Более 100 тысяч по договору. Ограничения при расчёте наличными для ИП и ООО: сколько можно, а сколько нельзя

Какую сумму наличных денег может потратить предприниматель, чтобы рассчитаться с контрагентом? Почему предпринимателю не нужно соблюдать лимит, тратя деньги на личные нужды? Какой штраф грозит бизнесмену за несоблюдение лимита наличных расчетов?

— неотъемлемая и значительная часть хозяйственной жизни любого предпринимателя. И эти расчеты подлежат особому контролю со стороны налоговых органов. Ведь рассчитаться наличными деньгами можно только в установленных законодателями пределах. На сегодняшний день этот лимит составляет 100 000 руб. по одному договору (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У, далее — Указание № 3073-У). Все подробности о том, как соблюсти лимит наличных расчетов, вы узнаете из данной статьи.

Когда нужно соблюдать предел расчета наличными, а когда — нет

Соблюдать — 100 000 руб. по одному договору — вам следует при заключении сделок с организациями и другими предпринимателями. Причем применять этот лимит следует независимо от того, платите вы наличные или получаете их (п. 2 и 6 Указания № 3073-У).

А вот с гражданами, не являющимися предпринимателями, вы можете рассчитываться наличными без ограничения (п. 2 и 5 Указания № 3073-У). Аналогично нет ограничений и на выдачу наличных денег работникам. Например, под отчет сотруднику вы можете выдать любую сумму, хоть 500 000 руб.

Однако учтите следующее. Если работник на будет от вашего имени и на основании доверенности что-то покупать у организации или предпринимателя, то лимит соблюдать придется. То есть сотрудник не должен платить наличными более 100 000 руб. по одной сделке. Так как в этом случае получается, что сделка заключена не с ним как рядовым физлицом, а с вами как предпринимателем.

Если же сотрудник будет что-то покупать в магазине как частное лицо, то в этом случае сделка будет совершена между продавцом и физическим лицом. А значит, ограничение по расчету наличными применять не нужно. То есть ваш работник, выступая в качестве физического лица, может купить товары на любую сумму, в том числе и превышающую 100 000 руб.

Не нужно соблюдать какой-либо лимит, и когда вы изымаете деньги из бизнеса на свои . Дело в том, что предприниматель является полноправным и единоличным владельцем бизнеса. И деньгами, полученными от ведения деятельности и оставшимися после уплаты налогов, он вправе распоряжаться по своему усмотрению. Получается, что вы в любой момент можете взять из бизнеса любую сумму и потратить ее на личные нужды (ст. 209 и 861 НК РФ).

Примечание. Выдачу наличных денег предпринимателю на личные нужды не надо отражать в налоговом учете.

Наглядно о том, когда необходимо соблюдать предельный размер наличных расчетов, мы представили в таблице ниже.

Как быть, если сумма по договору превышает 100 000 руб.

Лимит расчетов в размере 100 000 руб. действует в рамках одного договора. При этом не имеет значения ни срок действия договора, ни периодичность платежей по нему. То есть даже если срок договора равен году, а деньги по нему вы перечисляете несколькими платежами, все равно общая их сумма не должна превышать 100 000 руб.

Поэтому если вы заключили договор на сумму, например, 600 000 руб., то сверхлимитный остаток в размере 500 000 руб. придется перечислять в безналичном порядке.

Примечание. Нельзя оплатить в разные дни несколькими платежами товары, отгруженные по одному договору, если их стоимость более 100 000 руб. В то же время в течение одного дня можно совершить несколько наличных платежей, не превышающих по сумме 100 000 руб., но по разным договорам.

