Как стать частным логопедом. Логопед: это кто? Необходимые для работы качества

Человек - существо, которое не может жить обособленно от социума. Поэтому умение правильно излагать свои мысли, выговаривая при этом все звуки - это естественная потребность каждого. К сожалению, далеко не у всех проблемы с речью остаются в далёком детстве, причиняя взрослому человеку массу неудобств. Такие люди нуждаются в квалифицированной помощи специалиста, называемого логопедом.

Секреты успешного логопеда

Каждый профессиональный логопед, должен вырабатывать в себе определённые качества. Во первых - недюжинное терпение, поскольку исправление дефектов речи - процесс достаточно длительный. Кроме того, логопеду необходимо умение подбирать индивидуальный подход к каждому пациенту, учитывая его особенности. Не менее важна и дипломатичность, ведь зачастую на приём приходят люди с уже сформировавшимися комплексами. И на конец, самое главное - профессия логопед подразумевает наличие серьёзной теоретической подготовки, от которой напрямую будет зависеть успех в работе.

Сложности профессии логопеда

Особенность профессии логопед заключается в том, что специалист в этой области должен быть одновременно врачом, и педагогом. Ведь зачастую нарушения речи тесно связаны с психологическими или даже физиологическими проблемами человека. Логопед должен быть готов к тому, что у него на приёме может оказаться умственно отсталый ребёнок либо же ребёнок с ДЦП . И, безусловно, как и любому другому уважающему себя специалисту, логопеду необходимы навыки грамотного ведения документации.

Востребованность логопедов

По статистике, число детей, которые имеют проблемы с устной и письменной речью, с каждым годом растёт. Экология, вредные привычки, недостаточность живого общения с родителями, безусловно, влияют на развитие ребёнка. Поэтому услуги хорошего логопеда будут ещё долго и долго востребованы в нашем обществе.

Заработки и перспективы логопеда

В таких специалистах, как логопед, особо остро сегодня нуждаются детские сады, школы, поликлиники. Хотя на заработную плату свыше 350 долларов здесь рассчитывать не приходится. В частных учебных заведения перспективы более привлекательны - ежемесячный заработок логопеда варьирует от 400 до 700 долларов. Доходы свыше 1000 долларов можно получать, занимаясь частной практикой.

Первые слова из уст наших детей - это событие, которого с нетерпением ждут любые родители. И пускай они звучат неумело и едва отличимы от недавнего лепета, они воспринимаются с умилением и восторгом. Однако радости наступает конец, если с годами речь ребенка по-прежнему напоминает младенческий лепет, а словарный запас остается на прежнем уровне. Ведь это большой повод для беспокойства: если вовремя не научить ребенка говорить, у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Наивно думать, что речь может исправиться сама или ребенок просто лениться выговаривать звуки. Без помощи специалиста, ему просто не справиться.

Кто такой логопед?

Ошибочно полагать, что - это врач. Это специалист педагогического профиля, однако местом его работы вполне может выступить поликлиника или больница. Он опирается, на медицинские показания, но его главная задача состоит в том, чтобы научить правильному произношению, т.е. устранить симптом, а не лечить. Массажи и упражнения, которые он использует в своей работе, не являются лечебными процедурами, и лекарств он не назначает. А вот методики, которые он использует, построены на основных педагогических принципах.

Когда нужно обращаться к логопеду?

1. До 2 лет ваш ребенок так и не заговорил

Стоит отметить, что по медицинским показаниям не говорить до 4 лет - это норма. Однако это правило распространяется лишь в том случае, когда ребенок реагирует на ваши слова, мимикой и жестами дает понять, что он вас слышит. Если вы понимаете, что никакого отклика на ваши действия нет, то это серьезный повод для беспокойства, поскольку у него могут наблюдаться серьезные проблемы со слухом или задержки в развитии, и чем раньше начать их исправление, тем лучше.

2. В 4 года словарный запас вашего ребенка остается на прежнем уровне

Предложения ваш ребенок строит из 3-4 слов, половину смысла сказанного предпочитает выразить жестами, а на вопросы отвечает односложно «да» или «нет». Возможно, причиной этому послужило то, что вы сами избаловали своего ребенка: договариваете за него мысль сами, «сюсюкаетесь» с ним, - говоря иначе, пресекаете любую возможность начать говорить подобно взрослому. Изменить тактику общения никогда не поздно, но пренебрегать помощью специалиста не стоит, поскольку такая картина может свидетельствовать о проблемах психического характера.

