Планирование формирование и осуществление закупок. Планирование закупок (ведение планов и планов-графиков закупок)

Этап I. Собрать информацию о потребностях заказчика

Определить и сформулировать предмет закупок (товаров, работ, услуг), установить требуемый объем закупаемой продукции, ее качественные характеристики и время поставки), а также выделенные заказчику объемы финансирования, планируемые внебюджетные поступления, код вида расходов согласно бюджетной классификации.

Указанная информация требуется для присвоения закупкам идентификационного кода, их обоснования и заполнения формы плана.

Этап II. Провести анализ и обобщение собранной информации, ее классификацию по видам закупаемых товаров, работ, услуг, а также по периодам (например, кварталам), в которых должны быть произведены закупки.

На этом этапе необходимо осуществлять мониторинг и оценку целесообразности осуществления конкретных закупок, отвечая на следующие вопросы:

Какие потребности будут удовлетворены посредством закупки данной продукции?

Кто является потребителем закупаемой продукции и каково их количество (например, если продукция закупается для реализации какой-либо социальной программы, то объем должен соответствовать количеству прямых бла- гополучателей)?

Закупалась ли ранее подобная продукция, если да, то объем должен быть скорректирован с учетом остатков ранее закупленной продукции.

Существуют ли альтернативные возможности удовлетворения данной потребности заказчика, если да, то какова ориентировочная стоимость альтернативного варианта и каковы причины отказ от него?

Этап III. Определить стратегию закупок на основе изучения соответствующего рынка: выбрать оптимальные способы осуществления выбора поставщиков с учетом ранее проведенного анализа; определить объем закупок, подлежащих закупке у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Этап IV. Определить, какие закупки планируются в упрощенном порядке

Целесообразно заранее выяснить, закупки каких товаров (работ, услуг) планируются в таком порядке. В отношении них не нужно определять код объекта закупки для формирования идентификационного кода 25 26 и отражать в плане каждый товар (работу, услугу) отдельно.

Обобщенная информация о них указывается одной строкой по каждому коду вида расходов в размере годового объема финансового обеспечения по каждому из следующих объектов закупки:

  • а) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (п. 7 ч. 2 ст. 83);
  • б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. р. (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • в) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. р. (п. 5 ч. 1 ст. 93);
  • г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93), а также связанные с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • 25 Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 №422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2016).
  • д) преподавательские услуги, а также услуг экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93);
  • е) услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо-и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов (п. 23 ч. 1 ст. 93);
  • ж) работы, связанные со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (п. 42 ч. 1 ст. 93);
  • з) услуги по предоставлению права доступа к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (п. 44 ч. 1 ст. 93).

По закупкам, перечисленным выше (информация о которых включается в план закупок одной строкой), не указывается:

  • - наименование объекта и (или) объектов закупки - вместо него указывается положение Федерального закона, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • - сведения об обязательном общественном обсуждении закупки («да» или «нет») в соответствии со ст. 20 Федерального закона;
  • - дата, содержание и обоснование вносимых в план закупок изменений.

Этап V. Присвоить закупкам идентификационные коды

Для каждой закупки в плане нужно указать идентификационный код. Такой код формируется из следующих элементов:

(год закупки) + (идентификационный код заказчика) + (номер закупки) + («000») + (код объекта закупки) + (код вида расходов)

Номер закупки состоит из четырех знаков. Значение от 0001 до 9999 присваивается в порядке возрастания в пределах года закупки. Следовательно, нумерация закупок каждого следующего года начинается с 0001.

Например, десятая закупка, запланированная на 2017 г., и десятая закупка 2018 г. будут иметь один и тот же номер - 0010.

Этап VI. Обосновать закупки

Обоснование составляется по утвержденной форме, которая прилагается к плану закупок и представляет собой таблицу из 7 столбцов.

