Какая из этих функциональных обязанностей может быть возложена на контрактного управляющего. Кто такой контрактный управляющий закупками

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Федеральный закон N44 от 05.04.2013 года посвящен организации системы госзакупок в разных учреждениях. В этом законодательном акте подробно описываются полномочия и обязанности контрактного управляющего. Назначение контрактного управляющего на должность, условия, порядок, особенности — также четко регламентированы в 44-ФЗ.

Сегодня мы расскажем о том, на кого могут быть возложены обязанности контрактного управляющего, кто занимается решением этого вопроса в организации и может ли быть на предприятии сразу 2 контрактных управляющих. Может ли, например, руководитель быть контрактным управляющим?

Как КУ назначается на должность и когда проходит инструктаж?
Все действия сотрудника строго регламентированы и после вступления в должность, начинать следует не с составления планов и ведения переговоров, а с изучения должностной инструкции контрактного управляющего за 2018 год. Это позволит сотруднику составить для себя порядок ведения трудовой деятельности, а также, оценить степень ответственности, которая налагается на КУ в рамках 44-ФЗ.

Основанием для формирования отдела или приема на работу конкретного гражданина в качестве КУ, является ФЗ-44. В документе указано сразу несколько вариантов организации такого рабочего места, а именно:

  1. Начальник принимает на созданную должность КУ нового работника и заключает с ним трудовой договор.
  2. На должность назначается человек из штата предприятия, после чего выполняется переоформление трудового соглашения, с добавлением фактических обязанностей по работе КУ.
  3. Сотрудник назначается из штата организации, но работу будет выполнять по совместительству. В этом случае также происходит переоформление трудового соглашения и организуется доплата.

При каких условиях назначение конкурсного управляющего является обязательным?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит сначала определиться с тем, что руководитель организации является единоличным исполнительным органом, а значит, именно в его компетенции находится право возложения обязанностей контрактного управляющего на конкретное лицо.

Важным основанием для назначения контрактного управляющего является наличие у предприятия годового объема закупок на сумму свыше 100 млн рублей. В этом случае организация контрактной службы и назначение КУ является обязательным.

Кого можно назначить на должность КУ?

Никаких ограничений относительно круга граждан, способных занять место КУ, законом не установлено. Единственное условие, которое должно строго исполняться, заключается в наличии специальной профподготовки. У лица, желающего занять данную должность должно быть профессиональное образование или специальная подготовка в контрактной сфере закупок.

Иными словами, контрактным управляющим может быть руководитель учреждения, директор, и даже главный бухгалтер или юрист, если это не противоречит положениям устава организации.

Регламентируется принятие такого решения сразу несколькими моментами. С одной стороны, юрист, руководитель или бухгалтер контрактным управляющим могут быть назначены на основании положения устава организации и отдельных пунктов трудового соглашения. С другой стороны возложение функций КУ на руководителя может произойти в порядке, прописанном в ст.60.2 ТК РФ. Согласно ФЗ-44, специалиста назначает только заказчик, а это означает, что выбрать и назначить сотрудника может только лицо, являющееся таковым или выступающее в роли его представителя.

В этом случае необходимо учитывать действующие нормативы, регулирующие трудовые отношения руководителя и сотрудников организации. По правилам, совмещение должностей не запрещено законом, однако, такие ограничения могут быть прописаны в других законодательных актах, на уровне федерации и регионов.

Подводя небольшие итоги можно отметить, что при отсутствии таких ограничений вся необходимая работа по организации закупок на предприятии может быть поручена руководителю или иному лицу, состоящему в штате предприятия и отвечающему всем требованиями законодательства. При этом, назначение контрактного управляющего сопровождается оформлением письменного согласия сотрудника и изданием приказа о назначении на должность.

Может ли на предприятии быть два КУ?

Когда на предприятии вводят должность конкурсного управляющего, никаких ограничений по количеству таких сотрудников не устанавливается. Более того, большинство предприятий нуждается в обеспечении сразу по нескольким направлениями. К примеру, необходимо закупать ТС или специальное оборудование, наряду с продуктами питания и материалами.

В этом случае можно назначить сразу 2 контрактных управляющих: главного бухгалтера и руководителя или поручить часть работу юристу. В любом случае, решение должно быть обоснованным и каждый сотрудник обязан отвечать требованиям закона.

Как происходит назначение контрактного управляющего и что делает такой сотрудник?

Более трех лет назад, порядок назначения сотрудников контрактной службы заказчика был существенно изменен. Это произошло сразу после того, как в обязанности заказчика было вменено формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего по закупкам.

В своей работе мы приведем законодательные статьи о деятельности контрактного управляющего в сфере закупок, с чего начать работу такому сотруднику, а также расскажем о том, кого назначают контрактным управляющим по ФЗ-44.

Какие требования к должности действуют с начала 2018 года?

