Специальная оценка рабочих мест в арендуемых помещениях. Онлайн Инспекция Роструда: арендованные рабочие места спецоценке подлежат Спецоценка на арендованном торговом центре

Помогите правильно провести спецоценку условий труда в ООО, занимающемся розничной продажей алкогольной продукции. Сложность вопроса заключается в том, рабочее место продавцов находится в арендованных магазинах. Нужно ли провести спецоценку всех по списку? Если не проводить, то какие риски для организации? Само ООО и 2-3 рабочих места, например, провести?

Ответ

Ответ на вопрос:

Работодатель обязан провести спецоценку на всех рабочих местах.

В отношении всех остальных сотрудников необходимо провести спецоценку.

При этом не имеет значения, в каких помещениях работают сотрудники: собственных или арендованных. Провести спецоценку обязан именно работодатель, чьи сотрудники выполняют работу в арендованных помещениях, а

В первую очередь комиссия по проведению спецоценки определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием .

Указанный перечень исключений закрыт и не оставляет возможностей для расширенного толкования. Поэтому если хотя бы один сотрудник организации не подпадает под указанные исключения, то работодатель в .

Вопрос из практики: Кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников

Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников.

Действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению и финансированию проведения спецоценки именно на работодателя ( , и Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Для непосредственного проведения спецоценки работодатель привлекает специализированную организацию, отвечающую установленным законом (ст. , Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

При этом не имеет значения, на основании какого права работодатель использует «рабочие площади»: права собственности или временного пользования, то есть аренды. Это следует из анализа положений Трудового кодекса РФ, а также статей , Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Сроки проведения

В какие сроки и с какой периодичностью работодатель обязан проводить спецоценку

Специальная оценка пришла на смену с 1 января 2014 года. В течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года обязаны хоть раз пройти спецоценку.

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом своей фактической ситуации.

Так, все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение шести месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны . В общем случае ее срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то ее результаты будут действовать до марта 2018 года. Соответственно, работодателю необходимо запланировать спецоценку на начало 2018 года, чтобы завершить ее к моменту окончания итогов аттестации.

При желании провести спецоценку по новым правилам можно и не дожидаясь окончания срока аттестации.

Совет : проводя спецоценку заранее, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, работодатель может сэкономить на оплате труда и страховых взносах.

Если организация не проводила аттестацию и новичком в бизнесе не является, то это свидетельствует о грубом нарушении законодательства об охране труда, и чтобы его закрыть, необходимо как можно скорее провести спецоценку.

В дальнейшем проводить спецоценку в общем случае нужно будет не реже чем один раз в пять лет, если оценщики не установят иной срок. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения о предыдущей оценке.

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение .

В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием .

Установление аналогичности позволяет провести спецоценку выборочно на .

Ответственность

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки условий труда

Внимание : нарушение порядка проведения влечет :

Для организации - штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.;

Для должностных лиц организации (в частности, руководителя) - предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Если сотрудники постоянно работают в разъездах и фактически выполняют работу на территории заказчиков, то спецоценки тоже .

Это следует из совокупности положений , статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, статей и Трудового кодекса РФ.

Внимание: за непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная ().

Случаи, когда спецоценка не нужна

Когда спецоценку проводить не нужно? Нужна ли спецоценка в отношении надомных и дистанционных сотрудников

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных сотрудников;
  • дистанционных сотрудников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
  • образует специальную комиссию;
  • утверждает график проведения специальной оценки условий труда.
  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).
  • руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
  • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.
  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
  • для организации - штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц организации (в частности, руководителя) - штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
  • Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 года
    Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Вопрос:
    Работодатель арендует здание и движимое имущество. Кто и в каком порядке должен проводить специальную оценку рабочих мест - собственник имущества или работодатель, организовавший рабочие места?
    Если работник осуществляет трудовую деятельность на основном рабочем месте и на этом же месте осуществляет работу по совместительству у другого работодателя, то кто проводит специальную оценку условий труда - только основной работодатель или оба работодателя?

    Ответ:
    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Провести специальную оценку условий труда рабочих мест должен именно работодатель, который их создал, а не собственник имущества. Каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах, в том числе и местах, где работают работники-совместители.
    Обоснование вывода:
    Проведение специальной оценки условий труда регулируется ТК РФ, а также Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон N 426-ФЗ). В силу ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах возлагается на работодателя.
    Работодателем согласно части четвертой ст. 20 ТК РФ признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Понятие рабочего места содержится в части шестой ст. 209 ТК РФ - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
    Законодательство не устанавливает каких-либо исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда, если рабочее место не находится в собственности работодателя (принадлежит ему на праве аренды, безвозмездного пользования, оперативного управления или на ином вещном праве). Поэтому именно работодатель, а не собственник имущества должен провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, которые создал.

    Единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, касается условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
    В соответствии со ст.ст. 60.1, 282 ТК РФ совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора с другим или с этим же работодателем в свободное от основной работы время. Поскольку, как уже было сказано выше, принадлежность рабочего места значения не имеет, то при использовании места несколькими организациями-работодателями в разное время данное место должно быть оценено каждым из работодателей как "свое" рабочее место вне зависимости от того, исполнил ли другой работодатель данную обязанность или нет.
    Таким образом, каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах, в том числе и местах, где работают работники-совместители, независимо от того была ли уже ранее проведена спецоценка данных рабочих мест другим работодателем (в том числе собственником рабочего места и (или) организацией, которая пользуется данным рабочим местом в другое время).

    Организация арендует рабочие места, которые прошли аттестацию у арендодателя. можно ли не проводить аттестацию рабочих мест у арендатора?

    Ответ

    Нет, нельзя, потому, что работодателем является арендатор. А специальную оценку условий труда (с 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. Порядок для новой процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Наряду с этим пока действует и приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н, в котором утверждены правила для аттестации рабочих мест. Но, по сути, новая специальная оценка заменила собой аттестацию) обязаны проводить все работодатели (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip -версия

    С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. Порядок для новой процедуры прописан в . Наряду с этим пока действует и , в котором утверждены правила для аттестации рабочих мест. Но, по сути, новая специальная оценка заменила собой аттестацию.

    При этом в общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда нужно провести внепланово).

    Приказ Минтруда, устанавливающий методику проведения специальной оценки, находится на регистрации в Минюсте России. Поэтому до даты вступления в силу этого документа проводить специальную оценку условий труда не нужно. Об этом сказано в .

    Специальная оценка условий труда

    Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().

    По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников ().

    Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

    • надомных работников;
    • дистанционных работников;
    • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

    Кто обязан проводить специальную оценку

    Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора ().

    Порядок проведения специальной оценки условий труда

    Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой, которую должен утвердить Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

    Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в .

    Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

    По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к .

    Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

    В общем случае не нужно.

    Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются , когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку ().

    Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

    Эти договоры предусматривают оказание организацией-работодателем услуг. Услуга заключается в предоставлении персонала, который трудится на рабочих местах заказчика.

    Хотя договор аутсорсинга не предусмотрен законом или иными правовыми актами (), он, по сути, представляет собой возмездное оказание услуг (). Данная юридическая квалификация сделки поддержана .

    На услуги аутсорсинга распространяется ряд общих положений о подряде (). В частности, их оказание подтверждает акт приемки ().

    Например, ООО «Мастерок» заключило договор строительного подряда. Однако для его выполнения не имеет достаточного количества штатных рабочих необходимой квалификации. В то же время ЗАО «Отделочник» в отсутствие заказов простаивает. Поэтому компании заключили между собой договор аутсорсинга, в соответствии с которым работники ЗАО будут временно трудиться на объекте ООО. Расчеты сторон будут осуществляться ежемесячно по акту исходя из договорной стоимости одного рабочего часа каждого рабочего, предоставленного ЗАО «Отделочник».

    Арбитры относят рассматриваемые договоры к гражданско-правовым, потому что в них не содержатся условия, характерные для трудовых договоров, - размер оплаты труда, трудовой распорядок и т. п.

    Условия договора аутсорсинга

    Договор аутсорсинга заключается в форме договора возмездного оказания услуг ().

    Предмет договора: обязанности сторон

    Предмет договора возмездного оказания услуг заключается в том, что исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик - оплатить их ().

    Услуги аутсорсера. Что входит в перечень услуг работодателя, в договоре рекомендуется прописать подробно. Ими могут быть:

    Подбор квалифицированного персонала;

    Оформление трудовых отношений с работниками (заключение и расторжение трудовых договоров, ведение трудовых книжек);

    Кадровый учет, ведение учета рабочего времени и расчетов по оплате труда. Для этого организация-заказчик должна вовремя предоставлять аутсорсеру соответствующую информацию. Следовательно, сторонам предстоит согласовать кадровый документооборот. Если же работодатель задерживает выплату зарплаты более чем на 15 дней, заемный сотрудник вправе приостановить работу ();

    Выполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ и плательщика страховых взносов.

    Соответствующая документация хранится у аутсорсера.

    Обязанности заказчика . В договоре советуем предусмотреть, что заказчик:

    Контролирует качество и своевременность выполнения работ внештатным персоналом;

    Обеспечивает заемных работников производственным инвентарем;

    Устанавливает график и порядок исполнения работ;

    Обеспечивает оперативное руководство заемными работниками.

