Выбор читателей
Популярные статьи
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Менеджмент.
Исполнитель: студент
Книтель. В.А.
Екатеринбург 2015
Современные концепции менеджмента.
Школа человеческих отношений - возникла в конце 20-х годов, когда уровень интенсификации использования физических усилий рабочих достиг максимума. Это сопровождалось массовыми забастовками.
Школа человеческих отношений сводилась к нескольким основным положениям:
Необходимо развивать у рабочих чувство не только индивидуальной, но и коллективной ответственности за результаты работы;
Необходимо формировать общие цели и интересы для всего коллектива работников;
Согласно школе человеческих отношений любую организацию можно рассматривать как социальную систему, в которой работнику отводится роль социального деятеля:
1. Мэри Фоллет - изучала причины и способы разрешения конфликтов, различные стили руководства и их эффективность. Она рассматривала управление как умение выполнять работу с помощью других людей и считала необходимым выбирать метод в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в коллективе.
2. Гюго Мюнстерберг - разработал научный подход к выбору профессии. Известен серией хоторнских (Хоторн - город недалеко от Чикаго) экспериментов, проводимых с 1927 по 1929 год. Суть эксперимента: для него подобрали группу молодых работниц, предоставили им отдельное помещение и несложную работу по сборке изделий. При этом постоянно меняли условия труда: режим, продолжительность перерывов, систему оплаты труда, время, освящение. Это позволило повысить часовую производительность труда на 40% за 2,5 года. Затем, установили первоначальные условия труда, но производительность не снизилась. Это позволило сделать вывод о том, сформировались неформальные отношения, которые способствовали взаимопомощи, взаимопониманию. Следовательно, для повышения результатов работы и ответственности нужно создавать коллективы работников.
3. Элтон Мэйо . В основу своей социологической теории управления положил две основные идеи. Первая - о том, что люди по самой своей природе вынуждены стремиться к обретению социального союза и продуктивного сотрудничества друг с другом. Вторая его идея - о необходимости регулирования человеческих отношений посредством внедрения социальных умений сотрудничества. Сотрудничество выступает у Мэйо универсальным, основным типом отношений как на уровне организации, так и общества в целом. Формула его «позитивной теории общества » имела в своей основе человеческую составляющую. Мерилом социального прогресса он считал характер и уровень развития социальных связей и отношений, рост сотрудничества в отношениях между людьми.
5. В продолжение школы человеческих отношений возникла группа поведенческих концепций.
6. Концепция Фридриха Герцберга (двухфакторная модель). Он считал необходимым отказаться от выполнения рабочими узких операций, предлагал отменить конвейер. Считал необходимым закрепить за группой рабочих весь комплекс работ по изготовлению изделий; проводить ротацию рабочих (перемещать их с одного рабочего места на другое). Считал, что менеджеры должны советоваться с рабочими, так как это повышает уровень их отдачи. На основании этого он разработал двухфакторную мотивационную модель.
7. Концепция Дугласа Мак-Грегора (человеческая сторона предприятий). Предложил 2 стиля руководства:
1. Руководитель по теории «Х» - считает, что человек по природе ленив, поэтому его необходимо принуждать к работе и контролировать. Работник не испытывает амбиций, не желает брать на себя ответственность и стремится к безопасности.
2. Руководитель по теории «У» - считает, что для всех труд - такое же естественное занятие, как отдых. Любой человек стремится к достижению определенных целей, готов брать на себя ответственность при соответствующем вознаграждении, поэтому необходимо стимулировать инициативу и изобретательность.
3. Концепция управления по целям Питера Друкера (50-е годы) - необходимо сначала формулировать цели для предприятия, а затем определять функции и строить систему отношений между звеньями организации.
4. Концепция самоуправляемого коллектива Питера Друкера - на предприятии целесообразно создавать коллективный орган управления, в который должны входить представители разных групп рабочих. Менеджер должен решать производственные и социальные проблемы коллектива, что может сопровождаться повышением результативности организации.
5. Концепция управленческой элиты Питера Друкера - менеджмент организации во многом определяет динамику развития не только данной организации, но и общества в целом. Поэтому менеджмент должен брать на себя решение ряда социальных проблем на уровне региона, страны.
Теории «2», «7 С».
