Старые цветные фотографии коренных американцев. Множество качественных цветных фото царской россии Александров

Где находится огромная коллекция старых фотографий в высоком разрешении, есть раздел посвященный колоризированным снимкам. Занимаются их раскраской не профессионалы, а энтузиасты-любители, поэтому большая часть фотографий это лишь проба пера начинающих фотошоперов. Но попадаются и весьма неплохие работы. Главное помнить, что жанр колоризации довольно вольный и то, как все выглядело на самом деле, люди расскрашивающие фотографии в большинстве случаев не знают. Нужно иметь очень хороший запас знаний и перерыть множество архивов, чтобы знать все детали. Так что это не фото в цвете, а взгляд художника на события прошлого. Но в любом случае это интересно для изучения. В цвете всплывают детали на которые раньше даже не обратил бы внимания. Наткнулся там на фотку со Студебекером и не смог оторваться, пока не просмотрел все 120 страниц. Те фотографии, что мне больше всего понравились, я собрал в этот пост. Для просмотра любой в оригинальном размере (а это обязательно надо сделать учитывая их высокое разрешение) достаточно просто на нее кликнуть. Под всеми фотками есть ссылки на источники.

7. Парад дорожной полиции Нью-Йорка. Мэр Джордж Макклилан выходит из машины на Юнион-сквер. Фото сделано 5 ноября 1908 года.


Источник: цвет , оригинал .

11. Дама с фонографом. Нью-Йорк, 1921 год.

Источник: цвет , оригинал .

13. Мисс Анна Нибель, занявшая первое место на конкурсе купальников. Вашингтон, округ Колумбия. 17 июня 1922 года.


Источник: цвет , оригинал .

18. Артист Эл Джолсон (вики), снявшийся в главной роли в первом в истории полнометражном звуковом фильме "Певец джаза". Сан-Франциско, 1927 год.


Источник:

Предлагаем подборку интересных и редких старинных фотографий, которые помогут совершить путешествие в прошлое.


Джеймс Кэмерон отдыхает на съемках "Титаника"


Пляж у Петропавловской крепости, Ленинград, 1970-е


Стела о пребывании И.В. Сталина в Полярном, 1940-е


Уличная торговля на проспекте Калинина в Москве, начало 90-х


Экспериментальное советское такси, 1964 год


Пицунда, 1982 год


На рекламном фото автозаправок компании «Бритиш Петролеум» военнослужащие ВВС Швеции с военной базы F–16 Uppsala заправляют и обслуживают учебный реактивный самолёт SAAB 105. 80-е


Киоск с мороженым и молочными коктейлями, 1964 год, Москва


Поливомоечный трамвай, 1990 год, Ленинград


Nirvana на Хеллоуин, 1993 год, Акрон, Огайо, США
Слева направо: Kurt Cobain, Big John Duncan, Pat Smear, Krist Novoselic.


Курильщик, 1964 год, Летервуд


Девушка и собаки, 1977 год, Майами, США


Встреча Генри Киссинджера c Долли Партон, 1985 год, США


Розыск жён. 1901 год, Монтана


После высадки пятитысячного десанта южной коалиции в 40-45 километрах севернее города 20 октября 1950 года столица КНДР пала.
На фотографии - допрос военной полицией Южной Кореи северокорейских военнопленных.


Маскировка мавзолея–мечети Тадж–Махал во время третьей индо–пакистанской войны в декабре 1971 года, в результате которой Восточный Пакистан (Бангладеш) обрёл независимость.


Дозиметрический контроль сотрудников ЧАЭС, 1990 год, СССР
Все сотрудники станции, а особенно 4–го блока, обязаны были проходить специальную проверку на радиацию при выходе с работы. Если сотрудник был недостаточно «чистым», загорался красный сигнал, и турникет не срабатывал. Тогда необходимо было возвращаться и еще раз мыться в душе, применяя «РАДЕЗ»
Фотограф Виктория Ивлева


Отец с сыном подают воду на рисовое поле, 1952 год, Вьетнам


Четыре женщины, захваченные в плен немцами в ходе Варшавского восстания, сфотографированы через колючую проволоку в лагере Шталаг VI-C после их освобождения. Третий Рейх. Апрель 1945 года.


