Африканская чума свиней. Африканская чума свиней (АЧС): что необходимо знать

Государственная ветеринарная служба Юго-Восточного административного округа напоминает о сохранении неблагополучной эпизоотической ситуации в Российской Федерации по африканской чуме свиней (АЧС) и возникновении новых очагов заболевания.

По состоянию на 09.09.2016 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 128 активных вспышек АЧС.


В популяции домашних свиней - 99:


22 - в Московской обл., 6 - во Владимирской обл., 3 - в Воронежской обл., 1 - в Краснодарском крае, 4 - в Курской обл., 2 - в Липецкой обл., 2 - в Нижегородской обл., 9 - в Рязанской обл., 1 - в Псковской обл., 5 - в Тамбовской обл., 10 - в Волгоградской, 1 - в Брянской, 2 - в Орловской, 29 - в Саратовской, 2 — в Чувашской Республике. Также в режиме карантина в дикой фауне находится 22 объекта (Тверской, Ярославской, Брянской, Орловской, Курской, Воронежской, Белгородской и Калужской областях).


Также в режиме карантина в дикой фауне находится 29 объектов в популяции диких кабанов (Московской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Воронежской, Ивановской, Новгородской, Волгоградской, Саратовской областях и в Чувашской Республике).


В 2016 году АЧС регистрировалась в Смоленской, Калужской, Пензенской областях, Республике Крым, Республике Кабардино-Балкария.

В целях предотвращения заноса возбудителя АЧС на территорию г. Москвы государственная ветеринарная служба обращает Ваше внимание на недопустимость поступления продукции животного происхождения из субъектов РФ, неблагополучных по АЧС, и без ветеринарных сопроводительных документов на территорию Юго-Восточного административного округа г. Москвы.


Памятка для охотника.

Каждый уважающий себя охотник хочет добыть такой трофей как кабан. В разгар охотничьего сезона станция по борьбе с болезнями животных Юго - Восточного АО напоминает о необходимости предупреждения распространения африканской чумы свиней среди диких кабанов. При оформлении договора (путевки) на оказание услуг по организации охоты необходимо уточнять у лиц, планирующих осуществление в конкретном охотничьем хозяйстве охоты, их нахождение ранее в субъектах Российской Федерации, в которых были зафиксированы вспышки африканской чумы свиней. Разделку туш добываемых животных осуществлять централизованно в обустроенных местах. Осуществлять дезинфекцию транспортных средств, используемых для транспортировки туш добытых животных. По завершении охоты и разделки туш кабанов осуществить дезинфекцию рук, обуви, а также ножей, топоров, крюков, веревок и других приспособлений. В случае выявления в процессе обходов, охраны угодии или охоты трупов диких кабанов или животных, поведение которых не соответствует их естественным поведенческим рефлексам, а также в случае отстрела животных с такими признаками необходимо немедленно проинформировать любой орган государственной ветеринарной службы Российской Федерации (ветеринарного врача, участковую ветеринарную лечебницу, станцию по борьбе с болезнями животных, территориальное управление Россельхознадзора), а также другие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (МЧС, МВД). Охотникам и/или лицам, занятым в сфере охотничьего хозяйства, осуществляющим охоту на другие виды охотничьих животных в охотничьих хозяйствах, неблагополучных по АЧС, проживающим в сельской местности и содержащим на подворьях домашних свиней, необходимо проводить очистку обуви (мойка) и последующую дезинфекцию.


ПОМНИТЕ! Вирус АЧС в полевых условиях устойчив к гниению, длительно сохраняется в различных выделениях больных животных. В свином навозе вирус АЧС сохраняет свою активность от 60 до 100 дней. И фекалиях при комнатной температуре (18-24 °С) вирус активен более 10 дней, в почве - до 4 месяцев.


Вне организма в физиологических средах или сыворотке крови вирус сохраняется:

В целях повышения эффективности борьбы с африканской чумой свиней и в соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 2; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 29; № 30, ст. 3805; 2008, № 24, ст. 2801; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; 2010, № 50, ст. 6614; 2011, № 1, ст. 6; № 30, ст. 4590; 2015, № 29, ст. 4339, ст. 4359, ст. 4369) и пунктом 5.2.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 25, ст. 2983; № 32, ст. 3791; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 1, ст. 150; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 9, ст. 1119, ст. 1121; № 27, ст. 3364; № 33, ст. 4088; 2010, № 4, ст. 394; № 5, ст. 538; № 16, ст. 1917; № 23, ст. 2833; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251, 4262; № 32, ст. 4330; № 40, ст. 5068; 2011, № 6, ст. 888; № 7, ст. 983; № 12, ст. 1652; № 14, ст. 1935; № 18, ст. 2649; № 22, ст. 3179; № 36, ст. 5154; 2012, № 28, ст. 3900; № 32, ст. 4561; № 37, ст. 5001; 2013, № 10, ст. 1038; № 29, ст. 3969; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014, № 4, ст. 382; № 10, ст. 1035; № 12, ст. 1297; № 28, ст. 4068; 2015, № 2, ст. 491; № 11, ст. 1611, № 26, ст. 3900; № 35, ст. 4981; № 38, ст. 5297; № 47, ст. 6603; 2016, № 2, ст. 325) приказываю:

До получения результатов диагностических исследований на АЧС:

прекратить убой и реализацию животных и продуктов их убоя, а также вывоз и реализацию кормов для свиней и сена;

прекратить все передвижения и перегруппировки сельскохозяйственных животных;

запретить посещение свиноводческих хозяйств физическими лицами, кроме персонала, обслуживающего свиней, и специалистов госветслужбы;

Предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) у них свиней с указанием количества павших свиней за последние 30 дней;

Обеспечить исключение возможности контакта персонала, обслуживающего подозреваемых в заболевании свиней, с другими свиньями, содержащимися в хозяйстве, и обслуживающим их персоналом;

Обеспечить дезинфекцию транспорта при въезде на территорию и выезде с территории предполагаемого очага АЧС;

Организовать проход персонала на территорию предполагаемого эпизоотического очага после санитарно-душевой обработки, оборудовать и поддерживать в рабочем состоянии дезбарьеры на входе и въезде на территорию предполагаемого эпизоотического очага, обеспечивать постоянную дезобработку и смену спецодежды и обуви персонала при выходе с территории предполагаемого эпизоотического очага.

9.1. При возникновении подозрения на заболевание АЧС на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов:

в течение 24 часов сообщают (в устной или письменной форме) о подозрении на заболевание свиней АЧС должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения);

осуществляют отбор проб патологического материала от павших свиней и отловленных, добытых и павших диких кабанов, эти пробы направляются в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АЧС.

В случае невозможности осуществления отбора проб патологического материала должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов оказывают содействие специалистам госветслужбы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, в проведении отбора проб патологического материала и направлении этих проб в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АЧС.

9.2. При лабораторном подтверждении заболевания свиней АЧС на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов взаимодействуют с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения) и специальной (противоэпизоотической) комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления на подведомственных объектах действий, изложенных в , , , , , , , , , , , , , , , , настоящих Правил.

10. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, при обнаружении в закрепленных охотничьих угодьях, федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные охотхозяйства (заказники), подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, при обнаружении на подведомственных территориях, а также граждане, при обнаружении диких кабанов с клиническими признаками, характерными для АЧС, перечисленными в настоящих Правил, либо трупов диких кабанов:

в течение 24 часов сообщают (в устной или письменной форме) о подозрении на заболевание диких кабанов АЧС должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения);

оказывают содействие в проведении отбора проб патологического материала от павших, отловленных, добытых диких кабанов и направлении этих проб в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АЧС.

11. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения) в течение 24 часов после получения указанной в и настоящих Правил информации о подозрении на заболевание свиней (диких кабанов) АЧС:

Выезжает на место предполагаемого эпизоотического очага (территории, на которой физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами) свиней, осуществляют содержание свиней, охотничьи хозяйства, пастбища, часть лесного массива, урочища, и другие территории, где имеются (имелись) больные или павшие домашние свиньи или дикие кабаны);

Определяет границы предполагаемого эпизоотического очага с учетом эпизоотической ситуации и ландшафтно-географических особенностей местности;

Определяет наличие возможных инфицированных объектов (производственных объектов, на которых осуществляются процессы убоя свиней (боен), объектов по хранению свиноводческой продукции (складов, холодильников), магазинов, рынков, предприятий по производству мясных консервов, кожевенного сырья, мясо-костной муки, технологического оборудования и транспорта, мест размещения бытовых отходов с наличием биологических отходов или павших свиней или диких кабанов, включая участки лесных массивов, урочищ, оврагов);

Определяет вероятные источники и пути заноса возбудителя АЧС, а также возможные пути распространения возбудителя АЧС;

Осуществляет отбор проб биологического материала от свиней и (или) диких кабанов, подозреваемых в заболевании, и патологического материала от павших свиней и (или) диких кабанов и направление указанных проб в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АЧС.

11.1. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, в течение 24 часов после получения информации, указанной в и настоящих Правил, сообщает о подозрении на заболевание свиней и (или) диких кабанов АЧС и принятых мерах руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в случае угрозы распространения возбудителя АЧС на территории сопредельных субъектов Российской Федерации - руководителям органов исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в сфере ветеринарии.

11.2. Должностное лицо учреждения (подразделения), подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в сфере ветеринарии, в течение 24 часов после получения информации, указанной в и настоящих Правил, информирует о подозрении на заболевание свиней и (или) диких кабанов АЧС руководителя органа местного самоуправления, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг.

12. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения):

12.1. любым доступным способом информирует население муниципального образования, на территории которого возник предполагаемый очаг АЧС, о возникновении предполагаемого очага АЧС, физических и юридических лиц, являющихся собственниками (владельцами) свиней, о требованиях настоящих Правил по предотвращению распространения АЧС;

12.2. уточняет:

Количество свиней в хозяйствах, расположенных на территории муниципального образования;

Места и порядок уничтожения трупов животных на территории муниципального образования.

13. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, при получении им информации (уведомления) о возникновении подозрения на АЧС, появлении угрозы возникновения и (или) распространения на территории субъекта Российской Федерации АЧС в течение 24 часов обеспечивает направление в населенный пункт (местность), где расположен предполагаемый очаг АЧС, специалистов госветслужбы для:

Клинического осмотра животных и проведения эпизоотологического обследования предполагаемого эпизоотического очага;

Уточнения вероятных источников, путей и предположительного времени заноса возбудителя болезни;

Уточнения границ предполагаемого эпизоотического очага и возможных путей распространения болезни, в том числе, с реализованными (вывезенными) свиньями и (или) продукцией свиноводства в период не менее 30 дней до даты возникновения заболевания;

Незамедлительной организации проведения комплекса мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации болезни в случае подтверждения подозрения на АЧС (установления диагноза на АЧС).

13.1. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, в течение 24 часов после подтверждения информации об угрозе возникновения и распространения на территории субъекта Российской Федерации АЧС направляет в письменной форме информацию о подозрении на возникновение АЧС на подведомственной территории руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.

14. В случае, если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз на АЧС не был подтвержден, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия в сфере ветеринарии, в течение 24 часов информирует об этом федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения) информирует о неподтверждении диагноза на АЧС физических и юридических лиц - собственников (владельцев) свиней, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные объекты по содержанию свиней (хозяйства) и (или) охотхозяйства (заказники), а также имеющие подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения (в случаях, если предполагаемые очаги АЧС выявлены на подведомственных этим органам объектах), органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого возникло подозрение на АЧС, и граничащих с ним муниципальных образований в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.

V. Диагностические мероприятия

16. При возникновении подозрения на АЧС (на основании эпизоотологических, клинических, патологоанатомических данных) проводится отбор проб для проведения лабораторных исследований.

Отбор проб осуществляет должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения).

На объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, отбор проб осуществляют специалисты ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов и подведомственных им организаций.

В случае невозможности осуществления отбора проб патологического материала должностные лица органов, указанных в настоящего пункта, оказывают содействие специалистам госветслужбы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, в проведении отбора проб патологического материала и направлении этих проб в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АЧС.

16.1. Отбор проб для проведения диагностических исследований на АЧС осуществляется в следующем порядке:

В случае, если подозрение на заболевание АЧС возникло в изолированно содержащейся группе животных (или группе животных, для ухода за которыми используется одно и то же оборудование и (или) инвентарь) от 1 до 15 голов свиней, пробы отбираются от каждого животного группы;

В случае, если подозрение на заболевание АЧС возникло в группе животных, насчитывающей от 16 до 50 голов свиней, пробы отбираются от 15 голов свиней;

В группах животных, насчитывающих от 51 до 100 голов свиней, пробы отбираются от 22 свиней, в группах животных с поголовьем более 100 свиней пробы отбираются от 25 голов животных, в группах, насчитывающих более 500 голов свиней, пробы отбираются от 30 животных.

Во всех случаях пробы крови для диагностических исследований на АЧС отбираются от всех животных с гипертермией (лихорадкой), а пробы патологического материала - от всех павших свиней (в случаях наличия падежа свиней).

16.2. В целях мониторинга эпизоотической ситуации по АЧС среди диких кабанов и предупреждения формирования природных очагов АЧС органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере ветеринарии, и федеральные органы исполнительной власти, имеющие объекты по содержанию свиней (хозяйства) и (или) охотхозяйства (заказники), а также имеющие подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, обеспечивают осуществление отбора и направления на исследование на АЧС в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации проб патологического материала от:

Всех найденных (обнаруженных) павших диких кабанов;

Всех добытых в рамках мероприятий по регулированию численности диких кабанов в муниципальных образованиях, сопредельных с неблагополучными по АЧС административными территориями субъектов Российской Федерации;

Добытых в рамках любительской и спортивной охоты диких кабанов в муниципальных образованиях, сопредельных с неблагополучными по АЧС муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации, при этом количество отбираемых проб устанавливается по согласованию с органами государственной ветеринарной службы соответствующего субъекта Российской Федерации;

Диких кабанов, отловленных с применением метода живоотлова с целью прижизненного отбора проб при отсутствии возможности применения других способов добычи кабана.

