Подводная лодка "Дельфин": создание проекта, постройка, назначение, выполнение заданий, конструкция и история подлодки. В отсеках холодной войны

Тест 23. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

I вариант

1. Какова основная причина того, что газ производит давление?

А. действие на газ силы тяжести

Б. удары молекул газа о стенки сосуда

В. притяжение между молекулами газа и стенками сосуда

А.

Б.

В.

3. В сосудах разной формы жидкости одинаковой плотности находятся на одном уровне. Что можно сказать о силах давления жидкостей на дно сосудов?

А.

Б.

В.

4. Подводная лодка, двигаясь в толще воды, проходит под днищем авианосца. Что происходит с давлением воды на корпус лодки?

А. уменьшается, так как авианосец вытесняет часть воды над лодкой

Б. увеличивается, так как к давлению воды прибавляется давление, производимое авианосцем

В. не изменяется

5. В чашку налита вода. Площадь дна чашки 25 см 2 . Высота столба воды 5 см. Какое давление производит вода на дно чашки?

А. 1,25 кПа Б. 500 Па В. 1,25 Па

6. В озере на глубине 30 м плавает небольшая рыбка. Площадь ее тела 20 см 2 . С какой силой вода сдавливает рыбку?

А. 0,6 кН Б. 60 Н В. 200 Н

II вариант

1. Какова основная причина того, что внутри жидкости существует давление?

А. действие на жидкость силы тяжести

Б. беспорядочное движение молекул жидкости

В. большая плотность жидкости

2. Что можно сказать о давлениях жидкости в точках 1, 2, 3

3. От чего зависит давление жидкости на дно сосуда?

А. от площади дна сосуда

Б. от формы сосуда и площади его дна

В. от плотности и высоты столба жидкости

4. Морская черепаха под водой целиком спряталась в панцирь. Что произошло с давлением воды на тело черепахи?

А. увеличилось, так как к давлению воды добавилось давление производимое панцирем

Б. уменьшилось, так как между телом черепахи и водой оказался панцирь

В. не изменилось

5. Чему равно давление, производимое водой на дно сосуда конической формы? Площадь дна сосуда 100 см 2 , высота столба воды 20 см, плотность воды 1000 кг/м 3 .

6. Определите высоту цистерны бензовоза, если бензин, которым она целиком заполнена, производит на дно давление, равное 10,5 кПа. Плотность бензина 700 кг/м 3 .

А. 1 м Б. 1,25 м В. 1,5 м

Первая боевая подводная лодка «Дельфин» послужила прототипом для дальнейшего развития отечественных кораблей данного класса до 1917-го. Постройка носила экспериментальный характер и большой боевой ценности не имела, но явилась началом развития отечественного подводного судостроения.

Подлодки в Российской империи

История подводного кораблестроения в Российской империи начинается с попытки создания плотником Ефимом Никоновым «потаенного судна» в 1718 году. Спустя несколько лет опытный образец был испытан в присутствии Петра I на галерном дворе. При спуске у подлодки повредилось дно. Адмиралтейств-коллегия приказала работы прекратить, а изобретателя отправить в Астрахань на работы по специальности.

В последующее столетие строительство подводных судов не производилось, но интерес к подводному мореплаванию сохранялся. Это подтверждается тем, что в 1825 году в журнале «Московский телеграф» в рубрике «Новые изобретения и открытия» были напечатаны статьи, подробно рассказывающие о заграничных изобретателях подлодок. В ответ на это появилась статья В. Берха «Об изобретении подводных судов в России в 1719 году». Это был первый печатный труд по истории русского подводного кораблестроения.

Подводная лодка К. Шильдера была построена в 1843 году. Дальнейший период (до изобретения И. Бубновым и М. Беклемишевым проекта русской подводной лодки «Дельфин») характеризовался исключительным интересом русского общества к созданию первых подлодок. В инженерное ведомство и Морское министерство, к высокопоставленным лицам то и дело обращались и инженеры, и военные офицеры, и ученые, малограмотные крестьяне, и гимназисты, и иностранные граждане. Некоторые идеи впоследствии воплотились в жизнь, но больше было, конечно, технически малограмотных и несостоятельных предложений.

