Ресурсный подход при принятии стратегических решений означает. Управление человеческими ресурсами в контексте ресурсного подхода

С 1993 года консалтинговая компания Bain & Company проводит крупномасштабный многолетний проект сбора информации «Управленческие инструменты и тренды». Это исследование дает нам глобальную картину относительно применяемых управленческих инструментов и трендов по всему миру, полученных благодаря опросу более 12 тысяч респондентов со всего мира. Результаты данного исследования показывают, что современные тенденции в области управления организациями последних лет лежат в области стратегического управления. Деловое сообщество разных стран выделяет четыре области управления, которым должно отводиться пристальное внимание в управлении организациями: 1) клиенты (система управления взаимоотношениями с клиентами CRM, сегментация, исследование клиентов); 2) сотрудники (исследование вовлеченности (мотивации) персонала, корпоративный этический код, оплата по результатам, управление знаниями); 3) поставщики (управление цепью поставок); 4) внутренние бизнес-процессы (аутсорсинг, реинжиниринг бизнес-процессов, сценарное планирование, бенчмаркинг, стратегическое планирование, миссия и видение, программы по управлению изменениями, сбалансированная система показателей) .

Данные тенденции убеждают нас в том, что основное внимание необходимо уделять созданию и защите ключевых компетенций и способностей. Главные ключевые стратегические активы организации – это в первую очередь ее сотрудники, уникальные продукты и услуги, внутренние бизнес-технологии и способности по установлению взаимовыгодных отношений с основными стейкхолдерами (клиентами и поставщиками). Именно эти ключевые ресурсы и компетенции способны создавать дополнительную прибыль (ренту). Поиск конкурентного преимущества сегодня – это достижение высокой компетентности организации в какой–либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать конкуренцию, привлекать потребителей и сохранять их приверженность фирме.

В рамках ресурсного подхода организации рассматриваются как совокупность различных наборов материальных и нематериальных активов и способностей. Не существует двух одинаковых организаций, поскольку никакие две компании не обладают идентичным опытом, одними и теми же приобретенными активами и навыками, и не могут создать одну и ту же организационную культуру. Эти активы и способности определяют то, насколько эффективно и рационально компания осуществляет свои функциональные операции. Согласно этой логике компания имеет шансы на успех, если обладает лучшим и наиболее адекватным ее бизнесу и стратегии багажом знаний.

Ключевым в ресурсном подходе к формулированию стратегии является понимание взаимосвязей между ресурсами, способностями, конкурентным преимуществом и прибыльностью – в частности, понимание механизмов, посредством которых конкурентное преимущество может удерживаться с течением времени.

В литературе существуют различные точки зрения на обозначение понятий «ресурсы, компетенции, способности», а также разные термины равнозначно используются для обозначения схожих понятий – сильные стороны, умения, компетенции, способности, организационные знания, невидимые активы. Все эти термины схожи в том, что они обозначают уникальные способности, знания, устоявшиеся поведенческие модели организации, которые являются потенциальным источником ее конкурентного преимущества.

Рассмотрим некоторые определения и разберемся в соотношении данных понятий: Ресурсы:

Р. Грант – финансовые, физические, человеческие, технологические, организационные и репутационные.

В. Мейер – материальные: земля, здания, сырье и материалы, денежные средства) и нематериальные:

организационные способности, знания (в форме патентов), репутация (сила бренда), отношения с внешними контрагентами, организационная культура .

И. Гурков - натуральные ресурсы (земельные участки или права на месторождения), материальные ресурсы (оборудование, сырье и материалы) финансовые ресурсы, нематериальные ресурсы (неосязамые активы: торговые марки, патенты, базы данных) .

Д.Дж. Тис, Г. Пизано, Э. Шуен: 1) факторы производства: «недифференцированные» вводимые ресурсы, доступные в неагрегированной форме на рынках факторов производства, эти вводимые ресурсы не характеризуются специфичностью относительно конкретной фирмы (земля, неквалифицированный труд и капитал); 2) ресурсы: специфические относительно фирмы активы, которые трудно имитировать (торговые секреты, определенные специализированные производственные сооружения и опыт инжиниринга) .

Чем более уникальными являются ресурсы, которыми обладает фирма, тем большую выгоду (ренту) она может получить от их использования. На основе этого предположения получила развитие ресурсная теория фирмы.

Способности:

Способности – это то, что может сделать организация, соединяя вместе определенные наборы ресурсов. Способности – это бизнес-процессы. Бизнес-процесс можно представить как некую процедуру, организация и управление которой с привлечением необходимых ресурсов позволяет получить из исходных ресурсов определенный результат.

Ресурсы представляют собой источник способностей фирмы, способности являются основным источником ее конкурентного преимущества.

У способностей – организационная природа (акцентированная роль менеджеров). Способности не могут быть объектом купли-продажи.

Компетенции

Компетенция – это особого свойства информационный ресурс, содержащий опыт, знания и навыки о способе организации и управления ресурсами и бизнес-процессами для достижения поставленных целей, носителем которого индивидуально или коллективно являются работники.

Компетенция – это особый алгоритм деятельности фирмы по использованию ее ресурсов и способностей. Компетенция есть комбинация способностей либо способности есть механизм реконфигурации компетенций. Компетенциями могут стать некоторые способности фирмы, скомбинированные с другими ее способностями и ресурсами.

Итак, проведенный теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы: Ресурсы связаны с наличием активов, а компетенции – с выполнением действий.

Компетенции развиваются во время использования. Чем больше компетенции используются, тем более сложными и трудными для подражания они становятся.