Истребитель МиГ-15 ВВС СССР в бою. КНДР. 1950-1953 года.


Победители XV-й велогонки Вокруг Кремля, посвященной советской молодежи. Москва. РСФСР. СССР. 1979 год.


Ватиканская женская стрелковая команда. Ватикан. Королевство Италия. 1937 год.


Танки на центральной площади города во время Румынской революции. Бухарест. 1989


Парад на Красной площади по случаю десятой годовщины Революции. РСФСР. СССР. Ноябрь 1927 года.


Альберт Эйнштейн со своей женой Эльзой, Большой каньон, 1931 г.


Сильвестр Сталлоне, 1979 год.


Девушка прощается с уезжающим на войну солдатом. Лондон, 1940 г.


3-х летняя девочка вместе с пони, 1955 г.


Школьники занимаются сборкой автоматов, Сталинск (Новокузнецк), 1943 г.


Юрий Никулин перед началом юбилейного вечера, 1991 год.


Защитник города. Сталинград, СССР. Январь 1943 года.


Сэр Томас Липтон - изобретатель чайных пакетиков Lipton.


Библиотека в Пражском замке, 1950 год.


Съёмочная группа и актёры фильма "Назад в будущее", США, 1985 год.


Теннисистки, 1964 г.


Л. Куравлёв и Н. Варлей на съёмках фильма «Вий».


Элизабет Бирдм - первая женщина мотоциклист, объехавшая вокруг света.


Леонид Гайдай на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973


Советские военнослужащие осматривают захваченную в районе Красного Села немецкую повозку лафета 240-мм пушки, производства фирмы «Шкода».
Немецкое обозначение орудия - 24 cm Kanone M.16 (t). Подобные орудия состояли на вооружении 2-го дивизиона 84-го артиллерийского полка (II./AR 84), участвовавшего в обстрелах Ленинграда.


Принцесса Диана, 1960-е


"Москвич 408" с правым рулем (экспортный).


Уильям Джойс, более известный как «Лорд Хау-Хау» под надзором вооруженных охранников, чтобы исключить возможность побега. Был захвачен в своём доме в Германии в мае 1945 года.
Джойс Уильям один из лидеров британских нацистов.
В мае 1945 арестован британскими властями. Осужден британским судом за военные преступления и приговорен к смертной казни. Казнен.


Мирные жители приветствуют советских солдат на трофейном немецком танке Pz.Kpfw.III.


Отступающие немцы взрывают мост во Флоренции. Италия, 1944 год.


Емкость для святых мощей из Базельского кафедрального собора. 1450-е года.


Попадание немецкой авиабомбы в крейсер "Червона Украина", г. Севастополь 12.11.1941 г.
Немецкая аэрофотосъёмка во время налёта 12-го ноября 1941 г.
Крейсер, стоящий у Графской пристани в Севастополе, получил во время налёта два попадания бомбами, которые унесли жизни около семидесяти моряков и нанесли серьёзные повреждения кораблю, от которых он затонул на следующий день.


1943 год. Северная Африка. Раненые перед погрузкой в тяжелый немецкий транспортный самолет Messerschmitt Me.323D-8 «Gigant» в Тунисе.


Финские солдаты у забронированного паровоза.Интересна конструкция трубы,судя по всему сделано это для того,чтоб направить дым к земле,исключив демаскировку бронепоезда из-за него.


Патруль итальянской народной милиции на улице Милана. 26 апреля 1945 г.


Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации доктор медицинских наук подполковник Поляков (дольше всех пробыл в космосе за один полёт - 437 суток) наблюдает в иллюминатор за приближением шаттла "Дискавери". Научно-исследовательская орбитальная станция «Мир», 3 февраля 1995 года.


Трёхствольный 120-калиберный карманный пистолет Наполеона Бонапарта, с инкрустацией золотом, подарен ему в 1802 году.


Чеченские боевики в Грозном. 90-е годы


СССР. Москва. Автобус-баня, переданный ВЦСПС подшефной дивизии. Фото нач. 1940-х гг.


РФ. “Penthouse” №1


СССР. Москва. Продажа бразильских апельсинов. 1962


Popeye 1940s


Фабрика телевизоров. Восточная Германия. 1954


Кино в полёте. США 60-е


Русский художник Илья Глазунов - пишет портрет Джины Лоллобриджиды. Рим 1963 г.