Первая российская подводная лодка

В конце девятнадцатого века военное командование и высшее руководство Российской империи пришли к выводу, что необходимо ввести в состав флота подводные лодки. Рассматривался вариант покупки вооружения за границей или создания подводного флота собственными усилиями. К тому времени в США добились успехов фирмы Лэка и Голланда, во Франции несколько подлодок были построены изобретателями Ромацотти, Губэ, Зеде, строились итальянские подводные лодки. В России же не было выдающихся специалистов в этой области.

Наиболее успешные работы по конструированию подводных лодок в те годы велись в США. В 1900 году российское правительство вело переговоры о возможной постройке лодок для России американской фирмой Джона Голланда. Американцы поставили условие — покупка минимум десяти лодок. Это оказалось неприемлемым, так что намеченное сотрудничество сорвалось.

Разработка русской подлодки

В 1900 году Морское Ведомство организовало комиссию, которая занималась вопросами разработки проекта. Главный инспектор Н. Кутейников включил в состав комиссии старшего помощника по кораблестроению И. Бубнова, старшего инженера-механика И. Горюнова, лейтенанта по электротехнике М. Беклемишева. Комиссии необходимо было изучить зарубежный опыт и разработать погружающее судно для береговой обороны.

История проектирования и строительства

Работы над опытным образцом велись в Опытовом судостроительном бассейне. Проект был секретным. Для сокращения расходов инженеры по возможности уменьшали размеры лодки. Ожидаемая глубина погружения — 50 метров с повышенным запасом прочности. Для обеспечения обтекаемости была выбрана конструкция веретенообразной формы.

В мае 1901 года И. Бубнов доложил о завершении разработки, а через несколько дней комитет рассмотрел проект и признал, что к строительству можно приступать немедленно. Проектную комиссию безотлагательно преобразовали в Строительную в том же составе. Заказ на постройку корпуса был выдан Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге.

Первая подводная лодка «Дельфин» строилась на специально оборудованном стапеле Балтийского завода. Профильную и листовую сталь поставили с Путиловского завода, баллоны (воздушные) были изготовлены Обуховским сталелитейным заводом. Аккумуляторные батареи и электромоторы заказали во Франции.

Опыт зарубежных коллег

Инженер-электромеханик направлялся в командировку в США, чтобы ознакомиться со строящимися на верфи Холланда подлодками. Ему было выдано разрешение на участие в пробном погружении. По возвращении из командировки Беклемишев доложил, что российская подводная лодка «Дельфин» (фото выше) не уступает зарубежным аналогам. Более того, некоторые российские решения не имеют аналогов за рубежом.

Зачисление в списки флота

Экипаж был сформирован в начале 1902 году путем отбора добровольцев. Штат решено было сделать аналогичным субмаринам производства Холланда: командир судна и его помощник, квартирмейстеры (восемь человек), двое рулевых, двое машинистов и четверо специалистов минного дела.

В списки флота подводная лодка «Дельфин» была зачислена в марте 1902 года. По результатам пробных испытаний возникла необходимость поиска альтернативы двигателю, для чего инженер посетил завод во Франции. Окончательно был принят двигатель фирмы «Даймлер». На первых ходовых испытаниях подлодка «Дельфин» развила скорость в пять узлов.

Конструкция и технические характеристики

Веретенообразный корпус подводной лодки «Дельфин» был выполнен из высокопрочной стали (толщина 8 мм) и рассчитан на глубину до 50 м. Для погружения использовались три цистерны: в носовой оконечности, в центральной части корпуса, на кормовой оконечности. Система осушения состояла из поршневой электрической помпы и малой ручной.

Ход обеспечивался бензиновым двигателем мощностью 300 л. с. Общий запас топлива достигал 5,3 т. Гребной электромотор мощностью 120 л. с. размещался соосно бензиновому. Электробатареи размещались в носовой части на специальных стеллажах. Предусматривалось пятьдесят элементов с общей емкостью 5 тыс. А\ч, но по факту было установлено шестьдесят четыре элемента (3,6 тыс. А\ч).

