Описание мероприятия по профориентации в библиотеке. Путешествие «марафон профессий» организовали для детей в детской библиотеке n3

Данная разработка предназначено для внеклассной работы с учащимися среднего и старшего возраста. Она поможет сформировать у ребят интерес к проблеме выбора профессии, даст возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГООУ ЯНАО Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении «Сияние» Севера»

Открытое мероприятие

«Все работы хороши»

Воспитателя семьи № 1

Константиновой

Екатерины Николаевны

п. Кировский, 2011 год

Цели и задачи:

  1. Сформировать у ребят интерес к проблемам выбора профессии, выявить познавательные интересы.
  2. Нацелить ребят на серьёзное осмысление профессии.
  3. Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания, наклонности.

Оборудование:

Репродукция картины Васнецова «Витязь на распутье»; высказывания великих людей; столовые приборы; набор продуктов; инструменты парикмахера; бинты медицинские; листы ватмана; фломастеры.

I. Организационный момент:

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.… Здравствуйте!!!

II. Вступление:

Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно не возможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, когда вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни – выбор профессии.

Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться.

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?!

И на самом деле, чем…? Кем быть?

III. Разминка:

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду предлагать вам необычные характеристики профессий, а вы должны будете назвать те профессии, к которым больше всего эти характеристики подходят.

  • какая профессия самая детская? (воспитатель д/с; учитель н/к)
  • какая профессия самая смешная? (клоун; юморист)
  • какая профессия самая жаркая? (пожарный; металлург; повар)
  • какая профессия самая здоровая? (врач; фармацевт)
  • какая профессия самая терпеливая? (учитель; кружевница; скульптор)
  • какая профессия самая яркая? (электрик; певец; актёр)
  • какая профессия самая сладкая? (кондитер; продавец)
  • какая профессия самая волосатая? (парикмахер; ветеринар)
  • какая профессия самая высокая? (монтажник; крановщик; строитель)
  • какая профессия самая быстрая? (водитель; летчик)
  • какая профессия самая смелая? (каскадёр; милиционер; спасатель)

Мы назвали сейчас лишь несколько профессий. В мире их существует более 50 тысяч, многие из них нам даже не известны. Как же найти среди такого количества свою профессию?

IV. Основная часть:

  1. Ребята, как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие?… (рассуждения детей)

Вывод : не бывает плохих и хороших профессий. Бывают профессии, которые подходят или не подходят человеку, бывают востребованные и невостребованные профессии.

  1. А сейчас давайте порассуждаем «Зачем люди работают?».

Утверждения были заготовлены заранее, дети с ними ознакомлены и выбрали для себя наиболее приемлемые:

  • люди работают, чтобы разбогатеть;
  • люди работают, чтобы содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть с голоду;
  • люди работают, потому что хотят применить свои способности для общей пользы;
  • люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться;
  • люди работают, потому, что им нравиться работать;
  • люди работают, что видят в этом смысл жизни;
  • люди работают, чтобы чувствовать своё отличие от животных;
  • люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в само развитии.

Каждый отстаивает своё мнение.

Вывод: итак, большинство из вас считают, что люди работают, чтобы_____________________________________________________________

  1. Следующий конкурс «Необитаемый остров».

Представьте себе, что вы, современные люди XXI века, попадаете на необитаемый остров! На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена пшеницы, гороха, моркови, огурцов, подсолнечника, а так же топор, пила, молоток, маток верёвки, нож…

Ваша задача. Вы должны составить список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове.

Пока ребята думают над списком профессий, мы проведём конкурс для зрителей. Он называется «Подбери пословицу». Из сундучка вы достаёте по одному предмету и на данный предмет нужно назвать пословицу.

  • яблоко: яблоко от яблони не далеко падает;
  • зеркало: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива;
  • ложка: дорога ложка к обеду;
  • верёвка: сколько верёвочке не виться, а концу быть;
  • шапка: на воре шапка горит;
  • ножницы: семь раз отмерь, один раз отрежь;
  • часы: делу время, а потехе час.

Молодцы, гости, спасибо за активное участие. А теперь проверим, как справились с заданием наши участники.

Вы, ребята, назвали много профессий, но сами понимаете, что их гораздо больше, и все они нужны, чтобы люди могли комфортно жить. Знаете, сколько людей должны трудится, чтобы в наших домах были свет и тепло? Чтобы были учебники, ручки, компьютеры, часы? Чтобы вы были одеты и обуты?

Есть стихотворение «Из чего сделано платье?». Его автор, поэт Овсей Дриз, отвечая на этот вопрос, даёт представление о том, как много людей различных профессий вложили свой труд в его создание.

Если шерсти овечьей пастухи настригут,

Если с шерстью овечьей поезда побегут,

Если те, что у ткацкой машины стоят,

Разноцветные ткани наткут для ребят,

Если доменщик сварит хороший металл,

О котором на фабрике мастер мечтал,

Если сделает мастер иглу для портного,

Пару ножниц, утюг электрический, новый, –

Значит, мальчика можно поздравить с обновой! –

Так ответил портной, надевая очки

И иглой пришивая стальные крючки.

Подумайте, ребята, и вы поймёте, что все люди связаны результатами своего труда. То есть, каждый человек работает, чтобы получать зарплату, кажется, что для себя, но своим трудом он производит блага для миллионов людей.

  1. Сейчас мы превратимся в артистов и попытаемся обыграть несколько профессий. Они нам знакомы, так как сталкиваемся мы с ними практически ежедневно. Итак, конкурс мастеров.
  • официант – должен накрыть стол, правильно расположить столовые приборы;
  • повар – приготовить фруктовый салат;
  • врач – наложить повязку;
  • парикмахер – сделать причёску;

Молодцы, ребята, браво!

Поработали на славу.

Ребята о своих профессиях приготовили стихи, некоторые из которых загадки. Сейчас они вам их прочитают, а вы, уважаемые гости, внимательно их послушайте и, где будут стихи – загадки, попробуйте их отгадать.