В 80-е годы получила широкое распространение концепция семи «С» Питерса и Уотермана, которая определяла ключевые факторы успеха фирмы:
Система «7С»
В настоящее время на Западе большое развитие получила система 7С, т.к. в нее входят основные элементы управления, такие как:
Стратегия,
Системы и процедуры,
Сумма навыков персонала,
Стиль управления,
Состав персонала,
Структура,
Совместные ценности.
К жестким элементам системы относятся:
1. Стратегия, т.е. курс на распределение ограниченных ресурсов для достижения намеченных целей;
2. Структура - описание органичной схемы взаимодействия подразделений. концепция руководство управленческий революция
3. Системы и процедуры работы - описание процессов и устных процедур, закрепленных в соответствующих инструкциях.
К мягким элементам системы относятся:
1. Состав персонала, т.е. характеристика важнейших категорий персонала предприятия.
2. Стиль - характер действий ведущих управляющих для достижения целей предприятия.
3. Сумма навыков персонала - способности, профессионализм, отличающие предприятие и персонал в целом.
4. Совместно разделяемые ценности - важнейшие ценности, которые доводятся до сознания сотрудников предприятия.
Сущность «тихой управленческой революции».
По мнению большинства исследователей, сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются следующие.
1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.
2. Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.
Организация как открытая система
Черты и свойства |
Характеристика, обоснование |
|
Компоненты |
Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами |
|
Компоненты системы связаны между собой |
||
Структура |
Форма связи организационно закреплена в структуре |
|
Взаимодействие |
Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат взаимного влияния и взаимодействия с окружающей средой |
|
Изменения, происходящие в результате взаимодействий, называются процессами |
||
Холизм и эмерджентные свойства |
Система -- целостность (holism -- англ. holos -- греч.: целое), проявляющая свойства, возникающие только в результате взаимодействия ее компонентов |
|
Идентификация |
Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему |
|
Окружение |
Представлено явлениями, образованиями, которые не являются частью системы, но существенно влияют на нее. Это окружающая среда системы |
|
Концептуализм |
Система -- это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности индивида или группы, разработавших эту концепцию |
3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис -- вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.
4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях -- когнитариат. Он уже не может рассматриваться как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.
Задание 2. Подчеркните правильные варианты ответов
В каком виде может быть реализовано в процессе управления управляющее воздействие?
а) приказ, распоряжение, указание ;
б) план, задание;
г) данные контроля.
Какие элементы образуют среду прямого влияния?
а) политическая ситуация;
б) конкуренты;
в) поставщики ;
г) развитие техники и технологии.
Что характеризуют горизонтальные связи организационной структуры управления?
а) наличие совместно решаемых звеньями задач ;
б) подчиненность и ответственность по всем вопросам;
в) подчиненность в рамках определенной функции.
Какие психологические факторы влияют на работника организации?
а) внутренние ;
б) внешние ;
в) производственные;
г) непроизводственные.
Что согласно теории Ф. Герцберга является мотивирующим фактором?
а) вознаграждение;
в) условия рабочего места;
г) стиль руководства.
Размещено на Allbest.ru
Сущность управления как процесса. Общие вопросы руководства персоналом. Основные положения модели управления Мак-Грегора (теория "Х" и "У"). Принципы формирования стилей руководства в контексте теории управления Мак-Грегора, их сравнительный анализ.
курсовая работа , добавлен 08.11.2009
История развития управленческой мысли. Недостатки и достоинства теории менеджмента для осуществления грамотной управленческой деятельности. Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента. Концепция "Бережливого производства".
реферат , добавлен 04.01.2016
Проблема поиска эффективного управления хозяйствующим субъектом. Сущность и особенности стилей руководства и методов управления в организации. Оценка факторов и условий трансформации стилей управления. Коучинг как новый стиль руководства на предприятии.
дипломная работа , добавлен 14.03.2011
Характеристика и отличительные признаки демократического стиля управления, его разновидности и отличительные черты. Виды "многомерных" стилей управления. Сущность концепций ситуационного менеджмента и их использование в управленческой деятельности.
реферат , добавлен 16.10.2009
Схема организационной структуры управления ООО "Артан", определение ее типа. Основные подразделения и типы организационной связи. Предложения по рационализации управленческой деятельности и оптимизации организационной структуры управления предприятия.