Вследствие удешевления конструкции подводная лодка «Дельфин» получилась очень тесной. Комфортные условия жизни экипажа не были первоначальной задачей. Щиты из дерева, закрывающие аккумуляторы, могли служить для отдыха. В носовой части размещалось три розетки для подключения электрических чайника, кофейника и переносной электроплиты. Запас питьевой воды — 20 ведер.

Основным вооружением подводной лодки «Дельфин» были наружные торпедные аппараты образца 1898 года. Вооружение размещалось попарно, было направлено по курсу движения и находилось ближе к корме. Управление осуществлялось при помощи специальных приводов изнутри.

Служба на Балтике, в Тихом океане и на Севере

В 1904 подводная лодка «Дельфин» официально получила такое название. До этого разработка значилась под кодовым наименованием «Миноносец № 150». Во время первых занятий с экипажем субмарина затонула у стены завода. Причиной тому стало несвоевременное закрытие рубочного люка и неадекватная реакция экипажа на поступление внутрь воды. Из тридцати шести человек не смогли спастись двадцать четыре. Авария случилась из-за особенностей конструкции.

Первый выход в море после ремонта состоялся в 1905 году. «Дельфин» патрулировал воды Тихого океана, но встреч с японскими кораблями не было. В мае для проведения ремонтных работ на «Дельфине» производили вентиляцию, но произошел взрыв и субмарина затонула. Погиб один военнослужащий. Ремонт подводной лодки «Дельфин» закончился уже после окончания Русско-Японской войны.

В 1916 году субмарина прибыла в Архангельск. Позже подводную лодку «Дельфин» перевели в Александровск. В сентябре прибыл в распоряжение флота, базирующегося на Северном Ледовитом океане, и был включен в его состав. В 1917 году подводная лодка «Дельфин» зачислена в отряд судов для патрулирования Кольского залива.

В 1917-м из-за небрежного несения вахты во время шторма подводная лодка затонула. В том же году подлодка была разоружена в связи с износом большинства механизмов. Корпус сдали порту для разделки на металл. Части субмарины были окончательно утилизированы только в 1920 году.

Подлодки проекта 667-БДРМ «Дельфин»

Проект 667-БДРМ начали разрабатывать в сентябре 1975 года. Генеральным конструктором являлся С. Ковалев. В проекте использовались разработки в области систем обнаруживания и управления, вооружения, средства снижения шумов. Активное применение получили звукопоглощающие и виброизолирующие устройства.

Конструкция подлодок проекта 667

Подводные лодки проекта 667-БДРМ «Дельфин» по сравнению со своими предшественниками (подлодками проекта «Кальмар») имеют увеличенную высоту ограждения шахт вооружения, увеличенные кормовую оконечность и длину носовой части. В общем проект имеет классическую компоновку для субмарин этого класса. В разработке применялись новые гребные винты с улучшенными характеристиками. Поток воды выравнивался специальным устройством.

В составе проекта в разные года разрабатывалось несколько подлодок, так что и технические особенности различаются. Надводная скорость субмарин «Дельфин» составляет 14 узлов, подводная — 24 узла. Предельная глубина погружения ограничивается 550-650 метрами, рабочая — 320-400 м. Субмарины способны проводить в автономном плавание 80-90 суток. Экипаж составляет 135-140 человек.

Вооружение: мирное и боевое использование

Новым вооружением стали межконтинентальные ракеты Р-29РС, которые имели увеличенную дальность стрельбы. Все ракеты могли быть запущены в одном залпе. Подводные лодки проекта «Дельфин» регулярно принимали участие в учебных стрельбах и совершали походы. Как правило, учения производились в водах Баренцева моря. Целью служил полигон Кура на Камчатке (несколько сотен километров от Петропавловска-Камчатского).

С подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» было осуществлено два запуска на околоземные орбиты искусственных спутников. В 1998 году впервые в мире был выполнен запуск ИСЗ «Тубсат-Н» из подводного положения.

Подлодки проекта «Дельфин»: представители

Подводные лодки «Дельфин» (667) являются основой стратегической ядерной триады Россия. Постепенно суда передают эту роль подлодкам проекта «Борей». Из числа субмарин проекта можно перечислить: К-51 «Верхотурье», К-64 «Подмосковье» (переоборудована в носитель сверхмалых подлодок), К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-407 «Новомосковск», К-117 «Брянск», К-18 «Тула».

