Пропильная резьба по дереву. Прорезная резьба по дереву: подборка креативных идей

Помещение, в котором выполняются резные работы, должно быть сухим, светлым и просторным. Для выполнения небольших работ подойдет обычный стол с накидной доской, а для больших плоскостей - столярный верстак или накладная столярная крышка. Размеры крышки - 1300 х 900 х 70 мм. Мелкие резные работы выполняют сидя, большие - стоя и сидя; высота стула должна быть 650…750 мм.

Свет при резьбе должен падать спереди и. слева. Рекомендуется для этого использовать дневной свет, от которого меньше устают глаза и четче видна линия реза. При искусственном освещении целесообразно использовать два-три светильника с регулировкой по высоте и длине.

Небольшие заготовки крепят при помощи столярных зажимов и переставных упоров, а также струбцин и держаков. Держак-зажим (рис. 1) представляет собой обыкновенный брусок из мягкой древесины, в котором выбрана четверть, высота фальца которой равна толщине резной доски. В заранее просверленное сквозное отверстие завинчивают шуруп, который и держит заготовку.

В резьбе по дереву применяются плоские и полукруглые стамески. Плоские стамески используют для зачистки фона в рельефной резьбе; применяют их также и в контурной резьбе. Ширина их полотна - 3…30 мм.

Полукруглые стамески с разным радиусом кривизны (отлогие, средние и крутые) - основной инструмент для всех видов резьбы, кроме трехгранно-выемчатой, где они используются только для вырезания полукруглых лунок. Ширина полотна таких стамесок - 3…25 мм.

Стамески-уголки (рис. 2, а) с шириной режущей части 5…15 мм применяют для выбирания узких канавок. Угол их полотна - до 70°. Они могут иметь прямую шейку и изогнутую, как у клюкарзы.

Стамески-клюкарзы (рис. 2, б) имеют короткое полотно шириной 2…15 мм и длинную изогнутую шейку. Необходимы такие стамески для выполнения рельефной и горельефной резьбы.

Стамески-церазики (рис. 2, в) напоминают крутые полукруглые стамески. Ширина их полотна - 2…3 мм.

Стамеска-резец , или нож-косяк (рис. 2, г) представляет собой косой нож с односторонней заточкой. Нож-косяк - основной инструмент для плосковыемчатой резьбы. Ножи бывают длинные и короткие. Длинные ножи получают, обрезая обычную прямую стамеску под углом 60…70°, а короткие (длина полотна - до 50 мм) - срезая часть полотна прямой стамески под тем же углом.

Наиболее удобными в работе являются ручки, показанные на рис. 2. Такая ручка слегка заовалена в головке, что создает удобство при нажиме на нее. Целесообразная длина ручки-до 130, диаметр - до 28 мм.

Стамеска должна резать древесину без приложения особых усилий. Качество работы стамеской зависит от ее правильной заточки.

Рассмотрим, как заточить прямую стамеску (рис. 3, а, б). Сначала необходимо получить угол заточки 20° и ровную плоскую фаску. Угол заточки проверяют по ширине фаски, которая должна быть в 2,5 раза больше толщины полотна. Так, при толщине полотна 5 мм ширина фаски должна составлять около 13 мм. Получив необходимую ширину фаски, затачивание продолжают не на точиле, а на мелкозернистом бруске. Точат плавными движениями вперед и назад, стараясь держать руку на одной высоте, чтобы не заовалить фаску. Образовавшийся при точении заусенец снимают несколькими движениями лезвия по бруску. Правят стамеску на оселке, производя такие же движения, как и при затачивании. Только правят ее значительно дольше, чем затачивают (до получения гладкой блестящей поверхности режущей части).

Затачивать стамески и шлифовать их поверхности рекомендуется на микрокорундовом бруске, а править - на гладком кожаном ремне с использованием пасты ГОИ. Для этого применяют и войлочный круг.

