Ведомственная принадлежность медицинской организации. Ведомственное здравоохранение в рф

Ведомственная принадлежность государственного учреждения определяется достаточно просто. Важно понять, к какой сфере относится организация, тогда ее можно будет легко отнести к комитету или министерству, которое от лица государства управляет ею. Яркий пример - школа относится к сфере образования, поскольку находится в ведении соответствующего министерства Российской Федерации.

С государственными структурами особой сложности в определении данного параметра не возникает, поскольку все они так или иначе подчиняются различным министерствам, входящим в состав правительства РФ. А вот с частным предпринимательством не все так просто, поскольку они могут подчиняться сразу нескольким государственным структурам.

Важность исследования вопроса

Вопрос ведомственной принадлежности тех или иных предприятий к той или иной государственной структуре является очень важным, поскольку законодательство на текущий момент не дает конкретного ответа на данный вопрос. Большая часть существующих промышленных заводов и фабрик были созданы еще во времена Советского Союза, и тогда их принадлежность формировалась согласно действующему на тот момент законодательству. Особых сложностей не возникало, поскольку законодательство формировало порядок изменения подобной принадлежности для тех или иных организаций.

После распада СССР данная тема на какой-то момент времени была забыта, поскольку правительство страны было вынуждено решать более важные насущные вопросы. Однако уже в начале 2010-х годов, когда по всей стране начались реорганизации и изменения, которые затронули исполнительную власть, пришлось к ней вернуться и начать разбираться в ситуации и накопившихся проблемах. Поскольку на текущий момент имеется потребность в определении принадлежности подавляющего числа организаций к соответствующим министерствам, вопрос активно начал прорабатываться правительством РФ.

Современное состояние вопроса

Законодательство Российской Федерации по состоянию на 2017 год не дает четкого определения того, как именно следует определять ведомственную принадлежность тех или иных организаций. Юристы, которые занимаются подготовкой документации по данной тематике, чаще всего ссылаются на 114-ю статью Конституции РФ, а также на 14-ю статью закона «О Правительстве Российской Федерации», поскольку именно благодаря этим двум документам осуществляется управление и контроль за федеральным имуществом.

При прочтении данных законодательных документов можно сделать вывод о том, что только выбранный федеральный орган осуществляет порядок управления государственным предприятием. Именно этот орган должен определить соответствующую принадлежность и подведомственность отдельно взятого предприятия и взять его на общий контроль.

Как определить принадлежность?

Текущая юридическая практика предполагает, что определить ведомственную принадлежность объектов, организаций и различных субъектов можно по наличию специального реестра юридических лиц. В этом документе должны быть указаны все соответствующие лица, которые находятся в подчинении у того или иного органа исполнительной власти. Одномоментно с этим внутри данного органа должно быть утверждено положение, в котором также будут указаны данные организации. Проблема заключается в том, что реестров в большинстве случаев просто не существует.

Если предприятие утратило свою принадлежность к из-за прошедших реорганизаций, то могут возникнуть определенные сложности с его правовым определением. В частности, необходимо будет найти правопреемника ранее существовавшего органа, который получит его права и полномочия на управление организациями. Если его удалось найти, тогда предприятие должно инициировать внесение данных о себе в перечень организаций, которые ему подчиняются.

А как на практике?

В теоретической части все выглядит достаточно прозрачно и понятно, однако на практике ситуация с определением ведомственной принадлежности зачастую складывается совсем по-другому. Правопреемника упраздненного федерального органа зачастую просто не получается установить. Причины этого могут быть самые разные, чаще всего речь идет о том, что реорганизация проводилась достаточно сложным путем и во время ее проведения не были сразу же сформированы полномочия и сферы контроля новообразованных органов, которые относятся к исполнительной власти.

Еще одной причиной невозможности установить правопреемника может стать даже незаинтересованность вышестоящих органов. Как правило, отраслевым министерствам вовсе не нужна головная боль в виде нового субъекта, нуждающегося в тщательном контроле. Зачастую именно поэтому некоторые могут подчиняться сразу же нескольким органам исполнительной власти или вообще ни одному из них.

Территориальная принадлежность

Чаще всего встает вопрос о ведомственной принадлежности территории к тому или иному федеральному органу. На первый взгляд это кажется достаточно простым мероприятием, однако на деле необходимо использовать большое количество кадастровых документов для того, чтобы определить это. При этом юридические лица зачастую вынуждены тратить большое количество времени на то, чтобы выяснить данную информацию.

Если вы планируете приобрести земельный участок в тихом и глухом лесу, вам также придется выяснять его принадлежность. В данном случае кадастровые карты будет достать намного проще, поскольку они публикуются даже на интернет-порталах, которые открыты для всеобщего пользования. Однако для его регистрации все же придется обратиться в соответствующее региональное представительство.

Что может помочь определить принадлежность?

Юридический адрес - одно из главных средств, которое может помочь понять, к какому органу исполнительной власти относится то или иное учреждение. Во всяком случае определить региональную принадлежность вы точно сможете, а это уже половина дела. Вообще, можно использовать абсолютно всю открытую информацию об организации, это не возбраняется законом и может помочь решить вопрос в кратчайшие сроки.

Сведения об учредителях также могут помочь вам определить данную принадлежность, их профессиональная деятельность в любом случае должна быть связана с определенной отраслью, которая контролируется свыше. Однако такая информация далеко не всегда находится в открытом доступе, и достать ее бывает сложно.

Образовательные учреждения

Ведомственную принадлежность определить достаточно просто, каждое из них находится в подчинении у регионального представительства Минобразования. Последнее, в свою очередь, контролируется непосредственно самим министерством, причем контроль осуществляется на самом высоком уровне. При этом речь идет как о муниципальных, так и о частных учебных организациях.

Последние обязаны постоянно представлять отчетную документацию о своей деятельности в контролирующую организацию, в случае ее отсутствия никто не разрешит осуществлять преподавательскую деятельность. Именно поэтому многие бизнесмены не торопятся открывать образовательное учреждение, опасаясь сильного давления со стороны надзорного органа.

Собственность и принадлежность: ИП

При рассмотрении ведомственной принадлежности форма собственности играет достаточно важную роль. Особенно часто это проявляется при ведении различных судебных процессов, одно из главных отличий заключается в том, что индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а юридическое лицо - уставным капиталом, который может оказаться сравнительно небольшим.

Как правило, индивидуальные предприниматели подчиняются налоговой инспекции, но это касается лишь вопросов налогообложения. В том случае, если речь идет о производстве каких-либо товаров или услуг, ранее им приходилось отчитываться о качестве своего продукта перед государством, последнее должно было поставить отметку о его соответствии общепринятому стандарту. Сейчас этого уже не происходит.

Собственность и принадлежность: ООО

Ведомственную принадлежность ООО определить также достаточно сложно. Одна из причин этого - отсутствие закрепленного определения данного термина. Одни трактуют его как госструктуру, которая должна заниматься обслуживанием учреждения и контролировать его корректную работу. В данном смысле речь идет о вышестоящей организации, что тоже не совсем верно.

Понятие принадлежности более свойственно бюджетным и государственным организациям, поскольку именно они контролируются комитетами и министерствами. Именно с помощью ведомств государство регулирует, контролирует и координирует деятельность подконтрольных учреждений и организаций.

