В каком году вышел первый комикс. Самое интересное о комиксах

Главный человек в истории Marvel логичным образом старше своих героев — сама компания появится, когда ему будет уже 16, и работать он в ней начнет почти что со дня основания. Сперва — ассистентом, заполняющим чернильницы и покупающим кофе; через несколько лет — одним из авторов. А в начале 1960-х Ли вместе с соавторами придумает почти всех главных героев Marvel, которые принесут издательству успех: от Человека-паука до Людей Икс.

1939. Основание Timely Comics

В конце 1930-х комиксы про супергероев только-только начали появляться — и издатель Мартин Гудмен, выпускавший бульварное чтиво и детективные и приключенческие журналы, решил заодно освоить и эту нишу. Все его разные комиксы и журналы делала одна команда авторов, но в рамках неоднозначной бизнес-модели Гудмена выпускались они под брендами вымышленных издательств. Одним из них и было Marvel Comics — через 22 года, когда Гудмен окончантельно решит переключиться на комиксы про супергероев, этот вымысел станет реальностью — и станет новым названием компании.

Март 1941. Капитан Америка: первый Мститель

В 1941-м Timely Comics создали Капитана Америка, супергероя-патриота, переродившегося из хлюпика в секретное живое оружие в борьбе с фашизмом. Во Вторую мировую таких героев в комиксах было много, и читали про них даже солдаты на фронте, — впрочем, Капитан Америка оказался успешнее прочих. После войны популярность Капитана упадет, и вернется он в пантеон Marvel только в 1964-м: члены новообразованной группировки «Мстители» найдут его замерзшее тело в Атлантическом океане и фактически воскресят.

1961. Создание вселенной Marvel


К началу 1960-х некоторые супергерои уже были знакомы друг с другом — правда, принадлежали они не Marvel: Бэтмен и Супермен регулярно встречались друг с другом на страницах DC Comics. Стэн Ли, взявшийся за первый номер «Фантастической четверки», решил развить и усугубить эту идею: с того момента все герои Marvel жили в одной вселенной, вместе влияли на судьбу своего мира — и вместе определили дальнейшую судьбу компании. «Фантастическая четверка» стала небольшой революцией в жанре еще и по другой причине: Ли впервые стал показывать супергероев как личности. Четверка была не просто командой, а семьей: они жили в одном доме, решали личные проблемы, мирились, ссорились — все как у людей.

1962. Халк и Тор


Тот год вообще был крайне плодотворным для Marvel — именно тогда на страницах комиксов появились будущие хедлайнеры издательского канона Доктор Дум и Человек-паук. Тогда же Стэн Ли придумал радиоактивного монстра Халка, самого физически сильного персонажа вселенной Marvel. Тремя месяцами позже силу Халка понадобилось уравновесить, и Ли выпустил в мир Marvel скандинавского полубога Тора. Впрочем, Халк так и остался чемпионом: считается, что сила его неисчерпаема; чем больше Халк злится, тем сильнее становится, а злиться он может до бесконечности. Кроме прочего, Халк и Тор обозначили расширение жанровых горизонтов Marvel — первый явно был инспирирован научной фантастикой, второй же пришел прямо из «Старшей Эдды».

Март 1963. Железный человек


Один из самых харизматичных персонажей Marvel и самый молодой участник нынешней команды «Мстителей»: наследник гениального изобретателя, хозяин капиталистической индустриальной империи, бонвиван, циник, эгоист, практически готовый персонаж Айн Рэнд. Стэн Ли придумывал Тони Старка, под влиянием обстоятельств облачившегося в дающий сверхспособности механический костюм, как героя, который противостоял бы новому гуманизму и политкорректности начала 1960-х, — соответственно, история духовного перерождения Старка может в своем роде служить параллелью тому, что в тот момент происходило с державой (с поправкой на то, что гуманитарные ценности Железный человек насаждал с помощью огнестрельного оружия). Под псевдонимом Tony Stark не раз записывался рэпер Гостфейс Килла.

1963. Дебют «Мстителей»


Герои-одиночки, существующие в одной вселенной, через пару лет логичным образом собрались в одну команду — и имя ей было «Мстители». Marvel и здесь поймали тренд — примерно тогда же DC Comics придумали Лигу справедливости, однако от конкурентов «Мстители» отличались тем, что состояли в них не звезды, но сравнительно новые персонажи: Железный человек, Тор, Халк, Человек-муравей и Оса. Впрочем, за сорок лет мстителями успели побывать практически все основные герои: членство в команде — высшее признание во вселенной Marvel.

