Яга костяная нога. Баба-яга — Костяная нога

Баба-яга - костяная нога

Фольк. Неодобр. О злой, сварливой и безобразной старой женщине. БМС 1998, 36.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Баба-яга - костяная нога" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 3 баба яга (17) костяная нога (3) яга (13) Словарь син … Словарь синонимов

    Костяная нога, жаба, кикимора, ягинична, ягишна, каракатица, морда, баба яга костяная нога, яга, бабка ёжка, урод, злюка, уродина, ведьма, колдунья, ёжка Словарь русских синонимов. баба яга см. злюка Словарь синонимов русского языка. Практический … Словарь синонимов

    Сущ., кол во синонимов: 3 баба яга (17) баба яга костяная нога (3) яга (13) … Словарь синонимов

    - (польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б. я. живёт в лесу в «избушке на курьих ножках»,… … Энциклопедия мифологии

    - (иноск.) бранчивая, наглая баба (намекъ на бабу ягу сказ.). Ягать кричать, браниться. Баба яга костяная нога: въ ступѣ ѣдетъ, пестомъ погоняетъ, помеломъ слѣдъ заметаетъ (сказочн. Большуха надъ вѣдьмами, безобразная старуха; живетъ въ лѣсу, въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Баба яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. См. ПРИСКАЗКИ …

    Баба яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирает), помелом след заметает. См. СУЕВЕРИЯ ПРИМЕТЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    В молодости. Жарг. шк. Шутл. ирон. Пионервожатая. Максимов, 18. Баба яга костяная нога. Фольк. Неодобр. О злой, сварливой и безобразной старой женщине. БМС 1998, 36. Чтоб тебя Баба яга в ступе прокатила! Народн. Выражение раздражения, гнева;… … Большой словарь русских поговорок

    БАБА ЯГА, бабы яги, жен. В русских сказках: злая старуха колдунья. Баба яга костяная нога. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    БАБА-ЯГА - Старуха волшебница в славянской мифологии и в русских народных сказках. В некоторых сказках у Бабы Яги одна нога костяная, поэтому ее называют Баба Яга костяная нога. В праславянском языке слово было связано со значением ‘делать противным,… … Лингвострановедческий словарь

    О музыкальной группе см. Baba Yaga. Баба Яга … Википедия

Книги

  • Баба-яга и Кощей Бессмертный , . Баба-яга и Кощей Бессмертный не очень симпатичные персонажи. Одна нога у Бабы-яги костяная, живёт она в лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, похищает маленьких детей и совершает…
  • Баба Яга - костяная нога , . Представляем вашему вниманию учебно - развивающее издание`Баба Яга - костяная нога`. Русская народная сказка в обработке С. Кузьмина. Для детей дошкольного…

Редко кто из сказочных персонажей удостаивается отдельного титула. У Бабы Яги, одной из главных героинь русских народных сказок и славянского фольклора в целом, такое дополнительное обозначение есть – чаще всего её именуют как «Баба Яга, костяная нога». Что же это за наименование такое, какое значение оно имеет, как появилось и какую дополнительную информацию может предоставить нам об этой харизматичной ведьме?

Намёк на возраст и состояние здоровья?

Чаще всего оказывается, что самый простой ответ на тот или иной вопрос самый правильный, самое простое решение какой-либо задачи является наиболее верным. Поэтому вполне оправдано будет по этому пути и предположить, что дополнительное звания «костяная нога» играет по отношению к Бабе Яге описательный характер. Прежде всего, это может относиться к её внешности. Баба Яга это архетипический образ безобразной старухи, типичной колдуньи, которая одним своим видом должна внушать страх и отвращение. Поэтому костяная нога должна подчёркивать зловещий и отталкивающий характер её внешности: а что может быть более отвратительном в этом плане, чем человек, который выглядит почти как скелет?

Другая сторона описательного собирательного образа Бабы Яги - это её отличия от обыкновенных людей.

В общем и целом её и человеком нельзя назвать – она то ли какое-то древнее мистическое существо, то ли богиня, то ли демоническое создание, то ли обретший плоть злой дух.

По этой причине она должна быть «не такой, как все» по максимальному количеству параметров.

Помимо внешности человека другим показательным параметром, который отличает людей одного от другого, является состояние его здоровья: среди людского сообщества всегда выделяются люди с какими-то физическими дефектами или с последствиями перенесённых или ещё присутствующих заболеваний. Поэтому когда речь идёт о костяной ноге, это сразу выводит её обладателя или, как в данном случае, обладательницу, за круг нормальных людей. К тому же в сказках можно найти определённую подсказку и подтверждение такого толкования: так как Баба Яга передвигается почти исключительно в летающей ступе. С одной стороны, это можно толковать как способ наиболее быстрого волшебного перемещения в пространстве; но никто не мешает считать это своего рода сказочным инвалидным креслом.

Кости – признак смерти

Конечно же, человеческая кость сама по себе ещё не является прямым признаком смерти и всего такого подобного. Однако образ костей, скелета в целом уже традиционно и устойчиво воспринимается как прямая отсылка к смертности человека, к загробному миру, к переходу из жизни в смерть и так далее. И тогда костяная нога как атрибут Бабы Яги позволяет ей постоянно иметь при себе своего рода пропуск в загробную жизнь, образно и практически одной ногой быть в мире живых, а другой – в мире мёртвых. Обращает на себя внимание именно единственное число, в котором звучит уточняющий титул этого мифологического персонажа – «костяная нога», а не «костяные ноги». Тем самым словно подчёркивается её двойственный характер, позволяющий ей быть существом на границе двух миров.

По поводу того, какие практические корни у такого символического обозначения Бабы Яги именно через костяную ногу, существует несколько версий, которые, впрочем, достаточно близки между собой и не вступают в серьёзные противоречия.

Одна из версий гласит, что костяная нога напрямую связана с одним из вариантов погребального обряда древних народов: когда создавалась специальная погребальная избушка, в которую и помещался мертвец, который постепенно истлевал до костей.

