Расчет по дорожной карте. Зарплата медикам по «дорожной карте»: что это и как рассчитывается

Последние новости подтверждают намерения властей увеличить зарплату медикам в 2018 году. Президент Владимир Путин подчеркнул необходимость выполнения обязательств, зафиксированных в майских указах. Эксперты считают, что фактически запланированное повышение может не совпадать с реальным, поскольку бюджеты различных уровней сохраняют значительный дефицит.

Последние новости для медиков: ожидаемое повышение зарплаты в 2018 году

В рамках майских указов зарплата медиков должна быть существенно увеличена до 2018 года. Уже в следующем году врачи должны получать не менее 200% от средней оплаты труда по региону. Для среднего и младшего персонала данный показатель не может быть меньше 100%. Власти в полном объеме выполнят данную задачу, подчеркивает глава государства Владимир Путин.

Начиная с 2012 года, зарплаты медиков постоянно увеличивались, подчеркивают чиновники. Несмотря на последствия экономического кризиса, в текущем году оплата труда врачей достигнет 180% от средней в регионе. С начала года зарплаты врачей увеличили на 7,5%, второй этап повышения запланирован на 1 октября. По итогам 2016 года средняя зарплата врача превысила отметку 50 тыс. руб., для среднего и младшего персонала данный показатель достиг соответственно 28,2 тыс. руб. и 18,4 тыс. руб.

Переход на два этапа повышения зарплаты медиков в течение года свидетельствует о намерении властей оптимизировать бюджетные расходы, подчеркивают эксперты. Власти продолжают испытывать дефицит средств для финансирования социальных обязательств, что вынуждает искать способы снижения затрат. В таких условиях сохраняется высокая вероятность неполного повышения зарплат медиков с 1-го января 2018 года.

Кроме того, некоторые регионы существенно отстают от выполнения указов президента, не находя нужных средств для повышения оплаты труда медицинского персонала.

Региональные особенности повышения

Глава фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов подчеркивает проблемы, которые могут помешать властям в полной мере выполнить обязательства по повышению зарплат медперсонала. При этом стоит учитывать особенности оплаты труда врачей в медицинских организациях различных типов. Если учитывать региональные и муниципальные учреждения, то соотношение зарплаты врача к среднему уровню будет на 2,8% ниже.

Для выхода на новый уровень зарплаты медиков в 2018 году регионы составили собственные дорожные карты, которые фиксируют промежуточные целевые значения. По итогам прошлого года более трети регионов не достигло запланированного уровня повышения оплаты труда врачей, подчеркивает Гаврилов. Также 16 регионов не выполняют показателя для среднего звена медперсонала. Однако наибольшие проблемы связаны с оплатой труда младшего персонала.

Согласно данным фонда «Здоровья», около 75% регионов не смогли выполнить целевой уровень повышения труда младшего медперсонала. Подобная статистика свидетельствует о наличии системных проблем при выполнении дорожных карт. Кроме того, низкая оплата труда младшего персонала приводит к высокой текучке кадров. Данная тенденция негативно сказывается на качестве медицинских услуг, считает Гаврилов.

Еще одна негативная тенденция – некоторые регионы вносят изменения в утвержденные дорожные карты, если не могут обеспечить их выполнение. Подобная ситуация наблюдалась в Омской и Рязанской областях, которые в конце 2016г. – начале 2017г. скорректировали собственные планы.

Эксперты подчеркивают, что главным фактором выполнения майских указов остается наличие денег в государственной казне. В 2017 году правительство ожидает улучшение экономической ситуации, однако отечественный бюджет остается в уязвимом положении.

Бюджетные ограничения

Повышение зарплаты медиков и выполнение других социальных обязательств зависят от доходов российского бюджета. Динамика нефтяных котировок остается нестабильной, что создает риски увеличения дефицита государственной казны. Базовый прогноз предполагает стабильные цены на нефтяном рынке, однако чрезмерная нефтедобыча может привести к новому обвалу цен.

В правительстве не исключают нового снижения цен на нефть, что значительно ограничит финансовые возможности бюджета. Согласно прогнозам Минфина, пессимистичный сценарий допускает обвал котировок до 25-30 долл./барр. В таком случае власти постараются оттянуть запланированное повышение оплаты труда к концу года.

Медицинских работников в следующем году ожидает очередное повышение оплаты труда. Власти намерены увеличить зарплату врачей до 200% от средней по региону. Для остальных категорий медперсонала данный показатель составит 100%.