    Необходимое условие - сотрудничество сторон в сфере охраны труда

    Аутсорсер не является типичным работодателем - возможности его влияния на трудовую деятельность персонала объективно ограничены. Работодатель не может выполнить все требования статей и ТК РФ, например:

    Обеспечить работников оборудованием, инструментами или технической документацией, необходимыми для работы;

    Создать условия для удовлетворения бытовых потребностей работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей;

    Обеспечить безопасные условия и охрану труда.

    При таких обстоятельствах договор аутсорсинга должен предусматривать сотрудничество сторон в вопросах соблюдения законодательства о труде и об охране труда. Вариант распределения обязанностей сторон по договору, рассмотренный в , приведен в табл. 2.

    Таблица 2. Распределение обязанностей сторон для обеспечения безопасных условий труда

    Заметим, что если с заемным работником произошел несчастный случай из-за нарушения техники безопасности, то к гражданско-правовой ответственности может быть привлечен и заказчик ( ст. 1064 и ст. 1081 ГК РФ).

    При исчислении взносов на случай травматизма аутсорсер должен применять тарифы, соответствующие виду деятельности заказчика.

    Налоговый учет расходов заказчика

    Услуга аутсорсера имеет свою цену. Ее величина либо порядок ее определения оговариваются в договоре.

    Вознаграждение аутсорсеру . В налоговом учете заказчика вознаграждение относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Расходы на услуги по предоставлению работников прямо поименованы в пункта 1 статьи 264 НК РФ.

    Расходы заказчика на обеспечение безопасных условий труда. Признаются в налоговом учете, если стороны заключили смешанный договор. Согласно пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на обеспечение безопасных условий труда может учесть работодатель. Но в нашей ситуации заказчик не является работодателем, поэтому воспользоваться данным подпунктом он не вправе.

    Возложить обязанности по обеспечению безопасных условий труда на аутсорсера не получится, поскольку это приведет к вмешательству в оперативно-хозяйственную деятельность заказчика, что не допускается гражданским законодательством ().

    Чтобы заказчик смог учитывать затраты по соблюдению требований ТК РФ, автор рекомендует составлять договор аутсорсинга как договор оказания взаимных услуг . А именно:

    Услуга аутсорсера будет заключаться в обеспечении функционирования силами штатного персонала того или иного производственного процесса (участка) заказчика;

    Услуга заказчика - в создании таких условий, при которых аутсорсер в качестве работодателя считается выполнившим свои обязанности по охране труда работников (уместен конкретный перечень обязательств заказчика).

    Рассматриваемая правовая конструкция представляет собой смешанный договор, содержащий элементы разных договоров (). Но из его существа не вытекает необходимость разделять названные элементы, в частности согласовывать стоимость каждой из услуг в отдельности (). В условиях встречных обязательств () цена договора представляет собой свернутую (сальдированную) стоимость услуг.

    Подобная договоренность в области охраны труда законодательством прямо не запрещена. Работодатель, с одной стороны, получает возможность контролировать выполнение заказчиком соответствующих норм ( ст. 715 и ГК РФ). А с другой стороны, не сможет ссылаться на наличие препятствий гражданско-правового характера для их соблюдения.

    При заключении договора о взаимном оказании услуг затраты заказчика по соблюдению требований ТК РФ становятся затратами по хозяйственному договору и могут признаваться согласно пункта 1 статьи 264 НК РФ.

    Соответствие понесенных заказчиком затрат общим критериям статьи 252 НК РФ не вызывает сомнений. В целях соблюдения трудового законодательства стороны использовали право свободы договора и по собственному усмотрению определили условия договора (

    Какие расходы заказчика не признаются в налоговом учете . Если заказчик понес какие-либо затраты на заемный персонал, не прописанные в договоре аутсорсинга, в целях налогообложения прибыли они не учитываются (письма УФНС России по г. Москве и ).

    Если аутсорсер возмещает затраты заказчику . Договор аутсорсинга может содержать условие о возмещении работодателем тех или иных затрат заказчика, связанных с использованием предоставленного персонала. Например, расходы на обучение работников аутсорсера. Возмещаемые суммы заказчик отражает на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Об этом говорится в . На его налоговую нагрузку они не влияют.

    Заемные работники и показатели численности у заказчика

    Разберемся, как привлеченный персонал учитывается у заказчика. Тут не следует ставить знак равенства между показателями «среднесписочная численность работников» ( ст. 80 и п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ) и «среднесписочная численность работающих» ().

    Работники, привлеченные по любым гражданско-правовым договорам, не учитываются в первом показателе и включаются во второй.