Что делать, если не получается определить принадлежность?

Ведомственная принадлежность, виды которой являются предметом споров юристов-теоретиков, может быть определить достаточно сложно. Если вы не можете самостоятельно сделать этого, понадобится направить запросы во все органы исполнительной власти, которые по вашему предположению могут являться контролирующим органом интересующего вас учреждения.

Ответы, поступившие вам, обязательно должны быть письменными и обладать печатью министерства, только в этом случае они будут являться действительными. Обратите внимание на то, что ответ на письменный запрос может прийти через 2-4 недели после отправки, столь длительный срок обработки связан с большим количеством корреспонденции, поступающей в данные организации.

А если и это не помогло?

Если подведомственность все же установить не удалось и вам в этом не помог даже юридический адрес, необходимо переадресовать свой запрос в вышестоящую инстанцию - Федеральное агентство, которое занимается управлением федеральным имуществом. В свое письмо необходимо вложить все официальные ответы, полученные вами от всех министерств, в которые вы ранее обращались.

В свою очередь, агентство должно перенаправить ваше письмо в правительство РФ и приложить к нему собственный запрос, согласно которому должно будет обрести собственный контролирующий орган. Это будет осуществлено на основании постановления правительства РФ, которое было принято еще в 1998 году, согласно ему именно федеральные органы должны осуществлять контроль за существующим федеральным имуществом.

В том случае, если вы не получили своевременного ответа на собственный запрос, вы можете связаться с надзорным органом, в который вы его направили, и уточнить его судьбу. В том случае, если письмо не было получено, вы можете уточнить причину этого в том почтовом отделении, в котором его отправили. Обратите внимание: лучше всего отправлять письмо с это увеличивает шансы на то, что оно дойдет до адресата.

Заключение

Точной формулировки того, что значит ведомственная принадлежность, на сегодняшний день не существует. По мнению юристов, это существенно затрудняет работу целого ряда ведомств, несущих ответственность за контроль бюджетных и частных организаций. Их длительная трудовая деятельность зачастую сводится на нет из-за разной трактовки терминологии разными деятелями юридической сферы.

Обратите внимание на то, что контролирующий орган и орган, в чьем ведомственном подчинении находится структура, могут не совпадать. Такое явление возникает из-за деления руководства на административное и функциональное. Например, работники школ, университетов и институтов административно могут подчиняться районной администрации, а функционально - Министерству образования. Впрочем, для государственных учреждений такое деление не свойственно, оно больше характерно для частных организаций.

  • Глава 8. Медицинские кадры со средним профессиональным образованием
  • Глава 9. Организация работы среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях
  • Глава 10. Организация работы среднего медицинского персонала в больничных учреждениях
  • Глава 11. Организация работы среднего медицинского персонала скорой медицинской помощи
  • Глава 12. Особенности организации работы среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения в сельской местности
  • Глава 14. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
  • Глава 15. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
  • Глава 16. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке
  • Глава 17. Организация здравоохранения в зарубежных странах
  • Глава 3. Организационные основы здравоохранения

    Глава 3. Организационные основы здравоохранения

    Охрана здоровья граждан - обязательное и неотъемлемое условие развития цивилизованного общества. В России государство возлагает на себя ответственность и гарантирует охрану здоровья каждого человека. Эти положения закреплены в Конституции РФ и иных законодательных актах. Наиболее полно все аспекты охраны здоровья населения отражены в принятых в 1993 г. Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (с учетом внесенных в 1998, 1999, 2000 гг. изменений).

    В соответствии с этим законодательным актом охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

    3.1. СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    Выполнение задач по охране здоровья населения не может быть возложено только на здравоохранение. Это дело государства и общества в целом, однако здравоохранению в решении этих задач должна принадлежать ведущая и координирующая роль.

    В зависимости от форм собственности и источников финансирования выделяют три системы здравоохранения:

    1)государственную;

    2)муниципальную;

    3)частную.

    К государственной системе здравоохранения относятся Федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной соб-

    ственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие федеральные учреждения.

    К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения.

    К частной системе здравоохранения относятся субъекты здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической деятельностью.

    Субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью. Деятельность частных организаций здравоохранения основывается на принципах применения единых в сфере здравоохранения нормативно-правовых актов, стандартов медицинской помощи и этических норм.

    Выделение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения достаточно условно, поэтому правильнее считать, что в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, подчиненная решению целого комплекса задач, а внутри этой системы имеются три сектора: государственный, муниципальный и частный.

    Право граждан на охрану здоровья закреплено следующими основными принципами отечественного здравоохранения:

    Соблюдения прав человека в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;

    Приоритета профилактических мер в области охраны здоровья населения;

    Доступности медико-социальной помощи;

    Социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья;

    Ответственности органов государственной власти, руководителей организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за реализацию прав граждан в области охраны здоровья.

    Однако следует оговориться, что в настоящее время эти принципы носят больше декларативный характер и соблюдаются не в полной мере.

    3.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    Учреждения, входящие в систему здравоохранения РФ, оказывают населению различные виды медицинской помощи. Существуют несколько принципов классификации медицинской помощи населению. Согласно ст. 38-42 «Основ» выделяют:

    Первичную медико-санитарную помощь;

    Скорую медицинскую помощь;

    Специализированную медицинскую помощь;

    Медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

    Медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

    С учетом номенклатуры учреждений здравоохранения, а также стоящих перед ними задач выделяют следующие виды медицинской помощи:

    Амбулаторно-поликлиническую (внебольничную) медицинскую помощь;

    Больничную (стационарную) медицинскую помощь;

    Скорую медицинскую помощь;

    Санаторно-курортную медицинскую помощь.

    Кроме того, медицинскую помощь с учетом этапов ее оказания и уровня специализации можно классифицировать следующим образом:

    Первая;

    Доврачебная;

    Первая врачебная;

    Скорая;

    Специализированная;

    Высокотехнологичная (дорогостоящая).

    Отдельно выделяют первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), которая представляет собой основной, доступный и бесплатный для каждого гражданина вид медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое

    образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

    Первичная медико-санитарная помощь оказывается жителям муниципального района и городского округа учреждениями муниципальной системы здравоохранения. ПМСП предоставляется населению в рамках территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В оказании ПМСП могут участвовать учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию на данный вид деятельности.

    3.3. НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    Основным структурным элементом в системе оказания населению медицинской помощи является учреждение здравоохранения, перечень которых утверждается соответствующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (МЗиСР РФ).

    В настоящее время действует «Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», утвержденная приказом МЗиСР РФ № 627 от 7 октября 2005 г.

    1. Лечебно-профилактические учреждения. 1.1. Больничные учреждения.

    1.1.1.Больницы, в том числе:

    ♦участковая;

    ♦районная;

    ♦городская скорой медицинской помощи;

    ♦центральная (городская, районная);

    ♦областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).

    1.1.2.Специализированные больницы, в том числе:

    ♦восстановительного лечения, в том числе детская;

    ♦гинекологическая;

    ♦гериатрическая;

    ♦инфекционная, в том числе детская;

    ♦наркологическая;

    ♦онкологическая;

    ♦офтальмологическая;

    ♦психоневрологическая, в том числе детская;

    ♦психиатрическая, в том числе детская;

    ♦психиатрическая (стационар) специализированного типа;

    ♦психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

    ♦туберкулезная, в том числе детская.

