Выбор читателей
Популярные статьи
Стокгольмский институт исследований проблем мира (СИПРИ) опубликовал доклад о ситуации в области производства и продажи оружия в мире. Одиннадцать российских компаний вошли в список 100 ведущих мировых производителей вооружений за 2014 г.
Место в рейтинге
: 91
Продажи оружия, 2014 г.
: $840 млн
ОАО "Концерн "РТИ Системы" — российская машиностроительная компания. Осуществляет научно-техническую и производственную деятельность в таких отраслях, как радиостроение и ракетная техника, комплексные системы связи и безопасности, приводная техника.
Создана в 2000 г. финансовой корпорацией "Система" на базе двух ведущих российских радиотехнических институтов — РТИ и НИИДАР — с целью "построить из института бизнес". Штаб-квартира компании расположена в Москве.
Предприятия концерна выпускают радиотехническую продукцию, аэрокосмические и наземные системы управления и связи, двигатели, низковольтную аппаратуру и др.
В числе направлений деятельности — создание информационных средств ракетно-космической обороны, организация технической эксплуатации систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной обороны, механотроника.
Среди продукции, выпускаемой компаниями концерна, беспилотные летательные аппараты: "Кайра", "Авиус-1", "Вяхирь", "Форпост", на базе самолета Diamond DA42, радиофотонные РЛС терагерцового диапазона и т. д.
Место в рейтинге
: 61
Продажи оружия, 2014 г:
$1 450 млн
АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского" — российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия.
Головное предприятие — завод "Уралвагонзавод", расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области.
Сегодня один из крупнейших научно-производственных комплексов России включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции.
Четыре конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли грузового вагоностроения, и два института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники.
Генеральными партнерами Уралвагонзавода являются крупнейшие отечественные перевозочные компании, а также Министерство обороны РФ и ОАО «Рособорнэкспорт».
Место в рейтинге
: 45
Продажи оружия, 2014 г
.: $2 240 млн
АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) входит в состав Государственной корпорации "Ростехнологии" (Ростех).
Сегодня КРЭТ объединяет 97 предприятий, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронной продукции военного и гражданского назначения.
Предприятия Концерна расположены по всей территории России, от Санкт-Петербурга до Владивостока, а общая численность их сотрудников составляет около 50 тыс. человек.
В настоящее время КРЭТ выпускает широкую линейку продуктов, которые можно разделить на следующие сегменты: системы и комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО); средства радиоэлектронной борьбы и разведки (РЭБ); радиолокационные станции (РЛС); системы и средства государственного опознавания (ГО); измерительная аппаратура различного назначения (ИА); разъемы, электрические соединители и кабельная продукция (СК).
Место в рейтинге
: 39
Продажи оружия, 2014 г
.: $2 350 млн
Холдинг АО "НПО "Высокоточные комплексы" образован в 2009 г. с целью консолидации научно-технического потенциала группы профильных предприятий для создания, на основе инноваций и технологической модернизации существующей производственной базы, перспективных вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) в области высокоточных систем и комплексов вооружения тактической зоны боевых действий. Входит в состав гоcкорпорации "Ростех".
В холдинг АО "НПО «Высокоточные комплексы" входят 19 предприятий, численность персонала более 45 тыс. человек.
Основная сфера деятельности предприятий - разработка, производство, модернизация, ремонт и реализация вооружения, военной и специальной техники по нескольким направлениям:
. оперативно-тактические ракетные комплексы, зенитные ракетные, включая переносные, ракетно-пушечные и ракетно-артиллерийские комплексы ближнего действия и малой дальности для Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота ("Искандер-М", "Панцирь С-1", "Игла-С");
. противотанковые ракетные комплексы и комплексы штурмового вооружения ("Корнет", "Хризантема", "Конкурс" и т. д.);
. комплексы управляемого артиллерийского вооружения ("Краснополь", "Китолов");
. комплексы вооружения бронетанковой техники, боевые отделения легкобронированной техники ("Бережок", "Бахча", комплексы активной защиты "Арена", "Дрозд");
. аппаратура информационного обеспечения и другие образцы ВВСТ.
Место в рейтинге
: 38
Продажи оружия, 2014 г
.: $2 600 млн
АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" — интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космических программ, газотурбинные установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты.
Объединенная двигателестроительная корпорация является дочерней компанией Объединенной промышленной корпорации "Оборонпром", входящей в государственную корпорация "Ростех".
АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" осуществляет разработку, производств и послепродажное обслуживание широкого ряда газотурбинных двигателей.
Деятельность корпорации на данный момент сосредоточена в следующих ключевых бизнес-направлениях: двигатели для военной авиации, двигатели наземного применения, вертолетные двигатели, двигатели для гражданской авиации, ракетные двигатели, короткоресурсные газотурбинные двигатели, морские газотурбинные двигатели.
Место в рейтинге
: 34
Продажи оружия, 2014 г.
: $2 810 млн
ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) — российская компания, один из крупнейших производителей вооружений. Штаб-квартира компании расположена в городе Королёве (Московская область).
Стратегической целью создания объединения стало сохранение и развитие научно-производственного потенциала ракетостроения, обеспечение обороноспособности государства, мобилизации ресурсов для создания высокоэффективных управляемых ракет и комплексов вооружения воздушного, наземного, морского базирования, усиления позиций России на мировом рынке вооружений.
Корпорация - признанный лидер в разработке и производстве высокоточного оружия, объединяющая 32 предприятия оборонно-промышленного комплекса России.
Приоритетные направления деятельности корпорации "Тактическое ракетное вооружение":
- разработка, производство, модернизация гиперзвуковых систем вооружения, комплексов стратегического и тактического авиационного высокоточного оружия класса "воздух-поверхность", "воздух-воздух" и унифицированных систем морского вооружения, отечественной ракетно-космической техники и радиоэлектронного вооружения, а также продукции, созданной на основе технологий двойного назначения в сферах аэрокосмических, информационных технологий и возобновляемой энергетики;
- ремонт, сервисное обслуживание ранее произведенной продукции;
- обеспечение лицензионного производства поставляемой на экспорт продукции военного назначения.
Место в рейтинге
: 24
Продажи оружия, 2014 г.
: $3 640 млн
"Объединенная приборостроительная корпорация" — российская государственная корпорация, создана в марте 2014 г. в составе Государственной корпорации "Ростех" как специализированная управляющая компания, под эгидой которой объединены научные и производственные структуры радиоэлектронной промышленности России.
На сегодня в контуре управления ОПК - более 60 предприятий и научных организаций радиоэлектронной отрасли.
Среди основных проектов которые ведет сегодня ОПК - создание армейской связи 6 поколения и современных комплексов бортовой связи для авиации, в частности, для истребителя Т50.
Создание современных радиолокационных комплексов для разведки и мониторинга различного назначения, в том числе, радиолокационных комплексов для самолетов А-50У и А-100.
Разработка и внедрение новых технологий в производстве систем и средств связи, телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники.
Один из самых значимых проектов ОПК - организация серийного производства высокоплотной электроники нового поколения - компактных 3D-микросистем.
Место в рейтинге
: 23
Продажи оружия, 2014 г
.: $3 890 млн
АО "Вертолеты России" — российский вертолётостроительный холдинг, объединяющий все вертолётостроительные предприятия страны. АО "Вертолеты России" является дочерней компанией ОАО ОПК "Оборонпром", входящего в состав государственной корпорации "Ростех".
География "Вертолетов России" охватывает всю страну.
В состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, авиаремонтные заводы, а также сервисные компании, обеспечивающие послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами.
Головной офис "Вертолетов России" расположен в Москве.
Холдинг "Вертолеты России" образован в 2007 г., но ключевые предприятия имеют более чем 70-летнюю историю.
По состоянию на 2014 г. предприятия "Вертолетов России" выпустили 24% мирового парка вертолетов военного назначения, при этом продукция холдинга занимает 35% мирового парка боевых и 50% средних военно-транспортных вертолетов.
В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга "Вертолеты России" составляет рекордные 71% среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) и 69% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).
Место в рейтинге
: 15
Продажи оружия, 2014 г.
: $5 980 млн
Объединенная судостроительная корпорация - это 80% всех судостроительных проектов в России. ОСК объединяет лучшие судостроительные, судоремонтные предприятия и проектные бюро.
В военном кораблестроении - обеспечение нужд ВМФ России, проектирование и строительство флота XXI века. Значительная доля продукции военного назначения ОСК идет на экспорт.
В гражданском судостроении - буровые и добычные платформы, шельфовая техника, специализированные суда ледового класса для освоения Арктики, суда для работы на внутренних водных путях.