Подводная лодка проекта «Верхотурье» совершала поход в Арктику с боевыми ракетами на борту, выполнила всплытие в точке Северного полюса. Подлодка К-84 получила свое название после установления над ней шефства администрации города Екатеринбурга. Крейсер «Брянск» стал тысячным среди подлодок, построенных на российских верфях. Так, у каждой субмарины этой серии своя история.

Начиная с 2012-го «Дельфины» активно перевооружаются. По состоянию на текущий год происходит переоборудование «Брянска», а «Карелия» и «Новомосковск» ждут своей очереди. В скором времени планируется переоборудовать все подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». Перевооружение позволит значительно продолжить срок службы подводных лодок (до 2025-2030 годов). Все действующие крейсеры этого класса сейчас находятся в составе тридцать первой дивизии подводных лодок, базируются в бухте Ягельная.

Радиоуправляемая подводная лодка

Подводная лодка «Дельфин» М10 выпускается фирмами по производству детских игрушек. Это не игрушечный аналог российской разработки. При этом подводная лодка Mioshi «Дельфин» М10 станет отличным подарком ребенку (от шести лет), интересующемуся подводным флотом. На примере такой игрушки можно рассказать юному конструктору принцип движения субмарин и общие конструктивные особенности. Возможно, ребенок когда-то задумается в карьере инженера и сделает открытие, важное для обеспечения мощи отечественного флота.


РАНДЕВУ С МИСТЕРОМ ЭЙЗЕНХАУЭРОМ

Средиземное море было пропитано смертью - противолодочные средства НАТО непрерывно сканировали толщу морской воды, воздух гудел от базовых патрульных самолетов. Американцы явно готовились к какому-то важному событию.

Но у советской дизель-электрической подлодки С-360 была собственная задача - дойти в подводном положении до Гибралтара, скрытно проникнуть в район боевого маневрирования авианосца «Рузвельт», определить состав кораблей его охранения и после успешного выполнения задания благополучно вернуться на базу в заливе Влера (Албания). Мнение противолодочных сил НАТО советских моряков не интересовало.


До Гибралтара дошли нормально - часть времени двигались на аккумуляторах, а когда позволяла обстановка, всплывали на перископную глубину и «чиркали» по поверхности шнорхелем. Стучали дизели, жадно глотая драгоценный воздух, заряжалась АКБ, чтобы весь следующий день питать энергией подлодку на большой глубине. Засекли авианосец, повернули назад. На 18-е сутки похода получили радиограмму: навстречу идет эскадра во главе с флагманом Шестого флота — тяжелым крейсером «Де Мойн». Будьте начеку. Удачи!

В Центральном посту С-360 возникло оживление - по всем расчетам уклонить от встречи невозможно. Может быть, сблизимся с «Де Мойном», насколько позволит обстановка, и запишем фоновые шумы крейсера?

В реальности все вышло иначе: искусно маневрируя между кораблями эскорта, лодка по акустическим данным вышла на дистанцию торпедной атаки, еще секунда - и торпедный залп опрокинет 20.000-тонный крейсер в морскую пучину… Командир подлодки С-360 утер холодный пот со лба - шум винтов Des Moines (CA-134) затихал где-то вдали… А если бы действительно пришлось?

Американцы очевидно почувствовали неладное - спустя час, брошенные на поиск эсминцы засекли С-360, началась изнурительная погоня. Командир С-360 Валентин Козлов впоследствии вспоминал: «Если бы я командовал атомоходом, то дал бы тридцать узлов - и бесследно растворился в море. Но у меня была ДЭПЛ с четырехузловым ходом. Трое суток они преследовали С-360, засыпали нас взрывпакетами и импульсами гидролокаторов, принуждая ко всплытию. Только в районе острова Лампедуза удалось оторваться… Когда вернулись на базу — не смогли отдраить верхний рубочный люк. За месяц пребывания в соленой воде он так «прикипел» к комингсу, что пришлось поработать кувалдой».

