Социальный контроль понятие виды функции. Курсовая работа: Сущность и формы социального контроля

  • 5.Становление социологии как науки. Функции социологии.
  • 6.Особенности формирования отечественной социологии.
  • 7.Интегральная социология п.Сорокина.
  • 8.Развитие социологической мысли в современной России.
  • 9.Концепция социального реализма(э.Дюркгейм)
  • 10.Понимающая социология (м.Вебер)
  • 11.Структорно-функциональный анализ(Парсонс,Мертон)
  • 12.Конфликтологическое направление в социологии (Дарендорф)
  • 13.Символический интеракционизм (Мид, Хоманс)
  • 14.Наблюдение,виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии.
  • 15.Интервью,фокус-группа,анкетный опрос, виды анкетных опросов.
  • 16.Выборка, типы и методы формирования выборки.
  • 17.Признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
  • 19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.
  • 22.Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
  • 23.Массовое сознание. Массовые действия, формы массового поведения(бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения в толпе.
  • 24.Понятие и признаки общества. Общества как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
  • 28.Понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификация семьи по: составу, распределению власти, месту проживания.
  • 30.Международное разделение труда, транснациональные корпорации.
  • 31.Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации, электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий.
  • 32.Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
  • 33.Место России в современном мире. Роль России в процессах глобализации.
  • 34.Социальная группа и ее разновидности(первичные, вторичные, внутренние, внешние, референтные).
  • 35.Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
  • 36.Понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности.
  • 37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
  • 38.Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная дифференциация.
  • 39.Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система.
  • 40.Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование.
  • 41.Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низшие классы.
  • 42. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего и низшего классов. Базовый социальный слой.
  • 43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
  • 44. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная, горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь.
  • 45.Прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа: понятие, сущность.
  • 46.Определение культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры.
  • 47.Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая.
  • 48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
  • 49. Теории личности з.Фрейда, Дж. Мида.
  • 51.Потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
  • 52.Общественное мнение и гражданское общество. Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование. Роли общественного мнения в формировании гражданского общества.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.

    Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.

    В функционировании социального контроля можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций.

    Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур.

    Отличительной чертой социального контроля являются упорядоченность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка).

    Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время возможности для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: приносящие обществу вред, и необходимые для его развития.

    Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.Выделяется два типа социального контроля:

    Внутренний контроль или самоконтроль;

    Внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

    Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

    Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

    Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах - законах, указах, инструкциях, постановлениях.Социальный контроль включает в себя два главных элемента - нормы и санкции. Социальные нормы - это предписания о том, как правильно себя вести в обществе. Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    норма санкция регуляция общественный порядок.Можно выделить несколько видов социальных норм:

    1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

    2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

    3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

    4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.;

    5)религиозные нормы, которые поддерживаются, прежде всего, верой в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

    6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

    Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:

    По масштабам распространения - общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные;

    По функциям - ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие;

    По степени нарастания строгости - привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов.

    Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

    Регулируют общий ход социализации;

    Интегрируют индивидов в группы, а группы -- в общество;

    Контролируют отклоняющееся поведение;

    Служат образцами, эталонами поведения.

    Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.

    Социальные нормы выполняют важные функции:

    Регулирование общего хода социализации;

    Интеграция индивидов в группы, а групп в общество;

    Контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;

    Образец поведения.

    Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

    Санкции - это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.

    Различаются четыре типа санкций:

    Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документально. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, и т. п.

    Чаще всего основанием для деления социального контроля на различные виды является субъективность его осуществления. Субъектами здесь являются работники, администрация, общественные организации трудовых коллективов.

    В зависимости от субъекта обычно различают следующие виды социального контроля:

    1. Административный контроль. Осуществляют представители администрации предприятия, руководители различных уровней в соответствии с нормативными документами. Этот вид контроля называется также внешним, поскольку его субъект не включен в непосредственно контролируемую систему отношений и деятельности, находится вне этой системы. В организации подобное возможно благодаря управленческим отношениям, поэтому здесь внешним является контроль, осуществляемый администрацией.

    Преимущества административного контроля обусловлены прежде всего тем, что он представляет собой специальную и самостоятельную деятельность. Это, с одной стороны, освобождает персонал, непосредственно занятый основными производственными задачами, от контрольных функций, с другой -- способствует осуществлению этих функций на профессиональном уровне.