Начиная с января 2018 года, назначение контрактного управляющего должно происходить лишь в том случае, если предполагаемый на должность сотрудник отвечает ряду требований действующего законодательства. Согласно статьям ФЗ-44 специалист обязан иметь специальное профобразование и прослушать дополнительные лекции по переподготовке.

Профессия контрактного управляющего не очень распространена, поскольку введение должности в штат происходит только в том случае, когда объемы закупок на предприятии за год составляют от 100 млн рублей. Данное правило прописано в п. 1-2 с. 38 ФЗ-44 по регламенту работу контрактного управляющего. В остальных ситуациях закон не обязывает нанимать контрактного такого специалиста и вопросы, возникающие у проверяющих служб, являются неправомочным.

Деятельность контрактного управляющего строго регламентируется, поскольку речь идет о работе с людьми и с представлением информации для публичных и контролирующих структур. В связи с этим контрактным управляющим назначается только лицо, которое располагает достаточным уровнем профессиональной подготовки и имеет опыт работы в данной сфере.

Какие обязанности выполняет КУ?

По п. 4 ст. 38 ФЗ-44 функции контрактного управляющего достаточно разнообразны. Специалисту, претендующему на место, крайне важно знать, что делает и какую деятельность осуществляет конкурсный управляющий.

Если говорить о начале деятельности с нуля, то гражданин обязательно должен иметь представление с чего начать работу КУ. В этом случае следует действовать таким образом:

  1. После назначения на должность изучить свои должностные обязанности и понять, какие направления в деятельности сотрудника – основные.
  2. Познакомиться с текущей документацией и составить предварительный план закупок. Чаще всего он составляется на год.
  3. Согласовать документ с руководством организации.
  4. Приступить к разработке документации для проведения первого мероприятия.
  5. Разместить информацию в специальной электронной системе документооборота.
  6. Сопровождать торги, а затем участвовать в выборе победителя.
  7. Оформить все необходимые документы.
  8. Составить отчет по закупкам.

На этом деятельность контрактного управляющего не ограничивается, и сотрудник имеет еще ряд обязанностей. В заключении следует отметить, что назначение КУ происходит по стандартной схеме, описанной в трудовом кодексе, но с учетом действующего регламента и особенностей должности.

Контроль за действиями контрактного управляющего – ответственность и штрафные санкции

По ФЗ-44 от 05.04.2013 года ответственность контрактного управляющего определяется теми пунктами, которые прописаны в его трудовом соглашении и в должностных инструкциях. Этот момент должен быть прописан очень четко, чтобы в последствие руководитель не стал отвечать за поступки и действия наемного сотрудника.

Сегодня мы рассмотрим вопросы, касающиеся того, какие требования предъявляет закон к контрактному управляющему в 2018 году и каким образом выполняется проверка таких сотрудников.

Виды ответственности сотрудника

Контроль за действиями контрактного управляющего осуществляет непосредственно руководитель, однако, регулированием его деятельности занимается уполномоченный орган (контрольная комиссия заказчика).

За нарушение требований, который сотрудник обязан выполнять во время своей профессиональной деятельности, предусмотрено сразу несколько видов ответственности. Речь идет о таких вариантах:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Наиболее распространенной из указанных, является мера административной ответственности и дисциплинарное взыскание. Это обусловлено тем, что сотрудники не несут перед компанией-заказчиком материальной ответственности и могут нарушить требования только в рамках превышения своих полномочий.

Как можно обжаловать действия контрактного управляющего?

По закону, каждое должностное лицо, представляющее интересы заказчика, несет персональную ответственность за соблюдение требований, прописанных в российском законодательстве.

Нарушения контрактного управляющего рассматриваются в рамках его полномочий и могут быть обжалованы. Основанием для таких манипуляций, чаще всего становится превышение прав и возможностей, указанных в должностной инструкции. Оспаривание вынесенного решения осуществляется в судебном или административном порядке и возможность подать жалобу имеется у следующих лиц:

  1. Любой участник процедуры.
  2. Общественные объединения, которые наделены контрольными функциями.
  3. Объединение юридических компаний.

Данное право прописано в ст. 105 ФЗ-44 и является неотъемлемым для указанных участников закупок.

Какие органы осуществляют контроль за деятельностью контрактного управляющего?

Главной организацией, осуществляющей проверку контрактных управляющих, на предмет добросовестности и правильности выполнения своих обязанностей, является ФАС России (Федеральная антимонопольная служба). Такой порядок прописан в ФЗ-44, а также, отражен в ряде внутренних актов, касающихся деятельности организации.

Стандартной процедурой, в рамках которой осуществляется контроль, является проведение плановых или внеплановых проверок. Основания для организации таких мероприятий четко прописаны в ст. 99 ФЗ-44. В случае выявления нарушений в работе контрактного управляющего в отношении сотрудника принимается решение о назначении штрафа. Размер штрафных санкций определяется индивидуально, но в пределах 30 – 50 тыс. рублей.