1965. Организация «Щ.И.Т»

S.H.I.E.L.D. («Щ.И.Т.») — одна из главных правительственных организаций вселенной Marvel, что-то вроде смеси ФБР и ЦРУ. Появились они в середине 1960-х в комиксах про Ника Фьюри и поначалу были шпионской организацей с туманными функциями, а сам Фьюри играл роль условного Джеймса Бонда. За пятьдесят лет «Щ.И.Т.» разрослись до полноценной политической силы, порой встающей выше американского правительства: например, именно они были главными сторонниками Акта регистрации супергероев и крупными игроками гражданской войны (см. ниже). В фильмах «Щ.И.Т.» меньше лезут в политику и скорее занимаются тем, что стараются держать под контролем супергероев и прочие аномалии.

1966. Первый чернокожий супергерой


Организация «Черные пантеры» и герой Marvel Черная пантера появились почти одновременно, но создатели комикса не имели в виду повестку дня — просто совпало. Цвет кожи тут сам по себе был революционным (другие темнокожие супергерои появились только через пять лет), а кроме того — Marvel сделали его еще и интеллектуалом: Черная пантера имел докторскую степень в физике, а Ваканда, — вымышленная африканская страна, которой он правил, — была очень технологически развитой державой.

1973. Первая смерть персонажа


Зеленый Гоблин похищает девушку Человека-паука, блондинку Гвен Стейси, и бросает ее с моста; Паук ловит любимую паутиной, но слишком резко — и ломает ей шею. Публика в шоке — до сих пор на страницах комиксов если кто и погибал, то только злодеи и персонажи второго плана. Этот выпуск «Человека-паука» стал финалом романтического и наивного Серебряного века комиксов: с того момента злодеи стали страшнее, проблемы — реальнее, а родственники и знакомые супергероев (особенно женского пола) превратились в пушечное мясо.

1986. «Говард-утка»: первый полнометражный фильм по комиксам Marvel


Первая марвеловская экранизация, как ни странно, была основана не на флагманской серии, а на постмодернистском комиксе про человекоподобную утку из космоса по имени Говард. В книгах про Говарда было много сатиры и комментариев на злобу дня, с фильмом вышло наоборот — спродюсировавшему его Джорджу Лукасу интереснее всего были спецэффекты. В итоге «Говард-утка» собрал в прокате всего на миллион больше, чем было потрачено на его создание, и Marvel до конца 1990-х в кино не возвращались.

1992. Первый супергерой-гомосексуалист


Тема борьбы за права меньшинств для комиксов про Людей Икс всегда была определяющей: тут и очевидные параллели между Профессором Икс и Мартином Лютером Кингом, и антиантисемитизм Магнито, и большое количество неамериканцев среди самых популярных персонажей франшизы (Росомаха — канадец, Шторм — африканка, Колосс — русский и так далее). В 1990-х Marvel решили нарушить и сексуальные табу: мутант второго плана Полярная Звезда открыто заявил на страницах комикса о том, что он гей. С тех пор гомосексуалистами оказались десятки персонажей и у Marvel, и у их конкурентов, а Полярная Звезда вот-вот сыграет первую супергеройскую однополую свадьбу.

1992. Раскол в Marvel и основание Image

Сценаристы и художники довольно долго были в индустрии комиксов существами фактически бесправными — вне всякой зависимости от их таланта и популярности. Все изменилось, когда восемь звезд Marvel начала 1990-х ушли из компании и основали свой луна-парк — издательство Image. Новая компания не отнимала у авторов их права и не лезла к ним с советами, куда больше дозволяла на страницах своих изданий и в итоге стала главным независимым производителем комиксов, уступающим только «Большой двойке» — Marvel и DC.

1994. Мультсериал «Человек-паук»


К тому времени мультсериалы по мотивам комиксов Marvel уже существовали, но — именно что по мотивам. «Человек-паук» и «Люди Икс» на канале Fox задали новый стандарт: авторы сериалов исправно перевели в телевизионный формат все ключевые сюжеты первоисточников, в том числе и самые мрачные, например смерть Джин Грей в «Людях Икс». И не зря: мультфильмы пользовались большой популярностью и фактически стали поводом к тому, чтобы Marvel всерьез занялись новыми форматами — играми и кино.

1998. «Блэйд»


С экранизацией комиксов большую часть 1990-х дело обстояло туго: несмотря на успех бертоновских фильмов про Бэтмена, его сменщик Джоэл Шумахер снова, как 30 лет назад, свел поджанр к необязательным фетишистским хиханькам. Большая часть всех прочих фильмов по комиксам относилась максимум к категории «Б» — а про дикие и мало кем виденные экранизации «Капитана Америка» и «Фантастической четверки» нельзя сказать и этого. Чтобы вернуть Marvel на киноэкраны в приличном виде, потребовалось сильно обновить имевшегося второстепенного персонажа-борца с вампирами: из героя блэксплуатейшн-хоррора он превратился в мастера боевых искусств, стал гораздо быстрее стареть и одеваться в черную кожу с ног до головы.

