Бюджета а также внебюджетных средств. Государственные бюджетные фонды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено государственных финансов - общая характеристика понятие, состав, классификация

2. Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды играют важную роль в общегосударственной системе финансов. Они дают возможность решать стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства, преодолению временной неустойчивости и кризисных явлений, социальной защите населения, укреплению его здоровья. Решение этих задач требует значительных денежных ресурсов. Возникает необходимость их концентрации на государственном и региональном уровнях, ибо планируемые мероприятия отвечают как общим, так и региональным социально-экономическим интересам.

Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды рассматриваются как совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении федеральных, региональных и местных органов власти и имеющих целевое назначение. Поэтому для обеспечения расширенного воспроизводства в отраслях экономики и повышения жизненного уровня населения важно оптимальное формирование и расходование средств этих фондов.

Разнообразие фондов обусловливает их сложные многоступенчатые связи с другими звеньями финансовой системы и населением.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Цель контрольной работы является изучение теоретических основ функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено государственных финансов - общая характеристика понятие, состав, классификация

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

В финансовой системе РФ государственные внебюджетные фонды были образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.).

Государственные внебюджетные фонды, являясь частью бюджетной системы, могут создаваться на федеральном уровне либо на уровне субъекта Федерации и образуются вне бюджетов РФ или субъекта РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются одновременно с бюджетами соответствующих государственных образований.

Данная разновидность целевых фондов денежных средств участвует в обороте, как правило, в форме государственных учреждений, имеющих специальные счета, на которые поступают средства, подлежащие использованию на определенные цели. Средства внебюджетных фондов являются государственной собственностью. Распоряжение средствами фонда осуществляется соответствующими государственными органами.

Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача "разгрузить" бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы Российской Федерации, обладают рядом характерных признаков, которые наглядно показаны на представленной схеме.

Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на:

Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи

Социальное обеспечение по возрасту

Социальное обеспечение в случае безработицы.

Социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормилица, рождения и воспитания детей и в других случаях, предназначенных законодательством РФ о социальном обеспечении

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе ответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются порядок и направления использования денежных фондов.

Начиная с 1992 г. Российской Федерации создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению - на экономические и социальные.

Статья 144 Бюджетного кодекса РФ относит к государственным внебюджетным фондом Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время Государственный фонд занятости населения ликвидирован и не осуществляет своего функционирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели; сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм, правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб, сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненных при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов имеет четкое законодательное закрепление и обладает рядом особенностей. В частности, проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда, направляется в Правительство РФ. Отчет представляется на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах).

Бюджеты всех федеральных государственных внебюджетных фондов ежегодно утверждаются Федеральным Собранием вместе с федеральным бюджетом на очередной финансовый год. Также, внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

Целевые бюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения (в порядке отчислений от конкретных видов налогов или иных поступлений) и используемые по отдельной смете по указанному целевому назначению. Отличается от внебюджетных фондов формально только тем, что их доходы и расходы должны быть учтены в целом в составе бюджета.

Целевые бюджетные фонды появились в 1995 г. в качестве целевых источников финансирования отдельных государственных расходов по отдельным бюджетным статьям с целевыми поступлениями средств из различных источников. Включение целевых фондов в бюджет придает им официальные признаки бюджетных средств. По-иному, выделение целевого фонда в бюджете более наглядно отражает функцию перераспределения средств, чем простое их перемещение за рамки бюджета или их консолидации в бюджет. бюджет социальный финансы доходный

Правовые основы целевых бюджетных фондов заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Здесь же даётся правовое определение целевому бюджетному фонду:

В силу статьи 118 Гражданского кодекса РФ, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Гражданский кодекс РФ фонды выделяет в качестве юридических лиц. Исходя из этого, можно выделить следующие характерные признаки фондов:

1) фонды относятся к некоммерческим организациям;

2) фонды не являются членскими организациями;

3) фонды могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами;

4) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;

5) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.

Все эти признаки относятся и к целевым бюджетным фондам РФ, с учётом того, что их учредителями выступают государственные органы или органы местного самоуправления.

Целевые бюджетные фонды создаются на федеральном уровне в силу федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством Российской Федерации. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Источниками финансирования целевых бюджетных фондов являются:

1) средства бюджетов;

2) целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за целевыми фондами:

3) доходы от реализации конфискованного имущества;

4) платежи за загрязнение окружающей среды;

5) штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды:

1) дорожные фонды РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные дорожные фонды);

2) экологические фонды РФ (Федеральный экологический фонд, территориальные экологические фонды);

3) Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;

4) Государственный фонд борьбы с преступностью;

5) Фонд развития таможенной системы РФ.

Из определения, данного целевым бюджетным фондам выше, можно заключить о том, что целевые бюджетные фонды имеют целевое назначение, то есть, их расходование направлено на достижение определённых экономических, социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных целей.

2. Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов РФ

Процесс создания, распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан со всеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями в обществе. Поэтому при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так как все "жизнедеятельные" отрасли тесно связаны друг с другом и изменения в качественно лучшую сторону одних ведёт к негативным последствиям других.

Без решения проблем социального страхования на основе подлинно присущих ему принципов организовать эффективное функционирование и совершенствование деятельности внебюджетных фондов не удастся. В связи с этим ознакомимся с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития и торговли России, и рассмотрим возможные варианты решения и стратегии развития демографической политики, совершенствование пенсионного обеспечения и системы здравоохранения в ближайшей перспективе. С решением этих проблем, возможно, улучшится система социального страхования и стабилизуется организационно-финансовая деятельность внебюджетных фондов.

Итак, рассмотрим сначала сущность социального страхования.

