Берт рутан и его самолеты. Берт Рутан: интервью с создателем Voyager и SpaceShipOne

Бёрт Рутан (англ. Elbert Leander «Burt» Rutan) (родился 17 июня 1943 года в Эстакаде, штат Орегон, США) - американский аэрокосмический конструктор. Его часто отмечают за оригинальность в проектировании лёгких, мощных, необычно выглядящих, энергетически высокоэффективных лётательных аппаратов и называют «вторым подлинным новатором» в области технологий аэрокосмических материалов. Его наиболее известным предшественником был немецкий инженер Хуго Юнкерс - пионер в разработке цельнометаллических самолётов в 1915 году. Наиболее известны его «покоритель рекордов» Voyager, ставший первым самолетом, облетевшим весь мир без посадки и дозаправки, и суборбитального космоплана SpaceShipOne, выигравший приз Ansari X-Prize в 2004 году, став первым из частных космических проектов, стартовавших в космос дважды в течение двух недель.

Биография

Проекты авиационных и космических аппаратов

  • VariViggen и VariViggen SP
  • VariEze и Long-EZ
  • Ames AD-1
  • Defiant
  • Quickie
  • Amsoil Biplane Racer
  • Grizzly
  • Fairchild NGT Demonstrator
  • Voyager
  • Solitaire
  • Catbird
  • Lotus Microlight
  • Beech Starship POC
  • Predator
  • Triumph
  • CM-44
  • Pond Racer
  • Boomerang
  • Proteus
  • GlobalFlyer

Космические корабли

  • SpaceShipOne
  • SpaceShipTwo

Награды

(по алфавиту с указанием года)

  • Aviation Week & Space Technology «Laural Legend» award (2002)
  • Aviation Week & Space Technology Hall of Fame (2002)
  • Aviation Week & Space Technology Current Achievement Award (2005)
  • Chrysler Design Award (1997)
  • Collier Trophy for ingenious design and development of the Voyager and skillful execution of the first non-stop, non-refueled flight around the world (1987) and for designing and launching the first commercial manned launch vehicle SpaceShipOne (2004)
  • Design News Engineer of the Year (1988)
  • EAA Outstanding New Design (1975, 1976 and 1978)
  • EAA Freedom of Flight Award, (1996)
  • EAA Homebuilders Hall of Fame, (1998)
  • Engineers Council Clarence L. «Kelly» Johnson «Skunk works» award (2000)
  • Grand Medal of the Aero Club of France (1987)
  • International Aerospace Hall of Fame (1988)
  • SETP James H. Doolittle Award (1987 and 2004)
  • Lindbergh Foundation, Lindbergh Award (2000)
  • National Aviation Hall of Fame (1995)
  • National Medal of the Aero Club of France (1987)
  • Presidential Citizens Medal presented by Ronald Reagan (December 29, 1986)
  • Professional Pilot Magazine, Designer of the Year, (1999)
  • Royal Aeronautical Society, British Gold Medal for Aeronautics (1987)
  • SAMPE George Lubin Award, (1995)
  • Scientific American Business Leader in Aerospace (2003)
  • Time Magazine «100 Most Influential People of the World» (April 18, 2005)
  • Western Reserve Aviation Hall of Fame, Meritorious Service Award (1988)
  • Robert A. Heinlein Award (2008)
  • Медаль Эдварда Лонгстрета (1988)

Рутан, Бёрт Бёрт Рутан Burt Rutan Род деятельности: Конструктор авиа и космических аппаратов Дата рождения … Википедия

Рутан Бёрт Энциклопедия «Авиация»

Рутан Бёрт - Б. Рутан Рутан Бёрт (Rutan) (р. 1944) — американский авиаконструктор. Начал заниматься разработкой самолётов как любитель в конце 60 х гг. Автор 18 проектов самолётов оригинальных схем, изготовленных полностью или почти полностью из… … Энциклопедия «Авиация»

Рутан Бёрт - Б. Рутан Рутан Бёрт (Rutan) (р. 1944) — американский авиаконструктор. Начал заниматься разработкой самолётов как любитель в конце 60 х гг. Автор 18 проектов самолётов оригинальных схем, изготовленных полностью или почти полностью из… … Энциклопедия «Авиация»

Рутан Бёрт - Б. Рутан Рутан Бёрт (Rutan) (р. 1944) — американский авиаконструктор. Начал заниматься разработкой самолётов как любитель в конце 60 х гг. Автор 18 проектов самолётов оригинальных схем, изготовленных полностью или почти полностью из… … Энциклопедия «Авиация»

