Биография полковника милиции макеева сергея петровича. В.П

(25.10.1924, п. им. Кирова Коломенского р-на Московской обл. - 25.10.1985, г. Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище), генеральный конструктор, специалист в области боевой ракетной техники, академик АН СССР (1976), лауреат Ленинской премии (1959), трижды Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974). Окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н.Э. Баумана (1950).

Работал на авиационном заводе № 22 (1939-1944), г. Москва, (с 1941 - в эвакуации, г. Казань) чертежником, конструктором; в ОКБ-1 НИИ-88 Министерства оборонной промышленности, г. Калининград Московской обл. инженером, ведущим конструктором ракеты Р-11 (1947-1950; 1952-1955); в ЦК ВЛКСМ, г. Москва (1950-1952) инструктором отдела рабочей молодежи; СКБ № 385 (КБ машиностроения), г. Златоуст, г. Миасс Челябинской обл. (1955-1985), где по рекомендации С.П. Королева, назначен главным конструктором КБ, в которое передали работы по ракетам Р-11, Р-11М, Р-11ФМ (1955-1963); главным конструктором и начальником (1963-1976), с 1976 - генеральным конструктором и начальником КБ машиностроения. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11, первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), принятых на вооружение в СССР, в т.ч. БРПЛ Р-21 - первой ракеты с подводным стартом (1963), БРПЛ Р-27 - первой ракеты с заводской заправкой топливом, ставшей наиболее массовой морской ракетой (1968), БРПЛ Р-29 - первой морской межконтинентальной ракеты (1974), БРПЛ Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракеты с разделяющейся головной частью (1977), ракеты Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (с 1955 по 1985), ракеты Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986). Главный конструктор оперативно-тактической ракеты Р-17 или «SCUD-B» (1962); единственной в мире противокорабельной баллистической ракеты Р-27К, эксплуатировавшейся на одной подводной лодке (1975).

Создатель и руководитель отечественной школы морского ракетостроения, достигшей мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам, обеспечившей организацию и сопровождение серийного производства и эксплуатации стратегических морских ракетных комплексов на флотах. К основным приоритетным решениям относятся: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя; исключение объемов по длине ракеты, не используемых под топливо; применение астрокоррекции на боевых ракетах; создание трехступенчатой боевой ракеты; использование детонирующих удлиненных зарядов для разрушения и отделения элементов ракеты в полете; использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в т.ч. размещенной на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов; транспортировка собранных ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей. Председатель Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов (1977-1985). Доцент, заведующий кафедрой, профессор Челябинского политехнического института (1960-1981), заведующий кафедрой МФТИ (1981-1985). Автор 32 изобретений, более 200 печатных работ, в т.ч. монографии. Почетный гражданин города Миасса Челябинской обл. (1997, посмертно). Его имя носит КБ машиностроения (ФГУП ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева», 1991). Его именем названы проспект в г. Миассе, улица в г. Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены памятники в г. Миассе, г. Коломне, п. Ненокса Архангельской обл., мемориальные доски в г. Миассе на доме, где жил, в г. Златоусте и в г. Миассе на зданиях, где работал. Учреждены стипендии его имени в МАИ, МФТИ, Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Федерация космонавтики учредила медаль им. академика В.П. Макеева (1991). Учреждена премия им. В.П. Макеева (1988).

создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор

Виктор Макеев

Краткая биография

Ви́ктор Петро́вич Маке́ев (25 октября 1924 - 25 октября 1985) - создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор.

Доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Окончил МАИ (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950). Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974-1989) от Таджикской ССР. Кандидат в члены ЦК КПСС (1971-1976), член ЦК КПСС (1976-1985).

Виктор Макеев родился 25 октября 1924 года в селе Протопопове (ныне посёлок имени Кирова города Коломны).

С 1939 года работал на авиационном заводе в Москве, с 1941 года - в эвакуации в Казани - чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов «Пе-2». Учился на вечернем отделении КАИ (1942), затем был переведён на дневное отделение МАИ (1944). В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 года параллельно с учёбой работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955 года). Участник создания (ведущий конструктор) оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ.

В 1955 году по предложению Сергея Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 года - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года - нач. предприятия, генеральный конструктор. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.

Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских стратегических ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мировом ракетостроении энерго-массового совершенства, в дальнейшем получившая развитие в модификациях «Синева» и «Лайнер». В 1962 году в КБМ был разработан и сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО - Scud.

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение ракетных двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

Памятная доска на доме № 57 по улице Первомайской в городе Северодвинске

В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ, к 1981-1985 - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества Академии Наук СССР и высшей школы с отраслями промышленности в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет Академии Наук СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии Наук СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды и звания

  • дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974)
  • лауреат Ленинской премии (1959)
  • трижды лауреат Государственной премии СССР (1968, 1978, 1983)
  • золотая медаль имени С. П. Королёва АН СССР (1973)
  • 5 орденов Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Память

  • В 1991 году Конструкторское бюро машиностроения получило новое название и статус «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева».
  • Именем академика В. П. Макеева названы проспект в Миассе, улицы в Коломне и Челябинске, гидрографическое исследовательское судно ВМФ России.
  • Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске и на северном морском полигоне ВМФ, установлена памятная доска на стене Московского авиационного института.
  • В городе Северодвинске на доме № 57 по улице Первомайской, где Макеев жил с 1972 по 1984 год, установлена мемориальная доска.
  • Учреждены стипендии его имени в Челябинском университете, МАИ, МФТИ, Военно-морской академии им. Кузнецова.
  • Федерация космонавтики России учредила медаль им. академика В. П. Макеева.
  • Кабинет В. П. Макеева в Государственном ракетном центре превращён в музей.
  • Морской транспорт вооружения «Академик Макеев» проекта 20183ТВ, на 2016 год в постройке. https://www.youtube.com/watch?v=C-1cwy7tbDs

Могила В. П. Макеева

Популярные биографии Популярные темы цитат и афоризмов Популярные авторы цитат и афоризмов Популярные притчи › Виктор Макеев

