Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени алексеева. История советских судов на подводных крыльях Бюро по судам на подводных

ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева специализируется на создании скоростных кораблей и судов различного назначения с 1941 года. Проекты пассажирских судов на подводных крыльях обеспечили качественный скачок скорости перевозки пассажиров. Наряду с созданием судов гражданского назначения ЦКБ работает над проектами скоростных кораблей для Военно-морского флота и Пограничной службы ФСБ России. Спроектированы и построены катера на подводных крыльях и воздушной каверне.В результате интенсивной работы по созданию перспективных транспортных средств с нетрадиционными принципами движения отработаны технические решения, опережающие мировой уровень развития скоростного судостроения. Для ВМФ России созданы экранопланы: транспортно-десантный «Орленок» и ракетный «Лунь», в настоящее время создается экраноплан «Спасатель».Построенные экранопланы не имеют аналогов в мировой практике. На базе накопленного опыта при создании экранопланов в ЦКБ разработаны принципиально новые скоростные суда - транспортно-амфибийные платформы. Каждый из типов разрабатываемых ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева скоростных судов и катеров отличает высокая надежность (достаточно сказать, что СПК «Метеор» строятся без изменения конструкции и пользуются спросом около 40 лет, а морские СПК «Комета» в Средиземноморье служат по 25 и более лет. Основными направлениями совершенствования создаваемых нашим КБ судов и катеров является повышение скорости и мореходности.

Многолетние успешные работы предприятия над транспортными средствами с нетрадиционными принципами движения позволяют расширить диапазон предлагаемых скоростных транспортных средств аппаратами, пригодными для круглогодичной эксплуатации над водной, ледовой, заснеженной, заболоченной поверхностями, в условиях бездорожья и отсутствия причалов.
Научно-технический потенциал ЦКБ по СПК позволяет создать:
-суда и катера на подводных крыльях для перевозки пассажиров и грузов, патрульные, ракетные, спасательные, водоизмещением от 6 до 400 тонн со скоростями до 70 узлов.
-суда и катера с воздушной каверной на днище improving: однокорпусные и катамараны; пассажирские, грузовые, патрульные, ракетные, служебно-разъездные, спасательные и другие водоизмещением от 6 до 1250 тонн со скоростями движения до 60 узлов;
-экранопланы для перевозки пассажиров и грузов, ракетные, патрульные, десантные водоизмещением (полетной массой) от 1,5 до 600 тонн со скоростями от 120 до 600 км/час;
-транспортно-амфибийные платформы для круглогодичной доставки грузов и пассажиров по воде в условиях бездорожья и мелководья; водоизмещением от 30 до 600 тонн со скоростью 200-250 км/час.
Наши конкретные предложения по пассажирским и грузовым судам, быстроходным транспортным средствам для несения патрульно-пограничной и сторожевой службы включают:
-суда на подводных крыльях;
-глиссирующие катера в том числе и на воздушной каверне;
-катера с гидродинамической воздушной подушкой;
-экранопланы.

Ул. Свободы, 51

Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева - ведущее советское и российское предприятие в области проектирования экранопланов , судов на подводных крыльях (СПК) , судов на воздушной каверне (СВК) , судов на воздушной подушке (СВП) , катеров . Основано 17 апреля 1951 года.

История предприятия

История Центрального Конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева неразрывно связана с лауреатом Сталинской и Ленинской премий, доктором технических наук Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым . Ещё во время обучения на кораблестроительном факультете Алексеев заинтересовался идеей повышения скорости на воде и пишет свой дипломный проект по теме «Глиссер на подводных крыльях». Во время Великой Отечественной войны Алексеев получает направление на завод «Красное Сормово » для работы в ОТК по приёмке танков Т-34. В короткие минуты отдыха между проверками и испытаниями танков на полигоне, Алексеев испытывает на реке свою модель судна на подводных крыльях (СПК). 10 октября 1941 года Ростислав Алексеев направляет проект глиссера народному комиссару ВМФ Н. Г. Кузнецову . Ответ пришёл в конце ноября: «Предлагаемая вами схема глиссера на ПК является неприемлемой, так как выбранная конструкция в основе своей ничем не отличается от уже ранее испытанных и обречённых на неудачу». Алексеев перепроверяет все расчёты и готовит новую модель катера. Тем временем, в 1942 году, его направляют работать в конструкторский отдел. Главный конструктор завода В. В. Крылов и директор завода Е. Э. Рубинчик заинтересовались его проектом и разрешили ему работать над созданием катера на подводных крыльях по три часа в день, а чуть позже и целый день. В начале 1943 года специально для этих исследований создаётся новое подразделение конструкторского бюро завода Красное Сормово под названием «Гидролаборатория» .

