Деятельность римского клуба классификация глобальных проблем. Философское осмысление глобальных проблем современности

Как и всякая область знаний, глобалистика имеет свою историю. Но, поскольку эта история насчитывает всего несколько десятилетий, то корректней говорить не об истории, а об этапах становления.

На сегодняшний день принято выделять три этапа становления глобалистики /4/. При этом необходимо учитывать специфику глобалистики, ибо глобалистика это не просто наука, т.е. система теоретического знания, а определенное знание отражающее СПП происходящие на планете. Поэтому этапы становления глобалистики, это одновременно и глобальные этапы эволюции человечества.

Первый этап . Приходится на 60-е годы. В этот период масштабы производства достигли небывалого объема и стали угрожать возможностям природы компенсировать их воздействие. На этом этапе возник и так называемый Римский клуб (1968), который и положил начало глобальной проблематике мирового развития.

Второй этап. Этот этап продлился от середины 70-х до середины 80-х годов. Он характеризуется усиленной реконструкцией экономики, вызванный мрачными прогнозами докладов Римскому клубу, разразившимся нефтяным кризисом, обострением экономических противоречий между развивающимися и промышленно развитыми странами.

Третий этап. Это этап начавшийся с середины 80-х годов, в результате изменения политической карты мира, т.е. исчезновения лагеря социализма. Этот этап характеризуется тем, что сами ГП отошли на второй план, а на первое место встали СПП носящие глобальный характер.

Римский клуб был образован 6-7 апреля 1968 г. в Риме. Инициатором создания клуба был итальянский менеджер Аурелио Печчеи, который совместно с генеральным директором по вопросам науки ОЭСР (организация по экономическому сотрудничеству и развитию, Париж) профессором физической химии Александром Кингом, пригласил в Рим около 30 европейских ученых - естественников, социологов и экономистов.

Собравшиеся ученые обсудили подготовленный голландским астрономом Эрихом Янцом документ под названием “Попытка создания принципов мирового планирования с позиций общей теории систем”. Суть документа (со слов А. Печчеи) можно свести к следующему:

“В настоящее время мы начинаем осознавать человеческое общество и окружающую его среду как единую систему, неконтролируемый рост которой служит причиной ее нестабильности. Достигнутый ныне абсолютный уровень этого неконтролируемого роста определяет высокую инерционность динамической системы, снижая тем самым ее гибкость и способность изменяться и приспосабливаться, что может возвестить вступление человечества в новую фазу психологической эволюции. К концу второго дня стало ясно, что большинство ученых не поддерживает основную цель клуба.


Ядро клуба “постоянный комитет” составили шесть человек. Это Аурелио Печчеи, Эрих Янц, Александр Кинг, Макс Моннэ (голландский эксперт по международным проблемам), Жан Сен-Жур (эксперт по вопросам экономики и финансов французской футурологической школы) и Гуто Тиманн (глава Баттелевского института в Женеве).

Перед клубом были поставлены две основные цели . Первая цель - способствовать осознанию затруднений возникших перед человечеством; вторая - путем воздействия на общественное сознание, способствовать исправлению нынешней ситуации.

Таким образом, был создан Римский клуб - международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, общественных и политических деятелей разных стран мира. Юридически Римский клуб зарегистрирован в Швейцарии. По Уставу численность Клуба не должна превышать более 100 человек.

Первый проект доклада Римскому клубу под названием “Поиски конструктивного ответа на возросшую сложность и неопределенность мирового развития” был предложен Хасаном Озбекханом , турком по происхождению, философом, специалистом в области кибернетики и планирования, возглавлявшим один из калифорнийских мозговых центров. Идея его доклада состояла в “разработке первоначальной, грубой модели или нескольких моделей, - которая в общих чертах отражала бы динамику мирового развития, в надежде, что она позволит выявить наиболее важные компоненты системы и самые опасные (с точки зрения будущего) взаимосвязи между ними” /13. С.133/. Однако из-за сложности проекта и нехватки времени для его разработки, лидеры ого клуба отказались от этого проекта.

Первой работой под эгидой Римского клуба была математическая модель, имитирующая мировую ситуацию – “Мир – 1”. Ее создатель - Джей Форрестор - профессор прикладной математики и кибернетики Массачусетского технологического университета, разработал в 4-х недельный срок весьма примитивную модель, состоящую из более чем 40 нелинейных уравнений, описывающих взаимосвязь следующих 5 параметров: населения, капиталовложения, использования не возобновляемых ресурсов, загрязнение окружающей среды и производство продовольствия.

Так, впервые, была реализована идея глобального моделирования . Модель предсказывала, что человечество идет к неминуемой катастрофе . Модель была примитивной и грубой, поэтому было решено создать новую, более совершенную модель. По совету Форрестора, группу по созданию новой модели мирового развития возглавил Деннис Медоуз. Используя экономико-математические модели Джея Форрестора Медоуз создал модель “Мир – 3”.

12 марта 1972 г. в Вашингтоне, в Смитсоновском институте был представлен первый доклад Римскому клубу “Пределы роста” , разработанный специалистом в области системной динамики, профессором Массачусетского университета Деннисом Медоузом.

Модель давала самые мрачные прогнозы на будущее. Через 75 лет утверждал доклад, сырьевые ресурсы будут исчерпаны, а нехватка продовольствия станет катастрофической.

С тех пор по инициативе Римского клуба было выполнено 18 исследовательских проектов /8/, результаты которых представлены в форме докладов Римскому клубу. К числу основных из них относятся:

1. “Пределы роста”, 1972 г. (рук. Д.Медоуз);

2. “Человечество на поворотном пункте”, 1974 г. (М.Месарович и Э.Пестель);

3. “Пересмотр международного порядка”, 1976 г. (Я.Тинберген);

4. “За пределами века расточительства”, 1978 г. (Д.Габор);

5. “Цели для человечества”, 1977 г. (рук. Э.Ласло);

6. “Энергия: обратный счет”, 1978 г. (рук. Т. Монтбрил)

7. “Нет пределов обучению”, 1979 г. (рук. Дж.Боткин, М.Эльманджера, М.Малица);

8. “Третий мир: три четверти мира”, 1980 г. (М.Гренье)

9. “Диалог о благосостоянии и благополучии”, 1980 г. (О.Джарини)

10. “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980 г. (Б.Гаврилишин);

11. “Микроэлектроника и общество”, 1982 г. (рук. Г.Фридрихс, А.Шафф);

12. “Революция босоногих”, 1985 г. (Б.Шнейдер) и др.