Проектно-конструкторские бюро ОСК имеют богатый опыт инновационных разработок в области кораблестроения и производства морской техники. К услугам заказчиков десятки уникальных инновационных проектов, не имеющих мировых аналогов, и сотни уже опробованных в серии проектов судов.
Место в рейтинге
: 14
Продажи оружия, 2014 г.
: $6 110 млн
ПАО "Объединенная авиастрои́тельная корпорация"— российское публичное акционерное общество, объединяющее крупнейшие авиастроительные предприятия России.
На сегодняшний день ОАК включает в себя около 30 предприятий и является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Компании, входящие в структуру Корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды как "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев" а также новые - SSJ, МС-21.
Приоритетные направления деятельности Корпорации - разработка, производство, испытания и сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание авиационной техники гражданского и военного назначения.
В сфере работы компаний ОАК - модернизация, ремонт и утилизация воздушных судов, подготовка кадров и повышение квалификации летного состава.
На сегодняшний день наибольший удельный вес в структуре производства занимает продукция военного назначения, как для Министерства обороны РФ, так и для иностранных заказчиков. При этом с 2013 г. основная доля поставок военной техники приходится на внутренний рынок.
Место в рейтинге:
11
Продажи оружия, 2014 г.
: $8 840 млн
АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" — российский концерн, объединяющий предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения.
Предприятия, собранные в концерн, разрабатывают, производят и модернизируют зенитно-ракетное и радиолокационное оборудование и его компоненты (основная сфера деятельности концерна — противовоздушная оборона).
Кроме того, задачи концерна включают реализацию, сопровождение эксплуатации, ремонт и утилизацию для федеральных государственных нужд и иностранных заказчиков систем, комплексов и средств противовоздушной обороны и средств не стратегической противоракетной обороны.
Авиационная и ракетно-космическая промышленность размещается в крупных городах - центрах сосредоточения квалифицированных кадров.
Готовые изделия - самолеты, вертолеты, баллистические ракеты и другие - собираются из тысяч деталек, поставляемых предприятиями-смежниками. Особенно выделяется своей сложностью производство космических комплексов.
Но большинству направлений в космической технике наша страна идет «впереди планеты всей». Уникальные российские технологии обеспечивают длительные полеты человека в космосе. Наши конструкторы разработали лучшую в мире систему автоматической стыковки космических кораблей. Россия держит первенство и в создании крупных конструкций в открытом космосе, пленочных и надувных сооружений. Сейчас наша космическая промышленность участвует во многих международных проектах.
Космодром Байконур (в Казахстане) сейчас используется Россией на условиях аренды. Отсюда уходят в космос российские и зарубежные космонавты. В самой же России в настоящее время два космодрома. Один из них - Плесецк.
В конце 1950-х гг. среди лесов, озер и болот Плесецкого района Архангельской области были построены испытательный полигон ракетных войск стратегического назначения и его -столица- - город Мирный. С 1966 г. отсюда стали запускать космические аппараты С этого времени Плесецк становится самым -рабочим-космодромом мира, не имеющим равных по количеству запусков (более 1500). Но он остается и военным полигоном - именно здесь, например, получила «путевку в жизнь- новая российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Тополь-М», которая составила костяк стратегических ядерных сил нашей страны в начале XXI в. В Амурской области на базе бывшего гарнизона ракетной дивизии стратегического назначения недавно создан второй в России космодром Свободный. Первый спутник был запущен оттуда в марте 1997 г.
Управление практически всеми беспилотными космическими аппаратами ведется из подмосковного Краснознаменска (Голицыно-2), а пилотируемыми - из Центра управления полетами (ЦУІ1) в Королеве Московской области.
Научно-исследовательские и конструкторские организации отрасли сосредоточены в значительной степени в Московском регионе. Здесь проектируются почти все российские самолеты и вертолеты, разрабатываются межконтинентальные баллистические ракеты и ракеты-носители.
Мощный аэрокосмический комплекс сформировался в Поволжье. Среди многих его крупных центров особое место в отечественной космонавтике занимает Самара, где разрабатывают и изготавливают ракеты-носители, ракетные двигатели и спутники различного назначения, в том числе фоторазведчики. В Нижнем Новгороде авиастроительный завод «Сокол», выпускавший в годы войны истребители конструктора С. А. Лавочкина Лаa-5 и Ла-7. Именно на таких машинах одержал все свои победы (сбив 62 вражеских самолета) советский ас номер один трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Среди сегодняшней военной продукции завода самый мощный в мире истребитель-перехватчик МиГ-31.
