Проект «Маленькие исследователи» проект (средняя группа) на тему. Исследовательский проект для средней группы Проект маленькие исследователи средняя группа

Проект «Маленькие исследователи»

Пустобаева Надежда

Александровна, воспитатель

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный – 1 год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. «Игры с водой и песком», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. «Опыты с песком и глиной», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

6. Интернет-ресурсы.

Материально-техническое:

Подборка консультативного материала для детей и родителей;

Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

Подбор иллюстраций, детской литературы;

Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

Оформление «детской лаборатории» в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников».

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование».

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

Экскурсия в «детскую лабораторию2. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

Для чего нам нужна лаборатория в группе?

Для чего нужны эксперименты?

Вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

Что такое микроскоп и лупа?

Какие вещества растворяет вода?

Почему дует ветер?

Почему не тонут айсберги?

Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

Проделать эксперименты и опыты.

Задать свои вопросы родителям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители»

Работа с детьми

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Октябрь

Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь

Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.

Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент “Родственники стекла”.

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Декабрь

Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Январь

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Февраль

Эксперимент “Испытание магнита”.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент “Необычная скрепка”.

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Март

Эксперимент “Волшебный шарик”.

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Эксперимент “Что такое молния”.

Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Эксперимент “Почему горит фонарик”.

Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Апрель

Эксперимент “Сила тяготения”.

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”.

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Май

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями

Октябрь

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Ноябрь

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Декабрь

Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.

Январь

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Февраль

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Апрель

Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

Май

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?».

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Снежинка» . Воспитатель: Калина А.Х. 2015

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Актуальность.

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу по неживой природе: «Юные исследователи» . Обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, я считаю, что детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Сроки реализации проекта: 1, 5 месяца (краткосрочный) .

Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Задачи:

  • обогащение представлений малышей об объектах неживой природы
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения; обогащение словарного запаса.
  • создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемый результат:

  • формирование представлений детей о объектах неживой природы: солнце, вода, песок и воздух.
  • формирование познавательного интереса к играм, опытам, наблюдениям, экспериментам.
  • обогащение словарного запаса.
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Виды деятельности.

  • художественное творчество (изо, лепка)
  • коммуникация (беседа, чтение художественной литературы)
  • физическое развитие
  • познание (Ф Э М П, Ф Ц К М, сенсорное развитие, познавательно – исследовательская деятельность)
  • безопасность. О Б Ж, экологическое сознание.
  • здоровье (КГН, ЗОЖ)
  • социализация (Игры, театр, экспериментирование)

Этапы реализации проекта:

I этап: Подготовительный.

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме «Опыты, игры, эксперименты для первой младшей группе» .
  2. Разработать картотеку потешек, пальчиковых и дидактических игр; картотеку исследований, опытов, экспериментов.
  3. Разработать перспективный план «Опыты, игры эксперименты в первой младшей группе» с учётом картотеки игр.
  4. Пополнить предметно – развивающую среду.
  5. Подготовить информацию для родителей по темам:
  • анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»
  • консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»
  • памятка для родителей: «Экспериментирование с неживой природой»

консультация для родителей: «Играя, познаём окружающий мир»

  • консультация для родителей " Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром».

2 этап. Основной.

1. Привлечение родителей:

  • к созданию предметно развивающей среды:

Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д. пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.

  • к проведению опытно – экспериментальной деятельности в домашних условиях.

2. Реализация проекта «Юные исследователи» .

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Виды деятельности. Название. Цель.

Чтение художественной литературы Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.

Разучивание потешки про солнышко. Развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.

Эксперимент «Солнечные лучики» .

.

Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» . Способствовать развитию моторики рук, развитие речи.

Рисуем мелом на асфальте «Светит солнышко» . Цель: Познакомить детей с мелом, показать для чего нужен мел, как мел рисует на асфальте, развивать речь, социализировать детей в обществе, развивать физические качества.

Слушанье и пение песни «Солнышко» . Формирование у детей интереса к солнышку, его красоте.

Труд: «Привлечь детей к мытью игрушек» . Развивать трудолюбие, бережное отношение к игрушкам.

Наблюдение: Игрушки на солнышке сохнут быстрее, чем в тени.