13. “Первая глобальная революция”,1989 г. (А.Кинг, Б. Шнайдер)

Анализируя деятельность Римского клуба, его создатель и лидер Аурелио Печчеи, сформулировал “Основные цели человечества”, которые изложил в своей книге “Человеческие качества” /13/.

Печчеи предлагает шесть, как он называет “стартовых” целей, которые связаны с “внешними пределами” планеты; “внутренними пределами” самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы.

Краткая характеристика для каждой цели выглядит следующим образом.

Первая цель: внешние пределы.

Присутствие человека на планете, его деятельность ограничивается биофизическими пределами (“внешними пределами”) Земли. Следовательно, человек в своей деятельности, должен исходить из возможностей окружающей его природы, не доводя их до крайних пределов.

Вторая цель: внутренние пределы.

Эта цель указывает на то, что не только планета, но и возможности самого человека имеют физические и психологические пределы. Создавая собственную культуру, цивилизацию, т.е. некую искусственную среду, человек вынужден с одной стороны предельно напрягать и истощать внутренние резервы своего организма, а с другой, из-занедостаточности нагрузки идет деградация его биофизических способностей.

Идея этой цели (а она является центральной для А. Печчеи) состоит в совершенствовании человека, раскрытии его новых потенциальных возможностей.

Третья цель: культурное наследие.

Развитие технологической цивилизации ведет к унификации культуры. Поэтому только бережное отношение к культурному наследию поможет сохранить уникальность различных культур. И хотя организации типа ЮНЕСКО проводят определенную работу, но этого явно недостаточно.

Четвертая цель: мировое сообщество.

Интеграция в единое мировое сообщество позволяет более эффективно регулировать международную жизнь, и следовательно является более эффективным способом сосуществования. Однако, такое положение дел не соответствует интересам великих держав, а также ряду эгоцентричных государств. Поэтому необходимо переосмыслить идею национального государства, чтобы найти пути для преобразования нынешней мировой системы в мировое сообщество.

Пятая цель: среда обитания

Проблема состоит в том, как разместить на планете людей, численность которых через несколько десятков лет станет вдвое больше нынешнего.

Шестая цель: производственная система.

Производственному истэблишменту принадлежит в современном мире ключевая роль. Однако, сбои в экономических механизмах, независимо от того, что управляет - рынок или план - становятся ощутимее. В чем философские причины экономических проблем, и какой должна быть экономическая система будущего, чтобы обеспечить непрерывно увеличивающееся население планеты.

Таким образом, основные задачи новой дисциплины глобалистики можно свести к следующим:

1) изучению комплексных принципов и законов деятельности глобальной цивилизации на планете Земля, поиск оптимальных путей сотрудничества народов и государств, приспособление к правилам и законам естественного развития; 2) обобщение современных представлений о глобальных политических, экономических, социальных и экологических процессах; 3) Изучение естественного порядка всеобщего функционирования природы с её принципами и законами, а также процессов глобализации, которые лежат в основе социоцентризма; 4) изучение принципов и законов самосохранения глобальной цивилизации с достижениями максимального пребывания её на Земле; 5) раскрытие роли человеческого разума как основы и приоритета по совершенствованию естественного и искусственного порядков всеобщей деятельности и самосохранения целостности систем «человек и общество», « общество и природа».

Следует отметить, что отечественная научная и социальная мысль находились в авангарде постановки глобальных проблем и поиска путей их решения.

Одним из первых в периодике Советского Союза в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого столетия поднял глобальную проблематику журнал «Вопросы философии». Тогда же журнал открыл специальную рубрику «Глобальные проблемы современности: социально-философские и методологические аспекты», где эта тематика активно анализировалась с различных сторон известными учеными, такими как И.Т. Фролов, П.Л. Капица, Д.М. Гвишиани, И.И. Герасимов, В.А. Энгельгардт, Н.Н.Моисеев, В.В. Загладин, Б.Ц. Урланис, В.А Лось и многими другими.

Термин же «глобалистика» хотя и встречался в специальной литературе уже в те годы, широкого распространения тогда еще не получил. Серьезно о его содержании заговорили только во второй половине 1990-х гг., когда после распада социалистической системы и кардинальных изменений геополитической реальности основное внимание ученых переключилось на процессы глобализации.

К этому времени был накоплен значительный теоретический и фактический материал в области планетарных процессов и явлений, а термины «глобализация», «глобалистика», «глобальные проблемы», «глобальный мир», «антиглобализм» и т.п. получили широкое распространение не только в научной литературе, но и в средствах массовой информации, политическом лексиконе и обыденном языке. Так сложились предпосылки и необходимые условия для формирования нового научного направления – глобалистики , которое и сегодня еще не всеми воспринимается однозначно.

Проблема в том, что сама глобалистика и основной смысл ее ключевых понятий на уровне общих представлений, казалось бы, не вызывает особых затруднений. Вместе с тем в научной среде содержание их остается предметом порой серьезных дискуссий и нуждается в уточнении, т.к. разные ученые нередко вкладывают в них различный смысл. Так, например, одни считают глобалистику научной дисциплиной(Чешков,Барлыбаев) , другие – сферой общественной практики(Василенко, Панарин), третьи- междисциплинарной (наддисциплинарной) областью научного знания(Чумаков, Ильин) , а кто-то и вовсе все еще отказывает ей в праве на существование (Задохин,Митрофанова). Несмотря на различие подходов среди ученых все отмечают, что общей особенностью происходящих в мире процессов является глобализация.

3. Глобализация как основная тема глобалистики.

