Мир американских комиксов — большой, разнообразный и доступный! История комиксов: рождение супергероев.

1.Супермен положил начало Золотому веку американских комиксов

Появление «Супермена» в американских комиксах обозначило начало «Золотого века» рисованных историй. Комиксы в США выходили и раньше. Но чаще всего носили юмористический характер. И вот, в поисках новых читателей и новых впечатлений для них, было решено перейти с юмора на приключения. В далеком 1938 году в комиксе «Action Comics #1» впервые появился супергерой Супермен - и положил начало эпопее супергероев, заполонивших рисованные страницы. Многие из них были сильно похожи на своего прародителя, однако рождались и самобытные, интересные носители сверхспособностей. Хотя сюжетные шаблонны все же неизменно прослеживались... Героическая тема очень полюбилась читателям и продолжалась довольно долго, чутко реагируя на исторические события: во время Второй мировой войны борьба со злом сконцентрировалась на борьбе с нацистами и Гитлером , затем - с коммунистами, переосмысливалась на страницах и Корейская война, и опасность ядерного оружия... Так появилось главное направление в комиксах, а американские истории в картинках стали одними из самых популярных по всему миру. Многие комиксы экранизировались и стали основой для мультфильмов, а персонажи с суперсилой известны и любимы зрителями и по сей день.

2. В Японии популярнее всех - комикс о пиратах

Япония - вторая страна в мире. Где комиксам уделяют столько внимания. Их читают и взрослые и дети, по ним делают огромное количество мультсериалов (аниме), а ярые поклонники (отаку) устраивают целые фестивали косплея, где переодеваются в любимых персонажей, проводят тематические фотосессии и ставят сценки по мотивам любимых произведений. У каждой манги - своя армия поклонников, свой пик популярности, но есть одна, не сдающая первых позиций в любых рейтингах популярности. «One Piece» - история о приключениях необычного мальчика Лаффи , чье тело может растягиваться, как резина, является самой любимой в Японии и за ее пределами с 1997 года! При том, что изображенные на страницах герои не блещут особенной красотой, они регулярно обходят по популярности и любых прекрасных воительниц с огромными глазами, и разнообразные любовные истории, богатые на эмоции... Путешествия, поиск сокровищ, верные друзья и коварные злодеи, приключения и раскрытие тайн мира - все составляющие «One Piece» являются своего рода классикой, по видимому, остающейся вечной.

3. Французские комиксы об Астериксе угодили и взрослым, и детям

Франция , тоже жалующая комиксы вниманием, называет их «bande dessinee» - рисованная лента. Французы подарили миру еще одного любимого всеми персонажа - галла Астерикса. Комиксы о путешествиях веселого галла и его трогательного верного друга Обеликса приходятся по вкусу всем. Визуально истории про Астерикса забавляют детей, а взрослые ценят игру слов и пародирование современности. Позже Астерикс и его друзья стали героями мультфильмов и фильмов, которые также полюбились аудитории всех возрастов. Любопытно, что создатели комикса специально назвали главного героя именем на первую букву алфавита - чтобы он всегда находился в первых строчках каталогов.

4. В СССР преобладали сатирические комиксы

В СССР комиксы были не слишком популярны, да и сейчас в России редкие любители комиксов больше предпочитают покупать зарубежные, чем рисовать собственные. В советское время выпускали детские комиксы на страницах «Веселых картинок» и взрослые, сатирические, в журнале «Крокодил». Они, пожалуй, и стали самыми популярными в Советском Союзе комиксами, ведь «Крокодил» был единственным всесоюзным сатирическим журналом. Рассматривались и мелкие, бытовые темы, и крупные события из жизни страны. Впрочем, журнал содержал не только сатирические материалы. Но рассказывал и о достижениях СССР - в общем, был официальным рупором политики. «Крокодил» выходил миллионными тиражами и даже получил Орден Трудового Красного Знамени.

5. Гарфилд живет в каждом из нас

Еще один весьма популярный персонаж комиксов родом из Америки - Гарфилд. Изначально автор планировал сделать Гарфилда... жуком, но издатели истории о жуке не приняли, пришлось переделывать облик главного героя. Теперь Гарфилд - узнаваемые во всем мире кот, толстый и очень обаятельный, прославившийся своим аппетитом, ленью и чувством юмора с элементами сарказма. Впрочем, в разнообразных ситуациях у Гарфилда проявляются разные черты, складывающиеся в весьма многогранный характер. При этом объем каждой истории - всего три картинки (такие комиксы называются стрипами) Так что уместить юмористическую историю в три кадра - особый стиль и мастерство. Читателю предлагается посмеяться над недостатками, которые изображены хоть и преувеличенно, но встречаются почти у всех: в той или иной мере все мы немножко Гарфилды. Особенно по выходным...