Ключевая компетенция, в отличие от ресурсов и средств производства, не изнашивается при использовании, а напротив – увеличивается.

Ресурсы – это факторы производственного процесса, базовая единица анализа. Способности – потенциал группы ресурсов в осуществлении деятельности.

Ресурсы – источник способностей, способности – основной источник конкурентного преимущества.

Таким образом, компетенция является основной единицей анализа в стратегическом управлении, так как включает в себя и ресурсы, и способности.

Термин «корневая компетенция фирмы» был введен в лексикон стратегического менеджмента в начале 1990-х гг. после публикации работы Г. Хамела и К. Прахалада .

По их мнению ключевая компетенция обладает тремя основными свойствами: она дает потенциальный доступ к широкому спектру рынков, добавляет значительную потребительскую стоимость конечному продукту, требуются большие затраты и усилия, чтобы скопировать ключевую компетенцию. Ключевой называется компетенция высшего порядка, участвующая в создании наибольшей потребительской стоимости, являющаяся коллективным знанием, позволяющих организовывать и управлять использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительскую стоимость. Основными источниками ключевых компетенций являются: организационная структура, репутация (бренд), инновации, стратегические активы, уникальные технологии.

По мнению И. Гуркова в состав ключевых компетенций включаются:

1) Ноу-хау – знания и умения, применяемые фирмой в том или ином процессе производства и неизвестные ее конкурентам (ноу-вай (способы получения и должного использования знаний), ноу-ху (особенности подбора уникальных кадров).

2) Системы, поддерживающие надежность процессов производства и сбыта – способ организации, обеспечивающий воспроизводимость и устойчивость важнейших процессов.

3) Особые внешние контакты и связи – определяются насколько те или иные партнеры фирмы позволяют ей нарушать принятые данными партнерами стандарты взаимоотношений.

Для идентификации ключевых ресурсов, способностей и компетенций предлагается использовать следующую практическую схему Р. Гранта :

1) Ресурсы: Идентифицируйте и классифицируйте ресурсы фирмы. Оцените ее сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами. Определите возможности для лучшего использования ресурсов.

2) Способности: Идентифицируйте способности фирмы: что фирма может делать более эффективно, чем ее соперники? Определите вклад ресурса в каждую из способностей и сложность каждой способности.

3) Конкурентное преимущество: Оцените потенциал ресурсов и способностей в генерировании рент с точки зрения: а) их потенциала для создания устойчивого конкурентного преимущества; б) возможности присвоения экономических выгод от их использования.

4) Стратегия: Выберите стратегию, которая наилучшим образом использует ресурсы и способности фирмы относительно внешних возможностей.

5) Определите ресурсные дефициты, которые надо ликвидировать. Инвестируйте в пополнение, усиление и совершенствование ресурсной базы.

Практическое применение ресурсного подхода к выявлению и анализу ресурсов и способностей исследуемой организации аптечного бизнеса позволило выявить сильные и слабые стороны организации в части использования ресурсов и способностей.

На современном этапе развития экономики в России, спрос на аптечный бизнес превышает предложение. Аптека работает в большей степени с конечным потребителем. В аптеку потребители ходят не реже чем в продуктовый магазин. Поэтому, как ни в каком другом виде деятельности, здесь важно настроить взаимоотношения с покупателями и обеспечить их долговременную лояльность.

Потребление лекарственных средств и других сопутствующих товаров имеет свои отличительные особенности. По данным портала «investtalk.ru» :

В данном потреблении практически отсутствует статусное, или демонстративное потребление, относительно большинства товаров;

Во многих случаях для покупки лекарств или других предметов из базового аптечного ассортимента нужна рекомендация врача. Потребители, которые приходят в аптеку, не склонны к импульсивным покупкам. Даже если покупатель сам «назначает» себе тот или иной препарат, он все равно обычно консультируется хотя бы с фармацевтом. Ведь эксперименты в таких вопросах обычно чреваты достаточно неприятными последствиями.

Существует низкая узнаваемость большинства «зонтичных» брендов и, соответственно, низкая лояльность потребителей к фирмам. В то же время узнаваемость продуктовых брендов достаточно высока. Отсюда – высокий уровень доверия и лояльности покупателей к определенным лекарственным средствам.

Покупатели очень разборчиво относятся к вопросу расположения аптеки. Такие факторы, как близость остановок, больших жилых комплексов, торговых центров играет решающую роль.

Все это приводит нас к выводу, что основные направления разработки стратегии развития организации аптечного бизнеса в рамках ресурсного подхода должны быть направлены на повышение лояльности сотрудников и клиентов:

1) Повышение лояльности сотрудников связано с улучшением работы персонала для повышения эффективности, оперативности, ответственности при работе с клиентами (создание кодекса корпоративной социальной ответственности, создание регламентов обслуживания клиентов, проведение обучения сотрудников, система мотивации работников направленная на стимулирование активной работы с клиентами.

2) Повышение лояльности покупателей может быть достигнуто на основе введения «этичных» продаж, индивидуального подхода к каждому клиенту, совершенствования аптечного маркетинга, организации специальных акций для покупателей.

Список литературы

1. Глобальный отчет Bain & Company «Управленческие инструменты и тренды – 2015» // Режим доступа: http://www.bain.com/publications/business-insights/management-tools-and-trends.aspx (дата обращения: 30.04.2016).

2. Грант Р.М. Ресурная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. – 2003. – Вып.3 (№24). – С.47-75.

3. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие. – М.: Дело, 2008. – С.97-115.