Таким образом, можно считать глобализацию центральной темой в глобалистике. Глобализация, безусловно, является порождением процесса техногенного типа в общественном развитии, и сама сопряжена с огромным количеством всевозможных последствий. Её истолковывают и как причину глобальных проблем, и как прямое их следствие . Здесь имеет место глубокая диалектическая взаимосвязь. Одни исследователи полагают, что глобализация – объективный процесс, а глобалистика призвана исследовать этот процесс и его последствия; другие рассматривают глобализацию как результат действия определенных государств, социально-экономических структур или политических сил на международной арене. Широкий разброс мнений в истолковании как самой глобалистики, так и основных ее понятий вполне закономерен, ибо дело касается новой, активно формирующейся области научного знания. Следовательно, в данном случае имеет место не схоластическая игра в понятия, а процесс становления единого и вполне определенного языка междисциплинарного общения.

Термин «глобалистика», как уже говорилось выше, впервые появился в начале 1970-х годов на волне активных разговоров и многочисленных публикаций по поводу опасностей со стороны глобальных проблем, на которые обратили серьезное внимание лишь после опубликования первых докладов Римского клуба. Первоначально он означал сферу научного знания, связанную только с исследованиями в области глобальных проблем. Произошло это на пару десятилетий раньше, чем заговорили о «глобализации», которая теперь занимает центральное положение в глобальных исследованиях. Такая ситуация вполне объяснима, так как последствия тех или иных причин зачастую оказываются в поле зрения раньше, чем вызвавшие их причины. Еще более поздними терминами, вошедшими в лексикон глобалистики на рубеже XX и XXI вв., стали «антиглобализм» и «альтерглобализм». Привести в определенную систему весь этот терминологический ряд необходимо уже потому, что вопрос о статусе глобалистики, ее категориях, принципах, подходах является принципиальным. Без этого трудно рассчитывать на успех в деле правильного понимания современных мировых тенденций и противостояния глобальным угрозам.

Обращаясь к сути основных категорий и их взаимозависимости, отметим главное: глобализация – это многовековой естественноисторический процесс; глобальные проблемы – закономерный результат этого процесса, анти - и альтерглобализм – протестные настроения и движения, сопряженные с глобализацией; а глобалистика – сфера теории и практики, в центре внимания которой находятся глобализация, порождаемые ею глобальные проблемы и всевозможные последствия глобальных изменений в различных сферах общественной жизни.

То, что глобалистика первоначально зарождалась на исследовании глобальных проблем, т.е. на анализе следствий, когда термина «глобализация» еще попросту не существовало, вводит некоторых современных исследователей в заблуждение относительно того, что чему предшествовало, и что из чего вытекает.

В этой связи обратимся к термину «глобализация». Он употребляется, как правило, для характеристики интеграционных и дезинтеграционных процессов планетарного масштаба в области экономики, политики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме носят всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего мирового сообщества. При этом можно отметить две крайности в истолковании как самого феномена глобализации, так и истории его появления. Одна из них состоит в том, что планетарный характер социальных связей и отношений трактуют неправомерно расширительно, пытаясь усмотреть их уже в первобытном обществе. С этой точки зрения, даже ранние этапы развития человечества характеризуют как глобальные.

Другая крайность заключается в том, что глобализацию трактуют слишком узко, когда современные процессы общественного развития анализируют через призму какой-то одной сферы общественной жизни, обычно экономической, как это делает, например, В.Г. Федотова. В этом случае не учитывается многоаспектный характер современной глобализации, а сама она рассматривается в отрыве от генезиса и фундаментальных причин, ее породивших, т.е. не учитываются история и динамика становления международных структур и транснациональных связей. При таком подходе глобализацию нередко связывают лишь с событиями ХХ столетия, а то и вовсе с последними десятилетиями, развивается она не поступательно и по наростающей, а «волнообразно» и т.д., и т.п. К тому же в ней зачастую видят якобы сознательно инициированный и управляемый процесс, целенаправленно осуществляемую кем-то политику, и даже говорят о глобализации как о субъективной реальности, чьем-то коварном замысле, реализуемом в интересах определенного круга лиц, транснациональных корпораций или отдельных государств. Много разговоров в периодической печати, на телевидении о том, кто правит миром, о тайных рода клубах, орденах, серых правителях, часто упоминаются кланы Ротшильдов, Рокфеллеров, сотни богатейших семей планеты и т. д.

Чтобы внести ясность в рассмотрение данной проблемы (глобализации) рассмотрим кратко объективные основания или причины глобализации и ее научные предпосылки, как развитие самой идеи, осмысление учеными процесса глобализации.

Объективные основания глобалистики.

О глобалистике и глобализации в советской и зарубежной литературе заговорили в конце 1960-х гг. теперь уже прошлого века. Внимание ученых было приковано не к процессам глобализации, а к их следствиям, то есть глобальным проблемам. В науке уже тогда все более четко вырисовывалась интегративная область междисциплинарных исследований, направленных на теоретическое исследование и практическое преодоление принципиально новых опасностей, актуальных для всего человечества. Тогда же стало очевидным, что наряду с дифференциацией научного знания, веками сопровождавшей науку, возникла настоятельная необходимость в интеграции теоретических и практических знаний, направленных на изучение новых явлений, которые отличались масштабностью, целостностью и сложной системой взаимоотношений как внутри самих глобальных проблем, так и в их связи с экономической, социальной, политической сферами.

Таким образом, глобалистика изначально стала складываться и как принципиально новое научное направление, где на первый план выступили интеграционные процессы, и как сфера общественной практики, охватывающей международную политику, экономику, право и даже идеологию. Ее появление было своеобразным ответом на вызов времени. Именно тогда промышленно развитых, а затем и в других странах резко ухудшилась экологическая обстановка, ставшая следствием усилившегося дисбаланса в отношениях человека с окружающей средой. Вскоре выяснилось, что экологические проблемы тесно связаны с другими противоречиями планетарного масштаба. За открывшимся беспрецедентным загрязнением окружающей среды, наиболее зримо обнаружились и угрожающие тенденции неконтролируемого роста численности населения Земли, и ограниченность природных ресурсов, и смертельная опасность безудержной гонки вооружений, что означало серьезную опасность поступательному общественному развитию и даже существованию жизни на планете. Дисбаланс в отношениях общества и природы, достигший к тому времени предельно допустимых значений, а также фрагментарность и раздробленность человечества перед лицом глобальных проблем стали очевидны уже не только для специалистов, но и на уровне массового сознания. Все это и явилось объективным основанием для исследования проблем, получивших название глобальных.

