Торпедные катера типа г 5. Торпедный катер

Приветствую друзья на сайте ModelistRC и сегодня мы познакомимся с новинкой модельного мира торпедным катером Г-5 от компании merit, но прежде немного истории:

"17 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтфлота на основании акта осмотра поднятого со дна в Кронштадте английского торпедного катера обратился в Реввоенсовет с просьбой дать распоряжение о срочной постройке на наших заводах быстроходных катеров английского типа.

Вопрос был рассмотрен весьма быстро, и уже 25 сентября 1919 года ГУК сообщил в Реввоенсовет, что «ввиду отсутствия механизмов особого типа, до сих пор не изготавливаемых в России, постройка серии подобных катеров в настоящее время, безусловно, неосуществима». Тем дело тогда и кончилось.

Но вот в 1922 году глиссирующими катерами заинтересовалось и «Остехбюро» Бекаури. По его настоянию 7 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление наркомата по морским делам обратилось с письмом в ЦАГИ «в связи с возникшей потребностью для флота в глиссерах, тактические задания коих: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемет и две 45-см мины Уайтхеда, длина 5553 мм, вес 802 кг».

Кстати, В.И. Бекаури, не очень надеясь на ЦАГИ и Туполева, подстраховался и в 1924 году заказал французской фирме «Пиккер» глиссирующий торпедный катер. Однако по ряду причин постройка торпедных катеров за границей так и не состоялась. Зато Туполев рьяно взялся за дело.

6 марта 1927 года катер АНТ-3, позже получивший название «Первенец», отправили по железной дороге из Москвы в Севастополь, где он был благополучно спущен на воду. С 30 апреля по 16 июля того же года АНТ-3 проходил испытания.

На базе АНТ-3 был создан катер АНТ-4, развивший на испытаниях скорость 47,3 узла (87,6 км/ч). По типу АНТ-4 было начато серийное производство торпедных катеров, получивших название Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе им. Марти (бывший Адмиралтейский судостроительный завод). Стоимость катера составляла 200 тысяч рублей. Катера Ш-4 оснащались двумя бензиновыми двигателями «Райт-Тайфун», поставляемыми из США. Вооружение катера состояло из двух торпедных аппаратов желобкового типа для 450-мм торпед образца 1912 года, одного 7,62-мм пулемета и дымообразующей аппаратуры. Всего на заводе им. Марти в Ленинграде было построено 84 катера Ш-4.

13 июня 1929 года Туполев в ЦАГИ приступил к строительству нового глиссирующего дюралевого катера АНТ-5, вооруженного двумя 533-мм торпедами. С апреля по ноябрь 1933 года катер прошел заводские испытания в Севастополе, а с 22 ноября по декабрь — государственные испытания. Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг — катер с торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед — 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Завод им. Марти, начиная с V серии (первые четыре серии — это катера Ш-4), перешел на производство Г-5 (так назывались серийные катера АНТ-5). Позже Г-5 стали строить и на заводе № 532 в Керчи, а с началом войны завод № 532 эвакуировали в Тюмень, и там на заводе № 639 также приступили к строительству катеров типа Г-5. Всего был построен 321 серийный катер Г-5 девяти серий (с VI по XII, включая XI-бис).

Торпедное вооружение у всех серий было одинаково: две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах. А вот пулеметное вооружение постоянно менялось. Так, катера VI-IX серий имели по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА. Следующие серии имели по два 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, отличавшихся большей скорострельностью. С 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК.

Главным плюсом катеров Г-5 является скорость, не достижимая для других катеров. Глядя на данный катер приходят мысли о том что это не военная техника, а гоночный катер, который строили для побед в соревнованиях.

Поговорим о неудобствах использования катера по назначению: плохая мореходность (использовались при волнении не больше 3 баллов), покатая палуба затрудняла нахождение и передвижение экипажа вне кабины, сброс торпеды при скорости не меньше 17-20 узлов.
Но нисмотря на это торпедный катер Г-5 заслуживает уважения и гордость за отечество!