3. Заикание

Если у вашего малыша началось заикание, помощь логопеда необходима. Причина этого недуга кроется, как правило, в сильном эмоциональном напряжении, и нередко требует вмешательства со стороны педиатра и невролога. Однако не стоит отчаиваться - благодаря современным методикам и дыхательной гимнастике избавиться от заикания можно даже в самых тяжелых случаях. Более того, логопедами также успешно исправляется заикание взрослых.

Под косноязычием логопеды подразумевают неправильное произношение звуков. Например, вместо «р» ваш ребенок произносит «л» («колова» вместо «корова»), картавит, пропускает «л» в начале слова («ук» вместо «лук), вместо звука «ш» использует «с» или «ф». Конечно, на определенном этапе взросления все дети допускают ошибки в произношении - тревогу нужно бить тогда, когда проблема остается в возрасте 5 лет и выше. Не стоит надеяться, что все пройдет само - так вы обрекаете своего ребенка на трудности в общении со сверстниками, а это чревато и другими, более плачевными последствиями.

5. Проблемы с чтением и письмом

Если до поступления в школу осталось всего ничего, а ваш ребенок при чтении все еще путает буквы и слоги, не стоит грешить на неусидчивость и невнимательность. Это может быть признак более серьезной проблемы - дислексии. Более того, неправильное чтение в будущем отразится и на письме, и может привести к дисграфии - явлении, при котором ребенок допускает грамматические ошибки, путает буквы, схожие по написанию. Почему два этих нарушения неразрывно связаны? Все дело в слуховом восприятии - ваш ребенок может попросту плохо слышать звуки, а выражать их письменно, соответственно, ему тяжело. Ситуация исправляется тренировкой речевого слуха и буквенного зрения. На это потребуются месяцы упорной работы, но первые результаты не заставят себя долго ждать.

Как работает логопед?

Занятие у логопеда проходит в игровой форме, доступной каждому ребенку. Специалист подбирает игру в зависимости от проблемы, которую следует скорректировать: игры для развития связной речи, для правильного звукопроизношения, слухового восприятия, для развития моторики, исправления ошибок при чтении и письме, устранения заикания и т.п. Игры чередуются со специальной гимнастикой для артикуляционного аппарата, упражнениями и логопедическим массажем. Длительность занятия варьируется от возраста ребенка: до 3-х лет не более 15 минут, до 7 лет не более 30 минут, для детей старше - 45 минут. Занятия большей продолжительностью не рекомендуются - самый эффективный отрезок составляет полчаса.

Что такое логопедическое заключение?

Поскольку логопед не является врачом, ставить диагноз он не может. Чтобы разобраться в данном вопросе, скажем, что под диагнозом подразумевается заключение о болезни и состоянии пациента на текущее время. Для этого врач проводит специальную диагностику. Логопед, в свою очередь, обходится только беседой и тестами, а фиксирует исключительно симптомы. Так составляется логопедическое заключение, основываясь на которое составляется индивидуальная программа корректирующих занятий.

Когда лучше всего обращаться к логопеду?

Как только начали замечать, что речь вашего ребенка чем-то отличается от речи его сверстников. Основные причины, по которым нужно обращаться к логопеду мы указали выше, однако главным образом каждому любящему родителю следует помнить о возможных последствиях проблем с речью: трудности в общении, комплексы, нереализованные таланты и желания, одиночество. Помня об этом, будьте бдительны и не пренебрегайте возможностью провериться у специалиста. Особенная осторожность требуется за год до поступления в школу - исправление дефектов речи требует месяцев работы, и вы не должны упускать время.

Где можно найти логопеда?

Как выбрать логопеда?

Получить профессию логопеда в наше время не составляет труда: дефектологическое образование предлагает огромное количество вузов, далеко не каждый из которых соответствует современным стандартам качества. Поэтому при выборе логопеда основным критерием профессионализма выступает его опыт - именно он являются надежной гарантией оказания помощи. Ведь проверить работу логопеда сразу нельзя, а говорить о результатах можно только спустя месяцы. За это время вы уже успеете потратить немалую сумму, поэтому вопрос о честности и добропорядочности логопеда встает в первую очередь. По этой причине мы советуем вам не обходить стороной студентов и молодых специалистов - их услуги стоят намного дешевле, но качество может оказаться ничуть не хуже тех, кто занимается коррекцией уже много лет. На нашем сайте представлен большой выбор анкет логопедов, обладающих настоящим профессионализмом.

