Выбор читателей
Популярные статьи
должен уметь :
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Гуманитарно-педагогический колледж
по выполнению практической работы
по общепрофессиональной дисциплине «Теория и методика социальной работы»
39.02.01 Социальная работа
2015 г.
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией социально-экономических дисциплин (наименование комиссии) Протокол № __ от «___» __________20___г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии / специальности среднего профессионального образования _39.02.01 Социальная работа (код, наименование профессии/специальности) _______________________________________ |
Председатель предметно-цикловой комиссии __________________ / __А.Ю.Самошкина Подпись ФИО | Зам. директора по учебной работе __________________ / _____Е.Б. Титова____ Подпись ФИО |
Цели и задачи организации практической работы по предмету Теория и методика социальной работы:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь :
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;
использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ТЖС клиента;
собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
традиции российской и международной благотворительности;
основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;
основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;
общие и частные технологии, методы социальной работы;
особенности объекта и субъекта социальной работы;
основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);
принципы деятельности социального работника;
Практическая работа призвана способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:
Наименование результата обучения |
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
|
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
|
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
|
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
|
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
|
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
|
Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. |
|
Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. |
|
Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. |
|
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам. |
|
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. |
|
Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. |
|
Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. |
|
Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
|
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. |
|
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. |
|
Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска. |
|
Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска. |
|
Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
|
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска. |
|
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска. |
Виды практической работы и время на её реализацию (14 часов)
Название темы | Виды практической работы | Время | Формируемые компетенции |
|
Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом. | Обсуждение информационных сообщений по вопросам преподавателя. | ОК 1, ОК 10. |
||
Социальная работа как система деятельности. | Написание сочинения-рассуждения на тему: «Целесообразность рассмотрения социальной работы как целостной системы». | ОК 1-4, ОК 6-9, ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 3.2 |
||
Теории и модели социальной работы. | Сравнительный анализ социолого-ориентированных моделей социальной работы. | ОК 2, ОК 4, ОК 9. |
||
Методы познания в социальной работе. | Сравнительный анализ общенаучных и частно-научных методов, используемых в социальной работе. | ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК. 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.5 |
||
Модели социальной политики. | Рассмотрение основных положений «Конвенции о правах ребенка» и написание сочинения-рассуждения на тему: «Роль социальной политики государства в сфере защиты детства». | ОК 1, ОК 3, ОК 7, ПК 2.1-2.5 |
||
Социальная работа как область подготовки специалистов. | Составление профессиограммы современного социального работника. | ОК 1-11, ПК 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.5 |
||
Частные технологии социальной работы. | Рассмотрение теории и практики социальной работы в России и за рубежом. Составление обобщающей таблицы. |
Практические занятия.
Практическое занятие №1 «Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом». Цель: изучение исторического опыта социальной работы в различные периоды времени. Вопросы для обсуждения: Зарубежный опыт теоретического осмысления моделей социальной поддержки. Исторический опыт развития социальной работы за рубежом. Современная практика социальной работы за рубежом (на примере Англии, Франции, Германии, США). Время выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
||||||||
Практическое занятие №2 «Социальная работа как система деятельности». Цель: обоснование целесообразности рассмотрения социальной работы как целостной системы.
выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
||||||||
Практическое занятие №3 «Теории и модели социальной работы». Цель: раскрыть содержание социально ориентированных моделей социальной работы. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий |
||||||||
Практическое занятие №4 «Методы познания в социальной работе». Цель: сравнительный анализ общенаучных и частно-научных методов, используемых в социальной работе. Определение области их применения. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий |
||||||||
Практическое занятие №5 «Модели социальной политики». Цель: определение основных приоритетов социальной политики в условиях реформировании российского общества. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
||||||||
Практическое занятие №6 «Социальная работа как область подготовки специалистов». Цель: раскрыть значимость профессионализма социального работника в современном мире. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
||||||||
Практическое занятие №7 «Частные технологии социальной работы». Цель : установление взаимосвязи теории и практики социальной работы. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
Заполнить таблицу по изученному материалу:
Страны | Теория | Практика |
Россия | ||
Германия | ||
Франция | ||
Англия | ||
Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова Теория и методика социальной работы: Москва Издательский центр «Академия» 2014 г.
Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 416с.
Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2011.
Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001.
Костина Е.Ю. История социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, - 2003.
Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы (Текст): Сборник научных статей. М.: АНО «СПО «СОТИС». 2008. – 144с.
Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395с.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427с.
Фирсов М.В. история социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 236с.
Институт им. А.П. Гайдара»
Митичева Т.И.
к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине
«Технология социальной работы»
Курс, 7 семестр
Часть 2
УДК 371. 9(075.8)
ББК 74.66 я 73
Печатается по решению редакционно-издательского совета
«Арзамасский педагогический институт им. А.П. Гайдара»
А 44 Митичева Т.И.
Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по курсу «Технология социальной работы» составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 года. Они включают планы практических и лабораторных занятий, цели занятия, задания для самостоятельной работы студентов, перечень необходимой литературы, рекомендации по изучению тем. Предназначены для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 0350500 – «Социальная работа».
