Выбор читателей
Популярные статьи
Классификация монополий
Монополия – исключительное право торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.
По степени охвата экономики : – ЧИСТАЯ (в масштабе 1 отрасли)
– АБСОЛЮТНАЯ - в масштабе гос-ва (монополия на внешн торгов)
По характеру и причинам возникновения :
– ЕСТЕСТВЕННАЯ монополия (ею обладают собственники, владеющие уникальными природными ресурсами)
– ЛЕГАЛЬНАЯ – монополия, которая признается государством и защищается законом.
а) патентная система или лицензирование – исключительное право государства разрешать кому-либо заниматься определенным видом деятельности. Напр., все коммунальные службы.
в) торговая марка или фирменный знак – исключительное право фирмы выпускать свою фирменную продукцию и использовать торговую марку.
– ИСКУССТВЕННАЯ монополия – союз фирм, заключающийся с целью подавления конкурентов и получения сверхприбыли.
Механизм образования монополий:
1) Объединяются несколько фирм в одну сверхфирму;
2) Эта сверхфирма устанавливает цены на свою продукцию ниже себестоимости;
3) Конкуренты не выдерживают этих цен и терпят банкротство;
4) Эта объединенная фирма становится монополией и устанавливает монопольно высокие цены.
Виды искусственных монополий:
КАРТЕЛЬ – союз фирм одной отрасли, которые не сливаются в одну фирму, а только договариваются между собой о совместных ценах, о квотах выпускаемой продукции, делят рынки сбыта.
СИНДИКАТ – союз фирм одной отрасли, в котором сохраняется раздельная собственность на средства производства, но образуется совместная собственность на производимую продукцию (производят отдельно, продают вместе через общую торговую фирму).
ТРЕСТ – союз фирм одной отрасли, в которой образуется совместная собственность и на средства производства и на производимую продукцию.
КОНЦЕРН – союз фирм разных отраслей производства, включающий торговые, транспортные предприятия, банки, контролирующий всю цепочку от добычи сырья до сбыта готовой продукции.
С образованием концернов ослабевает монополизм м усиливается конкуренция, потому что концерн не может удержать монополию в нескольких отраслях сразу.
Если периоду трестов соответствует монополия, то периоду концернов соответствует олигополия.
Правила поведения фирмы монополита.
1. Монополия устанавливает монопольно высокие цены на производимую продукцию.
2. Монополия устанавливает монопольно низкие закупочные цены на продукцию.
3. Фирма, одновременно является монополией и монопсонией, устанавливает монопольно низкие закупочные и монопольно высокие продажные цены.
4. Искусственно сдерживается технический прогресс.
Основные направления антимонопольного законодательства.
Осознавая экономическую опасность монополии, государство ведет борьбу с монополизмом.
Направления : 1. ограничивается монополизация рынка, 2. запрещается слияние крупных фирм с целью создания монополий, 3. запрещается установление монопольно высоких цен, 4. поощряется конкуренция в цивилизованных формах. .
Существует антимонопольный комитет, который бьет тревогу при негативных проявлениях.
Особенности монополизма в современных условиях
Монополий в чистом виде нет в настоящее время. Сейчас монополией считается фирма, производящая более 60% продукции отрасли. Они находятся на острие технического прогресса, вкладывая большие средства в научные исследования и технические разработки.
Вывод: в современной экономике нет кратчайших проявлений рынка (чистой монополии и совершенной конкуренции), а существует своеобразное сочетание элементов конкуренции с элементами монополизма в виде олигополии и монополистической конкуренции.
ЛЕКЦИЯ № 8. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА
Развитие и становление монополии в России
Монополизация представляет собой целый процесс завоевания рынка с целью занятия на нем господствующего положения.
Еще с давних времен на Руси существовала понятие монополии , как таковой экономический и политический устав общества резко отличался от того, что мы имеем на сегодняшний день, но в целом монополистический строй все равно имел ярко выраженную форму. Так, при правлении царей монополия была на ряд важнейших товаров и продуктов: соль, порох, и даже календари. Эти товары были очень необходимыми народу того общества и доставать их было трудно, поэтому государство устанавливало квоту на эти товары и полностью регулировало рынок в их отношении.
