Всё самое интересное в одном журнале. Забытые технологии древности, или “Воспоминания о будущем”

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В древности многие знания и открытия передавались строго от учителя к ученику. И если эта цепочка разрывалась, то принцип работы изобретения мог оказаться утерянным навсегда.

Покопавшись в истории, сайт собрал для вас 6 технологий из прошлого, секрет которых не дошел до наших дней.

Кубок Ликурга

Этот древний римский кубок, на котором изображена гибель царя Ликурга , обладает интересной особенностью. Он меняет свой цвет в зависимости от освещения и жидкости, которая в него налита. Например, в тени он зеленый, на свету - красный. Если в него налить воду, он светится синим. Если масло - цвет меняется на желто-красный.

Ученые считают, что кубок использовался для определения примесей в напитках. Чаша сделана из мельчайших наночастиц золота и серебра. Это означает, что древние мастера были знакомы с тем, что сегодня мы называем нанотехнологиями. Однако повторить подобное до сегодняшнего времени так никто и не смог.

Свободная энергия

Никола Тесла был гениальным изобретателем и спроектировал множество фантастических вещей. В 1901 году он построил башню Ворденклиф , которая была способна передавать электричество в любую точку земли и обеспечить людей свободной (бесплатной) энергией.

К сожалению, лабораторию Теслы перестали финансировать, а башня в скором времени была разрушена. После его смерти часть чертежей изобретений была захвачена, а другая часть исчезла таинственным образом.

Звук духа

Гипогей Хал-Сафлиени - древнейшее подземное святилище. Самая интересная его часть - это «Комната оракула» . Звуки, произнесенные в этой комнате низким мужским голосом, многократно усиливаются и разносятся по всему сооружению, а все остальные звуки не слышны.

Ученые до сих пор пытаются выяснить, как работает древний усилитель. Известно, что звуки резонируют с такой частотой, что люди чувствуют вибрацию всем телом. Такой эффект вызывает изменение сознания и появление галлюцинаций.

Гибкое стекло

В период между 14-м и 37-м годами н. э. жил стеклодув, который открыл вещество, названное гибким стеклом . Мастер сделал для императора Тиберия бокал из такого материала. Когда Тиберий выпил из чаши и бросил ее на пол, она не разбилась.

Император решил, что удивительный материал мог обесценить серебро и золото. Он приказал казнить стеклодува, чтобы секрет гибкого стекла умер вместе с ним.

В наше время интернет - великая штука. Была мысль у Андрея "Колымчанина" о пушках как о бывшем сверх-орудии, да вот только оставалась одна деталь - сложить то, что мы сейчас знаем о прогрессивном оружии и применить к тому, что было применено в не такой уж и далёкой "древности".

Часть 1

И так, что мы имеем, комрад kadykchanskiy ?

1. Старые бронзовые или содержащие большое количество меди пушки - из довольно таки, посмею предположить, относительно вязкого материала.

2. Разборной состав пушки - на большой резьбе, супер-тяжёлая пушка, да еще с непонятным углублением в тыльной части. Можно сказать, что такие махины собирались и разбирались где то в специализированных местах. Не на поле боя же разбирать эту громадину.

Спрашивается - почему у относительно простой конструкции столько непонятных элементов? Всё становится на свои места, после просмотра вот этого вот материала:

Мы имеем просто напросто огромнейший и громоздкий прототип этого "нового и прогрессивного" оружия. Вопрос в том, что относительно мягкий ствол на прямую обеспечивает необходимую плотность в формовке зарядов. Принцип "римской свечи", по сути:

Римская свеча представляет собой длинную картонную трубку. В верхней части трубки размещается фитиль. Внутри трубка заполнена чередующимися слоями из медленногорящего пиротехнического состава, звездок и пороха. Свеча горит сверху вниз и последовательно выстреливает вверх горящие звездки. Количество звездок в римской свече может быть от 4 штук до нескольких десятков штук.

Трубчатый магазин, скорее всего, с мультизарядом, плотно тромбовался в такую пушку, в качестве наполнителя для того самого непонятного узкого отверстия в тыльной части разборной конструкции, а сами заряды, возможно, подавались отдельно, по мере необходимости выстрела. Это, к стати, объясняет некоторые разбежности в диаметре каменного ядра и диаметра ствола орудия - при плотной компоновке в несколько зарядов, скорее всего, использовался уплотнитель.

Но, сгоню скупую слезу меланхолии о том, что не найду подтверждения своей "гипотизе" в ближайшие сто лет, и поразмышляю о технологии обработке камня наших Зодчих.

Сейчас популярно мнение, мол, для распиловки и выпиливания из горы супер- больших каменных столбов нужны супер-огромные пилы для гранита и вряд ли в ближайшее тысячелетие мы будем использовать ту самую технологию "богов", которыми наши Предтечи обрабатывали стенки саркофага и на низких оборотах входили в камень толстенным сверлом:








А вот ничего подобного! Оказывается при наличии прямых мозгов и рук возможно, пользуясь вибрационным инструментом, создавать и малой рабочей площадью не менее сложную работу. Шлифовка? Отрез камня внутри под прямым углом да так, что следов от дисковой пилы не видно? Проще простого, главное знать принцип, ну, и немного денег для покупки мультиинструмента:

И если обратить внимание на артефакты, которые неоднозначно говорят, что в Египте всё же было понятие о электричестве, аккумуляторах и лампах то и существование такого вот "реноватора" вполне допустимо.

Да, и так, про между прочим - подсоединённый к скальпелю ультразвуковой генератор делает его супер-лёгким в работе хирурга. почему бы не допустить то, что о генерации звука и использовании технологий, построенных на вибрации наши Предки знали значительно больше нас нынешних?

Остаётся открытым вопрос - какая такая жадная рожа конфисковала весь прогрессивный инструмент с наших глаз? Где хранятся технологии бывших Зодчих? Кто ответственен в том, что мы за "богов" начали считать людей, которые просто в технологическом решении давно прошли всё то, к чему мы только-только начали прикасаться? Немного выпадают из мифологии моменты описания событий, если рассматривать их в технократическом ракурсе. Продолжу сравнивать "моменты" предыдущих технологических решений и переносить в знакомое нам русло.

