Торпедные катера времён Великой Отечественной войны. Торпедный катер Торпедный катер г 5 merit

А.В. Платонов, будучи профессором Военно-морской академии, просто обязан быть политкорректным Но и вышесказанного достаточно, чтобы понять, какая «каша» была в головах наших адмиралов в 1937–1941 гг.

На мой взгляд, в авианосцах на Балтике, Черном море и Севере не было никакой необходимости. А вот линкоры с 406-мм артиллерией на Черном море были крайне необходимы для высадки десантов и поддержки приморских флангов Красной армии.

Формально на бумаге все наши флоты имели достаточное истребительное прибытие. Так, к 22 июня 1941 г. на Черном море в составе морской авиации имелось 624 самолета, из них 346 истребителей. Много это или мало? Для сравнения, во всей польской авиации к 1 августа 1939 г. состоял 771 самолет, из которых 280 - истребители, то есть в составе Черноморского флота было в 1,2 раза больше истребителей, чем в Польше.

Но, увы, подавляющее большинство самолетов Черноморского флота были устаревших типов - И-15, И-16 и И-153. Главное, все без исключения истребители нашей морской авиации были в состоянии только оборонять свои военно-морские базы и подступы к ним

Действовать у Варны, Босфора и Синопа они физически не могли. Это означает, что на 80 % акватории Черного моря наши бомбардировщики, надводные корабли и подводные лодки оставались без прикрытия.

Вполне можно понять увлечение командования ВВС легкими скоростными и маневренными истребителями. Именно такие машины могли противостоять основному германскому истребителю Ме-109. Большой радиус действия не нужен фронтовым истребителям, а избыточный запас топлива ухудшает их летные характеристики. Наконец, легкие деревянные истребители крайне дешевы и достаточно просты в производстве.

А вот флоту нужны были дальние истребители. Причем самое интересное, что такие самолеты были созданы отечественным авиапромом.

Так, еще осенью 1938 г. Н.П. Поликарпов в инициативном (!) порядке приступил к работе по созданию двухмоторного тяжелого истребителя сопровождения ТИС-А. Однако командование ВВС отнеслось к этому проекту весьма прохладно, и опытный образец ТИС-А поднялся в первый полет лишь весной 1941 г., а затем работам стали уделять еще меньше внимания. В итоге в 1943 г. работы по ТИС-А и вовсе прекратились.

Между тем у ТИС-А скорость 515–535 км/ч, вооружение: 2-20-мм пушки ШВАК и 6–7,62-мм пулеметов ШКАС.

А сейчас я сделаю маленькое лирическое отступление. В нескольких местах книги автор вынужден останавливаться на чисто технических моментах. Но без них большинство утверждений автора покажутся читателям фантастикой, а то, еще хуже, злопыхательством и клеветой на советских военачальников.

А теперь продолжим рассказ о машинах, которые могли бы стать вполне нормальными морскими дальними истребителями. 11 мая 1938 г. совершил первый полет двухмоторный воздушный истребитель танков ВиТ-2, также конструкции Поликарпова. Он нес весьма мощное вооружение: 2-37-мм, 4-20-мм пушки и 2–7,62-мм пулемета ШКАС. Скорость истребителя была вполне терпимой - 513 км/ч, но планировалось ее увеличить до 600 км/ч. Однако в серию эта машина не пошла.

Зато одномоторный двухместный легкий бомбардировщик Су-2 запустили в серию в 1940 г., и к 1 января 1942 г. было выпущено свыше 500 машин. Взлетный вес самолета - 4150 кг, скорость - 512 км/ч, полезная нагрузка - 1180 кг. Замечу, что в первые месяцы войны Су-2 применялся на фронтах и как одноместный истребитель.

Небольшими сериями были выпущены и два двухмоторных легких бомбардировщика конструкции Яковлева: Як-2 и Як-4 (ББ-22). Всего в 1940–1941 гг. выпустили 111 самолетов Як-2 и 90 - Як-4.