Рисование «Светит солнышко» . Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру. Развивать художественно - эстетическое восприятие окружающих предметов, воспитывать аккуратность, интерес к работе.

Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» . Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.

Игра-ситуация «Солнечные зайчики» . Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.

Беседа «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом.

Дидактическая игра «Воздушный шарик» дети надували шарики, чтобы они становились упругими. Воспитатель с помощью этой игры, показывал детям, что внутри шарика находиться воздух.

Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.

Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится.

Экспериментирование «Игры с воздушным шариком» . Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.

Игра «Пускание мыльных пузырей» . Стимулировать двигательную активность.

Труд: Сбор мусора на участке. Воспитывать желание помочь взрослым.

Наблюдение: За чистотой на участке, за травкой.

Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность

Лепка: «Мой мяч» . Учить лепить округлые предметы из пластилина круговыми движениями.

Экспериментирование «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.

Рисование на мокром песке Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.

Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели» . Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки» . Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.

Игра «Чувствительные ладошки» . Цели: Закрепить знание свойств песка. Способствовать развитию речи, рассматривая иллюстрацию узнавать героев сказки, отвечать на вопросы. Развивать мелкую моторику, слуховое внимание. Научить, прислушиваясь к себе, проговаривать свои ощущения.

Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка» . Развивать познавательную и речевую деятельность детей.

Игра с песком «Пропусти через сито» . Помочь в изучении свойств сырого и сухого песка, в совершенствовании конструктивных умений.

Труд: «Сбор песка в песочницу, с помощью лопаток, грузовых машин» . Воспитывать желание трудиться вместе, развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Наблюдение: «Из чего состоит песок» . Помочь детям пронаблюдав за песком сделать вывод. Что песок состоит из множества песчинок.

Культурно - гигиенические навыки: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой

Гигиенические процедуры: обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям (потешкам, стихам и т. д)

Изучение потешек о воде. «Водичка, водичка умой моё личико» . Развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.

Дидактическая игра: Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Игры-опыты «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.

Экспериментирование «Переливание воды»

Опыт «Водичка сладкая, солёная» . Помочь детям получить представления о том, что некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус.

Труд: «Поливаем цветы» . Сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Экспериментирование «Переливание воды» . Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

Беседа «Свойства воды» . Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.

Рисование «Красивые чашки для волшебницы-воды» (коллективная работа) , по мотивам народной песенки «Ладушки, ладушки. Цели: напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке; учить договаривать слова, фразы; развивать моторику рук; совершенствовать умение рисовать тычком, стараясь равномерно расположить рисунок.

Чтение художественной литературы. А. Барто «Девочка – чумазая» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.

Эксперимент «Мыло-фокусник» . Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.

Подвижная игра «Раздувайся пузырь» . Цель: знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.

Дидактическое упражнение «Ветерок» «Пф-ф» (дуют на осенний лист) . Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Чтение стихотворения «Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч»

Закрепить знания детей о ветре, причинах его возникновения, роли в жизни человека.

Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» . Учить остужать еду, слегка подув на неё.

Труд: «Собрать веточки на участке сорванные ветром» . Формировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Эксперимент «Послушный ветерок» . Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.

3 этап Заключительный.

  1. Оформление коллажа «Юные исследователи»
  2. Презентация проекта.
  3. Фотоотчёт.

Вывод: В результате реализации летнего проекта «Юные исследователи» , можно твердо сказать, что у малышей существует интерес и желание выполнять различные упражнения, эксперименты, опыты, исследования, играть с песком и водой, вести здоровый образ жизни, так как это весело и увлекательно.

Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи. Так же способствует развитию любознательности, развитие всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

Организуя игры с водой и песком, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.

Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют

внутренней расслабленности малыша.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Но я считаю, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Приложение 1.

Картотека исследований, опытов, экспериментов.

  1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (сильно надуть) , что находится внутри шарика (воздух) ; откуда воздух берется (его выдыхают)
  2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды) . В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
  3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом) . Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий) .
  4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость) .
  5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.

6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.

7. «Пирожки для мишки» . Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.

8. Игра опыт «Прятки с водой» . Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.

9. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий) . Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть) ; что находится внутри шарика (воздух) ; откуда воздух берется (его выдыхают) . Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.

10. «Юные кладоискатели» . Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается) . Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.