Макеев Виктор Петрович (25.10.1924, пос. им. Кирова, ныне адм. терр. г. Коломны Московской обл.— 25.10.1985, Москва), конструктор баллистич. ракет, создатель отеч. школы мор. ракетостроения, доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976; член-корреспондент с 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской премии (1959), 3-х Гос. пр. СССР (1968, 1978, 1983), почётный гражданин г. Миасса (1997, посмертно). Трудовую деятельность начал в 1939 учеником чертежника; затем чертежник на авиац. з-де в Москве (в 1941 предпр. эвакуировано в Казань). За проявл. умение решать конструкторские задачи в условиях напряж. серийного пр-ва самолетов Пе-2 был награжден мед. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Совмещая работу с учебой, окончил ср. школу; с 1942 учился на вечернем отделении Казанского авиац. ин-та. В 1944 переведен на дневное отделение Моск. авиац. ин-та; в 1948 окончил ин-т, в 1950 — Высшие инж. курсы при МВТУ. В период обучения с 1947 работал в Особом КБ С. П. Королёва (ОКБ-1) НИИ-88 (Калининград Моск. обл.): техник, инженер, ведущий конструктор. Участник создания оперативно-тактич. ракеты Р-11 и первой мор. баллистич. ракеты Р-11ФМ. В 1950—52 инструктор отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ. В июне 1955 по рекомендации Королева назначен гл. конструктором СКБ-385 (Златоуст. Миасс), в к-рое были переданы работы по ракетам Р-11, Р-11М, Р-11ФМ. Позднее СКБ-385 переим. в КБ машиностроения (ныне гос. ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»). Деят-сть М. была направлена на создание и становление нового направления отеч. ракетостроения — разработку баллистич. ракет подводных лодок (БРПЛ). С 1963 нач. предпр. и главный конструктор (с 1977 ген. конструктор). Под его рук-вом КБ стало ведущей науч.-конструкторской орг-цией страны; была сформирована разветвл. кооперация НИИ, заводов- изготовителей, испытат. полигонов, решавшая (и решающая ныне) задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для ВМФ. Результатом деят-сти М., возглавляемого им КБ и обширной кооперации предпр. стало создание 3 поколений мор. ракетных комплексов, принятых на вооружение, в т. ч. комплексы с ракетами: Р-21 — первой ракетой с подводным стартом (1963), Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом, ставшей наиб. массовой отеч. БРПЛ (1968), Р-29 — первой мор. межконтинент. ракетой (1974), Р-29Р — первой мор. межконтинент. ракетой с разделяющейся головной частью (1977), Р-39 — первой отеч. твердотопливной БРПЛ межконтинент. дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983), Р-29РМ — БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986). В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактич. комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата (кодовое наим. НАТО — «Sc u d-В»). Под рук-вом М. работал совет гл. конструкторов (существует и поныне) — коллективный орган, решавший весь комплекс техн. и организационных проблем, особенно находившихся на стыке сфер деят-сти различных орг-ций и предпр. Отеч. школа мор. ракетостроения, создателем и рук. к-рой стал М., достигла мир. приоритета в ряде тактико- техн. характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Среди осн. решений — размещение двигателей внутри баков горючего и окислителя; практически полн. исключение объ емов ракеты, не используемых под топливо; применение астрокоррекции на боевых ракетах; использование поясной амортизации из эластомерных мат-лов, в т. ч. размещ. на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков (заваркой заправочно-дренажных клапанов); транспортировка ракет с заводов-изготовителей в заправл. состоянии. Под рук-вом М. создана уник. лабораторно-эксперимент. база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет и решающая задачи отраслевого уровня. Ученый внес весомый вклад в дело подготовки инж. и науч. кадров для ракетостроения. В 1960—81 профессор, зав. кафедрой летат. аппаратов в ЧПИ, в 1981—85 зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества АН СССР, предпр. отраслей пром-сти и учреждений высшей школы в области механики конструкций из композиционных мат-лов. Возглавляемый им науч. совет АН СССР по этой проблеме играл важную роль в координации науч. исслед. и проведении расчетно- эксперимент. работ. Выполн. под рук-вом и при участии М. исслед. и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных мат-лов были признаны президиумом АН СССР одним из важных достижений в области механики за 1981—85. М. один из организаторов стр-ва Машгородка (Миасс). При его участии решались вопросы возведения и финансирования важных объ ектов города: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища и пром. водоводов, троллейбусного сообщения «Вокзал — Машгородок», телевизионной вышки и ее оснащения аппаратурой цветного телевещания, здания йового вокзала и др. М. авт. монографий, многочисл. науч. трудов, 32 внедр. изобретений в области ракетной техники. В 1991 КБ машиностроения присвоено его имя. Именем М. названы также проспект в Миассе, улицы в Коломне и Чел., корабль Сев. флота (см. «Академик Макеев»), уч. центр ракетно-космич. техники ЮУрГУ. В честь ученого установлены: 2 бюста в Миассе (копии скульптуры Л. Н. Головницкого) авт. проектов В. Н. Суслин, Ю. А. Федоров) на территории КБ машиностроения (открыт 25 окт. 1986; мат-л — тонир. алюм. сплав, кр. гранит) и перед Дворцом культуры и техники «Прометей» (открыт 25 окт. 1999; мат-л — тонир. алюм. сплав, серый гранит), бюсты в пос. Пенокса Архангельской обл., в Коломне и Чел. (ЮУрГУ); мемориальные доски на доме, где жил М. в Миассе (открыта 25 окт. 1994; представляет собой стилизов. волну и бюст в 1/3 натуры; мат-л — тонир. алюм. сплав; авт. проекта Федоров, скульптор В. Н. Ефимов), на зданиях, где он работал в Миассе и Златоусте. Стипендии его имени учреждены в ЮУрГУ, Моск. авиац. ин-те и МФТИ, Воен.-мор. академии им. Н. Г. Кузнецова. Ежегодно проводятся науч. конф. памяти М.— Макеевские чтения. Учреждены медаль им. академика В. П. Макеева Федерации космонавтики России (1991), премия им. В. П. Макеева (1988). М. награжден 5 орд. Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), орд. Октябрьской Революции (1971), медалями СССР, золотой мед. им. С. П. Королева АН СССР (1974). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Макеев Виктор Петрович – выдающийся советский учёный и конструктор, создатель отечественной школы морского ракетостроения.
Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопово (ныне – посёлок имени Кирова Коломенского района Московской области) в семье рабочего Коломенского машиностроительного завода. Работал с 1939 года на авиационном заводе № 22 в Москве (с 1941 года – в эвакуации в Казани) чертёжником и конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолётов Пе-2.
Учился на вечернем отделении Казанского авиационного института (1942), затем был переведён на дневное отделение Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (1944), который окончил в 1948 году. В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана. С 1947 года (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах - на аппаратной работе, инструктор отдела рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ. С 1952 года - вновь ведущий конструктор в ОКБ-1.
В 1955 году по предложению С.П.Королёва назначен главным конструктором СКБ-385 (впоследствии - КБ машиностроения). С 1963 года - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года - начальник КБ машиностроения и генеральный конструктор. Под его руководством КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за создание ракеты Р-13 Макееву Виктору Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Результат деятельности В.П.Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий – три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами: Р-21 – первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 – первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 – первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р – первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 – первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ – БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 году КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.
Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В.П.Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1974 года за создание комплекса с ракетой РСМ-40 Макеев Виктор Петрович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий. В.П.Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год – профессор, заведующий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, в 1981-1985 годах – заведующий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В.П.Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 годы.
Под руководством и при непосредственном участии В.П.Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В.П.Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.
Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985), член ЦК КПСС (1971-1985).
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён пятью орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 28.04.1963, 24.10.1974, 24.10.1984), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945).
Академик АН СССР (1976). Доктор технических наук (1965). Профессор (1962).
Лауреат Ленинской премии (1959), трёх Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983). Награждён золотой медалью АН СССР имени С.П.Королёва АН СССР (1974).
Почётный гражданин города Миасс (1997, посмертно).
В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П.Макеева (ныне – ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева»). Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены памятники в Миассе, Коломне, Челябинске и посёлке Нёнокса Приморского района Архангельской области. Установлены мемориальные доски на доме, где жил В.П.Макеев в Миассе и в Северодвинске, на зданиях, где работал в Златоусте и в Миассе. Учреждены премия его имени в российской Академии наук (1988), стипендии его имени во многих высших учебных заведений страны. Федерация космонавтики страны учредила медаль «Имени академика В.П.Макеева».