Легкие бомбардировщики Су-2, Як-2 и Як-4 в частях использовались крайне бестолково и в основном не по назначению. Поскольку их силуэты и данные были засекречены, их довольно часто сбивали свои же летчики и зенитчики.

Между тем эти машины можно было легко переоборудовать в дальние истребители, а без бомб и устройств для их сбрасывания летные тактико-технические характеристики самолетов существенно возрастали. На Черном море их задачей было не драться с Ме-109, а охранять наши боевые корабли и транспорты. Не надо забывать, что своевременное уничтожение разведчика - какого-нибудь тихоходного германского или румынского гидросамолета - обеспечивало безопасный проход наших кораблей.

При налете целью наших дальних истребителей были бомбардировщики Хе-111 и пикировщики Ю-87, прозванные «лаптежниками» за неубирающиеся шасси.

В 1939 г. в системе НКВД создали Особое техническое бюро (ОТБ). К осени 1939 г. в составе ОТБ было 4 отдельных конструкторских бюро, которыми руководили В.М. Петляков, В.М Мясищев, А.Н. Туполев и Д.А Томашевич. Все четверо были заключенными, арестованными в 1937–1938 гг. Каждое КБ проектировало и строило свой самолет под общим обозначением «СТО» (или «100» - Спецтехотдел) и далее по порядку номеров. Петляков строил самолет «100», Мясищев - «102», Туполев - «103», Томашевич - «110».

Первым заданием КБ Петлякова стал проект высотного скоростного двухместного истребителя-перехватчика с двумя двигателями М-105, с герметической кабиной, с новой конструкцией и новой технологией. Его сначала назвали «Сто», а позже заменили буквы цифрами - «100».

Двухместный истребитель «100» должен был иметь взлетный вес 7260 кг, максимальную скорость на высоте 10 км - 630 км/ч, практический потолок 12,2 км и дальность полета 1500 км.

Первый полет самолета «100» состоялся в апреле 1940 г., пилотировал самолет П.М. Стефановский. Все последующие полеты прошли благополучно. На Первомайском параде над Красной площадью была сделана горка с выпущенным шасси.

Однако после визита советской делегации в Германию и ознакомления с немецкой техникой нашлись умники, доказывавшие руководству, что двухмоторный истребитель нам не нужен. И это когда во всех странах мира - в Германии, Англии и США - ученые работали над созданием двухмоторных дальних истребителей, незаменимых для сопровождения своих бомбардировщиков, для ночной ПВО, для обороны кораблей в море и тд.

У нас в последующие десятилетия выпустят десятки книг и тысячи статей, посвященных отечественной авиации 1930- 1940-х годов. В них авторы даже спорят о числе заклепок, но почему-то никто до сих пор не назвал поименно дураков или вредителей, лишивших нас тяжелых истребителей. Речь идет не только о машине Петлякова, в СССР было еще несколько проектов дальних истребителей.

В итоге руководство ВВС дало указание КБ Петлякова переделать самолет «100» в трехместный планирующий бомбардировщик. Срок был дан… полтора месяца. Петляков в течение нескольких дней сделал макет.

А 25 июля 1940 г. были освобождены из заключения сразу два КБ - В.М. Петлякова и В.М. Мясищева, Оба ОКБ были переданы из НКВД в Минавиапром

Новый пикирующий бомбардировщик получил название Пе-2. К испытаниям первых серийных Пе-2 приступили поздней осенью 1940 г. А в январе 1941 г. Петляков за Пе-2 был удостоен Сталинской премии 1-й степени. За годы войны наша промышленность выпустила 11 427 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

И только 2 августа 1941 г. вышло постановление ГКО о возобновлении работ над истребителем Петлякова. Переделка бомбардировщика Пе-2 в истребитель Пе-3 много времени не заняла, и уже к 25 августа 1941 г. завод № 30 собрал первую пятерку Пе-3. Всего за август и сентябрь завод изготовил 114 двухмоторных истребителей, а до конца 1941 г. всего было изготовлено 196 машин Пе-3 и в 1942 г. - еще 121 самолет. (Сх. 2)

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

Торпедный катер Г-5: опасный малыш

Представляем вам самый массовый советский катер периода Великой Отечественной — торпедный катер Г-5.