А вот во времена Советского Союза рынок имел практически полностью монополистический характер, во главе рынка стояло государство, оно его регулировало, устанавливало цены на товар и продукцию, контролировала инфляцию, а также деятельность всех предприятий была подвержена влиянию государства.
В начале 1990-х годов в Россию пришла новая власть, большие перемены пришли в экономику нашей страны, рынок стал не монополистическим, а конкурентным. На рынке появилось множество товаров различного рода и качество, большое количество предприятий, как производственных, так и торговых, причем надо отметить, что собственниками этих компаний являлись частные лица или юридические лица, а не государство. В эти года государство окончательно потеряло контроль над рынком, и рынок стал развиваться «сам по себе».
Монополистическому рынку присущи следующие черты:
На рынке может существовать всего два вида искусственной монополии:
Определение 1
Производственная искусственная монополия – это процесс завоевания рынка самостоятельным путем за счет таких конкурентоспособных факторов как: современные и высокотехнологичные производственные мощности, самая эффективная политика издержек производства, высокий уровень управления на предприятии.
Замечание 1
Все это приводит к тому, что готовая продукция для потребителя получается самой конкурентоспособной, так как цена за счет перечисленных факторов, скорее всего самая доступная.
Искусственная монополия, образованная на базе получения патентов или лицензий, основана на том, что предприятие получает конкурентное преимущество за счет патента на продажу или производства ноу-хау, которого нет у других производителей, тем самым оно становиться монополистом в области производства этого товара.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»
(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)
Кафедра торговой политики и прикладной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «микроэкономика»
НАЗВАНИЕ
Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий
Работу выполнила
студентка Сиушова Ольга Александровна
курс 1,группа 2211
зачетная книжка №15382-з
Научный руководитель
Жилинкова Ирина Николаевна
Санкт-Петербург,2016
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1 Искусственная монополия и её основные компоненты
1.1 Понятие «искусственная монополия» и её характеристика…………………4
1.2 Виды искусственной монополии………………………………………………7
1.3 Сравнение искусственной монополии с другими видами монополий……..9
Глава 2 Методы регулирования искусственных монополий: теоретические положения и возможности применения на практике
2.1 Источники и цели антимонопольной политики…………………………….11
2.2 Основные направления регулирования искусственных монополий и способы их осуществления…………………………………………………………………..15
Глава 3 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий в России
3.1 Искусственные монополии в России………………………………………….19
3.2 Развитие искусственных монополий в экономической деятельности России……………………………………………………………………………….20
3.3 Методы регулирования искусственных монополий в России……………...28
Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованных источников ………………………………………….35
Введение
Ни один из видов рынка не совершенен. Рассмотрим монополистический рынок, при условиях которого полностью блокируется механизмы саморегулирования рынка. Поэтому создано множество органов и законов для надзора за монополией. Антимонопольные организации сейчас существуют во всех продвинутых странах для реализации исполнения антимонопольного законодательства.
Актуальность избранной темы состоит в том, что борьба с монополистическими тенденциями для экономики РФ является одной из важнейших потребностей. Это обосновано тем, что монопольной власти в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не угрожает даже в длительном плане. В таких критериях сделать лучше ситуацию может только правительство, проводящее сознательную антимонопольную политику.
Основной неувязкой в исследуемой области является набор резко отрицательных последствий для экономики страны, с которыми связано существование монополий.
Цель этой работы является изучение искусственных монополий, её принципов и направлений, а также основных антимонопольных тенденций в России и развитых странах.
В связи с этим представлены следующие задачи курсовой работы:
· Рассмотреть понятие «искусственная монополия»
· Сравнить искусственную монополию с другими видами монополий
· Разобрать антимонопольную политику и как она влияет на экономические факторы
· Определить цели антимонопольных законов России в ХХI веке
· Значимость борьбы с искусственными монополиями
Глава 1
Искусственная монополия и её основные компоненты
Понятие «искусственная монополия» и её характеристика
Чтобы преступить к понятию искусственная монополия для начала нужно разобрать понятие «монополия» и в кратко разобрать её принципы.
Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Т.е. при монополии полностью отсутствует вероятность какой-либо конкуренции.
«Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить» (Адам Смит).
По мнению автора в этом виде рынка самые высокие цены на товар, однако, с ними ничего не поделаешь, ведь монополии производят единственный нужный продукт, который вынуждены приобрести покупатели, не зависимо от стоимости продукции.
Говоря о цене нельзя не упомянуть о барьерах, которые устанавливает монополия. Их устанавливают для того чтобы ранок был не доступен для мелких предприятий. Ведь если рынок будет доступен для большого количества предпринимателей, то он уже не будет считаться монополией. Важнейшими признаками считаются:
· Отсутствие совершенных заменителей у товара. Предприятие-монополист может выпускать однородную или же дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенного, с точки зрения покупателя, заменителя.
Перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо стремится к нулю. То есть, фирма является чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов).
· Отсутствие свободы входа на рынок, то есть монополист может существовать, пока вход на рынок другим предприятиям закрыт: наличие у предприятия-монополиста патента на продукцию, технологию, существование правительственной лицензии, квот, контроль монополиста над каким-либо ресурсом производства, наличие существенной экономии от масштаба производства, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика и т.д. То есть, фирма ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами.
· Одному продавцу противостоит большое число покупателей.
· В условиях монополии цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход.
По происхождению можно выделить 2 вида монополии: Естественная и Искусственная монополии.
Теперь перейдем к понятию «искусственная монополия». Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
· создают непреодолимые барьеры для входа на отраслевой рынок фирм-новичков;
· ограничивают предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения, доступ к источникам сырья и энергоносителям;
· создают непреодолимый новый уровень технологии;
· применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
· не дают прорваться новым фирмам, потому что хорошо поставлена реклама
Искусственные монополии состоит из ряда конкретных форм. Простейшие формы - картели и синдикаты.
У искусственной монополии также есть свои признаки. Монопольный рынок с точки зрения экономической теории характеризуется следующими особенностями:
· наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги;
· продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей;
· присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок;
· определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.
В теории построить такую модель экономических отношений вполне реально, а вот встретить на практике почти невозможно. Именно поэтому формы естественной и искусственной монополии считаются условными рыночными структурами.
Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей, предлагая как стандартизированную (схожую), так и дифференцированную продукцию.
Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до семи фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.
Основными характеристиками олигополии являются следующие:
1) на рынке функционирует несколько продавцов-участников (от трех до семи);
2) доля каждого из участников значительна, и они оказывают взаимное влияние;
3) продукция как дифференцирована, так и тождественна (одинакова, схожа);
4) возможно возникновение тайного сговора;
5) ограничены условия вхождения на рынок новых участников и выхода из него;
6) данные рынок подвержен большему контролю и воздействию со стороны органов государственной власти.
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимосвязь фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведение остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счёт эффекта масштаба снижаются. Изменения цены одним из конкурентов, доминирующем в производстве или реализации, определяют ценовую политику в отрасли. Другие «подчиняются» ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах , характерна для олигополии.
В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются более эффективными, поэтому используются чаще.
Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.
При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.
Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чистая монополия , когда целая отрасль представлена одной фирмы. Т.е. понятия «фирма» и «отрасль» количественно совпадают. В масштабе страны такая ситуация крайне редка, но в масштабе небольшого города или области, района такая ситуация вполне реальна и даже типична: в городе могут функционировать одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одна электростанция и т.д.
Чистая монополия (от греч. monos - один, polio – продаю) – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: во-первых , под монополией понимают крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых , под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющей ей доминировать на нем.
Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке за счет создания наиболее благоприятных условий.
Основные черты чистой монополии :
а) единственный продавец производитель;
б) товарная дифференциация отсутствует, следовательно, отсутствие товаров-заменителей;
в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий – вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями;
д) также затруднен процесс ухода из отрасли;
е) наличие экономических и юридических барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее.