Причина ярости американцев, с которой они преследовали одинокую «дизелюху», выяснилась позже: на борту Des Moines (CA-134) находился президент США Дуайт Эйзенхауэр.

РАНДЕВУ С МИСС ЭНТЕРПРАЙЗ

Задание для смертников. В тот раз наперерез американской авианосной группе была брошена советская К-10 - атомная подлодка с крылатыми ракетами первого поколения. Положение осложняло отсутствие точного целеуказания: данные о координатах цели, переданные на лодку, устарели на сутки. Над Тихим океаном бушевал шторм и уточнить положение АУГ не было никакой возможности. У лодки были проблемы в турбинном отсеке - К-10 не могла поддерживать полный ход дольше 36 часов. И все же решено было идти…

В Южно-Китайском море советских моряков ждала непревзойденная мисс «Энтерпрайз» — атомный супер-авианосец с 80 самолетами на борту в сопровождении своих «боевых подруг» - атомных ракетных крейсеров «Лонг Бич», «Бейнбридж», «Тракстан». Первоклассная эскадра, совершившая за 4 года до описанных событий безостановочное кругосветное плавание через все океаны Земли.

Капитан Николай Иванов вел свой атомоход в полном неведении того, что ожидает их в расчетной точке пересечения курсов. Может быть плеск тяжелых волн, а может - огненный шквал противолодочных торпед с кораблей АУГ. Шел 1968 год, буквально месяц назад в Тихом океане бесследно сгинула советская подлодка К-129. Нельзя кружить над могилой боевых товарищей и не думать об этом…

К-10 помог случай - еще за сотню миль до предполагаемой точки «рандеву» системы радиотехнической разведки субмарины засекли отчаянные переговоры американцев - командиры крейсеров и эсминцев непрерывно докладывали на флагман о том, как тропический тайфун «Диана» рвет и калечит их корабли. На поверхности бушуют 10-метровые волны, даже здесь, на глубине ощущалось мощное дыхание океана. Иванов понял: это их шанс!

115-метровая стальная рыба смело рванулась к цели, ориентируясь на звуки гидролокаторов американских кораблей. АУГ снижает скорость до 6 узлов! - значит, лодке не придется развивать высокую скорость, следовательно, уменьшится её шумность. Двигаясь на шести узлах, советская подводная лодка станет необнаружима для средств противолодочной обороны АУГ. Противолодочной авиации тоже можно не опасаться - ни один самолет не сможет подняться с палубы «Энтерпрайза» в такую погоду.

Они выполнили задание. Словно издеваясь над супер-авианосцем, советские моряки 13 часов шли под его днищем. При наличии приказа на уничтожение, «ревущая корова» могла в упор расстрелять авианосец и его эскорт, после чего исчезнуть так же внезапно, как и появилась.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА. ТРИ ПОСЛЕДНИХ ЖЕЛАНИЯ

Обнаружена русская подлодка, пеленг сто двадцать, дистанция сорок семь!

— Контакт потерян!

— Еще одна субмарина, пеленг сто пятьдесят, дистанция тридцать два.

— Контакт потерян!

— Оу шит! Третья, пеленг семьдесят, дистанция пятьдесят пять.


На календаре октябрь 1971 года. «Волчья стая» советских субмарин преследует американский авианосец «Саратога» в северной Атлантике.


Всем кораблям соединения, увеличить ход до полного!

— Фрегату «Нокс»! Пеленг на шум. Полный ход. Выполнять!

— Есть полный.

Противолодочный фрегат ломает строй и пытается отогнать неуязвимый советский атомоход. Но куда неуклюжему «Ноксу» с его 27 узлами до «Золотой рыбки»! Лодка совершает циркуляцию на 40 узлах и оказывается уже с другого борта авианосца…

Вторая русская подлодка идет по левому борту!

Американские моряки так и не поняли, что их преследовала одна единственная субмарина К-162 - скоростной подводный киллер проекта 661 (шифр «Анчар»). К концу дня авианосная группа прекратила всякие попытки оторваться от преследования и вернулась на прежний курс. «Золотая рыбка» еще немного «покружилась» вокруг авианосца и бесследно растаяла в толще воды.



