Вертолеты франции. АS.565MA PANTHER Поисково-спасательный вертолет

В Париже министр внутренних дел Украины Арсен Аваков и госсекретарь министерства экономики и финансов Франции Дельфин Жени-Стефан подписали соглашение о поставке Украине 55 вертолетов Airbus. Речь о трех моделях - Н125, Н145 и Н225. Стоимость сделки оценивается в 551 млн евро. В украинском бюджете на это выделен 1 млрд грн, то есть 32,9 млн евро. Остальная сумма - предоставленный французской стороной кредит под 1% годовых.

Аваков рассказал, что сперва Франция поставит Украине 37 вертолетов, из которых 21 - машины Н225 грузоподъемностью более 10 т. "Такая техника не выпускается в Украине, а нам она очень нужна. Уже в этом году мы получим первые четыре машины, - уточнил глава украинского МВД. - Остальные 18 единиц получим позже".

Также в ведомстве сообщили, какие задачи должны будут выполнять закупаемые вертолеты: аэромедицинская эвакуация, спасательные операции, поддержание общественного порядка, антитеррористические и специальные операции, охрана государственной границы и обеспечение безопасности на дорогах.

Геликоптеры выглядят очень привлекательно и, конечно, оснащены современным оборудованием.

Однако данное соглашение имеет, как водится, две стороны - положительную и отрицательную. И само по себе решение довольно противоречиво с практической точки зрения.

Начнем, пожалуй, с отрицательной стороны. Данные вертолеты - новинка для Украины. "Новинка" - ключевое слово. Это значит, что неизбежны проблемы с освоением, эксплуатацией, обслуживанием, ГСМ, по крайней мере, на начальном этапе. Опять же придется раскошеливаться на фирменный сервис, и остается неясным, позволит ли продавец заняться его локализацией на имеющихся мощностях. В любом случае не хотелось бы, чтобы оказался неучтенным опыт с подаренными США джипами HMMWV, на которые умельцам случалось наваривать бамперы от ГАЗ-66.

Нельзя, конечно, утверждать, что эти вертолеты Украине не нужны. Учитывая необходимость в модернизации отечественного авиапарка, "рожденного в СССР". Но как быть с украинским оборонпромом, с головой окунувшимся в ремонт и улучшение своих вертолетов и самолетов? В этот процесс ведь были вложены немалые средства и силы. Военный эксперт Михаил Жирохов в декабре прошлого года для " " подробно , кто и сколько поставил "на ноги" украинской авиации. Так, по его словам, к концу прошлого года по сравнению с 2011-м "прирост по уровню исправности авиапарка составил более 300%".

И, в частности, если говорить о вертолетах, в той или иной степени модернизацию прошли боевые вертолеты Ми-24 и транспортно-десантные Ми-8 с замещением запчастей российского производства украинскими или западными аналогами. Михаил Жирохов отмечал, что, например, ГП "Конотопский авиаремонтный завод "Авиакон" занимается ремонтом/модернизацией Ми-8 и Ми-24, и в 2017 году один Ми-24ПУ-1 уже передали ВСУ. Помимо конотопского предприятия, в улучшении авиапарка задействована и та же запорожская "Мотор Сич". Так, завод продлил ресурс авиадвигателей собственного производства на три Ми-8 ВС ВСУ.

Правда, с "Мотор Сичью" и ее владельцем, пардон, почетным президентом Вячеславом Богуслаевым (экс-нардеп от Партии регионов, сейчас депутат от "Воли народа"), ситуация неоднозначная ввиду апрельских обысков СБУ. Спикер спецслужбы Елена Гитлянская тогда их объяснила подозрением на подготовку к диверсии. Также решением Шевченковского райсуда Киева были арестованы 56% акций предприятия, которые, как отмечают силовики, незаконно проданы иностранным компаниям со счетами в офшорах, связанным с китайской корпорацией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. В СБУ подчеркивали, что иностранные акционеры намеревались "противоправно сконцентрировать приобретенный пакет акций и получить полный контроль над его деятельностью в сфере военных оборонных заказов". Еще и Беларусь, как " ", подключилась.

