Анализ повестки пленарного заседания гд пример. Сергей миронов прокомментировал повестку пленарного заседания госдумы

Глава 1. Пленарное заседание Государственной Думы: дискурсивный аспект.

§ 1. Пленарное заседание как форма реализации парламентского дискурса

1.1. Понятие дискурса.

1.2. К определению политического дискурса.

1.3. Парламентский дискурс.

1.4. Институциональная структура Государственной Думы.

1.4.1. Функционально-организационная структура Государственной Думы.

1.4.2. Идеологически-организационная структура Государственной Думы.

1.5. Пленарное заседание Государственной Думы.

§ 2. Коммуниканты парламентского дискурса.

2.1. Депутат как основной коммуникант парламентского дискурса.

2.1.1. Институциональная модель и институциональный голос депутата.

2.1.5. Локальные институциональные роли.

2.2. Иные коммуниканты.

2.2.1. Контрагенты парламентского дискурса.

2.2.2. Клиенты парламентского дискурса.

Глава 2. Пленарное заседание Государственной Думы как текст парламентского дискурса.

§ 1. Текст и текстообразование.

§ 2. Специфика образования текста пленарного заседания Государственной

§ 3. Структура текста пленарного заседания Государственной Думы: система субтекстов.

3.1. Субтекст рассмотрения вопроса повестки дня.

§ 4. Порядок работы пленарного заседания: целостность текста.

4.1. Специфика порядка работы пленарного заседания.

4.2. Рассмотрение повестки дня как метатекстовой элемент пленарного заседания.

4.3. Связь номинационной цепи текста пленарного заседания с порядком работы: от связности к целостности.

§ 5. Председательствующий: целостность, отдельность, связность текста пленарного заседания Государственной Думы.

5.1. Организация текста пленарного заседания.

5.1.1. Классификация текстоорганизующих реплик.

5.1.2. Связность текста пленарного заседания.

5.1.3. Смена председательствующего и связность текста.

5.1.4. Реплики председательствующего, не связанные с организацией текста.

5.2. Отдельность текста: организация границ.

5.2.1. Начало текста пленарного заседания.

5.2.2. Концовка текста пленарного заседания.

Глава 3. Рассмотрение законопроекта как прагматический центр текста пленарного заседания Государственной Думы.

§ 1. Рассмотрение законопроекта на пленарном заседании как вторичный текст парламентского дискурса.

1.1. Воспроизведение и интерпретация текста законопроекта.

1.1.1. Воспроизведение заголовка законопроекта.

1.1.2. Пересказ законопроекта.

1.1.3. Цитирование законопроекта.

1.1.4. Проблема интерпретации законопроекта.

1.2. Редактирование текста законопроекта.

1.2.1. Санкционирование изменений первичного текста.

1.2.2. Экстралингвистические ограничения возможности редактирования законопроекта.

1.3. Законотворческий контекст.

1.3.1. Внутренний законотворческий контекст.

1.3.2. Внешний законотворческий контекст.

1.4. Правовой и ситуационно-регулятивный контексты законопроекта

1.4.1. Правовой контекст.

1.4.2. Ситуационно-регулятивный контекст.

1.5. Тематическое расширение рассмотрения законопроекта.

1.5.1. Необоснованное тематическое расширение.

1.5.2. Дефектное тематическое расширение.

§ 2. Специфика аргументации в тексте рассмотрения законопроекта.

2.1. Специфика тезисов в тексте рассмотрения законопроекта.

2.2. Роль фактора «субъект оценки» в процессе аргументации.

2.3. Воспроизведение первичного текста как способ аргументации.

2.3.1. Цитирование первичного текста как способ аргументации.

2.3.2. Пересказ первичного текста как способ аргументации.

2.3.3. Дефектная аргументация.

2.4. «Плюрализм мнений» как прием аргументации.

2.4.1. Информирование аудитории.

2.4.2. Опровержение иного мнения для утверждения своего.

2.4.3. Принятие иного мнения и корректирование своего.

2.5. Экстралингвистические препятствия аргументационной деятельности в парламентском дискурсе.

2.5.1. Проблема свободы реципиента.

2.5.2. Проблемы парламентского большинства: лексические сигналы.268 Выводы.

Рекомендованный список диссертаций

  • Публичная парламентская речь в современной Германии и России 2013 год, кандидат филологических наук Константинова, Анна Сергеевна

  • Русский политический дискурс начала XX века: на материале дискуссии в I Государственной Думе 1906 года 2007 год, кандидат филологических наук Громыко, Сергей Александрович

  • Функционально-прагматические характеристики эристического дискурса: на материале французского и русского языков 2009 год, кандидат филологических наук Тамразова, Илона Геннадьевна

  • Функционально-прагматический аспект категории адресации: На материале французского и русского языков 2004 год, кандидат филологических наук Желудкова, Елена Геннадьевна

  • Функциональный анализ самоидентифицирующих высказываний: на материале американских и британских парламентских дебатов 2009 год, кандидат филологических наук Катанова, Елена Николаевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пленарное заседание Государственной Думы: дискурсивно-текстовой и прагматический аспекты»

Во вступительной статье к «Общей лингвистике» Эмиля Бенвениста Ю.С.Степанов отмечает, что «имя французского лингвиста наилучшим образом представляет современный этап науки о языке - лингвистики 70-х годов» XX века [Степанов 1974: 5]. Одной из наиболее значимых черт лингвистики этого периода является внимание к субъективному в языке. «Язык есть семиотическая система, основные референциальные точки которой непосредственно соотнесены с говорящим индивидом. С присущей ему простотой Бенвенист называет это свойство "человек в языке" и делает это названием целого раздела своей книги. Иначе все эти черты лингвистической концепции можно назвать антропоцентрическим принципом» [там же: 14].

Лингвистика начала XXI века продолжает придерживаться этого принципа. В центре ее внимания сегодня находятся, в частности, проблемы функционирования языка в различных сферах общения. Отсюда исследования и разработка новых идей в области традиционной функциональной стилистики [см., например: Брандес 2004: 139-292; Крылова 2006: 130-212; Стил.ЭС 2003: 581-583 и др.]. Предметом изучения становятся также более дифференцированные области функционирования языка, в первую очередь профессиональные, для анализа которых привлекаются дискурсивные методики [ср., например: о журналистском дискурсе: Чепкина 2000; Dijk 1991; о педагогическом дискурсе: Черник 2002; о политическом дискурсе: Гаврилова 2002; Демьянков 2002; Русакова 2004; Хмельцов 2004; Шейгал 2000; 2002а; 2002b; 2002с; Dijk 1997; 2001; 2005а; о профессиональном общении: Харченко 2003; о соотношении функциональной стилистики и дискурсивных исследований см.: Кожина 2005: 61-74].

Настоящая диссертационная работа посвящена современному русскому парламентскому дискурсу. Объект исследования - тексты пленарных заседаний Государственной Думы (ГД). Предмет нашего непосредственного внимания пленарное заседание ГД в дискурсивном, текстовом и прагматическом аспектах.

Материалом исследования послужили 39 стенограмм пленарных заседаний ГД, отобранных методом сплошной выборки за период весенней сессии ГД 2005 года (с 12 января по 8 июля). Весенняя сессия выбрана по принципу актуальности как последняя в ряду завершенных сессий ГД на момент начала настоящего исследования. Источником стенограмм является официальный сайт ГД.