1999. Первый альбом МФ Дума


Алкоголик-интеллектуал и по совместительству крайне влиятельный хип-хоп-деятель рубежа тысячелетий, Даниэль Дюмиле был одним одним из первых среди плеяды рэперов, не стесняющихся своих гиковских корней (см. также: Фаррелл Уилльямс и его лейбл «Звездный путь»). Железная маска, которую Дюмиле не снимает почти никогда, и псевдоним МФ Дум отсылают к гениальному марвеловскому ученому Виктору фон Думу — диктатору центральноевропейской страны Латверии и главному врагу Фантастической четверки. Дюмиле не одинок в таком подходе: актер Николас Коппола задолго до него взял себе псевдоним в честь марвеловского «героя по найму», Люка Кейджа.

2000. Джо Кесада становится главным редактором Marvel


Пухлый улыбчивый художник и сценарист получил сполна за то, что не отвернулся от Marvel в трудную минуту (в конце 1990-х компания обанкротилась, когда рынок комиксов практически рухнул). За десяток лет его правления издательство не просто возродилось, но даже укрепило свои позиции. Кесада привел в компанию своих приятелей из стана «независимых» и сделал упор на переиздания уже вышедших сюжетов в книжной форме, чем расстроил маленькие магазины комиксов, но порадовал тех, кто не хотел туда ходить каждую неделю.

2000. «Люди Икс»


Изначально затея с приглашением Брайана Сингера, режиссера камерных драм и триллеров, на блокбастер про летающих, кусающихся и исторгающих молнии людей с бюджетом в 75 миллионов выглядела, мягко говоря, неочевидной. Результат, однако, превзошел все ожидания: обычно именно этот фильм считается причиной голливудского комикс-бума последнего десятилетия. Тонкий сценарий Дэвида Хейтера, британские театральные ветераны в главных ролях, Хью Джекман с когтями, Анна Пэкуин с поцелуем смерти — так рождалась новая эпоха.

2000. Запуск Ultimate Marvel


Одна из главных претензий к мейнстримовым комиксам как к виду искусства состоит в том, что все детали биографии персонажей (Капитану Америка, напомним, уже исполнилось семьдесят) могут держать в памяти только очень специальные люди. Линейка Ultimate Marvel была создана с целью побороть эти представления: самые популярные герои компании (Люди Икс, Человек-паук, Фантастическая четверка) тут начинают с чистого листа. Здешняя версия Мстителей, «Ultimates» — апофеоз очистительного подхода: главных героев могут запросто убить, лидерство в команде принадлежит примерно тем, кто обычно заваривает Тору кофе, мир рушится — и не восстанавливается.

2007. Смерть Капитана Америка

Титаническая по своему объему и охватывающая абсолютно всех героев вселенной Marvel «Гражданская война» — вероятно, лучший кроссовер в комиксах за последний десяток лет и одна из самых лобовых метафор идеологического противостояния в политической системе США (государственники против идеалистов). Идеолог серии Марк Миллар, автор постмодернистского «Особо опасен», явно вдохновлялся «Хранителями» — но то, что у Алана Мура было замкнутой на себе историей, здесь изменило всю огромную вселенную. Символической вишенкой на торте стала смерть Стива Роджерса, первого и главного Капитана Америка: его застрелили на ступенях суда, не дав выслушать обвинение в противодействии Акту регистрации супергероев. Конечно, он не умер окончательно, — но на какое-то время мир Marvel погрузился в полный мрак.

2008. «Железный человек» в кино


Идеальные пиджаки, самоирония, отсылки к фильмам про войны на Ближнем Востоке, критика военно-промышленного комплекса США и рассуждения о террористическом подполье, разговоры о ядерной физике, лысый бородатый Джефф Бриджес — первый же фильм, снятый только-только созданным киноподразделением Marvel, будто бы намеренно тестировал интеллектуальный уровень среднего зрителя. И это сработало: критики были в восторге, у Дауни-младшего резко перезапустилась карьера, а Железный человек, ранее известный массам разве что как символ борьбы с алкоголизмом, занял место в пантеоне главных супергероев мира.

2009. Disney покупает Marvel

2011. Мюзикл про Человека-паука


Про главного персонажа Marvel уже выпущено три фильма, восемь мультсериалов и великое множество игр — не охвачен был только Бродвей. «Spider-Man: Turn Off the Dark» стал самым дорогим и, возможно, самым скандальным мюзиклом в истории. Актеры и каскадеры травмировались на репетициях и прогонах, режиссер Джули Теймор уволилась еще до премьеры, единственными, кто легко отделался, были композиторы — Боно и Эдж из U2. Впрочем, первые сборы показывают, что все было не зря.

2011. Новый Человек-паук - афро-латиноамериканец


Популярнейший ремейк комиксов о Человеке-пауке, «Ultimate Spider-Man», неожиданно заканчивается трагически: Питер Паркер гибнет, защищая свою тетю. Пока Нью-Йорк прощается с героем, на улицах появляется новый Человек-паук, Майлс Моралес, сын афроамериканца и пуэрториканки. Событие оказалось настолько существенным, что USA Today сообщили об этом еще до того, как комикс поступил в продажу; Marvel обвиняли в предательстве традиций, благодарили за справедливость и подозревали в попытке заработать на обамамании.