Появлению современных комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века Уильяма Хогарта .Они представляли собой серию рисунков, объединенных общей мыслью.

Следующим важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тепффера и Вильгельма Буша . Первый прославился « Историей господина Вйо-Буа », мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц », повествующая о двух сорванцах.

«Медвежонок и тигр » - так назывался первый американский комикс, который был издан в 1892 году . Не менее популярной стала история «Yellow Kid » про маленького мальчика из Китая , который в поисках приключений прибыл в Америку .

Известным создателем комиксов является Рудольф Деркс . Именно он придумал «пузырьки », рамочки, в которых размещают речь персонажей.

Золотой век комиксов

Этот период в истории американских комиксов, который длился (по разным оценкам) с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Первые серьёзные шаги в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века, в поисках новых путей графической и визуальной коммуникации и самовыражения. Сначала комиксы носили чисто юмористический характер. Во многом это объясняется этимологией английского слова, определившего их название. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен (англ. Superman ).

Началом золотого века принято считать первое появление Супермена в комиксе Action Comics , вышедшего в 1938 году и изданного DC Comics. Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов. Другими персонажами, долгое время пользовавшимся популярностью, стали Пластик (англ. Plastic Man ), издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста Уилла Айснера, который первоначально выходил в качестве дополнения, объединенного с воскресным выпуском газеты.

Всего за этот период было создано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои, как Бэтмен и Капитан Америка .

Вторая мировая война оказала серьёзное влияние на содержание комиксов о супергероях - теперь герои сражались со странами Оси, а на обложках изображались супергерои, борющиеся с лидером нацистского движения Адольфом Гитлером. После победы над фашизмом стали появляться супергерои с ядерными способностями, например Атомный Громовержец и Атомный Человек . Историки того времени считают, что детские персонажи помогли ослабить страх молодых читателей относительно перспектив атомной войны. Кроме того, герои начали бороться с коммунистами, а некоторые были вовлечены в Корейскую войну.

Тем не менее, после окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад. В целом, именно во времена золотого века проявилось новое и по сей день главное направление в комиксах - супергерои и новые миры.

Наравне с супер-героями, в комиксах появляются и герои мультфильмов. Например, истории про Дональда Дака или Микки Мауса . Они завоевывают не только детскую, но и взрослую аудиторию.

Создаются целые издательскии компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics» . Одной из крупнейших является компания «Marvel». Ею было выпущено такие шедевры, как «Фантастическая четверка», «Невероятный Халк», «Люди-Х», «Железный человек», «Человек-паук» .

В 1970 - 1980 началась большая конкуренция в комикс-индустрии между двумя крупнейшими печатными компаниями «Марвелл” и «Делл». «Делл» начинает переиздавать комиксы 30-х - 50-х годов, а «Марвелл Комикс» отвечает на это серией новых приключений Спайдермена .

В 1977 - за три месяца до выхода сенсационного фантастического фильма Джорджа Лукаса «Звездные войны» компания «Марвелл Комикс» берет реванш, приступив к изданию серии комиксов по мотивам фильма. «Звездные войны» превзошли все ожидания, побив все рекордные тиражи. Агенство Warner Communications привлекает читателей персонажами Халк, Доктор Стрэйндж, Дик Трейси и Флэш Гордон. Впоследствии по этим комиксам были отсняты художественные и мультипликационные фильмы.

1989 год стал пятнадцатой годовщиной Бэтмена . К этому году был приурочен цикл комиксов и снят художественный фильм «Бэтмен», в котором участвовали такие первоклассные актеры, как Майкл Китон (Брюс Уэйн) и Джек Николсон (Джокер), все было продуманно до мелочей, и фильм стал самым кассовым за всю историю кино (на тот период), и комиксы принесли немало денег.

