Каким зверям холодней большим или маленьким почему. Каким зверям холоднее – большим или

3. В какой доле коры больших полушарий расположена зрительная зона? 1. височной 2. лобной 3. теменной 4.затылочной 4.Какое

заболевание развивается у детей при недостаточном образовании тироксина?

1.микседима 2.базедогва болезень

3.кретинизм 4.сахарный диабет

5.Каким образом парасимпатический отдел вегетативной нервной системы влияет на работу пищеварительной системы?

1.не влияет 2.стимулирует

3.угнетает 4.расширяет

1. В каком отделе центральной нервной системы находятся центры ориентировочных рефлексов?

1.в среднем мозге 2. в продолговатом мозге

3.в промежуточном мозге 4.в коре больших полушарий

2. Какое вещество регулирует физическое и психическое развитие организма?

1.инсулин 2.тироксин

3. соматотропин 4.глюкагон

3. В какой доле коры больших полушарий расположена зона кожно-мышечного чувства?

1.лобной 2.затылочной

3.височной 4. теменной

4.Какое заболевание развивается у человека при недостаточном образовании кортикоидов (гормонов коркового слоя надпочечников)?

1.микседема 2. гигантизм

3.бронзовая болезень 4.карликовость

5.Какое из перечисленных веществ усиливает работу сердца?

1.брадикардин 2.ионы кальция

3.ацетилхолин 4.ионы калия

1.Смещение костей в суставе больше допустимой величины (без выхода головки одной кости из суставной впадины другой) или в направлении, не соответствующем обычному, приводит к.......

1.ушибу 2.растяжению связок

2.При каких кровотечениях кровь алого цвета вытекает фонтанирующей пульсирующей струей?

1.артериальных 2.венозных

3..При каких кровотечениях кровоточит вся раневая поверхность, кровотечение обычно не сопровождается большой потерей крови и легку останавливается?

1.артериальных 2.венозных

3.капиллярных 4.всех видах кровотечений

4.Возбудителями какого из заболеваний человека являются вирусы?

1.туберкулез 2.амебиаз

3.стригущий лишай 4.натуральная оспа

5.Какие меры следует принять для профилактики столбняка?

1.сделать прививку

2.ввести сыворотку

3.принимать антибактериальные средства

4.принимать антивирусные препараты

1. Частичный или полный выход головки одной кости из суставной впадины

другой происходить при.....

1.ушибу 2.растяжению связок

3.вывиху суставов 4.перелому костей

2.Нарушение целостности кости происходить при....

1.ушибу 2.растяжению связок

3.вывиху суставов 4.перелому костей

1)какое дерево цветет позже всех?

2)ты натер ноги в пути. как облегчить боль?
3)какая птица умеет подражать голосам других птиц?
4)почему божью коровку птицы не клюют?
5)назовите самого прожорливого хищника планеты
6)какой зверь самый чистоплотный?
7)кто кукает у кукушки: самка или самец?
8)кто самая маленькая птица?
9)какое животное самое большое?
10)какая самая крупная летающая птица?

1. В качестве ответной реакции организма на охлаждение появляется дрожь (ритмическое сокращение мышц) . Как вы назовете эту реакцию организма- условным или КВН

«В мире птиц»

1) Ведущий сообщает о программе КВН и представляет команды, затем предлагает для разминки шесть шуточных вопросов.

1. Какой зверь всегда бежит под уклон?

(Река Тигр)

2. Какую более крупную птицу можно сделать из жаворонка?

3. Какие кошки никогда не ловят мышей?

(Железные кошки)

4. Какой гриб летает и плавает?

(Поганки)

5. Какая птица называется как часть музыкального инструмента?

6. Название какой птицы совпадает с фамилией известного русского писателя?

2) Ведущий предоставляет слово командам для приветствия.

Команды производят шуточные приветствия. Затем они задают друг другу вопросы. на которые отвечает капитан, предварительно посовещавшись с командой. (На размышление отводится 1 минута).

Вопросы 1 ой команды:

1. Какая певчая птица достает себе птицу, ныряя под лед? (Оляпка)

2. Каким зверям холодней – большим или маленьким? Почему? (Маленьким, т.к. их поверхность по сравнению с объемом тела, больше, они отдают во внешнюю среду больше тепла.)

3. Какого маленького зверька не ест крыса, хорек и почему? (землеройку, из-за резкого запаха.)