Логопед - это очень важная профессия. Большинство людей даже и представить не могут, как она важна в жизни людей, особенно детей. Хорошо, если вы никогда не сталкивались с такой проблемой и ваш ребенок никогда не нуждался в помощи логопеда.

Однако, большое количество как взрослых людей, так и детей, часто проходят через его руки. Профессия логопед - не так сложна в освоении, как, скажем, хирург. Однако, и она требует определенной работы над собой и большого времени, потраченного на обучение. В этой статье мы рассмотрим как стать логопедом.

Вы хотите стать логопедом. Причины на это могут быть совершенно разные

  • у вас была такая проблема в детстве и теперь вы хотите помочь другим людям;
  • ваш ребенок нуждается в постоянной и профессиональной помощи логопеда;
  • просто вам нравится сама сущность этого направления медицины;
  • в последнее время эта профессия становится все более и более популярной и востребованной и вы хотите заработать на этом деньги.

Какие бы не были причины вашего желания постичь то профессию, вы должны понимать одно: просто так не бывает ничего. Для того, что бы стать логопедом, мело одного желания им стать. К этому придется приложить не мало усилий и терпения. Учиться и практиковаться тоже придется не мало. Да и к тому же, у вас должны быть специально выработанные или данные от рождения личностные качества и склад характера.

Итак, как же, все-таки, стать логопедом

  1. Логопед это медик. Перед тем, как пойти на него учиться, вы должны на сто процентов определиться, что именно этому направлении медицины вы хотите посвятить свою жизнь. Возможно, для начала, вам надо будет просто сходить на специализированный курс, который вам даст краткое представление о том, кто такой логопед и что он делает. Затем уже, определившись на сто процентов, вам нужно будет учиться. Учеба займет минимум лет пять. Для этого вам надо поступить на факультет дефектологии любого медицинского университета.
  2. Университет выбрать будет не очень сложно, потому что, практически, каждый из них готовит логопедов. При поступлении, как и всем другим абитуриентам, вам придется сдать вступительные экзамены, которые ни чем не отличаются от экзаменов для будущих медиков любой направленности. Это будет химия, биология, и, конечно, родной русский язык.
  3. По ходу своего обучения, вам нужно будет осваивать профессию логопеда не только со стороны технической и медицинской, но также, и со стороны психологии. Проблема заключается в том, что практически все люди с дефектами речи, уязвимы и закомплексованы. К каждому человеку нужно будет найти особый, свой подход. Для этого и потребуется углубленное изучение психологии человека, а самое главное, предстоит вырабатывать правильный подход общения с этими людьми. Значит вам придется быть терпимыми и очень понимающими. Если у вас это в характере отсутствует, то лучше вообще не браться за такую работу. Поскольку логопед - это, в первую очередь, не врач, а самый настоящий психолог.
  4. Вы должны изучать техническую сторону профессии тоже. Очень важны основы этой области медицины, а именно, голосообразование и так далее. Без понятия основных принципов дальнейшая работа будет не эффективной. Еще раз стоит упомянуть о терпении, который должен обладать настоящий логопед. Не забывайте о том, что вам придется отучать людей от привычек, к который они привыкали годами, или работать с детьми, объясняя им необходимость этих утомительных упражнений. Ведь дети не понимают их важность и тот факт, что результат будет достигнуть только при правильной и изнуряющей работе.
  5. Еще одной сложностью профессия является работа с умственно отсталыми детьми. Логопед занимается не только со здоровыми детьми, но и с больными. При таких обстоятельствах, работа логопеда становиться еще куда более трудной, что возможно, только при очень сильном терпении и главное, при желании помочь больному ребенку.
  6. Логопед - это человек творческий. Конечно, учиться надо очень многому. Я бы сказал, что ученью этой области конца нет. Помимо университета, где вы получите базовое образование, вы должны еще постоянно проходить курсы переквалификации, ездить на всевозможные семинары и так далее. Нудно изобретать что-то сове: свои подходы, свои методики. Или просто, видоизменяемость методики других людей. Другими словами, вам постоянно надо будет находиться в творческом тонусе.