    1.1.3.Госпиталь.

    1.1.4.Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

    1.1.5.Дом (больница) сестринского ухода.

    1.1.6.Хоспис.

    1.1.7.Лепрозорий.

    1.2.Диспансеры:

    ♦врачебно-физкультурный;

    ♦кардиологический;

    ♦кожно-венерологический;

    ♦маммологический;

    ♦наркологический;

    ♦онкологический;

    ♦офтальмологический;

    ♦противотуберкулезный;

    ♦психоневрологический;

    ♦эндокринологический.

    1.3.Амбулаторно-поликлинические учреждения.

    1.3.1.Амбулатория.

    1.3.2.Поликлиники, в том числе:

    ♦городская, в том числе детская;

    ♦центральная районная;

    ♦стоматологическая, в том числе детская;

    ♦консультативно-диагностическая, в том числе для детей;

    ♦психотерапевтическая;

    ♦физиотерапевтическая.

    1.4.Центры, в том числе научно-практические:

    ♦восстановительной терапии для воинов-интернационалистов;

    ♦восстановительной медицины и реабилитации;

    ♦гериатрический;

    ♦диабетологический;

    ♦наркологический реабилитационный;

    ♦медицинский, в том числе окружной;

    ♦профессиональной патологии;

    ♦по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;

    ♦клинико-диагностический;

    ♦патологии речи и нейрореабилитации;

    ♦реабилитации;

    ♦медицинской и социальной реабилитации;

    ♦общей врачебной (семейной) практики;

    ♦консультативно-диагностический, в том числе для детей;

    ♦реабилитации слуха;

    ♦лечебной физкультуры и спортивной медицины;

    ♦мануальной терапии;

    ♦лечебного и профилактического питания;

    ♦специализированных видов медицинской помощи;

    ♦психофизиологической диагностики.

    1.5.Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови.

    1.5.1.Станция скорой медицинской помощи.

    1.5.2.Станция переливания крови.

    1.5.3.Центр крови.

    1.6.Учреждения охраны материнства и детства.

    1.6.1.Перинатальный центр.

    1.6.2.Родильный дом.

    1.6.3.Женская консультация.

    1.6.4.Центр планирования семьи и репродукции.

    1.6.5.Центр охраны репродуктивного здоровья подростков.

    1.6.6.Дом ребенка, в том числе специализированный.

    1.6.7.Молочная кухня.

    1.7.Санаторно-курортные учреждения.

    1.7.1.Бальнеологическая лечебница.

    1.7.2.Грязелечебница.

    1.7.3.Курортная поликлиника.

    1.7.4.Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями.

    1.7.5.Санаторий-профилакторий.

    1.7.6.Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

    2.Учреждения здравоохранения особого типа.

    2.1.Центры:

    ♦медицинской профилактики;

    ♦медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный);

    ♦медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской);

    ♦лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной);

    ♦контроля качества и сертификации лекарственных средств;

    ♦медицинский информационно-аналитический;

    ♦информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения;

    ♦средств медицинского применения.

    2.2.Бюро:

    ♦медицинской статистики;

    ♦патологоанатомическое;

    ♦судебно-медицинской экспертизы.

    2.3.Контрольно-аналитическая лаборатория.

    2.4.Военно-врачебная комиссия, в том числе центральная.

    2.5.Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.

    3.Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    3.1.Центры гигиены и эпидемиологии.

    3.2.Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    3.3.Противочумный центр (станция).

    3.4.Дезинфекционный центр (станция).

    3.5.Центр гигиенического образования населения.

    4.Аптечные учреждения.

    4.1.Аптека.

    4.2.Аптечный пункт.

    4.3.Аптечный киоск.

    4.4.Аптечный магазин.

    Примечание. Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.

    § 3.1. Административно-правовой статус медицинского учреждения

    Прежде чем перейти к рассмотрению понятия и основных элементов административно-правового статуса медицинского учреждения, необходимо выяснить, что следует понимать под медицинским учреждением.

    Больницы, поликлиники и т. д. в порядке обобщения называются учреждениями здравоохранения. Термин «медицинское учреждение» или «учреждение здравоохранения» можно встретить во многих нормативных актах. В подзаконных актах можно встретить другое название – лечебно-профилактическое учреждение. Однако определения понятия «учреждение здравоохранения» (медицинского, лечебно-профилактического учреждения) не содержит ни один действующий нормативно-правовой акт.

    На подзаконном уровне понятие медицинского учреждения служит целям обобщения лечебно-профилактических учреждений «независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности», что юридически неверно: учреждение – это разновидность организаций, которые существуют и в других, отличных от учреждения, организационно-правовых формах (хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов и т. д.).

    Основополагающие нормы, определяющие правовой статус учреждения, содержатся в Гражданском кодексе РФ, который признает учреждением, организацию, созданную собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично (ст. 120). Следовательно, медицинские учреждения как некоммерческие организации, во-первых, призваны выполнять социально-культурные функции, во-вторых, они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Несмотря на это медицинские учреждения могут осуществлять и направленную на получение прибыли предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

    Так, ст. 2, 72 проекта Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации» дает понятие организации здравоохранения – это предприятия, учреждения и организации системы здравоохранения независимо от формы собственности.

    Таким образом, понятие организация здравоохранения (медицинская организация) является более широким по отношению к понятию учреждение здравоохранения (медицинское учреждение).

    Несмотря на это, на сегодняшний день преобладающей организационно-правовой формой организаций здравоохранения остается учреждение (государственное и муниципальное). Основными факторами, влияющими на избрание именно данной формы, являются: традиционность использования и, как следствие, сложившаяся наработанная нормативная правовая база, регламентирующая вопросы функционирования учреждений (в немалой степени этому способствуют нормы ГК РФ, предусматривающие в качестве одной из форм организаций, создающихся для достижения специфических некоммерческих целей, учреждение); оптимальность данной конструкции для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется «ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности»; обеспечение баланса интересов собственника (государства) и организации, обусловливаемое четкостью и, в определенной мере, прозрачностью механизма финансирования.

    Поскольку проводимое исследование предполагает изучение административно-правового статуса именно учреждений, непосредственно оказывающих медицинскую помощь населению, то в дальнейшем будет использовано понятие «медицинское учреждение» или «учреждение здравоохранения».

    Таким образом, под медицинским учреждением следует понимать учреждения и организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правового статуса, оказывающих медицинскую помощь, охватывающие здравоохранительной деятельностью определенную территорию и состоящие в доле бюджета здравоохранения в расчете на эту территорию. В данное понятие также следует включить лиц, осуществляющих медицинскую деятельность без образования юридического лица как индивидуально, так и коллективно.

    В ведомственных целях учреждения здравоохранения в процессе почти тридцатилетнего изменения их номенклатуры приобрели разделение на лечебно-профилактические, учреждения здравоохранения особого типа, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и аптечные.