Vincent Spano, Isabella Rossellini & Monica Bellucci by Steven Meisel 1992


Модные очки. 1960


Боснийцы в Сараево читают сообщение об аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией., 1908 год.
Через шесть лет на этом же месте сербским студентом Гаврилой Принципом будет застрелен австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд


Симулятор управления кораблем в школе навигации. Глазго, 1913 год.


Советская пресса 1924 г.:
«Тов. Люнионь, член V Конгресса Коминтерна, представитель самой угнетённой, самой порабощённой части трудящихся - французских колониальных негров - отдыхает на... древнем троне русских царей, сохранившемся в качестве музейного экспоната в Кремле. Сейчас это - обыкновеннейшее кресло».


Лондон после налета Люфтваффе, вид из собора Святого Павла, 3 января 1941 года.


Французский актер Жан Габен на крыльце своего дома, Франция, декабрь 1949 года.


Подводная свадьба, Сан-Маркос, Техас, США, 1954 год.


Портрет Вудро Вильсона, 1918 год.


Бойцы армии адмирала Колчака позируют возле тел расстрелянных большевиков, 1919 год.


26 - 30 апреля 1991 года прошел циклон "Мариан" в Бангладеш (максимальный ущерб: 29-го апреля) - 138000 погибших.


Марлон Брандо с котиком.


“Дубинушка“. СССР, 1931 год.


Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Уолт Дисней и оператор Эдуард Тиссэ.


Девушки играют в карты на раздевание, 1941 год.


Вуди Аллен и Майкл Джексон в «Студии 54», Нью–Йорк, 1977 год.


Сталин (третий слева) с группой большевиков революционеров в Туруханске, Российская империя, 1915 год.


В апреле 1945 г. в концлагере Гарделеген эсэсовцы загнали в сарай около 1100 узников и подожгли. Некоторые из жертв пытались бежать, но были застрелены охранниками.


Заметки из газеты «Сталинский путь» от 15 августа 1935 года.


Эйфелева башня, июль 1888 года.


Стоянка такси у Большого театра. Москва, 1935 год.
Фотограф: Аркадий Шайхет.


Медаль за пьянство: Ошейник с чугунной звездой с надписью «За пьянство». Россия, первая половина XVIII века, чугун, литье, железо, ковка.


John Lennon / Джон Леннон


Группа заключенных Таганской тюрьмы возвращается с утреннего представления в Большом театре, которое они посетили в качестве поощрения за примерное поведение, 1902 год.


Самый ранний из известных снимков Чернобыльской катастрофы, 26 апреля 1986 года.


Led Zeppelin, 1969 год.
Фотограф: Ron Raffaelli.


Именно так, по мнению журнала LIFE, выглядела идеальная женская фигура в 1938 году. В качестве “идеала” была запечатлена 20-летняя модель June Cox - рост около 168 см., вес 56 кг.


Только нудистов нам тут не хватало. Фотограф Зенон Жибуртович, «Огонек» N21, 1987 год.


Шпаргалки. МГУ, 1984 год.
Фотограф: Валерий Христофоров.


Рентгеновская установка, Франкфурт, 1929 год.


Турок омывает ноги для последней молитвы, в то время как болгарские солдаты готовят для него виселицу, 1913 год.


Т-54 давит автобус которым протестующие загородили проезд. Операция Дунай, 1968 год.


RSO или Raupenschlepper Ost - полногусеничный многоцелевой тягач, изначально использовавшийся войсками вермахта на Восточном фронте, в конце войны - на всех фронтах.
Изучение весьма печального опыта использования германской колесной, гусеничной и полугусеничной техники в ходе кампании 1941-1942 годов на Восточном фронте привело специалистов фирмы «Штайр» к мысли о необходимости создания простого по конструкции и надежного артиллерийского тягача с чисто гусеничной ходовой частью. Взяв за основу компоновочную схему советских транспортных тракторов СТЗ-5 и Сталинец-2, во множестве захваченных германскими войсками летом 1941 года, они уже к середине 1942 года подготовили проект такого тягача.


Донецкий аэропорт, 1976.


Дали на фотосъёмках Плейбоя. 1973


Ума Турман. 1991г.


