Человек художественный образ профессии. Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.

Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

Психологическая классификация профессий (специальностей)

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).

Карта мира профессий

Условное название типа профессий Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование
«Человек-Природа» Живые организмы, биологические, микробиологические процессы Плодоовощевод, животновод Техник-лесовод,зоотехник, флорист Зооинженер, агроном, ветеринарный врач
«Человек-Техника» Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик Техник-технолог, техник-строитель Инженер
«Человек-Человек» Люди, коллективы, группы, социальные процессы Продавец, парикмахер Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения Учитель, инженер, менеджер
«Человек-Знак» Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы) Наборщик, чертежник, оператор ПК Инспектор-финансист, экономист Инженер-экономист, редактор, ученый- теоретик
«Человек-Художественный образ» Художественные образы, их свойства, элементы Гравер, лепщик архитектурных деталей Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель Художник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер

Профессии типа «Человек — Природа»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

Профессии типа «Человек — Техника»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.

Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.

Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, техническим заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).

Профессии типа «Человек — Человек»

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Профессии типа «Человек — Знак» («Человек — Знаковая система»)

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  • Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  • Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
  • Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.) Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют»,»тормозят» и т.п.)

По материалам книги Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников.
Диагностика и развитие профессиональной зрелости»

Влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

В настоящее время число специальностей стало чрезвычайно обширным и многообразным, происходит стремительная перестройка профессиональной деятельности в пределах отдельных специальностей...

1. Определение ведущего полушария на основе концепции в двух сигнальных системах. Испытание проводится по лабораторной №1 (по Е.А. Рушкевичу) Цель работы: определение ведущего полушария головного мозга. Оборудование: 9 карточек...

Исследование личности по предрасположенности к конфликту

1. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Исследование проводилось по методике Айзенка, лабораторная работа №23. Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию-интраверсию, нейротизм...

Личность и темперамент. Требования различных профессий к свойствам темперамента (на примере cоциально-культурного сервиса и туризма)

Давайте немного поговорим о системе человек-человек, чтобы лучше понять и узнать какой темперамент наиболее подходит к данной системе. К профессиям типа «человек-человек», по определению Е.А. Климова, относятся профессии...

Чтобы говорить о профессиональном типе «человек - художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики...

Особенности профессионального типа "Человек – художественный образ"

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях...

Понятие "человек", "индивид", "личность"

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены...

Профессиональное становление и мотивации выбора профессии в юношеском возрасте

Профессия - это особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием . Е.А. Климов в своих работах дает несколько определений данного понятия...

Психологические особенности влияния профессии супругов на их семейную жизнь

Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е...

Релятивизм, абсолютизм и универсализм

Ситуативная и личностная тревожность интраверта

Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы. Психология и психоанализ характера. М., 2000. С. 203...Требования к коррекционно-развивающим программам

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития...

«Человек – художественный образ» Предметом труда для представителей большинства профессий - страница №1/1

«Человек – художественный образ»

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «Человек - художественный образ» является художественный образ, целью труда - достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире, воздействие на человека посредством искусства для его совершенствования, сохранение культурного наследия человечества.

Большинство профессий этого типа связано:


  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, модельер, архитектор, писатель, скульптор, хореограф, журналист, композитор, дизайнер, флорист, декоратор и пр.);

  2. с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу-образцу в единичных экземплярах (ювелир, гравер, реставратор, столяр-краснодеревщик);

  3. с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве (живописец по росписи фарфора; шлифовщик по камням, хрусталю; печатник).
Классификация профессий « Человек – художественный образ»

Всю область профессий типа «Человек - художественный образ» можно подразделить на подтипы (которые часто взаимопереплетаются) в соответствии с видами художественного отображения действительности:

1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью: столяр по производству художественной мебели, фотограф-художник, парикмахер-модельер, витражист, конструктор-модельер, художник-мастер, художник-график, художник-колорист, скульптор и пр.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью: концертмейстер, артист театра, артист ансамбля, певец, композитор и пр.
3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью: редактор художественной литературы, литературный работник (газеты, театра и т.д.) и пр.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью: актер, артист театра, кино и пр.
По области применения:


  • Пространство (архитектор, ландшафтный дизайнер, дизайнер интерьеров, дизайнер мебели, скульптор).

  • Звуковая среда, музыка (исполнитель разных музыкальных жанров, композитор, дирижер, вокалист).

  • Литература (журналист, литературный критик, драматург, искусствовед).

  • Цвет, изобразительное искусство (художник-живописец, график, художник-декоратор).

  • Кино и видео (фотохудожник, кино- и телеоператор, режиссер).

  • Сцена (артист театра, артист балета, артист кино).

  • Внешний облик человека (модельер, парикмахер, визажист и т. п.).
По целям и задачам труда:

  • профессии организаторские (режиссер, постановщик, дирижер, балетмейстер);

  1. собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, композитор, актер);

  2. исполнительские (изготовитель художественных изделий, кондитер, портной и пр.);

  3. исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).

Психологические требования к представителям профессий типа « человек - художественный образ»:


  • богатое и яркое творческое воображение

  • образное мышление

  • креативные (творческие) способности

  • настойчивость
А также:

  • высоко развитый художественный вкус

  • эстетическая чувствительность

  • хороший (высокий) уровень развития специальных способностей (художественных, артистических, литературных, хореографических, музыкальных и пр.

Визажист
Косметикой пользуются с давних времен. Краска для подведения глаз была найдена в египетских захоронениях, относящихся к 3000 году до нашей эры. Римские дамы использовали окрашенную пудру и бронзовые ложки с длинными ручками для извлечения и смешивания косметических средств. Долгое время употребление декоративной косметики считалось безнравственным: посвященная этикету книга, написанная в начале века, утверждает, что восточный обычай подкрашивать губы допускается лишь на сцене. К счастью, за последнее время мнение изменилось, и абсолютно все женщины могут свободно пользоваться декоративной косметикой.


