Военный вертолет нато сканворд 4. Сравнение ударных вертолётов нато и россии

Впервые появившись над полем боя в период Корейской войны, вертолеты коренным образом изменили военную тактику. Сегодня винтокрылые машины уверенно занимают свою нишу в арсенале современных армий и гражданских служб, выполняя задачи по транспортировке людей и грузов, огневой поддержке, принимают участие в поисково-спасательных операциях и разведывательных миссиях.
Чтобы заслужить право называться лучшими, машины должны показать все, на что они способны. В самых суровых климатических условиях, загруженные «под завязку», под огнем противника и на пределе своих возможностей.

Предлагаем Вашему вниманию десятку лучших в мире вертолетов по версии Military Channel. Как всегда, критериями отбора станут техническое совершенство конструкций, объемы производства, легендарная и главный и беспристрастный судья - опыт применения в военных конфликтах.

Все 10 представленных в обзоре вертолетов имеют свои примечательные особенности, все они прошли школу выживания в горячих точках и получили забавные сленговые имена.

Как и любая передача Military Channel, этот рейтинг не лишен предвзятости. Еще один спорный момент – как же можно сравнивать транспортные и ударные вертолеты? По мнению создателей рейтинга, узко-специализированных конструкций мало, большинство вертолетов являются многоцелевыми. Например транспортный Ми-8 может с успехом поддержать огнем наземные войска, я уже не говорю о его штурмовой модификации Ми-8АМТШ «Терминатор».
Все необходимые замечания сделаны, сейчас предлагаю познакомиться поближе с техникой.

10 место – Корова

Ми-26 – тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1977 год
Построено 310 единиц
Грузоподъемность – 20 тонн груза или 80 десантников

Винтокрылый тяжеловес стал самым крупным в мире вертолетом. Уникальные возможности потребовали специальных технических решений. Восьмилопастной несущий винт, многопоточная силовая передача, три видеокамеры для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске - вот лишь некоторые особенности этой машины.
Серьезным испытанием для Ми-26 стала работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Перегруженные свинцовой радиационной защитой, Ми-26 занимались сложными монтажными операциями на территории ЧАЭС. Чтобы не поднимать тучи радиоактивной пыли приходилось работать с удлиненной внешней подвеской, что потребовало от экипажей недюжинного мужества и мастерства. Все Ми-26, принимавшие участие в этой операции, были захоронены в Зоне Отчуждения.

9 место – Линкс (Рысь)

Westland Lynx – британский многоцелевой вертолет

Первый полет – 1971 год
Построено 400 единиц
Боевая нагрузка – 750 кг, включая 10 человек десанта и подвесное вооружение: 4 ПКР в морском варианте или 20 мм пушки, 70 мм реактивные снаряды «Гидра» и до 8 противотанковых ракет TOW в сухопутном варианте.

Внешний вид "Рыси" не впечатляет: нет в нем агрессивности американского "Апача" или Ми-24. Но несмотря на типично гражданскую внешность, боевой "Линкс" - один из самых распространенных в мире вертолетов корабельного базирования. «Линкс» принял участие в Фолклендской войне – цикле морских сражений, ставшим самым крупным морским конфликтом со времен Второй Мировой. Боевой дебют оказался успешным – «Линксы» Королевских ВМС потопили с помощью противокорабельных ракет «Sea Scua” аргентинский сторожевой корабль. За свою сорокалетнюю историю «Линксы» отметились в зоне боевых действий на Балканах, где они обеспечивали блокаду побережья Югославии и в Ираке зимой 1991 года, уничтожив тральщик Т-43, 4 пограничных катера, десантный корабль и ракетный катер.
Но что делает Westland Lynx действительно уникальным? Невероятно, но этой неказистой машине принадлежит мировой рекорд скорости среди серийных вертолетов – в 1986 году «Линкс» разогнался до 400 км/ч.

8 место – Летающий вагон

Boeing CH-47 «Chinook” - тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы
Первый полет – 1961 год
Построено 1179 единиц
Грузоподъемность: 12 тонн груза или до 55 человек

Важным свойством современной армии является ее мобильность. Если в глобальном масштабе переброску войск обеспечивает транспортная авиация, то непосредственно на поле боя это задача вертолетов.
Особенно остро эта проблема встала перед американской армией во Вьетнаме - гористая местность, резкие изменения погоды, отсутствие карт и дорог, вездесущий и многочисленный противник – все это потребовало специального воздушного средства. Здесь и пригодился тяжелый транспортный вертолет «Чинук», построенный по непривычной продольной схеме с двумя несущими винтами. За его долгую службу накопилось множество веселых историй. Например, один из вариантов загрузки звучал так: в «Чинук» можно запихнуть 33 американца или … 55 вьетнамцев. Однажды при эвакуации вьетнамских беженцев был зарегистрирован рекорд: на борт приняли 147 человек.

«Летающие вагоны" старались держаться подальше от поля боя, специализируясь на переброске грузов с кораблей на базы снабжения. Хотя известны более экзотические варианты применения: в качестве бомбардировщиков, дымзавещиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских «тягачей». Особенно эффектно они смотрелись в рейдах по эвакуации подбитой авиатехники: за первый год боевых действий «Чинуки» вывезли 100 совершивших вынужденную посадку самолетов и вертолетов. Всего за период войны во Вьетнаме они эвакуировали тысячу аппаратов общей стоимостью 3 миллиарда долларов!
Вертолет до сих пор остается на вооружении, принимая участие в операциях по всему миру.