Разработка торпедного катера Г-5 началась в далёком 1928 году под руководством знаменитого авиаконструктора Туполева. Небольшое юркое судно создавалось для борьбы с большими кораблями противника. Главная боевая задача такого катера — сблизиться с судном противника, выпустить две торпеды и быстро убежать, пока палубная артиллерия противника не превратила тебя в гору дюралевых и деревянных обломков.

На катере Г-5 размещали два авиационных двигателя АМ-34, специально адаптированных для применения на морских судах и получивших обозначение ГАМ-34. Вообще, в довоенном Союзе эти двигатели были крайне востребованы — игроки War Thunder уже знакомы с ними по самолётам и , практически такие же “движки” ставили в танки и экспериментальную самоходку . Силовая установка из двух таких двигателей позволяла разогнать катер до 51 узла (свыше 94 км/ч). Длина катера — чуть более 19 метров, экипаж — всего 6 человек. Артиллерийского вооружения катер не имел, за исключением пулемёта ДШК. Главная огневая мощь малыша Г-5 — две торпеды 53-38 калибра 533 мм в желобных торпедных аппаратах. Эти торпеды не выпускались вперёд, а как бы выталкивались из кормовой части Г-5 по курсу движения катера. Чтобы не оказаться на пути у собственных торпед, катер после их выпуска должен был немедленно сменить курс.

За время производства было выпущено более 300 единиц катеров класса Г-5. Как средство борьбы с кораблями противника катер оказался не очень эффективен, однако широко применялся в качестве вспомогательного судна и десантного катера во время Великой Отечественной войны. Офицеры и матросы, служившие на катерах Г-5, получили множество наград за отвагу и доблесть, в том числе Звёзды Героя Советского Союза.


В War Thunder торпедный катер Г-5 — резерв в дереве исследования флота СССР. Маленькое судно весьма уязвимо к вражескому огню, при этом вооружение Г-5 не позволяет быстро и эффективно уничтожать вражеские катера в перестрелке. Но этого и не требуется. А вот что требуется, так это быстро передвигаться и метко выпускать торпеды! Ведь точно такие же торпеды установлены на , про который мы уже рассказывали, и торпеды эти способны расправиться с любым судном на поле боя — не говоря уже о крошечных “одноклассниках” Г-5 по боям на I ранге.

Уже совсем скоро опасный малыш Г-5 ворвётся в бои на морских просторах War Thunder и станет доступен всем участникам закрытого тестирования флота в нашей игре. Присоединяйтесь!

Команда War Thunder!

Спроектированы конструкторским бюро А.Н. Туполева, как дальнейшее развитие реданных катеров ЦАГИ и предназначались для ведения торпедных атак в стесненных прибрежных районах и при плохой видимости.

Корпус катера имел глиссирующий однореданный дюралевый корпус клепаной конструкции с толщиной листов обшивки борта в 1,5-2 мм, палубы 1-2 мм и днища 3-4 мм. Носовые обводы корпуса выполнялись с широким развалом шпангоутов, для увеличения мореходности катера до 4 баллов. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В носовой части располагались крышки люков форпика и машинного отделения. По бортам носовой части размещались два вентиляционных дефлектора машинного отделения, на люковине которого по обе стороны от диаметральной плоскости тянулись шкафутные брусья-поручни и световые люки. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка, также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и пулемётчика. Переднее смотровое стекло бронированное. Внутри рубки находились приборы управления: штурвал автомобильного типа, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы (для пуска второй торпеды с некоторой задержкой после первой). В задней части рубки установили радиостанцию.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса переборками, на 5 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Моторный;
  3. Управления;
  4. Топливный;
  5. Торпедный.
Все катера после возвращения из каждого плавания поднимали на береговую стенку, протирали керосином и хранили в крытых, хорошо вентилируемых помещениях. На воду их спускали только перед новым выходом в море.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34БП по 800 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа и то только при торпедной атаке. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