11. «Строительство зоопарка» . На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный) . Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков) .

12. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками» . На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.

13. Эксперимент «Солнечные лучики»

Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.) .

Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии.

14. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.

15. «Из чего состоит песок» . На прогулке воспитатель предлагает насыпать песок на листок бумаги, с помощью луп рассмотреть его. Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок) . Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песка.

16. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.

17. Эксперимент «Солнечные лучики» .

Рисуем на песке под прочитанное воспитателем стихотворение.

Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии. Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.) .

Кто-то рисует гуашью,

А кто-то карандашом.

Я предлагаю тебе, дружок,

Рисунок создать песком.

Это совсем не сложно,

А все даже очень просто

И что, в общем-то, замечательно,

Песком рисовать увлекательно.

Песок засыпаешь ты на стекло,

Что снизу светом освещено.

И, включая воображение,

Рисуешь картины на удивление.

Плавно пальцами волну начерти,

И поплывут на картине ручьи.

Пальцы большие навстречу веди

И ель на картине изобрази.

Если песок струей насыпать,

Ствол дерева сможешь ты показать.

А если сверху песок распылять,

То дереву крону ты сможешь придать.

Чтоб показать облака в небесах,

Пальцы свои сожми в кулачках.

И по стеклу кулачками кружа,

Ты нарисуешь вверху облака.

Я рассказала тебе лишь крупицу,

Как фантазия может развиться.

Стоит лишь только начать рисовать

И идеи уже не унять.

Сможешь даже, легко и шутя,

Фильм динамичный создать из песка.

18. Подвижная игра «Солнышко и дождик» .

Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!»

Ребята, давайте погуляем. Ходьба врассыпную. Дети выполняют движения, подражаю воспитателю, топают ножками, хлопают в ладоши, выполняют прыжки на двух ногах на месте. - Ой, дождик идет! Скорей домой! (Дети бегут и садятся на скамеечку)

«Дождик, дождик, веселей,

Капли капай не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Никого дождик не замочил.

Приложение 2

Картотека потешек, пальчиковых и дидактических игр.

1. Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

Хлопают ладонями

Сгибают и разгибают ладони

Показывают волну.

Машут руками.

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Опускают руки вниз.

Поднимают руки вверх.

2. Потешка про солнышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

3. Потешка о воде.

Водичка, водичка.

Умой моё личико –

Чтоб глазки блестели.

Чтоб щечки горели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

4. Дидактическая игра: «Чувствительные ладошки» . Воспитатель ставит на стол тазик с водой. Дети опускают ладоши в воду, закрывая при этом глазки. Воспитатель просит детей почувствовать, какая вода. Затем дети открывают глаза и рассказывают воспитателю о своих ощущениях.

5. Дидактическая игра «Воздушный шарик» .

Рассматривает воспитатель вместе с детьми два воздушных шарика (один сильно надут упругий, другой слабо мягкий. С каким шариком лучше играть? Почему? Воспитатель предлагает подуть, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть) ; что находиться внутри шарика (воздух, откуда берётся (его выдыхают) . Игра со вторым шарикам. Надуваем, чтобы был упругий, опускаем шарик с отверствием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух»

6. Дидактическая игра «Пускание корабликов» .

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

7. Дидактическое упражнение «Ветерок» . Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф» (дуют на осенний лист) . Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще три раза.

8. Дидактическая игра. Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы» ; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Ход игры: На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делали.

Литература

  1. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
  2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  4. Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
  5. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 97.
  6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
  7. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995 г.
  8. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
  9. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.
  10. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  11. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.

Конспект НОД в первой младшей группе

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)

«Лаборатория неживой природы»

(младшая группа)

Проблема: Как познакомиться с неживой природой?

Исследуемый объект «Воздух» .

Цель: формировать познавательную активность детей; продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Сегодня к нам опять пришёл в гости наш друг Экоша. Давайте поздороваемся с ним. (здороваются) . Экоша принёс нам воздушные шарики (показывает воздушные шары – один хорошо надут, второй – наполовину, посмотрите какие красивые! Какого цвета эти шарики (дети отвечают) . Хотите поиграть с шариками? (дети играют с шариками и в ходе игры выясняется, что с первым шариком играть лучше, так ка он легко отбивается, «летает» , плавно опускается вниз и пр.)