7 место – Кобра

Bell AH-1 “Cobra” – ударный вертолет
Первый полет - 1965 год
Построено 1116 единиц «Сobra» и 1271 единиц модификации «Super Cobra»
Встроенное вооружение: дистанционно управляемая установка с двумя шестиствольными «Миниганами» + 4 точки подвески, на которых могут быть размещены контейнеры с пулеметами, ракеты «воздух-воздух», 70 мм НУРСы, противотанковые управляемые ракеты TOW.

Страшный вертолет. Будто сама Смерть спускалась с небес в обличье узкого зловещего силуэта «Кобры». Носовая пулеметная турель продолжала стрелять даже если вертолет летел уже в другую сторону. Кровавый Вьетнам, Ближний Восток, где «Кобры» неожиданно перепрофилировались в охотников за танками, мясорубка в Вазиристане, Афган, Иран и Ирак - вот неполный послужной список «Кобры»…

AH-1 стал первым в мире специально спроектированным ударным вертолетом. Кокпиты пилотов и боковые проекции защищены композитной броней NORAC. «Кобра» получила мощный прицельный комплекс, позволяющий работать по целям в любых метеоусловиях.
На сегодняшний день, модернизированная «Кобра» имеются на вооружении Корпуса Морской Пехоты США. Легкий компактный вертолет имеет отличные характеристики для базирования на универсальных десантных кораблях и авианосцах.

6 место – Крокодил

Ми-24 - транспортно-боевой вертолет
Кодовое имя НАТО – Hind (“Лань»)
Первый полет – 1969 год
Построено более 2000 единиц
Встроенное вооружение: четырехствольный пулемет калибра 12,7 мм на подвижной установке; подвесное вооружение: свободнопадающие бомбы, НУРСы калибром от 57 до 240 мм, противотанковый ракетный комплекс «Фаланга» , подвесные пушечные контейнеры, а также до 8 человек в десантном отделении.

Американские эксперты вынесли ошеломляющий вердикт: Ми-24 – не вертолет! Вот так. Не больше и не меньше.
Ми-24 внешне похож на вертолет, применяется, как вертолет, но с технической точки зрения – это гибрид самолета и вертолета. Действительно, Ми-24 не может зависать на одном месте или взлетать с «пятачка» - ему требуется взлетно-посадочная полоса (при нормальной нагрузке длина разбега 100…150 метров). В чем секрет? Визуально – у Ми-24 непропорционально большие пилоны (на самом деле это приличных размеров крылья). Специалисты ВВС США, проводя испытания попавшего в их руки «Крокодила», определили, что, как минимум, четверть подъемной силы он создает с помощью крыльев, причем, на больших скоростях, значение может достигать 40%.
Техника пилотирования Ми-24 тоже необычна – при снижении подъемной силы пилот незначительно опускает нос - машина разгоняется и на крыльях возникает подъемная сила. Как на самолете.


А вы думали, такие крылья для красоты?

Какие же преимущества имеет этот диковинный гибрид? Во-первых, Ми-24 создавался согласно концепции «летающей БМП», что потребовало от конструкторов нестандартных технических решений – тяжелое бронирование, десантный отсек и мощный комплекс вооружения не помещались в стандартой вертолетной конструкции. Во-вторых, благодаря своим «самолетным» качествам, тяжеленный «Крокодил» - один из самых быстрых боевых вертолетов в мире (макс. скорость – 320 км/ч).
«Крокодил» воевал в ущельях Кавказа и в Памирских горах, в знойных азиатских пустынях и тропических лесах Экваториальной Африки. Но боевая слава пришла к нему в Афганистане. Уникальный винтокрылый штурмовик стал символом той войны.

Согласно иракской правительственной газете «Багдад Обсервер», в 1982 году во время Ирано-Иракской войны Ми-24 сбил иранский сверхзвуковой истребитель F-4 «Фантом». К сожалению, точные подробности того боя остаются невыясненными. Зато доподлинно известно, что летчики Хусейна на Ми-24 сбили два десятка иранских вертолетов. По этому поводу - черный юмор от создателей рейтинга: «Never smile at the crocodile!» (Никогда не шутите с крокодилом).
Но лучше всего о «Крокодиле» сказал афганский моджахед в интервью американскому новостному каналу: Мы не боимся русских, но мы боимся их вертолетов.

5 место – Жеребец

Sikorsky CH-53E “Super Stallion» - тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 115 единиц
Грузоподъемность - 13 тонн полезной нагрузки в грузовой кабине или до 14,5 тонн на внешней подвеске; либо 55 десантников

Гигантская летающая лодка CH-53E является глубокой модернизацией знаменитого вертолета CH-53 «Си Стэльен», созданного в 1964 году специально для нужд ВМС, Корпуса Морской Пехоты и Береговой охраны США. Специалисты фирмы «Сикорский» смонтировали на исходной конструкции третий двигатель и семилопастной несущий винт, за что моряки назвали модернизированный вертолет «Hurricane Maker» (дословно – «создатель урагана»), настолько мощный вихрь из водяных брызг и упругих струй воздуха создает силовая установка CH-53E.



Ночная операция, Ирак

Чем еще знаменит «Жеребец» (а именно так переводится Stallion)? На этой огромной машине была продемонстрирована «мертвая петля»!
Морская карьера CH-53 и СН-53E не ограничивалась стандартными транспортными миссиями. Винтокрылые летающие лодки использовались в качестве минных тральщиков (модификация MH-53) и принимали участие в поисково-спасательных операциях (модификация HH-53). Установленная на вертолете система дозаправки в полете позволяет находиться в воздухе сутки напролет.
«Жеребец» прижился на суше – военным понравился мощный транспортный вертолет. В Ираке и Афганистане СН-53 и СН-53E использовались в качестве Ганшипов, поддерживая огнем наземные войска. Всего семейство CH-53 включает в себя 522 построенных вертолета.