В Арсеньеве (Приморский край) были изготовлены практически все боевые вертолеты Ми-24, воевавшие в Афганистане, а сейчас выпускается первый в мире боевой вертолет Ка-50, больше известный как «Черная акула«. Здесь же делают уникальную противокорабельную ракету «Москит», называемую на Западе «Санберн» (»Солнечный ожог»). Эта ракета, способная уничтожить авианосец, несется к цели на высоте всего 5 м со скоростью, в 2,5 раза превышающей скорость звука, автоматически выполняя противозенитные маневры, что делает «Москит» практически неуязвимым.
Бывший артиллерийский завод в Воткинске (в Удмуртии), основанный еще в XIX в., сейчас единственное в России предприятие по производству межконтинентальных баллистических ракет («Тополь-М»).
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-У»
Унифицированная ракета-носитель (РН) среднего класса «Союз-У» разработана на базе РН «Союз» и эксплуатируется с 1973 года. Предназначена для выведения на околоземную орбиту транспортных кораблей по программе Международной космической станции, а также автоматических космических аппаратов различных типов. РН разработана и производится АО «РКЦ Прогресс» (г. Самара). РН «Союз-У» по количеству пусков и надежности является бесспорным мировым лидером среди ракет-носителей среднего класса.
- универсальная ракета-носитель для выполнения разных задач;
- экологически безопасные компоненты топлива - керосин и жидкий кислород;
- мировой лидер по количеству пусков и надёжности, проведено более 800 пусков («Союз-У» и «Союз-У2») - надежность 97,3%.
Ракета-носитель «Союз-У»
Конструктивно РН «Союз-У» выполнена по схеме продольно-поперечного деления ракетных ступеней. На первом этапе полёта работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков - только двигатель центрального блока.
В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается автономный жидкостный четырехкамерный ракетный двигатель однократного включения РД-118, оснащенный двумя рулевыми соплами.
На центральном блоке второй ступени используется четырехкамерный ракетный двигатель РД-117 с четырьмя рулевыми соплами. Запуск ЖРД центрального и боковых блоков производится на Земле, что даёт возможность контролировать работу двигателей на переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска отменять пуск ракеты. Это существенно повышает безопасность пусков космических кораблей к МКС.
На третьей ступени применяется двигательная установка РД-0110, состоящая из четырехкамерного двигателя однократного включения и четырех поворотных рулевых сопел (используемых для управления полётом по трем осям). После отключения двигателя третьей ступени и отделения космической головной части третья ступень выполняет маневр увода.
Стартовый комплекс ракеты-носителя «Союз»
Комплекс на БАЙКОНУРЕ предназначен для предстартовой подготовки и проведения пусков ракеты-носителя среднего класса типа «Союз» с различными космическими аппаратами. Головным разработчиком стартового комплекса (СК) является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - НИИ СК.
Стартовый комплекс, созданный в 1957 году за необычайно короткое время для МБР Р-7 (прообраза ракеты-носителя «Союз»), в дальнейшем неоднократно дорабатывался в связи с модернизацией самой ракеты. Стартовый комплекс успешно использовался при запуске первой межконтинентальной баллистической ракеты, первого искусственного спутник Земли, первого космонавта в истории человечества - Ю.А.Гагарина, космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», космических аппаратов, запущенных на Луну, Марс, Венеру. Для различных отраслей экономики и обеспечения государственных нужд со стартовых комплексов ракет-носителей «Союз» проводились запуски спутников телевещания, связи, фотосъёмки поверхности Земли, прогнозирования погоды, биологических исследований, а также проводились работы с иностранными фирмами в области биотехнологии и исследования космоса.
До 2012 года пуски РН «Союз-У» проводились также и со стартового комплекса космодрома ПЛЕСЕЦК.