  • маскировка недостатков лица, косметических дефектов при помощи средств декоративной косметики

  • подчеркивание отдельных черт лица при помощи умелого нанесения макияжа с учетом формы лица, цвета кожи, волос, глаз и т.д.

  • подбор косметических средств, подходящих только для конкретного клиента

  • помощь в создании индивидуального внешнего облика, образа

  • проведение консультативной работы с людьми (дача рекомендаций, советов по подбору декоративной косметики)

Способности:



  • художественные способности


  • высокий уровень развития цветового восприятия (способность воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков)

  • развитие образной памяти

  • чувство гармонии и симметрии

  • хорошее зрение

  • аккуратность

  • чистоплотность

  • общительность

  • внимательность

  • терпеливость

  • вежливость

  • внимательность

  • терпеливость

  • вежливость

  • неопрятная внешность

  • неумение общаться с людьми

  • отсутствие художественных способностей и творческого мышления

  • неспособность тонко чувствовать оттенки цветовой гаммы

:


  • институты косметологии Минздрава РФ



  • дома моды

Родственные профессии :

парикмахер, маникюрша, педикюрша, стилист, визажист


Профессию можно получить на курсах и в средних специальных учебных заведениях:


  1. Петровский колледж

Дизайнер
Слово «дизайнер» происходит от английских слов « industrialdesighn », которые в переводе означают проектирование, создание промышленных! изделий. Еще с древних времен человек пытался как-то улучшить условия своего существования. Всегда приятно видеть свой дом теплым и уютным, а рабочее место удобным и комфортным. Все предметы, окружающие нас, могут быть полезны, удобны, экономичны и красивы, должны служить сохранению здоровья и способствовать душевному спокойствию человека. Создание таких вещей и является основной; задачей дизайнера.

XX век охарактеризован развитием науки и техники, успехами научно-технической революции, стремлением к экономичности и красоте, что сделало возможным появление новой профессии дизайнера, без которой в настоящее время не обходится ни одна отрасль промышленности.


:

  • создание новых проектов предметного окружения современного человека для улучшения условий труда

  • разработка художественно-конструкторских проектов изделий производственного и бытового назначения, оформление интерьера помещений, офисов

  • разработка деталей внешнего оформления изделий, интерьера

  • изучение требований заказчиков к проектируемым изделиям и технических возможностей их изготовления

  • подбор материалов для изготовления изделий

  • контроль за реализацией замысла на этапах проектирования, изготовления, испытания и презентации готового изделия заказчику

  • разработка технической документации на проектируемые изделия (эскизные и рабочие чертежи, демонстрационные рисунки, схемы, рабочие проекты, модели)

  • работа, связанная с упаковкой и рекламой конструируемых изделий

  • проектирование изделий и объектов с учетом имеющихся недостатков, следуя современным тенденциям

  • оценка значимости создаваемых изделий для каждого потребителя в отдельности и для общества в целом

  • оказание консультативной помощи предприятиям, организациям и частным лицам

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • творческие способности

  • художественные способности


  • аналитические способности

  • высокий уровень развития воображения


  • хорошие зрение и глазомер

  • чувство гармонии и вкуса

  • способность воспринимать, различать широкий спектр цветов и их оттенков
Личностные качества, интересы, склонности:


  • оригинальность, находчивость


  • интуитивность

  • ответственность

  • реалистичность


  • общительность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • отсутствие вкуса

  • ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с изменяющимися условиями среды)


  • отсутствие воображения

Области применения профессиональных знаний :


  • сфера культуры и быта


  • конструкторские бюро при министерствах и ведомствах

  • исследовательские, проектные институты


  • театры, дворцы культуры

Родственные профессии:

Художник – конструктор


Профессию дизайнера можно получить в высших учебных заведениях:





  1. Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

  2. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

  3. Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров (СПбГТУРП)


  4. НОУ Невский институт управления и дизайна

  5. НОУ Балтийский институт иностранных языков и межкультурного сотрудничества

  6. НОУ Балтийский институт экологии, политики и права

  7. НОУ Институт телевидения, бизнеса и дизайна


  8. НОУ Смольный институт

Профессию дизайнера можно получить в средних специальных учебных заведениях:


  1. Петровский колледж




  2. ОУ СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН"

Искусствовед
Искусствоведение (искусствознание) - комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.

Искусствоведение - очень древняя наука. Первоначально элементы искусствоведения входили в религиозные, философские и другие учения и носили характер рекомендаций и отдельных сведений.

Первые известные нам фрагменты учения об искусстве были записаны в Древней Греции (Аристотель, Платон, трактаты Поликлета - V век до н. э.). Затем учение об искусстве получает свое бурное развитие в Древнем Риме (Цицерон - I век до н.э.). С начала н.э. наиболее ценный и универсальный характер носили художественные трактаты в странах Азии (например, трактат «Читрапакшана» - I век н.э.). В средние века в Европе теория искусства являлась неотделимой частью теологических мировоззрений (Августин - IV-V века, Фома Аквинский - XIII век).

Важнейшим этапом в становлении искусствоведения, а, следовательно, и профессии «искусствовед», стала эпоха Возрождения. Появляется большое количество людей, развивающих теорию искусства (например, Ченнино Ченнини - XIV веке, Леонардо да Винчи и др.). В XVIII веке искусствоведение начинает выделяться как самостоятельная наука. Именно в это время и появляются первые профессиональные специалисты-искусствоведы.