УДК 371. 9(075.8)
ББК 74.66 я 73
© Митичева Т.И.., 2009
©Арзамасский государственный
педагогический институт
имени А.П. Гайдара, 2009
№ занятия | Наименование темы занятия | стр |
Введение | ||
Практическое занятие № 1-2 | ||
Лабораторное занятие № 1 | Технология пенсионного обеспечения: организационно-правовые формы социального обеспечения | |
Практическое занятие № 3-4 | Социальное обслуживание населения | |
Лабораторное занятие № 2 | ||
Практическое занятие № 5 | Социальная защита и социальная помощь разным группам населения | |
Лабораторное занятие № 3 | ||
Практическое занятие № 6 | Проблемы защиты пожилых людей и инвалидов | |
Лабораторное занятие № 4 | ||
Практическое занятие № 7 | ||
Лабораторное занятие № 5 | ||
Практическое занятие № 8 | ||
Лабораторное занятие № 6 | Технология работы с мигрантами: государственная миграционная политика (региональный аспект) | |
Практическое занятие № 9 | Технология оказания помощи бездомным: профилактика бродяжничества | |
Лабораторное занятие № 7 | Технология социальной поддержки безработных | |
Практическое занятие № 10 | Социальная защита детей | |
Практическое занятие № 11 | Социальная работа с безнадзорными детьми и подростками | |
Практическое занятие № 12 | Социальная работа с молодежью | |
Практическое занятие № 13 | Социальная поддержка одиноких людей | |
Практическое занятие № 14 | Защита социальных проектов | |
Словарь основных терминов | ||
Вопросы к экзамену | ||
Примерная тематика рефератов и курсовых работ |
Введение
Курс «Технология социальной работы» направлен на подготовку будущего специалиста к освоению теоретическими и практическими знаниями предмета. Основной целью преподавания учебной дисциплины «Технология социальной работы» является формирование профессионализма у будущих специалистов по социальной работе, основанного на знаниях о сущности социальных процессов, их влияний на жизнедеятельность человека, с целью изменения и предупреждения различных ситуаций.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие квалификации специалиста социальной работы:
· применять полученные знания о способах, методах и формах работы на практике;
· выбирать наиболее оптимальные формы помощи людям;
· определять эффективность проведенных мер в процессе оказания помощи клиентам.
В результате изучения курса «Технология социальной работы»
студент должен знать :
Специфику социальных технологий;
Сущность и содержание социального технологического процесса,
его основные компоненты;
Этапы технологического цикла социальной работы и
последовательность их осуществления;
Общие методы и методики, применяемые в социальной работе;
Частные технологии работы с определенными группами людей и
отдельными людьми, испытывающими жизненные затруднения;
студент должен уметь :
Применять полученные знания о способах, методах и формах работы
на практике;
Выбирать наиболее оптимальные формы помощи людям;
Определять эффективность проведенных мер в процессе оказания помощи клиентам.
В ходе изучения курса студент приобретает навыки социальной работы с различными категориями населения, нуждающимися в социальной помощи; учиться оценивать степень эффективности проектировочной деятельности; использует технологические знания в целях успешного построения программно-целевого обеспечения; овладевает технологиями прогнозного исследования, проектировочной работы.
Изучение дисциплины осуществляется на третьем (6 семестр) и четвертом курсе (7 семестр) и рассчитано на два семестра. В конце обучения предусмотрен экзамен по основным теоретическим и практическим проблемам курса. Изучение данной дисциплины осуществляется после изучения курсов общих основ педагогики, социальной педагогики, педагогических технологий, социально-психологического тренинга, теории и методики воспитания. Формы организации обучения: лекции, практические, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
По курсу «Технология социальной работы»
4 курс, 7 семестр
Практическое занятие № 1.
Тема: Технология социального обеспечения и социального страхования
(4 часа)
План:
1. Понятие, сущность, функции социального обеспечения.
2. Организационно-правовые формы социального обеспечения.
3. Принципы и финансирование социального обеспечения.
4. Технология предоставления пособий социально-страховых услуг.
5. Понятие и виды пособий.
6. Технология предоставления пособий гражданам, имеющим детей.
1. На основе анализа литературы разных учебников, учебных пособий, словарей раскройте понятия «социальное обеспечение», «социальное страхование», данные различными учеными. Зафиксируйте данные определения в терминологическом словаре рабочей тетради.
2. Заполните таблицу «Сущность социального обеспечения», отразив в ней основные ее функции и их характеристики:
3. Составьте список статей, опубликованных по данной теме в научных журналах («Социум», «Социально-политический журнал», «Социальная защита», «Социальная работа» и др.) и аннотацию на одну из них. Оформите выбранную статью в методическую копилку на альбомном листе
4. Подготовьте презентации по теме «Социальное обеспечение населения», «Социальное страхование населения».
Ø Технология предоставления пособий по временной нетрудоспособности;
Ø Технология предоставления медицинских услуг по системе обязательного медицинского страхования.
Основная литература:
1. Заяц, О.В. Технология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 88 с. – С.5-38. (электронный вариант книги).
2. Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независимой жизни в деятельности неправительственной организации: дайджест методических материалов к 10-летию основания социальной работы в РФ и деятельности Московского городского клуба инвалидов. – СПб: «Контакты-1», 2001. –192 с.
3. Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. Ред. Р.М. Чумичева. –Ростовн/Д: Феникс, 2005. – 473 с.
1. Вахмянина, Т.А. Социальная защита семьи, женщин и детей в нижегородской области: из опыта работы комитета по делам семьи, женщин и детей. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. – 64 с.
3. Трудовое и социальное право России: УКчебное пособие для студентов учебных заведений / Под ред. Л.Н. Анисимова. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2001. – 432 с.
