Раскраска стен для детей с синдромом дауна. Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна

Педагог дополнительного образования: Круговая С.В.

Введение.

  1. Эмоциональное развитие
  2. Цветовосприятие
  3. Развитие воображения и творческих способностей.
  1. Рисование при диагнозе ДЦП.

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/В.А.Сухомлинский/

Введение.

Изобразительная деятельность детей как часть искусства входит в жизнь человека с самого раннего детства, прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этих знаний и их передатчик. Приобретая с опытом знания, ребенок развивается.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Этот вид деятельности всегда привлекал к себе внимание учёных разных направлений – психологов, педагогов, искусствоведов. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому особенно важны занятия по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

  1. Роль изобразительной деятельности в развитии ребёнка.

Изобразительная деятельность для детей с ограниченными способностями как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный и творческий характер. В центре для работы по развитию творчества имеется кабинет с необходимым оборудованием, материалом и пособиями. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения, познакомить с различными видами нетрадиционных техник рисования, аппликации и лепки.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Изобразительная деятельность или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изо - деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. В коррекционных целях следует использовать выполнение работы небольшими частями. Такое деление способствует переключению видов деятельности, повышая их работоспособность, отсрочивая утомление, помогая вовремя включиться в деятельность, нормализуя темп работы. В свою очередь позволяет обеспечивать чередование объяснения с выполнением работы. Специфика построения такого занятия определяется особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Чередование объяснения с выполнением работы решает еще и коррекционно-воспитательные задачи: воспитание выдержки, включение в деятельность, ее темп.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа.

Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена ему.

В основном дети часто меняют замысел и, как правило, называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое. Лишь при условии, если занятия проводятся систематически, замысел и воплощение у детей начинают совпадать. Причина кроется в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой - называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если не регламентировать решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда задавать лишь направление выбора темы, содержания изображения.

Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. С детьми с ограниченными способностями мы стараемся определить и назвать все эти свойства, сравниваем предметы, находим сходства и различия, то есть производим умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления у детей – инвалидов.

  1. Эмоциональное развитие

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми, мы пришли к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Для большего эффекта в работе нами были взяты для работы различные нетрадиционные технологии рисования, пластилинография, тестопластика и мн др.

Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его творческий потенциал. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».

Работая в этом направлении, мы убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение заданий.

Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

  1. Цветовосприятие.

Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. В старшем дошкольном возрасте закрепляются представления о цветах. Детей знакомят с основными принципами гармоничного сочетания цветов и их оттенков. Цвет выступает в живописи как основное изобразительное средство. (журнал 1 сентября Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. Губаревич Людмила Изотовна)

Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относятся к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке одним из главных выразительных средств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться.

Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребёнок, может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

В исследованиях В.С. Мухиной отмечается, что упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез - все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования.

В процессе изо - деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Цель работы по развитию мелкой моторики, является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС, и ускоряют развитие речи ребенка.

Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Простые движения во время гимнастики перед занятием помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.

Каждое занятие по развитию изобразительной деятельности мы рекомендуем начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  2. Самомассаж ладоней.
  3. Самомассаж пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика – это тот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике, повторение и закрепление на занятиях по изо – деятельности способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  1. собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
  2. нанизывание колец на тесьму;
  3. работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
  4. перебор крупы;
  5. работа с бумагой;
  6. лепка (глины, пластилин, тесто);
  7. шнуровка на специальных рамках, ботинок;
  8. завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
  9. игры с песком, водой;
  10. закручивание шурупов, гаек;
  11. игры с конструктором, кубиками;
  12. рисование в воздухе;
  13. рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем, пластилином и т.д.);
  14. рукоделие.

Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который детям с ДЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка педагогу и родителям необходимо помнить о соблюдении следующих условий:

  1. Правильная посадка при письме.
  2. Постановка руки.
  3. Ориентировка на странице тетради и строке.
  4. Правильное движение руки по строке.
  5. Штриховка.
  6. Обведение лекал, шаблонов.
  7. Графические упражнения.
  8. Письмо элементов строчных букв.

А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

Огромная, если не ведущая роль в подготовке к навыкам письма принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен реабилитационного центра. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности.

  1. Развитие воображения и творческих способностей

Каждого человека, каждую личность в социальном плане характеризует его деятельность. Деятельность можно определить как вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая условия его существования в окружающем мире. Сама по себе деятельность выступает одним из важных условий существования общества, через деятельность происходит обмен информацией, что является необходимым условием существования, как живого организма, так и различных систем.