В политической практике исследуемого периода укоренилась качественно новая для постсоветской России ситуация. Закончилось традиционное противостояние, существовавшее между законодательной властью с одной стороны, Президентом и исполнительной властью с другой. Глава государства получил поддержку не только большинства граждан страны, проголосовавших за него на выборах, но и большинства членов парламента. Причиной этого стали следующие события в общественно-политической жизни страны. Во-первых, в результате «укрепления вертикали власти» региональные элиты, формирующие верхнюю палату Федерального Собрания, потеряли относительную независимость от федерального центра и заняли пропрезидентскую позицию. Во-вторых, большинство мест в ГД получили представители так называемой «партии власти», безоговорочно поддерживающие политику Президента. Особенно заметным стало изменение ситуации в нижней палате, деятельность которой более публична, что объясняется прежде всего порядком ее формирования: депутатов избирают на прямых всенародных выборах, поэтому и депутаты, и потенциальные избиратели заинтересованы в том, чтобы работа Думы широко освещалась.

В таких условиях происходило активное реформирование российской политической системы. Среди прочего, был принят закон, предусматривающий новый порядок формирования ГД. Его действие существенно изменит правила игры. Поэтому можно сказать, что наш материал характеризует уже уходящий период в жизни российского парламента. Так, действующая в настоящее время Дума четвертого созыва формировалась по смешанной системе: половину депутатов избирали по партийным спискам, а половину - по одномандатным округам. Поэтому в Думе представлены не только депутаты, избранные от партий и объединенные во фракции по партийному признаку, но и так называемые независимые депутаты, не состоящие в депутатских объединениях и представляющие такие политические силы, которые не имеют собственных фракций. В соответствии с новым законом выборы будут проходить исключительно по партийным спискам. Поэтому все депутаты следующего созыва будут состоять во фракциях тех партий, по спискам которых они прошли в Думу. Другие политические силы в нижней палате представлены не будут. Вероятно, в ГД следующего созыва уменьшится и количество фракций. Это связно с тем, что в соответствии с новым законом партии, участвующей в выборах, для прохождения в Думу необходимо набрать не пять, как сейчас, а семь процентов от общего числа голосов избирателей. В то же время неизменной, скорее всего, останется пропрезидентская ориентация вновь избранной ГД.

Специфика исследуемого материала заключается в том, что стенограммы фиксируют официальный текст пленарного заседания, а не совокупный текст, порождаемый в рамках данного коммуникативного события. К официальному тексту относятся результаты речевой деятельности коммуникантов, осуществленной с соблюдением особых институциональных правил. Другими словами, для того чтобы высказывание вошло в стенограмму, его надо произнести в микрофон с разрешения председательствующего. Все прочие высказывания, например разговоры коммуникантов между собой, выкрики из зала и т.п., в официальный текст пленарного заседания не входят. В него также не входят тексты документов, с которыми коммуниканты знакомятся на заседании, если эти тексты не были озвучены с трибуны. В то же время стенограмма содержит данные о каждом коммуниканте, осуществляющем высказывание, даже в том случае, если они не были озвучены на пленарном заседании. В ней также фиксируется некоторая дополнительная информация, характеризующая ситуацию общения. Это делается с помощью специальных помет, например: «Из зала. (Не слышно.)»; «(Оживление в зале)»; «(Смех в зале)»; «(Шум в зале)» и др.

Методика исследования. В настоящем исследовании текст рассматривается как инструмент социального взаимодействия, что соответствует коммуникативной модели текста, разработанной О.И.Москальской [Москальская 1984]. Текст анализируется в связи с ситуацией общения, а его закономерности объясняются коммуникативно-прагматически [см.: Москальская 1984: 161].

Для анализа пленарного заседания ГД в дискурсивном аспекте как текста в совокупности с экстралингвистическими факторами использованы дискурсивные методики [см.: Русакова 2006; Фишман 2006; Чепкина 2000].

В работе использованы информативно-целевой и предметно-содержательный подходы к анализу текста. При информативно-целевом (шире - мотивационно-целевом) анализе «прежде всего выясняются мотив и цель деятельности общения, в которой порождается и интерпретируется текст, а уже затем рассматривается тот материал (тема), на котором этот мотив и эта цель реализуется» [Дридзе 1984: 82; см. также: Карих 2005: 30]. Предметно-содержательный анализ текста предполагает поиск ответов на следующие вопросы: о чем говорится в тексте? (выявление предмета речи текста), что говорится? (основной признак предмета речи) и как говорится? (с помощью каких языковых средств) [подробнее см.: Дридзе 1984: 82; Карих 2005: 30].

Также использованы логический и функциональный анализ как типы структурного описания текста [см.: Новиков 1983: 117].

Кроме того, на разных этапах работы применялись общенаучный описательно-аналитический метод с его основными приемами: наблюдением, интерпретацией, обобщением и классификацией; а также частнонаучные методы: семантический и структурный анализ текста. Для анализа организационной структуры ГД использован структурно-функциональный метод [см.: Сивуха 2003].

Актуальность исследования. Обращение к изучению пленарного заседания ГД связано с устойчивым научным интересом к политическому дискурсу [см., например: Баранов 1997; Водак 1997; Гаврилова 2002; Герасименко 1998; Демьянков 2002; Куртин 1999; Петрик, Петрик 2004; Русакова 2004; Серио 1999b; Феденева 1999; Федотовских 2005; Хмельцов 2004; Чудинов 2006; Шейгал 2000; 2002а; 2002b; 2002с; Dijk 1997; 2001; 2005а]. В то же время число отечественных лингвистических исследований, посвященных парламентскому дискурсу, который представляет собой существенную часть политической коммуникации, не так велико.

Не утратило актуальности и исследование текста. Первоначально к текстам были отнесены исключительно письменные произведения [Гальперин 1974; 1981]. Однако исследователи традиционно обращают особое внимание на феномены, не соответствующие существующим критериям текстуальности, и постепенно вовлекают их в сферу научных интересов лингвистики текста. Так, в качестве текстов стали рассматривать продукты устной речи, в том числе разговорный диалог [Ширяев 1982; Китайгородская 1988; Купина 1990; Сибирякова 1990]. В настоящее время особенно актуальным представляется изучение сложных диалогических текстов, к которым относится и пленарное заседание ГД [см., например: Богуславская, Гиниатуллин 1994; Данилов 1997; 2001; Краснова, Майданова 1992; Матвеева 1994; Романенко, Санджи-Гаряева 2002].

Исследуемый материал позволяет детально рассмотреть такое свойство парламентского дискурса, как институциональность, и влияние этого дискурсивного свойства на структурирование текстов - продуктов данного дискурса.

Цель работы - описание текста пленарного заседания ГД как сложного диалогического образования, организованного по правилам институционального парламентского дискурса и реализующего редакционно-санкционирующую деятельность коммуникантов, результатом которой является изменение статуса объекта, а именно превращение рассматриваемого законопроекта в Закон или в «ноль». Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи: 1) показать, что специфика институциональное™ парламентского дискурса определяет основные свойства пленарного заседания как коммуникативного события и текста, в том числе его прагматическую направленность; 2) показать, каким образом агональность (системообразующее свойство политического дискурса) отражается в парламентском дискурсе, в частности, в пленарном заседании как тексте; 3) описать специфику институционального голоса основных коммуникантов парламентского дискурса, участвующих в пленарном заседании; 4) доказать, что пленарное заседание является текстом, прагматическая установка которого заключается в реализации повестки дня; 5) доказать, что прагматическим центром текста пленарного заседания является рассмотрение законопроекта; 6) выявить специфику аргументации, используемой при рассмотрении законопроектов, как средства реализации целей участников пленарного заседания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Текст пленарного заседания ГД как основная форма реализации парламентского дискурса развертывается в соответствии с институциональными правилами (которые являются составляющими дискурсивной практики) в условиях агональности (которая является результатом различной идеологической ориентации коммуникантов и представляемых ими институтов).

2. Коммуниканты парламентского дискурса, участвующие в пленарном заседании, обладают институциональным голосом, который определяется их включением в институциональную структуру ГД, а также институциональной ролью, исполняемой на данном пленарном заседании.