Эксперты отмечают региональные особенности выполнения президентских указов, которые свидетельствуют о наличии системных проблем. Кроме того, уязвимость отечественного бюджета перед внешними вызовами может помешать реализации планов чиновников.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минздравом России разработать и утвердить до 1 марта 2013 г. региональные планы мероприятий ("дорожные карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения".

План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения"
(утв. Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р)

I. Общее описание "дорожной карты"

1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

2. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

3. Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.

В целях привлечения в государственные и муниципальные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных и муниципальных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.

Вместе с тем для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт.

Под эффективным контрактом в настоящем документе понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. "Дорожная карта" предусматривает внесение соответствующих изменений в порядки оказания медицинской помощи, разработку и внедрение показателей эффективности деятельности медицинских организаций, разработку программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации, направленных на достижение целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", с учетом заболеваемости и смертности населения.

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, являющееся одной из задач государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.

4. Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда. Таким образом, эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста заработной платы работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

5. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Наименование целевого показателя Единица измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи
1. Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) процентов 6 5,7 5,4 5,3 5,2 5,1
2. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий -"- 25,3 26,8 28,3 29,6 30,6 31,7
3. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий -"- 1,4 1,8 2,2 2,7 3,3 3,9
4. Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий -"- 7 7,4 7,7 8,1 8,5 9
5. Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий процентов 60,3 58,3 56,4 54,3 52,4 50,3
6. Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации -"- 75 78 80 83 86 90
7. Доля аккредитованных специалистов -"- - - - - 20 40
8. Количество разработанных профессиональных стандартов единиц 20 11 65 - 8 -
9. Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) процентов 129,7 130,7 137 159,6 200 200
10. Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) процентов 75,6 76,2 79,3 86,3 100 100
11. Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) -"- 50,1 51 52,4 70,5 100 100
12. Число дней работы койки в году дней 324,5 327,2 328,5 329,6 330,1 331,5
13. Средняя длительность лечения больного в стационаре дней 12,2 12,1 12 11,9 11,8 11,7
Основные показатели здоровья населения
14. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении лет 70,8 71,6 72,2 72,7 73,4 74
15. Смертность от всех причин на 1000 населения 13 12,8 12,5 12,3 12,1 11,8
16. Материнская смертность случаев на 100 тыс. родившихся живыми 16,1 16 15,9 15,9 15,8 15,7
17. Младенческая смертность случаев на 1000 родившихся живыми 8,2 8,1 8 7,8 7,5 7,5
18. Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет случаев на 10000 населения соответствующего возраста 9,2 8,9 8,6 8,5 8,3 8,1
19. Смертность от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения 721,7 706,6 691,7 677,2 663 649,4
20. Смертность от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. населения 12,6 12,2 11,8 11,4 11 10,6
21. Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) -"- 201,2 199,4 197,8 196,1 194,4 192,8
22. Смертность от туберкулеза -"- 13,5 13,1 12,8 12,4 12,1 11,8
23. Заболеваемость туберкулезом -"- 64,56 60,34 56,12 51,9 47,68 43,46
24. Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут процентов 84,7 85,5 86,4 87,2 88,1 89

_____________________________

* В соответствии с приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565 предполагается разработка и утверждение 31 профессионального стандарта по основным должностям медицинских работников. Количество разрабатываемых профессиональных стандартов в 2015 - 2016 годах при необходимости может быть уточнено.