Половинкин А.И. выделяет три вида деятельности свойственных личности: репродуктивная, продуктивная и творческая деятельность. Творческая деятельность характеризуется мышлением и творческим воображением, и связана с преодолением ограничений. Творческое воображение направленно на создание оригинального образа, которое затем формализует мышление, причем для творчества не существует стандартных образцов, рецептов, которым оно должно следовать. Половинкин А.И считает, что развитие творческих способностей, создаваемых при накоплении творческого опыта, способствует формированию творчески активной личности. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

Используемые методы при работе по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог и родители, чтобы донести до детей с ограниченными возможностями здоровья определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога и родителей, организующих практическую и познавательную деятельность детей.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

  1. информативно - рецептивный;
  2. репродуктивный;
  3. исследовательский;
  4. эвристический;

метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

  1. рассматривание;
  2. наблюдение;
  3. экскурсия;

образец педагога;

показ педагога.

Словесный метод включает в себя:

  1. беседу;
  2. рассказ, искусствоведческий рассказ;
  3. использование образцов педагога;
  4. художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  1. прием повтора;
  2. работа на черновиках;
  3. выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении с детьми с ограниченными возможностями.

  1. Советы для семьи в развитии изобразительного творчества у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.

Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи на прямую связанным с такими важнейшими психическими функциями как – зрение, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

  1. Как организовать домашнее занятие по рисованию.

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.

По этому, так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.

В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.

Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.

Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких либо предметов (посуды, одежды).

Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.

Первые краски, с которыми знакомится ребёнок - гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок.

Гуашь - это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.

Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти.

Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если ваш ребёнок решит отложить рисование.

Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Ребёнку лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ему удобно будет брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.

Для рисования можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.

Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.

Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

  1. Как правильно подготовить рабочее место.

Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования.

Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.

Помните, свет должен падать с левой стороны - если ваш ребёнок правша (свет с правой стороны, если ваш малыш левша), чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите его за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.

На первых занятиях рисованием предложите только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое? Что у тебя получилось?. Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите и покажите его рисунок всем членам семьи.

Рисование при диагнозе ДЦП.

В своей работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) нами соблюдается принцип дифференцированного подхода к обучению и воспитанию. Это обуславливает необходимость составления индивидуального плана коррекции для каждого ребенка. Прежде чем составить такой план работы, проводим диагностику (педагогическую и психологическую).

Полученные сведения фиксируем в комплексной диагностической карте психического и физического развития ребенка. В содержании карты отражаются анамнестические данные, характеристика познавательной сферы - уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; показатели двигательного развития - общая и мелкая моторика, особенности социально-эмоциональной сферы.

На основе этих данных составляем индивидуальный коррекционно-развивающий план с каждым ребенком, в котором отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития” потенциальные возможности на время реабилитации и работа в домашних условиях после реабилитации.

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно - потребностного плана деятельности.

В начале, занятия по изо - деятельности проводятся индивидуально с каждым ребёнком (в рамках реабилитации), чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. После занятий родители также в индивидуальной форме получают консультации по вновь приобретённым навыкам и способам изображения, лепки, аппликации. Большая роль принадлежит графическим упражнениям - специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.

Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому, мы выполняем все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, мы показываем, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а педагог направляет руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.

Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.

Следующей задачей обучения изо - деятельности детей с ДЦП является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина или теста). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Обследование я проводятся в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используем реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие.

В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В ходе обучения я решаю также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

В результате нескольких лет наблюдений можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.

Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное, и позитивное настроение. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.

Не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. А пальцами ребенок обхватил уже большую кисть, и как рабочий – экскаваторщик зачерпывает ковшом грунт, так и ребенок зачерпнул из баночки краску и ищет площадку, куда “ высыпать ” краску: маленькая кисточка требует маленькой “площадки”, а большая кисть – большого листа бумаги.

Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. Море – значит, работаем над волнами, если небо - работаем над облаками.

На занятиях по изо – деятельности дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской, но и свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями

и штампами из картофеля, моркови, рисуют птичьим пером.

Рисовать жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клея и манки, опилок, стружки, различных круп - горох, фасоль, овес, рис. Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток, умеют выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток.

В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Большой коррекционной эффективности в процессе обучения мы добиваемся в проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира.

Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией (“Солнышко”, “Листик”, “Облака”), создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.

Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы - листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно – образующую сферу.

Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с элементами трудовой деятельности.

В проведении занятий мы придерживаемся поэтапного проведения – эмоциональный настрой (доброжелательная встреча ребёнка), пальчиковые игры и гимнастики по возрасту, рассматривание объекта для рисования, лепки, образец обязательно должен присутствовать при работе, для того чтобы ребёнок мог предположить итог своей деятельности (при этом мы всегда исходим из пожеланий самого ребёнка).

Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

По результатам коррекционно-развивающей работы нами отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

При оценке динамики продвижения ребенка мы не сравниваем его с другими детьми, а сравниваем с самим собой на предыдущем этапе развития. педагогической работы

Рисование с детьми с синдромом Дауна.

Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики, развитие которой имеет большое значение, поскольку дает ребенку с синдромом Дауна возможность взаимодействовать с окружающим миром, и, следовательно, способствует формированию навыков речи, письма и навыков самообслуживания, а также дети раскрывают свои возможности.

У ребенка с синдромом Дауна этапы развития те же, что и у обычных детей. но средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативами, и возрастной диапазон появления гораздо шире, чем у обычных детей.

На первых этапах развития мелкой моторики малыш с синдромом Дауна вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. постепенно у ребенка начинает формироваться стабильность запястья: он учится удерживать ладонь в положении нужном для выполнения определенного действия. при сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх. при этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность. затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях.

Формирование захвата проходит следующие ступени:

  1. ладонный захват;
  2. щепоть;
  3. пинцетный захват и их промежуточные формы.

Последовательность сохраняется, однако формирование захвата имеет свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «зацикливание» на ладонных формах захвата. До трех–четырех лет может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами. сила захвата снижена. Развитие мелкой моторики реализуется в игре, различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также во время трапезы и подготовки к ней. Здесь мы рассмотрим, как развитие мелкой моторики происходит во время изобразительной деятельности. так как творчество для ребенка – врожденная способность, и его с полным основанием можно назвать движущей силой развития личности. При организации работы над развитием тонкой моторики выделяется ряд приоритетных направлений, связанных с особенностями развития детей с синдромом Дауна.

1. Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука – глаз» (игра в мяч), согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пенею песенок с движениями или пальчиковым играм).

2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).

3. Формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.

Проявление любых форм захвата значительно опережает его использование в деятельности. это наблюдается практически у всех детей. так, например малыш полутора лет, собирающий с ковра пылинки с использованием пинцетного захвата, еще долго будет рисовать карандашом, зажав его в кулачке.

Развитие захвата во время рисования

  1. ладонный захват

Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к ладони. У детей с синдромом Дауна в деятельности такой захват формируется к 13 – 16 месяцам.

  1. первая ступень формирования ладонного захвата

Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. рабочий конец направлен к мизинцу. большой палец направлен вверх. такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча.

«Зернышки для курочки» (на горизонтально расположенном листе бумаги дети оставляют точечный след)

  1. вторая ступень формирования ладонного захвата

Ребенок захватывает мелок противопоставляя большой палец («Грабельки»). Рабочий конец направлен вверх. Удобно использовать при рисовании на вертикальной поверхности. «Светит солнышко», «Идет дождик» (дети учатся проводить вертикальные линии)

  1. ладонно-пальцевый захват

(формируется у детей с синдромом Дауна к 2-5 годам)

Предмет лежит в ладони наискосок, рабочий конец зажат между средним, указательным и большим пальцами (удобно при рисовании на вертикальной поверхности). «Зайчик гуляет по травке» (дети учатся произвольно рисовать вертикальные линии). «Зверята идут в гости» (рисование горизонтальных дорожек для зверят). «Мешаем кашку», «Цветные клубочки» (во время работы совершенствуется качество ладонно-пальцевого захвата, сопровождающегося вращением запястья). Учим рисовать округлые каракули.

  1. захват щепотью

(подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами).

У детей с синдромом Дауна при рисовании используется к 4-8 годам. в более простых видах деятельности используется параллельно с ладонно-пальцевым с трех лет. Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью. В это время ребенок начинает рисовать кисточкой способом примакивания и касания. «Следы по снегу», «Листья падают», «Травка выросла» (работы выполняются способом примакивания – кисть плашмя). «Дождик», «Салют», «Идет снег», «Ветка мимозы», «Созрела рябина» (работы выполняются способом касания – кисть вертикально).

