Сколько получает военнослужащий находящийся за штатом. Обязанности военнослужащего на военной службе и в распоряжении (за штатом)

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 10

Иногда военнослужащие по определенным причинам не могут уволиться с военной службы, например, у них отсутствует положенная календарная выслуга лет, которая дает право на жилищное обеспечение. В таком случае одним из решений может стать зачисление военнослужащего в распоряжение командира (начальника). В статье рассмотрен порядок данного зачисления, а также особенности выплат денежного довольствия таким военнослужащим и предоставляемые им законодательством гарантии.

Порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира

Основным документом, регулирующим порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира, является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ). В соответствии с ним военнослужащий проходит военную службу на воинской должности. Исключение сделано для военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира на основаниях, приведенных в п. 4 ст. 42 Федерального закона N 53-ФЗ. В то же время в Законе не раскрывается, что считать зачислением военнослужащего в распоряжение командира, а представленный в нем перечень оснований неокончательный, и он может быть расширен иными законодательными актами.

В частности, таким документом, как Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", утвердивший Положение о порядке прохождения военной службы (далее - Положение о военной службе). В нем даны определение зачисления военнослужащего в распоряжение командира и более широкий перечень условий такого зачисления по сравнению с представленным в указанной статье Федерального закона N 53-ФЗ. Исходя из п. 1 ст. 13 Положения о военной службе для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Также в Положении о военной службе определены сроки, на которые осуществляется зачисление военнослужащего в распоряжение командира:

а) в случае освобождения от воинской должности (должности) - не более чем на три месяца;

б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев;

в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу. Одним из условий отстранения военнослужащего от должности является совершение им деяния, подпадающего под признаки состава преступления (в рамках уголовно-процессуального производства). Как определено ст. 114 УПК РФ, оно осуществляется на основании вынесенного в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора следователем военной прокуратуры ходатайства перед судом об отстранении от должности при привлечении военнослужащего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Ходатайство представляется судье, который в течение 48 часов выносит постановление, определяющее временное отстранение военнослужащего от должности или отказ в этом. Согласно пп. "в" п. 2 ст. 13 Положения о военной службе исполнение постановления суда об отстранении военнослужащего от должности производится, как правило, не на основании приказа об отстранении от должности, а путем освобождения его от должности и зачисления в распоряжение командира до вынесения судом решения. Однако исходя из п. 1 ст. 13 Положения о военной службе исполнение названного подпункта является правом, а не обязанностью командира - он имеет право издать приказ о временном отстранении военнослужащего от должности.

Какой может быть выход из этой ситуации у военнослужащего? В соответствии со ст. 114 УПК РФ отстранение от должности отменяется, если в этом нет необходимости. После чего изданный ранее приказ о временном отстранении военнослужащего от должности признается утратившим силу;

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе - до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе). Исходя из п. 34 данного Положения в отношении военнослужащего, признанного негодным к военной службе, военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления освобождения до исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части;

д) в связи с переводом из ВС РФ в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой - не более чем на три месяца;

е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца - до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;

ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного - до его освобождения;

з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, - до окончания этого отпуска;

и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона N 53-ФЗ и Положением о военной службе, - до его исключения.

На военнослужащих, зачисляемых в распоряжение командира (начальника), в соответствии с Инструкцией об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Минобороны России от 30.09.2002 N 350, оформляется представление по утвержденной форме, которое направляется через кадровые органы учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, соответствующим должностным лицам. Помимо представления направляются:

  • копия аттестационного листа (при назначении на воинскую должность в порядке плановой замены);
  • личное дело и другие документы (если необходимость их представления установлена вышестоящим кадровым органом);
  • рапорт военнослужащего о согласии с назначением - в случае назначения на высшую воинскую должность или на низшую воинскую должность (в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии либо по личной просьбе военнослужащего).

В учреждениях силовых ведомств издаются ведомственные нормативные документы, регулирующие как порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира, так и выплату денежного довольствия таким военнослужащим. Например , в ФСБ России это Приказ N 367 <1>, в МВД России - Приказ N 680 <2>, в ФСО России - Приказ N 121 <3>. Принимая во внимание, что данные Приказы практически идентичны, рассмотрим порядок зачисления военнослужащего в распоряжение командира в органах ФСБ России.

<1> Приказ ФСБ России от 25.06.2005 N 367 "Об утверждении Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)".
<2> Приказ МВД России от 25.10.2004 N 680 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты денежного довольствия военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командира (начальника)".
<3> Приказ ФСО России от 14.04.2005 N 121 "О Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих федеральных органов государственной охраны, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение командира (начальника)".

В зависимости от условий данного зачисления, предусмотренных ст. 13 Положения о военной службе, в ФСБ России установлены сроки, в течение которых оно производится. Так, зачисление военнослужащего в распоряжение командира осуществляется:

  • в случае освобождения от воинской должности, а также в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, возбуждением уголовного дела, с переводом из ВС РФ в учреждение силового ведомства и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой, при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части - со дня, следующего за днем окончания сдачи дел и должности;
  • в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе - до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;
  • в связи с безвестным отсутствием более одного месяца, а также с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного - с даты, с которой военнослужащие в соответствии с приказом органа безопасности считаются безвестно отсутствующими, находящимися в плену, в качестве заложников или интернированных;
  • в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, - со дня, следующего за днем реформирования (упразднения) органа безопасности;
  • окончившего военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру и назначенного на воинские должности, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей, - со дня, следующего за днем подписания приказа об окончании военного образовательного учреждения.

Обратимся к судебной практике применения Положения о военной службе к военнослужащим, зачисленным в распоряжение командира, - Решение Военной коллегии ВС РФ от 09.03.2005 N ВКПИ04-132. ВС РФ рассмотрел заявление гражданина, который просил признать нормы указанного Положения противоречащими Конституции РФ, а также иным законодательным актам. По его мнению, упомянутые нормы, регулирующие порядок зачисления в распоряжение командира военнослужащих, уволенных с военной службы, лишают их различных прав и льгот, предусмотренных законодательством о воинской обязанности и военной службе, препятствуют в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, ограничивают права на жилище и нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод человека.

Рассмотрев заявление, ВС РФ не нашел оснований для удовлетворения требований.