4. Ковалева Т.В. К вопросу использования современных инновационных стратегий организаций как фактора развития инновационной экономики России. / Совершенствование механизмов развития инновационной экономики России и ее дальневосточных территорий: сборник статей по материалам международной научно-практической заочной конференции, 21 ноября 2014 г. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. – С. 23-27.

5. Коллиз Д.Дж., Монтгомери С.А. Конкуренция на основе ресурсов: стратегия в 1990-е гг. // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. – 2003. – Вып.4 (№32) – С.186-207.

6. Особенности аптечного маркетинга // Режим доступа: http://investtalk.ru/marketing/ osobennosti- aptechnogo-marketinga (дата обращения: 30.04.2016).

7. Прахалад К., Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М. : ЗАО Олимп– Бизнес, 2002. – 288 с.

8. Тис Д., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. – 2003. Вып.4 (№32). – С. 133–185.

Итоговый тест по дисциплине «Ресурс-менеджмент» 1. Что подразумевает ресурсный подход в менеджменте? 1) эффективное управление ресурсами фирмы 2) оптимизация ресурсов с целью повышения конкурентоспособности организации 3) использование ресурсосберегающих технологий 2. Какие условия определяют применение ресурсного подхода в менеджменте? 1) когда предприятие испытывает дефицит ресурсов 2) когда предприятие испытывает дефицит финансовых средств 3) когда показатели достижения целей сложно получить и измерить 3. Каковы недостатки применения ресурсного подхода? 1) входит в противоречье с целевым подходом 2) не учитывает связь деятельности организации с нуждами потребителей 3) не рассматривает различные альтернативы развития организации 4. Какие ресурсы предприятия можно отнести к стратегически важным? 1) их сложно скопировать; 2) они устаревает медленно; 3) не могут быть легко заменены; 4) превосходят аналогичные ресурсы конкурентов. 5. Что такое природные ресурсы предприятия? 1) потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества 2) неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы 3) сырье и материалы, используемые для производства 6. Какие природные ресурсы могут выступать в качестве конкурентного преимущества? 1) материально-сырьевые 2) топливно-энергетические 3) ландшафтно-рекреационные 7. Каковы факторы, определяющие объем использования первичных природных ресурсов конкретными предприятиями? 1) отраслевая принадлежность; 2) уровень совершенства применяемых технологий; 3) объемы и номенклатура производимой продукции; 4) качество исходного природного сырья; 8. Какой из возобновляемых и относительно возобновляемых природных ресурсов является лидером по росту его дефицита в мировым потреблении? 1) нефть 2) вода 3) древесина 9. Что такое «трудовые ресурсы»? 1) Персонал предприятия 2) Часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве 3) работники, непосредственно занятые производством продукции 10. Что означает понятие среднесписочная численность? 1) количество работников, которые ежедневно должны быть на рабочих местах в течение всего время работы предприятия; 2) общее количество работников, принятых на предприятие с учетом режима работы, замены, работников, находящихся в отпусках, отсутствия по болезни и т.д.; 3) 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. фактическая численность работников за определенный период, рассчитанная с учетом фактически отработанного времени согласно установленному порядку. Как рассчитывается показатель коэффициент трудоемкости? 1) товарооборот / расходы на оплату труда; 2) товарооборот / среднесписочную численность работников; 3) среднесписочная численность работников / товарооборот; 4) затраты рабочего времени / единицу продукции (товарооборота). Каким образом определяется уровень текучести кадров на предприятии? 1) число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию и инициативе администрации / среднесписочную численность работников за определенный период; 2) (явочная численность работников х число рабочих часов предприятия за неделю) / норму часов одного работника в неделю; 3) кол-во фактически отработанных часов по предприятию за период по табелю учета рабочего времени / норму часов одного работника за этот же период. Что такое «финансовые ресурсы предприятия»? 1) основные фонды и краткосрочные финансовые средства 2) денежные средства, которые выделяются на организацию производства продукта и его реализацию 3) все оборотные средства Источники финансовых ресурсов предприятия условно можно разделить на две большие группы: 1) собственные и заёмные 2) коммерческая и производственная деятельность 3) производство и инвестиции Добавочный капитал как часть собственного капитала имеет следующие источники формирования: 1) эмиссионный доход, т.е. средства, полученные акционерным обществом 2) суммы дооценки внеоборотных активов 3) курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала Дополнительными финансовыми ресурсами для осуществления мероприятий целевого назначения из бюджета могут служить: 1) дотации 2) субсидии 3) субвенции Что такое «интеллектуально-информационные ресурсы»? 1) совокупность всей поступающей информации, проанализированной и переработанной специалистами предприятия 2) интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства 3) комплекс информации и интеллектуальных усилий, необходимый в процессе принятия управленческих решений 18. Какими способами можно измерить ценность интеллектуально-информационные ресурсов? 1) С помощью экспертных оценок 2) Затратным методом 3) Балансовым методом 19. Ресурсы компании, которые могут стать источниками устойчивого конкурентного преимущества, должны быть: 1) Нестандартизированы 2) Немобильны 3) Уникальны 20. Ресурсный подход утверждает, что источники конкурентного преимущества: 1) должны быть неизменны 2) могут устаревать 3) должны не совпадать с источниками конкурентного преимущества соперников