3. Прагматическая установка текста пленарного заседания, которая заключается в реализации повестки дня, обеспечивает целостность данного текста и реализацию цели парламентского дискурса (законодательной деятельности).

4. Особая роль в организации текста пленарного заседания принадлежит председательствующему на заседании, результат речевой деятельности которого - подчиненный институциональным нормам метатекст, определяющий целостность, связность и отдельность текста пленарного заседания ГД.

5. Рассмотрение законопроекта как прагматический центр текста пленарного заседания представляет собой вторичный субтекст (текст) парламентского дискурса, предметом которого является рассматриваемый законопроект, превращающийся в результате редакционно-санкционирующей деятельности вторых авторов в Закон или в отклоненный законопроект.

6. Особую роль в парламентской аргументации играют: фактор «субъект оценки», различные способы воспроизведения текста рассматриваемого законопроекта, создание эффекта «плюрализм мнений».

7. В современном российском парламентском дискурсе существуют экстралингвистические препятствия аргументационной деятельности, связанные с институциональным ограничением свободы депутатов и наличием парламентского большинства.

Теоретическая значимость исследования определяется его междисциплинарным характером. Анализ текста пленарного заседания ГД в дискурсивном аспекте значим для политической дискурсологии и теории дискурса в целом, в связи с тем что парламентская часть системы политического дискурса наименее изучена. В работе описана специфика проявления текстообразующих категорий в тексте пленарного заседания ГД в связи с институциональным характером порождающего его парламентского дискурса, что соответствует интересам лингвистики текста. При этом текст пленарного заседания изучается в связи с коммуникативным событием и теми целями, которые данный текст реализует. Исследуется субтекст (текст) рассмотрения законопроекта как прагматический центр текста пленарного заседания, что представляет интерес для прагмалингвистики.

Научная новизна исследования обусловлена его объектом и предметом. Комплексный анализ дискурсивного, текстового и прагматического аспектов пленарного заседания ГД прежде в лингвистической науке не производился. Впервые текст пленарного заседания ГД рассматривается как редакционно-санкционирующий «инструмент» порождения текста Закона.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебных целях: при подготовке спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах, а также факультетах политологии и социологии. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны журналистам, специализирующимся на освещении и анализе политических и особенно парламентских событий, профессиональным политикам и политконсультантам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения настоящего исследования изложены на межвузовской научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург, 2005), международной научно-практической конференции «Власть и властные отношения в современном мире» (г. Екатеринбург, 2006), всероссийской научной конференции «Язык. Система. Личность» (Екатеринбург, 2006), всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию факультета журналистики Уральского госуниверситета им. А.М.Горького (Екатеринбург, 2006). Содержание диссертационной работы отражено в семи публикациях. Диссертация дважды обсуждалась на заседаниях кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики Уральского государственного университета им. А.М.Горького.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

  • Функционально-прагматические характеристики французского парентетического дискурса: на материале парламентских дебатов 2006 год, кандидат филологических наук Шамугия, Людмила Григорьевна

  • Функционально-семантический и прагматический анализ регулятивных средств аргументативного дискурса: На материале текстов парламентских выступлений в Конгрессе США 2002 год, кандидат филологических наук Файбышенко, Наталья Леонидовна

  • Коммуникативные и когнитивные характеристики прагматических клише: На материале полемического дискурса 2004 год, кандидат филологических наук Макеев, Игорь Константинович

  • Дискурсивные аспекты политических дебатов: на материале русских и английских текстов 2007 год, кандидат филологических наук Верещагин, Сергей Борисович

  • Средства реализации полемической стратегии в немецкоязычном публицистическом дискурсе 2008 год, кандидат филологических наук Троицкая, Татьяна Борисовна

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Каблуков, Евгений Викторович

1. Субтекст (текст) рассмотрения законопроекта является прагматическим центром текста пленарного заседания ГД, так как посредством данного субтекста в тексте пленарного заседания ГД реализуется интенция парламентского дискурса - осуществление законодательной деятельности.

2. Текст рассмотрения законопроекта является вторичным текстом по отношению к первичному тексту - рассматриваемому законопроекту и в этом качестве выступает в нескольких вариантах: как текст рассмотрения законопроекта в первом, во втором, в третьем и в четвертом чтениях.

3. Текст рассмотрения законопроекта образуется в результате речевой деятельности вторых авторов, которая осуществляется в соответствии с институциональными правилами и в условиях атональности, существующей между вторыми авторами, имеющими различные политические взгляды.

4. Деятельность вторых авторов можно определить как редакционно-санкционирующую. Она проявляется в институционально предписанном взаимодействии с первичным текстом, предполагающем возможность редактирования (санкционирования изменений) данного текста, и завершается изменением статуса первичного текста, который становится либо отклоненным законопроектом, либо Законом и в этом случае начинает функционировать в пространстве правового дискурса.

5. В результате деятельности вторых авторов в тексте рассмотрения законопроекта конструируется образ (образы) первичного текста, для чего в форме пересказа и/или цитаты воспроизводится текст законопроекта (его фрагмент или фрагменты), а также дословно и в полном объеме или в модифицированном виде воспроизводится заголовок текста законопроекта.

6. В целях оценки законопроекта, информирования аудитории о его «судьбе» и потенциальном функционировании в качестве закона взаимодействии с другими текстами правового дискурса и со сферой регулирования данного законопроекта) вторые авторы осуществляют включение первичного текста в законотворческий (внутренний и внешний), правовой и ситуационно-регулятивный контексты, а также производят тематическое расширение текста рассмотрения законопроекта.

7. В условиях парламентского дискурса основным средством достижения вторыми авторами своих целей, связанных с рассматриваемым законопроектом (реализации собственных прагматических установок в тексте рассмотрения законопроекта), является аргументационная деятельность. С ее помощью вторые авторы показывают необходимость изменения первичного текста и его статуса, тем самым обеспечивая поддержку своей политической позиции со стороны реципиентов - других вторых авторов и аудитории в целом.

8. Специфика аргументации в тексте рассмотрения законопроекта заключается в использовании определенных способов и приемов аргументации, а также в существовании экстралингвистических препятствий аргументационной деятельности, связанных с особенностями парламентского дискурса. Типичными способами и приемами аргументации являются обращение к институциональному мнению («аргумент к авторитету»), воспроизведение первичного текста и использование «плюрализма мнений». Препятствия аргументационной деятельности связаны с институциональными ограничениями свободы коммуниканта (объекта аргументации) в парламентском дискурсе и наличием парламентского большинства.

Заключение

Пленарное заседание ГД рассмотрено в настоящей работе как речевая деятельность коммуникантов парламентского дискурса, воплощенная в тексте, который прагматически нацелен на реализацию интенции данного дискурса -осуществление законодательной деятельности.

Коммуниканты парламентского дискурса, основными из которых являются депутаты ГД, взаимодействуют друг с другом на пленарном заседании в условиях атональности, являющейся результатом их идеологических различий, и в соответствии с институциональными правилами, которые представляются составляющими парламентской дискурсивной практики. Депутаты ГД, участвующие в пленарном заседании, обладают институциональным голосом, отражающим их институциональный статус, то есть положение в функционально-организационной и идеологически-организационной структурах ГД и локальную роль, исполняемую на данном пленарном заседании.

Для того чтобы в условиях атональности, свойственной всякой политической коммуникации, организовать речевую деятельность значительного количества коммуникантов и объединить ее результаты в связный и целостный текст, институциональные правила парламентского дискурса определяют прагматическую установку текста пленарного заседания, воплощенную в виде повестки дня, и предусматривают механизм, гарантирующий развертывание текста в соответствии с данной установкой. Этот механизм заключается в речевой деятельности председательствующего, результатом которой является метатекст, состоящий из текстоорганизующих реплик, обеспечивающих целостность, связность и отдельность текста пленарного заседания ГД.