Вопросы 2 ой команды:

1. У какого зверя лапы вывернуты ладонями врозь и наружу? (У крота)

2. Почему старых лосей – быков называют сохатыми? (Рога похожи на соху)

3. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью наоборот? (Самцы тетеревов.)

3) Для следующего конкурса ведущий раздает командам по три карточки птиц. Команды должны на листочках за 3 минуты написать их видовые названия. Затем ведущий отдает листки в жюри. (Пока команды готовили свои ответы к третьему конкурсу, ведущий проводил игру с болельщиками команд: «Узнай птицу по голосу и по силуэту».) Заработанные баллы шли на счет команд.

4) Ведущий объявляет 4 ый конкурс: «Узнай, чьи это следы?»

Каждой команде дается по пять карточек с изображениями следов зверей и птиц. Посовещавшись с командой в течении 1 минуты, капитан дает ответы.

5) Конкурс стихотворений о птицах, зверях, природе.

Ведущий предлагает командам за 2 минуты вспомнить как можно больше отрывков из стихотворений на заданную тему.

Побеждает в этом конкурсе команда, вспомнившая большее количество стихотворений.

6) Конкурс для болельщиков команд.

Назвать птиц, занесенных в «Красную книгу» .

7) Последний конкурс, к которому команды готовились заранее: «Домашнее задание» Тема: «Инсценировка стихотворения или сказки, можно придумать свою, где главные герои – это птицы и другие звери».

В конце жюри подводит итоги и ведущий предлагает командам исполнить песни о птицах или природе.

Такие мероприятия очень полезны. Учащиеся в игровой форме вспоминают и изучают материал, и узнают, что-то новое, готовясь к таким внеклассным мероприятиям. Дети развивают свою познавательную активность и заинтересованность к предмету биология у них также возрастает.

Так, что несмотря на сложность подготовки таких мероприятий, я имею высокое моральное удовлетворение в том, что учащимся нравиться в этом участвовать и нравиться изучать предмет. А это стоит самого дорогого, воспитанию у детей любви к природе, братьям нашим «меньшим», чувства ответственности за свои поступки.
Игры упражнения

«Третий лишний»

«Редис, гравилат речной , капуста» - определить растения семейства крестоцветные.

«Редис , горох, клевер» - семейства бобовых.

«Гортань, кишечник , бронхи» - дыхательная система.

«Волк, белка , хорь» - отрад хищные.

«Чашелистики, листья , лепестки» - строение цветка.

«Найди утерянное»

а) В пищеварительной системе дождевого червя: рот, пищевод, зоб, желудок, кишечник (глотка, анальное отверстие)

б) Кого потеряла пчелиная семья? «Матка, рабочие пчелы» - (трутень)

в) Внутреннее строение моллюска на примере беззубки: ротовое отверстие, раковина, мантия, сердце и сосуды, кишечник, анальное отверстие, печень, мускулистая нога. (жабры)

г) Химический состав животной клетки: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, углекислый газ, кислород. (жиры, минеральные вещества)

д) Системы органов человека: опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, выделительная, половая. (дыхательная)
«Веселые экологические старты»

Вопросы на станциях

1. Станция «Знахарь».

а) Какие лекарственные растения используют при простуде? (Мать-и-мачеха, липа)

б) Какие растения используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник, чистотел)

в) Какое лекарственное растение могут определить даже слепые? (Крапива)

г) Большое скопление каких деревьев обладает целительным свойством? (Сосна)

д) Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)

2. Станция «Лесная тропа»

Узнай следы и сопоставь их с известными животными.

1.− Волк; 2.− Кабан; 3.− Белка; 4.− Медведь; 5.– Лиса.










2

5

3

1

4

3. Аналогичные задания можно дать на станции «Лесная поляна». По листьям, определить название дерева. По загадкам, названия грибов или по картинкам, определить съедобные и несъедобные грибы.
4. Станция «Юный натуралист»

1. Какие животные Тульской области находятся под охраной? (Косуля, ласка, выдра, олень европейский, олень пятнистый)

2. Какие растения охраняются в Тульской области? (Майский ландыш, ветреница дубравная, гусиный лук, медуница, хохлатка, печеночница, первоцвет весенний, рябчик русский, кувшинка белая)

3. Почему нельзя ломать деревья? (Очищают воздух, выделяют кислород, через ранки в дерево проникают губительные микроорганизмы, споры гриба – трутовика …)

4. Почему нельзя брать в руки вылетевших из гнезда птенцов? (Птицы – «родители» бросают эти гнезда и, оставшиеся в них птенцы погибают от голода)

5. Почему воздух в сосновом бору более целебен, чем в других лесах? (Хвойники выделяют фитонциды, которые в свою очередь убивают бактерии)

Это лишь некоторые виды станций на нашей игре, обычно их бывает – 6. Придумывайте свои варианты и играйте!
Проблемные мотивационные задания для групп

на уроках ботаники 6 кл.

