Выбор читателей
Популярные статьи
Долгое время комиксы во всём мире в целом отличались лишь некоторыми особенностями в стилях рисунка, основу беря из газетных коротеньких стрипов и карикатурных юмористических произведений. Истории про моряка Попая довольно близки приключениями Тинтина. Но уже в 30-х годах прошлого столетия стали всё сильней и сильней проявляться региональные различия в подходах к написанию графической прозы.
Попай и Тинтин
Пожалуй, их главное различие на тот момент было лишь в числе страниц для рассказа истории.
Американский стиль
В середине 1930-х годов фактически определилось будущее американских комиксов. Именно тогда стало оформляться из всего того комиксоидного хаоса стиль, присущий англоязычным странам: США, Англии, Канаде и прочим.
Начнём с того, что в 1934 начали выходить Famous Funnies, ставший одним из первых популярных ежемесячных журналов комиксов (между прочим, свыше пары сотен тысяч проданных копий одного выпуска). Тогда же и стали рисовать стрипы о Флэше Гордоне - праотце супергероики.
Примерно тогда же и стали появляться стандарты размера комиксов – 16,83 сантиметров в ширину и 26 в высоту. (Это в среднем. Бывали издания и шире, и уже, и меньше, и больше, но в итоге все стали приходить именно к 16,83:26) Формат – журналы в мягких обложках с несколькими историями в 1-10 страниц.
Famous Funnies и Flash Gordon
More Fun Comics
Да, вы не очитались: доктор Оккульт появился раньше Супермена и Бэтмена. Читайте дальше.
Ряженные герои 30-х и 40-х
По сути это были такие же истории, что из криминального бульварного чтива и детективных комиксов, только с a)с какими-то выдающимися способностями (высокий ум, владение боевыми искусствами на высочайшем уровне и др) или сверхспособностями (сверхсила, полёт, телекинез и др.); б)каким-то ярким костюмом.
Кстати интересный факт о костюмах. Те самые трусы поверх штанов появились из-за того, что художникам не хотелось чересчур прорисовывать гениталии персонажей в этих узких костюмах., дабы избежать неловких ситуаций: большая же часть их аудитории - подростки. А мешковатую одежду почему-то не особо спешили прорисовывать.
Tales from Crypt и Disney Tales
«Байки из склепа» не всегда были теленовеллами, если вы не знали.
Просто взгляните, во что они превратили Бэтмена
Обложка одного из тех комиксов
Marvel 60-х
Попрание кодекса комиксов
Независимые издательства: 70-е -начало 80-х
Кстати, немного о них, чтоб не быть голословным насчёт растущего разнообразия.
Если The Teenage Mutant Ninja Turtles были пародией на миллеровского Сорвиголову, а ранний Cerebus - пародией на марвеловкие комиксы о Конане-варваре, то другие работы из примере и не смотрели в сторону DC с Marvel.
Love and Rockets была о магическом реализме (в южноамериканском смысле этого термина) пополам с повседневностью.
Elfquest - фэнтези-сага со множеством неоднозначных персонажей.
Usagi Yojimbo - история о ронине, путешествующего по мифологической Японии эпохи Эдо. В те далёкие времена, когда манга и аниме не были столь распространены, культурой Японии многие начали интересоваться именно благодаря этой графической истории.
Ну а Judge Dredd создал прадеда самых брутальных комиксоидных персонажей 90-х.
Бэтмен 80-х
Миллер в Dark Knight Returns изобразил его несколько свихнувшимся стариком на идее Бэтмена, в Zero One - молодым и неопытным борцом с реалистичной коррупцией. Стали показывать его противников как изображение его собственных слабостей (Killing Joke, к примеру). Получила развитие идея параллельных миров, в которых персонаж помещается в другую эпоху (Batman by Gaslight). Ещё глубже изучается его психология (A Sirius Houde on Sirius Earth).
Marvel 80-х
Marvel также стал мрачнее и острее
Watchmen и The Sandman
Batman, 1989
Мультсериалы
Vertigo 80-х
Vertigo очень быстро стала королём жанра хоррора и городского фэнтези.
Немного из независимых издательств
Кратко о них, ради примера ещё большего разнообразия в мире графических историй Америки.
Spawn - комикс про, по сути, главного супергероя 90-х, стоящий на острие всех трендов, но при этом не забивающего на психологический портрет персонажа.