2012. Премьера «Мстителей»


Начатый в 2008 году, с выходом «Железного человека», труд по превращению вселенной комиксов во вселенную кинематографическую Marvel завершен: пять фильмов про супергероев, связанных единым сюжетом, венчаются эпической картиной, в которой сойдутся вместе Железный человек, Халк, Тор, Капитан Америка и «Щ.И.Т.» (или, если зайти с другого угла, Дауни-младший, Марк Руффало и Скарлетт Йоханссон). Режиссером назначен кумир гиков Джосс Уидон, никогда прежде не получавший в свои руки подобный бюджет, зато сочинявший для Marvel комиксы; при этом ожидается, что картина не повторит судьбу прочих творений Уидона, никому, кроме гиков, не известных. Впрочем, еще лет десять назад никто, кроме них, не знал, что такое «Мстители» и кто такой Железный человек, — так что расчет понятен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Графически-текстовый способ передачи информации. Особенности японских комиксов манга, их отличие от западноевропейских построением сюжетов и нацеленностью на четко сегментированную аудиторию. Характеристика различных форматов манга как масс-медиа.

    реферат , добавлен 17.12.2015

    Анализ типологических особенностей отечественной журнальной периодики и изучение специфики системы СМИ России 1990-х годов. История развития и оценка стилистических и графических особенностей журнала "Афиша" и смежных проектов медиахолдинга "ПрофМедиа".

    дипломная работа , добавлен 09.10.2013

    Понятие, признаки, история создания серии, редакторы и авторы. Редакторский анализ художественно-технического оформления на примере серии книг "История книжного искусства". Методы и принципы художественно-технического оформления серии книг.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2006

    Искусство оформления книги как особая область изобразительного искусства. Краткий исторический экскурс. Труды Ивана Федорова. Типография при Александро-Невской лавре в 1721 г. Производство светских, духовных книг. Способы модернизации рисованных шрифтов.

    презентация , добавлен 22.05.2016

    История зарождения аналитических изданий в США. Возникновение и развитие газетной публицистики в России до ХХ века. Специфические особенности аналитического жанра в современной журналистике, их цели и виды. Задачи, признаки и этапы создания статьи.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Основные этапы и особенности развития средств массовой информации в Самаре, этапы данного процесса и современное состояние индустрии в городе. История создания медиа-проекта "Самарские судьбы", структура и содержание журнала, его значение на рынке.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2014

    Древнеегипетские бухгалтерские книги - первые свидетельства упорядоченных записей. Возникновение письменности в Древней Греции. Рукопись и создание печатных машин. 23 апреля - Всемирный День книги и авторского права. Международный праздник детской книги.

    презентация , добавлен 04.11.2015

Вначале были рассказы в картинках на религиозную тематику, которые в шестнадцатых, семнадцатых веках продавали народу в Испании, и назывались они аллилуями. Потом были политические карикатуры Уильяма Хогарта. И появились на свет предшественники: швейцарец Родольф Тепффер, англичанин Томас Роулендсон и немец Вильгельм Буш.

Именно с этих имен стоит начинать историю создания комиксов. Родольф в 30-х годах девятнадцатого века выпускает серию карикатурных альбомов под названием «The Adventures of Obadiah Oldbuck», которые в дальнейшем были распространены по всему миру. Томас, карикатурист и живописец, чуть раньше публикует в газетах истории о докторе Синтаксисе. Вильгельм стал известен благодаря серии комиксов «Макс и Мориц», которая рассказывает историю о мальчиках-хулиганах.

Дальнейшее развитие комиксы получают вместе с изобретением фотогравюры в конце девятнадцатого века, когда газеты становятся недорогими, и в них появляется больше иллюстраций. Впоследствии комиксы становятся все больше похожи на то, какими мы их знаем и активно развиваются как искусство в США.

Первым в Америке, кто напечатал цветной комикс в своей газете «The San Francisco Examiner» был Уильям Херст. Назывался он «The little bears» и был выпущен в 1892 году. Уловив тенденцию, в своей газете комиксы выпускает и Джозев Пулитцер. Самым популярным становится «Yellow Kid», который был создан и нарисован Ричардом Аутколтом.

Свой вклад в создание внес такой человек как Рудольф Деркс. Он придумал рамочки, в которых размещают речь персонажей, которые, кстати, называются филактерами.

С конца девятнадцатого века по всему миру распространялась вставка комиксов в газеты. Пока американская компания Cupples & Leon не выпустила их в формате покетбука, это позволило ей войти в историю. Другое издательство, которое оказало влияние на историю - это Dell Publishing. Они выпускали журналы еженедельно в 20-х 30-х годах двадцатого века. Также была типография Eastern Color, которая усовершенствовала печатный процесс, и привила любовь аудитории к цветным комиксам.