1954 год. Симоне Сильва и Роберт Митчем.
Когда Симоне позировала топлес, она спровоцировала давку, в которой один фотограф сломал руку, а другой - ногу. Ее попросили уехать с фестиваля.


Солдаты стран Варшавского договора, 1980–е годы
Флагов семь (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия), а изначально в Организации Варшавского договора было восемь стран, включая Албанию, но Албания фактически вышла из блока в 1968 году - после ввода войск ОВД в Чехословакию.


Заключенный французской тюрьмы, 1900-е. Усы татуировались в знак протеста против администрации.


Наливайка 30-х СССР


Рекламный буклет Аэрофлота для иностранцев 1967 года, рекламирующий перелеты по маршруту Нью-Йорк-Москва и Москва-Токио. С указанием расценок за первый и туристический класс, а также обещанием “настоящей русской кухни” с черной икрой и “лучшей водкой”.


Голодные заключенные, почти умершие от голода, использовавшиеся для «научных» экспериментов. Концентрационный лагерь в Эбензее, Австрия.
Лагерь был освобожден 7 мая 1945 года.


Конец 40-х, Челябинская область, СССР. Танк Шерман пашет вместо трактора


Демаркационная линия между западной мусульманской и восточной христианской частями Бейрута во время Гражданской войны в Ливане. 1983 год.


Американские артиллеристы. Живой коллаж по случаю победы в Первой мировой, Германия, 1918 год.


Женщины-солдаты Красной Гвардии в финском плену, Финляндия, 1918 год.


Визит американского президента в Австралию.
21 октября 1966 года два брата закидали лимузин, который перевозил Линдона Джонсона во время государственного визита в Австралию, воздушными шариками с краской. Так они выразили свой протест против войны во Вьетнаме.


Американские офицеры бухают в частной резиденции Гитлера в Баварии, в Альпах, 8 мая 1945 года.


До планшетов с ноутбуками, Париж, 1947 год.


Контейнер для ядов в виде книги, XVII век.


«Чистка ствола» орудия главного калибра (15-дюймового) британского линейного корабля HMS Royal Oak, 1916 год.


Танец верности - ритуальный танец, символизировавший преданность танцора лидеру страны Мао Цзэдуну, 1967 год.


Валютчики возле магазина «Берёзка» 80-е


У мальчика в руках плакат «Всё, что я хочу на Рождество - чистую белую школу»
- протесты после того, как темнокожая девочка Руби Бриджес первой начала посещать школу для белых, Новый Орлеан, 1960 год.


Счет за ремонт автомобиля Рено, принадлежавшего Великому Князю Константину Константиновичу. Великий князь Константин Константинович - сын своего полного тезки, известного как «КР». В 1918 году был убит большевиками. Русской православной церковью за границей был причислен к лику святых.


А еще названия речек, протекавших по территории Москвы:
Кровянка, Нищенка, Самотыга, Язвенка, Горячка, Кабаниха, Жабенка, Таракановка, Чернушка, Гнилушка. Было и Суково (Сукино) болото, а Чистые пруды назывались Погаными


Шикарные, сочные и абсолютно технически современно выглядящие фотографии дореволюционной России из библиотеки Американского Конгресса. Это свежий и до мурашек-по-спине реальный взгляд на Россию начала века. Как это все на самом деле выглядело. Люди и архитектура, предметы и виды. Как будто машина времени...


Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением. показано, как это делалось, и .

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим.

Не забывал он и о российской публике. Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано. Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически.

К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом. Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола). Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник...

Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. (С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться ).



В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось. В эмиграции цель Прокудина-Горского - раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки - осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.

В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах...



Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться : вводишь в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали. Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву "r" заменить на "v". Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится. Для того, чтобы получить самую большую версию в формате.tif в адресе вместо "r.jpg" нужно подставить "u.tif". Но грузиться будет очень долго:) Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени… Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода...


























Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают.

Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства. И вот, мне всё хотелось как-то выразить словами этот дух. И лишь теперь, вернувшись к этим фото, я понял, о чём говорит это спокойствие; что оно означает: "Хозяин дома".


Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене (Edme Jules Maumene, 1818-1898) и Адольфом Мите (Adolf Miethe, 1862-1927), совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.



