Военный профсоюз. Возможен ли профсоюз военнослужащих в воинской части? Глава i



9 октября Государственная Дума планирует рассмотреть в первом чтении проект закона «О профессиональных союзах военнослужащих». Это не первая попытка принять подобный закон, и то, что депутаты возвращаются к нему снова, говорит о необходимости такого нормативного акта. Военные профсоюзы стали реальностью, и с этим приходится считаться. Наш корреспондент встретился с председателем Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ) Олегом ШВЕДКОВЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.

Олег Константинович, то, что военнослужащие объединяются в общественную организацию по профессиональному признаку, наверное, уже никого не удивляет. Но то, что человек, который носит погоны, может занимать активную гражданскую позицию, еще кое-кого смущает. Не так ли?

На мой взгляд, здесь существуют проблемы, аналогичные тем, которые испытывает страна при врастании в рыночную экономику. Так же непросто идет у нас и формирование гражданского общества, без чего в новых условиях Россия не сможет нормально развиваться. Соответственно, на новых принципах должны строиться и военно-гражданские отношения в государстве. Система гражданского контроля над Вооруженными Силами охватывает три направления: государственно-административное, парламентское и общественное. При этом роль общественных организаций, в том числе создаваемых в армии и на флоте, в утверждении демократических начал в военно-служебных отношениях, в повышении социальной и правовой защищенности военнослужащих и членов их семей все больше возрастает.
Если будет принят закон о профессиональных союзах военнослужащих, в разработке которого, кстати сказать, принимали участие представители нашей организации, очень многие вопросы получат строгую правовую регламентацию. Хотя нельзя сказать, что все это время мы жили в правовом вакууме. Право военнослужащих на участие в свободное от службы время в работе общественных организаций, декларированное Конституцией РФ, закреплено в законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», вступившем в силу 20 января 1996 года, а также по нашей инициативе в последней редакции закона «О статусе военнослужащих».

И тем не менее скептиков тоже можно понять: общественных организаций, которые провозглашают своей главной целью защиту интересов военнослужащих, только в Москве насчитывается сотни, а реальной отдачи от большинства из них нет…

К сожалению, это так. Я тоже могу назвать не одну такую организацию, которая фактически существует только на бумаге. Некоторые из них начинают «играть» в политику, что, на мой взгляд, недопустимо, особенно для профсоюзов. Сейчас, накануне выборов, такая активность, возможно, возрастет. Ничего, кроме вреда, это не приносит. В том числе дискредитирует саму идею общественной активности людей в погонах.
Я считаю, что есть несколько критериев, по котором можно оценить надежность той или иной общественной организации. Это признание ее органами государственной власти и, соответственно, привлечение ее к реализации общественно значимых программ. Это общественный интерес к ней, ее реальные возможности и, наконец, время ее существования.
Если говорить о нашем Общероссийском профсоюзе военнослужащих, то он был создан 17 января 1992 года. Военный профсоюз подписал соглашения о сотрудничестве с Министерством обороны, МЧС, Федеральной службой железнодорожных войск и другими силовыми структурами, правительством Москвы, администрациями большинства субъектов Российской Федерации (наши региональные организации работают в 80 республиках, краях и областях), другими государственными структурами, а также общественными объединениями.

Олег Константинович, если мне не изменяет память, вы были избраны председателем ЦК профсоюза на третьем съезде НПСВ в мае 1997 года. Тогда считалось, что прежнему руководству профсоюза не удалось избежать политизации. Часть региональных организаций свои усилия сосредоточила именно на этом, участвуя в предвыборных кампаниях…

Конечно, можно было понять интерес политиков к Независимому профсоюзу военнослужащих (так он тогда назывался): есть организация, имеющая отделения в десятках субъектов Российской Федерации. Три четверти состава - бывшие военнослужащие, одна четверть - кадровые. Есть внутренняя дисциплина, сложившаяся структура, наработанные контакты, влияние в армейской среде... Вместе с тем это сила, с которой не могут не считаться силовые структуры. Конечно, профсоюз военнослужащих не может вторгаться в административную деятельность командования, он не вправе требовать от Министерства обороны заключения отраслевого тарифного соглашения, а первичные организации - коллективного договора.
Но последние шесть лет мы придерживаемся четкой линии – работать в тесном контакте с органами власти и военного управления. Взаимодействуем и с законодательной, и с исполнительной властью. Наши представители постоянно работают в рабочих группах комитетов Государственной Думы по обороне и по делам ветеранов, участвовали в разработке шести социально значимых для военных людей законопроектов. Мы активно взаимодействуем непосредственно с председателем Комитата по обороне Андреем Ивановичем Николаевым, который, на мой взгляд, ведет огромную работу по защите прав военнослужащих. Я долгое время работаю в составе правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. У нас налажены хорошие, деловые связи с руководством ряда субъектов Российской Федерации. Мы поддерживаем на губернаторских выборах тех людей, которые, придя к власти, готовы решать социальные проблемы военнослужащих. По нашим предложениям в шести субъектах приняты местные законы, усиливающие социальную защиту военнослужащих. Два члена нашей организации являются помощниками губернаторов, более сорока избраны в состав местных законодательных собраний, 32 человека являются членами комиссий по распределению жилья при администрациях субъектов Российской Федерации. Но вся эта деятельность Общероссийского профессионального союза военнослужащих далека от политики, у нас хватает конкретных дел, которыми нужно заниматься, решая насущные проблемы военнослужащих и членов их семей.