    Кроме того, привлеченный персонал отражается в показателе «средняя численность работников» ( .

    Кто оформляет разрешение на работу, если заемный работник - иностранец

    Если среди заемных работников есть иностранные граждане или лица без гражданства, аутсорсер обязан оформить им разрешение на работу ( «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

    Отсутствие разрешения не будет свидетельствовать о необоснованной налоговой выгоде у организации-заказчика (). Но деятельность аутсорсера могут приостановить на срок до 90 суток ( и ст. 3.12 КоАП РФ). А значит, будет отстранен от работы и привлеченный персонал.

    Кто возмещает убытки заказчика, возникшие по вине заемного работника

    Последующие расчеты со своим работником аутсорсер-работодатель осуществляет на основании статьи 1081 ГК РФ (с учетом норм трудового законодательства о материальной ответственности).

    Е.Ю. Диркова,

    генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

    * Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

    Описание ситуации:

    В соответствии с договором аренды работодатель арендует часть административного здания с рабочими местами для работников у другой организации.

    Вопрос:

    Обязан ли работодатель проводить специальную оценку условий труда данных рабочих мест?

    Ответ:

    Нормами ТК РФ Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Закон №426-ФЗ) регламентировано проведение специальной оценки условий труда.

    В соответствии с абз.11 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

    Согласно п.1 ч.2 ст.4 Закона №426-ФЗ работодатель обеспечивает проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой, в случаях, установленных ч.1 ст.17 Закона №426-ФЗ.

    Частью 1 ст.8 Закона №426-ФЗ предусмотрена обязанность работодателя по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.

    Следовательно, действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению и финансированию проведения специальной оценки условий труда именно на работодателя. Для непосредственного проведения специальной оценки условий труда работодатель привлекает специализированную организацию, отвечающую установленным законом требованиям, согласно ст.19 и ст.27 Закона №426-ФЗ.

    Законодательством предусмотрено единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, и касается оно условий труда надомников, согласно ст.310 ТК РФ, дистанционных работников, согласно ст.321.1 ТК РФ и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, согласно ч.3 ст.3 Закона №426-ФЗ.

    В соответствии с ч.4 ст.20 ТК РФ работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

    Согласно ч.6 ст.209 ТК РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    При этом законодательство не предусматривает исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда, если рабочее место не находится в собственности работодателя (принадлежит ему на праве аренды или временного пользования, безвозмездного пользования, оперативного управления или на ином вещном праве). Указанный вывод следует из анализа положений ст.212 ТК РФ и ст.4,8,9 Закона №426-ФЗ. Поэтому, по нашему мнению, именно работодатель, а не собственник имущества должен провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, которые он создал.

    Следовательно, любой работодатель обязан провести специальную оценку условий труда своих работников независимо от того, является он собственником или арендатором рабочих площадей. Кроме того, указанная обязанность каждого работодателя не зависит от действий другого работодателя и от того, была ли уже ранее проведена специальная оценка данных рабочих мест другим работодателем (в том числе собственником рабочего места).

    Одновременно сообщаем, что данный Ответ выражает частное мнение налогового консультанта, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше Ответе.

    (Ответ подготовлен с использованием материалов СПС Консультант Плюс )

    Наша организация арендует помещение. Если арендодатель провел аттестацию рабочих мест, в том числе и арендованных, арендатору нужно проводить аттестацию самостоятельно, или достаточно предоставлять в ФСС копии результата аттестации, проведенной Арендодателем?

    Аттестация рабочих мест является обязанностью работодателя независимо от того, арендовано помещение, где располагаются рабочие места или является собственностью. Сотрудники, работающие у арендатора, не являются работниками арендодателя, поэтому обязанность по проведению аттестации рабочих мест возлагается на арендатора работодателя.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

    1.Статья: Аттестация рабочих мест: зачем нужна и как провести

    Согласно положениям трудового законодательства организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, независимо от применяемого ими режима налогообложения должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.* А что это такое? Согласно ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее –Порядок). Указанный Порядок содержит требования к проведению аттестации, оформлению ее результатов и их использованию. Вместе с тем отметим, что Минтруд России своимприказом от 12.12.2012 № 590н внес некоторые изменения в Порядок , которые вступили в силу 26 февраля 2013 года. Поэтому при проведении аттестации в настоящее время следует учитывать и эти поправки.

    Какие рабочие места подлежат аттестации

    2.Статья: Если аттестация рабочих мест не проведена

    Статьями и ТК РФ установлена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

    Если же она не проведена, то это является нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена ответственность по КоАП РФ*. А именно наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Кроме того, нарушение законодательства о труде и охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

    gastroguru © 2017