Обыски и расследование привели к приостановке торговли акциями "Мотор Сичи" украинскими биржами, отмене годового собрания акционеров. К тому же "Украинские новости" со ссылкой на свои источники писали 23 мая, что в ГПУ уже лежит проект представления о снятии неприкосновенности с Богуслаева, но Юрий Луценко пока раздумывает. В общем, как говорилось выше, ситуация неоднозначная и трудно спрогнозировать будущее предприятия, занятого в украинской оборонке. Будет ли простое переформатирование с целью устранения от руководства завода экс-"регионала" и, следовательно, сохранение его мощностей. Или французский контракт как раз указывает на отказ от "услуг" предприятия.

"Мотор Сич" - просто пример, поскольку украинский оборонпром не завязан лишь на предприятие Богуслаева. Как отмечает в Facebook директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бардрак, это еще и "Антонов", и порядка 15 заводов поменьше. Которые, отметим, могли бы получить ныне выделенный на французские вертолеты миллиард. Ну, может, меньше, если бы речь зашла о необходимости приобретения технологий для качественного скачка в сфере производства отечественной авиации. Правда, в одном с Аваковым трудно не согласиться - парк вертолетов большой грузоподъемности у нас как таковой отсутствует. Теоретически на базах хранения имеется свыше двух десятков законсервированных Ми-26, но они выработали межремонтный ресурс еще к началу 2000 года. К тому же, помимо восстановления до летного состояния, они требуют и глубокой модернизации, что по цене может быть сопоставимо с покупкой летающей техники поновее.

Тем не менее решение касательно вертолетов Airbus имеет явную политическую окраску. Впрочем, как и любая сделка по закупке вооружений и техники для силовых структур. Причем политический подтекст не только внутреннего характера, но и внешнего. Что, вероятно, и является ключевым мотивом для соглашения с Парижем. Если оценивать ситуацию с этой точки зрения, то здесь мы видим положительную сторону.

Во-первых, еще более тесное вовлечение Франции во внутренние украинские процессы в контексте противодействия российской агрессии и на фоне . Иными словами, Украина показывает правительству Эммануэля Макрона перспективу заработка. Что, учитывая его напряженные отношения с профсоюзами и проседающую экономику, важно как минимум с точки зрения пиара.

Во-вторых, вертолетная сделка с Парижем выглядит как расширение коридора сотрудничества с западными поставщиками вооружений, открытого с поставкой ПТРК "Джавелин". Причем если контракт перейдет в практическую плоскость (его еще ждет ратификация ВР), то Киев тем самым диверсифицирует и каналы поставок, не привязываясь только к США. Кроме того, реализация этой сделки, очевидно, станет еще одним шагом в приближении к эксплуатационным моделям и стандартам НАТО. Это безусловный позитив и движение вперед.

Aérospatiale Alouette II - французский многоцелевой вертолёт. Разработан и производился предприятием Sud Aviation, позже - Aérospatiale, серийный выпуск - 1956-1975 гг. Выпущено более 1300 вертолётов. Alouette II стал первым в мире серийным вертолётом с газотурбинным двигателем. Использовался как в вооруженных силах (в качестве разведывательного, связного, тренировочного, противотанкового), так и в гражданской авиации для решения задач общего назначения.


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Этот вертолет разработали на основе трехместного легкого вертолета Sud-Est SE 3120 Alouette.Разработка вертолета велась в рамках государственного контракта. Sud-Est и SNCASE это одно и то же. Впервые он взлетел в июле 1952 года со звездообразным двигателем внутреннего сгорания Salmson 9NH мощностью 200 л. с. (149 кВт). Затем силовой каркас полностью реконструировали для установки турбовального двигателя Turbomeca Artouste I мощностью 361 э.л.с. (269 кВт). Первый из двух новых прототипов, обозначенных SE 3130, впервые взлетел 12 марта 1955 года; три месяца спустя он установил новый рекорд высоты для вертолетов под управлением Jean Boulet - 8209 м.

На следующий год опытный вертолет проявил себя в качестве горноспасательного, доставив пострадавшего альпиниста в больницу с высоты 4362 м во французских Альпах. В 13 июня 1958 года SE 3130 снова под управлением Jean Boulet установил новый рекорд высоты для всех классов вертолетов- 10981 м.

В апреле 1956 года, был построен первый серийный Aloutte II,что делает его первым серийным вертолетом с турбовальным двигателем в мире.
Первые серийные вертолеты поставлялись французским военным и гражданским заказчикам. К сентябрю 1960 года покупатели из 22 стран заказали не менее 598 машин Alouette II. Лицензии на сборку и торговлю получили фирмы "Republic" в США и SAAB в Швеции. В 1963 году Alouette II первым из иностранных вертолетов получил американскую сертификацию.