В 1990 году выходит серия «Классика в иллюстрациях», которая включала в себя «Моби Дик», «Ворон», поэмы Эдгара По, «Большие надежды» Дикенса, «Алиса в Зазаеркалье» Льюиса Кэррола. Настоящую сенсацию произвели «Мутанты черепашки-нинзя», которых выпустила в свет Mirage Studios, авторы сценария Кевин Истман и Питер Лерд.

Разнообразные комиксы существуют по всему миру от китайской манхуа до японской манги, комикс-книг в США и комикс-сборников с короткими стрипами в Европе. Несмотря на все разнообразие стилей и жанров, основной задачей комикса является вызвать в читателе чувства и эмоции. Такие элементы как диалоговые пузыри или рамки с текстом используются для отображения диалога, и чтобы донести до читателя нужную информацию. Рисунки и их расположение, а так же различные вспомогательные элементы призваны поддержать последовательность событий в повествовании.

Самая известная форма печатных комиксов - так называемые стрипы, или миниатюры. Обычно они состоят из четырех небольших рисунков, следующих друг за другом и публикуются в газетах и журналах. Более объемные комиксы издаются в виде отдельных журналов, книг или альбомов.

Цифры и факты:

В Нью-Йорке на аукционе Heritage Auctions в феврале 2012, была продана коллекция редких комиксов, принадлежавшая Билли Райту. Как сообщается, комиксы ушли с молотка за 3,5 миллиона долларов.

Топ-лотом среди выставленных аукционов стал 27-й выпуск сборника Detective Comics (1939), на страницах которого впервые появился Бэтмен. Издание купили за 523 тысячи долларов. В 1939 году ныне покойному Билли Райту из штата Вирджиния сборник Detective Comics № 27 обошелся в 10 центов. На аукционе также продали первый сборник Action Comics (1938), где дебютировал Супермен. За него заплатили 299 тысяч долларов.

Коллекция уникальных комиксов продана с аукциона во французской столице за 650 тыс. евро. По данным организатора торгов - аукционного дома «Сотбис», - с молотка ушло около сотни самых популярных среди коллекционеров картинок и рисунков знаменитых европейских, американских и японских художников.

Среди наиболее дорогих лотов - опубликованная в газете «Суар» оригинальная иллюстрация к комиксу «Загадочная звезда» из цикла «Приключения Тинтина», которая была продана более чем за 234 тыс. евро. Эту знаменитую картинку, на которой изображено, как верный пес бесстрашного журналиста - Милу - испачкал лапы в гудроне, бельгийский художник Жорж Реми, работавший под псевдонимом Эрже, нарисовал в 1941 году.

За 100 тысяч евро приобрели оригинал титульной картинки комикса «Черный остров ». А первое издание комиксов про Человека-паука обошлось в 40 тысяч долларов , в 1963 году его стоимость была 12 центов .

В нашем с вами 21 веке о том, что такое комикс, знает уже даже ленивый. Герои в разноцветных трико, трижды в день спасающие вселенную от разнообразных напастей, уже давно у всех на слуху. На первый взгляд кажется, что за красивой картинкой кроется либо полное отсутствие сюжета, либо крайне шаблонные вариации из боевиков 80-х. На самом деле это, конечно, не так.

Комиксы, в том виде, в котором мы их знаем, существуют уже без малого сто лет. Если принимать во внимание богатый опыт японских и многих других художников, то срок этот может увеличиться в несколько раз. Но, конечно, большинство любителей данного вида искусства ценят в первую очередь современные работы. И есть за что: за свою почти столетнюю историю комиксы из маленького раздела в ежедневных выпусках новостей выросли в целую индустрию, включающую в себя множество издательств, авторов, художников, выпущенных серий, экранизаций, сопутствующих товаров и… продолжать можно бесконечно. Тем, у кого голова идет кругом от такого многообразия, в первую очередь хочется посоветовать ознакомиться именно с первоисточниками — многие выпуски и издания уже сами по себе стали не только классикой жанра, но и признанным во всем мире ценным культурным наследием.

Большой мир комиксов

В России большой мир комиксов только начинает свое шествие и, благодаря паре издательств, все желающие ознакомиться с сюжетами имеют возможность это сделать. Но, к сожалению, процесс этот не быстрый — в нашей стране пока что выпущено не так много книг. Но ничего, здесь на помощь приходит интернет — учитывая масштабы продукции, тут существуют специализированные сайты, на которых можно купит как новые выпуски, так и старые коллекционные издания. Стоимость последних, к слову, порой может достигать даже нескольких миллионов долларов! Но, впрочем, обо всем по порядку.