Непосредственная реализация интенции парламентского дискурса в тексте пленарного заседания осуществляется посредством субтекста рассмотрения законопроекта, который является прагматическим центром данного текста. Субтекст рассмотрения законопроекта представляет собой вторичный текст по отношению к первичному тексту законопроекта. В рамках субтекста рассмотрения законопроекта вторые авторы специфическим образом взаимодействуют с первичным текстом: воспроизводят его, интерпретируют, включают в законотворческий, правовой и ситуационно-регулятивный контексты, а также с помощью коллективных решений осуществляют редакционно-санкционирующую деятельность, результатом которой является изменение текста законопроекта и его статуса - превращение законопроекта в Закон (положительный результат) или его отклонение (нулевой результат).

Редакционно-санкционирующая деятельность осуществляется коллективным решением (большинством голосов) депутатов, между которыми существуют отношения агональности, мотивированные различными политическими взглядами. В таких условиях, для того чтобы обеспечить принятие необходимого решения, участники общения стремятся повлиять на политических оппонентов с тем, чтобы последние приняли и поддержали их позицию. Основным средством воздействия является аргументация. Особую роль в парламентской аргументации играют фактор «субъект оценки», воспроизведение текста рассматриваемого законопроекта и создание эффекта «плюрализм мнений». В процессе аргументационной деятельности вторые авторы сталкиваются с экстралингвистическими ограничениями, связанными с ограничением свободы реципиентов (объектов аргументации), включённых в институциональные структуры, и наличием парламентского большинства.

Перспективы настоящего исследования связаны, прежде всего, с анализом тех изменений, которые произойдут в парламентском дискурсе и в текстах пленарных заседаний после избрания Думы пятого созыва, формирование которой будет осуществляться по новым правилам. Эти правила, вероятно, повлекут существенные изменения в идеологически-организационной структуре ГД, что отразится на институциональном голосе коммуникантов, а также на специфике атональных отношений, существующих между представителями разных фракций.

Представляется продуктивным исследование специфики институциональности других разновидностей политического дискурса, прочих дискурсивных систем и дальнейшая разработка понятия институционального голоса, позволяющего выявить и описать влияние социальных институтов на позицию отправителя речи.

Кроме того, перспективным является изучение сложных диалогических текстов различных жанров и выявление того, как дискурсивные правила (институциональные и другие) влияют на процесс порождения и организации данных текстов, на основные текстообразующие категории. Особый интерес представляет сопоставительный анализ сложных диалогических текстов, построенных в соответствии с институциональными нормами, и текстов, произведенных в условиях неинституционального общения

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов прокомментировал повестку пленарного заседания ГД.

По словам парламентария, сегодня будет рассмотрено представление Генеральной прокуратуры о даче согласия ГД на лишение неприкосновенности депутата Ильи Пономарева.

"Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит это представление генерального прокурора, - сказал он. - Мы давно настаивали на лишении мандата депутата Пономарева. Думаю, что сегодня Дума сделает первый юридический шаг в этом направлении. Не сомневаюсь, что вся Госдума поддержит это представление генерального прокурора".

Кроме того, как сообщил руководитель фракции "СР", в повестке дня стоит второе чтение поправок в бюджет на 2015 год и бюджеты трех фондов: обязательного медицинского страхования, пенсионного и фонда социальной защиты.

"Наша фракция по проекту корректировки бюджета и по фонду обязательного медицинского страхования будет голосовать "против", - сообщил Сергей Миронов. - Поправки в бюджеты двух других фондов мы не поддерживаем и голосовать по ним не будем".

По мнению Сергея Миронова, антикризисный план Правительства РФ также не выдерживает никакой критики.

"Тупая раздача полутора трлн рублей банкам, которые якобы будут кого-то кредитовать, это наивность. Как будто мы не помним, что было в 2008 году, когда банкам раздали деньги, - объяснил он. - Банки благополучно прокрутили их на валютной бирже, получили барыши, заодно качнули курс рубля, но реальный сектор ничего не получил. Это нас не устраивает точно также, как не устраивают те бюджеты трех фондов".

Кроме того, политик отметил, что на отклонение пойдут многие важные законопроекты, инициированные не только "СР", но и другими фракциями. "Я имел ввиду три варианта закона о внесении поправок в закон о социальной защите инвалидов, где расширяется перечень технических средств для реабилитации и поддержки инвалидов, - разъяснил он. - В частности, предлагается обеспечивать инвалидов автотранспортом".

Как сообщил парламентарий, будут отклонены законопроекты фракции "СР", касающиеся образования: о доплате за классное руководство и об обязательной пятидневке для школьников до девятого класса.

"Похоже, у нас в школе пытаются худо-бедно какие-то знания дать, а вот воспитанием никто не собирается заниматься. С одной стороны, Президент говорит о духовных скрепах, о воспитании в патриотическом духе молодежи, - подчеркнул Сергей Миронов. - А начинать-то нужно с азов. Нужно, чтобы классное руководство было оплачиваемое. Чтобы педагогам было интересно и выгодно этим заниматься. Увы, профильный комитет эту нашу инициативу также предлагает отклонить".

По его словам, с просьбой ввести пятидневку в школе обращаются сотни и даже тысячи родителей, которые считают, что на детей возлагается слишком большая нагрузка и шестидневка им не по силам.

"Мы осознанно оставляем на усмотрение школ вопрос о том, вводить ли шестидневку для подготовки к выпускным экзаменам для старших классов. Но для малышей, конечно, нужна пятидневка. Но опять же, члены профильного комитета, видимо, забыв о том, что тоже были детьми и являются родителями, рекомендовали отклонить этот законопроект".