В России искусствоведение получает свое особое развитие во второй половине XIX - начале XX века. Наиболее известными отечественными искусствоведами можно назвать Д. Ровинского, Н. Г. Собко и др.
Доминирующие виды деятельности:

Теоретик искусства:


  • исследование теоретических проблем изобразительного искусства

  • исследование теоретических проблем архитектуры

  • исследование закономерностей развития искусства, его отношение к действительности

  • исследование взаимосвязи искусства с обществом

  • изучение вопросов идейного содержания, художественной формы

  • изучение специфики видов и жанров искусства

Историк искусства:


  • изучение коллекции того или иного собрания

  • систематизация произведений отдельных мастеров, различных школ и направлений

  • обеспечение сохранности экспонатов музея

  • предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы

  • установка авторства спорной работы, подлинности вещи, ее стоимости

  • участие в изыскательных экспедициях

  • проведение экскурсий, лекций, факультативов

  • издание научных и научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые выпускаются художественными музеями и галереями

  • художественная критика: всестороннее изучение и научный анализ злободневной проблемы, объективная оценка, суждение, составление статей, рецензий

  • организация экспозиции (подбор экспонатов, развеска)

  • составление картотек экспонатов музеев

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности :


  • тонкий художественный вкус

  • открытость всему новому (постоянно быть «в курсе событий»)

  • развитое интуитивное мышление

  • беспристрастность

  • наглядно-образное мышление

  • объективность

  • «сенсорная память («память чувств»)

  • высокий уровень концентрации внимания

  • умение заинтересовать

  • аккуратность

  • тактичность

  • коммуникабельность

  • терпение

  • стремление к саморазвитию

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • отсутствие художественного вкуса

  • ригидность мышления (неспособность воспринять новое)

  • невнимательность

  • рассеянность

  • плохая память

Области применения профессиональных знаний :


  • музеи

  • галереи

  • выставки

  • издательства

  • экскурсионные бюро

  • антикварное дело

  • издательства (редактор)

  • художественная критика

  • преподавание

  • научные исследования

Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию искусствоведа можно получить в высших учебных заведениях:


  1. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А.Л. Штиглица)


  2. Санкт-Петербургский государственный университет

  3. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

  4. НОУ Высшая школа народных искусств (институт) (НОУ)

  5. НОУ Институт декоративно-прикладного искусства

  6. НОУ Смольный институт

Косметолог
«Косметика» (kosmetike) в переводе с греческого означает «искусство украшать». История косметологии тесно связана с уровнем развития культуры, естествознания, медицины. Первый справочник, содержащий простейшие сведения по этой специальности, появился еще в V тысячелетии до н.э. (он был написан на папирусе). Стремление к красоте существовало у человека во все времена. Известный врач древности Клавдий Гален изобрел первый крем, который может применяться как косметическое средство, - это холодные сливки. Еще в Древней Греции и Египте для улучшения внешнего вида широко использовались красящие вещества, различные смеси из жиров животного и растительного происхождения, отвары и настои из трав и других растений, ароматические вещества. Все эти вещества широко использовались для смягчения и отбеливания кожи лица, укрепления волос и улучшения их роста. Для производства косметических процедур и массажа лица специально подготавливались рабы - так называемые косметы. Они же занимались и подкрашиванием лица, используя пудру, румяна, специальные карандаши для бровей, ресниц, губную помаду и др.

В XVI-XVII веках наблюдается увеличение производства и разнообразия парфюмерных средств. В XVIII-XIX веках все чаще стали замечать, что многие болезни кожи сопровождаются косметическими дефектами (угри, жирность и сухость кожи и т.д.) и устранение их за- висит от правильного лечения.

И сегодня понятие «косметика» - это искусство украшения внешности человека с помощью многочисленных способов и средств, а «косметология» - понятие, включающее в себя методы научно обоснованного лечения косметических дефектов, способы создания косметических средств.

Доминирующие виды деятельности :


  • проведение профилактических и гигиенических мероприятий по уходу за кожей лица и тела (гигиеническая чистка, применение косметических масок для профилактики увядания, отбеливание кожи лица, компрессы и т.д.)

  • гигиенический массаж лица и шеи

  • лечение дефектов кожи и косметических дефектов (веснушек, пигментных пятен) с помощью масок, компрессов и различных косметических средств

  • диагностика, лечение и профилактика некоторых кожных заболеваний и заболеваний волос (угревая сыпь, себорея, демодекс и т.д.)

  • приготовление косметических средств (кремов, лосьонов, масок и т.д.)

  • эпиляция и депиляция (удаление нежелательных волос с различных участков тела)

  • косметологическая помощь с использованием специальных аппаратов (вапоризация - процедура прогревания и глубокой очистки кожи, дарсонвализация - воздействие на ткани переменным импульсным высокочастотным током низкого напряжения и малой силы, криотерапия - воздействие жидким азотом)

  • консультационная работа по косметологическим вопросам (правильный уход за кожей, подбор косметических средств с учетом типа кожи и индивидуальных особенностей), а также по вопросам правильного питания

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности :


  • способность устанавливать контакты с людьми

  • хорошее развитие долговременной памяти (способность сохранять в памяти информацию длительное время)

  • ловкость и хорошее развитие мелкой моторики рук

  • высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность сосредоточиваться на одном объекте при одновременном отвлечении от других и удерживать на нем внимание длительное время, не отвлекаясь)
Личностные качества, интересы и склонности:

  • аккуратность

  • терпеливость

  • чистоплотность

  • общительность

  • вежливость

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • неопрятная внешность

  • неумение общаться с людьми

  • брезгливость

  • рассеянность

  • быстрая утомляемость

  • порывистость и резкость движений
Области применения профессиональных знаний :

  1. НИИ косметологии Минздрава РФ

  2. специализированные медицинские учреждения системы Минздрава, оказывающие косметологическую помощь (косметологические лечебницы и кабинеты)

  3. специализированные учреждения в сфере бытового и коммунального хозяйства (косметические кабинеты, салоны, парикмахерские, бани, гостиницы)

Родственные профессии:

Парикмахер, маникюрша, педикюрша, стилист, визажист


Учебные заведения, обучающие данной профессии

Для работы по профессии «косметолог» необходимо иметь базовое медицинское образование:


  • возможно получение среднего специального (медицинского) образования в медицинских училищах по специальности «медсестра широкого профиля». После окончания учебного учреждения необходимо дополнительно окончить курсы косметологии или обучаться по специальности косметолога

  • возможно, получение высшего медицинского образования и при дополнительной специализации получить профессию врача-косметолога


  1. Петровский колледж

  2. ГОУ СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН"

Манекенщица
Профессия манекенщицы сравнительно новая. Но история этой профессии уходит своими корнями в далекое прошлое.

