02). Прикладная этика — бакалавриат (47.03.02) Что такое прикладная этика специальность

Вид лекции: информационная лекция

Компетенции:

ОК-3 - способность занимать активную жизненную позицию;

ОК-5 -владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-12 – осознанием социальной значимости своей будущей профессии;

ОК-13 - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ПК-25 – знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в менеджменте.

Образовательные технологии: Технологии в форме диалога (Обсуждение в форме дебатов).

Цель:

Формирование общей культуры и основ профессиональной этики.

Задачи:

    Изучение основных понятий профессиональной этики

    Развитие этических навыков научного исследования.

    Воспитание и формирование профессиональных этических ценностей.

Основные понятия: прикладная этика, профессиональная этика, служебная этика, предпринимательская этика, этика науки

План:

    Понятие прикладной этики.

    Предпринимательская этика

    Этика науки.

1. Понятие прикладной этики.

Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. Специфика прикладной этики связана с ее принципиальной ориентацией на практические проблемы конкретного нравственного бытия людей. Прикладная этика обращает свое внимание на те специфические изменения, которые происходят с нею в различных сферах общественной жизни. Это такие области, где общие нравственные ценности и нормы соприкасаются с другими ценностями и нормами, связанными с определенной профессией, родом деятельности, социальным положением. Прикладную этику интересует особенное и специальное содержание нравственности.

Современная прикладная этика все более приобретает черты междисциплинарного знания, так как наряду с эвристическим потенциалом «практической философии» в нем востребованными и необходимыми оказываются другие виды знания (медицина, биология, юриспруденция и др.). Это связано не только с тем, что многие разновидности прикладной этики существуют на стыке определенных форм профессиональной деятельности, но и с тем, что обсуждение большинства проблем прикладной этики предполагает обязательное использование социологических, юридических и прочих данных.

Прикладная этика – сфера многообразного, интенсивно изменяющегося знания, структура которого только начинает складываться. В качестве опорных точек этой структуры обычно рассматриваются конкретные виды прикладной этики: экологическая этика, политическая этика, биомедицинская этика, этика науки и др. Однако, объем прикладной этики шире, чем совокупность проблемных полей ее конкретных разновидностей, поскольку наиболее значимые ее проблемы выходят за пределы такой совокупности.

Многие проблемы современной прикладной этики достаточно условно могут быть разделены на открытые итрадиционные . Выделение отдельной группыоткрытых проблем подчеркивает предельно острый характер их дискуссионного обсуждения, который чаще всего сводится к жесткому противостоянию альтернативных позиций (например, проблема смертной казни и эвтаназии).

Также проблемы этой группы объединяет их современность, актуальность, несмотря на то, что истоки этих проблем могут быть очень «древними». Осознание реальности экологической угрозы определяет становление экологической этики; научные достижения провоцируют поиск механизмов «этического контроля над наукой»; развитие медицины акцентирует новые аспекты суицида и т. д. Особенно следует подчеркнуть, что современный статус открытых проблем поддерживается пониманием не только их сегодняшней, но и перспективной актуальности, которая в будущем будет только возрастать.

Кроме того, все открытые проблемы выходят за пределы собственно этического знания, перемещаясь в ранг социально значимых вопросов, требующих политических акцентов и правового закрепления.

Здесь необходимо отметить, что современная прикладная этика, развитие которой устремлено к междисциплинарному статусу, использует для своих целей и другие виды знания, однако тенденция созидания теоретического базиса должна, скорее всего, опираться преимущественно на «практическую философию», главный смысл которой связан со стабилизацией человеческого сообщества и утверждением самоценности человека.

Проблемы второй группы (традиционные ) фиксируют те области этического знания, которые традиционно относились к его прикладной сфере: профессиональная этика, этикет и др. Выделение такой группы не означает их противопоставленности теоретической этике. Просто специфика изучения таких проблем в поле прикладной этики связана с тем, что их теоретическая подоплека используется в качестве средства для перехода на более конкретный, нормативный уровень.

Происхождение профессиональной этики. Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Профессионализм как нравственная черта личности. Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

Нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

Особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически- грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: "...каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.

Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

В данный момент в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Виды профессиональной этики. Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Описание

Прикладная этика – это наука, которая изучает моральные конфликты в современном обществе. Обязательными дисциплинами по этому профилю являются: история России, информатика, история философии, социология морали, основы прикладной этики, философия, история нравственности, история этики, логика и другие. Студенты также осваивают физиологию нервной деятельности, иностранный язык, этические учения различных народов и стран. Занимаются классификацией, анализом, а также систематизацией различной научной информации на тему нравственных отношений, ценностей и норм. В курс обучения включаются и разные виды практики: педагогическая, научно-исследовательская и производственная.

Кем работать

Выпускники могут устроиться менеджерами по корпоративной этике или работе с персоналом, экспертами или консультантами по вопросам нравственных отношений, социального или межличностного взаимодействия. Такие специалисты часто занимаются разработкой программ по внедрению нравственных ценностей и норм. Многие выпускники устраиваются в лаборатории или на кафедры ВУЗов, в сфере журналистики или в научно-исследовательской области. Они могут заниматься в общественных организациях анализом и презентацией различной информации о нравственных отношениях, а также о способах их функционирования.