17. Диагноз на АЧС устанавливается по результатам лабораторных исследований проб биологического (патологического) материала и сывороток крови (выявление вируса АЧС или его генетического материала, или антител против возбудителя АЧС).

Для лабораторных исследований отбираются: кусочки селезёнки массой 5-10 г, подчелюстные, портальные, или мезентериальные лимфоузлы (целиком). В случае разложения трупа отбирается грудинная или трубчатая кость. Трупы поросят направляются целыми (по возможности, в зависимости от их размеров) в водонепроницаемой таре. Для прижизненной диагностики отбираются пробы крови (3-5 мл) с добавлением антикоагулянтов.

Упаковка патологического материала и его транспортирование должны обеспечивать сохранность патологического материала и его пригодность для исследований в течение срока транспортировки от момента отбора до места исследования (пробы патологического материала охлаждаются, а на период транспортирования помещаются в термос со льдом или охладителем).

Утечка (рассеивание) материала во внешнюю среду не допускается.

Контейнеры, пакеты, емкости с патологическим материалом и сопроводительным письмом упаковываются и опечатываются.

В сопроводительном письме указываются дата, время отбора проб, адрес места отбора проб, их перечень, основания для подозрения на АЧС, адрес и контактные телефоны отправителя.

Пробы патологического материала доставляются для исследований нарочным - специалистом госветслужбы. Запрещается пересылать пробы по почте или любым иным способом.

18. Выявление вируса АЧС или его генетического материала, или антител против возбудителя АЧС является основанием для установления диагноза АЧС.

19. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после установления диагноза на АЧС в письменной форме информирует руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области нормативноправового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и его территориальный орган, осуществляющий свою деятельность на территории, на которой расположен соответствующий объект, должностное лицо ветеринарной (ветеринарно-санитарной) службы федерального органа исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности (в случае, если положительный результат получен при исследовании проб патологического материала, поступившего с объекта, подведомственного указанным органам), должностное лицо, направившее патологический материал на исследования, о полученных результатах.

VI. Установление карантина, ограничительные и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов АЧС, а также на предотвращение распространения АЧС

20. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, при получении от специалистов госветслужбы и иных лиц информации об установлении диагноза на АЧС в течение 24 часов:

Направляет на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);

Направляет копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

В случае возникновения очага АЧС на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, федеральных органов исполнительной власти, имеющих объекты по содержанию свиней (хозяйства) и (или) охотхозяйства (заказники), подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, копия представления направляется также должностным лицам указанных органов или подведомственных им учреждений (подразделений).

Инициирует проведение заседания специальной (чрезвычайной противоэпизоотической) комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации;

Разрабатывает проект правового акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направляет их на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

Разрабатывает и утверждает план мероприятий по ликвидации очага АЧС и предотвращения распространения возбудителя болезни, направляет проекты указанных документов на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.

21. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

22. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть определены эпизоотический очаг (очаги), инфицированный объект (объекты), иные указанные в настоящих Правил объекты в зависимости от места, где установлено заболевание АЧС, первая угрожаемая зона (территория, прилегающая к эпизоотическому очагу, радиус которой составляет не менее 5 км от его границ и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне, и в эпизоотическом очаге), вторая угрожаемая зона (прилегающая к первой угрожаемой зоне территория, радиус которой составляет до 100 км от границ эпизоотического очага и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне и в эпизоотическом очаге) и указан перечень вводимых ограничительных мероприятий, а также срок, на который устанавливается ограничительные мероприятия (карантин).

22.1. Территории свиноводческих хозяйств, отнесенных к компартменту IV, исключаются из первой угрожаемой зоны в случае, если на момент принятия решения на указанных предприятиях не выявлено несоответствия хозяйства хотя бы одному из критериев компартментализации, указанных в правилах определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. № 258 (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2010 г., регистрационный № 18944), с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 17 июля 2013 г. № 282 (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2013 г., регистрационный № 29378), от 15 октября 2013 г. № 378 (зарегистрирован Минюстом России 7 ноября 2013 г., регистрационный № 30324).

22.2. Территории свиноводческих хозяйств, отнесенных к компартментам III и IV, исключаются из второй угрожаемой зоны в случае, если на момент принятия решения на указанных предприятиях не выявлено несоответствия хозяйства хотя бы одному из критериев компартментализации, указанных в правилах определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. № 258.

22.3. В случае, если предприятия по убою и переработке свиней расположены во второй угрожаемой зоне, границы первой угрожаемой зоны увеличиваются до мест расположения предприятий по убою и переработке.

23. Должностное лицо учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, информирует население муниципального образования и орган местного самоуправления муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.

24. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге, в первой угрожаемой зоне и второй угрожаемой зоне.

24.1. В эпизоотическом очаге:

Запрещается:

посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию свиней, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;

перемещение и перегруппировка животных;

убой всех видов животных, реализация животных и продуктов их убоя, а также кормов;

отгрузка всей продукции животноводства и растениеводства, производимой (изготавливаемой) в эпизоотическом очаге;

выезд и въезд транспорта, не задействованного в мероприятиях по ликвидации очага АЧС и (или) по обеспечению жизнедеятельности людей, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом, на территорию (с территории) эпизоотического очага;

все виды охоты, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, № 23, ст. 2793; 2011, № 1, ст. 10; № 25, ст. 3530; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 50, ст. 7343; 2013, № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4034; № 52, ст. 6961; 2014, № 26, ст. 3377; № 42, ст. 5615);

иные мероприятия по заготовке дикого кабана на мясо, для изготовления чучел, на иные цели, а также посещение посторонними лицами зараженных и подозреваемых в заражении территорий, заготовка кормов и подстилочного материала для сельскохозяйственных животных;

осуществление мероприятий по регулированию численности диких кабанов, связанных с отстрелом животных (за исключением живоотлова или иных бескровных методов добычи) в соответствии с законодательством Российской Федерации в период с 1 июня по 1 декабря;

Осуществляется:

изъятие всех свиней и продуктов убоя в соответствии с правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2502);

оборудование дезбарьеров на входе и въезде на территорию (с территории) эпизоотического очага;

организация смены одежды, обуви при выходе с территории эпизоотического очага (входе на территорию эпизоотического очага); в случае невозможности смены одежды, обуви обеспечение дезобработки одежды, обуви при выходе с территории эпизоотического очага;

дезобработка любых транспортных средств при их выезде с территории эпизоотического очага;

прием санитарно-гигиенического душа при выходе с территории эпизоотического очага (в случае возникновения АЧС на свиноводческом предприятии промышленного типа);

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага безнадзорных животных;

проведение дератизации;

организация мероприятий по снижению численности диких кабанов до показателя плотности популяции 0,25 особи на 1000 га бескровными методами;

ежедневный мониторинг охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания дикого кабана, в целях выявления несанкционированных захоронений погибших свиней в природной среде, а также случаев падежа диких кабанов.