Из содержания пп. "и" п. 2 ст. 13 Положения о военной службе усматривается, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона N 53-ФЗ и Положением о военной службе, до его исключения. Вместе с тем военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Следовательно, Федеральный закон N 53-ФЗ и Положение о военной службе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Кроме того, зачисление заявителя в распоряжение командира было вызвано тем, что в соответствии со ст. ст. 15, 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) для увольнения с военной службы по состоянию здоровья военнослужащий, прослуживший 10 и более лет и нуждающийся в получении жилья, должен дать свое согласие на увольнение без предоставления жилья с оставлением в списке очередников на получение жилья по месту службы. Заявитель такого согласия не давал, чем и было обусловлено его зачисление в распоряжение командира части.

Выплата денежного довольствия

Обобщая нормы законодательства РФ о выплатах военнослужащим, зачисленным в распоряжение командира, отметим, что им производятся выплаты денежного довольствия в иных размерах, которые отличаются от выплат, предусмотренных военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и замещающим воинские должности.

Рассмотрим особенности получения денежного довольствия военнослужащими, установленные Приказом ФСО России N 121. Перечень положенных военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командира, выплат приведен в п. 1 Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим ФСО, утвержденного данным Приказом. Этот перечень незакрытый и может предусматривать иные дополнительные выплаты помимо указанных. В частности, военнослужащим ФСО выплачиваются:

а) оклад по воинской должности, получаемый военнослужащим перед зачислением в распоряжение командира;

б) оклад по воинскому званию;

в) процентная надбавка за выслугу лет. Она приведена в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2000 N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей". Ее размер составляет от 5 до 70% оклада денежного содержания военнослужащего;

г) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение командира. Стоит отметить, что в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и замещающих воинские должности, выплата указанной надбавки производится в размерах до 120% согласно нормам Федерального закона N 76-ФЗ. Кроме того, в увеличенном размере она выплачивается отдельным сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, проходящим службу (военную службу по контракту) в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, с целью возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц (Постановление Правительства РФ от 31.01.2005 N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту");

д) ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по последней занимаемой воинской должности. Основным нормативным документом, предусматривающим выплату денежного поощрения, является Указ Президента РФ от 18.02.2005 N 177;

е) надбавка за знание иностранного языка. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.01.1993 N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты" размер надбавки не может превышать 20% оклада по воинской должности;

ж) надбавка за ученое звание и ученую степень. Она приведена в п. 6.1 ст. 13 Федерального закона N 76-ФЗ и устанавливается к должностным окладам в следующих размерах:

  • 40% за должность доцента;
  • 60% за должность профессора;
  • 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;
  • 7000 руб. за ученую степень доктора наук.

з) надбавка военнослужащим, награжденным нагрудным знаком "Почетный сотрудник ФСО России", "Почетный сотрудник контрразведки", "Почетный сотрудник федеральных органов правительственной связи и информации", "Почетный сотрудник Спецсвязи России", "Почетный сотрудник госбезопасности" или "Почетный сотрудник государственной безопасности".

Как уже было указано, помимо предусмотренных выплат военнослужащие могут получать и иные дополнительные выплаты. Главное условие их получения военнослужащими, зачисленными в распоряжение командира, - наличие в нормативных законодательных актах федеральных органов исполнительной власти дополнительных выплат военнослужащим в случае прохождения ими военной службы не на воинских должностях. К ним можно отнести, например, выплату командировочных расходов в случае направления военнослужащих в служебные командировки, компенсационные выплаты взамен продовольственного пайка, за наем (поднаем) жилых помещений, за санаторно-курортное лечение.

Помимо зачисления военнослужащего в распоряжение командира, он может быть допущен к временному исполнению обязанностей по вакантной воинской должности согласно ст. 12 Положения о военной службе. При этом состав выплачиваемого ему денежного довольствия аналогичен рассмотренному выше, за исключением оклада по воинской должности, так как в этом случае он получает оклад по временно исполняемой воинской должности.

При нахождении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, зачисленного в распоряжение командира в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к его денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Обратите внимание: военнослужащим, обеспеченным в текущем месяце денежным довольствием в полном объеме по занимаемой штатной воинской должности, но зачисленным впоследствии в распоряжение командира ранее даты выплаты им указанного денежного довольствия, перерасчет денежного довольствия не производится (п. 4 Приказа ФСО N 121).

А.Кантеровский

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Вопрос: Добрый день. При переводе к новому месту службы не смог принять должность из-за несоответствия формы допуска, оформление которого продолжается уже почти 3 месяца. Я получаю денежное довольствие по старой должности по схеме: должность + звание + выслуга. Меня известили, что полное денежное довольствие, включающее различные надбавки, мне будет выплачиваться только после получения допуска и принятия должности, никакого перерасчета за прошедшие 3 месяца мне не положено. Соответствует ли закону такая постановка вопроса?

Ответ: Порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира определяется статьей 13 «Положения о порядке прохождения военной службы» , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 02.01.2016) «Вопросы прохождения военной службы» .

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что в целях решения вопросов, связанных с дальнейшим прохождением службы, военнослужащие-контрактники могут быть направлены в распоряжение ближайшего прямого командира, наделенного правом издания приказов. Такое решение принимается должностным лицом, которое обладает право назначения на должность, замещаемую указанным военнослужащим.

В пункте 2 Положения содержится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть зачислен в распоряжение командира:
а) в случае освобождения от воинской должности - не более чем на три месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев.
Остальные основания зачисления в распоряжение касаются отдельных случаев (негодность к воинской службе, перевод из ВС РФ, привлечение к уловной ответственности и т.п.)

Таким образом, нахождение в распоряжении не должно превышать установленных подпунктами «а» и «б» сроков.
Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих регламентируется «Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ» (в редакции от 01.09.2-14), утвержденного Приказом МО РФ № 2700 от 30.12.2011г.

Пункты 152, 153 Порядка определяют порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, когда они находятся в распоряжении:
- Во время нахождения указанных военнослужащих в распоряжении, они получают денежное довольствие, включающее оклад по последней занимаемой должности, оклад по званию и надбавка за выслугу лет (п. 152). Никакие другие выплаты не предусмотрены.