Поскольку смысл профессиональной деятельности манекенщицы - в наиболее выгодном «свете» представить свой наряд, то манекенщицами можно считать фактически всех женщин во все времена. В аристократических кругах всегда было принято проводить балы, где все женщины хотели поразить своим нарядом окружающих. Таким образом, именно первый в человеческой истории бал можно назвать первым дефиле, а всех женщин, принимавших в нем участие, - первыми манекенщицами.

Профессия манекенщицы в том виде, в каком она существует на сегодняшний день, появилась с возникновением первых модельеров и первых домов мод, куда требовались девушки для представления новых нарядов.

На сегодня эта профессия не столько востребована, сколько популярна среди молодых девушек.

Доминирующие виды деятельности :


  • представление на подиуме коллекций одежды

  • создание образа, соответствующего демонстрируемому костюму (выражение лица, мимика, жесты, движения)

  • передвижение по подиуму соответственно рисунку, схеме режиссера

  • оказание воздействия на зрителя с помощью артистических, экспрессивных способностей

  • донесение до зрителя художественной задумки, идеи автора коллекции при помощи созданного образа

  • участие в съемках рекламной продукции

  • работа на подтанцовке у певцов

  • участие в телевизионных программах и шоу

  • работа в качестве актера на съемках фильмов

  • участие в презентациях (проведение, обслуживающий персонал)

  • участие в конкурсах (мисс Мира, мисс Вселенная, мисс Россия и т. д.)

  • представление компании («лицо компании»)

  • регулярные, ежедневные мероприятия, направленные на поддержание фигуры, внешности и здоровья:

  • занятия спортом (шейпинг, калланетик, определенные виды спорта);

  • соблюдение диеты;

  • специальный косметический уход за кожей лица и тела;

  • создание собственного имиджа;

  • обсуждение заказов с менеджером.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

Способности:


  • хорошая фигура и стандартные параметры фигуры (рост, вес и т. д.)

  • актерское мастерство

  • умение оказать влияние на публику

  • хорошая координация движений

  • хорошее здоровье

  • умение импровизировать

  • интуиция (умение почувствовать, что хотел передать художник)

  • достаточный уровень интеллекта

  • умение принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации;

  • наличие эстетического вкуса

  • умение излагать свои мысли (для интервью)

  • фотогеничность

  • высокий уровень развития переключения внимания (способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой)
Личностные качества, интересы и склонности:

  • выносливость

  • экспрессивность

  • эмоциональность

  • настойчивость

  • чувствительность

  • сила воли

  • целеустремленность

  • коммуникабельность

  • интуитивность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • низкий рост

  • нестандартная фигура

  • полнота

  • физические недостатки

  • отсутствие актерских способностей

  • стеснительность

  • скованность

  • замкнутость

  • плохая координация движений

  • плохое здоровье

  • неуверенность в себе
Области применения профессиональных знаний :

  • модельные агентства

  • дома мод

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Профессию манекенщицы можно получить на коммерческих курсах

Модельер

С самого далекого прошлого и до наших дней одежда являлась постоянным спутником человека. Но она не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть. Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем приобрела современный вид. На раннем этапе развития человеческого общества одежда представляла собой просто кусок шкуры, служившей защитой человеку от неблагоприятных воздействий внешней среды. Благодаря даже такой примитивной одежде человек перестал быть зависимым от природных условий и смог жить в самых различных климатических зонах. Каждой эпохе, каждому историческому периоду были присущи свои формы и покрой, отделка и материал одежды, цвет и рисунок ткани, что вместе создавало определенный стиль в одежде. Стиль в одежде - это своеобразное зеркало той или иной эпохи, позволяющее судить о культуре и экономике государств, о положении человека в обществе, его классовой принадлежности.

Доминирующие виды деятельности :


  • разработка и создание новых композиций одежды с учетом запросов
    различных групп населения и имеющегося ассортимента материала

  • реализация и воплощение в жизнь творческих идей и замыслов

  • подбор материалов для выполнения проект-композиции

  • создание эскизов новых моделей

  • корректировка промышленного моделирования

  • создание новых стилей одежды и оказание влияния на развитие
    различных направлений моды

  • проектирование технически совершенных, удобных и красивых
    композиций одежды

  • организация показов, выставок моделей одежды

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • творческие способности

  • развитое пространственно-образное мышление

  • развитое воображение

  • умение донести, передать основной замысел (идею) с помощью графического изображения, макета

  • хороший глазомер

  • чувство гармонии и вкуса


  • художественные способности


  • хорошее развитие мелкой моторики рук

Личностные качества, интересы и склонности:


  • оригинальность, находчивость

  • свобода от условностей

  • независимость, самостоятельность

  • интуитивность

  • ориентированность на нетрадиционные ценности и установки

  • ответственность

  • терпеливость

  • целеустремленность

  • уверенность в себе

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • консервативность, склонность к поддержке традиционных методов

  • недостаточно развитое пространственно-образное мышление

  • отсутствие воображения

  • отсутствие вкуса

Области применения профессиональных знаний :


  • дома моды

  • моделирующие и производственные организации

  • предприятия легкой промышленности, производственные швейные
    объединения (фабрики, ателье)

Родственные профессии:

Портной, художник по костюмам, конструктор – модельер


Высшие учебные заведения:


  1. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна


  2. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Средние специальные учебные заведения:

  1. Инженерная школа одежды (колледж) ГОУ ВПО "СПБГУТиД"

  2. Колледж технологии, моделирования и управления "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна"

  3. ГОУ СПО Педагогический колледж № 5 Санкт-Петербурга

  4. ГОУ СПО "Российский колледж традиционной культуры СПб


  5. ГОУ СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН"

Парикмахер
О профессии парикмахера знали еще наши древние предки. Во многих литературных произведениях можно прочитать об услугах цирюльников
(так раньше называли в России парикмахеров), сотни людей приходили к ним, чтобы побриться, постричься или сделать прическу. Слово «парикмахер» имеет французское происхождение (perruque ) - накладка из волос, а в театре - одно из выразительных средств грима.
Профессия парикмахера всегда была и будет жизненно необходимой, так как в человеке заложено стремление к красоте и уходу за собой.
Доминирующие виды деятельности :


  • подбор прически с учетом особенностей внешнего облика клиента

  • мытье, расчесывание, стрижка и укладка волос

  • окрашивание волос в различные цвета и оттенки, их обесцвечивание

  • химическая завивка волос

  • завивка волос электрическим способом (щипцами) и на бигуди

  • косметический уход за волосами (лечебно-оздоровительные процедуры: маски, массаж и т.д.)