Основные характеристики РН «Союз-У»
Стартовая масса, т |
|
Количество ступеней |
|
Компоненты топлива: Первой ступени; Второй ступени; Третьей ступени. |
кислород-керосин кислород-керосин кислород-керосин |
Маршевые двигатели: Первой ступени; Второй ступени; Третьей ступени. |
|
Используемые разгонные блоки |
Для автоматических космических аппаратов - РБ «Фрегат» При запусках транспортных кораблей разгонный блок не используется |
Космодром |
БАЙКОНУР, ПЛЕСЕЦК |
Масса полезного груза на низкой околоземной орбите, т. С наклонением 51,8 град; С наклонением 62,8 град; |
Представилась возможность оказаться на предприятии где создавались и создаются ракетные двигатели, которые вытягивали почти всю советскую космическую программу, а теперь тянут российскую, украинскую, южнокорейскую и, частично, даже американскую. Знакомьтесь: НПО «Энергомаш», недавно вошедшее в Объединенную ракетно-космическую корпорацию России, место где делают самые лучшие и мощные жидкостные ракетные двигатели в мире.
Эти слова не пафос. Судите сами: здесь, в подмосковных Химках, разработаны двигатели для советско-российских ракет «Союз» и «Протон»; для российской «Ангары»; для советско-украинских «Зенита» и «Днепра»; для южнокорейской KSLV-1 и для американской ракеты Atlas-5. Но обо всем по порядку…
После проверки паспорта и прибытия сопровождающего, с проходной выдвигаемся в музей завода, или как тут его называют «Демонстрационный зал».
Хранитель зала Владимир Судаков - начальник Отдела информации. Судя по всему, с обязанностями он справляется неплохо - он один из всех моих собеседников знал, кто такой «Zelenyikot».
Владимир провел короткую, но емкую экскурсию в музее.
Видите на столе 7 сантиметровую пшикалку? Вот с нее вырос весь советский и российский космос.
НПО «Энергомаш» развился из небольшой группы энтузиастов ракетостроения, сформированной в 1921 году, а в 1929-м названной Газодинамическая лаборатория, руководителем там был Валентин Петрович Глушко, позже он же стал генеральным конструктором НПО «Энергомаш».
Диск со сферой в центре - это не модель Солнечной системы, как я подумал, а макет электроракетного космического корабля. На диске предполагалось размещать солнечные батареи. На дальнем плане - первые модели жидкостных ракетных двигателей разработки ГДЛ.
За первыми концептами 20-30-х гг. пошли реальные работы на госфинансировании. Тут ГДЛ работало уже вместе с Королевским ГИРД. В военное время в «шарашке» разрабатывали ракетные ускорители для серийных военных самолетов. Создали целую линейку двигателей, и полагали, что являются одними из мировых лидеров жидкостного двигателестроения.
Но всю погоду испортили немцы, которые создали первую баллистическую ракету А4, более известную в России под названием «Фау-2».
Ее двигатель более чем на порядок превосходил советские разработки (25 тонн против 900 кг), и после войны инженеры принялись наверстывать упущенное.
Сначала создали полную реплику А4 под названием Р-1, но с использованием полностью советских материалов. На этом периоде нашим инженерам еще помогали немецкие. Но к секретным разработкам их старались не подпускать, поэтому дальше наши работали сами.
Первым делом инженеры принялись форсировать и облегчать немецкую конструкцию, и добились в этом немалых успехов - тяга повысилась до 51 тс.
Но дальше возникли проблемы нестабильности горения топлива в большей сферической камере сгорания. Глушко понял, что это тупик и занялся разработкой двигателей с цилиндрической камерой.
Первые разработки с новым типом камеры сгорания были военные. В демонстрационном зале они запрятаны в самый дальний и темный угол. А на свету - гордость - двигатели РД-107 и РД-108, которые обеспечили Советскому Союзу первенство в космосе, и позволяют России лидировать в пилотируемой космонавтике по сей день.
Владимир Судаков показывает рулевые камеры - дополнительные ракетные двигатели, которые позволяют управлять полетом.
В дальнейших разработках от подобной конструкции отказалось - решили просто отклонять маршевую камеру двигателя целиком. Проблемы с нестабильностью горения до конца решить так и не удалось, поэтому большинство двигателей конструкции КБ Глушко - многокамерные.
В зале имеется только один однокамерный гигант, который разрабатывался для лунной программы, но в серию так и не пошел - победил конкурирующий вариант НК-33 для ракеты Н1.
Разница их в том, что Н1 запускали на смеси кислород-керосин, а Глушко был готов запускать людей на диметилгидразине-тетраоксиде азота. Такая смесь эффективнее, но намного токсичнее керосина. В России на ней летает только грузовой «Протон». Впрочем, это ни сколь не мешает Китаю сейчас запускать своих тайконавтов именно на такой смеси.
Можно взглянуть и на двигатель «Протона».