В 1909 году Прокудин-Горский получает аудиенцию у царя Николая II, высказывает ему свою идею запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию - ее культуру, историю, всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Царь одобрил планы фотографа, выделил ему специально оборудованный железнодорожный вагон. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях и не препятствовать даже в фотографировании стратегических объектов, в том числе мостов и заводов.



В 1909-1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы и монастыри, виды городов, поля и леса, разнообразные бытовые сцены русской глубинки. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретенный им киноаппарат для цветной киносьемки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский покинул Россию, увезя с собой почти все сделанные фотопластины (RGB-пластины), за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер (Lumière). В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского - Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).


Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах. Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”. Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции.

Всего коллекция Прокудина-Горского - “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” - насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.


Документальный фильм "Цвет времени" посвящен жизни и деятельности фотохудожника и химика С. М. Прокудина-Горского, внесшего значительный вклад в развитие цветной фотографии и кинематографии. В начале XX века под его руководством была создана коллекция цветных фотографических видов Российской империи. С. М. Прокудин-Горский является автором цветного портрета Л. Н. Толстого. В фильме принимает участие профессор С. П. Гаранина, ведущий специалист по творчеству С. М. Прокудина-Горского.

Вот история этих фотографий. Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.

Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим. Не забывал он и о российской публике.

Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано.

Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. "Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций» (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола).
Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник... Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором.

В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. (С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться ).

Старица. Общий вид с Волгой:

(Сначала у меня было это фото, оно более крупным планом, весьма впечатляет, но уже подсуетились... стуканули...)

В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось.

В эмиграции цель Прокудина-Горского - раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки - осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.

В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах...

г. Пермь:

Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском: вводишь в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали.

Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву "r" заменить на "v". Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится. Для того, чтобы получить самую большую версию в формате.tif в адресе вместо "r.jpg" нужно подставить "u.tif". Но грузиться будет очень долго:)

Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени… Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода...


современный вид этого храма

Старый тракт на Москву. Город Ржев:

Общий вид Белозерска с крепостного вала:

Рязань. Вид с колокольни Успенского собора:

Рязань. Общий вид с севера:

Рязань. Вид с юго-востока:

Екатеринбург. Общий вид южной части:

Екатеринбург. Общий вид центральной части:

Заводские поселения Верх-Исетского завода (Екатеринбург)

Место бывшего престола во временной полотн. церкви мушкетёрского полка (Екатеринбург)

Трапезная и церковь Скорбящей Божьей Матери в монастыре (Тихвинский монастырь) Екатеринбург

г. Екатеринбург. Общий вид северной части

г. Екатеринбург. Обсерватория на Плешивой горе:

Строгательная машина Императорской гранильной фабрики. Екатеринбург:

Это же место в наше время

Вид на Златоустовский завод. Вдали гора Таганай:

Общий вид на Пермь с городских горок:

Вид на Пермь с железнодорожного моста через Каму:

Вид на церковь святого Георгия. Старая Ладога:

Торжок. Вид с западной стороны:

Торжок. Вид на город с севера:

Вид с крепостного вала на Торжок:

Торжок. Лагерь и казармы:

Торжок. Борисоглебский монастырь с моста:

Город Смоленск. Вид с колокольни Успенского собора:

Город Полоцк.

Вид на Каменский чугунно-плавильный завод:

Ростов Великий. Гимназия Кекина:

Общий вид Ростова с колокольни Всехсвятской церкви:

Общий вид города Кириллова с колокольни Казанского собора:

Вид на Суздаль по реке Каменке:

Сравнить с современным фото той же местности можно и

Город Владимир:

Суздаль. Вид с колокольни Ризоположенского монастыря:

Вид на заречную часть Тюмени от монастыря:

г.Тобольск:

Вид на Тобольск от Успенского собора:

Чердынь:

Доменные печи на Саткинском заводе:

Вид на город Кинешму с востока:

На сенокосе около привала. Российская империя.

Три поколения. Андрей Петров Калганов (прим. фотографа: бывший мастер завода. На службе был 55 лет. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству), его сын и его внучка. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода:

Город Старица. Заволжская сторона.

Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска:

Тип олончанина:

Молочная в Дагомысе:

Школа в деревне Пергуба:

Старинный боярский возок "радка":

Старинные сани-пошевни 18 века:

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой:

Постройка шлюза близ села Кузьминского на Оке:

Лесопилка на реке Оке:

Строительство плотины (Белоомут):

Река Ока. Машинное отделение:

Распилка брёвен:

Работы по постройке плотины:

Город Чердынь:

В городе Златоусте:

Северо-западная часть города Златоуста:

Камнечерпательная машина:

Александров. Общий вид на Троицкий монастырь:

Торжок. Вид на город с восточной стороны:

Мельница и плотина на реке Полотье:

Крестьяне на покосе:

Вид на новую Ладогу:

Город Двинск:

Каслинские поселения с озером:

Город Ржев:

Насосы для откачивания воды:

Общий вид северо-западной части Смоленска:

Церковь св. Николая Чудотворца в Тобольске:

Кордон (сторожка) в лесу:

Сушка сетей на озере Карякино:

Витебск:

Монахи за работой. Посадка картофеля:

Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет:

А на этом фото сама съёмочная группа:

Практически все подписи к фотографиям привожу в оригинальном виде, никакой отсебятины.

Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают?..
Ещё я подумал: вот было бы хорошо, если бы нашёлся богатый человек, выделило средства и уговорил опытного фотохудожника (скажем, paszec ) проехаться по тому же маршруту, снять те же места, и выложить фотографии рядом!

Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства. И вот, мне всё хотелось как-то выразить словами этот дух.
И лишь теперь, вернувшись к этим фото, я понял, о чём говорит это спокойствие; что оно означает:
"Хозяин дома".

Для тех, кому очень понравилось:

Все фото - как представленные на этой странице, так и продолжение можно скачать в PDF-файлах по следующим ссылкам:
Часть первая

Наверное, многих, видевших эти фото, посещала одна и та же мысль, что неплохо было бы организовать сайт, где выкладывались бы старые фотографии Прокудина-Горского, а рядом с ними - фото той же местности, но в наше время. Такая работа уже началась. На сайте проекта "Российская империя в цвете" (http://www.veinik.by/) планируется выкладывать современные фотографии объектов, которые фотографировал Прокудин-Горский. Сейчас идет сбор материалов.
Просьба к тем, у кого они есть, выкладывать у меня в комментариях или писать в гостевую указанного проекта (http://www.veinik.by/guestBook.htm).
* * *

Множество качественных цветных фото царской России.
Взято отсюда .

Шикарные, сочные и абсолютно технически современно выглядящие фотографии дореволюционной России из библиотеки Американского Конгресса. Это свежий и до мурашек-по-спине реальный взгляд на Россию начала века. Как это все на самом деле выглядело. Люди и архитектура, предметы и виды. Как будто машина времени...

Вот история этих фотографий:

Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением. показано, как это делалось, и .

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим.

Не забывал он и о российской публике. Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано. Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически.

К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом. Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола). Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник...

Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. (С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться и ).

Старица. Общий вид с Волгой


В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось. В эмиграции цель Прокудина-Горского - раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки - осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.

В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах...

Пермь


Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском : вводишь в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали. Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву "r" заменить на "v". Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится. Для того, чтобы получить самую большую версию в формате.tif в адресе вместо "r.jpg" нужно подставить "u.tif". Но грузиться будет очень долго:) Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени… Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода...

Старый тракт на Москву. Город Ржев:

Общий вид Белозерска с крепостного вала:


Рязань. Вид с колокольни Успенского собора:


Рязань. Общий вид с севера:


Рязань. Вид с юго-востока:


Екатеринбург. Общий вид южной части:


Екатеринбург. Общий вид центральной части:


Заводские поселения Верх-Исетского завода (Екатеринбург)


Место бывшего престола во временной полотн. церкви мушкетёрского полка (Екатеринбург)


Трапезная и церковь Скорбящей Божьей Матери в монастыре (Тихвинский монастырь) Екатеринбург


г. Екатеринбург. Общий вид северной части


Екатеринбург. Обсерватория на Плешивой горе:


Строгательная машина Императорской гранильной фабрики. Екатеринбург


Вид на Златоустовский завод. Вдали гора Таганай:


Общий вид на Пермь с городских горок:


Вид на Пермь с железнодорожного моста через Каму:


Вид на церковь святого Георгия. Старая Ладога:

Торжок. Вид с западной стороны:


Торжок. Вид на город с севера:

Вид с крепостного вала на Торжок:


Торжок. Лагерь и казармы:

Торжок. Борисоглебский монастырь с моста:

Город Смоленск. Вид с колокольни Успенского собора:


Город Полоцк.