  • 1 столбец - номер объекта закупки;
  • 2 столбец - идентификационный код закупки;
  • 3 столбец - наименование объекта закупки;
  • 4 и 5 столбец - цель закупки (в 4-м указывается наименование государственной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования) в случае, если закупка планируется в рамках указанной программы, а в 5-м - наименование мероприятия государственной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора Российской Федерации);
  • 6 столбец - обоснование соответствия закупки выбранной цели;
  • 7 столбец - правовые акты в сфере нормирования закупок, устанавливающие требования в отношении объекта закупки (требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных заказчиков (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084) или правовые акты, устанавливающие требования к приобретаемым товарам (работам, услугам) (ч. 5 ст. 19 Закона № 44-ФЗ)).

Сведения о некоторых товарах, работах, услугах в нее не вносятся - это закупки у единственного поставщика на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (данные о них в плане закупок приводятся обобщенно: конкретные наименования товаров (работ, услуг) не указываются).

Этап VII. Заполнить форму плана закупок

Этап VIII. Представить план главному распорядителю средств бюджета (учредителю)

План закупок представляется главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации (далее - главные распорядители) в установленные ими сроки; корректируется при необходимости по согласованию с главными распорядителями планы закупок в процессе составления проектов бюджетных смет и представления главными распорядителями при составлении проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; утверждают после уточнения и доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерациив в срок, установленный п. 2 Правил, сформированные планы закупок и уведомляют об этом главного распорядителя.

Этап IX. Утвердить план закупок

Планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней (должен подписать (утвердить) руководитель организации либо иное уполномоченное лицо) после доведения до соответствующего государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Этап X. Разместить план закупок в ЕИС

Утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17).

Порядок размещения плана закупок описан в Руководстве пользователя по 44-ФЗ, которое находится на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru, раздел «Документы», подраздел «Обучающие материалы»).

Этап XI. Мониторинг хода осуществления закупок и корректировка плана в случае возникновения производственной необходимости либо непредвиденных обстоятельств

Для внесения изменений необходимо сформировать заявку (издать приказ) на внесение изменений в план, после чего можно изменить электронную версию плана закупок и разместить ее в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений (сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются). В заявке (приказе) указывается правовое основание внесения изменений и их содержание.

В 2016 г. после 30 сентября получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг не допускается (за исключением поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в рамках реализации государственного оборонного заказа, а также закупок товаров, работ, услуг федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, источником финансового обеспечения которых являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду) .

Исключением также являются закупки товаров, работ и услуг в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства Российской Федерации, устанавливающими возможность принятия указанных обязательств после 30 сентября 2016 г.

Получатели средств федерального бюджета до 5 октября 2016 г. представляют в территориальные органы Федерального казначейства информацию:

  • - о планируемых закупках, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до 30 сентября 2016 г.;
  • -об общей сумме закупок товаров, работ, услуг, которые планируется осуществить у единственного поставщика в соответствии с п. п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ после 30 сентября 2016 г. согласно информации, включенной в план-график закупок;
  • - о закупках товаров, работ, услуг в размере, не превышающем 10 % суммы не использованных по состоянию на 30 сентября 2016 г. лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Территориальные органы Федерального казначейства на основании информации, предоставленной им, в порядке и в сроки, которые установлены Министерством финансов РФ, осуществляют отзыв соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 № 1456 (с изм. и доп.от 19.09.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на2016 г.» и письмо Минфина России и Федерального казначейства от 15.08.2016 № 09-02-08 /47631, 07-04-05/03-628 «О разъяснении отдельных положений ПП РФ № 1456» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2016).

КонсультантПлюс: примечание.

Планирование закупок на 2019 год осуществляется по старым правилам. При этом внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения (направления приглашения) либо заключения контракта (ФЗ от 01.05.2019 N 71-ФЗ).

Статья 16. Планирование закупок

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

2. В планы-графики включаются:

1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

4. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 , частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

5. Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.

6. План-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

7. План-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

8. Планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со

1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

6) иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

3) порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе.

4. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 , частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

5. Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.

