Выбор читателей
Популярные статьи
Конструктор. Генерал-полковник-инженер (1965). Доктор технических наук (1943), Герой Социалистического Труда (1941).
В 1927-30 года - студент Харьковского политехнического института
В 1932 году окончил Военно-техническую академию им. Ф.Э.Дзержинского. В
1932-37 гг. - инженер, затем начальник конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА. В 1937 году - главный конструктор Кировского завода в Ленинграде.
Под руководством Котина в 1938 началась работа по созданию тяжелого танка с противоснарядной броней СМК и КВ, эксперимент. образцы которых прошли испытания в Советско-Финляндской войне 1939–40 (КВ был принят на вооружение).
С первых дней Великой Отечественной войны Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске. Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, ИС-1, КВ-85.
В своё время сам завод строился под руководством Сафразяна Леона Богдановича, который с 1929 стал начальником строительства, а потом и первым директором Челябинского тракторного завода.
Завод строился с использованием техники, технологии и при технической помощи американской фирмы "Катерпиллар". Индустриализация делалась преимущественно так, как описывается в этой статье.
День рождения тракторного - 01 июня 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Челябинский тракторный завод им. Сталина зачислен в числе действующих предприятий страны приказом по ВСНХ СССР от 01 июня 1933 года.
Котин является одним из создателей самого мощного танка 2-й мировой войны – ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой. В период 1943–44 под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.
За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжелого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжелого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортера БТР-501 (на базе танка ПТ-76), а также трелевочного КТ-12 (1948) и колесного К-700 (1963) тракторов.
В 1941-43 гг. - заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор танкового завода в Челябинске.
Возглавлял работы по созданию тяжелых танков КВ-2, КВ-16, КВ-85, ИС-1, ИС-2, тяжелых самоходных артиллерийских установок У-152, ИСУ-152, ИСУ-122.
После 1945 года Котин руководил разработкой тяжелых танков ИС-4, Т-10, плавающего танка ПТ-76, плавающего бронетранспортера БТР-50П, трелевочного трактора КТ-12, колесного трактора К-700 и др.
С 1968 года - заместитель министра оборонной промышленности СССР. Депутат ВС СССР (1946-50, 1966-70).
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968). Лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1948). Награжден 16 орденами.
Награжден 3 орденами Ленина, орденом Суворова 1-й и 2-й степ., орд. Октябрьской революции, 3 орд. Труд. Кр. Знамени, орд. Кр. Звезды, орд. «Знак Почета».
Костин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Именем конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петебургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). На доме № 17 Ленина проспекта в Челябинске, где жил конструктор, установлена мемориальная доска его имени.
конструктор танков и тракторов
Жозе́ф Я́ковлевич Ко́тин ( - ) - советский конструктор танков и тракторов . Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Сталинских премий.
Возглавлял работы по созданию тяжёлых танков КВ-2 , КВ-1 , КВ-85 , ИС-1 , ИС-3 . Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка в период второй мировой войны - ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т . В 1943-1944 годах под руководством Котина на базе танков КВ-1с и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152 , ИСУ-152 , ИСУ-122 . За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50 П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.
Генерал-полковник инженерно-технической службы, Герой Социалистического труда Жозеф Котин (10.03(27.02) 1908 - 21.10.1979) в годы Великой Отечественной войны работал в Челябинске - трудился на знаменитом тракторном (танковом) заводе. И не просто трудился - Котин был одним из создателей той челябинской инфраструктуры времен войны, той самой, что мы называем Танкоградом.
Улица Котина своим именем напоминает челябинцам о вкладе Ж.Я. Котина и легендарного Танкограда в Великую Отечественную войну.
Ж.Я. Котин родился 10 марта 1908 года (27 февраля по старому стилю) в городе Павлограде Екатеринославской губернии (Днепропетровской обл.), в семье рабочего. В 1923 году начал трудовую деятельность учеником слесаря на котельно-механическом заводе «Труд» в Харькове.
После окончания в 1927 году вечернего рабочего факультета (рабфака) учился в Харьковском политехническом институте.
В августе 1929 г. его, студента третьего курса, отличника, направили для продолжения учебы в Ленинградскую Военно-техническую академию им. Дзержинского.