Часть 2

Вспоминается отрывок из "Аргонавтов" и их встреча с стимфалийскими птицами:

Много дней и много ночей плыли они вдоль южного берега Евксинского Понта, минуя различные царства неведомых им дотоле народов. Наконец стали они приближаться к острову Аретия. Когда они подплывали к берегу, с острова поднялась огромная птица. Пролетая над кораблем, она роняла на него свои перья – остроконечные, как стрелы; одно из них попало в плечо Оилею. От боли Оилей выронил из рук весло; аргонавты же с изумлением рассматривали странное оружие, поразившее их сподвижника. Сосед Оилея вынул перо из раны, омыл и перевязал ее.

Всё дело в том, что в интернете, на мой взгляд, присутствует немного "поправленная" история о этом инциденте. По крайней мере мне встречалась старая книженция, в которой эта встреча Аргонавтов с "птицами" была другой. Атакующих птиц было две, по небу они неслись с характерным шумом, напоминающим непрерывный крик, перед из взлётом эти птички дико вскрикнули, напугав аргонавтов до полусмерти, а сами аргонавты не вступали с ними в бой, и уж, тем более, не смогли подстрелить ни одну из "птичек", просто прикрывшись щитами и отплыв на безопасное расстояние от острова, на котором те обитали. Интересно и то, что эти птички описывались как цельно-металлические.

И так, что мы имеем:

1. Корабль аргонавтов подошёл к охраняемому объекту, в данном случае это остров;
2. Сработала система оповещения (сигнал тревоги);
3. Взмыли в воздух два истребителя, которые обстреливали корабль, пока тот не удалился с зоны охраняемой территории;
4. Оружие применяемое обороняющейся стороной было под стать описанному в "махабхаратхе".

Думается, что правдоподобнее этих самых птичек изображать примерно так:

Тем более, что о сверх-звуковых самолётах (наиболее устойчивая в воздухе форма на такой скорости) знали и, к примеру, в Перу (интересно, а Перу называется Перу лишь потому что сами Перуанцы так себя назвали, или просто со временем потерялась буква "Н"? Перун звучит как то правдоподобнее):

А о всевозможных гаджетах в сказках сказано более чем достаточно, вот к примеру описание "сказки о наливном яблочке на серебряном блюдце":

Жил мужик с женою, и у них были три дочери: две - нарядницы, затейницы, а третья - простоватая, и зовут ее сестры, а за ними и отец и мать, дурочкой. Дурочку везде толкают, во всё помыкают, работать заставляют; она не молвит и слова, на все готова: и траву полет, и лучину колет, коровушек доит, уточек кормит. Кто что ни спросит, все дура приносит: «Дура, поди! За всем, дура, гляди!» Едет мужик с сеном на ярмарку обещает дочерям гостинцев купить. Одна дочь просит: «Купи мне, батюшка, кумачу на сарафан»; другая дочь просит: «Купи мне алой китайки»; а дура молчит да глядит. Хоть дура, да дочь; жаль отцу - и ее спросил: «Чего тебе, дура, купить?» Дура усмехнулась и говорит: «Купи мне, свет-батюшка, серебряное блюдечко да наливное яблочко». - «Да на что тебе?» - сестры спросили. «Стану я катать яблочком по блюдечку да слова приговаривать, которым научила меня старушка - за то, что я ей калач подала». Мужик обещал и поехал.

Близко ли, далеко ли, мало ли, долго ли был он на ярмарке, сено продал, гостинцев купил: одной дочери алой китайки, другой кумачу на сарафан, а дуре серебряное блюдечко да наливное яблочко; возвратился домой и показывает. Сестры рады были, сарафаны пошили, а на дуру смеются да ждут, что она будет делать с серебряным блюдечком, с наливным яблочком. Дура не ест яблочко, а села в углу - приговаривает: «Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту и небес красоту!» Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки́ на полях, и гор высота и небес красота; солнышко за солнышком катится, звезды в хоровод собираются - так все красиво, на диво - что ни в сказке сказать, ни пером написать.

Как только не представляли это устройство художники:

Но что мы имеем в этом случае?

1. Плоская поверхность экрана (блюдце);
2. Своеобразное "стило" в виде "яблочка", возможно и прототип какой то внешней "мышки";
3. Слова-активаторы, которые, как запатентованая Эппл технология разблокировки устройства, реагирует только на специфические команды (в случае с Эппл это просто уникальный символ, который человек выписывает на сенсорном экране);
4. Возможность просматривать текущие события в режиме реального времени без ограничения в пространстве и минуя физические барьеры. То есть "без камер" наблюдения. Так сказать - пространственная технология, к которой мы, возможно, еще дойдём.

В общем, это "блюдечко с яблочком" скорее, выглядело так:

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

А по сути, если копнуть эту "сказку", то многие моменты становятся не просто интересны, а сверх-технологично-увлекательны:

1. Описана кукла-робот, которая в режиме диалога выдавала конкретные решения в конкретных ситуациях. Фактически это "супер-википедия" в одном устройстве;
2. База знаний "куклы" превышала простую констатацию ситуации, она предполагала прогнозирование и осмысление ситуации;
3. Кукла работала на органике, при её активации у неё светились глаза. Зачем так детально описывать то, что у куклы глаза светились "как две свечки"? Наверное нам прямая подсказка о том, по какому принципу работала эта куколка;
4. Куколка выполняла довольно таки широкий спектр работ как то простая уборка территории или кропотливая сортировка мелкого семени;
5. В сказке упоминается то, что "от булавок" и "от спиц" было светло. По крайней мере, чтоб видеть что ты делаешь - вполне достаточно. Это что то вроде биохимических светильников или гаджетов, которые питались энергией самого действия (что, в принципе, не такая уж и фантастика, если мы давно разработали часы, работающие от тепловой энергии человека);
6. У избы Яги расписан принцип применения "устрашающей голограммы", охраняющей территории в виде чёрного, красного и белого всадника;