Узкие прямые стамески двигают в процессе затачивания в разные стороны, иначе они образуют в бруске канавку. Правят их на весу. Нож-косяк затачивают и правят теми же приемами, что и прямую стамеску (рис. 3, в).

Полукруглую стамеску затачивают на точиле или бруске, медленно поворачивая ее с боку на бок и передвигая справа налево. Полученная профильная ямка в бруске придаст фаске правильную форму. Внутреннюю поверхность стамески затачивают закругленным бруском на столе или на весу. Правят полукруглые стамески только на весу (рис. 3, г).

Мелкие стамески затачивают на мелкозернистых брусках и кругах. Для каждого профиля желательно иметь отдельные оселки и бруски.

Заточку инструментов проверяют пробами реза на мягкой гладкой доске. При наличии гладкого и блестящего следа затачивание считают законченным.

При затачивании инструмента для резьбы необходимо придерживаться некоторых правил: не производить резких проходов руки, не нажимать сильно на инструмент.

Хранить стамески следует подвешенными, для чего к деревянному щитку рекомендуется прибить рейку с профильными отверстиями под инструмент. Помещение для хранения инструмента должно быть сухим. Для лучшей сохранности лезвия и полотна стамески смазывают тонким слоем машинного масла.

Резчик по дереву в процессе работы применяет и другой инструмент - столярный и слесарный. К вспомогательному инструменту, которым должен располагать резчик, относятся столярный угольник, ерунок, рейсмус, малка, циркуль с линейкой, циркуль столярный и измерительный, металлическая рулетка.

Геометрическая, или трехгранно-выемчатая резьба (в литературе встречается еще одно ее название - клинообразная) состоит из ряда азбучных узоров, сочетание которых дает красивые, выразительные композиции. К разновидностям геометрической резьбы можно иногда относить и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания.

Все многообразие узоров геометрической резьбы состоит из сочетания двух азбучных элементов - сколышка и треугольника, которые могут быть в любых композициях. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышками (рис.1) или треугольниками (рис. 2).

В поисках композиции для таких узоров обращаться надо к классическим произведениям народного искусства. Для России более характерны узоры, преимущественно состоящие из треугольников (рис. 3). Эти узоры всегда имеют выраженную центральную композицию. Геометрическая резьба Коми предпочитает сколышки. У народов Кавказа преобладают крупные выразительные элементы резьбы, а вот Прикарпатье (Украина) предпочитает тончайшие и сложные композиции в резьбе. Именно треугольники и сколышки, сливаясь в ромбы, цепочки, витейки и тд., дают нескончаемое разнообразие композиций. Теперь о инструменте, с помощью которого все это делается. Это хороший, надежный нож. Но и не совсем обычный. Потребуется косой, или сапожный нож. Нож должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Самый простой, но надежный нож можно изготовить из обычной плоской стамески шириной 20-30 мм. Для этого можно использовать наждачный круг. При выполнении геометрической резьбы нож надо держать крепко в кулаке, упираясь оставленным большим пальцем в ручку ножа (рис. 4). Пальцами другой руки надо направлять кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка.

В тех случаях, когда на мебельных изделиях уже была резьба и она повреждена (сколы, трещины и тд.), можно принять меры к ее восстановлению. Сколы заделывают, приклеивая на предварительно выровненную поверхность кусочек древесины той же породы и с тем же направлением волокон, которому затем придают необходимую форму. Трещины, вырывы, вмятины заделывают шпатлевкой или вставками из той же породы древесины.

Наиболее простой случай - накладная резьба. Сначала тщательно обмеривают и прорисовывают существующий элемент, аналогичный или симметричный утраченному. Затем делают шаблон, повторяющий контур резьбы в плане. Можно также вылепить рельеф из пластилина, чтобы лучше почувствовать его форму. Делают заготовку из здоровой без сучков древесины (в данном случае липы)

влажностью не выше 8 %. Размеры заготовки должны несколько превышать размеры детали. Она должна быть тщательно выстрогана, затем спилена по контуру с небольшим припуском.