Выучиться на логопеда сложно, найти нормальное место работы - тоже. Ведь не забывайте о том, что каждая клиника хочет получить только самых лучших логопедов, которые уже имеют зарекомендованное имя и хорошую практику. Поэтому, врем не теряйте. Если вы уже решили стать врачом, положите на это все ваш силы и всю вашу энергию. Вам это обязательно воздастся счастливыми лицами людей, которым вы помогли избавиться от какой-либо проблемы с дефектом речи, а, так же и неплохими денежными вознаграждениями.

Еще читайте:

Дефектолог-логопед - высококвалифицированный специалист, работающий с особенными детьми. Как сходятся во мнении все коллеги таких профессионалов, работа их сложнее, чем у большинства преподавателей. Приходится взаимодействовать с самыми разными детьми, имеющими вегетативные, функциональные нарушения. Задача логопеда - отработать способность говорить с малышами, которых не обучили этому базовому для человека навыку в период, когда это положено по возрасту.

Современность и образование

Требования нашей повседневности таковы, что приходится все больше времени взаимодействовать с машинами. Это имеет ряд положительных аспектов, но не обошлось и без минусов: все шире поле для работы дефектологов-логопедов. Многие детишки, прекрасно обращаясь с техникой, с трудом осваивают навыки речи, страдают логопатией и косноязычием. Это приводит к социальным проблемам и сложностям взаимодействия, как следствие, внутренним психологическим проблемам. Ребенок становится замкнутым, необщительным, неуверенным в собственных силах, боящимся расширять кругозор. Такое чадо редко позволяет себе любопытство и освоение нового, но часто ощущает себя несчастным.

Так складывается, что многие современные дети учатся жить, проводя время перед экранами телевизоров, и потом стараются копировать поведение и манеру речи актеров, героев сериала. Родители же, слишком занятые работой, просто не имеют возможности контролировать этот процесс.

Всему научат! Или нет?

Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому - говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное - на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.

Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей. Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам.

Как помочь?

Дефектолог-логопед располагает специфическими знаниями и подходами, позволяющими ему успешно взаимодействовать с особенными детишками. Такой специалист практикует неординарные относительно общепринятых в педагогической практике подходы. Его основная задача - помочь ребенку включиться в образовательный процесс. Для этого необходимо присмотреться к индивидуальным особенностям конкретного чада, понять, каковы причины проблем, какая помощь нужна.

Опытный дефектолог - логопед и психолог, как говорится, «в одном флаконе». Такой специалист должен уметь создать дружеские отношения с ребенком, организовать атмосферу во время занятий, найти точки соприкосновения с обучаемым, вступить с ним в тесный контакт. Профессионалы этой категории работают с детьми дошкольной, школьной возрастных групп. Для этого нужно уметь пользоваться разными программами, выбирая оптимальную для конкретного случая.

В рамках рабочего процесс логопед-дефектолог (и психолог по совместимости) учит ребенка писать, читать, формирует правильное произношение, интенсивно работает для устранения сложностей сенсорики, применяя индивидуальные программы.

Нужно ли мне это?

Детский логопед-дефектолог многим родителям кажется непонятным специалистом, помощь которого их детям точно не нужна - вдруг окружающие подумают, будто бы чадо отстает в развитии! Как говорят профессионалы, такой подход некорректен. Не нужно бояться дефектолога, стесняться, если нужна помощь квалифицированного специалиста. Самостоятельно обыватель вряд ли сможет обучить ребенка, у которого проблемы с речью и чтением, поскольку нет доступа к специфическим методикам, которые используют в своей работе логопеды - а этому обучаются в вузах не один год.

Плохое чтение исключает грамотность ребенка в будущем. Неграмотность, косность языка не позволяют человеку полноценно мыслить. Обучение речи - задача сложная, а работа требует немалого времени. Детский логопед-дефектолог кропотливо трудится над всеми сложностями, свойственными конкретному случаю, но за неделю или две занятий с новым специалистом малыш не научится всему словно бы по мановению волшебной палочки - на это рассчитывать не стоит, курс будет длительным.

Проблемы и реальность

В последние годы широта поля работы логопеда-дефектолога увеличивается и за счет повышения количества детей, страдающих разнообразными нарушениями, отклонениями, обусловленными особенностями психики, физиологии. Помощь специалиста нужна при ДЦП, нарушениях зрения, слуха, при недостатках языковой культуры и распаде познавательной деятельности.