«Меня так вдохновила забота о моём проекте, это был такой могучий заряд уверенности в необходимости задуманного, что его хватило на десятилетия. Ведь подумать только, ещё в разгаре война, всё подчинено лозунгу «Всё для фронта!», каждая пара рук на счету, а люди думают о завтрашнем мирном дне»
Р. Е. Алексеев.

В 1943 году в гидролаборатории начали разрабатывать и строить первый двухместный катер проекта А-4. В ноябре 1943 года были проведены его испытания. Увидев положительные результаты испытаний руководство завода выделило для научно-исследовательской гидролаборатории (НИГЛ) новое более просторное помещение. Алексеев был назначен её руководителем. В 1944 году разрабатывается проект КПК А-5 общей длиной 5 м. В 1945 году проходят его испытания, в результате которых удалось достичь скорости 85 км/ч и гидродинамического качества около 10. Чтобы показать возможности СПК и привлечь внимание к разработкам лаборатории Алексеев, в 1945 году, поплыл на катере КПК А-5 по Оке в Москву, в Наркомат судостроительной промышленности . После этого гидролаборатории было поручено разрабатывать подводные крылья для торпедного катера проекта 123 и провести испытания в Севастополе летом 1948 года. К 1947 году специалистами лаборатории был разработан оптимальный профиль подводного крыла – плосковыпуклый сегмент. Также в лаборатории был построен бассейн, который позволял проводить испытания круглогодично. Благодаря этому во второй половине 1947 года была разработана новая схема судна на малопогружённых подводных крыльях А-7, которая стала прообразом речных пассажирских СПК. По этой же схеме был сделан торпедный катер 123К. В ходе испытаний проводившихся летом 1948 года, было выявлено, что несмотря на то, что катер достигал скоростей в 110 км/ч, он имел незначительное гидродинамическое качество (около 7), что было обусловлено самой конструкцией корпуса катера. В дальнейшем в лаборатории проводились исследования в области улучшения формы корпуса судна, а также разрабатываются методики расчёта разных движителей. .

Несмотря на занятость торпедными катерами, Алексеев в инициативном порядке разрабатывает в 1949 году проект первого речного пассажирского судна на малопогружённых крыльях. Оно должно было вмещать 60 пассажиров и развивать скорость 60 км/ч. Самоходная модель судна подтвердила данные проекта и в дальнейшем проводились мероприятия по улучшению его характеристик. В 1951 году Алексееву и его ближайшим помощникам была присуждена Сталинская премия за разработку проектов торпедных катеров .

Несмотря на очевидную необходимость выпуска скоростных пассажирских судов на подводных крыльях, у завода «Красное Сормово» не было средств на разработку и постройку корабля, а хождение по министерствам с целью выбивания средство на это дело наталкивалось на стену непонимания чиновников и не приносило никаких результатов. Наконец в середине 1950-х годов правительство страны дало установку на развитие скоростного речного транспорта. Во второй половине 1955 года министр речного флота Зосима Алексеевич Шашков посетил завод «Красное Сормово» и ознакомился с работами ЦКБ-19. Зосима Алексеевич пообещал оказать помощь и поддержку коллективу КБ .

Разработанные проекты .