реферат , добавлен 21.03.2014
Классификация стилей руководства, сущность "одномерных" и "многомерных" стилей. Содержание управленческой решетки Р. Блейка и Мутона. Особенности модели эффективного управления Ф. Фидлера. Выводы и рекомендации в выборе эффективного стиля руководства.
курсовая работа , добавлен 01.04.2013
Анализ организационной структуры студенческой группы. Применение теории иерархических потребностей, концепций МакКлелланда и Герцберга с целью оценки мотивационного климата коллектива. Применение различных тестов для выявления стиля руководства менеджера.
реферат , добавлен 03.06.2011
Сущность и значение мотивации в управленческой деятельности. Современные проблемы мотивации служащих. Научные концепции мотивации: содержательные и процессуальные теории. Мотивация в обществе с ограниченной ответственностью "Современные системы связи".
курсовая работа , добавлен 24.06.2011
Общая характеристика специальности менеджера, присущие ему черты характера и качества для эффективного управления. Разнообразие стилей руководства и факторы, влияющие на их формирование. Классификация стилей руководства, оценка преимуществ и недостатков.
курсовая работа , добавлен 28.03.2010
Уровни потребностей человека по А. Маслоу. Двухфакторная теория Герцберга. Группы потребностей человека согласно теории К. Альдерфера. Порядок актуализации потребностей. Общие моменты в теориях Маслоу и Герцберга. Потребности существования, связи и роста.
Термин «стратегическое управление» введен в обращение на стыке 60-70-х г.г. XX в. для обозначения разницы между управлением производственно-хозяйственной системы на уровне производства («текущим») и управлением ею, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса, важностью переноса центра внимания в том или ином бизнесе на ситуацию в окружающей его среде, чтобы своевременно и соответствующим образом реагировать на происходящие в ней изменения. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах Франкенхофса, Грентджера, Апсоффа, Шенбеда и Хаттеи, Ирвина и др.
Идеи СМ являются ярким проявлением «тихой управленческой революции», которая началась в американской экономике в 1970-1980 гг. Обнаружив неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудностями во внешней среде в самый затяжной за весь послевоенный период экономический кризис (1973-1981), американские корпорации столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из него осуществлялись не только на путях повышения квалификации управленческих кадров, но и за счет перехода к новой «управленческой парадигме», суть которой - в определенном отходе от управленческого рационализма, от начального убеждения, что успех фирмы определяется рациональной организацией производства, снижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов.
Новая парадигма основана:
> на системном и ситуационном подходах к управлению: корпорация рассматривается как открытая система; главные предпосылки успешной деятельности фирмы отыскиваются не только внутри, но и вне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению - научно-техническому, экономическому, социальному, политическому и т.п.;
> на концепции фирмы как социальной системы. Не только характер стратегий, тип организационных структур, процедур планирования и контроля, но и стиль руководства, квалификация людей, их поведение, реакция на новшества и изменения должны постоянно анализироваться и совершенствоваться при построении организационных систем управления.
В рамках «новой парадигмы» особенно важное значение придается факторам организационной культуры - установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам поведения, установкам, типам взаимодействий и т.д.
Конспект темы №3, №7, №15
1. Управленческие революции в истории менеджмента
Управленческие революции в истории развития менеджмента:
Религиозно-коммерческая (5-е тысяч-е до н.э.)
Суть: зарождение письменности в Древнем Шумере, что привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, ведущих торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчёты.
Светско-административная (1792-175 г. до н.э.)
Суть: период деятельности Вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования отношений между различными социальными группами общества. Таким образом, был введён светский стиль управления. Отсюда название данной революции.
Производственно-строительная (605-562г. до н.э.)
Суть: период правления Навуходоносора II, данная революция была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.
Индустриальная (17-18 в.н.э)
Суть: зарождение капитализма и начало индустриализации европейской цивилизации. Результат – отделение управления от собственности (от капитала), зарождение профессионального управления.
Бюрократическая (кон. 19-нач. 20 вв.)
Суть: в её основе лежала концепция рациональной бюрократии. Результат – формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, формирование норм, стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджера.
2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Первые труды, посвящённые управлению:
1. Ампер (1775-1836 гг.) написал трактат об управлении на латинском языке.
2. Богданов создал целое учение – тектология или общие организационные науки. В 1921г. он опубликовал в Самаре «Очерки общеорганизационной науки». Он изложил принципы, которые обосновывают кибернетику (наука об управлении живых организмов и общества).