Электроэнергетическая система постоянного тока 12 В включала 2 динамомашины от тракторов ГА-4630 по 250 Вт каждая, сила тока - 20 А при частоте вращения 1300 об/мин.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 лотков для двух 533-мм торпед. Для выбрасывания торпед из лотка служило пороховое выталкивающее устройство, причём торпеды выбрасывались назад и поэтому наведение на цель осуществлялось корпусом самого катера. После выстрела катер резко уходил в сторону, чтобы собственная торпеда не смогла уничтожить сам катер. Основным элементом выталкивающего устройства являлся баллон-газообразователь, в котором производился подрыв заряда бездымного пороха. Сам этот баллон изготовляли из расточенного 152-мм фугасного снаряда.
  2. Из 2 7,62-мм пулемётов ДА с длиной ствола 79,4 калибра, расположенных один на ходовой рубке и один в носовой части. Режим огня пулемёта только автоматический. Питание пулемёта дисковое, диск включал 76 патронов. Темп стрельбы 80 выстрелов/мин., после чего следовала пауза для охлаждения ствола и замены диска. Начальная скорость пули составляла 840 м/с, а прицельная дальность стрельбы - 1500 метров.

Головной катер вошёл в строй флота в 1933 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия VI Водоизмещение: 14,91 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка:
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БП по 800 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:

постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 49 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 49 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1933 г. по 1934 г. - 25 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия VII
- отличались от предыдущей серии увеличенной толщиной обшивки борта до 2,5 мм и толщиной палубы до 5 мм. Толщина днища осталась неизменной 3-4 мм. Были модернизированы главные двигатели, в следствии, чего полная скорость катера увеличилась до 51 узла.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1934 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия VII Водоизмещение: 14,98 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка: 1,2 метра в полном грузу без хода
Силовая установка:
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода:
Дальность плавания:
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1934 г. по 1935 г. - 74 единицы.

    Торпедные катера типа Г-5 серия VIII
- отличались от предыдущей серии увеличенным количеством подкреплений корпуса.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1935 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия VIII Водоизмещение: 14,98 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка: 1,2 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 51 узел, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 51 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1935 г. по 1936 г. - 51 единица.

    Торпедные катера типа Г-5 серия IХ
- отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением и толщиной днища до 5 мм. Толщина палубы была снижена до 1,5-2,5 мм.
Установлены новые иностранные главные двигатели АССО большей мощности по 1000 л.с. каждый, увеличен забор топлива на борт до 1,6 т.
Катера этой серии были выпущены только для Черноморского флота.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1936 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия IХ Водоизмещение: 16,5 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка: 1,2 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора АССО по 1000 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода:
Дальность плавания:
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1936 г. по 1937 г. - 25 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия Х
- отличались от предыдущей серии увеличенной шириной корпуса до 3,4 метра и уменьшенной осадкой до 1,02 метра. Водоизмещение катера незначительно снизили до 16,26 тонны.
Установлены новые главные двигатели отечественной постройки ГАМ-34Ф мощностью по 1000 л.с. каждый в результате чего полная скорость катера увеличилась до 55 узлов.
Усилено вооружение 1 крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который расположили на крыше рубки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1938 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия Х Водоизмещение: 17,84 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка:
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 50 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское:
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1938 г. по 1939 г. - 25 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия ХI
- отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением до 17,84 тонн и улучшенной компоновкой корпуса.
Вернули старые хорошо зарекомендовавшие себя двигатели ГАМ-34БС по 850 л.с.
Катера этой серии были выпущены только для Балтийского флота.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1939 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХI Водоизмещение: 17,84 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка: 1,02 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 50 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 12,7-мм пулемёт ДШК, 1х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1939 г. по 1940 г. - 24 единицы.

    Торпедные катера типа Г-5 серия ХIбис
- отличались от предыдущей серии увеличенной осадкой до 1,22 метра и незначительно уменьшенным водоизмещением до 17,17 тонн.
Снова были установлены более мощные отечественные моторы ГАМ-34Ф по 1000 л.с. поэтому полная скорость увеличилась до 54 узлов.
Вооружение катера также было улучшено, в корме между торпедами был установлен на специальном банкете второй крупнокалиберный пулемёт ДШК.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде и на заводе №532 в Керчи.