Судьба авианосца «Саратога» висела в тот момент «на волоске» — будь у советской лодки приказ на уничтожение, она бы за пару минут «порешила» все корабли АУГ и умчалась вдаль на 44 узлах своего полного хода.

К-162 — АПЛ проекта 661 «Анчар». Установила до сих пор никем не побитый рекорд скорости в подводном положении — 44,85 уз. (≈83 км/ч)! Титановый корпус, экспериментальный реактор с металлическим теплоносителем. Вооружение — 10 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Аметист», 4 ТА калибра533 мм. Стоимость лодки составила 2 млрд. рублей в ценах 1968 года. Настоящая «Золотая рыбка»!

КРАЖА АНТЕННЫ


31 октября 1983 года, полигон ВМС США в Саргассовом море. По волнам скользит противолодочный фрегат «Макклой», за кормой у него на километровом тросе тащится секретная антенна гидроакустической станции типа TASS (Towed Array Surveillance System), способная засекать советские подлодки в радиусе сотни миль.

Под днищем фрегата «Макклой» уже 14 часов следует советский атомоход К-324, советские моряки с интересом изучают характеристики новой противолодочной системы ВМС США. Все идет как обычно, но внезапно «Макклой» меняет курс …

В Центральный пост К-324 поступило донесение об усилении вибрации прочного корпуса лодки. Сработала аварийная защита турбины, К-324 лишилась хода. Экстренно всплыли, осмотрелись. Горизонт чист. Погода стремительно ухудшается. За кормой лодки тянется кусок какого-то длинного кабеля… Кажется что-то намоталось на винт. Попытка избавиться от проклятого троса окончилась неудачей - трос оказался таким прочным, что его не брал ни один инструмент.

А в это время командир фрегата «Макклой» рвал на себе волосы. Проклятый шторм оборвал антенну TASS! А ведь спросят потом с него.

Утром всплывшую лодку обнаружили американские эсминцы. К их удивлению, за кормой у аварийной советской К-324 болтался пропавший накануне секретный гидролокатор. Командир эсминца «Питерсон» связался по УКВ-связи с русской подлодкой, предложив помощь в освобождении от намотавшегося кабеля, но получил категорический отказ: допустить на борт вероятного противника? Это исключено!

Тот самый «Эпизод с антенной»! Стоящая без хода К-324 в сопровождении эсминца ВМС США «Питерсон». Между двумя военными кораблями стоит советское судно связи (разведчик) ССВ-506 «Находка»

Получив отказ, эсминцы перешли к активным действиям: опасно маневрируя вокруг неподвижной подлодки, они весь день пытались обрубить винтами злополучный трос. Естественно, у них ничего не вышло. Понимая, что американцы могут взять лодку штурмом, экипаж К-324 на всякий случай приготовил атомоход к взрыву.

На следующий день началась вторая часть «марлезонского балета»: пытаясь снять секретный гидролокатор, под несчастную К-324 «поднырнула» американская АПЛ «Филадельфия» — пара неловких движений - и часть троса зацепилась за руль «Филадельфии». Два непримиримых противника оказались скованы одной цепью! Через сутки вынужденного совместного плавания бронированный кабель-трос наконец лопнул и «Филадельфия» радостно уплыла, унося на своём корпусе кусок троса с капсулой секретного гидролокатора. Увы,400 метровнизкочастотной антенны были по-прежнему крепко намотаны на винт К-324.

Когда прибывший к месту происшествия морской спасатель «Алдан» заводил буксирный трос, загремели выстрелы - в бессильной злобе американцы принялись расстреливать кабель из автоматов. Атомоход отбуксировали в Гавану, где с помощью специального инструмента сняли секретную кабель-антенну. Той же ночью, военно-транспортный борт с фрагментами американской антенны TASS вылетел в Москву.

КТО ВЫ ТАКИЕ? НАЗОВИТЕСЬ!