3. Винер в 1948г. обосновал кибернетику как науку. Это абстракционная наука, в которой заложены универсальные принципы управления.
4. В нашей стране основным пропагандистом кибернетики явился адмирал Берг. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления или обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.
5. Роберт Оуэн. В начале 19в. занимался проблемами управления, проводя новаторские социальные реформы на своей фабрике в Шотландии. 1) предоставление рабочим жилья; 2) улучшение условий работы; 3) введение справедливой открытой оценки работников и материальной заинтересованности. Несмотря на высокую прибыльность, данная реформа распространения не получила.
Взрыв интереса к управлению относится к 1911г., когда Тейлор опубликовал свою вторую работу «Принципы научного управления». Первая работа – в 1903г. – «Управление фабрикой».
Существует четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
1) подход с позиции выделения различных школ управления, фактически заключает в себе четыре разных подхода.
Школа научного управления;
Административный подход;
Подход с точки зрения человеческих отношений или науки о поведении;
Подход с точки зрения количественных методов.
2) процессный подход, рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций;
3) системный подход: характеризует организацию как совокупность взаимосвязанных элементов: люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение разных целей;
4) ситуационный подход заключается в том, что выбор наиболее эффективного метода определяется конкретной ситуацией.
Подходы к управлению на основе выделения школ
Школа научного управления (1885-1920)
Её создатели: Фредерик Уинслоу Тейлор, Франк и Лилия Гилберт, Генри Гантт.
Выводы механизма управления Тейлора связаны с управлением производством:
1) для хорошей организации управления необходимо научное исследование элементов любой работы;
2) отбор работников (рабочих и управляющих) должен осуществляться на базе научных критериев;
3) должно быть сотрудничество между администрацией и рабочими;
4) принципы равномерного распределения труда (конвейерная система), что позволило установить нормы и внедрить систему стимулирования за их перевыполнение;
5) обеспечение работников ресурсами для эффективного выполнения задач;
6) отделение управленческих функций, обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.
Классическая или административная школа управления (1920-1950)
Связана с именем Анри Файоля.
Его главный труд – «Общее и промышленное управление». Файоль поддерживал и хвалил принципы Тейлора, но пошёл дальше, проанализировав само управление.
Цель классической школы – создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два основных аспекта:
1) разработка рациональной системы управления организацией. Файоль характеризовал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование и организация;
2) построение структуры организации и управления работниками.
Файоль сформулировал 14 принципов управления, которые до сих пор являются полезными в управлении.
Учения Тейлора и Файоля до сих пор не претерпели изменений, за исключением добавлений, которые внесли американцы Гьюлик и Урвик Линдау. Они систематизировали идеи Тейлора и Файоля и ввели идею диапазона контроля.
Школа человеческих отношений или социологическая школа (1930-1950) Поведенческие науки (1950-наше время):
а) Социологическая школа: более углублённое развитие управленческих идей стали связывать с проблемой человека. Ещё Тейлор отмечал, что нельзя видеть в рабочем только эксплуатируемого, потому что на экономику стали смотреть по-новому. Главное в производстве не машины, а человек, поэтому необходимо создавать условия, чтобы он свои внутренние возможности развивал до конца и отдавал их процессу производства.
Переходным явилось учение Макса Вебера (немец), который выработал ряд принципов, частично позаимствовав их у Тейлора и Файоля, но частично были новыми, так как Тейлор и Файоль рассматривали управление только в промышленности, а Вебер в более широком плане.
Принципы Вебера:
1) Вся управленческая деятельность должна расчленяется на простые операции, которые надо исследовать и совершенствовать.
2) Организация управления должна строиться на принципах иерархии (структура власти, подчинённость вышестоящим);
3) Руководитель должен осуществлять функции управления беспристрастно;
4) Служба должна рассматриваться как карьера, иначе низкая эффективность в управлении.
Подлинные родоначальники данной школы - Элтон Мейо, Мери Паркер Фоллетт. Самой крупной величиной являлся Герберт Саймон .