Тема: «Общее знакомство с цветковыми растениями».

1. Задание: Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не смогут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений? Почему вы так думаете?

2. Задание: В одном сказочном государстве злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Ответ – пояснить.

3. Задание: Девочка, по имени женя, любила обрывать у цветов красивые лепестки, так ли уж невинно это занятие? К чему оно может привести? Поясните свой ответ.

4. Задание: В любом ли уголке природы можно организовать заповедники для охраны редких растений и животных? На что необходимо обратить внимание при организации заповедника? Почему вы так думаете?
Тематический учет знаний по теме:

«Кровь. Кровообращение» - 8 класс

«Человек»

Задание 1. Каждому из членов группы дается карточка с заданиями:

Дать определение понятиям:

1. Кровь; лимфа; плазма крови; тканевая жидкость.

2. Тромбоциты, эритроциты, лейкоциты, фагоциты, лимфоциты.

3. Иммунитет, система органов иммунитета, антитела, антигены, врожденный и приобретенный иммунитет.

4. Группы крови. Составить схему: «Кто и какую группу крови, может отдавать, а какие принимать?»; универсальный донор, универсальный реципиент.

5. Сердце. Сколько в нем отделов? Створчатые клапаны, полулунные клапаны. Артерии, вены, капилляры.

6. Большой круг кровообращения. Маленький круг кровообращения.

7. Артериальное давление, пульс, тонометр. Гипертония, гипотония.

8. Гиподинамия, тренировочный эффект, функциональная проба.

№ 9. Составить схему большого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

10. Составить схему малого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

Верно или неверно?

Это могут быть задания общие для всей группы, так и индивидуального характера.


1.

а) Внутреннюю среду организма образуют кровь, лимфа, тканевая жидкость, ткани, образующие внутренние органы.

б) Лимфа, также как и кровь движется по кровеносным сосудам.

в) Кровь разносит питательные вещества и кислород и выносит углекислый газ и отработанные вещества.

г) В крови плазма составляет лишь 10 %, а клетки 90%.

д) Продолжительность жизни эритроцита составляет около 4 месяцев.

е) Тромбоциты – это кровяные клетки.

ё) Основная функция лейкоцитов – «барьерная».

Код: а; в; д; ё.

Код: 1; 5.

Код: 1; 3; 5.


4.

1. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии.

2. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке.

3. Основу стенок сердца составляют гладкие мышцы.

4. Между правым персердием и желудочком находится 2 х створчатый клапан.

5. Сердечный цикл – это последовательное чередование периодов сокращения и расслабления.

6. Движение крови по сосудам обеспечивается работой сердца, разницей кровяного давления в артериях и венах, сокращением мышц.

Код: 1; 5; 6.
Тесты:

1.

Жидкая часть крови называется:

а) тканевой жидкостью

б) плазмой

в) лимфой

г) физиологическим раствором


2.

Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

а) участие в свертывании крови

б) обезвреживание бактерий

в) перенос кислорода

г) выработка антитела


3.

Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

а) защиту от образования тромбов

б) иммунитет

в) постоянство внутренней среды

г) превращение фибриногена в фибрин


4.

Любой круг кровообращения начинается в:

а) одном из предсердий

б) одном из желудочков

в) предсердии или в желудочке

г) тканях внутренних органов


5.

Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести:

а) – вакцину

б) – сыворотку

в) – физиологический раствор

г) – антигены


6.

Антигенами называют:

а) белки, нейтрализующие вредные действия чужеродных тел и в-в.

б) чужеродные организменные вещества, способные вызывать ответственную иммунную реакцию

в) форменные элементы крови

г) особый белок, который назвали резус-фактором.


Код: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – б.

«В мире птиц»

1) Ведущий сообщает о программе КВН и представляет команды, затем предлагает для разминки шесть шуточных вопросов.

1. Какой зверь всегда бежит под уклон?

(Река Тигр)

2. Какую более крупную птицу можно сделать из жаворонка?

3. Какие кошки никогда не ловят мышей?

(Железные кошки)

4. Какой гриб летает и плавает?