7. Черепа на заборе Яги в аккурат по принципу применения напоминают наше современное освещение объекта. Но помимо простой функции освещения они обладали еще и собственной логикой (которую, на секундочку, надо было еще встроить в это устройство, а этим тоже кто то занимался), причём эта логика основывалась на оценочных действиях и принимала самостоятельные решения. Как иначе объяснить что "череп" "следил" огненным "взглядом" за теми, кто по сути "подставил" Василису? Да и такой "огонь", наверняка, был волнового характера;
8. Принцип "умного дома", реализованный в избушке Яги на прямую распознавал голосовые команды и выполнял их. Простого приказа "смолоть пшеницу" хватило на вызов сразу трёх манипуляторов и обработки зерна в каком то встроенном мульти-комбайне;
9. Сама Яга не спешила распространятся всеми теми устройствами, которыми располагала, к людям. То есть, по сути, занималась таким себе "накоптиельством" уникальных технологий как "летающая ступа" и такое прочее.

Что еще примечательно, в этой "сказке" дела по хозяйству названы "уроками". То есть ремесло, по сути, сравнимо с тем, что человек приобретает на продолжении своей жизни, то есть "уроками".

О Финисте Ясном Соколе очень хорошо расписано у Левашова (в этом надо отдать ему должное - поднял такой пласт, что многим просто не под силу): http://sv-rasseniya.narod.ru/levashov/sk az/19.html

Но и это, по идее, не предел для технологий предыдущей цивилизации. Остаётся открытым вопрос - где сейчас находятся все эти супер-гаджеты и по какой причине супер-цивилизация тотально пережила крах не только технологический, но и Духовный. Я не верю в то, что осколочная дробь от Лели или Фаты нанесла такой урон - всё равно выжили бы люди, которые как Яга использовали бы всё, что могли найти. По любому в составе выживших были бы и технари, которые восстановили б техно-комплекс быстрее, чем люди нова расплодились по планете.

Похоже, что причина такого "тотального шатдауна" в размахе целой цивилизации действительно спровоцирована направленно и избирательно. По сути мы говорим о биологической войне. Но об этом позже.

Интересно, много ли значимых изобретений и технологий было утрачено за историю человечества? Очень много, причём некоторые совершенно незаслуженно. Мы выбрали самые любопытные из них.

Дамасская сталь

Дамасские мечи, которые, как правило, производились на Ближнем Востоке начиная с 540 года н. э. до 1800 года н. э., были более острыми, гибкими и прочными, чем современные аналогичные клинки. Благодаря специальной технике ковки они также отличались визуально, имея «мраморный» узор, который получил название «дамасский».

Производство после долгих лет было окончательно прекращено, и высокоохраняемая технология была утрачена - на данный момент современные кузнецы и металлурги не смогли точно установить те методы и сплавы, которые применялись в производстве тех мечей. Известно, что мастера использовали углеродистые сплавы стали, которые делают сплав твёрдым и хрупким, однако тестирование дамасских клинков выявило наличие углеродных нанотрубок, которые обеспечивают сплав гибкостью.

Историческая справка

Профессор Питер Пауфлер из Технического университета Дрездена провёл ряд исследований дамасских сабель и обнаружил, что при их производстве применялось примерно то, что сейчас мы называем нанотехнологиями.

Растворённый в соляной кислоте кусочек стали был исследован под электронным микроскопом, и в результате выяснилось, что её структура схожа с современными углеродными нанотрубками, используемыми для увеличения прочности металлов. В составе дамасской стали была обнаружена примесь карбида железа, который содержится в виде нанонитей. По предположениям специалиста, некоторые примеси в стали при высокой температуре вызывали рост углеродных нанотрубок. Углерод в сталь попадал как продукт горения дерева в печи при плавке стали - так и возникали эти тончайшие нити.

Искусство каменотёсов древних инков

До сих пор неизвестно, как именно они достигали того, что камни в их кладке прилегали настолько точно друг к другу. Некоторые конкистадоры предполагали, что они имели особую технологию, известную с древности, которая помогала «смягчать камень». Якобы один из испанских рыцарей наступил на какое-то растение, которое оплавило шпоры на его сапогах. Но эти сведения сегодня сложно воспринимать всерьёз».

Историческая справка

Действительно, до сих пор доподлинно неизвестно, какими именно инструментами обрабатывались плоскости камней размером до нескольких квадратных метров, после состыковки которых зазор по всему контуру не позволял вставить между ними древесный лист.

Остаётся загадкой и то, каким образом перемещались камни для сооружения фундаментов и стен, вес которых достигал 20 тонн. Некоторые «специалисты» (те же, которые приписывают постройку пирамид инопланетянам) говорят, что инки обладали технологией лазерной резки камня и умели манипулировать силами гравитации для перемещения тяжестей.

Антикитерский механизм

Поднятое в 1901 году с потерпевшего кораблекрушение древнего судна устройство было создано в период около 150-100 лет до н. э. Причём, уровень его миниатюризации и механическая сложность не могли быть воспроизведены в последующие 1500 лет. После долгих исследований, в 2008 году, учёные установили, что это устройство представляет собой календарь, отслеживающий Метонов цикл. С его помощью древние предсказывали солнечные затмения и рассчитали сроки Олимпийских игр.

Историческая справка

Судно, на котором был обнаружен древний механизм, затонуло недалеко от греческого острова Антикитера. На данный момент артефакт хранится в Национальном археологическом музее в Афинах.

Антикитерский механизм (размерами 33×18×10 см в сборе) содержал 37 бронзовых шестерён в деревянном корпусе, на котором были размещены циферблаты со стрелками; по реконструкции использовался он для расчёта движения небесных тел. Другие устройства подобной сложности неизвестны в эллинистической культуре. В 2010 году один из инженеров Apple создал аналог антикитерского механизма из конструктора LEGO.

Суперизоляционный материал Starlite

Материал Starlite Мориса Уорда может рассматриваться как потерянное изобретение. Он за 20 с лишним лет ни с кем не поделился своим секретом, и никто так и не смог воспроизвести его. Starlite является одним из видов пластика с замечательными изоляционными свойствами, который может выдержать практически любую температуру. Тонкий кусок Starlite мог выдержать 10 000 °C (это почти в два раза горячее поверхности Солнца). Интересно, что материал был изобретён человеком без какого-либо академического образования (на самом деле в прошлом он был парикмахером в Йоркшире, Англия).