Суда на подводных крыльях

  • Комета-Beta - морское пассажирское СПК
  • Комета - морское пассажирское СПК
  • Циклон-М - морское пассажирское газотурбинное СПК
  • Колхида - морское пассажирское СПК
  • Олимпия-М - морское пассажирское СПК
  • Олимпия-2000 - морское пассажирское СПК
  • Метеор - речное пассажирское СПК
  • Восход - речное пассажирское СПК
  • Полесье - речное пассажирское СПК
  • Ласточка - речное пассажирское СПК
  • Дельфин-1 - морской пассажирский катер на подводных крыльях
  • Дельфин-5 - морской пассажирский катер на подводных крыльях
  • Дельфин-6 - морской пассажирский катер на подводных крыльях
  • Дельфин-7 - морской пассажирский катер на подводных крыльях
  • Волга - пассажирский катер на подводных крыльях
  • Спутник - речное пассажирское СПК
  • Вихрь - морское пассажирское СПК
  • Чайка - речное пассажирское СПК
  • Беларусь - речное пассажирское СПК
  • Ракета - речное пассажирское СПК
  • Буревестник - речное пассажирское СПК
  • Аллегро - морское пассажирское СПК
  • Антарес - морское патрульное СПК

Суда на воздушной каверне

  • Линда - речное пассажирское судно на воздушной каверне
  • Веста - речное пассажирское судно на воздушной каверне
  • Оникс - пассажирское судно на воздушной каверне
  • Андромеда - морской пассажирский катамаран на воздушной каверне
  • Гемма - морской пассажирский катамаран на воздушной каверне
  • Гермес - морское пассажирское судно на воздушной каверне
  • Импульс-400 - морской пассажирский катамаран на воздушной каверне
  • Персей - морской пассажирский катамаран на воздушной каверне
  • Икар - морское патрульное судно на воздушной каверне
  • Сокджой - морское патрульное судно на воздушной каверне
  • Серна - морское десантное судно на воздушной каверне

Экранопланы

  • Чайка-2 - морской боевой экраноплан
  • Орленок - морской грузовой экраноплан
  • Орленок-П
  • Орленок-ГП - морской грузо-пассажирский экраноплан
  • Лунь (проект 903) - морской боевой ракетный экраноплан
  • Спасатель - морской спасательный экраноплан
  • Спасатель-2 - морской спасательный экраноплан
  • Лунь-П - морской пассажирский экраноплан
  • MTER - морской грузовой экраноплан
  • Спасатель-2-ГП - морской грузо-пассажирский экраноплан
  • Волга-2 - пассажирская амфибия на динамической подушке
  • Ракета-2 - речной пассажирский экраноплан
  • Стриж - экраноплан
  • Стриж-М - экраноплан
  • Кулик - пассажирский экраноплан
  • Бекас - пассажирский экраноплан
  • Баклан - пассажирский экраноплан
  • КМ - экспериментальный экраноплан
  • СМ-1 - экспериментальный экраноплан
  • СМ-2 - экспериментальный экраноплан
  • СМ-3 - экспериментальный экраноплан
  • УТ - учебно-тренировочный экраноплан
  • СМ-2П7 - экспериментальный экраноплан
  • СМ-4 - экспериментальный экраноплан
  • СМ-5 - экспериментальный экраноплан
  • СМ-6 - экспериментальный экраноплан
  • СМ-8 - экспериментальный экраноплан
  • Спасатель

Переименования организации

1951 - Гидродинамическая лаборатория и опытный танковый цех завода "Красное Сормово 1952 - Научно-исследовательская гидродинамическая лаборатория (НИГЛ) 1955 - Филиал ЦКБ-19 Минсудпрома СССР 1957 - “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода “Красное Сормово” (“ЦКБ по СПК завода “Красное Сормово”) 1965 - “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях” (“ЦКБ по СПК”) 1989 - Научно-производственное объединение “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях”(НПО “ЦКБ по СПК”) 1991 - Научно-производственное объединение “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева” (НПО “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”) 1993 - Акционерное общество открытого типа “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева” (АООТ “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”) 1996 - Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева”(ОАО “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”) 2016 - Акционерное общество “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева”(АО “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”)

Официальный сайт

Специализируется на создании морских, речных, пассажирских и грузопассажирских судов на подводных крыльях и воздушной каверне, экранопланов. Построенные по проектам предприятия суда экспортированы в 31 страну.

Книги в Интернете :

Статьи (в обратной хронологии):

  • Чернигин, Ю. Скоростным судам - быть! [Текст] / Ю. Чернигин // Красный Сормович. - 2016. - 23 дек. (№ 50). - С. 9. - (Встреча ветеранов).

15 декабря, в канун 100-летия со дня рождения Р.Е. Алексеева, в ЦКБ по СПК состоялась торжественная встреча ветеранов конструкторского бюро, соратников и единомышленников великого конструктора.