(Поганки)

5. Какая птица называется как часть музыкального инструмента?

6. Название какой птицы совпадает с фамилией известного русского писателя?

2) Ведущий предоставляет слово командам для приветствия.

Команды производят шуточные приветствия. Затем они задают друг другу вопросы. на которые отвечает капитан, предварительно посовещавшись с командой. (На размышление отводится 1 минута).

Вопросы 1 ой команды:

1. Какая певчая птица достает себе птицу, ныряя под лед? (Оляпка)

2. Каким зверям холодней – большим или маленьким? Почему? (Маленьким, т.к. их поверхность по сравнению с объемом тела, больше, они отдают во внешнюю среду больше тепла.)

3. Какого маленького зверька не ест крыса, хорек и почему? (землеройку, из-за резкого запаха.)

Вопросы 2 ой команды:

1. У какого зверя лапы вывернуты ладонями врозь и наружу? (У крота)

2. Почему старых лосей – быков называют сохатыми? (Рога похожи на соху)

3. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью наоборот? (Самцы тетеревов.)

3) Для следующего конкурса ведущий раздает командам по три карточки птиц. Команды должны на листочках за 3 минуты написать их видовые названия. Затем ведущий отдает листки в жюри. (Пока команды готовили свои ответы к третьему конкурсу, ведущий проводил игру с болельщиками команд: «Узнай птицу по голосу и по силуэту».) Заработанные баллы шли на счет команд.

4) Ведущий объявляет 4 ый конкурс: «Узнай, чьи это следы?»

Каждой команде дается по пять карточек с изображениями следов зверей и птиц. Посовещавшись с командой в течении 1 минуты, капитан дает ответы.

5) Конкурс стихотворений о птицах, зверях, природе.

Ведущий предлагает командам за 2 минуты вспомнить как можно больше отрывков из стихотворений на заданную тему.

Побеждает в этом конкурсе команда, вспомнившая большее количество стихотворений.

6) Конкурс для болельщиков команд.

Назвать птиц, занесенных в «Красную книгу» .

7) Последний конкурс, к которому команды готовились заранее: «Домашнее задание» Тема: «Инсценировка стихотворения или сказки, можно придумать свою, где главные герои – это птицы и другие звери».

В конце жюри подводит итоги и ведущий предлагает командам исполнить песни о птицах или природе.

Такие мероприятия очень полезны. Учащиеся в игровой форме вспоминают и изучают материал, и узнают, что-то новое, готовясь к таким внеклассным мероприятиям. Дети развивают свою познавательную активность и заинтересованность к предмету биология у них также возрастает.

Так, что несмотря на сложность подготовки таких мероприятий, я имею высокое моральное удовлетворение в том, что учащимся нравиться в этом участвовать и нравиться изучать предмет. А это стоит самого дорогого, воспитанию у детей любви к природе, братьям нашим «меньшим», чувства ответственности за свои поступки.

Игры упражнения

«Третий лишний»

«Редис, гравилат речной , капуста» – определить растения семейства крестоцветные.

«Редис , горох, клевер» – семейства бобовых.

«Гортань, кишечник , бронхи» – дыхательная система.

«Волк, белка , хорь» – отрад хищные.

«Чашелистики, листья , лепестки» – строение цветка.

«Найди утерянное »

а) В пищеварительной системе дождевого червя: рот, пищевод, зоб, желудок, кишечник (глотка, анальное отверстие)

б) Кого потеряла пчелиная семья? «Матка, рабочие пчелы» – (трутень)

в) Внутреннее строение моллюска на примере беззубки: ротовое отверстие, раковина, мантия, сердце и сосуды, кишечник, анальное отверстие, печень, мускулистая нога. (жабры)

г) Химический состав животной клетки: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, углекислый газ, кислород. (жиры, минеральные вещества)

д) Системы органов человека: опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, выделительная, половая. (дыхательная)

«Веселые экологические старты»

Вопросы на станциях

1. Станция «Знахарь».

а) Какие лекарственные растения используют при простуде? (Мать-и-мачеха, липа)

б) Какие растения используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник, чистотел)

в) Какое лекарственное растение могут определить даже слепые? (Крапива)

г) Большое скопление каких деревьев обладает целительным свойством? (Сосна)

д) Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)

2. Станция «Лесная тропа»

Узнай следы и сопоставь их с известными животными.

1.− Волк; 2.− Кабан; 3.− Белка; 4.− Медведь; 5.– Лиса.