  • создание причесок на заказ для торжественных случаев

  • бритье лица с учетом свойств и типов кожи

  • работа с париками, шиньонами и накладками

  • дезинфицирование, чистка и проверка инструментов

  • разработка моделей причесок с учетом направления моды

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • хорошее развитие моторики рук

  • точный глазомер

  • умение сосредоточиваться на одном объекте длительное время

  • хорошая зрительная память

  • развитое творческое воображение

  • высокая чувствительность рук

  • художественные способности (к рисованию)

  • высокая помехоустойчивость (способность работать с высоким уровнем шума в помещении)

  • физическая выносливость

Личностные качества, интересы и склонности:


  • терпеливость

  • чистоплотность

  • изобретательность

  • эстетический вкус

  • аккуратность, основательность (умение тщательно выполнять работу)

  • доброжелательность по отношению к людям

  • энергичность

  • легкость в общении с людьми

  • тактичность

  • наблюдательность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • плохая координация движений

  • ослабленные внимание и память

  • неразвитое воображение

  • неразвитая ручная моторика

  • отсутствие эстетического вкуса

  • неряшливость, неумение соблюдать санитарно-гигиенические требования

  • раздражительность и быстрая утомляемость

  • нетерпимое отношение к манерам, вкусу, особенностям внешности других людей

  • чувство брезгливости к другим людям

  • аллергические реакции на химические вещества (пахучие и красящие вещества) и волосы

Области применения профессиональных знаний :


  • парикмахерские

  • салоны красоты

  • дома моделей

  • кабинеты на отдельных предприятиях

Родственные профессии :

гример, визажист, парикмахер-стилист, стилист


Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию парикмахера можно получить в профессионально-технических училищах, учебно-производственных комбинатах или на коммерческих курсах, а также в средних специальных и учебных заведениях:


  1. Петровский колледж

  2. СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН"

  3. СПО "Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга"

  4. Политехнический техникум ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики"

Стилист
Людям свойственно стремиться к гармонии и совершенству, поиску различных композиционных решений: будь то в искусстве, музыке, живописи, архитектуре, литературе или других направлениях культуры. Словом «стиль» называли объединение голландских архитекторов и художников в 1917-1931 годах. Профессия «стилист» важна в наше время, характеризующееся большим объемом различных течений моды, с одной стороны, и стремлением к упрощению культурной продукции (строения, одежда, прически), с другой стороны. Сейчас становятся востребованными специалисты, которые могут профессионально работать над созданием и подбором внешнего облика людей и каких-либо объектов.
Доминирующие виды деятельности :


  • создание внешнего образа клиента (моделирование причесок, макияжа, одежды и т.д.)

  • разработка стиля, наиболее полно подчеркивающего достоинства и скрывающего недостатки клиента

  • применение на практике теоретических разработок (прически, макияж, подбор и производство одежды) в соответствии с индивидуальными особенностями клиента и веяниями моды)

  • подбор цветовой гаммы и оттенков косметических средств, одежды с учетом индивидуальных особенностей и желаний клиента

  • создание профессиональной одежды, имиджа компании, организации с учетом запроса клиента

  • сравнительный анализ и изучение передового опыта отечественных и западных специалистов

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте

  • точный глазомер

  • чувство гармонии и симметрии

  • хорошо развитая тонкая моторика рук

  • развитое творческое мышление

  • хорошее воображение

  • художественные способности

  • высокий уровень развития образной памяти
Личностные качества, интересы и склонности:

  • творческое начало

  • сосредоточенность

  • внимательность

  • аккуратность

  • инициативность

  • терпеливость

  • доброжелательность

  • тактичность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • небрежность

  • невнимательность

  • неряшливость

  • раздражительность

  • грубость

  • отсутствие творческого подхода к работ

Области применения профессиональных знаний :


  • салоны красоты

  • дома моделей

  • парикмахерские

  • компании по созданию имиджа

Родственные профессии:

косметолог, гример, визажист, парикмахер-стилист, имиджмейкер

Учебные заведения, обучающие данной профессии


  1. Петровский колледж

  2. СПО Санкт-петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики "ЛОКОН»

Художник – оформитель
Художник-оформитель - специалист в области изобразительного искусства, использующий художественные приемы и средства в целях оформления.

На Руси художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В XVIII веке положительную роль в развитии художественного образования в России сыграла созданная Петром I в 1711 году Рисовальная школа при Петербургской типографии. Крупной художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая живописная команда «Канцелярии от строений». В ней работали и учились многие известные русские мастера живописи - И. Я. Вишняков, А. П. Антропов и др. Крупнейшим центром художественного образования в России стала основанная в 1757 г. в Петербурге Академия художеств. В XIX веке в ней получили образование художники-реалисты А. А. Иванов, К. П. Брюллов, а также В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин.