Различают два типа монополий по способу формировании (возникновения) - естественная и искусственная.
1. Естественная монополия – представлена в виде частных собственников и организаций, имеющие в своем составе редкие и свободно невоспроизводимые экономические ресурсы (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).
Причинами возникновения естественных монополий являются:
Ограниченность, невоспроизводимость и различное качество природных ресурсов (дифференциация их качества);
Отсутствие близких заменителей (субститутов) при уникальности выпускаемого продукта.
Естественная монополия формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил при высоком уровне концентрации производства.
2. Искусственные монополии – это объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических объединений. Искусственная монополия возникает на основе сговора или подавления конкурентов.
Выделяют также типы монополии с точки зрения возможности проникновения в отрасль (возможности появления новых соперников) за счет наличия защиты со стороны государства (органов государственного управления) :
1. Открытая монополия – монополия, при которой одна из фирм (по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.
2. Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию: патентами, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производства в долгосрочном временном интервале. Фирма получает доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативную стоимость капитала, но не присваивает экономической прибыли.
Горизонтальная и вертикальная интеграция, диверсификация – как способы образования монополий. Формы и характеристика монопольных объединений. Монопольная власть: сущность и формы проявления. Сущность монопольной цены
Монопольная власть – степень контроля, осуществляемого монополистами на своих рынках.
Для измерения «силы» монопольной власти используется также индекс английского экономиста Абби П. Лернера (1905 – 1982):
где М – индекс монопольной власти;
Р m – монопольная цена;
МС – предельные издержки (оптимальные)
Экономический смысл индекса Лернера состоит в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти.
В условиях совершенной конкуренции цены (Р) равны предельным издержкам (МС). Следовательно, в условиях совершенной конкуренции сила монопольной власти равна нулю, ибо Р – МС = 0. В условиях несовершенной конкуренции монопольная цена (Р m) выше предельных издержек (МС). Следовательно, интервал между 0 и 1 как раз и характеризует силу монопольной власти. Чем выше этот показатель, тем выше монопольная власть фирмы.
=
Предельные издержки (МС) в России вообще не учитываются в системе бухгалтерского учета.
Если числитель и знаменатель этой формулы умножить на количество проданного товара (Q), то в числителе будет получена масса валовой прибыли, а в знаменателе – объем продаж, валовой (общий) доход. Отношение между ними ответит на вопрос: какова доля прибыли в общем объеме реализованной продукции. И тогда формула А.П. Лернера примет вид:
Вывод: высокая прибыль – это признак силы монопольной власти.
На рынке устанавливается монопольная цена, которая превышает предельные издержки, т.е. Р m > МС (зарубежом), Р m > АТС (в России). Власть абсолютной монополии приводит к увеличению прибыли самой монополии и одновременно к потере доходов потребителей. Монопольные цены всегда выше конкурентной цены.
Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.)
Концентрация производства – главная причина возникновения монополий. Увеличение масштаба производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям (рис. 7.3):
Процесс возникновения монополистических союзов обусловлен следующими факторами, представленными на рисунке 7.4.
Рисунок 7.4 – Процесс создания монополий
В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии – монопольных объединений (олигополистических объединений) :
1. Картель – простейшая форма объединения; это соглашение о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадая под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором (соглашением). Соглашение о ценах, рынок сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.
2. Синдикаты – организационная форма объединения, при которой вошедшие участники в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляется централизованно. Это объединения с целью организации совместного сбыта продукции. Они были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты, так, например алмазный синдикат «Де Бирс» сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с данным синдикатом.
3. Трест – это такая форма объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную и коммерческую самостоятельность. Это объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. Руководство трестом осуществляется из «единого центра». Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.
4. Концерн – организационная форма объединения предприятия различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но их деятельность контролируется и управляется из единого центра компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделений концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.
Первоначально концерны были распространены в США и Японии в настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.