3. Аналогичные задания можно дать на станции «Лесная поляна». По листьям, определить название дерева. По загадкам, названия грибов или по картинкам, определить съедобные и несъедобные грибы.

4. Станция «Юный натуралист»

1. Какие животные Тульской области находятся под охраной? (Косуля, ласка, выдра, олень европейский, олень пятнистый)

2. Какие растения охраняются в Тульской области? (Майский ландыш, ветреница дубравная, гусиный лук, медуница, хохлатка, печеночница, первоцвет весенний, рябчик русский, кувшинка белая)

3. Почему нельзя ломать деревья? (Очищают воздух, выделяют кислород, через ранки в дерево проникают губительные микроорганизмы, споры гриба – трутовика …)

4. Почему нельзя брать в руки вылетевших из гнезда птенцов? (Птицы – «родители» бросают эти гнезда и, оставшиеся в них птенцы погибают от голода)

5. Почему воздух в сосновом бору более целебен, чем в других лесах? (Хвойники выделяют фитонциды, которые в свою очередь убивают бактерии)

Это лишь некоторые виды станций на нашей игре, обычно их бывает – 6. Придумывайте свои варианты и играйте!

Проблемные мотивационные задания для групп

на уроках ботаники 6 кл .

Тема: «Общее знакомство с цветковыми растениями».

1. Задание: Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не смогут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений? Почему вы так думаете?

2. Задание: В одном сказочном государстве злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Ответ – пояснить.

3. Задание: Девочка, по имени женя, любила обрывать у цветов красивые лепестки, так ли уж невинно это занятие? К чему оно может привести? Поясните свой ответ.

4. Задание: В любом ли уголке природы можно организовать заповедники для охраны редких растений и животных? На что необходимо обратить внимание при организации заповедника? Почему вы так думаете?

Тематический учет знаний по теме:

«Кровь. Кровообращение» – 8 класс

«Человек»

Задание 1. Каждому из членов группы дается карточка с заданиями:

Дать определение понятиям:

№ 1. Кровь; лимфа; плазма крови; тканевая жидкость.

№ 2. Тромбоциты, эритроциты, лейкоциты, фагоциты, лимфоциты.

№ 3. Иммунитет, система органов иммунитета, антитела, антигены, врожденный и приобретенный иммунитет.

№ 4. Группы крови. Составить схему: «Кто и какую группу крови, может отдавать, а какие принимать?»; универсальный донор, универсальный реципиент.

№ 5. Сердце. Сколько в нем отделов? Створчатые клапаны, полулунные клапаны. Артерии, вены, капилляры.

№ 6. Большой круг кровообращения. Маленький круг кровообращения.

№ 7. Артериальное давление, пульс, тонометр. Гипертония, гипотония.

№ 8. Гиподинамия, тренировочный эффект, функциональная проба.

№ 9. Составить схему большого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

№ 10. Составить схему малого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

Верно или неверно?

Это могут быть задания общие для всей группы, так и индивидуального характера.

Код: а; в; д ; ё.

Код: 1; 5.

Код: 1; 3; 5.

Код: 1; 5; 6.

Тесты:

Жидкая часть крови называется:

а) тканевой жидкостью

б) плазмой

в) лимфой

г) физиологическим раствором

Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

а) участие в свертывании крови

б) обезвреживание бактерий

в) перенос кислорода

г) выработка антитела

Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

а) защиту от образования тромбов

б) иммунитет

в) постоянство внутренней среды

г) превращение фибриногена в фибрин

Любой круг кровообращения начинается в:

а) одном из предсердий

б) одном из желудочков

в) предсердии или в желудочке

г) тканях внутренних органов

Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести:

а) – вакцину

б) – сыворотку

в) – физиологический раствор

г) – антигены

Антигенами называют:

а) белки, нейтрализующие вредные действия чужеродных тел и в-в.

б) чужеродные организменные вещества, способные вызывать ответственную иммунную реакцию

в) форменные элементы крови

г) особый белок, который назвали резус-фактором.

Код: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – б.

Листья каких деревьев осенью краснеют?

Правильный ответ: листья краснеют у рябины, у клена и у осины.

Почему кролики непрерывно что-то жуют?

Таким образом они стачивают зубы.

С кем в одной норе может лиса жить?
С барсуком.

Какой зверь самый чистоплотный?
Барсук.

Бывают ли жабы ядовитыми?
Да, это жаба ага.