Доминирующие виды деятельности:


  • художественно-оформительская работа по заказам структурных подразделений учреждения (организации)

  • графические и шрифтовые работы к материалам исследований и разработок, совещаний, научных конференций, семинаров и творческих дискуссий

  • составление эскизов и выполнение работы по художественному оформлению проектов, макетов, научно-технических отчетов и т.д. участие в разработке проектов художественного оформления помещений и фасадов зданий учреждения (организации), а также занимаемой территории

  • определение наиболее рациональных решений цветового оформления интерьеров

  • авторский контроль за реализацией художественно-оформительских решений

  • контроль за соблюдением эстетических требований при реконструкции и строительстве производственных, служебных и культурно-бытовых помещений

  • разработка рекомендаций по выбору рабочей одежды, соответствующей специфике производства и виду труда

  • разработка проектов благоустройства и озеленения территории предприятия, архитектурно-художественного оформления фасадов зданий и т. д.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • художественные способности

  • хорошие зрение и глазомер

  • творческие способности

  • способность воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков

  • развитое пространственно образное мышление

  • высокий уровень развития воображения;

  • развитое внимание к деталям
Личностные качества, интересы и склонности:

  • оригинальность, находчивость

  • самостоятельность

  • наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки)

  • чувство гармонии и вкуса

  • открытость для восприятия нового

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • отсутствие художественных способностей

  • отсутствие или низкий уровень развития пространственно-образного мышления и воображения

  • отсутствие творческих способностей

  • отсутствие вкуса

  • ригидность мышления

Области применения профессиональных знаний :


  • художественно-конструкторские подразделения на промышленных предприятиях

  • сфера культуры и быта

  • театры, дворцы культуры

  • киноиндустрия

  • образовательные учреждения (колледжи, техникумы, вузы)

  • правоохранительные органы (составление портрета преступника, подозреваемого)

Родственные профессии:

Художник – декоратор, иллюстратор, график, художник – реставратор, художник – мастер, реставратор


Учебные заведения, обучающие данным профессиям

Высшие учебные заведения:


  1. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А.Л. Штиглица)

  2. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина

  3. Санкт-Петербургский государственный университет

  4. Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ)

  5. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

  6. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

  7. Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства


  8. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

  9. НОУ Высшая школа народных искусств (институт)

  10. НОУ Институт декоративно-прикладного искусства

  11. НОУ Смольный институт

Средние специальные учебные заведения:


  1. Художественное училище им. Н.К.Рериха

  2. ГОУ СПО "Ленинградский областной колледж культуры и искусства"

  3. ФГОУ ВПО "Высшая школа народных искусств (институт)"

  4. ГОУ СПО "Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга"

Web -дизайнер
Профессия web-дизайнера включает в себя два аспекта: умение пользоваться специальными компьютерными программами и дизайнерская деятельность. Еще в XIX веке владельцы магазинов, ресторанов и предприятий выпускали рекламные открытки. Эти открытки оформляли специальные люди, которых мы сегодня называем дизайнерами. Сейчас web-дизайнеры занимаются фактически той же деятельностью, но только используя различные компьютерные программы.

Профессия web-дизайнера как таковая появляется только с возникновением мировой компьютерной сети World Wide Web (WWW), в которой возможно создание web-сайтов в рекламных целях (конец 1980-х – начало 1990-х годов).

Доминирующие виды деятельности :


  • оформление сайтов

  • создание идеи и разработка макета сервера

  • создание стиля исполнения макета сервера

  • обеспечение наилучшего восприятия web-документов на экране монитора с учетом времени загрузки документов, пропускной способности канала передачи данных, размера графических файлов документа, качества цветовой палитры

  • определение правил компоновки web-страниц, выбор формата, фона, количества и качества элементов оформления

  • создание стилевых образцов web-документов

  • работа с узлом Internet

  • написание программной части и кода страницы

  • управление гипертекстовыми документами

  • проведение информационной политики фирмы в World Wide Web (WWW)

  • установка и работа со средствами подготовки и проверки web-страниц

  • создание интерактивных web-приложений

  • обновление, модернизация web-документа

  • создание и работа с приложениями для статической обработки
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:


  • развитый эстетический и художественный вкус

  • высокий уровень развития распределения, объема, концентрации и переключения внимания

  • высокий уровень развития образного мышления

  • высокий уровень развития памяти

  • логическое мышление

  • аналитическое мышление

  • развитая моторика пальцев
Личностные качества, интересы, склонности:

  • креативность

  • тщательность

  • систематичность в работе

  • внимательность

  • аккуратность

  • усидчивость

  • ответственность
Области применения профессиональных знаний :

  • предприятия и организации

  • агентства и фирмы компьютерного дизайна

  • учебные заведения

Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию можно получить в высших учебных заведениях:


  1. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

  2. НОУ Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

  3. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Опросник по изучению степени выраженности интереса к профессиям «Художественного типа»

Инструкция: напротив каждого высказывания обведите цифру, которая соответствует степени Вашего интереса к этим видам деятельности (желания им заниматься)

Мне нравится, мне интересно (мне понравилось бы, мне хотелось бы)

0 – совсем не интересно

1- не знаю

2 - интересно, но не сильно

3 - очень интересно


Высказывания, утверждения

0

1

2

3

Помогать подбирать (выбирать) друзьям и родным одежду (обувь, головные уборы); аксессуары; украшения, косметику; прически

0

1

2

3

Выступать на сцене (на подиуме), сниматься в рекламе

0

1

2

3

Конструировать (создавать) модели одежды и (или) делать своими руками украшения

0

1

2

3

Заниматься дизайном (в том числе компьютерным), изобразительным и декоративно- прикладным искусством, фотографией

0

1

2

3

Придумывать новые прически

0

1

2

3

Посещать выставки в художественных музеях, галереях и салонах; посещать показы мод и (или) смотреть их по ТВ (Интернету)

0

1

2

3

Слушать лекции по искусству, МХК, истории моды

0

1

2

3

Изучать различные техники рисования (рукоделия, декоративно – прикладного искусства и пр.); экспериментировать при выполнении творческих работ

0

1

2

3

Перешивать старую одежду; дополнительно украшать новую

0

1

2

3

Знакомиться с миром искусства (моды), читая спец. литературу (книги, журналы); изучая информацию на специализированных сайтах в Интернете

0

1

2

3

Баллы

Обработка результатов:

Просуммируйте обведенные цифры и запишите в соответствующей графе («Баллы»).