- Однако п. 153 того же документа устанавливает, что в случае, когда военнослужащий, находится в распоряжении (не занимает никакой должности), но при этом временно исполняет возложенные на него обязанности по вакантной воинской должности, то тогда он в полном объеме получает денежное довольствие, которое соответствует этой вакантной должности. Денежные выплаты в соответствии с п. 152 ему при этом не выплачиваются.

Следовательно, если при нахождении в распоряжении на Вас не были возложены обязанности по временному исполнению вакантной должности, то в этом случае действия командования воинской части не противоречат действующему законодательству.


Какая может быть применена формула расчета зарплаты Самая простая формула расчета зарплаты включает в себя только 3 пункта:

  • размер оклада;
  • количество отработанных дней;
  • подоходный налог.

Если предположить, что работник не должен делать никаких выплат и ему не производят никаких доплат, тогда зарплата рассчитывается следующим образом: 1. Оклад делят на количество рабочих дней месяца, затем умножают на количество отработанных дней. 2. Из полученной суммы вычитают подоходный налог (в России НДФЛ равен 13%). Рассмотрим пример. Оклад работника - 30 000 рублей. В отработанном месяце 23 рабочих дня. Работник брал 3 дня без сохранения заработной платы для решения личных вопросов, следовательно - отработал в месяце 20 дней.

Калькулятор денежного довольствия

Расчет зарплаты выглядит следующим образом: 30 000 / 23 × 20 = 26 086,96 рубля (заработная плата до вычета НДФЛ); 26 086,96 – 13% = 22 695,65 рубля (заработная плата на руки). Но на практике таких простых расчетов почти не бывает.
Работникам выплачивают премии, надбавки и компенсации. Предположим, работнику ежемесячно кроме оклада размером 30 000 рублей выплачивают премию в размере 25% от оклада.
И он отработал только 20 дней вместо положенных 23 рабочих дней в месяце. Тогда расчет будет выглядеть так: Оклад + премия (30 000 + 7 500) = 37 500 рублей (заработная плата за месяц); 37 500 / 23 × 20 = 32 608,70 рубля (заработная плата за отработанное время без вычета НДФЛ); 32 608,70 – 13% = 28 369,57 рубля (заработная плата на руки).
В случаях когда работник имеет право на налоговый вычет, предварительно делается расчет суммы налога, а потом уже он вычитается из оклада.

Как рассчитывается зарплата военнослужащего? правила расчетов

Та сумма, которая оговаривается при трудоустройстве - это оклад (фиксированный размер оплаты труда). Он будет отображен в трудовом договоре. Но сколько работник будет получать на руки, зависит от множества факторов.

Вот что нужно брать во внимание: Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал

  • Подоходный налог вычитается из средств работника, тогда как страховые отчисления работодатель делает из своих средств.
  • Работник может получать аванс.
  • Работник может иметь обязанности по выплате алиментов или другим платежам по исполнительным листам.
  • К зарплате работника могут применяться надбавки, коэффициенты, ему может быть начислена премия и другие дополнительные выплаты.

Все эти факторы либо увеличивают зарплату на руки, либо уменьшают ее. Забывая о них, нельзя правильно рассчитать подлежащую к выплате сумму.

Военнослужащий за штатом

Причин вывода военного за штат может быть несколько:

  • Освобождение от воинской должности в связи с ее сокращением.
  • Отстранение от должности в связи с наложением дисциплинарного наказания, в том числе связанного с понижением воинского звания.
  • Возбуждение уголовного дела с одновременным отстранением военного от всех служебных обязанностей.
  • Признание ограниченно годным к воинской службе.
  • Безвестное (длительное) отсутствие на штатном месте в связи либо тяжелым заболеванием (ранением), либо нахождением в декретном отпуске.
  • В связи с нахождением в плену.

Преимущественно перевод за штат связан с невозможностью выполнять должностные обязанности по той или иной причине.

Сообщество oboznik.ru

Важно

Например, оклад равен 30 000 рублей. Работник проработал все дни. Он имеет право на налоговый вычет в размере 800 рублей.


Внимание

Расчет будет выглядеть так: 30 000 – 800 = 29 200 × 13% = 3 796 рублей (НДФЛ после применения налогового вычета); 30 000 – 3 796 = 26 200 рублей (заработная плата на руки). Расчет зарплаты может показаться нелегким занятием. Но стоит один раз понять его алгоритм, и при следующем расчете проблем уже не будет.


Влияние районного коэффициента на размер зарплаты В регионах, где условия труда считаются особыми из-за климатических условий, рельефа местности или повышенного радиационного фона на зарплаты работников начисляется районный коэффициент. Не следует его путать с северными надбавками для работников Крайнего Сервера.


Территория применения районного коэффициента гораздо шире. Размер коэффициента устанавливается Правительством РФ конкретно для каждого региона.

Калькулятор денежного довольствия военнослужащих

В настоящее время достаточно много парней, отслуживших в армии, дальше идут служить по контракту. Некоторые посвящают армии всю свою жизнь. Но, конечно же, одной из главных мотиваций данной профессии является заработная плата.

Каким же образом производят расчет зарплаты военнослужащего? Попробуем разобраться в данном вопросе. Содержание

  • 1 Факторы, влияющие на формирование заработной платы военнослужащего
  • 2 Основные составляющие денежного довольствия военнослужащего
  • 3 Денежные средства, выплачиваемые призывникам
  • 4 Налогообложение для военнослужащего
  • 5 Расчет зарплаты военнослужащего: калькулятор

Факторы, влияющие на формирование заработной платы военнослужащего Сумма дохода военнослужащего, собственно, как и любого работника, складывается из нескольких показателей.

Помимо «голого» оклада, начисляются некоторые надбавки.

Так, например, военнослужащий за штатом (по причине декретного отпуска или длительного лечения) имеет право на выплаты по старой тарифной сетке в течение 6 месяцев. Конечно, вывод за штат не освобождает военного от требований, предъявляемых службой, но подчиняться он обязан исключительно командиру своей воинской части.

Все остальные служащие, даже с более высоким званием, не имеют права отдавать приказы и не могут принуждать к выполнению тех или иных обязанностей, даже если они предусмотрены. В каких случаях необходима помощь юриста? Сроки нахождения вне штата (или как еще говорят, в распоряжении) регламентированы, поэтому в случае сомнений правомерности отсутствия длительное время предложений по занимаемым должностям или переводу в другую часть, стоит обратиться в юридическую консультацию.