Не все понимают, насколько велика разница между логопедом и дефектологом. Эти два понятия сходны, поэтому нередко их объединяют в одно. Нужно лишь помнить, что дефектология - это наука, призванная педагогическими методиками корректировать поведение пациента, имеющего определенные недостатки в развитии. Для этого применяют восстановительные подходы, образовательные методы.

Логопедия - это одна из ветвей дефектологии наравне с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой. Учитель дефектолог-логопед - специалист, применяющий методы дефектологии для исправления патологий, связанных с речевой культурой. Среди дефектологов есть также сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги. Все они - узкоспециализированные профессионалы, способные справиться с конкретной проблемой, присущей ребенку.

В чем заключается работа?

Врач логопед-дефектолог поможет, если у ребенка выявлены языковые несовершенства. Обратиться к такому профессионалу можно через специализированное учреждение. Иногда логопеды состоят в штате массовых образовательных учреждений, но это скорее исключение, нежели правило. Логопед-дефектолог поможет, если обратиться за помощью в центр коррекции, развивающий кружок, а также в частную практику.

Перед началом работы с логопедом ребенка нужно показать комиссии психологов и врачей. Здесь поставят диагноз, оценят, в чем причины отклонений. Логопед, имея на руках заключение, определяет особенности случая и инструментарий, который поможет в конкретном варианте.

Многие привыкли думать, что профессия "логопед-дефектолог" - это специализация, направленная на коррекцию произношения ребенком звуков. На самом деле это представление очень упрощенное. Основная задача логопеда - усовершенствовать речь пациента, сформировать способность говорить связно, накопить словарную базу, наработать фонематический слух, освоить грамматику и начать правильно произносить слова. Логопед обучает искусству словоизменения. Правильные и регулярные занятия помогают исключить письменные нарушения, улучшить память и активизировать мышление, стимулировать мелкую моторику и восприятие пространства.

С чем работать?

Специальность "логопед-дефектолог" есть в ряде вузов нашей страны, и для многих абитуриентов она кажется привлекательной, поскольку в будущем вряд ли возникнут сложности с трудоустройством. Прежде чем поступать на такое направление, нужно ознакомиться с обязанностями дефектолога, чтобы в будущем не разочароваться.

Во многом функции зависят от конкретного рабочего места, универсальной должностной инструкции не существует, но можно сформулировать круг работы в общих чертах. К логопеду обращаются, когда отклонения ребенка таковы, что справиться с ними в рамках общеобразовательной программы невозможно. Дефектолог помогает при отклонениях со зрением, слухом, интеллектом.

Специалист работает над формированием сенсорных навыков, учитывая индивидуальные нарушения, а также прививает гигиенические стандарты, учит играть и показывает приемы игр - при наличии особенностей в развитии нередко игровые способности находятся у малышей ниже среднего уровня. Через речь ребенок получает возможность расширить кругозор и ознакомиться с миром вокруг, а через письмо - анализировать. Говорить и писать ребенка учат, давая представление о звуках, их последовательностях.

А нужен ли мне?

Отзывы о логопедах-дефектологах различны. Некоторые родители, чьи детки нуждались в такой специализированной помощи, признают, что специалист хорошо помог. Указывают, что в рамках работы ребенок получил общие представления о предметах, пространстве вокруг себя, научился взаимодействовать с ними. Другие отмечают, что продолжительный курс улучшил моторику, координацию движений, а само чадо стало более склонно к творческой работе.

Отмечается, что профессионалы особенное внимание уделяют наработке познавательных навыков, благодаря чему ребенок лучше запоминает, повышается способность концентрировать внимание, активизируется мыслительная активность. Для этого используют разные методы и подходы.

Есть и иные отзывы о логопедах-дефектологах. Некоторые говорят, что работа с такими специалистами безрезультатна, а обучение ребенка обошлось в большие деньги и стало лишь источником у чада неуверенности в себе. Как правило, такое возможно при неудачном выборе специалиста. Чтобы не получить неприятный опыт, следует сперва изучить независимые отклики о работе разных специалистов в своем районе, лишь после этого отдавать чадо в ДОУ.

Когда нужен специалист?