Головной катер вошёл в строй флота в 1941 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХIбис Водоизмещение: 17,17 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка: 1,22 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34Ф по 1000 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 54 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 54 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 12,7-мм пулемёт ДШК
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1941 г. по 1942 г. - 40 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия ХII, ХIII(пр.116)
- отличались от предыдущей серии уменьшением водоизмещения до 16,57 тонн, увеличением длины до 20 метров и ширины до 3,5 метров.
Установили новые более мощные отечественные моторы ГАМ-34ФН по 1250 л.с. скорость повысилась до 56 узлов.
Один пулемёт ДШК перенесли с кормы на люк моторного отсека в носу катера.

Строительство проводилось на заводе №639 в Тюмени.

Головной катер вошёл в строй флота в 1942 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХII, ХIII(пр.116) Водоизмещение: 16,57 тонны Длина наибольшая: 20 метров
Ширина наибольшая: 3,5 метра
Осадка: 1,02 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34ФН по 1250 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 56 узлов, экономическая 36 узлов
Дальность плавания: 160 миль при 56 узлах, 220 мили при 36 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 12,7-мм пулемёт ДШК
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1942 г. по 1944 г. - 43 единицы.

    Одним из самых больших недостатков катеров Г-5 следует считать способ сбрасывания торпед. Он заключался в том, что торпеда сбрасывалась с кормы хвостом назад, после чего у нее сразу включался маршевый двигатель. Минимально возможная скорость катера при выпуске торпед должна была составлять не менее 17 узлов, в противном случае он пострадал бы от своей же торпеды. Поэтому после выстрела катеру следовало сразу же резко отвернуть в сторону, что отрицательно влияло на точность стрельбы.

Торпедный катер типа, Г-5“

К проектированию торпедных катеров наши конструкторы приступили в середине 1920-х годов, когда молодая Советская республика, еще стесненная в материальных средствах, решила противопоставить сверхдредноутам потенциальных противников крохотные и быстрые торпедные катера.

В те годы в Англии, Германии и США торпедным катерам не уделяли особого внимания. Большую заинтересованность в этих кораблях проявили флоты Италии, Франции и СССР.

1 ноября 1928 года в составе Балтийского флота появился первый дивизион торпедных катеров, укомплектованный кораблями советской постройки.

Предназначенные для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника, советские торпедные катера оказались весьма универсальными кораблями. Дешевые, маленькие, маневренные, коростные, они могли выполнять любую боевую работу: охранять конвои в прибрежных водах, ставить минные заграждения в неожиданных для противника местах, ходить в разведку, высаживать в тыл врага диверсионные отряды.

Отлично действовали торпедные катера и на коммуникациях противника. Во всех десантных операциях на северном, балтийском, черноморском и дальневосточном морских театрах торпедные катера выполняли роль передовых десантных групп, высаживая на вражеский берег передовые отряды десанта.

В первые дни войны, когда немецкие самолеты систематически забрасывали подходы к Севастопольской бухте магнитными и акустическими минами, торпедные катера превратились в тральщики. Правда, методы траления были весьма необычными: в заминированном районе катер на полном ходу сбрасывал за борт глубинные бомбы. Пока они погружались на заданную глубину, катер успевал отходить от места взрыва на безопасную дистанцию, магнитные мины рвались от детонации, а акустические срабатывали от звука взрыва.

Задолго до войны, стараясь восполнить недостаток крупных кораблей, советские моряки испытывали на черноморских катерах безоткатные орудия больших калибров, и, когда в первые месяцы боевых действий появились наконец легкие и компактные реактивные установки, флот не упустил возможности установить их на катерах, в том числе и на торпедных. В течение месяца весной 1944 года две бригады таких катеров - прообразов современных ракетных катеров - 268 раз выходили на коммуникации противника.