4 место – Хьюи (Ирокез)

Bell UH-1 – многоцелевой военный вертолет
Первый полет – 1956 год
Построено – более 16 000 единиц
Грузоподъемность: 1,5 тонны или 12-14 солдат.

Этот рядовой «воздушной кавалерии», вместе с напалмом, стал символом Вьетнамской войны. Ветераны вспоминают, что «Хьюи» стали для них родным домом – вертолеты доставляли их на позицию, подвозили им снаряжение, снабжали их провизией и боеприпасами, прикрывали с воздуха, а в случае ранения эвакуировали с поля боя. Несмотря на огромные потери (3000 машин не вернулись на базу), боевое применение «Хьюи» признается успешным. Согласно цифрам сухой статистики, за 11 лет войны вертолеты совершили 36 миллионов боевых вылетов, т.е. одна безвозвратная потеря приходилась на 18000 боевых вылетов – совершенно уникальный результат! И это при том, что «Хьюи» вообще не имели бронирования.

До появления специализированных «Кобр», «Хьюи» приходилось выполнять ударные операции – пара 12,7 мм пулеметов и 48 неуправляемых ракет на подвеске превращали UH-1 в адскую машину. Огонь тактической боевой группы «Игл флайт» (Полет орлов – американская тактика применения вертолетов) из 10…12 машин был равен огню двух пехотных батальонов.

«Хьюи» - любимый вертолет сценаристов Голливуда. Ни один боевик не обходится без сцены полета на UH-1. Как и полагается, герои сидят в открытой с обеих сторон кабине, беспечно свесив ноги за борт.
«Хьюи» принадлежит еще один рекорд – их было произведено так много, что к концу 60-х годов в составе американских войск в Индокитае было больше вертолетов, чем во всех остальных армиях мира вместе взятых. Военные и гражданские варианты «Хьюи» поставлялись в 70 стран мира (почти как автомат Калашникова).

3 место - Ми-8

Многоцелевой вертолет
Первый полет – 1961 год
Построено – более 17000 единиц
Грузоподъемность: 3 тонны или 24 человека
Боевая нагрузка ударных модификаций: 2-3 пулемета и до 1,5 тонн вооружения на 6 узлах подвески, включая 57 мм неуправляемые ракеты, свободнопадающие бомбы и противотанковый комплекс «Фаланга».

Созданный 50 лет назад вертолет оказался настолько удачным, что на него до сих пор поступают заказы со всего мира. Имеет три десятка гражданских и военных модификаций. Применяется как транспортный и штурмовой вертолет, используется для разведки, в качестве командного пункта, миноукладчика, танкера и санитарного вертолета. Гражданские версии обслуживают пассажирские авиалинии, применяются в сельском хозяйстве и при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.



Военная модификация Ми-8ТВ ("тяжелое вооружение")

Вертолет прост, надежен, эксплуатируется в любых услових - от раскаленной Сахары до Крайнего Севера. Прошел все военные конфликты, включая Афганистан, Чечню и Ближний Восток. И замены ему в ближайшее время не найти.

2 место - Апач

Boeing AH-64 “Apache» - ударный вертолет
Первый полет – 1975 год
Построено – 1174 единицы
Встроенное вооружение – 30 мм автоматическая пушка. Подвесное вооружение – 16 противотанковых ракет «Хэллфайр», 76 НУРС калибра 70 мм или ракетные комплексы «Стингер» для воздушного боя.

«Апач» - культовая машина, ставшая прообразом целого класса современных боевых вертолетов. Известность получил во время «Бури в пустыне», где, по заявлениям представителей НАТО, успешно боролся с танками. Регулярно используется ВВС Армии Обороны Израиля.
Лишь один вертолет – российский Ми-28Н «Ночной Охотник» - смог бросить открытый вызов «Апачу» во время розыгрыша индийского тендера на поставку боевых вертолетов осенью 2011 года. Но старый вояка оказался хитрее и проворнее молодого рекрута – «доведенная» за время многочисленных конфликтов электроника, позволила современной модификации AH-64D “Apache Longbow” более эффективно действовать в темное время суток. Тем не менее, индийские специалисты отмечали, что конструкция «Апача» исчерпала резервы для модернизации, а его летные ТТХ (статический и динамический потолок) уступали российскому вертолету, только начинающему свой боевой путь.

Совсем недавно, в 2002 году Ми-35 (экспортный вариант Ми-24 с современным БРЭО) ВВС КНДР «грохнул» из засады южнокорейский «Апач». Южная Корея признала потерю и потребовала от США провести бесплатную (!) модернизацию всего парка своих «Апачей» до версии «Longbow». Судятся до сих пор.

1 место – Черный Ястреб

Sikorsky UH-60 «Black Hawk” – многоцелевой вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 3000 единиц
Грузоподъемность: 1500 кг грузов и различного оборудования внутри грузовой кабины или до 4 тонн на внешней подвеске. Десантная версия принимает на борт 14 бойцов.
Боевая нагрузка ударных машин: 2 пулемета, 4 точки подвески. Стандартный комплекс вооружения - НУРСы, противотанковые «Хеллфайры», контейнеры с 30 мм пушками. Морские версии вооружаются 324 мм торпедами и противокорабельными ракетами AGM-119 “Penguin”.