6. План-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

7. План-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

8. Планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

5) в иных случаях, установленных порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

9. Внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

10. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

11. Особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Задачи планирования закупок товаров, работ и услуг муниципальными учреждениями определяются основными целями 44-ФЗ и направлены на повышение эффективности использования финансовых средств результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности всех процедур.

Планирование закупок осуществляется исходя из определенных целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • - планов закупок;
  • - планов-графиков.

Ст. 17 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчиков формировать планы закупок. Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд должен быть определен Правительством РФ.

В рамках ч. 5 ст. 17 Правительством определены требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд, а также форма такого плана (постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043). Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 (ред. от 29.10.2014) О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2013

В соответствии с ч.2 ст. 17 планы закупок должны включать в себя:

  • 1. идентификационный код закупки;
  • 2. цель осуществления закупки;
  • 3. наименование объекта (объектов) закупки;
  • 4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • 5. сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 6. обоснование закупки;
  • 7. информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • 8. информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.

Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугами (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством РФ. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством РФ.

План закупок формируется муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ,

План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющий государственную тайну.

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

  • 1) идентификационный код закупки;
  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. N 1044 (начало действия документа 01.01.2015) О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг // Собрание законодательства РФ", 02.12.2013, N 48, ст. 6253

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

  • 1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • 2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
  • 3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
  • 4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  • 5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков.

Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Планирование закупки товаров - один из важнейших этапов деятельности любого современного учреждения, предприятия. Он предназначен для формирования подготовительной документации при необходимости приобретения продукта, заказа работ, услуг. Наиболее актуальная сфера для муниципалов, госкомпаний. Разработано несколько методов планирования, рассматриваемых в рамках специализированных образовательных курсов. Безусловно, теоретические выкладки применимы на практике, область их приложения исключительно широкая. Во многом это обусловлено и требованиями действующего законодательства к обоснованию приобретений муниципалов, госструктур.

Начало без ошибок - залог успеха

В настоящее время практикуется планирование закупок по ФЗ 44. Этим документом на федеральном уровне декларировано, насколько важна процедура составления плана. Требования к составлению проекта приобретений впервые появилось в 2013 г., и с тех пор проще для реализации отдельными учреждениями ситуация точно не стала. Правовые нормативы, актуальные для наших дней, требуют планировать приобретения в строгом соответствии с законами, тщательно документируя каждый шаг, любую операцию.

Организация закупок, составление плана - задачи, которые при неизменности закона в наше время решаются с применением более современных методик. Это позволяет при повышенной экономической эффективности результата придерживаться установленных норм. Система планирования закупок - залог положительного результата всего мероприятия. Потребности важно анализировать, учитывая объемы выделяемых на предприятие средств. Конечно, оптимальный вариант - это выделение финмасс в тех количествах, которые требуются конкретному учреждению для реализации всех запланированных сделок, но бюджетные ограничения редко позволяют воплотить все 100%.

Сделать все правильно

Между прочим, актуальность и сложность вопроса планирования планов закупки, составления проектов видна уже из того обилия специализированных изданий, что выпускаются в последнее время, раскрывая различные тонкие аспекты, нюансы вопроса. Многое обусловлено сложной экономической ситуацией в державе, на основании чего требования закона ужесточаются, равно как и контроль за их соблюдением. Есть и положительная сторона: удается эффективно предупредить злоупотребления, коррупционную составляющую, неэффективную растрату бюджетных накоплений.

Планирование закупок на год - самый часто встречающийся вариант. Не будет лишним составление планов и на длительный промежуток времени (пятилетка), но они формируются лишь в общих чертах. Бывают и кратковременные планы (например, на месяц), но такие отражают лишь текущие потребности предприятия. Годовой план - это не просто список необходимого к приобретению, но еще и документ, демонстрирующий перспективы учреждения, его стратегию развития, совершенствования рабочего процесса. Нередко к плану прилагается пояснительная записка, обосновывающая необходимость каждого из перечисленных пунктов. Это позволяет предупредить подозрения в злоупотреблении и доказать нужду в выделении средств.