    Из данного перечня учреждений непосредственно медицинскую (лечебную) деятельность осуществляют лишь лечебно-профилактические учреждения (больничные учреждения; диспансеры; амбулаторно-поликлинические учреждения; центры, в том числе научно-практические; учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови; учреждения охраны материнства и детства; санаторно-курортные учреждения), являющиеся обязательным компонентом всех трех систем здравоохранения. Лечебно-профилактическое учреждение – сложная, динамическая социально-экономическая система, представляющая планомерно организованное и относительно обособленное самостоятельно функционирующее звено непроизводственного сектора экономики, в котором осуществляется лечебно-профилактическая деятельность с целью обеспечения системы общенародных, коллективных и личных экономических интересов, характеризующаяся технологическим и организационным единством и социально-экономическими связями.

    Следует установить критерии для классификации медицинских учреждений. Так все учреждения здравоохранения можно подразделить: в зависимости от отраслевой принадлежности, форм собственности, категорий обслуживаемого населения, структуры медицинского учреждения, профилизации коечного фонда, наличия права на оказание платных услуг и некоторых других классификационных оснований.

    По отраслевой принадлежности можно выделить ведомственные и территориальные медицинские учреждения.

    Как уже было отмечено ранее, ряд министерств и ведомств (Министерства транспорта и связи РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и др.) имеют сеть ведомственных медицинских учреждений – больничных учреждений. Деление медицинских учреждений по территориальному признаку позволяет выделить республиканские (федеральные и в составе Российской Федерации), областные (краевые), городские, районные, участковые.

    По формам собственности медицинские учреждения подразделяются на государственные (федеральные и субъектов) и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, частные организации. Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения создаются собственником для осуществления социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируются им полностью или частично. Учреждения в отношении закрепленного за ними имущества реализуют право оперативного управления. Государственными являются республиканские (краевые, областные, окружные) больницы. Они находятся в собственности субъекта федерации и приватизации не подлежат.

    К частным относятся лечебно-профилактические учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой.

    Для целей социальной медицины и организации здравоохранения учреждения государственной и муниципальной собственности распределены по видам (отраслям) здравоохранительной деятельности : лечебно-профилактической, охраны здоровья (медицинской помощи) женщинам и детям, санитарно-противоэпидемической, медико-фармацевтической, медико-образовательной и научно-исследовательской, санаторно-курортной, патологоанатомической (включая судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу), а так же медико-страховой (ОМС). / Под ред. Ю.П.Лисицына. – М.: Приор-издат, 1999.– С.321.]

    По категориям обслуживаемого населения медицинские учреждения можно классифицировать на учреждения, оказывающие медицинскую помощь взрослому и детскому населению; жителям городов (городские больницы) и сельских районов (сельские больницы); работникам всех профессиональных групп и неработающему населению и только работникам одного или группы предприятий (медико-санитарные части), гериатрические медицинские учреждения, учреждения для ветеранов войн, воинов-интернационалистов.

    По структуре медицинские учреждения подразделяются на объединенные (стационар с поликлиникой) и необъединенные (имеющие только стационар).

    Классифицирующим признаком выступает и профилизация коечного фонда медицинского учреждения: однопрофильные (специализированные), двух– и многопрофильные учреждения.

    В современных условиях медицинские учреждения можно также подразделить на бесплатные и платные. Формально к бесплатным относятся все государственные и муниципальные медицинские учреждения, фактически же бесплатных медицинских учреждений сегодня практически не существует, поскольку повсеместно организуются платные отделения и палаты в составе многопрофильных и специализированных учреждений на основе самоокупаемости.

    Наиболее сложной, учитывающей многие признаки классификации (в том числе особенности структуры учреждения, специализации, профилизации коечного фонда) является номенклатура медицинских учреждений.

    Учреждения здравоохранения, обеспечивающие медицинское обслуживание населения, имеют одинаковые права и несут одинаковую ответственность за качество оказания помощи независимо от своей правовой и организационной структуры.

    Традиционным для административного права является положение, что «каждое учреждение представляет собой единство трех сторон: организационной, экономической, правовой». На наш взгляд, данное положение полностью применимо и к медицинским учреждениям.

    Представляется, что организационную сторону каждого медицинского учреждения составляют коллектив специалистов и обслуживающего персонала, возглавляемого главным врачом и его администрацией, подчиненность медицинского учреждения вышестоящему органу управления здравоохранением и наличие у медицинского учреждения оперативной самостоятельности в рамках определенной автономии.

    Экономический признак медицинского учреждения определяется наличием у него обособленного имущественного комплекса (материально-технической базы).

    Правовая характеристика медицинского учреждения образуется совокупностью его правовых признаков: 1) нормативно-правовая основа его образования и деятельности; 2) способность медицинского учреждения участвовать от своего имени в административных и иных правоотношениях; 3) подчиненность органам управления общей и отраслевой компетенции; 4) наличие положения о медицинском учреждении (устава медицинского учреждения).

    Следует отметить, что современное медицинское учреждение, представляющее собой сложный лечебно-хозяйственный комплекс, наряду с главной, лечебно-диагностический функцией, осуществляет хозяйственные, снабженческие, эксплуатационные и иные функции, являющиеся предметом правового регулирования многообразных норм различных отраслей права. В своей совокупности и во взаимодействии именно они обеспечивают медицинскому учреждению правовую основу, иными словами правовой статус, для его функционирования.

    Понятие «статус» (лат . – состояние, положение) означает «совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц». Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Это признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли.

    Таким образом, правовой статус медицинского учреждения – это его правовое положение, определяющее правовые гарантии деятельности, место, роль и положение медицинского учреждения в системе здравоохранения и отраслевого управления, его основные права и обязанности.

    Правовой статус медицинского учреждения – категория сложная, состоящая из множества отраслевых правовых статусов. Его сердцевину составляет административно-правовой статус. Понятие «административно-правовой статус», не будучи практически разработанным, тем не менее проявляет себя как комплекс взаимосвязанных элементов. Это понятие «отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества». Исследуемая дефиниция содержит в своей основе нормы административного законодательства, т. к. только эти нормы способны придать учреждению правовую определенность и обеспечить правовые условия управления его деятельностью. Правовую основу административно-правового статуса медучреждения составляют положение об учреждении здравоохранения соответствующего вида и нормативные правовые акты органов исполнительной власти, регулирующих правовой режим управленческой деятельности администрации медицинского учреждения. В качестве ведущей функции административно-правовых норм можно выделить функцию организации и регулирования правоотношений в управленческом процессе. Ее поддерживают три общие функции более низкого уровня: организация и регулирование деятельности субъектов управления; организации регулирования управленческих отношений между субъектом и объектом управления; организации и регулирования деятельности объектов управления.

    Следовательно, административно-правовой статус всех видов медицинских учреждений включает в себя совокупность всех прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются прежде всего во взаимоотношениях медицинских учреждений с государственными и муниципальными органами исполнительной власти.

    Основы содержательной характеристики административно-правового статуса медицинских учреждений составляют следующие взаимоотношения, складывающиеся между органами исполнительной власти и подведомственными им в отраслевом, функциональном и территориальном отношении медицинскими учреждениями: отношения, возникающие в процессе принятия управленческих решений о создании, реорганизации, ликвидации медицинских учреждений, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства; отношения в связи и по поводу утверждения уставов учреждений исполнительными органами власти и местного самоуправления, а также по ведению учета государственного кадастра зарегистрированных и действующих медицинских учреждений – юридических лиц; отношения по заключению исполнительными органами государственной и муниципальной власти различного рода административных соглашений и договоров с подведомственными учреждениями, выдаче им государственных и муниципальных заказов на оказание медицинских услуг; отношения, связанные с государственной регистрацией и лицензированием осуществляемой деятельности; отношения по согласованию предложений по распоряжению государственным и муниципальным имуществом и реализации иных решений в соответствии с полномочиями собственника; многочисленные отношения, порождаемые осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением всеми учреждениями установленных правил хозяйствования, осуществления ими различных видов деятельности и многих других правил охраны государственного, общественного порядка и общественной безопасности во всех ее разновидностях.