Хочешь вкусно ты поесть

И за стол красивый сесть,

Заходи в наш ресторан,

Тебя обслужит… (официант)

Чтобы дети не болели,

Не ходили еле-еле,

Чтоб здоровыми росли,

Ели кашу, пироги,

Чтоб упитанными были,

В школу каждый день ходили,

Чтобы слышать детский говор,

Нужен нам конечно… (повар)

Если ты, дружок, упал

И может, палец поломал,

Ты, пожалуйста, не плачь!

Тебе в беде поможет… (врач)

Быть парикмахером – это искусство,

Здесь пригодится седьмое чувство,

Ты как волшебник должен творить,

Кому как захочется – так тому быть.

Едва забрезжила заря –

Поднялся хлебопёк,

Чтоб ты румяным калачом

Полакомиться мог.

Маляр порадовать спешит

Природу и людей –

Нам пестроту весны дарит

Весёлый чародей.

Спроси у солнца и земли,

Спроси у быстрых рек:

«Кто начинает новый день?»

Рабочий человек! (все вместе)

  1. Конкурс загадок об инструментах и орудиях труда.

А) Доски грызла и кусала, на пол крошек набросала,

Но не съела ни куска: знать не вкусная доска. (Пила)

Б) Замечательный дружище: деревянная ручища,

Да железный обушок, закалённый гребешок.

Он у плотников в почёте – каждый день с ним на работе. (Топор)

В) Сам худ, голова с пуд. Как ударит – крепко станет. (Молоток)

Г) Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз. (Отвёртка и шуруп)

Д) Толстый тонкого побьёт. Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

Е) Два братца, одно сердце. (Ножницы)

Ж) Тонкая непила всех одела – нарядила.

На самой бедняжке нет даже рубашки. (Иголка)

З) У конька, у горбунка деревянные бока.

У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок)

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

  1. Склонности и интересы в выборе профессии (методика «Карта интересов»).

Заранее мы провели тестирование. Результатов теста ребята не знают. Мы выявляли склонности и интересы ребят по методике «Карта интересов». В дальнейшем, возможно, эта карта поможет ребятам определится с выбором профессии.

Сейчас каждый из ребят на отдельных листах напишет, что ему нравится и чем он любит заниматься больше всего.

Теперь возьмите каждый свою карту интересов и обратите внимание на выделенные маркером столбики:

Жёлтый цвет (верхние две строки) – у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности;

Зелёный цвет (средние две строки) – ты стремишься, как можно больше узнать о предмете своих интересов;

Красный цвет (нижние две строки) – ты хотел бы работать в этой области.

Внимательно посмотрите у кого характеристика своих интересов совпала или не совпала с «Картой интересов» теста.

Нужно чётко определить круг своих интересов, и, как можно скорее поставить перед собой достижимую цель.

  1. Сейчас проведём конкурс «Прочти правильно пословицу или поговорку о труде».

А) Кормит, а, лень, человека, труд, портит (труд человека кормит, а лень – портит)

Б) Рыбку, труда, без, не, пруда, и, вынешь, из (без труда не вынешь и рыбку из пруда)

В) Семь, один, отрежь, раз, отмерь, раз (семь раз отмерь, один отрежь)

Г) Работает, кто, тот, ест, не, не (кто не работает, тот не ест)

Д) Лежачий, не, камень, под, вода (под лежачий камень вода не течёт)

Е) Труд, терпение, всё, и, перетрут (терпение и труд всё перетрут)

Ж) И, посеешь, пожнёшь, то, что (что посеешь, то и пожнёшь)

З) Час, время, делу, а, потехе (делу время, а потехе час)

И) И, кататься, люби, любишь, возить, и, саночки (любишь кататься, люби и саночки возить)

К) Да, меньше, больше, слов, дела (меньше слов, да больше дела)

Л) Дело, смело, за, берись, всякое (за всякое дело берись смело)

М) Пила, у, мастера, плохая, и, плохого (у плохого мастера и пила плохая)

Ребята объясняют значение каждой пословицы, как они понимают народную мудрость. Делаем вывод, что ленивого человека никто не уважает.

  1. Творческое задание. Любимая профессия помогает человеку исполнять его желания, и прежде чем выбрать профессию, человек решает для себя, чего он хочет добиться в жизни.

Сейчас вы должны выполнить задание-рисунок «Три желания». Но прежде представьте, что вы идёте по берегу моря и находите старый кувшин. В нём живёт кто? (Дети отвечают: «Джин!»). Он готов выполнить три ваших желания. Нарисуйте их.

А пока дети рисуют, проведём конкурс со зрителями. Конкурс называется «Что это?»:

хурма

фрукт

индейка

птица

сазан

рыба

артишок

овощ

изюм

ягода

квас

напиток

корица

пряность

кефаль

рыба

кокос

орех

кольраби

капуста

дыня

ягода

кумыс

напиток

палтус

рыба

арбуз

ягода

рис

крупа

рябчик

птица

голубика

ягода

пастернак

овощ

баклажан

овощ

киви

фрукт

вобла

рыба

лавровый лист

пряность

фисташки

орех

пшено

крупа

виноград

ягода

редька

овощ

бычки

рыба

лимон

фрукт

брусника

ягода

клубника

ягода

бобы

овощ

сморчок

гриб

топинамбур

овощ

медовуха

напиток

Молодцы, гости, активно поработали. А сейчас посмотрим, что в своих рисунках нарисовали дети.

V. Заключительная часть.

Итак, ребята, сегодня мы с вами побывали в необычном мире – мире профессий. Рано или поздно в этом мире окажетесь и вы. И от вас зависит, каким он будет – мир вашей профессии.

Подводя итог нашего мероприятия хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

А сейчас послушайте стихотворения Д. Я. Лившиц «Что в руках у человека» и «Да здравствуют руки!»

Всё, что видишь ты вокруг,

Всё – плоды рабочих рук.

Этот дом и этот сад

В лёгком кружеве оград.