Основные задачи: разбирая примеры закупки

Планирование, осуществление закупок могут оказаться зоной ответственности, которой предприятие пренебрегает. В такой ситуации качество оказания услуги, произведенного в результате рабочей деятельности учреждения продукта будет достаточно низким, а сроки - затянутыми. Если не удалось проработать правильно цену контракта, спланировать приобретение, есть вероятность неэффективного расходования средств, что может расцениваться как правонарушение с вытекающими последствиями.

Планирование муниципальных закупок позволяет предупредить непредвиденную отмену операции. Инициатором блока сделки могут выступить контролирующая инстанция, подрядчик или само учреждение, внезапно обнаружившее ошибку и по причине этого вынужденное в срочном порядке прекратить сотрудничество по договоренности. Это приводит к временным потерям, финансовым. Заказчик, неправильно оформивший закупочный процесс, может столкнуться со штрафными санкциями. В частности, из действующих законов следует, что должностное лицо, безответственно, некорректно подобравшее метод закупки, вынуждено отвечать: наказание достигает 50 000 рублей.

Одно за другим

На современных предприятиях планирование закупок осуществляется посредством систематизированного подхода к вопросу с использованием эффективных электронных, вычислительных средств, программных комплексов. Это позволяет минимизировать вероятность человеческой ошибки. Последовательность операций представляет собой формирование плана, его согласование с вышестоящими инстанциями, исполнение задуманного. Уже на этапе подготовки необходимо обосновать все запланированные операции, проверить соответствие поставленным перед учреждением целям, а также нормировать закупку. Последнее предполагает контроль качества приобретаемого продукта, заказываемой услуги относительно действующих требований, ожидаемых потребительских качеств. На этапе плана анализируют необходимое количество продукта и предельную цену, по которой его можно приобретать.

Управление планированием закупок включает организацию общественного обсуждения мероприятия. Особенно актуально это для ряда сделок, для которых в законах оговорена гласность. Есть такие мероприятия, реализовывать которые, не проведя предварительно общественное исследование с оценкой итогов, просто нельзя. В настоящее время для организации такого шага активно используются самые современные средства и способы коммуникации, технические решения, информационные технологии.

Бумажкам нет конца!

Планирование государственных и муниципальных закупок предполагает формирование плана-графика, закупочного плана. Второй тип документации введен с 2016-го. Первый практиковался и раньше, форма его остается неизменной уже несколько лет. График формируется на год. Закупочный план составляется на средний срок и включает в себя все наименования продукции, необходимой учреждению и закупаемой у поставщика. В норме такой документ охватывает трехлетний временной промежуток, так как именно на этот период формируется бюджет.

Планирование закупок бюджетников - особенно непростой вопрос. Необходимо ориентироваться на ФЗ, принятый в 2011 под номером 223. Им декларированы возможности составления гибкого плана, охватывающего двенадцатимесячный промежуток. Некоторые закупки обосновывать не нужно. Это касается перечня, подпадающего под нормативы второй части пятнадцатой статьи упомянутого ранее 44-го ФЗ. У бюджетников есть право корректировать планы в соответствии с необходимостью. Нет ограничения по срокам, причинам.

Все по плану

Закупки в бюджетном планировании в формате графика предполагают в качестве фундамента использовать документацию, разработанную на трехлетний промежуток и описывающую основные потребности учреждения. Далеко не всякое юрлицо с первого раза может успешно сформировать такой закупочный план, который можно воплощать в реальность, поэтому законом оговорены возможности внесения коррективов в те документы, что уже опубликованы через специализированную информационную систему.

Зачастую изменения необходимо вносить по мере обнаружения потребностей в товарах, которые выявить раньше не получилось. Через электронный бюджет планирование закупок представляет собой довольно гибкий процесс, можно добавлять новые пункты, особенно если финансовые возможности для их воплощения обусловлены экономией на торгах, уже прошедших к моменту корректировки. Внести изменения можно, когда это стимулируется итогами общественного обсуждения, если таковое было организовано как удовлетворение требования законов.