    Особенности административно-правового статуса учреждения здравоохранения предопределяются тем, что: во-первых, оно никогда не рассматривалось в самостоятельном значении, в отрыве от системы здравоохранения, элементом которой оно признается; во-вторых, административно-правовой статус медицинских учреждений состоит из определенных государством свойств (прав и обязанностей) учреждения как субъекта административного права, характеризующих потенциальные возможности самого учреждения вступать в административно-правовые отношения в рамках своей правосубъектности и компетенцию государственных органов, которой они обладают в области установления и обеспечения реализации организацией его административно-правового статуса; в-третьих, административно-правовой статус медицинских учреждений характеризуется наличием ряда элементов.

    Следует отметить, что у медицинских учреждений разного типа имеются существенные различия в содержании элементов статуса. Например, административно-правовой статус государственных (муниципальных) и административно-правовой статус негосударственных медицинских учреждений имеет ряд особенностей.

    Учреждения государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами. Они действуют в соответствии с нормативными актами по вопросам здравоохранения с учетом того, акты каких органов на них распространяются (например, федеральные учреждения – на основании федеральных актов и т. п.)

    Учреждения государственной системы здравоохранения находятся как правило, в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением, направляющих и контролирующих деятельность этих учреждений. Они являются собственностью государства, государственные органы управления выступают учредителями данного типа медицинских учреждений, утверждают их уставы (положения о них) и прекращают их деятельность. Руководство государственными (муниципальными) медицинскими учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

    Особенностью административно-правового статуса негосударственных медицинских учреждений является то, что управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации негосударственного медицинского учреждения регламентируется законодательством, регулирующим отношения в сфере лицензирования и аккредитации медицинских учреждений. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа. Устав (положение) негосударственного медицинского учреждения утверждается его учредителями (участниками). Таким образом, влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими, а лишь регулирует отдельные стороны деятельности (регистрирует, лицензирует, осуществляет нормативное регулирование, санитарно-эпидемиологический надзор и т. д.).

    Исходя из вышеизложенного, административно-правовой статус любого медицинского учреждения можно сформулировать как совокупность прав и обязанностей медицинского учреждения, предусматривающих в пределах административной правосубъектности самостоятельное решение присущих определенному медицинскому учреждению целей и задач, осуществление необходимых для этого функций, участие в управленческих административных правоотношениях, складывающихся прежде всего во взаимоотношениях медицинских учреждений с государственными органами исполнительной власти и органами муниципального образования.

    Данное определение административно-правового статуса медицинского учреждения позволяет на наш взгляд выделить пять основных его элементов:

    – цели и задачи деятельности медицинского учреждения;

    – функции медицинского учреждения;

    – полномочия (права и обязанности), составляющие основное содержание административно-правового статуса медицинского учреждения;

    – организационная структура медицинского учреждения;

    – создание, реорганизация и ликвидация медицинского учреждения;

    – гарантии прав деятельности медицинского учреждения.

    Названные элементы административно-правового статуса медицинского учреждения можно сгруппировать в блоки. Опираясь на утверждение Ю.А. Тихомирова, который нормативно установленные цели, предметы ведения, объекты воздействия и властные полномочия относит к элементам компетенции, предлагаем первые три элемента административно-правового статуса (цели, задачи, функции и полномочия) объединить в так называемый «компетенционный блок»; организационную структуру включить во «внутриорганизационный блок»; создание, реорганизацию и ликвидацию медицинского учреждения представить в качестве «внешнеорганизационного блока» и сформировать блок административно-правовых гарантий прав медучреждений.

    Представляется, что такая структура административно-правового статуса медучреждений будет способствовать оптимизации правового режима для решения управленческих задач, так как предполагает формирование содержания работы медицинского учреждения, создание правовой основы его деятельности, наличие организационной структуры, обеспечивающей выполнение свойственных медицинскому учреждению функций, порядок функционирования медицинского учреждения, наделение его комплексом прав и обязанностей, а также наличие гарантий этих прав.

    Итак, рассмотрим каждый из названных блоков элементов административно-правового статуса медицинских учреждений

    Компетенционный блок включает в себя цели и задачи деятельности, функции и полномочия медицинского учреждения.

    Совершенствование деятельности медицинских учреждений находится в прямой зависимости от соответствия целей и задач медицинского учреждения уровню удовлетворения современных потребностей населения в медицинской помощи. Причем, одним из важных условий успешной организации работы медицинского учреждения является наличие единства целей и задач.

    Цель как категория высшего порядка определяет содержание и направленность задач. Признав цель деятельности медицинского учреждения как идеал, орган управления, коллектив, общество обретут в ней средства регуляции собственной деятельности по повышению уровня работы медицинского учреждения в целом. Учитывая, что цель означает результат, на достижение которого направлены действия, цель медицинского учреждения (его создания, функционирования), очевидно, состоит в снижении потерь общества от заболеваемости, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах. Цель (цели) деятельности каждого медицинского учреждения закрепляется в соответствующем правовом акте – Уставе (Положении) о медицинском учреждении соответствующего вида.

    В современных условиях главной задачей, которую призваны решать медицинские учреждения в своей деятельности, является обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, что выражается в оказании своевременной, доступной, высококачественной медицинской помощи. Главная задача определяет генеральное направление деятельности субъектов и объектов управления по обеспечению потребности населения в медицинской помощи и поэтому предполагает наличие комплекса задач вспомогательного порядка, способствующих реализации главной задачи. Такие задачи можно подразделить на основные и текущие. Основные задачи призваны определять наиболее важные направления в развитии медицинской деятельности и носят долговременный характер (задачи по активному использованию всеми медицинскими учреждениями прогрессивных форм организации медицинской помощи, современных и эффективных методов и средств профилактики, диагностики и лечения, ускоренному созданию прочной современной материально-технической базы медицинских учреждений и постоянному дальнейшему ее совершенствованию). Закрепленные в правовых нормах, они являются юридической обязанностью для медицинских учреждений всех типов. Текущие задачи медицинского учреждения носят, как правило, частный характер, решаются медицинским учреждением в конкретный момент в зависимости от региональной конъюнктуры, уровня и структуры заболеваемости населения, имеющихся у медицинского учреждения возможностей и других факторов. Их выполнение обычно рассчитано на непродолжительные сроки. Они входят в состав программно-целевого административно-правового статуса каждого медицинского учреждения, поскольку для определенных субъектов и объектов управления они имеют нормативное значение и активно способствуют практическому осуществлению основных, а через посредство последних, и генеральной задачи, стоящих перед медицинским учреждением.