В последние десятилетия стала доминировать ресурсная концепция стратегического управления, которая оказалась наиболее адекватной для изучения источников и механизмов отличительных преимуществ экономических систем в кардинально изменившихся условиях конкуренции. Основная идея ресурсной концепции состоит в том, что присущая экономическим системам неоднородность может быть устойчивой ввиду обладания ими уникальными ресурсами и организационными способностями, которые, являясь источниками экономических рент, определяют конкурентные преимущества конкретных организаций. В рамках региона, отрасли или стратегической группы выдающиеся результаты экономических систем (компаний) должны быть защищены факторами, затрудняющими для соперников копирование ее преимуществ. В рамках ресурсного подхода прибыльность обуславливается более низкими издержками либо предложением товаров и услуг заметно лучшего качества либо функциональными характеристиками. Данный подход акцентирует внимание на рентах, образующихся вследствие наличия уникальных специфических активов, которые нельзя легко скопировать, а не вследствие тактических шагов, предотвращающих проникновение в отрасль и создающих невыгодные условия для конкурентов. Принципиальная новизна ресурсной концепции кроется именно в определении условий, при которых формируется конкурентное преимущество в состоянии динамического экономического равновесия. Временные преимущества было бы легко объяснить на основе более традиционной теории отраслей организации как феномен неравновесия. Другим отличием ресурсного подхода является приоритет организационных, а не отраслевых причин различий между экономическими субъектами по показателю прибыли. Наконец, до ресурсной концепции ученые имплицитно исходили из упрощенных представлений о том, что экономические системы в рамках отрасли однородны с точки зрения ресурсов и стратегий и что ресурсы высокомобильны на рынке. Методологическая новизна ресурсного подхода состоит в изучении стратегий экономических систем на основе синтеза идей и разработок экономической, организационной и управленческой наук. В ресурсном подходе сущность стратегического управления стала проактивной, поскольку теперь требовалось опережающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей. Содержанием успешных стратегий стало считаться не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных, трудно копируемых другими компаниями организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе. Междисциплинарность ресурсной концепции делает реалистичными попытки целостного диализа содержания и процесса разработки стратегий, внешних и внутренних факторов конкурентных преимуществ. С точки зрения ресурсного подхода экономические системы обладают группами неоднородных ресурсов, поэтому процесс принятия решения о вхождении в рынок, предлагаемый данным подходом, выглядит следующим образом:

1) определение уникальных ресурсов;

2) определение рынков, на которых эти ресурсы могут принести самые высокие ренты;

3) определение наиболее эффективного использования рент получаемых от активов вследствие вертикальной интеграции на смежные рынки, продажи соответствующего промежуточного продукта предприятиям-смежникам или продажи самих активов предприятием, действующим в смежных бизнесах.

Следовательно, конкурентное преимущество связано с обладанием каким-то ценным ресурсом, позволяющим компании функционировать более эффективно и с меньшими затратами, чем конкуренты. Данное утверждение справедливо как на уровне отдельного бизнеса, так и на корпоративном уровне, где ценные ресурсы могут размещаться в рамках конкретной функции, такой, как общекорпоративные исследования и разработки или в активах (например, идентичность корпоративного бренда, лояльность и удовлетворенность потребителей). Таким образом, выдающиеся результаты достигаются за счет развития уникального относительно конкурентов набора ресурсов и использования его в хорошо продуманной стратегии.

Современная ресурсная концепция исходит из того, что конкурентное преимущество должно базироваться на опережающем создании уникальных ресурсов и способностей, что позволит фирме разработать и реализовать проактивную стратегию развития, которая не может «быть скопирована» ни одним из ее конкурентов. Это придает ресурсному подходу к управлению особую ценность в сравнении с традиционными теориями стратегического менеджмента. Более того, в рамках концепции динамических способностей компания сможет не только «эксплуатировать» имеющиеся уникальные ресурсы и способности, но и расширять их спектр за счет новых знаний, инновационных, маркетинговых и других активов. Тем не менее, встает вопрос, из каких ресурсов экономической системы должны складываться «уникальные ресурсы» определяющие дополнительные преимущества, и что именно понимать под ресурсами компании (экономической системы).

Сегодня сложилась сложная ситуация когда само понятие «ресурсы» в различных работах в рамках ресурсного подхода, исследователями трактуется по - разному и принимает различные формы: от физических ресурсов покупаемых на открытом рынке, до нематериальных активов форимрующимися целыми годами. Так же необходимо внести ясность в соотношении таких категорий как «ресурсы», «способности» и «компетенции» поскольку и здесь среди ученных отсутсвует единая точка зрения.

Проведенный анализ позволяет нам констатировать, что ресурсы – это категория многоплановая, включающая в себя все факторы производства (материальные и нематериальные) которые способствуют экономической системе производить и реализовывать продукцию и услуги в рамках заранее продуманной и заданной стратегией развития. На практике можно выделить ресурсы внешней среды (внешние) и внутренние ресурсы экономической системы. К внешним ресурсамотносятся все факторы производства, которые поступают в экономическую систему из внешней среды посредством процесса купли-продажи на рынке. При этом внешние ресурсы могут быть как материальными (сырье, материалы, земля, здания и сооружения и т.д.) так и нематериальными ресурсами (информация, квалификация работников, знания и т.д.). Внутренние ресурсы – ресурсы, создаваемые и накапливаемые в самой экономической системе. Их так же могут принимать материальную и нематериальную форму. К материальным внутренним ресурсам можно отнести характер производственных помещений, коммуникации, особенности собственного производственного оборудования и т.д. Нематериальные внутренние ресурсы представлены более широким списком – это динамичность методов технологии, торговые марки, бренды, гибкость управляющей системы, патенты и т.д. Причем эти ресурсы обладают способностью к накапливанию и не расходоваться в производственном процессе.