Закупочная логистика

Чтобы планирование закупок (электронный бюджет, ведомый посредством современных программных продуктов, оказывает существенную помощь специалистам) было максимально эффективным, организовывать вести мероприятия, учитывая требования логистики. При составлении плана нужно ориентироваться в потребностях предприятия, издержках, связанных с рабочими процессами, складских пространствах, доступных для использования. Играют роль и количество материала, необходимое для производственного процесса, сроки, в которых оно должно быть поставлено. Чтобы добиться успеха, нужно учитывать ресурсы поставщиков, возможности организовать собственное производство некоторых расходных материалов, применимых для изготовления конечного продукта, оказания услуги.

Формирование с учетом всего указанного плана закупок в бюджетном планировании применительно к государственным, частным компаниям позволяет наладить рабочий процесс без простоев и финансовых потерь, обусловленных излишками приобретения, порчей расходного сырья. Чтобы выявить, как много материалов нужно (а именно этот показатель является базовым для вычисления большинства прочих), необходимо освоить несколько типовых методов вычислений. Для применения их к конкретной компании предварительно нужно собрать максимально полную информационную базу о применении сходного сырья в промышленности ранее.

Сколько нужно?

Один из методов планирования закупок - оценка объемов продукции, которую необходимо произвести, на основании потребности клиента в ней. Зная, насколько значим в текущий момент спрос на товар, можно обоснованно рассчитать, как много сырья понадобится. Для упрощения вычислений формируют списки с продуктами, материалами, учитывают время, необходимое на поставку разных позиций, длительность хранения. Если некий расходный материал можно изготовить своими силами, нужно заранее рассчитать, как велики на это временные затраты.

Зная временные промежутки, оценивают брутто-потребность позиций, получаемых от поставщика, изготавливаемых своими силами. На ее основании определяют чистую потребность, анализируя уже существующие запасы, сделанные заказы и запланированные производственные объемы. Среди заказов могут быть те, что сделаны ранее для предыдущей серии товара. При планировании нового производственного цикла их учитывать не нужно.

Колебания спроса

Этот способ планирования закупок актуален, когда интерес потребителя можно описать волновым графиком с повторяющимися элементами. Чтобы добиться сглаживания, необходимо оценить, как велико фактическое потребление продукта за уже истекший временной промежуток, выявить соотношение с заранее для него рассчитанными показателями. На новый период прогноз представляет собой вычисленный для прежнего временного промежутка показатель, к которому прибавляется корректирующая величина - количество товара, умноженное на коэффициент значимости.

Альтернативный вариант

Еще один метода планирования закупок - детерминированный. К такому прибегают, когда известно, за какой срок нужно исполнить поступивший заказ, как много материала для него требуется, в какой срок расходное сырье будет поставлено.

Иногда наиболее применим на практике стохастический подход. Базой для проведения расчетов выступают методы статистики, математики. Применяя специализированные формулы, можно оценить, какая потребность в продукте ожидается, и на основании этого спланировать закупку расходного материала.

Прибегая к накопленному опыту персонала, можно реализовать эвристический подход к планированию закупок.

Всему свое время

Планирование государственных закупок, частных предполагает наличие максимально полной информационной базы относительно производственного процесса и результата его приложения. Необходимо предоставить аналитикам доступ к точным сведениям о движении расходных материалов, комплектующих, запчастей. Должны быть данные обо всех этапах от момента исследования рынка закупок до поступления приобретенного на склад.

Чтобы логистическая закупочная система хорошо работала, нужно знать, что за материалы используются в производственном процессе. Формирование плана закупок предполагает согласованное взаимодействие разных лиц, трудоустроенных на предприятии. Планирование государственных закупок (а в равной степени - в частных компаниях) вынуждает наладить взаимные связи между разными отделами, подразделениями, филиалами юрлица. Только тщательно организованное взаимодействие позволяет гарантировать правильность расчетов, анализа, выбор в пользу оптимального метода формирования закупки. Совместная работа позволяет определиться в пользу наилучшей ценовой политики, заключить выгодный договор с поставщиком, отследить количество поступившего, имеющегося, израсходованного сырья. Логистика включает контроль за сроками поставок, размещением сырья в пределах складских территорий.