С 1932 года Ж.Я. Котин проходит службу в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА. В 1932 г. на Ленинградском Кировском заводе организовано производство танков.
В мае 1937 года Котин получил назначение на должность главного конструктора СКБ-2 Кировского завода.
Здесь стал складываться особый - «котинский» стиль работы.
В феврале 1939 года в СКБ-2 приступили к разработке однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). Первый образец танка KB был изготовлен в сентябре 1939 года.
19 декабря 1939 года тяжелый танк KB, как и новый танк Т-34, был принят решением правительства на вооружение Красной Армии.
С первых дней войны возникла необходимость в массовом производстве танков. Военное положение Ленинграда становилась все более напряженным. Немцы бомбили город постоянно и методично. Во время одной из этих бомбежек Котин получил легкое ранение и контузию.
В 1940-1941 годах в СКБ-2 разрабатывался вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50 («Объект 211»).
6 октября 1941 г. вышел приказ об эвакуации Кировского завода в Челябинск, где на базе ЧТЗ и других заводов, частично или полностью туда эвакуированных, был создан «Танкоград» - гигантский танковый завод.
С началом Великой Отечественной войны образуется Наркомат танковой промышленности (НКТП) и Котина назначают заместителем наркома и главным конструктором НКТП. Наркомат был эвакуирован в Челябинск.
9 октября 1941 года за выдающиеся заслуги в организации серийного производства танков КВ на ЧКЗ Ж.Я. Котину вместе с директором завода И.М. Зальцманом М.И. Калинин вручил орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот».
28 марта 1942 г. был создан специальный Опытный завод № 100 на базе опытного завода ЧТЗ и Харьковского станкостроительного завода им. Молотова. В 1943 г. Ж.Я. Котин назначен его директором.
18 сентября 1943 г. за создание принципиально новой машины ему была присвоена ученая степень доктора технических наук.
При помощи Танкограда вдоль всей линии фронта были созданы ремонтные заводы и бригады. Котинские танки были приспособлены к ремонту в полевых условиях.
В 1942 году Котину было присвоено воинское звание «генерал-майор технических войск, а в 1944 году - звание «генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы».
5 августа 1944 г. за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых танков и артиллерийских самоходных установок Опытный завод № 100 был награжден орденом Ленина.
Под руководством Ж. Я. Котина проводились работы по созданию тяжёлых танков КВ-2, КВ-1, КВ-85, ИС-1, ИС-2.
В период 1943-1944 гг. на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
Весной 1946 г. Жозеф Яковлевич вернулся в Ленинград на родной завод. Одновременно он - директор Всесоюзного научно-исследовательского института (ВНИИ-100), созданного на базе Опытного завода № 100.
С 1948 г. Жозеф Яковлевич - профессор Ленинградского политехнического института им. Калинина.
19 марта 1949 года Ж.Я. Котина назначили директором вновь образованного Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИ-100, ВНИИТМ).
С 1961 года Котин начинает разрабатывать новый колесный трактор — универсальный тягач, на котором можно было бы и грузы перевозить, и пахать, и сеять. Он получил название «Кировец» (К-700).
В 1968 году Котин становится заместителем министра оборонной промышленности и переезжает в Москву. Здесь он прожил и проработал одиннадцать лет.
Всю свою жизнь Жозеф Яковлевич посвятил созданию и производству бронетанковой техники, успешно совмещая конструкторскую, производственную, организаторскую работу с научной деятельностью.
Он был прирожденным конструктором и не мог совсем оставить практическую работу.
Жозеф Яковлевич обладал энергичным и общительным характером, пользовался большим уважением и авторитетом подчиненных.
Отличительной чертой деятельности Ж.Я. Котина являлся постоянный творческий поиск, стремление увидеть новое, перспективное даже там, где оно в явной форме еще не просматривается.
В памяти всех, кто соприкасался с Ж.Я. Котиным, он оставил глубокий след как талантливый инженер, крупный организатор промышленности.
Награды и звания
Жозеф Яковлевич умер в Москве в 1979 году.
Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Память о Ж.Я. Котине
Память о Ж.Я. Котине бережно хранят в Челябинске:
Музей Жозефа Котина
В челябинской школе № 86 Тракторозаводского района работает музей Жозефа Котина. На школе висит мемориальная доска,на которой текст:
«С 1980 года школа № 86 носит имя выдающегося танкостроителя Котина Жозефа Яковлевича».
Музей, несмотря на то, что собирался в основном более года получился хороший, с богатой экспозицией. Инициатива его создания принадлежит бывшей работнице ЧТЗ Анисе Нурмухаметовой - члену общества «Блокадное братство». Вокруг нее сплотились энтузиасты - педагоги, родители и учащиеся школы № 86.
Известный на ЧТЗ летописец Эдуард Соболев (на снимке) много времени провел на заводе, собирая материалы для музея Котина. Ему принадлежит книга «Конструкторское бюро: судьбы людей и машин», в которой он рассказал о фактах, что долгое время были скрыты от нас за семью печатями.
Помогала подготовке материалов и девяностопятилетняя Татьяна Шеметова, друг семьи Котиных. Судьба несколько раз сводила ее с женой Жозефа Яковлевича - Натальей Поклоновой Они вместе встречались и с людьми из творческого рабочего круга конструктора Котина.
Собирая материалы, создатели музея познакомились с редкими экспонатами и документами. Большой интерес у создателей музея вызвал документ, в котором было расписано перепрофилирование некоторых школ в госпитали еще за четыре месяца до войны. Некоторые из ветеранов войны согласились отдать в музей свои награды. Любопытно, что жители других городов к музею проявляют тоже большой интерес. Впрочем, сюда в музей просто нужно однажды прийти, окунуться в историю, познакомиться с интересными, редкими документами.
Мемориальные доски Ж.Я. Котину, установленные в Тракторозаводском районе г. Челябинска
Мемориальная доска установлена по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, проспект В.И. Ленина, дом № 15.
На доске надпись: «В годы Великой Отечественной войны в этом доме жили выдающиеся создатели боевой техники главные конструкторы трижды Герой Социалистического Труда Николай Леонидович.Духов; Герой Социалистического Труда Жозеф Яковлевич Котин».
Дата установки: в 1985 году, к 40-летию Победы.
Материал: Бронза 1,5х1,4 м
Мемориальная доска установлена по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, улица Котина, дом № 17/улица Героев Танкограда, дом № 100
Мемориальная доска установлена на жилом доме, находящемся на пересечении улиц Котина и Героев Танкограда.
Надпись на доске: «Улица названа в честь Жозефа Яковлевича Котина главного конструктора бронетанковой техники, Героя Социалистического Труда, Лауреата Государственной премии СССР».
Мемориальная доска установлена по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, улица Котина, дом 22, здание школы № 86.
Надпись на доске: «С 1980 года школа № 86 носит имя выдающегося танкостроителя Котина Жозефа Яковлевича».
Дата установки: 1980 год
Материал предоставила Г.В. Бречко, библиотека № 11 им. Я. Гашека
10.03(27.02).1908 - 21.10.1979
Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта 1908 года (27 февраля по старому стилю) в городе Павлограде Екатеринославской губернии (Днепропетровской обл.), в семье рабочего. В 1923 году начал трудовую деятельность учеником, подручным слесаря на котельно-механическом заводе «Труд» в Харькове. После окончания в 1927 году вечернего рабочего факультета (рабфака) учился в Харьковском политехническом институте, откуда в 1930 году был направлен в Военно-техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Завершая обучение на факультете механизации и моторизации, Котин защитил дипломный проект по колесно-гусеничному танку на базе узлов грузового автомобиля АМО-3. После вторичной защиты, уже перед М.Н. Тухачевским, в проектном секторе научно-исследовательского отдела академии началась конструкторская деятельность Котина. По материалам дипломного проекта было изготовлено несколько танков МС-1. Здесь же, Котину поручают создать пулеметную установку на базе мотоцикла. Установка с пулеметом конструкции Дегтярева демонстрировалась на параде на Красной площади.
С 1932 года Ж.Я. Котин проходит службу в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА, являлся начальником проектно-конструкторского сектора, а затем начальником отделения. В сферу его деятельности входила разработка конструкций сверхтяжелых танков, эксперименты по воздушному десантированию и приводнению плавающих танков Т-37 путем сбрасывания их с самолетов с небольшой высоты без применения парашютов.