Лабораторное занятие № 1.
Практическое занятие № 3-4
Лабораторное занятие № 2.
Тема: Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детства и материнства в Российской Федерации
(2 часа)
План:
1. Для выполнения задания разбейтесь на микрогруппы. В рабочей тетради, используя учебную литературу, подготовьте тезис-конспект по следующим изучаемым вопросам:
Ø 1 микрогруппа – полномочия комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;
Ø 2 микрогруппа – полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты детства;
Ø 3 микрогруппа – полномочия органов опеки и попечительства.
2. Зафиксируйте в рабочей тетради основные нормативно-правовые документы, государственные социальные стандарты, регламентирующие социальную защиту детства и материнства.
3. Презентация сообщений по изучаемой тематике. Выслушав основные тезисы выступлений, выскажите свою точку зрения по данным вопросам.
Задания для самостоятельной работы:
1. В методическую копилку подберите 3-4 нормативно-правовых документа (законы, акты, постановления) по социальной защите материнства и детства.
2. В рабочей тетради выпишите нормативно-правовые основы функционирования социальных служб семьи (Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. Ред. Р.М. Чумиева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 473 с. – С. 238-240)
3. Заполните таблицу «Понятие, институциональные признаки и функции социальных служб семьи» (Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. Ред. Р.М. Чумиева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 473 с. – С. 240-247):
4. Подготовьте презентацию по теме «Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детства и материнства в РФ».
5. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:
Ø Охрана материнства и детства в РФ;
Ø Современная система социальной защиты детства в Российской Федерации: общая характеристика.
Ø Социальные службы семьи в системе социальной защиты детства.
Основная литература:
Дополнительная литература:
1. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. Ред. Р.М. Чумиева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 473 с. – С. 238-240, 240-247, с.49-60, 66-73, 73-78, 145-157.
Практическое занятие № 5
Тема: Социальная защита и социальная помощь различным группам населения
(2часа)
План:
1. Раскройте основные понятия «Социальная защита», «Социальная поддержка», «Социальная помощь», «Социальные услуги», «Клиент социальной службы».
2. Особенности различных групп населения.
3. «Группы риска» и социальная работа.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. В терминологический словарь запишите основные понятия рассматриваемой темы «социальная помощь», «социальная поддержка», «социальные услуги», «клиент социальной службы».
2. В методическую копилку социального работника подберите подборку статей (2-3) из периодической печати, отражающие вопросы социальной защиты и поддержки населения в России. Проанализируйте выбранную вами статью.
3. В рабочей тетради заполните таблицу «Особенности различных групп населения»:
4. Подготовьте презентацию на тему: «Социальная защита и социальная помощь различным группам населения».
5. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:
Ø Социально-педагогическая поддержка детей и подростков;
Ø Методика индивидуальной социально-педагогической помощи клиенту;
Ø Социальная помощь и поддержка населения в России.
Основная литература:
1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 560 с.
2. Тимаков, С.О. Информационные технологии в социальной работе: Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003. – 51 с.
Дополнительная литература:
1. Вахмянина, Т.А. Социальная защита семьи, женщин и детей в Нижегородской области: из опыта работы комитета по делам семьи, женщин и детей. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. – 64 с. – С. 30.
2. Гурьянова, М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения. –М.: Издательство АСОПиР РФ, 2003. -184 с. – С. 141-143.
3. Зиновьева, В.И. История социальной работы: учебное пособие. В 2-х частях. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиомеханики, 2003. – ч.1. – С. 81-88.
4. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. - М.: ЙПК ПРНО, 2004. – с. 52
5. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с. – С. 181-186.
1. Основы социальной работы. - с. 223-232.
2. Социальная работа Российский энциклопедический словарь, с. 134-135, 161-162, 165-166, 181-182.
3. Словарь-справочник по социальной работе.- с. 10-11, 26-27, 103-109, 315-318.
4. Справочное пособие по социальной работе.- с. 91-106.
Лабораторное занятие № 3.
Тема: Малообеспеченные группы населения как объект социальной работы
(2 часа)
План.
1. Организуйте в группе дискуссию: «Каковы причины малообеспеченности граждан в современной России». В рабочей тетради заполните таблицу:
2. О чем на ваш взгляд свидетельствуют показатели материальной обеспеченности людей.
3. Раскройте содержание мер государства по социальной защите малообеспеченных граждан России. Запишите в рабочую тетрадь перечень нормативно-правовых документов по работе социального работника с малообеспеченными группами населения.
4. Разработайте для социального работника программу по оказанию помощи в решении проблемы малообеспеченности:
Ø 1 микрогруппа – многодетным семьям;
Ø 2 микрогруппа – семьям-пенсионеров;
Ø 3 микрогруппа – матерям-одиночкам (отцам-одиночкам);
Ø 4 микрогруппа – одиноким людям.
Подберите технологии работы социального работника с данными категориями населения. Представьте программу и защитите проект.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. В терминологический словарь запишите понятие «малоимущие», дайте его определение, выпишите состав категорий малоимущих слоев населения.
2. В методическую копилку социального работника подготовьте нормативно-правовые документы, касающие социальная защиты малообеспеченных слоев населения.
3. Подготовьте презентацию на тему «Социальная защита малообеспеченных слоев населения».
4. Подготовьте сообщение на тему «Значение и содержание благотворительной деятельности в социальной поддержке малоимущих групп населения».
Основная литература:
1. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с. – С. 258-265.