Другая версия тоже восходит к обряду перехода умершего человека в мир иной, но объясняет особое значение костей иначе: здесь обращается внимание на существование у ряда племён особого способа прощания с телом умерших. Тела покойных помещали на расположенные высоко над землёй специальные площадки, где их склёвывали птицы, оставляя в прямом смысле одни кости. Таковы традиции, были, в частности, у сибирских народов, кроме того, это древняя практика зороастрийцев. Есть предположение, что Баба Яга стала костяной ногой в связи с тем, что её образ сложился под воздействием либо неких языческих жриц, проводивших погребальные обряды, либо древних богинь смерти, которые могли представляться именно с подобной атрибутикой (кости, черепа, скелет и тому подобное).


Существует множество (в основном славянских) трактовок имени Бабы-яги:
«Ба;ба-яга; (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск. j;dza, baboj;dza; чеш. jezinka, Je;ibaba «ведьма», «лесная баба»; в.-секрб. баба jега; словен. jaga baba, je;i baba) - персонаж славянской мифологии и фолькелора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего - отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.»
Но ни одна из трактовок не верна. Этимология Яги основана, как ни странно, на греческом слове «бабушка», которое по-славянски переводится как Яга.
;;; ;;; - бабушка (греч.) > giagia/pgialjia/ jagia - пожилая/(Баба)-яга (слав.)(пропуск p/инв. gia)
Существует, по крайней мере, три версии как Баба-яга попала в сказку.
1. Проводник в потусторонний мир.
2. Ведунья, знахарка.
3. Богиня-Мать.
По всем трём версиям до сих пор учёные не находят согласия. Есть и другие, экзотические версии, например, Баба-яга – наставник йоги (Индия).
«Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом («лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят)»
Бытует определённый стереотип в трактовки облика Бабы-яги – это её костеногость. Вот что пишет по этому поводу известный исследователь русского фольклора В. Я. Пропп.
«Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.
Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец. Мертвеца, труп видели в ней и другие исследователи. Так, Гюнтерт, исследовавший образ яги, исходя из античной Калипсо, говорит: "Если Хель (северная богиня подземной страны мертвых) имеет цвет трупа, то это означает не что иное, как то, что она, богиня смерти, сама есть труп" (Guntert 74).
Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъеденная червями" (Guntert).
Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.
Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец»
Странным выглядит такое объяснение костеногости у В.Я. Проппа. Якобы Баба-яга никогда не ходит, либо летает, либо лежит на печи и жуёт калачи. Но, если предположить в Бабе-яге знахарку, ведунью, то очень даже надо ей ходить в лес, грибы, ягоды, травы собирать для снадобий. Поэтому версия костеногости В.Я Проппа необоснованна.
Есть другая версия, которая основана всего лишь на смене ударения в слове «нога» на первый слог. Тогда получаем «н;га», т.е. «змея» !. В сказках Афанасьева змея известный персонаж под названием «н;га».
«Пришла но;га(?). Но;га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла дру;га но;га; дру;га но;га за но;гу, но;га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой но;ги).
Пришла пя;та но;га. Пять ног за четыре, четыре но;ги за три, три но;ги за две, две но;ги за но;гу, но;га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!»
Известно, что змеи прячутся, находят себе убежище в тленных остатках животных, например, в кобыльем черепе. «И примешь ты смерть от коня своего» - так пророчил кудесник смерть вещему Олегу по словам А.С. Пушкина.
«Костняная н;га» или «костная змея» - это ни что иное, как образ змеи, которая хоронится в костях умершего животного или человека. Кобылья голова или череп (что тоже часто встречается в сказках Афанасьева) является атрибутом, волшебным помощником Бабы-Яги, недаром весь частокол вокруг избушки на курьих ножках обвешан черепами (точнее 11-ю), одно место оставлено самой Бабе-яге. Здесь змея в черепе суть дух умершего.
Можно предположить, что и монолог Гамлета с черепом бедного шута Йорика не случаен в пьесе Шекспира. Это намёк не только на тленность всего сущего, но и беседа с духом покойного через невидимую змею. Возможно, Гамлет получил весточку с того света о своём будущем.
Баба-яга как костная змея олицетворяет собой ведунью, вещую старуху.
В русской сказке, предназначенной в основном для детей, образ Бабы-яги как знахарки, ведуньи трансформировался под влиянием христианской религии (позднее наслоение) в отрицательный персонаж, хотя Яга и помогает часто Иван-царевичу.
Часто Яга в сказке сажает детей на лопату и суёт в горячую печь. Этот инцидент должен вызывать при чтении сказки у ребёнка волнующий испуг, хотя при анализе этого факта ничего страшного не происходит. Даже не в совсем давние времена в русских деревнях, как правило, не было бань (во всяком случае, это касается Ивановской области, как мне известно), а детей мыли в русской печи, да и взрослые тоже мылись в печи. Об этом мне рассказывал ныне здравствующий пожилой человек.
Раньше в деревнях услугами бабки-знахарки часто пользовались местные крестьяне. Поэтому образы персонажей русских сказок не совсем тождественны действительности под влиянием религиозных противоречий.
Так, например, безобидные гуси, которые жили у бабуси (как поётся в детской песенке) приобрели в русской сказке с приставкой «лебеди» вполне дурную славу, как похитители детей, состоявшие на службе у Бабы-яги. Но об этом уже другой сказ.

1. Баба-яга, Википедия
2. В. Я. Пропп «Исторические корни волшебная сказки»
3. Сказки А. Ф. Афанасьева, «Репка»

Рецензии

Бедная Баба-Яга! За века чего только ей не приписали? Слава Богу, что сохранилось практически неискаженное имя, которое легко переводится с киргизского языка.
Баа - цена, ценность, оценка.
Абай - осторожность, осмотрительность.
Абай кыл (абайла) - быть осторожным, осмотрительным; остерегаться.
Ага (ал) - он, тот.
Ки - что; который; кто; тот,кто; то, что; тогда, когда.
Ёстюр (ёстю) - растить, выращивать, взращивать.("ё" и "ю" заднезвучащие "о" и "у")
Нан - хлеб.
Баа абай ага ки ёстю нан ага - баааба йага киёстюна нага - баба яга костяна нога - ценность сторожит она, который растит хлеб она.
Вот еще одно устойчивое выражение:
избушка на курьих ножках - ёз баш кана кур ык аны жык аш - ёзбашка на курык аныжыкаш - свое главное помещение, построенное в укромном месте, его заполняют до отказа едой.
Но помимо материальных ценностей она хранит и духовные, например "клубок", который она отдает добру молодцу.
Клубок - кала (хлеб в зерне) уб (от убай - раздроблять, размельчать) ак (белый, но также "истина") - калаубак - клубак - размельченное зерно истины.
Таким образом Баба Яга - это предводительница рода, заботящаяся о сохранении рода и хранящая его духовные традиции, наша древняя Мать-Богиня.
С уважением. Владимир.