Умеют ли слоны плавать?

Да, эти гиганты великолепно плавают. А еще они любят играть в воде и резвиться. Еще они могут ложиться в воду почти полностью, выставив наружу только хобот.

У какого зверя осенью детеныши родятся? Чьих малышей называют листопадничками?

Ответ: У зайчихи детеныши появляются на свет по осени. Отсюда и милое название этим крошкам появилось.

Почему пожилых лосей сохатыми называют?

Потому что его рога похожи на старинный земледельческий инструмент - соху.

У кого самые большие уши?

У зайцев, кроликов, слонов, у длинноухого тушканчика, ослов и лисички фенек.

Где раки зимуют?
Они проводят зиму в норах, которые строят вдоль берегов рек.

Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему?
Наверх зайцу легко бежится - ноги-то задние длинные. А вот вних приходится косому кубарем катиться - иначе в ногах может запутаться.
Есть ли у слона шерсть или мех?
Могучее тело слона покрыто толстой и грубой кожей. Она испещрена многочисленными глубокими морщинами. Взрослые слоны практически лишены шерсти, а новорожденные слонята покрыты редкой жесткой щетиной. Окраска слонов однородная серая или буроватая.


Какой зверь летом живет в воде, а зимой на суше?
Мускусная крыса. Иначе - ондатра, водяная крыса, водяная полевка.


Что такое заячья скидка?
Когда заяц от погони уходит - делает большой бросок в сторону. Это и называют скидкой.

Охотится ли белый медведь на пингвинов?

Это невозможно, так как пингвины и медведи живут на разных полюсах.

Куда прячутся на зиму лягушки?

Они могут зимовать в амбарах и овинах. А те, что живут далеко от людей - зарываются в песок, ил, тину. Лесные прячутся в мох.
Кто зимой спит вниз головой?
Летучая мышь. Кстати, мыши, прилетая на зимовку в облюбованную пещеру, спят всегда в одном и том же месте с точностью до 1 см.

Сколько весит слон?
Африканские слоны вырастают до 4 метров в высоту и весят 5-7 тонн. Индийские - поменьше, их рост 2,5-3,5 метра, а вес - от 3 до 5 тонн.


Для чего слону хобот?

Хобот это не нос, как думают многие, а совершенно уникальный орган, образованный сросшимися носом и верхней губой. При этом хобот имеет собственную систему мощных мышц и сухожилий. Благодаря такому строению хобот обладает одновременно силой и гибкостью. Мощь хобота такова, что с его помощью слон способен крушить деревья, подымать бревна. На конце хобота расположен подвижный и чувствительный вырост, с помощью которого слон способен осязать и манипулировать мельчайшими предметами. Слоны хорошо распознают фактуру различных поверхностей, могут, к примеру, подымать монеты или рисовать кистью. Хобот играет в жизни слона незаменимую роль: он необходим животному для добывания пищи, защиты, общения.
С помощью хобота слоны также пьют воду, ведь пить ртом высокий и короткошеий слон не может. Только маленькие слонята могут сосать мать ртом, а взрослые слоны втягивают воду хоботом, а потом только заливают себе в рот. Слоны, лишенные хобота из-за травмы, пытаются пастись на коленях, но в конце концов погибают.


У какого животного самый громкий голос?

У крокодила.

Что муравьи зимой делают?
Закрывают все входы и выходы из муравейника, собираются все вместе в большую кучу и ждут потепления.

КВН

«В мире птиц»

1) Ведущий сообщает о программе КВН и представляет команды, затем предлагает для разминки шесть шуточных вопросов.

Вопросы:

1. Какой зверь всегда бежит под уклон?

(Река Тигр)

2. Какую более крупную птицу можно сделать из жаворонка?

(Ворона)

3. Какие кошки никогда не ловят мышей?

(Железные кошки)

4. Какой гриб летает и плавает?

(Поганки)

5. Какая птица называется как часть музыкального инструмента?

(Гриф)

6. Название какой птицы совпадает с фамилией известного русского писателя?

(Гоголь)

2) Ведущий предоставляет слово командам для приветствия.

Команды производят шуточные приветствия. Затем они задают друг другу вопросы. на которые отвечает капитан, предварительно посовещавшись с командой. (На размышление отводится 1 минута).

Вопросы 1 ой команды:

1. Какая певчая птица достает себе птицу, ныряя под лед? (Оляпка)

2. Каким зверям холодней – большим или маленьким? Почему? (Маленьким, т.к. их поверхность по сравнению с объемом тела, больше, они отдают во внешнюю среду больше тепла.)