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 6
Тема: Проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов
(2 часа)
План:
1. Организация медико-социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.
2. Современное состояние и перспективы развития системы социальной помощи пожилым людям и инвалидам.
3. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Используя словари, справочные и учебные пособия, дайте определение понятий «пожилые люди», «инвалиды». Зафиксируйте данные понятия в терминологическом словаре рабочей тетради.
2. В методическую копилку социального работника зафиксируйте нормативно-правовые документы, регламентирующие государственную поддержкупожилых людей и инвалидов.
3. В рабочей тетради законспектируйте основные положения закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Проанализируйте правовую базу защиты данной категории населения.
4. Подготовьте презентацию по теме «Социальная защита пожилых людей и инвалидов».
5. Из периодической печати сделайте подборку статей, где раскрываются проблемы пожилых людей и инвалидов.
6. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:
Ø Особенности социального обслуживания на дому;
Ø Социальная защита пожилых людей и инвалидов.
Основная литература:
1. Беляева, Л.А. Социальная работа с различными категориями людей: Учебное пособие.– Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003.– 186с.
2. Светкина, Г. Забота об инвалидах: Самарский вариант. // Социальная работа– осень– 2001, с. 17-29.
3. Тимаков, С.О. Информационные технологии в социальной работе: Учебное пособие.– Томск: Томский межвуз. центр дистанционного образования, 2003.– 51с.
Дополнительная литература:
1. Международная политика в отношении пожилых людей.// Социальная работа.–осень–2001. С.9-11.
2. Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независимой жизни в деятельности неправительственной организации: Дайджест методических материалов к 10-летию основания социальной работы в Российской Федерации и деятельности Московского городского клуба инвалидов.– СПб.: «Контакты-1», 2001.– 192с.
3. Организация и методика проведения этапа реабилитации инвалидов на базе муниципальных центров социальной защиты населения: Пособие. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999.– 76с.
4. Холостова, Е. Пожилой человек в обществе. // Социальная работа.– осерь–2001, С. 28-33.
Лабораторное занятие №4.
Тема: Реабилитация как технология социальной работы: методика работы с инвалидами
(2 часа)
План:
1. На основе изученного материала по теме в рабочей тетради запишите основные направления социально-реабилитационной деятельности. Перечислите реабилитационные технологии, используемые в работе с инвалидами.
2. Обсудите в группе статью «Социальная защита детей с ограниченными возможностями».
3. Разбившись на микрогруппы, выполнитие следующие задания:
Ø 1 микрогруппа – разработайте методику реабилитационной работы социального работника с детьми-инвалидами;
Ø 2 микрогруппа – разработайте методику реабилитационной работы социального работника с родителями-инвалидами.
Обсудите результаты вашей работы.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. На индивидуальных карточках отразите алгоритм осуществления реабилитационной работы с инвалидами.
2. Законспектируйте статью на предложенную тему (см. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. Ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 166):
Ø Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Оформите на индивидуальных альбомных карточках тактику социального работника при взаимодействии с родителями ребенка-инвалида (см. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. Ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 191).
4. Законспектируйте статью «Реабилитационные технологии как важная составляющая часть инновационной деятельности центра социального обслуживания» (ж..Работник социальной службы, № 2. – С.7.).
5. Подготовьте презентацию по теме «Методика и технологии реабилитации инвалидов».
6. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем (Л.И. Акатов Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.)
Ø Адаптация детей-инвалидов в социальной среде;
Ø Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
Ø Проблемы организации жизнедеятельности и воспитания ребенка-инвалида в семье.
Основная литература:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Беляева, Л.А. Социальная работа с различными категориями людей: Учебное пособие.– Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003.– 186с.
3. Светкина, Г. Забота об инвалидах: Самарский вариант. // Социальная работа– осень– 2001, с. 17-29.
4. Тимаков, С.О. Информационные технологии в социальной работе: Учебное пособие.– Томск: Томский межвуз. центр дистанционного образования, 2003.– 51с.
Дополнительная литература:
1. Международная политика в отношении пожилых людей.// Социальная работа. –осень–2001. С.9-11, 34.
2. Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независимой жизни в деятельности неправительственной организации: Дайджест методических материалов к 10-летию основания социальной работы в Российской Федерации и деятельности Московского городского клуба инвалидов. – СПб.: «Контакты-1», 2001.– 192с.
3. Организация и методика проведения этапа реабилитации инвалидов на базе муниципальных центров социальной защиты населения: Пособие. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999.– 76с. – С. 9, 57-61.
4. Реабилитационные технологии как важная составляющая часть инновационной деятельности центра социального обслуживания. –ж.Работник социальной службы, № 2. – С.7.
5. Холостова, Е. Пожилой человек в обществе. // Социальная работа.– осерь–2001, С. 28-33.
Практическое занятие № 7.
Тема: Семья как объект социальной работы
(2 часа)
План:
1. Семья, ее основные функции, типология. классификация.
2. Социальные проблемы современных семей, пути решения.
3. Особенности социальной защиты семей.
4. Технологии социальной работы с семьей.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. В рабочей тетради в виде схемы отразите типологию семьи, их характеристики.
2. Изучив теоретический материал изучаемой темы, оформите таблицу:
3. В методическую копилку социального работника подберите статьи из периодической печати, отражающие социальные проблемы современных семей. Проанализируйте одну из них, напишите пути решения данных проблем социальным работником.