  1. захват пинцетом

(наблюдается после 5-8 лет). При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами.

На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала.

На второй ступени формирования пинцетного захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. такой захват довольно редко используется в быту, но нужен в работе с бисером и мелкими бусинами, при вытаскивании тонкой нити из ткани.

Развитие захвата во время лепки

  1. работы, требующие использования ладонного захвата

Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями («Блинчики», «Тарелочки», «Диски для пирамидки»).

Раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки («Колбаски», «Конфетки»).

Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук «Бревнышки для домика». Сам домик собирает педагог.

Задание скатывать шарики из пластилина круговыми движениями рук на столе, затем между ладонями предполагает умение устойчиво фиксировать запястье на весу («Колобок», «Мячик», «Неваляшка», «Ягодки»). Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («Ёжики»). Разрывать пластилиновый столбик («Покормим зверят»). (Примечание: два последних вида работ выполняют методом ладонного захвата только при отсутствии «щепоти».)

  1. работы, предполагающие использование «щепотного» и «пинцетного» захвата

Разрывать пластилиновый столбик («Зернышки для курочки»). Соединять края пластилинового столбика («Сушки», «Колечки для пирамидки»). Втыкать в пластилин палочку, держа ее щепотью («Яблоко», «Ёжик»). После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик («Овощи-фрукты»). Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок», «цветок»). Делать стеком вмятины в пластилине («Глазки у ежика», «Пуговки у неваляшки»).

Развитие захвата во время аппликации.

Начинать это вид деятельности малыш может только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш.

виды работ

  1. Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем («Снег», «Листочки», «Цветы»).
  2. Прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы: «Игрушки на елку», «Колеса к машине», «Глазки зверятам». Ракушки: «Цветочки», «Бабочки» и т. д.).
  3. Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины стеком («Пуговки», «Глазки», «Цветочки»).

Сниженный мышечный тонус в разной степени представленный практически у всех детей с синдромом Дауна, что сказывается на формировании навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами. Очень важно постепенно развивать способность поворачивать запястье в разных плоскостях и удерживать его в среднем положении. Сильной стороной детей с синдромом Дауна является способность к подражанию. Дети охотно имитируют простые движения, необходимые при занятиях рисованием, аппликацией и лепкой.

Рисование с детьми аутистами.

Многие дети аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством. На уроках можно использовать различные техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Методик рисования огромное количество, быть может, ребенок вам сам подскажет чем ему приятнее рисовать.

Такие занятия развивают ребенку воображение и попутно мелкую моторику. Всем известно, что ребенок аутист мыслит образами, а в создании рисунка он и использует это. Где-то ему даже проще нарисовать о своих потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно если ребенок не говорит. Это одна из методик вовлечения ребенка в общение со взрослыми. Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры связанные с рисованием. Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать. Начните рисовать с ним одну картинку. Быть может ребенок не захочет этого делать, а вы можете начать и без него. Он обязательно подключится, ведь ему интересно, что это вы там делаете. А дальше уже можно будет усложнять работу.

Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

На занятиях можно не просто играть с пластилином, создавать аппликации из цветной бумаги, конструировать из кубиков, но и включать новое в работу. Используйте природный материал, различные крупы, семена, каштаны, жёлуди. Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки. Это могут быть и простые полянки с цветами, зимний пейзаж, зайчики, птички. Так и более сложные поделки: разнообразные лабиринты, открывающиеся двери у нарисованных домиков, деревня из различных материалов. Главное подходить к работе творчески, и у вас все получится.

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, Б.Т. Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка. (Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Казакова - М.: Владос, 2006. - С.189.)

Список литературы.

1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т.Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- С.189.]

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - С.78.

3 .Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 10.

4. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам [Текст] / Ю.А. Полуянов - М.-Рига: Эксперимент, 2000. - С.23

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа (средний, старший, подготовительный возраст), - М: «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», 2009. – 144с.,переиздание.

6. Лыкова И.А. хужодественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптура из природного материала. – М: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.-160с.,8л.вкл.


Оставлен Лизавета Чт, 02/07/2015 - 00:00

Описание:

Занятия рисованием с детьми с синдромом Дауна строятся таким образом, чтобы малыши, используя имеющиеся у них возможности, могли участвовать в творческом процессе и получать от него удовольствие. Таким образом, мы расширяем их сенсорный опыт, используем материалы с разной фактурой, даем возможность потрогать руками краски, тесто, пластилин, пластику. Еще одна наша задача – развитие мелкой моторики, формирование тонких целенаправленных движений, навыков, предшествующих письму. Малыши тренируются сохранять внимание и формируют умение выполнять цепочку последовательных действий.