Стенограмма пленарное заседание ГД 22.02.17 Правительственный час минобороны Сергей Шойгу - начало
(После перерыва)
Председательствующий. Уважаемые коллеги, начинаем работу. Коллеги, просьба зарегистрироваться.
Включите, пожалуйста, режим регистрации. Идет регистрация, коллеги. Пожалуйста, покажите итоги регистрации.
Результаты регистрации (12 час. 31 мин. 11 сек.)
Присутствует 396 чел 88,0 %
Отсутствует 54 чел 12,0 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 54 чел 12,0 %
Результат: кворум есть В зале присутствует 396 депутатов, отсутствует 54. Кворум есть. Начинаем работу.
Уважаемые коллеги, в рамках 22-го вопроса нашей повестки у нас "правительственный час". "Правительственный час" у нас посвящен выступлению Министерства обороны. Слово предоставляется Министру обороны Российской Федерации Сергею Кужугетовичу Шойгу. Пожалуйста, Сергей Кужугетович.
Шойгу С. К., Министр обороны Российской Федерации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рад очередной возможности в рамках "правительственного часа"
рассказать об основных направлениях деятельности Министерства обороны.
Наши регулярные встречи и тесное взаимодействие с профильными комитетами позволяют оперативно решать проблемные вопросы в сфере военной безопасности страны. При вашей поддержке Министерство обороны продолжает планомерное строительство и развитие Вооружённых Сил, направленное на повышение их качественного состояния.
По стратегическим ядерным силам. Они поддерживаются на уровне, позволяющем гарантированно решать задачи ядерного сдерживания.
В Ракетных войсках стратегического назначения в боеготовом состоянии находится 99 процентов пусковых установок, из них 96 в постоянной готовности к немедленному пуску. В прошлом году авиационные стратегические ядерные силы пополнились четырьмя модернизированными стратегическими самолетами дальней авиации Ту-160 и Ту-95МС. Группировка морских стратегических ядерных сил Тихоокеанского флота усилена ракетами, подводным крейсером стратегического назначения "Владимир Мономах". В Вооруженные Силы поставлена 41 новая баллистическая ракета. Это позволило достичь 60-процентного уровня оснащения всей ядерной триады современным вооружением, а в Ракетных войсках стратегического назначения - 62 процента. Увеличен боевой потенциал сил общего назначения. Только за прошедший год в Сухопутных войсках сформировано 9 соединений, в том числе четыре мотострелковые, и одна танковая дивизии.
За счёт поступления 2930 новых и модернизированных образцов вооружения переоснащены 5 соединений, 17 воинских частей и подразделений. Уровень оснащенности Сухопутных войск современным вооружением доведен до 42 процентов. Воздушно-космические силы в прошлом году получили 139 современных летательных аппаратов, еще четыре зенитно-ракетные полка... сформировано еще четыре зенитно-ракетных полка и перевооружены на систему С-400 "Триумф". Доля современных образцов вооружения в Воздушно-космических силах в целом доведена до 66 процентов, а в военных округах - до 51 процента.
В прошлом году успешно прошли государственные испытания трёх новых радиолокационных станций высокой заводской готовности "Воронеж" в Орске, Барнауле и Енисейске. С применением технологий высокой заводской готовности доработаны три действующие радиолокационные станции в Барановичах, Мурманске и Печоре.
Всё это позволило впервые в истории новой России создать по периметру нашей страны сплошное радиолокационное поле, систему предупреждения о ракетном нападении на всех стратегических воздушно-космических направлениях и по всем типам траекторий полёта баллистических ракет.
Помимо этого в Вооружённых Силах сформировано 38 воинских частей и подразделений беспилотной авиации. Всего на вооружении находится более 600 комплексов с двумя тысячами беспилотных летательных аппаратов. По сравнению с 2011 годом в Вооружённых Силах тогда находилось только 180 устаревших беспилотных летательных аппаратов.
Военно-Морской Флот за прошедший год пополнился 24 кораблями и судами обеспечения, в том числе двумя многоцелевыми подводными лодками. Оснащённость флота современными образцами вооружения и техники сегодня составляет 74 процента.
В Воздушно-десантных войсках сформированы три разведывательных батальона и шесть танковых рот, по две роты радиоэлектронной борьбы и беспилотных летательных аппаратов.
В войска поставлено 188 новых и модернизированных боевых бронированных машин. Уровень оснащённости ВДВ современными образцами вооружения доведён до 47 процентов.
В целом оснащённость Вооружённых Сил современным вооружением и техникой в частях постоянной готовности составляет 58,3 процента, а исправность техники - 94 процента.
На новый, качественный уровень выведены возможности Национального центра управления обороной Российской Федерации, который круглосуточно осуществляет мониторинг и координацию 6,5 тысяч мероприятий Плана деятельности Вооружённых Сил. В три раза повышена оперативность принятия решений критически важных вопросов. Улучшены характеристики систем обработки данных.
Для сравнения, наш Национальный центр превосходит объединённый центр управления Вооружёнными Силами Франции "Балар" в 19 раз по суммарному объёму хранимых данных и в три раза по вычислительной мощности. При этом комплекс зданий Министерства обороны построен в три раза быстрее и в 2,6 раза дешевле, чем французский центр.
Информационная платформа 11ационального центра позволила собрать в единую систему межведомственного взаимодействия 73 федеральных органа исполнительной власти, органы власти всех 85 субъектов Российской Федерации, 1320 государственных корпораций и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Впервые создано единое, защищенное информационное пространство на федеральном, региональном и местном уровне.
По укомплектованности Вооружённых Сил личным составом мы вышли на показатель 93 процента, численность военнослужащих по контракту увеличена до 384 тысяч человек. Впервые в истории России сержантский состав полностью комплектуется контрактниками.
Решена многолетняя проблема по военнослужащим, находящимся в распоряжении. Сейчас их количество составляет 2 тысячи человек на все Вооружённые Силы, ещё три года назад их было 49 тысяч в распоряжении, на содержание которых ежегодно тратилось 32 миллиарда рублей.
Повышению уровня подготовки личного состава и слаженности соединений Вооружённых Сил способствуют внезапные комплексные проверки боевой готовности войск. Ежегодно проводится в среднем пять проверок, которые охватывают все военные округа, виды и рода войск Вооружённых Сил. В прошлом году в них активно участвовали федеральные органы власти и администрации субъектов Российской Федерации. Мы впервые, пожалуй, провели учения и внезапную проверку по мобилизации промышленности по отдельным направлениям для того, чтобы понять, на что способна наша промышленность в особый период - в военное время, способна ли она решить те задачи, которые перед ней ставятся мобилизационными планами. В результате повысилась готовность войск к получению в военное время ресурсов из экономического комплекса страны и выполнение задач в тесном взаимодействии с ведомствами.
Увеличилась интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки. В прошлом году проведено 3630 учений, из них 1250 межвидовых. В ходе учений и тренировок созданные группировки войск полностью подтвердили свою готовность и способность обеспечивать военную безопасность России.
На новый качественный уровень систему состязательности в войсках подняли Армейские международные игры, количество участников в них в прошлом году составило почти 82 тысячи военнослужащих, в том числе 3,5 тысячи из других стран. В этом году игры пройдут уже не только на территории России, но и на территории Китая, Азербайджана и Казахстана. Они способствуют распространению передовых методов обучения и совершенствованию боевого мастерства, что заметно сказывается на улучшении качества выполнения боевых и учебно-боевых задач.
Повышению профессионализма военнослужащих способствовало дальнейшее развитие системы военного образования. Преподавательские кадры вузов Министерства обороны укреплены офицерами с боевым опытом. Продолжается расширение сети довузовских учебных заведений. В 2016 году открыто Тульское суворовское военное училище, у Нахимовского военно-морского училища появились филиалы в Севастополе, Владивостоке. В этом году начнет работу филиал в Мурманске, также будет открыто Петрозаводское президентское кадетское училище.
Качественное состояние Вооружённых Сил напрямую зависит от решения вопросов социальной защищённости военнослужащих. С начала прошлого года мы перешли на плановый режим обеспечения постоянным жильём. Выдерживаются высокие темпы предоставления военнослужащим служебного жилья. В 2016 году служебные квартиры получили 29 тысяч 200 человек. Дополнительно в специализированный жилой фонд Министерства обороны включено 12 тысяч 238 жилых помещений. С учётом принятых решений по увеличению размера компенсации за поднаём до реального уровня решена проблема служебного жилья.