Интерпретация результатов:

Количество баллов

Характеристика

14 и ниже

интерес к данной профессиональной сфере не выражен

(слабая степень выраженности интереса)



15-18

слабо выраженная профессиональная склонность

(степень выраженности интереса ниже среднего)



19-22

выраженные профессиональная направленность и интерес

(средняя степень выраженности интереса)



23-26

интерес к данной профессиональной сфере выражен значительно

(степень выраженности интереса выше среднего)



27 - 30

профессиональная направленность выражена ярко и отчетливо

(высокая степень выраженности интереса)


В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно пpeобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос - это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля - то, на что надо мысленно взгля-нуть с большой высоты, из космоса, чтобы лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (напри-мер, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) - это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа - источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материа-лов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно-сти, например, такого рода: художественные стили, гармония цве-тового решения (картины, архитектурного проекта, оформляе-мой витрины, театральной декорации), чувства подаренной лю-дям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформле-ние театрального представления, фразировка (музыкального ма-териала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) - об-разцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отно-шения как таковые не акцентированы: мир людей стран, наро-дов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишен-ный придуманных людьми политических, государственных гра-ниц: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Гол-ландии и т.д.

Условия существования и развития человека - это система рас-селения людей, жилые кварталы, парадные площади города, про-странство для отдыха в проектируемом жилом помещении, про-странство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же - то, что надо обеспечить, преодолевая суще-ствующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перено-ся в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно-гоэтажной застройки).

Типичные примеры профессиональных «гештальтов»: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); воспринимаемая среда города; цепочки знач-ков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека; характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения ге-роя пьесы и т.п.

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализи-ровать это воплощение. Это может быть, например, гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по ри-сунку художника. Это могут быть восстановленные (отреставриро-ванные) детали изображения на холсте старинного мастера, ис-чезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях). Это может быть тысяча первое исполнение первого фортепьянного концерта П.И. Чай-ковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Это мо-жет быть первое и единственное в своем роде скульптурное выра-жение идеи торжества труда, знания.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незри-мые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует кра-соту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внима-тельно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зри-тельного зала. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуж-даемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное на-следие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний - как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной об-ласти (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда - быстрые и сложные координированные движения.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер, для того чтобы не про-сто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие - нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя. Подобного рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом всякий раз надо разбираться конкретно.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность не-предвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения. Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредствен-но чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать ком-позиционные принципы в своей области (изобразительное искус-ство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт - уважительное отношение к со-стоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена испол-нять как фокстрот (технически это, конечно, достижимо, но не-допустимо - «можно, но нельзя» по соображениям художествен-ного такта). Нельзя подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться ду-хом и стилем соответствующей эпохи и конкретного мастера, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей про-фессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы дол-жен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значи-мым целям. Настойчивость, самодисциплина - важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыра-жение свойственно любому мало-мальски активному человече-скому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «скулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток - во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыра-жение - непременный признак художественного склада психики. Зачастую идею самовыражения используют для того, чтобы при-крыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим - отличиться. Каждому с определенного возраста (примерно с дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она обостряется в подростко-вом возрасте, а затем несколько умеривается в результате пони-мания того, что каждый человек в своем роде значителен.

Однако отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисцип-лины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать, некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной лю-дям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Пор-трет» - там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.

Особенности творческости (креативности) представителей об-суждаемого типа профессий состоят в том, что они - новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава - это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказы-ваться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важ-ны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед чело-веком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совер-шенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда. Скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения мно-гочисленными упражнениями, т.е. когда ему не надо думать, по-падет ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента. Особенности саморегуляции представителей этого типа про-фессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям. Например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специали-сты разных профилей: и экономисты, и инженеры-конструкто-ры, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция кап-ризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним согла-шались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нуж-на исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хо-рошо, сделай как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпе-ние, способность к многократным переделкам сделанного - важ-ные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся дли-тельные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, не-малые нервные нагрузки.

Список профессий, относимых к данному типу:

  • Актёр
  • Артист цирка
  • Архитектор
  • Балетмейстер
  • Балерина
  • Брейдер
  • Визажист
  • Гитарист
  • Диджей
  • Дизайнер
  • Дирижёр
  • Журналист
  • Звукорежиссёр
  • Златокузнец
  • Иллюстратор
  • Имиджмейкер
  • Кинодраматург
  • Киномеханик
  • Кинооператор
  • Кинорежиссер
  • Композитор

Тип «человек-художественный образ» объединяет профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу.

Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • — Художественные способности, развитые эстетические чувства.
  • — Развитое зрительное восприятие, наблюдательность зрительная память.
  • — Наглядно-образное мышление, творческое воображение.
  • — Знание законов эмоционального воздействия на людей.
  • — Аналитическое нестандартное мышление

ДИЗАЙНЕР

С давних времен человеку было свойственно стремление сделать свою жизнь более комфортной, а окружающие его предметы более функциональными и красивыми. И это естественно, так как без постоянных преобразований и улучшений окружающего нас мира жизнь была бы скучной и однообразной, серой и унылой.

С начала ХХ века многие задачи и функции, связанные с формированием и модернизацией окружающих нас предметов, сконцентрировались в такой сфере деятельности человека, как дизайн. Сам термин произошел от английского “design”, что в переводе означает процесс проектирования, задумывания, конструирования. Именно все эти направления сочетает в себе сфера дизайна. Хотя очень часто принято подразумевать под работой дизайнера лишь улучшение внешних характеристик того или иного предмета или пространства, на самом деле дизайн включает в себя и многие другие этапы создания или модернизации предметной среды. Появление дизайна как отдельной сферы деятельности человека было своеобразной реакцией на стихийное формирование окружающего нас предметного мира. А с возникновением дизайна этот процесс стал менее спонтанным, но подчиненным законам композиции и сочетания цветов.

Профессии относятся к формату «артистический».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

Близкие по содержанию профессии:

  • — архитектор
  • — стилист
  • — декоратор
  • — модельер

Профессиональный дизайнер сегодня — это специалист с высшим образованием по данной профессии, владеющий знаниями инженера-конструктора, основами психологии, знающий законы сочетания различных материалов, а также цены на эти материалы и многое другое… Современный дизайнер, как правило, специализируется на определенном направлении — дизайн интерьера, промыш-

ленный дизайн, архитектурный дизайн, ландшафтный дизайн, автодизайн и так далее….