    Важным элементом административно-правового статуса медицинского учреждения являются его функции и правовые нормы их закрепляющие. Смысл определения функций сводится к тому, чтобы в нормативном порядке закрепить то, что должны выполнять администрация и коллектив медицинского учреждения для достижения поставленных целей и задач. Реализуя одни и те же задачи, коллектив и администрация выполняют различные функции. Коллектив медицинского учреждения непосредственно осуществляет функции по лечению больных, диагностике заболеваний, проведению среди населения профилактической работы, использованию лекарственных препаратов, перевязочных материалов и других медицинских средств, лечебно-диагностической и прочей медицинской аппаратуры и техники, бережному отношению к больничному имуществу и т. д. Администрация медицинского учреждения обеспечивает необходимые условия для выполнения коллективом указанных функций. Это достигается путем осуществления администрацией своих управленческих функций (организация оказания медицинской помощи населению; внедрение в лечебный процесс прогрессивных форм и методов работы, достижений науки, техники и медицинской практики; подбор, расстановка и совершенствование профессиональной и деловой квалификации кадров; проведение профилактических мероприятий; анализ заболеваемости и разработка мероприятий по ее снижению; материально-техническое обеспечение медицинской и иной деятельности медицинской организации; учет и контроль за правильностью расходования денежных средств, рациональной эксплуатацией медицинской техники и аппаратуры; нормирование сроков и установление правил использования медицинского имущества; контроль за соблюдением нормативов расходования лекарственных средств, медицинских препаратов и материалов; финансирование деятельности структурных звеньев и выполнение различных работ; планирование социального развития коллектива).

    Наряду с этим в здравоохранении функции, задачи, объем и характер работы больничных учреждений в связи с процессом дифференциации и интеграции, а также благодаря совершенствованию форм и методов управления здравоохранением значительно расширились. Каждому типу больниц свойственны определенные функции, нормативное закрепление которых осуществляется в положениях о больницах. Указанные положения утверждаются приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ и наряду с уставом определяют правовой статус учреждений.

    Медицинское учреждение в процессе своей деятельности выступает не только как лечебно-профилактическая единица, но и как хозяйствующий субъект, имеющий материально-техническую базу для осуществления своей основной деятельности, в связи с чем, оно должно иметь для решения свойственных ему задач и осуществления функций соответствующий объем прав и обязанностей. Права и обязанности являются одним из наиболее важных элементов административно-правового статуса медицинского учреждения.

    В отличие от коммерческих организаций, обладающих общей (неограниченной) правоспособностью, учреждение здравоохранения наделяется специальной (ограниченной) правоспособностью, т. е. совокупностью только таких прав и обязанностей, которые предусмотрены учредительными документами. Например, в п. 4 «Организация деятельности» решения Саратовской городской Думы от 29 апреля 1999 г. № 30-289 «О Типовом уставе муниципального медицинского учреждения» предусмотрено, что учреждение имеет право в установленном порядке: заключать договоры с учреждениями, организациями, предприятиями и физическими лицами на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности Учреждения; привлекать для осуществления своей деятельности на экономически выгодной договорной основе другие учреждения, организации, предприятия и физических лиц; приобретать или арендовать при осуществлении деятельности основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, временной финансовой помощи и получаемых для этих целей ссуд и кредитов; планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласованию с Комитетом здравоохранения, а также исходя из спроса пациентов на услуги.

    Следует отметить, что права, принадлежащие медицинскому учреждению, реализуются главным образом его администрацией. Администрация медицинского учреждения для выражения этих интересов наделена юридически властными полномочиями. Тем не менее, в реализации прав по управлению медицинским учреждением принимает участие и его коллектив. Участие коллектива в управлении медицинским учреждением осуществляется главным образом через профсоюзную организацию. Профсоюз медицинского учреждения представляет и защищает интересы коллектива в области медицинской деятельности, условий труда и социально-культурных вопросов. В данной связи профсоюз медицинского учреждения совместно с его администрацией участвует в реализации прав данного учреждения.

    Обязанностями медучреждения могут быть: представление в орган управления здравоохранением необходимую сметно-финансовую документацию в полном объеме, утвержденных форм и по всем видам деятельности; согласование с этим органом структуры Учреждения; обеспечение сохранности, эффективности и целевого использования имущества; создание для своих работников безопасных условия труда и несение ответственности в установленном порядке за вред, причиненный работнику увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; несение ответственности в соответствии с законодательством за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования; возмещение ущерба, причиненного нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции (работ, услуг); и т. п.

    Права и обязанности медицинских учреждений закреплены в многочисленных нормативных актах. В общих чертах административная правосубъектность медицинских учреждений определена положениями (уставами) о них. Однако эти акты не содержат норм, которые бы комплексно определяли весь объем прав и обязанностей медицинских учреждений. Поэтому на сегодняшний день многие вопросы управления деятельностью медицинских учреждений, в том числе и проблемы административной правосубъектности, оказались нормативно неурегулированными.

    В содержание внутриорганизационного блока входит формирование органа управления делами медицинского учреждения. Формирование органа управления делами медицинского учреждения – администрации – осуществляется собственником или учредителем в порядке, предусмотренном Уставом учреждения. Органом управления организации здравоохранения государственно-муниципального сектора является руководитель, который назначается учредителем и подотчетен ему. Высшим должностным лицом больницы является ее руководитель – главный врач, назначаемый и освобождаемый от должности органом управления здравоохранения. В соответствии с Положением о главном враче областной (краевой, республиканской) больницы, главный врач организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных, уход за ними, диспансерное обслуживание, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в районе деятельности, повышение квалификации медицинского персонала, правильность ведения историй болезни, обеспеченность больницы медицинским и хозяйственным оборудованием. Он систематически анализирует показатели деятельности больницы, утверждает план работы и смету больницы, контролирует правильность расходования материалов и медикаментов, отвечает за санитарное состояние больницы, подбор и расстановку кадров.

    Он осуществляет текущее руководство деятельностью больницы на принципах единоначалия; несет ответственность за организацию, уровень, качество лечебно-диагностического процесса в больнице в соответствии с принятыми стандартами, современными требованиями науки и практики; отвечает за технику безопасности и соблюдение санитарно-противоэпидемических требований и т. д.

    Главный врач объединенной больницы имеет заместителей по медицинской, поликлинической и административно-хозяйственной работе.

    Заместитель главного врача по медицинской части (лечебной работе) отвечает за качество всей медицинской деятельности больницы; непосредственно руководит лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работой больницы; проверяет эффективность лечебно-профилактических мероприятий; анализирует каждый случай смерти в стационаре и на дому; обеспечивает правильную организацию лечебного питания и ЛФК; организует консультативную помощь больным.

    Заместитель главного врача по поликлинике непосредственно руководит работой поликлиники и организует поликлиническую помощь населению; разрабатывает планы лечебно-диагностических и противоэпидемических мероприятий поликлиники и обеспечивает их выполнение; назначает контрольно-экспертную комиссию и руководит ее работой; организует диспансерное наблюдение за установленными контингентами населения и осуществляет контроль за его качеством и эффективностью; систематически изучает заболеваемость населения района обслуживания.

    Заместитель (помощник) главного врача по административно-хозяйственной части руководит всей административно-хозяйственной деятельностью больницы, обеспечивает снабжение предметами хозяйственного оборудования и инвентарем, продуктами питания, топливом, горячей водой, освещением, организует питание больных, отопление, проведение ремонта, противопожарные меры, бельевое хозяйство, транспорт и др.