Трудно анализировать, мягко говоря, ненаучные идеи на основе агглютинативного (киргизского) языка. В славистике своих чудаков хватает, которые слова на слоги и буквы раскладывают, раздирают корни слов, а потом из них творят новые словоформы.
Как можно разодрать русское слово "клубок" на три киргизских слова "кала", "уб" и "ак", когда корень слова К-Л-Б, ok - уменьшительный суффикс?! Слово "ак" ставится в тюркских словах обычно в начале слова, например, ак-барс, Ак-тюбинск, ак-сакал.
"Коло" типично ностратический корень слав. происхождения для многих языков. В слав. означает "круг", "солнце, хорошо". В греч. "хор", потому что группа певцов стоит полукругом, "хорда". У чеченцев "кала"- крепость, потому, что круглая в виде башни, входит в состав сложных слов в топонимике.
Любое утверждение в языкознании требует сравнительного анализа слов, которого нет в рецензии В. Тимошова.
Сравнительный анализ слова "Баба-яга":
мастан кемпир, жез кемпир, жез тумшук - баба-яга (кирг.)
Алмауыз-кампыр - баба-яга (казах.)
Жалмауыз-кемпир - баба-яга (казах.)
Слово "кемпир" от "кривой", "корявый" (слав.), кемпир - kempir > korjabbij/krivj - корябый/кривой (слав.)(пропуск r, редукция b/m, b/p, редукция v/m, v/p)
катен карчӑк, вупӑр карчӑк (чуваш.) от "корчага" (слав.), "согнуть кого-л. корчагой, у него руки, ноги корчагой, кривые" [СД]
küpəgirən qari - баба-яга (азерб.) от "корчага" (слав.) küpəgirən > korchaginaj garnj - корчажная гарная (девушка, женщина) (слав.)
Hexe - баба-яга (нем.)> jege - яга (слав.)(редукция g/x)
noita akka - баба-яга (aфин.) > najada-jagga - наяда-яга (слав.)(редукция g/k), иначе, "водяная ведьма"
žiežula - баба-яга (лит.) > giegula, возможно от gorgos - страшный, ужасный (греч.), иначе Горгона. С другой стороны:
garnij – гарный – красивый (укр.)
Grazus– красивый (лит.)
Gorgeous (англ.), gorgias (старофранцузский) - великолепный, прекрасный.
Baba-Yagá - баба-яга (исп.) > baba-jaga - баба-яга (слав.)

"В мифологии казахов и киргизов (желмогуз кемпир) демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Ж. к. - людоедка, похитительница детей; в образе лёгкого она плавает на» поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик») . Существует мнение, что образ Ж. к. (как и близкой ей мыстан кемпир казахов) восходит к культу матери-покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти». (Черты доброй бабы-яги, покровительницы героя, Ж. к. сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться.) У киргизов разновидность Ж. к. - демон мите, представлявшийся старухой в лохмотьях, которая живёт в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосёт у них из колена кровь; когда жертва ослабеет, мите её съедает. Мите близок демон жалмавыз [ялмавыз (карчык) ] казанских татар. Аналогичный персонаж имеется в мифологиях уйгуров и башкир [колдунья-людоедка ялмауз (ялмауыз)], узбеков [старуха-людоедка ялмоFиз (кампир) или жалмовиз (кампир) ] и ногайцев (елмавыз)"
Лит. : Баялиева Т. Д. , Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Ф. , 1972"

Образ Бабы-яги несопоставим с культом Матери-покровительницы, поскольку персонажи народного творчества и религиозного культа разные по назначению и своим функциям. Баба-яга - ведунья, хранительница мира мёртвых, знахарка, живёт в сказках изолированно от общества. Мать-богиня - прародительница рода, является образом семьи, клана, этноса, живёт в социуме. Мать-богиня - продукт мифа, а Баба-яга - продукт волшебной сказки, но миф всегда предшествует сказке, поэтому Баба-яга и Мать-богиня несовместимы.
Баба-яга- символ безобразной старости. Это то, в чего превращается некогда прекрасная девушка по законам неумолимого времени, поэтому сходные по корням слова, обозначающие ужас и красоту в разных языках имеют противоположный смысл (см. Горгона).

Распечатать


Жил мужик с женой, и была у них дочка. Умерла у него жена, и взял он замуж другую бабу. А та другая невзлюбила его дочку, обижала ее, била и думала, как со свету сжить девчонку.

Как-то раз уехал мужик по делам, а мачеха говорит падчерице:
- Сходи-ка к моей сестре, попроси у нее ниточку и иголочку, я хочу тебе рубаху сшить.

Только тетка эта была бабой-ягой с костяной ногой. И девочка, будучи умной, прежде чем идти к сестре мачехи зашла в гости к своей родной тетке.
- Здравствуйте тетушка. Послала меня мачеха к своей сестре, чтобы я попросила у нее нитку и иголку, хочет мне рубаху сшить.

А тетка ей отвечает:
- По дороге будет тебя, племянница, береза ветками в глаза стегать, так ты ее ветки лентой завяжи. Будут ворота скрипеть, а ты им в петельки маслица подлей. Собаки будут кидаться и гавкать, а ты им немного хлеба брось. Будет кот царапаться, а ты ему ветчинки дай.

Запомнила девочка все, что тетка сказала, и пошла к сестре мачехи.

Видит, стоит изба, а в ней сидит баба-яга на лавочке и на станке ткет.
- Здравствуй тетушка! Матушка прислала меня, чтобы попросить у вас нитку и иголку, она хочет мне рубаху сшить.
- Здравствуй, родимая! Садись-ка со мной пока ткать.

Села девочка за станок, а баба-яга тем временем своей работнице приказала баню натопить. Говорит:
- Истопи-ка ты баню, да племянницу вымой как следует, на утро я ею завтракать буду.