Переходя к соотношению категорий ресурсы и способности, необходимо отметить, что в современной экономической литературе превалируют две точки зрения, в основе которых лежит проблема разграничения этих понятий. Приверженки первого направления рассматривают способности как разновидность ресурсов системы. Способности здесь являются внутренними, неперемещаемыми и постоянными ресурсами, которые интегрированы в саму экономическую систему. Они дают возможность включать в производственный процесс те же ресурсы что и у конкурентов, но в отличие от них иметь более низкие затраты и производить конечный продукт лучшего качества.

Сторонники второго направления разграничивают понятия ресурсы и способности, отводя главную роль в формировании устойчивых преимуществ организационным факторам. На первый план выдвигается организационная природа способностей, которая делает практически невозможной их приобретение на открытом рынке. Таким образом, сторонники данного подхода полагают, что данные способности, интегрированные в процесс управления экономической системы образуют «управленческие компетенции», чья ценность намного выше, нежели просто не доступность материальных или нематериальных ресурсов для потенциальных конкурентов. Именно эти компетенции определяют возможные конкурентные преимущества системы.

Не вдаваясь в дискуссию, мы полагаем, что обе точки зрения имеют право на жизнь, но здесь мы бы хотели отметить, что по нашему мнению способности - определенный вид внутренних ресурсов экономической системы, которые создаются и накапливаются внутри нее, под воздействием существующих знаний, навыков, способностей в области организации эффективного процесса управления и использования материальных и нематериальных ресурсов. Аккумулируясь, данные способности благоприятно отражаются на хозяйственном процессе компании (увеличивается производительность), содействуют повышению надежности и качеству выпускаемой продукции, способствует оптимизации координации различных видов деятельности компании. Таким образом, способность становится ресурсом, который неотделим от экономической системы.

Как отмечено в работе , сегодня одним из самых актуальных вопросов теоретиков ресурсной концепции стал вопрос соотношения таких категорий как «способности» и «компетенции» экономической системы. Существующие три точки зрения по-разному объясняют природу взаимоотношений этих понятий. Сторонники первой точки зрения, оперируя такими понятиями как «отличительная компетенция» и «ключевые компетенции» говорят о взаимозаменяемости этих категорий, указывая на тот факт, что они обозначают определяющие способности организации необходимые для повышения ценности конечной продукции и обеспечивающие основу для завоевания новых рынков. Второе направление, концентрирует свое внимание на дифференцированном понимании эти категорий, выделяя факт разграничения умений и знаний организации, формирующих ценностные преимущества как на этапе формирования стоимости продукта, так и на всех последующих этапах в целом. Третья точка зрения, соотносит данные понятия в рамках концепции динамических способностей, отмечая, что способности объединяют, создают и изменяют внешние и внутренние компетенции для соответствия быстро изменяющейся среде. Данные способности формируют компетенции, которые являются источником конку­рентных преимуществ, а не одними из разновидностей ресурсов. Исходя из приведенных точек зрений, мы все же полагаем, что «компетенции», являющиеся способом конфигурации способностей, в основе своей являются производной категорией от ресурсов экономической системы, и фактически неотделимы от нее, поскольку процесс купли-продажи на открытом рынке их в отрыве от организации невозможен. Таким образом, компетенции экономической системы - это, во-первых, ее ресурсные возможности, а во-вторых, это способности, отражающие максимально возможные способы эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов в определенной функциональной области этой системы. А в свою очередь, выработанные и реализованные возможности максимально эффективного использования ресурсов системы, примененные на практике, отражают не что иное, как потенциал этой системы. Причем недоиспользованные внешние и внутренние (материальные и нематериальные) в настоящее время и в ближайшем будущем ресурсы отражают резервы системы.

Необходимо отметить тот факт, что компетенции способные обеспечить конечные конкурентные преимущества, будут являться ключевыми компетенциями, неотделимыми от этой системы, невоспроизводимыми конкурентами, отражающие потенциал этой системы по использованию те же входных ресурсов, что и у конкурентов, но способствующие достижению большей эффективности. Таким образом, вырабатываются собственные ключевые компетенции системы, определяющие ее стратегическую ориентированность на долгосрочный период и являющиеся основой для ее дальнейшей конкурентоспособности. Представленная таким образом взаимосвязь таких экономических категорий как компетенции и потенциал системы по нашему мнению непротиворечит имеющимся представлениям в современной экономической литературе, поскольку «потенциал» в общем виде отражает существующие в скрытом виде способности и возможности, способные проявиться при определенных условиях. Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, он концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

Во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и развитию;

Во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования существующих способностей. Это позволяет провести различие между реализованными и нереализованными возможностями, т.е. определить резерв системы. В данном случае необходимо учитывать тот факт, что оставшиеся в нереализованном виде структурные элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, неиспользуемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные личностные способности разрушаются), а "избыточный" запас сил и способностей обеспечивает гибкость и маневренность развития системы по отношению к меняющимся условиям;

В-третьих, потенциал ориентирован на развитие (будущее): так например, в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве "потенции" элементы будущего развития. Таким образом, под потенциалом, необходимо понимать совокупные возможности исследуемой экономической системы, которые реализуются только при наличии ресурсов. Ресурсы являются основой потенциала, и для того чтобы идентифицировать этот потенциал, необходим определенный набор ресурсов экономической системы вовлеченный во всевозможные процессы протекающие в ней для обеспечения ее дальнейшего конкурентоспособного функционирования на рынке. Потенциал определяет достигнутый уровень развития; способности, и возможности системы которые связаны в первую очередь с особенностями экономико-социальных взаимоотношений между субъектами, которые принимают участие в хозяйственном процессе; цель этих взаимоотношений содержится в поиске и формировании потребностей для максимального их удовлетворения через производство определенных товаров и услуг с условием оптимального и рационального использования имеющихся ресурсов. Взаимосвязь и соотношение основных понятий ресурсной концепции, таких как «ресурсы», «способности», «компетенции» и «потенциал» предлагается выразить графически посредством схемы взаимосвязи и соотношения основных категорий ресурсной концепциии выхода через нее на конечную конкурентоспособность экономической системы (рис1).