Их принципы:
1) Человек в сфере управления должен рассматриваться как социальное животное. Необходимо учитывать его социальные и животные потребности: изучать место обитания, создавать условия для развития, так как именно человек создаёт интеллектуальный продукт, а он важнее и дороже материального;
2) Жёсткая иерархия несовместима с природой человека, убивает общество и оно идёт к гибели;
3) Решение проблем человека - дело бизнесменов.
Очень ярким представителем данной школы является Честер Бернард . Его работы: «Функции администратора» (1948 г.). Его учение направлено на создание целостной системы управления. Главным в его учении является пристальное внимание стимулам. Он выделил четыре типа стимулов:
1. Стимулы, связанные с обеспечением привлекательности работы. Для этого необходимо изучать эстетику управления, чтобы вокруг всё было прекрасно.
2. Условия труда должны соответствовать взглядам человека, работника. Взгляды, философия, воспитание – всё должно сочетаться с условиями труда.
3. Возможность осуществить личное участие в ходе события, т.е. когда человек причастен к принятию решений, тогда работает по-другому.
4. Создать возможность общения с др. людьми на основе товарищества и взаимной поддержки для создания управления.
Вывод: исследователи социологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Развитие социологической школы оказывало влияние на комплексный подход к управлению, который включает сочетание функциональных, социальных, технологических идей с целью обеспечить, разработать наиболее эффективную структуру управления.
б) Школа поведенческих наук - После второй мировой войны активно стали развиваться такие науки как социология, психология, совершенствовались методы исследования. Все это позволило изучать поведение на рабочем месте с позиции науки. Этот период называют бихевиористским.
Наиболее весомый вклад внесли Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак Грегер, Фредерик Херцберг.
Исследователи этого периода изучали аспекты социального взаимодействия, мотивации, характер власти и авторитета, организационные структуры, коммуникации в организациях, лидерство, изменения в содержании работы и качества трудовой жизни. Школа поведенческих наук значительно отошла от социологической школы.
Главная цель этой школы - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Школа науки управления или количественный подход. (1950 – настоящее время).
В теорию управления большой вклад внесли такие науки как математика, статистика, технические науки. Толчком для развития количественных методов послужила II мировая война.
Такие сложные проблемы решались путем иссле дования операции и моделирования.
Изучив с помощью методов научного исследования проблему организации, группа специалистов разрабатывает модель ситуации, т.е. упрощенную форму представления реальности. Затем модели задаются количественные значения, что позволяет описать и сравнить различные факторы., представленные в виде переменных величин, соотношения между ними и влияние.
Суть науки управления заключается в замене словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями .
Значительный толчок применению количественных методов управления дало развитие компьютеров, которое позволило конструировать математические модели повышенной сложности.
С 60-х гг. в управлении стали внедряться технологические принципы. Выделилась школа технологического перевооружения управления. На первом этапе было убеждение, что с помощью технологических средств можно в корне изменить направление, но это ошибочно.
В конце 80-х гг. пришли к выводу, что технические средства до конца не решают проблемы, т.к. генерировать новые идеи способен только человек. Об этом еще в 1972 г. писал Элтон Мэйо, т.е. управление - это творческий процесс.
Влияние количественного подхода на развитие менталитета были значительно больше, чем поведенческого потому, что с проблемами человеческого поведения, отношений руководителям приходится сталкиваться гораздо чаще, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, немногие руководители имеют образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов.