24.2. На инфицированном объекте осуществляются мероприятия, указанные в настоящих Правил.

24.3. В первой угрожаемой зоне:

Запрещается:

вывоз живых свиней, свиноводческой продукции и сырья за пределы первой угрожаемой зоны, кроме вывоза свиней с территории хозяйства, отнесенного к IV компартменту и исключенного из первой угрожаемой зоны в соответствии с настоящих Правил;

реализация свиней и продуктов, полученных от убоя свиней, за исключением реализации свиноводческой продукции промышленного изготовления;

закупка свиней у населения, за исключением мероприятий по закупке свиней у населения в рамках мероприятий по ликвидации очага АЧС под контролем специалистов госветслужбы;

заготовка на территории зоны и вывоз из нее мяса свиней, сырья и продуктов свиноводства, отходов свиноводства, оборудования и инвентаря, используемого при содержании свиней;

проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением животных;

осуществляется:

изъятие свиней в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением хозяйств, отнесенных к IV компартменту и исключенных из первой угрожаемой зоны в соответствии с настоящих Правил, или направление их на убой и переработку на предприятия по убою и переработке животных или оборудованные для этих целей убойные пункты, перерабатывающие цеха, расположенные в первой угрожаемой зоне;

мониторинг популяции диких кабанов;

организация мероприятий по снижению численности диких кабанов до показателя плотности популяции 0,25 особи на 1000 га бескровными методами.

24.4. во второй угрожаемой зоне:

Запрещается:

реализация свиней и продуктов, полученных от убоя свиней, за исключением реализации продуктов животноводства промышленного изготовления;

проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением свиней, кроме случаев, связанных с производственной деятельностью свиноводческих хозяйств, отнесенных к III и IV компартментам и исключенных из второй угрожаемой зоны в соответствии с настоящих Правил;

закупка свиней у населения;

пересылка, включая почтовые отправления, свиноводческой продукции непромышленного изготовления;

вывоз живых свиней, свиноводческой продукции и сырья, не прошедшей промышленной тепловой обработки при температуре выше 70°С, обеспечивающей ее обеззараживание, кроме хозяйств, отнесенных к III и IV компартментам и исключенных из второй угрожаемой зоны в соответствии с настоящих Правил.

25. Физические и юридические лица - собственники (владельцы) свиней при установлении на территории их хозяйств эпизоотического очага:

Предоставляют специалистам госветслужбы сведения о численности свиней, с указанием числа погибших свиней за 30 дней, до принятия решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина), а также сведения о реализации живых свиней и продукции свиноводства в течение 30 дней до даты выявления заболевания;

Обеспечивают проведение мероприятий по обеззараживанию в соответствии с настоящих Правил;

Выделяют необходимое количество людей, транспорта, моющих и дезинфицирующих средств и других материальных ресурсов, необходимых для ликвидации эпизоотического очага**.

26. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере ветеринарии, организует на территории, прилегающей к эпизоотическому очагу, перепахивание проселочных дорог, выставление на въезде в эпизоотический очаг необходимого количества круглосуточных контрольно-пропускных постов, оборудованных дезбарьерами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды и дезинфекционными установками, с круглосуточным дежурством, и привлечением сотрудников органов внутренних дел в порядке, установленном Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900; № 27, ст. 3880; № 27, ст. 3881; № 30, ст. 4595; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7018, ст. 7020, ст. 7067; № 50, ст. 7352; 2012, № 26, ст. 3441; № 50, ст. 6967; 2013, № 14, ст. 1645; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, ст. 559, ст. 566; № 30, ст. 4259; № 42, ст. 5615; № 52, ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1021, ст. 1022; № 10, ст. 1393; № 29, ст. 4374; 2016, № 26, ст. 3870; № 27, ст. 4160, ст. 4238).

26.1. При введении ограничения, указанного в настоящих Правил, на дорогах устанавливаются соответствующие технические средства организации дорожного движения и указатели: «Карантин», «Опасность», «Въезд запрещен», «Контроль», «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», «Схема объезда», «Направление объезда», посты оборудуются шлагбаумами, дезбарьерами. В случае, если очаг АЧС расположен в населенном пункте, через который проходит автомобильная дорога федерального значения, на дороге устанавливаются технические средства организации дорожного движения и указатели «Карантин», «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена». Установка и содержание вышеуказанных технических средств организации дорожного движения и указателей осуществляется владельцами автомобильных дорог на основании разработанных проектов (схем) организации дорожного движения.

На период действия решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) ограничивается въезд на карантинируемую территорию и выезд с этой территории всех видов транспорта, кроме транспорта, задействованного в проведении противоэпизоотических мероприятий.

27. В эпизоотическом очаге проводится изъятие всех свиней и полученной от них продукции животноводства в соответствии с правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 и/или регулирование численности диких кабанов способами, исключающими беспокойство кабанов и провокацию их миграции за пределы эпизоотического очага и (или) угрожаемой зоны, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

28. Изъятие свиней проводится под контролем специалистов госветслужбы. Убой отчужденных животных осуществляется бескровным методом. Трупы павших и убитых свиней, продукты и отходы свиноводства, остатки кормов и подстилки, кормушки, перегородки, деревянные полы уничтожаются методом сжигания. Несгоревшие остатки закапываются в траншеи (ямы) на глубину не менее 2 метров.

29. Обеззараживанию от возбудителя АЧС в эпизоотическом очаге подлежат: территории ферм, животноводческих комплексов, здания (помещения) по содержанию свиней, все находящиеся на территории эпизоотического очага животноводческие, вспомогательные и бытовые помещения, связанные с пребыванием в них персонала, обслуживающего свиней, бойни, другие сооружения и имеющееся в них оборудование, транспортные средства, используемые для перевозки животных, навоза, кормов, сырья и продуктов животного происхождения, инвентарь и предметы ухода за животными, одежда и обувь обслуживающего персонала, навоз и другие объекты, с которыми прямо или косвенно могли контактировать животные или обслуживающий персонал, и которые могут быть фактором передачи возбудителя болезни здоровым животным. Объектами обеззараживания при АЧС у диких кабанов являются места обнаружения павших животных, места массового скопления кабанов (подкормочные площадки и т.п.) на территории эпизоотического очага.

29.1. Обеззараживание помещений, загонов и других мест, где содержались животные, проводится в три этапа: первый - сразу после уничтожения животных, второй - после снятия деревянных полов, перегородок, кормушек и проведения тщательной механической очистки, третий - перед отменой карантина.