Как избежать нарушений?

Чтобы исключить казусные ситуации и строго соблюдать все действующее нормативы и требований закона, необходимо, чтобы сотрудники контрактной службы своевременно проходили обучение и посещали курсы повышения квалификации.

П Р И К А З

201_ г. ……… № _____

О назначении контрактного управляющего

Во исполнение пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приказываю:

1. Назначить контрактным управляющим, ответственным за осуществление закупок товаров, работ и услуг, в ______________(указать полностью организацию) , ___________(указать должность ), ___________(указать должность), без освобождения от основной работы (указывается, в том случае если сотрудник совмещает).

2. Утвердить Положение контрактного управляющего (Приложение № 1) к настоящему Приказу.

3. На время отсутствия контрактного управляющего (командировка, отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.) его функции и полномочия выполняет иной контрактный управляющий, определенный работодателем.

4. Приказ вступает в силу с момента его подписания.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на ____________(указать Ф.И.О., должность).

Руководитель (Подпись) Расшифровка подписи

С приказом ознакомлен:

Приложение № 1

к Приказу _________

от «__» _____ 20___ г. № ____

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНТРАКТНОМ УПРАВЛЯЮЩЕМ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о контрактном управляющемв (далее – Положение) устанавливает порядок работы контрактного управляющего при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ____________________________________(указать название организации) , в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов.

1.2. Контрактный управляющий является специалистом заказчика, обеспечивающим осуществление закупок, включая исполнение контрактов.

Контрактный управляющий назначается заказчиком, у которого отсутствует контрактная служба, и совокупный годовой объем закупок, которого в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей.

1.3. Контрактный управляющий в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством, бюджетным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), иными нормативными правовыми актами, в том числе настоящим Положением.

1.4. Основными принципами деятельности контрактного управляющего при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения нужд ____________________________(указать название организации) являются:

Профессионализм - привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, в целях осуществления своей деятельности на профессиональной основе;

Открытость и прозрачность - свободный и безвозмездный доступ к информации о совершаемых контрактным управляющим действиях, направленных на обеспечение нужд __________________________(указать название организации) , в том числе способах осуществления закупок и их результатах.

Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе в сфере закупок;

Эффективность и результативность - заключение государственных муниципальных контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ответственность за результативность – ответственность контрактного управляющего за достижение заказчиком заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе и нормативно-правовыми актами в сфере закупок.

II. Порядок назначения контрактного управляющего

2.1. Конкретное должностное лицо, назначаемое контрактным управляющим, определяется и утверждается приказом руководителя (директора) заказчика.

2.2. Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

2.3. Контрактным управляющим не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также должностные лица органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

2.4. В случае выявления в качестве контрактного управляющего указанных лиц заказчик обязан незамедлительно освободить его от работы в качестве контрактного управляющего и назначить иное лицо, соответствующее требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и настоящего Положения.

2.5. Настоящим Положением установлено, что контрактный управляющий может быть членом Комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по осуществлению закупок товаров, работ, для нужд Заказчика.

2.6. Контрактный управляющий, а также лицо, замещающее контрактного управляющего на период отсутствия последнего в случае временной нетрудоспособности, командировки или отпуска, назначаются руководителем (директором) организации (предприятия, учреждения).

Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность. Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста.

Должностные обязанности специалиста по закупкам 44 фз образец

Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.

Основные понятия

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего.

Составляем должностную инструкцию для специалиста по госзакупкам

Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Регламентирующие документы

В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2018 года.

Приказ о назначении

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции

При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

Сфера госзакупок — одна из самых динамичных в современном законодательстве. При этом санкции (в том числе и персональные) за несоблюдение законодательства в этой сфере достаточно велики. Однако количество людей, желающих получить должность специалиста по госзакупкам, не уменьшается — видимо, потому что молодые люди часто не до конца представляют себе, что именно должен знать и уметь специалист по госзакупкам и что входит в его непосредственные обязанности.

Попробуем кратко рассказать о том, что должен знать и уметь начинающий специалист по госзакупкам

Какое образование должен иметь специалист по госзакупкам

Осенью 2015 года в этой области наконец был наведен порядок. Если раньше понятия «контрактный управляющий» или «специалист по госзакупкам» были только общими фразами, а люди, которые занимались госзакупками, занимали должности юристов, экономистов или бухгалтеров, то теперь существует целый ряд должностей с требованиями к их соискателям.

Общими требованиями являются: наличие высшего или среднего профессионального образования (в зависимости от должности), повышение квалификации или прохождение программы переподготовки, а также наличие опыта работы. Подробно эти требования изложены в профессиональных стандартах.