Основные подходы к управлению: процессный, системный, ситуативный
Модуль 1. Менеджмент как наука. 3
1.1. Управление и менеджмент: понятия и эволюция. 4
1.1.1. Понятия: управление и менеджмент. 4
1.1.2. Развитие научных подходов к управлению организациями. 6
1.2. Современные трактовки роли и содержания управления. 8
1.2.1. «Тихая» управленческая революция за рубежом.. 8
1.2.2. Смена парадигмы управления в Российской Федерации. 12
Модуль 2. Организация как объект управления. 15
2.1. Характеристика организации как объекта управления. 17
2.1.1. Определение понятия и роль организации в обществе. 17
2.1.2. Описание организации как объекта управления. 17
2.2. Группировка однородных организаций и определение их общих черт. 18
2.2.2. Организационно-правовые формы организаций. 19
2.2.3. Размеры организации. 20
2.2.4. Отнесение организаций к секторам экономики. 21
2.3. Изменения в структуре экономики.. 22
2.3.1. Общие тенденции в связи с переходом к рынку. 22
2.3.2. Роль малых предприятий в экономике страны.. 23
2.3.3. Интеграция организаций. 24
2.3.4. Организация, управление, эффективность. 30
2.3.5. Базовые модели организаций. 31
2.3.6. Управление организациями. 33
2.3.7. Эффективность управления организациями. 34
Модуль 3. Менеджер в организации.. 42
3.1. Управленческий труд и его специфика. 42
3.2.1. Разделение управленческого труда. 44
3.2.2. Особенности работы управленческих работников различных категорий. 44
3.3. Менеджеры в организации.. 47
3.3.1. Типы менеджеров. 47
3.3.2. Менеджеры высшего уровня. 48
3.3.3. Менеджеры среднего уровня. 48
3.3.4. Менеджеры низового уровня. 49
3.3.5. Функции менеджера. 51
3.3.6. Роли менеджера в организации. 52
3.4. Требования к менеджерам.. 54
3.4.1. Эволюция требований к менеджерам.. 54
3.4.2. Требования к профессиональным и личностным качествам менеджеров. 55
3.4.3. Требования к российским менеджерам в условиях реформирования экономики. 57
3.5. Перспективная модель менеджера. 58
3.5.1. Новые проблемы организаций. 58
3.5.3. Критерии оценки менеджеров. 66
Модуль 4. Цели, стратегия и тактика управления организацией.. 68
4.1. Цели организации.. 69
4.1.1. Видение и миссия. 70
4.1.2. Цели, их группировка и содержание. 72
4.1.2. Цели, их группировка и содержание. 74
4.1.3. Дерево целей и функции управления. 79
4.2. Стратегия и стратегическое планирование. 84
4.2.1. Модель стратегического управления. 84
4.2.2. Стратегическое планирование: принципы и процессы.. 84
4.2.3. Система планов реализации стратегии. 92
4.2.4. Принципы управления по целям.. 93
Модуль 5. Процессы и методы принятия управленческих решений. 100
5.1. Процесс разработки управленческого решения. 102
5.1.1. Что такое проблемная ситуация?. 102
5.1.2. Участники процесса принятия управленческого решения. 103
5.1.3. Стадии процесса разработки решения. 105
5.1.4. Требования к процессу разработки решения. Качество решений и качество процесса. 105
5.2. С какой задачей мы имеем дело? Типология задач принятия решений.. 107
5.2.1. Информация о проблемной ситуации. 108
5.2.2. Число критериев оценки и число лиц, принимающих решение. 108
5.3. Формальные процедуры анализа проблемной ситуации.. 110
5.3.1. Роль формальных методик в практике принятия управленческих решений. Компьютерные системы в анализе решений. 110
5.3.2. Методы анализа решений при многих критериях. 111
5.3.3. Методы анализа решений в условиях риска и неопределенности. 113
Следующее соображение служит иллюстрацией и подтверждением этого. Если возможные «проигрыш» и «выигрыш» при осуществлении рискованной хозяйственной операции незначительны по величине, то независимо от вероятностей отдельных исходов уровень риска будет восприниматься менеджерами как ничтожный, хотя расчеты величины дисперсии могут давать основания для других заключений. 113
5.3.4. Графические методы представления и анализа информации. 118
Модуль 6. Структура управления организацией.. 123
6.1. Понятие, принципы построения и эволюция структур управления. 123
6.1.1. Понятие структуры управления. 124
6.1.2. Принципы построения структур управления. 125
6.1.3. Эволюция структур управления. 126
6.2. Виды структур управления организацией.. 129
6.2.1. Выбор структуры управления. 129
6.2.2. Виды структур управления. 130
6.3. Структуры управления на разных стадиях роста организации.. 138
6.4. Оценка структуры управления организацией.. 140
Двадцатый век испытал мощное влияние менеджмента на все стороны жизни общества, организаций и людей. Именно в этот период управление сформировалось как наука, которая сумела обобщить богатую практику менеджмента и разработала обоснованные рекомендации по ее совершенствованию. Многочисленные и разнообразные по своим подходам и содержанию теории и школы значительно расширили представление об управлении как самостоятельной области знаний и о возможностях его применения. Поэтому принципы, формы и методы менеджмента распространились из сферы организаций бизнеса на учреждения науки, образования, здравоохранения, религии; они активно используются в искусстве и политике, что совсем недавно считалось практически невозможным. Одновременно с этим растет признание и того факта, что менеджмент является областью профессионально подготовленных людей, владеющих искусством управления. Следовательно, важнейшая роль в управлении отводится человеку, его таланту, способностям, знанию и умению.