Все комиксы, которые доступны для приобретения, выпускаются на английском языке. Пускай это не отпугивает тех, кто не уверен в знаниях английского, — за некоторым исключением сложность для понимания невысокая, и к тому же это отличная возможность попрактиковаться в языке.

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем комиксы отличаются друг от друга и какие лучше всего читать в первую очередь, если раньше не доходили руки.

Василий Шевченко

совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Поскольку комиксы в России - довольно молодое явление, оно пока ещё существует без каких-то сложившихся правил. Это и здорово: человек подходит к этому миру максимально открытым, может интересоваться разными жанрами и форматами, почитать понемногу всего, а потом уже выбрать то, что нравится. Комиксы бывают, в принципе, для всех. И не совсем верно, что из них обязательно нужно вырасти: не более, чем из какого-то другого культурного медиума. Комиксы не являются промежуточной стадией между картинкой и книжкой, это самостоятельное явление.

Есть известные ошибки, которые делают люди, которые ничего не знают. С ними можно немножко побороться, но без занудства.

Первая важная мысль , которая должна прозвучать, когда мы начинаем говорить о комиксах: это формат, а не жанр. С помощью комикса можно рассказать какую угодно историю. Супергеройские - это самый популярный формат, но есть ещё биография, фантастика, детективы и всё что угодно.

Ещё одна известная терминологическая ошибка . Бывают комиксы разных стран: американские, французские (BD, или bande dessinée, - рисованный стрип) и азиатские (манга). И это всё комиксы, существующие каждый в своём мире.

Третье - форматы , в которых комиксы издаются. Бывают ежемесячные - журнальчики на 32 страницы, то, что обычно себе представляешь, когда слышишь слово «комикс». Есть сборники от 120 до тысячи страниц, объединяющие любое количество этих тонких комиксов. Ещё есть графические романы, которыми зачастую просто пытаются называть чуть более умные комиксы. В принципе, единственное отличие этого формата - он никогда не выходит в тонкой тетрадке. Сказать «я не читаю комиксы, а читаю только графические романы» - это то же самое, что сказать «я не смотрю сериалы, а смотрю только мини-сериалы».

И ещё одна большая ошибка - не стоит пытаться читать комиксы по издательствам. Такое деление уже устарело. На самом деле это коммерческое объединение самых разных авторов. В Marvel есть патетическая супергероика, а есть инди-комиксы. Хороший читатель не боится разных издательств и жанров.

Не нужно и бояться и самих магазинов комиксов. Я не могу отвечать за все, но мне кажется, они существуют не только для тех, кто уже всё знает. Мир комиксов бесконечен.

К сожалению, сейчас нет сайта, на котором бы собирались все анонсы, новости и аналитика по комиксам. Это классная ниша, которая абсолютно никем не занята. Если представлять индустрию комиксов как некоторую общность издателей, продавцов, читателей и аналитиков, то сейчас сильнее всего отстают аналитики и пресса. Комиксы, как и любой вид искусства, требуют экспертного мнения.

Почему-то никто не спорит с тем, что нужно узнать хорошую оперу, чтобы её полюбить. Так же и здесь. Нужно начинать с хороших комиксов и затем выбирать те, что ближе по духу. Как показывает практика, лучше воспринимается то, что доступно на русском языке.

17 комиксов, которые стоит прочитать,
если ничего в них не понимаешь

«Маус»

Единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Пример того, как в жанре комикса можно делать произведения о чём угодно, в данном случае - о холокосте, об опыте переживания и общения с людьми, пережившими эту трагедию.

«Сага»

Если описывать в не самом удачном формате - это «Автостопом по Галактике» встречается с «Ромео и Джульеттой». Сейчас «Сага» - один из самых классных современных комиксов, новый science-fiction, смешной, драйвовый и про любовь.

«Скотт Пилигрим»

Серия комиксов о жизни 23-летнего канадца Скотта Пилигрима, который должен победить семерых бывших своей девушки. Пожалуй, главный подростковый комикс 2000-х, который очень чётко работает и даёт массу отсылок к современной поп-культуре.

«Малыш Немо»

Винзор МакКей - первый человек, который стал экспериментировать с комиксами. Мало того что он был одним из пионеров формата («Малыш Немо» создавался в начале XX века), он ещё и подробно изучал комикс как явление. Книга представляет собой газетные страницы, на которых МакКей экспериментировал с изображением миров и фантазий.