Как правило, чаще всего специалистами по госзакупкам становятся люди с юридическим, экономическим или бухгалтерским образованием. Причем в небольших организациях работа с закупками им достается в придачу к их основным обязанностям. И только крупные организации (как заказчиков, так и поставщиков) могут себе позволить отдельного сотрудника или даже целую контрактную службу.

Какими знаниями должен обладать специалист по госзакупкам

Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Для начала будущий специалист по госзакупкам должен обладать хотя бы поверхностными знаниями в таких сферах, как юриспруденция, бухгалтерия и договорная работа. Если этих знаний нет, работа может оказаться не по силам, особенно если человеку предстоит стать единственным специалистом по госзакупкам в организации. Также важно хотя бы немного разбираться в специфике деятельности организации.

Эти требования обусловлены тем, что люди, занимающиеся закупками со стороны заказчика, должны планировать необходимые закупки, осуществлять их, заключать договоры, а затем принимать работы, товары, услуги и оформлять соответствующие документы. А специалисты, работающие на стороне поставщиков, должны заниматься поиском интересующих их организацию закупок, подготовкой предложений, заключением договоров и т. д., поэтому, чтобы найти подходящую закупку, нужно понимать, что именно ваша организация предлагает.

Следующий этап — прохождение курсов повышения квалификации по госзакупкам. Для специалистов, работающих со стороны заказчика, этот этап обязателен (если посмотреть предлагаемые вакансии, наличие удостоверения о повышении квалификации является чуть ли не единственным обязательным требованием к соискателям этой должности). Для специалистов, которые хотят работать в сфере госзакупок со стороны поставщика, этот этап желателен, т. к. без него разобраться во всех хитросплетениях ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и других смежных законодательных актах крайне сложно.

При этом следует понимать, что прохождение курсов не сделает вас настоящим специалистом. Курсы дадут вам теоретические и, возможно, немного практических знаний, которые вам предстоит дополнять самостоятельно. А потому — пара слов о личностных характеристиках.

Какими качествами должен обладать специалист по госзакупкам

Банально, но специалист по госзакупкам должен быть очень внимательным человеком. Это та самая сфера, где ошибка в дате может привести к огромным штрафам как на организацию, так и лично на человека, допустившего ошибку. Невнимательное прочтение документации со стороны поставщика может привести к тому, что его организацию не допустят к участию в очень выгодном тендере или, что еще хуже — к тому, что организация не сможет выполнить взятые на себя обязательства и попадет в реестр недобросовестных поставщиков, лишившись возможности принимать участие в госзакупках.

Так как законодательство о госзакупках имеет привычку регулярно меняться, человек, работающий в этой сфере, должен обладать хорошей обучаемостью. Постоянное повышение квалификации (речь не только о курсах, но и о самообразовании) — неотъемлемая часть работы специалиста по госзакупкам.

Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность.

Должностная инструкция

Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста. Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.

Re: Включение контрактного управляющего в штатное расписание

AlenaKukolkina » 08 сен 2016, 11:24

AlenaKukolkina писал(а):Необходимо ли включать контрактного управляющего в штатное расписание? Необходимо ли вводить отдельную штатную единицу?

Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч.ч. 1 — 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Поэтому возложение на работников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудовым законодательством (см. также ответ на вопрос 2 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782, должностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего, так и не делать этого.
В зависимости от того, вводятся ли в штатное расписание отдельные должности, различаются и способы возложения на работников контрактной службы, контрактного управляющего необходимых функций и полномочий. При этом новые штатные единицы могут вводиться как в случае образования контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения, так и в случае, когда такое подразделение не образуется. Кроме того, в каждом из названных случаев можно возложить обязанности работника контрактной службы на уже работающего сотрудника.
Более того, по мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 04.06.2015 N Д28и-1514, функциями контрактной службы может быть наделено уже существующее структурное подразделение, причем оно не обязательно должно носить наименование "контрактная служба" в штатном расписании (см., например, п. 5 Положения о контрактной службе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2014 N 51, в соответствии с которым контрактной службой является отдельное структурное подразделение — Департамент управления делами).
Рассмотрим каждый из способов возложения на работников указанных в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ функций и полномочий.

1. В штатном расписании заказчика введены отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае подразумевается наличие в штатном расписании заказчика самостоятельных штатных единиц.
Занятие вакантных штатных единиц работников контрактной службы, контрактного управляющего может быть произведено любым из предусмотренных Трудовым кодексом РФ способов, а именно путем:
— заключения c работником трудового договора по основному месту работы или по совместительству (внутреннему или внешнему);
— перевода уже работающего сотрудника на соответствующую должность в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 — 72.2 ТК РФ.
Также возможно поручить уже работающему сотруднику дополнительную работу по должности работника контрактной службы или контрактного управляющего путем совмещения должностей в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В такой ситуации штатная единица останется вакантной.
Во всех этих случаях работа по должности работника контрактной службы, контрактного управляющего является оплачиваемой (часть первая ст. 15, часть первая ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).