РУТАН (Rutan) Берт - (р. 1944) американский авиаконструктор. Автор ок. 20 проектов самолетов оригинальных схем, в основном изготовленных из композиционных материалов. Является создателем проекта самолета рекордсмена Вояджер … Большой Энциклопедический словарь

Рутан Берт - (р. 1944) американский авиаконструктор. Начал заниматься разработкой самолётов как любитель в конце 60 х гг. Автор 18 проектов самолётов оригинальных схем, изготовленных полностью или почти полностью из композиционных материалов. В 1982 основал… … Энциклопедия техники

РУТАН Берт - РУТАН (Rutan) Берт (р. 1944), американский авиаконструктор. Автор ок. 20 проектов самолетов оригинальных схем, в основном изготовленных из композиционных материалов (см. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ). Является создателем проекта самолета рекордсмена… … Энциклопедический словарь

Hate Eternal - Эрик Рутан (гитарист/вокалист) в Берлине Основная информация Жанр … Википедия

SpaceShipOne - во время приземления У этого термина существуют и другие … Википедия

Книги

  • Журнал Computerworld Россия № 41/2009 , Открытые системы , В номере:Билет в космос Британский миллиардер, основатель компаний Virgin Records и Virgin Atlantic Airways Ричард Бренсон представил публике первый в мире коммерческий космический… Категория:

), которые прошли путь в 40 лет через Вари Изи, Лонг Изи, Кози, Велосити, Орион к Раптору. Каждый этап этой транзитной эпопеи содержит частичку идей целого поколения доморощенных самолетостроителей, и на сегодня чем больше их запускается в небо, тем лучше становится вся индустрия. Хотелось отдать должное и Джефу Керло (Jeff Kerlo), который начал внедрять углеволоконные композиты на хорошо себя зарекомендовавший канард дизайн от Velocity.

Говоря о канардах, надо рассказать и об их kit’ах, тем более что именно kit’ов канардов не очень-то и много. Вернее, реальный kit-набор был (см. фото ниже) и назывался он «Беркут». Именно из одного такого kit’а был построен этот замечательный самолетик, который я этим летом видел своими глазами.

Данные kit’ы были разработаны в 1989 году как результат сотрудничества Давида Роннеберга и Дональда Мерфи .

Великий Берт Рутан не делал kit’ов своих «уток» (канард – это утка по-французски), он как бы изобрел способ строить утко-образные самолеты на дому. И начал продавать планы. Я не буду очень глубоко вдаваться в детали этого процесса, скажу лишь (наверное, повторюсь), что такой самолетик можно было построить за несколько недель. Сборка рутановских самолетиков не требовала специальных дорогостоящих инструментов (это, в общем-то, основное требование в металлообработке и сварочно-деревянном kit’о-строении), не требовала архисложных знаний и умений и, в принципе, была по плечу любому начинающему самоклейщику. В самых простых домашних условиях.

В те времена, может быть, прямой контакт с агрессивными смолами был еще опасен, но сейчас это уже не проблема. Почему прямой контакт был и иногда остается опасным? Полимерные материалы – смолы – это органические соединения. Наш организм устроен так, что если капнуть на кожу таким органическим препаратом раз в день, то, может быть, ничего и не будет, но если допустить длительный постоянный контакт открытой раны с такой смолой, наш защитный механизм начинает вырабатывать аллерген и отторгает ткань, пораженную таким чужеродным органическим веществом. Не смертельно, но неприятно. И происходить это может только во время жидко-текучего состояния смол. При затвердевании агрессивность смолы полностью теряется. Поэтому правила безопасности – закон , и их выполнение обязательно. Работать только в двойных перчатках, кожу желательно покрывать защитными кремами, при прямом попадании смолы на кожу необходимо все немедленно удалить, иначе накопление таких капель может привести к действию защитных микроорганизмов нашего человеческого иммунитета.

Но стоит сказать, что способ рутановского самолетостроения – это не совсем kit’о-строение в том смысле, как мы его понимаем. Это строительство самолетов по чертежам и технологиям, разработанным Рутаном. Именно то, чем занимался до создания своей компании Давид Роннеберг – он строил рутановские самолеты – для себя, для других, для продажи – и стал мастером своего дела. Его сервис даже использовал брат Берта Рутана пилот Дик Рутан для строительства Вояджера, то есть Дэйв Роннеберг был, так сказать, профессиональным самодельщиком.