Вид на Каменский чугунно-плавильный завод:


Ростов Великий. Гимназия Кекина:


Общий вид Ростова с колокольни Всехсвятской церкви:


Общий вид города Кириллова с колокольни Казанского собора:

Вид на Суздаль по реке Каменке:


Сравнить с современным фото той же местности можно и .

Город Владимир:


Суздаль. Вид с колокольни Ризоположенского монастыря:


Вид на заречную часть Тюмени от монастыря:


г. Тобольск:


Вид на Тобольск от Успенского собора:

Чердынь:


Доменные печи на Саткинском заводе:

Вид на город Кинешму с востока:


На сенокосе около привала. Российская империя.


Три поколения. Андрей Петров Калганов, его сын и его внучка.

(Прим. фотографа: бывший мастер завода. На службе был 55 лет. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству). Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода.

Город Старица. Заволжская сторона.

Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска:


Тип олончанина:


Молочная в Дагомысе:


Школа в деревне Пергуба:


Старинный боярский возок "радка":


Старинные сани-пошевни 18 века:


Крестьянская изба в деревне Мартьяновой:


Постройка шлюза близ села Кузьминского на Оке:


Лесопилка на реке Оке:


Строительство плотины (Белоомут):


Река Ока. Машинное отделение:

Распилка брёвен:


Работы по постройке плотины:


Город Чердынь:


В городе Златоусте:


Северо-западная часть города Златоуста:


Камнечерпательная машина:

Александров. Общий вид на Троицкий монастырь:


Торжок. Вид на город с восточной стороны:


Мельница и плотина на реке Полотье:


Крестьяне на покосе:


Вид на новую Ладогу:

Город Двинск:


Каслинские поселения с озером:


Город Ржев:

Насосы для откачивания воды:


Общий вид северо-западной части Смоленска:


Церковь св. Николая Чудотворца в Тобольске:


Кордон (сторожка) в лесу:


Сушка сетей на озере Карякино:

Витебск:


Монахи за работой. Посадка картофеля:


Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет:


А на этом фото сама съёмочная группа:


Практически все подписи к фотографиям привожу в оригинальном виде, никакой отсебятины. Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают.

Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства. И вот, мне всё хотелось как-то выразить словами этот дух. И лишь теперь, вернувшись к этим фото, я понял, о чём говорит это спокойствие; что оно означает: "Хозяин дома" .

Посмотреть все цветные фотографии Российской империи начала 20 века (1902 фотографии Прокудина-Горского) можно на сайте www.prokudin-gorsky.ru (полная база данных цветных изображений С.М. Прокудина-Горского), на русском языке.

Восстановленные фотографии Прокудина-Горского находятся на сайте museum.ru

Цветные фотографии Прокудина-Горского

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене (Edme Jules Maumene, 1818-1898) и Адольфом Мите (Adolf Miethe, 1862-1927), совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Цветная фотография Льва Николаевича Толстого, Ясная Поляна, 1908 год

В 1909 году Прокудин-Горский получает аудиенцию у царя Николая II, высказывает ему свою идею запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию - ее культуру, историю, всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Царь одобрил планы фотографа, выделил ему специально оборудованный железнодорожный вагон. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях и не препятствовать даже в фотографировании стратегических объектов, в том числе мостов и заводов.

Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем “Шмидта”, 1909


В 1909-1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы и монастыри, виды городов, поля и леса, разнообразные бытовые сцены русской глубинки. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретенный им киноаппарат для цветной киносьемки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский покинул Россию, увезя с собой почти все сделанные фотопластины (RGB-пластины), за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер (Lumière). В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского - Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).

Судьба коллекции цветных фотографий Прокудина-Горского

Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах. Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”. Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции.

Всего коллекция Прокудина-Горского - “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” - насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.

gastroguru © 2017