    Недостатки административного контроля проявляются в том, что он не всегда может быть всеохватывающим и оперативным; вполне вероятна и его необъективность.

    2. Общественный контроль. Осуществляется общественными организациями в рамках, предусмотренных уставами или положениями об их статусе. Эффективность общественного контроля обусловлена организованностью, структурированностью и сплоченностью соответствующих общественных организаций.

    3. Групповой контроль. Это взаимный контроль членов коллектива. Различают групповой контроль формальный (рабочие собрания и конференции, производственные совещания) и неформальный (общее мнение в коллективе, коллективные настроения).

    Взаимный контроль возникает тогда, когда носителями социально-контрольных функций оказываются субъекты организационно-трудовых отношений, имеющие одинаковый статус. Среди преимуществ взаимного контроля отмечают прежде всего простоту механизма надзора, поскольку нормальное или отклоняющееся поведение наблюдается непосредственно. Это не только обеспечивает относительно постоянный характер контрольных функций, но и снижает вероятность ошибок при нормативной оценке, связанных с искажением фактов в процессе получения информации.

    Вместе с тем взаимный контроль также имеет недостатки. Прежде всего это субъективизм: если отношениям между людьми свойственны конкуренция, соперничество, то они, естественно, предрасположены несправедливо приписывать друг другу какие-то нарушения дисциплины, предубежденно оценивать организационно-трудовое поведение друг друга.

    4. Самоконтроль. Представляет собой осознанное регулирование собственного трудового поведения на основе самооценок и оценок на соответствие существующим требованиям и нормам. Как видим, самоконтроль -- это специфический способ поведения субъекта организационно-трудовых отношений, при котором он самостоятельно (независимо от фактора внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно принятым нормам.

    Основное преимущество самоконтроля -- ограничение необходимости специальной контрольной деятельности со стороны администрации. Кроме того, самоконтроль позволяет работнику ощутить свободу, самостоятельность, личную значимость.

    Самоконтроль имеет два основных недостатка: каждый субъект в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, более либерален к себе, нежели к другим; самоконтроль в значительной мере случаен, т. е. плохо предсказуем и управляем, зависит от состояния субъекта как личности, проявляется только при таких его качествах, как сознательность и моральность.

    В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (поощрения, взыскания) и моральный (презрение, уважение).

    В зависимости от характера осуществления социального контроля, выделяют следующие его типы.

    1. Сплошной и избирательный. Сплошной социальный контроль носит непрекращающийся характер, надзору и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений, все индивиды, входящие в организацию. При избирательном контроле его функции относительно ограничены, они распространяются только на самые значимые, заранее определенные, стороны трудового процесса.

    3. Открытый и скрытый. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется состоянием осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях объекта контроля. Скрытый контроль осуществляется при помощи технических средств, либо через посредников.

    Процесс социального управления, как известно, осуществляется в двух основных формах -- институциональной и неинституциональной. В соответствии с этим осуществляется и функционирование социального контроля.

    Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных органов, учреждений. Главным образом, это -- органы, политические институты, которые входят в политическую систему общества. Институциональный контроль определенным образом организован и тяготеет к “жестким” формам правовой регламентации и централизации, включает юридически оформленные способы воздействия на индивидов, нарушающих социальные нормы.

    Неинституциональная форма социального контроля представляет собой вид саморегулирования, присущего различным общественным системам. Кравченко А. И. Введение в социологию М., 1997. С. 82 Функционирование неинституционального контроля основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов. Он осуществляется в первую очередь в условиях микросреды, в первичных социальных группах. К числу неинституциональных механизмов относятся общественное мнение, традиции, обычаи, социальные привычки и ряд других социально-психологических феноменов.

    Система социального контроля, как уже отмечалось, включает государственно-правовые и общественные формы. В свою очередь, государственный контроль подразделяется на политический, административный и судебный.

    • 1. Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это -- либо парламент, либо региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в законодательных органах.
    • 2. Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности. Важную роль играет созданное в Администрации Президента Главное контрольное управление Президента РФ. Этот вид контроля органически связан с проверкой служебной деятельности работников, с оценкой их труда, действий и поступков.
    • 3. Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в Российской Федерации суды: общие, военные, арбитражные и конституционный. Они рассматривают протесты и требования органов государственной власти о признании незаконными отдельных актов управления; рассматривают дела о преступлениях работников государственного аппарата; о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих права и интересы организаций и граждан, и другие вопросы.