Alouette II подходил для решения самых разных задач, включая наблюдение, аэрофотосъемку, спасение на море, связь, обучение, медицинскую эвакуацию (с двумя носилками на внешних подвесках), опыление полей и работу летающим краном (до 500 кг груза).

На базе Alouette II с двигателем Artouste был сделан вариант, впервые взлетевший 31 января 1960 года в виде прототипа SA 3180. На испытанный планер Alouette II поставили турбовальный двигатель Astazou ПА мощностью 360 э.л.с. (268 кВт) и усиленную трансмиссию с вертолета Alouette III. Серийный выпуск новой машины начался в 1964 году в версии SA 318C. Первые поставки начались в 1965 году.

Вертолет SA 318С имел чуть более высокую скорость, больший радиус действия и мог нести более тяжелые грузы, но меньше годился для действий на больших высотах.

Весной 1975 года их серийный выпуск закончился. Всего продали 1300 машин Alouette II, включая 923 аппарата с двигателями Artouste. Вертолеты этого типа закупили 126 гражданских и военных организаций из 46 стран. Естественно, Франция стала основным заказчиком вертолетов Alouette II. Французская Армия (ALAT), ВВС, ВМФ и жандармерия приобрели до 400 таких машин. Основным потребителем стала ALAT, получившая 229 экземпляров.

Alouette II стал очень популярным у военных разных стран. После Франции и ФРГ их заказали Армии Бельгии (39) и Швейцарии(30), все три вида ВС Швеции (25) и Австрия (16). Alouette II также поставлялись ВВС Камбоджи, Конго, Доминиканской Республики, Индонезии, Израиля, Берега Слоновой Кости, Лаоса, Ливана, Мексики, Марокко, Нидерландов, Перу, Португалии и Южной Африки.

Вертолёт классической схемы с рулевым винтом. Несущий винт - трехлопастный. Хвостовая балка - ферменной конструкции. Силовая установка - турбовальный двигатель. Шасси полозковое.

Чтобы не запутаться в производителях:
Sud-Est Aviation (SNCASE) объединился с Sud-Ouest Aviation (SNASCO)в 1957 году, образовав Sud Aviation.В 1970 году Sud стал SNIAS ,а с 1984 года назывался Aérospatiale. Вертолетный дивизион Aérospatiale и MBB (Messerschmitt and Bölkow) объединившись в 1992 году создали Eurocopter.

Наш вертолет был построен как Aerospatiale SA-318C Alouette II Astazou C/N 1958/586C-A41 в 1967 году и попал в Бельгийскую армию.
В 1988 году в Бельгийскую армию начали поступать вертолеты Agusta A109BA ,которые и заменили Alouette II во всех их задачах.
Видимо после этого времени наш вертолет и попал в Royal Military Museum. Хотя крайние Alouette II служили вплоть до 2009 года в Бельгийской армии...
Музей вертолетов поменялся с Royal Military Museum в Брюсселе,отдав им Bristol 171 Sycamore Mk.14, XG547,и получив взамен этот Sud Aviation Alouette SA 318C, A-41, c/n 1958.
Итого в этот музей он попал 19 февраля 2008 года.

Модификации:
SE 3130 Alouette II – после 1967 года так стал называться SA 313B Alouette II.
SE 3131 Gouverneur – эксклюзивная версия с закрытой хвостовой балкой,был заброшен в пользу Alouette III.
SE 3140 Alouette II – предложенная версия, должна была оснащаться 298 kW (400 hp) Turbomeca Turmo II. не строился.
HKP 2 Alouette II – шведская лицензионная версия SE 3130
SA 318C Alouette II Astazou – оснащен турбовальным двигателем 550 shp (410 kW) Turbomeca Astazou IIA (зажатым до 360 shp) и усиленной трансмиссией от Alouette III.
SA 318C Alouette II (был SE 3180 Alouette II) – после 1967 года он стал называться SE 3150.
SA 315B Lama – версия для индийских военных;она совместила двигатель Artouste и основной винт от Alouette III с усиленным планером Alouette II.