Когда предпринимателю необходимо соблюдать лимит расчетов наличными

Возможные цели

Предельный размер наличных расчетов

Сделки купли-продажи с организациями или другими предпринимателями, включая возврат наличных сумм по таким договорам

100 000 руб. в рамках одного договора

Сделки купли-продажи с физическими лицами, не являющимися предпринимателями

Ограничений нет

Выплата заработной платы и иных выплат социального характера

Взятие наличных денег на личные нужды предпринимателя, не связанные с предпринимательской деятельностью

Выдача наличных денег работникам под отчет

Не пытайтесь обойти ограничение в 100 000 руб. путем заключения дополнительного соглашения к договору. Например, основной договор вы заключили на 70 000 руб. А потом подписали дополнительное соглашение на сумму 40 000 руб. В этом случае вы превысите предел наличных расчетов. Поскольку дополнительное соглашение к договору является его неотъемлемой частью. И общая сумма наличных по договору и по дополнительному соглашению не должна превысить 100 000 руб.

Лучше поступить так. Один договор разбить на несколько, каждый из которых будет заключен на сумму менее 100 000 руб. Только учитывайте следующее: во избежание разногласий с контролирующими органами заключайте такие договоры в разные дни (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2010 № А33-20038/2009 и ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2009 № А32-171/2009-51/18-9АЖ). Иначе налоговики могут признать подобные сделки притворными и переквалифицировать их в один договор (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2008 № А28-9126/2007-90/18 и ФАС Поволжского округа от 03.12.2008 № А72-3587/2008).

Либо разбейте договор не только по суммам, но и по номенклатуре. Например, вместо одного договора на поставку комплектующих к оргтехнике на сумму 130 000 руб. заключите два договора. Один — на покупку мониторов на сумму 90 000 руб., другой — на приобретение клавиатуры и компьютерных мышей на сумму 40 000 руб.

Имейте в виду : лимит наличных расчетов применяется не только в период действия договора, но и после окончания его срока (п. 6 Указания № 3073-У). Это значит, что, например, нельзя оплатить наличными договорные санкции (неустойки), если наличными уже были оплачены товары, работы, услуги по договору в сумме 100 000 руб.

Какова ответственность за расчеты наличными деньгами сверх 100 000 руб.

Ответственность за наличные расчеты сверх 100 000 руб. установлена статьей 15.1 КоАП РФ. Штраф для организаций составляет от 40 000 до 50 000 руб., для должностных лиц — от 4000 до 5000 руб. Про штрафы для предпринимателей в статье 15.1 КоАП РФ не сказано. И многие считают, что предпринимателю за сверхлимитные расчеты ответственность не грозит.

Но, увы, это не так. За несоблюдение лимита наличных расчетов на предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 4000 до 5000 руб., поскольку он приравнивается к должностным лицам (ст. 2.4 КоАП РФ, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 № А28-16681/2009).

Однако наложить штраф налоговики вправе только в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Момент, когда они обнаружат нарушение, при этом значения не имеет (ч. 1 ст. 4.5 и подп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). То есть контролеры, обнаружив, что полгода назад вы выплатили другой организации или предпринимателю по одному договору, например, 150 000 руб., оштрафовать вас не смогут, поскольку два месяца с момента выплаты уже истекло.

Многих предпринимателей волнует вопрос: кто отвечает за превышение лимита наличных расчетов — тот, кто осуществил платеж, или тот, кто получил наличные деньги? К сожалению, в статье 15.1 КоАП РФ этот момент не оговорен. Но, несмотря на это, судьи считают, что за сверхлимитные наличные расчеты следует штрафовать обе стороны — как плательщика, так и получателя денежных средств. Об этом — постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 № 18АП-2577/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 № А28-2959/2010 и ФАС Уральского округа от 31.08.2010 № Ф09-5561/10-С1).

Выводы:

  1. Если вы рассчитываетесь с организацией или другим предпринимателем, вам необходимо соблюдать лимит наличных расчетов — 100 000 руб. А вот перечислить физическим лицам либо, наоборот, получить от них вы можете любую сумму денег.
  2. Помните, что ограничение в размере 100 000 руб. налагается на всю сумму расчетов в рамках договора, а не на каждый платеж в отдельности.
  3. Оштрафовать за сверхлимитные наличные расчеты вас могут, только если с момента правонарушения еще не прошло два месяца.