Таким образом, глобалистика, как особая сфера научных исследований и целостное миропредставление в основном сложилась к концу 1980-х гг. .Второе дыхание глобалистика получила в девяностые годы, когда начался процесс осмысления тенденций глобализации.

Теоретические предпосылки нового научного направления.

Что касается представлений о всеобщих связях и глобальном мире, то они в той или иной степени более древние. Некоторые тенденции становления целостного мира и происходящих в нем перемен оказались в центре внимания ученых и философов намного раньше, чем эти тенденции стали очевидными для всех. Так, к первым попыткам осмыслить нарождающиеся закономерности о росте численности населения и возникающие при этом общечеловеческие проблемы, уже отмечались Т. Мальтусом. О вечном мире рассуждал И. Кант, а Ж. Ламарк, И.Фихте рассуждали о роли и назначении человека. Гегель обосновал идею панлогизма и универсализма на примере развития мирового духа. Нельзя не упомянуть здесь и идеи классиков марксизма, изложенные ими в «Манифесте коммунистической партии» и ряде других работ. Созданный по их инициативе в 1864 г. «Первый Интернационал », отразил назревшую потребность в консолидации на глобальном уровне различных политических и профессиональных сил. Это и стал по сути одним из первых провозвестников множества международных организаций, которые с тех пор во все большем количестве стали возникать во всем мире. Теперь же такие организации являются неотъемлемой частью современной жизни мирового сообщества, а число их многократно приумножилось. Позже в теоретическом плане важную роль в осознании глобальных тенденций, когда они еще не были столь очевидными, сыграли работы О. Шпенглера, Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, А. Тойнби, К. Ясперса, Б. Рассела, Дж. Соммервилла и др.

В первую очередь, эти мыслители были озабочены принципиально новыми тенденциями, нарушившими естественное равновесие природных и общественных систем, и пытались дать им объяснение, опираясь на доступные для того времени знания. Их идей мы будем касаться в последующих лекциях. Так, В.И. Вернадский, развивавший концепцию ноосферы , уже в 1930-е гг. сделал вывод о кардинальном изменении облика Земли вследствие беспрецедентных масштабов преобразовательной деятельности человека и предупредил, что если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, то гибель всего живого на Земле неизбежна. Сходных взглядов придерживался и К. Ясперс, который еще в 1948 г., впервые употребил термин «глобальный » в том значении, как он понимается теперь, и высказал серьезное беспокойства по поводу того, что когда-нибудь человеку земной шар станет тесным и ему не хватит имеющихся на планете ресурсов. После второй мировой войны, по его мнению, « начинается мировая история как единая история единого целого … Теперь проблемой и задачей стал мир в целом …. Мир замкнулся . Земной шар стал единым … Все существенные проблемы стали мировыми проблемами.

Выступившие на первый план и резко усилившиеся во второй половине ХХ в. процессы глобализации, а также возросшая в этой связи взаимозависимость различных стран и народов обусловили и новый уровень осмысления данной темы. Еще больше стало новых международных структур и организаций, среди которых оказалось немало и таких, деятельность которых была направлена на осмысление глобальных проблем и порождающих их причин. В качестве примера можно назвать «Институт проблем будущего», созданный в Вене в 1965 г., Международный фонд «Человечество в 2000 году», основанный тогда же в Нидерландах, «Общество по изучению будущего мира», организованное в 1966 г. в Вашингтоне и др. Подобных организаций со временем становилось все больше. Однако подлинный интерес к глобальной проблематике проявился после первых докладов Римского клуба, созданного в 1968 г. [Мазур, Чумаков 2003, 893-896]. Его исследовательские проекты: «Пределы роста » (1972 г.), «Человечество на перепутье » (1974 г.), «Пересмотр международного порядка » (1974 г.), «За пределами века расточительства » (1976 г.) и др. очень быстро получили мировую известность и стали теоретической базой современной глобалистики. Они не только выполнили необходимую эвристическую и методологическую функцию в формировании принципиально новой области междисциплинарного знания, но и сыграли важную просветительскую роль.

Итогом такого развития стали не только «демографический взрыв» и глобализация экономики, но и деградация окружающей среды, наметившая тенденцию к деградации самого человека. Его поведение, представления и образ мышления оказались не в состоянии своевременно меняться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов, как показали первые исследования в области глобалистики, явился сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая все новыми и новыми достижениями в области науки и техники.

В результате на Земле не осталось не только неизведанных мест, но и чистых территорий, водного и воздушного пространства, естественное состояние которых не было бы прямо или косвенно подвержено влиянию человеческой деятельности. Все это дает основание называть теперь нашу планету «общим домом», «мировой деревней», процессы и проблемы , которые оказались общими для всех людей, – глобальными , а область научного знания обо всем этом – глобалистикой .

Во избежание неправомерных аналогий и методологической путаницы важно подчеркнуть, что глобалистику не следует понимать как какую-то отдельную или специальную научную дисциплину, которые во множестве возникают, как правило, в результате дифференциации научного знания или на стыке смежных дисциплин. Она рождена противоположными – интеграционными процессами, характерными для современной науки, и представляет собой сферу исследований и познания, где различные научные дисциплины и философия, по большей части в тесном взаимодействии друг с другом, каждая с позиции своего предмета и метода, анализируют всевозможные аспекты глобализации, предлагают те или иные решения глобальных проблем, рассматривая их как в обособлении друг от друга, так и в качестве целостной системы.

Отсюда проистекает важное следствие. Можно ставить вопрос о предмете, объекте, методе, цели, понятийном аппарате и т.п. глобалистики, как то предлагают некоторые исследователи. Однако нужно иметь в виду, что ответы на эти вопросы применительно к глобалистике лежат в иной плоскости, нежели относительно той или иной конкретной науки. В частности, предмет ее не может быть определен однозначно, хотя упрощенно и можно сказать, что ее предметом является целостность мира, человечество в целом или вся биосфера с основным ее элементом – человеком. Также и понятийный аппарат глобалистики только в определенной мере (на философско-методологическом уровне) будет единым, в остальном же он оказывается «размытым» по отдельным наукам, причастным к соответствующим исследованиям. А если говорить о методах или целях глобалистики, то помимо определения каких-то базовых подходов, придется заняться перечислением не только отдельных наук и их вклада в исследование соответствующих проблем, но и выявлением того, каким образом в глобалистике задействованы философия, культурология, политика, идеология, что делает решение такой задачи заведомо практически невыполнимым.