Переход нашей страны от экономики социалистической ориентации к рыночному типу развития потребовал радикального пересмотра концепции и принципиальных положений науки, сформировавшейся за годы социалистического строительства. Поэтому во введении к общему управлению организациями мы рассматриваем следующие вопросы:
Новые трактовки роли и содержания управления, сложившиеся к концу XX столетия;
Принципы управления, отвечающие современному представлению о роли менеджмента в развитии общества;
Управленческие проблемы, которые решают отечественные предприятия в переходный период;
Эволюция научных подходов к управлению.
В развитие этих положений в последующих элементах модуля детально рассматриваются проблемы, связанные:
С разнообразием видов организаций как объектов управления (элемент 2);
от власти физического труда к власти разума,
Управление как процесс фокусирует внимание на взаимосвязанности отдельных управленческих функций в пространстве и времени. Все проблемы управления при этом рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. через взаимоувязанные между собою управленческие действия (процедуры), задачей которых является принятие решений для реализации целей организаций.
Два последних подхода к раскрытию сущности менеджмента и управления связаны с людьми, образующими специфический орган - аппарат управления . Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структуре и связях между звеньями и уровнями, на степени централизации и децентрализации в распределении функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате. Люди, занятые в нем, обязаны обеспечить эффективное использование и координацию всех ресурсов организации (знания, капитала, технических систем, материалов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:
Знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;
Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий
Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)
Коллектив как особая социальная группа
Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника
Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства
Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам
Теория принятия решений и Количественный подход (50-е - 60-е гг.)
Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов
Применение методов количественных измерений
Субъективный подход к оценке рациональности решений
Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений
Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы
Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации
Учет воздействия факторов окружающей среды Анализ ситуационных переменных
Рассмотрение организации как целостной системы Значение анализа внешней среды для организации Принятие решений с учетом сложившейся ситуации
Теории Стратегии (70-е гг.), Инноваций и Лидерства (80-е - 90-е гг.)
Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации
Инновационность как основа конкурентоспособного развития
Лидерство вместо менеджеризма
Разработка стратегии организации как фактор ее конкурентоспособности
Инновационный подход к изменениям в организации
Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством
Примечание. В скобках приведены годы, характеризующие начало активных разработок по данным направлениям.
Табл и ца 1.2
Принципы управления (20-е годы)
Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
|
Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
|
Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
|
Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
|
Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
|
Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
|
Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
|
Централизация | Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией |
|
Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд («цепь начальников») |
|
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
||
Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
|
Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
|
Инициатива | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
|
Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации («в единении - сила») |
См.: Слайд № 1.4 | Нелишне напомнить, что в отечественных разработках того же периода большое внимание уделялось обоснованию принципов управления, учитывающих особенности социалистической системы хозяйствования. Результатом этой работы стали широко известные принципы управления социалистическим производством, применявшиеся для организации управления на всех уровнях. |
Система управления любым объектом строилась в соответствии с принципами: демократического централизма, единоначалия и коллегиальности, единства политического и хозяйственного руководства, сочетания отраслевого и территориального подходов, планового ведения хозяйства, материального и морального стимулирования труда, научности подходов, ответственности, подбора и расстановки кадров, экономичности и эффективности, преемственности хозяйственных решений. Наряду с этим в отечественной науке управления активно разрабатывалась проблема законов и закономерностей управления социалистическим производством. Были сформулированы и обоснованы как объективно отражающие особенности управления социалистическим общественным производством законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, оптимального соотношения централизации и децентрализации, участия трудящихся в управлении, соотносительности управляющей и управляемой систем. Активно разрабатывались и другие теоретические проблемы управления. |