Макеев Виктор Петрович – выдающийся советский учёный и конструктор, создатель отечественной школы морского ракетостроения.
Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопово (ныне – посёлок имени Кирова Коломенского района Московской области) в семье рабочего Коломенского машиностроительного завода. Работал с 1939 года на авиационном заводе № 22 в Москве (с 1941 года – в эвакуации в Казани) чертёжником и конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолётов Пе-2.
Учился на вечернем отделении Казанского авиационного института (1942), затем был переведён на дневное отделение Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (1944), который окончил в 1948 году. В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана. С 1947 года (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах - на аппаратной работе, инструктор отдела рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ. С 1952 года - вновь ведущий конструктор в ОКБ-1.
В 1955 году по предложению С.П.Королёва назначен главным конструктором СКБ-385 (впоследствии - КБ машиностроения). С 1963 года - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года - начальник КБ машиностроения и генеральный конструктор. Под его руководством КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за создание ракеты Р-13 Макееву Виктору Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Результат деятельности В.П.Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий – три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами: Р-21 – первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 – первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 – первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р – первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 – первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ – БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 году КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.
Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В.П.Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1974 года за создание комплекса с ракетой РСМ-40 Макеев Виктор Петрович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий. В.П.Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год – профессор, заведующий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, в 1981-1985 годах – заведующий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В.П.Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 годы.
Под руководством и при непосредственном участии В.П.Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В.П.Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.
Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985), член ЦК КПСС (1971-1985).
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён пятью орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 28.04.1963, 24.10.1974, 24.10.1984), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945).
Академик АН СССР (1976). Доктор технических наук (1965). Профессор (1962).
Лауреат Ленинской премии (1959), трёх Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983). Награждён золотой медалью АН СССР имени С.П.Королёва АН СССР (1974).
Почётный гражданин города Миасс (1997, посмертно).
В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П.Макеева (ныне – ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева»). Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены памятники в Миассе, Коломне, Челябинске и посёлке Нёнокса Приморского района Архангельской области. Установлены мемориальные доски на доме, где жил В.П.Макеев в Миассе и в Северодвинске, на зданиях, где работал в Златоусте и в Миассе. Учреждены премия его имени в российской Академии наук (1988), стипендии его имени во многих высших учебных заведений страны. Федерация космонавтики страны учредила медаль «Имени академика В.П.Макеева».

gastroguru © 2017