II. План мероприятий

Наименование мероприятия Срок реализации Ответственные исполнители Ожидаемый результат
1. Разработка комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" до 1 марта 2013 г. Минздрав России будут разработаны методологические подходы к повышению эффективности оказания скорой медицинской помощи вне медицинских организаций, включая медицинскую эвакуацию, неотложной помощи; оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях; оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи в стационарных условиях
2. Обеспечение методического сопровождения субъектов Российской Федерации при разработке ими региональной "дорожной карты" в сфере здравоохранения до 1 февраля 2013 г. Минздрав России будут разработаны методологические подходы к формированию региональной "дорожной карты" в сфере здравоохранения
3. Разработка программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" до 1 мая 2013 г. утверждение программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации до 2020 года, направленных на повышение структурной эффективности, учитывающих региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Указанные мероприятия направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников
4. Утверждение субъектами Российской Федерации по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" развития здравоохранения, содержащих целевые индикаторы развития отрасли, оптимизацию структуры и определение динамики значений соотношения средней заработной платы категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2012 - 2018 годах до 1 апреля 2013 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России на основе агрегированных данных динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы медицинских работников и работников медицинских организаций, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своих планах мероприятий ("дорожных картах") развития здравоохранения определяют собственную динамику увеличения соотношения средней заработной платы указанных категорий работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации в целях достижения целевых значений уровня заработной платы к 2018 году, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Соглашения между Минфином России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы заключаются при наличии указанных планов мероприятий ("дорожных карт"), согласованных с Минздравом России
5. Разработка планов мероприятий по повышению эффективности федеральных государственных учреждений в части оказания государственных услуг и выполнения государственных работ на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствования системы оплаты труда, включая меры по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников, оптимизационные меры до 1 апреля 2013 г. оптимизация структуры оказания медицинской помощи будет способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников
6. Утверждение главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" в сфере здравоохранения в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников с указанием ответственного исполнителя до 1 апреля 2013 г. оптимизация структуры оказания медицинской помощи и привлечение средств на повышение заработной платы медицинских работников
7. Разработка комплекса мер, направленных на развитие частной системы здравоохранения и государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, а также на совершенствование в этих целях нормативно-правовой базы до 1 июля 2013 г. Минздрав России разработка ведомственного плана развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения
8. Разработка и утверждение профессиональных стандартов в области здравоохранения 2013 - 2014 годы Минтруд России, Минздрав России профессиональные стандарты внесут существенный вклад в разработку качественных образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. Введение профессиональных стандартов в здравоохранении будет способствовать переводу на аккредитацию медицинских работников с 1 января 2016 г.
9. Актуализация разработки профессиональных стандартов в области здравоохранения 2015 - 2017 годы Минздрав России
10. Утверждение методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников II квартал 2013 г. Минздрав России трудовым законодательством (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации) определено, что системы оплаты труда определяются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Вместе с тем основной проблемой существующих систем оплаты труда в медицинских организациях является отсутствие прозрачных целевых показателей и понятной для медицинских работников системы оценки качества их труда. В целях решения этой проблемы будет скоординировано построение системы оценки деятельности медицинских работников
11. Разработка на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников 2013 год органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах
12. Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, внесение изменений в трудовые договоры руководителей учреждений до 1 июля 2013 г. Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФНС России, МИД России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Минтруд России, ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации четкое понимание того, по каким критериям должна производиться оценка деятельности медицинских работников
13. Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов ежегодно Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФНС России, МИД России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Минтруд России, ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации оптимизация численности административно-управленческого персонала государственных и муниципальных медицинских организаций с учетом реальной потребности отрасли путем расширения профессиональных возможностей и уровня полномочий руководителей без увеличения их штатной численности, создания условий для их эффективной профессиональной служебной деятельности, повышения квалификации сотрудников администраций медицинских организаций в области управления здравоохранением. Также необходимо обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на прочий персонал с учетом предельной доли административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов
14. Формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности 2013 год при переводе медицинских работников на эффективный контракт будет обеспечено общественное обсуждение критериев оценки деятельности работников медицинских организаций (при необходимости их дополнение) и участие профсоюзных организаций в данной работе. Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и будет стимулирование повышения качества работы медицинских организаций
15. Обучение руководителей (работников, ответственных за перевод на эффективный контракт) федеральных медицинских организаций и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения I - II квартал 2013 г. Минздрав России, Минтруд России консультирование и координирование деятельности руководителей федеральных государственных учреждений и представителей субъектов Российской Федерации, а также постоянный мониторинг реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в части достижения целевых показателей уровня оплаты труда работников медицинских организаций - необходимые меры по реализации единой государственной политики в области здравоохранения и оплаты труда медицинских работников
16. Обеспечение перевода работников федеральных медицинских организаций на эффективный контракт ежегодно Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФНС России, МИД России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Минтруд России, ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти будут реализованы мероприятия по переводу медицинских работников подведомственных организаций на эффективный контракт с соблюдением норм трудового законодательства
17. Перевод работников государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций на эффективный контракт ежегодно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при разработке планов мероприятий субъектов Российской Федерации по развитию здравоохранения и реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в соответствующем субъекте Российской Федерации будет предусмотрен перевод работников государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций на эффективный контракт
18. Координация работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения, а также по ежегодному уточнению параметров на очередной финансовый год и контролю за их выполнением ежегодно Минздрав России создание эффективной системы здравоохранения, обеспечение этапности, сбалансированности и единообразия развития здравоохранения и совершенствования оплаты труда медицинских работников на всей территории Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности
19. Разработка (изменение) и утверждение отраслевых норм труда в сфере здравоохранения ежегодно Минздрав России совершенствование норм труда в сфере здравоохранения позволит определить прогнозную численность работников медицинских организаций, необходимых для предоставления гарантированных по стандарту услуг и повысить производительность труда в медицинских организациях
20. Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения ежегодно Минздрав России контроль, корректировка и актуализация показателей структурных преобразований в системе оказания медицинской помощи и основных показателей здоровья населения на основе мероприятий "дорожной карты"

Обзор документа

Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения". Цель - улучшить качество медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медорганизаций и их работников.