Предложенная схема позволяет: - на основе обширной трактовки термина «ресурсы» предположить и объединить в этом понятии всевозможные формы факторов производства от материалов, приобретаемых посредством купли-продажи на рынке, до интеллектуальных ресурсов – брендов, логотипов, все различных внутренних способностей вырабатывающихся в самой системе в течение ее жизненного цикла;

Провести классификацию ресурсов экономической системы, выделяя внешние ресурсы, которые являются предметом купли-продажи на открытом внешнем рынке, и внутренние ресурсы, формирующиеся и аккумулирующиеся в самой системе, которые могут принимать как материальную, так и нематериальную форму;

Сделать выводы о способностях системы как определенного вида внутренних ресурсов экономической системы;

Определить компетенции экономической системы в виде ее ресурсных способностей, отражающих возможности по выработке максимально эффективных способов использования материальных и нематериальных ресурсов;

Рис.1. Соотношение и взаимосвязь основных категорий ресурсной концепции



Определить взаимосвязь компетенций экономической системы и ее потенциала, выделить приоритетность ключевых компетенций системы формирующих ее высокую конкурентоспособность;

Выявить потенциал резерва и обосновать поиск путей эффективного применения недоиспользованных ресурсов системы;

Подчеркнуть важность ресурсов экономической системы при идентификации ее потенциала.

В целом, на сегодняшний день в современной экономической литературе насчитывается боле сотни работ посвященных ресурсам региона и их роли в формировании регионального потенциала развития. И в зависимости от приоритетности рассматриваемых ресурсов авторами в своих работах исследуется и оценивается социально - экономический, ресурсный, стратегический, конкурентный, производственный потенциал. Без сомнения, именно ресурсы и возможности их эффективного использования определяют содержание любого рассматриваемого и анализируемого потенциала. Рассматривая и анализируя регион как экономическую систему на мезоуровне, нами предлагается авторский взгляд на содержание региональной ресурсной базы, представленный на рис.2. Полагаем, что данная содержательная база региональных ресурсов не противоречит существующим современным представлениям, а лишь дополняет и устраняет «пробелы» встречающиеся в научных работах отечественных ученных исследующих вопросы эффективного социально-экономического развития региональных экономических систем.

Представленные на рисунке минерально-сырьевые ресурсыэто природно-сырьевая база региона (это углеводородные ресурсы, ископаемые ресурсы, запасы лесных и водных ресурсов, сельскохозяйственные ресурсы, земельные ресурсы). Инновационные ресурсыпредставлены передовыми разработками, технологиями, производственными ноу-хау и рядом других объектов, которые могут быть востребованы на рынке инноваций для организации эффективного и надежного социально-экономического развития региона.



Инвестиционные ресурсы характеризуются показателями эффективности использования этих ресурсов; рыночной стоимость капитала региона и его отраслей; региональной инвестиционной привлекательностью, конкурентоспособностью региона. Экологические ресурсы отражают благоприятный климат региона, его географическое расположение и атмосферное состояние, наличие заповедных природных угодий, состояние земельных, водных, почвенных ресурсов. Организационно - управленческие ресурсы – отражают, во-первых, степень эффективности государственного регулирования развития экономики региона; во – вторых степень оптимизации структуры валового регионального продукта; и наконец, отраслевую эластичность роста. Информационные ресурсырегионапредставлены массивами информации содержащейся в региональной информационной системе (библиотечных или архивных системы, фонды, банки данных и т.д.) Финансово - экономические ресурсыпредставлены абсолютными показателями результатов деятельности региона (валовой региональный продукт (в целом по региону и по каждой отрасли), стоимостью основных и оборотных фондов региона; экономической добавленной стоимостью; показателями рентабельности и деловой активности (фондоотдачи) по отраслям региона. Кадровыересурсы- характеризует обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования, трудоемкость продукции (по отраслям); региональную производительность труда, эффективность использования фонда оплаты труда. Социальные ресурсы – отражают уровень и динамику физиологического и психологического состояния населения региона, уровень доходов населения региона, уровень развития здравоохранения, половозрастную структуру региона, национальный состав, процессы миграции населения, среднюю продолжительность жизни, величину прожиточного минимума, т.е. все то, что характеризует жизнедеятельность граждан региона и обеспечивает им нормальное функционирование. Политические ресурсы – характеризуют соотношениедвижущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия, соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой, решение национально-экономических вопросов, решение проблем урбанизации. Инфраструктурные ресурсы – характеризуют транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность, аинституциональные ресурсы отражают степень развития ведущих институтов рыночной экономики региона.

Основные ресурсы региона, могут принадлежать как самой региональной экономической системе (внутренние ресурсы) так и поступать в нее из внешней среды (внешние), при этом принимать как материальную (трудовые, производственные, финансовые, природно-сырьевые ресурсы), так и нематериальную форму (интеллектуальные ресурсы, ресурсы образования, культуры, и др.). На практике взаимодействие данных ресурсов приводит к созданию внутри системы региональных способностей и компетенций, отражающих ресурсные возможности региона, или другими словами комплексный потенциал развития региона, эффективная реализация которого в полной мере гарантирует субъекту хозяйствования высокий уровень надежности и конкурентоспособности.