Социальное страхование (СС) - механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения.

Сущность социального страхования заключается в уменьшении и компенсации материальных потерь за счет привлечения как можно большего числа субъектов, подтвержденных определенным рискам, для формирования финансовых ресурсов и перераспределения затрат по компенсациям наступивших случаев.

Обязательное социальное страхования представляет собой систему создаваемых государством правовых экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об ОСС .

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые вносят страховые взнос з работающее население.

Застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, работники, осуществляющие солидарную поддержку в случае утраты трудоспособности, зарплаты и др. доходов.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. Страховщиками могут выступать внебюджетные фонды, государственные и негосударственные фонды и страховые компании, которые возмещают наступившие страховые случаи и компенсируют потери или расходы застрахованных лиц. Государство выполняет функции законодательной инициативы, обеспечивает организацию и функционирование институтов социальной защиты, а также исполняет роль страхователя отдельных категорий населения.

Система пенсионного страхования в РФ специалистами оценивается как неэффективная, одно из подтверждений тенденция по снижению коэффициента замещения утраченного заработка (отношение средней пенсии к средней заработной плате), который пока не соответствует международным нормам (в 2009г. он был равен 28,7 процента, а должен быть не менее 40 процента). Несмотря на то, что в 2010 предполагается его увеличение с 28,7 процента в 2009 до 38,7 процента, прогнозируется, что в 2016 коэффициент составит уже 35,2 процента, а в 2020 - 33,9 процента. И обусловлена эта тенденция, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых. Однако все же в 2010 г. заложены объективные экономические и правовые предпосылки для выполнения этих норм. Одна из главных мер совершенствования системы ОСС в 2010 отмена ЕСН и возврат к страховым взносам. Тарифы страховых взносов в 2010 г. для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, такие же, что и в 2009 при уплате ЕСН: ПФР-20 процента, ФСС-2,9 процента, ФФОМС-1,1 процента, ТФОМС-2 процента, итого-6 процента. Далее они будут увеличиваться: если в 2010 в зависимости от типа плательщика суммарный тариф страховых взносов составляет от 10,3 до 26 процента, то в 2011-2012 от 20,2 до 34 процентов, в 2013-2014 от 27,1 до 34 процентов, а с 2015-34 процента для всех плательщиков.

Один из положительных сдвигов Обязательной Пенсионной Системы достижение размера пенсий до текущего размера прожиточного минимума пенсионера, что соответствует намеченному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.

Несмотря на то, что сейчас Пенсионный фонд России не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей, платежеспособность Пенсионного фонда все же во многом обеспечивается средствами федерального бюджета. Это можно объяснить снижением с 1 января 2005г. почти на одну треть ставки ЕСН, в связи с чем ГВБФ потеряли значительную часть финансовых ресурсов, которые, правда, правительство частично возместило. Если посмотреть 1990-е гг. можно увидеть, что ГВБФ испытывали финансовые затруднения, в т. ч. и ПФР, хотя были достаточно высокие тарифы страховых взносов на ОСС (в течение периода с 1992 по 1999 г. расходы фондов ОСС превышали объем поступавших страховых взносов). Это было связано со следующими причинами:

1) Применение зарплатных схем работодателями;

2) Финансовый кризис 1998 г.;

3) Снижение реальных денежных доходов.

В 2010 году дефицит бюджета Пенсионного фонда России превысил почти 3 процента ВВП и по прогнозам будет еще расти. Данная ситуация усугубляется сохранением не страхового перераспределения пенсионных прав.

Таким образом, пенсионная система является финансово неустойчивой. Тут же надо сказать, что ситуация в долгосрочной перспективе может измениться в лучшую сторону, например, за счет Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, реализация которой уже привела к положительному эффекту число родившихся в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2006 г.

Несмотря на дефицит, наблюдается рост поступлений средств Пенсионного фонда России, например, в 2004-2009 г., что в целом характерно и для других фондов.

Например, в 2009 г. объем поступлений ПФР и ФСС по отношению к 2008 г. составил 118 процентов и 122 процента, к 2004 - 3,2 и 2,8 процента. В 2009 году в бюджеты ТФОМС всего поступило 551,5 млрд. рублей, что составляет 102,7 процента к 2008 г., т.е. на 2,7 процента больше, чем в 2008 году, в 2,9 раза, чем в 2004. Только доходы ФФОМС в 2009 г. снизились по сравнению с 2008 г. и составили 77,8 процента.

Перейдем теперь к ОМС. Одна из основных проблем ОМС - нехватка денежных средств. Это отражается на состоянии здоровья населения. О неудовлетворительном состоянии системы здравоохранения в России говорят крайне низкая продолжительность жизни в стране, высокий уровень смертности и распространения тяжелых заболеваний.

Дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС связан с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы ОМС и объемов медицинской помощи, включенных в Базовую программу ОМС, ежегодно утверждаемую Правительством РФ.

Еще одна проблема в рамках ОМС многоканальность финансирования медицинских организаций. Здравоохранение финансируется за счет средств ОМС, бюджетной системы РФ. Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения являются платные медицинские услуги и добровольное медицинское страхование. Это снижает управляемость отрасли, контроль над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.

Наблюдается нарушение принципов СС, например у нас формирование социальных прав и последующие выплаты не находятся в прямой зависимости друг о друга. Сегодня право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка имеет около 80 процентов застрахованных лиц. А значит, у большинства застрахованных лиц фактически нет мотивации к возвращению на работу, т.к. не работая, они получают туже заработную плату в виде пособия по временной нетрудоспособности. Это нарушение такого принципа системы СС, как сохранение мотивации у сотрудника к возвращению к трудовой деятельности.