Hellboy - вторая серия комиксов после Sandman, соединяющая воедино мировую мифологию и авторскую бурную фантазию. На этот раз добавляется лавкрафтовщина, общая хтоничность в изображении мифов и довольно минималистичный стиль.
Sin City - одна из главных работ Миллера, ещё более мрачная, нуарная и стильная.
Frank - комикс, берущий ранний стиль диснеевской мультипликации и скрещивающий её со стилем средневековых гравюр и Лавкрафтом (да, его любят художники).
Ну и как же без Vertigo, набравшего обороты
Лайфелд, великий и ужасный
Типичный DC и Marvel 90-х
MAX и Ultimate
Независимые издательства
Разнообразие слишком велико. Остановлюсь лишь на 2-х из них. (см. последние 2 страницы)
Помните о почти что табу на сексуальные темы в 80-х? В «большой двойке» до сих пор не особо любят поднимать эту тему. Но в других издателях начали обращаться всё чаще и чаще. Самым ярким примером этого является Sex Criminals - комикс о паре, способной занимаясь сексом останавливать время.
Но там та тематика хоть и раскрывается довольно неплохо, но изображается довольно невинно. Особенно в сравнении с темой насилия, апофеозом изображения которого в западных комиксов стали, думаю, Crossed. Если речи почти не может идти об изображении секса крупным планом, то в Crossed могут спокойно показать располовинивание ребёнка вдоль в деталях, со всеми выскальзывающими кишками и вытекающей кровью.
Ах да, в том царстве гуро ещё есть сюжет, о людях спасающихся от зомби, слегка сохранивших разум, но утерявших чувство боли и жалости.
Как из этого всего можно охарактеризовать американский мейнстрим?
В общем, это регулярные издания по 30 страниц в мягкой обложке, выполненные в относительно реалистичном стиле, чаще всего без детализированных фонов и с концентрацией на персонажа. Колоризация нынче почти всегда - на компьютере.
Целевая аудитория - подростки.
Источники вдохновения - истории о супер- и ряженных героях, диснеевская мультипликация и газетные комедийные стрипы.
В последнее время всё сильней проявляется влияние извне: King City и Scott Pilgrim явственно вдохновляются мангой, Алекс Росс рисует в стиле, более свойственном европейским авторам, а Джеймс Стокое смешивает все 3 стиля вместе.
King City и Scott Pilgrim
Алекс Росс
Джеймс Стокое
Продолжение следует
В следующем выпуске - bande dessinée
В США переиздан комикс Марка Миллара «Супермен – сын красных». Это альтернативная история, где ракета с малышом Каль-Элем с планеты Криптон приземляется не в сердце Канзаса, а в одном из колхозов Советской России. Величайшего мирового супер-героя воспитывают коммунисты! В американских комиксах встречаются и другие как положительные, так и отрицательные образы советских героев.
Один из ранних примеров положительного русского героя, Чёрная вдова вначале была советской шпионкой, противницей Железного Человека. Затем она перешла на сторону США и быстро получила одну из самых сложных легенд в истории комиксов компании Marvel. Бывшая балерину Наталью Романову завербовали в КГБ, где она прошла шпионскую подготовку. Также с помощью химических веществ в её организме замедлили старение. Наталья Романова вполне могла быть наследницей свергнутого царя.
В 1975 году дебютировал комикс про Людей-Х. Команде Людей-Х решили придать международный характер. Так в ней появились герои Шторм, Банши, малоизвестный канадский мутант Росомаха и Колосс – пожалуй, самый известный русский герой в комиксах. Его образ очень стереотипный. Больше всего эти стереотипы проявились, когда Колосс был завербован Аркадии и стал пролетарием, одетым в красный комбинезон с серпом, молотом и портретом Владимира Ленина.
Как и многие другие ранние творения Marvel, Фантастическая Четвёрка берёт своё начало в антикоммунистической пропаганде Стэна Ли. Рид Ричардс запускает свой корабль в поток космических лучей, чтобы раньше русских высадиться на Луну. Ему противостоят злые соперники из Советской космической программы – космонавт с тремя гориллами, обладающими сверх-способностями.
Политические убеждения этого персонажа не совсем ясны. Он панически боится Бэтмена, отращивает усы и стреляет в людей. Но в одном из ранних выпусков говорится, что Дэдшот вступил в партию и выучил русский, чтобы насолить своему отцу, богатому промышленнику.