В это время индустрия комиксов активно развивалась. В 1929 году появляется персонаж матрос Попай. Такая компания как National Allied Productions выпустила в 1935 году популярную серию комиксов «New Fun», которая впоследствии стала называться «Adventure Comics», а сама компания DC Comics. Именно эта компания сформировала моду на создание новых сюжетов и персонажей, а не перепечатывание старых.

Вот мы и подошли к главному периоду в истории комиксов, конец 30-х начало 50-х. И знаменательным событием в этом промежутке становится появление Супермена, Бэтмена, Капитана Америка, Человека-факела, Пластика. Тогда супергерои штамповались большим количеством, многие из них не дожили до нашего времени. Вторая мировая война и холодная война не могли не оказать влияние на героев комиксов, поэтому персонажи боролись с нацистами и коммунистами, имели ядерные способности. Этот период проложил главное направление в комиксах с новыми мирами и их супергероями.

Вообще–то комиксы не едят. Обычно их «глотают», если этот продукт – результат хорошего вкуса художника. Если же комикс «не вкусен», то полученный результат оправдывает всю критику, на него обрушившуюся. К сожалению, «не вкусные» встречаются гораздо чаще, но это обычное явление в любом виде искусства. «Стоп, а при чём здесь искусство?» – спросите вы. Что ж, для начала определимся, что же это за зверь такой.

Слово «комикс» образовалось в результате слияния двух английских слов: comic (комический, смешной) и strip (полоса, картинка). В собственном смысле слова comics появился только лишь в результате конкурентной борьбы между крупными нью-йоркскими газетами, в которых он печатался в 90-х годах XX века.

Вы хотели узнать о комиксах больше, но не знали, где искать достойную информацию? Теперь у вас есть уникальная возможность стать настоящим экспертом в этой области искусства! В творческом альманахе Artifex появилась новая колонка. Её ведущий - Олег Семенюк , автор первого в стране фундаментального научного исследования в области «смешных картинок», а кроме того, нескольких статей по истории российского комикса в различных зарубежных изданиях, включая «Американскую энциклопедию комиксов».
Автор долгое время работал главным редактором журналов банковской тематики, а сейчас занимается издательским бизнесом. Также наш эксперт увлекается яхтингом, хоккеем и имеет красный пояс айкидо!


Поэтому видеть комиксы в гобеленах некоторых европейских монархов, церковных приделах, изображениях этапов крестного пути, лубочных картинках и даже египетских барельефах – то есть во всем том, что настойчиво стараются представить в качестве предков комикса − значит, заблуждаться всерьёз и надолго. Потому как комикс представляет собой современную форму повествования в картинках с вписанным текстом или без него; одна из главных примет комикса – пузырь, основной элемент языка комикса.

Именно пузыри предшествовали появлению комиксов. Пузыри можно обнаружить еще в записках самого Леонардо да Винчи! Это были осторожные попытки использования нового языка, который бы сохранил и нормативные элементы написанного слова и дополнил бы его визуально – картинкой.

Соединить текст и образ удалось гениальному английскому художнику и иллюстратору : в его творении A Harlot"s Progress (1734) («Карьера проститутки») им были заложены определенные характеристики комиксов: он восстановил последовательную природу визуального повествования и в то же время изображал действия, как на сцене, придавая им драматический оттенок. Его изобретение явно отличалось от традиционной того времени и необходимо было его как-то назвать. Драматический оттенок требовал постоянного использования так называемого «пузыря» или «облака» (формы, существующей в течение долгого времени).

В ХIХ веке наблюдался расцвет рассказов в картинках, подталкиваемый такими техническими новшествами, как цинкография и позднее – фототипия. Но в этих рассказах текст и картинки были все еще отделены друг от друга. С художественной точки зрения рассказы-картинки достигли своего апогея при швейцарце Родольфе Тёпфере (Rodolphe Töpffer).

Работами этого художника-карикатуриста и писателя восхищался не кто-нибудь, а великий Гёте! Сегодня Тёпфера часто называют одним из основоположников современной карикатуры и иллюстрированной , отцом получивших широкое распространение рисованных комических серий (комиксов) и заслуженно ставят в один ряд с такими знаменитыми художниками-стариками, как Уильям Хогарт, Оноре Домье, Вильгельм Буш.

Немец Вильгельм Буш (Wilhelm Busch) был более существенной фигурой в истории комиксов. Его «Макс и Моритц» (Max und Moritz), опубликованные в Германии в 1865 году, отличала невиданная ранее особенность: рисунки неразрывно срослись с текстом, что даёт серьёзный повод считать Макса и Моритца предвестником комикса. Причём в жанре чёрного юмора: история Макса и Морица заканчиваются печально: озорники попадают под жернова мельницы и идут на корм уткам.