2. В штатном расписании заказчика не предусмотрено отдельных должностей работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае выполнять обязанности работников контрактной службы, контрактного управляющего могут только уже работающие на других должностях работники заказчика.
Если изначально должность работника не предполагает выполнение функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, то в рамках трудовых отношений необходимо изменить условия трудового договора по соглашению сторон в обычном порядке в соответствии со ст. 72 ТК РФ, а также должностную инструкцию. Изменение заработной платы в этом случае также производится по соглашению сторон. При этом нормы Трудового кодекса РФ, обязывающие увеличить заработную плату при изменении круга обязанностей работника, отсутствуют.
Если же трудовые обязанности, выполняемые работником в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией, не отличаются от тех, которые он должен выполнять после получения статуса работника контрактной службы или контрактного управляющего, то с точки зрения Трудового кодекса РФ трудовая функция не меняется, а значит, отсутствует необходимость внесения изменений в ранее заключенный с таким работником трудовой договор.
Тем не менее внести изменения в трудовой договор в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ, потребуется, если принято решение о:
— переименовании должности работника;
— переименовании структурного подразделения, в котором работает сотрудник, если условие о структурном подразделении является условием трудового договора.

Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.
Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, данные профессиональные стандарты обязательны к применению. Следует отметить, что указанные профстандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона N 44-ФЗ. Так, например, в отношении работников, выполняющих обязанности, отнесенные к отдельным обобщенным трудовым функциям, предусмотрены требования к опыту работы.

Специалист по закупкам

Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон N 44-ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 N Д28и-1744.AlenaKukolkina Специалист Государственного комитета РТ по закупкам Сообщения: 450Зарегистрирован: 01 июл 2014, 06:34

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Агент по закупкам

Должностные обязанности. Осуществляет работу по закупке у населения сельскохозяйственной продукции собственного производства в соответствии с заключаемыми договорами, определяющими характер и объем поставок, а также их оплату. Выезжает в сельскохозяйственные районы, выявляет потенциальных поставщиков (продавцов) производимой ими продукции, заключает договоры купли-продажи. Проводит разъяснительную работу среди населения о порядке заключения договоров купли-продажи на обоюдно-выгодных условиях, принимает меры по установлению долгосрочных связей с производителями сельскохозяйственной продукции. Осуществляет контроль качества приобретаемой продукции. Оформляет в соответствии с установленным порядком документацию на закупаемую продукцию, заказывает контейнеры и транспортные средства для ее перевозки. Контролирует наличие необходимых приспособлений и санитарное состояние транспортных средств, предназначенных для перевозки, правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ и рациональное размещение продукции.

POINT-V.RU

Отправляет закупленную продукцию в адрес поручителя, сопровождает грузы в пути следования, соблюдая санитарные требования и правила хранения продукции при транспортировке, содействует их своевременной доставке. Следит за соблюдением требований охраны труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Сдает доставленную продукцию, оформляет установленную приемосдаточную документацию.

Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, касающиеся порядка заключения договоров с поставщиками; основы рыночной экономики; организацию работы по закупкам сельскохозяйственной продукции; основы трудового, финансового и хозяйственного законодательства; методы делового общения; методы и средства определения качества закупаемой продукции; организацию погрузочно-разгрузочных работ; правила и порядок приемки, отправки и сдачи продукции, заказа контейнеров и транспортных средств; условия хранения и перевозки закупаемой продукции; формы и порядок оформления приемосдаточных документов; основы организации труда; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Агент по закупкам» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция агента по закупкам, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Все статьи Контрактная служба и контрактный управляющий как инструмент реализации принципа профессионализма заказчика в контрактной системе Российской Федерации (Андрианова В.Н.)

Основным преимуществом Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) является его нацеленность на повышение профессионализма кадров в сфере государственных закупок и, как следствие, переход к осуществлению закупок на профессиональной основе.

Статья 9 Закона N 44-ФЗ закрепляет принцип профессионализма, который означает, что деятельность в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться с привлечением квалифицированных специалистов, которые обладают теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики обязаны принимать меры по поддержанию и соответственно повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, которые осуществляют свою деятельность в сфере закупок. Одним из способов являются курсы повышения квалификации сотрудников и профессиональная переподготовка в сфере закупок.

Однако, на наш взгляд, наиболее продуктивным способом подготовки квалифицированных кадров, занятых в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, будет создание отдельных кафедр на юридических факультетах вузов России. Таким образом, сотрудник более глубоко изучит специфику данной работы, а после выпуска будет повышать уровень своих познаний в части изучения новелл законодательства Российской Федерации. Представляется необходимым разработать программу обучения по подготовке высококвалифицированных специалистов по закупочной деятельности. Это позволит увеличить уровень оказываемых услуг всем контрагентам закупочной деятельности.