Планируется внедрить действенные механизмы оценки деятельности медработников и соответствия уровня оплаты труда его качеству.

Соотношение средней зарплаты врачей и иных работников с высшим профобразованием, которые оказывают медуслуги (обеспечивают предоставление таковых), и средней зарплаты в регионах к 2017 г. должно достигнуть 200%, а средняя длительность лечения больного в стационаре будет 11,7 дня.

Смертность от всех причин в 2013 г. - 13 случаев на 1 тыс. населения. В 2018 г. она должна быть понижена до 11,8 случая. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2018 г. достигнет 74 лет.

Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут должна быть повышена от 84,7% (2013 г.) до 89% (2018 г.).

Для достижения перечисленных показателей предусмотрены, в частности, следующие мероприятия.

До 1 марта 2013 г. планируется разработать комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе госпрограммы "Развитие здравоохранения".

До 1 мая 2013 г. должны появиться программы развития здравоохранения субъектов Федерации с учетом названной госпрограммы.

В 2013-2014 гг. будут разработаны и утверждены профессиональные стандарты в области здравоохранения.

В 2013 г. планируется разработать показатели эффективности деятельности региональных и муниципальных медорганизаций, их руководителей и работников, а также сформировать независимую оценку качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги.

Предусмотрен также перевод работников федеральных, региональных и муниципальных медорганизаций на эффективный контракт.

Эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста зарплаты работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг.

05.04.2013 00:00

Преобразования в системе здравоохранения Сургутского района продолжаются

С января нынешнего года все районные медицинские учреждения перешли на одноканальную систему финансирования. Реорганизация проводилась в течение всего 2012 года. Однако изменения в сфере здравоохранения района ещё не завершены. В текущем году, в связи со структурными преобразованиями окружной системы здравоохранения, сотрудникам районного управления предстоит разработать план мероприятий так называемой «дорожной карты», которая будет действовать до 2018 года.

О том, что такое «дорожная карта» и для чего она нужна, корреспонденту газеты «Вестник» рассказал начальник управления здравоохранения Сургутского района Илья ЖИГАЛИН.

Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в ХМАО - Югре, или «дорожная карта», предполагают создание в округе трёхуровневой системы оказания медицинской помощи, - объясняет Илья Сергеевич. - Первый уровень - это первичная медико-санитарная помощь. Её предоставляют все наши районные медицинские учреждения. Второй уровень - межмуниципальный, предполагающий специализированную, преимущественно экстренную и неотложную помощь. Сегодня такую помощь можно получить в СОКБ. И третий - региональный, для оказания специализированной, высокотехнологичной помощи. Он представлен окружным кардиоцентром, перинатальным центром и другими учреждениями, расположенными в Сургуте. Любой житель Сургутского района может, в случае необходимости, получить помощь на любом из уровней. Для нас очень важно, чтобы в учреждениях первого уровня, куда жители района обращаются чаще всего, они получали качественную услугу и в полном объёме.

То есть, цель «дорожной карты» - сделать работу медицинских учреждений, в том числе и в районе, эффективнее. Для достижения этой цели районная администрация утвердила свой план мероприятий - «дорожную карту района» на ближайшие несколько лет. Одно из таких мероприятий - повышение структурной эффективности медицинских учреждений района -частично выполнено в прошлом году. Проведена реорганизация лечебно-профилактических учреждений района путём присоединения маломощных больниц к крупным лечебным учреждениям. Теперь в районе пять муниципальных учреждений здравоохранения. Это Лянторская и Фёдоровская городские больницы, Нижнесортымская и Угутская участковые больницы и поликлиника посёлка Белый Яр.

Сегодня визит пациента к врачу оплачивается из средств обязательного медицинского страхования или, при желании пациента, из его личных средств. На основании экономического анализа работы маломощных ЛПУ района в первом полугодии прошлого года было принято решение реорганизовать их и объединить с более крупными медицинскими учреждениями. Благодаря этому сельские ФАПы в новых условиях смогли не только выжить, но и стали предоставлять на месте услуги должного качества. Да и количество их увеличилось. Расширились и выездные формы профилактической работы -почти каждую неделю в то или иное село приезжает бригада узких специалистов.