Без всякого преувеличения, «Черный Ястреб» - вертолет ХХI века, несмотря на то, что был создан 40 лет назад. Многоцелевой армейский вертолет был призван заменить «Ирокез», параллельно велась разработка его морской версии – «Морской Ястреб». В результате получилась универсальная платформа для всех родов войск, а по совокупности характеристик – лучший вертолет в мире.
Помимо базовой сухопутной версии UH-60, существует 2 противолодочные версии SH-60B “Sea Hawk” и SH-60F “Ocean Hawk”(оснащенные магнитометром и опускаемой гидроакустической станцией), вертолет HH-60 «Rescue Hawk» для проведения боевых поисково-спасательных и специальных операций, а также линейка моделей MH-60 «Knighthawk”, включающая палубные вертолеты, вертолеты огневой поддержки, машины для специальных операций, санитарные версии, постановщики помех и т.д. Иногда используются в качестве штабных вертолетов для чиновников высокого ранга и генералитета. Активно поставляются на экспорт.


Хорошие приборы

«Черный ястреб» до предела насыщен высокотехнологичным оборудованием, что предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу и не позволяет длительное время хранить его вне ангара.
Военные планируют, сделать МН-60 единым типом вертолета для всех родов войск и флота, что должно коренным образом снизить затраты и упростить обслуживание. Своим появлением он заменил армейский «Ирокез» и морской «СиСпрайт». Сейчас «Черный Ястреб» успешно дублирует задачи транспортных вертолетов и вертолетов огневой поддержки, заменяет морские тральщики MH-53 и тяжелые вертолеты SH-3 “Sea King”.

Заключение

В десятку помещается ровно 10 мест. Но почему же в рейтинг не попал культовый вертолет Ка-50 «Черная акула»? Неужели американские эксперты даже не подозревают о существовании этой машины. Несмотря на прекрасные летные характеристики и непревзойденную маневренность, было выпущено всего 15 «Акул», Ка-50 так и не вышел за рамки экспериментальной машины. Не попал в рейтинг и американский AH-56 «Шайен» - адский винтокрыл, по сравнению с которым все существующие «Кобры» и «Апачи» - гадкие утята. На испытаниях машина показала скорость более 400 км/ч! Увы, было выпущено всего 10 «Шайенов» и вертолет никогда не попал в войска.
Остается лишь резюмировать – передовая конструкция и замечательные летные ТТХ еще не делают машину лучшей. Гораздо важнее ее массовое появление в войсках (что позволяет быстро протестировать машину на всех режимах и вылечить «детские болезни», которыми страдает любая конструкция) и правильная тактика применения.

Американские военные вертолеты являются одними из лучших вертолётов в мире.

С 1942 года американские военные использовали тысячи вертолетов для разведки, транспортировки и боевого обеспечения. Разработанные в 1930-х годах и используемые в военных действиях десятилетие спустя, главное отличие вертолета от самолета — лопасти, для вертикального взлета и посадки, парения, возможности летать вперед, назад, и из стороны в сторону — одним словом обеспечение более удобного перемещения в пространстве.

Между самым первым R-4, используемым во время Второй мировой войны и футуристическим S-97, мы собрали 12 лучших военных вертолетов США, которые поддерживают армия с неба.

UH-60 «Блэк Хок»(Черный Ястреб)

Армия начала поставлять в войска UH-60 в 1978 году. Задачей Блек Хок является транспортировка войск и тыловая поддержка. Тем не менее, он также участвовал в миссиях медицинской эвакуации, поисково-спасательных и вооруженном сопровождении. Более 2000 UH-60 Блэк Хок вертолетов находятся на вооружении армии США.

AH-64 «Apache» (Апач)

Апач на 2014 год являлся самым распространённым ударным вертолётом в мире. По состоянию на январь 2015 года, авиафлот Апачей накопил более 3,9 млн летных часов с момента его первоначальной поставки в 1984 году, согласно информации его производителя Boeing. Апач имеет четыре лопасти главного ротора и также четыре хвостового винта. «Боевое крещение» AH-64 состоялось в ходе американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года.

Боинг CH-47 «Чинук»

Развитие Боинг «Чинук» началось в 1956 году. Двухвинтовый средний транспортный вертолет был доставлен на первое использование во Вьетнаме в 1962 году. И хотя уже появилось много совершенных вариантов, он еще используется в армии, и не ожидается сокращение, срок его службы до 2060 — возможно будет первым 100-летним вертолетом

Первый вылет H-34 был в 1954 году, и был приобретен армией и флотом в 1955 году. Согласно Тихоокеанскому Музею авиации, он является одним из самых узнаваемых вертолётов в военной истории. Он имел необычную форму, с двигателем позади кабины. Также назывался “Чокто”, и в основном известен за его многоцелевое использование во Вьетнаме. К сожалению, его производители решили, что будущие военные вертолеты требуют больше места, чем допускает “морской конек”.

MH-6 «Литтл Берд»

Прозвище ‘Убийственное яйцо’, главная его задача является доставка сил специального назначения над крышами или в узкое пространство. Первоначально он был разработан для разведки, но использовали его и для специальных операций и он доказал свою эффективность в бою.

Белл UH-1 «Ирокез»

Более нежно назван ‘Хьюи’, один из самых известных и массовых вертолётов в истории вертолётостроения. Серийно производится с 1960 года. Общее число вертолётов всех модификаций - более 16000 шт. Текущий вариант вертолёта, используемый в корпусе морской пехоты США - UH-1Y. Впервые он был использован во Вьетнаме, для перемещения пехоты. Администрация по борьбе с наркотиками по-прежнему использует Хьюи для антинаркотических рейдов в Афганистане.