Как рассчитывают зарплату военнослужащего за штатом

Воинские должности в центральном аппарате За выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время: 0%10%20%30%40%50%70%80%100% Ежемесячная надбавка за особые достижения в службе: 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100% Надбавка за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Выберите коэффицентРайонный коэффицент — 1,15Районный коэффицент — 1,20Районный коэффицент — 1,25Районный коэффицент — 1,30Районный коэффицент — 1,40Районный коэффицент — 1,50Районный коэффицент — 1,60Районный коэффицент — 1,70Районный коэффицент — 1,80Районный коэффицент — 2,0 Надбавка за военную службу в высокогорных районах: Выберите коэффицентКоэффицент 1,15Коэффицент 1,2Коэффицент 1,3Коэффицент 1,4 Надбавка за военную службу в пустынных и безводных местностях: Выберите коэффицентКоэффицент 1,1Коэффицент 1,3 Итого дополнительные выплаты: 0 руб. ИТОГО начислено: 0 руб.

Выяснив главные факторы, влияющие на заработную плату, можно уверенно сказать, что в ее состав входят месячный оклад относительно присвоенного воинского звания и месячный оклад относительно должности, которую занимает военнослужащий. Помимо данных окладов, также полагаются дополнительные денежные выплаты.

Сюда относятся:

  • 10-40 процентов от оклада выплачивается ежемесячно за стаж. Размер этой выплаты зависит от выслуги лет;
  • 5-30 процентов от оклада ежемесячно относительно классной квалификации;
  • около 65 процентов от оклада ежемесячно тем военнослужащим, которые работают с данными, являющимися государственной тайной;
  • работая в особых условиях, военнослужащий получает 100 процентов от оклада ежемесячно;
  • рискуя жизнью и здоровьем при прохождении службы, получает также 100-процентную надбавку к окладу.

Оклад месячного денежного содержания военнослужащего Оклад по воинской должности: Выберите должность1 т.р. (Стрелок, дорожник, маскировщик)2 т.р. (Снайпер, пулеметчик)3 т.р. (Старший гранатометчик, старший сапер)4 т.р. (Начальник бюро пропусков, командир танка, начальник автодрома)5 т.р. (Командир отделения в мотострелковом взводе)6 т.р. (Фельдшер, начальник полигона)7 т.р. (Заместитель командира взвода)8 т.р. (Переводчик, помощник дежурного по командному пункту)10 т.р. (Командир мотострелкового взвода)11 т.р. (Инженер в управлении мотострелкового батальона)12 т.р. (Заместитель командира мотострелковой роты)13 т.р. (Старший офицер в управлении мотострелкового полка)14 т.р. (Командир мотострелковой роты, зенитно-ракетной батареи)15 т.р. (Офицер в управлении мотострелкового корпуса)16 т.р. (Заместитель командира мотострелкового батальона)17 т.р.
На данной странице находится калькулятор расчета денежного довольствия для военнослужащих. С помощью него вы можете произвести расчеты с учетом всех существующих коэффициентов. Например, если вы хотите узнать, какой вам полагается оклад, то достаточно будет ввести, в зависимости от вида оклада, свой разряд, звание, коэффициент либо квалификацию. Также можно узнать, какой вам полагается размер ежемесячных дополнительных выплат, например, таких, как надбавка за особые условия военной службы, процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны (ПЗГТ), надбавка за выслугу лет (НВЛ) и ежемесячная надбавка военнослужащим, имеющим высшее юридическое образование и занимающим в/должности юридической специальности.