Риторический вопрос: а зачем тогда в СССР строили сотни глиссирующих торпедных катеров? Все дело в советских адмиралах, для которых британский Гранд-Флит был постоянной головной болью. Они всерьез думали, что британское Адмиралтейство будет действовать в 1920—1930-х так же, как в Севастополе в 1854 году или в Александрии в 1882-м. То есть британские линкоры в штиль и ясную погоду подойдут к Кронштадту или Севастополю, а японские линкоры — к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

И тут-то на вражескую армаду налетят десятки самых быстрых в мире торпедных катеров типа Ш-4 и Г-5. При этом часть их будет радиоуправляемыми. Аппаратура для таких катеров была создана в «Остехбюро» под руководством Бекаури.

В октябре 1937 года было проведено большое учение с применением радиоуправляемых катеров. Когда соединение, изображающее вражескую эскадру, появилось в западной части Финского залива, более 50 радиоуправляемых катеров, прорвав дымовые завесы, устремились с трех сторон на корабли противника и атаковали их торпедами. После учения дивизион радиоуправляемых катеров получил высокую оценку командования."

Вернёмся снова в реальность и приступим знакомиться с моделью. Что сказать про упаковку?! Фото не эффектное, размер коробки средний. Открывая крышку появляется волнение которое тебя торопит быстрей увидеть как и что там внутри, потому что фирма Merit малоизвестна и не имеет большого ассортимента моделей. Страна производитель конечно Китай и тут, появляется надежда увидеть великолепно изготовленные детали модели при том что на коробке нарисовано, что фототравление присутствует в наборе. Но в то же время другая половина тебя говорит: "А вдруг надежы напрасны?" И только сняв крышку с коробки и увидев, пусть даже за доли секунды, ты понимаешь эта модель мне подуше.


Прежде чем осматривать детали хочу поговорить о размере модели. Масштаб катера 35, это дает хорошие варианты для полёта творчества. Можно сделать диораму где используем и катер и военную технику. Ассортимент бронетехники в этом масштабе широкий и ограничен практически только Вашей фантазией) Длина катера составляет 545мм. Корпус катера состоит из днища и палубы. Осматривая днище модели впечатляешься проделанной работой над моделью. Расшивка корпуса выполнена на высшем уровне. Посмотрим все детали, которые входят в набор:





Деталей в набор входит конечно не много, но их качество порадует. Вообще детализирован катер вполне хорошо и дополнительно ничего не требует, только если тросы и антенны. Но изготовление данных мелочей не затруднит моделиста. Да, забыл сказать в набор входит подставка под собранный катер. Смысла сверять с чертежами размеры деталей, количество заклепок на листе расшивки НЕТ. Модель очень хорошая и точка. Инструкция конечно очень простая и местами додумай сам, но это мелочи, т.к. преодолев это ты получиш модель легендарного катера.
И так друзья хватит сидеть за компом и смотреть на картинки надо собирать модель!

И на последок видео распаковки модели:

Г-5 – первый советский торпедный катер

14 марта 1930 года был спущен на воду первый советский торпедный катер АНТ-3 «Первенец».

Андрей Николаевич Туполев известен у нас как великий авиаконструктор, и мало кто знает, что из-под его кульмана вышли не только первый советский тяжёлый бомбардировщик , но и первый советский торпедный катер .