Заготовку клеем приклеивают к ровной подкладной доске или щиту, прокладывая тонкую бугмагу, и переводят на заготовку рисунок резьбы. Надрезают и подрезают контуры лепестков полукруглыми стамесками разной кривизны, затем прорабатывают рельеф (сначала грубее потом тонко) и зачищают его шлифовальной шкуркой. Готовую резьбу снимают и очищают от бумаги, затем отделывают резьбу и после этого наклеивают ее на отделанную поверхность спинки стула.

При восстановлении объемных резных элементов или деталей, например резной ножки, их обмеряют и делают шаблон заготовки.

Шаблон из тонкой фанеры или толстого картона должен иметь припуск на окончательную обработку поверхности детали. Его накладывают на подготовленный брусок и очерчивают. Заготовку спиливают ленточной или лучковой пилой,

После этого резчицкими инструментами (стамесками, ножами, рашпилями) доводят заготовку до требуемой формы, постоянно контролируя размеры в наиболее характерных точках по оригиналу. Когда требуемая форма получена, присоединяют заранее вырезанный кусок, образующий консоль. Его можно просто приклеить на гладкий срез, но лучше усилить соединение шкантами.

Иногда нажимом помогают движению ножа, иногда его сдерживают. Сколышек - самый простой элемент, и вырезается он тоже предельно просто: нож заглубляется около одной из вершин (по сторонам треугольника), а у противоположного основания выходит на поверхность. Затем начиная с этого основания, срезают древесину по всей площади треугольника, опять заглубляясь у вершины.

Процесс вырезания геометрического треугольника состоит в следующем: кончик ножа углубляют в точку, где сводятся три угловых луча треугольника, с таким расчетом, чтобы в этой точке нож углубился больше, а около вершины его лезвие вышло на поверхность. Эта стадия носит название наколки. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа в кулаке, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку на плоскости для удобства вырезания, производят подрезание наколотых элементов по линиям сторон треугольников (рис. 5). Причем лезвие ножа наиболее глубоко входит в дерево у центральной точки схождения лучей и постепенно выходит на поверхность около вершин. Из поверхности дерева извлекаются трехгранные фигуры (откуда и произошло название резьбы - трехгранно-выемчатая).

В такой последовательности выполняются все треугольники, входящие в состав композиции геометрической резьбы (рис. 6). Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведенную черную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) ее шлифуют до светлого дерева. Темно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно легкое (однослойное) покрытие ее жидко разведенным лаком.

Можно сделать резьбу в негативном варианте - заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный (но не черный) цвет, например серый, коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры Светлые, сочные узоры на темном фоне создают выразительный декоративный эффект.

Орнаменты домовой резьбы

  • Добавить комментарий

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента - орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома - щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, - все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем - это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» - волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» - «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае - «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы - выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь - это символ солнца - солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы

Вертикальные орнаменты прорезной домовой резьбы

При способе прорезной резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. Более трудоемкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами. Такая резьба называется сквозной ажурной. Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она менее трудоемка. Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора домов.

Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.

В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали.

Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца.

Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам. Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200-250 мм. Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

Накладная резьба - это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь. Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны.

Прорезная резьба

Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.

Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле использовалась для украшения домов (карнизов, наличников и т. п.)

Она может применяться в качестве самостоятельного вида и в сочетании с геометрической и рельефной резьбой. В последнем случае эта работа представляется более трудоемкой, но очень эффектной. Прорезная резьба, комбинирующаяся с геометрической и рельефной, называется сквозной ажурной, поскольку напоминает кружева (рис. 90).

Рис. 90. Прорезная резьба на домовых декоративных элементах: а – фриз; б – навершие наличника; в – накладной элемент

Секреты между строк

Правда ли, что труднее всего вырезать руки?