Постановка проблемы: почему один шарик хорошо летает, а другой – плохо?

Дети вместе с воспитателем обсуждают причину различия в шариках и приходят к выводу, что один хорошо надут, а второй – нет, слабо.

Воспитатель: нам с Экошей так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, но только что для этого нужно сделать я не знаю, Экоша тоже не знает. Как вы думаете, ребята, как нам поступить? (дети выдвигают свои предположения и вместе приходят к выводу, что шарик нужно побольше надуть) .

Воспитатель: Вы считаете, что шарик нужно ещё надуть? (ответы детей) . А зачем его надувать, что находится внутри шарика? (воздух) . А как же воздух попал в шарик? (его туда выдыхают) .

Воспитатель: Давайте покажем Экоше, как человек вдыхает и выдыхает воздух. Посмотри, Экоша, как наши ребята умеют вдыхать и выдыхать воздух.

2. Мотивационный момент:

Игра 1. Совместная детско-взрослая деятельность: (дети кладут руку себе на грудь)

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)

И обратный держит путь (выдох ртом)

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух, который вдыхаете и выдыхаете? (ответы детей) . Конечно же, его никто не видит. Воздух – он невидимка. Давайте вместе посмотрим на экран (показ презентации про воздух)

3. Основной момент:

А как же нам с вами быть, мы же должны Экоше показать, что такое воздух? (предположения детей; воспитатель подводит детей к тому, что воздух можно почувствовать) .

4. Практическая деятельность:

Опыт – игра 2.. Совместная детско-взрослая деятельность:

«Воздух в человеке» .

Ребята, я хочу вам что-то показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка и воспитателя)

Что вы здесь видите?

Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей) .

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, давайте вдохнём носиками, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Физкультминутка: А сейчас я расскажу вам стишок про ветер и мы немного разомнёмся.

Физ. минутка:

Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;

Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;

Тает снег от лучей, садимся на корточки;

Звонку побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. идём большими шагами;

Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;

В лужице купается, хлопаем сложенными «крылышками» ;

Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;

И отряхается. трясём руками;

А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;

И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;

садимся на корточки.

Воспитатель: Отдохнули? Ребята, я знаю одну тайну, хотите открою её вам? (ответы детей) . Хорошо, слушайте! Вы знаете, что при помощи воздуха можно не только дышать, но и рисовать? Хотите попробовать? Тогда приступаем.

Игра-опыт 3. «Картинки из воздуха»

Детям предлагаются листы бумаги, на которые воспитатель капает каплю цветной воды, а дети дуют через соломинку на эту каплю и получают различные графические изображения.

5. Итоговый момент.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как воздух помог вам создать такие интересные работы. (дети показывают, у кого что получилось. Педагог смотрит, интересуется, на что похож каждый рисунок) . Далее педагог подводит итог о том, что дети узнали про воздух:

  • воздух постоянно нас окружает
  • воздух есть внутри предметов
  • воздух есть внутри людей
  • без воздуха невозможна жизнь

В конце совместной деятельности педагог хорошо надувает второй шарик и дарит детям веера для свободной деятельности.

Олеся Анатольевна Заворина

Актуальность проекта :

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта .

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя , чем ребенок. Он по своей природе - исследователь . Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Цель проекта : Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта :

Для работы с детьми

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через :

*Наблюдения за объектами неживой природы;

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4. Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности : воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2. Выполнять совместные задания по проекту .

Для педагога

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта , оформить зоны познания играми на тему проекта .

4. Помогать детям добывать знания.

Вид проекта : познавательно - исследовательский .

Продолжительность проекта : долгосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети средней группы , родители воспитанников.

Предполагаемый результат :

Для детей : Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;

Для родителей : повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога : повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта :

Формы работы с детьми :

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями :

Этапы реализации проекта :

I этап –подготовительный (сентябрь)

Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

Анкетирование родителей;

Определение цели, задач проекта , сроков реализации, предполагаемого результата.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории

II этап – основной (октябрь -май)

Составление плана работы над проектом .

Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта .

Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.