Француз Жорж Коломб ввел новые приемы: изображение действий с непривычной точки зрения и сжатая форма повествования, что явилось предвестником новых технических приемов в комиксах. Будучи заместителем директора ботанической лаборатории Сорбонны, он под псевдонимом Кристоф (фр. Christophe, от французского имени Христофора Колумба – Christophe Colomb) создавал комиксы, которые были популярны среди французской интеллигенции, но печатались в детской газете Le Petit Français illustré. Среди его комиксов – L’idée fixe du savant Cosinus (1893-1899), La Famille Fenouillard (1889); Le Sapeur Camember (1890-1896); Les Malices de Plick et Plock (1893-1904) и Le Baron de Cramoisy (1899).



Получается, что к концу XIX века была подготовлена и обильно «сдобрена» европейским «черноземом» благодатная почва для появления нового жанра комикса. Предприимчивым янки оставалось лишь ее «вспахать» и «засеять». Но на тот момент американские художники были далеко позади своих европейских коллег. И, в сущности, первоначальный импульс к созданию комиксов исходил не от их авторов, а от издателей, которые в воскресных приложениях создавали наиболее подходящие способы для выражения идей художников.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВОСЬМЁРКА

Джозеф Пулитцер первым воспользовался воскресным приложением как витриной для своей газеты World. Именно на её страницах в 1894 году появился «прадедушка» всех нынешних комиксов. Эта забавная история с шутливо-серьезным названием «Рождение новых видов, или объяснение эволюции крокодила» с элементами «черного» юмора считается родоначальником не только комиксов, но и немых комических кинолент, а еще – знаменитой диснеевской мультипликации. А нарисовал его известный американский художник-карикатурист, один из классиков жанра комикса – Ричард Фелтон Аутколт (Richard Felton Outcault).

Чтобы ещё больше привлечь внимание читателей, Пулитцер увеличил количество разноцветных полос и иллюстраций, включая и комиксы. Связь между этими нововведениями привела к историческому появлению произведения Ричарда Аутколта «Желтый ребенок» (Yellow Kid) 16 февраля 1896 года. «Желтый ребенок» не был комиксом в современном понимании этого слова, но его появление стало этаким «свидетельством о рождении» для нового жанра. На страницах World были предоставлены все основные элементы внешнего вида комиксов: последовательное повествование, одинаковые персонажи, диалоги в рамках рисунка.

Вскоре на страницах New York Herald появился еще один персонаж комиксов, созданный Аутколтом, – Buster Brown (1902). Мало кому известно, что именно Бастер Браун послужил прототипом всех современных «суперчеловеков» – атлетических гигантов с крупными затылками и крепкими волевыми челюстями. И даже самого Супермена!

Уильям Рэндольф Херст, молодой конкурент Джозефа Пулитцера, основал в 1887 году новое красочное приложение American Humorist, для которого он, кстати, нанял весь персонал World. Под неусыпным взором Херста на страницах этого издания художники постепенно неосознанно создали особый язык, который вместе с кинофильмами стал причиной нового взгляда на существующую действительность. Херст по праву заслужил называться «крестным отцом» новоиспеченной формы повествования (только много позже ее будут называть «комиксом»). Из группы художников, которых он собрал для своего American Humorist, трое стали известными: Ричард Аутколт, Джеймс Свиннертон (James Guilford Swinnerton) и Рудольф Диркс (Rudolph Dirks), соответственно авторы «Желтого ребенка», «Журнальных тигров» и «Беспокойных малышей» (последний, возможно, был единственным самым значительным творением за всю историю комических лент).

Художники комиксов придумывали темы и создавали условности с огромной скоростью. Утонченность линий, искусность дизайна были подчинены возможности выразить себя совершенно новым языком. Их творения были наполнены всеобъемлющим чувством открытий, отчаянной импульсивностью, казалось бы, бесконечных возможностей жанра.

Фредерик Бурр Оппер (Frederick Burr Opper) стал тем первопроходцем, который навел порядок в хаотичном мире комиксов: он направил все стремительные, дерзкие и часто противоречивые эксперименты в одно русло, в то же время проводя их по четкой схеме и в определенном направлении. Его «Хэппи Хулиган» стал прообразом бродяги Чарли Чаплина, а Глуми Гас уже носил маску Бастера Китона! Его особая манера черного юмора и фарса позже нашли свое воплощение в комедиях Мака Сеннета. Даже его технику повествования можно было найти в кино.



Вот такой была первая четверка художников, на которых лежит самая большая ответственность за искусство комиксов. К началу ХХ века приблизительные очертания нового жанра были уже очевидны. Жизненные убеждения и словарный состав комиксов: речевые «пузыри», ономатопея, линии движения, картинки в рамках уже использовались в качестве принятой нормы и постепенно входили в сознание читателей. Это объясняет более чем случайное сходство между ними.