Сентябрь 2015 г.


Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного Закона. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент) может осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. По смыслу ч.ч. 1 и 5 ст. 24, ч.ч. 1, 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ этот перечень является исчерпывающим. Иначе говоря, при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 1 ст.

Закупки малого объема (до 100 и 400 тыс)

Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС. Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.


Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги. При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема. Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс.
руб. и заключают несколько контрактов с одной и той же организацией. Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Закупки малого объема 44-фз

В случае осуществления закупок товаров, работ, услуг малых объемов за наличный расчет выдача наличных средств под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, а также порядок и сроки предоставления подотчетным лицом авансового отчета с приложением подтверждающих документов определяются в соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». 3. Осуществление приемки и проведение экспертизы По заключенному в рамках п.
4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г.

Заключение контрактов до 100 000 и до 400 000 рублей

Далее законодатель предлагает «вилку»: — годовой объем закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не переходит верхний предел в 2 млн. руб.; — либо стоимость таких контрактов не превышает 5% (которые, в свою очередь, не могут быть более 50 млн. руб.) совокупного годового объема ВСЕХ закупок. Разбор будет производиться на нескольких примерах. Пример 1: Заказчику выделено на нужды 100 000 000 (сто миллионов) руб.

Для определения лимита, в пределах которого можно осуществить закупку товаров, работ, услуг без проведения торгов, рассчитаем 5% от совокупного годового объема закупок. 100 000 000 руб. * 5% = 5 000 000 руб. Проверяем сумму на соответствие норме закона, а именно в части: «составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год». 5 000 000 < 50 000 000 Условие выполняется. Что делаем дальше? Проверяем, какая норма Федерального закона от 05.04.2013 г.

Форум института госзакупок (москва)

N 44-ФЗ контракту также проводится приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом. Проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, является составной частью приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Экспертиза результатов контракта, заключенного по п.
4 ч. 1 ст. 93

Важно

Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, проводится в обязательном порядке. Выбор способа экспертизы является правом заказчика. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик вправе провести экспертизу результатов контракта, заключенного по закупкам до 100 тыс.


руб., своими силами.

Как заключить прямой контракт

Ниже в таблице прдставлены регионы РФ, в которых осуществлен максимальный объем малых закупок (в млрд. руб) от общего объема тендеров по плану закупок за 2017 год. Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб. Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

  1. они не должны превышать 2 млн. руб. в год;
  2. они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс.
руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений. Учет закупок до 100 тысяч рублей Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан.

Закупки до 100000 рублей по 44-фз

Внимание

Проведение закупки, например, шариковых ручек и бумаги к принтеру быстро, не тратя время на выбор подходящего поставщика, не составляя тома закупочной документации, возможно при осуществлении закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Очень часто сложность написания закона вызывает множество вопросов при осуществлении закупок малого объема.


Представленная справка доступно и понятно, на примерах пояснит, как заказчику применять норму п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. В данном справочном материале Вы также можете ознакомиться с подробным описаниемпоследовательных действий по проведению закупки до 100 тыс.

«дробление закупок» до 100 (400) тысяч рублей: практика контроля

В некоторых случаях проводится экспертная оценка качества исполнения поставщиком своих обязательств.

  • Оплата заказчиком поставленных ему товаров или услуг.
  • При поведении закупок до 100 тысяч рублей на заказчика не накладывается обязательство по размещению в ЕИС соответствующего извещения. Все документы, касающиеся этой процедуры, заказчик обязан хранить. Сделка может быть оформлена в любой форме, предусмотренной действующим ГК РФ. Дробление закупок В некоторых случаях, пытаясь избежать проведения конкурсной процедуры, заказчики искусственно дробят закупку на несколько контрактов, сумма каждого из которых не превышает 100 тысяч рублей. Такие действия заказчика квалифицируются, как намеренное нарушение действующего законодательства. В случае выявления такого нарушения заключенные сделки признаются притворными.