Дата публикации:

01/01/09

Правообладатель:

Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»

Маленькие дети, как правило, не умеют рисовать в традиционном понимании этого слова – изображать на листе бумаги с помощью карандаша или красок какие-нибудь заданные предметы.

Наши занятия рисованием строятся таким образом, чтобы дети, используя имеющиеся у них возможности, могли участвовать в творческом процессе и получать от него удовольствие.

Занимаясь с детьми художественным творчеством, мы стараемся расширить их сенсорный опыт, используем материалы с разной фактурой, даем возможность потрогать руками краски, тесто, пластилин, пластику. Мы стремимся к развитию , формированию тонких целенаправленных движений, навыков, предшествующих письму. Кроме того, во время занятий рисованием увеличивается время сохранения внимания, формируется умение выполнять цепочку последовательных действий, растет мотивация к деятельности. Постепенно дети понимают, что результат их работы ценится, а умения накапливаются.

Несмотря на то, что наши основные задачи носят обучающий и развивающий характер, нам всегда было очень важно, чтобы детские работы были красивыми.

Когда мы начинали заниматься с трехлетними детьми, они просто последовательно выполняли наши инструкции и были равнодушны к результатам своего труда. У детей было недостаточно опыта, чтобы представить себе результат своей деятельности (даже если образец находился перед ними) как ряд последовательных шагов и стремиться к нему.

В начале наших занятий, закончив работу, ребенок терял к ней всякий интерес. Мы вкладывали каждому ребенку его работу в руки и отводили дарить ее маме. Работы эти были очень просты, но достаточно красивы. После первых занятий, когда все поверили, что работы действительно делают дети, восторг родителей был совершенно искренним. Примерно через полгода все дети по окончании занятия хватали свои работы и бежали вручать их родителям. А еще через полгода дети оставляли свои работы сохнуть, а вернувшись к ним через час, находили именно свою работу среди других, достаточно похожих. Искренняя радость родителей научила их гордиться результатами своего труда!

Мы хотим предложить вам несколько примеров работ, которые вы можете попробовать сделать сами со своими детьми. Надеемся, что это понравится и вам!

На половинке листа плотной бумаги нарисуйте несколькими штрихами стволы деревьев. Налейте в крышечки пальчиковые краски или гуашь осенних цветов (можно выложить их вместе в одноразовую тарелочку) и предложите ребенку макать туда пальчик и произвольно отпечатывать его на листе бумаги. Если ему не нравится пачкать руки, можно предложить ему воспользоваться ватной палочкой. Если ребенок увлечется процессом рисования, то на картине появится лес с густой листвой, а если закончит рисовать быстро – вы увидите опавший лес с последними яркими листьями.

Волшебные картины

Нарисуйте простой свечкой или белым восковым мелком толстыми линиями на плотной белой бумаге картинку: цветы, листья или дома. Предложите ребенку акварельные краски нескольких сочетающихся цветов и попросите закрасить лист большой кистью. На чистом листе белый рисунок практически сливается с белым фоном, но при закрашивании акварелью волшебным образом проступает и становится частью картины ребенка.

Нарисуем – будем жить (домики)

Часто детям трудно раскрашивать картинку в пределах контура, потому что он не очень выделяется на листе бумаги, и дети не успевают его заметить. Можно взять губки для мытья посуды и вырезать из них прямоугольники и треугольники. При закрашивании выпуклых фигур их границы будут более очевидными. В качестве фона возьмите лист плотной цветной бумаги светлых тонов или закрасьте фон заранее. Предложите ребенку большой кистью намазать прямоугольник гуашью и отпечатать на листе бумаги. Это будет дом. Затем пусть намажет краской треугольник (крышу) и отпечатает ее над домом (в этом ему, может быть, сначала придется помочь).

Если вы заготовили несколько фигурок или в процессе работы отмываете их от использованной краски, то таким образом можно напечатать целый город!

Из мочалок легко сделать и другие печатки.