Еще одно важное отличие глобалистики от конкретных научных дисциплин состоит в том, что осмысление глобальных тенденций и принципиальное преодоление порождаемых ими проблем требует не только теоретических исследований, но и соответствующих им результативных практических действий. Глобалистика тем самым объективно выполняет мировоззренческую и интегративную роль в сфере науки и практики, заставляя многих ученых, политиков и общественных деятелей по-новому посмотреть на современный мир и осознать свою сопричастность единой судьбе человечества. Она заставляет задуматься над тем, что глобализация и порождаемые ею проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к своему единству, по возможности сохраняя самобытность культур, вековых традиций и основополагающих ценностей отдельных наций и народов. Но такое единение и согласованность действий может обеспечить лишь адекватное понимание происходящих в современном мире процессов и событий, знания о которых вырабатываются и формулируются в глобалистике, где ближайшие цели и отдаленная перспектива рассматриваются в тесной взаимосвязи.

Литература к первой лекции

1. Д. М . Гвишиани. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии, 1981, № 3.

2. Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // РЖ (сводный реферат) Социальные и гуманитарные науки. 1994. - № 3. С.39-54.

3. Глобальные проблемы в рамках ООН (под ред. П. Тейлора и А.Дж. Р. Грум). М., 1990.

4. Глобальные проблемы человечества (обзор ж-ла “Futurist”) М., 1990.

5. В. Н. Игнатьев. Проблема человека и “мировая проблематика” // Вопросы философии, 1981, № 3.

6. П. Л. Капица. Научный и социальный подход к решению глобальных проблем // Вопросы философии, 1977, № 1.

7. А. Кинг, Б Шнайдер. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991.

8. В. М. Лейбин. “Модели мира” и образ человека (Критический анализ идей Римского клуба). М., 1982.

9. М.М. Максимов, О.Н. Быков, Г.И. Мирский и др . Глобальные проблемы современности. М., 1981.

10. В. Носович. Философия и глобальные проблемы современности. Таллин. 1988. .

11. Э. Пестель. За пределами роста. М., 1988.

12. А. Печчеи. Человеческие качества. М., 1985.

13. Политология: Энциклопедический словарь. Отв. ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. М., 1993.

14. И.А. Родионова. Глобальные проблемы человечества: учебное пособие для учащихся и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.

15. Я.В. Сиверц ван Рейзема. Философия планетаризма. М., 1995.

16. Ю. Федоров. Римский клуб: поиски буржуазного реформирования // Международная экономика и международные отношения, 1977, № 12.

17. И. Г. Фролов. Философия глобальных проблем // Вопросы философии, 1980, № 2.

18. Г. С. Хозин. Глобальные проблемы современности. М., 1982.

19. А.Н. Чумаков. Философия глобальных проблем. М., 1994.


Цели и задачи Римского клуба

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Отмеченные факты теории глобальных проблем – исчерпаемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения человечества – легли в основу метода изучения глобальных проблем, получившего название глобального моделирования. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Римский клуб был создан в 1968 г. С тех пор при моральной и материальной поддержке этой организации была проведена целая серия исследований глобальной проблематики. Многие из них получили широкую известность и нашли отклик в кругах мировой общественности, в руководстве стран Запада.

Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Теоретическая деятельность Римского клуба неоднозначна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни – все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Метод глобального моделирования состоит в теоретической имитации динамики глобальных процессов с помощью математических моделей и компьютерной техники. Очевидно, что возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Именно на стремлении спрогнозировать характер отдаленных последствий тех процессов, которые сегодня хорошо известны, был построен первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 г. Он получил название «Пределы роста». Авторский коллектив, во главе которого стоял Д. Медоуз, поставил задачу выявить пределы роста мировой цивилизации, обусловленные конечностью размеров планеты и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузки антропогенного характера. За основу были взяты пять параметров: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объем капиталовложений, рост народонаселения, обеспеченность его продовольствием. Динамика изменения данных параметров с учетом их взаимного влияния была распространена на будущее. Исследование привело к выводу, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти III тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Авторы доклада сделали вывод, что необходимо ограничить развитие производства, а также значительно замедлить рост численности населения планеты. Доклад привлек к себе огромное внимание, поскольку показал, какие угрозы поджидают человечество в случае сохранения имеющихся тенденций.

Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом – представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908–1984 гг.). В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария – убедительное доказательство этому.

А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с его возвышения над средой в принцип гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно обоснована А. Печчеи на основе анализа внешних и внутренних пределов роста человеческой экспансии на природу. Внешними пределами этой экспансии являются физические – невозобновляемые природные ресурсы геологические запасы минерального сырья воздух, вода, экологические – отбросы, отрава, мусор, биологические – нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов. Внутренними пределами экспансии выступают различного рода ограничения (стрессы, напряжения, шоковая терапия). свойственные психическим и умственным способностям человека. Однако, с точки зрения А. Печчеи, проблема пределов человеческому росту и человеческому развитию является по сути проблемой, главным образом, культурной.

Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии, – пишет А. Печчеи, – и приобретая уже возможность оказывать решающее воздействие на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает еще тех пределов, в которых эта его активная деятельность может представлять опасность для собственных биофизических способностей и способна нанести непоправимый урон всей планете в целом. Это представляет грубейший просчет в его культурной эволюции. Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный (но отнюдь не нулевой, как думали некоторые его комментаторы) рост промышленного развития стран, особенно тех, которые значительно опередили в этом движении остальные, необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию.

С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.