  • Чернигин, Ю. Из Сормова - в Феодосию! : [о переходе речного судна на подводных крыльях "Метеор" из гавани завода "Красное Сормово" в Феодосию ] [Текст] / Ю. Чернигин // Красный Сормович. - 2014. - 7 нояб. (№ 41). - С. 10.

Исполнилось 55 лет важному событию в истории скоростного флота - переходу первого речного судна на подводных крыльях "Метеор" из гавани завода "Красное Сормово" в Феодосию .

  • Финюкова, М. От "Метеора" до "Меркурия" - и дальше... [Текст] / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2014. - 7-13 февр. (№ 5). - С. 9.

Инженеру-конструктору, ветерану ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева Юрию Павловичу Чернигину исполнилось 80 лет.

  • Мясников, Б.К. Агрегаты для головного "Орленка" изготовили на "Красном Сормове" [Текст] : к 95-летию Р.Е. Алексеева / Б. К. Мясников // Красный Сормович. - 2014. - 31 янв.-6 февр. (№ 4). - С. 10.

Воспоминания Б. К. Мясникова, ветерана завода, главного строителя экранопланов проекта 904 типа "Орленок" в 1970-1974 г.г.

  • Ботманова, В.Н. Нас согревают наши встречи [Текст] / В.Н. Ботманова // Красный Сормович. - 2012. - 23-29 нояб. (№ 46). - С. 10.- (Социум. Жизнь ветеранская).

Ветераны ЦКБ по СПК им.Р.Е.Алексеева регулярно встречаются. Они вспоминают друзей, свою работу, узнают свежие новости о делах ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева".

  • Хаймович, М.Г. Летящие над волнами. И не только... [Текст] : фрагменты из воспоминаний / М.Г. Хаймович // Красный Сормович. - 2012. - 26 окт.-1 нояб. (№ 42). - С. 10. - (Из истории судостроения).

В 2012 году исполнилось 40 лет, как первое в СССР судно на воздушной подушке (СВП) "Сормович" вышло в рейс на линии Горький-Чебоксары-Горький. О том,как строились и проектировались суда на воздушной подушке.

  • Емельянова О.С. Начало эры крылатых судов [Текст] / О.С. Емельянова // Красный Сормович. - 2012. - 6-12 июля (№ 26). - С. 10. - (Памятная дата. К 55-летию спуска на воду первой "Ракекты").

Более 50 лет назад произошла настоящая техническая революция на водном транспорте - появились суда на подводных крыльях.

  • Аладьин, С. От космических названий к космическим скоростям // Красный Сормович. - 2007. - 8-14 сент. (№ 35). - С. 14. - (Наши даты).
  • Киселев, В. "Орленок": последний переход // Красный Сормович. - 2007. - 29 июня-5 июля (№ 25). - С. 1. - (Сделано в Сормове).
  • Фролова, Е. "Чибис" - надежда пограничников // Красный Сормович. - 2005. - 22-28 июля (№ 29). - С. 1. - (Судостроение).

О закладке нового пограничного катера.

  • Серов, В. Растить будущих Алексеевых // Красный Сормович. – 2003. – 22 апр. (№ 43). – С. 3.

50 лет ЦКБ по СПК им. Алексеева.

  • Иванов, А. Неустающие крылья // Нижегор. Правда. – 2003. – 11 янв. – С. 2. – (Послесловие к юбилею).

ЦКБ по СПК: история.

  • Исаченко, В. Кто спасет "Спасатель"? // Красный Сормович. - 2002. - 24 дек. (№ 144). - С. 3. - (ЦКБ по СПК - 50 лет).
  • Аладьин, С. От космических названий к космическим скоростям // Красный Сормович. – 2002. – 27 авг. – С. 2. – (Юбилей).

К 45-летию создания судов на подводных крыльях.

  • Василевский, И.М. Корабли летят в будущее: интервью с ген.директором / записала В. Орлова. // Нижегор. Правда. – 2002. – 27 авг. – С. 1-2. – (ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева – 50!).

О сегодняшнем дне ЦКБ.

  • Василевский, И. "Продать порой труднее, чем создать" : Золотой юбилей конструкторского бюро // Нижегор. Новости. – 2002. – 27 авг. – С. 1-2. – (От первого лица).