Управленческая парадигма - это система взглядов на управление, вытекающая из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых и воспринятая исследователями и практиками-управленцами | Реформы, проводимые в нашей стране, позволят наряду с решением социальных и экономических проблем интегрировать народное хозяйство Российской Федерации в мировую экономику и занять в ней конкурентоспособное место. Для этого должны быть соблюдены по крайней мере два условия: реформы должны, во-первых, учитывать цели реформирования, особенности предшествующего развития и современного состояния экономики и управления нашей страны, во-вторых, в их основу должно быть положено фундаментальное знание современных принципов и механизмов управления, принятых в мировом сообществе. В связи с этим рассмотрим управленческие парадигмы, представляющие современные взгляды на роль и содержание управления в странах с рыночной и переходной системами хозяйствования. |
Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине |
|
См.: Слайд № 1.5 Адаптивность - это такая форма развития организации, при которой сохраняются ее функции путем гибкого приспособления к изменениям во внешней и внутренней среде | текущего века страны-лидеры, т. е. страны, лидирующие по уровню производительности труда, констатировали начало перехода к эре постиндустриального, информационного, развития. Научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциалов, особенно в годы второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой экономики. Заметную роль в ней стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей и(или) основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей мерс ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы и небольшие по емкости рынки . Отсюда - невиданный рост предпринимательских структур, образование большого количества малых и средних предприятий, усложнение системы связей между организациями. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде сформировалась в 70-80-е годы. Ее охарактеризовали как «тихую» управленческую революцию, так как, несмотря на радикальность предлагаемых изменений, они могут вводиться постепенно, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся систем. Правомерность такой оценки отражают данные (табл. 1.4), позволяющие сравнить систему взглядов на управление в период индустриального развития («старая» парадигма, базирующаяся на трудах Ф. Тейлора, А. Файо-ля, Э. Мэйо и др.) и при переходе к экономике рыночно-предпринимательской ориентации («Новая» парадигма, положения которой разрабатывали Т. Питере, Р. Уотермен, И. Ансофф, П. Дракер и др.). |
История управленческой мысли связывается с существованием организаций, возникших несколько веков назад. До нас дошли глиняные таблички древней Шумерии датированные третьем тысячелетием до нашей эры, на которых записаны законы и сведения о сделках. Достижения крупных организаций в древности свидетельствуют о том, что в этих государствах были созданы довольно развитые системы управления. Примером может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет.
Формы проявления современного управления можно проследить в процветавших организациях древности. Примером организации, которые управлялись так же, как и организации в наше время является церковь. Простая структура, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время (католицизм - папа, кардинал, архиепископ, епископ, приходской священник). Современные военные организации тоже во многом похожи на организации древнего Рима.
Однако характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Было меньше руководителей среднего звена, зачастую руководство осуществлялось одним человеком. Это были в основном рекомендации по государственному управлению. Людей интересовало, как, используя организации, приобрести большую политическую власть, заработать больше денег, а не то, как управлять ими.
Поиски теоретических подходов начались в эпоху становления капитализма. Основной силой, обусловившей интерес к управлению, явилась промышленная революция, начавшаяся в Англии. Затем в Америке впервые зародилась идея того, что управление само может внести существенный вклад в успешное развитие организаций.
Основным вопросом было: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичане Томас Гоббс в 1651 г. и Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти.
Английский экономист Адам Смит в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.) сформулировал принцип “экономического человека”, главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Однако дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 % людей, тогда как к славе - почти 40 %.
Отправной точкой развития современного менеджмента следует считать 1886 год, когда бизнесмен Генри Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом “Инженер как экономист”. В этом докладе впервые ставилась проблема необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины.
Родиной менеджмента являются Соединенные Штаты Америки. Этому способствовали следующие предпосылки:
1. Отсутствие предрассудков происхождения и национальности.
2. Поощрение способности заработать.
3. “Утечка умов” из Европы.
4. Образование для всех.
5. Государство не вмешивалось в бизнес и предпринимательство.
6. Система налогообложения.
7. Америка на пороге ХХ века - самый крупный рынок (завершено строительство основных железнодорожных линий).
8. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.
Развитие научного управления не представляло собой серию последовательных шагов. Это было несколько подходов, которые часто совпадали. Можно выделить четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (рис. 3.1).
Статьи по теме: | |
Пегас туристик раннее бронирование на год
Согласие на обработку персональных данных Настоящим Я, являясь... Должностная инструкция PR-менеджера, должностные обязанности PR-менеджера, образец должностной инструкции PR-менеджера Pr менеджер в крупной компании
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен... Как делают упаковку тетра пак Что такое тетра пак
Все заводы Тетра Пак по всему миру сделаны, практически одинаково. То... |