В середине ХХ века в нашей стране дизайнерские разработки выполнялись централизовано в специализированных научно-исследовательских и художественно-конструкторских бюро, а широкого распространения эта профессия не имела (обучение по специальности «Дизайнер» велось до 90-х годов прошлого века лишь в нескольких вузах на всю страну). Сегодня обучение по данной специальности осуществляют несколько десятков российских вузов. В их числе и челябинские Филиал БИЭПП и Русско-Британский институт управления РБИУ (который первым среди вузов нашей области открыл самый большой спектр дизайнерских специальностей).

В завершение обзора данной профессии можно отметить, что присутствие дизайнерской мысли во многих сферах деятельности человека стало сегодня неотъемлемой составляющей реальности, а профессия дизайнера обретает все

более прикладной характер.

А. Мартин

СКОРО! обзор таких профессий, как АКТЕР, АВТОДИЗАЙНЕР, ИМИДЖМЕЙКЕР, МОДЕЛЬЕР, МУЗЫКАНТ, КЛИПМЕЙКЕР, ПИСАТЕЛЬ, РЕЖИССЕР, ФОТОГРАФ ….

В российском Министерстве просвещения намерены в 2020 году исключить почти сто позиций из перечня профессий и специ-альностей среднего профессионального образования (СПО) страны. Эта мера связана с необходимостью «отсеивания» морально и содержательно устаревших профессий, а также и не пользующихся явной популярностью у абитуриентов в последние пять лет.

В рамках технологических изменений нашего времени на смену «отмирающим» профессиям идут специальности нового формата и содержания.

Министерство науки и высшего обра-зования РФ разрабатывает к 2021-22 учебному году новые правила распреде-ления бюджетных мест высших учебных заведений страны.

К данному периоду Минобрнауки России планирует запустить новую модель распределения контрольных цифр приема в вузы.

Новую модель планируется применить к конкурсу по распределению контрольных цифр приема в вузы на 2021-22 учебный год.

При этом запланированные изменения модели распределения бюджетных мест дают вузам в субъектах страны возмож-ность увеличить контрольные цифры приема в предстоящих конкурсах в рамках абитуриентской кампании.

В министерстве считают, что обнов-ленная модель (в отличие от действую-щей) будет направлена «на обеспечение спроса субъектов РФ на рабочую силу, а не на потребности образовательных орга-низаций, находящихся на территориях соответствующих регионов».

По сообщению министра просвещения РФ Ольги Васильевой на совете при президен-те РФ по русскому языку более 70 тысяч абитуриентов ежегодно поступают на бюджетные места в педагогические вузы страны. Однако только 60% из них в итоге завершают профильное образование, а идут работать в школы лишь около 30%.

В текущем 2019 году прием на бюджет-ные места по педагогическим направле-ниям был увеличен.

На сегодня больше всего не хватает учителей математики, физики, ин-форматики, английского языка.

ХIII специализированная выставка «Обра-зование через всю жизнь. Абитуриент 2020» состоялась в ноябре в Челябинске.

Единственная региональная образова-тельная выставка в области ежегодно помогает тысячам абитуриентов опре-делиться с выбором будущей профессии.

С 12 по 14 ноября на площадке ТРК «Га-гарин Парк» (ул. Труда, 183) собрались ведущие высшие учебные заведения и центры обучения из 13 городов России (Санкт-Петербург, Москва, Пермь, Тюмень, Екатеринбург и других), а также обра-зовательные учреждения Челябинска и области.

Лучшие студенты нескольких вузов страны получат стипендии Россель-хозбанка.

Стипендиальная программа будет направлена на стимулирование творческой активности и интеллектуального по-тенциала студентов.

В числе вузов, студенты которых выдвигаются на данную стипендию, и УрГАУ. Ученый совет Уральского госу-дарственного аграрного университета будет ежегодно выдвигать кандидатов на соискание стипендий Россельхозбанка.

Целью данной стипендиальной программы является повышение роли высшего профобразования в социально-экономи-ческом развитии области, в подготовке высококвалифицированных специалистов по специальностям, наиболее важным для аграрного сектора экономики.

Критериями отбора для получения именной стипендии на протяжении 12 месяцев являются высокая успеваемость, научная деятельность и публикации, обучение по сельскохозяйственным специальностям, участие в олимпиадах. Имена первых стипендиатов Россель-хозбанка будут известны уже в ноябре.

В рамках недавней XXI аграрной выставки «Золотая осень» Председатель Правления АО «Россельхозбанк» Борис Павлович Листов объявил о запуске стипендиальной программы для студентов 54 вузов на 2019-2020 учебный год. Он подчеркнул, что достижение национальных целей, в том числе превращение России в одного из лидеров международного рынка продукции агропромышленного комплекса, неразрывно связано с развитием человеческого капита-ла, в который необходимо инвестировать в первую очередь.

1 ноября в Челябинске, наряду с другими регионами страны, состоялась Всерос-сийская акция «Большой этнографический диктант». Мероприятие реализуется с целью оценки уровня этнографической грамотности населения и знаний о народах, проживающих в Российской Федерации, их культуре и традициях.

Участниками диктанта могли стать жители как России, так и зарубежных стран, владеющие русским языком. Воз-растного и образовательного ценза нет.

Для участия необходимо обратиться на любую из региональных площадок, адреса которых можно найти на сайте проекта и в социальных группах vk.com/miretno, vk.com/miretno74

В нашей стране данная масштабная акция проводится уже четвёртый раз подряд. В прошлом году диктант написали 392 тысяч человек на 4567 площадках в России и за её пределами. В прошлом 2018 году диктант стал международным мероприятием, ведь к участию присоединились такие страны как Киргизия, Таджикистан, Молдова и др.

Для тех, кто по каким-либо причинам не смог проверить свои знания на регио-нальных площадках, было организовано онлайн-тестирование на официальном сайте с 1 по 4 ноября 2019 года.

gastroguru © 2017