возрастных характеристик, особенностей социального положения и особым психологическим складом.
Проблемы молодёжи
Молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.
В обществе усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно снижаются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру , нетерпимость к чужому, стадность. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.
В более общем смысле поколение - это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни. Для обозначения людей, у которых в одном году произошло какое-то демографическое событие (рождение, вступление в брак, развод), употребляют понятие когорта . Напри мер, люди, рожденные в один год, составляют возрастную когорту .
Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать - тогда они будут играть дестабилизирующую роль. То же касается инноваций: некоторые из них могут быть полезны для общества, а некоторые - губительны для него. Поэтому важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться.
Молодежь, с одной стороны, - это незащищенная группа , являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой - это поколение, от которого зависит будущее страны . Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.
Особенности социального положения молодежи
Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia - терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
Молодежная политика - это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
Цель молодёжной политики:
всестороннее развитие потенциала молодежи , что в свою очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей - социальному, экономическому , культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.
Система молодежной политики слагается из трех составляющих:
Основными направлениями молодежной политики являются:
Эти направления реализуются в ряде конкретных программ : правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д
При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем
Цели государственной молодёжной политики в РФ:
Направления молодёжной политики в РФ:
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование социальных процессов и отношений между людьми.
В широком смысле – это деятельность государства по развитию социальной сферы.
В узком смысле – это деятельность государства, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни людей, их быта и труда.
— Политика обеспечения занятости. – Политика регулирования доходов населения. – Политика социальных гарантий. – Политика социальной защиты. – Политика защиты здоровья и экологической безопасности
Критерии оценки уровня жизни
— данные о денежных доходах населения и об их динамике; — данные о реальных доходах и о расходах на потребление; — данные о дифференциации реальных доходов по социальным группам населения; — данные о распространённости и глубине бедности.
Субъекты социальной политики – это участники процесса разработки ее основ, концепций, направлений и те, кто непосредственно занимается ее реализацией:
Объект социальной политики – всё население страны, но с акцентом на социальную защиту малообеспеченных людей, инвалидов и др.
Другие формы социальной политики :
Модель социальной политики – это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов.
Выделяют следующие модели социальной политики:
Достоинства модели : чувство социальной защищенности, социальной стабильности.
Недостатки : это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.
Достоинства модели : обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни.
Недостатки : высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.
1.Улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов
Пути:
Пути
Пути
Пути
Пути
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Социальная структура общества
1. Понятие социальной структуры и её составные элементы.
Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм. Чтобы более наглядно представить всю сложность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества.
1.
Социальный состав общества - это сов
окупность взаимодей
ствующих социальных общностей,
соци
альных групп и индивидов, обра
зующих конкретное общество.
Каж
дая социальная общность занима
ет определенное
место, определен
ную позицию в социальной струк
туре. Одни социальные общности за
нимают
более выгодные
позиции, другие - менее выгодны
е. Кроме того, в самой социаль
ной общности
отдельные социальные группы (отдельные индивиды)
также занимают разные социальн
ые позиции и имеют разные соци
альные статусы (рис. 1).
2. Институциональная структ ура общества - это совокупность взаимодействующих социальных ин ститутов, обеспечивающих устой чивые формы организации и управления обществом. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношения в определенной сфере общества, например политические институты (государство, партии и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической (рис. 2).
3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент Украины в соответствии с Конституцией Украины переизбирается каждые пять лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; родители стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения.
4. В демократическом обществе все социальные институты формально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, политические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеются свои социальные статусы, которые также не равнозначны. Например, статус президента в политических институтах является главным; статус депутата парламента более значим, чем статус рядового избирателя; статус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника, и т. д.
Социальная общность
Социальная общность - это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).
Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид - гражданин своей страны - одновременно может быть членом таких больших социальных общностей, как этническая, территориальная, профессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп - семьи, рабочей бригады, научного отдела, круга друзей и т. д. В общности объединяются люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики); с общими этническими признаками (русские, татары, эвенки); с примерно одинаковым социальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д.
Социальная общность не является суммой отдельных индивидов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает собственными источниками саморазвития и является субъектом социального взаимодействия.
Социальные общности отличаются большим разнообразием видов и форм, например, по следующим признакам:
Основной формой социальных общностей являются социальные группы.
Общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллективах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность-общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определеннойсоциальной группе, посредством которой он участвует в жизни общества. Членство в различных группах определяет статус и авторитет человека в обществе.
2. Социальная стратификация.
Еще Платон и Аристотель делили общество (государство) на три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Впоследствии деление социальных групп и индивидов на категории получило название социально-классовой структуры общества.
Социально-классовая структура общества - это совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отношений между ними.
Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве людей, М. Вебер ввел такие дополнительные критерии определения социальной принадлежности, как социальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по М. Веберу, может не зависеть от богатства и нласти. Например, ученые, юристы, священники, общественные деятели могут иметь относительно небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем многие богатые предприниматели или высокопоставленные чиновники.
Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли П. Сорокин, Т. Парсоис, Я. Шилз, Б. Барбер, У. Мур и др. Так, ученый-социолог П. Сорокин наиболее четко обосновал критерии принадлежности людей к той или иной страте. Он выделяет три основных критерия: экономический, профессиональный, политический.
Теория социальной стратификации дает более реальное представление о социальной структуре современного общества, нежели марксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграничения (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, престижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.
Социальная стратификация - это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархическом ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum - слой, пласт) - социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.
Социально-классовую структуру современного общества принято делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации по тем или иным социальным признакам каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои-страты.
Число делений на классы и страты может зависеть от конкретных задач социологического исследования. Если целью исследования является получение общего представления о социальной структуре общества, то число делений будет небольшим. Если же необходимо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования.
При исследовании социальной структуры необходимо учитывать, что социальный состав общества (деление на социальные общности), как правило, не совпадаете социально-классовой дифференциацией. Например, высококвалифицированный рабочий по уровню доходов, по образу жизни и способам удовлетворения своих потребностей может быть отнесен к среднему классу, а рабочий низкой квалификации - к низшему.
Каждое общество стремится институанализировать социальное неравенство для того, чтобы никто не мог произвольно и хаотично менять структуру социальной стратификации. Для этого существуют особые механизмы (институты), защищающие и воспроизводящие социальную иерархию. Например, институт собственности дает различные шансы богатому наследнику и выходцу из бедной семьи; институт образования позволяет легче сделать карьеру тем, кто приобрел соответствующие знания; членство в политической партии предоставляет возможность сделать политическую карьеру и т. д.
В разных сферах жизнедеятельности индивид может занимать различные социальные позиции. Например, человек, имеющий высокий политический статус, может получать относительно небольшие доходы, а богатый предприниматель - не иметь должного образования и т. д. Поэтому для определения социального положения конкретного индивида или социальной группы в эмпирических исследованиях используют интегральный показатель социальной позиции (интегральный статус), который определяется по совокупности всех измерений.
Кроме указанного метода, существуют и другие, например метод самоклассификации, суть которого заключается в самооценке своей классовой принадлежности. Он не может считаться объективным с точки зрения критериев оценки, но в значительной степени отражает классовое самосознание людей.
3. Социальная мобильность и маргинальность.
Относительная устойчивость социальной структуры общества не означает, что в ней не происходят какие-либо движения, изменения и перемещения. Уходят одни поколения людей, а их места (статусы) занимают другие; появляются новые виды деятельности, новые профессии, новые социальные статусы; индивид на протяжении своей жизни неоднократно может (вынужден) менять свое социальное положение и т. д.
Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения. В современной социологии теория социальной мобильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.
Различают следующие виды социальной мобильности:
Перемещения больших социальных групп особенно интенсивно происходят в периоды структурной перестройки экономики, острых социально-экономических кризисов, больших социально-политических потрясений (революция, гражданская война и др.). Например, революционные события 1917 г. в России и Украине привели к свержению старого правящего класса и формированию новой правящей элиты, новых социальных слоев. В настоящее время в Украине также происходят серьезные политические и экономические изменения. Меняются социально-экономические отношения, идеологические ориентиры, политические приоритеты, появляются новые социальные классы и социальные слои.
Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Новый статус, новая роль, новая социокультурная среда диктуют свои условия, свои правила игры. Адаптация к новым условиям нередко сопряжена с радикальной перестройкой жизненных ориентации. Кроме того, и сама новая социальная среда имеет своего рода фильтры, осуществляя отбор «своих» и отторжение «чужих». Бывает так, что человек, потеряв свою социокультурную среду, не может адаптироваться в новой. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предприниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой среды он чужой - «мешанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мелким предпринимательством, тяготится своим положением; для него новая среда - чужая. Нередко он становиться объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособленных к условиям своей среды «коллег по цеху».
Маргиналыюсть (франц та rgi па1 - крайний) - понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал - это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргиналыюсть люди, вынужденные сменить вид деятельности, профессию, социокультурную среду, место жительства и др. (например, беженцы).
Необходимо различать маргиналыюсть как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. «Естественная» маргинальность не имеет массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.
4. Социальные институты.
Социальный институт - относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической сфере т т. д.
Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества, и наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношений собственности, наследования и др.
Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему.
Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемее институтами, носят обезличенный характер. Например, институт семьи - это не конкретные родители, дети и другие члены семьи, а определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Поэтому любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, должен выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т. д.).
Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами.
Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения, выделяются денежные средства и другие ресурсы.
Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам. Основными социальными институтами в обществе являются:
институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;
политические институты (государство, партии и др.) - потребности в безопасности, порядке и управлении;
экономические институты (производство, собственность и др.) - потребности в добывании средств существования;
институты образования - потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;
институты культуры - потребности в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;
институты религии - потребности в решении духовных проблем.
Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.
5. Социальные организации.
Общество как социальная реальность упорядочено не только институциально, но и организационно. Социальная организация является определенным способом совместной деятельности людей, за которой она приобретает формы упорядоченной, урегулированной, скоординированной, направленной на достижение конкретных целей взаимодействия. Организация как процесс налаживания и согласование поведения индивидов присуща всем общественным образованиям: объединениям людей, организациям, учреждениям и т.д.
Социальная организация - социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко-формализованных структур.
Формальные организации. Они строят социальные отношения на основании регламентации связей, статусов, норм. Ими являются, например, промышленное предприятие, фирма, университет, муниципальная структура (мэрия). Основой формальной организации является разделение труда, ее специализация по функциональному признаку. Чем более развита специализация, тем багатостороннее и сложнее будут административные функции, тем более многогранна структура организации. Формальная организация напоминает пирамиду, в которой задания дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального разделения труда, ей присуща координация, руководство (иерархия должностных позиций) и различные специализации по вертикали. Формальная организация - рациональная, для нее характерны служебные связи между индивидами; она принципиально безличная, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми устанавливаются стандартизованные отношения, основанные на формально-деловом общении. При определенных условиях эти особенности формальной организации превращают ее в бюрократическую систему.
Неформальные организации . Основаны они на товарищеских отношениях и личном выборе связей участников и характеризуются социальной самостоятельностю. Ими являются любительские группы, отношения лидерства, симпатий и т.д. Неформальная организация имеет значительное влияние на формальную и стремится изменить существующие в ней отношения соответственно своим потребностям.
Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные сообщества, невозможно достичь без социальных организаций, что предопределяет их вездесущность и разнообразие. Наиболее значимые среди них:
Организации по производству товаров и услуг (промышленные, сельскохозяйственные, сервисные
предприятия и
фирмы, финансовые учреждения, банки);
Организации в области образования (дошкольные, школьные,
высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования);
Организации в области медицинского обслуживания,
охраны здоровья, отдыха, физической культуры и
спорта (больницы, санатории, туристические базы, стадионы);
Научно-исследовательские организации;
Органы законодательной, исполнительной власти.
Их называют еще деловыми организациями, которые выполняют общественно полезные функции: кооперация, сотрудничество, подчинение (соподчинение), управление, социальный контроль.
В целом каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном, политическом и социальном окружении, должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, работать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.
Статьи по теме: | |
Пегас туристик раннее бронирование на год
Согласие на обработку персональных данных Настоящим Я, являясь... Должностная инструкция PR-менеджера, должностные обязанности PR-менеджера, образец должностной инструкции PR-менеджера Pr менеджер в крупной компании
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен... Как делают упаковку тетра пак Что такое тетра пак
Все заводы Тетра Пак по всему миру сделаны, практически одинаково. То... |