Продолжается развитие накопительно-ипотечной системы. В прошлом году её участниками стали 23 тысячи 684 военнослужащих. Средняя площадь приобретённых квартир составляет 60 квадратных метров, что на 20 процентов выше прогнозируемого показателя.
Существенно повышены доступность и качество оказания медицинской помощи. Оснащение военно-медицинских организаций и подразделений современным медицинским оборудованием позволяет оказывать 83 вида высокотехнологичной медицинской помощи и выполнять уникальные операции в ведущих медицинских клиниках Министерства обороны. На 22 процента снижена заболеваемость среди военнослужащих и на 20 процентов - болезнями сердечнососудистой системы.
В этом году открывается многопрофильная клиника Военно-медицинской академии имени Кирова. По своим возможностям и оснащению она станет самым уникальным медицинским учреждением в стране, её ввод восстановит историческую и профессиональную значимость академии, позволит выйти на новый уровень в сфере образования и медицины.
В развитии военно-строительного комплекса Министерства обороны мы добились синхронизации создания инфраструктуры со сроками поступающего в войска вооружения и военной техники.
На сегодня общая потребность Вооруженных Сил в объектах инфраструктуры с учетом изношенности фондов составляет 30 миллионов квадратных метров. Темпы строительства возросли более чем в 10 раз по сравнению с 2010-2012 годами, когда было введено только 210 объектов, в прошлом году построено 2 тысячи 550 зданий и сооружений общей площадью 2 миллиона 700 тысяч квадратных метров, что на 18 процентов превысило показатели 2015 года.
Применение современных быстровозводимых технологий позволило в 2 раза сократить сроки возведения укрытий для техники и объектов казарменно-жилищного фонда и добиться стоимости строительства 1 квадратного метра объектов Министерства обороны, не превышающей 30 тысяч рублей за квадратный метр, что ниже чем по стране в целом.
Министерством обороны проводится серьезная реформа военно-строительного комплекса, Спецстрой России упразднен, а в состав Вооруженных Сил включены восемь федеральных государственных унитарных предприятий, которые осуществляют строительство только специальных объектов военного назначения. Это исключает промежуточные звенья и посредников при реализации госконтрактов по строительству, обеспечивает выполнение работ преимущественно силами указанных предприятий и сокращает численность управленческого персонала в 2 раза.
Министерство обороны добилось значимых результатов от реализации программы "Эффективная армия". В её рамках внедряется автоматизированная система учёта персональных данных военнослужащих с использованием электронных карт (паспорт). Ими обеспечены все 275 тысяч призывников, направляемых в Вооружённые Силы в 2016 году. Система предусматривает охват всего цикла мероприятий - от первоначальной постановки граждан на воинский учёт, призыва на военную службу и её прохождения, а также на период пребывания в запасе.
В дальнейшем электронные карты (паспорт) будут интегрированы в действующую систему контроля управления доступом и заказа питания военнослужащих, это позволит эффективно планировать расходы в звене: воинская часть - армия - округ. Система контроля питания внедрена в 729 столовых и уже сэкономила 700 миллионов рублей.
Установка на объектах Министерства обороны 118 тысяч приборов учёта коммунальных ресурсов принесла снижение расходов на 3,5 миллиарда рублей по году. Перевод 28 котельных с твёрдого и жидкого котельного топлива на природный газ снизил затраты на выработку тепловой энергии на 108 миллионов рублей. После переоборудования к 2020 году 210 котельных ежегодно затраты сократятся в 2 раза, а общий экономический эффект превысит 3 миллиарда 700 миллионов рублей.
С возвращением в 2013 году войсковых ремонтно-восстановительных органов затраты на сервисное обслуживание техники силами сторонних организаций снизились в 4 раза. Ремонтные работы силами штатных ремонтных органов позволяют экономить ежегодно 1 миллиард 400 миллионов рублей бюджетных средств.
На 16 арсеналах развёрнуты цеха по ремонту боеприпасов собственными силами.
Подобного ремонта не проводилось 15 лет, в результате за прошлый год возвращено более 1 миллиона штук боеприпасов, закупка которых обошлась бы бюджету в 69 миллиардов рублей.
В результате продления сроков сохраняемости боеприпасов мы сэкономили ещё более 1 миллиарда. Министерством обороны закуплены и поставлены на арсеналы порядка 60 тысяч единиц современной укупорки из полимерных материалов, её увеличенный срок службы позволит с 2020 года ежегодно экономить на содержании ракет и боеприпасов до 900 миллионов рублей.
Инженерные войска в рамках обучения сапёров провели тактико-специальные учения по обрушению 785 списанных зданий на 54 объектах Министерства обороны, что сэкономило 8 миллиардов рублей. Ранее такие работы выполнялись по тендеру сторонними организациями.
Министерство обороны продолжает комплексное развитие арктических территорий: завершаются работы на новосибирских островах, архипелагах Земля Франца Иосифа и Новая Земля. Возводятся технические позиции радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации на островах Земля Александры, Врангеля и Мессершмитта.
Выполнены мероприятия по экологической очистке Арктики в районах аэродрома "Алыкель" на архипелаге Новая Земля, на островах Котельный и Врангеля. Всего очищено 156 гектаров территорий, вывезено 6,5 тысяч тонн металлолома.
Уважаемые коллеги, в целом Вооружёнными Силами обеспечивается устойчивый рост боевых возможностей и поддерживается заданный уровень обороноспособности страны.
В этом году Министерству обороны предстоит продолжить улучшать качественное состояние Вооружённых Сил, принять меры по усилению группировки войск на западном, юго-западном и арктическом стратегических направлениях, обеспечить своевременное размещение и неукоснительное исполнение государственного оборонного заказа 2017 года и выйти на уровень оснащённости современным вооружением и техникой в частях постоянной готовности - более 62 процентов.
Перед нами стоят следующие задачи по стратегическим ядерным силам, поставить па боевое дежурство в ракетных войсках стратегического назначения три ракетных полка, оснащённых современными ракетными комплексами, ввести в боевой состав 5 модернизированных авиационных комплексов Ту-160 и Ту-95МС.
По силам общего назначения. Поставить в сухопутные войска два бригадных комплекта ракетных комплексов "Искандер-М", а также перевооружить три дивизиона войсковой ПВО на зенитио-ракетные комплексы Тор-М2. Обеспечить поставку 905 современных танков и боевых бронированных машин.
Принять в воздушно-космические силы и авиацию Военно-Морского Флота 170 новых и модернизированных летательных аппаратов. Перевооружить 4 зенитно-ракетных полка на систему С-400. Обеспечить приём в эксплуатацию и поставку на боевое дежурство трёх радиолокационных станций высокой заводской готовности в Енисейске, Орске и Барнауле.
Осуществить запуск второго космического аппарата единой космической системы. Ввести в боевой состав Военно-Морского Флота 8 надводных кораблей и 9 боевых катеров.
В береговые войска поставить четыре ракетных комплекса "Бал" и "Бастион". Продолжить совершенствование системы базирования Вооружённых Сил, ввести в эксплуатацию 3 тысячи 166 зданий и сооружений.
Набранные темпы позволят выполнить поставленные Президентом Российской Федерации задачи и выйти к концу 2020 года на уровень оснащения Вооружённых Сил современными образцами вооружения и техники не ниже 70 процентов.
В целом реализация поступательного курса на достижение высокого, качественного уровня Вооружённых Сил позволит к 2021 году завершить создание полноценных группировок войск на всех стратегических направлениях.
В заключение остановлюсь на применении Вооружённых Сил в Сирийской Арабской Республике.
Председательствующий. Добавьте минуту.
Шойгу С. К. Основная задача, поставленная Вооруженным Силам Верховным Главнокомандующим перед началом операции, выполнена. Решён ряд геополитических задач. Нанесён существенный ущерб международным террористическим организациям в Сирии. Нарушена их финансовая подпитка и система ресурсного обеспечения. Предотвращён распад сирийского государства, практически, остановлена гражданская война и попытки смены законной власти, управляемой из-за рубежа. Прервана цепь "цветных революций", тиражированных на Ближнем Востоке и в Африке. Главным событием прошлого года стало освобождение Алеппо, считающейся второй столицей Сирии и крупнейшим промышленным центром.