Таким образом, российская система ОСС не лишена недостатков и нерешенных проблем. Среди них можно назвать, прежде всего, дефицит средств фондов. Другой недостаток-несоблюдение страховых принципов. Эти проблемы можно связать с внешними факторами: неблагоприятное состояние национальной экономики, высокий уровень дифференциации доходов населения. В 2009 г. соотношение между средними доходами 10 процента самой бедной и 10 процента самой богатой частей населения составило 16,7. Минимальный размер оплаты труда равен 78,8 процента прожиточного минимума трудоспособного населения. Данная ситуация дестабилизирует систему ОСС, финансовые возможности которой напрямую зависят от размера заработной платы застрахованных граждан. Для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум.

Рассмотрим меры по дальнейшему совершенствованию Пенсионной системы. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса. Госрегулирование ПС, которое "заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы внутри ПС без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы. Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 г. по 2009 г. возросла с 11,1 процентов до 12, 8 процента ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 г. снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. руб.

Поддержку определенных видов экономической деятельности можно осуществлять другим способом - посредством выделения работодателям целевых субсидий из федерального бюджета, которые возможно было бы использовать на компенсацию произведенных ими расходов по уплате страховых взносов по ОПС.

Следующая мера распространение системы ОПС на государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих "силовых" ведомствах. Это могло бы решить на длительный период времени проблему дефицита ПФР, поскольку страховые отчисления в отношении новых категорий должностных лиц стали бы поступать в ПФР в текущем режиме, а обязательства по их пенсионному обеспечению возникли бы только через 15-20 лет.

Развитие накопительного компонента ПС. Одно из направлений повышение эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности путем: предоставления накопительным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках; введения обязательного страхования ответственности накопительного ПФ по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный ПФ либо в другой накопительный ПФ по выбору гражданина в случае лишения фонда лицензии; законодательного установления принципа разумного поведения при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей" и др. меры.

Перейдем теперь к рассмотрению совершенствования ОМС. В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. в рамках модернизации системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи предусмотрены следующие мероприятия, например, на 2010 - 2015 гг.:

1) Переход на обоснованные тарифы медицинской помощи;

2) Внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;

3) Переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

4)Внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования;

5) Паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС.

Важное значение для модернизации ОМС имеет закон "Об обязательном медицинском страховании", который вступит в силу с 1 января 2011 года. Какие же новшества он предполагает? Рассмотрим его подробнее.

Прежде всего, законом устанавливается минимальный размер платежа за неработающее население в систему ОМС. Эта мера с одновременным повышением ставок страховых взносов приведет к увеличению наполнения системы ОМС до 1,2-1,3 трлн. руб. в год. Также, начиная с мая 2011 года, гражданам будут выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны, что позволит получать бесплатную медицинскую помощь на всей территории страны, независимо от места прописки или места реального жительства. Другое новшество- приобретение человеком права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. Это создаст конкуренцию на рынке и страховых, и медицинских услуг.

Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности, и они должны быть включены в реестр ОМС.

Единство функционирования и финансовую устойчивость всей системы ОМС будет обеспечивать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который будет аккумулировать дополнительные средства после увеличения размера страховых взносов на ОМС с 1 января 2011 года (за 2011-2012 годы объем этих средств составит 460 млрд. рублей). Данные средства будут направляться на целевое финансирование региональных программ модернизации здравоохранения.

В рамках совершенствования ОМС предполагается также конкретизировать услуги, входящие в пакет государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, в том числе поэтапное введение финансового обеспечения скорой медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Это, а также "вступление в силу стандартов и порядков оказания медицинской помощи, введение системы лекарственного обеспечения граждан при амбулаторной помощи будет являться стимулом для развития добровольного медицинского страхования (ДМС), как расширяющего виды и условия оказания медицинской помощи, так и обеспечивающего ускоренный доступ к лечению и предоставление дополнительных услуг, а также выбор дополнительных учреждений. Развитие ДМС должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи.

Итак, система социальных внебюджетных фондов России требует реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. Совершенствование этой системы приведёт к благополучной ситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене. Помимо точно просчитанных и экономически обоснованных методов решения проблем необходимо внедрять и рационализаторские идеи, которые будут также не менее грамотно просчитаны, желательно на несколько годов вперед.

Как уже отмечалось выше, целевые бюджетные фонды функционируют на основании смет доходов и расходов, составляемых ежегодно. Но такой подход не позволяет планировать долгосрочные программы развития определённых направлений. Существует необходимость принятия программ развития сроком на 5-10 лет, в которых уже должен быть заложен бюджет программы. Именно поэтому, наиболее перспективным видится переход от сметного планирования и финансирования бюджетов на программно-целевое планирование и финансирование.

Суть программно-целевого метода бюджетного планирования состоит в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ на длительный срок.

Под целевой программой понимается комплексный документ, целью которого является решение приоритетной для государства на определённый период времени задачи.

Срок реализации программы зависит от многих факторов. Программы, в среднем, принимаются на срок от 2-х до 10 лет.

Следует отметить, что принципы программно-целевого планирования применяются и в настоящее время, но этот метод используется в бюджетном процессе как вспомогательный, а не основной. Так, в приложениях 36, 37 и 38 к Федеральному закону от 23.12.2004 № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" определяется перечень федеральных целевых программ, финансирование которых предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета. Всего по приложению 36 насчитывается около 40 целевых федеральных программ. Но эти программы занимают лишь малую долю (8,6 процентов) в общей структуре бюджетных расходов.

Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств как для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, так и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.

Целевые программы подразделяются на:

Программы развития отраслей;

Программы развития регионов;

Программы решения социальных задач.