ЛТХ:
Модификация SA.318C
Диаметр главного винта, м 10.20
Диаметр хвостового винта, м 1.91
Длина,м 9.75
Высота,м 2.75
Масса, кг
пустого 890
нормальная взлетная 1500
максимальная взлетная 1650
Внутренние топливо, л 580
Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca Astazou IIA
Мощность, кВт 1 х 395(268)
Максимальная скорость, км/ч 205
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 720
Дальность действия, км 100
Продолжительность полета, ч.мин 5.18
Скороподъемность, м/мин 396
Практический потолок, м 3300
Статический потолок, м 1550
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 4 пассажира или 2 носилок с сопровождающим или 600 кг груза
Вооружение(опционально): одна 20-мм пушка М151/20 или 7.62-мм пулемет
2 ПУ 68-мм или 80-мм НУР, или
2 УР воздух-поверхность AS.11

МОСКВА, 9 июл — РИА Новости. Перспектива поставок французской техники, а именно вертолетов, на рынок РФ туманна после того, как Франция утратила доверие надежного поставщика из-за ситуации с "Мистралями", заявил журналистам первый зампред думского комитета по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев.

Ранее французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан официально заявил, что Франция не будет поставлять "Мистрали" в Россию, и понимает, что это обойдется стране в порядка 1,2 миллиарда евро. Позже в СМИ сообщалось, что французская компания Airbus Helicopters объявила о начале разработки нового тяжелого вертолета — конкурента МИ-35, рассчитанного на российский рынок.

Лябевьер о планах продать "Мистрали" США: так поступают лавочники Французский специалист по вопросам безопасности сравнил позицию Франции по "Мистралям" с поведением мелких торговцев. По его мнению, немыслимо, чтобы США согласились выкупить у Парижа корабли, которые им не нужны.

"Французские разработчики вертолета анонсируют, что лопасти будут изготавливать по особой технологии, позволяющей значительно снизить их шумность. Впервые на европейских машинах предусматривается так называемая всеобъемлющая антиобледенительная система. Руководство Airbus Helicopters заявило, что вертолет, в первую очередь, будет применяться в арктических условиях для обеспечения наиболее эффективной работы газо- и нефтедобывающих компаний", — отмечает Гутенев.

"Некоторые посчитали это заявление добрым знаком того, что санкции против нашей страны долго не продержатся — иначе французы вряд ли бы стали вкладывать средства в дорогостоящий проект, связанный с Россией. Не знаю, говорит ли этот факт о том, что Франция видит свет в конце санкционного туннеля, но для меня очень туманна перспектива поставки сложной французской техники на наш рынок в стратегические отрасли после того, как Франция утратила доверие надежного поставщика из-за ситуации с "Мистралями", — подчеркнул депутат.

По его мнению, увязывать развитие наших стратегических областей, Арктической зоны с французами было бы чрезвычайно неправильно.

Парламентарий отметил также "прагматичный подход" нынешнего руководства холдинга "Вертолеты России". "Оно сегодня решает важнейшие задачи, увеличивая долю российской продукции на мировом рынке. География экспорта уже превышает более 100 стран мира", — сказал Гутенев.

"Вместе с тем перспективы отрасли в большей степени видны в сервисе и сопровождении поставляемой на экспорт техники. Расширение доли на рынке продажи существующих вертолетов — это формирование задела на десятилетия вперед, в том числе в развитии ремонтно-сервисной базы. Это чрезвычайно важно, и этим надо заниматься в приоритетном порядке", — добавил депутат.

AS.565 PANTHER Многоцелевой ударный вертолет


AS.565 Panther - многоцелевой ударный вертолет, разработанный консорциумом Eurocopter на базе француского многоцелевого ударного вертолета Aerospayiale-Eurocopter France SA.365M Dauphin II. Вертолет является специализированной военной версией вертолета SA.365 Dauphin. У вертолета более длинный фюзеляж построенный с большим процентом использования композитных материалов, частичным бронированием кабины, с усиленным полом и посадочным шасси. Первый полет вертолета состоялся в феврале 1984 года. Вертолет принят на вооружение в 1989 году. Вертолет поставлялся в ВС Бразилии.

Модификации вертолета:
AS.565M - первая серийная модификация.
AS.565AA - многоцелевой ударный вариант.
AS.565СA - противотанковый вариант с ПТУР HOT.
AS.565UA - вертолет для высадки десанта.
AS.565 800 - перспективная модификация вертолета с 2 ГТД LHTEC T800- LHT-800 и РЭО IBM.