Около 1905 года наблюдаются первые осознанные стремления создать независимую и оригинальную форму искусства. Таким новатором стал художник Уинзор Маккей (Winsor McCay). Его целеустремленное и выдающееся исследование новых семантических структур и тематических вариаций, начиная с «Маленький Сэмми чихает» и углубляясь в «Сон знатока сырых гренок», нашло свое полное и ослепительное воплощение в «Маленьком Нэмо в Сламберленде», где Маккей достиг единства между содержанием и темой.

Однако ни один человек не внес такой огромный вклад в основной вид комиксов, как это сделал Джордж Макманус (George McManus), молодой художник-карикатурист, который демонстрировал свое почти внушающее страх мастерство линий, редкое чувство ситуации, безошибочный навык в диалогах в таких творениях, как «Попрошайка Пит» и «Молодожены».

Особняком от других стоит Чарльз Уильям Кейльс, который был влюблен в жанр как таковой и был настолько увлечен его многовариантными возможностями, что не мог связать себя с каким-то одним направлением.

Каждый из этих художников внес свой уникальный вклад в развитие жанра, сделав его более изящным и придумав много повествовательных и визуальных приемов, которые сейчас являются частью языка комиксов. Все они работали в разных стилях, но сообща подняли комиксы до той высоты, на которой их уже можно узнать как строгую и оригинальную форму искусства.

Есть категория весьма брутальных парней, у которых на лице не отражена ни одна эмоция, ходячее хладнокровие воплоти. Но у них есть одна серьезная тайна, о которой они мало кому говорят, а если и говорят, то очень осторожно, чтобы не быть осмеянным кем-то из своего окружения, которое не прочь пустить пару-троек злорадных насмешек. Как говорится, по-братски, по старой дружбе. Так вот, тайна эта заключается в том, что многие мужественные типажи читали в детстве или читают до сих пор комиксы. Страшная тайна? Давайте разберемся в ней поподробней. И настолько ли страшен черт, как его малюют?

Суть комиксов

Прежде чем коснуться истории возникновения комиксов, хорошенько было бы адекватно понимать, что такое комикс и почему это не обязательно история приключений «бетменов» и «спайдерменов». Давайте отнесемся к этому вопросу буквально, прям узколобо и без включения каких-либо проявлений фантазий. Комикс — это картинки, при помощи которых рассказывается история. Порой авторы и художники-составители могут использовать текст для пущей ясности повествования, а могут ограничиться банальным изложением фактов при помощи иллюстрации пары фрагментов из реальной или вымышленной истории. А вот теперь давайте включим мозг и подумаем, на что это похоже.

Вроде бы первобытные люди занимались чем-то похожим — наскальной живописью, и не иначе как комиксами в современной интерпретации это не назовешь. Что дальше подходит по аналогии? Конечно же, Египет. О, да. Знаменитые расписанные различными изображениями стены гробниц фараонов, местная посуда и прочее. Из той же оперы? Конечно. Ну, и сюда же мы отнесем фрески и религиозные мозаики средневековья, а также эпохи Ренессанса. Чем не комикс? Комикс и есть. Только в сугубо конкретной интерпретации комикс — это все-таки продукт печатного станка для различных газет и журналов, которые начали заполонять сначала европейские города, а потом и мировые. И несмотря на то, что комиксы перенеслись и в электронные форматы, все-таки считать отправной точкой стоит те времена, когда вышли первые бумажные газеты, в которых составители при помощи рисунков старались рассказать какую-то историю, чаще всего религиозного характера.

А теперь давайте внимательней отнесемся к названию. Комикс, от английского comic — смешной, забавный. Получается, что основная задача комикса — смешить людей. Но все ли комиксы напоминают сгусток шуток и забавных реплик? Конечно, нет. Даже пресловутые истории про Дональда Дака и Микки Мауса не всегда отличались комедийным сюжетом. Порой приходилось встречать что-то отдаленно напоминающее жизненную драму. Поэтому неспроста во многих странах мира у комикса есть свои названия, которые не намекают на юмористическое предназначение этого вида изобразительно-письменного искусства. Чаще всего все эти названия сводятся к простому определению — «рисованая история», «графический роман», «манга». В этом и есть правда.

Просто так сложилось, что в России любят заимствовать слова, не совсем понимая их истинного значения, поэтому случаются нестыковки. Но уже ничего не поделать, и комикс мы так и будем именовать комиксом, потому что более короткой и емкой альтернативы этому определению нет, да и во главу угла мы поставим суть этого полу-беллетристического дела, а не когда-то имевшийся смысл, пошедший от дословного перевода.

Первые комиксы

Если отбросить в сторону различные публикации религиозного характера XVI и XVII века, в которых пересказывают библейские истории, то первым комиксом можно назвать творчество Родольфа Тепфера, который был родом из Швейцарии. На дворе был XIX век и популярность начинала набирать печатная промышленность. Станки стали появляться во всех развитых уголках Европы. Со временем печатное дело в виде газет и печатных книг немного поднадоело, и появились энтузиасты, которые с превеликим удовольствием разработали новый жанр — истории в картинках. Они-то и стали забавлять местную публику.