4. Подготовьте презентации на тему «Семья как объект социальной работы»; «Семья, основые функции, типология, классификация».
5. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:
Ø Семья как фактор воспитания;
Ø Государственная политика по оказанию помощи семьям;
Ø Студенческая семья: характеристика, проблемы;
Ø Методы и технологии социальной работы с семьей.
Основная литература:
Дополнительная литература:
2. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с. – 97-159.
Лабораторное занятие № 5.
Тема: Особенности работы с семьями «группы риска»: социальное обеспечение и социальное обслуживание семей
(2 часа)
План:
1. В терминологический словарь запишите определение понятия «семьи «группы риска»». Выпишите категории семей, которые относятся к данному понятию «семьи «группы риска»».
2. Заполните таблицу «Семьи «группы риска»» (см. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. Ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 166):
3. Разбившись на микрогруппы, выполните творческие задания –подготовьте материалы по нормативно-правовой базе защиты семьи (понятие и категории семей, проблемы семей, социальные льготы для семей):
Ø 1 микрогруппа – по социальной защите детей из многодетных семей;
Ø 2 микрогруппа – по социальной защита детей с ограниченными возможностями здоровья;
Ø 3 микрогруппа – по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Ø 4 микрогруппа – по социальной защите детей из неполных семей.
4. Работая в микрогруппах по вышепредложенным заданиям, разберите социальные ситуации данных категорий семей, подберите к решению данных ситуаций конкретные социальные технологии, найдите пути их решения. Составьте планирование работы социального работника с данными категориями семей по проблеме.
5. Разработайте «Социальный паспорт семьи».
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. В методическую копилку социального работника подберите нормативно-правовые документы по работе с различными категориями семей (законы, постановления, социальные пособия и льготы, нормативные документы по социальной защите различных категорий семей и др.).
2. Используя периодическую печать (газеты, журналы) на индивидуальных карточках подготовьте социальные ситуации, которые возникают в жизни с различными категориями семей.
3. Подготовьте презентацию по теме «Использование социальных технологий в работе с семьей».
4. В рабочей тетради оформите схему «Алгоритм изучения семьи».
5. В методическую копилку социального работника сделайте подборку диагностического материала семьи «группы риска», выявлению недостатков семейного воспитания.
Основная литература:
1. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с. – 97-159.
2. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. Ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 166-221.
3. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с. – С. 306-339.
Дополнительная литература:
1. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с. – С. 245-264.
2. Шептенко, П.А., Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. –С. 60- 70.
Практическое занятие № 8.
Тема: «Социальная работа с мигрантами »
(2 часа)
План:
1. Социальная работа с беженцами.
2. Социальная работа с вынужденными переселенцами.
3. Социальные проблемы мигрантов: пути решения.
4. Нормативно-правовая база.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. В терминологический словарь запишите определение понятий «мигрант», «беженец», «перемещенные лица».
2. В методическую копилку социального работника сделайте подборку нормативно-правовых документов по работе с беженцами, вынужденными переселенцами.
3. Подготовьте презентацию «Нормативно-правовая база социального работника по работе с беженцами и вунужденными переселенцами».
4. Подготовьте сообщение на тему «Социальные проблемы мигрантов: пути решения»
Основная литература:
Дополнительная литература:
Лабораторное занятие № 6
Тема: Технология работы с мигрантами: государственная миграционная политика
(2 часа)
План.
1. В рабочей тетради на основании изученного материала заполните таблицу:
2. Разработайте и защитите проект Федеральной миграционной службы, где отразите основные направления, основные задачи миграционной политики, взаимосотрудничество с различными организациями.
3. В рабочей тетради оформите схему взаимодействия социального работника по вопросам работы с семьями беженцев, вынужденных переселенцев.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. В методическую копилку социального работника подберите материалы по основным положениям Федеральной миграционной службе (1992 г.)
2. Из периодической печати сделайте подборку статей по вопросам миграции населения, проблемам мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев. Проанализируйте данную статью.
3. Подготовьте презентацию «Технология социальной работы с мигрантами».
Основная литература:
Дополнительная литература:
1. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –с. 169-180.
2. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с. –С. 363-375
3. Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» // Российская газета, 1993, 20 марта; 1997, 3 июля.
4. Основы социальной работы.- с.253-262
Задания для самостоятельной работы студентов:
Практическое занятие № 9
Тема: «Технология оказания помощи бездомным: профилактика бродяжничества»
(2 часа)
План.
1. Основные причины бездомности и бродяжничества.
2. Основные направления социальной политики РФ в отношении бродяжничества и бездомности.
3. Организация работы социальных учреждений для лиц бомж.
4. Формы и методы работы с лицами бомж.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. В терминологический словарь запишите основное понятие «лица без определенного места жительства». Выпишите перечень категорий граждан, относящихся к «лицам без определенного места жительства».
2. Заполните в рабочей тетради таблицу «Причины бездомности и бродяжничества»:
№ | Причины бездомности и бродяжничества |
3. В методическую копилку социального работника подберите нормативно-правовые документы по работе с лицами бомж.
4. Из периодической печати подберите статьи, касающиеся проблем и путей решения лиц бомж. Оформите статью на альбомных листах, проанализируйте, найдите пути решения проблемы.
5. Подготовьте презентацию по теме «Технология оказания помощи бездомным: профилактика бродяжничества».
6. Подготовьте сообщение по теме «Формы и методы сорциальной работы с лицами бомж».