Тепловоз, подъёмный кран,

Экскаватор – великан,

Телефон, машина, стол,

Сумка, парта и футбол, –

Всё, что видишь ты вокруг,

Всё – плоды рабочих рук.

Да здравствуют руки,

Рабочие руки,

Те, что не терпят

Лени и скуки!

Да здравствуют руки,

Которые в полночь

Опасно больному

Приходят на помощь!

Да здравствуют руки,

Которые косят,

Пекут, обшивают,

И почту приносят,

Ведут корабли

В покорённую даль,

И варят в мартенах

Чудесную сталь!

Да здравствуют руки,

Руки простые,

Которые к звёздам

Подняли Россию!

Спасибо, ребята, за хорошую, активную работу! Спасибо, гости, за ваше внимание и принятое участие! Всего вам доброго, до свидания!


21.05.2018

«Топ популярных профессий»

Выбор профессии – это сложная задача для каждого человека. Ведь выбирая специальность, хочется, что она была по душе и радовала. В помощь тем, кто сейчас стоит перед выбором жизненного пути, в библиотеке-филиале №8 разработали информационное печатное издание. Данная брошюра содержит рейтинг самых популярных и востребованных профессий на ближайшее десятилетие, разработанный специалистами прогнозирования. Согласитесь, что чтобы у человека не было проблем в будущем найти место работы, стоит выбрать профессию, востребованную в своей стране. Познакомившись с содержанием брошюры «Топ популярных профессий», вы узнаете, какие специальности сейчас пользуются дефицитом в России, какие будут популярны в будущем, как выбрать профессию, профессии в какой отрасли в будущем дают право на досрочную пенсию и почему.

Надеемся, что предложенный материал поможет вам выбрать нужную, необходимую и, главное, интересную вам профессию. Чтобы познакомиться с содержанием брошюры, просто щелкните кнопкой мыши по ее обложке.

29.04.2018

«От мечты к выбору профессии»

С 23 апреля в библиотеке-филиале №8 действует книжная выставка «От мечты к выбору профессии» . Выставка ориентирована на юношескую аудиторию, на тех, кто заканчивает 9 или 11 классы, и собирается постигать какую-то профессию. На выставке представлены книги о самых разнообразных профессиях: автослесарь, автомеханик, техник-электрик, повар, парикмахер, мастер маникюра, официант-бармен и многие другие. Коллектив библиотеки уверен, что именно сейчас, в преддверии выпускных экзаменов еще есть возможность серьезно подумать о выборе профессии, больше узнать о ней. И книги этой выставки помогут вам в этом ответственном деле.

23.03.2018

Уважаемые юноши и девушки!

В мире существует около 50 тысяч разных профессий, и лишь 100 из них часто упоминаются. В современной жизни возникло много новых специальностей, таких как: мерчендайзеры, менеджеры и т.д. и сделать свой выбор в пользу той или иной профессии – дело сложное, но необходимое. Информационную помощь вам окажут муниципальные библиотеки города.

В библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина для вас действует книжная выставка «Выбирай маршрут по душе» , на которой помимо книг и журналов по профориентации представлена тематическая картотека «Выбор профессии – шаг в будущее», а также малые формы библиографической продукции, разработанные и выпущенные сотрудниками библиотеки, в том числе рекомендательный указатель «Мастерство, взятое «на карандаш» . Указатель содержит перечень художественных произведений русских и зарубежных писателей с их краткой аннотацией. Информация о произведениях располагается по типам профессий: человек – живая природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ.

Литература, как один из важнейших видов искусства, выступает своеобразной формой отражения жизни, чутко реагирует на отражение действительности. В художественных произведениях русских и зарубежных писателей зачастую ярко представлены определенные профессиональные типы, содержащие в себе как субъективные, так и объективные характеристики профессии.

Книги о труде – это целый мир! И это прекрасная основа для выбора дела своей жизни. Литераторам дано уместить логику целого скучного исследования в короткую и живую фразу. Именно так можно почувствовать профессию в ее историческом дыхании, которое следует уважать и беречь.

22.11.2017

Уважаемые юноши и девушки!

Верный выбор профессии – это залог вашего будущего успеха, а главное, вашего удовлетворения тем делом, которым вы будете заниматься.

Выбирая профессию, не стоит в первую очередь ориентироваться на то, что популярно в данный момент на рынке труда. Нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои склонности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны. Так как стать по настоящему эффективным можно только в той сфере деятельности, к которой у тебя лежит душа, к которой у тебя есть предрасположенность.

В сегодняшнем мире многие при выборе профессии ориентируются на «доходность» профессии, но, поверьте, хороший, высоко эффективный специалист в любой области будет получать заработную плату выше, чем человек, окончивший юридический или экономический факультеты (наиболее популярные сейчас), но ни в кой мере не представляющие себя в данных профессиях.

Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто ознакомиться с ним даже в первый раз — это ориентация на те, или иные профессии. «Профессия (от латинского professio- официально указанное занятие, специальность, от profiteor — объявляю своим делом) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования».

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый молодой человек без исключения.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» (Ф.Вольтер)

«Праздность – мать пороков и источник ссор» (Д.Верас)

«Самые выдающиеся дарования губятся праздностью» (М.Монтень)

«Праздность – утеха глупых» (Честерфилд)

«Лень есть дочь богатства и мать бедности» (Декурсель)

«Маленькое дело лучше большого безделья» (русская народная пословица)

«Человек бывает вполне человеком лишь в то время, когда он трудится» (М.Гюйо)

«Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу» (У. Федер)

«Хороший человек - не профессия» (перефразированные Ильф и Петров)

«Нет презираемых ремесел,есть только презренные люди, бесчестно занимающиеся ими» (П.Буаст)

«Дело мастера боится» (А.Суворов)

«Мастерство — это когда «что» и «как» приходят одновременно» (В.Мейерхольд)

«Есть несколько способов разбивать сады:лучший из них — поручить это дело садовнику» (К.Чапек)

«Невозможно работать для других, не работая для себя» (Руссо)

«Своим делом человек должен заниматься так,словно помощи ему искать негде» (Д. Галифакс)