    Внешнеорганизационный блок представляет совокупность полномочий государственных органов власти в отношении медучреждения и включает такие элементы как создание медицинского учреждения, государственную регистрацию, лицензирование деятельности, ликвидацию и реорганизацию медицинских учреждений.

    Создание (учреждение) медицинского учреждения осуществляется по решению собственника имущества или уполномоченного им органа. Порядок создания больницы предусмотрен нормами гражданского законодательства, так как больница является юридическим лицом, принимающим активное участие в гражданском обороте. Учредительным документом больницы является устав, в котором определяется общий правовой статус, название, адрес, органы управления и контроля, источники финансирования, условия реорганизации и ликвидации. В целях единого подхода и недопущения расхождений в учредительных документах учреждений системы здравоохранения федерального и местного уровней совместным письмом Госкомимущества РФ от 29.12.95 № ОК-6/10860 и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 28.12.95 № 2510/3499-95-19 был рекомендован к применению Примерный устав государственного (муниципального) учреждения здравоохранения.

    Как показывает практика в большинстве регионов Российской Федерации решение о создании областных медицинских учреждений, принимается губернаторами области либо областными правительствами по согласованию с областными законодательными органами.

    Решение о создании муниципальных медицинских учреждений принимается главой муниципального образования по согласованию с представительным органом местного самоуправления данного муниципального образования. Например, Саратовская городская Дума приняла решение от 29 апреля 1999 г. № 30-289 «О Типовом уставе муниципального медицинского учреждения», который включает: общие положения, цели и предмет деятельности Учреждения, имущество и финансы Учреждения, организацию деятельности, управление Учреждением, реорганизацию и ликвидацию учреждения. Государственная регистрация учреждения здравоохранения осуществляется по месту ее нахождения местным органом государственной власти.

    Рассматривая вопрос о создании медицинского учреждения, следует обозначить необходимость контроля со стороны соответствующих органов за деятельностью учреждений здравоохранения. Контроль затрагивает непосредственное содержание деятельности медицинских учреждений, осуществляющих не только общественно значимую функцию, но и деятельность, требующую специальных знаний и умений. Одним из инструментов такого рода контроля является лицензирование деятельности учреждений здравоохранения.

    Согласно действующему законодательству, предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.

    Самое первое законодательное определение медицинского лицензирования было предложено в ст. 21 Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», согласно которому «лицензирование – это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования».

    Другое определение было дано в приказе Министерства здравоохранения РСФСР от 20 марта 1992 года № 93 «О мерах по выполнению закона РФ „О медицинском страховании граждан в РСФСР“, согласно которому „Лицензирование – выдача государственного документа (лицензии) на право заниматься определенными видами медицинской деятельности“.

    Лицензирование может быть охарактеризовано как «форма контроля за законностью предполагаемых действий гражданина или организации, разрешением совершать только, безусловно, законные действия и отказом в совершении действий противоправных, что обусловливает вид и меру допустимой активности, а так же реализацию надзора за фактически осуществляемыми действиями».

    Разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензия) выдается соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным производить лицензирование данного вида деятельности, с целью оценки возможностей субъекта (медицинской организации) в части оказания медицинской помощи в объеме и функциях, адекватных уровню подготовки персонала, состоянию материально-технической базы организации и ее оснащенности.

    Исходя из вышесказанного, можно сформулировать понятие лицензирования медицинской деятельности , под которым предлагается понимать деятельность лицензирующих органов государственной власти, которая выражается в совершении мероприятий по предоставлению разрешения (лицензии), являющегося основанием для осуществления определенного вида медицинской деятельности, а также в осуществлении контроля за данным видом деятельности.

    На сегодняшний день общие положения о лицензировании медицинской деятельности в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятым 13 июля 2001 года.

    Порядок и условия выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности определены в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 499.

    Реорганизация учреждения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению учредителя в порядке и в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При добровольной ликвидации учреждения ликвидационная комиссия создается учредителем, при принудительной – комиссия назначается судом и проводит работу по ликвидации Учреждения в соответствии с действующим законодательством.

    При ликвидации и реорганизации увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Имущество ликвидируемого Учреждения после расчетов, произведенных в установленном порядке, с бюджетом, кредиторами, работниками учреждения, остается в муниципальной собственности.

    При реорганизации учреждения все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и др.) передаются в соответствии с установленными правилами учреждению-правопреемнику.

    При ликвидации учреждения документы постоянного хранения передаются на государственное хранение в городские архивные фонды, документы по личному составу (приказы, личные дела и др.) передаются на хранение в архивный фонд. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет Учреждения в соответствии с требованиями архивных органов.

    Учреждение считается прекратившим существование после исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

    Административно-правовыми гарантиями прав ЛПУ являются:

    – возможность признания в судебном порядке недействительными (полностью или частично) нормативных актов государственных органов, не соответствующих законам и иным нормативно-правовым актам и нарушающих права и законные интересы медицинского учреждения;

    – возмещение вреда, причиненного учреждению в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа;

    – гарантирование со стороны государства соблюдения установленных законодательством условий для деятельности медицинских учреждений.

    Следует также отметить, что непременной составляющей административно-правового статуса медицинского учреждения является его административная, поднадзорная подчиненность органам административного надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правил пользования землей, санитарных и эпидемиологических правил, правил пожарной безопасности, техники безопасности труда и т. д.

    Таким образом, административно-правовой статус медицинского учреждения гарантирует ему стабильность и обеспечивает подвижную организационно-правовую основу для выполнения присущих ему функций, решения свойственных задач и достижения поставленных целей.

    В процессе исследования административно-правового статуса (его отдельных элементов) учреждений здравоохранения было установлено отсутствие единого нормативного акта, регламентирующего деятельность медучреждений. Его принятие считаем необходимым, так как на сегодняшний день существует множество нормативных актов, закрепляющих цели и задачи, права и обязанности, структуру и организацию деятельности медицинских учреждений. В общих чертах эти элементы административно-правового статуса медицинских учреждений определены положениями (уставами) о них. Однако эти акты не содержат норм, которые бы комплексно определяли все элементы административно-правового статуса медицинских учреждений. Поэтому на сегодняшний день многие вопросы управления деятельностью медицинских учреждений, в том числе и проблемы административной правосубъектности, оказались нормативно неурегулированными.

    Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, необходимо разработать и принять федеральный закон «Об основах организации и деятельности медицинского учреждения» для объединения элементов административно-правового статуса медицинского учреждения в один законодательный акт.

    Структура настоящего закона должна включать следующие основные разделы:

    Раздел 1. Общие положения (Сфера применения настоящего Федерального закона, основные понятия, принципы правового регулирования деятельности медицинских учреждений, основы деятельности медицинских учреждений различных организационно-правовых форм системы здравоохранения Российской Федерации).

    Раздел 2. Организация деятельности (Основные права и обязанности, право некоммерческих медицинских учреждений на осуществление предпринимательской деятельности, оказание платных медицинских услуг, ответственность медицинских учреждений по обязательствам, отношения с государственными органами).

    Раздел 3. Создание, реорганизация и ликвидация медицинского учреждения (учредители медицинских учреждений, уставные документы, условия и порядок приобретения права на осуществление медицинской деятельности).