Девочка испугалась, сидит дрожит, и просит она тут же работницу:
- Родная, не столько поджигай дрова, сколько водой их заливай, я за это даю тебе платочек.

Дожидается баба-яга, пока работница баню истопит, подошла к окну и спрашивает у девочки:

- Тку, тетушка, тку, родная.

Отошла баба-яга, а девочка тем временем коту ветчины дала и спрашивает его:
- Помоги мне сбежать отсюда.
- Возьми вот это полотенце и гребень, - говорит кот, - беги с ними, а когда баба-яга будет гнаться, услышишь ее, ты брось наземь полотенце, оно станет рекой широкой, баба-яга отстанет. А если нагонит еще раз, то брось наземь гребешок, он станет дремучим лесом, баба-яга через него не пройдет.

Побежала девочка с полотенцем и гребнем, а тут собаки стали на нее кидаться да лаять. Бросила она им хлеба, и они позволили пройти ей мимо. Бежит дальше, а тут ворота скрипучие, хотели захлопнуться, а она им в петли маслица подлила, они ее и пропустили. За воротами березка ветвистая, хотела она ветками в глаза стегнуть, а девочка ветки-то ее лентой и перевязала. Береза ее пропустила.

Тем временем баба-яга подошла к окну и спрашивает:
- Племянница, ткешь ли ты, милая?

А за станок сел кот и ткет, а сам отвечает:
- Тку, тетушка, тку, родная, - промурлыкал, но голос его был не похож на девочки, баба-яга бросилась в избу, чтобы проверить, все ли в порядке. Увидела кота и давай его бить да приговаривать:
- Почему девчонке глаза не выцарапал?
- Я тебе столько лет служу, - отвечает кот, - а ты мне косточки не дала, а она ветчинкой угостила.

Бросила баба-яга кота, бежит к собакам, да к воротам, да к работнице своей. Ругает их всех, почему они девчонку выпустили.

Собаки отвечают:
- Мы тебе столько лет служим, ни разу горелой корки не получили за это, а она нам хлеба дала.

Ворота отвечают:
- Мы тебе столько лет служим, ни разу ты нам водицы в петли не подлила, а она маслица подлила.

Работница отвечает:
- Я тебе столько лет служу, ты мне лоскута не подарила, а она платочек дала.

Запрыгнула баба-яга в ступу, толкачом погоняет, след помелом заметает, гонится за девочкой.

Девочка услышала погоню и, как кот ее учил, бросила полотенце. Обратилось полотенце рекой широкой.

Добралась баба-яга до реки, а перебраться на другой берег не может. Вернулась домой, выгнала из сарая своих быков, да к реке погнала. Пришли быки к воде и всю ее выпили досуха. Пустилась баба-яга снова в погоню за девочкой.

Услышала девочка, что погоня близко, кинула наземь гребень, обратился гребень в лес дремучий. Стала баба-яга грызть деревья, сквозь чащу продираться, но сколько ни старалась, так пройти и не смогла, пришлось ей домой вернуться.

Тем временем мужик домой возвратился, спрашивает у жены:
- Где же моя дочка?
- Пошла она к сестре моей.

А тут девочка воротилась домой. Отец у нее спрашивает:
- Расскажи, дочка, где ты была?
- Ой, батюшка, послала меня матушка к сестрице своей, попросить у нее нитку и иголку, чтобы мне рубаху сшить, а сестра ее - баба-яга, захотела она меня съесть.
- Как же ты спаслась, дочка?

Рассказала девочка, как убегала, отец выслушал все это, рассердился на жену, да выгнал ее со двора. Стали отец с дочкой вдвоем жить-поживать и добра наживать.

Ребенок не заснул?

Русская народная сказка «Баба-яга - костяная нога» закончилась, если ребенок не уснул, рекомендуем прочитать еще несколько сказок.

Спас однажды ведун Ярослав лесную лань от злой Бабы Яги, озлилась карга и наслала чары колдовские на дочку Ярослава и самого тоской неодолимой опутала. Кто спасёт от зла Бабы Яги, кто приструнит каргу старую?!Сборник сказок, написанных на основе русского фольклора: "Баба Яга костяная нога", "Настенька и Леший", "Кот Баюн", "Меч – Сто голов с плеч!", "Иван-царевич и Медведь", "Машенька, Волк и Лиса", а также бонус: забавные стихотворения для ребятишек и о них.Книга интересна и детям, и взрослым.

«Баба Яга костяная нога».


У края огромного леса жил в маленькой избушке Ярослав-ведун. Звали его так люди, потому что знал он о травах и кореньях столько, сколько ни один из знаменитых учёных лекарей Лесной страны царя Мирона. Не раз люди обращались за помощью к Ярославу – то царь занедужит, то хворь какая на народ нападёт, и всё им Ярослав помогал, не требуя за труды свои награды. Добрым он был стариком. Немало повидал на своём веку, да вот беда – не было у него ни жены, ни детей, не кому было передать знания свои.

Так и жил он, ожидая скорой кончины в уединении, как однажды ночью застучал кто-то сильно– сильно в крепкую дубовую дверь его домика. На улице гремел гром, сверкала молния, лил сильный дождь.

–Спаси меня, Ярослав! Умоляю! – послышался слабый голосок.

Ярослав отворил дверь, и увидел на пороге раненную лань.

–Спаси меня, Ярослав! Злая Баба Яга погубит меня! – простонала лань и упала без сил.

–Бедная лань! – сокрушённо покачал головой Ярослав.

Внёс он её в дом, накрепко закрыл дверь, и стал смазывать рану целебной мазью.

Но прошло несколько мгновений, как вновь раздался сильный стук.

–Отвори, Ярослав! Не узнаёшь меня? Это я – Баба Яга! – загремел хриплый голос.

Ярослав отложил мазь.

–А, это ты, гадкая колдунья! Чего тебе надобно в такую пору?

–Отдай лань! Она моя добыча! – Баба Яга заглянула в окошко. – Отдай, Ярослав, а не то пожалеешь!

–Не тебе пугать меня, – спокойно отвечал Ярослав.

–Ну, смотри же! – погрозила ему пальцем страшная старуха и пропала тут же.