В результате мутации пять братьев получили способность слияния в одного, коллективного человека. Этот Коллективный человек не только обладал силой всех пятерых, но мог и дальше увеличивать свою силу за счёт всего населения Китайской республики – живое воплощение силы коммунизма.
Как и Коллективный человек, советские супер-солдаты представляли различные аспекты СССР. Среди них есть персонаж Большой медведь – майор Красной армии.
Омега Ред создан уже в 1990-х гг., уже после распада СССР. Омега Ред – продукт генной инженерии КГБ. Его заковали в лёд, а затем разморозили для битвы с людьми-Х. Предполагалось, что образ Омеги Ред создан для устрашения маленьких детей.
Красная Ракета состоял в Лиге Справедливости, но затем превратился в Охотника на людей – одного из межгалактических роботов. Их создали Стражи Вселенной, которые ждали тысячу лет, а затем предали своих героев.
Анатолий, Бебек и Кассиопея – три русских супер-агента, получивших сверх-способности в результате эксперимента. Они могли передвигаться с сумасшедшей скоростью.
В одном из комиксов про Бэтмена появляется КГБист, русский наёмный убийца, который пытается убить президента.
Не одно поколение подростков выросло на графических новеллах о Супермене, Бэтмене, Халке, Железном человеке. Комиксы были и остаются предметом культа, хотя объяснить, почему супергерои так волнуют умы молодых и взрослых, задача не из легких.
История комиксов, как ни удивительно это звучит, имеет очень древние корни, которые восходят еще к тем временам, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Именно тогда появились первые образцы наскальной живописи, в которых, наряду со сценами из реальной жизни, появились первые супергерои, воплотившиеся в образы древних богов.
Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США
Хронология развития такого жанра, как комиксы является весьма длинной и продолжительной, изобилующей многочисленными датами, поэтому, перечисляя основные вехи развития комиксов, мы ограничимся путешествием по XIX и XX столетиям, так как именно в этот период произошел качественный скачок в развитии жанра и появились известные нам герои.
История комиксов уходит корнями в первобытные времена
Говоря о комиксах, следует начать с личности Родольфа Тепфера, франкоязычного швейцарского художника, который стал ключевой фигурой в истории развития современного комикса. В начале XIX столетия он стал последовательно иллюстрировать истории, помещая текст под изображениями. Эти его комиксы переиздавались по всей Европе и США. Из-за отсутствия законов об авторском праве пиратские выпуски «рисованных рассказов» стали переводиться и издаваться повсеместно во всем мире.
В 1843 году сатирические рисунки, которые регулярно появлялись в газетах и журналах, получили свое название — мультфильмы.
Ключевой фигурой в истории развития комиксов стал Родольф Тепфер
Изобретение фотогравюры в 1873 году сделало газеты относительно недорогими и позволило выпускать их с большим количеством иллюстраций. Такое изменение в технологии и послужило толчком для развития комиксов и их массового производства. Особое развитие искусство комиксов получило в Америке. В 1893 году в газете «The New York World» Джозеф Пулитцер издал свой первый полностраничный цветной комикс, и в этом же самом году другие газеты начали печатать цветные комиксы.
Как инструмент популярной культуры, предполагающий использование как художественных, так и литературных навыков, комикс успешно отражал социальные проблемы своего времени. К началу XX века регулярные полосы появлялись в газетах главных городов США.
1920-е и 1930-е годы были периодом активного развития индустрии комиксов по всему миру: в 1929 году выходят комиксы, главным героем которых становится матрос Попай. Особенностью этого персонажа стало увеличение силы после съеденного шпината. 1 июня 1938 года свет увидели комиксы, главным героем которых стал Супермен, а в 1939 году на страницах комиксов появились Бэтмен и первый Человек-факел.
Во второй половине XX века комикс — популярный предмет коллекционирования
В течение второй половины XX столетия комикс стал очень популярным предметом коллекционирования, и американские комиксы 1970-х годов стали основой для создания коллекций комиксов.
Обложка комикса «Plastic Man», 1943 год
В этот период появляются герои комиксов:
1961 год — выходит первый номер «Фантастической четверки» — комиксы о команде супергероев, обладающих различными сверхъестественными способностями;
1962 год — время появления на свет Человека-паука и Халка;
1963 год — свет увидели комиксы о Железном человеке, Докторе Стрэндже и Людях Икс;
1966 год — появление Черной пантеры;
1970 год — выходит серия комиксов о Конане-варваре;
1977 год — появление комиксов «Звездные войны»;
1984 год — «рождение» Черепашек-ниндзя.