Основная литература:
Дополнительная литература:
1. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –с. 159-169.
2. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с. – с. 233-242.
Лабораторное занятие № 7
Тема: «Технология социальной поддержки безработных»
(2 часа)
План.
1. Работая в микрогруппах разработайте проект по социальной поддержке безработных
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. В терминологический словарь запишите определение «безработный»
Практическое занятие № 10
Практическое занятие № 11
Курс, 7 семестр
Технический и художественный редактор С.П. Никонов
Компьютерная верстка Т.И. Митичева
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московский государственный техникум технологий и права
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
«Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения»
«Право и организация социального обеспечения»
Москва 2014
Разработчик:
Родионова Юлия Викторовна
Пояснительная записка
К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены практические занятия, направленные на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков, являющихся важной частью в профессиональной подготовки будущих специалистов.
Выполнение студентами практических занятий по дисциплине «Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения» направлено на:
Обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам данной дисциплины;
Формирование умений применять полученные знания по теории на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Практические работы по данной дисциплине для специальности «Право и организация социального обеспечения» составлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки студентов техникума по данной специальности. По дисциплине студенты должны иметь представление о правовых явлениях, представленных в следующих правовых институтах: социальная работа с лицами в трудной жизненной ситуации, работа учреждений социального обслуживания с гражданами пожилого возраста и инвалидами, организация работы по устройству детей сирот во временные приюты, организация социальной работы по устройству бездомных в приюты временного пребывания, организация работы органов, осуществляющих медицинскую помощь гражданам, организация работы органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по безработице, организация работы территориальных и местных органов ПФР, научная организация труда, взаимодействие органов социальной защиты с общественными организациями и др. Современный специалист должен осознавать свою роль и место в современном обществе, быть способным к системной деятельности в профессиональной ситуации. Отрасль «Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения» способствует формированию статуса будущих специалистов.
Содержание практических работ способствует формированию профессионально значимых качеств. Практические работы направлены на единство интеллектуальной и практической деятельности и включают в себя задания, нацеленные на анализ, сопоставление, выявление, систематизацию материала и др. В процессе выполнения практических работ обобщаются и углубляются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике.
Продолжительность практического занятия - 2 академических часа.
Практическая работа «Трудная жизненная ситуация».
Цель: обобщить сущность категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
Отражение специфики положения категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ход работы:
Пример таблицы:
Нормативный источник, защищающий интересы категорий лиц |
Орган, защищающий интересы категорий лиц |
Предпринимаемые меры со стороны государства и компетентных органов |
Предложения по внедрению иных мер защиты интересов категорий лиц |
||
Используемая литература: нормативно-правовые акты, информационная система Интернет.
Практическая работа ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Цель:
Задачи:
Проанализировать основные понятия и принципы ФЗ;
Оценить сущность глав ФЗ.
Ход работы:
1) Исходящие данные документа (принят Государственной Думой, подписан Президентом, № ФЗ);
2) Список изменяющих документов с указанием последнего изменения (даты и номера ФЗ);
3) Указать понятия, используемые в ФЗ. Проанализировать указанные понятия (характеристику не писать);
4) Перечислить и дать характеристику принципов социального обслуживания;
5) Указать количество глав, статей в ФЗ (к каждой главе пишется наименование, в рамках каждой главы указывается количество статей);
6) Оценить значимость каждой главы ФЗ (проанализировать необходимость существования каждой из глав ФЗ в ФЗ, суть каждой из представленных глав. Какую роль играет в ФЗ).
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ».
Цель: оценить уровень прожиточного минимума.
Задачи:
- проанализировать ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ от 24.10. 97 № 134-ФЗ;
Рассмотреть прожиточный минимум в РФ, региональный прожиточный минимум, прожиточный минимум МО.
Ход работы:
Прожиточный минимум на душу населения |
Для трудоспособного населения |
Для пенсионеров |
Для детей |
|
I квартал |
||||
II квартал |
||||
III квартал |
||||
IV квартал |
Прожиточный минимум в РФ за II квартал 2014г.
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «О минимальном размере оплаты труда».
Цель: проанализировать структуру ФЗ.
Задачи:
- оценить значимость статей ФЗ;
Оценить сущность МРОТ.
Ход работы:
1) Исходящие данные документа (принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом, № ФЗ);
2) В какой срок Президент подписывает и обнародует ФЗ? Соблюдён ли срок?
3) Каким образом происходит одобрение ФЗ Советом Федерации?
4) Список изменяющих документов с указанием последнего изменения (даты и номера ФЗ, дата и номер Постановления Конституционного Суда РФ)4
5) Указать количество статей в ФЗ;
6) Указать размер МРОТ (федеральный, региональный, г. Москва). Достаточен ли размер МРОТ, установленный с 1 января 2014г.? Приблизительно распределите МРОТ на самые необходимые нужды человека. Сделайте вывод о размере МРОТ.
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации».
Цель: проанализировать работу социальных приютов.
Задачи:
Осветить структуру социальных приютов;
Выявить основные цели и задачи структурных подразделений социальных приютов;
Проанализировать Постановление Минтруда РФ от 29.03.2002г. № 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
Оценить значимость устава социального приюта.
Ход работы:
1) Какое Постановление действовало до Постановления Минтруда РФ от 29.03. 2002г. № 25 (указать исходные данные)?
2) Указать наименование и год принятия самого старшего нормативно-правового акта, на основании которого были приняты Рекомендации?