Год принятия на вооружение
1989
Диаметр главного винта, м 11.94
Диаметр хвостового винта, м
1.10
Длина,м 12.11
Высота,м 3.39
Масса, кг
- пустого
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная

- 2193
- 4100
- 4250
Внутренние топливо, л
1135 + опционально 180
Тип двигателя
2 ГТД Turbomeca Arriel IM1
Мощность, кВт
- максимальная
- при взлете
- при полете

- 2 х 584
- 2 х 558
- 2 х 487
Максимальная скорость, км/ч
296
Крейсерская скорость, км/ч
278
Практическая дальность, км
875
Дальность действия, км
400
Скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м
4300
Статический потолок, м
2600
Экипаж, чел
2
10 десантников или 1700 кг груза
Вооружение: Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
2 ПУ 22х68-мм Thomson- Brandt или 19х70-мм Forges de Zeebrugge или
2 контейнера NC 20M61 с 20-мм пушкой GIAT M621 и 180 патронов или 2х2 УР "воздух-воздух" Matra Mistral или
4 ПТУР НОТ

AS.532 HORIZON Многоцелевой разведывательный вертолет


AS.532 Horizon - многоцелевой разведывательный вертолет, созданный французской фирмой Eurocopter France на базе многоцелевого транспортного вертолета AS.532 Cougar (SA-332 Super Puma). Вертолет носит обозначение AS.532 UL, его назначение обозначается в НАТО как С3I (Command, Control,
Communications and Intelligence). Первый полет вертолета состоялся в 1992 году. Вертолет принят на вооружение в 1996 году. На вертолете установлена доплеровская РЛС с радиусом действия в 200 км и захватывает площадь в 20000 км в течении 10 секунд. Вертолет состоит на вооружении в армии Франции и Швейцарии.

Разработанный на базе вертолета AS.532 Cougar, вертолетный комплекс ДРЛО предназначен для наблюдения за районом боевых действий в зоне армейского корпуса, при этом обеспечивается решение задач дальнего обнаружения движущихся наземных транспортных и боевых средств на удалении 100-150км от линии соприкосновения войск в полосе шириной 60-80км. Предусматривается использование этого комплекса ДРЛО во взаимодействии с разведывательным комплексом многократного применения на базе беспилотного летательного аппарата CI-189, состоящего на вооружении французской армии.
Для размещения на вертолете РЛС LCTAR "Орхидея" фирмы Tomson соответствующим образом была модернизирована задняя часть фюзеляжа, благодаря чему приемно-пере-даточная антенна может в полете перемещаться в рабочее положение под фюзеляжем вертолета. Вся аппаратура РЛС, а также средства обработки и передачи разведывательной информации размещены в грузовой кабине вертолета.

Диаграмма направленности антенны РЛС имеет незначительный уровень боковых лепестков, в станции предусмотрена перестройка частоты излучаемого сигнала, что увеличивает ее помехоустойчивость в условиях применения противником средств РЭБ. Дальность действия РЛС состовляет 200км. Полученные сведения о наземной обстановке передаются на передвижные наземные пункты сбора ии формации с помощью цифровой линии связи, дальность действия которой около 100км. Мощность связного передатчика незначительна благодаря применению остронаправ-ленной наземной приемной антенны. В аппаратуре связи используется быстрая перестройка несущей частоты, информация кодируется с помощью корректирующих кодов, позволяющих обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие в процессе передачи.

При разработке вертолетного комплекса ДРЛО особое внимание было уделено его живучести в условиях противодействия противника. С этой целью предусматриваются различные меры по снижению демаскирующих признаков вертолета-носителя в инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн и повышению скрытности работы радиоэлектронных средств. Так, сектор наблюдения РЛС сканируется однократно в случайные моменты времени, полученная информация обрабатывается и запоминается. Частота излучения изменяется в зависимости от тактической обстановки. Защищенность вертолета от ракет с инфракрасными системами наведения обеспечивается за счет применения средств индивидуальной защиты - ложных тепловых целей. По мнению зарубежных военных специалистов, вертолетный комплекс ДРЛО имеет по сравнению с самолетным комплексом ДРЛО ряд существенных преимуществ: большую автономность применения, возможность базирования на переднем крас, оперативность использования, а также мобильность, соответствующую скоростям перемещения наземных средств сухопутных войск.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение 1996
Диаметр главного винта, м
15.60
Диаметр хвостового винта, м 3.05
Длина,м
18.70
Высота,м
4.92
Масса, кг
- пустого
- максимальная взлетная