В международной практике существуют различные подходы к обучению сотрудников закупочных подразделений. Имеются примеры, когда специализацию закупки можно получить в бакалавриате и магистратуре. Например, в Соединенных Штатах Америки существует несколько крупных образовательных учреждений, таких как Arizona State University, Bowling Green State University, George Washington University, Miami University, Michigan State University и Western Michigan University, где можно получить степень бакалавра по специализации: закупки, материалы, поставки, цепи поставок, управление логистикой. Кроме того, некоторые учреждения предлагают сертифицированные программы или курсы, связанные с закупками, как для студентов очного отделения, так и заочного. Ряд учебных заведений, в том числе Arizona State University, Michigan State University и Howard University, предлагают специализацию по управлению цепями поставок как часть специализации MBA. В Канаде Richard Ivey School of Business уже более десяти лет предлагает курс по закупкам и поставкам как для выпускников с высшим образованием, так и для людей с более высоким уровнем подготовки. В ряде университетов, в частности HEC, Laval и Victoria, можно получить высшее образование по этим специальностям.

Следует также отметить, что в сентябре 2015 г. Министерством труда и социальной защиты России утверждены профессиональные стандарты специалиста и эксперта в сфере закупок, разработанные во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и призванные обеспечить принцип профессионализма заказчика. Согласно ст. 195.3 ТК РФ, которая вступит в силу с 1 июля 2016 г., обязательными такие стандарты (они установлены и в ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ) будут только в части требований образования в сфере закупок. Согласно данной норме Закона работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Профессиональные стандарты подразделяются на четыре уровня классификации — 5-й, 6-й, 7-й, 8-й. Обладателем 8-го уровня может стать человек, имеющий опыт работы в сфере закупок не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет на руководящих должностях.

Принцип профессионализма проявляется в обязанности заказчиков создать контрактные службы или назначить контрактных управляющих.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн. руб., создают контрактные службы. В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий) (ч. ч. 1, 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Указанная норма не запрещает заказчикам, совокупный объем закупок которых не превышает 100 млн. руб., создавать контрактные службы. Речь идет об индивидуальном подходе каждого заказчика, учитывая специфику деятельности и распределения обязанностей в организации. Однако, на наш взгляд, создание контрактной службы организует работу заказчика наиболее рациональным способом, следовательно, создание службы в указанном случае положительно повлияет на процедуру закупок. Если же у заказчика совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн. руб. и не создана контрактная служба, то согласно ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ он обязан ввести в структуру организации контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок. То есть, по сути, контрактный управляющий — это сотрудник организации заказчика, который единолично осуществляет функции контрактной службы.

Согласно Закону N 44-ФЗ работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, тогда к членам комиссии по осуществлению закупок предъявляется требование о прохождении профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере закупок, а также наличия специальных знаний, относящихся к объекту закупки. То есть более 50% от числа членов комиссии должны быть обучены и иметь документ, который подтверждает пройденное повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Как нам представляется, в целях надлежащей реализации принципа профессионализма заказчика (ст. 9 Закона N 44-ФЗ) необходимо законодательно предусмотреть единые правовые требования к образовательному уровню лиц, осуществляющих закупки.

Контрактные службы заказчика действуют в соответствии с положением (регламентом), который был разработан и утвержден на основании Типового положения (регламента), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 631. На сегодняшний день такие положения у всех заказчиков разработаны и утверждены.

В соответствии с типовым положением к объему полномочий контрактных служб относятся:

— планирование закупок;

— организация на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— обоснование закупок;

— обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

— обязательное общественное обсуждение закупок;

— организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;

— привлечение экспертов, экспертных организаций;

— подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

— подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

— рассмотрение банковских гарантий и организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии;

— организация заключения контракта;

— организация приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, обеспечение создания приемочной комиссии;

— организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

— взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;

— организация включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);

— направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);

— участие в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и осуществление подготовки материалов для выполнения претензионной работы.

Как следует из приведенного перечня, контрактная служба имеет немало полномочий, и соответственно, профессионализм сотрудников, которые осуществляют данные функции, должен им соответствовать и расти.

В то же время обозначенное типовое положение носит рамочный характер и, соответственно, перечисляет полномочия и функции контрактной службы, но не определяет порядок действий для их осуществления. На наш взгляд, для эффективного функционирования контрактной службы необходимо разработать регламент действий контрактной службы. Он позволит регулировать отношения, возникающие при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчика, определять действия контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика, в том числе с комиссиями по осуществлению закупок (при планировании закупок, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при заключении и исполнении государственных контрактов).

Важным элементом проведения закупки для заказчика является организация осуществления закупки. Она, как известно, начинается с осуществления ее планирования и подготовки планов закупки, планов-графиков, их согласования.