Этот материал стал широко популярным в 1993 году, когда его показали на шоу под названием «Мир завтра». Учёный на шоу в течение нескольких минут нагревал паяльной лампой яйцо, которое было покрыто тончайшим слоем Starlite. Через несколько минут яйцо было очищено - белок был сырым. Это изобретение потенциально могло принести миллиарды долларов, но... ничего подобного не произошло. Starlite таинственным образом исчез из поля зрения. Даже его веб-сайт не работает.

Историческая справка

В 2011 году Морис Уорд умер, не оставив данных о том, что это был за материал или в каком направлении надо «рыть», чтобы добиться его эффективности. Разумеется, исследования велись и на более высоком уровне, чем пресловутое телешоу. Главе подразделения тонкоплёночных пластиков тогдашнего Агентства оборонных исследований Великобритании удалось провести ряд тестов материала, при том условии, что он не пытался выяснить его состав. Тесты включали облучение лазером с мощностью импульса в 100 мДж, однако его воздействие на защищаемый пастой предмет было равно нулю. Никакого эффекта на него не произвела дуговая лампа: пока температура поверхности не превышала 1 000 ˚C, материал эффективно защищал предмет, на который был нанесён. Результаты были опубликованы в International Defence Review. В ответ на все вопросы о составе Морис Уорд говорил только то, что Starlite включает 21 компонент. Более того, всякий раз он предоставлял материал со слегка иным химическим составом. Попытки научных дискуссий с Уордом проваливались (он оказался просто недостаточно образован), а деловые переговоры заходили в тупик, когда он в один день просил £1 млн, а на следующий дорисовывал к цифре нолик, при этом не желая давать материал на предварительный анализ химических свойств.

Система беспроводной передачи электричества Николы Теслы

Главная проблема этой разработки сводилась к тому, что без проводов невозможно было понять, кто использует электричество, а значит, нельзя было понять, кому предъявлять за него счёт. Однако, мне кажется, этот способ передачи электричества также был намного менее эффективен, чем проводной.

Историческая справка

Никола Тесла провёл массу любопытных экспериментов с передачей электричества на расстоянии. В 1891 году учёный показал первую в мире лампочку, зажжённую без помощи проводов, а также свой беспроводной электродвигатель. В основе этих изобретений лежал принцип электрических колебаний. По мнению Теслы, использование подобных ламп экономически более выгодно, так как потери энергии при этом минимальны. Также он отмечал, что свет, производимый его лампой, больше походит на естественное освещение. В интервью газете Нью-Йорк Сан в 1901 году учёный заявил, что система беспроводного освещения помещений готова к коммерческому использованию, тем не менее распространения она не получила.

Позднее Никола Тесла предположил, что для передачи электрического тока можно использовать колебания электрического поля Земли, тогда задача передачи энергии и информации на любые расстояния будет решена. Главным итогом его исследований беспроводной передачи тока стала башня Ворденклиф на Лонг-Айленде (Нью-Йорк). Однако в 1903 году, когда установка была почти закончена, намерение Теслы продемонстрировать передачу электроэнергии без проводов грозило обрушить рынок и предоставить всем желающим бесплатную электроэнергию, поэтому Дж. П. Морган, акционер первой в мире Ниагарской ГЭС и медных заводов, решил отказаться от дальнейшего финансирования его проекта.

После закрытия лаборатории Тесла не развивал идею беспроводной передачи электричества, а занимался разработками радиотехники, паровых турбин, насосов, электросчётчиков и спидометров.

Гусеничные транспортёры Ганс и Франц

Одно из действительно интересных изобретений из современной эпохи, которое было неоправданно забыто, - это гусеничный транспортёр NASA для перевозки ракет «Сатурн V». Я слышал, что после свёртывания программы «Аполлон» эти транспортёры были попросту законсервированы, а те, кто их строил, перешли на другие проекты. В тот момент все решили, что больше никогда никому не потребуется перемещать что-то такое огромное. Когда NASA начало разворачивать проект Спейс Шаттл, были затрачены огромные средства, чтобы привести транспортёры в рабочее состояние, так как технологии были практически утрачены. Если появится необходимость перемещать что-то такое же масштабное, фактически нам придётся переизобретать эти транспортёры заново.

Историческая справка

На гусеничные транспортёры, разработанные для NASA компанией Bucyrus International в 1965 году, было затрачено около $ 28 млн. На тот момент они являлись крупнейшими образцами самоходной техники в мире (пока не появился фантастически огромный роторный экскаватор Bagger 288). Машина весом в 2 400 тонн состоит из платформы на четырёх тележках, каждая из которых снабжена двумя гусеницами. Уникальная гидравлическая система с высокой точностью удерживала платформу в горизонтальном положении.

Машина управляется водителем, при этом максимальная её скорость составляет 1,6 км/ч в загруженном состоянии и 3 км/ч без груза. Транспортёр способен перевозить «челноки» на расстояние 5,6 км, средняя продолжительность поездки составляет 5 часов. После сворачивания программы «Спейс Шаттл» необходимость в этих транспортёрах отпала. На сегодня существуют два транспортёра, которые получили имена Ганс и Франц, однако на счёт их рабочего состояния приходится сомневаться.

Римский додекаэдр

В то время как значимость и важность его остаются спорными (для чего он использовался?), то, что его утилитарное назначение утеряно, - это факт.

Историческая справка

Римский додекаэдр - это небольшой полый объект, сделанный из бронзы, датируемый II или III веком нашей эры. Предмет имеет двенадцать плоских пятиугольных граней, каждая из которых имеет круглое отверстие в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани.

Подобных додекаэдров было обнаружено около сотни на территории разных стран, от Англии до Венгрии и запада Италии, но большинство найдено в Германии и Франции. Размеры варьируются от 4 до 11 см. В основном образцы сделаны из бронзы, но некоторое количество высечено из камня.