Складные картинки

Сложите лист плотной бумаги пополам и вырежьте бабочку таким образом, чтобы сгиб проходил посередине туловища. Предложите ребенку гуашь или пальчиковые краски нескольких сочетающихся цветов. Он может раскрашивать кистью, мочалкой для посуды или руками. Раскрашенную заготовку, сложите по сгибу, чтобы крылья отпечатались друг на друге. Развернув ее, вы получите бабочку с красивым симметричным узором на крыльях. Такую бабочку можно подвесить на нитке к люстре как мобиль или приколоть на стенку. Так же можно делать сердечки-валентинки или елки к Новому году.


Осенняя ветка

Приготовьте ветку. Вырежьте из плотной бумаги листья. Сделайте у них достаточно длинные черенки (около 2 см), чтобы их можно было обернуть вокруг веточек. Предложите ребенку раскрасить их красками осенней гаммы сначала с одной стороны, а когда краска подсохнет – с другой. Вместе с ребенком намажьте клеем черенки и закрепите листья на ветке.

Магниты на холодильник

Покажите ребенку, как раскатать пластику скалкой тонким слоем и вырезать из нее фигурки формочками для печенья или для детского творчества. Прикрепите к обратной стороне фигурки небольшой магнит – например, от магнитной азбуки. Важно проверить, что магнит удерживает вес фигурки. Если фигурка сползает вниз по холодильнику, нужно раскатать пластику потоньше. Когда фигурки высохнут, можно их раскрасить. Чтобы придать магнитам законченный вид, взрослые могут покрыть их лаком.

Возьмите пластиковую бутылку и обрежьте у нее горлышко. Предложите ребенку катать из пластики «колбаски» и «лепешки» и прикреплять их к бутылке в разных направлениях, можно с наложением друг на друга. Некоторые «колбаски» можно дополнительно украсить ямками или линиями. Важно заполнить всю поверхность бутылки. Когда пластика высохнет, возьмите несколько сочетающихся гуашевых красок и предложите ребенку раскрасить вазу. Чтобы при дальнейшем использовании ваза не страдала от воды, взрослые могут поверх краски покрыть ее лаком.

Аппликации

Аппликация, выполненная из заранее заготовленных деталей с помощью клеящего карандаша, способствует подготовке руки к письму, а также учит закрашиванию в рамках контура. В настоящее время выпускаются клеящие карандаши, оставляющие цветной след, который постепенно исчезает, когда клей высыхает. Такой клей позволяет отчетливо видеть, какие места уже намазаны, а какие – пропущены.

В технике аппликации можно делать картины и поздравительные открытки. Для аппликации можно использовать оберточную бумагу (крафт и с рисунком), цветочную упаковку, кусочки пробки, ткани и вату и т. д. Разнообразие материалов для аппликации придает работам неожиданно оригинальный вид.

  • 3068 просмотров

гульнара голова
Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна

Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна.

Тема: «Колобок катиться по доро жке»

Цель: Развить эмоциональную сферу ребенка, формировать доверительные отношения, активизировать внимания. Познакомить детей с новым методом нетрадиционное рисования при помощи пенопласта.

Задачи:

1. Образовательная.

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с новой техникой рисования – пенопластом.

2. Развивающая.

Расширять словарный запас, развивать двигательную активность под стихотворное сопровождение;

Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышления, развитие мелкой моторики рук.

3. Воспитательные.

Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое до конца. ;

Приучать к аккуратности в работе, сформулировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Словарь: покатился, круглый.

Материал и оборудование: ваночки с водой, краски (гуашь, ванночки, салфетки, клеёнки, сюжетные картинки из сказки, пенопласт,.

Предварительная работа: чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», прослушивание музыки, показ настольного театра «Колобок».

Ход занятия.

1 Организационная часть: звучит музыка 1

Воспитатель: Здравствуйте уважаемы гости! Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! А хотите я вам подарю хорошие настроение?

Дети : отвечают Да.

Воспитатель: Алеша у тебя есть карманчик? Вот тебе хорошее настроение.

Олегу в кулечек, Максиму в ладошки, а Лере на бантик.

Ребята давайте с вами подарим хорошее настроение нашим гостям (сжимают ладошки и дуют на них разжимая) заканчивается музыка

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в сказку дайте закроем глазки и представим что мы в сказке. Звучит музыка 2

Воспитатель. По дорожке мы пойдем, в сказку вместе попадем. (Слайд 1)

Долго – долго мы идем – длинная дорожка.

Вдалеке мы видим дом – белое окошко.