Это настолько трудно, что в истории зафиксированы случаи, когда известный художник поручал писать руки на своих картинах другому. В резьбе разработку рук начинают с определения их общего положения, опорных (контрольных) точек предплечья, суставов, кисти, пальцев. Рукава сначала выполняют без складок, а руки – без пальцев. По точкам кисти определяют положение пальцев, по точкам рукава – особенности складок. Затем прорезают отдельные детали в неполный профиль. При отсутствии ошибок, осуществляют окончательную обработку.

Для прорезной резьбы характерно использование трафаретов, что существенно облегчает работу. Если рисунок не отличается большой сложностью, то его можно выполнить ножовкой (рис. 91). Такая ножовка называется курковкой и имеет узкое полотно, по форме напоминающее клин. Окончательно рисунок можно отделать стамесками (как прямыми, так и изогнутыми).

Рис. 91. Выполнение прорезной резьбы ножовкой: а – запиливание; б – окончательная обработка стамеской

В тех местах, где невозможно подобраться стамеской, окончательную проработку формы осуществляют ножом. Изделие отделывают с обеих сторон, что способствует уточнению силуэта орнаментальной композиции.

Резчик, обращающийся к прорезной резьбе, должен быть особенно аккуратным и точным, так как малейший скол или зарез древесины испортит силуэт орнамента.

Пилы, которые применяют для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру, называют поворотными. Они бывают узкими и широкими (размеры полотна – от 4 до 15 мм) и соответственно используются для мелких заготовок, которые имеют крутые линии, и более широких, у которых контур прямой или плавный. Отличие этого инструмента от лучковой пилы в том, что полотно поворачивается, поэтому, не изменяя положения заготовки, можно пропиливать в любых направлениях.

Секреты между строк

Как работать с наростом?

Из цельного нароста можно выполнить разнообразные изделия, форму которых можно уточнить, только сняв с него кору. Это трудно, поскольку можно легко повредить поверхность нароста, что снизит эстетическую ценность изделия. Если у свежего нароста кора удаляется легко, то у высушенного – с большим трудом. Поэтому лучше работать с подвяленным материалом. Кору срезают ножом или стамеской, камбий – циклей, после чего, приступают к разметке.

При выполнении прорезной резьбы можно эффективно использовать не только ручной (например, лучковую пилу), но и электроинструмент, в частности электролобзик.

Порядок выполнения отдельных этапов прорезной резьбы следующий (рис. 92).

Рис. 92. Выполнение ажурной резьбы: а – нанесение рисунка с использованием шаблона; б – опиливание, разметка направляющих углублений; в – выполнение отверстий; г – выпиливание по внутреннему контуру; д – отделка

Сначала размечают заготовку, предварительно закрепив ее, после чего просверливают отверстия (мелкие делают шилом, а крупные – коловоротом), опиливают рисунок по контуру, зачищают или снимают фаски (применяют соответственно наждачную шкурку или стамеску). На заключительном этапе изделие шлифуют, обращая особое внимание на углубления и уголки, которые должны четко просматриваться, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.

Разновидностью прорезной резьбы является накладная резьба, которая состоит из отдельных деталей или элементов и фигур. Характерной особенностью накладной резьбы является то, что рисунок на древесине доведен до завершенности только с одной стороны – лицевой. Это объясняется тем, что изделия, выполненные в этой технике, наклеивают на декорируемую поверхность (мебель, рамы и пр.). В остальном она напоминает ажурную резьбу.

Секреты между строк

Можно ли вырезать изделия с использованием коры?

Это издавна практикуется резчиками. Но кора должна быть очень декоративной и прочной. С этой целью используют бересту (кору березы), которую наклеивают на подготовленную березовую заготовку. В изделии, выполненном из такого материала, кора будет контрастировать и усиливать художественное восприятие. В такой технике обычно вырезают посуду.

Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

Из книги автора

Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

Из книги автора

Из книги автора

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

Из книги автора

Рельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты.