А двигатель для баллистической ракеты Р-36М, до сих пор стоит на боевом дежурстве в ракетах «Воевода», широко известных под натовским названием «Сатана».
Впрочем, сейчас их, под названием «Днепр» тоже запускают с мирными целями.
Наконец добираемся до жемчужины КБ Глушко и гордости НПО «Энергомаш» - двигателю РД-170/171.
На сегодняшний день - это самый мощный кислород-керосиновый двигатель в мире - тяга 800 тс. Превосходит американский лунный F-1 на 100 тс, но достигает этого за счет четырех камер сгорания, против одной у F-1.
РД-170 разрабатывался для проекта «Энергия-Буран», в качестве двигателей боковых ускорителей. По первоначальному проекту предполагалось многоразовость ускорителей, поэтому двигатели были разработаны и сертифицированы для десятикратного использования. К сожалению, возврат ускорителей так и не был реализован, но двигатели сохраняют свои возможности.
После закрытия программы «Буран», РД-170 повезло больше чем лунному F-1 - ему нашли более утилитарное применение в ракете «Зенит». В советское время ее, так же как и «Воеводу» разрабатывало КБ «Южное», которое после развала СССР оказалось за границей. Но в 90-е политика не помешала российско-украинскому сотрудничеству, а к 1995 году, совместно с США и Норвегией начал реализовываться проект «Морской старт». Хотя он так и не вышел на прибыльность, прошел реорганизацию и сейчас решается его дальнейшая судьба, но ракеты летали и заказы на двигатели поддерживали «Энергомаш» в годы космического безденежья 90-х- начала 2000-х.
Как добиться подвижности узла при высоких давлениях и экстремальных температурах? Да фигня вопрос: всего лишь 12 слоев металла и дополнительные кольца бронирования, зальем меж слоев жидким кислородом - и нет проблем…
Такая конструкция позволяет жестко закрепить двигатель, но управлять полетом отклонением камеры сгорания и сопла, при помощи карданного подвеса. На двигателе он виден чуть ниже и правее центра, над панелью с красными заглушками.
Американцы про свой космос любят повторять: «Мы стоим на плечах гигантов». Глядя на такие творения советских инженеров понимаешь, что эта фраза всецело относится и к российской космонавтике. Та же «Ангара» хоть и детище уже российских конструкторов, но ее двигатель - РД-191 эволюционно восходит к РД-171.
Точно так же «половинка» РД-171, под названием РД-180 внесла свой вклад, и в американскую космонавтику, когда «Энергомаш» в 1995 году победил в конкурсе Lockheed Martin. Я спрашивал, не было ли в этой победе пропагандистского элемента - могли ли американцы заключить контракт с русскими для демонстрации завершения эры соперничества и начала сотрудничества в космосе? Мне не ответили, но рассказали про офигевшие глаза американских заказчиков, когда они увидели творения сумрачного химкинского гения. По слухам, характеристики РД-180 почти вдвое превышали характеристики конкурентов. Причина в том, что в США так и не освоили ракетные двигатели с закрытым циклом. В принципе, можно и без него, тот же F-1 был с открытым циклом или Merlin от SpaceX. Но в соотношении «мощность/масса» двигатели закрытого цикла выигрывают, хоть и проигрывают в цене.
Вот тут на видео испытаний двигателя Merlin-1D видно как из трубки рядом с соплом хлещет струя генераторного газа:
Наконец, завершение экспозиции - надежда предприятия - двигатель РД-191. Это пока самая младшая модель семейства. Он создавался для ракеты «Ангара», успел поработать в корейской KSLV-1, и его рассматривает в качестве одного из вариантов американская компания Orbital Scienses, которой понадобилась замена самарского НК-33 после аварии ракеты Antares в октябре.
На заводе эту троицу РД-170, РД-180, РД-191 в шутку называют «литр», «поллитра» и «четвертинка».
На заводе много интересного, а главное получилось увидеть, как такое чудо инженерной мысли создается из кучи стальных и алюминиевых болванок.
Баллистические ракеты были и остаются надежным щитом национальной безопасности России. Щитом, готовым, в случае необходимости, обернуться мечом.
Разработчик: КБ «Южное»
Длина: 33, 65 м
Диаметр: 3 м
Стартовый вес: 208 300 кг
Дальность полета: 16000 км
Советский стратегический ракетный комплекс третьего поколения, с тяжёлой двухступенчатой жидкостной, ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой 15А14 для размещения в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной защищённости типа ОС.
«Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали американцы. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана. Ни одна система ПРО неспособна была противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 16 тысяч метров. После создания Р-36М, Советский Союз мог не беспокоится «гонки вооружений». Однако в 1980-ые «Сатана» был модифицирован, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 - Р-36М2 «Воевода», против которой ничего сделать не могут сделать и современные американские ПРО.
Длина: 22,7 м
Диаметр: 1,86 м
Стартовый вес: 47,1 т
Дальность полета: 11000 км
Ракета РТ-2ПМ2 выполнена в виде трехступенчатой ракеты с мощной смесевой твердотопливной энергетической установкой и стеклопластиковым корпусом. Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года. По состоянию на конец 2012 года, на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования. Все ракеты шахтного базирования стоят на боевом дежурстве в Таманской ракетной дивизии (Светлый, Саратовская область).
Разработчик: МИТ
Длина: 23 м
Диаметр: 2 м
Дальность полета: 11000 км
Первый запуск ракеты состоялся в 2007 году. В отличие от Тополя-М обладает разделяющимися боевыми частями. Помимо боевых блоков, Ярс также несет комплекс средств прорыва противоракетной обороны, что затрудняет противнику ее обнаружение и перехват. Такое нововведение делает РС-24 наиболее удачной боевой ракетой в условиях развертывания глобальной американской системы ПРО.
Разработчик: ЦКБ машиностроения
Длина: 24,3 м
Диаметр: 2,5 м
Стартовый вес: 105,6 т
Дальность полета: 10000 км
Межконтинентальная баллистическая жидкостная ракета 15А30 (УР-100Н) третьего поколения с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) была разработана в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея. Летно-конструкторские испытания МБР 15А30 проводились на полигоне Байконур (председатель госкомиссии - генерал-лейтенант Е.Б. Волков). Первый пуск МБР 15А30 состоялся 9 апреля 1973г. По официальным данным, на июль 2009 г. РВСН РФ имели 70 развернутых МБР 15А35: 1. 60-я ракетная дивизия (г. Татищево), 41 УР-100Н УТТХ 2. 28-я гвардейская ракетная дивизия (г. Козельск), 29 УР-100Н УТТХ.
Разработчик: КБ «Южное»
Длина: 22,6 м
Диаметр: 2,4 м
Стартовый вес: 104,5 т
Дальность полета: 10000 км
РТ-23 УТТХ «Молодец» - стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования, соответственно. Явился дальнейшим развитием комплекса РТ-23. Были приняты на вооружение в 1987 году. На внешней поверхности обтекателя размещаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается.
Разработчик: МИТ
Длина: 11,5 м
Диаметр: 2 м
Стартовый вес: 36,8 т.
Дальность полета: 9300 км
Российская твёрдотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955. Первый запуск "Булавы" состоялся в 2005 году. Отечественные авторы часто критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большую долю неудачных испытаний.Как утверждают критики, "Булава" появилась благодаря банальному желанию России сэкономить: стремление страны сократить расходы на разработку за счет унификации "Булавы" с сухопутными ракетами сделало ее производство дешевле, чем обычно.
Разработчик: МКБ «Радуга»
Длина: 7,45 м
Диаметр: 742 мм
Размах крыла: 3 м
Стартовый вес: 2200-2400
Дальность полета: 5000-5500 км
Стратегическая крылатая ракета нового поколения. Её корпус представляет собой низкоплан, однако имеет сплющенное поперечное сечение и боковые поверхности. Боевая часть ракеты весом в 400 кг может поражать сразу 2 цели на расстоянии 100 км друг от друга. Первая цель будет поражена боеприпасом, спускающимся на парашюте, а вторая непосредственно при попадании ракеты.При дальности полета на 5000 км показатель кругового вероятного отклонения (КВО) составляет всего 5-6 метров, а при дальности 10 000 км не превышает 10 м.
Статьи по теме: | |
Пегас туристик раннее бронирование на год
Согласие на обработку персональных данных Настоящим Я, являясь... Должностная инструкция PR-менеджера, должностные обязанности PR-менеджера, образец должностной инструкции PR-менеджера Pr менеджер в крупной компании
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен... Как делают упаковку тетра пак Что такое тетра пак
Все заводы Тетра Пак по всему миру сделаны, практически одинаково. То... |