3) Какие виды помощи оказывают учреждения несовершеннолетним?
4) На какое количество детей может создаваться учреждение в городе (районе)?
5) Что необходимо сделать после того, как несовершеннолетние зачисляются в учреждение приказом директора в качестве воспитанников?
6) Что относится к учреждениям?
7) Какое количество несовершеннолетних устанавливается в реабилитационной группе?
8) Какие структурные подразделения может включать социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних?
9) Для детей какого возраста предназначен социальный приют для временного проживания и социальной реабилитации?
10) Перечень отделений, существующих в учреждении, является исчерпывающим?
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Лица БОМЖ».
Цель: проанализировать статус лиц БОМЖ.
Задачи:
Охарактеризовать лиц БОМЖ;
Выявить и оценить уровень социальной помощи, оказываемой лицам БОМЖ;
Внести предложения по оказанию социальной помощи лицам БОМЖ.
Ход работы:
1) За счёт каких средств должен сдержаться ваш приют (за основу возьмём недостаточную финансированность со стороны государства)?
2) Количество лиц БОМЖ в приюте (обоснуйте свою цифру)?
3) Какого характера мероприятия необходимо проводить в приюте, чтобы социально адаптировать лиц БОМЖ (мероприятия указать и пояснить каждое мероприятие)?
4) Подумайте и обоснуйте, какие возрастные категории лиц БОМЖ нуждаются в приоритетной социальной помощи?
Используемая литература: лекционный материал, информационный источник Интернет.
Практическая работа «Деятельность пенсионных фондов».
Цель: проанализировать сущность нормативно-правовых актов о пенсионных фондах РФ.
Задачи:
Проанализироватьструктуру правовых актов;
Ход работы:
1) осветите список изменяющих документов (наименование акта, дата, №, редакция);
2) номер постановления ВС РФ;
3) количество пунктов Положения о Пенсионном фонде РФ (России);
1) Управляющие скольких отделений ПФР входят в состав правления ПФР?
2) Где находится ПФР?
3) Находится ли в собственности ПФР и его денежные средства?
4) Какое отношение фермеры и адвокаты имеют к средствам ПФР?
5) Уполномоченные ПФР в районах и городах могут быть не застрахованы?
6) Каким учреждением является ПФР?
7) Средства ПФР направляются на выплату пособий по уходу за ребёнком в каком возрасте?
8) Какие сведения предприятия, организации, учреждения, банки могут не представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР?
9) К работе правления ПФР имеет отношение Банк России?
1) Подготовлена редакция ФЗ с изменениями, не вступившими в силу. Укажите, когда эти изменения вступят в силу?
2) Укажите, какой последний нормативно-правовой акт включён в список изменяющих документов (дата, №, название)?
3) Составьте по основным понятиям ФЗ кроссворд (горизонталь, вертикаль, кроссворд заполнить, составить к кроссворду вопросы, используя основные понятия ФЗ).
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Трудовой стаж и трудовая пенсия».
Цель: проанализировать сущность нормативно-правовых актов о пенсиях.
Задачи:
Проанализировать структуру правовых актов;
Выявить основные понятия правовых актов.
Ход работы:
1) Когда не будет применяться данный ФЗ? На основании какого нормативно-правового акта ФЗ не будет применяться (указать наименование, дату, номер)?
2) Укажите юридический статус нормативно-правовых актов, составляющих список изменяющих документов.
3) Укажите количество и наименование глав ФЗ.
4) Составьте кроссворд по основным понятиям ФЗ (горизонталь, вертикаль, кроссворд заполняется, составляются вопросы к кроссворду).
определение |
|
1. обязательное пенсионное страхование |
…находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию. |
2. обязательное страховое обеспечение |
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. |
3. средства обязательного пенсионного страхования |
…которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым показателем которых… |
4. бюджет Пенсионного фонда РФ |
…сумма денежных средств, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда… |
5. обязательные платежи |
часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для… |
6. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование |
…система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер… |
7. стоимость страхового года |
…для формировании денежных средств застрахованного лица и учитываемая… |
8. солидарная часть тарифа, страховых взносов |
форма образования и расходования денежных средств на цели… |
9. индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
…при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение… |
Таблица для заполнения:
определение |
Характеристика определения (часть характеристики определения) |
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Материнский капитал».
Цель: проанализировать ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. № 256-ФЗ.
Задачи:
Оценить значимость материнского капитала для лиц, имеющих правовое основание на получение материнского капитала, на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала;
Оценить размер материнского(семейного) капитала.
Ход работы:
года |
сумма средств материнского капитала, руб. |
Рассчитайте разницу между размером материнского (семейного) капитала 2007г. и 2014г. Укажите данную разницу. Достойно ли возросла сумма материнского (семейного) капитала за период с 2007г. по 2014г.? Обоснуйте свою точку зрения.
Используемая литература: Информационная система Интернет, Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Социальная работа».
Цель: проанализировать сущность социальной работы.
Задачи:
Выявить положительную сторону социальной работы;
Оценить место, роль социального работника в социальной работе.
Ход работы:
1) Значимость социальной работы социальных служб в современном обществе;
2) Составьте личностный портрет идеального социального работника;
3) Опишите положительные и отрицательные составляющие социальной работы;
4) Как заинтересовать молодого специалиста окончившего учебное заведение, посвятить профессиональную жизнь социальной работе?
5) Готовы ли вы посвятить свою профессиональную жизнь социальной работе? Аргументируйте свою позицию.