Заказ на проектирование первого в нашей стране глиссера для речных флотилий Андрей Николаевич Туполев получил еще в 1920 году, и уже следующим летом на реке Москве начались испытания ГАНТ-1 – однореданного глиссирующего катера водоизмещением 1 т. с двигателем в 160 л. с., развивавшего скорость до 75 км/ч. Вслед за первым образцом последовал второй – с воздушным винтом, и, когда в начале 1923 года Наркомат по морским делам РСФСР поставил вопрос о создании отечественных глиссирующих торпедных катеров. Центральному аэрогидродинамическому институту не пришлось начинать на пустом месте. Задел оказался таким, что ученые и конструкторы ЦАГИ почти сразу же смогли предоставить эскизный проект и смету на постройку ГАНТ-3 – так назвали новый катер в институте. По ряду причин дальнейшую разработку катера. прекратили. И только 2 февраля 1925 года Наркомат по морским делам выдал уточненное задание на торпедный катер, вооруженный одним пулеметом и одной торпедой, со скоростью не меньше 50 узлов, водяным винтом и мореходностью до 3 баллов. Корпус корабля должен был иметь водонепроницаемые переборки и приспособления дл подъема на борт крейсера. Желательна также броневая защита сверху от мелких осколков и пуль.
Туполев представил на рассмотрение два эскизных проекта – большого мореходного двухмоторного катера с одной 533-мм торпедой и малого одномоторного катера с одной 450-мм торпедой, предназначенного для подъема на корабли. Выбор пал на первый, но без утяжеляющих конструкцию переборок и с временным приспособлением для установки 450-мм торпеды. 30 июля 1925 года ЦАГИ приступил к изготовлению ГАНТ-3 , названного "Первенцем" (100). Доставленный по железной дороге в Севастополь, он 17 марта 1927 года был спущен на воду.
На испытаниях катера, продолжавшихся 4 месяца, обнаружили ряд конструктивных недостатков. Так, в кормовой части днища первоначально была установлена на петлях плоскость, угол атаки которой изменялся вертикальными винтами с маховиками. На испытаниях эта плоскость из-за ударов о камни и дно быстро оторвалась, и Туполев больше никогда не ставил на свои катера такого устройства. Оказалось также, что при волнении и ветре в 3-4 балла открытую рубку сильно заливало водой, а корпус испытывал резкие сотрясения, ударяясь днищем о воду. Катер к тому же плохо управлялся на заднем ходу, а прицельно стрелять из пулемета при скорости выше 30 узлов было практически невозможно. Но в целом "Первенец" оправдал ожидания проектировщиков: моторы работали безукоризненно, равно как приборы управления, а также электро– и радиооборудование. Можно было считать вполне удовлетворительными управляемость на переднем ходу, реверс, торпедную стрельбу и мореходность при волнении до 3 баллов. Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности.
16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море.
B соответствии с этой программой уже 12 декабря 1926 года Техническое управление Наркомата по военным и морским делам предложило ЦАГИ создать новый, более совершенный, чем "Первенец", катер. При проектировании ГАНТ-4 (впоследствии названного "Туполев ") конструкторы учли недостатки, выявленные при испытаниях ГАНТ-3 . Так, на новом катере упразднили стабилизатор для регулировки угла атаки, увеличили развал носовой части, усилили корпус, приняли меры против коррозии кольчугалюминиевой обшивки, командирскую рубку сделали закрытой. Вооружение состояло из двух 450-мм торпед и одного пулемета.
ГАНТ-4 строили в Москве, в мастерских ЦАГИ , и спустили на воду в Севастополе 3 сентября 1928 года. И пока на Черном море шли испытания головного образца, на Балтике велась усиленная подготовка к серийному производству новых катеров. Первый из них, катер типа Ш-4 (101), спустили на воду 1 октября 1928 года, а 21 ноября его включили в списки флота. Прошло еще совсем немного времени – и флот стал быстро пополняться современными торпедными катерами. За четыре года их было выпущено 56 единиц, и это позволило сформировать соединенмий торпедных катеров на Балтике в 1928 году, на Черном море в 1929-м и на Тихом океане в 1939 году.


Пока промышленность осваивала выпуск серийных Ш-4, туполевский коллектив в ЦАГИ приступил к проектированию нового, более совершенного катера с двум отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами, названного Г-5 (глиссирующий № 5). Задание на такой корабль было выдано ЦАГИ 29 июня 1928 года, а уже через год – 13 июня 1929 года – начали строить опытный образец ГАНТ-5. Поскольку у нового катера обводы были почти такими же, как у ГАНТ-4, корпус изготовили сравнительно быстро, но потом дело застопорилось: подвели моторостроители. Пришлось экстренно закупить тысячесильные авиационные моторы Изотта-Фраскини, а затем приспосабливать их к работе в морских условиях. Поэтому катера отправили в Севастополь только 15 февраля 1933 года, а испытания затянулись до последних чисел декабря. Но зато результаты были получены выдающиеся...