Такие книжечки с рисованными историями любили приобретать не только для себя, но и в качестве подарка. Получалась своеобразная открытка с разворотом. Первые открытки подобного плана были действительно юмористического характера, поэтому вполне уместно назвать конкретную дату возникновения именно комикса — 1830 год. Это была первая работа Родольфа Тепфера.

В США же первый комикс вышел лишь в 1892 году и назывался он «Медвежата и тигр». Далее стали появляться аналогичные и не замысловатые сюжеты. Чаще всего комиксами в газетах занимались карикатуристы, которым давали за сверхурочные в качестве составителя комикса. Но интерес к комиксам стал расти настолько серьезными темпами, что пришлось выводить для этого дела отдельную должность с отдельной ставкой. Но это было только зарождение культа, которому в будущем суждено было перерасти в некое подобие субкультуры. Пройдет время и в Америке начнется настоящий бум на комиксы, не обошедший стороной Европу и, естественно, Советский союз. У нас были свои намеки на похожий жанр, причем первооткрывателем выступал сам Маяковский в своих Окнах Роста, но до фанатизма не дошло.

750″ />

Золотой век

Золотой век комиксов пришелся на период с 30-х по 50-е годы ХХ века, когда комичность сюжетов окончательно сошла на нет, предоставив дорогу боевикам, приключениям и прочим видам экшена на страницах газет и журналов. В 1938 году появился культовый для всех американцев персонаж — . Количество экранизаций его истории идет вровень с легендой о , который также появился в те годы. Из сюжета про этих героев выжимали все, что могли, потому что их популярность была настолько высока, что голод до историй про Супермена и Бэтмена приходилось постоянно чем-то уталять. Между прочим, на Олимпе супер-героев оба персонажа были не единственными представителями. С ними в одном ряду шел и Капитан Америка, а вот остальным претендентам не удалось завоевать симпатии публики, и многие канули в лета.

Серебряный век

50-е и 70-е годы считаются серебряным веком для комиксов и рисованных историй в США. Это время было примечательно не только появлением новых супер-героев — , Железный человек, Халк, но и выходом на лидирующие позиции на этом поприще компании , которая не только запатентовала своих новых героев — Фантастическая четверка, Тор и проч., но и заполучила права на многих других персонажей. Теперь мы частенько смотрим фильмы про сверхлюдей, а в самом начале непременно наблюдаем заставку самого популярного и могущественного производителя комикса за всю его историю.

Темные времена

А следующие годы стали эпохой затухания интереса к комиксам. Сначала шел бронзовый век с 70-х по 90-е, а потом началась современная эпоха, в которой практически не осталось места для печатного издания такого формата, как комикс.

Это началось с бронзового века, когда телевизоры стали появляться практически в каждой семье, и истории супер-героев переносились с бумаги на экраны тв. Сериалы, полнометражные фильмы и мультфильмы стали царствовать в мире супер-героев. А с приходом компьютеров и интернета стало понятно, что комиксы продолжают читать только преданные фанаты и немногочисленные энтузиасты, которые кайфуют от самого процесса чтения и следования сюжету истории также, как раньше кайфовали ожидавшие нового выпуска мальчишки 50-х годов. Они копили каждый цент из фонда карманных расходов, отказывали себе во многом, лишь бы насладиться продолжением истории, в которой их любимый супер-герой снова будет на коне и спасет планету от надвигающейся бури. И именно эти энтузиасты до сих пор продолжают дело своих предшественников, действительно напоминая некое подобие субкультуры. Кто-то обзаводится любимым персонажем и собирает все, что с ним связано, вплоть до трусов и постельного белья. Не напоминает случаем футбольный фанатизм? А их тематические встречи? На таких было бы интересно поприсутствовать хотя бы из чистого любопытства.

Да, комиксы — это не удел придурковатых очкариков и недорослей, которым не на что больше потратить деньги и свободное время. Комиксы, как и книги, помогают нам на время отвлечься от реальности и перенестись в места событий и историй, которых, может, никогда и не было и не будет, но пережить ее вместе с любимым персонажем хочется всей душой.

В наши черствые дни, когда рациональность и желание максимально эффективно распорядиться своим свободным временем стоят на первом месте, и практически не осталось времени на чтение книг, стоит с великой настойчивостью поискать хотя бы 10 минут на чтение комиксов, чтобы и вы, и окружающий мир поверили в существование романтиков. Романтиков с хорошей стороны, без лизоблюдства. Речь о том романтизме, который толкает на подвиги, который предлагает совершать решительные поступки во благо кого-то другого, а не ради себя. Может быть поэтому считается, что люди середины прошлого века были более чуткими к чужим проблемам и более смелыми в беде, чем мы все сейчас вместе взятые, потому что они много читали. И читали в том числе те самые комиксы.

gastroguru © 2017