Программы могут включать самостоятельные подпрограммы, направленные на решение более локальных задач. Например, Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 - 2006 годы включает в себя подпрограмму "Дети-инвалиды".

Целевые программы как документ содержат набор разделов, включая цели и задачи, ожидаемые от реализации результаты, заказчика программы, исполнителей, мероприятия и меры по годам реализации и объемы финансирования в целом и по годам. Конкретные объемы финансирования на каждый год по каждой программе устанавливаются соответствующим законом о бюджете.

Заключение

В заключение отметим, что в контрольной работе были рассмотрены сущность внебюджетных и бюджетных фондов РФ, понятие, состав, их классификация, виды фондов, источники формирования и направления использования средств фондов. Что внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Аккумулируя денежные ресурсы, они направляют их на решение важных социально-экономических задач. Являясь одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных групп населения, внебюджетные фонды позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения. Это Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ.

Каждый из фондов выполняет определенные функции, имеет свою структуру и как общие с другими фондами, так и специальные источники формирования, регламентированные законодательством РФ.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования - для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования - для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

Список использованной литературы и источников

1. В.Л. Доблаев Теория организаций. Учебное пособие. - М: Институт молодежи, 1999

2. Э.А. Смирнов Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. - М: Уудит, ЮНИТИ, 1998.-375 с.

3. Г.Р. Латифуллин, А.В. Райченко Теория организаций Учебник для вузов.-Спб: Питер, 2004.-395с.

4. Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько Теория организации. Учебное пособие, СПб: Питер,2004. - 269 с.

5. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учебное пособие. - 4-е изд. стер. Москва: Кнорус, 2007.

6. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 648 с.

7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 480с.

8. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.-304с.

9. Семиков В.Л. Теория организации: Учебник. Рек. Сов. Уч.-метод. объед. вузов России. - М.: Балашиха: Фирма "ТОТ", 2002. - 236 с.

10. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 248 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено государственных финансов. Характеристика, понятие, состав, классификация и специфика целевых бюджетных фондов, порядок их образования, режим деятельности, анализ формирования доходной и расходной частей.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2012

    Понятие и структура бюджетной системы РФ. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды РФ как важнейшей элемент финансовой системы общества, их перечень и общая характеристика. Анализ проблем использования государственного бюджета, возможные пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2010

    Экономическая сущность формирования целевых бюджетных фондов и социальных внебюджетных фондов. Характеристика взносов, формирующих целевые бюджетные фонды и социальные внебюджетные фонды. Транспортный налог и особенности его исчисления и уплаты.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2015

    Внебюджетные фонды Российской Федерации, их сущность и значение. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования: основные цели и задачи, источники формирования средств, анализ доходной и расходной части.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Внебюджетные фонды в РФ. Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд занятости населения. Экономические внебюджетные фонды. Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды. Фонд инвестирования жилищного строительства.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2008

    Целевые внебюджетные фонды финансовой системы Республики Беларусь. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс. Зона свободной торговли и таможенный союз. Финансовые фонды Европейского союза, основные направления их использования.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2015

    Сущность государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Регулирование дефицита бюджета. Основы организации бюджетного процесса. Бюджет Российской Федерации и США. Проблемы бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Бюджетная система как один из важнейших институтов государства. Внебюджетные фонды: их сущность и назначение. Количественный анализ основных характеристик внебюджетных фондов России, вертикальный и структурный анализ их доходной и расходной части.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Основные элементы налоговой системы. Государственные налоговые органы. Специальные фонды, их роль. Внебюджетные федеральные фонды. Фонд обязательного медицинского страхования. Анализ бюджета городского округа Самара: общая характеристика; экономика.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов, порядок составления, представления и утверждения их бюджетов и анализ их доходов. Источники формирования фондов. Государственные социальные внебюджетные фонды Российской Федерации.

В соответствии с Бюджет. кодексом целевые бюджет. фонды – это фонд денеж-х ср-в, образов. в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по спец. схеме.

Целевые бюджет. фонды имеют ряд особенностей:

1. планирование и утверждение в составе бюджета;

2. их состав в бюджете не постоянен;

4. ср-ва фондов не подлежат изъятию и не м.б. использованы для получения прибыли;

5. неиспользован. ср-ва фонда в текущ. году отправляются на след. год……

К целевым бюджет. фондам относятся:

1. Федерал. дорож. фонд формируется за счет налогов на реализацию горюче-смазоч-х материалов, пользование автодорог. И используется на содержание, ремонт, реконструкцию дорог и ……

2. Федерал. фонд воспроизводства минерал.-сырьевой базы формир-ся за счет части отчислений, производимых пользователями недр, добываемых все виды полез-х ископаемых, разведыват-х на гос. ср-ва. И используется на изучение геологич-х континентал-х недр и на биолого-разведывател. работы.

Внебюджет. фонды – это совокуп-ть фин. ресурсов, находящ-ся в распоряжении центр-х, регионал-х и местных органов и характериз-ся целевой направлен-тью использования ден-х ср-в, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Их формирование происходит за счет спец-х отчислений юрид-х и физич-х лиц, имеющих налог. природу. Нахождение неподлежащих изъятию ден-х ресурсов фонда собственности гос-ва и расход-х их только на определен. цели.

Внебюджет. фонды подразделяются по функционал. назначению:

ü на фонды экономич. хар-ра;

ü на фонды социал. хар-ра;

ü на фонды природоохранител. хар-ра.

Важными внебюджетными фондами явл-ся:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

2. Фонд социального страхования (ФСС).

3. Фонд обязат. медиц. страхования (ФОМС).

Они относятся к федерал. фондам соц. обеспечения.