Максимальная скорость без нагрузки составила 65,3 уз. Максимальная скорость в полной боевой нагрузке – 58 узлов. Мореходность была выше, чем у катеров типа "Туполев". Корпус ведет себя хорошо, нет вибрации, устойчив на курсе как без нагрузки, так и с торпедами и при различном состоянии моря (проверен до четырех баллов)... Комиссия считает, что настоящий торпедный катер является лучшим из существующих у нас как по вооружению, так и по техническим свойствам, и рекомендует его для серийной постройки..."
Скоростные характеристики катеров. шедших в серии, были скромнее, так как на них вместо двух моторов по 1000 в. с. стояли отечественные ГАМ-34 конструкции Микулина мощностью по 850 л. с. Испытания серийного Г-5 завершились в январе 1934 года, после чего начались поставки флоту легких торпедных катеров. За годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) наша промышленность их выпустила 137, а к началу Великой Отечественной войны из 269 торпедных катеров, находившихся в строю, львиная доля приходилась именно на Г-5 , которые строились до 1944 года.
В процессе эксплуатации эти катера непрерывно модернизировались, повышались мореходность, прочность, живучесть и надежность. Совершенствовались и методы их боевого использования. Если в предвоенные годы торпедные катера считались составной частью ударной силы флота, предназначенной для уничтожения надводных боевых кораблей и транспортных судов противника в прибрежных водах, то война поставила перед катерниками множество новых задач. Экипажи торпедных катеров несли дозорную службу, конвоировали транспортные суда, ставили активные минные заграждения во вражеских водах, высаживали десанты, вели борьбу против подводных лодок и тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой и необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И наконец, обстреливали ракетами немецкие и румынские корабли и даже аэродромы.



При разработке операции по высадке десанта в Новороссийске торпедным катерам бригады поставили задачу уничтожить батареи и доты на новороссийском молу. И вот в ночь на 10 сентября 1943 года через 1 минуту 15 секунд после первого артиллерийская залпа наших кораблей советские катера выпустили торпеды... "Почти одновременный удар семи торпед по молу так тряхнул его, – вспоминал Проценко, – что малокалиберные автоматические пушки и пулеметы слетели с треног и очумевшие фашисты свалились с ног. А взрывы торпед, выпущенных под основание самого мощного дота на оконечности мола, разрушили его так, что тяжелая броневая плита придавила весь расчет. Уцелевшие фашисты не успели прийти в себя, когда на них навалились наши моряки-автоматчики.
Не менее интересным и необычным было боевое применение первых в истории ракетных катеров, которые начали поступать в бригаду летом 1943 года. На этих кораблях не было торпед, вместо них на удлиненной рубке устанавливалась пусковая установка с подвешенными к ней 132-мм реактивными снарядами.
В ночь на 11 июня 1943 года три ракетных и два торпедных катера вышли к Новороссийску, чтобы подавить вражескую четырехорудийиуюбатарею, досаждавшую нашим войскам и кораблям на Южной Озерейке. Скрытно заняв исходную позицию. катерники дождались, когда летчики сбросят осветительные бомбы, после чего к берегу на полном ходу устремились два торпедных катера, чтобы вызвать на себя огонь вражеских орудий. Как только в 2 часа 18 минут прогремели первые выстрелы, ракетные катера дали пристрелочный залп, я легший у кромки берега, а потом небо прочертили десятки оранжево-красных хвостов от реактивных снарядов. На берегу взметнулись к небу огненные столбы, заполыхало пламя. Через несколько дней сдавшийся в плен румынский офицер рассказал, что снаряды "катюш" падали с большой точностью От их разрывов взлетели в воздух штабеля заготовленных для стрельбы боеприпасов. В результате три из четырех орудий были выведены из строя и почти вся прислуга уничтожена.
В ночь на 28 августа четыре ракетных катера совершили огневой налет анапский аэродром, а три дня спустя эти же ракетоносцы, находясь в дозоре, огнем своих установок сумели рассеять девять вражеских катеров.

Г-5 продолжили службу и после войны. Благодаря немагнит ному корпусу, они использовались при разминировании полей мин магнитно-контактного действия.

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР пять катеров этого типа.

Смотрите также:

Предыдущие дни в русской истории :

Длина готовой модели: 38 см
Количество листов: 10
Формат листов: A3

Описание, история

Торпедные катера типа «Г-5» - проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах.

История проектирования

29 июня 1928 года ЦАГИ было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами. 13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у Ш-4 . Промышленность не смогла обеспечить проект необходимой силовой установкой, в связи с чем пришлось закупать двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с.