«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями» (А.Апшерони)

«Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться» (Ларошфуко)

«Цель жизни – самовыражение.Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живём» (О.Уайльд)

«Для одних труд — это жизнь, для других — только средство для жизни» (И.Шевелёв)

«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство» (И.Шевелёв)

«Любая деятельность становится творческой тогда,когда человек стремится выполнять своё дело правильнее и лучше» (Апдай)

«Вероятно, лишь один человек из тысячи страстно поглощен своей работой как таковой. Разница только в том,что про мужчину скажут: «Он увлечен своим делом»,а про женщину: «Она какая-то странная» (Д.Сейерз)

«Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может» (Г.Марри)

«Доказательство истинности любого призвания - любовь к тяжелой работе, которой оно требует» (Л.П.Смит)

«Не выбирай профессию ради денег. Профессию нужно выбирать… по любви и из-за денег» (Д.Хьюстон)

«Тот, кто стремится к деньгам, никогда их не находит. Но деньги найдут тебя сами, если ты делаешь интересное для тебя дело» (М.Барщевский)

«…Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии - обязательно» (Роберт Де Ниро)

Выбор профессии - один из серьезнейших шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. От того, отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит вся дальнейшая жизнь.

Вопросам профориентации и профадаптации молодежи уделяется внимание на государственном уровне. В апреле 2015 года Министерство образования и науки, Министерство труда РФ и Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» приступили к созданию концепции профориентации молодежи до 2025 года. В целях повышения информированности населения о реальных потребностях рынка труда, поднятия престижа рабочих и инженерных профессий, наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении, восстановления системной профориентационной работы многие регионы разрабатывают свои Концепции развития системы профессиональной ориентации молодежи (Саратовская область, Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Иркутская область, Тамбовская область).

Главной проблемой для старшеклассников при выборе профессии зачастую является плохая информированность о том, какие профессии существуют, чем конкретно занимаются представители той или иной профессии и какие требования предъявляются к специалистам разных профессий. Решить эту проблему поможет профориентационная работа специалистов разного профиля: педагогов, психологов, социологов, физиологов, врачей. Свой вклад в это дело вносят и специалисты российских библиотек.

Профориентационная работа состоит из нескольких компонентов:

  • профессиональная информация - подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
  • профессиональное просвещение - ознакомление с миром профессий, их содержанием;
  • профконсультация - помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
  • профдиагностика - изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям;
  • профессиональный отбор - установление психологических особенностей человека, его подготовленности к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
  • профессиональная адаптация - активный процесс приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Особенность библиотеки как профориентационного учреждения состоит в том, что профориентация ведется главным образом через источники информации, прежде всего книги, периодическую печать. Задача библиотек - повысить информационную культуру и грамотность молодежи, научить их умению пользоваться информацией, чтобы правильно ориентироваться в многообразии мира профессий. Сегодня многие библиотеки используют весь спектр форм и методов работы по данному направлению: беседы, лекции, информационные часы, книжные выставки, наглядные формы, компьютерное тестирование, групповое и индивидуальное консультирование, профориентационные игры, презентации профессий, диспуты, мастер-классы и т. п.

В 2013 году в Самарской областной юношеской библиотеке был открыт Центр социализации и адаптации молодежи. Одна из задач центра - оказание помощи молодежи в выборе профессии. Данное структурное подразделение библиотеки тесно сотрудничает с Центром занятости населения городского округа, школами, техникумами и вузами, центрами реабилитации для детей и подростков. На протяжении двух последних лет в библиотеке проводятся «Неделя мастер-классов» и «Недели профориентации». Так, «Неделю профориентации», проходившую в марте 2016 года, посетило около тысячи подростков. Все они прошли профориентационное тестирование, приняли участие в специальных играх, которые помогают расширить представления о различных профессиях. На площадках проекта было представлено более десятка самарских колледжей и вузов, на их мастер-классах побывали свыше восьмисот школьников. Каждый из потенциальных абитуриентов смог выбрать направление деятельности, которое через несколько лет, возможно, станет его профессией. Теодолиты и другие строительные приборы, шприцы, перевязки и медицинские муляжи, сварочные аппараты и сверхсовременные станки, кулинарные принадлежности, живописные корзины с фруктами и овощами, программы компьютерного моделирование - вот лишь некоторые предметы, благодаря которым юные участники проекта смогли наглядно визуализировать каждую из представленных профессий.

Помочь расширить представления молодежи о различных профессиях во время проведения «Недели профориентации» позволяет обсуждение «Атласа новых профессий» , составленного Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив.

В связи с большой востребованностью профориентационных услуг Самарская ОЮБ совместно с Центром профессионального образования Самарской области подготовили и реализуют долгосрочный проект по обучению волонетров-профориентаторов. Была создана «Школа ВРУнов». Аббревиатура расшифровывается как «Выбор. Работа. Успех». Основная цель проекта помочь подросткам с профессиональным самоопределением силами сверстников, используя принцип «равный - равному». Прошли уже два цикла занятий по 3 месяца. В Школе занимались 36 студентов колледжей, многие из них уже успели применить свои знания на практике. Практика работы «Школа ВРУнов (Выбор - Работа - Успех)» Самарской ОЮБ наглядно показывает: волонтеры способны оказать помощь подросткам в расширении представлений о самых разных профессиях, возможностях планирования своего профессионального пути.

В сентябре 2016 г. на сайте Российской государственной библиотеки для молодежи прошел вебинар «Вопросы профессионального самоопределения молодёжи «Выбор. Работа. Успех» , ведущей которого была психолог Самарская ОЮБ Галина Сорокина. С записью данного мероприятия можно ознакомиться на сайте библиотеки.