–Спасибо тебе, Ярослав, что не отдал меня Бабе Яге, – заговорила лань. – Я ведь не просто лань, а фея леса. Ты вылечил мою рану, проси теперь, чего пожелаешь! Хоть серебра, хоть золота – всем могу одарить!

Поклонился ей Ярослав, и отвечает:

–Ни золота мне не надо, ни серебра. А вот нет у меня ни жены, ни детей. Скоро срок моей жизни выйдет, а похоронить меня будет некому. Пошли мне дочку– красавицу, утешь старость мою.

Задумалась лань.

–Что ж, Ярослав, выполнить твою просьбу – выполню, но смотри – береги дочь пуще глаз своих. Три дня и три ночи не выпускай её из дому, а иначе Баба-Яга своё слово злое сдержит.

На том и порешили они, а поутру ушла лань обратно в лес, Ярослав же увидел в своей горнице девицу, да красивую, что глаз отвести нельзя.

–Кто ты, красавица? – спросил девицу Ярослав.

А она ему отвечает:

–Дочка я твоя, батюшка, а зовут меня Катенька.

Обрадовался тут Ярослав, к дочке бросился, стал её обнимать, да в радости и забыл о словах лани: «Три дня и три ночи не выпускай из дому!».

А тем временем в самой чащобе леса Баба Яга варила в огромном котле настой бузины, и места себе не находила, думая, как посильнее досадить Ярославу.

–Эй вы, филины мои, совы серые, все сюда летите, все ко мне спешите! – замахала она руками.

Слетелись к её заросшей мхом избушке совы и филины со всего леса. И было их не счесть.

–Летите к дому Ярослава, и следите за ним, глаз не спускайте, обо всем мне тут же докладывайте! Погублю я его – больно храбрым стал, заносчивым!

Улетели совы и филины, а Баба Яга согнала с неба на землю тучу чёрную, и обмакнула её в котёл с кипящим соком бузины.

–Погублю тебя, Ярослав! Будут люди меня бояться пуще прежнего! – радовалась она.

Прилетел к избушке филин мохнатый.

–Появилась, – говорит. – дочь у Ярослава, краса– девица.

–Вот и чудненько! – запрыгала карга старая. – Дочь его сгублю, а он сам от тоски помрёт. Нету трав таких, чтобы от тоски лечили! Будут люди знать, как я гневаюсь!

И отправила она тучу чёрную с соком бузины к краю леса, туда, где Ярослав жил.

А Ярослав не мог нарадоваться дочке своей и про старость свою забыл, сердцем помолодел. Катенька и воды принесёт, и ягод нарвёт, и лечебные снадобья сделать поможет. А прошёл всего только второй день.

Пошла Катенька из дому за водой, да налетела тут туча чёрная. Потемнело в глазах Ярослава – вспомнил он наказ лани: «Три дня и три ночи не выпускай дочь из дому!». Бросился он на улицу, да поздно – рыжий дождь уже пролился. Нет нигде Катеньки, только стоит у окна берёзка белая, сама стройная, листочки тоньше воздуха. Понял тут Ярослав, что случилось, и упал в горе на землю, зарыдал.

–Что же ты, Ярослав, моих слов не послушался? – подошла к Ярославу лань. – Дочку не сберёг.

–Видно, доля моя такая, – глухо отвечал Ярослав, слёз своих не вытирая.

–Есть средство дочь спасти. Спрятала Баба Яга источник с живой водой. Вот если найти его, да окропить той водой берёзку– Катеньку, стала бы она снова девицей.

–Стар я, не по силам мне, – горестно отвечал Ярослав.

И ушла лань, а он слёг, и уже не вставал…

Разлютовалась Баба Яга – наслала по сто порчей, по тысяче болезней на сёла и города Лесной страны, стали люди болеть. И никто не мог те болезни лечить. Все шли к Ярославу. Посольство за посольством: «Помоги, Ярослав, гибнем от порчей!». Но молчал Ярослав, совсем в тень превратился от охватившей тоски. Смерть свою со дня на день ждал.

И ушли посольства. Спустилась на города и сёла ночь погибели.

Дошил вести страшные и до столицы Мироновой. Созвал царь всех воинов и богатырей, речь завёл скорбную:

–Гибнет земля родная, и нет нигде спасения от порчей, что наслала на нас Баба Яга. Кто из вас отважится поехать на поиски карги старой, чтобы сразить её, окаянную?

Но молчали богатыри и воины – знали все, что не совладать с Бабой Ягой мечом да пикою.

Трижды взывал царь, и трижды отвечали ему молчанием. Загрустил тогда Мирон и уже собрался уходить, как вдруг вышел из толпы вперёд воин Семён.

–Я пойду с Бабой Ягой биться, царь батюшка, и спасу землю нашу от разорения и погибели!

Закричали тут все в радости. А на следующее утро Семён в путь отправился.

Долго ездил он из села в село, людей расспрашивал:

–Как добраться до карги старой, до Яги нечистой?

Но никто не знал… А в одном селе ему посоветовали: езжай к краю леса, там лежит при смерти старец ведун-Ярослав в своей избушке, знает он к Бабе Яге дорогу.

Поехал Семён к краю леса. Видит – стоит завалившаяся на бок избушка с прогнившей крышей и затворёнными ставнями. И растёт перед избушкой берёзка, до того белая и красивая, что сердце тоска опутывает.

Слез Семён с коня, вошел внутрь избушки.

–Что тебе надобно, добрый молодец? – услышал он голос старческий.

Видит – лежит в углу старец седой, пошевелиться не может.

Склонился над ним Семён, поднёс воды напиться.

–Я Семён, ищу Бабу Ягу! Наслала она порчу на сёла и города, хочет народ сгубить. Покажи дорогу к её логову, старец Ярослав.

–Я бы показал, да сил нет моих. Горе уложило меня, тоска замучила. Заколдовала Баба Яга дочку мою Катеньку, превратила её в берёзку белую. Может её спасти лишь живая вода, а вода та у Бабы Яги. Сорви листок с берёзки, и брось его. Он тебя к Бабе Яге приведет. Дальше сам поймёшь, что делать, – сказал это Ярослав и затих. Не было уже больше мочи говорить дальше.

Поклонился ему Семён, вышел из избушки, сорвал листочек с берёзки, бросил его по ветру, и поехал вслед за ним.