Из книги автора

Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

Из книги автора

Домовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас

Из книги автора

Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

Из книги автора

Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

Из книги автора

Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и

Это древний, исконно народный промысел, не потерявший актуальности сейчас. Резной орнамент использовали для украшения деревянных изделий, которые мастера также изготавливали сами. В древности человека окружало дерево: дома, мебель, даже посуда делалась вручную. По необходимости готовые изделия обжигали или покрывали смолой, лаком, расписывали красками. Так, прорезная резьба по дереву считалась полноценным ремеслом.

Резьба сама делится на два самостоятельных вида: сквозная, от нее идет прорезная (когда сквозные участки соответственно прорезаются стамесками) и пропильная резьба (сквозные участки также удаляются, только выпиливанием). Лучшим другом любого мастера является лобзик, обычный или электрический.

Есть также накладная резьба по дереву, когда вместо вырезания мастер добавляет рисунок.

Трафарет помогает мастеру определиться с типом узора, расположением деталей, наметить перспективу. Конечно, некоторые предпочитают рисовать эскизы сами, без подсказки на обрабатываемом дереве, потом выпиливать по ним. Но если нужно создать определенный предмет, лучше вооружиться трафаретом. Неважно, будет то накладная резьба или прорезная.

Ранее резьба украшала двери, окна домов. Готовый наличник мастер покрывал узорами, выбирая разные мотивы. Одни изображали животное или растения, другие создавали свой, замысловатый орнамент, удаляя фон у изделия.

Прорезная резьба – с чего начинают?

Первое. Любое занятие, будь то хобби или домашняя работа, требует рабочего места, где удобно сидеть и заниматься делом. Хорошее освещение, инструменты рядом . Ажурная резьба по дереву помогает создать настроение, успокоить нервы, заодно дополнить интерьер красивыми, оригинальными вещами. Что потребуется?

  • Удобный стул, крепкий, хороший стол;
  • Освещение. Нужна яркая, настольная лампа;
  • Трафарет выбранного рисунка, дощечка, нужные инструменты.

Начинающим лучше брать несложный орнамент , рассчитывая силы. И наличник (дощечку) небольшую. Важно набить руку, затем постепенно выбирать эскиз сложнее.

Галерея: прорезная резьба по дереву (25 фото)





















Требуемые инструменты

Второе – выбор дерева . Начинающим все дощечки кажутся одинаковыми, разве что по цвету разные. Однако, наиболее практичными под орнамент прорезной считаются: липа, любимая бардами береза, также, ольха или осина. Выбирая дерево, важно смотреть не самые мягкие породы. Наоборот, нужны крепкие, низкой влажности. Такой наличник потом простоит долго, не растрескается и не раскрошится.

Деревянный брусок нужно обработать заранее, используя наждачку. Готовое дерево – однотонное, по возможности, гладкое, без сучков. Редко берут хвойные породы.

Размер дощечки определяет выбранный шаблон. Толщина же варьируется в пределах 6 – 8 мм это минимум, 15 – 20 мм это максимум.

Третье. Выбор шаблона или трафарета. Дерево считается уникальным материалом , на котором гармонично выглядит как аскетичный орнамент, так витиеватые, странные узоры, которыми богат модерн.

Эскиз или трафарет выбрать? Эскизом считается контурный рисунок, наброски будущего изделия. Используя карандаш, мастер покрывает дерево набросками, намечая контурами узор.

Трафарет же — готовый резной шаблон, необязательно деревянный. Изделие получится точной копией, ведь мастер обводит контуры выбранного шаблона, выводя узор. Впрочем, его можно дополнить, вводя авторские коррективы. Тогда наличник приобретет свой, уникальный вид . У мастеров имеются целые наборы разных трафаретов, из которых они выбирают нужные и могут составлять целые композиции. Каждый узор приобретает законченный вид после обработки. Для удобства они собирают нужные трафареты, составляя альбом, где орнамент пронумерован или имеет название.

Четвертое – способы обработки. Сейчас редко кто пользуется лобзиком или стамеской, предоставляя трудную работу электрическим устройствам. Так, изделие выходит быстрее , качественнее, меньше огрехов.