Функции этих объектов остаются загадкой, при этом нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени. Существуют различные версии их использования. Это могли быть подсвечники (внутри одного из них был найден воск), игральные кости, инструмент для калибровки водяных труб (круглые отверстия имеют разный диаметр), элемент армейского штандарта, дальномер, инструмент для гадания.

Гибкое стекло

Гибкое стекло - это легендарное утраченное времён правления римского императора Тиберия (14-37 г. н. э.)

Историческая справка

По сведениям Исидора Севильского, мастер, создавший ранее неизвестный материал, который удалось добыть из глины, преподнёс императору сделанную из него чашу для питья. Чаша блестела как серебряная, но при этом была очень лёгкой. Император был впечатлён открытием, но при этом испугался, что новый металл может привести к обесцениванию серебра и золота. Поэтому, убедившись, что никто, кроме самого ювелира, не знает секрета изготовления неведомой субстанции, он приказал отрубить ему голову.

Однако детали этого рассказа могут отличаться. Вместо чаши нередко упоминается тарелка, ваза или корона. Плиний Старший упоминает сюжет о ювелире в контексте описания способов изготовления стекла. «Рассказывают, что при принцепсе Тиберии был придуман такой состав стекла, что оно было гибким, и тогда мастерская этого мастера полностью была уничтожена, чтобы не понизились цены на металлы, медь, серебро, золото, однако слух этот был скорее упорным, чем верным».

Сходный сюжет пересказывается и в «Сатириконе» Петрония Арбитра, где история обрастает деталями. «Был такой стекольщик, который сделал небьющийся стеклянный фиал. Он был допущен с даром к Цезарю и, попросив фиал обратно, перед глазами Цезаря бросил его на мраморный пол. Цезарь прямо-таки насмерть перепугался. Но стекольщик поднимает фиал, погнувшийся словно какая-нибудь стеклянная ваза, вытаскивает из-за пояса молоток и преспокойно исправляет фиал. Сделав это, он вообразил, что уже вознёсся до престола Юпитерова, в особенности, когда император спросил его, знает ли ещё кто-нибудь способ изготовления такого стекла. Стекольщик… говорит, что нет; а Цезарь велел отрубить ему голову, потому что если бы это искусство стало всем известно, золото ценилось бы не дороже грязи».

Материальных объектов, которые могли бы подтвердить эти легенды, до наших дней не сохранилось. Есть версии, что речь идёт о первом открытии чистого алюминия, который согласно официальной науке был получен только в 1825 году.

Несмотря на то, что современный мир находится на одном из пиков технологического развития, ученые отмечают, что не все знания прошлого дошли до наших дней. Собственно, создается впечатление, будто некоторые изобретения были потеряны, а некоторые старые технологии оказываются непонятными для современников. Ниже вашему вниманию предлагаются пять утерянных технологий, которые до сих пор привлекают внимание ученых.


Римский цемент
Современный бетон, представляющий собой смесь цемента, воды и заполнителей, вроде песка или гравия, был изобретен в начале XVIII века и является наиболее распространенным строительным материалом в современном мире. Впрочем, состав, разработанный в XVIII столетии, является далеко не первым видом бетона. В сущности, бетон использовали персы, египтяне, ассирийцы и римляне. Последние добавляли в строительную смесь негашеную известь, щебень и воду – именно этот состав дал Риму Пантеон, Колизей, акведуки и термы.

Как и многие другие знания античности, эта технология была утеряна с наступлением Средневековья – не странно, что эта историческая эпоха также известна как Темные века. Согласно популярной версии, объясняющей факт исчезновения рецепта, он был чем-то вроде коммерческой тайны и со смертью тех немногих людей, которые были в нее посвящены, он был забыт.

Примечательно, что компоненты, отличающие римский цемент от современного, до сих пор остаются неизвестными. Строения, возведенные с применением римского цемента, простояли тысячелетия, невзирая на воздействие стихий – цемент, используемый в наше время, не может похвастать такой стойкостью. Некоторые историки считают, что римляне добавляли молоко и кровь в строительную смесь – предполагается, что поры, формировавшиеся благодаря этому процессу, позволяли составу расширяться и сжиматься под воздействием температурных изменений, при этом, не разрушаясь. Впрочем, прочность цементу придавили другие вещества, но никто не может точно сказать, какие именно.


Дамасская сталь
Дамасская сталь, неимоверно прочный тип металла, широко использовалась на Ближнем востоке приблизительно в 1100-1700 годах нашей эры. В основном, этот вид стали стал известен благодаря мечам и ножам, которые из нее изготавливали. Клинки, выкованные из дамасской стали, славились прочностью и остротой: считалось, что меч из дамаска мог легко разрубить камни и другие металлы, в том числе доспехи и оружие, сделанные из более слабых сплавов. Дамасская сталь ассоциируется с узорчатой тиглевой сталью из Индии и со Шри-Ланки. Высокая прочность клинков из такой стали объяснялась процессом производства, в ходе которого жесткий цементит смешивался с несколько более мягким железом, в результате чего изделия получались одновременно прочными и гибкими.

Технология ковки дамасской стали была утрачена приблизительно в 1750 году. Точные причины того, почему это случилось, неизвестны, но существует несколько версий, так или иначе объясняющих эти причины. Наиболее популярная теория заключается в том, что руда, необходимая для производства дамасской стали, начала исчерпываться и оружейники были вынуждены перейти к альтернативным технологиям производства клинков.

Согласно другой версии, кузнецы и сами не знали технологии – они попросту выковывали множество клинков и проверяли их на прочность. Предполагается, что по случайному стечению обстоятельств некоторые из них получали свойства, характерные для дамаска. Как бы то ни было, даже на нынешнем этапе развития технологии невозможно в точности восстановить процесс создания дамасской стали. Несмотря на то, что лезвия с подобным узором существуют и в наши дни, добиться прочности дамасской стали современные мастера, все же, не в силах.