Для дезинфекции животноводческих помещений, прифермерских выгульных загонов, внутрифермских транспортных средств, различного инвентаря, тары при положительных температурах применяется один из дезинфицирующих растворов: 4%-ный горячий едкий натр, 3%-ная хлорная известь, 3%-ный нейтральный гипохлорит кальция, 1%-ный глутаровый альдегид, 5%-ный однохлористый йод, 2%-ные формалин (параформальдегид), хлорамин и другие разрешенные препараты с высокой вирулицидной активностью в отношении вируса АЧС, в частности, биоциды группы альдегидов, третичные амины, четвертичные аммониевые соединения, комбинированные препараты на их основе, окислители (хлорсодержащие препараты).

Перед началом работ помещение освобождается от оборудования. Портящиеся под действием воды и дезинфицирующих растворов инфракрасные излучатели, датчики, пускатели и т.п. обтираются ветошью, смоченной в растворе дезраствора, или ватой, смоченной спиртом, и закрываются полиэтиленовой пленкой. Поверхности увлажняются одним из вышеперечисленных дезинфицирующих растворов из расчета 0,5 с экспозицией не менее 6 часов (или согласно инструкции по их применению). Также используется сухая хлорная известь с содержанием не менее 25% активного хлора, которая равномерно посыпается по поверхности и заливается водой. Места, загрязненные жидкими выделениями животных, посыпаются опилками (торфом, сенной трухой и т.п.), смешанными с известью - пушонкой или хлорной известью, а каловые массы орошаются

дезинфицирующим раствором. Затем с помощью скребка и струи воды убирается основная масса навоза, остатки корма и другие загрязнения, подвергаются обязательной мойке поверхности стен, полов, помещений, дверей, оборудования горячей водой с моющими средствами (2 - 3% сульфоната или кальцинированной соды или едкого натра и др.). Деревянные полы и конструкции, а также весь малоценный инвентарь, уничтожаются сжиганием. В ходе первого этапа проводится дезинсекция, дезакаризация и дератизация. Трупы грызунов, собранные после дератизации, а также снятый деревянный материал, сжигаются.

При температуре воздуха ниже нуля градусов перед дезинфекцией также проводится тщательная механическая очистка (дезинфицируемые поверхности освобождаются ото льда, снега, удаляются навоз, мусор и прочее).

29.2. Для текущей (второй этап) дезинфекции животноводческих помещений, загонов, кормовых площадок, убойных пунктов, мясоперерабатывающих предприятий и других объектов применяются перечисленные дезинфицирующие растворы из расчета 0,3 - 0,5 (или согласно инструкции по их применению). В помещениях текущую дезинфекцию рекомендуется проводить методом орошения, в том числе с применением пенобразователей, если нет ограничения в инструкции по применению дезинфектанта.

В холодное время года для дезинфекции неотапливаемых помещений применяются растворы хлорной извести, нейтрального гипохлорита кальция или иных хлорсодержащих дезинфектантов с содержанием активного хлора 5 - 8%. Растворы готовятся непосредственно перед использованием на теплом (40 - 60°С) 15%-ном (при температуре до минус 10°С) или 20%-ном (при температуре до минус 20°С) растворе поваренной соли или ином разрешенном криопротекторе. Растворы наносятся в два-три приема с интервалом 0,5 ч по 0,3 - 0,4 на каждое орошение с экспозицией - 6 ч после последнего нанесения раствора.

29.3. Для заключительной дезинфекции животноводческих помещений, загонов, кормовых площадок, убойных пунктов, мясоперерабатывающих предприятий и других объектов методом орошения применяются растворы перечисленных дезинфектантов из расчета 1 на 1 поверхности (или согласно инструкции по их применению) и экспозицией не менее трех часов.

Перед проведением заключительной дезинфекции аэрозолями обеспечивается температура воздуха в помещении не менее 12°С и относительная влажность не менее 60%. При недостаточной влажности воздуха предварительно распыляется вода из расчета 10 . Обработанное помещение закрывается и выдерживается согласно действующему наставлению по применению препарата.

Обеззараживание инфицированной вирусом АЧС поверхности земли, включая места падежа или вынужденного убоя (вскрытия трупов) домашних свиней и диких кабанов, проводится путем равномерного посыпания сухой хлорной известью с содержанием не менее 25% активного хлора из расчета 2 кг на 1 площади с последующим увлажнением из расчета не менее 10 л воды на 1 . Через 24 часа слой почвы в 10-15 см снимается и закапывается в специально вырытую земляную траншею на глубину не менее 2 м. Дно образовавшегося углубления повторно равномерно посыпается хлорной известью, засыпается свежим грунтом с последующим увлажнением водой. Место захоронения грунта, контаминированного возбудителем болезни, а также другие участки территории, подозреваемые в загрязнении выделениями от больных животных, посыпаются хлорной известью из расчета 2 с последующим орошением водой (10 ) без перекапывания.

Дезинфекция почвы помещений (после снятия деревянных полов), загонов, мест, где находились трупы животных, кормовых площадок в охотхозяйствах проводится путем равномерного посыпания сухой хлорной известью с содержанием не менее 25% активного хлора из расчета 2 кг на 1 площади с последующим увлажнением из расчета не менее 10 л воды на 1 или 2% раствором теотропина при норме расхода 30 .

Если заключительные процедуры обеззараживания и дезинфекции совпадают с периодом дождей, снегопада или мороза, почва обеззараживается с наступлением благоприятной погоды, в остальных случаях (текущая дезинфекция, обеззараживание почвы на месте падежа (убоя) или вскрытия трупа) - при любых погодных условиях или принимаются дополнительные меры по предупреждению распространения возбудителя АЧС.

Навозная жижа в жижесборнике смешивается с сухой хлорной известью (с содержанием активного хлора не менее 25%) из расчета 1,5 кг на каждые 10 навозной жижи.

Навоз в навозохранилище посыпается сухой хлорной известью из расчета 0,5 , затем перемещается в траншею и закапывается на глубину 1,5 м. Большие количества навоза остаются для биологического обеззараживания сроком на 1 год. Для этого края навозохранилища посыпаются сухой хлорной известью из расчета 2 кг на 1 . По всему периметру с внешней стороны навозохранилища устанавливается изгородь из колючей проволоки и выкапывается канава.

29.4. Транспортные средства и другая техника (бульдозеры, экскаваторы и др.) после тщательной промывки дезинфицируются в зоне эпизоотического очага на специально отведенной площадке, для чего используется одно из средств: 1,5%-ный формальдегид, 3%-ный фоспар или парасод, 1,5%-ный параформ, приготовленный на 0,5%-ном растворе едкого натра, 5%-ный хлорамин или другие разрешенные препараты согласно инструкциям по их применению. Указанные средства наносятся на дезинфицируемую поверхность из расчета 1 на 1 с экспозицией 3 часа.

При отрицательных температурах применяется 5% хлорамин с криопротекторами.

При аэрозольном методе дезинфекции автотранспорта используются формальдегид (38 - 40%-ный раствор) из расчета 60 и экспозицией 20 мин. или грубодисперсные аэрозоли растворов 1%-ного 5%-ного хлорамина из расчета 0,3 с экспозицией 30 мин.

29.5. Контроль эффективности дезинфекции проводится по наличию/отсутствию в санитарных смывах с объектов государственного ветеринарного надзора жизнеспособных клеток золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus).