В 2009 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации, претерпевающих масштабные преобразования, проводился один из первых этапов приведения их к новому облику, а именно переход на новые штаты воинских частей, соединений и т.д. Значительные преобразования проводились практически во всех видах и родах войск, в военно-учебных заведениях и военных научно-исследовательских организациях. Планами реформирования предусматривается сокращение более 117 тыс. офицеров в течение трех лет*(1).
Характерной чертой проводимых в настоящее время масштабных организационно-штатных мероприятий (ОШМ) в Вооруженных Силах Российской Федерации является их скоротечность. Если в прежнее время директивы на проведение ОШМ, датированные, например, весной — началом лета, содержали указание об исполнении их к 1 сентября, а в большинстве случаев — к 1 декабря, то сейчас на исполнение директив, предусматривающих переход на новые штаты, снижение штатно-должностых категорий практически по всем должностям, сокращение значительного количества воинских должностей, отводится всего два месяца.
Такого времени достаточно только для назначения офицеров на низшие должности (при их согласии), но совершенно не достаточно для назначения офицеров на высшие воинские должности в порядке продвижения по службе или по итогам конкурса*(2), а также для выполнения всех установленных законодательством мероприятий по увольнению с военной службы военнослужащих. Например, для военнослужащего, обеспеченного жильем, срок процедуры увольнения складывается из следующего:
— принятие командованием решения об увольнении военнослужащего, доведение до него такого решения, проведение беседы с военнослужащим перед увольнением в запас — до 7 дней;
— направление по просьбе военнослужащего на освидетельствование военно-врачебной комиссией и прохождение им этого освидетельствования — до 21 дня*(3) (в случае утверждения свидетельства о болезни вышестоящей ВВК этот срок может увеличиться до 2 месяцев, а в случае необходимости обследования военнослужащего в стационарных условиях при военных госпиталях — до 3 — 5 месяцев — срока ожидания места в госпитале и прохождения самого обследования, а также утверждения свидетельства о болезни вышестоящей ВВК);
— использование военнослужащим основного отпуска за этот год — до 45 суток (в случае исключения из списков личного состава части в декабре). Продолжительность основного отпуска может быть увеличена на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно — до 15 суток*(4);
— использование военнослужащими, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, предоставляемого им в один год из трех до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения по ОШМ*(5);
— прохождение военнослужащим — гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей — до 4 месяцев*(6);
— подсчет выслуги лет и доведение его до военнослужащего до представления его к увольнению (обязательный элемент порядка увольнения военнослужащих)*(7). Подсчет выслуги лет осуществляют соответствующие органы в срок (в настоящее время) до 6 — 8 месяцев.
Кроме того, документы для увольнения военнослужащих должны быть представлены в кадровые органы, издающие приказы по личному составу, не менее чем за два месяца до истечения срока военной службы военнослужащих.
Итого срок выполнения всех мероприятий по увольнению военнослужащего с военной службы, обеспеченного жилой площадью, может составить до одного года.
Для необеспеченного жильем военнослужащего, имеющего выслугу лет, достаточную по закону для того, чтобы он был им обеспечен до увольнения с военной службы, увольнение с военной службы может продолжаться и значительно больший срок в связи с отсутствием жилья.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в течение двух месяцев, которые отводятся на исполнение директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации о переходе на новый облик, невозможно своевременно ни назначить офицеров на высшие воинские должности в порядке продвижения по службе или по итогам конкурса на должности профессорско-преподавательского состава, научные должности в научно-исследовательских заведениях и т.п., ни своевременно уволить военнослужащих с военной службы.
Со дня объявления в приказе командира воинской части об окончании проведения организационно-штатных мероприятий и до дня вступления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в исполнение обязанностей по воинским должностям в связи с их назначением на другие воинские должности или возложением на них временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям денежное довольствие, в соответствии с п. 51 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200 (далее — Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих), выплачивается в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников).
Для военнослужащих, представленных к увольнению, но не уволенных с военной службы до дня окончания ОШМ, а также не представленных к увольнению, например, в связи с отсутствием подсчета выслуги лет или с незаконченностью процедуры обследования военно-врачебной комиссией, порядок обеспечения денежным довольствием не определен. Поэтому финансовые органы прекращают выплату денежного довольствия таким военнослужащим, а также военнослужащим, которые не представлены к увольнению с военной службы, но находятся в процессе выполнения мероприятий по увольнению с военной службы.
Для устранения данного пробела необходимо дополнить вышеназванную статью таким образом, чтобы денежное довольствие выплачивалось военнослужащим не только до дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям в связи с их назначением на другие воинские должности или возложением на них временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, но и по день исключения из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы.
На сегодняшний день единственным выходом из указанных ситуаций может быть только зачисление военнослужащего, которого невозможно своевременно уволить с военной службы, в распоряжение соответствующего командира (начальника).
Рассмотрим подробнее правовое регулирование зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника).
Абзац 3 п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») устанавливает, что военнослужащий может проходить военную службу (выделено автором) не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. При этом срок нахождения в распоряжении не может быть более шести месяцев.
Пункт 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы определяет, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (выделено автором), могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Пункт 2 ст. 13 Положения определяет случаи и сроки зачисления военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;
в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу;
г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;
д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;
е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;
ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;
з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;
и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением — до его исключения.
Из анализа требований вышеуказанных нормативных правовых актов можно выявить следующие коллизии и сделать следующие выводы по их разрешению:
1. В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий могут военнослужащие, проходящие военную службу как по контракту, так и по призыву, а в соответствии со ст. 13 Положения — только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.
Напрашивается вопрос: что же делать, если воинская должность, которую занимает военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, сокращена и отсутствует возможность его назначения на другую воинскую должность? Возможность увольнения с военной службы такого военнослужащего до истечения срока его военной службы не предусмотрена действующим законодательством*(8).
Данная коллизия разрешается достаточно просто. На основании того, что Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обладает большей юридической силой, чем Указ Президента Российской Федерации, представляется, что таких военнослужащих возможно зачислять в распоряжение соответствующих командиров (начальников) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы.
Для однозначного понимания норм закона и подзаконного акта, регулирующих одни и те же общественные отношения, необходимо внести соответствующие изменения в Положение о порядке прохождения военной службы.
2. Статья 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что военнослужащие могут проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, не уточняя при этом, для каких целей военнослужащий зачисляется в распоряжение. Поэтому можно сделать вывод, что закон разрешает зачислять военнослужащих в распоряжение как для дальнейшего служебного (должностного) предназначения, так и для последующего увольнения с военной службы.
Пункт 1 ст. 13 Положения однозначно определяет, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение для решения вопросов дальнейшего прохождения (выделено автором) военной службы. Напрашивается вполне обоснованный вопрос о том, правомерно ли зачислять военнослужащих в распоряжение в связи с организационно-штатными мероприятиями для их последующего увольнения, например, в случаях, приведенных в начале статьи?
Необходимо выяснить, что включает в себя понятие прохождения военной службы.