5. Пул – объединение, которое получило распространение в области использования проектов. Участники пула стремятся к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
6. Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. Холдинг – головная компания, общество, созданное крупными монополиями для управления дочерними предприятиями через систему участия. «Вобрав» в себя контрольный пакет акций десятков и сотен предприятий, холдинг направляет их развитие, а растущие доходы позволяют крупным холдингам обращаться и к собственной предпринимательской деятельности. Юридически существуют акционерные общества, ООО, единоличные предприятия. Холдинг-компания (или «держательная компания») – организация, основная функция которой – управлять деятельностью нескольких акционерных обществ через владение их контрольным пакетом акций.
7. Конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.
8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент – это документ, выданный правительством лицу о предоставлении исключительного права на изготовление, использование или продажу благ. Ондает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки - это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.
Антимонопольное регулирование экономики: сущность, цели и методы. Антимонопольное законодательство и его роль в экономической системе. Антимонопольная политика в РФ. Функции Федеральной антимонопольной службы РФ.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Меры административного характера предусматривают введение прямых ограничений.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают :
ü поощрение создание товаров-заменителей;
ü поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранение доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
Антимонопольное регулирование – это система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы антимонопольного регулирования:
Ограничивается монополизация рынка;
Постоянный государственный мониторинг;
Запрещается установление монополистических цен;
Сохранение и поддержание конкуренции.
Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.
Цели антимонопольного законодательства:
Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития совершенной конкуренции в народном хозяйстве,
Снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной конкуренции.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
В конце 1991 года в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных (рынках)», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона - Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.
В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан государственный комитет по антимонополистической политики (Антимонопольный комитет), позже преобразованный в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика – это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
По решению ФАС доля хозяйствующего субъектом может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Основные направления антимонопольной политики в России:
ü контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
ü контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%);
ü предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.
В странах со смешанной экономикой можно выделить основные четыре формы государственного регулирования экономики, которые также осуществляют проведение антимонопольной политики (рис. 7.5).
|
Рисунок 7.5 - Формы государственного регулирования экономики
В современных условиях главной функцией государства становиться организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
o создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
o обеспечение социальной защиты группы населения, положение которых в рыночной экономике становится наиболее уязвимым;
o минимизацию негативных последствий рыночных отношений.
Для выполнения данных целей современное государство имеет мощные регулирующие средства воздействия на рыночную экономику.
Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 7:
1. Каковы преимущества и недостатки каждого из видов конкуренции: внутриотраслевой, межотраслевой, ценовой, неценовой, совершенной, монополистической, олигополии, монополии.
2. Какова сущность понятий «олигопсония» и «монопсония», а также чем данные явления характеризуются.
3. Каковы функции Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Монополия (от греч. monos – один, единственный + poled – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий (рис. 5.6): собственно монопо́лию, олигопо́лию (от греч. oligos – немногий + poleo), монопсо́нию (от греч. monos + opsonia – закупка продовольствия) и олигопсо́нию (от греч. oligos + opsonia).
Рис. 5.6.
Так, например, если в небольшом городке единственное "серьезное" предприятие – скажем, хлебозавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке хлебопродуктов и монопсонистом на рынке труда (как самый крупный покупатель рабочей силы). В то же время не исключено, что тог же хлебозавод находится во власти олигополистов – двух-трёх близрасположенных мельниц, поставляющих ему муку.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются следующие три (рис. 5.7): высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по закону России – обычно свыше 35%); доминирующее , т.е. преобладающее, положение этих фирм на рынке определённых товаров и установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхпри́былей. Суть своекорыстных действий монополи-
Рис. 5.7.
ста сводится к тому, что намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цепы. В отличие от этого монопсонист, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем, зерна у фермеров), создаёт для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.
По происхождению выделяют два главных вида монополии: естественную и искусственную (рис. 5.8). Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в о́траслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее бо́льшую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.
Такой монополией, например, обладает историческая область Шампа́нь (Франция), в которой, согласно французскому законодательству, только и может быть произведено знаменитое вино с названием "шампанское".