Ничего лишнего

Посредством организации логистики закупок можно добиться минимального наличия запасов на складе при бесперебойной поставке расходного сырья на производственный процесс. Чтобы планирование было эффективным, нужно точно сформулировать, какие именно позиции требуются и в каком объеме, в какой временной промежуток точно они должны быть в распоряжении цехов, как велики возможности известных поставщиков. Логисты оценивают текущие возможности склада, прорабатывают пути организации производственного процесса расходного сырья посредством собственных мощностей.

Закупаем с умом

Во многом планирование закупок тесно связано с выбором конкретного формата сотрудничества с поставщиками. В последнее время наиболее широко распространенный вариант - оформление тендера. Он в равной степени применим и к государственным предприятиям, учреждениям, и при поиске поставщика частником. Понятие тендера пришло в экономику довольно давно. Организация торгов - область ответственности заказчика, оглашающего конкурсные условия на поставку продукта, оказание услуг. В рамках аукциона желающие могут вступить в конкуренцию за право заключения договора с заказчиком на заранее оглашенных условиях. Правила, которым будет подчинено сотрудничество, необходимо сформулировать, опубликовать заранее. Для этого заполняется полный пакет конкурсной документации с указанием сроков всех этапов взаимной работы. Перечисляются наименования продуктов, услуг, цены, устраивающие заказчика.

Классический тендер представляет собой процедуру с участием обилия конкурентов. Выиграть право заключения договора непросто, зато сам по себе процесс экономически эффективный, справедливый. Организация его возложена на руководителей предприятия, выступающего в роли заказчика. На фирме собирают комиссию по закупкам, состав которой утверждается начальствующим составом. Эти специалисты готовят пакет документов, оформляют все необходимое для выставления условий на всеобщее обозрение. Необходимо помнить о действующих нормативных, правовых актах, регламентирующих тендеры, аукционы.

Внимательно и досконально

Все заявки, пришедшие в ограниченные конкурсом временные рамки, должны быть проанализированы участниками закупочной комиссии. Относительно каждого из вариантов формулируется общее решение: принимать предложение, назначать потенциальное лицо подрядчиком либо отклонить вариант. Определяясь в пользу конкретного исхода, нужно свериться с условиями конкурса, проанализировать особенности всех поступивших предложений. Идеальный исход процедуры - заключение договоренности по минимальной возможной цене при соблюдении всех требований и условий заказчика. Беспристрастность, открытость, прозрачность - основные преимущества такой процедуры.

При формулировании требований к исполнителям руководствоваться нужно не только собственными интересами, но и средними предложениями по рынку. Если заказчик выставляет заведомо невыгодные условия, вряд ли найдутся желающие подписаться на подобное сотрудничество, по итогам тендера не появится ни одной заявки. Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, ведущей к срыву сроков поставок, нужно формулировать адекватные предложения. Один из путей, к которым прибегают в последнее время все чаще - установка условий, максимально возможных для заказчика. Каждый потенциальный подрядчик предлагает свои варианты, соответствующие по цене либо более доступные, и уже на основании анализа всех поступивших заявок можно выбрать самый удачный путь сотрудничества.

Как проводим?

Планируя закупки в форме тендера, необходимо сперва проанализировать ценовые предложения рынка, составить сводную базу котировок, сравнивая разных поставщиков, после чего приступать непосредственно к организации конкурса. В сопроводительной документации указывают требования к цене договора, срокам его исполнения, квалификационному уровню и качеству продукта. Каждый из участников по итогам тендера получает индивидуальный номер, первый предназначен победителю. Если таковой отказывается от заключения соглашения, приоритетом будет обладать второй по списку и так далее. В процессе проведения тендера запрещен контакт участников комиссии и представителей заинтересованных потенциальных подрядчиков.

gastroguru © 2017