Верхняя одежда, белье, головные уборы, спецодежду и обувь персонала обеззараживаются парами формальдегида в пароформалиновой камере в течение 1 часа при температуре 57-60°С, расходе формалина 75 водного раствора формалина с содержанием 1,5% формальдегида.

Электрическое и электронное оборудование или приборы обрабатываются смесью спирта и эфира (1:1).

Обработка термосов и других емкостей, в которых доставляются пища и вода для людей, работающих в эпизоотическом очаге, при вывозе проводится дезинфицирующими средствами, инактивирующими вирус АЧС, не оказывающими воздействия на качество и безопасность пищи и воды при повторном использовании указанных емкостей. Дезинфицирующие средства применяются в соответствии с наставлениями (инструкциями) по их применению.

После полного завершения работ по ликвидации АЧС использованная спецодежда и обувь, а также средства индивидуальной защиты, сжигаются.

30. В первой угрожаемой зоне на дорогах, ведущих из эпизоотического очага к внешним границам первой зоны, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, устанавливаются контрольные и контрольно-пропускные пункты с привлечением сотрудников органов внутренних дел, при необходимости - с привлечением Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников других силовых структур, выставляются посты, в том числе стационарные, и заслоны для оцепления (блокировки) участков местности. Посты оборудуются шлагбаумами, дезбарьерами, средствами связи. При введении указанного ограничения на дорогах устанавливаются соответствующие технические средства организации дорожного движения и указатели: «Карантин», «Опасность», «Въезд запрещен», «Контроль», «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», «Схема объезда», «Направление объезда». Установка и содержание вышеуказанных технических средств организации дорожного движения и указателей осуществляется владельцами автомобильных дорог на основании разработанных проектов (схем) организации дорожного движения.

31. В первой угрожаемой зоне в хозяйствах, не отнесенных к IV компартменту, после уточнения количества всех имеющихся свиней осуществляется их изъятие в соответствии с правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310, или направление на убой и переработку на предприятия по убою и переработке животных или оборудованные для этих целей убойные пункты, перерабатывающие цеха, расположенные в первой угрожаемой зоне.

Перевозка свиней автомобильным транспортом осуществляется в сопровождении лица, ответственного за сдачу свиней и специалиста госветслужбы.

Автотранспорт после выгрузки свиней подвергается механической очистке и дезинфекции на специально оборудованных для этих целей площадках на территории предприятия.

32. В первой угрожаемой зоне мясо и другие продукты убоя свиней перерабатываются на вареные, варено-копченые сорта колбас или консервы. При невозможности переработки мяса на указанные изделия его обеззараживаются проваркой при температуре не меньше 70°С в толще продукта в течение не менее 0,5 часа. Полученная продукция (кроме консервов) используется в пределах первой угрожаемой зоны. Мясные консервы реализуются без ограничений. При невозможности осуществления в первой угрожаемой зоне обеззараживания мяса и других продуктов убоя свиней проваркой организуется убой и уничтожение свиней в соответствии с настоящих Правил.

Шкуры убитых свиней обеззараживаются в 26% растворе поваренной соли, в который добавляется 1% соляная кислота при температуре дезраствора 20 - 22°С. На одну весовую часть парных шкур вносится 4 части дезраствора. Шкуры выдерживаются в дезрастворе 48 часов.

Кости, кровь и субпродукты второй категории (ноги, желудки, кишки), а также боенские отходы, перерабатываются на мясокостную муку.

При невозможности переработки на мясокостную муку указанное сырье подвергается проварке в течение 2,5 часов под контролем специалиста госветслужбы и используется в корм птице в пределах первой угрожаемой зоны или уничтожается сжиганием.

Мясокостная мука, полученная из указанного сырья, используется в корм жвачным животным и птице в пределах первой угрожаемой зоны.

При обнаружении туш с кровоизлияниями или дегенеративными изменениями в мышцах, внутренних органах и коже, туши со всеми внутренними органами уничтожаются путем сжигания.

33. Во второй угрожаемой зоне проводятся мероприятия по регулированию численности диких кабанов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

34. Все поступающие для откорма во вторую угрожаемую зону свиньи вакцинируются против классической чумы свиней и рожи в период 30- дневного карантина в хозяйстве-поставщике. Поступление во вторую угрожаемую зону свиней для целей воспроизводства допускается исключительно в хозяйства, отнесенные к III и IV компартментам и исключенные из второй угрожаемой зоны в соответствии с настоящих Правил, при этом животные должны быть вакцинированы в период 30-дневного карантина в хозяйстве-поставщике против указанных выше болезней, а также против болезни Ауески, парвовирусной инфекции и респираторно-репродуктивного синдрома свиней.

35. Во второй угрожаемой зоне с целью выявления циркуляции вируса АЧС проводятся наблюдения за клиническим состоянием свиней с отбором проб от всех подозреваемых в заболевании свиней и их лабораторными исследованиями на АЧС.

VII. Отмена карантина и последующие ограничения

36. Отмена карантина в неблагополучных по АЧС хозяйствах, населенных пунктах, районах осуществляется после уничтожения всех свиней в эпизоотическом очаге и убоя свиней в первой угрожаемой зоне, за исключением хозяйств, отнесенных к IV компартменту и исключенных из первой угрожаемой зоны в соответствии с настоящих Правил, проведения других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, в срок, установленный решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина).

37. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, при получении от должностного лица учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, заключения о выполнении предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов АЧС, направляет в течение 24 часов представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на подведомственной территории, где был зарегистрирован очаг АЧС.

При обнаружении на территории эпизоотического очага или в пределах первой угрожаемой зоны трупов свиней, павших от АЧС, владелец которых не установлен, а также при выявлении фактов вывоза из эпизоотического очага или за пределы первой угрожаемой зоны инфицированной вирусом АЧС продукции свиноводства, владелец которой не установлен, - руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, направляет в течение 24 часов представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о продлении ограничительных мероприятий (карантина) на 30 дней.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение дня принимает решение об отмене (или продлении) ограничительных мероприятий (карантина) на территории, где был зарегистрирован очаг АЧС.

38. После отмены карантина на территории эпизоотического очага, первой и второй угрожаемых зон в течение шести месяцев сохраняются следующие ранее введенные ограничения:

Запрет на вывоз свиней, продуктов животноводства, полученных от убоя свиней, не прошедших промышленную тепловую обработку при температуре выше 70°С, обеспечивающую ее обеззараживание, за пределы территории второй угрожаемой зоны, кроме хозяйств, отнесенных к IV компартменту и исключенных из первой и второй угрожаемых зон в соответствии с и настоящих Правил, а также хозяйств, отнесенных к III компартменту и исключенных из второй угрожаемой зоны в соответствии с пунктом 22.2 настоящих Правил;

Запрет на реализацию свиней на территориях первой и второй угрожаемых зон, кроме хозяйств, имеющих IV компартмент и исключенных из первой и второй угрожаемых зон в соответствии с и настоящих Правил, а также хозяйств, отнесенных к III компартменту и исключенных из второй угрожаемой зоны в соответствии с пунктом 22.2 настоящих Правил;

Запрет закупки свиней у населения.