Работа по блокам

месяца Организованная

образовательная

деятельность Совместная деятельность взрослого с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с

родителями

Ь Песок и глина

Цель : Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни. *НОД «Путешествие к Песочной фее»

*Беседы : «Животные и песок» , «Где используют песок и глину» .

* Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «О связи неживой и живой природы» . *

«Легко ли сыплется песок и глина?»

«Из чего состоит песок и глина?

«Легкие ли песчинки и частички глины?

«Куда исчезла вода?»

«Лепим из влажной глины и песка»

«Пропускаем воду через песок, глину»

*Игра «Испечем пирожки для куклы Кати» .

*Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь» .

*Моделирование из песка и глины.

*Конкурс на лучшую постройку из песка. *Рисование палочкой на песке.

*Создание «песчаных картин» .

*Лепка из глины.

*Роспись глиняных изделий.

*Эксперименты :

«Песчаные бури» , «Норка для мышки» ,

«Следы на песке» , «Моем сапожки» (от чего легче отмыть обувь – от песка или глины)

*Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

*Анкетирование «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»

*Приобретение оборудования для детской экспериментальной лаборатории.

Цель : познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.

*НОД «Зачем человеку нужны камни» .

*Беседа «Живые камни» .

*Исследовательская деятельность

1.«Какие камешки бывают» .

2. «Камни твердые»

3. «Может ли камешек плавать?»

*Лепка «Разноцветные камешки и картины»

*Рисование по замыслу «Волшебные превращение камней»

*Чтение сказки

П. Бажова «Серебряное копытце» .

*Постройка из камней дорожки к домику собачки.

*Игра на развитие воображения «Живые камни»

*Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

*Изготовление памяток для родителей по развитию любознательности дошкольников.

Ь Волшебница

Цель : формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. *НОД «Ходят капельки по кругу»

*НОД «Чтение рассказа

Д. Перина «Живая вода» ;

*Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»

*Исследовательская деятельность

«Вода жидкая, она льется»

«Прозрачная вода» .

«У воды нет запаха и вкуса» .

«У воды нет формы»

«Вода – растворитель»

«Что плавает в воде» .

«Очистка грязной воды»

«Три состояния воды»

*Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река» .

*Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций. *Игра с водой «Тонет – не тонет» ,

*Наблюдение за облаками,

сосульками, морозными

узорами на окне. *Опыты с водой, льдом

*П/и «Ручеек» , «Мы–капельки» ,

*Д/и «Цепочки реки» , «Этажи реки»

*Подборка с детьми стихотворения и загадок

о явлениях природы, связанных с

водой (роса, снег, лед, дождь) .

*Изготовление книжек-малышек о воде.

*Подготовка с детьми рассказов «Как мы с мамой дома проводили опыты с водой» .

Ь Снег и лед – это тоже вода.

Цель : Формировать представления о снеге и льде, их свойствах. *НОД по художественному творчеству (Рисование)

«Зимние забавы»

*Исследовательская

деятельность

Опыт№1 «Замораживание воды»

«Таяние снега»

«В какой воде снег тает быстрее»

«Сравнение кусочка льда и кусочка снега»

*Чтение : Е. Благина «Снег» , А. Дэви «Зима» , «Снежинка» , Т. Новицкая «Белый снег пушистый» , А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал» , М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»

*Наблюдение за падающими снежинками.

* Рассматривание альбома «Зима» .

*Лепка «Снеговик» (из снега)

*Рассматривание снежинок через лупу.

*Игра «Пройди по следам на снегу»

*Сооружение построек из снега.

* Изготовление с детьми цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев на групповом участке .

*Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

Ь «Воздух

вокруг нас»

Цель : Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. *НОД «Знакомство со свойствами воздуха»

*Исследовательская деятельность

«Воздух невидимка»

«Чем мы дышим»

«Что легче : воздух или вода?»

«Как поймать воздух?»

«Можно ли взвесить воздух?»

«Загадочные пузырьки»

«Воздух сжимается» *Игра на духовых музыкальных инструментах.

*Надувание воздушных шариков

«Смешные мордашки» .

*Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями

*Рисование

«Нарисуй ветер» *Консультация «Экспериментирование в различных видах деятельности» .