В мае 1937 года Котин получил назначение на должность главного конструктора СКБ-2 Кировского завода (г. Ленинград). К тому времени Кировский (бывший Путиловский) завод серийно изготавливал средние танки Т-28. Возглавив Специальное конструкторское бюро, Ж.Я. Котин вносит изменения в конструкцию этого танка, позволившие повысить его надежность и улучшить некоторые характеристики. Одновременно в бюро разрабатывается новый тяжелый двухбашенный танк прорыва с противоснарядным бронированием СМК («Сергей Миронович Киров»). В феврале 1939 года в СКБ-2 приступили к разработке однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). Повышению технического уровня танков способствовала разработка экспериментальных узлов и систем, таких как индивидуальная торсионная подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, планетарный бортредуктор и др. Работы под общим руководством Ж.Я. Котина выполняли группы конструкторов, где ведущими по машинам были А.С. Ермолаев (по СМК) и Н.Л. Духов (по KB). Первый образец танка KB был изготовлен в сентябре 1939 года и вместе с СМК и рядом других машин отправлен на Карельский перешеек для участия в прорыве линии Маннергейма. Толстобронные танки показали в этой операции неоспоримые преимущества, причем танк KB, снабженный новым дизельным двигателем типа В-2, оказался более подвижным и менее уязвимым, чем танк СМК.
19 декабря 1939 года тяжелый танк KB, как и новый средний танк Т-34, был принят решением правительства на вооружение Красной Армии. Серийное производство KB было начато вместо танка Т-28. Вместе с тем, в боях на линии Маннергейма выявилась настоятельная необходимость применения еще более мощного орудия, чем 76-мм танковая пушка Л-II танка КВ. Поэтому для подавления вражеских дотов в начале 1940 года была срочно разработана установка 152-мм гаубицы M-10 в башне увеличенного размера. Четыре образца нового танка КВ-2 в начале 1940 года были изготовлены и проверены на завершающем этапе боев. Они показали высокую боевую эффективность и полную неуязвимость от огня противотанковой артиллерии противника.
В 1940-1941 годах в СКБ-2 разрабатывался вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50 («Объект 211»). СКБ-2, продолжая под руководством Котина работу по совершенствованию тяжелого танка, разработало в 1940 году 63-тонный «Объект 220» (КВ-220) с 85-мм зенитной пушкой Ф-30 КБ В.Г. Грабина . К этому периоду относятся работы в области создания литых башен, выполненные на Ижорском заводе. На серийный танк KB была поставлена более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5, литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Были развернуты работы и по созданию других тяжелых танков и САУ: 51-тонного танка КВ-3, 100-тонного танка КВ-5, САУ с 152-мм морской пушкой Бр-2 и др. Однако до начала войны эти работы завершены не были.
С началом Великой Отечественной войны образуется Наркомат танковой промышленности (НКТП) и Котина назначают заместителем наркома и главным конструктором НКТП, а после эвакуации Кировского завода в Челябинск он одновременно возглавил ещё и конструкторский коллектив Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). 9 октября 1941 года за выдающиеся заслуги в организации серийного производства танков КВ на ЧКЗ Ж.Я. Котину вместе с директорм завода И.М. Зальцманом М.И. Калинин вручил орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот».
В 1943 году Котин, оставаясь в должности заместителя наркома танковой промышленности, был назначен начальником и главным конструктором отделившегося от ЧКЗ Опытного танкомоторного завода (позднее - завод №100 НКТП), но в связи с доводкой конструкции и отработки технологии серийного производства танков и САУ Ж.Я. Котин был назначен главным конструктором ЧКЗ, а Н.Л. Духов - его заместителем. В конце 1944 года нарком танковой промышленности освободил Ж.Я. Котина от должности главного конструктора ЧКЗ и вернул его на должность главного конструктора и директора завода №100. Главным конструктором танкового производства на ЧКЗ был вновь назначен Н.Л. Духов.