Родоначальником жанра комикса в России является лубок
Несмотря на то, что комиксы считаются типичными представителями «западной» культуры, они имеют довольно продолжительную историю и в нашей стране. К первым отечественным комиксам, с небольшой натяжкой, можно отнести лубочные книжки, получившие распространение еще в начале XVII столетия.
Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни. Именно поэтому название таких книжек звучало как «потешные листки».
«Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Лубок 1868 года
Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках. Такая своеобразная форма подачи материала не была по достоинству оценена современниками Даля, поэтому дальнейшего развития «рассказы в картинках» не получили.
В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.
В СССР комикс широкого распространения не получил
В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша».
«История про бублики и про бабу, не признающую республики» — плакат из цикла «Окна РОСТА». Август 1920 год. Художник — Михаил Черемных. Автор текста — Владимир Маяковский
Распространение комиксографии привело к тому, что в 1930-х власти ее официально запретили, назвав комиксы «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году ЦК ВЛКСМ начал издавать новый журнал «Веселые картинки», который активно стал использовать жанр комиксов в качестве основного контента.
В дальнейшем в СССР и России появились ставшие известными на весь мир комиксы об Октябрине, серия комиксов «Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком» и сборник комиксов «Кот».
Сегодня, во время того, как информация делает мир всё меньше, тасуя культуры, менталитеты, народности – мы попробуем взглянуть на одну из ложек такого замеса. А именно, как выглядит мир комиксов к востоку от нулевого меридиана, до самого запада, обогнув земной шар. Для всех, кто интересуется комиксами больше, чем те, кто имеет мнение, что какие-то «картинки для детей» вроде бы регулярно издают, а затем даже иногда снимают по ним фильмы – существуют очевидные три отличные друг от друга школы (способы, стили – называть можно по-разному) комиксов. Американская, европейская школы и манга. Давайте по порядку разберемся какие они, как реализуются и с чем их едят.
1 of 3
Первая наша десантная высадка будет вглубь американского континента – с позиции комикса на родину героики, латексных трусов на латексных лосинах и суперсил, предполагающих суперответственность. Здесь комикс эмоционален за счет экшена, в котором главный герой, как правило, несёт свои внутренние проблемы и переживания до конца («дядя Бээээн!»; «мистер и миссис Уэйн!»), а сюжет зачастую неотвратимо движется к финальной раздаче оплеух суперзлодею. Наваляли Отто Октавиусу – конец главы, предотвратили планы – пора и на перерыв.
Может показаться, что такое мнение сложено из прочтения пилотных выпусков про того или иного героя (автор ерунду несёт, автор не разбирается в вопросе), но речь пока идет только о канонах, любое отклонение от которых и задает интересность и новизну для комикса. Именно погружение в более глубокий сюжет заставляет размышлять о Капитане Америка как об агенте Гидры в «Гражданской войне 2», а более широкое раскрытие характера толкает фанатов на споры о том, что же происходит в кульминации «Убийственной шутки» — душит ли он Джокера или панибратски держит за плечи.
1 of 2
В аспекте рисовки американский комикс – это «золотая середина» количества информации на странице. Облачка с текстом и ономатопея (bang; pow; blam; puff и др.) читаются относительно в равной степени, что и само изображение. То есть, несущая информация подается уравновешено. Фоны в кадрах преимущественно условны. Цвет в заливке далеко не уходит от небольшого градиента.
1 of 2
Как ни удивительно, взглянув на весь этот пантеон персонажей и , такое заявлять… Но в американском комиксе мало уникальных героев. Поясню, что имеется ввиду. Представим себя инициативным комиксистом, пришедшим здесь в издательство. Если сходятся звёзды, проведение, талант и куча других вещей – принимаем поздравления, мы приняты – работаем над уже существующими периодическими изданиями. Рисуем (или придумываем сценарий) Бэтмана, Тора, Халка. Но на первой ступени скорее всего что-то менее популярное, однако, одна суть – не своё. Принесённые в нашем портфолио идеи (и уж тем более новые герои) не имеют интереса для издательства. Это огромная индустрия, в которой сценаристы, раскадровщики, инкеры, калористы одного комикса могут быть даже друг с другом не знакомы. Как результат – крепкие истории героев с более полувековой известностью.