Правда, обрабатывать деревянный наличник можно и по-другому. Например, прижиганием. Берется специальная, нихромовая проволока, сильно нагревается, затем мастер прожигает ею дерево. Минусы: специфический запах, также рабочие инструменты нужно каждый раз охлаждать, выбор материала. Ведь здесь не всякая проволока сойдет. Нужна именно нихромовая, желательно не использованная в производстве.

Новичкам подобный способ вряд ли пойдет. Лучше и безопаснее ручной лобзик, стамеска и прочие «простые» инструменты. Конечно, создать ажурный узор сразу не выйдет, но изобразить животное или несложный резной мотив, почему нет?

Лазерная резка считается усовершенствованным методом, которым сейчас пользуются производители, когда нужно быстро и точно обработать резной наличник, создавая сложные узоры. Правда, такой способ требует дорогостоящего оборудования, соответственных знаний от мастера, ведь им нужно управлять.

Частые вопросы

Насколько сложно? Создать резной, объемный узор поможет прорезная резьба, альбом орнаментов, где каждый легко подберет несложный пример, с которого начнется его путь освоения нового хобби. Конечно, первое изделие не будет идеальным, зато оно даст опыт. Поэтому для новичков важно выбирать дерево внимательней, чтобы обрабатывать его было несложно.

Если хочется украсить фронтон у дома, насколько большим будет изделие? Для начала, лучше выбрать места , не слишком заметные, ведь фронтон – лицо строения, его сразу видно. Когда набьете руку, можете усложнять задачи. Из эскизов обычно создаются целые картины, где мастер меняет размер, количество деталей. Если дом деревянный, его украшать проще. Перекрытия, пол или боковые панели служат основой, на которой удобно вырезать какой-нибудь орнамент.

Инструмент для резьбы по дереву нужно тщательно подбирать. Резьба по дереву как вид декоративно-прикладного творчества имеет многовековую историю, и обеспечила человечество настоящими шедеврами. В домашних условиях тоже можно создать произведения искусства, да и просто разнообразить интерьер. Хотя и появились некоторые современные модели с электрическим приводом (например, бормашина для резьбы по дереву), в целом инструмент сохраняет традиции и предназначен в основном для кропотливого ручного труда.

Различные виды стамесок для резьбы по дереву

Резьба по дереву — это обработка древесины с целью придания ей особой формы или изготовление на ней рельефа. Можно выделить следующие основные типы таких операций:


Принципы использования инструмента

При выполнении резьбы по дереву осуществляются следующие работы: сверление, выпиливание, вырезание и выдалбливание. Для создания качественного изделия невозможно обойтись без измерительных инструментов.

В процессе работ возникает необходимость во вспомогательном инструменте или приспособлениях, помогающих фиксировать заготовку, ограничивать степень воздействия.

Характер работы и обуславливает выбор необходимого инструмента. Исторически сложилось, что самые лучшие образцы выполняются с помощью ручного инструмента, однако современная тенденция к механизации и автоматизации труда не обошла и эту область деятельности.


Комплект всевозможных резцов для резьбы по дереву

В продаже имеется целый ряд станков, мини-дрелей (бормашин), электролобзиков, шлифовальных машин и т.д. Сделать определенные изделия можно вообще в автоматическом режиме при помощи копировально-фрезерных устройств (пантограф).

Какие применяются виды ножей

Одним из первостепенных режущих инструментов, применяемых для , являются ножи для резьбы по дереву разной конструкции и назначения. Выделяются следующие виды ножей:

Какие стамески нужны при работе

Безусловно, основными инструментами ручной работы являются стамески для резьбы по дереву. К наиболее распространенным видам стамесок относится следующий инструмент:


Какой инструмент еще можно использовать

Помимо основных рассмотренных устройств при проведении работ применяются дополнительные инструменты, позволяющие осуществлять специфические работы.