- Какие конкретно?

Мы не можем заменить государственные структуры, призванные заниматься социальной защитой людей в погонах. Это слишком масштабная задача. Есть федеральный бюджет, есть всевозможные государственные программы, нацеленные на обеспечение людей жильем, новой профессией и рабочими местами после службы в армии, и то все они пробуксовывают. И если уж у государства не хватает средств на эти цели, то что говорить нам. Но мы считаем своим долгом содействовать реализации данных программ, а в отдельных случаях предлагаем дополнительные меры по усилению социальных гарантий военнослужащим. Взять хотя бы наиболее острую проблему, которая сегодня волнует людей в погонах, – обеспечение жильем. Так, в 1999 году Центральный комитет профсоюза военнослужащих предложил главе государства программу внебюджетного наполнения федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты», которая была одобрена им. К сожалению, известные события 1998 года, связанные с дефолтом, помешали ее реализации. В мае 2000 года мы доложили Владимиру Владимировичу Путину наши предложения по корректировке программы ГЖС, и значительная часть их была учтена в постановлении правительства.
В настоящее время при Центральном комитете создан Центр реализации обязательств государства перед военнослужащими, гражданами, уволенными в запас, членами их семей, деятельность которого предусматривает строительство жилья для данной и других категорий населения за счет привлечения внебюджетных средств. Мы считаем, что эта деятельность достаточно перспективна, ее поддержали правительственные структуры, и Госстрой России 30 июля 2003 года издал приказ № 280 по взаимодействию с центром. 14 августа состоялось заседание совместной рабочей группы, где представители профсоюза доложили о проделанной работе в 2003 году по обеспечению граждан в четырех районах Ставропольского края (города Железноводск, Георгиевск, Невинномысск, Кировский район), Оренбургской области, городе Ростове-на-Дону. Всего по состоянию на 1 июля 2003 года по технологии опережающего финансирования государственных программ, разработанной и запатентованной представителями профсоюза, приобрели квартиры 4.312 человек на общую сумму 2,6 млрд. рублей. Кроме того, квартирно-строительное управление профсоюза активно взаимодействует с теми структурами в более чем 50 регионах России, которые способны реализовать государственные жилищные сертификаты военнослужащих. Мы готовы давать в этом вопросе любую консультацию всем, обратившимся к нам за помощью. Только за прошлый год через нас прошли более 1.200 человек.
Кроме того, у нас на «жилищном фронте» активно действуют региональные организации. К примеру, по просьбе профсоюзных организаций Ярославля и Костромы приняты решения о выделении землеотводов под строительство жилых домов для участников программы «Государственные жилищные сертификаты» в этих городах. В настоящее время ведутся переговоры с правительством Москвы и мэром города Сочи о предоставлении возможности профсоюзу реализовать аналогичные проекты.
Одним из важных направлений деятельности организаций являются вопросы социальной адаптации военнослужащих. Руководители профсоюза включены в состав объединенной дирекции по реализации одноименной государственной программы. Мы создали свои биржи труда в ряде субъектов Российской Федерации, например, в Краснодарском крае, Адыгее, Мурманской, Калининградской областях и т. д. С упразднением центра занятости «Кутузовский», действовавшего в Москве, нам удалось убедить мэра столицы Юрия Михайловича Лужкова в необходимости возрождения подобной структуры. И при активной поддержке Комитета по общественным связям правительства Москвы в лице председателя Татьяны Алексеевны Васильевой и ее первого заместителя Александра Васильевича Чистякова такой центр создан и начал свою работу.
Мы также занимаемся вопросами переподготовки военнослужащих на гражданские специальности. Профсоюз является членом попечительского совета Института им. Екатерины Великой (г. Москва), который действует благодаря финансовой поддержке Союза офицеров бундесвера (немецкий профсоюз военнослужащих), у нас есть ряд региональных программ по переподготовке людей в погонах.

- Насколько я знаю, вы взаимодействуете со многими зарубежными профсоюзными организациями?