Не всегда родителям ясно, уже пришло время обратиться к профессионалу или ребенок развивается нормально, логопед-дефектолог не требуется. Как говорят специалисты, следует направить чадо на коррекцию, если к этому есть показания, с самого раннего возраста. К логопеду записывают с трех лет. Разница во времени объясняется особенностями конкретного состояния, наличием отклонений (нарушение слуха, зрения и прочее).

Планируя направить чадо к дефектологу, важно сделать это вовремя - лучше раньше, чем позже. Получая в вузе квалификацию, логопед-дефектолог усваивает твердо - работу нужно начинать уже тогда, когда расстройство точно диагностировано. Речевые умения у малыша развиваются постепенно, совершенствование происходит шаг за шагом. Чтобы ребенок начал говорить, он нуждается в сформированном речевом аппарате, зрелых центрах в мозговой коре. Важное условие - нахождение в обществе. Это не позволяет логопеду начинать работу раньше достижения пациентом трехлетнего возраста - только к этому времени все предпосылки окончательно готовы. Если до достижения 3 лет видно, что ребенок сильно отстает, необходимо обратиться в комиссию за подбором дефектолога - вероятно, сперва это будет не логопед, а специалист смежной квалификации.

Хочу стать профессионалом!

Чтобы получить соответствующую квалификацию, знания и навыки, необходимо выбрать место, где учиться. Логопед-дефектолог - специализация, на которую обучают в нескольких учебных заведениях нашей страны. Во многом качество будущего специалиста зависит от учреждения, в котором человек получает образование. Так, традиционно считаются престижными расположенные в центральном регионе вузы, но количество мест ограничено, поэтому учиться здесь может далеко не каждый. Преимущественно на логопедов готовят в педагогических университетах.

Планируя получить образование, можно поступить в Уральский ГПУ или Ленинградский имени Пушкина. Обучение логопедов-дефектологов практикуется в Магнитогорском, Челябинском, Тюменском и Курганском госуниверситетах. Можно поступить в Ивановский ГУ, Первый медуниверситета имени Павлова в Санкт-Петербурге или РГПУ имени Герцена. Учатся на логопеда-дефектолога в вузах в Москве - в Институте психоанализа, МГППУ, Городском педуниверситете, Педагогическом госуниверситете.

Особенности обучения

На специальность "логопед-дефектолог" поступить можно уже после школы. Право обучения по такой специальности имеют учебные заведения, располагающие дефектологической кафедрой. Здесь учат не только узкопрофильным дисциплинам, но и общей детской психологии, педагогике, а также объясняют, как необходимо взаимодействовать с детишками, которым присущи отклонения развития. Дефектолог в процессе обучения получает медицинские знания об устройстве речевого аппарата, органов зрения и слуха.

Уже выпустившихся по разным педагогическим, медицинским специальностям лиц нередко интересует, есть ли возможность получить квалификацию логопеда-дефектолога, пройдя коррекционное ускоренное образование, непродолжительную курсовую программу. В настоящее время такое невозможно. Дефектологов готовят только в Можно поступить на второе высшее образование. В этом случае программа обучения займет не более трех лет.

Общее представление

Дефектология - научное направление, посвященное законам, особенностям развития детей, имеющих психические, физические отклонения, несовершенства. Наука занимается особенностями не только образования, но и воспитания такой аудитории. Специалисты, трудящиеся с детишками, призваны развить малыша, помочь ему адаптироваться в социуме, быту, учебе, получить профессию и реализовать себя в иных областях жизни.

Кроме широкопрофильного логопеда, призванного помогать при разнообразных речевых нарушениях, существуют сурдопедагоги. Такие специалисты работают с детьми, имеющими слуховые проблемы. Контингент самый разный - от тех, кто просто плохо слышит, до полностью глухих. При необходимости обучения ребенка, имеющего отклонения, отставание в развитии интеллекта, поможет олигофренопедагог. При зрительных недостатках на помощь придет тифлопедагог.

На первичном приеме специалист обследует ребенка, определяет особенности нарушений, разговаривает с родителями и уточняет обстоятельства, в которых отклонение сформировалось и развилось. По мере надобности дефектолог может посоветовать пройти дополнительные обследования, сдать анализы. Затем специалист проанализирует полученную информацию.

Дефектолог-логопед: какой он?