Соц. обеспечение , как экономич. категория, это сис-ма распределит. отношений, в процессе кот-х за счет части национал. дохода образуются и используются обществен. фонды денеж. ср-в, материал. обеспечение и обслуживание категории граждан, нуждающ-ся в гос. поддержке.

Частью гос. сис-мы соц. защиты населения явл-ся обязат. соц. страхование, осуществляемое в соответствии с ФЗ «Об основах обязател. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 года, и представл. собой сис-му созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсации и минимизацию последствий изменения материал. и соц. положения работников и иных категорий граждан. В нем установлены соц. страх. иски, подлежащие удовлетворению.


К ним относится:

ü получение медиц. помощи;

ü труд. увечий;

ü проф. заболевания;

ü материнство;

ü инвалидность;

ü потеря кормильца;

ü наступление пенсии;

ü признание нетрудоспособным;

ü смерть.

В соответствии с частью 2 Главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 года основным источником денеж-х ср-в всех 3-х фондов явл-ся Единый соц. налог (ЕСН).

Работадатель уплачивает налог с налог. базы на кажд. работника нарастающим итогом с начала года:

В Пенсионный фонд – 20%

В Фонд соц. страхования – 3,2%

В федерал. фонд медиц. страхования – 0,8%

В териториал. фонд медиц. страхования – 2%

ИТОГО ЕСН=26%.

Законодат-во Российской Федерации «Об обязател. пенсион. страховании» состоит из:

1. Конституции Российской Федерации.

2. ФЗ «Об основах обязат. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.06.1999г.

3. ФЗ «Об обязательном пенсион. страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001г.

4. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

5. ФЗ «Об индивидуал. (персонифицирован.) учете в сис-ме гос. пенсион. страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г.

6. и иных ФЗ.

ФЗ № 167 устанавливает основы гос. регулирования и правоотношений в сис-ме обязательного пенсионного страхования.

Субъектами обязательного пенсионного страхования явл-ся:

1. федеральные органы гос. власти;

2. страхователи;

3. застрахованные лица.


Федерал. органы гос. власти имеют право:

ü устанавливать порядок и исполнение бюджета Пенсионного фонда;

ü формировать, инвестировать и хранить пенсион. накопления.

Страховщик, Пенсионный фонд, - это самостоятельное финансово-кредит. учреждение, осуществл. гос управление финансами пенсион. обеспечения. В основе лежит принцип солидарности поколений, который заключается в том, что обеспечение конкрет. чел-ком матер. уровня путем перераспределения.

Негос. Пенсион. фонды – это тоже страховщики.

Ср-ва Пенсионного фонда используются только на выплату пенсий, на погребение пенсионера, доставку пенсий.

Пенсионный фонд имеет право проверять и получать у страхователей документов. У налоговых органов – информацию о страхователях и представлять интересы застрахован-х лиц перед страхователями.

Страховщик обязан:

ü обосновывать тарифы страх. взносов;

ü пересчитывать, назначать и выплачивать труд. пенсии и соц. пособия;

ü обеспечивать контроль и учет пенсион. ср-в;

ü регистрировать страхователей;

Страхователями явл-ся лица, производящие выплаты физич. лицам, а также физич. лица, добровольно вступившие в указанные правоотношения.

Страхователи обязаны:

ü зарегистрироваться в Пенсион. фонде;

ü уплачивать страх. взносы;

ü вести их учет;

ü представлять документы для индивид. учета, назначения и выплаты страх. обеспечения.

Большая часть страхователей - работодателей применяет след. тарифы страх. взносов на базов. начисления страх. взносов на кажд. работника нараст. итогом с начала года до 280 тыс. руб.:

ü для лиц 1966 г.р. и старше - на страх. часть пенсии 14%,

На накопит. часть пенсии 0%;

ü для лиц 1967 г.р. и моложе - на страх. часть пенсии 8%,

На накопит. часть пенсии 6%;

ü для лиц 1967 г.р. и моложе на периход. период 2005-2007 годы

На страх. часть пенсии 10%,

На накопит.часть пенсии 4%.

Физич. лица самост. вступившие в правоотношения с Пенсион. фондом уплачивают суммы страх. взносов фиксированным платежом, устанавл. на месяц, исходя из стоимости страх. года.

Право на обяз. пенсион. страхование застрахован. лиц реализуется в случае уплаты страх. взносов не менее стоимости страх. года, т.е. суммы денеж. ср-в, кот. должны поступить за застрахован. лицо в течение одного финанс. года. Если уплачен. за год сумма меньше стоимости страх. года, то в пенсион. фонд необходимо доплатить разницу, иначе взносы не будут учитываться и права не будут накапливаться. Напр., на 2006 года сумма страх. года была равна 1364 руб.

Страхов. случаем признаются ……

Страх. и накопит. части ….

ФЗ «Об индивид. (персонифициров.) учете в сис-ме обязат. персонифицирован. страхования устанавл-ет ….

На кажд. застрахован. лицо в Пенсион. фонде откр-ся индивид. (персонифициров.) счет, состоящий из:

Общей части, в кот. указ-ся:

ü страх. стаж, на кот. начислены страх. взносы,

ü сумма страх. взносов, уплачен-х и фактически поступивших,

ü сведения о расчет. капитале, включая его индексацию,

ü закрытие л/с.

Спец. части, в кот. указ-ся:

ü сведения о передаче взносов одной инвестиц. компании другой или о передаче их в негос. Пенсион. фонд;

ü сведения о получении инвестиц. дохода;

ü суммы произведен-х выплат;

ü суммы страх. взносов, уплачен. и поступивших за застрахован. лицо;

ü инвестиц. доход, профес. стаж и сумма произведен. выплат.

Индивид. счет хранится в Пенсион. фонде в течении всей жизни застрахован. лица, а после его смерти в течение срока хранения пенсион-х дел.