Обычно применяется такой дополнительный инструмент для резьбы по дереву:

  1. Ложечники или ложечные ножи: обычно представляют собой заостренное кольцо, приваренное к стальному прутку, который вставляется в рукоятку — находят применение для удаления скопившихся опилок в углублениях, а также для шлифовки внутренних стенок больших выемок, например, при резке посуды.
  2. Чеканы и пуансоны: прочные металлические стержни с определенным рисунком на торце. Наиболее распространены при создании основного фона.


При резьбе по дереву на значительных площадях используется также различный вспомогательный инструмент:

  1. Для сверлильных работ: буравчики, коловороты, ручные дрели.
  2. При пилении: ножовка, ножовка по металлу, лобзик, двуручная пила.
  3. Вспомогательные приспособления: киянка, скобель, стусло, струбцины, тиски, различные зажимы, молоток.

Для проведения измерений и разметки находит применение следующий инструмент: линейка, угольник, транспортир, ярунок, малка, отвес, юстир, уровень, кронциркуль, штангенциркуль, нутромер, рейсмус, циркуль, рулетка.

При декорировании жилого помещения можно использовать разнообразный материал, но традиционно для этих целей используют дерево. На сегодняшний день художественная обработка ведется с применением огромного числа техник, но, пожалуй, самые эффектные результаты получаются при применении прорезной резьбы по дереву.

Технологию не назовешь сложной, но получаемые в итоге изделия поражают своей красотой и изяществом. Более подробно об этой технике мы расскажем дальше.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).


Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы. Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Подготовительный этап

Тем, кто занимается резьбой впервые, имеет смысл сфокусировать свое внимание на теории. Печатные издания, сайты рукоделия предоставят исчерпывающую информацию о рассматриваемом способе декорирования.

После изучения технологии стоит подготовить инструменты, при необходимости приобрести их в магазине. Кроме лобзика могут понадобиться стамески разных размеров, дрель и сверла, резаки, расходные материалы для шлифовки и т.д.


Еще одной важной вехой на этом этапе станет выбор узоров и эскизов будущего украшения. Последние можно попробовать сделать самому или найти подходящие в сети, благо специализированных сайтов по этой тематике предостаточно. Распечатка в нужном масштабе завершит предварительный этап.

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины. Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Береза и липа отличаются превосходной структурой, имеют нужную плотность, что дает возможность воплотить даже самые смелые эскизы прорезной резьбы.


Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом. Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Творческий процесс

Работа по дереву начинается с переноса рисунка на заготовку. Для этого на предварительном этапе готовились все шаблоны. Когда рисунок нанесен на деталь, наступает этап рассверливания отверстий рядом с проведенными линиями.

Сверло должно быть такого диаметра, чтобы в полученное отверстие легко прошла пилка лобзика. Там, где не получается осуществить пропилы лобзиком (слишком мелкий рисунок и крутые изгибы), используют узкое ножовочное полотно.

Опытные мастера советуют использовать пили с мелкими зубьями, в противном случае края прорезей будут иметь рваный контур и изделия потеряет эстетичность. Сверлить желательно перьевыми сверлами, заранее подготовив тонкое отверстие.

От рваных краев при прорезной резьбе по фанере помогает приклеивание плотной бумаги с обратной стороны заготовки. Новичкам лучше пробовать выполнять простые узоры с крупными деталями и минимальным количеством углов.

Финишная обработка

Доработку изделия совершают для получения ровных и чистых краев. Используют стамески, на труднодоступных участках пригодится острый нож.

Зачистку ведут при помощи наждачной бумаги, надфиля или абразивного круга. Готовое изделие шлифуется с двух сторон до получения должного внешнего вида.

Взглянув на фото прорезной резьбы, становится понятно, что полученные узоры являются превосходным декоративным элементом для мебели, оконных наличников, карнизов. Изящность изделия дает возможность создавать превосходные женские украшения, оформлять ширмы и многое другое.

Фото прорезной резьбы

gastroguru © 2017