Антикитерский механизм
Одна из наиболее загадочных археологических находок, Антикитерский механизм, был найден ныряльщиками на затонувшем древнем судне недалеко от греческого острова Антикитера в начале ХХ века. Изучив следы кораблекрушения, ученые пришли к выводу, что судно датируется I или II столетием до нашей эры. При этом, найденный механизм был неимоверно сложным по своей структуре: он состоял из более чем 30 шестерен, рычагов и прочих компонентов.

Более того, в нем применялась дифференциальная передача, которая, как предполагалось ранее, была изобретена не раньше XVI века. Очевидно, устройство предназначалось для измерения положения Солнца, Луны и прочих небесных тел. Описывая этот механизм, отдельные специалисты называют его первоначальной формой механических часов, другие же считают его первой известной аналоговой вычислительной машиной.

Точность, с которой были выполнены компоненты механизма, указывает на то, что данное приспособление не было единственным в своем роде. С другой стороны, исторические записи о механизмах, строение которых напоминает находку, восходят к XIV веку, а значит, на протяжении более чем 1400 лет технология была утерянной.


Греческий огонь
Греческий огонь, горючая смесь, применявшаяся в военных целях Византийской империей и другими государствами, – это одна из наиболее известных утерянных технологий. Будучи чем-то вроде первоначальной формы напалма, греческий огонь продолжал гореть даже в воде. Наиболее известный случай применения этого грозного оружия имел место в XI веке, когда Византия использовала огонь против арабов и повергла их в бегство.

Поначалу греческий огонь заливали в небольшие сосуды, которые поджигали и метали в противника, наподобие современного коктейля Молотова. Позже были изобретены установки, состоящие из медных труб с сифоном, – эти боевые машины использовались для того, чтобы поджигать вражеские корабли. Кроме того, имеются сведения о ручных установках, отдаленно напоминавших современные огнеметы.

Конечно, вооруженные силы нашего времени используют горючие смеси, а значит, нельзя сказать, что технология остается полностью неизвестной. С другой стороны, напалм был разработан лишь в 40х годах ХХ века, а оригинальный состав греческого огня был утерян после упадка Византийской империи – таким образом, действенная технология, все же, оставалась потерянной на протяжении нескольких столетий. До сих пор трудно сказать, как именно был утрачен состав вещества. К тому же, ученые не знают, что могло использоваться для приготовления смеси.

Согласно наиболее ранней версии, греческий огонь мог включать в себя большую дозу селитры. Впрочем, эта версия вскоре была отвергнута, ведь селитра не горит в воде, а именно это свойство приписывалось греческому огню. Если верить более новой теории, то горючее вещество было эдаким коктейлем из нефтепродуктов или сырой нефти, а также негашеной извести, калиевой селитры и, возможно, серы.


Технологии программ «Аполлон» и «Джемини»
Оказывается, не все утерянные технологии зародились в древности – даже относительно недавние достижение науки и техники могут оставаться непостижимыми для современников. В 50х, 60х и 70х годах ХХ века космические программы «Джемини» и «Аполлон» привели к наиболее заметным достижениям человечества в области космических полетов. В частности, речь идет о наиболее крупном успехе НАСА, а именно, программе «Аполлон-11» и высадке человека на Луну. В свою очередь, более ранняя программа «Джемини» 1965-66 гг. дала ученым ценные знания о механике полетов в космос.

Конечно, достижение программ «Джемини» и «Аполлон» нельзя считать утерянными в традиционном смысле этого слова, ведь в распоряжении ученых все еще находятся ракеты-носители «Сатурн-5», а также фрагменты других космических аппаратов. С другой стороны, обладание механизмами еще не предполагает знания технологии. Дело в том, что в результате высоких темпов «космической гонки» документация велась не так хорошо, как того бы хотелось современным работникам НАСА. Вдобавок к спешке, ситуацию усугубляет тот факт, что для подготовки программ нанимались частные подрядчики, работавшие над отдельными компонентами кораблей и оборудования.

После того, как программы были доведены до завершения, частные инженеры ушли, забрав с собой свои чертежи и схемы. В результате, теперь, когда НАСА планирует новый полет на Луну, большие объемы необходимой информации остаются недоступными или же находятся в абсолютно хаотическом состоянии. В сущности, все, что остается НАСА в сложившихся обстоятельствах, это обратиться к реверсивному проектированию, то есть к анализу имеющихся кораблей.

Тысячелетия назад, в те таинственные времена, о которых нет никаких письменных свидетельств, на Земле, судя по всему, активно действовали Всемогущие. Мы не знаем, кем они были и откуда пришли, но оставленные ими следы свидетельствуют о наличии у них непостижимых технических средств.

Крепость Саксайхуаман расположена в трех с половиной тысячах метров над перуанским городом Куско. Ее строителями, вне всякого сомнения, являлись инки, ибо специалистам хорошо известна такая особенность их архитектуры, как закругленные по краям квадры. Она характерна для всех построек инков. В верхней части крепости находится каменный круг внушительных размеров. Вероятно, когда-то он служил календарем, хотя мог быть и фундаментом большой башни.

Стена инков Саксайхуаман

Если вы повернетесь к крепости спиной, перед вами окажется лабиринт, незаслуженно называемый руинами. Это бесформенное нагромождение камней, больших и малых квадров, являющихся остатками какого-то неизвестного сооружения. Вначале лабиринт приняли за каменоломню, но это оказалось не так Нам известно несколько каменоломен инков, и выглядят они совершенно иначе. Если вы заберетесь на платформы, расположенные поверх расщелин и гротов, вашему взору откроются вырезанные в скальной породе чудовища. Здесь отсутствует порядок, нет стен, нет уложенных в штабеля монолитов. Стены наклонены друг к другу. Коридоры неожиданно упираются в природные скалы.

Обработанные глыбы выложены причудливой мозаикой. Ни один миссионер-археолог не сможет убедить меня в том, будто это сама природа волшебным образом прорезала скалу четырехугольными гранями и гладко отполировала ее поверхность.

Непосредственно за крепостью располагаются обработанные монолиты, представляющие собой загадку. Неожиданно вы оказываетесь перед искусно высеченными каменными чудовищами. Нигде не видны следы связующего материала — известкового или цементного раствора. Глыбы идеально подогнаны друг к другу. Едва ли инкам с их примитивными инструментами удалось бы сделать это.