Отгремели последние залпы военно-морских учений НАТО, довольные адмиралы собрались в кают-компаниях, готовясь «по боевому» отметить достигнутые результаты. ВМС стран Запада показали блестящую выучку и высокую боеспособность. Личный состав кораблей действовал дерзко и решительно, в ходе учений проявил личное мужество и отвагу. Были обнаружены, взяты на сопровождение и условно уничтожены все воздушные, надводные и подводные цели «вероятного противника». За успех, господа!

Что такое? Сигнал тревоги в боевом центре управления. На связь вышел неопознанный корабль, похоже он что-то хочет. Но, черт побери, откуда он вообще мог взяться посреди района военно-морских учений НАТО?

Атомная подводная лодка К-448 «Тамбов» ВМФ России запрашивает помощь - на борту имеется больной. Как выясняется в ходе диалога, у одного из подводников осложнения после удаления аппендицита, требуется срочная операция.

«Щука» гордо всплывает посреди кораблей ВМС стран НАТО. Пострадавшего моряка с великими осторожностями доставляют на борт британского эсминца «Глазго», откуда отправляют вертолетом на сушу в госпиталь. Российская «Щука» вежливо прощается со всей честной компанией, погружается, и… контакт потерян!

Случилось это 29 февраля 1996 года. Британская пресса разразилась потоком едкой иронии в адрес флота Её Величества, некоторые аналитики сравнивали К-448 «Тамбов» с немецкой субмариной U-47, которая за 55 лет до описываемых событий дерзко прорвалась в британскую военно-морскую базу Скапа-Флоу и учинила там жестокий погром.

КАБЕЛЬ В ОХОТСКОМ МОРЕ

Одной из самых мистических совместных операций ЦРУ и ВМС США считается «взлом» подводного кабеля связи на дне Охотского моря, который соединял базу подводных лодок «Крашениково» и ракетный полигон «Кура» с материком — американцев очень интересовали результаты испытаний советских баллистических ракет, как и точная информация о боевой службе советского подводного флота.

В октябре 1971 года в территориальные воды СССР незаметно проникла атомная подлодка «Хэлибат» с оборудованием для проведения специальных операций. Медленно двигаясь вдоль побережья Камчатки, американцы обследовали знаки на побережье и вот, наконец, удача - был замечен знак о запрещении каких-либо подводных работ в этом месте. Немедленно выпустили управляемый подводный робот, с помощью которого удалось разглядеть на дне толстый 13-сантиметровый кабель. Лодка отошла подальше от берега и нависла над кабельной линией - четверо водолазов закрепили аппаратуру съема информации. Получив первые данные перехвата, «Халибат» взяла курс на Перл-Харбор.

USS Halibut, была спущена на воду в1959 г., как подводный носитель крылатых ракет. В1965 г. прошла конверсию, превратившись в лодку для специальных операций. Обследовала затонувшие корабли и подлодки, искала обломки советских баллистических ракет на дне океана, «взламывала» линии подводной связи. Лютая малышка!

Через год, в августе 1972 года, «Хэлибат» повторно вернулась к советским берегам. На этот раз на её борту находился специальный прибор «Кокон» массой шесть тонн с радиоизотопным термоэлектрогенератором. Теперь американцы могли годами «снимать» данные с секретного кабеля связи на морском дне. Летом 1980 года такой же «жучок» появился на кабеле в Баренцевом море. «Спалились» американцы совершенно случайно — во время очередного похода к «объекту» в Охотском море, подлодка по ошибке навалилась всем корпусом на грунт и раздавила кабель.

ВОТ ТАКИЕ ОНИ, ПОДЛОДКИ!

Самое неуязвимое и разрушительное морское оружие за всю историю войн на море. Доверие к подлодкам столь велико, что им доверена «почетная» роль могильщиков Человечества: атомный подводный крейсер может месяцами скрытно действовать в толще морских вод, а его оружие способно испепелить все живое на нескольких континентах.

До сих пор не существует сколь-нибудь надежных систем противодействия этим «морским дьяволам» — при наличии должной подготовки экипажа, современная АПЛ может проскользнуть незамеченной сквозь все системы охраны и выполнить любую задачу прямо под носом у ничего не подозревающего противника. Если в бой пошла АПЛ - противник может смело покупать веники и заказывать себе гроб. Как говорится, всплытие покажет!

gastroguru © 2017