Торпедные катера типа «Г-5»
Основная информация
Тип
Государство флага СССР , ,
Финляндия,
КНДР
Верфь завод № 194
Строительство начато 1933-1944
Параметры
Тоннаж 15 тонн
Длина 19,0 м
Ширина 3,3 м
Осадка 1,2 м
Технические данные
Силовая установка 2 двигателя АМ-32
Винты 2 трёхлопастных винта
Мощность 2 х 850 л. с.
Скорость 51 узел полная

31 узел крейсерская

Экипаж 6 человек
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 2x533-мм кормовых ТА
Зенитное вооружение 2x7,62-мм пулёмета ДА

История строительства

Катер отправили в Севастополь на испытания только 15 февраля 1933 года. Во время испытаний катер без вооружения достиг скорости 65,3 узлов, а в полной боевой нагрузке - 58 узлов. Однако, на серийные катера стали устанавливать отечественные двигатели (2 х 850 л. с. вместо 2 х 1000 л.с. на опытном образце). Испытания первых серийных катеров завершились в январе 1934 года. Стрительством занимался завод имени Андре Марти (завод № 194) в Ленинграде . Всего было построено свыше 300 единиц всех серий.

Конструкция

Материал корпуса - дюралюминий. Килевая балка коробчатой формы, 10 шпангоутов - закрытые профиля. Обшивка крепилась с помощью заклёпок.
4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 5 отсеков: I - форпик; II - моторный; III - отсек управления; IV - топливный; V - жёлобные торпедные аппараты (ТА). Экипаж по штату - 6 человек (практически иногда доходил до 11 человек).
Два полубалансирных руля. Переднее смотровое стекло бронированное.

Силовая установка

Два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм. Для бесшумного хода выхлоп мог переключаться на подводный.
Могли поддерживать максимальную скорость в течение 15 минут, полную - 1 час, экономическую - 7 часов.
Горючее - бензин Б-74 или смесь из 70 % Б-70 и 30 % спирта .
Электроустановка - две динамомашины постоянного тока мощностью по 250 Вт каждая.

1 сентября 1934 года в мастерских ЦАГИ заложили Г-6 (увеличеный Г-5) - который должен был стать головным катером. Но в серию он не пошел.

Боевое применение

1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна Santo Tome в Картахену прибыли четыре Г-5 , где их встречал Н. Г. Кузнецов (тогда еще советский военно-морской атташе в Испании). Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны.
На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.
На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине. Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве. На перехват им вышли 4 торпедных катера. Описание развития дальнейших событий разнятся в зависимости от того, кто их описывает. Подтверждённым фактом является то, что немецкие корабли ушли и больше для обстрела советских войск на Саарема не участвовали.
В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта, постановка минных заграждений, доставка грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника.

5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника - 2 ТКА ((№111, №163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, 3 (№54, №64, №141) - финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 г. возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были вовремя обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнем (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.

В октябре 1922 года на своем V съезде по рекомендации В. И. Ленина РКСМ принял решение о шефстве над Военно-Морским Флотом Страны Советов. В обращении съезда говорилось: «Комсомольцы и краснофлотцы под одним знаменем будут творить одно и то же дело — строить Советскую Республику и защищать ее берега».

В трудные годы было принято это решение. Только что окончилась гражданская война. Всюду царила разруха. В особенно тяжелом положении находился флот: большинство кораблей потоплено или законсервировано. Необходимо было в кратчайшие сроки восстановить Военно-Морской Флот страны. Несмотря на жесточайшие лишения, весь народ взялся за эту титаническую работу. Со всех сторон шли сообщения о массовых сборах средств, продовольствия, строительных материалов в фонд Красного Флота. День ото дня крепнувшая промышленность молодой Советской Республики наращивала его мощь. Флот был восстановлен. Проведенные одна за другой три комсомольские мобилизации дали ему прекрасное пополнение. Девять тысяч комсомольцев решили посвятить всю свою жизнь служению на флоте. Многие из них стали впоследствии известными флотоводцами.

Славные традиции шефства Ленинского комсомола над Военно-Морским Флотом нашли свое героическое продолжение в грозную годину Великой Отечественной войны. В 1942 году в стране зародилось патриотическое движение: сбор средств в фонд обороны Родины. Миллионы советских людей от мала до велика передавали свои сбережения, ценности на производство вооружения для армии и флота. Одними из инициаторов этого всенародного движения стали комсомольцы Кировской области — шефы балтийских моряков. На одной из встреч с ними в блокадном Ленинграде они выступили с обращением провести сбор средств на постройку боевых торпедных катеров для балтийской бригады.