    Следовательно, все договорные обязательства аннулируются.

Расчет возможного количества малых закупок и их отражение в план-графике При расчете лимитов на малые закупки необходимо учитывать все контракты, оформленные до наступления очередного финансового периода, но оплаченные уже после его начала. Если у компании достаточно большие обороты, то им лучше рассчитывать лимиты, исходя из 5% от СГОЗ. Для остальных организации наиболее предпочтительным считается фиксированная сумма в 2 миллиона рублей. Приведем показательный прием расчета такого лимита. Организации на проведение закупок выделено 100 миллионов рублей. Определяем 5% от СГОЗ. Эта сумма будет равна 5 миллионам рублей. При этом соблюдается правило, что 5% от СГОЗ не должно превосходить отметку в 50 миллионов рублей. Следовательно, 5 миллионов выгодней принять в качестве лимита.

Превышение предельных закупок до 100 000 100 000

Что делаем дальше? Проверяем, какая норма Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ выгоднее заказчику. Для этого применяем стоимостный критерий: 50 000 < 2 000 000 Что делаем дальше? На данном примере видно, что заказчику выгоднее использовать лимит в 2 млн руб. В течение года заказчик, при условии что ему выделили 1 000 000 руб., может осуществить закупки без проведения торгов на сумму в совокупности не более 2 000 000 руб. В данной ситуации обязательное требование «сумма одного договора НЕ превышает 100 000 рублей» должно также выполняться безоговорочно. Минимальное количество подобных договоров в течение года — это: 2 000 000 руб. / 100 000 руб. = 20 договоров. Во всех рассмотренных примерах количество договоров может быть увеличено, в случае если стоимость уже заключенных договоров по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗменьше 100 000 руб. каждый.

Почему важен этот момент, потому что за нарушение лимита наличных расчетов возможен штраф на компанию до 50 000 руб., на директора - от 4000 до 5000 руб. (ч. 1 ).

При расчетах наличными деньгами действует лимит в 100000 руб. Об этом сказано в п. 6 . Но на практике не всегда ясно, как этот лимит рассчитать. Например, часто возникают такие ситуации: какие суммы нужно учитывать, чтобы не нарушить лимит, если стороны не оформили договор на бумаге? Или когда вместо одного договора оформили несколько однотипных, чтобы разбить платежи и сделать их меньше 100000 руб.?


к меню

Какая ответственность за несоблюдение величины наличных расчетов?

В 2019 году ИП оплатил поставку наличными по одному договору в размере более 100 000 руб. Какая ответственность ему грозит?

Если предприниматель приобрел товары не для своих личных нужд, то за нарушение лимита расчета наличными штраф грозит как ему самому, так и поставщику. Но поскольку за это правонарушение ИФНС России может оштрафовать только в течение двух месяцев со дня его совершения, штраф предпринимателю не грозит.


Важно: срок исковой давности по административным правонарушениям в области кассовой дисциплины составляет два месяца с момента совершения правонарушения (ч. 1 , постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. № 10196/05).

к меню

Лимит наличных расчетов когда нет письменного договора или много однотипных договоров

Лимит следует считать по каждой отгрузке отдельно. Как уже упоминалось выше, ограничение по сумме при расчетах наличными денежными средствами действует в рамках одного договора (п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Но, часто, при взаиморасчетах организации не оформляют договор в простой письменной форме. Это и не обязательно делать (п. 3 ) в случае, когда поставщик выставляет счет на оплату, а затем отгружает покупателю товары по накладной. В этом случае лимит нужно считать по каждой отгрузке товаров.