Застрахован. лицу выдается государственное пенсионное страховое свидетельство (ГПС), хранящ-ся у него и содержащее страховой номер индивид. л/с, дату регистрации и анкет. данные застрахован. лица. В случае изменения данных общ. части ГПС, они вносятся в индивид. л/с застрахован. лица и выдается новое ГПС с тем же номером.

С 01.01.2002 г. вступил в силу ФЗ «О труд. пенсиях в Российской Федерации», согасно кот. труд. пенсия состоит из 3-х частей:

Базовая, размер кот. устанав-ся правительством и выплач-ся всем вне зависимости от стажа и заработка. Размер базов. пенсии зависит от кол-ва иждивенцев (но не более 3-х) и от возраста застрахован. лица.

Страховая, зависит от стажа работы и з/пл.

Накопительная, зависит от стажа работы и з/пл. и выплачивается в пределах суммы отражен. в спец. части индивид. л/с.

Право на труд. пенсию наступает:

У мужчин в 60 лет

У женщин в 55 лет.

При наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Страх. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:

СЧ = ПК/Т, где СЧ – страх. часть труд. пенсии

ПК – сумма расчет. пенсион. капитала застрахов. лица,

учтен. по состоянию на день, с кот. ему назнач-ся

страх. часть пенсии

Т – количество месяцев (19 лет = 228 месяцев)

Накопит. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:

ПК = (РП – БЧ) * Т

РП = СК * ЗР/ЗП *СЗП

Для мужчин стаж больше или равно 25 лет,

Для женщин стаж больше или равно 20 лет.

ЗП – ср. месяч. з/пл в Российской Федерации за тот же период

СЗП – ср. месяч. з/пл за период с 01.07. по 30.09.01, утвержден. Правительством Российской Федерации.

СК – коэффициент стажа, состав. для застрахован. лиц 0,5 и повыш-ся на 0,01 за кажд. полн. год общ. труд. стажа сверх требуемой продолжительности.

В отличии от базовой и страховой части накопит. часть пенсии подлежит инвестированию согласно ФЗ «Об инвестировании ….» № 111 от 25.07.2002 г.

ВнешЭконом Банк инвестирует накопит. часть, если не отвечать на «письма счастья».

По конкурсу или в негос. пенсион. компании – по выбору чел-ка, то ср-ва застрахован. лица отдаются в доверит. управление управляющей компании.

Негос. пенсион. фонд – уход от гос. пенсион. обеспечения. Деньги передаются в собственность негос. пенсион. фонда пофамильно. (Пенсион. фонд выписывает пенсион. книжку, а пенсионер передает ее фонду.)

Управляющая компания – это центр, кот. дает распоряжения брокеру.

Специализ. депозитарий – все документы застрахован. лица хранит и о неправил-х действиях сигнализирует в Пенсион. фонд Российской Федерации.

Требования к инвестиц. портфелю управл. компании:

ü максимальная доля 1-го эмитента (кто занимается выпуском цен. бумаг) не должна превышать 5% за исключением гос. цен-х бумаг;

ü депозиты в предприятиях и организациях, вход. В одну банк. группу, или цен. бумаги не должны превышать 10%;

ü максим. доля эмитиров-х цен-х бумаг аффилирован. компаниями, управл. компаниями не должны превышать 5%;

ü максим. доли облигаций 1-го эмитента не д.б. больше 10% совокуп. объема, наход. в обращении;

ü максим. доля 1-го эмитента не д.б. больше 30% совокуп. объема, наход. в обращении цен-х бумаг (за исключением гос. цен-х бумаг);

ü максим. доля денеж. ср-в и депозитов в руб-х и валюте на счетах в банках не д.б. больше 20%;

ü максим. доля ср-в в цен-х бумагах иностр-х эмитентов не д.б. больше 20%.

Фонд социального страхования (ФСС) – 2-й по значимости фонд.

В ФСС входят:

ü федерал. отделения;

ü центр. (отраслев.) отделения;

ü филиалы (регионал. и отраслев. отделения);

Ср-ва ФСС образуются:

ü за счет выплат от работодателя;

ü за счет граждан, заним. индивид. труд. деят-тью;

ü за счет доходов от инвестирования свобод. части;

ü за счет добровол. взносов граждан и юрид. лиц;

ü за счет ассигнований федерал. бюджета, связ-х с предоставлением льгот.

Ср-ва ФСС направляются:

ü на выплату пособий по времен. нетрудоспособ-ти,

ü на выплату пособий по родам,

ü на выплату пособий при рождении или усыновлении,

ü на выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,

ü на выплату соц. пособия на погребения,

ü на выплату пособия по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет,

ü на оплату путевок д/раб-ов и их детей, на лечеб. диетич. питание,

ü на частич. содержание, находящ-ся на балансе страхователей, санаториев,

ü частичная оплата путевок в детс. загород. оздоровит. лагеря.

Согласно Инструкции о порядке расходования ср-в ФСС Российской Федерации, утвержденной Постановлением от 09.02.2001 г. № 11, страхователи осуществляют расходы по гос. соц. страхованию в счет начислен. ЕСН, подлежащ. зачислению в ФСС.

Ответ-ть за правил-ть начисления и расход-ть ср-в фонда несет администрация в лице руководителя и гл. бухгалтера при превышении суммы расхода по гос. соц. страхованию над суммой ничисленных ЕСН, подлежащ. зачислению. Страхователь обращ-ся за возмещением в отделение ФСС с представлением расчетов. Выделение страхователю ср-в производ-ся на основе предствлен. страхователем расчет. ведомости и иных документов, установлен-х ФСС. Если сумма расходов по гос. соц. страхованию меньше суммы начислен. ЕСН, то страхователь со своего банк. счета перечисляет в ФСС сумму начислен. ЕСН, уменьшенную на сумму, произведен-х им расходов по гос. соц. страхованию.