Аналогичная работа по развитию профориентационного волонтерского движения проводится в Курганской областной юношеской библиотеке . В 2011 году специалистами КОЮБ разработан проект «Профессиональное самоопределение молодежи и волонтерство: встречное движение» , уникальность которого состоит в широком привлечении студентов высших и средне-специальных учебных заведений в качестве волонтеров при оказании помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

На организационном этапе был разработан план основных мероприятий проекта, заключено соглашение о сотрудничестве с КОЮБ по реализации проекта, составлено и распространено письмо для руководителей образовательных учреждений с целью содействия в реализации проф-проекта, организовано совещание специалистов КОЮБ с руководителями волонтерских отрядов, агитбригад по профориентации из различных учебных заведений, определены площадки профориентационной работы волонтеров: школы г. Кургана, КОЮБ, Курганский Дом молодежи, открытые городские площадки. В КОЮБ создан профориентационный клуб «Выбор», в котором проводятся интересные встречи и тренинги для старшеклассников по профессиональному самоопределению. В разделе «Профориентация» на сайте КОЮБ постоянно обновляется информация о профессиях, учебных заведениях Курганской области, интернет-ресурсах, книгах и мероприятиях по профориентации. Статистика сайта по тематике запросов за день подтверждает их востребованность. В ежедневном рейтинге самых популярных страниц сайта эти ресурсы стабильно занимает вторую или третью позицию.

Реализация проекта началась в 2012 году. В рамках проекта были проведены собеседования с кандидатами в волонтеры, организованы обучающие семинары и тренинги по профориентации молодежи и межличностному общению для участников волонтерского движения на базе КОЮБ с привлечением штатного психолога и специалистов Центра занятости населения г. Кургана. После обучения волонтеры были готовы сами проводить мероприятия по профориентации для своих ровесников, помогая им в самоопределении и в выборе профессии .


Программа клуба по профориентации «В поисках будущего» предполагала изучение внутреннего мира подростка, его личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Составлена программа с учетом возрастных особенностей, расчитана на подростков образовательных учреждений города в возрасте от 12 лет до 15 лет. Реализовывалась в течение 2 лет (2014-2015 гг.). Использовались разнообразные формы занятий: беседы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений, экскурсии на предприятия, психодиагностические процедуры, ролевые игры. Например, одно из занятий клуба было посвящено знакомству школьников с типом профессий «Человек - Знаковая система».

Как правило, все учебные заведения имеют собственные сайты, на которых размещается информация по вопросам обучения в них. Чтобы помочь старшекласснику быстро найти эту информацию библиотеки на своих сайтах создают страницы профориентации . Так, Курская областная библиотека для детей и юношества в разделе «Молодежный квартал»дает ссылки на перечень учебных заведений г. Курска и ВУЗов России, предлагает полистать справочник профессий.

Ставрапольская краевая библиотека для молодежи разработала виртуальный проект «О профессии и карьере» , результатом которого стал электронный ресурс, состоящий из следующих разделов:

  • Виртуальная выставка «Карьерные ориентации» ;
  • Ярмарка профессий (перечень сайтов которые помогут молодежи определиться в сложном мире профессиональной деятельности);
  • Вы собираетесь поступать? (список ВУЗов, СУЗов, факультеты, дни открытых дверей, дополнительное образование, второе высшее образование, дистанционное образование);
  • Хотите удачно построить карьеру? (как составить резюме, пройти собеседование, способы повышения квалификации (мастер-классы, тренинги, вакансии для студентов);
  • Какая профессия Вам подходит? (перечень компьютерных диагностических систем);
  • Наши ресурсы (книги и периодические издания по профориентации молодежи).

Библиотечно-информационный юношеский центр им. В. Ф. Тендрякова Вологодской областной универсальной научной библиотеки ведет на своем сайте раздел «Будущему профессионалу, или Территория карьеры» . Раздел состоит из нескольких рубрик, например, в рубрике «Как стать профессионалом?» можно найти практические советы по этому вопросу; рубрика «Путешествие в профессию» на сегодняшний день представляет сведения о двух профессиях - повар/кондитер и водитель. в рубрике есть профессиограммы (описания структуры и особенностей профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку) профессий, и, что особенно ценно, - перечень профессиональных учебных заведениий, в которых можно получить профессию «повар» или специальность «повар-кондитер» и «водитель». На отечественном рынке труда появляется множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Рубрика «По труду и честь: о профессиях, новые профессии» поможет узнать кто такой андеррайтер, байер, бастер, девелопер и т. д., в чем заключается суть этих и других новых профессий.

Интересную форму мероприятий придумали в Центральной городской библиотеке для детей и юношества г. Новоуральска (Свердловская область) - информационное ток-шоу «Моя профессия» . Участниками ток-шоу стали старшеклассники, стоящие перед выбором профессии. На мероприятии они смогли узнать и о новых профессиях, их востребованности на рынке труда. Студенты вузов и техникумов, также присутствовавшие на ток-шоу, рассказывали о выбранных ими специальностях, а преподаватели вузов и техникумов познакомили со специальностями, которые можно получить в стенах их учебных заведений, требованиями, предъявляемыми к абитуриентам на вступительных экзаменах.

Немалый опыт профориентационной работы накоплен и в библиотеках Удмуртской Республики. Так, Республиканская библиотека для детей и юношества проводит цикл мероприятий «Путь к успеху» . Цель данных встреч - объективно и доступно познакомить старшеклассников с миром различных профессий, обсуждать вопросы получения профессионального образования. Прошли встречи:

  • «Властелины сцены» - профессия - артист. О своей профессии и призвании рассказали актер Государственного театра кукол Удмуртской Республики А. Г. Мустаев, композитор, музыковед Удмуртской Республики Ю. Л. Толкач, экс-министр культуры Удмуртской Республики А. Т. Христофоров;
  • «Все дороги ведут в банк» - профессия - банковский служащий;
  • «Профессия на века» - профессия - инженер-механик.

Активно в работе библиотеки по профориентации используются выставочные формы. Была организована большая книжная выставка-просмотр «Вам, будущим профи: профессии сегодняшнего дня».