Если поставщик выписывает покупателю счет, в котором указаны наименование и количество товаров, то этот документ является офертой , то есть предложением заключить договор. Оплата счета означает, что покупатель принял предложение на сделку и согласен с ценой (п. 1 , ). Поэтому в таких ситуациях принято считать, что организации и заключают разовые сделки купли-продажи

Примечание : Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 г. по делу № А75-4466/2013

Таким образом, покупатель может оплатить товары наличными деньгами, если их суммарная стоимость по накладной не превышает 100000 руб.

Важно иметь ввиду, что со стороны налоговых органов всё-же могут быть претензии, если у организации или ИП есть долгосрочный договор поставки. Тогда безопаснее определять лимит по этому договору с учетом всех разовых поставок товаров. Иначе инспекторы могут оштрафовать покупателя или поставщика. Впрочем, если в накладных и счетах-фактурах поставщик не приводит ссылку на основной договор, то штраф можно оспорить в суде Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2013 г. по делу № А33-18496/2012

Лимит расчета наличными, когда заключается много однотипных договоров

В хозяйственной практике часто оформляются несколько схожих договоров с целью увеличить предельный размер расчетов наличными деньгами. Это опасно, потому что инспекторы в таких ситуациях считают, что стороны в действительности заключили одну сделку, просто формально подписали несколько контрактов. Поэтому требуют уплатить штраф, если общая сумма наличных платежей по указанным договорам превышает 100000 руб. Хотя судьи в таких случаях нередко поддерживают компании

Примечание : Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2012 г. по делу № А28-298/2012

Но чтобы не спорить с налоговиками, условия договоров - наименование товаров, сумма, сроки поставки - должны различаться. Кроме того, расчеты по нескольким схожим договорам лучше не проводить одновременно.

Еще компании заключают дополнительные соглашения к договору, так как полагают, что по каждому такому соглашению лимит наличных расчетов нужно считать отдельно. Однако дополнительное соглашение является частью основного договора . Поэтому, даже если стороны увеличат в допсоглашении объем поставки, размер лимита не изменится.


к меню

Покупатель перечисляет оплату несколькими платежами в разные дни

Часто ошибочно считают, что лимит действует при расчетах в течение одного дня. Поэтому перечисляют оплату контрагенту несколькими платежами, например, в течение недели. Однако лимит распространяется на один договор и от периодичности платежей не зависит. Но если с контрагентом заключили несколько разных договоров, то компания вправе рассчитываться по ним на сумму более 100000 руб., в том числе в течение дня.

Расчет наличными при долгосрочных договорах

Даже если компании заключили договор сроком на год и более, лимит наличных расчетов составляет 100000 руб. за весь период его действия. Например, продавец ежемесячно отгружает компании товары. В этом случае для целей расчета лимита нужно суммировать стоимость каждой поставки. Иначе инспекторы вправе оштрафовать компанию.


к меню

Нужно ли соблюдать лимит наличных расчетов при расходовании сотрудником подотчетных средств?

Всё зависит от того, на какие цели сотрудник расходует подотчетные средства. Если за счет , сотрудник от своего имени оплачивает оказанные ему услуги (например, во время служебной командировки), не применяется. Если сотрудник использует подотчетные суммы для расчетов по договорам, которые он заключает от имени организации по доверенности (или по уже заключенным договорам), лимит расчетов наличными деньгами должен соблюдаться. Такие выводы следуют из абзацев 1 и 4 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

У вас была проверка кассовой дисциплины в этом году?

90% Нет, не было пока

8% Да, без нарушений

2% Да, закончилась штрафом

Опрос на сайте glavbukh.ru

Налоговики на проверке кассовой дисциплины обнаружили, что за день один покупатель заплатил организации наличными больше 100 000 руб. Инспекторов не смутил тот факт, что контрагент вносил деньги по разным договорам. Ревизоры заявили, что фактически сделка одна, поэтому нужно суммировать все платежи. В целом они превышают лимит расчетов наличными. За это инспекция оштрафовала компанию на 40 000 руб.

Компания посчитала штраф незаконным, обратилась в суд и выиграла дело (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2015 г. по делу № А41-27520 /15). Подробностями с нами поделился юрист, который защищал организацию.