Кроме того, надеемся, что уже к концу этого года на территории района появятся два новых ФАПа - в Сайгатиной и на Высоком Мысу, и амбулатория в Ульт-Ягуне. Они будут размещаться в специальных модульных зданиях, отвечающих современным требованиям. В них предусмотрена и квартира для медицинского персонала. Это очень важный момент: наличие жилплощади явится дополнительным стимулом для привлечения специалистов в село - не секрет, что проблема кадров в сельской местности сегодня довольно остра.

«Дорожная карта района» предусматривает и ряд мероприятий, направленных на повышение оплаты труда медицинских работников. Главное -зарплата напрямую будет зависеть от качества и количества выполненной работы. Всё честно - кто работает много и эффективно, получает больше. Планируется, что к 2018 году оплата труда медицинских работников будет в два раза превышать среднюю по округу.

Кроме того, окружная «дорожная карта» включает создание на территории Югры пяти зон медицинского обслуживания населения с формированием многопрофильных зональных медицинских учреждений («второго уровня»). В результате зонирования предполагается и концентрация кадровых ресурсов территориальных органов управления здравоохранением - в настоящее время обсуждаются варианты их укрупнения со следующего года. Возможно, что для города Сургута и района будет создан единый территориальный орган управления здравоохранением от департамента здравоохранения автономного округа. Изменение же формы собственности медицинских учреждений с муниципальной на государственную со следующего года, я полагаю, пациенты оценят положительно, поскольку качественная медицинская помощь станет ещё более доступной для жителей района.

Отмечу, что «дорожная карта района» разработана в соответствии с окружной «дорожной картой». Сургутский район, то есть врачи, медицинский персонал и пациенты, станет частью новой трёхуровневой системы, в итоге потоки пациентов будут направляться по установленным «маршрутам», в зависимости от каждого конкретного случая. Это позволит своевременно и в полном объёме оказывать необходимую медицинскую помощь.

Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».

Кому положены стимулирующие выплаты в 2020 году

Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсёстрам.

Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.

  1. Не положены стимулирующие:
    Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правила, если занимаются медицинской практикой.
  2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоровье», а конкретнее:
    занимающимся оказанием помощи при родах, во время ухода за младенцами;
    педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работающему с ними в тандеме.
  3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную помощь.

Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслуживания населения. Больше денег тому, кто лучше помогает людям!

Стимулирующие выплаты начисляются только тем работникам, которые имеют сертификат установленного образца по основной рабочей специальности.

Документальная база Программы

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.


Первая, основная часть выплачивается обязательно всем без исключения. Вторым пунктом обозначены начисления, зависящие от конкретных условий работы. Они различаются по регионам. Стимулирующие выплаты медикам, интересующие нас, насчитываются исходя из оценки эффективности работы врачей и медсестер.

Базовым нормативно-правовым актом, на который опирается администрация медучреждения, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение).

В этой бумаге сказано, что все части дохода, кроме стимулирующей, тружеников медицины строго регламентируется центральными и региональными законодательными актами. А вот стимулирующие отдаются на откуп медучреждению.

Администрация предприятия обязана издать документ, регламентирующий стимулирующие выплаты труженикам здравоохранения, затем, ознакомить тружеников с его содержанием!

Где разрабатываются критерии поощрения

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам. Кроме того, издаются соответствующие акты и на региональном уровне.

Поинтересуйтесь у администрации медучреждения содержанием вышеуказанного документа, для того чтобы понимать, как именно производятся начисления.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Контроль профсоюза

При разработке и утверждении рекомендаций медучреждениям, Правительство РФ советуется с профсоюзами.

Это формат называется трехсторонней комиссией, в которой еще принимают участие работодатели. Заседает она ежегодно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже раз в год.

А это означает, что Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно утверждаться на местах только на указанный период.

В нем отражаются отражены следующие моменты:

  • источники финансирования, из которых станут выплачивать стимулирующие (создается специальный фонд на предприятии);
  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Нюансы начислений

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.


Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Как отражается совмещение и замещение на размере стимулирующих

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Лишение стимулирующих


Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена , что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС - покажет лишь практика.

В 2020 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Что делать при отмене стимулирующих выплат

27 января 2017, 11:39 Янв 9, 2020 15:02

gastroguru © 2017