Пункт 2 ст. 1 Положения определяет, что прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и данным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.
А.В. Кудашкин определяет прохождение военной службы как «регулируемый федеральным законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания»*(9), т.е. прохождение военной службы включает назначение на первичную должность, присвоение воинских званий, аттестацию военнослужащих, продвижение по службе (назначение на высшие должности и др.), назначение на низшие и равные должности, увольнение с военной службы и др.*(10)
Получается, что военнослужащий может быть зачислен в распоряжение, например, для присвоения очередного воинского звания, для проведения аттестации. Думается, что это как минимум невозможно. Поэтому представляется, что законодатель, формулируя правовую конструкцию «для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы», имел в виду более узкое понятие. А именно: решение вопросов дальнейшего служебного (должностного) предназначения в таких случаях, как освобождение от воинской должности (должности); освобождение от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела; в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой; расформирование воинской части и сокращение в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком; в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного; в связи с безвестным отсутствием военнослужащего более одного месяца; в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе*(11).
Таким образом, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Положение о порядке прохождения военной службы по-разному регулируют одни и те же общественные отношения. Данная коллизия разрешается в пользу Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обладающего большей юридической силой, чем Указ Президента Российской Федерации.
Для однозначного понимания норм закона и подзаконного акта, регулирующих одни и те же общественные отношения, необходимо внести соответствующие изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, которые бы предусматривали, что зачисление военнослужащих в распоряжение соответствующих командиров (начальников) может происходить как для решения вопросов их дальнейшего должностного предназначения, в том числе и продвижения по службе, так и для последующего увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части в случае невозможности своевременного увольнения таких военнослужащих с военной службы. О цели зачисления в распоряжение должно быть указано в приказе по личному составу, и такая же запись должна быть внесена в личное дело военнослужащего.
При этом, должны быть предусмотрены разные правовые последствия таких зачислений в распоряжение и разный правовой статус военнослужащих, зачисленных в распоряжение.
В случаях зачисления в распоряжение для последующего увольнения законодательство должно предусматривать требование о том, что кадровые органы в таких случаях разрабатывают, а командир воинской части утверждает индивидуальные планы увольнения с военной службы таких военнослужащих, предусматривающие проведение бесед с военнослужащими, прохождение ими освидетельствования ВВК, прохождение переподготовки, использование всех видов отпусков и т.п., т.е. все мероприятия, определенные действующим законодательством.
Для военнослужащих, зачисленных в распоряжение для последующего увольнения с военной службы, должны быть созданы благоприятные условия для реализации ими своих законных прав и интересов в процессе увольнения с военной службы. На них должна быть возложена и обязанность своевременного выполнения индивидуального плана увольнения с военной службы. За невыполнение без уважительных причин указанного плана должны быть предусмотрены конкретные санкции, в первую очередь материальные, а также дисциплинарные: вплоть до увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта*(12).
Срок нахождения в распоряжении в связи с организационно-штатными мероприятиями для последующего увольнения с военной службы не должен превышать более одного года (до 3-5 месяцев на ВВК плюс до 2 месяцев на основной отпуск плюс 1 месяц — отпуск по личным обстоятельствам плюс до 4 месяцев на переподготовку). Этот срок не выглядит большим, если сравнить его со сроком подготовки военнослужащих к увольнению с военной службы, например, во Франции — 2-2,5 года.
Такой же срок (до 1 года) должен быть предусмотрен законодательством для выполнения всех мероприятий для своевременного увольнения с военной службы военнослужащих, достигающих предельного возраста пребывания на военной службе, а также военнослужащих, подлежащих увольнению по состоянию здоровья в связи с признанием их военно-врачебной комиссией негодными к военной службе либо увольняющихся по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе.
Для военнослужащих, зачисленных в распоряжение для решения вопросов дальнейшего прохождения ими военной службы, должны быть созданы благоприятные условия для их профессионального роста. Такие военнослужащие, не обремененные должностными и специальными обязанностями, должны все служебное время использовать для совершенствования своего воинского мастерства, общевойсковой, физической и строевой подготовки*(13). Для этого должны составляться и утверждаться командирами воинских частей индивидуальные планы профессиональной подготовки каждого военнослужащего, зачисленного в их распоряжение.
В целях приобретения и совершенствования определенных профессиональных навыков и умений, необходимых для дальнейшего прохождения военной службы, в том числе и продвижения по службе, военнослужащие могут быть зачислены не только в распоряжение ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, но и в распоряжение командиров (начальников) различных органов военного управления, штабов, военно-учебных и военно-научных заведений*(14). На таких военнослужащих возможно временное возложение обязанностей без их согласия по невакантной равной или высшей должности на время отсутствия занимающего эту должность военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности в целях стажировки в новой для него должности*(15). Это время может быть использовано и для переподготовки военнослужащего на новую специальность, на повышение квалификации по основной специальности и т.п.*(16)
Военнослужащие, зачисленные в распоряжение командиров (начальников) для решения вопросов дальнейшего прохождения ими военной службы, должны ежемесячно проходить тестирование на знание теоретических основ общевоинских дисциплин, сдавать предусмотренные планом подготовки зачеты и экзамены.
По итогам нахождения в распоряжении командиров (начальников) органов военного управления, штабов, военно-учебных и военно-научных заведений должен составляться отзыв-рекомендация о целесообразности назначения военнослужащего на должности в эти военные организации.
Еще один отзыв о возможности продвижения по службе — по итогам временного исполнения обязанностей по невакантной равной или высшей должности (стажировки в должности).
По итогам переподготовки военнослужащего на новую специальность или повышения квалификации по основной специальности должна выставляться оценка в баллах и даваться рекомендация по дальнейшему служебному предназначению такого военнослужащего.
В конце срока нахождения военнослужащего в распоряжении должна быть предусмотрена аттестация с выводом о дальнейшем служебном предназначении или об увольнении в запас. Эта аттестация должна основываться на результатах, показанных самим военнослужащим, оценках, отзывах и рекомендациях, данных военнослужащему. При этом, для уменьшения субъективного фактора при решении вопроса дальнейшего служебного предназначения военнослужащего необходимо, чтобы заранее были определены четкие критерии, при которых военнослужащий должен быть аттестован либо к повышению в должности, либо к назначению на другую должность (низшую или равную), либо к досрочному увольнению с военной службы за невыполнение условий контракта, в случаях невыполнения плана индивидуальной подготовки.
Таким способом возможно, с одной стороны, удержать на военной службе наиболее ценных военнослужащих, повысить уровень их профессиональной подготовки, определить их дальнейшее служебное предназначение и подготовить к продвижению по службе, а с другой — отсеять бесперспективных, нежелающих повышать свои знания, умения и навыки, желающих использовать нахождение в распоряжении для удовлетворения своих личных, не связанных с военной службой, потребностей.
Конечно, все вышесказанное должно быть четко закреплено в законодательных актах по вопросам прохождения военной службы и регламентировано в ведомственных инструкциях.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что нахождение военнослужащего в распоряжении соответствующего командира (начальника) для решения вопроса дальнейшего прохождения военнослужащим военной службы, можно рассматривать как один из этапов продвижения его по службе. Для однозначного понимания института нахождения в распоряжении необходимо внесение таких дополнений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и в Положение о порядке прохождения военной службы, которые бы предусматривали указание цели нахождения военнослужащего в распоряжении командира (начальника): для последующего увольнения с военной службы, для дальнейшего назначения на должность (в случаях, когда неясно окончательное служебное предназначение военнослужащего) и для последующего продвижения по службе (в случаях, когда военнослужащий зачисляется в распоряжение для подготовки к назначению на вышестоящую должность). Например, командир полка, состоящий в резерве к назначению на высшую должность, при наличии положительной аттестации и при отсутствии вакантной высшей должности, по истечении установленного срока пребывания в должности командира полка, зачисляется в распоряжение для последующего продвижения по службе. В то же время офицер, рекомендованный к продвижению по службе на должность командира полка, получит продвижение по службе без задержки. Без правовых и организационных проволочек получат продвижение по службе и несколько других офицеров по всей цепочке продвижения по службе.