Мнение проверяющих

Рассчитываясь наличными с контрагентом, компания должна соблюдать лимит в размере 100 000 руб. Он действует для платежей по одному договору (п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Все спорные договоры организации заключили на одинаковых условиях, в один день, на схожий товар. Оплата тоже прошла на одну дату. Это доказывает, что дробление фиктивно. По факту продавец и покупатель действовали в рамках одного договора. Платеж по нему превысил 100 000 руб. Расчет наличными сверх установленных размеров - нарушение, прямо названное в части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Штраф за него составляет до 50 000 руб.

ЮЛИЯ СИДНЕНКО,

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Совет от редакции: считайте лимит по всем договорам за день и переносите платежи

В 2015 году только 1 из 10 ваших коллег столкнулся с проверкой кассовой дисциплины. Это показал опрос на сайте glavbukh.ru . Но штраф за ее нарушение не копеечный. Поэтому безопаснее, чтобы в течение дня расчеты наличными с одним контрагентом по всем договорам укладывались в 100 000 руб. Либо следите за тем, чтобы договоры максимально отличались один от другого. Можно на каждую сделку оформлять свой комплект документов: договор, накладную, счет-фактуру, приходник. А также заключать отдельные договоры на поставку разных групп товаров, устанавливать разные сроки платежа, санкции за опоздание с отгрузкой и оплатой, условия о стоимости доставки. Это убедит если не налоговиков, то судей, что компания получала деньги по разным договорам.

В данном споре судьи пришли еще к одному выводу. В статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится о превышении лимита при расчетах наличными с другими организациями. Компания получает деньги от предпринимателей. Значит, оштрафовать ее нельзя. Этот вывод не стоит брать на вооружение. Другие судьи считают, что штраф правомерен и за превышение лимита при расчетах с предпринимателями (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 февраля 2010 г. по делу № А28-16681 /2009).

Аргументы компании

В заявлении об оспаривании административного штрафа мы указали, что вывод инспекции о единой сделке основан только на предположениях. В течение дня мы заключили с контрагентом несколько однотипных сделок на поставку товара. Но это не противоречит гражданскому законодательству, которое устанавливает принцип свободы договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Мы не прикладывали к заявлению договоры и первичку на поступившие суммы, поскольку доказывать законность наказания должна инспекция (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Она и предъявила в суд эти документы. Из них видно: на каждый договор есть своя накладная, а также приходник. У каждого договора индивидуальный номер. Он значится в товарных накладных в качестве основания для отгрузки. Это свидетельствует о совершении нескольких сделок, по каждой из которых расчеты не превысили лимита.

ОЛЕГ НИКОЛАЕВ,

юрист ООО «Валерия Линджерие»

Ситуация Аргументы судей

Об уплате налога

Компания не обязана второй раз платить налог, зависший в проблемном банке
Компания отправила в банк платежку по налогам. Деньги ушли со счета организации, но по вине банка не попали в бюджет. Налоговики посчитали налог неуплаченным. Пояснили, что о проблемах банка налогоплательщик должен был знать из публикаций в СМИ. Раз несмотря на это компания обратилась в данный банк, она не планировала платить налог. Налоговики не правы. Статьи в СМИ не являются официальной информацией. Они появились после оформления спорной платежки. Нет и доказательств того, что компания узнала о проблемах банка из иных источников. Налог считается уплаченным, если в банк направили платежку, обеспеченную средствами на счете. Значит, у компании нет долга перед бюджетом (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2015 г. № 09АП-32935 /2015).

О страховых взносах

Отсутствие зарплаты у директора не основание начислять взносы
Организация не начисляла директору зарплату. Но он подписывал документы, выполнял другую работу. Чиновники решили, что директору нужно было назначить зарплату, равную хотя бы минималке. С нее проверяющие из ПФР начислили страховые взносы. Фонд заблуждается. База для взносов - это сумма начисленных в расчетном периоде выплат (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Но компания не начисляла зарплату. А закон не позволяет считать взносы исходя из МРОТ или других величин (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2015 г. № Ф09-5642 /15).