Совокупность денежных фондов, которые не входят в государственный бюджет страны и предназначены для оплаты медицинских расходов граждан, начисления пенсий, пособий по безработице, инвалидности.

Структура российский внебюджетных фондов включает более сорока организаций, которые используют до 60% доходов страны.

В зависимости от контролирующего органа, такие организации разделяются на местные (например, природоохранные), региональные (например, по подготовке региона к олимпийским соревнованиям), федеральные (например, ПФР).

Виды государственных внебюджетных фондов федерального значения

Независимо от муниципальных и региональных бюджетов, федеральные внебюджетные фонды обеспечивают поддержку населения по всей стране в четырех направлениях.

  1. Пенсионное обеспечение. Государственный пенсионный фонд (ПФР) выплачивает населению пособия, применяя единую минимальную ставку, условия надбавок и анализируя установленный перечень документов. Пенсионеры, работавшие в тяжелых условиях, имеющие правительственные награды, принадлежащие к военнослужащим и (или) имеющие инвалидность, получают дополнительные надбавки.
  2. Социальное обеспечение. Государственный фонд социального страхования выплачивает гражданам страны пособия по временной потере трудоспособности, получению инвалидности, поддерживает многодетные семьи, компенсирует часть затрат на обучение, покупку жилья.
  3. Медицинское обслуживание. Фонд обязательного медицинского страхования содержит государственные больницы, поликлиники, санатории, профилактории для лечения и поддержания здоровья населения. Гражданам выдается полис ОМС, по которому бесплатно оказывается неотложная медицинская помощь, проводятся плановые и экстренные операции.
  4. Поддержка безработного населения. Фонд занятости населения учитывает количество безработных, выплачивает им пособия, предлагает программы по смене (повышению) квалификации, предоставляет рабочие места.

Функции внебюджетных фондов

Государственные программы финансовой поддержки направлены на стабилизацию экономики, обеспечение справедливого распределения товаров и услуг.

  • Поддержка населения в момент экономического кризиса, стагнации в производстве, при резком повышении инфляции, росте государственного долга. Например, деньги граждан в обанкротившихся банках возмещают по системе страхования вкладов.
  • Оперативное решение острых социальных разногласий при трудных жизненных ситуациях. Например, лечение наркомании и алкоголизма, выдача социального жилья многодетным семьям.
  • Финансирование местных социальных нужд. Например, выплата пособий пострадавшим в результате стихийных бедствий или пожаров.

Работа внебюджетных фондов направлена на преодоление расслоения в обществе, которое возникает в условиях рыночной экономики, большого разрыва доходов, естественном старении и оттоке рабочей силы из отдельных городов (регионов).

Финансирование внебюджетных фондов

Затраты таких организаций покрываются из общего национального дохода, внешних источников (пожертвований), а также за счет размещения государственных заказов на строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов. Например, при возведении социального жилья часть квартир реализуется на рынке, окупая расходы строительной компании.

  • Налоговые платежи и другие сборы, выплачиваемые физическими и юридическими лицами согласно законам. Например, отчисления крупнейших налогоплательщиков переводятся на счет пенсионного фонда РФ.
  • Прямое субсидирование из государственного бюджета для покрытия целевых расходов. Например, финансовая поддержка населения, оставшегося без работы из-за природных катаклизмов, промышленных катастроф.
  • Заемные средства Центрального банка РФ или коммерческих банков. Например, кредитование медицинских учреждений для покупки нового оборудования.
  • Доходы, связанные с коммерческой деятельностью внебюджетных фондов. Например, фонды содействия инновационной деятельности получают доход от продажи интеллектуальной собственности (технологий, изобретений).

Финансы-совокупность отношений, отражающих формирование и использование денежных средств. Финансовая система РФ включает в себя финансы физических и юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций),местные финансы и государственные финансы (государственный бюджет и внебюджетные фонды).

Финансы выполняют экономические функции: регулирующую (посредством финансов можно воздействовать на объем деловой активности) и распределительную (посредством финансов перераспределяется часть совокупного общественного продукта).

Бюджетная система Российской Федерации представляет со­вокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий­ской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюд­жетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государст­венных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации основана на сле­дующих принципах:

· единство бюджетной системы Российской Федерации;

· объективность и полнота бюджета;

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы Российской Федерации;

· самостоятельность бюджетов;

· сбалансированность бюджета;

· общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

· гласность;

· адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Как экономическая категория бюджет выражает систему де­нежных отношений между государством и экономическими субъ­ектами по поводу перераспределения части стоимо­сти общественного продукта для удовлетворения наиболее важ­ных на данном этапе развития общественных потребностей. Как специальный финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количест­венном выражении определены предполагаемые доходы, источни­ки их получения, распорядители и предполагаемые получатели этих средств для реализации тех или иных функций государства, органов местного самоуправления.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консоли­дированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидирован­ный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюд­жеты муниципальных образований, находящихся на его террито­рии, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Существует два метода формирования и использования бюд­жетных средств - собственно бюджетный и кредитный. Бюджет­ный метод представляет собой принудительное изъятие части де­нежных доходов предприятий и населения и безвозмездное ис­пользование этих средств на определенные цели.

Кредитная форма предполагает формирование части доходов бюджета за счет внутренних и внешних займов, а также расходо­вание части бюджета в виде бюджетных ссуд, кредитов иностран­ным государствам и т. п.