Решение глобальных проблем

Разработкой динамической модели мира Римский клуб определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков Римского клуба экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные будут следовать их примеру. Такой действенный пример, а не одни лишь слова-призывы, по мнению Римской) клуба, большей мере будет способствовать эластичному способу решения глобальных проблем мировым сообществом. В арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаемых ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества – наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта цивилизация – реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Решая вопрос о гармонизации отношения общества с природой, люди должны осознать, что человек, как и все живое на Земле, неотделим от ее биосферы. Биосфера – необходимые естественные провесы существования человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и воспроизводство самой природной среды, сознательное управление естественными процессами и природными комплексами. Должны быть максимально исключены любые нарушения основных процессов в экосистеме. С этой целью уже сейчас предлагается создавать замкнутые производственные циклы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях с тем, чтобы можно было использовать отходы человеческих агломераций в качестве вторичного сырья производства материальных жизненных средств. Такие производственные комплексы позволят контролировать и регулировать процесс воссоздания условий существования и развития живой природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена веществ общества с окружающей природой во всех сферах жизнедеятельности.

Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение (партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком социального протеста против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами:

– от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов;

– темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;

– люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования.



Лекция № 18. Будущее человечества

(философский аспект)

1. Римский клуб и исследование глобальных проблем.

2. Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их решения.

3. Современная техническая цивилизация и ее будущее.

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными можно назвать следующие проблемы:

1) надвигающийся экологический кризис, катастрофа, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками и т.д.;

2) демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

3) экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными слоями населения и богатыми и бедными странами;

4) военная опасность и опасность терроризма и др.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60 – 70-е гг. ХХ в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследования социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени.

В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов – численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо придет к глобальной экономической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.



Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, такие как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический. Модели становились все более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования усложнились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов – пять развитых и пять развивающихся – и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, сокращение минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка вооружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положения. Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» – уровень жизни развитых стран оказался недостижим для развивающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов.

С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного

прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах

человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

1. Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

2. Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

3. Демографические проблемы (популяционистские и

депопуляционистские).

4. Проблемы человеческой духовности (образования,

здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей

как внутренних ориентиров человека).

5. Проблема преодоления отрицательных последствий НТР,

компьютерной революции, информационного взрыва.

6. Проблема преодоления человеческой разобщенности,

вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и

Эти и другие проблемы – глобальные, так как, во-первых, по сути своей,

они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их

нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза

идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной

стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения

усилий всего человечества.

Несмотря на разительные контрасты в области материальной и духовной культуры,

правомерно говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете. Но ее

утверждение и развитие невозможно без всеобщего признания таких фундаментальных

гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего,

возрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство

общечеловеческих интересов над бесконечностью центробежных сил. История,

объективно развиваясь, поставила на повестку дня вопрос о необходимости

перехода от конфронтации в разных сферах бытия к диалогу, от идеологического и

религиозного фанатизма к терпимости и плюрализму мнений и взглядов, от

непримиримого противоборства к согласию в развитии разных социальных систем на

основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех

Таким образом, глобальные проблемы современности порождают в конечном счете

именно неравномерность развития мировой цивилизации. Техническое могущество

человечества колоссально превзошло достигнутый им уровень общественной

организации, политическое мышление явно отстало от реальной политической



действительности, а побудительные интересы и цели, нравственные ценности

подавляющей части человечества оказались весьма далекими от социальных,

экономических и демографических императивов эпохи.

Своеобразие ситуации заключается и в том, что глобальные проблемы современности

тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены так, что изолированное их

решение практически невозможно. Поэтому важнейшее место в концепции глобальных

проблем современности занимает вопрос об их объективной "иерархии", то

есть о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности.

Это не формальная научная классификация. Исходя из диалектики всей совокупности

глобальных проблем как комплексной системы реальных противоречий

современной эпохи, важно рассмотреть эту "иерархию" сквозь призму их

причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, диктуют определенную

последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом

В настоящее время приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны по

отношению ко всем остальным глобальным проблемам осознана всей мировой

общественностью. Доказательство тому: проведение международных форумов "За



безъядерный мир, за выживание человечества", создание международного фонда

"За выживание и развитие человечества", реализация договора о ликвидации

ракет средней и малой дальности, успехи в урегулировании многих региональных

конфликтов, расширение политического доверия между странами, обладающими

ядерным оружием и т.д.

Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости

для существования и развития рода человеческого – это экологическая

проблема, которая означается как экологический кризис.

Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он

есть результат противоречий между действием законов общества и

естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма

короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым

уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма

короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в

неизвестном, и в этом случае, небезопасном для человека направлении, то перед

человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.

Причин и составляющих экологического кризиса много, и они не равны по

значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население

Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и

технологии; колоссальное химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая

урбанизация и т.п. материальные, объективные причины. Но, пожалуй, самая

главная причина – низкий уровень духовной культуры, выразившийся в том числе

в экологическом невежестве человека и человечества. Об этом необходимо

сегодня помнить и говорить особо.

Экологическая катастрофа на наших глазах из мрачного прогноза "Римского

клуба" превратилась в неотвратимую реальность. Сегодня вопрос стоит не о том,

как ее избежать, а о том, как ее пережить, смягчить и затормозить негативные

последствия техногенеза прежде всего. Техническая цивилизация, разрушающая

природу, возникла не сама по себе, а в рамках культуры с ценностями и

способами их достижения ориентирующих человечество на неограниченное развитие

технических средств эксплуатации природных сил. В духовной культуре было

заложено представление о практической безграничности этих запасов и право

человека бесконтрольно ими распоряжаться. Такое представление пагубно не

только для природы. Это – беда вторичная. Первичная же беда –

антропологическая, то есть уничтожение человека в человеке, "порча"

человеческой сущности, выбор им ошибочных ориентиров и ценностей.

Существенно меняется на планете и демографическая ситуация. Известно,

что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор,

определяющий возможности развития общества. То есть, будучи основой и субъектом

общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все

компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их

влиянию. Нет сомнения в том, что всякому исторически определенному

экономическому укладу, определенной социальной организации свойственны свои

законы роста населения и перенаселения. Но в реальной действительности эти

связи не столь однозначны и прямолинейны.