За годы войны из ворот Танкограда вышло 18 тысяч танков и самоходных орудий, а также более 50 тысяч двигателей к ним. В серийном производстве было освоены 13 танков и САУ, в том числе тяжелые танки КВ-1C («С» - скоростной), КВ-85 («Объект 239») и ИС-85 («Объект 237», ИС-1 - «Иосиф Сталин») с 85-мм пушкой Д-5Т конструкции Ф.Ф. Петрова , ИС-122 («Объект 240», ИС-2) и ИС-3 («Объект 703») с 122-мм пушкой Д-25Т конструкции Ф.Ф. Петрова , 122-мм САУ СУ-122 и ИСУ-122, 152-мм САУ СУ-152 (KB-14, «Объект 236») и ИСУ-152 . Было создано множество опытных образоц: САУ с тремя орудиями КВ-7, танк с огнеметным вооружением КВ-8, танк с 122-мм гаубицей КВ-9 («Объект 229»), средний танк KB-13 («Объект 233»), вариант тяжелого танка КВ-1К с дополнительным размещением четырех реактивных снарядов М-13 и др. В конце войны создаются тяжелые танки ИС-4 («Объект 701») и ИС-5 , ИС-7 («Объект 260») , САУ ИСУ-122-2, ИСУ-152-1, ИСУ-130, ИСУ-122БМ и др.
Машины, разработанные в годы Великой Отечественной войны и в первый послевоенный период на Кировском и на опытном заводе №100, руководимом генерал-майором, а затем генерал-лейтенантом инженерно-танковой службы Ж.Я. Котиным, воплощали в себе много оригинальных идей и конструктивных решений. К их числу можно отнести планетарные трансмиссии и новые типы механизмов поворота, амортизаторы, встроенные в балансиры ходовой части, эжекционную систему охлаждения, механизм досылания снаряда и заряда, пучковые торсионы и ряд других узлов и устройств. Была, в частности, предпринята попытка создать электрическую трансмиссию для тяжелого танка ИС-6 («Объект 253») .
В деятельности Ж.Я. Котина просматривается предпочтительное отношение к отдельным видам техники, в частности – к тяжелым танкам, стремление максимально насытить эти машины новыми конструктивными решениями. Приказом по Минтрансмашу от 19 марта 1949 года Ж.Я. Котина назначили директором вновь образованного Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИ-100, ВНИИТМ). Научно-исследовательской работе, направленной на решение общеотраслевых задач, в институте отводилось второстепенное место и в 1951 году ВНИИ-100 был освобожден от конструирования серийных образцов и конструкторского обеспечения производства Кировского завода. В связи с этим Ж.Я. Котин сосредоточил свою деятельность на руководстве ОКБТ выделившемся из состава института. В это время, под руководством Котина создаются опытные тяжелые танки «Объект 277» , «Объект 278» и «Объект 279» , опытные танки с ракетным вооружением «Объект 280», «Объект 281», «Объект 282» и «Объект 287», 406-мм САУ «Конденсатор» и 420-мм миномета «Ока», последний серийный тяжелый танк T-10 («Объект 730»), плавающий танк ПТ-76 («Объект 740»), бронетранспортер БТР-50П («Объект 750»). На базе Т-10 и ПТ-76 в конце 1950-х годов были созданы многие опытные и мелкосерийные машины, в том числе САУ со 152-мм орудием, а также шасси для самоходных пусковых установок и других самоходных агрегатов для тактических, оперативно-тактических и баллистических ракет средней дальности «Марс», «Луна», «Филин», «Планер», «Генератор-5», Р-11М, Р-17, РТ-15, РТ-20П, «Темп-2С», бронированных тягачей.
Наряду с работами в области военных гусеничных машин Котин в первые послевоенные годы возглавил работу по созданию трелевочного трактора KT-12 (1948), а в начале 60-х годов – колесного трактора большой мощности К-700 «Кировец» (1963).
Отличительной чертой деятельности Ж.Я. Котина на посту главного конструктора завода, а в период с 1968 по 1972 годы – заместителя министра оборонной промышленности СССР, являлся постоянный творческий поиск, стремление увидеть новое, перспективное даже там, где оно в явной форме еще не просматривается. Это относилось и к применению ГТД, разработке систем стабилизации, управления УРС и к ряду других работ.