39. Для доказательства отсутствия болезни во второй угрожаемой зоне проводятся выборочные скрининговые диагностические лабораторные исследования с целью подтверждения отсутствия в пробах биологического (патологического) материала и сывороток крови свиней возбудителя АЧС, или его генетического материала, или антител к нему.

39.1. Диагностические исследования на АЧС среди домашних свиней проводятся на территории второй угрожаемой зоны в населенных пунктах, муниципальных образованиях, организациях и т.д. с отбором в каждом из них проб крови (или патологического материала).

В течение 6 месяцев после даты установления заболевания свиней АЧС проводятся лабораторные исследования проб крови свиней через 3 и 5 месяцев. Количество проб для исследования на АЧС в зависимости от количества животных в группе указано в настоящих Правил. Пробы патологического материала для исследования на АЧС в обязательном порядке отбираются от всех павших и вынужденно убитых домашних свиней, а также от всех павших диких кабанов. При получении хотя бы одного положительного результата исследования проводятся еще через месяц.

39.2. Контроль эпизоотической ситуации по АЧС среди диких кабанов проводится путем диагностического отстрела, отлова. Количество животных, подлежащее отстрелу, отлову в исследуемой зоне, должно обеспечить получение достоверных результатов исследований в пределах нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 г. № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» (зарегистрирован в Минюстом России 18 июня 2010 г., регистрационный № 17603) с изменениями, внесенными приказами Минприроды России от 20 декабря 2010 г. № 554 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2011 г., регистрационный № 19740, от 28 декабря 2011 г. № 971 (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2012 г., регистрационный № 23184), от 23 ноября 2012 г. № 400 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 г., регистрационный № 26468), от 17 июня 2014 г. № 267 (зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2014 г., регистрационный № 33168).

40. Комплектование хозяйств поголовьем свиней в бывшем эпизоотическом очаге и первой угрожаемой зоне разрешается через 1 год после отмены карантина. В свободных помещениях, не занятых после уничтожения поголовья свиней, до истечения указанного срока разрешается размещение и содержание животных других видов (включая птиц).

41. Специальная (чрезвычайная противоэпизоотическая) комиссия принимает решение о разрешении комплектования свиноводческих хозяйств, работающих в режиме закрытого типа (содержание животных в специализированных, изолированных помещениях с организованными технологическими операциями производства («пусто-занято») и системой ветеринарно-санитарной защиты) свинопоголовьем через 8 месяцев после отмены карантина при условии получения отрицательного результата на АЧС при проведении ветеринарного обследования данных хозяйств и при условии постановки биологического контроля группы животных сроком не менее чем 60 дней.

Биологический контроль на свиноводческом комплексе проводится только после завершения всех мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, и получения подтверждения качества проведенной дезинфекции свиноводческих помещений.

В целях исключения наличия вируса АЧС в производственных помещениях осуществляется постановка свиней-сентинел (индикаторов) в объеме 10% от поголовья, предполагаемого к дальнейшему содержанию в одном цехе, независимо от их возраста (кроме молодняка до 2-месячного возраста). Эти животные должны быть индивидуально идентифицированы и размещены в количестве не менее 2 голов, но не более 5% от расчетной вместимости, во всех станках каждого помещения, свинарника, цеха (независимо от места локализации АЧС), где предполагается постоянное или временное содержание свиней.

За свиньями осуществляется ежедневное наблюдение с целью оценки их здоровья по поведенческим реакциям, поедаемости корма с обязательным измерением температуры тела у не менее 10% свиней каждого станка (случайная выборка).

Продолжительность тестового периода наблюдения («период-сентинел») за такими животными ветеринарным врачом хозяйства и специалистами государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации составляет не менее 60 дней. По желанию собственника период продлевается до завершения соответствующего этапа стандартного для этого хозяйства технологического цикла.

По завершении тестового периода при отсутствии клинически больных свиней проводится отбор проб крови от всех свиней-сентинел из разных помещений. Указанные пробы исследуются на АЧС методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).

В случае отсутствия у свиней клинических признаков болезни и отсутствия у свиней положительных результатов диагностических исследований на АЧС методом ПЦР по истечении тестового периода биологический контроль на АЧС считается успешно завершенным.

42. Разведение дикого кабана и его ввоз в охотхозяйства, а также на особо охраняемые природные территории, допускается не ранее 12 месяцев после снятия карантина при условии отсутствия очагов АЧС в радиусе 100 км в течение 12 месяцев со дня снятия карантина.

______________________________

* в случае, если помещение для животных является единственным, любое перемещение павших и живых свиней также осуществляется по решению специалиста госветслужбы

** данное требование распространяется на организации и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей

Обзор документа

Установлены ветеринарные правила по предотвращению распространения и ликвидации очагов африканской чумы свиней.

Дана общая характеристика заболевания. Определены обязательные требования к проведению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории России карантина и иных ограничений.

На прошедшей неделе Россельхознадзор обнаружил в мясе, продаваемом в подмосковных магазинах, вирус африканской чумы свиней. Чума свиней для людей абсолютно безопасна. Заразиться ею нельзя. Но для свиноводства это огромная проблема.

Сейчас в России фактически эпидемия африканской чумы свиней. В этом году зафиксировано уже более двухсот вспышек АЧС в 42 регионах страны. Крупные российские аграрные компании уничтожают, сжигают десятки и сотни тысяч пораженных свиней. Ущерб оценивается в миллиарды рублей. Сотни тысяч - это еще немного. В 90-х годах в Голландии и Бельгии чума уничтожила 12 миллионов голов скота.

Чума свиней проникла в Россию в 2007 году из Грузии. Тогда появились подозрения, что это спецоперация недружественного нам режима Саакашвили. Надежных доказательств нет. Но некоторые специалисты считают, что это возможный вариант.

Почему чума не проникла в Россию раньше, когда в Европе бушевала эпидемия? У нас была сильная федеральная ветеринарная служба. Очень строгий контроль перевозки скота. В 2004 году службу реформировали. Ее функции передали на разные уровни, в том числе в регионы. Финансирование сократили. Зачем это было сделано? Задача — снижение пресловутых административных барьеров, облегчение работы малого бизнеса. Чтобы легче было разводить свиней в личных хозяйствах. Вроде бы, правильное решение. Свиней стало разводить легче. Но только выяснилось, что личные подворья — главный источник чумы свиней. Санитарные правила там зачастую не соблюдаются. Зараженные умершие животные не сжигаются. Отходы нужным образом не обрабатываются. Но поскольку ветслужба ослаблена, контроль утерян. Проводить серьезные согласованные с разными регионами мероприятия против эпидемии сложно. Да и денег не хватает. Вот чума свиней и ползет по всей России.

