В каких случаях электронный аукцион признается несостоявшимся. Признание торгов несостоявшимися

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.


Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).ст. 92 , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Статья 91. Объявление торгов несостоявшимися

Настоящая статья предусматривает исчерпывающий перечень оснований признания торгов несостоявшимися. В частности, в случае, если заявки на участие в торгах подали менее двух лиц или на торгах не обеспечено присутствие как минимум двух участников торгов, торги признаются несостоявшимися. Такие последствия связаны с необходимостью обеспечения конкуренции покупателей, публичного характера торгов и защиты законных интересов сторон исполнительного производства.

Учитывая, что ГК определены лишь общие рамки проведения торгов, Законом об исполнительном производстве перечень оснований признания торгов несостоявшимися расширен (согласно п. 5 ст. 447 ГК несостоявшимися признаются аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник).

Во исполнение п. 3 комментируемой статьи имущество не может быть продано на первичных торгах по цене, эквивалентной начальной цене имущества.

В процессе проведения торгов аукционист назначает каждую последующую цену путем увеличения текущей цены (в том числе начальной цены продажи имущества) на величину установленного шага аукциона.

После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который, по мнению аукциониста, первым поднял билет, и указывает на участника, его поднявшего. Затем аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона.

Аукцион завершается, если после троекратного объявления очередной цены ни один из участников аукциона не поднял билет. Победителем аукциона признается участник, номер билета которого был назван аукционистом последним.

Если ни один из участников торгов не поднял билет после оглашения начальной цены имущества, предмет торгов после троекратного объявления указанной цены снимается с продажи, а торги признаются несостоявшимися.

Последним основанием признания торгов несостоявшимися является неоплата в течение пяти дней со дня проведения торгов стоимости имущества в полном объеме лицом, выигравшем торги.

Следует отметить, что на лицо, желающее принять участие в публичных торгах, возлагается ряд обязанностей, прежде всего по внесению задатка, определенного организатором торгов. Лицо, выигравшее публичные торги, в день проведения публичных торгов должно подписать с организатором торгов протокол об их результатах и в течение пяти дней после их окончания внести сумму, за которую им куплено имущество, за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором публичных торгов.

При невнесении этой суммы либо при уклонении лица, выигравшего публичные торги, от подписания протокола задаток не возвращается.

Решение организатора торгов в лице комиссии по проведению торгов об объявлении торгов несостоявшимися оформляется протоколом.

TendersFAQ II edition: 48 / 210

Поэтому конкурсы в смысле ст.447-448 ГК РФ и конкурс в смысле ст.1057 ГК РФ («публичный конкурс») являются частными случаями конкурса в общем понимании, но случаями, почти не пересекающимися.

Так, под публичным конкурсом понимается конкурс, который обязательно направлен на достижение общественно полезных целей и кроме того, его результатом является "выплата денежного вознаграждения или выдача иной награды... за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов".

Когда же говорим о конкурсе в ст.447-449 ГК РФ, то это не просто выбор наилучшего, а с целью заключения конкретного договора.

Проиллюстрируем разницу на примере. Предположим, что организатору конкурса требуются табуретки (и пусть это подпадает под «достижение общественно полезных целей»). В этом случае, если все участники конкурса заранее смастерили по табуретке и привезли ее в конкурсную комиссию, а та выбрала лучшую и заплатила только мастеру этой табуретки, причем сумма вознаграждения была определена самим организатором – то это «публичный конкурс». Если же все участники нарисовали детальные планы, как они эти табуретки будут делать, указали требуемое за это вознаграждение, а организатор выбрал наилучшее с его точки зрения решение и заключил с предложившим его договор на изготовление табуретки – то это конкурс в смысле ст.447-448 ГК РФ.

Таким образом, к конкурсам на закупку товаров, работ, услуг ст.1057 ГК РФ почти никогда не применяется. Говорю «почти», потому что иногда, хотя и очень редко, множества «публичный конкурс» и конкурс в смысле ст.447-448 ГК РФ могут пересекаться, что и нашло свое отражение в п.5 ст.1057 ГК РФ,

2.9. В каких случаях конкурс признается несостоявшимся?

Ответ: В соответствии с п.5 ст.447 ГК РФ, аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Казалось бы, все ясно: конкурс считается несостоявшимся, если, например, подана изначально всего одна заявка либо на этапе прохождения квалификационного отбора все остальные претенденты оказались не соответствующими условиям конкурса.

Однако может встретиться и более сложная ситуация, когда, например, на участие в конкурсе поданы заявки от 3 претендентов, но при этом 2 из них представили не все необходимые документы. Состоялся такой конкурс или нет? Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что конкурс – это выбор наилучшего претендента из тех, кто правильно оформил и подал свое предложение. А в рассматриваемом случае после выбытия претендентов, неправильно оформивших свое предложение, останется только один, и сравнивать его будет не с кем. В связи с этим такой конкурс также признается несостоявшимся.

Кстати, был и интересный прецедент, когда первые торги по продаже имущества банкрота были признаны несостоявшимися (участвовал только один участник). После этого на собрании кредиторов конкурсный управляющий доложил, что имеет право в случае, если первые торги не состоялись, выставить имущество на повторные торги, либо продать его путем заключения договора купли–продажи. И по решению собрания кредиторов на основании п. 4 ст. 112 действовавшего тогда Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" имущество было продано без проведения торгов.

Однако суд, разобравшись в ситуации, признал действия конкурсного управляющего неправомерными, т.к. в законе предусмотрено право продавать без торгов "имущество, не проданное на первых торгах", а не "если торги не состоялись" [Сноска: "Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется

TendersFAQ II edition: 49 / 210

конкурсным управляющим на основании договора купли - продажи, заключенного без проведения торгов" (п. 4 ст. 112 Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").].