Призыв кировчан был подхвачен по всей стране. И уже в апреле 1943 года балтийцы получили первые катера, построенные на собранные средства: «Алтайский комсомолец», «Пионер Алтая», «Молодой алтаец», «Барнаульский комсомолец», «Комсомолец Ойротии». Вслед за ними прибыли катера «Алтаец», «Бурнакский колхозник», «Кировский комсомолец», «Ленинский речник», «Пензенский пионер», «Тамбовский комсомолец», «Тюменский рабочий». Командирами этих маленьких, но грозных кораблей назначили молодых офицеров. В сентябре 1943 года «алтайские» торпедные катера в одном из дерзких рейдов открыли счет своим боевым победам. На митинге после возвращения на базу личный состав обратился с письмом к комсомольцам Алтайского края. Были в нем и такие слова: «Дорогие товарищи! Торпедные катера «Молодой алтаец», «Пионер Алтая», «Герой Советского Союза Федя Фомин» и «Барнаульский комсомолец», построенные на ваши средства и переданные нашему соединению, вступили в строй и начали боевую работу. От всей души благодарны вам за боевой подарок, на который вы не жалели сил и средств. Мы обещаем, не щадя ни крови, ни самой жизни, бить в море немецко-фашистскую сволочь. Корабли, что вы нам подарили, открыли счет мести...»

Моряки всегда докладывали своим шефам о боевых успехах. Ведь в победах катерников была доля труда комсомольцев и молодежи, работающей в тылу. Например, на Тамбовщину выезжала делегация балтийцев, которую возглавлял старший лейтенант Фруль, потопивший в 1943 году на торпедном катере «Алтаец» сторожевой корабль и два тральщика. Моряки выступали на заводах, в колхозах и школах с рассказами о своих фронтовых делах. Им было о чем рассказать...

Утром 2 ноября 1943 года отряд кораблей, в который входили два катера, построенные на средства комсомольцев, встретил в море восемь крупных вражеских тральщиков. Стремительными атаками наших торпедных катеров пять кораблей было потоплено, два подорвано и только одному удалось спастись бегством.

Особенно больших успехов добились балтийские моряки во второй половине войны, когда под могучими ударами Советской Армии гитлеровские полчища стали откатываться из Прибалтики на запад и флот вышел на оперативные просторы...

В ночь на 29 мая 1944 года четыре торпедных катера, в числе которых были «Молодой алтаец» (лейтенант Н. М. Задоя) и «Комсомолец Ойротии» (лейтенант Б. В. Кривошеин), атаковали три фашистских тральщика и потопили их.

Через несколько дней группа торпедных катеров атаковала вражеский отряд почти из 30 кораблей и потопила три тральщика. Израсходовав торпеды, командир группы катеров Герой Советского Союза А. Г. Свердлов вызвал подкрепление и навел его на врага. Прибывшие на место боя пять торпедных катеров, среди которых были опять «Молодой алтаец», «Комсомолец Ойротии», а также «Алтаец», сразу атаковали отчаянно отстреливающиеся фашистские корабли и уничтожили еще три тральщика типа М-1...

И так день за днем, неделя за неделей. Эскадренные миноносцы, сторожевые корабли, тральщики и крупные фашистские транспорты с войсками идут ко дну от метких ударов балтийских торпедных катеров, построенных на сбережения комсомольцев и молодежи.

30 июля 1944 года в бригаду торпедных катеров прибыла делегация комсомольцев Тамбовской области для торжественной передачи катеров, построенных на средства комсомольцев Тамбовщины. «Сегодня, — сказали они, — мы вручаем вам построенные на наши средства торпедные катера. Пусть они будут в ваших умелых руках грозным оружием для врага. Пусть они помогут приблизить час окончательного разгрома и уничтожения проклятых гитлеровских орд». Исключительную отвагу и мужество проявили моряки-катерники в боях с фашистскими кораблями при высадке десантов на побережье Прибалтийских республик и на острова Моонзундского архипелага в тяжелых условиях зимы 1944/45 года, когда катерам пришлось действовать в очень сложной обстановке.

Еще яростней и отважней сражались балтийцы в последние месяцы войны, стремясь приблизить ее окончание.