    Раздел 4. Управление учреждением здравоохранения (высшее должностное лицо учреждения, его функции, полномочия и ответственность).

    Раздел 5.Правовой статус медицинского работника (права, обязанности и ответственность лиц, занимающихся медицинской деятельностью).

    Радел 6. Имущество и финансы медицинского учреждения (источники финансирования, имущество и средства медицинского учреждения, учет, отчетность, контроль обязанности медицинского учреждения в отношении закрепленного за ними имущества).

    Раздел 7. Виды деятельности медицинских учреждений (особенности деятельности в государственно-муниципальном секторе; особенности деятельности в частном секторе; условия открытия и осуществления частной медицинской практики; порядок заключения и содержание договора с потребителем медицинских услуг (договора на предоставление медицинских услуг); контроль качества медицинской помощи в системе частной медицинской практики.

    Раздел 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона.

    Заключительные положения.

    Принятие данного закона позволит восполнить пробелы в законодательстве, регулирующем отношения, складывающиеся в процессе деятельности медицинских учреждений, а также дополнит положения основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, касающиеся организации охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

    Населению Российской Федерации медицинскую помощь в государственном, муниципальном и частном секторах здравоохранения оказывают различные медицинские организации.

    Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. В системе здравоохранения РФ действуют некоммерческие и коммерческие медицинские организации (организации здравоохранения).

    Основной формой некоммерческих организаций здравоохранения являются учреждения здравоохранения. Государственное или муниципальное учреждение здравоохранения может быть автономным, бюджетным или казенным.

    Казенное учреждение создается в сфере управленческой деятельности (для исполнения государственных, муниципальных функций). Бюджетное и автономное учреждения создаются для выполнения государственных, муниципальных работ и оказания услуг. Основными в сфере здравоохранения являются бюджетные учреждения.

    Кроме того, к некоммерческим организациям здравоохранения относятся некоммерческое партнерство и автономные некоммерческие организации.

    Основными формами коммерческих организаций здравоохранения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

    Номенклатура учреждений здравоохранения утверждается федеральным органом управления здравоохранением. В настоящее время действует приведенная ниже единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом МЗиСР РФ от 07.11.05 № 627: 1. Лечебно-профилактические учреждения.

    1.1. Больничные учреждения.

    1.1.1. Больницы, в том числе:

    Участковая;

    Районная;

    Городская скорой медицинской помощи;

    Центральная (городская, районная);

    Областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).

    1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:

    Восстановительного лечения, в том числе детская;

    Гинекологическая;

    Гериатрическая;

    Инфекционная, в том числе детская;

    Наркологическая;

    Онкологическая;

    Офтальмологическая;

    Психоневрологическая, в том числе детская;

    Психиатрическая, в том числе детская;

    Психиатрическая (стационар) специализированного типа;

    Психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

    Туберкулезная, в том числе детская;

    Курортная.

    1.1.3. Госпитали всех наименований.

    1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

    1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода.

    1.1.6. Хоспис.

    1.1.7. Лепрозорий.

    1.2. Диспансеры:

    Врачебно-физкультурный;

    Кардиологический;

    Кожно-венерологический;

    Маммологический;

    Наркологический;

    Онкологический;

    Офтальмологический;

    Противотуберкулезный;

    Психоневрологический;

    Эндокринологический.

    1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения.

    1.3.1. Амбулатория.

    1.3.2. Поликлиники, в том числе:

    Городская, в том числе детская;

    Центральная районная;

    Стоматологическая, в том числе детская;

    Консультативно-диагностическая, в том числе для детей;

    Психотерапевтическая;

    Физиотерапевтическая;

    Восстановительного лечения.

    1.4. Центры, в том числе научно-практические:

    Восстановительной терапии для воинов-интернационалистов;

    Восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские;

    Гериатрический;

    Диабетологический;

    Наркологический реабилитационный;

    Медицинский, в том числе окружной;

    Профессиональной патологии;

    По профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;

    Клинико-диагностический;

    Патологии речи и нейрореабилитации;

    Реабилитации;

    Медицинской и социальной реабилитации;

    Общей врачебной (семейной) практики;

    Консультативно-диагностический, в том числе для детей;

    Реабилитации слуха;

    Лечебной физкультуры и спортивной медицины;

    Мануальной терапии;

    Лечебного и профилактического питания;

    Специализированных видов медицинской помощи;

    Психофизиологической диагностики;

    Диагностический;

    Медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

    1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови:

    Станция скорой медицинской помощи;

    Станция переливания крови;

    Центр крови.

    1.6. Учреждения охраны материнства и детства:

    Перинатальный центр;

    Родильный дом;

    Женская консультация;

    Центр планирования семьи и репродукции;

    Центр охраны репродуктивного здоровья подростков;

    Дом ребенка, в том числе специализированный;

    Молочная кухня.

    1.7. Санаторно-курортные учреждения:

    Бальнеологическая лечебница;

    Грязелечебница;

    Курортная поликлиника;

    Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями;

    Санаторий-профилакторий;

    Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

    2. Учреждения здравоохранения особого типа.

    2.1. Центры:

    Медицинской профилактики;

    Медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный);

    Медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской);

    Лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной);

    Контроля качества и сертификации лекарственных средств;

    Медицинский информационно-аналитический;

    Информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения.

    Медицинской статистики;

    Патолого-анатомическое;

    Судебно-медицинской экспертизы.

    2.3. Контрольно-аналитическая лаборатория.

    2.4. Военно-врачебная комиссия, в том числе центральная.

    2.5. Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.

    3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.

    3.2. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    3.3. Противочумный центр (станция).

    3.4. Дезинфекционный центр (станция).

    3.5. Центр гигиенического образования населения.

    4. Аптечные учреждения:

    Аптечный пункт;

    Аптечный киоск;

    Аптечный магазин.

    Примечание: фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.

    В основу такой номенклатуры заложены юридические и функциональные признаки. Можно использовать и другие подходы для классификации учреждений здравоохранения:

    - по форме собственности: государственные, муниципальные, частные и иных форм собственности;

    - по территориально-административной подчиненности: федеральные, субъектов РФ, муниципальные;

    - по ведомственной принадлежности: системы МЗиСР РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Российской академии медицинских наук и др.;

    - по месту расположения учреждений: городские и сельские;

    - по организационно-функциональной структуре: объединенные и необъединенные;

    - по специализации: многопрофильные и специализированные;

    - по возрастному признаку: детские, взрослые, гериатрические и др.;

    - по степени интенсивности лечения: интенсивного, восстановительного, паллиативного и др.

    Можно выделить и другие характеристики, по которым разделяются организации здравоохранения, однако каждая из них, как правило, включает в себя несколько признаков, относясь с учетом решаемых задач к той или иной номенклатурной группе учреждений здравоохранения.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Что представляет собой система здравоохранения РФ?

    2. Какова организационно-функциональная структура системы здравоохранения РФ?

    3. Что относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения?

    4. Приведите существующие классификации видов медицинской помощи.

    5. Какие организации здравоохранения относятся к некоммерческим и коммерческим?

    6. Для каких целей создаются бюджетные, автономные и казенные учреждения здравоохранения?

    7. Перечислите основные типы медицинских учреждений, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения.

    gastroguru © 2017