В последних двух случаях, т.е. при зачислении военнослужащих в распоряжение для дальнейшего назначения на должность и для последующего продвижения по службе, необходимо установить, что таким военнослужащим денежное довольствие выплачивается в том же размере, какое им выплачивалось до зачисления в распоряжение.
Несколько слов необходимо сказать о выполнении специальных обязанностей военнослужащим, находящимся в распоряжении. Есть несколько различных правовых позиций по этому вопросу. Например, одна из них состоит в том, что действующее законодательство не содержит прямых запретов на привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, к выполнению специальных обязанностей*(17), т.е. военнослужащих, зачисленных в распоряжение, можно привлекать к несению боевого дежурства (боевой службе), службе в суточном и гарнизонных нарядах, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств*(18).
Другой, более правильной, на взгляд автора, является позиция, что для определения возможности привлечения к указанным видам службы военнослужащих, зачисленных в распоряжение, необходимо руководствоваться специальными правилами, установленными для данного вида службы (боевого дежурства, суточного наряда и т.д.), а также требованиями, предъявляемыми законодательством к личному составу, назначаемому (привлекаемому) к этому виду службы*(19).
Рассуждая в правильном направлении, указанные авторы все же делают неправильный вывод о том, что категории военнослужащих, которые могут быть назначены, например, дежурными по полку, определены в зависимости от воинских званий и от принадлежности к подразделениям полка. А верным выводом может быть только следующий: привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, т.е. не замещающих определенные воинские должности, к выполнению специальных обязанностей невозможно. Это доказывается следующим.
Во-первых, служебное положение военнослужащего, как и любого государственного служащего, определяется занимаемой им должностью. С помощью должности персонифицируется правовой статус государственного служащего (служебные обязанности и права, ограничения и запреты, ответственность)*(20).
Во-вторых, должностные и специальные обязанности имеют тесную связь, причем вторые непосредственно зависят от первых и невозможны без них. Например, Боевой устав РВСН предусматривает четкую зависимость возложения специальных обязанностей при несении боевого дежурства от воинской должности военнослужащего. Только занимающие определенные должности военнослужащие могут быть назначены соответствующими номерами в боевых расчетах дежурных сил. Назначение военнослужащих, находящихся в распоряжении, в состав боевых расчетов, т.е. возложение на них специальных обязанностей при несении боевого дежурства, указанным документом не предусмотрено.
Аналогичные требования содержатся и в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.
Так, ст. 283 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливает, что дежурный по полку назначается из офицеров управления полка и батальонов, командиров рот и им равных, т.е. возможность назначения офицера дежурным по полку зависит от занимаемой им воинской должности (не ниже командира роты), а не от воинского звания. Дежурным по полку может быть назначен как командир роты в воинском звании старшего лейтенанта, так и начальник связи полка в воинском звании майора, но не может быть назначен командир взвода в воинском звании капитана.
Статья 66 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что дежурный по гарнизону назначается из числа офицеров военной комендатуры или воинских частей гарнизона по воинской должности не ниже командира роты (батареи) и им равных, т.е. и здесь закреплен тот же правовой принцип, причем более явно.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что военнослужащий в любом воинском звании, зачисленный в распоряжение командира (начальника), т.е. не замещающий никакой должности, не может быть равен по должности ни командиру роты, ни какому другому должностному лицу и соответственно не может исполнять специальные обязанности.
В-третьих, о неразрывной взаимосвязи должностных и специальных обязанностей говорит и тот факт, что законодатель поместил их в одной статье — ст. 27 «Должностные и специальные обязанности» Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, отделив от общих обязанностей военнослужащих, указанных в ст. 26 названного Закона.
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, т.е. не замещающих определенные воинские должности, к выполнению специальных обязанностей невозможно.
Кроме того, необходимо поднять вопрос и о том, что некоторые командиры (начальники), в распоряжение которых зачислены военнослужащие, считают, что они имеют право привлекать таких военнослужащих к уборке территории и различных помещений, складов, парков воинской части, использовать офицеров для выполнения обязанностей солдат и сержантов и т.п. Необходимо твердо и четко сказать, что такие действия являются незаконными.
3. Подпункт «и» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы определяет, что при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, зачисляется в распоряжение командира (начальника) до его исключения.
По всей видимости, данная норма предназначается для тех случаев, когда военнослужащего, уволенного с военной службы, невозможно своевременно исключить из списков личного состава части в связи с необеспеченностью установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением (п. 16 ст. 34 Положения).
Однако, по мнению автора, данная норма является «мертвой» в связи с тем, что военнослужащего, освобожденного от воинской должности и уволенного с военной службы, можно зачислить в распоряжение, только отменив приказ об увольнении с военной службы*(21). Причем это может сделать в соответствии со ст. 13 Положения только должностное лицо, которое издало приказ об увольнении военнослужащего с военной службы.
У военнослужащего, уволенного с военной службы, совершенно иной правовой статус, чем у военнослужащего, находящегося в распоряжении. Поэтому неуволенного военнослужащего невозможно рассчитать по всем видам довольствия, так как нет основания (приказа по личному составу об увольнении) для издания приказа по строевой части об исключении из списков личного состава части.
К тому же повторное увольнение военнослужащего в случае отмены приказа об увольнении и зачислении его в распоряжение может быть позднее окончания срока его военной службы, а это прямое нарушение п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», устанавливающего, что военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы.
Кроме того, обычно срок, в течение которого невозможно произвести полный расчет с военнослужащим, небольшой: от нескольких дней до нескольких недель. А для оформления документов на отмену приказа об увольнении и зачислении военнослужащего в распоряжение, согласования документов, их пересылки, издания соответствующего приказа необходим достаточно длительный период времени. Поэтому должностное лицо, которое приняло решение об увольнении военнослужащего, еще не успевает принять решение об отмене приказа об увольнении военнослужащего и зачислении его в распоряжение, а военнослужащий уже обеспечивается положенными видами довольствия.
Наиболее правильным выходом из данного правового тупика было бы исключение из оснований зачисления в распоряжение подп. «и» п. 2 ст. 13 Положения и внесение дополнений в разд. III Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, согласно которым военнослужащим, уволенным с военной службы, при невозможности своевременного исключения из списков личного состава части, денежное довольствие выплачивается в полном размере по день их исключения.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, нахождение военнослужащего в распоряжении соответствующего командира (начальника) для решения вопроса дальнейшего прохождения военнослужащим военной службы, следует в первую очередь рассматривать как этап определения его дальнейшего служебного предназначения, в том числе и как этап продвижения его по службе. Для этого необходимо внести в нормативные правовые акты, регулирующие порядок прохождения военной службы, соответствующие изменения. Тогда нахождение военнослужащего в распоряжении перестанет быть «головной болью» соответствующих командиров, а для некоторых военнослужащих — источником дополнительных доходов и возможностью «правового издевательства» над командованием, а станет своего рода «фильтром» для военнослужащих, зачисленных в распоряжение.
Во-вторых, в исключительных случаях зачисление военнослужащих в распоряжение соответствующих командиров (начальников) может производиться