Высказывается идея, что победить АЧС можно только в том случае, если ликвидировать поголовье свиней в личных подсобных хозяйствах. Так было сделано, например, в Испании. Так уже сделали в нашей Белгородской области. В этой области огромные масштабы свиноводства и рисковать целой отраслью хозяйства не стали. Но по всей стране миллионы семей разводят свиней. Для них это важный приработок. А если это мелкие фермерские хозяйства, то основной заработок. А это уже серьезная социальная проблема.

У Марины Александровны горе, потому что четверых поросят изъяли сотрудники ветнадзора. А у директора крупного холдинга тоже неприятности: уничтожено 17 тысяч породистых свиней.

«Этот комплекс ежемесячно приносил нам порядка 15-20 миллионов прибыли», — говорит генеральный директор ООО «Вердазернопродукт» Андрей Парахневич.

И сложно сказать, кому из них в эти минуты тяжелее. Свинарник пустой и здесь минимум год нельзя держать скотину. Африканская чума болезнь совсем не опасная для человека, даже если он съест чумное мясо. Но вот для других свиней - смертельная.

Каждый случай подозрения на африканскую чуму должен быть проверен в специальной лаборатории. Сюда приходят пробы свиной крови из всех зараженных регионов России. Это уже не юг России, как было в начале. Данные за осень прошлого года: всего пара вспышек лихорадки. А сегодня география вируса поражает. Он уже почти дошел до Полярного круга. На востоке пока остановился в Татарстане. А начиналось все с юга России почти 10 лет назад.

Известно, что африканская чума перешла через границу из Грузии. Тогда надеялись, что в России ее удастся остановить. Африканская чума оказалась заразная и живучая. С тех пор государство только и делает, что гасит вспышки в разных регионах.

Вся эта спецоперация лишь из-за нескольких заболевших свиней. Деревни и города в радиусе 20 километров становятся зоной отчуждения — это международные правила карантина.

«Надо уничтожать все поголовье и вообще все нужно дезинфицировать, а лучше даже сжечь, потому что только огонь все уничтожает», — говорит эксперт Высшего экологического совета комитета по природопользованию и экологии Государственной Думы Игорь Никулин.

10 тысяч свиней больных и здоровых тоже сожгли за один день. Закрылся крупнейший свинокомплекс в республике. В окрестных лесах отстреливают диких кабанов. А по частным дворам ходят сотрудники ветнадзора, но встречают их обычно как врагов народа, даже несмотря на компенсации.

С тех пор, как в России появилась африканская чума свиней, ветеринарным службам пришлось уничтожить уже более миллиона животных. И, несмотря на такой строгий карантин, только в этом году - сотни новых вспышек.

Этот институт был создан специально для борьбы с биологическим оружием. В Советском Союзе опасались, что подброшенный вирус африканской чумы свиней может быть ударом по целой отрасли.

«Таким образом американцы разорили Кубу. Они потравили и табак, и сахарный тростник, и тех же самых свиней. У них большой опыт накоплен в этом. Они являются несомненными лидерами в области в области военной вирусологии», — заявил эксперт Высшего экологического совета комитета по природопользованию и экологии Государственной Думы Игорь Никулин.

Впрочем, Куба - это единственный общеизвестный случай, когда африканская чума использовалась как биологическое оружие. Источник заноса в Россию не установлен. Но известно, что именно в Грузии, у границы с Россией находится новейшая американская биолаборатория.

«Убедитесь, что ничего здесь секретного нет. Мы здесь проводим только научные исследования», — говорит профессор, директор центра по контролю заболеваний Амиран Гамкрелидзе.

Научные исследования пока не улучшили ситуацию. Наоборот, зараженные дикие кабаны регулярно переносят вирус через границу. На современных промышленных свинокомплексах меры безопасности, как в лаборатории, но это не спасает от африканской чумы.

«Мы проводили собственное расследование, как бы это не странно звучало. Мы все-таки рассматриваем момент, может быть, грубо скажем, вброса», — сказал главный ветеринарный врач ООО «Вердазернопродукт» Сергей Лазарев.

Этот свинокомплекс теперь закрыт на год. Его охраняют, как военный объект.

«У нас нет ни способов лечения, ни способов профилактики, то есть вакцинации. Они отсутствуют, до сих пор они отсутствуют», — говорит начальник управления ветеринарии правительства Саратовской области Алексей Частов.

Съемочная группа приехала в НИИ ветеринарной вирусологии, чтобы узнать, действительно ли против африканской лихорадки нет никаких средств защиты.

— Есть четыре научных института на планете, которые занимаются вакциной. Вы - один из них. Скажите, кто первый в этих исследованиях?

«Есть определенная состязательность и каждая научная группа идет своими путями реализации. Я могу с полной уверенностью сказать, что мы продвинулись в создании вакцины против африканской чумы свиней. Кто первый сделает вакцину — вопрос открытый. И конкуренция достаточно жестокая. В наших работах есть такие данные, что животные после новых эффективных вакцин способны выживать», — рассказал замдиректора по научной работе НИИ ветеринарной вирусологии Александр Малоголовкин.

Журналистам не показали свиней, на которых испытывают вакцину. Это, пожалуй, самые засекреченные свиньи в мире. Вакцина есть, она уже действует. Осталось лишь убедиться, что она будет безопасной и не станет причиной новых вспышек. Как ни странно, ученые, которые работают над вакциной, уверены, что бороться нужно разными методами. Во-первых, прививка для всего поголовья - это слишком дорого. А во-вторых, победить чуму свиней можно уже сейчас, и даже без лекарств.

«Надо, допустим, отказаться от скармливания пищевых отходов и заменить это на корма промышленной выработки. Это дорого. И это делает уже невыгодным содержание животных», — говорит директор Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук Денис Колбасов.

Но мало кто знает, что обычные деревенские свиньи - это треть от всей отрасли. И 90 процентов вспышек приходятся как раз на подсобные хозяйства.

Деревенские жители прекрасно знают симптомы чумы, но редко признаются, когда у них случается горе. И понятно почему. Светлана Зуева честно заявила о смерти поросенка, и вся деревня перестала с ней здороваться.

Ситуация в России сейчас очень похожа на то, что творилось в Испании полвека назад. Вирус африканской чумы поставил под угрозу всю отрасль свиноводства.

«Когда мы только начали, вся страна была заражена. И лишь несколько провинций оставались здоровыми. Уже за первый год мы сократили количество заболеваний на подконтрольной зоне свиноферм. Но оказалось, что проблема с частными производителями», — рассказывает профессор, директор лаборатории МЭБ по африканской чуме свиней и африканской чуме лошадей Мадридского университета Хосе Мануэль Санчес-Вискайно.

Испанские крестьяне оказались перед выбором: заниматься свиноводством профессионально и соблюдать санитарные нормы или заниматься другими животными. За пять лет страна полностью победила вирус и стала знаменита на весь мир не чумой, а своими деликатесами. Возможно, такой же путь ждет и Россию. Но тогда свинья, лежащая в деревенской луже посреди дороги, останется лишь на кадрах кинохроники.

gastroguru © 2017