Жозефу Яковлевичу Котину были присвоены ученые степени и звания доктора технических наук (1943), профессора, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (1968), он возглавлял в течение нескольких лет кафедру в Ленинградском политехническом институте. С 1965 года он носил воинское звание генерал-полковника-инженера. Был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1941), четырежды - Лауреата государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948), кавалер четырех орденов Ленина, орденов Суворова I и II степени, двух орденов Октябрьской Революции, ордена Красного Знамени, трех орденов Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, ордена "Знак Почета" и многих медалей.
Ж.Я. Котин много сил отдавал государственной, партийной и общественно-политической деятельности. Он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР (1946-50, 1966-70).
Жозеф Яковлевич обладал энергичным и общительным характером, пользовался большим уважением и авторитетом подчиненных. Он воспитал большой коллектив специалистов высокой квалификации. Из сподвижников Ж.Я. Котина вышла значительная плеяда крупных деятелей отрасли, таких как Г.С. Ефимов , П.А. Ефимов, П.П. Исаков, Н.С. Попов, Н.М. Синев, В.С. Старовойтов.
Умер Жозеф Яковлевич в 1979 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В памяти всех, кто соприкасался с Ж.Я. Котиным, он оставил глубокий след как талантливый инженер, крупный организатор промышленности. Именем конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петебургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). На территории Кировского завода установлен мраморный бюст Жозефа Яковлевича. На доме №17 на проспекте Ленина в Челябинске, где жил конструктор, установлена мемориальная доска его имени.
- (1908 79) российский конструктор, генерал полковник инженерно технической службы (1965), заслуженный деятель науки и техники России (1968), Герой Социалистического Труда (1941). Под руководством Котина созданы тяжелые танки КВ и ИС, самоходные… … Большой Энциклопедический словарь
- (1908 1979), конструктор танков, генерал полковник инженерно техничнской службы (1965), доктор техничнских наук (1943), Герой Социалистического труда (1941). Член КПСС с 1931. Окончил Военно техничнскую академию имени Ф. Э. Дзержинского… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Котин, Жозеф Яковлевич - КОТИН Жозеф Яковлевич (1908 79), конструктор. Под руководством Котина в СССР созданы первые тяжелые танки СМК и КВ (1939), ИС (1943), тяжелые самоходные артиллерийские установки, тракторы: трелевочный КТ 12 (1948), колесный К 700 (1963). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Котин Жозеф Яковлевич - (19081979), конструктор танков, генерал полковник инженерно технической службы (1965), доктор технических наук (1943), Герой Социалистического труда (1941). Член КПСС с 1931. Окончил Военно техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
- (1908 1979), конструктор, генерал полковник инженер технолог службы (1965), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968), Герой Социалистического Труда (1941). Под руководством Котина созданы тяжелые танки КВ и ИС, самоходные артиллерийские… … Энциклопедический словарь
Род. 1908, ум. 1979. Конструктор, создатель тяжелой военной техники (танки КВ, ИС, ПТ 76, тракторы КТ 12 и К 700, САУ и др.). Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948), Герой Социалистического Труда (1941). Заслуженный деятель… … Большая биографическая энциклопедия
Ж. Я. Котин Жозеф Яковлевич Котин (10 марта 1908, Павлоград Днепропетровской области 21 октября 1979, Ленинград) советский конструктор танков и тракторов, генерал полковник инженерно технической службы, доктор технических наук. Содержание 1 … Википедия
Ж. Я. Котин Жозеф Яковлевич Котин (10 марта 1908, Павлоград Днепропетровской области 21 октября 1979, Ленинград) советский конструктор танков и тракторов, генерал полковник инженерно технической службы, доктор технических наук. Содержание 1 … Википедия
Фамилия. Известные носители: Котин, Владимир Григорьевич Котин, Жозеф Яковлевич См. также Улица Котина (Санкт Петербург) Котино Котины … Википедия
Статьи по теме: | |
Пегас туристик раннее бронирование на год
Согласие на обработку персональных данных Настоящим Я, являясь... Должностная инструкция PR-менеджера, должностные обязанности PR-менеджера, образец должностной инструкции PR-менеджера Pr менеджер в крупной компании
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен... Как делают упаковку тетра пак Что такое тетра пак
Все заводы Тетра Пак по всему миру сделаны, практически одинаково. То... |