Таким образом, обобщая все вышесказанное необходимо отметить, что:

Во-первых, ресурсный подход на сегодняшний день является доминирующей концепцией стратегического развития региона;

Во – вторых, экономические достоинства ресурсов, возможность извлечения из них существенной выгоды определяется сложными процессами, протекающими между ними в рамках региона;

И наконец, обеспечение необходимой ресурсной базы гарантирует региону накапливания в нем конкурентных знаний, навыков, опыта в соответствие, с которыми формируются его ключевые компетенции, определяющие его комплексный потенциал, эффективная реализация которого на практике, гарантирует лидирующее положение региона среди всех действующих субъектов РФ.

Литература.

1. Катькало В. С. Классика теории стратегического управления // Вестник СПбГУ 2003, Сер.8. Вып. 3(24) С. 3-17.

Измерение и оценка эффективности менеджмента необходимы для всех организаций, так как они позволяют активно воздействовать на их текущее состояние и тенденции развития, устанавливать размеры и направления изменений, выявлять наиболее важные факторы роста, отслеживать и корректировать неуправляемые процессы, принимать решения об изменениях и прогнозировать их воздействие на ключевые параметры, а также планировать дальнейшее совершенствование организации и ее подразделений.

Существует несколько подходов к измерению эффективности менеджмента организации, это ситуационные подходы к измерению эффективности (contingency effectiveness approaches), которые основаны на том, какую часть своей организации менеджеры считают наиболее важной для осуществления соответствующих измерений .

Ситуационные подходы к измерению эффективности менеджмента включают в себя: а) традиционные подходы; б) подходы акционеров.

В составе традиционных подходов принято выделять: целевой подход, ресурсный подход и подход внутренних процессов.

Целевой подход (goal approach) к измерению эффективности менеджмента привязан к выходным данным, поскольку оценивается, насколько организация достигает своих целей в смысле желаемого состояния па выходе.

Целевой подход к измерению эффективности состоит в выявлении целей организации и оценке того, насколько хорошо организация достигает этих целей. В целевом подходе измеряется степень приближения организации к этим целям.

Показатели измерения эффективности строятся в основном на основе оперативных целей, которые оказываются более продуктивными (отражают то, чем организация реально занимается), чем показатели на основе долгосрочных целей, так как они довольно абстрактны и трудно измеряемы.

На практике организации имеют множество целей (прибыльность (рентабельность), рост, доля рынка, социальная ответственность, благосостояние работников, качество товаров и услуг, научные исследования и развитие, экономичность, финансовая стабильность, экологичность и др.), которые не могут быть легко достигнуты одновременно, поэтому они образуют совокупность результатов, желательных для организации.

Целевой подход часто используется в коммерческих организациях, потому что в них выходные цели обычно поддаются измерению. Коммерческие фирмы обычно оценивают свою работу с позиций прибыльности, роста, занимаемой доли рынка или дохода от инвестиций.

Ресурсный подход (resource-based approach): эффективность определяется путем наблюдения за началом процесса управления и оценки способности организации эффективно добывать ресурсы, необходимые для успешной деятельности.

Таким образом, при ресурсном подходе рассматривается и оценивается "вход" системы управления организацией, так как предполагается, что для того, чтобы быть эффективной, организация должна уметь добывать ценные ресурсы и управлять ими. С точки зрения ресурсного подхода эффективность организации определяется как се способность, абсолютная или относительная, добывать редкие и ценные ресурсы, успешно интегрировать их и управлять ими.

В широком смысле показатели эффективности, согласно ресурсному подходу, включают в себя следующие характеристики:

  • - покупательская позиция - способность организации добывать из окружающей среды редкие и ценные ресурсы, включая финансовые ресурсы, сырье, человеческие ресурсы, знания и технологии;
  • - способность тех, кто в организации принимает решения, видеть и правильно интерпретировать свойства окружающей среды;
  • - способность менеджеров использовать осязаемые (например, запасы сырья, люди) и неосязаемые (например, знания, корпоративная культура) ресурсы в повседневной деятельности организации для достижения наилучших результатов;
  • - способность организации реагировать на изменения в окружающей среде.

Ресурсный подход используется тогда, когда другие подходы к оценке эффективности менеджмента невозможно реализовать из-за отсутствия необходимого количества показателей (для некоммерческих и социальных организаций бывает трудно измерить степень достижения целей или внутреннюю эффективность).

Ресурсный подход обладает бесспорными достоинствами, когда другие подходы измерения эффективности недоступны, но у него есть и несомненный недостаток: он не учитывает связь деятельности организации с нуждами потребителей.

Таким образом, ресурсный подход наиболее ценен тогда, когда показатели достижения целей сложно получить и измерить (т.е. невозможно реализовать целевой подход к оценке и измерению эффективности менеджмента).

Подход внутренних процессов (internal process approach): эффективность оценивается на основе внутренней активности организации и ее экономичности (efficiency).

При подходе внутренних процессов эффективность оценивается с точки зрения непрерывности, рациональности, синхронности и экономичности организации производства. Важным элементом эффективности в данном подходе является то, как организация использует свои ресурсы и возможности и как это отражается на экономичности.

Основные показатели эффективности менеджмента с точки зрения подхода внутренних процессов:

  • - оценка корпоративной культуры, в том числе социально-психологического климата;
  • - взаимовыручка, групповая лояльность и работа единой командой;
  • - взаимное доверие и общение между работниками и руководством;
  • - методы принятия управленческих решений в данной организации;
  • - организация горизонтальных и вертикальных коммуникаций;
  • - вознаграждения менеджеров;
  • - взаимодействие подразделений организации.