«Персеполис»

Важный сейчас независимый комикс в автобиографическом жанре. История про иранскую девочку, которая росла во время Исламской революции и войны с Ираком. Она рассказывает, каково это - взрослеть на фоне трансформации общества во всё более закрытое.

«Песочный человек»

Признанный культовым комикс Нила Геймана о повелителе сновидений, выходивший с конца 80-х. Наряду с «Хранителями» и «Возвращением Тёмного рыцаря» он поспособствовал тому, что комиксы стали считать серьёзной литературой.

«Хеллбой»

История о демоне - исследователе паранормальных явлений. В некотором роде микс из мифов и сказок под супергеройской оболочкой с историями из Библии, поэм Эдгара Аллана По и слухов о нацистской космической программе.

«Хранители»

Действие «Хранителей» разворачивается в 1980-х годах в США в альтернативной реальности. Все события отличаются от событий в нашем мире только одним: здесь действуют костюмированные герои. «Хранители» - один из главных бестселлеров мира комиксов и единственный графический в списке ста величайших романов по версии журнала Time.

«Молодые Мстители»

Настоящий подростковый комикс с шутками про Tumblr и Twitter, милыми гей-парами и рисунками, которые делают сюжет похожим на реалити-шоу. Перевод первых пяти из серии вышел совсем недавно в небольшом издательстве комиксов Jellyfish Jam.

«Приключения Тинтина»

Один из самых популярных европейских комиксов XX века авторства бельгийского художника-самоучки Эрже. Серия аккуратных детективных историй, где главным героем выступает газетный репортёр Тинтин.

«Босоногий Гэн»

Манга Кэйдзи Накадзавы рассказывает историю жизни шестилетнего мальчика Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы. Считается одним из важнейших антивоенных произведений второй половины XX века.

«Бэтмен. Лечебница Аркхем»

Иконическое издание, непохожее на другие комиксы о Бэтмене и о супергероях вообще. История о путешествии Бэтмена по больнице, где содержатся его злейшие враги вроде Двуликого, Пугала, Безумного Шляпника и Джокера.


«Вместо того чтобы приземлиться в Канзасе, шатлл Супермена мог опуститься на советское колхозное поле, и тогда все было бы иначе. Супермен стал бы корреспондентом «Правды», а не Daily Planet, и боролся бы не за американские идеалы, а за победу социализма на планете», - пожалуй, именно так рассуждал Марк Миллар, когда ему в голову пришла идея комикса «Супермен. Красный сын». И, стоит признать, комикс о приключениях Супермена-коммуниста оказался выше всяких похвал!


В интервью Миллар неоднократно рассказывал, что идея об альтернативной истории Супермена появилась у него еще в детстве. Обдумывал он ее на протяжении нескольких лет, собирал факты, изучал историю, конструировал идеи о том, каким бы был герой второй мировой сверхдержавы – СССР.


Миллар придумал альтернативную историю, которая, словно зеркало, отражала историю реальную. Распад Америки, требование о независимости от некоторых штатов, военная техника на улицах мирных городов… Итак, если бы обстоятельства сложились иначе, Супермен приземлился бы в Украине, был бы воспитан в соответствии с коммунистическими идеалами и принципами, но в то же время его характер остался бы неизменным – все та же решимость воевать за правду, бесстрашие и отвага, и безграничная любовь ко всему человечеству. Советский Супермен столь же отзывчив, он не пропускает ни одной мольбы о помощи и спасает жизни!


Несмотря на явное сходство, есть и черты, которые в корне отличают советского и американского супергероя. Так, Супермен из СССР – не дотошный журналист, которым его привыкли видеть, а военный, соблюдающий строжайшую конспирацию. Вместо привычного символа у него на груди, конечно же, серп и молот. Его борьба – не за американские идеалы, а за Сталина, социализм и международную экспансию Варшавского договора.


Вселенная Красного Сына признана, как одна из альтернативных существующих вселенных и входит в состав Мультивселенной DC. События, разворачивающиеся на Земле, хронологически охватывают период с 1953 по 2001 гг. Идея Марка Миллара оказалась очень удачной, а ответ на вопрос о том, каким был бы Супермен, если бы вырос в Советском Союзе, - более чем убедительным!

gastroguru © 2017