    Строительство демократического общества предполагает процесс сужения сферы государственной регламентации жизнедеятельности граждан, а не наоборот. Государство не должно регламентировать (контролировать) многие стороны частной жизни своих граждан.

    Именно гражданское общество разрушает государственную монополию на власть, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и общественных организаций. Не случайно гражданское общество во многих передовых странах обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Для этого в его структуре формировались мощные защитные ассоциации (общества защиты прав человека, защиты прав потребителей, союзы предпринимателей и т. п.).

    В демократических странах контроль осуществляется и со стороны партий, общественных движений и организаций, средств массовой информации, а также в письмах, жалобах, заявлениях граждан, участии (неучастии) в выборах, референдумах (голосуя, народ выражает свою оценку результатов деятельности органов власти).

    Контроль со стороны населения над властью позволяет оперативно и достоверно оценивать ситуацию, вносить продиктованные жизнью коррективы в решения органов законодательной и исполнительной власти. Это свидетельство социальной активности населения, его непосредственного участия в совершенствовании государственного управления; это средство гражданского контроля над государством.

    Практика показывает, что чем сильнее гражданское общество, в котором индивиды чувствуют себя вполне свободными и не испытывают за свое благополучие страха, тем незаметнее контролирующая роль государства, ибо в таком случае оно функционирует строго в своих рамках и не вмешивается в повседневную жизнь своих граждан.

    Однако не следует противопоставлять общественный (гражданский) и государственный контроль. Они в современных условиях не могут существовать друг без друга, ибо это -- две стороны одной медали. Они взаимодополняют друг друга. Принцип дополнительности словно специально создан для описания отношений двух видов контроля.

    На уровне индивидуального бытия социальный контроль проявляется как самоконтроль личности. Самоконтроль -- это личный контроль каждого над собой, самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждений, самооценки субъектом собственной деятельности. Степень самоконтроля неодинакова у разных людей и во многом зависит от уровня общественной сознательности, духовного развития личности.

    Социальные функции контроля многогранны, поскольку включают выявление и анализ фактического положения дел, сопоставление реального положения с намеченными целями, оценку контролируемой деятельности и принятие мер по устранению вскрытых недостатков. Можно выделить следующие основные функции социального контроля: информационную, регулятивную, профилактическую и воспитательную. Смелзер Н. И. Социология М., 1994. С. 92

    Социальный контроль в системе социального управления -- один из важных каналов получения объективной информации о происходящих в обществе процессах. Он позволяет с достоверностью судить о правильности функционирования всех звеньев социальной системы, органов управления. Социальный контроль дает возможность составить представление о том, насколько точно и добросовестно выполняют граждане свои обязанности перед обществом, соблюдают правовые и иные социальные нормы. Информационная функция социального контроля как средства, дающего руководящим органам достоверные сведения о фактическом положении дел, чрезвычайно важна и значение ее в современных условиях возрастает.

    Информационная функция социального контроля не сводится лишь к сбору сведений, пополнению информационного массива. Процесс контроля включает и аналитический момент, обработку первичной информации, глубокое проникновение не в случайные, а в устойчивые, типичные для подконтрольного объекта явления, обстоятельную проверку и анализ всех фактов, занятых в их совокупности, в причинно-следственной связи. Такой анализ позволяет определить степень выполнения намеченных программ, найти дополнительные резервы, исправить допущенные ошибки и просчеты.

    Система социального контроля выполняет и регулятивную роль. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность социальных групп становится невозможно. Регулятивная функция социального контроля связана не только со стабилизацией общественных отношений. Она имеет и динамический аспект, иначе говоря, реально обеспечивает поступательное движение общества. Хорошо организованный социальный контроль служит действенным фактором претворения в жизнь принципов демократизма и гуманизма.

    Охватывая все сферы жизнедеятельности общества, социальный контроль играет также профилактическую роль. Социальную профилактику, рассматриваемую в широком смысле, можно определить как совокупность государственных и общественных мер, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий антиобщественных действий. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

    Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. Вариации поведения группы, возникающего в результате группового давления, можно проследить на примере производственной бригады. Каждый член бригады должен придерживаться определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. И если, скажем, непослушание бригадиру может повлечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и отторжением из бригады, так как они наносят материальный ущерб каждому из членов бригады. Как мы видим, социальный контроль в данном случае заканчивается применением неформальных санкций по отношению к индивиду, нарушающему нормы.