S-61/SH-3 «Си кинг»

Си Кинг был первым вертолётом-амфибией на службе в армии. Он был использован ВМФ для обнаружения, классификации, отслеживания и уничтожения вражеских подводных лодок. Он состоит из лодки, как тела-корпуса и понтона с плавающими мешками, которые дают S-61 возможность приземлиться на воду. Хотя он уже снят с производства, он по-прежнему служит для президента США

Bell V-22 Osprey

Osprey Bell-Boeing является боевым многоцелевым вертолётом, который использует технологию конвертоплана объединенную из лучшими самолетами и вертолетами в одном вертолёте. Благодаря этой технологии V-22 взлетает и садиться как вертолет, но преобразовуется в турбовинтовый самолет в полете. ВВС использует итерацию CV-22 для специальных операций. В целом, Osprey был развернут в транспортных и эвакуационных операциях по всему Ираку, Афганистане, Ливии и Кувейте.

СН-53, произведенный Сикорским, является одновременно самым крупным и тяжелым вертолетом используемым военными. Он был использован почти три десятилетия, и имеет семь лопастей несущего винта. Морская пехота использовала их с 1980 года для тяжелой работы, так как они могут нести 13000 кг груза. Ожидается, что СН-53Е будет на службе до 2025 года.

Боинг Вертол CH-46 Си Найт

Вертол Эйркрафт произвели первый Си Найт для Морской пехоты и передали на службу в 1964 году. Вертолёт начал военную службу во Вьетнаме, где он осуществлял перевозку войск и грузов кораблей ВМФ в Китайском море. Это был средний гражданский и военно-транспортный вертолёт, используемый в Бейруте, операции Буря в пустыне, Ираке и Афганистане для нападения, транспортировки боевых войск, расходных материалов и оборудования. Уволен в 2014 году с вооружения ВМФ и 2015 году с Морской пехоты.

Bell OH-58D Kiowa Warrior

Произведен компанией Белл, Кайова применяется для разведки и непосредственной огневой поддержки наземных войск.В состав оборудования входят телевизионные и инфракрасные приборы, лазерный дальномер-целеуказатель, доплеровская радарная система и прибор ночного видения, установленный на шлеме пилота. Флот Кайова налетал 800000 боевых часов. Он должен был быть заменен на RAH-66 Comanche, который был пересмотрен в 2004 году. Как ожидается, Вертолет OH-58D спишут со службы в конце 2016 года.

Белл AH-1 «Кобра»

Первый в мире специально спроектированный боевой вертолёт, так как успешно применялся во Вьетнамской войне и других вооружённых конфликтах. Военные использовали его с 1967 года, был развернут в операции по освобождению Ирака в марте 2003 году. Вариация “Супер Кобра”имеет на вооружении и ракеты воздух-земля и воздух-воздух и также может быть оснащен неуправляемыми ракетами Hydra. В операции против армии Саддама Хусейна приняли участие все четыре вертолетные эскадрильи корпуса морской пехоты, оснащенные «Супер Кобрами».

Палубная (корабельная) авиация - это не только самолёты. Пуск ПКР "Sea Venom" с вертолёта SH-60

Несмотря на то, что надводные корабли с управляемым ракетным оружием обладают мощными системами ПВО, авиация в войне на море продолжает и продолжит сохранять свою важность как разведывательное и ударное средство. Наличие палубной (корабельной) авиации в разы увеличивает и дальность обнаружения противника, и поисковые возможности корабля или группы кораблей, и дальность, на которую корабельное соединение может атаковать обнаруженную цель, и возможности по противолодочной борьбе.

Однако палубная авиация, во-первых, требует авианосных кораблей, а, во-вторых, стоит огромных денег. И неизвестно, что дороже – самолёты бьются, лётчики гибнут и выходят на пенсию, и поддержание палубной авиации «в тонусе» требует по-настоящему больших средств даже вне связи со стоимостью авианосных кораблей.

У флотов, ограниченных в финансировании или ограниченных возможностями судостроительной промышленности и неспособных построить полноценный авианосный корабль (или хотя бы универсальный десантный с возможностью базирования самолётов), возможностей иметь свою палубную авиацию нет или же она ограничена.

Увы, но к России это относится в полной мере. Наша корабельная авиация переживает откровенно плохие времена – единственный авианосец в ремонте, сроки окончания которого весьма туманны, интенсивность боевой подготовки оставляет желать лучшего, темпы обновления авиапарка недостаточны. Как класс отсутствуют корабельные самолёты ДРЛО, корабельные транспортные и противолодочные самолёты.

И, что самое главное – кораблей для этого всего тоже почти что нет.

В целом такой ворох проблем просто физически невозможно решить быстро даже при наличии необходимых денег, которых нет и в обозримой перспективе не будет. А это значит, что нужно или вообще отказаться от корабельной авиации или искать какой-то выход, который позволит «закрыть» это направление ценой малых затрат, искать какое-то «асимметричное» решение.

В настоящее время существует техническая возможность отчасти компенсировать отсутствие у России полноценной корабельной авиации широким применением специальных морских боевых вертолётов, которые могли бы выполнять свои задачи, базируясь на входящих в состав корабельных ударных групп надводных кораблях.

Могут ли вертолёты на борту кораблей УРО и десантных кораблей, имеющихся у ВМФ России, взять на себя часть тех задач, которые по идее должны решаться комплексно силами базирующейся на полноценных авианосных кораблях авиации – как корабельных самолётов, так и вертолётов?

Ответ: да, могут. И это подтверждается не только различными теоретическими изысканиями и учениями, но и относительно «свежим» по историческим меркам боевым опытом. Имеет смысл разобрать этот опыт и через его «призму» оценить то, какими возможностями обладает, а вернее может обладать ВМФ РФ, если будет принято решение о широком использовании вертолётов разных типов в ходе морских операций (а не только об эпизодических полётах противолодочных Ка-27 с БПК, корветов и крейсеров). Сначала немного теории и технических подробностей.