1 of 2
Ну что ж, поехали дальше. Пересекаем Атлантический океан для десантирования в следующий наш наблюдательный пункт. Европейский комикс. Школа глубокого сюжета и сложной детальной рисовки. Стилистика у разных авторов или даже в разных работах отличается. Изображение здесь именно читают. Информации в кадре может быть чрезвычайно много. Временами это может быть целая баталия с большим количеством действий.
Для выпуска комиксов в разных жанрах здесь необходимо идти в соответствующие издательства. Фэнтези – в одно место, приключения – другое, научная фантастика – третье, боевик – четвертое и тому подобное. Автор приносит издателю 5 страниц комикса, обложку и синопсис своего сюжета. А редактор решает – давать ли зеленый свет этим идее, стилистике, героям.
Европрейские комиксы – это произведения изобразительного и писательского искусства, которые не про «полистать». Это преимущественно книги большого формата в твёрдом переплёте для чтения не в один присест.
Для русского человека воспринять комикс как вид искусства — именно эту школу проще остальных. Хорошая рисовка для нас подсознательно – это как у Репина, чтоб на стену повесить. Над камином.
Это комикс преимущественно в формате, едва превышающем А5. То количество информации, которая на одной странице американского комикса или в одном кадре европейского, здесь может занимать десяток страниц. Манга – это комикс ощущения, а не комикс действия. В большом кадре может быть лицо героя или огромный мех, а действие с ними связанные в маленьких быстрых кадрах, а большинство фонов – это заготовленные стандартные лекала. Рисует в основном один автор (ака сценарист, раскадровщик и другое). Иногда с парой ассистентов. В среднем по 3 страницы в день – сумасшедшая производительность по меркам американцев и европейцев.
1 of 2
Сюжет тоже имеет по ощущениям лекало (как и фоны). Важны не события, а эмоциональные пики. Главному герою становится от чего-то хуже, хуже и хуже. Всё это слезливое преодоление придуманных автором трудностей заканчивается последним эмоциональным пиком, когда протагонисту, наконец, становится «хорошо».
Нигде комикс не охватывает такое соотношение населения по своей популярности как манга в Японии. Нигде так не налажен путь начинающего комиксиста (здесь мангаки) от идеи, таланта и энтузиазма до публикации. И, пожалуй, нигде так не сложно действительно стать популярным среди тысяч авторов.
Начинающий мангака со своими идеей и «ваншотом» (30 готовых страниц) идет в издательство Jump (еженедельный толстенный журнал с новинками манги на страницах из тонкой газетной бумаги). Если редактора всё устраивает – начинается та самая гонка со сроками и соревнование с обилием других авторов за популярность в различных голосованиях и конкурсах. Когда популярность достигнута – появляется возможность выпускать различный мерч (плакаты, артбуки, фигурки героев), а затем и сама вершина – выпуск аниме. Всё это в тесной работе с издателем.
Появлению современных комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века Уильяма Хогарта . Они представляли собой серию рисунков, объединенных общей мыслью.
Следующим важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тепффера и Вильгельма Буша . Первый прославился « Историей господина Вйо-Буа », мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц », повествующая о двух сорванцах.
«Медвежонок и тигр » - так назывался первый американский комикс, который был издан в 1892 году . Не менее популярной стала история «Yellow Kid » про маленького мальчика из Китая , который в поисках приключений прибыл в Америку ..
Известным создателем комиксов является Рудольф Деркс . Именно он придумал «пузырьки », рамочки, в которых размещают речь персонажей.
Создаются целые издательскии компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics» . Одной из крупнейших является компания «Marvel». Ею было выпущено такие шедевры, как «Фантастическая четверка», «Невероятный Халк», «Люди-Х», «Железный человек», «Человек-паук» .
А теперь немного безумных цифр:
Первый номер комикса про Супермена был приобретен в этом году за 1 миллион долларов , в далеком 1938 году его можно было приобрести за 10 центов .
За 100 тысяч евро приобрели оригинал титульной картинки комикса «».
Первое издание комиксов про Человека-паука обошлось в 40 тысяч долларов , в 1963 году его стоимость была 12 центов .
Статьи по теме: | |
Пегас туристик раннее бронирование на год
Согласие на обработку персональных данных Настоящим Я, являясь... Должностная инструкция PR-менеджера, должностные обязанности PR-менеджера, образец должностной инструкции PR-менеджера Pr менеджер в крупной компании
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен... Как делают упаковку тетра пак Что такое тетра пак
Все заводы Тетра Пак по всему миру сделаны, практически одинаково. То... |