3. Какого маленького зверька не ест крыса, хорек и почему? (землеройку, из-за резкого запаха.)

Вопросы 2 ой команды:

1. У какого зверя лапы вывернуты ладонями врозь и наружу? (У крота)

2. Почему старых лосей – быков называют сохатыми? (Рога похожи на соху)

3. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью наоборот? (Самцы тетеревов.)

3) Для следующего конкурса ведущий раздает командам по три карточки птиц. Команды должны на листочках за 3 минуты написать их видовые названия. Затем ведущий отдает листки в жюри. (Пока команды готовили свои ответы к третьему конкурсу, ведущий проводил игру с болельщиками команд: «Узнай птицу по голосу и по силуэту».) Заработанные баллы шли на счет команд.

4) Ведущий объявляет 4 ый конкурс: «Узнай, чьи это следы?»

Каждой команде дается по пять карточек с изображениями следов зверей и птиц. Посовещавшись с командой в течении 1 минуты, капитан дает ответы.

5) Конкурс стихотворений о птицах, зверях, природе.

Ведущий предлагает командам за 2 минуты вспомнить как можно больше отрывков из стихотворений на заданную тему.

Побеждает в этом конкурсе команда, вспомнившая большее количество стихотворений.

6) Конкурс для болельщиков команд.

Назвать птиц, занесенных в «Красную книгу» .

7) Последний конкурс, к которому команды готовились заранее: «Домашнее задание» Тема: «Инсценировка стихотворения или сказки, можно придумать свою, где главные герои – это птицы и другие звери».

В конце жюри подводит итоги и ведущий предлагает командам исполнить песни о птицах или природе.

Такие мероприятия очень полезны. Учащиеся в игровой форме вспоминают и изучают материал, и узнают, что-то новое, готовясь к таким внеклассным мероприятиям. Дети развивают свою познавательную активность и заинтересованность к предмету биология у них также возрастает.

Так, что несмотря на сложность подготовки таких мероприятий, я имею высокое моральное удовлетворение в том, что учащимся нравиться в этом участвовать и нравиться изучать предмет. А это стоит самого дорогого, воспитанию у детей любви к природе, братьям нашим «меньшим», чувства ответственности за свои поступки.

Игры упражнения

«Третий лишний»

«Редис, гравилат речной , капуста» - определить растения семейства крестоцветные.

« Редис , горох, клевер» - семейства бобовых.

«Гортань, кишечник , бронхи» - дыхательная система.

«Волк, белка , хорь» - отрад хищные.

«Чашелистики, листья , лепестки» - строение цветка.

«Найди утерянное»

а) В пищеварительной системе дождевого червя: рот, пищевод, зоб, желудок, кишечник (глотка, анальное отверстие)

б) Кого потеряла пчелиная семья? «Матка, рабочие пчелы» - (трутень)

в) Внутреннее строение моллюска на примере беззубки: ротовое отверстие, раковина, мантия, сердце и сосуды, кишечник, анальное отверстие, печень, мускулистая нога. (жабры)

г) Химический состав животной клетки: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, углекислый газ, кислород. (жиры, минеральные вещества)

д) Системы органов человека: опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, выделительная, половая. (дыхательная)

«Веселые экологические старты»

Вопросы на станциях

1. Станция «Знахарь».

а) Какие лекарственные растения используют при простуде? (Мать-и-мачеха, липа)

б) Какие растения используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник, чистотел)

в) Какое лекарственное растение могут определить даже слепые? (Крапива)

г) Большое скопление каких деревьев обладает целительным свойством? (Сосна)

д) Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)

2. Станция «Лесная тропа»

Узнай следы и сопоставь их с известными животными.

1.− Волк; 2.− Кабан; 3.− Белка; 4.− Медведь; 5.– Лиса.

3. Аналогичные задания можно дать на станции «Лесная поляна». По листьям, определить название дерева. По загадкам, названия грибов или по картинкам, определить съедобные и несъедобные грибы.