Т «Знакомство с ветром»

Цель : Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей. *Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!» *Исследовательская деятельность

«Как рождается ветер»

«Плывет, плывет кораблик»

«Песчаные бури»

*Фокусы : «Подводная лодка» , «Упрямый воздух» ,

*Чтение : Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «Прозрачный невидимка» , «Южный ветерок»

*Наблюдение за флюгером на участке.

*П/и «Попади в обруч»

(с бумажными самолетиками)

*Образовательный маршрут для родителей «Такой важный воздух» .

*Изготовление с детьми вертушек и вееров.

Ь «Магнит»

Цель : Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами *НОД «Магнит – фокусник»

*Беседа «Использование магнита в медицине, технике, быту, группе »

*Исследовательская деятельность

Опыт№1 «Притягиваются – не притягиваются»

Опыт№2 «Намагничивание предметов»

«Действие магнита через разные вещества»

*Фокусы : «Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук?»

«Можно ли найти металлические предметы в песке?»

*Представление для кукол «Мы – фокусники» .

Игры с магнитами. Привлечение родителей к оформлению стенгазеты

«Маленькие исследователи »

Й «Чудесная кладовая – почва»

Цель : Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах. *НОД «Удивительная почва»

*Исследовательская деятельность

«В почве есть воздух»

«Сжимание почвы»

«Загрязнение почвы»

* Опыты из цикла «Роль почвы в

жизни растений»

*Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля» , «Дождевой червяк» ,

*Помощь в создание картотеки опытов экспериментов с детьми 4-5 лет.

*Участие в субботнике по озеленению территории детского сада.

3этап – заключительный

Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.

Обобщение результатов инновационной деятельности.

Презентация проекта :

Постановка сказки с элементами экспериментирования.

Представление опыта работы по проекту на педагогическом совете.

Малыши проявляют неподдельный интерес к открытиям, изучению и познанию окружающего мира. Зная это, опираясь на рекомендации программы «От рождения до школы» педагог в конце лета планирует неделю, когда создаёт все условия для расширения и закрепления знаний детей о предметах и материалах, из которых они сделаны, природных явлениях и методах изучения окружающего мира. Такая работа позволяет сформировать и поддержать устойчивый интерес к познанию и экспериментированию. Описание экспериментов, рассказы и стихи о красках, дидактические игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Юные исследователи».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы , упражнения на формирование КГН. Педагог знакомит детей с людьми , организует этюды на развитие доброжелательных отношений в коллективе.

Познавательное развитие

Помимо экспериментальной деятельности, взрослый предлагает детям игры на классификацию животных и растений, развивающие упражнения типа «Четвёртый лишний», «Зашумлённые изображения», что положительно влияет на познавательное развитие дошкольников.

Речевое развитие

Воспитатель подводит детей к пониманию механизмов речи, побуждает детей выполнять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Речевому развитию также способствуют игры «Скажи правильно», «Назови одним словом» и другие.

Художественно-эстетическое развитие

Педагог знакомит детей со способами раскрашивания камней, предлагает к рассматриванию коллекцию бумаги. Дети играют с тряпичными куклами и рисуют по дощечкам, залитым пеной для бритья. Всё это способствует формированию креативности и художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Физическое развитие