Предназначенные для действия в стесненных прибрежных условиях, наши катера водоизмещением в 17 т и с двигателем мощностью в 2000 л. с. не требовали сложного и тяжелого оборудования, и, несмотря на ущерб, причиненный врагом нашей судостроительной промышленности, выпуск торпедных катеров непрерывно увеличивался. На последних этапах войны, когда фашистские полчища уже катились на запад, советскому флоту понадобились катера, приспособленные для действия в открытых морях и на океанских просторах. Именно такие катера водоизмещением 50 т, со скоростью хода 40 узлов и с двигателями суммарной мощностью в 3600 л. с. строились по унифицированным чертежам в Англии и Америке. К концу войны наши заводы освоили производство этих катеров, которые начали в больших количествах поступать на Северный и Тихоокеанский флоты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение 17 т

Скорость 56 узл.

Длина 19,1 м

Ширина 3,5»

Осадка 0,6 м

Вооружение: пулеметы 2

торпеды 2

глубинные бомбы

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Техника и оружие 1995 03-04 автора Журнал «Техника и вооружение»

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР «ТК-12» (ТК ТИПА «Д-3») Торпедных катеров подобной серии построено 73 единицы. ТК-12 заложен в 1939 году, спущен на воду в 1940-м. 1 августа 1941-го доставлен по железной дороге в Мурманск и 16 августа включен в состав Северного флота. В годы Великой Отечественной

Из книги Крейсера кригсмарине автора Иванов С. В.

Крейсера типа «К» Когда в 1925 г. постройка «Эмдена» близилась к завершению, стало ясно, что очередные крейсера для рейхсмарине должны обладать более высокими тактико-техническими данными. К этому времени КОМКОН (союзная комиссия по контролю за соблюдением ограничений

Из книги Линкоры США. Часть 2 автора Иванов С. В.

Линкоры типа «Монтана» При постройке «Айовы» не соблюдалось ограничение Вашингтонского договора в части водоизмещения, но соблюдались другие лимиты. Так. ширина корпуса была ограничена 33 м но условиям проводки кораблей Панамским каналом. В конструкции последнего

Из книги Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе автора Мухин Юрий Игнатьевич

Два типа лжи Вообще-то люди любят слушать ложь только в одном случае - когда они хотят слышать именно ее, а это бывает только тогда, когда ложь как-то возвышает их, льстит им или оправдывает их. Человек, который из низменных интересов совершил подлость или глупость, будет

Из книги Легкие крейсера Японии автора Иванов С. В.

Крейсера типа «Тенрю» Опыт Первой мировой войны в отношении боевого применения легких крейсеров эксперты Императорского японского флота оценили следующим образом: крейсера такие потребны для лидирования эскадр эсминцев. Старые крейсера типа «Тони» и «Чикума» для

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсера типа «Кума» 15 легких крейсеров водоизмещением 5500 т было построено в период с 1920 по 1925 г.г. Эти легкие крейсера обладали одинаковыми корпусами, но, тем не менее, делились на три типа. Пять крейсеров 1-й серии типа «Кума» проектировались и строились первыми, за ними

Из книги Английские подводные лодки типа “Е” в первой мировой войне. 1914-1918 гг. автора Гребенщикова Галина Александровна

Крейсера типа «Нагара» Крейсера типа «Нагара» стали 2-й серией 5500-тонных легких крейсеров - «Нагара», «Исузу», «Юра», «Натори», «Кину» и «Абукума». Они были очень похожи на крейсера типа «Кума», отличаясь лишь в деталях. Крейсера предназначались для использования в

Из книги Легкие крейсера Италии. Часть I. 1932-1945 гг. Крейсера типа “Бартоломео Коллеони” и “Луиджи Кадорна” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсер типа «Юбари» Экспериментальный легкий крейсер «Юбари» вице-адмирал Хирага проектировал с целью апробации новой концепции снижения массы корабля при сохранении его прочности. Хотя проектное водоизмещение крейсера «Юбари» составляло всего 3560 т и все тяжелое