Рост населения, вызванный "демографическим взрывом", сопряжен с серьезными

экономическими проблемами и последствиями, хотелось бы думать, что только для

самих этих стран, так как здесь идет интенсивный прирост не "рабочих рук", а

вначале "ртов". Но вряд ли это так. Известно, что, если население растет

темпами 1 % в год, то "демографические инвестиции" в экономику должны

составлять 4 %, для того, чтобы не падали темпы экономического роста и не

снижался по всем параметрам жизненный уровень. Следствие – голод, рост нищеты

и материальной, и духовной.

Нельзя сбрасывать со счетов возможные политические последствия

"демографического взрыва" в развивающихся странах для всего мира, что находит

свое выражение уже сегодня, например, в геополитических притязаниях некоторых

Но особо необходимо остановиться на медико-биологических проблемах

современного человечества. Они возникли на пересечении демографического,

экологического, экономического, нравственного кризисов современного общества и

являются их обобщающим результатом. Речь идет не только о телесном здоровье,

которое в цивилизованном обществе всегда стояло на одном из первых мест в

системе человеческих ценностей.

Наконец, в ряду глобальных проблем не менее страшная угроза – кризис

человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, мировые и

региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь

доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы

Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки

преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от

человечества вселенскую угрозу.

1 – развертывание информационной революции. Она может создать объективную

предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу

нависшую над человечеством.

2 – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной

рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта

форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных

хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью

и социальной справедливостью.

3 – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех

типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся

издревле в сознании людей мнение, что "насилие – это органичный для людей

способ взаимного общения" (Ницше), что "агрессивность – неустранимый момент

человеческого поведения" (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие,

от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой

целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений.

4 – объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в

светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от

духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это

разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может

и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости,

ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни

нынешнего и будущего человечества.

5 – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при

сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности,

взаимопроникновение культур и заимствование "находок народов друг у друга".

6 – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого

интеллекта от "состояния умственной удовлетворенности к состоянию

озадаченности, удивления", что предполагает взаимопроникновение традиционных,

восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами

современных формально-логических математизированных систем. Естественный

интеллект, сопряженный с "искусственным", дополнение творческих возможностей

человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.

В современную эпоху многие проблемы человечества становятся глобальными. Их большая актуальность объясняется целым рядом факторов: увеличением воздействия людей на природу, ускорением процессов развития общества, осознанием исчерпаемости важнейших природных ресурсов, воздействием современных СМИ и технических средств и т. д. Важную роль в решении этих вопросов сыграл Римский клуб.

Проблемы человечества? Это острейшие социоприродные противоречия, которые затрагивают весь мир, а значит, и отдельные страны и регионы. Их нужно отличать от частных, локальных и региональных проблем.

Глобальные проблемы современности

Их следует четко обозначить, так как именно их решением занимается Римский клуб. проблемы, мы уже определили. Нужно также сказать о том, что они делятся на три группы. Вкратце опишем каждую из них:

  1. Первую составляют те, которые связаны с отношениями между группами государств. Такие проблемы называют интерсоциальными. Примеры их следующие: проблема обеспечения мира и предотвращения войн, установление справедливого экономического порядка на международном уровне.
  2. Вторая группа проблем объединяет возникшие в результате взаимодействия природы и общества. Они связаны с тем, что окружающая среда имеет ограниченные возможности выносить Примеры таких проблем: обеспеченность топливом, энергией, чистым воздухом, пресной водой. Сюда же относится охрана природы от различных необратимых изменений, а также разумное освоение космического пространства и мирового океана.
  3. Наконец, третья группа глобальных проблем объединяет вопросы, связанные с системой человек-общество. Речь идет о том, что касается непосредственно отдельного человека. Эти проблемы относятся к тому, насколько общество способно предоставить возможности для развития личности.

Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба, а также первый его президент, вспоминал, что чем яснее он представлял себе все опасности, угрожающие человечеству, тем больше убеждался в том, что нужно незамедлительно предпринять решительные меры. В одиночку он не мог ничего сделать, поэтому решил создать круг единомышленников. Аурелио Печчеи хотел предложить миру новые подходы к изучению волновавших его мировых проблем. Результатом этого стало создание Римского клуба.

Кто такой А. Печчеи

Годы жизни этого человека - 1908-1984. Он был выходцем из семьи одного итальянского социалиста. Печчеи в 1930 году защитил докторскую диссертацию, посвященную новой экономической политике, которая проводилась в СССР. В период Второй мировой войны он принимал участие в движении Сопротивления. Печчеи побывал в это время в фашистских застенках. Нужно сказать, что семья Аурелио не бедствовала. Тем не менее этого человека с молодых лет волновал вопрос искоренения несправедливости в обществе. Печчеи много ездил по миру. Он видел роскошь и богатство одних и убожество и нищету других.

Александр Кинг

Этот британский профессор физической химии также стоял у истоков Римского клуба. В конце 60-х годов прошлого века он стал генеральным директором по вопросам науки ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). После смерти Печчеи именно Александр Кинг (на фото слева) возглавлял Римский клуб до 1991 года.

Создание Римского клуба

Численность этого объединения никогда не превышала ста человек. Оно была основано в 1967 году. Аналитический центр был задуман как неправительственная международная организация, которая объединяет ученых, бизнесменов и политических деятелей со всего мира. Кроме действительных членов, в Римском клубе имеются ассоциированные и почетные. Аналитический центр получил свое название по имени города Рима, где произошла встреча его учредителей (в Академии деи Линчеи).

Задача и цели клуба

Основная с момента ее образования - определение жизненно важных проблем, которые стоят перед человечеством, а также выработка способов их решения. Цели Римского клуба, исходя из этого, следующие:

  • разработка методики анализа так называемых затруднений человечества (прежде всего, и неконтролируемого роста процессов производства и потребления);
  • пропаганда серьезности кризиса, в котором оказался современный мир;
  • определение мер, благодаря которым можно достигнуть глобального равновесия.

Аурелио Печчеи сформулировал "сквозную" идею, согласно которой кризисная ситуация является результатом разрыва между техническими достижениями человечества и его культурным развитием.