Или взять фабрику "Северная чернь " в Великом Устюге (Вологодская область) – старинном, многоглавом, уютном городе, достойно избранном родиной российского Деда Мороза. Эта фабрика – естественный монополист в оригинальном чернении по серебру, сложившемся ещё в XVIII веке, а ныне известном не только в нашем Отечестве, но и за рубежом.
Рис. 5.8.
Иное дело – искусственная монополия. Это монополия "рукотворная", специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов (с помощью, скажем, демпинга ); или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно ); или добровольно объединяются друг с другом (обычно путём взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты (табл. 5.1). Основные различия между ними – в широте соглашений участников и "плотности" их объединения. Так, наиболее простая и до сего дня распространённая форма – картель . Его участники (производящие однородную продукцию – нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цеп (кто, где, сколько и почём продаёт). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую (торговую).
Яркий пример картеля международного масштаба – Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК (аббревиатура английского наименования: Organization of Petroleum Exporting Countries) – основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся проводить единую политику в области добычи и экспорта нефти. Созданная в 1960 году, ОПЕК в конце XX века насчитывала 11 стран-членов: Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. В последние годы в работе Организации в качестве наблюдателя принимает участие и Россия.
Особенно успешно (для себя) ОПЕК действовала в 1970-х годах (да и позднее). Договариваясь о квотах производства и ценах, её участники доходно господствовали на мировом рынке нефти и накопили значительные суммы "нефтедолларов" на своих счетах в западных банках.
Таблица 5.1
Основные формы монополистических союзов
Формы союзов |
Происхождение названия |
Главные пункты соглашений |
Самостоятельность участников |
Картель |
от итал. centа – документ |
|
и производственная, и коммерческая |
Синдикат |
от греч. syndikos – действующий сообща |
|
только производственная |
Трест |
от англ. trust – доверие |
полное объединение предприятий |
теряют всякую самостоятельность |
Однако цивилизованный мир стремится ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или использовать так называемое лидерство в цепах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные "молчаливо" следуют за ней).
Вот пример скрытого картелирования. В начале 1990-х годов ряд химико-фармацевтических фирм Западной Европы и Японии, в том числе знаменитый немецкий концерн BASF (аббревиатура от нем. Badische Апiliп & Soda Fabrik – Баденская анилино-содовая фабрика), тайно сговорились о постепенном повышении цен на искусственные витамины А, В, С и Е. Однако их обогащение было недолгим. История вышла-таки наружу, и компаниям пришлось раскошелиться на миллионные штрафы и компенсации но многочисленным судебным искам ограбленных граждан.
Ради повышения доходов применяются и другие ценовые "хитрости". Так, на сопряжённые, дополняющие друг друга товары (скажем, принтер и краска к нему) устанавливается "система связанных цен": на основной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования его сбыта), а на сопутствующий (краску) – завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Ещё пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным "ценам снятия сливок" (для "избранных", богатых покупателей), а затем в ход идут пониженные "цены проникновения " – для завоевания кошельков широкой публики.
Вторая, более тесная форма союза – синдикат . В нём, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть (коммерческая самостоятельность участников, стало быть, здесь утрачивается).
Например, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут (а) ослабить взаимную конкуренцию, (б) сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время (в) дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.
Наконец, третий и наиболее тесный монополистический союз – трест . Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жёстким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты – наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.
Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. Концерн (от англ, concern – фирма, предприятие) – это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.
Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт – так называемый хо́лдинг (от англ, hold – держать, владеть) – головная (держательская) компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.
Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности прежде всего за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики. При этом в отдельных сферах деятельности концерна может сложиться монополизм.
В заключение важно упомянуть и такую особую форму экономических союзов, как консо́рциум (от лат. consortium – соучастие, сообщество). Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).
Статьи по теме: | |
Пегас туристик раннее бронирование на год
Согласие на обработку персональных данных Настоящим Я, являясь... Должностная инструкция PR-менеджера, должностные обязанности PR-менеджера, образец должностной инструкции PR-менеджера Pr менеджер в крупной компании
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен... Как делают упаковку тетра пак Что такое тетра пак
Все заводы Тетра Пак по всему миру сделаны, практически одинаково. То... |