С 1994 года мы являемся членами Европейской ассоциации профсоюзов военнослужащих (ЕВРОМИЛ), объединяющей 32 союза из 28 государств. ЕВРОМИЛ является ассоциированным членом Европарламента со статусом наблюдателя и оказывает содействие в соблюдении гражданских прав военнослужащих. В 1998 году мы выступили инициаторами создания Международной ассоциации профсоюзов военнослужащих с целью объединить военнослужащих на постсоветском пространстве. Сегодня в эту организацию, помимо ОПСВ, входят профсоюзы Украины, Армении и со статусом наблюдателя – профсоюзы Абхазии и Приднестровья.

- Что реально вы можете дать конкретному военнослужащему, обратившемуся к вам за помощью?

Мы гарантированно даем таким людям бесплатную юридическую консультацию, а членам профсоюза – сопровождение дел в судах при наличии такой необходимости. У нас существует понятие адресной помощи: это и инвалидные коляски, и слуховые аппараты для нуждающихся в них, оказание финансовой поддержки. Иногда это и защита прав, связанных с прохождением военной службы. Накоплен большой опыт по организации благотворительной помощи. Мы доставляли гуманитарные грузы во все «горячие точки», оказывали содействие в обеспечении оргтехникой подшефным воинским частям.

- Олег Константинович, куда могут обратиться военнослужащие за советом или помощью от профсоюза?

Они могут обратиться в наши региональные организации и непосредственно в Центральный комитет ОПСВ по адресу: Москва, Ленинский проспект, 42. Телефоны для справок: 938-73-14, 938-72-32.
Когда верстался номер, редакции стало известно, что генеральный директор ФГУП "Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас" (ВЦПО) Минобороны РФ генерал армии Михаил Моисеев принял решение о выходе из числа разработчиков и участников так называемого Всероссийского форума по проблемам обеспечения жильем бесквартирных военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Председателю профсоюза военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Московской области Владимиру Вахания (кстати, не имеющему к военной службе никакого отношения) направлено официальное письмо. В нем, в частности, говорится, что форум в организационном и теоретическом отношениях не подготовлен, и его проведение 24-25 октября нецелесообразно.
Наконец, самое главное. Без согласования с руководством ВЦПО "активисты" от профсоюзных дел приняли решение провести некий "марш-поход", который противоречит задачам форума и удовлетворяет лишь личные амбиции его организаторов. По словам заслуженного генерала, данная акция носит ярко популистский характер и практической помощи бесквартирным военнослужащим не окажет. Генерал армии Михаил Моисеев потребовал ее отменить, принял решение о выходе из состава оргкомитета форума и направил об этом письма губернаторам областей.
Данный комментарий не последний в нашей газете. Мы оставляем за собой право информировать читателей об истинных целях и скрытых намерениях так называемых радетелей за социальные права людей в погонах.

УСТАВ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ "НПСВ"

Принят на учредительной конференции Независимого профсоюза военнослужащих Российской Федерации (НПСВ) 17 января 1992 г. изменения и дополнения внесены на: II-м съезде НПСВ 25 марта 1995 г., III-м съезде НПСВ 7 мая 1997 г. и IV-м съезде НПСВ 25 мая 2001 г.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Общие положения.
1. Общероссийский профессиональный союз военнослужащих "НПСВ" (далее по тексту - ОПСВ) является добровольной общественной организацией, объединяющей на основе совместной деятельности по защите общих социальных, правовых, экономических и профессиональных интересов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; граждан Российской Федерации, состоящих на государственной службе и имеющих специальные звания (классные чины); граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.
2. ОПСВ осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации, а также в других регионах, где будут создаваться профсоюзные организации ОПСВ.
3. ОПСВ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, на территории которых он осуществляет свою деятельность, нормами международного права, настоящим Уставом.
4. Деятельность ОПСВ опирается на принципы:
- демократического централизма,
- добровольности вступления и свободного выхода из профсоюза,
- равноправия членов профсоюза,
- плюрализма мнений,
- сочетания самостоятельности организаций профсоюза в организационной и финансовой деятельности с поддержкой и взаимной помощью в решении возникающих вопросов,
- сочетания коллективности в работе всех организаций и выборных органов с личной ответственностью членов профсоюза за выполнение принятых решений.
5. Постоянно действующим руководящим органом ОПСВ является Президиум Центрального Комитета ОПСВ (далее по тексту - Президиум ЦК ОПСВ). Местонахождение Президиума ЦК ОПСВ: Российская Федерация, г. Москва.

Глава II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОПСВ

Статья 2. Цели ОПСВ.
Целями ОПСВ являются:
- достижение социальной и правовой защищенности военнослужащих, граждан состоящих на государственной службе и имеющих специальные звания, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- защита общегражданских, социальных, экономических и иных прав и свобод указанных категорий граждан, создание нормальных условий для их профессиональной деятельности;
- всемерное содействие укреплению обороны и безопасности государства, повышению престижа военной службы;
- содействие укреплению единоначалия;
- развитие всестороннего сотрудничества с международными и зарубежными организациями и их объединениями (ассоциациями) в решении задач, вытекающих из настоящего Устава.