Долго ли, коротко, а выехал он на дорогу, ведущую в городок Берестов. И была та дорога завалена вся стволами деревьев, корягами. Конному не проехать. А листочек дальше зовёт. Жаль стало Семёну коня оставлять, решил он дорогу расчистить. Но лишь поднял одно дерево, взвились тут тучи воронов и, громко каркая, полетели в город Берестов.

«Знать беда в Берестове!», – понял Семён.

А в городке Берестове шёл пир горой – Баба Яга, ведьма старая, потчевала гостя своего, родственника дальнего – Упыря Болотного, угощала лягушками да пьянящей водой из луж. Они разорили покинутые людьми дома, и похвалялись теперь своим могуществом друг перед другом.

–А я могу! – кричал Упырь. – Я могу сделать, чтобы с неба не град, а камни падали!

Повёл рукой Упырь, и полетели с неба камни– булыжники.

Худо Семёну стало – больно камни бьют, некуда укрыться. Да видит – вокруг листочка только место чистое. Спрятался он под листочек со своим конём, и почудилось ему, что видит он девицу красоты неописуемой. Влюбился Семён в неё без памяти. Только где она? Уж не дочь ли это старца Ярослава?

«Сил не пожалею, освобожу Катеньку от злых чар карги проклятой!», – решил Семён, вышел из под листочка, и под камнями стал дорогу чистить, чтобы быстрее добраться к городу Берестову.

А тем временем в городе Берестове Баба Яга свою силу показывала Упырю.

–Я могу сделать так, – кричала она, – что с неба ни камни, а дождь огненный на землю обрушится, и всё выгорит!

Повела Баба Яга рукой, и обрушился на землю дождь огненный. Только Семён не стал прятаться, ещё быстрее начал деревья и коряги с дороги отбрасывать, не боясь огня. И расчистил путь…

–Баба Яга! Баба Яга! – услышала старуха глухое карканье. Опустила она руку, и видит – летит ворон один единственный, остальных камни побили, да огонь пожёг.

–Баба Яга, воин Семён к городку Берёзову приближается! Хочет тебя сгубить, а дочку Ярослава Катеньку от злых чар твоих освободить! – закаркал ворон.

–Ах, так, – разозлилась Баба Яга. – Эй, Упырь Болотный, родственник мой дальний, я полечу к Змею Горынычу за подмогой, а ты здесь оставайся, заморочь Семёну голову.

И с этими словами исчезла, словно её и не было.

Подъехал Семён к воротам Берестова, толкнул их, они и свалились с петель. Увидел он картину горькую – дома все разорены, разграблены, по улицам жабы болотные скачут, да мыши серые бегают.

Видит Семён, стоит посреди базарной площади стол пустой дощатый, а за столом человек толстенький, с глазками хитренькими сидит.

–Здравствуй, добрый человек, – поздоровался с ним Семён.

–Здравствуй, здравствуй, –отвечает толстячок, да только пахнет от него болотом, как от жабы негодной.

–Присаживайся, – говорит он Семёну. – Отдохни с дороги, выпей вина крепкого, поешь хлеба с куропаткою жареной.

Повёл толстячок рукой, и всё в раз на столе появилось. Семён удивился, но за стол сел – одолевали его голод и жажда сильная. Взялся он за чашу с вином, а голос тихий, приветливый, шепчет на ухо:

–Не пей вина одурманенного.

Отставил Семён чашу, взял в руки куропатку жареную, а голос вновь ему:

–Не ешь куропатки отравленной.

–Ты прости меня, добрый человек, да ни есть, ни пить мне не хочется, – так сказал Семён, и встал из-за стола.

А толстячок к нему кинулся, стал опять Семёна усаживать.

–Пить не хочешь, есть не хочешь, так возьми тогда в жёны мою дочь единственную, – и показывает девицу черноокую, темноволосую.

Посмотрел на неё Семён, а сердце сжалося – вспомнил он образ Катеньки. И увидел он тут же, что стоит перед ним никакой не толстячок– добрячок, а Упырь Болотный, жаба мерзкая.

–Ах ты, нечисть болотная, дурманом меня опутываешь! – вскричал Семён, выхватил меч из ножен, замахнулся…

–Подожди, Семён, не руби ему голову! – услышал Семён знакомый голос, тот, что предупреждал его об опасности. Оглянулся он и увидел перед собой лань лесную.

–Не руби ему голову. Упырь тебе поможет найти живую воду в тайниках Бабы Яги, – сказала лань.

Поблагодарил Семён лань, связал Упыря, спрятал его в суму походную, что у седла крепится, сел на коня и поехал дальше, куда листочек вёл.

День скакал Семён, ночь скакал, потом ещё день и ещё ночь, и выехал он из леса в местность гористую, где облака были низкие, а сосны огромные. Оставил он здесь коня своего верного, взвалил на плечи суму с Упырём, и полез по горам вслед за листочком. А листочек звал всё вперёд и вперёд.

Добрался Семён до самой высокой вершины, а на вершине была дыра глубокая. Упал листочек в ту дыру и исчез из виду. Прыгнул Семён следом, и очутился вдруг в глухой чаще леса. Увидел он, что листочек лежит на земле, и понял, что добрался до логова карги старой.

А Баба Яга в это время уговаривала Змея Горыныча трёхголового.

–Ну слетай, слетай, Змеюшка! Разомни крылышки. Тебе Семёна сгубить, раз пыхнуть жаром на него!

–А что ты сама его не сгубишь? – спрашивал Змей Горыныч. Он только что пообедал, заглотив двадцать быков и сорок баранов, и хотел спать.

–Чувствую, не хватит моей силы против него, – вздохнула Баба Яга. – Бережёт его кто-то. Он сквозь камни и огонь прошёл, а остался цел– невредим. Ты-то посильнее меня будешь, Змеюшка!

–Нет, – Змей Горыныч покачал всеми своими головами. – Ты мне что обещала подарить на день рождения? Золота сундук. А где этот сундук? Не подарила. Вот и не полечу теперь Семёна губить!

Пришлось Бабе Яге самой идти на Семёна.

А Семён уже дошёл до избушки на курьих ножках, и приговаривает:

–Эй, избушка, избушка! Встань ко мне передом, к лесу задом!