О специальности:

Описание специальности прикладная этика, в каких ВУЗах преподают прикладную этику, какие экзамены, какие предметы на специальности прикладная этика.

Учебный план состоит из иностранного языка, истории и нравственности, истории философии и этики, концепции современного естествознания, логики, основы прикладной этики, социологии морали и философии. Студентов обучают заниматься сбором, анализом, классификацией и систематизацией научной информации, используя методы, способы и приемы познания основных закономерностей возникновения, развития и существования нравственных явлений (нравственных отношений, норм и ценностей), Создавать программы по внедрению нравственных норм и ценностей, организовывать процессы формирования нравственного пространства в сообществах и организациях различной степени сложности.

Трудоустройство по специальности прикладная этика

Данные специалисты могут найти себе место практически в любой крупной компании. Если же не получиться устроиться именно на должность специалиста по разрешению конфликтов, то выпускник может устроиться менеджером по персоналу или психологом на производстве. На рабочем месте специалисту предстоит проводить тренинги по стрессоустойчивости и следить за атмосферой в рабочем коллективе.

Заработная плата по специальности прикладная этика

В Российских компаниях данных вакансий не много. Поэтому следует задуматься о магистратуре. Получив образование, стоит искать себе место в иностранной компании. Другой вариант трудоустройства – смешанные должности, на которых можно набрать необходимые навыки для трудоустройстве в крупных компаниях.

Прикладная этика - это совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию обучения людей определенному поведению в определенных областях их жизнедеятельности и в конкретных ситуациях.

Этика в течение XX в. эволюционировала от чисто теоретического, методологического анализа к решению сиюминутных, касающихся человека, проблем. Прикладная этика была основана в последние десятилетия XX в. в странах Западной Европы и США. Дискуссионным является вопрос о научном статусе этой дисциплины. Существует мнение, что назначением прикладной этики является формирование вспомогательных методов для решения практических задач. Это толкование является узким, ведь, во-первых, приравнивает эту дисциплину к другим прикладным дисциплинам - прикладной лингвистике, прикладной математике, прикладной физике; во-вторых, превращает ее в дополнение к отдельным наукам. Более правильным является толкование прикладной этики как особой разновидности, которая производит новый подход к проблемам этики и выдвигает перед ней новые задачи. В этом случае она выступает новейшим этапом развития этики и знаменует переход от чисто теоретического знания к знанию практического.

Возникновение прикладной этики обусловлено несколькими причинами. Среди них отметим следующие:

  • осознание обществом ценности человеческой жизни и связанная с этим гуманизация этики, т.е. ее уход от социальной и политической проблематики, лишнего морализаторства и обращение к проблемам, важным для каждого человека;
  • рост могущества человека из-за стремительного развития науки и обращение к вопросам о пагубности потребительского отношения человечества к природе;
  • обсуждение целесообразности вмешательства в геном человека;
  • аморальность расслоения стран мира на богатых и вопиюще бедных.

Неуклонный рост знаний и развитие технологий в XX в. вызвали своеобразные сдвиги в сознании человека. Все то, что превращало шаткие абстрактные понятия в надежные моральные принципы, то, что создавало определенную систему координат, то, что складывалось на протяжении веков и, изменяясь, не теряло своей сути, начало меняться. Следствием стало изменение мировоззренческих ориентиров, ценностных установок и нормативных систем. В течение столетий в философии складывался широкий спектр теорий, направленных на воспитание морального человека, создание согласованных межличностных отношений, формирование нравственного общества. Прогресс в науке и технологии существенно изменил и продолжает менять образ жизни и среды существования человека. Перед человеком встала новая проблема: как выжить в стремительно меняющихся условиях жизни. Появилась необходимость переосмысления классических этических концепций и формирования новых, которые позволят объективно оценить последствия научно-технического прогресса для человека и выработать новые моральные принципы. Современная этика обращается к проблемам, ранее ей незнакомым. Из теоретической науки она превращается в прикладную.

Так возникли отдельные виды прикладной этики: биоэтика, экологическая этика, этика хозяйствования, этика науки, политическая этика, а со временем и прикладная этика в целом. Прикладная этика связана с теоретической и нормативной этикой. Теоретическая составляет методологическое основание прикладной этики, а нормативная является основой для обоснования ее ценностных императивов. По сравнению с теоретической прикладная этика имеет целью не детальное описание и объяснение природы отдельных моральных феноменов, а исследование их проявлений в значимых для всего человечества нравственных ситуациях; по сравнению с нормативной она конкретизирует нравственные требования и устанавливает более жесткие границы для их реализации (рис. 13.1).

Рис. 13.1.

Прикладная этика связана с профессиональной, но не тождественна ей. Различия между прикладной и профессиональной этикой заключаются в том, что: профессиональная этика конкретизирует главные моральные качества применительно к соответствующей профессии. Прикладная этика имеет своим предметом конкретные моральные ситуации, на сегодняшний день она является одной из самых активных точек роста этический знаний и накопления соответствующего опыта (рис. 13.2).


Рис. 13.2.

Среди наиболее актуальных проблем прикладной этики отмечают проблемы смертной казни, эгоизма, эвтаназии, клонирования, рыночной конкуренции, продажи оружия, терроризма, выбросов в атмосферу, жестокого обращения с животными и т.п.

gastroguru © 2017