Статья 3. Задачи ОПСВ.
1. Для достижения своих целей ОПСВ в соответствии с действующим законодательством:
- представляет и защищает социальные, правовые, экономические и профессиональные интересы своих членов в федеральных государственных органах и подчиненных им органах управления, в государственных органах субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, а также в объединениях (ассоциациях) профсоюзов (организаций профсоюзов) и иных общественных объединениях и их ассоциациях (свою работу с указанными органами и организациями строит на основе соглашений);
- содействует укреплению правовых основ в деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, иных государственных органов (органов управления), где осуществляют свою профессиональную деятельность военнослужащие, граждане, состоящие на государственной службе и имеющие специальные звания;
- способствует улучшению духовных, материальных и бытовых условий жизни и профессиональной деятельности военнослужащих, граждан, состоящих на государственной службе и имеющих специальные звания, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, принимает участие в организации дополнительных видов социального страхования, пенсионного и медицинского обеспечения указанных категорий граждан, в решении вопросов их переподготовки и трудоустройства при окончании военной службы (выхода на пенсию) и строительстве для них жилья;
- принимает участие в выборах федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством;
- осуществляет через учрежденные ОПСВ организации предпринимательскую деятельность, капитальное строительство, административно-хозяйственную и другие виды деятельности для достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом;
- создает образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляет обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, содействует социально-экономическому, правовому и профессиональному обучению членов профсоюзов;
- осуществляет информационно-пропагандистскую, культурно-просветительную и издательскую деятельность;
- принимает участие в работе международных и зарубежных организаций их объединений (ассоциаций);
- всемерно развивает сеть организаций, занимающихся вопросами санаторно-курортного лечения, туризма (в том числе международного), отдыха, массовой физической культуры и спорта военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
- решает иные задачи, не противоречащие настоящему Уставу.
2. При решении своих задач ОПСВ реализует права, предоставленные Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" с учетом особенностей применения указанного Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции, судей и прокуроров.

Являюсь подполковником медицинской службы врач-рентгенолог.
На протяжении десятков лет наблюдаю нарушения прав военнослужащих-медиков в «своём» госпитале. Из собственного опыта, и стороннего созерцания понял, что один в поле не воин. Доказать что либо военному командованию в одиночку, даже в судебном порядке, в наше время нереально. Возможно ли создание профсоюза военнослужащих в нашем госпитале, и каков механизм его создания.
Достаточно ли простого заполнения формы документов, мы ведь воинская часть! Какие подводные камни нас могут ждать?

Егоров Сергей

Ответ:

Уважаемый Сергей! В соответствии со ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом. К сожалению федерального закона непосредственно регулирующего создание и деятельность именно профсоюзов военнослужащих в настоящее время не принято. При этом, в совокупности вышеуказанного закона и ст. 4 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах деятельности», профсоюзы военнослужащих соответственно создавать можно, в том числе и в воинских частях. Но при этом есть определённые ограничения в осуществлении деятельности этих профсоюзов. Так профсоюз военнослужащих, не может прибегать в своей деятельности к таким формам урегулирования возникающих споров, как проведение забастовок и пикетирований на территории воинской части, а также к организации других коллективных действий, негативно влияющих на уровень боеготовности и боеспособности воинских частей и подразделений. Все первичные профсоюзные организации (далее ППО) создаются просто. Собрание самих работников (военнослужащих) принимает решение о создание ППО. Данное решение обязательно оформляется протоколом. На этом же собрании избирается выборный профсоюзный орган в лице местного комитета (профкома). В протоколе указывается список всех участников собрания с подписью каждого из участников, они же фактически являются и учредителями. Затем руководителю (работодателю) направляется соответствующее уведомление о создании ППО и составе выборного профсоюзного органа. С момента вручения руководителю (работодателю) уведомления, профсоюз приступает к работе. Схема вроде бы простая, но при этом надо иметь ввиду, что профсоюз может действовать как в статусе юридического лица, что крайне проблематично для молодого, не окрепшего профсоюза (соответственно должен быть зарегистрирован в соответствующих государственных органах, иметь бухгалтерию, бухгалтера, необходимый для работы штат наёмных работников и т.д.), так и не являясь юр. лицом. Кроме того, в настоящее время ППО не могут действовать сами по себе и фактически они могут действовать только в составе какого – либо объединения профсоюзов. Таких в России действует два – Федерация независимых профсоюзов России и Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ. Более подробную информацию Вы можете получить на сайте СОЦПРОФ -- www.! Главный правовой инспектор Труда СОЦПРОФ А.А. Лутиков.

Главный правовой инспектор Труда СОЦПРОФ

gastroguru © 2017