И мнение суда абсолютно правильно, поскольку если торги не состоялись, то это аналог того, что их вообще и не было. Т.е. для возможности прямой продажи имущества надо, чтобы первые торги состоялись, и на этих несостоявшихся торгах имущество по какимлибо причинам не смогли продать.

2.10. Когда надо подписывать протокол о результатах конкурса?

Ответ: Согласно п.5 ст.448 ГК РФ, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Кроме того, следует учитывать, что в отдельных актах могут содержаться и дополнительные требования.

Так, например, п.4 ст.21 Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" требует направления победителю уведомления в письменной форме в трехдневный срок. В этой ситуации для ликвидации рисков возможного обжалования результатов конкурса по формальным основаниям целесообразно выполнить оба требования: и направить письменное уведомление, и подписать протокол в указанные выше сроки.

2.11. Не пора ли внести изменения в ГК РФ в части регулирования конкурсов?

Ответ: К сожалению, когда писали ст.447-449 Гражданского кодекса РФ, то думали исключительно о заключении договоров на продажу какого-либо имущества (конкурсы, проводимые в порядке исполнительного производства, инвестиционные конкурсы и т.п.). О возможных вариантах конкурентных закупок (не только конкурсы, но и хотя бы те же аукционы) в тот момент еще даже не задумывались. Так же как, например, не задумывались и о процедурах сложных многомесячных конкурсов, когда день вскрытия конвертов не совпадает с днем определения победителя. В результате и получили нормы, зачастую просто не реализуемые на практике, часть из которых обсуждается в том числе в данной книге.

В последнее время все чаще говорится о том, что пора вносить изменения в указанные статьи ГК РФ. Однако автору до сих пор не встречалось ни одного конкретного предложения по формулировкам изменений.

В связи с этим автором подготовлен и предлагается в приложении 10.1.2 проект федерального закона о внесении изменений в обсуждаемые статьи. Предлагаемый вариант по максимуму сохраняет все действующие нормы, корректируя их исключительно в целях

TendersFAQ II edition: 50 / 210

формирования единого подхода к разным ситуациям заключения договора на конкурентной основе.

Прокомментируем основные положения законопроекта. Для удобства ст.447-449 в редакции законопроекта будем обозначать ст.447-449 ЗП, в отличие от ст.447-449 ГК РФ, т.е. действующей редакции.

В п.1 ст.447 ЗП автор определяет понятие торгов, как заключение договора на любой конкурентной основе. В результате снимается возникшее разночтение в понятии торгов, которые на бытовом уровне воспринимаются как любой способ заключения договора, при котором стороны так или иначе «торгуются», но при этом в действующей редакции ГК РФ разрешается проводить торги исключительно в форме конкурса или аукциона.

В п.2 ст.447 ЗП в число организатора торгов вводится обладатель финансовых средств, тем самым закрепляя возможность проведения торгов не только на продажу, но и на закупку.

Определяется вызывающее судебные споры понятие специализированной организации как установленной законом или нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, а также говорится о возможности передаить на договорной основе все или часть функций организатора третьему лицу.

В абзаце втором фиксируется право организатора торгов на продажу вещи, отсутствующей у организатора на момент объявления торгов. Тем самым повышается интенсивность товарооборота для продукции, продаваемой с применением торгов.

В п.4 ст.447 ЗП приводится примерный перечень наиболее общепринятых во всем мире форм торгов, однако расшифровка дается только для наиболее «жестких» из них, прописанных в действующем ГК РФ – конкурса и аукциона.

На практике многие сталкивались с тем, что после отклонения неправильно оформленных заявок остается только одна. Но т.к. действующая редакция п.5 ст.447 ГК РФ не уточняет, в какой именно момент требуется по крайней ере два участника, это позволяло признавать такие тоги состоявшимися с определением в качестве победителя этого единственного участника. В связи с этим в предлагаемом законопроекте уточнено, что не енее двух участников должно быть именно на последнем, сравнительном этапе определения победителя, т.е. после отклонения всех подлежащих отклонению заявок.

Оставляя деление торгов на открытые и закрытые, законопроект в п.1 ст.448 уточняет, что такая классификация – в зависимости от возможного круга участников. Однако классификации могут быть и иными (в зависимости от этапности, наличия или отсутствия стадии предварительного отбора и др.), что и нашло свое отражение в законопроекте. Тем не менее, хотя классифицировать торги можно по совсем различным основаниям, но в законопроекте предложено зафиксировать только универсальные, подходящие для любых торгов. Например, по порядку рассмотрения предложений можно было бы разделить на последовательные (отдельно техническое и финансовое) и параллельное (техническое и финансовое предложение рассматриваются одновременно), но данная классификация не подходит для аукционов, в которых техническое предложение отсутствует.

Законопроект оставляет действующий срок опубликования извещения для конкурса, но существенно снижает его для аукционов, в большинстве которых месячный срок приводит к нивелированию экономической выгоды от его проведения (при наличии государственного интереса для отдельных видов конкурсов и аукционов в соответствующих нормативных документах могут быть установлены и иные, увеличенные сроки). Сроки извещений об иных торгах законопроект оставляет на усмотрение его организаторов. Действительно, если, например, коммерческая организация захочет не просто заключить с кем-то договор, а сделать это по результатам конкурентных переговоров, то для нее этот срок может составлять и один час – достаточное время для того, чтобы договориться о встречах.

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок - проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка - оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки - каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся - не подана ни одна заявка - что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

gastroguru © 2017