Указом Президента РФ ОППВС установлено, что военнослужащий в распоряжении подпадает под компетенцию начальника/командира военной части. Только командир ВЧ наделен полномочиями отдавать приказы и распоряжения заштатникам. С одной стороны, это нормативное требование регламентирует порядок нахождения армейца за штатом, но с другой - не дает необходимой конкретики, которая требуется при определении объема обязанностей служащего в каждом отдельном случае. По этой причине заштатник должен руководствоваться общей армейской обязанностью - выполнять приказы своего командира, а уже насколько правомерны такие распоряжения, и кто несет ответственность за их исполнение - это нужно определять, исходя из сложившейся ситуации, и руководствуясь положениями общевоинских уставов.

Кого и как выводят за штат

Зачисление работающего военнослужащего в распоряжение - это фактически снятие его с должности без окончательного увольнения. Таким правом наделены руководители, в полномочия которых входит назначение служащих на данную вакансию. Список должностных лиц, обладающих правом подписывать приказы по личному составу, утверждается Министерством обороны РФ.

Например, если начальник ВЧ назначил вас на должность инспектора финансово-экономического отдела ВЧ, то и вывести в распоряжение с этой должности может только этот руководитель в случае:

  • сокращения или освобождения от должности, ликвидации части;
  • регистрации уголовного дела по обвинению армейца;
  • нахождения в плену;
  • невозможности увольнения (декретницы, служащие до предоставления бесплатного жилья, если оно положено по закону).

В приказе на выведение за штат указывается срок, в который армеец обязан сдать свои дела и оружие. Дата выполнения этого пункта приказа считается сроком выведения в распоряжение.

Периоды нахождения за штатом:

  • при освобождении от выполнения должностных обязанностей - не более 3-х месяцев (на этот шаг руководство идет при понижении армейца в должности);
  • при сокращении – до 6-ти месяцев;
  • для обвиняемых - до момента вступления приговора по делу в законную силу;
  • для декретниц - до окончания декретного отпуска;
  • для тех, кто ждет квартиру - до момента предоставления жилья.

В течение указанного периода заштатнику выплачивается денежное содержание (ЕДВ) по последней должности и все положенные надбавки (кроме секретности). После истечения срока выплаты должны быть прекращены, а также принято решение о дальнейшем пребывании заштатника на военной службе.

В период нахождения за штатом армейцу запрещено устраиваться на гражданские должности, заниматься предпринимательством, и покидать пределы РФ. Если будет установлено нарушение этого запрета, то военнослужащего привлекут к материальной и административной ответственности.

Выведение армейца за штат считается процедурой с высоким риском возможного нарушения прав военнослужащего. В этой ситуации нужно выбрать максимально грамотную тактику поведения с командованием, чтобы не оказаться на гражданке без квартиры, пенсии и дополнительных социальных льгот.

Как служить за штатом

Армейцы, находящиеся в распоряжении, могут привлекаться к выполнению общих и специальных воинских заданий. Это значит, что на служащего возлагаются все обязанности, которые он выполнял по службе, кроме должностных полномочий.

Данное требование не распространяется на контрактников, которые находятся в отпуске, на лечении, содержатся под стражей.

Общие за штатом:

  • соблюдать ВЧ;
  • следовать правилам ношения формы;
  • выполнять приказы командира ВЧ;
  • соблюдать субординацию и порядок уставных ;
  • не нарушать .

Соответственно, если вас вывели за штат, вы все равно обязаны являться в военную часть, докладывать о своем прибытии начальнику/командиру ВЧ, и следовать Уставу. Неявка на службу может быть расценена командованием как нарушение воинской дисциплины, и заштатника привлекут к дисциплинарной ответственности за грубый проступок. За такое нарушение может быть применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по отрицательным мотивам (НУК).

Более того, заштатник может быть привлечен к уголовной ответственности, если не будет являться на службу более 10-ти дней.

Из реальных обязанностей, которые могут быть поручены распоряженцу - командировки, организация и участие в мероприятиях, не связанных с доступом к государственной тайне и оружию.

Выполнение специальных задач

Специальными армейскими обязанностями считаются:

  • хождение в наряды и караул;
  • дежурства;
  • участие в специальных операциях при чрезвычайных происшествиях и так далее.


Согласно обще-воинскому Уставу, каждый армеец должен выполнять эти обязанности по приказу командира. Однако есть ли такая обязанность у служащего, выведенного за штат? Эксперты в вопросах военного права единогласно утверждают, что нет.

Во-первых, заштатник не имеет право на ношение оружия. Если организованные специальные мероприятия допускают участие безоружных военнослужащих, то теоретически выполнение таких обязанностей может быть возложено на распоряженца, но на практике таких ситуаций не возникает. Более того, заштатнику запрещается выдавать чужое оружие, не закрепленное за ним приказом. В противном случае, любое ЧП с участием такого боевого оружия может стать причиной огромного количества неприятностей для командира ВЧ.

Во-вторых, после выведения за штат прекращается доступ армейца к секретным сведениям, государственной и военной тайне. Выполнение специальных задач невозможно без получения секретной информации, фактически заштатник не имеет права получать и использовать такие сведения для выполнения поставленных задач. Срыв мероприятий по вине отсутствия у их участника специальных допусков к информации - проблема для руководства.

Таким образом, очевидно, что привлечение распоряженца к исполнению специальных обязанностей грозит большими неприятностями для командования ВЧ, и именно поэтому в большинстве случаев военнослужащих за штатом обязывают выполнять только общие воинские требования.

Приглашаем обсудить проблемные вопросы службы за штатом и возможные пути защиты своих прав.

gastroguru © 2017