Подход внутренних процессов важен, поскольку эффективное использование ресурсов и согласованное внутреннее функционирование организации являются одной из сторон общей эффективности менеджмента. Данный подход также имеет и свои недостатки: не учитываются общий результат на выходе и взаимоотношения организации с внешней средой. Использование только подхода внутренних процессов не дает полного представления об эффективности менеджмента.

Подходы к оценке эффективности менеджмента с точки зрения акционеров заключаются в следующем.

Подход акционеров (stakeholder approach), иногда называемый также подходом заинтересованных сторон (constituency approach), основан на утверждении, что для каждой организации существует много групп лиц, по-своему заинтересованных в результатах ее деятельности. В данном подходе к измерению и оценке эффективности менеджмента основным показателем эффективности считается удовлетворенность этих заинтересованных групп.

В подходе акционеров различные стороны деятельности организации собираются воедино с помощью перемещения внимания с самой организации на тех, кто заинтересован в ее работе. Акционер (stakeholder) в данном случае - любая группа лиц внутри организации или вне ее, заинтересованная в результатах работы организации. Кредиторы, поставщики, работники и владельцы компании в рамках этого подхода являются акционерами. У каждого акционера будет свой критерий для оценки эффективности организации, поскольку их отношение к этой организации и их интересы различны. Определяя, хорошо ли работает организация, нужно рассматривать ее с точки зрения каждой из групп акционеров.

Оценка эффективности менеджмента в подходе акционеров реализована в концепции VBM (Value Based Management) - так называемой концепции ценностно-ориентированного управления, пропагандирующей комплексный подход к управлению организацией, нацеленной на рост ценности компании для собственников (акционеров) . Основной принцип ценностно-ориентированного управления - качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях иерархии за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости.

Достоинством подхода акционеров к оценке эффективности менеджмента заключается в том, что данный подход позволяет определять общую эффективность менеджмента, так как понятие эффективности здесь шире, чем в традиционных методах (целевой подход, ресурсный подход, подход внутренних процессов), и что при этом подходе рассматриваются факторы как окружающей среды, так и внутренние для организации. Кроме того, подход акционеров учитывает важный для общества фактор корпоративной социальной ответственности (КСО), который формально не измеряется пи в целевом, ни в ресурсном подходах, ни в подходе внутренних процессов.

С ростом понимания того, что эффективность - это сложная, многомерная концепция, не поддающаяся односторонней оценке, подход акционеров становится все более востребованным.

Что такое ресурсный подход в образовании?

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Ресурсный подход в образовании». (№ 1)

Объясните, пожалуйста, значение слова «ресурс».

- …..

- Ресурс - количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. (№ 2)

А что значит «образовательные ресурсы»?

- …

- Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. (№ 3)

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Ресурсы образовательной системы - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) Если ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, это говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

К ресурсам любого образовательного учреждения можно отнести: материально-техническую базу, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение.

Главным ресурсом , обеспечивающим качество образования, является урок.

Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет.

Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего , качество урока.

Ресурсы развития современного урока : (№ 4)

здоровьесберегающие и развивающие технологии

проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

материально-техническая, финансовая база.

- главный ресурс урока – сам учитель.

    Здоровьесберегающие и развивающие технологии (№ 5)

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее –их физическое состояние или обучение? Результаты медицинских осмотров показали 25% первоклассников пришли в первый класс здоровыми.

Достоверно вписываются слова философа А.Шопенгауэра

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.

Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью школьников?

Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:

    Личностно-ориентированные

    Педагогика сотрудничества

    Технологии развивающего обучения (ТРО)

    Технология уровневой дифференциации обучения.

(№ 6) Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

- Перейдём к следующим ресурсам.

    (№ 7) Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения.

Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход. (№ 8)

Какой подход называется системно-деятельностным?

- ….

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным.

Идею системно-деятельностного подхода можно выразить в японской пословице: «Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни».

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте системно-деятельностного подхода.

При моделировании урока с позиции системно-деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества. (№ 9)

Основная идея этой – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.

Технология сотрудничества позволяет создавать условия для формирования у учащихся УУД, т.к. основана на самостоятельной работе ученика.

В результате работы по данной технологии учащиеся не только приобретают знания, УУД, опыт работы с одноклассниками (социальная компетентность), а так же создаются условия для формирования собственного мнения и картины мира.

Сейчас я вам предлагаю выполнить экспресс-анкету, ответами которой будут «да» или «нет». (Заранее раздаю листочки).

1.Экспресс-анкета педагогов (ответы «да» или «нет»)

    Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

    Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

    Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

    Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

    Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

    Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися.

Взять себе на заметку, всё ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Следующий ресурс –

    (№ 10) Проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Что для Вас является комфортным на уроке?

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление.

(№ 11) «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

Только профессионализм учителя может создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.

(№ 12) Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Следующий ресурс –

IV . (№ 13) Материально-технический, финансовый ресурс

Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как:

    Наглядные

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):

    Информационные модули

    Иллюстрации

    Слайд-шоу

    Аудио лекции

    Видео

    Электронные учебники и т.д.

Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Сейчас к Вашему вниманию я представлю притчу, которая поможет вам назвать главный ресурс урока.

(Чтение притчи)

(№ 14) Притча

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он - учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других . И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».

(№ 15) Главный ресурс урока – сам учитель.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

(№ 16) Рефлексия в форме ладони.

Ресурсный подход в образовании

На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать своё мнение:

    большой – «Для меня это важно и интересно…»

    указательный – «Я бы мог, но не спросили…»

    средний – «У меня всё время вертелось в голове…»

    безымянный – «Если бы я был учеником…»

    мизинец – «Мне понравилось…»

(№ 17) - Спасибо за внимание.

gastroguru © 2017