Берт Рутан создал свои «утки»-канарды как план-и-процесс в безматричном исполнении. Сама идея строительства рутановских «уток» заключается в том, что вы покупаете себе пенопласт, вырезаете из него элементы конструкции, обтягиваете этот пенопласт стеклотканью, проклеиваете в несколько слоев, сушите и собираете все воедино.

По времени это может показаться и весьма длительным, но если вы работаете параллельно на нескольких элементах конструкции, где пока сохнет крыло, вы затачиваете фюзеляж, то, в общем, весь процесс достаточно быстрый. А если использовать еще и современное оборудование для обработки пенопластов (наиболее трудоемкий и детальный процесс), то вообще остается только сидеть и ждать, пока все высохнет. Точить и зачищать особенно ничего уже и не надо, если все аккуратненько обтянуто по шаблонам.

Другое дело – это процесс создания kit’ов, предложенный Давидом Роннебергом. Он талант, но, как и все таланты, не очень уравновешен. Один из инцидентов, произошедших в его компании, потребовал даже вмешательства SWAT – полиции по разруливанию чрезвычайных положений, когда он два часа держал пистолет у своего виска, угрожая застрелиться, если не выслушают его историю провала разработки прототипа гоночного «Беркута». Дело закончилось благополучно – он разрядил свой пистолет в потолок и сдался полиции. Это просто как пример ситуации из жизни. Мы все люди, и талантливых людей легко загнать в безвыходное положение.

Подробнее о самом производстве kit-моделей «Беркут» можно почитать , я не буду переводить, что там написано, но приведу только сравнительные характеристики самолета Long EZ и самолета «Беркут»:

Item

Original Long EZ

Landing GearFixed Main/Nose Retract Tricycle Retracts
Useful Load 830 pounds 960 Pounds
Climb Rate — Gross Weight 1500 Feet per minute 2000 Feet per minute
Cruise Speed at 8000 ft. — 75% power 140 Knots 237 Knots
Maximum Structural Speed 220 MPH 350 MPH

Вчера посчастливилось послушать лекцию выдающегося человека в аэрокосмической индустрии. Тема лекции была заявлена как "Космические корабли: фантастика становится реальностью". Я полагал, что будет рассказ о каких-то технических решениях, задумках, идеях, которые помогли бы сделать космос более доступным для путешествий. Однако Бёрт охватил тему несколько шире, рассказав больше про организацию работ небольших команд, о том, как и когда происходили прорывы в области исследования космоса.

Фотографировал телефоном в темноте, не обессудьте. Курсивом я постарался воспроизвести то, что говорил Бёрт по мере возможностей своей памяти и познаний английского.


1.

2. За первые девять лет с момента первого пилотируемого полёта в космос в 1961 г. человечество запустила девять разнотипных пилотируемых космических аппаратов. Один из них летает до сих пор. Ребята, вы как, нормально себя чувствуете, летая на "Союзе" 1967 г. постройки? (мне немедленно захотелось напомнить про автомат Калашникова и МиГ-21).

3. За последующие 44 года появилось только три новых аппарата, способных переместить человека в космоc

4. Количество ныне живущих людей в мире, ходивших по поверхности другой планеты.

5. Спустя всего лишь 10 лет после своего первого суборбитального полёта в космос Глен Шепард играл в гольф на Луне.

Мы вообще полетели на Луну только лишь потому, что вы первыми запустили свой Sputnik и Юрия Гагарина. Нам необходимо было восстановить наше лидерство. Первый пилотируемый пуск Сатурна-5 был выполнен сразу к Луне. Не было промежуточных полётов на околоземной орбите. Вы можете себе представить такой риск сегодня?
...
Мы бы опередили бы вас и в первом полёте человека в космос. Нам просто нужно было поменьше запускать обезьян в космос. Последняя была уже лишней - уже можно было сажать Шепарда. Но правда от этого суборбитальный полёт всё равно бы не сравнился с полноценным витком Гагарина

6. За период с 1971 по 1981 г. мир запускал в среднем почти 5 космических аппаратов в год к другим планетам

7. За последующие 30 лет - с 1981 по 2011 гг. - новые космические аппараты только повторяли то, что проделали Шеппард и Гагарин в 1961 г. - полёты на околоземной орбите.

8. Ключевые моменты программы Space Ship One:
- первая негосударственная программа пилотируемых космических полётов
- период разработки - 3,5 г.
- коллектив - 39 человек, стоимость - 22 млн.$

9. Зачем нужны прорывные решения?