4. Станция «Юный натуралист»

1. Какие животные Тульской области находятся под охраной? (Косуля, ласка, выдра, олень европейский, олень пятнистый)

2. Какие растения охраняются в Тульской области? (Майский ландыш, ветреница дубравная, гусиный лук, медуница, хохлатка, печеночница, первоцвет весенний, рябчик русский, кувшинка белая)

3. Почему нельзя ломать деревья? (Очищают воздух, выделяют кислород, через ранки в дерево проникают губительные микроорганизмы, споры гриба – трутовика …)

4. Почему нельзя брать в руки вылетевших из гнезда птенцов? (Птицы – «родители» бросают эти гнезда и, оставшиеся в них птенцы погибают от голода)

5. Почему воздух в сосновом бору более целебен, чем в других лесах? (Хвойники выделяют фитонциды, которые в свою очередь убивают бактерии)

Это лишь некоторые виды станций на нашей игре, обычно их бывает – 6. Придумывайте свои варианты и играйте!

Проблемные мотивационные задания для групп

на уроках ботаники 6 кл.

Тема: «Общее знакомство с цветковыми растениями».

1. Задание: Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не смогут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений? Почему вы так думаете?

2. Задание: В одном сказочном государстве злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Ответ – пояснить.

3. Задание: Девочка, по имени женя, любила обрывать у цветов красивые лепестки, так ли уж невинно это занятие? К чему оно может привести? Поясните свой ответ.

4. Задание: В любом ли уголке природы можно организовать заповедники для охраны редких растений и животных? На что необходимо обратить внимание при организации заповедника? Почему вы так думаете?

Тематический учет знаний по теме:

«Кровь. Кровообращение» - 8 класс

«Человек»

Задание 1. Каждому из членов группы дается карточка с заданиями:

Дать определение понятиям:

№ 1. Кровь; лимфа; плазма крови; тканевая жидкость.

№ 2. Тромбоциты, эритроциты, лейкоциты, фагоциты, лимфоциты.

№ 3. Иммунитет, система органов иммунитета, антитела, антигены, врожденный и приобретенный иммунитет.

№ 4. Группы крови. Составить схему: «Кто и какую группу крови, может отдавать, а какие принимать?»; универсальный донор, универсальный реципиент.

№ 5. Сердце. Сколько в нем отделов? Створчатые клапаны, полулунные клапаны. Артерии, вены, капилляры.

№ 6. Большой круг кровообращения. Маленький круг кровообращения.

№ 7. Артериальное давление, пульс, тонометр. Гипертония, гипотония.

№ 8. Гиподинамия, тренировочный эффект, функциональная проба.

№ 9. Составить схему большого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

№ 10. Составить схему малого круга кровообращения, используя буквенные обозначения.

Верно или неверно?

Это могут быть задания общие для всей группы, так и индивидуального характера.

№ 1.

а) Внутреннюю среду организма образуют кровь, лимфа, тканевая жидкость, ткани, образующие внутренние органы.

б) Лимфа, также как и кровь движется по кровеносным сосудам.

в) Кровь разносит питательные вещества и кислород и выносит углекислый газ и отработанные вещества.

г) В крови плазма составляет лишь 10 %, а клетки 90%.

д) Продолжительность жизни эритроцита составляет около 4 месяцев.

е) Тромбоциты – это кровяные клетки.

ё) Основная функция лейкоцитов – «барьерная».

Код: а; в; д; ё.

Код: 1; 5.

Код: 1; 3; 5.

№ 4.

1. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии.

2. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке.

3. Основу стенок сердца составляют гладкие мышцы.

4. Между правым персердием и желудочком находится 2 х створчатый клапан.

5. Сердечный цикл – это последовательное чередование периодов сокращения и расслабления.

6. Движение крови по сосудам обеспечивается работой сердца, разницей кровяного давления в артериях и венах, сокращением мышц.

Код: 1; 5; 6.

Тесты:

Жидкая часть крови называется:

а) тканевой жидкостью

б) плазмой

в) лимфой

г) физиологическим раствором

Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

а) участие в свертывании крови

б) обезвреживание бактерий

в) перенос кислорода

г) выработка антитела

Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

а) защиту от образования тромбов

б) иммунитет

в) постоянство внутренней среды

г) превращение фибриногена в фибрин

Любой круг кровообращения начинается в:

а) одном из предсердий

б) одном из желудочков

в) предсердии или в желудочке

г) тканях внутренних органов

Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести:

а) – вакцину

б) – сыворотку

в) – физиологический раствор

г) – антигены

Антигенами называют:

а) белки, нейтрализующие вредные действия чужеродных тел и в-в.

б) чужеродные организменные вещества, способные вызывать ответственную иммунную реакцию

в) форменные элементы крови

г) особый белок, который назвали резус-фактором.

Код: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – б.

gastroguru © 2017