В центральной городской библиотеке г. Воткинска уже традицией стали ежегодные конференции профессий, в которых принимают участие старшеклассники школ города. В 2015 году в рамках Года литературы прошла конференция профессий «Книжный творец», где были представлены будущим выпускникам такие профессии, как писатель, издатель, редактор, корректор, художник, верстальщик и печатник. С содержательными докладами о профессиях выступили учащиеся школ. Каждый доклад сопровождался видеопрезентацией. О профессии журналиста рассказал гость конференции - сотрудник газеты «Трудовая вахта» и заводского радио И. А. Гуменников. Конференция прошла в деловой и творческой обстановке. Старшеклассники получили не только представление о профессиях, но и информацию о том, какие учебные заведения готовят специалистов для данной отрасли.

Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодым в районных центрах и сельской местности. Там библиотека зачастую единственное место, где можно получить необходимые сведения. Так, Балезинская районная библиотека ежегодно составляется «План проведения мероприятий по профориентации среди обучающихся образовательных учреждений в Балезинском районе», который утверждается Главой Администрации района. В 2015 году Балезинской районной библиотекой, Центром занятости населения и Управлением образования проведен районный конкурс творческих работ «Выбор профессии - выбор пути». Большую профориентационную работу проводят и сельские библиотеки Удмуртской Республики. В Карсовайской сельской библиотеке прошла ярмарка профессий «Выбери работу по душе», для учащихся школы, с целью помочь сделать правильный выбор в жизни, определить сферу деятельности, в которой они успешно могли бы трудиться в будущем. Была подготовлена выставка-просмотр книг, буклетов и справочной литературы, призванной помочь выпускнику в выборе профессии. Специалисты рассказали учащимся о профессиях, которые в ближайшие годы будут наиболее актуальными на рынке труда. Дана информация об учебных заведениях, где можно получить упомянутые профессии. В подарок ребята получили памятки «Полезные советы будущему абитуриенту». Интересно и увлекательно прошла игра по профориентации «Детективное агентство ШЛЯПА». Старшеклассники узнали о профессии юриста, следователя и полицейского. В игровой части участникам понравилось узнавать преступников по уликам, решать различные головоломки, угадывать звуки. Были задания на внимательность и дедукцию. В Поселковой сельской библиотеке прошел профориентационный час для учащихся школы «В какой профессии бросить якорь, или Охота на работу». Была предложена игра с элементами тестирования на определение профессионального приоритета. В завершении проведено оценочное тестирование мероприятия. Сергинская сельская библиотека провела встречу для старшеклассников с участковым «Знакомьтесь - профессионал», который более 10 лет работает в органах полиции. Он рассказал о своей работе, ее особенностях, плюсах и минусах этой профессии, какими качествами - профессиональными и личными - должны обладать сотрудники полиции. Библиотекари познакомили старшеклассников с учебными заведениями, где можно получить эту профессию. Ребята задавали участковому вопросы, участвовали в обсуждении жизненных ситуаций, как бы они поступили, не нарушая закон, опираясь на права ребенка.

В некоторых регионах России с целью повышения профессиональной и творческой активности библиотекарей в подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества проводятся смотры-конкурсы. Так, в 2009 году по инициативе Томской областной детско-юношеской библиотеки при поддержке Департамента по культуре Томской области был проведен областной смотр-конкурс профориентационной работы библиотек «Выбор профессии - выбор будущего». Весь год в библиотеках шла активная работа по поиску новых форм профориентационной деятельности в тесном взаимодействии с центрами занятости населения, школами, профтехучилищами, филиалами вузов и техникумов, расположенными в районных центрах и городах области. На конкурс поступили работы из всех районов, а также городов Томской области. Работы оценивались по следующим номинациям:

  • Лучшая библиотека - профориентатор
  • Лучший библиотекарь - профориентатор
  • Профориентация в библиотеке: поиск новых форм
  • Окно в мир профессий
  • Инициатива. Творчество. Поиск
  • Профориентация через призму краеведения.

Лучший опыт по профориентационной работе и профадаптации молодежи отражен в сборнике материалов «Выбор профессии-выбор будущего» .


Проанализировав профессиональную периодику и сайты российских библиотек, можно с уверенностью сказать, что сегодня процесс выбора профессии у молодежи приобрел другую направленность. Важным моментом становится объединение интересов и желаний личности с востребованностью на рынке профессий, возможностью получения образования, наличием дальнейших перспектив продвижения. Учитывая этот фактор, библиотеки используют в своей работе все новые и новые формы работы, тесно сотрудничая со школами, средними специальными и высшими учебными заведениями, центрами занятости и предприятиями городов и населенных пунктов.

/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [сост.: Л. А. Васильева]. - Петрозаводск, Детско-юношеская библиотека Республики Карелия, 2011. - 13 с.

  • Иванова, Н. не с бухты-барахты готовят в Чувашии ребят к будущей профессии: помощь молодым - в тесном союзе с училищем / Н. Иванова // Библиотека. - 2014. - № 1. - С. 28-31.
  • Кашкаров, А. Мастерские среди стеллажей: моделируем и программируем сами, или что такое мейкерспейс / А. Кашкаров // Библиотека. - 2016. - № 3. - С. 14-16.
  • Кельдышева, Н. Первый шаг в будущее: помощь школьникам в профориентации / Н. Кельдышева // Библиополе. - 2015. - № 2. - С. 19-21.
  • Корешкова Л. Выбирая профессию - выбираем будущее // Библиотека. - 2010. - № 2. - С. 9-11.
  • Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; научно-методический центр; сост. Н. А. Ветрова. - Рязань, 2013. - 17 с.
  • Составитель:
    гл. библиограф отдела

    информационно-
    библиографического обслуживания
    О. Н. Горева

    Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

    Задачи:

    • Активизировать личное участие в формирование своего будущего;
    • Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.
    • Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

    Оборудование:

    • Компьютер
    • Проектор для показа презентации.
    • Иллюстрации различных профессий.
    • Выставка книг по теме.

    Форма внеклассного мероприятия: игровая.

    План:

    1. Вступительное слово.
    2. Выступление библиотекаря школы.
    3. Конкурс.
      • Разминка.
      • Профсловарь.
      • Конкурс пословиц.
      • Кто что делает.
      • Конкурс капитанов.
      • Домашнее задание.
      • Музыкальный конкурс.