Продолжая работу по физическому развитию детей педагог беседует о необходимости соблюдения режима дня и занятий физической культуры, предлагает разнообразные игры на формирование навыков метания, прыжков в длину и в высоту, а так же укрепление защитных сил организма.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Расскажем Крошу, как вести себя за столом». Цель: формировать навыки культурного поведения во время еды. Беседа «Для чего человек изучает окружающий мир». Цель: поддержать познавательный интерес детей к окружающему миру. Игра «Волшебный мешочек». Цель: определить из какого материала сделан предмет, обогащать словарь прилагательными. Рассматривание коллекции бумаги. Цель: вспомнить о свойствах бумаги и возможностях её использования. Самостоятельные игры в физкультурном уголке. Цель: развивать физические качества.
Про-
гулка
Рассматривание альбома «Моя семья». Цель: укреплять семейные связи. Упражнение «Так бывает или нет». Цель: учить замечать небылицы, развивать логическое мышление. Беседа по картине «Летние забавы». Цель: учить правильно отвечать на вопросы воспитателя. Раскрашивание камней. Цель: развивать творческое воображение. П.и. «Найди, где спрятано?» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность. П.и. «Пустое место». Цель: закрепить правила игры.
ОД
2 п.д. Беседа «В песочнице». Цель: напомнить детям правила работы и игр с песком. Экспериментальная деятельность «Мыло-фокусник». Цель: познакомить детей со свойствами и назначением мыла, развивать любознательность, наблюдательность, смекалку. Чтение стихотворения Найденова В. «Эксперимент». Цель: обсудить произведение. Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Самолётик». Цель: научить детей складывать самолётик, вспомнить некоторые свойства воздуха. Беседы по сюжетным картинкам. Цель: формировать представления о необходимости физкультуры.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Лото «Кому что надо для работы». Цель: вспомнить правила игры. Игра «Лес, луг, сад». Цель: закрепить умение классифицировать растения и животных. Проговаривание чистоговорок и стихов на закрепление правильного произношения по выбору воспитателя. Цель: формировать ЗКР. Рисование на дощечках, залитых пеной для бритья. Цель: развивать тактильные ощущения и фантазию. П.и. «Раз, два, три, к дереву беги». Цель: вспомнить названия цветов, кустарников и деревьев на участке.
Про-
гулка
Труд на клумбе. Цель: выяснить, почему растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить. Самостоятельное изготовление мыльных пузырей. Цель: показать детям возможности использования мыльных растворов, вспомнить о безопасности. Составление рассказов о лете по мнемотаблицам. Цель: способствовать развитию связной речи. Внесение атрибутов в уголок ряжения. Цель: создать условия для творческих игр. П.и. «Лошадки». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры, развивать навыки бега в среднем темпе. П.и. «Кому катить мячик». Цель: упражнять детей в прокатывании мяча.
ОД

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Участие детей в проекте "Маленький исследователь на даче" позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель: Заинтересоватьдетей наблюдать за жизнью культурных растений

Задачи:

  • Расширять представление об овощах, ягодах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления в нашей стране.
  • Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах(в нашем случае об овощах, ягодах)
  • Совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности воспитанников.
  • Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа.
  • Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) .
  • Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.

Продолжительность проекта: апрель – август.

Участники проекта:

  • Дети группы «Радость»
  • Родители
  • Воспитатель группы - Григорьева Татьяна Николаевна

Предполагаемые результаты:

1. Подготовка индивидуальных исследовательских проектов:

«Овощи, полезные всем» - Миша Чердаков.

«Полезные овощи» - Даниил Колотов.

«Дыня - это овощ, или фрукт» - Ангелина Николаева.

«Синьор Помидор» - Аня Кольченко.

«Ягода - малина» - Игорь Коростылев.

2. Знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить их них, как заготавливают овощи на зиму.

3. Составлять описательный рассказ об овоще использованием опорной схемы.

4. Подобрать интересный познавательный материал по своему проекту

Перечень форм и методов реализации проекта

  • Игры – путешествия.
  • Наблюдение на огороде «Наши растения».
  • Занятия в игровой форме.
  • Подвижные, дидактические, настольные, сюжетно - ролевые игры.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Загадки, пословицы и поговорки.

Этапы реализации проекта

1. Ознакомительный (подготовительный).

2. Основной (исследовательский).

3. Заключительный (презентация).

1. Апрель – постановка познавательной задачи перед детьми и родителями, выбор темы наблюдения, планирование работы по проекту, посадка семян на рассаду.

2. Май – наблюдение за пробуждением земли. Формирование практических навыков подготовки земли к посадке огорода. Наблюдение за ростом семянв грунте.

3. Июнь – высадка рассады помидор в грунт: практические навыки (прополка клубники, полив). Закрепление понятий: семена, всходы, ростки; рассказ родителей о том, как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице. Сбор урожая огурцов, ягод.

4. Июль – прополка, уход за растениями огорода; наблюдение за изменениями, происходящими в развитии растений; наблюдение за насекомыми, прилетающими в огород.

5. Август – наблюдение за созреванием ягод - малины. Сбор урожая помидор, дыни, тыквы. Закреплениезнаний, полученных детьмив ходеработы по проекту.

В ходе проекта.

Работа с детьми:
Проведение дидактических игр: «Огород сажаем сами», «Где вершки, где корешки», «С какой ветки ягодки», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Угадай, что в мешочке», «Узнай по запаху».