Контрактной службе заказчика необходимо вести внутренний реестр закупок, которые им осуществляются. Данный реестр упорядочивает и фиксирует все документы закупки, обеспечивает их взаимосвязь. Каждой закупке перед формированием извещения об осуществлении закупки присваивается индивидуальный номер, что позволяет ее идентифицировать.

Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" устанавливает порядок формирования контрактной службы. В частности, в состав контрактной службы входят не менее двух человек, должностные лица или работники контрактной службы, которые набираются из числа работников заказчика.

Контрактную службу возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности заказчиком.

Существует несколько вариантов создания контрактной службы: образование отдельного структурного подразделения или утверждение заказчиком постоянного состава своих работников, которые выполняют функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Должностные обязанности сотрудника контрактной службы и контрактного управляющего должны быть отражены в должностных инструкциях. В частности, в настоящее время не установлены специальные нормативные требования к локальным нормативным актам, регулирующим деятельность контрактного управляющего. Поэтому на практике должностные обязанности данного сотрудника определяются в трудовом договоре и конкретизируются в должностной инструкции.

Должностная инструкция, регулирующая деятельность контрактного управляющего, утверждается приказом руководителя организации-заказчика, и данный работник знакомится с ней под роспись. Она охватывает все полномочия, предусмотренные ст. 38 Закона N 44-ФЗ, которые при необходимости подлежат уточнению (конкретизации).

Полагаем, что, так как ст. 38 Закона N 44-ФЗ допускает расширительное толкование, на контрактного управляющего могут быть возложены обязанности, данной нормой не предусмотренные. Они не должны мешать ему выполнять обязанности, предусмотренные ст. 38 данного Закона. Впрочем, некоторые положения этой нормы, как правило, придется дублировать. Например, требование об образовании в трудовом договоре и должностной инструкции целесообразно сформулировать так, как оно изложено в ч. 6 анализируемой ст. 38: "высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок". Учитывая, что в настоящее время законодатель не устанавливает каких-либо конкретных требований к высшему или дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок, на практике таким образованием считается любое образование соответствующего уровня, имеющее прямое отношение к закупкам (причем, судя по формулировке Закона, не обязательно именно к госзакупкам).

Как отмечалось, согласно ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 2016 г. контрактный управляющий должен иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В 2016 г. контрактным управляющим необходимо будет переучиться по новой федеральной учебной программе.

В должностной инструкции необходимо также отразить, что информация о контрактном управляющем размещается в конкурсной документации (п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ), документации об электронном аукционе (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ), извещении о проведении запроса котировок (п. 4 ч. 1 ст.

Должностная инструкция экономиста по закупкам

73 Закона N 44-ФЗ), документации о проведении запроса предложений (п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Полагаем, что при разработке рассматриваемой должностной инструкции можно использовать обозначенный ранее проект типового положения (регламента) контрактной службы, подготовленный и опубликованный Минэкономразвития России. При этом следует учитывать, что ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ не разграничивает полномочия контрактного управляющего и контрактной службы, они во многом идентичны. Это касается и полномочий комиссии по осуществлению закупок. Например, к полномочиям контрактного управляющего отнесено обеспечение осуществления закупки, в том числе заключение контрактов (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Указанное полномочие может быть отнесено и к функциям комиссии по осуществлению закупок. Следовательно, в случае превышения совокупного годового объема закупок 100 млн. руб. полномочия по размещению заказа будут одновременно осуществлять заказчик, контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок или, если контрактная служба заказчиком не создается, — заказчик, контрактный управляющий и комиссия по осуществлению закупок.

С учетом изложенного считаем целесообразным разграничить в Законе N 44-ФЗ полномочия заказчика, контрактной службы, контрактного управляющего и комиссии по осуществлению закупок, а также восполнить недостаток законодательства в части определения полномочий руководителей заказчика и руководителей контрактных служб. Отсутствие в Законе такого разграничения является препятствием для привлечения данных должностных лиц к ответственности за нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Таким образом, правовое регулирование Закона N 44-ФЗ имеет четкую направленность на повышение профессионализма кадров, что, на наш взгляд, станет особенно важным фактором в процессе перехода на закупки в электронной форме.

Литература

1. СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
2. Управление закупками и поставками: Учебник / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон. Пер. с англ.; под ред. Ю.А. Щербанина. 13-е изд. М.: Юнити-Дана, 2012.
3. СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.
4. Юдина М. Знания — сила // Информационно-аналитическое издание "Бюллетень оперативной информации "Московские торги". 2015. N 14. С. 34 — 35.
5. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография. М., 2016. С. 85.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ФЗ-44 — это Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Именно этот закон в ст. 38 обязывает заказчиков (государственные или муниципальные органы, а также бюджетные учреждения) вводить в свой штат должность контрактного управляющего.

При этом в ч. 4 ст. 38 ФЗ-44 раскрываются функции, возлагаемые на сотрудника:

  • разработка планов закупок и планов-графиков;
  • извещение о планируемых закупках;
  • осуществление закупок;
  • участие в рассмотрении жалоб на процедуру закупки;
  • предоставление консультаций поставщикам.