Пропускаю. У вас тут звенит всё кругом, говорить невозможно.
Председательствующий. Сергей Кужеготович, сколько времени нужно дополнительно?
Шойгу С. К. Ну не знаю, мне осталось 4 странички вам прочитать.
Председательствующий. Добавьте 5 минут времени.
Шойгу С. К. Мы сегодня завершили, вчера завершили разминирование Алеппо. В общей сложности нашими саперами обезврежено 66, вслушайтесь, 66 тысяч тонн взрывоопасных веществ. Я благодарен нашим ребятам, это самоотверженные и очень сложные работы, которые они завершили. Мало того, мы за это время обучили сирийских саперов и все остальные объекты выполняются уже и сирийскими саперами на нашем оборудовании естественно под присмотром наших инструкторов.
Военная полиция содействует поддержанию порядка в городе. Два батальона на сегодняшний день Военной полиции у нас работает, один в Алеппо, один есть там, рядом с Дамаском в Вади-Барада и я хотел бы поблагодарить всех тех, кто принимал участие в формировании этих батальонов.
Гуманитарная помощь. Конвои, которые ведет наша группировка, они формируются Организацией Объединенных Наций. Также поступает помощь из Армении, Белоруссии, Сербии, Индии, Китая. В результате режима прекращения боевых действий, введенного.30 декабря, который сохраняется на всей территории Сирии, фактически удалось остановить ту самую гражданскую войну и перейти к совместной борьбе с террористами.
В этом году разгромлена крупная группировка боевиков ИГИЛ к северу от Алеппо, это в этом году, за собственно 2 месяца. 11равительственными войсками в данном районе взят контроль над 41 населенным пунктом, при этом впервые проведены совместные действия ВКС России и ВВС Турции.
Только в этом году от боевиков освобождено 1780 квадратных километров сирийской территории, 53 населённых пункта. Российская авиация совершила 1760 вылетов, нанесено 5682 удара по инфраструктуре террористов. При этом ликвидировано 40 тренировочных лагерей, 475 пунктов управления, 45 заводов и мастерских по производству боеприпасов, 1,5 тысячи единиц военной техники террористов, 3119 боевиков, в их числе 26 полевых командиров. Проверили мы в Сирии и апробировали 162 образца современного модернизированного вооружения, которые показали свою высокую эффективность, за исключением, пожалуй, 10-ти, которые мы, к сожалению, вынуждены были снять с производства и отправить на доработку.
Боевой опыт в Сирии получили 86 процентов лётного состава Воздушно-космических сил, в том числе, 75 процентов экипажей дальней авиации, 79 оперативно-тактической, 88 военно-транспортной и 89 процентов армейской авиации.
Показали свою высокую эффективность силы специальных операций и подразделения специального назначения. Они играют ключевую роль в ликвидации главарей террористов, в уничтожении критически важных объектов противника и корректировке ударов нашей авиации. Как вы знаете, с вашим участием развёрнуты полноценные, базами их не хочется называть, но тем не менее, это, наверное, больше чем базы, на аэродроме Хмеймим и в Тартусе Военно-морского флота база. Это позволяет поддерживать нам на достаточно высоком уровне всю логистическую цепь. Я уже, по-моему, выступая в прошлый раз, говорил, и если говорил, то повторюсь, темп завоза грузов в Сирию у нас примерно в среднем 2 тысячи тонн в сутки. Это воздухом, морем по всем направлениям.
Ну и в завершение я, конечно, должен поблагодарить, за что вам всем спасибо, за поддержку армии, поддержку флота, и за всё то, что парламент нашей страны делает для становления и укрепления обороноспособности нашей страны. Доклад закончен. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Сергей Кужугетович.
Слово предоставляется заместителю Председателя Счетной палаты Российской Федерации Вере Ергешевне Чистовой. Пожалуйста, Вера Ергешевна.
Чистова В. Е., заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Уважаемый министр и его заместители!
Открытый режим обсуждения не позволяет мне оперировать теми цифрами, которые мы достигли в результате своих проверок. Поэтому буду говорить о фактах в относительных величинах и общих проблемах, выявленных по результатам наших проверок.
Итак, Министерство обороны решает огромный объём задач, что ясно видно из выступления Сергея Кужугетовича. Мы все видим достижения министерства по программе "Перевооружение армии и флота", повышение качественного состояния Вооруженных Сил, социальную защищенность военнослужащих. Минобороны является крупнейшим, главным распорядителем бюджетных средств. И в этой связи, имея сложнейшую организационную структуру, мы, соответственно, осуществляем самые разнонаправленные проверки, и количество их тоже весьма значительно.
За 2014-2016 годы Счетной палатой проведено 25 проверок Минобороны, не считая формирования и исполнения бюджета. Ежегодная проверка наша -основные показатели года и состояние нормативно-методической базы по их формированию. 2016 год, начаты проверки, которые сейчас завершаются, это: продовольственное обеспечение военнослужащих; развитие систем управления и систем связи; ремонт авиационной техники, включая анализ акционерного общества "Авиаремонт". Завершенные проверки 2016 года: ценообразование на госконтракты, на разработку и поставку вооружения и военной техники; вопросы утилизации вооружения. Полностью проверена деятельность ФАО ЦСКА. 2015 год, вы знаете, Балтийский флот, Северный флот мы проверили еще в 2014 году. Финансовое оздоровление РЭО, использование средств, выделенных на ГСМ, и большая проверка была по финансовому обеспечению Вооруженных Сил.
В целях обеспечения качественного контроля за эффективным использованием бюджетных средств, федеральной собственности и имущества выстроено тесное взаимоотношение с Министерством обороны. Между нами подписано Соглашение о сотрудничестве и Регламент взаимодействия при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Указанные документы позволили обеспечивать для нас информационную открытость, беспрепятственный оперативный доступ к сведениям, которые необходимы Счётной палате по результатам её проверок, даже с учётом соответствующих ограничительных грифов.
Хочу отметить, что год от года ситуация с финансовой дисциплиной в министерстве улучшается. На постоянной основе проводится работа, направленная на упреждение нарушений и их возможного исправления уже в ходе контрольных мероприятий. Это касается, в том числе, и большой работы, проводимой по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Приведу некоторые примеры. Самый высший уровень - законы. При поддержке уважаемых законодателей в 2016 году внесены изменения в законы, что позволило в дальнейшем, с учётом особенностей и задач, и структуры Вооружённых Сил, избежать ряд нарушений.
В частности в период проверки были внесены изменения в Федеральный законфизической культуре и спорте в Российской Федерации". ФАУ ЦСКА, будучи объектом контроля, будет наделено полномочиями по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд по иным видам спорта, помимо военно-прикладных, чем фактически оно ранее занималось.
Внесены соответствующие изменения в налоговое законодательство и законодательство о государственном страховании по наделению финансовых органов Минобороны особым статусом налоговых агентов, их надлежащей регистрации, а также решены вопросы порядка уплаты НДФЛ, перечисления страховых взносов в соответствии с требованиями законодательства, на что ранее неоднократно обращала внимание Счётная палата.
Второй уровень - правительственные акты. Наиболее значимым мы считаем выпуск постановления № 407 о порядке определения начальной (максимальной) цены госконтракта, заключаемого в рамках государственного оборонного заказа, в том числе с единственными исполнителями".
Кроме того, в настоящее время под эгидой ВПК и ФАС России Минобороны работает над предложениями Счётной палаты по изменению нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ценообразования в части изменения положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, а также утверждение порядка определения рентабельности при расчёте цен и исключения возможности заключения контрактов с организациями, использующими посреднические схемы и не имеющие собственных мощностей.
И третий уровень - ведомственные акты.
Могу сказать, огромное количество нормативных актов пересмотрено, в том числе ещё и те, которые издавались при Советском Союзе, я имею в виду нормативные акты, регулирующие в этой или иной мере финансовые отношения в рамках Министерства обороны.
И могу сказать, что результаты совместной деятельности отразились также и на структуре Министерства обороны в части, например, совершенствования системы финансового обеспечения, в части дополнительного создания финансово-экономических служб видов Вооружённых Сил и в военных округах, что приблизило соответствующие финансовые органы непосредственно к обслуживанию войсковых частей.