13 февраля 1945 года семь катеров под командованием капитана III ранга Е. В. Осецкого совершили тяжелейший изнурительный двухсотмильный поход в штормовых зимних условиях, и уже в ночь на 14 февраля три из них, среди которых был и катер «Пензенский пионер» (лейтенант В. А. Бушуев), вышли на боевое задание к гавани Лиепаи. Зажженные у подхода буи указывали на то, что враг ожидает прибытия подкрепления или готовит выход кораблей из порта. Катера застопорили ход почти у самых ворот. Вдруг на расстоянии всего 20-25 кабельтовых показались фашистские корабли конвоя и транспорты. Катера стремительно ринулись в атаку и пустили ко дну два огромных транспорта.

Сторожевые корабли врага вели ожесточенный огонь по нашим катерам. Около 40 минут они преследовали их, пытаясь отрезать отход, но наши моряки ускользнули от неприятеля...

Все ближе был желанный День Победы. Вместе с Советской Армией на юг Балтики продвигались и наши торпедные катера, перебазируясь в занимаемые советскими войсками прибрежные немецкие города.

Они пронесли свои вымпелы от Ленинграда до датского острова Борнхольм, приняв участие в освобождении его от фашистских захватчиков. За годы войны балтийские катерники уничтожили свыше 100 вражеских кораблей и транспортов. Многие из них значатся на славном боевом счету экипажей торпедных катеров, построенных на средства комсомольцев и молодежи нашей страны.

М. ФАРАФОНОВ, Ленинград

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР ТИПА Г-5

Молодой лейтенант Степан Осипович Макаров, впоследствии знаменитый адмирал, за год до начала русско-турецкой войны 1877-1878 годов предложил применить против кораблей турецкого флота минные катера. Их перевозили на быстроходных пароходах, а при подходе к противнику спускали на воду. Сначала катера вооружали шестовыми минами, а затем, по совету С. О. Макарова, стали использовать самодвижущиеся мины-торпеды.

14 января 1878 года ночью минные катера «Чесма» и «Синоп», вооруженные торпедами, под командованием С. О. Макарова атаковали турецкий военный пароход «Интибах», стоявший на батумском рейде, и потопили его. В истории военно-морского флота это первое боевое применение торпеды (мины Уайтхеда). Тем самым было положено начало развитию торпедных катеров как самостоятельного класса боевых кораблей. В годы первой мировой войны применялось уже несколько разновидностей представителей будущего «москитного флота». Однако по-настоящему совершенные конструкции были спущены на воду только в тридцатые годы, когда появились высокооборотные легкие авиационные двигатели большой мощности.

В ноябре 1928 года в составе Балтийского флота был образован первый дивизион торпедных катеров отечественной постройки. Эти глиссирующие катера Г-5, спроектированные конструкторским бюро А. Н. Туполева, к началу сороковых годов являлись лучшими торпедными катерами в мире.

Основное назначение катеров типа Г-5 состояло в ведении торпедных атак в стесненных прибрежных районах и при плохой видимости. Катер имел глиссирующий однореданный алюминиевый корпус клепаной конструкции с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах. Для теоретического чертежа корпуса характерны плавные образования скуловой линии до редана, расположенного на 6-м шпангоуте, и большой развал носовых шпангоутов. Это обеспечивало длительную скорость хода, не менее 40-45 узлов, при умеренном волнении и кратковременное ее увеличение до 55 узлов. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В носовой части располагались крышки люков форпика и машинного отделения, на горловине устанавливали турельный пулемет ДШК. На некоторых катерах этого типа пулемет переносился за ходовую рубку.

По бортам носовой части размещались два вентиляционных дефлектора машинного отделения, на люковине которого по обе стороны от диаметральной плоскости тянулись шкафутные брусья-поручни и световые люки.

В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели ДШК. У выреза торпедных желобов крепились баллоны сжатого воздуха для сбрасывания торпед.

В 1942 году на Черноморском флоте впервые были успешно применены катера типа Г-5, оснащенные реактивными системами залпового огня («катюши»). Они послужили прообразом современных ракетных катеров, приоритет в создании которых принадлежит нашей стране.