Там стоит один блок высотой восемь метров, словно отлитый из бетона. Глядя на него, можно подумать, будто опалубка была снята с него всего несколько недель назад. Однако, как и все остальные глыбы, он состоит из гранита. Выше тянется природная скала. Вдоль каменной стены наверх ведут тщательно отполированные ступени. Ясно, что этот блок некогда был составной частью более крупного сооружения.

Какого сооружения? Нам это неизвестно. С уверенностью можно сказать лишь то, что здесь кто-то обращался со скалами так, как мы обращаемся с сыром. Очевидно также, что эти обработанные глыбы уже существовали, когда испанские завоеватели достигли перуанского высокогорья.

Судя по всему, неизвестные Всемогущие располагали техническими средствами для разрезания целых скал. И только позже, значительно позже инки использовали лабиринт обработанных скальных глыб в качестве святилищ, где они поклонялись своим богам, явившимся из космоса. Правитель инков почитался как «сын Солнца». Он рассматривал себя в качестве потомка тех таинственных существ, которые когда-то посетили Землю и просветили людей.

Разумеется, конкистадоры тоже с изумлением взирали на этот удивительный лабиринт скал. От инков они узнали, что он существовал задолго до них. Сегодня уже не представляется возможным разгадать тайну сотен разрезанных глыб. Тем не менее можно легко представить, что здесь некогда находилась резиденция богов — то, что мы сегодня назвали бы «базой».

Есть и другое подобное загадочное место, обладающее признаками применения еще более впечатляющей техники. Пума Пунку расположен на высоте свыше четырех тысяч метров недалеко от озера Титикака в современной Боливии. Немногие забравшиеся в эти заоблачные высоты туристы почти ничего не успевают увидеть в Пума Пунку, потому что их сразу же отводят в близлежащий Тиахуанако с его знаменитыми Солнечными Воротами. Эти ворота три метра в высоту и четыре метра в ширину состоят из одного-единственного монолитного блока. В центральной части изображен бог в окружении сорока восьми весьма своеобразных фигур.
Ныне покойный профессор Шиндлер-Беллами, посвятивший этому месту многие годы своей жизни, пришел к выводу, что эти фигуры представляют собой лунно-земной календарь с циклом, ни много ни мало, двадцать одна тысяча лет. Другие увидели в фигурах изображение какой-то непонятной технологии.

Каменный календарь или фундамент башни?

Все скальные компоненты искусно обработаны

То, что выглядит как литой бетон, на самом деле представляет собой гранит. Мощная глыба стоит на голове, легко узнаваемой на лестнице.

Впервые я побывал в Тиахуанако тридцать лет назад. Тогда здесь на незастроенной местности стояли отдельные монолиты. Раскопки производились крайне нерегулярно и через длительные промежутки времени. Золота в Тиахуанако не нашли, и по сию пору здесь ничего не изменилось. По боковым граням монолитов пролегают сверху вниз глубокие борозды. Наверняка они имеют какой-то смысл. В ходе реставрационных работ между монолитами была воздвигнута внушительная стена, в результате чего борозды исчезли.

С юго-западной стороны Тиахуанако открывается панорама на совершенно иной мир: Пума Пунку! Здесь есть от чего прийти в изумление. Не оскудела еще наша планета необъяснимыми тайнами. Уже по дороге на Пума Пунку путешественник натыкается на диоритовый блок, в котором вырезаны прямоугольные отверстия. Нам неизвестно, для чего были нужны эти ниши. У наших специалистов нет других предположений, кроме того, что эта каменная глыба служила жертвенником, а ниши предназначались для сбора крови. Как только обнаруживается камень с бороздами и выемками, его тут же зачисляют в жертвенники!

По дороге на Пума Пунку лежит эта диоритовая глыба, выполнявшая функции
жертвенного камня.

Пума Пунку являет собой панораму из другого мира.

Самая большая платформа Пума Пунку когда-то имела сторону длиной сорок метров.
Ее вес составляет тысячу тонн.

Диоритовая глыба имеет тонкую борозду с отверстиями. Диорит — очень твердый материал, с трудом поддающийся обработке.

Еще в 1651 году епископ Ла Паса Антонио де Кастро и дель Кастильо писал, что Пума Пунку был сооружен до всемирного потопа. По его мнению, испанцы никогда не смогли бы перемещать подобные тяжести.

Он был совершенно прав! Там имеются мощные террасы и платформы, самая большая из которых насчитывает сорок метров в длину, семь метров в ширину и два метра в высоту. Ее вес оценивается примерно в тысячу тонн! Образующие хаотичное нагромождение стены и опорные плиты состоят из гранита, андезита и диорита. Последний представляет собой глубинную скальную породу серо-зеленого цвета, отличающуюся невероятной твердостью и прочностью. Платформы и монолиты обработаны и отполированы с такой точностью, будто их привезли с предприятия, оборудованного самыми современными фрезерными, сверлильными и шлифовальными станками. Здесь присутствует огромное множество мастерски обработанного каменного материала, некогда составлявшего единое целое. Мы можем только догадываться, как выглядел Пума Пунку тысячелетия назад. Рассмотрим несколько примеров применения неизвестных технологий.

Один диоритовый блок имеет высоту 1,10 метра. Сверху вниз по нему пролегает четкая борозда, в которой проделаны отверстия с интервалом примерно в два сантиметра. Диорит не поддается ни кости, ни дереву, ни обсидиану, ни даже меди и железу. Какие же инструменты были применены для устройства отверстий?

Другой блок имеет длину 2,78 метра, ширину 1,75 метра и среднюю высоту 88 сантиметров. Шесть его граней разделены на несколько плоскостей разной величины таким образом, что одна располагается на другой. В результате они образуют полки, кромки, прямоугольники и квадраты.

В наше время для выполнения столь точной работы требуются стальные фрезы и сверла. На каменную плиту наверняка накладывались шаблоны, в противном случае малейшее отклонение от плана делало бы рабочую заготовку непригодной. Кем же были разработчик этого плана и чертежник?