Считается, что стать хорошим специалистом может высокоинтеллектуальный и целеустремленный человек с развитой интуицией. В этой области работы необходимо быть наблюдательным и коммуникативным, психически и эмоционально стабильным. Для дефектолога-логопеда важна чувствительность, способность к сопереживанию, отзывчивость и тактичность. Эта работа подходит терпеливым и человеколюбивым людям, общительным, обладающим хорошей памятью. Чтобы овладеть всеми профессиональными навыками, необходимо иметь повышенные способности к коммуникации. Для логопеда важно говорить четко и внятно, быть стойким к стрессам и обладеть сильными нервами. Немаловажная личная особенность - хорошо поставленный голос.

Чтобы справиться со своими задачами, логопед-дефектолог должен уметь диагностировать состояние ребенка, обучать его, учитывая индивидуальные отклонения, помогать ребенку развиваться. Важный навык - методики вступления в контакт с обучаемыми вне зависимости от их возраста. Логопед-дефектолог должен быть ответственным, доброжелательным. Невозможно представить себе успешного в этой области человека, если ему не присущ высокий уровень ответственности. Кроме представлений из педагогики и медицины, дефектолог нуждается в психологической подготовке, знании механизмов корректировок отклонений. Необходимо уметь оценить картину в целом, определять возможности коррекции отдельных нарушений, предсказывать развитие ребенка с учетом вносимых в его психику и навыки изменений.

После получения высшего образования найти рабочее место можно в образовательных учреждениях для дошкольной и школьной возрастной группы. Также есть специализированные центры коррекции - частные, государственные.

В некоторой степени близкими к рассматриваемой профессии считаются психолог, учитель и воспитатель.

«Хочу получить специальность «логопед». Стоит ли? Будет ли востребована эта профессия в ближайшие 10 лет?»

Говорить чисто и правильно — это острая необходимость.

Раньше специальности логопед вообще не существовало. Люди говорили так, как могли, и никто, в общем-то, не обращал внимание на дефекты речи. Это не воспринималось как сильное отклонение от нормы.

Впервые исправлять звуки пытались еще в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то, по-видимому, это считали нормой. Дефекты речи раньше считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами.

Почти у всех детей в раннем возрасте присутствуют те или иные недостатки в звукопроизношении. У большинства такие проблемы проходят сами по себе годам к пяти. Остальным приходится обращаться к специалисту.

Когда человек неправильно выговаривает звуки - это может быть серьезной предпосылкой для комплекса неполноценности. Человек - существо социальное и общение с другими является очень важным аспектом в жизни. Много счастливых и компанейских людей, которые окружают нас, могли вполне бы быть стеснительными неудачниками, если бы их когда-то вовремя не отвели к логопеду.

Конечно же, логопеды делают огромную услугу пациенту и его близким, приводя речь в норму. Неправильно выговаривая звуки, дети не могут хорошо учиться в школе, пишут и читают с ошибками. Многие взрослые люди, имея дефекты речи, не могли бы даже устроиться на престижную работу.

Итак, специальность «логопед»…

Казалось бы, показать правильное положение языка, дать домашнее задание на отработку скороговорок — что может быть проще?

На первый взгляд, работа логопеда не кажется сложной. Но если вы сами попытаетесь научить человека, например, правильно произносить звук Р, ваше отношение к профессии логопеда сразу изменится. Такая работа требует серьезной теоретической подготовки, отличных знаний механизмов голоса, речи, психологии и патофизиологии. Отрабатывать часами каждый звук с пациентами изо дня в день готовы только очень настойчивые специалисты. В противном случае лечение может длиться годами, если, конечно, логопат (человек с недостатками речи) не убежит раньше.

В чём заключается работа логопеда?

Для каждого клиента логопед ищет индивидуальный подход.

Перед началом коррекционной работы специалисту нужно установить контакт с клиентом. Ведь люди с дефектами произношения часто имеют страх речи — стесняются своих недостатков и боятся говорить с другими. Из-за таких особенностей клиентов у логопедов вырабатывается привычка, даже в нерабочее время, говорить мягко, сочувственно.

Работа начинается со специально отобранных, в зависимости от проблемы, артикуляционных упражнений. И, конечно, логопед, прежде чем учить других, должен уметь сам идеально их выполнять. Например, показать пациенту, в каком положении удерживать язык, чтобы достичь желаемого звука.