Л. КАТИН

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Длина наибольшая (Lнб), м — 20
Ширина наибольшая (Bнб), м — 3.5
Осадка (без хода) в полном грузу (Т), м — 0,6
Водоизмещение полное (D), т — 17
Двигатели — 2X1250 л. с, бензиновые ГАМ-38ФН
Гребных винтов — 2
Скорость хода наибольшая, узл. — 54—56
Экипаж, человек — 6
Вооружение:
торпеды калибра 533 мм — 2
пулеметы ДШК калибра 12,7 мм — 2

Знаменитый советский авиаконструктор А.Н. Туполев в конце 20-х годов получил приказ о необходимости разработки мощного военного катера, снабжённого сразу несколькими торпедными установками. Предполагалось создание с мощным вооружением и с минимальной дальностью хода, так как в теории судно должно было на постоянной основе находиться у берегов СССР. Именно с таких торпедных катеров берет свое начало советское развитие военно-морского флота.

История создания

В течении всего полугода катер был спроектирован и сразу же, специально созданный отдел ЦАГИ начали его строительство. Так как организация не имела подобного опыта и не смогла обеспечить проект необходимыми комплектующими, было принято решение о сторонней покупке. Именно из Италии прибыли первые двигатели под названием Изотта-Фраскини. В середине 1930-ых годов на Черное море отравляют на испытание первый катер. При полной боевой готовности катер достиг скорости около 37 узлов, при весе менее 10 тонн. Результатом испытаний стало выявление недостаток в виде малой скорости и соответственно плохой манёвренности. Также перед ЦАГИ была поставлена задача исправить следующие недочеты:

  • Качество покраски, в контакте с морской водой стала образовываться коррозия металла;
  • Рубка управления открыта, подвергалась заливанию водой;
  • Возникновение каверн на гребне винта, не позволяющей развить максимально предельную скорость.

ЦАГИ провела работу по изменению и устранению всех недочетов и вновь пустила на воду новый торпедный катер. Результат не заставил себя долго ждать и уже руководство наслаждалось гонкой между ново-созданным советским торпедным катером типа Г-5 и английским который брали за основу создание. Советский торпедный катер показал самые наилучшие результаты, развил скорость 56 узлов, и даже обогнал соперника, что не могло не обрадовать руководство ЦАГИ.

В 1934 году ленинградский завод Андре Марти получает заказ на производство свыше 300 единиц торпедных катеров. Моряки были довольны скоростными характеристиками катера, но боевое вооружение в виде нескольких пулеметов с калибром в 450 мм считалось устаревшим даже на тот момент. Было принято решение снабдить катер торпедами 533 мм, с присвоением номера АНТ-5. Производство следующей серии надолго затянулось из-за медленной поставки оборудования. После внесенных небольших изменений и прохождения испытаний, было принято решение изменить номер на Г-5, что означало «Глиссирующий катер 5-ой модели».

Конструкция торпедного катера

Материал корпуса изготовлен из сплава на основе алюминия с добавлением магния, марганца и меди. Корпус состоял из пяти отсеков – отсек управления, топливный, крайний носовой, моторный отсек и конечно же установка из торпедных аппаратов. Катер на своем борту вмещал максимально 11 человек, хотя документально по штату было рекомендовано, всего 6. Смотровое стекло было изготовлено из брони и на панели управления расположились два полубалансирных руля, также пара компасов, тахометры, термометр, аварийный контакт, столик с картами, прибор управления газом, а также ручной пулемёт для стрельбы. В установленный комплект помимо всего перечисленного многообразия, входили машины с постоянным током, производимой мощностью 250 ват, ламповый прожектор, два аккумулятора, радиостанция приемопередающая работая на дальность до 20 миль. Установленные две торпеды считались главным оружием на катере. На их месте была возможность размещать любое вооружение, например, вместо торпеды возможно было разместить четыре мины.

Модель торпедного катера с реактивной установкой

Торпедный катер типа Г-5 мог поддерживать в течении 15 минуть скорость до 51 узла. Для заправки катера использовали бензин.

Всего было выпушено 9 серий катеров данного типа. Основные различия между ними крылись в толщине обшивки, запасе топлива, двигателе и вооружении.

В 37 году прошлого столетия состоялась передача торпедных катеров типа Г-5 . Сделано это было из-за небольшой дальности плавания, которой не хватало для значительным водных границ СССР.

Позже данные торпедные катера успели поучаствовать не только в Великой Отечественной войне, но и в Корейской, которая в последующем для них оказалась последней. Впоследствии было принято решение уничтожить все имеющиеся катера. В Крыму, Латвии, Балтийске и Очакове были установлены памятники в честь памяти конструкторов торпедных катеров серии Г-5.

gastroguru © 2017