Винтокрылые бойцы и их возможности

Боевые инструкции ВМС США OPNAV (Operation Planning, Naval –американский аналог нашего Главного штаба ВМФ) обязывают вертолётную авиацию ВМС быть в состоянии выполнить более двухсот видов боевых задач, которые могут быть сведены в следующие группы:

1. Воздушные операции по борьбе с морскими минами (см. статью ).
2. Удары по надводным целям.
3. Противолодочная борьба.
4. Транспортные задачи.
5. Поисково-спасательные операции.
6. Выполнение боевых задач в ходе спецопераций (Direct action – непосредственное действие. Например, эвакуация группы спецназа под огнём).
7. Эвакуация и перевозка раненых и больных (в том числе и в ходе «Операций иных, нежели война», например при чрезвычайных природных действиях).
8. Эвакуация личного состава из опасных зон (без поиска).
9. Разведка над поверхностью моря.
10. Удары по наземным целям.

Как видно, сюда не включено проведение десантных операций, которые в ВМС США выполняют вертолёты Корпуса морской пехоты.

В целом стоит согласиться с американцами в том, что именно такой «джентльменский набор» и должна быть в состоянии выполнять корабельная вертолётная авиация ВМФ, если довести её развитие до максимума боевых возможностей. Рассмотрим, как это выполняется технически и сразу же оговорим то, с какими ограничениями столкнётся ВМФ при попытке обзавестись такими же возможностями.

Начнём с противоминных операций.

В ВМС США существуют два вертолёта, сориентированные на борьбу с морскими минами. Первый, это МН-53Е, в основном использующийся как буксировщик вертолётного минного трала, а второй это оснащённый противоминными средствами MH-60S являющийся частью противоминного «модуля» для кораблей LCS. Последний несёт на борту одноразовые НПА-уничтожители мин, сбрасываемые в море прямо с воздуха и управляемые с самого вертолёта. В качестве средства обнаружения мин должна использоваться лазерная система, способная «просмотреть» толщу воды в поисках мин на дне.

Увы для американцев, но пока боеготовности система так и не достигла. Базироваться МН-60S могут на абсолютно любом боевом корабле, а МН-53Е – только на УДК, ДВКД или вообще на авианосцах, впрочем, последнее не совсем типично именно для противоминного вертолёта. Кто-то может заметить, что нам вообще можно обойтись базовыми вертолётами, но это не так.

Помимо войны, ВМФ должен быть готов выполнять гуманитарные операции в любой части планеты, в том числе и разминирование. Таким образом, корабельные вертолёты однозначно нужны.

Какие ограничения мы имеем?

Во-первых , единственной серийной платформой, на базе которой можно быстро создать буксировщик тралов с возможностью корабельного базирования является Ка-27ПС. В перспективе, возможно, его место займёт «Минога», но пока это больше проект, чем реальный вертолёт.

Во-вторых , единственными кораблями, на которых можно базировать противоминную авиатехнику без претензий со стороны прочего личного состава по части обитаемости, являются БДК проекта 11711, имеющие ангар и достаточные внутренние объёмы для размещения экипажей и различного оборудования. Таких кораблей в ВМФ два. Ещё два совсем других корабля, но с этим же номером проекта заложены 22 апреля 2019 года. Пока их окутывает «туман неизвестности».

Известно, что проект не завершён, нет ясности по тому, какая ГЭУ будет применяться на кораблях, и в целом, эта закладка была, профанацией. Радость была несколько преждевременной. Увы, но таковы уже ставшие известными на сегодня факты. Поэтому пока эти корабли не стоит брать во внимание. Пусть их сначала начнут строить хотя бы.

Однако для России важно иметь противоминные силы вне связи с какими-то операциями на удалении от берега. А значит, вертолёты-буксировщики тралов нам в любом случае надо делать, и делать их куда больше, чем можно разместить на кораблях.

Таким образом, боевое применение вертолётов в составе противоминных сил с базированием на надводных кораблях нужно будет просто отработать на имеющихся реально БДК. Их уже построили, а вертолёты – в любом случае строить.

С нанесением ударов по надводным целям всё несколько сложнее.

С одной стороны, у России есть очень хороший специализированный ударный вертолёт Ка-52К «Катран». Это без преувеличения уникальная машина, более того, её потенциал совершенно не раскрыт. Так для того, чтобы эти вертолёты можно было применять в войне на море против более-менее серьёзного противника, им необходима замена РЛС.

Проект интеграции БРЛС на базе Н010 «Жук-АЭ» в этот вертолёт есть, он вообще задумывался именно с ней, и эти наработки необходимо будет реализовать, иначе роль Ка-52К как ударной машины будет серьёзно лимитирована. Если модернизация вертолёта будет выполнена, то он станет по-настоящему смертельно опасным «игроком» в морской войне. Особенно с учётом возможного применения с этого вертолёта ракеты Х-35. Впрочем, применение боевых ударных вертолётов в морских боях будет рассмотрено отдельно.

Ка-52К «Катран» с ПКР Х-35. Не угадали, правда с РЛС.

Однако на этом пути есть проблема.

Раз мы почти не имеем авианосцев, то базировать в боевом походе боевые вертолёты придётся на надводных кораблях с управляемым ракетным оружием (УРО). Причём, с учётом того, что применить БДК совместно с кораблями УРО будет не всегда возможно (при отсутствии необходимости в операциях против берега или разминировании включать в состав оперативного соединения БДК нежелательно – он не может оторваться от противника ходом вместе с кораблями УРО из-за низкой скорости и худшей мореходности). И каждое место в ангаре, занятое специализированным ударным вертолётом, будет означать, что в соединении будет на один противолодочный вертолёт меньше – а ведь именно подлодки сегодня рассматриваются в большинстве стран как главное средство борьбы с надводными кораблями.