    Социальный контроль дает возможность оценить эффективность методов, приемов деятельности и на основе этого решать, какие приемы устарели, нуждаются в замене. Контроль призван всемерно способствовать развитию всего нового, передового, ценного, что постоянно создается в результате творчества масс.

    Социальный контроль, наконец, обладает большим воспитательным потенциалом. Органы социального контроля призваны преследовать бюрократизм и формализм во всех проявлениях, вскрывать их истоки, изживать всякую безответственность. Поскольку контроль является одной из основных функций социального управления, постольку и участие в осуществлении данной функции есть реальный путь привлечения членов общества к управленческой деятельности.

    Отсутствие четкого контроля, обстановка безнаказанности провоцируют определенную категорию людей на совершение противоправных действий. Бесконтрольность, нарушение единства слова и дела неизбежно оборачиваются как экономическим ущербом, так и трудновосполнимыми, моральными издержками.

    Разумеется, нельзя считать социальный контроль “чудодейственным” средством, способным решить все проблемы. Он, конечно, не может заменить всего комплекса мер. Однако и возможностями социального контроля не следует пренебрегать.

    Эффективность и своевременность применения социального контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

    Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия, например в бригаде или семье.

    Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

    Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи, сколько сможет. Нечто подобное наблюдалось при распределении продуктов в небольших крестьянских общинах России. Фролов С. С. Основы социологии М., 1997. С. 169 Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения невозможной.

    Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами

    Жизнь человека регламентируется многочисленными нормами, которые определяют, что хорошо, а что плохо. Одним из механизмов создания и поддержания порядка среди людей является социальным контролем, который имеет разные виды и особенности.

    Что такое социальный контроль?

    Механизм, используемый для поддержания порядка в обществе, называется социальным контролем. С его помощью можно предотвратить возникновение отклонений в поведении людей и получение наказаний за них. Для него используется нормативное регулирование. Социальный контроль – это средство, которое помогает человеку усвоить нормы культуры, сложившиеся в обществе. Впервые этот термин был введен во Франции социологом Габриэлем Тардомом.

    Социальный контроль в социологии

    Для регуляции человеческого поведения в обществе используются разные методы, которые подразумевают подчинение индивида группе. Понятие социального контроля включает два элемента: нормы и санкции. Под первым термином понимают правила и стандарты, закрепленные законодательством или одобряемые обществом, которые регулируют поведение людей. Санкции – элементы социального контроля, подразумевающие определение методов для поощрения и наказания, которые стимулируют людей придерживаться норм.

    Социальный контроль в экономике

    Любая организация создает группы людей, которые базируются на определенной форме социального контроля. Исследователи в истории экономики выделили четыре основных вида регулирования.

    1. Для первобытных людей сущность социального контроля имела нравственный характер.
    2. Когда установился рабовладельческий строй, то использовались телесные наказания.
    3. В период феодализма социальный контроль базировался на административных ограничениях.
    4. Во время установления капитализма использовался экономический контроль.

    Социальный контроль в религии

    Для осуществления связей в общественности и в качестве средства социального контроля применима религия, которая объединяет огромное количество людей. У нее есть собственные методы и приемы, базирующие на авторитете Господа. Если заглянуть в истории, то можно найти много примеров, когда религиозные средства социального контроля помогали поддерживать общественные связи, когда роль государства ослабевала. В таком случае к основным инструментам религии можно отнести: культ пророка, священные книги и веру.

    Зачем нужен социальный контроль?

    Во всех типах общества существовал социальный контроль и изначально это были простые обычаи, с помощью которых понимали, что есть приемлемым, а что нет. Есть ряд важных функций, для которых используется социальное регулирование:

    1. Охранительная. При помощи определенных ограничений можно сохранить общественные (жизнь, честь, свобода, имущество и так далее) и предотвратить попытки посягательства на них. С помощью охранительной функции можно передавать социальный опыт от одного поколения к другому.
    2. Регулятивная. Функции социального контроля проявляются на разных уровнях жизни, и в данном случае подразумевается совокупность процессов, которые направляют, определяют и ограничивают форму для воплощения собственного потенциала и опыта человека или группы в определенных условиях.
    3. Стабилизирующую. Значение социального контроля для общества проявляется в возможности предсказывать поведение человека в разных ситуациях, что помогает обеспечивать социальный порядок.