Установки клуба

Всегда оставалась немногочисленной, что должно было способствовать установлению постоянных контактов между ее членами. Правда, и при таком количестве осуществить это не всегда легко. Римский клуб не должен стать организацией в общепринятом смысле этого слова, так как в мире и так хватает таких объединений. Он существует на собственный бюджет, пусть даже скудный, чтобы не зависеть от каких бы то ни было источников финансирования. Клуб является транскультурным, то есть его члены обращаются к различным системам ценностей, идеологиям и научным дисциплинам, не связывая себя при этом ни с одной из них. Объединение считается неформальным, что способствует свободному обмену мнениями. Еще одна установка - Римский клуб готов исчезнуть в случае, если в нем отпадет необходимость, поскольку нет ничего хуже институтов или идей, переживших свою полезность.

Деятельность Римского клуба

Его работе способствовали более 30 ассоциаций в различных странах мира, ведущие пропаганду концепций клуба в своих государствах. Исследовательские проекты, инициированные ими, касались разных сторон современного кризисного состояния нашей планеты. Они финансировались крупными фирмами и осуществлялись учеными из различных государств, которые представляли их результаты в виде докладов клубу. Следует отметить, что формального бюджета и штата у интересующего нас объединения нет. Деятельность его координируется состоящим из 12 членов исполнительным комитетом.

Международный секретариат организации в начале 2008 г. был передислоцирован из немецкого города Гамбурга в Винтертур (Швейцария). В настоящее время клуб продолжает изучать современное состояние мира. А в нем со времени основания объединения произошли большие перемены, в особенности в геополитике.

Деятели клуба

Международная общественная организация по своему составу стремится представить срез прогрессивного человечества. Среди его членов значились видные государственные деятели, мыслители, ученые, менеджеры и педагоги из более 30-ти стран мира. Их жизненный опыт и образование были различными, как и положение в обществе. Кроме того, эти люди придерживались разных взглядов и убеждений. Организация Римский клуб собрала биологов Аклила Лемма из Эфиопии и Карла-Герана Хэдена из Швеции; социолога и философа-марксиста Адама Шаффа из Польши; канадского и американского сенаторов М. Ламонтана и К. Пэлла; ученого-политолога из Бразилии Хелио Джагарибе; урбаниста из Японии и др. Всех этих и многих других членов объединяла забота о судьбах человечества и глубокое чувство гуманизма. Они придерживались различных мнений, однако могли свободно их выражать в форме, которую считали наиболее приемлемой. Отметим, что члены правительств, как правило, не могут быть членами интересующей нас организации одновременно.

Римский клуб в России

В СССР в 1989 г. появилась Ассоциация содействия Римскому клубу. Его действительными членами в разное время были академики РАН Е. К. Федоров, Д. М. Гвишиани, В. А. Садовничий, А. А. Логунов, Е. М. Примаков, а также писатель Ч. Т. Айтматов.

Патон Борис Евгеньевич и Горбачев Михаил Сергеевич - почетные члены клуба. Последний не нуждается в представлении, а вот о первом знают не все. Патон Борис Евгеньевич (на фото выше) - профессор, украинский и советский ученый в сфере технологии металлов и металлургии. Он дважды был удостоен звания Герой Социалистического Труда. Кроме того, этот ученый первым в истории стал Героем Украины.

Действительным членом до 2012 года был профессор Сергей Петрович Капица. Вы наверняка слышали что-то об этом ученом. Сергей Петрович Капица (на фото выше) - российский и советский физик, просветитель, вице-президент РАЕН, телеведущий, а также главный редактор известного журнала "В мире науки". С 1973 г. он вел телевизионную программу "Очевидное-невероятное". Этот ученый является сыном получившего Нобелевскую премию.

Две глобальные проблемы, которые рассматривал клуб

В поле зрения интересующей нас организации находилось множество серьезнейших проблем. Однако ее любимой темой является вопрос о том, что окружающая среда и человеческое общество - единая система. Неконтролируемая деятельность людей приводит к утрате стабильности в ней. Следует сказать о двух так называемых мифах, о желательности и необходимости которых говорилось в докладах клубу. Речь идет о глобальном потеплении и озоновых дырах. Они легли в основу Киотского и Монреальского протоколов - крупнейших международных соглашений.

Многим известно о том, что озоновый слой представляет собой атмосферный пояс, который находится на высоте 10-50 км над поверхностью нашей планеты и защищает ее от ультрафиолетового излучения солнца, губительного для жизни. Еще в 1957 году начались наблюдения за этим слоем в рамках Международного геофизического года, объявленного тогда. Было обнаружено, что его толщина меняется в зависимости от сезона. В 1980 годы заговорили об "озоновой дыре", расположенной над Антарктидой, где временами площадь истонченного слоя превышала 15 млн кв. км. СМИ и ученые забили тревогу, посчитав, что солнечная радиация угрожает жизни на нашей планете.

В Монреале в 1987 году 36 стран подписали протокол, согласно которому запрещается использовать вещества, которые разрушают озоновый слой. В 1997 году был принят Киотский протокол. Страны-участники этого соглашения обязались ограничить техногенный выброс парниковых газов уровнем 1990 г. Речь идет, прежде всего, о водяном паре и двуокиси углерода. Они якобы усиливают тепличный эффект, что приводит к глобальному потеплению. Если нормы выброса, установленные протоколом, будут превышаться, то для государств, подписавших его, возможны следующие варианты: введение квот на выброс, уплата штрафов и закрытие предприятий.

В заключение

В настоящее время сравнительно редко вспоминают о такой организации, как Римский клуб. Что такое объединение существовало, знают далеко не все представители молодого поколения. Эта организация рассматривается скорее как объединение, принадлежащее истории. На 70-е годы прошлого века пришелся пик популярности Римского клуба (Club of Rome). Это произошло во многом благодаря первым докладам "бесприбыльной гражданской ассоциации", членами которой были ученые, видные менеджеры, политики и финансисты. Под влиянием деятельности Римского клуба глобалистика оформилась как обществоведческая междисциплинарная дисциплина. Идеи ее в 1990-2000 годы стали составной частью научной культуры. Помимо основной деятельности, Римский клуб способствовал формированию небольших локальных групп в различных странах. Он помог распространить множество важных идей, в результате чего движение за лучший мир обрело направленность и силу.

Итак, мы ответили на вопрос: "Римский клуб - что такое?". Существование подобных организаций, согласитесь, очень важно в современном мире.

gastroguru © 2017