О НДФЛ

Компенсация освобождена от НДФЛ, даже если работник управляет машиной по доверенности
Инспекция на проверке потребовала удержать НДФЛ с компенсации за использование личного автомобиля. Налоговики обратили внимание на то, что работник управляет машиной по доверенности. А по их мнению, от налога освобождена только компенсация, которую платят собственникам имущества. Доначисления незаконны. Компенсация за использование личного имущества в служебных целях освобождена от НДФЛ. Законодатель не раскрывает термин «личное имущество». Поэтому им можно считать любое, используемое работником на законных основаниях. В том числе автомобиль, эксплуатируемый по доверенности (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2015 г. по делу № А56-4823 /2014).

О рентабельности

Убыточные компании тоже имеют право на вычет НДС
Проверяющие отказали в вычете НДС и его возмещении. Решили, что компания стремится к необоснованной налоговой выгоде. Недаром организация делает низкую наценку на товар, недостаточную для окупаемости расходов и получения прибыли. Организация имеет право на вычет. Он подтвержден документально и не зависит от убытков или наценки. В проверяемом периоде компания выходила на рынок, используя низкую наценку для формирования спроса. Потом цену повысили, деятельность стала прибыльной. Из этого ясно: низкая наценка оправдана деловой целью, а не налоговой выгодой (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2015 г. № 09АП-26910 /2015).

Казенное общеобразовательное муниципальное учреждение проводит ремонт зрительного зала в школе, планируется приобретение кресел за счет средств федерального бюджета. Может ли учреждение одновременно заключить несколько договоров до 400 тысяч рублей (каждый на поставку кресел) в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ? Можно ли использовать федеральные средства при заключении договоров с единственным поставщиком на поставку кресел, минуя конкурентные способы осуществления закупки?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если заказчик заключит несколько договоров до 100 тысяч рублей с одним и тем поставщиком и по одному и тому же предмету, органы финансового контроля или прокуратура могут установить факт искусственного дробления закупки с целью ухода от конкурентных способов определения поставщика и, как следствие, факт неэффективного расходования бюджетных средств.

Однако, Законом № 44-ФЗ не запрещено закупать одноименные товары у единственного поставщика несколькими контрактами.

Таким образом, заказчику следует самостоятельно определиться с выбором способа определения поставщика или осуществления закупки у единственного поставщика.

В рамках Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключать контракт с единственным поставщиком на поставку любых товаров, в том числе и кресел. Такой контракт будет оплачиваться из выделенных конкретному заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, при стоимости товаров до 100 тысяч или 400 тысяч рублей вы вправе заключить контракт с единственным поставщиком на основании п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Возможно ли заключение контрактов на текущий ремонт четырех кабинетов одного здания с одним и тем же подрядчиком на одни и те же виды работ с разбивкой на 4 контракта до 100 тыс. руб.?

Пунктом 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе определено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Напоминаем, что согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Отмечаем, что согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При этом обращаем внимание, что согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик, выбирая способ закупки, не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (например, дробление объекта закупки).

Вместе с тем, исходя из п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса РФ. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ.

Отмечаем, что согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Таким образом, несмотря на то, что п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе прямо не запрещает заказчику осуществлять в один день несколько закупок на основании данного пункта (при соблюдении определенных условий) со схожими объектами закупок (например, текущий ремонт четырех кабинетов заказчика) с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не исключается ситуация, при которой осуществление таких закупок по решению контрольного органа в сфере закупок либо иного контролирующего органа будет признано имеющим признаки дробления объекта закупки, неэффективного использования бюджетных средств, ограничения конкуренции, других злоупотреблений в сфере таких закупок, которые влекут нарушение Закона о контрактной системе, Бюджетного кодекса РФ.