Словесные игры «Скажи ласково», «Объясни словечко», «Какой сок из...»
Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
Заучивание стихов об овощах - Е. Благинина «Приходите в огород», В.Волина «Наша грядка» Совместная работа детей и родителей:
Сбор информации: подбор иллюстраций, художественной литературы; рассматривание энциклопедий; разгадывание и загадывание загадок, проведение викторины «Овощи, полезные всем!».

Наблюдение в огороде за ростом растения, зарисовка этапов роста растений в альбоме наблюдений.

Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом томатов).

Опыт с помидорами - «пасынкование».

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Исследовательская деятельность на даче». Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Консультации «Что за полезные овощи!»
Фоторепортаж «Дыня - это овощ, или фрукт»; «Овощи полезны всем»; «Синьор Помидор»; «Полезные овощи»; «Ягода - малина».

Участие в презентации проекта, дегустация овощных блюд (салаты, соки, варенье) . Вручение дипломов.

Работа воспитателя

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

2. Составление плана работы над проектом.

3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.

4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

6. Изготовление дидактических игр и пособий

Подготовительный этап

  • Беседа с детьми познавательного характера «Как вырастить овощи?»

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

  • Рассказ медсестры на тему «Витамины и здоровье»

Цель: Познакомить детей с пользой витамин для здоровья детей.

  • Дидактическая игра «Что, где растет?»

Цель: Научитьклассифицировать растения по месту их произрастания.

  • Чтение художественной литературы

Цель: Развивать у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Н. Носов «Огурцы», «Огородники».

В. Сутеева «Мешок яблок».

Ю. Тувим «Овощи».

Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали».

Разучивание пальчиковой гимнастики "Хозяйка однажды с базара пришла»

  • Загадки об овощах.

Цель: Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи.

Исследовательский этап

  • Наблюдение за ростом растений на огороде Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений .
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»

Цель: Научить определять части у разных растений; находить общее и отличительные признаки.

  • Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.

Цель: Выявить свойства земли необходимые для роста растений; насколько необходима вода растениям; роль солнечного света в жизни растений; насколько растение нуждается в уходе.

  • Подвижная игра «Садоводы»

Цель: Закрепить представление детей о способах посадки плодово-ягодных культур; развивать интерес к посадке растений.

  • Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Цель:Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Презентация проекта «Витамины и здоровье»

Цель : Формировать представление детей о роли витаминов и жизни человека. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Воспитатель: Ребята, что вы делаете для того, чтобы поддержать наш организм всегда крепким и здоровым?

А что такое витамины и минеральные вещества?

Кто думает иначе? Правильно, витамины – это такие вещества, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности нашего организма. Первоисточниками витаминов обычно служат растения.

Расскажите, ребята, какие вы знаете витамины и для чего они нужны.

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях ваши мамы. Вместе с ними с ранней весны наши ребята вырастили урожай, богатый витаминами.

Выступление родителей и детей.

1. «Овощи, полезные всем» - Ирина Евгеньева и Миша Чердаков рассказали о полезных свойствах огурцов.

2. «Синьор Помидор» - Аня Кольченко и Екатерина Владимировна показали, какой урожай томатов собрали на садовом участке, и рассказали сказку «Почему помидор красный?»

Игра «Мы считаем».

Раз, два, три, четыре, пять –

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

Один огурец.(Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

Два огурца.

(Счет в игре идет до пяти).

3. «Дыня - это овощ, или фрукт» - Наталья Владимировна и Ангелина Николаева угостили ребят вкусной и ароматной дыней.

4. «Полезные овощи» - Даниил Колотов и Елена Михайловна рассказали о том, как вырастили на грядке тыкву, и какие вкусные блюда можно приготовить.

5. «Ягода - малина» - Игорь Корастылёв и Екатерина Викторовна напомнили детям о полезных свойствах малины, а также приготовили малиновый морс.

Во второй части проекта родители приготовили овощную нарезку из помидор и огурцов, угостили ребят ароматной дыней и малиновым морсом. Из тыквы сделали замечательную поделку «Хозяйка урожая».

Участники проекта были награждены благодарностями за активную и творческую работу.

Список литературы:

1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

2. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

gastroguru © 2017