Из книги Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсера типа «Сендай» Третья и последняя серия 5500-тонных легких крейсеров, разработанных на основе более ранних и более мелких крейсеров типа «Тенрю». От предыдущей серии крейсеров типа «Нагара» крейсера типа «Сендай» отличались иным расположением котлов. Из шести

Из книги Арсенал-Коллекция 2013 № 10 (16) автора

Крейсера типа «Катори» Во второй половине 30-х годов весь мир считал грядущую воину неизбежностью, в Императорском японском флоте резко усилилась необходимость в учебных кораблях. Устаревшие крейсера постройки конца XIX века не обеспечивали должною уровня практической

Из книги автора

Крейсера типа “К” Легкий крейсер типа “К".(Схема расположения главной энергетической установки)В отличие от предшественника, эти корабли были большим шагом вперед.Первоначальное задание на проектирование было следующим: проектное водоизмещение 3000 т, скорость хода 23

Корветы типа "С" Корвет "Комус" в конце 1890-х гг.Часть 1: тип "Комус"В середине 1870-х годов Адмиралтейство приняло два принципиальных решения, определивших дельнейшее развитие кораблей крейсерского класса. Во-первых, размеры крейсеров были строго ограничены половиной

Приветствую друзья на сайте ModelistRC и сегодня мы познакомимся с новинкой модельного мира торпедным катером Г-5 от компании merit, но прежде немного истории:

"17 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтфлота на основании акта осмотра поднятого со дна в Кронштадте английского торпедного катера обратился в Реввоенсовет с просьбой дать распоряжение о срочной постройке на наших заводах быстроходных катеров английского типа.

Вопрос был рассмотрен весьма быстро, и уже 25 сентября 1919 года ГУК сообщил в Реввоенсовет, что «ввиду отсутствия механизмов особого типа, до сих пор не изготавливаемых в России, постройка серии подобных катеров в настоящее время, безусловно, неосуществима». Тем дело тогда и кончилось.

Но вот в 1922 году глиссирующими катерами заинтересовалось и «Остехбюро» Бекаури. По его настоянию 7 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление наркомата по морским делам обратилось с письмом в ЦАГИ «в связи с возникшей потребностью для флота в глиссерах, тактические задания коих: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемет и две 45-см мины Уайтхеда, длина 5553 мм, вес 802 кг».

Кстати, В.И. Бекаури, не очень надеясь на ЦАГИ и Туполева, подстраховался и в 1924 году заказал французской фирме «Пиккер» глиссирующий торпедный катер. Однако по ряду причин постройка торпедных катеров за границей так и не состоялась. Зато Туполев рьяно взялся за дело.

6 марта 1927 года катер АНТ-3, позже получивший название «Первенец», отправили по железной дороге из Москвы в Севастополь, где он был благополучно спущен на воду. С 30 апреля по 16 июля того же года АНТ-3 проходил испытания.

На базе АНТ-3 был создан катер АНТ-4, развивший на испытаниях скорость 47,3 узла (87,6 км/ч). По типу АНТ-4 было начато серийное производство торпедных катеров, получивших название Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе им. Марти (бывший Адмиралтейский судостроительный завод). Стоимость катера составляла 200 тысяч рублей. Катера Ш-4 оснащались двумя бензиновыми двигателями «Райт-Тайфун», поставляемыми из США. Вооружение катера состояло из двух торпедных аппаратов желобкового типа для 450-мм торпед образца 1912 года, одного 7,62-мм пулемета и дымообразующей аппаратуры. Всего на заводе им. Марти в Ленинграде было построено 84 катера Ш-4.

13 июня 1929 года Туполев в ЦАГИ приступил к строительству нового глиссирующего дюралевого катера АНТ-5, вооруженного двумя 533-мм торпедами. С апреля по ноябрь 1933 года катер прошел заводские испытания в Севастополе, а с 22 ноября по декабрь — государственные испытания. Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг — катер с торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед — 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Завод им. Марти, начиная с V серии (первые четыре серии — это катера Ш-4), перешел на производство Г-5 (так назывались серийные катера АНТ-5). Позже Г-5 стали строить и на заводе № 532 в Керчи, а с началом войны завод № 532 эвакуировали в Тюмень, и там на заводе № 639 также приступили к строительству катеров типа Г-5. Всего был построен 321 серийный катер Г-5 девяти серий (с VI по XII, включая XI-бис).