Заскрипела избушка, развернулась. Вошёл Семён в избу – никого, только в котле вода закипает, видно Баба Яга обед варить собирается. Положил он сумку с Упырём на пол, сел на лавку отдохнуть. И стал его сон морить – уж столько он шёл, притомился, не было мочи терпеть. Уснул Семён.

Появилась у избушки карга. Понюхала воздух.

«Ага, русским духом пахнет. Пришёл Семён», – поняла она, и потихоньку прокралась в избу. Увидела, что Семён спит, и решила его сонного погубить. Да вот беда – снадобье отравленное на высокой полке над котлом у неё спрятано. Огляделась Баба Яга, увидела суму Семёна.

«Дай», – думает, – «на суму встану, снадобье достану, и погублю Семёна!».

Подтащила суму к котлу, влезла на неё. А Упырю Болотному невмоготу стало, вот он и заворочался. Не удержалась Баба Яга, упала в котёл с закипающей водой, закричала, что есть силы:

–Ой, спасите! Горячо мне!

Проснулся тут Семён, вскочил, закрыл котёл крышкой.

Баба Яга взмолилась из котла:

–Семён, пожалей меня! Погаси огонь, а то закипит вода – сварюсь я!

–Говори, где воду живую прячешь? – приказал Семён.

–Там она, в долине источников! Погаси же огонь! Я хорошей стану! Доброй! – кричала Баба Яга.

Пожалел её Семён, погасил огонь.

–Не бойся, Семён, я не убегу! Не по силам мне такую тяжелую крышку поднять. А ты спеши за живой водой. Спеши! – заголосила хитрая Баба Яга из котла.

–А где долина источников? – спросил Семён.

–Иди на восток, – ответила карга.

Семён схватил суму с Упырём, выбежал из избушки, и заспешил на восток.

Как только его шаги затихли, Баба Яга легко отодвинула крышку и вылезла из котла.

–Глупый Семён. Не добыть тебе живой воды! В долине источников тысяча ручьёв. Не узнать тебе какой из них с водой живой, – радостно потирая руки, прошептала Баба-Яга.

А всё-таки сильный Семён очень испугал её. Бабе Яге даже золота теперь было не жалко, лишь бы уговорить Змея Горыныча извести Семёна. Откопала она свой сундук с золотом, и полетела в ступе к пещере Змея.

Семён же пришёл в долину источников, а как увидел, сколько здесь ручьёв, тут же закручинился, понял, что Яга его обманула. Да пришли ему в голову слова лани лесной: «Упырь тебе поможет найти живую воду». Только как он поможет? И понял Семён – Упырь чистой воды не терпит, он ведь болотный. А живая вода – она самая чистая.

Вытащил он Упыря из своей сумы, и давай его окунать из ручья в ручей. Упырь всё морщился, да отплёвывался, а как мокнул его Семён в родник, текущий из-под камня, тут и испарился. Вот она – вода живая!

Обрадовался Семён, набрал воды, и уже собирался в обратный путь, как вдруг услышал со всех сторон шум и грохот. Небо почернело, затянулось тучами. Семён посмотрел вдаль, и увидел – из-за гор летит огромный трёхголовый Змей Горыныч. Тогда Семён отпил из родника живой воды, стал от этого сильнее прежнего.

Змей понял, что не победить ему Семёна, покружил, покружил, и улетел ни с чем.

А Семён вернулся к домику Ярослава, полил берёзку живой водой, и предстала перед ним краса– девица Катенька. Полюбили они друг друга, и решили вскоре свадьбу сыграть. Ярослав же выздоровел, а потом весь люд вылечил…

А Баба Яга затаилась до времени, но то уже другая история!



«Настенька и Леший»


Жила в дремучем лесу сварливая карга Баба Яга. Не любила она ни света, ни тепла, ни зелёной травы. Превратила она лес в тайгу непролазную, серую и тёмную – только совы жили теперь здесь да змеи ядовитые. Карга занималась колдовством, иногда насылала порчи на людей, живущих в сёлах за рекой. Так шло время…

Только случилась однажды с Бабой Ягой беда – летала она в ступе над деревьями, нечаянно зацепилась за макушки и упала на землю, сильно расшиблась. Еле-еле доползла она до своей избушки, легла на полати, лежит, стонет:

–Эй, филин мохнатый, лети скорее, плохо мне.

Словно тень появился мохнатый Филин. Глаза его горели в темноте.

–Всё, филин, кончилась моя жизнь злодейская. Умираю, – прохрипела карга.

–Есть средство для твоего спасения, – заухал филин. – Станешь ты снова здоровой и, в добавок, молодой, если добудешь из соседней деревни маленькую девочку, испечёшь её в печи и съешь!

Обрадовалась Баба Яга, приподнялась, да боль её охватила, и упала она обратно обессиленная.

–Не в силах я выкрасть девочку из деревни. Помоги мне, филин мохнатый, а я уж тебя отблагодарю!

–Так и быть! Добуду тебе девочку, – заухал Филин и исчез неслышно.

Долетел он до края тёмного леса, видит, не сможет он дальше лететь – свет впереди, день ясный. И полетел Филин обратно.

«Скажу-ка я Лешему про девочку. Пусть он её выкрадет и отнесёт колдунье», – подумал Филин.

Долетел он до шалаша, в котором Леший жил, и заухал:

–Ух! Уф! Проснись, Леший! Дело к тебе есть.

Проснулся Леший, вышел из шалаша.

–Чего тебе, филин мохнатый?

Леший не любил филина за его коварство, поэтому говорил с ним грубо.

Видит Филин, если правду Лешему рассказать, не пойдёт тот в деревню за девочкой, и обманул он Лешего:

–Сходи, друг Леший, в деревню за реку! Приболела карга Баба-Яга. Некому ей обед сварить, некому избу прибрать. Возьми в деревне девочку и отнеси колдунье. А как карга поправится, отнесёшь девочку обратно домой.

Поверил Леший коварному филину и согласился.

На следующее утро, чуть только поднялось солнце, переплыл Леший реку, прокрался в деревню и спрятался в дровах. Видит – взрослые собрались и пошли на луга траву косить, остались в деревне только дети да старики. Вылез Леший из дров, заглядывает во дворы – девочку ищёт. Осмотрел он пять дворов, а в шестом и заметил – сидит на крылечке девочка, самовар начищает. Приглянулась она Лешему.