    4. Рефлексия.

    1. Лодка диким давлением сжата,
    Дан приказ – дифферент на корму, -
    Это значит, что скоро ребята
    В перископы увидят волну,
    В перископы увидят волну…
    Припев :
    На пирсе тихо в час ночной.
    Тебе известно лишь одной,
    Когда усталая подлодка
    Из глубины идет домой.

    Моряки-подводники; песня «Усталая подлодка» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

    2. Седина в проводах от инея…
    ЛЭП-500 – непростая линия,
    И ведем мы ее с ребятами
    По таежным дебрям глухим

    Сквозь таежные зори мглистые
    Тянем к людям мы солнце чистое,
    И встают зори над порами
    Под моей озябшей рукой.

    Электромонтер или монтажник линии электропередач; песня «ЛЭП-500» (муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.)

    3. Давно, друзья веселые
    Простились мы со школой,
    Но каждый год мы в свой приходим класс.
    В саду березки с кленами
    Встречают нас поклонами,
    И школьный вальс опять звучит для нас.

    Учитель; песня «Школьный вальс» (муз. И. Дунаевского, сл. С. Матусовского).

    4. Над спортивной ареной капризное солнце…
    И удача не каждому будет светить…
    Вы на бой провожайте ваших питомцев.
    Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…
    Припев :
    Да разве сердце позабудет
    Того, кто хочет нам добра,
    Того, кто нас выводит в люди,
    Кто нас выводит в мастера.

    Спортивный тренер; песня «Да разве сердце позабудет…» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

    5. На границе тучи ходят хмуро.
    Край суровый тишиной объят.
    У высокий берегов Амура
    Часовые Родины стоят.
    Там врагу заслон поставлен прочный,
    Там стоит, отважен и силен,
    У границ земли дальневосточной
    Броневой ударный батальон.

    Пограничники; песня «3 танкиста» (муз. Дан. и Дм. Покрассов, сл. Б. Ласкина).

    6. Смерть не хочет щадить красоты,
    Ни веселых, ни злых, ни крылатых,
    Но встают у нее на пути
    Люди в белых халатах.
    Люди в белых халатах
    Врачи; песня «Люди в белых халатах» (муз. Э. Колмановского, Л. Ошанина).

    7. Преодолеть пространства и простор,
    Нам разум дал стальные руки-крылья,
    А вместо сердца – пламенный мотор.
    Припев:
    Все выше, выше и выше
    Стремим мы полет наших птиц:
    И в каждом пропеллере дышит
    Спокойствие наших границ.
    (Летчики; песня «Авиамарш» (муз. Ю. Хайта, сл. П. Германа).)Приложение 2\Авиамарш.mp3

    (Приложение 1 , слайд 14)

    – Вот и подошел к концу наш классный час. А что думаете вы о выборе профессии?

    (Впечатлениями делятся дети).

    – Закончить наш классный час мне хочется словами которыми я и начинала:

    У меня растут года,
    Будет и семнадцать.
    Где работать мне тогда?
    Чем заниматься?

    – И в итоге, наверное нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.

    В конце игры ведущий подсчитывает заработанные командами баллы и награждает победителей призами.

    Библиография :

    1. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения / Под.ред. Чистяковой С.Н. М., ИОСО РАО, 2002.
    2. Лернер П.С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников // Школьные технологии. – 2002. – №4
    3. На пути к профильному обучению в 12-летней школе: Из опыта работы эксперим. шк. Рос. акад. образования: [Сб. ст. и материалов] : В 2 ч. / Рос. акад. образования, Ин-т общ. сред. образования. – М. : ИОСО РАО, 2001.
    4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК". 1997.
    5. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
    6. Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника Технология профессионального успеха (естественно-научный профиль): Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф. и др. // Школа и производство. – 2002. № 1. – 0,5 п.л.

    Тема: Методическая разработка.

    Цель: Создать условия для получения знаний, информации по правовому образованию и воспитанию школьников

    Вступление.

    “Школа – это, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.
    книги выстраивают судьбы”

    /В.А.Сухомлинский/.

    Нормальное существование современного общества невозможно без высококвалифицированных кадров. Очевидно, что Россия третьего тысячелетия будет такой, какой вклад в ее развитие сможет внести современная молодежь. Следовательно, в данной ситуации возникает необходимость помочь молодежи в выборе профессии. Ограничение доступа детям и подросткам к информации ведет к случайному выбору профессии, снижает их конкурентноспособность на рынке труда. Школьная библиотека, как одно из важнейших звеньев системы воспитания, должна оказывать своим молодым читателям помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах мира современных профессий. В 1998 году была разработана и внедрена в практику работы целевая комплексная программа “Чтобы рос человек".

    Цель программы: создание условий для самореализации человека, как субъекта деятельности, как индивидуальности способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения. Школьная библиотека, используя все формы и методы библиотечной работы, активно приняла участие в реализации этой программы. Задачи библиотеки по данному направлению были поставлены следующие:

    Ориентация детей на получение новых знаний о профессии, оперативное представление всем читателям нужной им информации, психологическое консультирование родителей, оказание методической помощи педагогам школы. Помощь библиотеки в реализации программы начинается с общения с учащимися младших классов. Эти дети только начинают жить в обществе, и не знакомы с законами этого общества. В связи с этим библиотека помогает узнать детям: как, и кем рассматриваются и охраняются в обществе интересы личности ребенка. Для этого с учащимися 2-3 классов проводятся классные часы, мероприятия по темам: " В мире профессий"- беседа-игра; "Знакомство с конвенцией о правах человека"- брейн-ринг; " В мире сказок", " Права сказочного государства"; классный час, "Я и имена"; урок-игра, интеллектуально- познавательная игра "Звездный час", "Мир начинается с меня" (по материалам конвенции о правах человека). На таких занятиях речь идет о понимании человеческого достоинства, умении распознать различия в людях и принимать их такими, какие они есть, умение слушать и уважать чужое мнение. Кроме того, в интересной, увлекательной форме ведется разговор о специалистах, которые могли бы защитить права детей. Для старших классов, вместе с учителями права и обществознания, проводятся занятия, на которых предусматривается знакомство учащихся с актами в области прав человека, формируются навыки пользования ими. Темы занятий разнообразны: "Права человека и законы"; Право на жизнь"; "Право на свободу" и т. д. Современных детей сейчас не удовлетворяет пассивное слушание, они хотят действовать, творить; поэтому все мероприятия проводятся в виде дискуссий, ролевых игр. Игры заставляют задуматься, пережить ситуацию, в которую может попасть каждый, проиграть ситуацию с 2-х позиций: человека-нарушителя закона и специалиста в области права. Все это помогает формировать свое мировоззрение, развивает интеллект, речь, отстаивать свое мнение, навыки будущей профессии.