Торпедное вооружение у всех серий было одинаково: две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах. А вот пулеметное вооружение постоянно менялось. Так, катера VI-IX серий имели по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА. Следующие серии имели по два 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, отличавшихся большей скорострельностью. С 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК.

Главным плюсом катеров Г-5 является скорость, не достижимая для других катеров. Глядя на данный катер приходят мысли о том что это не военная техника, а гоночный катер, который строили для побед в соревнованиях.

Поговорим о неудобствах использования катера по назначению: плохая мореходность (использовались при волнении не больше 3 баллов), покатая палуба затрудняла нахождение и передвижение экипажа вне кабины, сброс торпеды при скорости не меньше 17-20 узлов.
Но нисмотря на это торпедный катер Г-5 заслуживает уважения и гордость за отечество!

Риторический вопрос: а зачем тогда в СССР строили сотни глиссирующих торпедных катеров? Все дело в советских адмиралах, для которых британский Гранд-Флит был постоянной головной болью. Они всерьез думали, что британское Адмиралтейство будет действовать в 1920—1930-х так же, как в Севастополе в 1854 году или в Александрии в 1882-м. То есть британские линкоры в штиль и ясную погоду подойдут к Кронштадту или Севастополю, а японские линкоры — к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

И тут-то на вражескую армаду налетят десятки самых быстрых в мире торпедных катеров типа Ш-4 и Г-5. При этом часть их будет радиоуправляемыми. Аппаратура для таких катеров была создана в «Остехбюро» под руководством Бекаури.

В октябре 1937 года было проведено большое учение с применением радиоуправляемых катеров. Когда соединение, изображающее вражескую эскадру, появилось в западной части Финского залива, более 50 радиоуправляемых катеров, прорвав дымовые завесы, устремились с трех сторон на корабли противника и атаковали их торпедами. После учения дивизион радиоуправляемых катеров получил высокую оценку командования."

Вернёмся снова в реальность и приступим знакомиться с моделью. Что сказать про упаковку?! Фото не эффектное, размер коробки средний. Открывая крышку появляется волнение которое тебя торопит быстрей увидеть как и что там внутри, потому что фирма Merit малоизвестна и не имеет большого ассортимента моделей. Страна производитель конечно Китай и тут, появляется надежда увидеть великолепно изготовленные детали модели при том что на коробке нарисовано, что фототравление присутствует в наборе. Но в то же время другая половина тебя говорит: "А вдруг надежы напрасны?" И только сняв крышку с коробки и увидев, пусть даже за доли секунды, ты понимаешь эта модель мне подуше.


Прежде чем осматривать детали хочу поговорить о размере модели. Масштаб катера 35, это дает хорошие варианты для полёта творчества. Можно сделать диораму где используем и катер и военную технику. Ассортимент бронетехники в этом масштабе широкий и ограничен практически только Вашей фантазией) Длина катера составляет 545мм. Корпус катера состоит из днища и палубы. Осматривая днище модели впечатляешься проделанной работой над моделью. Расшивка корпуса выполнена на высшем уровне. Посмотрим все детали, которые входят в набор:





Деталей в набор входит конечно не много, но их качество порадует. Вообще детализирован катер вполне хорошо и дополнительно ничего не требует, только если тросы и антенны. Но изготовление данных мелочей не затруднит моделиста. Да, забыл сказать в набор входит подставка под собранный катер. Смысла сверять с чертежами размеры деталей, количество заклепок на листе расшивки НЕТ. Модель очень хорошая и точка. Инструкция конечно очень простая и местами додумай сам, но это мелочи, т.к. преодолев это ты получиш модель легендарного катера.
И так друзья хватит сидеть за компом и смотреть на картинки надо собирать модель!

И на последок видео распаковки модели:

gastroguru © 2017