Из трубы дымок идет, в доме баба с дедушкой живет…

Заканчиваться музыка

2. Основная часть:

Ребята давайте с вами вспомним сказку про «Колобка» слайд 2

Пальчиковая гимнастика

Жили-были дед и баба - на поляне у реки. Слайд 3

И любили очень-очень на сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила.

Ну а маленькая внучка - колобок катала в ручках.

Вышел ровный, вышел гладкий, не солёный и не сладкий,

Очень круглый, очень вкусный. Даже есть его нам грустно!

Дети: Выполняют движения: хлопают в ладоши; смотрят вдаль; гладят живот; рисуют в воздухе; «месят» тесто; «катают» колобок в ладонях; гладят поочерёдно руки; грозят указательными пальцами по очереди; рисуют в воздухе круг; гладить живот.

Воспитатель: Положила бабка колобка на окно остужаться. Слайд 4

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке. Слайд 5

Воспитатель: Катился колобок, а навстречу ему. (Слайд6)

Дети. Зайчик. (дети показывают жестом зайчика)

(Заяц плачет)

Воспитатель. Что ты плачешь Зайчик?

Заяц. Я по лесу все скакал, Колобка я догонял,

Потерялся я в лесу и дорожки не найду.

Помогите мне ребята выложить дорожку,

Чтобы я попал домой, в лес любимый мой родной!

Воспитател ь. Поможем зайчику?

Д/у «Выложи дорожку».

(Детям предлагается разноцветные полоски бумаги и крышки от пластиковых бутылок. нужно расставить крышки по цвету дорожек.)

Воспитатель. От зайчика к лесу протянем дорожку:

Не будет дорога петлять, загибаться, -

Зайчик не хочет на ней потеряться!

Зайчик. Спасибо вам, ребятки, что мне помогли.

Хорошо у вас ребята, но я домой сейчас пойду

Буду прыгать по дорожкам на своих я быстрых ножках.

Воспитатель : Волка. Как волк воет? (дети показывают движения и звукоподражания, у-у-у) .

Воспитатель: Как медведь рычит? Э-Э-Э (дети произносят звук)

Воспитатель: Кто последний встретился колобку? Лисичка. (Слайд 9)

Воспитатель: Предлагает детям поиграть – размять пальчики.

Физминутка: слайд 10

Раз-два,три-четыре,пять

Я умею рисовать

На стене,и на стекле

На альбомном на листе

3. Практическая часть. Рисование.

Воспитатель: А лиса хитрая была, взяла и съела колобка. Что же делать, ребята? Расстроились бабушка и дедушка. Давайте мы нарисуем им колобка.

Воспитатель: Показывает демонстрационный материал: - На рисунке Колобок катиться по дорожке. Слайд 11

Покажите Колобок какой формы? – Круглой конечно. (Выбирают фигуры)Предлагает показать руками. Какого цвета? –Жёлтого цвета. Вот и сегодня мы свами будем рисовать колобка круглой формы

А чем же мы будем рисовать колобка? (воспитатель достает подушечки пенопласта).

Воспитатель напоминает приемы рисования: показывает, как держать подушечки (всеми пальчиками). Подушечку надо держать правильно, иначе она обидится, и наш колобок получится не красивой, неаккуратной. Рисовать нужно так: обмакнуть подушечку пенопласта в краску и приложить к бумаге, затем обмакнуть еще в краску и вновь приложить к бумаге и так далее, пока колобок не станет цветной (желтый).

Дети выполняют движения, показанные воспитателем.

Посмотрите, ребята, какие румяные колобки у нас получились. А теперь давайте нарисуем пальчиком ему глазки, для этого берём синюю краску и ротик, берём красную краску.

Дети выполняют работу по показу воспитателя.

Рефлексия:

Молодцы, ребята. Вот обрадуются дедушка с бабушкой, ведь у них теперь не один, а много румяных колобков. Слад 12

Воспитатель: Оценивает работы детей, хвалит их. Говорит, что бабушке и дедушке понравятся их Колобки. Дети: Любуются своими рисунками.

[b]Ожидаемый результат:

Воспроизводят: содержание знакомой сказки.

Понимают: как правильно держать подушечку пенопласта

Применяют: навыки нетрадиционной техники рисования красками.

Публикации по теме:

Конспект занятия с применением нетрадиционных техник рисования «Красивые картинки из разноцветной нитки» Тема: «Красивые картинки из разноцветной нитки». Цель: 1. Продолжать учить детей разным нетрадиционным способом рисования, познакомить.