Созданы отделы эксплуатационного содержания, что позволило освободить командиров войсковых частей, не обладающих специальными знаниями, от несвойственных функций по приемке услуг ресурсного обеспечения и эксплуатационного содержания объектов инфраструктуры.
Надеемся продолжить практику проведения совместных коллегий по наиболее актуальным темам, выявленным в вопросах повышения эффективности использования финансовых средств.
Но мне, как представителю высшего органа внешнего государственного контроля, придётся говорить не только о положительных моментах, но и о недостатках. И поэтому остановлюсь на тех типовых проблемах, которые сейчас частично уже решены, но пока ещё остаются в зоне внимания и Счётной палаты, и Министра обороны.
Начну с жилья для военнослужащих.
В этом направлении сделано очень много. Очередь нуждающихся сокращается. Но при этом до 2015 года значительный объём квартир был признан невостребованным, в результате чего часть из них передана другим федеральным органам, часть передаётся муниципалитетам и субъектам Российской Федерации. Сам по себе процесс этот положительный, но, увы, не для военнослужащих.
Имеется дополнительная потребность в служебном жилье. И Счётная палата понимает, что эта потребность растёт не в связи с неудовлетворённостью ранее обозначенных позиций, а в том, что предусматривается в определенной мере новое размещение воинских частей и подразделений, которые требуют строительства нового жилья в новых местах дислокации.
Но связанная проблема - объем незавершенного строительства, который в основном сложился в 2000-х годах и от этого сумма просроченной дебиторской заложенности. По состоянию на 1 октября 2016 года не исполнено 40 контрактов на строительство жилья для постоянного проживания, 94 контракта на строительство служебного жилья, срок исполнения которых был предусмотрен в 2012-2014 годах. Объем просроченной дебиторской задолженности по указанным контрактам составил около 60 миллиардов рублей.
В настоящее время Министерством обороны проводится инвентаризация недвижимого имущества и незавершенного строительства, по результатам которой мы ожидаем соответствующих эффективных решений.
Кстати, об общей дебиторской задолженности. Её значительный объем связан не столько со строительством, сколько с вопросами НИОКР и закупок длительного цикла длительного характера и заключённых тоже ещё в 2000-х годах. И ранее практиковавшееся, от которой сейчас Министерство обороны, в принципе, практически полностью отказалось, это 100-процентное авансирование контрактов.
В 2016 году Счётной палатой отмечалось снижение просроченной дебиторской задолженности по Министерству обороны. Однако оно достигнуто в основном по результатам применения устойчивой практики расторжения по соглашению сторон государственных контрактов с предприятиями промышленности, не исполнившими своих обязательств, за которые числились большие неотработанные авансы, они засчитывались в счет оплаты вновь заключаемых контрактов, либо средства перенаправлялись на этих же предприятиях на иные контракты.
Приём достаточно понятный, но лукавый, поскольку из категории просроченной, дебиторская задолженность переходит в нормативную, а таких нормативных разрешительных документов законодательство в сфере закупок не предусматривает.
Положительно отмечается тенденция Минобороны по отказу от механизма кредитования государственного оборонного заказа. Вы сами приняли норму в конце года, сейчас дело за промышленностью. Необходимо срочно передать деньги банкам с тем, чтобы закрыть эти долгосрочные процедуры.
Проблемные вопросы есть в части практики определения единственных поставщиков и неурегулированности вопросов ценообразования государственных контрактов. По результатам проверок определения единственного поставщика в ряде случаев, учитывая особенности, отчетливо видно: порядок требует более четкой регламентации. Полторы минуты можно?
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, полторы минуты.
Чистова В. Е. Что касается единственного исполнителя Спецстроя, то мы считаем, что ликвидация этого ведомства не должна привести к потере значительной части по авансам, числящимся за его подведомственными предприятиями.
Государственный оборонный заказ. Результаты контрольных мероприятий показывают несовершенство действующего механизма государственного регулирования цен, оказывающее негативное влияние на эффективность формирования, размещения и исполнения ГОЗа.
Вопросы ценообразования на продукцию регулируются значительным количеством нормативных актов, что затрудняет их правоприменение, а действующая нормативная база, которая, как я уже говорила, в ряде случаев не содержит четких, однозначных определений порядка формирования цен, влечет коррупционные риски. Действующие нормы законодательства и 44-го, и 275-го законов не препятствуют заключению контрактов с организациями, не являющимися непосредственными исполнителями контрактов. Сложившаяся система показывает, что совершенствование ещё должно осуществляться. Минобороны необходимо продолжить работу и по взаимодействию с ФАС, с Роспатентом.
Сейчас начинается проверка на исполнение бюджета 2016 года. Мы надеемся, что закрепление этих положительных тенденций, которые я отмечала... будут закреплены.
Накануне 23 Февраля хотелось бы закончить свое выступление поздравлением всех с наступающим праздником - Днем защитника Отечества и процитировать слова великого государственного деятеля и реформатора Петра I, следующие: военное дело - первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего Отечества.
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Вера Ергешевна.
Уважаемые коллеги, переходим к вопросам. В соответствии с принятым решением у нас будут вопросы от фракций.
Вопрос от фракции КПРФ. Пожалуйста, Дорохин Павел Сергеевич.
Дорохин П. С, фракция КПРФ.
Уважаемый Сергей Кужугетович, товарищ Министр обороны!
Предполагается ли выезд в Сирийскую Арабскую Республику депутатов Госдумы, в частности профильного Комитета по обороне для уточнения ситуации на месте и моральной поддержки наших военнослужащих, сдерживающих банды международных террористов на дальних подступах к России?
Также какова в целом эффективность новых видов техники и вооружения, применяемых в Сирии, по сравнению со старыми образцами? Удовлетворены ли вы этой продукцией оборонно-промышленного комплекса?
Председательствующий. Пожалуйста, Сергей Кужугетович.
Шойгу С. К. Спасибо.
Ну, у нас в Сирии моральный дух у наших ребят достаточно высок, но если вы считаете, недостаточен, мы готовы. (Аплодисменты.)
Если говорить о той поддержке, которая могла бы быть и которую мы хотели бы видеть от нашего парламента и коллег, мы только что с руководством Государственной Думы говорили об этом, то здесь нам, скорее, нужна поддержка в части политического урегулирования, это касается обсуждения и принятия конституции, механизма принятия этой конституции. Это касается разного рода межконфессиональных отношений внутри Сирии. Это касается межнациональных отношений, там много разных вопросов, и, конечно, вопросы, касаемые гуманитарной помощи. Здесь много разных вопросов, которые так или иначе надо продвигать и поддерживать.
Ну, и наверное, в первую очередь мы бы, конечно, хотели, чтобы вы за счёт ваших контактов с вашими коллегами из парламентов и европейских, и других оказали такое серьёзное, не хочу говорить влияние или давление, но серьёзную поддержку парламенту Сирии. И сегодня как раз идёт обсуждение той конституции, которая внесена и подготовлена, и тут могла бы быть большая польза.
То, что касается работы оружия. Это большой, серьёзный доклад. Мы по этому поводу провели две конференции больших с привлечением всех глав и конструкторов предприятий-поставщиков оружия, в основном оружие, я уже сказал, 162 образца нового и модернизированного мы попробовали, посмотрели, повоевали с ним. 10 не показали себя, не дали тех характеристик, которые должны были дать, какие-то из них, больше того, несли опасность и угрозу тем, кто его, естественно, применял.
Большой очень опыт: впервые наша несуидая группа, вы знаете об этом, впервые за всю историю существования авианосной авиации была применена в Сирии, показала свою, в общем, большую, высокую эффективность и те неполадки или те сбои, которые были, они рано или поздно всё равно были бы, ну вот они выявились сейчас.
И я благодарю и наших моряков, и морскую авиацию, и всех тех, кто обслуживал эти самолёты, потому что всё-таки мы попробовали и днём, и ночью (у нас больше сотни полётов ночью было совершено), те, кто в этом понимают... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время.
Шойгу С. К. Да, я, собственно, закончил. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.

gastroguru © 2017