Конкретизируются перечисленные функции в должностной инструкции контрактного управляющего путем перечисления его должностных обязанностей.

Должностные обязанности также могут быть взяты из профстандарта, разработанного для специалиста в сфере закупок, утвержденного приказом Минтруда № 625н от 10 сентября 2015 года. Т. к. в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном приказом Минтруда № 37 от 21 августа 1998 года, подобной должности нет, противоречий с профстандартом не возникает.

Не знаете свои права?

Внимание: ст. 195.3 ТК РФ обязывает применять профстандарты в части требований к квалификации, если эти требования установлены на законодательном уровне. Для контрактного управляющего есть как уже действующий профстандарт, так и законодательно установленные квалификационные требования, прописанные в ч. 6 ст. 38 ФЗ-44.

Примерная структура должностной инструкции контрактного управляющего

При составлении должностных инструкций, в том числе и для обсуждаемого в нашей статье специалиста, лучше придерживаться общепринятой структуры этого документа, позволяющей учесть все особенности работы в должности. Для этого документ должен включать как минимум 4 раздела:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Общие положения инструкции

В первом разделе принято кратко описывать должность и указывать квалификационные требования к кандидатам. Таким образом, сюда обычно включают информацию о следующих моментах:

  1. Наименовании должности (лучше использовать название «контрактный управляющий», так как именно это наименование используется в профстандарте) с уточнением того, что должность относится к категории специалистов.
  2. Порядке назначения на должность и увольнения (и то и другое производится по приказу руководителя компании).
  3. Порядке подчиненности. Если в компании есть контрактная служба, то сотрудник будет подчиняться ее начальнику, в ином случае он может подчиняться руководителю компании или его заму.
  4. Порядке замены сотрудника во время его отсутствия.
  5. Нормативных актах, которыми должен руководствоваться в своей работе контрактный управляющий (например, фз-44).
  6. Минимальном объеме знаний, которыми он должен обладать.
  7. Квалификационные требования. В ФЗ-44 указано, что у кандидата на описываемую должность должно быть высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В профстандарте эти требования конкретизируются в зависимости от функции, которую непосредственно выполняет сотрудник.

Должностные обязанности контрактного управляющего

Этот раздел содержит перечисление должностных обязанностей сотрудника. Обычно на контрактного управляющего возлагаются следующие обязанности:

  • разрабатывать планы, по которым будут проводиться закупки, и соответствующие планы-графики;
  • вносить изменения в уже утвержденные (иногда и опубликованные) планы закупок и планы-графики;
  • размещать в специализированной информационной системе планы закупок, планы-графики, а также сведения об изменениях в них, документацию и проекты контрактов при необходимости;
  • выставлять начальную цену контракта и обосновывать ее;
  • приглашать поставщиков принять участие в закупках;
  • реализовывать процедуру закупок, в том числе заключение контрактов;
  • повышать уровень своей квалификации.

Если на сотрудника возлагается какая-либо дополнительная функция, например участие в рассмотрении жалоб и ведение работы с претензиями, это тоже включается в раздел о должностных обязанностях.

Права контрактного управляющего

Кроме обязанностей управляющий наделяется и правами, необходимыми для их выполнения, которые и закрепляются в данном разделе. Так, контрактный управляющий может иметь право:

  • получать информацию и документы в рамках своей компетенции от других сотрудников организации;
  • представлять организацию в процедуре проведения закупок;
  • требовать от руководителя содействия в исполнении должностных обязанностей;
  • вносить предложения по повышению эффективности своей деятельности.

При необходимости сотруднику могут предоставляться и другие права.

Ответственность контрактного управляющего

Этот раздел инструкции предназначен для того, чтобы вкратце ознакомить сотрудника с последствиями совершения им отдельных проступков. Так, контрактный управляющий может нести:

  • административную и уголовную ответственность за совершение проступков и преступлений;
  • дисциплинарную — за нарушение трудовой дисциплины и неисполнение своих обязанностей;
  • материальную — за нанесение ущерба имуществу организации, в которой он работает.

Порядок разработки и применения инструкции

Составляя должностную инструкцию для контрактного управляющего, следует учитывать:

  • нормы трудового законодательства;
  • действующий профстандарт, разработанный для специалистов в сфере закупок;
  • ФЗ-44 (ведь именно он сделал описываемую должность обязательной для ряда заказчиков в контрактной системе закупок).

После разработки проект инструкции подается на рассмотрение руководителю организации. В случае утверждения документ становиться обязательным для любого сотрудника, назначенного на должность и согласившегося с его условиями. Согласие сотрудника при этом подтверждается его подписью, проставляемой после ознакомления в самой инструкции или специальном журнале.

gastroguru © 2017