    Виды социального контроля

    Существует несколько классификаций, которые ориентируются на разные критерии. Есть формы социального контроля, зависящие от субъекта:

    1. Административный. Реализуется руководителями на разных уровнях с ориентиром на существующие нормативные документы. К минусам можно отнести то, что административный контроль не всегда может быть оперативным, объективным и всеохватывающим.
    2. Общественный. Структура социального контроля включает форму регулирования, которая осуществляется благодаря общественным организациям. Для этого используют разные уставы и положения, связанные с их статусом. Его эффективность обусловлена тем, что подобные группы являются организованными и структурированными.
    3. Групповой. Здесь подразумевается взаимный контроль отдельных участников коллектива. Он может быть формальным, то есть когда используются собрания, совещания и конференции, и неформальным, подразумевающим общее коллективное мнение и настроение.

    Внутренний и внешний социальный контроль

    Если ориентироваться на сферу регулирования, то выделяют следующую классификацию:

    1. Внешний социальный контроль. Подразумевает совокупность определенных механизмов, используемых для регулирования действительности человека. Он может быть формальным и неформальным. Об этой классификации будет сказано далее. В современном мире такой контроль является неэффективным, поскольку приходится постоянно следить за действиями каждого человека или социальной общности. В результате образуется некая цепочка «контролеров», что в большей степени свойственно тоталитаризму.
    2. Внутренний социальный контроль. Здесь имеется в виду, что каждый человек контролирует себя самостоятельно, учитывая известные нормы поведения. Корректировка поведения осуществляется при помощи чувства виды и стыда, которые человек ощущает в результате нарушения социальных правил. Для успешного функционирования самоконтроля важно четкое выделение норм и ценностей.

    Формальный и неформальный социальный контроль

    Как уже говорилось, внешнее регулирование делится на две отдельные группы:

    1. Формальный контроль. Подразумевает официальное согласие или отрицание со стороны власти или разных организаций, СМИ, систем образования и так далее. Для этого используются разные законы, указы, инструкции и другие документы. Формальный социальный контроль – это ряд действий, которые предназначены для того, чтобы заставить человека соблюдать закон. Для этого существуют разные органы власти. Хорошие результаты он дает в больших группах.
    2. Неформальный контроль. В этом случае подразумевается получение одобрения или осуждения от родственников, друзей, коллег и других людей из окружения. Для этого используются традиции, обычаи и СМИ. Неформальный контроль осуществляют такие социальные институты: семья, школа и церковь. Результаты он дает при ориентире на маленькие группы.

    Социальный контроль и самоконтроль

    Уже было сказано, что внутренний социальный контроль еще называется самоконтролем и под ним подразумевают оценку и регулирование собственных , мыслей и поведения. В этом случае большое значение имеет воля, которая определяет способность человека принимать и реализовать осознанные решения. Социальный контроль обеспечивает возможность достигать в жизни поставленных целей. Его можно определить, ориентируясь на врожденные генетические характеристики и на психологические человеческие навыки.


    Социальный контроль и девиация

    Отклонение от социальных норм или девиация подразумевает поведение отдельного человека или группы лиц, которое противоречит существующим нормам. Они могут принимать разные формации. В пример нарушителей можно привести преступников, грешников, новаторов, гениев и других людей, чье поведение выделяется за грани дозволенного. Стоит отметить тот факт, что социальный контроль определить очень сложно, поскольку часто ситуации не являются однозначными

    Стремление к подобным отклонениям может быть вызвано рядом причин, которые имеют биологическую, психологическую и социальную природу. Структура девиации включает три основных компонента:

    1. Человек, который имеет определенные черты поведения.
    2. Нормы, закрепленные для того, чтобы оценить повеление девиантного типа.
    3. Люди или организации, которые могут регулировать повеление человека.

    Социальный контроль – особый механизм поддержания общественного порядка. Он включает два главных элемента – нормы и санкции.

    Социальные нормы и санкции

    Социальные нормы – это пространство, очерченное определенными границами, в рамках которых поведение определенной личности воспринимается как нормальное, допустимое применительно к данному обществу. Социальные нормы в зависимости от статуса и от конкретной ситуации в обществе могут быть структурированы более жестко и менее жестко. В том случае, если нормы структурированы жестко, то количество вариантов поведения, которое соответствует конкретному социальному статусу в рамках действующей социальной нормы, небольшое. Чем мягче структурирование социальных норм, тем больше вариантов поведения у человека появляется.