Используемая литература: материал лекций: «понятие НОТ. Роль и место НОТ в сфере социальной защиты населения. Цели и задачи НОТ в сфере социальной защиты населения», «Подготовка рабочих кадров».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты:
10. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 29.03.2002 № 25.
11. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2122-1.
Учебная литература:
Основная:
Дополнительная:
Интернет-ресурсы:
Министерство здравоохранения Омской области
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области
«Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова»
для специалистов по социальной работе
по проведению коммуникативных модулей
методическое пособие
Омск, 2008
«Утверждаю»
Главный внештатный психиатр
министерства здравоохранения
Омской области
А.А.Уткин
Аннотация
В настоящих рекомендациях излагается опыт использования на практике коммуникативных модулей в групповой работе с психически больными, организация работы, предлагаемый перечень используемых тем, опросник. Разработчик: реабилитационный комплекс БУЗОО КПБ им. Н.Н.Солодникова
Редакционная коллегия: А.А.Уткин, О.Н.Степанова, Н.И.Осатюк, А.П.Зинкина, Т.А.Драчук
Практическое руководство разработано и подготовлено для внутреннего пользования и рассчитано на специалистов по социальной работе и социальных работников
Специфика организации и проведения тренинга 4 Психосоциальный тренинг «Правила общения в социуме» 7 Коммуникативный тренинг «Преодоление барьеров общения» 14 Коммуникативный тренинг «Обучение приемам эффективного общения» 16 Коммуникативный тренинг «Позитивный настрой» 19 Коммуникативная группа «Тренинг толерантности» 24 Коммуникативная группа «Эффективное общение» 32 Коммуникативная группа «Общение с окружающими людьми» 50 Творческий модуль «Познание себя в творчестве» 55 Адаптационный тренинг «Трудоустройство людей с ограниченными возможностями» 60 Список литературы 65
Специфика организации и проведения тренинга
В самом начале данного сборника целесообразным является предоставить читателю краткий материал о специфики организации тренинговых занятий, которые лежат в основе предлагаемых модульных курсов. Данные рекомендации разработаны по материалам Л.Н. Шепелевой. Тренинги - интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач, в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования работы. Преимущества тренингов Тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в личность, поскольку в процессе тренинга отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей. В тренинге сочетаются различные формы, обучения - лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника. Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях. На тренинге происходит сплочение команды, поднимается командный дух. Участники получают полный комплект материалов тренинга, что позволит им через какое-то время освежить в памяти то, чему они научились. Организационный этап тренинга Назначение:
Создания комфортной атмосферы для пациентов, ощущения ими чувства защищенности, безопасности;
Организации эффективного взаимодействия участников;
Поддержания дисциплины поведения участников;
Сплочения группы.
Пунктуальность (приходить вовремя на занятия).
Активное участие (отвечать на вопросы, выполнять все задания, высказывать своё мнение).
Конфиденциальность (всё, что говорится на группе, не выносить за её пределы).
Вежливое отношение (не перебивать участников группы и ведущего, говорить по очереди, не уходить от темы, уважать мнение каждого).
Каждый участник может в любой момент выйти из группы, но он должен прийти на следующее занятие, чтобы участники могли с ним попрощаться.
Не рассказывать за пределами группы о том, что говорят другие участники группы. О своих чувствах и своем поведении рассказывать можно.
Говорить после того, как закончит один из участников, быть терпеливым к высказываниям других.
Говорящий не злоупотребляет вниманием аудитории, помнит, что другие тоже хотят высказаться.
Правило «СТОП». Оно означает, что у данного участника обсуждаемая тема, или вопрос вызывает негативные эмоции, расстраивает его, он имеет право не высказываться, не отвечать. Для этого он просто должен сказать: «Стоп».
Участники обязаны приходить на занятия в опрятном виде, с чистыми волосами, ногтями, в ухоженной одежде.
Ведущий группы имеет право отстранить пациента от участия в группе, если он ведет себя неадекватно, либо неуважительно относится к другим участникам.
За грубое нарушение правил группы провинившийся участник должен понести наказание. Его группа определяет заранее. Например, опоздавший к началу занятия должен угостить всех конфетой, а часто перебивающий других – молчать в течение 15 минут во время занятия. Наказаний может быть много, но они не должны унижать достоинство пациентов, могут быть в шуточной, но не обидной форме.
Психосоциальный тренинг «Правила общения в социуме»
Ведущий: специалист по социальной работе, либо социальный работник. Участники: пациенты психиатрической больницы. Возраст: не имеет значения. Количество занятий: 10. Частота занятий: 2 раза в неделю. Цель тренинга: обучение правилам поведения в социуме. Занятия 1.- 2. «Взаимоотношения с соседями. Конфликтные отношения с соседями.» 1. Приветствие. Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказывать о себе под другим именем. Начнем». 2. Принятие правил группы. 3. Основная часть. Затем на группе рассматриваются следующие вопросы для обсуждения:
Статьи по теме: | |
Пегас туристик раннее бронирование на год
Согласие на обработку персональных данных Настоящим Я, являясь... Должностная инструкция PR-менеджера, должностные обязанности PR-менеджера, образец должностной инструкции PR-менеджера Pr менеджер в крупной компании
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен... Как делают упаковку тетра пак Что такое тетра пак
Все заводы Тетра Пак по всему миру сделаны, практически одинаково. То... |