«Какая красавица, да умница, наверное. Вон, и работящая. Её возьму!», – подумал Леший. Перелез он через забор, только к девочке, а на него собаки бросились. Но Леший не сробел, враз всех усыпил, схватил девочку и побежал прочь. Девочка кричит, вырывается, но Леший крепко её держит. Переплыл он реку, тут её и выпустил.

–Теперь не убежать тебе, – говорит Леший, а сам улыбается. – Да ты меня не бойся, я добрый.

–А почему лохматый? – спрашивает девочка.

–Потому, что я – Леший. Я леса хозяин! А тебя как зовут?

–Настенька.

–Какое красивое имя. Ну, пойдём, Настенька, – взял Леший Настеньку за руку, только хотел идти, а она как закричит:

–Не пойду с тобой, Леший! Злой ты! Ты меня от матушки с батюшкой унёс! Домой хочу!

–Глупая, – улыбается Леший. – Я же тебя обратно верну. Тут старуха одна у нас заболела, а помочь ей некому. Помоги ей пока, Настенька, а поправится она – тут и домой вернёшься.

Делать нечего, согласилась Настенька. Вот идут они с Лешим по лесу тёмному, Настенька и спрашивает:

–Что за старушка такая?

–Карга, – отвечает Леший. – Но ты её не бойся. Она в молодости была злющая и вредная, а сейчас злости в ней поубавилось. Не тронет она тебя.

Пришли они к избушке Бабы-Яги, а их уже филин встречает:

–Пришли, родимые! Пришли!

Замахал филин крыльями, говорит Лешему:

–Подождите здесь, пока, я карге скажу, что привёл ты девочку! – и влетел через окно в избушку.

Леший стоит, гладит Настеньку по головке светловолосой, а сам слышит из окна голос филина:

–Привёл глупый Леший девочку! Сейчас печь растопим и изжарим её! Ты, карга, съешь девочку, станешь здоровой и молодой. Да и мне помолодеть не мешает.

«Ах, вы, нечестии! Чего удумали!», – подумал Леший. – «Не отдам вам Настеньку!».

Схватил он девочку на руки, и бросился бежать в лес густой, гуще нет которого.

–Куда бежишь ты, Лёший? – спрашивает Настенька, а сама за него крепко ручонками держится.

–Обманула меня карга – погубить тебя, Настенька, хочет! Но ты не бойся, не отдам я тебя карге, отнесу к матушке с батюшкой! А пока в тёмной чащобе схоронимся.

Забрались они в непролазную чащу. Леший построил из веток укрытие, уложил Настеньку на мягкую подстилку отдыхать, а сам пошёл к избушке Бабы-Яги разведать, что там происходит.

А тем временем в лесу стоял переполох – филин мохнатый поднял тревогу, наслал на окрестности сов да змей. Змеи реку заполонили, а совы все уголки обшарили и у шалаша Лешего засаду устроили.

–Не схорониться им от нас! Совы да змеи не позволят Лешему девочку домой отнести! – ухал Филин, сидя у карги в избушке. – Изловим и обоих изжарим!

–Поскорее бы, а то умру, – шептала Баба Яга.

А Леший тихонько прокрался к своему шалашу, где он жил, чтобы прихватить для Настеньки что-нибудь из еды, но видит – совы кругом, зорко смотрят, злобно ухают: «Ух! Уф!». Пришлось Лешему ни с чем уйти.

«Домой Настеньку мне не вернуть – змеи ядовитые в реке, из шалаша еды, питья не взять – совы хищные его караулят» , – загоревал Леший, но делать нечего, пошёл в другой лес, где власть Бабы Яги была не такой сильной, чтобы набрать для Настеньки грибов и ягод.

А Настенька проснулась – нет никого, испугалась, и бросилась бежать, куда глаза глядят. Увидели её совы дозорные, схватили, принесли в избушку Бабы Яги.

–Попалась! – радостно закричала карга. – А ну, совы, открывайте крышку у печи, да суйте туда девчонку в жар– огонь, пусть испечётся, изжарится!

Открыли совы крышку у печи, да оттуда как пахнуло жаром, что им все крылья обожгло. Не могут они двинуться.

–Ну, филин, ты затолкай девчонку в печь! – рассердилась карга.

Но филин был не только злой и коварный, но ещё и хитрый. Видит он, что из печи жар нестерпимый идёт, совам крылья обожгло, он и говорит:

–Не в силах я поднять её! Стар уже стал. Змея прикажи, карга!

Рассердилась Баба Яга пуще прежнего, змей ядовитых зовёт, чтобы Настеньку в печь затолкали. Да не могут змеи к жаркой печи подползти – испекаются. Царица змей, серая гадюка, видит, что гибнут её слуги, а сделать ничего не может – боится Бабе Яге перечить. Уползла она потихоньку из избушки в кусты и как зашипит:

–Ш-ш-ш! Леший! Леший! Леса хозяин! Схватила карга девочку, хочет погубить её – змеям моим приказала её в печи испечь, а они перечить карге не смеют и сами изжариваются! Спеши сюда! Помоги нам! Помоги девочке!

Как услышал Леший зов змеи– гадюки (он ведь леса хозяин, все языки понимает и далеко слышит), побросал ягоды, грибы, бросился бежать изо всех сил к избушке и успел во время – жар в печи ослаб и Настеньку уже совсем близко к огню подтащили.

Выхватил он девочку, и ушёл прочь из избушки. Как ни кричала карга, чтобы в погоню за Лешим слуги её (совы да змеи) кинулись, никто с места не двинулся. У сов крылья обожженные, они летать не могут, змеи поизжарились все, а какие остались, те крепко на Бабу Ягу обиделись и в норы попрятались. Филин мохнатый хотел в погоню пуститься, да побоялся Лешего.

Так карга ни с чем осталась, потеряла свои силы окончательно. Филин же мохнатый в глухую чащобу улетел. А Леший вернул Настеньку домой, к батюшке с матушкой, те и не узнали, что их дочку чуть колдунья злая не погубила.

Конец ознакомительного фрагмента.

gastroguru © 2017