    Школьная библиотека - это школьный учебный центр, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященный знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, профессиональным праздникам не обходится без участия библиотеки. Уже стало традицией в школе, в октябре проводить месячник правовых знаний и 10 октября отмечать Международный день прав человека. К этим датам готовиться обзор литературы на правовые темы, правовые игры, выставки, выступления на школьном радио. Темы для радиовыступлений разнообразны: "Профессия-юрист"; "Права ребенка-это твои права" и т. д. В этом году интересно прошла игра- дискуссия для учащихся 9-х классов - "Исторический брифинг". Цель игры - пробудить интерес к чтению исторической и юридической литературы. К данному мероприятию подбиралась литература и документы, в которых отражены мифы советской эпохи о "врагах народа", а также информация о реальном положении этих групп людей в СССР. При подготовке определились группы учащихся 9-х классов:

    –"архивисты” (группа, подбирающая отрывки из газетных публикаций и художественной литературы, сатирические плакаты 20-30 гг. и т. д.);
    – "журналисты" (группа, готовящая историко-журналисткое расследование);
    – "враги народа"(группа, готовящая "биографии" "врагов народа", используя литературу);
    – "прокурора";
    – "судебного секретаря";
    – "экспертов" (группа, по ходу действия делающая независимые высказывания, и т. д.) (приложение№1/ использованы материалы журнала "Ваше право"/ лист1 лист2 лист3 лист4)

    Эта игра проводилась совместно с учителями истории. Она помогла учащимся овладеть азами юридических профессий.

    Оказание посильной информационной методической и психологической помощи родителям учащихся по вопросам профессионального определения их детей - вот ещё одна грань деятельности школьной библиотеки. Вместе с завучем по воспитательной работе и учителями права разработан цикл бесед с родителями: "Сто советов для родителей", "Права и обязанности родителей и детей", "Путь к успеху вашего ребенка", "Учебные заведения г. Златоуста и Челябинской области". Эти беседы с родителями всегда вызывают у них заинтересованность. Одним из аспектов правовой просветительской работы школьной библиотеки является оформление выставок для учащихся. По данной тематике их было несколько: "Великая книга жизни" (Конвенция о правах ребенка), "Права человека", "Твой путь к успеху", "Тебе абитуриент" и т. д. Цель данных выставок: помочь читателям найти необходимую информацию об учебных заведениях города и области, подготовиться к экзаменам, выбрать профессию по душе. Одним из разделов работы школьной библиотеки по профориентации - это работа с педагогами- предметниками, преподающими в специализированных социально- правовых классах. Учителя также имеют возможность познакомится непосредственно с учебными и методическими материалами. Библиотека может им предложить: методическое пособие по проекту "Живое право", комплект учебников и пособий "Основы правовых знаний" для 8-9 классов, учебно-методическое пособие для учителей и книги для учащихся по проекту"Мой выбор" и т. д. Все новинки литературы оперативно освещаются на совещаниях школьных методических объединений учителей -предметников, что положительно влияет на информированность педагогов и повышает их эффективность работы. В библиотеке выделен специализированный тематический комплекс по правовому воспитанию и выбору специальностей. Кроме того, создана и ведется тематическая картотека в помощь классным руководителям по профориентации. Вот уже несколько лет наша библиотека проводит совместную работу со школьным правовым клубом старшеклассников "Фемида" (руководитель Залога Вера Николаевна). Деятельность клуба ставит перед собой цель донести до детей их права и помочь отстаивать их. В клубе действуют несколько направлений: профессиональное (изучение основ будущих специальностей); правовое образование и т. д. Члены клуба выступают перед родителями, учащимися младших классов, участвуют в общественных акциях: например - "Наши права", организуют благотворительную деятельность. Для работы клуба библиотекарь подбирает из журналов и газет, книг новые нормативные акты, новые законы, оказывает помощь в выпуске газеты - "Вместе", проводит опросы, анкетирование, дискуссии по острым темам нарушений прав и правовой защиты. Интересна также совместная работа по организации встреч с представителями правоохранительных органов. Помощь заключается в том, чтобы помочь отобрать интересные вопросы для дискуссии. На встрече с учащимися уже побывали: адвокаты, следователи, работники налоговой полиции, депутаты Государственного собрания, студенты факультетов экономики и права, журналисты. Наиболее удачно прошла в клубе игра "Имею право". Цель игры: расширить кругозор в области прав и законности.

    Воспитать в детях уважение к законам государства. Научить пользоваться своим правом гражданина России.

    На уроках права в 10-11 социально-правовых классах раз в четверть проводится обзор правовой литературы. Члены клуба "Фемида" членами научного общества учащихся, выполняют с учителями истории и обществознания исследовательские работы и очень часто обращаются за литературой в библиотеку, где получают квалифицированную помощь библиотекаря. За время существования социально- правового класса 52 учащихся поступили в учебные заведения города и области, выбрав специальности, связанные с правом и юриспруденцией. Несомненна в этом заслуга школьной библиотеки и педагогического коллектива. Школьная библиотека-это действительно та организация, которая действительно может многое сделать в области правового и профессионального просвещения.

    gastroguru © 2017