Приемлемо ли это?

Не зря в ВМС США (при наличии разнообразных ударных вертолётов) на кораблях УРО базируются практически только SН/MH-60 разных модификаций. Когда американцам понадобилось средство для атаки с воздуха малоразмерных слабозащищённых целей, типа моторок с террористами, именно на эти вертолёты «встали» ПТУР «Хеллфайр». Когда ВМС США понадобилась возможность наносить с этих вертолётов удары с воздуха по вооружённым надводным кораблям, то именно на эти вертолёты были установлены ПКР AGM-114 «Пингвин». Почему так?

«Cи Хок» с ПТУР «Хеллфайр». Обращаем внимание на оптико-электронную турель.

Отцеп ПКР «Пингвин»

Запуск двигателя ПКР «Пингвин»

Потому, что в море рассчитывать не на кого, и универсальный вертолёт полезнее, чем специализированный ударный. Так, тот же противолодочный Ка-27 может, при необходимости перевезти людей, лежачего раненого, запасную часть с корабля на корабль. При этом, острой необходимости в броне, пушке и катапультных креслах для «чисто» морского вертолёта нет.

Ка-52К при всём его потенциале не сможет выполнять транспортные задачи и не сможет выполнять задачи ПЛО. Тогда как вооружённый ракетами и имеющий соответствующее бортовое радио-электронное оборудование вариант Ка-27 сможет всё. И это не преувеличение.

Ка-27 использовался для испытаний ПКР Х-35. Этот вертолёт систематически привлекается к решению транспортных и даже десантных задач в ходе учений ВМФ. Про противолодочные задачи и говорить не стоит – это его прямое предназначение, хотя, скажем честно, его ГАС в современных условиях никуда не годится даже у модернизированного варианта. Вертолёт надо переделывать, но фокус в том, что это отечественному авиапрому вполне по силам. Есть все технологии и наработки, проблема носит обычный для ВМФ административный характер.

Испытательный пуск ПКР Х-35 с вертолёта Ка-27. Увы, но развития эти работы почему-то не получили

Макетный образец подвески Х-35 к вертолёту Ка-27

Это не значит, что Ка-52К неприменим в операциях в дальней морской зоне, это значит, что чаще всего для него не будет места. Но, во-первых, иногда всё же будет, во вторых, есть ещё совместные операции с ближней морской зоне, и в прибрежной, где вообще может осуществляться ротация вертолётов на кораблях, на тех же корветах. Есть угроза ПЛ – на борту Ка-27, нет угрозы ПЛ, меняем его на Ка-52К, который используется для ударов по кораблям противника и по берегу. Потом опять меняем.

Так или иначе, но для обретения полноценных возможностей по уничтожению надводных целей нужно модернизировать Ка-52К, и создать новую модификацию Ка-27 способную нести как противолодочное оружие, ГАС, буи для поиска подлодок, так и управляемые ракеты разных типов, особенно противокорабельные, и, возможно, противорадиолокационные, бортовые пулемёты в двери, а ещё лучше – в дверях, выходящих на оба борта.

Для транспортных и спасательных задач нужна лебёдка для подъёма грузов и возможность размещения носилок, нужен тепловизор, способный обнаружить человека на поверхности воды и система телевизионного обзора, работающая при низком уровне освещённости. Современная электроника вполне позволяет «упаковать» всё это в 12 тонный вертолёт. Возможно, стоит смонтировать прожектор.

Занятным образом те же тепловизор, лебёдка, пилоны для ракетного оружия и пулемёты нужны для использования вертолёта в интересах спецназа. Конечно, нужны будут ещё системы ИК-помех для защиты от ракет с тепловым наведением и системы постановки радиопомех, но это априори нужно на любом военном вертолёте, более того, это всё уже используется в ВКС, освоено промышленностью, производится и не сильно много весит.

Система обороны «Витебск» например, очень хорошо показала себя в Сирии. Во время боёв за Пальмиру в репортажах «Анна-Ньюс» были кадры того, как боевики пускают по нашим вертолётам ракеты из ПЗРК, но они просто пролетали мимо, не захватывая оснащённый комплексом обороны вертолёт. Нет никаких проблем оснастить вертолёт Ка-27 тем же самым.

Из остальных задач отдельного упоминания стоит только разведка и удары по земле.

Разведывательные задачи над морем не решаются без бортовой РЛС. Более того, для корабельной ударной группы в качестве средства разведки куда «интереснее» не Ка-27, пусть даже оснащённый современной РЛС (предположительно той же самой, что и гипотетический модернизированный Ка-52К), а вертолёт ДРЛО Ка-31 или какое-то его дальнейшее развитие.

Именно вертолёта ДРЛО может не хватить корабельной ударной группе чтобы, например, заблаговременно обнаружить работу вражеской авиаразведки или же вертолёт противника на малой высоте, готовящийся пустить по кораблям ПКР с безопасного расстояния, а главное – воздушную атаку с ним отбивать в разы проще. Хотя он и демаскирует соединение, но часто без такого средства просто не обойтись.

Вертолёт ДРЛО Ка-35. Создан, испытан в Сирии, принят на вооружение, но…

В наличии на борту наших надводных кораблей вертолётов ДРЛО нет ничего нового. В 1971 году на вооружение авиации ВМФ СССР поступил вертолёт Ка-25Ц, способный за счёт сочетания высоты полёта и мощной РЛС обнаружить большой надводный корабль на расстоянии до 250 км от вертолёта. И эти вертолёты базировались и на советских крейсерах, и на БПК, обеспечивая корабельным ударным или поисково-ударным группам ВМФ возможность «заглянуть за горизонт», причём очень далеко даже по сегодняшним меркам. Ка-25Ц обеспечивали не только разведку, но и прицельные пуски тяжёлых ПКР советского флота на большие расстояния.