После артикуляционной гимнастики начинается постепенная постановка звука. Затем этот звук начинает вводиться в слоги, слова, предложения.

Параллельно даются упражнения на развитие слухового внимания, мелкой моторики и прочие упражнения, казалось бы, непосредственно не связанные с речью. Все задания для детей даются в игровой форме.

И так в течение длительного времени. Весь процесс от постановки звука до введения его в речь обычно занимает около 3 месяцев (при двух занятиях в неделю), но иногда, со сложными пациентами, он растягивается на год или больше.

Кто же логопед? Врач? Психолог? Учитель?

Нужно ли медицинское образование, чтобы стать логопедом? Нет, не нужно. Логопедов готовят педагогические ВУЗы.

Логопедия — часть дефектологии, науки, расположенной на пересечении медицины, педагогики и психологии. Очень часто пациент с казалось бы банальным нарушением речи, имеет серьезные психологические проблемы.

Заикание, в большинстве случаев, не только дефект речи, а проявление общего невроза и вылечить эту болезнь под силу не каждому логопеду.

К такого рода трудностям логопеды должны быть готовы все время.

Часто логопеду приходится работать с проблемными детьми: имеющими умственную отсталость, страдающими церебральным параличом, аутизмом. Поэтому так необходимо владеть знанием дефектологии.

Надо отметить, что работа логопеда состоит не только в том, чтобы заниматься с пациентами. Он должен успевать вести огромное количество документации: речевую карту на каждого ребенка, планы индивидуальной работы, разного рода журналы учета и динамики, календарные и тематические планы и многое-многое другое. И вся эта документация просто необходима в государственных учреждениях. В любой момент может придти проверка и пострадает не только «нерадивый» логопед, но и его руководитель. Часто от заполнения бумаг логопед устает больше, чем от занятий с детьми.

Что говорить, работа логопеда порой каторжный труд. В детских садах — это не только подгрупповые и индивидуальные занятия, но и контроль отработки заданий воспитателями. Если сад логопедический и специалист закреплен за одной группой, то работает он только с ней. В обычном ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) — занимается со всеми детьми, имеющими нарушения речи.

Работают логопеды-дефектологи и в медицинских учреждениях: поликлиниках, больницах, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи.

Обязанности логопеда: прием пациентов, индивидуальные и групповые занятия с больными, консультации родственников по коррекции речи в домашних условиях.

Логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

В больницах специалисты работают с пациентами, страдающими дефектами речи из-за перенесенных травм, инсульта, нейроинфекционных заболеваний, операций на головном мозге.

Наконец, вариант для профессионалов — открытие собственного логопедического кабинета. Можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, или в качестве организации, получить лицензию, разрешающую подобный вид деятельности. Но это только кажется очень выгодным делом. Предстоят многочисленные расходы: на аренду, рекламу, налоги.

Поэтому, в большинстве случаев, логопеды предпочитают вести частный прием нелегально, в собственных квартирах. Некоторые договариваются с муниципальными учреждениями, теми же детскими садами: часть дня ведут занятия в группах, часть проводят на коммерческой основе. (Скачать ).

С накоплением опыта, клиентской базы и репутации, работа частного логопеда может стать очень даже прибыльным делом.

Будет ли востребована профессия «логопед»?

По статистике, в последнее десятилетие наблюдается печальная тенденция: год от года растет количество детей, имеющих те или иные проблемы с речью. Причем это касается не только устной речи, но и письменной. Дети все хуже читают и пишут. Речь идет о и .

Сами речевые нарушения становятся все более сложными, комплексными, системными, труднее поддаются коррекции.

Основной причиной этого явления считается ухудшение экологии. Заводские выбросы, инсектициды и гербициды, обилие бытовой химии, доступность и неадекватное использование лекарственных препаратов, электромагнитные излучения, вибрации…. Действительно, все это сказывается на нашем здоровье и на здоровье наших детей.

Кроме того, в большинстве семей ребенок с самого раннего возраста сидит у телевизора, который не выключается в течение всего дня. И это тоже сказывается пагубным образом на речевом развитии.

Очевидно, что специальность логопеда еще долгое время будет очень и очень востребована.

Вы по-прежнему собираетесь стать логопедом, несмотря на все трудности? Тогда читайте, .

gastroguru © 2017