А предварительно изготовленные компоненты! В Пума Пунку представлены блоки, на главных гранях которых вырезаны по две ниши. В задней части этих ниш имеются маленькие прямоугольники. Они напоминают карабинный затвор, в котором фиксируется сопряженная деталь. Для того чтобы детали точно входили друг в друга и при их фиксации не ломались каменные планки и запоры, требуется специальное оборудование.

Мы ввели в компьютер точные данные трех подобных предварительно изготовленных компонентов и с его помощью выяснили, что борозды и планки идеально сопрягаются друг с другом, в результате чего образуется стена из готовых элементов без какого бы то ни было связующего вещества, отличающаяся сейсмостойкостью.

Еще любопытнее вот что: как говорят специалисты, мощные платформы, должно быть, изначально крепились друг к другу посредством зажимов из дерева или меди. Эти материалы не смогли бы выдержать столь сильные сжатие и растяжение. Следует помнить о том, что мы находимся на высоте четырех тысяч метров. По ночам здесь температура опускается ниже нуля, а днем бывает жарко.

Тридцать лет назад я сфотографировал в Пума Пунку и Тиахуанако какие-то торчащие из земли трубы. Они выглядят так, будто их изготовили на заводе. К своему изумлению, я обнаружил лишь верхние части труб. Естественно, скажет кто-то, речь явно идет о водопроводе. Возможно, но тогда необходима нижняя часть, собственно водосток. Что за странный проектировщик расположил рядом две двойные трубы?

Компьютер подтверждает: готовые элементы плотно подгонялись друг к другу без применения строительного раствора.

Примеры «водопровода» без нижней части.

Каменные сооружения Куско в Перу и Пума Пунку в Боливии проявляют признаки неведомой технологии. Археологи утверждают, что Пума Пунку был построен около 600 года нашей эры аймара — индейским народом, обитавшим в районе озера Титикака. Но господа! Аймара не знали металлов — ни меди, ни железа, — не говоря уже о письменности.

Никто не станет спорить, что строительство здесь осуществлялось в соответствии с определенным планом. Доказательством тому служат предварительно изготовленные компоненты. Их детали свидетельствуют о применении некой весьма прогрессивной технологии. Такого рода проектирование требует знания письменности. Необходимо было продумать, просчитать и определить столько позиций и параметров — а камнерезы в каменоломне должны были точно знать, в каких местах им нужно делать выемки или кромки, — что без письменных документов это оказалось бы просто невозможным.

Судя по их возможностям, аймара не могли быть строителями Пума Пунку. Да, они жили впоследствии в развалинах города — но не они его построили. Формула проста:
Планирование, плюс арифметика, плюс геометрия, плюс готовые компоненты, плюс твердые как сталь инструменты, плюс металлические зажимы, плюс транспортные средства высокой грузоподъемности дают в сумме технологию, сравнимую с современной.

Кто же был строителем? В индейских преданиях говорится, что Пума Пунку построили боги за одну долгую ночь. Люди в его строительстве участия не принимали.

Боги? Что за боги? Не те ли таинственные учителя, о которых идет речь в преданиях разных народов? Но стали бы существа из Вселенной, инопланетяне, возиться с какими-то камнями?

Ну конечно же, стали бы! Когда люди обоснуются на Луне и Марсе, они разработают планы строительства и будут доставлять туда материалы, инструменты, шаблоны, даже небольшие станки — но ни в коем случае не резцедержатели! Мы будем обрабатывать лунные и марсианские камни, поскольку каменные породы имеются всюду и являются идеальным строительным материалом. Камень обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, не расширяется, не дает усадки и отличается огнестойкостью. Кроме того, он служит хорошей защитой от радиации и ударов молнии.

Перенесемся из боливийского высокогорья в Абидос, являвшийся в древности самым значительным местом погребения в Египте. Там находится мнимая гробница бога Осириса. Почему «мнимая»? Согласно легенде, тело бога расчленили и отдельные его части развезли по всему Египту, а голова была похоронена в Абидосе.

Осирис являлся одним из небесных учителей, который научил людей каменного века многим вещам. В Абидосе египтяне воздвигли своему богу Осирису гробницу, не имеющую себе равных. Ее монолиты находятся в яме за стеной храма, уходящей вглубь на целых восемь метров. Никто не знает, сколько тысячелетий эти руины покоятся под слоем песка, но каждый может увидеть, что время не отразилось на монолитах. Они выглядят как новые. Мощные опорные столбы и поперечные балки напоминают дольмены Стоунхенджа в Англии.

Степень точности обработки камней в Абидосе такая лес, как и в далекой отсюда стране инков. Кто же такие эти межконтинентальные учителя?

В своей первой книге древнегреческий историк Дио-дор Сицилийский угверждает, что древние боги основали множество городов в Египте и Индии. Я подозреваю, не только в Египте и Индии, но и в Южной Америке! И какие же даты приводит Диодор?

«Со времен Осириса и Исиды до эпохи Александра… минуло более десяти тысяч лет, говорят одни, но другие пишут — чуть меньше 23 000 лет».

На фризе одного из храмов Абидоса можно увидеть странные иероглифы. Один из них очень похож на вертолет, другой — на десантный катер, третий — на танк. Специалисты
полагают, будто эти изображения возникли случайно, в результате того, что два разных иероглифических текста были наложены друг на друга и более ранний текст полностью сохранился. Мне хотелось бы возразить этим «экспертам».

В Абидосе, Египет, мы сталкиваемся с такой же точностью обработки камня, что и в высокогорье Анд.

На этом вавилонском рельефе изображена бронированная машина, управляющаяся без человеческого вмешательства.

В Британском музее можно увидеть настоящие танки. Это не что иное, как тараны, использовавшиеся для сокрушения городских стен. Все это замечательно, но почему трубы этих устройств направлены вверх? Таким образом выделялась кинетическая энергия — и что происходило со смелыми мужчинами, которые бросались под тараны?

Должно быть, в древности существовали технологии, которые не вписываются в историю развития техники.

gastroguru © 2017