Как заключать контракты до 100 000 и 400 000 руб.

Заказчик вправе не применять конкурентные процедуры для закупок на сумму до 100 000 и до 400 000 руб. Достаточно заключить контракт с единственным поставщиком на основании пункта 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Размещать извещение в ЕИС, обосновывать закупку и уведомлять контрольный орган о том, что вы заключаете контракт, не нужно. Не обязательно требовать от поставщика обеспечение контракта и включать в договор расчет цены. Экспертизу полученных товаров, работ, услуг заказчик вправе провести своими силами.

Для малых закупок установлены лимиты. Их рассчитывают от величины совокупного годового объема закупок (СГОЗ).

Совокупный годовой объем закупок не равен годовому объему закупок по плану-графику.

Как рассчитать СГОЗ

СГОЗ = А + Б + В,

А - сумма контрактов, которые заказчик заключил в предыдущие годы, а оплатит в текущем году. Например, вы заключили контракт в 2015 году, но часть поставленных по нему товаров оплатите только в 2016-м. Оплату, которая пройдет в 2016 году, включите в СГОЗ этого года;

Б - сумма контрактов, которые заказчик заключил, исполнил и оплатил в отчетном году;

В - разница между общей суммой контрактов, которые заказчик заключил в отчетном году, и остатком платежей по этим контрактам, перенесенным на последующие годы. Например, в 2016 году вы заключили контракт на общую сумму 500 000 руб. Часть средств в размере 300 000 руб. вы оплатите в 2016 году, а оставшиеся 200 000 руб. - в 2017 году. В СГОЗ 2016 года включите 300 000 руб.

Какой лимит установлен для закупок до 100 000 руб.

Заказчик вправе заключать контракты на сумму до 100 000 руб. только в рамках лимита. годовой объем таких закупок не должен превышать 5 процентов от СГОЗ и составлять более 50 млн руб. Либо вам нужно уложиться в 2 млн руб. Заказчик сам решает, какой способ выбрать, чтобы рассчитать лимит.

Лимит закупок до 100 000 руб. для гособоронзаказа

Способ, который выбрал заказчик, чтобы рассчитать лимит малых закупок, будет действовать и в рамках гособоронзаказа. Поэтому рассчитывать отдельно лимит в рамках оборонного заказа не нужно. Свой выбор вы можете отразить в приказе или распоряжении. Это зависит от порядка делопроизводства, который установлен в вашем учреждении. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчиков оформлять выбор способа, которым рассчитывают лимит малых закупок, документально. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

Когда лимиты на закупки до 100 000 руб. не действуют

В 44-ФЗ предусмотрены два исключения.

Исключение 1. Ограничения по лимиту не действуют для муниципальных нужд сельских поселений. Например, администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения заключают контракты до 100 000 руб. без ограничений.

Исключение 2. Госорганы, которые проводят закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ, рассчитывают годовой лимит закупок до 100 000 руб. в особом порядке. Расчет производят отдельно по каждому госоргану.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Какой лимит установлен для закупок до 400 000 руб.

Годовой объем закупок до 400 000 руб. не должен:

  • превышать 50 процентов СГОЗ;
  • составлять более чем 20 млн руб.

Так, если СГОЗ заказчика составляет 20 млн руб., он вправе заключить контракты по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 10 млн руб. в год. Теперь допустим, что СГОЗ равен 50 млн руб. Тогда заключить контракты по упомянутому пункту заказчик сможет только в рамках 20 млн руб. в год.

Кто вправе заключать контракты до 400 000 руб.

Заключать контракты на сумму до 400 000 руб. вправе только следующие заказчики:

  • образовательные учреждения, для которых основной вид работы - образовательная деятельность по лицензии;
  • учреждения культуры, уставные цели которых - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные, природные или ландшафтные парки, театры, концертные или телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы;
  • физкультурно-спортивные организации.
gastroguru © 2017