О современных проблемах Бюро.

  • Демин, Э. Опять "как всегда"? // Нижегор. Правда. – 2002. – 11 июля. – С. 2. – (Слава Нижнего).

Продолжение дела Р.Е. Алексеева: современность.

  • Василевский, И. ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" // Экономика и жизнь. Волго-Вятская экономическая газета. – 2000. – 9-10 марта. – С. 6. – (Визитная карточка).

«Буревестник», «Спутник», «Комета» и «Метеор» - названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о речной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях - это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х - 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили Большой театр космические просторы.

Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.


Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он «нызенько».

Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход «Буревестник». Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).

Первое (и единственное) экспериментальное судно «Буревестник» было построено в 1964 году.

Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.

Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).

В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.

Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не «Буревестника», но примерно такая же).

К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый «Буревестник» был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда «Буревестник» столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, «кое-как» и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

Другой разновидностью судов на подводных крыльях был «Метеор».

«Метеоры» были поменьше «Буревестника» (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.

Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.

В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.

Панель управления судна:

Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, «Ракету».

Впервые «Ракета» была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.

Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.

Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная «Ракета» и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгну на линию Горький-Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и «Ракета» пошла в серию.

Ещё одно из известных советских судов - «Комета».

«Комета» представляла из себя морской вариант «Метеора». На этой фотографии 1984 года две «Кометы» в морском порту Одессы:

«Комета» была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Всего было построено 86 «Комет» (в том числе 34 на экспорт).

Одна из доживших до наших дней «Комет» в ярком оформлении:

К началу 70-х годов «Ракеты» и «Метеоры» уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан «Восход».

Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство «Восходов» было остановлено.

«Восход» в Нидерландах:

Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить «Спутник».

Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна «Спутник» (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость - 300 человек!

«Спутник» сперва эксплуатировался на линии Горький - Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев - Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. «Спутник» был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда (пруф).

Морской вариант «Спутника» назывался «Вихрь» и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.

Также стоит вспомнить судно «Чайка», которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч

Ещё из редких нельзя не отметить «Тайфун»…



…и «Ласточку»

Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980) - советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал «Ракету», а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. «экранопланов» - судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

А сейчас предлагаю ещё немного фотографий этих безумно красивых судов на подводных крыльях:

Построенная в 1979 году «Комета-44» сегодня эксплуатируется в Турции:



Проект «Олимпия»

Проект «Катран»

Двухэтажный монстр «Циклон»

Кладбище судов возле Перми.



Бар «Метеор» в городе Канев (Украина)

Красный «Метеор» в Китае

Но даже сегодня эти суда проектов 60-х годов смотрятся вполне футуристично.

– ведущее советское и российское предприятие в области проектирования экранопланов, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной каверне (СВК), судов на воздушной подушке (СВП), катеров. Входит в состав Финансово-Промышленной Группы "Скоростной флот".

Источник: http://www.ckbspk.ru/

1952 - Научно-исследовательская гидродинамическая лаборатория (НИГЛ)

1955 - Филиал ЦКБ-19 Минсудпрома СССР

1957 - “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода “Красное Сормово” (“ЦКБ по СПК завода “Красное Сормово”)

1965 - “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях” (“ЦКБ по СПК”)

1989 - Научно-производственное объединение “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях” (НПО “ЦКБ по СПК”)

1991 - Научно-производственное объединение “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева” (НПО “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”)

1993 - Акционерное общество открытого типа “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева” (АООТ “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”)

1996 - Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева” (ОАО “ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева”)

Продукция и услуги ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева»

Продукция

  • Суда на подводных крыльях (СПК)
  • Суда на воздушной каверне (СВК)
  • Катера
  • Экранопланы (ЭП)
  • Транспортно-амфибийные платформы (ТАП)
  • Платформы на судах на воздушной подушке (Платформы на СВП)
  • Сверхлегкие амфибийные аппараты на воздушной подушке (СЛААВП)

Услуги

  • Исследования в опытовом бассейне
  • Исследования на открытой воде
  • Исследование прочности конструкций
  • Разработка ЭП, ТП, РКД, ТЭО
  • Экспертиза проектов по специализации
  • Освидетельствование и деффектация судов
gastroguru © 2017