В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые поступления. Неналоговые доходы включают: доходы от приватизации, аренды государственного и муниципального иму­щества, поступления от внутренних и внешних займов, средства от продажи золотовалютных резервов и другие неналоговые по­ступления, в том числе дивиденды по акциям, находящимся в го­сударственной собственности, платные услуги, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации и т.д.

Целевой бюджетный фонд - это фонд денежных средств, об­разуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджет­ного фонда используются строго по назначению.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий учитывается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.В форме дотаций денежные средства передаются для достижения общей сбалансированности бюджета, покрытия текущих расходов без указания конкретной цели.В форме субвенций денежные средства передаются для покрытия текущих расходов и имеют строго целевое назначение. В форме субсидий денежные средства передаются для финансирования расходов, связанных с мероприятиями, осуществляемыми совместно вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетной системы.

Собственные доходы бюджетов представляют собой те дохо­ды, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за бюджетами соответствующих уровней.

К ним относятся:

налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюд­жетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов Рос­сийской Федерации;

неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соот­ветствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавли­ваются не менее чем на три года нормативы отчислений (в про­центах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или мест­ные бюджеты на очередной финансовый год.

Размер регулирующих доходов связан с минимальной бюджетной обеспеченностью нижестоящего уровня бюджетной системы. В ее основе лежит государственный социальный стандарт (минимум государственных услуг, предоставляемый за счет бюджетных ассигнований из вышестоящего уровня бюджетной системы).

Региональные финансовые ресурсы включают в себя финансовые ресурсы регионального органа власти (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и финансовые ресурсы региональных предприятий, поступающие для реализации региональных программ, финансируемых на долевой основе совместно со средствами из регионального бюджета.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического со­держания делятся на текущие и капитальные расходы.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюд­жетов Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов представляют собой расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, предназна­ченные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвести­ционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюд­жетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивает­ся имущество, находящееся в собственности соответственно Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муници­пальных образований.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сфор­мирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов - это расходы, направленные на обеспечение текущего функционирования органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учре­ждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Расходы бюджетов осуществляется в следующих формах:

1. ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2. средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;

3. трансфертов населению;

4. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

5. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе нало­говых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и плате­жей и других обязательств);

6. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

7. инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

8. бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;

9. кредитов иностранным государствам;

10. средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Приобретение продукции для государства, муниципалитета осуществляется на основе заключения государственного (муниципального) контракта (при превышении определенной величины). Такие контракты размещаются на конкурсной основе. Совокупность контрактов образует государственный (муниципальный) заказ.

В расходной части бюджетов всех уровней может быть преду­смотрено создание резервных фондов.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (предста­вительной) власти соответствующих субъектов при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварий­но-восстановительных работ по ликвидации последствий стихий­ных бедствий, имевших место в текущем финансовом году.

Резервный фонд Президента Российской Федерации расходуется на финансирование не­предвиденных расходов, а также дополнительных расходов, пре­дусмотренных указами Президента Российской Федерации. Рас­ходование средств фонда осуществляется на основании письмен­ного распоряжения Президента Российской Федерации. При этом не допускается расходование средств резервного фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации.

Дефицит бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над доходами. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (реше­нием) о бюджете утверждаются и источники его финансирования.

При этом текущие расходы бюджета субъекта Российской Феде­рации, местного бюджета не могут превышать объем доходов со­ответствующего бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслу­живание государственного долга Российской Федерации.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования только дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут направляться на финансирование инвестицион­ных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение его долга.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования рас­ходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Профицит бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами. Бюджетный кодекс РФ предусматри­вает, что, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокраще­ние профицита бюджета в следующей последовательности:

Сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюдже­та - сократить привлечение доходов от реализации государствен­ных запасов и резервов);

Предусмотреть направление бюджетных средств на дополни­тельное погашение долговых обязательств;

Увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи час­ти доходов бюджетам других уровней.

Если указанные выше меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения из­менений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъек­тов РФ. Они создаются для решения (финансирования) конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социаль­ных потребностей общегосударственного значения (государствен­ные внебюджетные фонды социального назначения); для финан­сирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными орга­нами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнози­ровать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, кон­тролировать целевое использование указанных финансовых ре­сурсов.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государствен­ные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые - в распоряжении органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на фонды социаль­ного назначения (их иногда называют фонды социального страхо­вания) и экономические фонды. Первые предназначены в основ­ном для решения задач социального характера, вторые - имеют экономическую направленность.

В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: Пенсионный фонд РФ (ПФ); Фонд социального стра­хования РФ (ФСС); Федеральный фонд и территориальные фон­ды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

Введение индивидуально-персонифицированного учета в сис­теме государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: 1) созданием условий для назначения пен­сий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; 2) обеспечением достоверности сведений о стаже и заработ­ке, определяющих размер пенсии при ее назначении; 3) развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 5) созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными ли­цами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страхо­вой номер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Страховые свидетельства государственного пенсионного стра­хования хранятся у застрахованных лиц.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщи­ками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудо­вому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работода­тели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взно­сов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

Средства Пенсионного фонда направляются на: выплату госу­дарственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком в воз­расте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособ­ным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспече­ние текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.

Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводят­ся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах регио­нальных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляет­ся финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ для обеспече­ния сбалансированности доходов и расходов осуществляет Правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об ис­полнении бюджета представляются Правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.

Медицинское страхование осуществляется в Российской Фе­дерации в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование основано на смешанной сис­теме финансирования - бюджетно-страховой. Бюджетные средст­ва обеспечивают финансирование неработающего населения (пенсионеров, домохозяек, учащихся и т. п.), а внебюджетные средства - работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного само­управления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации), а также гражда­не-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.

gastroguru © 2017