    Основная тенденция развития современного общества заключается в расширении границ социальных норм. Однако в тоталитарных и авторитарных обществах зачастую происходит сужение границ социальных норм, которые связаны с некоторыми социальными статусами, особенно в политической сфере жизни общества.

    Близкой к понятию социальной нормы является понятие социальной установки. Социальная установка – наиболее предпочтительное поведение личности с точки зрения общества, общности, групп, окружающих. У разных социальных групп и общностей могут быть различные социальные установки.

    Невыполнение человеком (группой людей) социальных норм влечет за собой применение санкций. Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    Социальный контроль упорядочивает человеческое общество, задает “порядок” жизни и штрафует всех, кто его нарушает. Социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. Эта охранительная функция иногда мешает развитию общества. Но полное ее отсутствие ведет к распаду общественных отношений, беспорядкам, социальным раздорам.

    Основные институты социального контроля

    Социальный контроль через групповое давление . Участвуя в коллективных действиях, каждый должен приспосабливаться к требованиям окружающих. Человек может являться членом многих групп (семья, класс, студенческая группа), и каждая малая группа имеет устоявшийся формальный или неформальный “кодекс” поведения, собственные социальные установки. Отклонения от правильного поведения осуждаются группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения – от простых замечаний, “косых” взглядов до изгнания из данной группы.

    Социальный контроль через принуждение . Многие примитивные общества успешно контролируют поведение через групповое давление. Но в сложных обществах этого недостаточно. Групповое давление может ослабнуть, человек “потеряется” в толпе и контроль станет неэффективным. Отсюда возникает необходимость в формальном контроле – в законах, насильственном принуждении. Когда человек не желает следовать законам, то есть записанным на бумаге нормам, то общество прибегает к принуждению, чтобы заставить поступать его так, как все.

    Социальный контроль через социализацию . На 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Никакие законы и милиция не заставят, например, женщину стирать, мыть посуду, ухаживать за детьми и выполнять другую рутинную домашнюю работу. Она делает это под давлением “внутреннего контроля”, который сформировался в процессе социализации. Женщина не просто заставляет себя заниматься домашней работой, она хочет ею заниматься. В процессе социализации формируются наши желания, привычки, и общество стремится, чтобы они были такими, какие нужны ему. Общество нормально функционирует только тогда, когда его члены хотят действовать так, как это выгодно обществу.

    Девиантное поведение

    Девиантное (отклоняющееся) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Чем жестче сформулированы социальные нормы, тем большее количество вариантов воспринимается обществом в качестве девиантного поведения. Но парадоксально, что, как правило, чем жестче сформулированы социальные нормы, тем меньше людей их нарушают. Объясняется это достаточно легко: жесткие нормы – жесткая система санкций – меньше людей нарушают эти нормы. Особый вид девиантного поведения – это делинквентное поведение – поведение, нарушающее не только социальные нормы, но и уголовный кодекс, преступное поведение.

    Политика современного российского государства в сфере социального контроля и мировая практика

    В советском авторитарном обществе социальный контроль являлся одним из системообразующих факторов того общества. Границы социальных норм были сужены. , осуществлявших социальный контроль, было достаточно. Эти социальные институты в зависимости от нарушения социальных норм более или менее жестко наказывали виновника. Наказания были разнообразны – от общественного или общностного осуждения до применения санкций, предусмотренных в уголовном кодексе.

    В период перестройки социальные нормы в значительной степени изменились, границы старых социальных норм, как правило, расширились, санкции смягчились. Социальные институты, контролирующие выполнение социальных норм, либо изменились, либо перестали существовать. В целом, механизм социального контроля в обществе значительно изменился.

    Если говорить об общемировых тенденциях , то механизм социального контроля во многом зависит от типа политического режима: в авторитарных и особенно тоталитарных странах он жестче, и жестче соответственно и санкции за невыполнения социальных норм. Такие режимы встречаются в Азии (особенно исламские недемократические режимы), в Африке и в Латинской Америке. Наоборот, в демократических странах механизм социального контроля, как правило, мягче, или, точнее, мягче наказание за нарушения социальных норм.

    gastroguru © 2017