- 4330
- 9550
Внутренние топливо, кг
1596
Тип двигателя
2 ГТД Turbomeca Makila IA1
Мощность, кВт
2 х 1400
Максимальная скорость, км/ч
278
Крейсерская скорость, км/ч
262
Практическая дальность, км
1176
Дальность действия, км
842
Продолжительность полета, ч.мин
4.20
Скороподъемность, м/мин
420
Практический потолок, м 4100
Статический потолок, м
2700
Экипаж, чел
3
до 5 человек операторов и опционально 10 солдат

АS.565MA PANTHER Поисково-спасательный вертолет


SA.365F Dauphin II - многоцелевой морской вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета SA.365 Dauphin 2. Первый прототип носивший обозначение SA.365N совершил полет в январе 1975 года. Основные задачи вертолета - противокорабельные и противолодочные действия. Для этих целей на вертолете установлены РЛС Omera-Segid ORB 32 Hеraclеs II или Thomson-CSF Agrion-15, система обнаружения магнитных аномалий Sextant Avionique (Crouzet) или Thomson-Sintra ASM HS 31 и навигационная система Sextant Avionique ONS 200A с навигационным компьютером Avionique Nadir Mk II. Вертолет принят на вооружение в 1982 году.
После образования в 1992 году концерна Eurocopter вертолет получил обозначение AS.565 Panther. Вертолет поставлялся на вооружение ВМС Франции, Чили, Ирландии и Саудовской Аравии.

Модификации вертолета:
SA.365F Dauphin 2 - первая серийная модификация c ПКР AS.15TT.
SA.365F-1 Dauphin 2 - модификация с ГТД Arriel IM1.
AS.565MA Panther - невооруженная поисково-спасательная версия.
AS.565SA Panther - противолодочная модификация с РЛС Dassault Varan, тактической РЛС Thomson-CSF, ПКР AM.39 Exocet и торпедами Murena.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение 1982
Диаметр главного винта, м
11.94
Диаметр хвостового винта, м 1.10
Длина,м
12.11
Высота,м 3.98
Масса, кг
- пустого
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная

- 2240
- 4100
- 4250
Внутренние топливо, л
1135 + опционально 180
Тип двигателя
2 ГТД Turbomeca Ariel IM1
Мощность, кВт
- при взлете
- при полете

- 2 х 558
- 2 х 487
Максимальная скорость, км/ч
296
Крейсерская скорость, км/ч
274
Практическая дальность, км
875
Дальность действия, км
240-420
Скороподъемность, м/мин
420
Практический потолок, м
4575
Статический потолок, м 2600
Экипаж, чел 2
10 пассажиров или 1700 кг груза в кабине или 1600 кг груза на подвеске
Вооружение: Боевая нагрузка - 600 кг на 4 узлах подвески:
4 ПКР AS.15TT или AM.39 Exocet, или 4 торпеды Mk.46.
Возможна подвеска УР "воздух-воздух" Matra R550 Magic.

SA.330 PUMA Транспортно-десантный вертолет


Разработка вертолета была начата фирмой Sud Aviacion (Aerospatiale) в начале 60-х годов по заказу французского правительства. 15 апреля 1965г. совершил первый полет первый из двух прототипов, а 30 июля 1968г. поднялся в воздух последний из шести предсерийных образцов вертолета SA.330 Puma.
Вертолеты Puma используются в вооруженных силах Франции, Великобритании и ряда других стран мира в основном для переброски войск на поле боя и тылового обеспечения соединений и частей, а при оснащении соответствующим вооружением и оборудованием - для огневой поддержки сухопутных войск, противолодочной обороны и воздушной разведки. Поставка серийных вертолетов этого типа в вооруженные силы Франции началась в 1969 году, а в ВВС Великобритании - в 1970 году (решение о принятии их на вооружение ВВС Великобритании была принято в 1967 году, в связи с чем английская фирма Westland приняла участие в разработке и производстве вертолета). Всего было построено около 700 вертолетов Puma для 46 стран мира.

SA.330 Puma относится к вертолетам одновинтовой схемы с рулевым винтом. Несущий винт имеет четыре лопасти, крепление которых осуществляется посредством шарниров. Рулевой винт пятилопастный. Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции разделен на двухместную кабину экипажа и грузовую кабину длиной 6.05м. В грузовой кабине могут разместиться до 18 десантников с оружием (в модификациях с удлиненным фюзеляжем число десантников увеличено до 25). На внешней подвеске могут перевозиться крупногабаритные грузы массой до 2500кг. Кабина экипажа и грузовая кабина имеют по одной двери с каждой стороны фюзеляжа. Кроме того, в задней части фюзеляжа имеется аварийный люк. В верхней части фюзеляжа размещена силовая установка в составе двух газотурбинных двигателей с воздухозаборниками, снабженными пылезащитными устройствами.