Ка-25Ц

В настоящее время в России готов к серийному производству вертолёт Ка-35, проверенный в Сирии. Его боевые возможности несоизмеримо выше, чем у старого Ка-25Ц или даже Ка-31, применяющегося с борта «Адмирала Кузнецова». Такой вертолёт является необходимым для любой корабельной ударной группы, которая уходит «работать» в дальнюю морскую или океанскую зоны. И не в единственном количестве.

С ударами по наземным целям тоже всё не просто. Для них Ка-52К подходит куда лучше небронированного и хлипкого Ка-27, или любой его модификации, например старого Ка-29, который ещё сохраняется в ВМФ.

Но, как уже было сказано, этот вертолёт слишком специализированный и не всегда будет возможность пожертвовать местом в ангаре, которое мог бы занимать модернизированный Ка-27, способный выполнять задачи ПЛО и наносить удары по надводным целям, возить людей и грузы, спасать терпящих бедствие и высаживать спецназ в укромных уголках вражеской территории. Применять Ка-27 для ударов по берегу в принципе можно. Но для этого придётся оснастить его ещё и ПТРК большой дальности «Гермес» и обеспечить взаимодействие с БПЛА, например типа «Орлан», боевое применение которых ВМФ уже тоже отрабатывал.

В противном случае следует отказаться от ударов вертолётов по береговым целям, а использовать для этого корабельную артиллерию, и крылатые ракеты, если возможно. Хотя, если в операции будут участвовать десантные корабли, способные нести вертолёты, то вполне возможно будет задействовать и их. Тогда поисково-спасательные задачи будут возложены на Ка-27, которые базируются прочих надводных кораблях, а ударные – на Ка-52К с десантных кораблей.

В настоящее время, без учёта возможного участия в операциях «Адмирала Кузнецова», ВМФ может обеспечить боевое применение четырёх таких вертолётов с десантных кораблей типа «Иван Грен», из которых одновременно взлетать могут два. Всем остальным придётся летать с боевых или патрульных кораблей.

Представляет интерес придание боевой группе из БДК ещё и . Не будучи полезными в чём либо, эти корабли, тем не менее, могут обеспечить базирование вертолётов и БПЛА «Горизонт». Правда, условия для хранения авиационных средств поражения в значимых количествах на их борту нет, поэтому для подвески оружия им придётся перелетать на какой-то другой корабль, что, конечно ужасно неудобно, и в какой-то степени позорно, но других кораблей у нас в нужном количестве нет, так что…

Совсем другое дело, когда надо атаковать цели на берегу недалеко от своей территории. Тогда, действующие вблизи берега боевые корабли ВМФ по факту будут являться для вертолётов Ка-52К неким аналогом резервных аэродромов или аэродромов подскока. Для отработки такого рода действий всё есть уже сейчас.

Подытожим

Для того, чтобы корабельные вертолёты могли бы взять на себя часть задач корабельной авиации, базирующейся на авианосце, когда этого самого авианосца нет, ВМФ нужно:

1. Модернизировать Ка-52К, доведя его ТТХ до первоначально желаемых (полноценная БРЛС).

2. Создать новую версию вертолёта Ка-27, по своим возможностям аналогичного американским «Си Хокам» - ПЛО, удары по надводным и береговым целям с помощью ПТРК, удары по надводным целям с помощью ПКР, транспортные и поисково-спасательные задачи, доставка групп СпН на берег и обратно. Такие вертолёты должны быть оснащены современными оборонительными комплексами и прицельно-поисковыми системами.

3. Создать модификацию вертолёта-буксировщика тралов на базе Ка-27, и трал для него.

4. Произвести в достаточном количестве вертолёты ДРЛО.

5. Отработать основные возможные сценарии боевого применения корабельных вертолётов в морской войне и закрепить эту отработку в уставах.

Все эти задачи не выглядят нерешаемыми.

Носителями вертолётов различного назначения в операциях в ДМЗ будут выступать корабли УРО, десантные корабли и патрульные (раз уж они есть) корабли.

В целом Черноморский флот сегодня способен развернуть в дальней морской и океанской зонах 4 вертолёта на полноценных кораблях УРО (один на крейсере «Москва» и по одному на трёх фрегатах проекта 11356). Ещё пару вертолётов могут нести неполноценные и небоевые патрульные корабли проекта 22160, а через несколько лет их станет уже шесть. К сожалению, из-за проблем со скоростью «патрульники» не могут действовать совместно с полноценными боевыми кораблями, но, тем не менее, зафиксируем скорую возможность для ЧФ развернуть в ДМЗ десять вертолётов.

На Балтийском флоте также пока есть пять носителей вертолётов - СКР «Ярослав Мудрый » и . Эсминец «Настойчивый», который скоро выйдет из ремонта, носителем вертолёта может числиться только условно, хотя в экстренном случае можно развернуть вертолёт и на нём, при наличии временного укрытия.

После выхода из ремонта СКР «Неустрашимый» добавится ещё один носитель, а ориентировочно к концу 2022 года ещё два корвета, итого будет восемь боевых кораблей, способных нести вертолёты и обеспечивать их боевое применение, и один корабль, ограниченно пригодный к этому. При условии, конечно, что один из перечисленных кораблей не окажется на очередном многолетнем ремонте.

gastroguru © 2017