10. Что способствует появлению прорывных решений?

11. Когда они случаются?

12.

13. Как это сделать?

14.

15. Когда президент Кеннеди в 1961 г. объявил главную задачу - полететь на Луну к концу десятилетия, то все авиационные инженеры, дай им микрофон, дружно воскликнули бы - "Ура, 9 лет госфинансирования!". Однако, если взять любого сотрудника аэрокосмической корпорации - от уборщицы в офисах до президента компании, запереться с ним в комнате и глядя прямо в глаза потребовать честный ответ на вопрос (хе-хе, у вашего КГБ это получалось отлично!) - "А ты бы поставил всё что ты заработал за свою карьеру - дом, машину, дачу, счёт в банке на то, что США сможет полететь на Луну к концу десятилетия?", мало кто бы ответил утвердительно

16.Вот на этом слайде у меня появилось стойкое желание, чтобы менеджеры сегодняшних монстров авиастроения послушали и подискутировали с Рутаном.

17.

18. На заре авиации, к началу 1908 г. в мире насчитывалось не более 12 пилотов. И только четверо из них было способно выполнять виражи в полёте. К 1912 г. в мире насчитывались сотни типов самолётов спроектированных в 39 странах. Летательные аппараты изобретались методом естественного отбора. Если построенный аппарат не мог оторваться от земли - то он не мог считаться самолётом и естественно такую неудачную конструкцию не тиражировали. Если самолёт разбивался, унося с собой ещё и жизнь пилота - такой самолёт тоже не строился, так как был сложен в пилотировании. Никто ведь не знал как летать, потому путевку в жизнь получали только удачные, простые в пилотировании устойчивые и управляемые самолёты.

Дальше речь пошла о важности детских впечатлений. О том, что период с 3 до 14 лет очень важен с точки зрения получения вдохновения ребёнка от каких-либо ярких событий и личностей. Множество мемуаров конструкторов, инженеров, лётчиков-испытателей начинаются с подробных описаний первых встреч с самолётами и яркими личностями

19. С Келли Джонсоном и Вернером фон Брауном Рутан встречался лично.

20. Моё детство пришлось на резкий скачок в развитии авиации и космонавтики. Начались реактивные и ракетные эры. Я помню, как над нашим домом прошёл строй огромных B-36. И вот этот звук - шесть радиальных моторов, да ещё и в компании с толкающими винтами проникал глубоко в грудь. Если бы вы услышали - вы ба никогда не забыли бы его. "Сейчас таких не делают".

21. Вот такой скачок характеристик я наблюдал будучи ребёнком

22. О его футуристичных и высокоэффективных самолётах.

23. Чистый восторг аэродинамика.

Если энтузиаст вознамерился спроектировать и построить у себя в гараже самолёт, то на этот процесс он израсходует, помимо энной прорвы денег и времени, ещё примерно 1,6 жены.

24. Серия самолётов для самостоятельной постройки.

25.

26. Коллектив компании Scaled Composites во время работы над проектами Space Ship One И Space Ship Two.

27. Проекты компании.

28.

29. Самолёт-носитель White Knight имел идентичную с ракетопланом кабину, системы и приборное оборудование. Это позволило отработать много моментов до первых полётов ракетоплана.

30. Space Ship One

31. Профиль полёта

32.

33. Немаловажное замечание.

34. Вопросы и ответы.
- Что вы думаете по поводу Илона Маска?
Он вообще молодец, я впечатлён его успехами, но его прогресс, на мой взгляд замедлился, когда он стал брать государственные деньги и плотно работать с NASA.

Программа Space Shuttle должна была сократить стоимость запусков в 10 раз. В итоге запуски челнока выходили в 10 раз дороже традиционных. Большая ошибка. Вы, кстати, нафига её повторили со своим "Бураном"?

Не надо брать деньги у спонсоров до тех пор, пока не вложишь значительную часть своих средств в проект.

Идея Обамы забрать деньги у способных и отдать их тем, кто не работает ради социального уравнения - полный отстой. Но именно это и происходит сейчас в США.

Послушайте, что за дикие пробки у вас тут в Москве?

Почти два часа лекции пролетели совершенно незаметно. Удивительно интересный человек. Всем бы сохранить такую живость ума и блеск в глазах на восьмом десятке. Рад что случайно совершенно узнал об этом событии и смог послушать.

gastroguru © 2017