На вертолетах Puma устанавливались двигатели Turbomeca Turmo различных модификаций. В частности, использовались двигатели Turmo III с4 с взлетной мощностью 955кВт и Turmo IV А мощностью 1030кВт. Запас топлива во внутри фюзеляжных баках составляет 1560л. Все модификации вертолетов Puma снабжены трсхстоечным убирающимся в полете колесным шасси, конструкция которого выдерживает жесткую посадку с вертикальной скоростью до 3м/с.
Вертолет выпускался по лицензии в Румынии под обозначением IAR-330 и собирался в Индонезии из деталей, поставленных из Франции. В ЮАР государственная корпорация АРМСКОР производила свой вариант Пумы, получивший обозначение ХТР-1. В отличие от французского прототипа, этот вертолет имеет крыло малого удлинения, на каждой из консолей которого установлены два пилона с пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм. Конструкция пилонов обеспечивает отклонение пусковых установок в вертикальной плоскости. Вертолет вооружен также 20-мм пушкой GA-1, установленной под фюзеляжем. Прицеливание осуществляется с помощью нашлемного прицела. Для придания большей устойчивости машине при сопровождении цели и ведении огня конструкция стабилизатора усовершенствована, а под хвостовой балкой установлен дополнительный нижний киль.

Модификации вертолета:
SA.330А - прототип вертолета.
SA.330В - первая серийная модификация для французских вооруженных сил.
SA.330С - экспортная версия с ГТД Turmo IVC.
SA.330Е - модификация английской фирмы Westland.
Puma HC.Mk.1 - обозначение SA.330Е после принятие в 1971 году на вооружение английских ВВС.
SA.330F - гражданская версия.
SA.330G - модификация транспортного вертолета SA.330F с ГТД Turmo IVC.
SA.330Н - модификация SA.330С с ГТД Turmo IVC.
SA.330J - гражданская версия на базе SA.330F с ГТД Turmo IVC.
SA.330L - экспортная многоцелевая версия. Существует ударно-транспорная версия вертолета с системой наведения и оружием с вертолета CSH-2 Rooivalk (AH-2), на 2 узлах подвески на концах крыльев и 4 подкрылевых узлах. Вооружение включает УР "воздух-воздух" Armscor Darter, 4 ПТУР Atlas Swift.
IAR-330H - румынский транспортный вариант фирмы IAR на базе SA.330H.
IAR-330L - румынский ударно-транспортный вариант с 2 20-мм пушками, 4 ПТУР Малютка, или 4 ПУ 16х55-мм или 8 ПУ 122-мм НУР, или 4 100 кг бомб, или 2-4 контейнера ГМП-2 с 2 7.62-мм пулеметами и 550 патронами.
Oryx - гибридная версия разработанная фирмой Atlas(ЮАР) на базе SA.330L, но с двигательной системой вертолета SA.332.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение 1969
Диаметр главного винта, м
15.00
Диаметр хвостового винта, м
3.04
Длина,м
14.06
Высота,м
5.14
Масса, кг
- пустого
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная

- 3615
- 7400
- 7500
Внутренние топливо, л
1544 + опционально 1900
ПТБ, л
2 х 350
Тип двигателя 2 ГТД Turbomeca Turmo IVC
Мощность, кВт
2 х 1175
Максимальная скорость, км/ч 271
Крейсерская скорость, км/ч 258
Дальность действия, км 572
Скороподъемность, м/мин
552
Практический потолок, м
6000
Статический потолок, м
4400
Экипаж, чел 2-3
20 солдат или 6 носилок и 6 сидячих раненых или 3000 кг груза в кабине или 3200 кг на подвеске
Вооружение(опционально): 1 20-мм пушка GIAT M621 или 2 7.62-мм пулемета
2 ПУ Matra 155, Thomson-Brandt 68-22 или
Thomson-Brandt 68-36 c 18, 32 или 36 68-мм НУР, или
2 контейнера с 30-мм пушкой DEFA или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметом
gastroguru © 2017