Цели: коррекционно - образовательные - обобщить и систематизировать занятия о зиме, зимних развлечениях; - расширить и активизировать.

Конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных техник рисования «Встреча в лесу» Конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование поролоновыми палочками и сахаром) с детьми.

Конспект открытого физкультурного занятия «Планета детства» с использованием нетрадиционных методов оздоровления Цель: оздоровление и развитие детей. Задачи: 1) комплексное решение задач по музыкальному, познавательному и физическому развитию; 2).

Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования «Зимние узоры» Задачи: 1. Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. 2. Развивать образное мышление. 3. Знакомить со свойствами соли.

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • , коммуникативных навыков, и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь - всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить - пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Рисуем с дошколятами

Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

Отпечатки

А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

Угадайте, какое настроение у маленького художника

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Упражнение «Автопортрет»

С ребятами, страдающими синдромом Дауна

Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Зёрнышки для курочки

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

Идёт дождик

Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

Зайчик прыгает по травке

Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

Винни-Пух идёт в гости

Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.

Варим кашку для зверят

Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

С подростками

Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

Цветок

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

Упражнение «Маска»

Маска

Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

Сказка о герое

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

Упражнение «Работа с творческим мусором»

С родителями

Работа в группах. Индивидуальное рисование

В группах

Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

Рисование с партнером

Хорошо раскрывает тонкости . Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

Терапия искусством - это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

Видео «Психология на холсте. Как это работает?»

21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна, и Бигпикча предлагает восхитительную историю Себастьяна Лучиво, который обнаружил у своей особенной дочери талант к фотографии.

Возможно, вы думаете, что профессиональному фотографу не составит большого труда обойти в мастерстве свою 19-летнюю дочку, которая никогда не держала в руках фотоаппарат и не имеет профессионального образования в этой области. Однако в случае с Себастьяном Лучиво, польским фотографом и отцом троих детей, и его старшей дочерью Каей, которой был поставлен диагноз «синдром Дауна», это не так.

Себастьян заметил способности к фотографии у дочери, когда Кая отправилась с классом в школьную поездку и привезла несколько отличных фотографий. Тогда он решил устроить своеобразный фотоконкурс - кто сделает лучшую фотографию одного и того же предмета или места.

Смотрим, что же получилось.

Дом Себастьяна находится в долине, окруженной завораживающим пейзажем. Там он живет с женой и тремя детьми - дочкой Каей и сыновьями.

Старшая дочь польского фотографа Кая.

Папа с дочкой провели четыре месяца, фотографируя родной город Еленя-Гура и его окрестности. Данную фотографию сделал Себастьян.

Версия дочери. На фотографии - едва выглядывающий из тумана пик церкви.

Себастьян объясняет, что ему стало интересно, как видит мир человек, у которого нет профессионального образования в фотоискусстве.
На фотографии, которую снял Себастьян, Кая стоит посреди леса.

Кая - веселая девушка. Она любит петь, танцевать и рисовать. Отец говорит, что ей никогда не бывает скучно.
На фотографии, сделанной Каей, Себастьян в лесу.

Польский фотограф говорит, что Кая считает эти фотографии рисунком.
Данная фотография сделана Себастьяном.

То же самое место и та же модель - снимок Каи.

Себастьян профессионально занимается фотографией 5 лет, и то, как видит его дочь этот мир, заставило фотографа переосмыслить свой подход к искусству.
Снимок сделан Себастьяном.

А этот снимок сделан Каей.

На фотографии - отражение Каи и любимца семьи черного лабрадора.

Снимок Каи.

Этот пожилой господин позволил сфотографировать себя для их фотоконкурса. Снимок Себастьяна.

Пожилой человек на снимке Каи выглядит более естественно.

Портрет Каи во время одной из их многочисленных вылазок.

На снимке Каи тут же бросается в глаза изящно изогнутая лебединая шея.

Туманное и спокойное утро на фотографии Себастьяна.

Кая же обратила внимание на колючую проволоку, которой огораживают территорию пастбища.

Фотография, сделанная Себастьяном.

Другая перспектива от Каи.

Счастливая собака на фоне долины, которая практически полностью погрузилась в туман.
Фотография Себастьяна.

Кая поместила любимицу семьи точно по центру.

Себастьян заснял отражение Каи с собакой.

Кая засняла отражение Себастьяна в момент работы.

Селфи дружной команды. Фотография Себастьяна.

Селфи от Каи.

А вы как думаете, кто выиграл в этом фотоконкурсе?

gastroguru © 2017