Понятие управление и его виды. Понятие управления

Большинство учёных XXI века проводят исследования человека с точки зрения его социального взаимодействия с окружающим миром. Подобные действия помогают выделить наиболее эффективные способы общественного регулирования. Следует отметить, что процесс поиска начался задолго до появления существующей цивилизации. Интересен тот факт, что уже во времена Древнего Рима люди знали: наиболее удачным "изобретением" регулирования общественных отношений является право. С того времени эта концепция не утратила своей силы .

Система российского права состоит из отраслей, отличающихся друг от друга предметом регулирования, под которым понимаются общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизнедеятельности общества. Административное право связано с таким социальным явлением, как управление (от лат. administratio - "управление"), которое стало универсальным средством для обозначения вида деятельности, осуществляемой для достижения общественно значимых целей.

В широком смысле слова управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Управление как родовое понятие есть упорядочение взаимодействия определенного множества составных частей или элементов механических систем, природы, общества и самого человека. Определение управления позволяет выявить следующие его виды: управление в технических системах; управление в биологических системах; управление в социальных системах.

Однако для раскрытия содержания управления, его функционального назначения, необходимо сказать о характерных чертах управления. Оно:

1) представляет собой функцию организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающую их целостность, сохранение их определенной структуры, поддержание должного режима их деятельности и достижение стоящих перед ними задач;

2) служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов, представляющего единое целое с общими для всех элементов задачами;

3) является внутренним качеством целостной системы, основными элементами которой являются субъект управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент) и субординационные отношения (отношения управления) между ними. Между субъектом и объектом управления существуют как прямая (подача команд, распоряжений), так и обратная (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связь. Субъект управления наделяется соответствующими полномочиями по осуществлению управления, властью, т.е. обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых;

4) обусловливает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера;

5) сводится к управляющему воздействию субъекта управления на объект управления, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования и развития. Таким образом, управление есть целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом управления и осуществляемое непосредственно субъектом управления;

6) реально тогда, когда налицо подчинение управляемого элемента системы ее управляющему элементу.

Названные черты управления приемлемы и для социального управления, одним из видов которого является государственное управление - предмет регулирования административного права .

Прежде чем рассматривать понятие управления и виды управления в административном праве, нужно обратить внимание на многогранность этого термина вообще. Следует отметить, что он используется сразу в нескольких отраслях человеческой жизнедеятельности.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

Обязательно качество целостной организованной системы;

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

Служит интересам взаимодействия основных элементов;

Обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7) реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

Анализ управленческой ситуации;

Выработка и принятие решения;

Организация и исполнение решения;

Контроль выполнения решения;

Подведение итогов, внесение корректив.

1.3. Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

Обусловлены социальным назначением управления;

Характеризуются определенной направленностью и стабильностью;

Представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;

Представляют собой направление его активного действия;

Предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

Информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

Прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;

Моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

Планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

Организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

Координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

Распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

Регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

Контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

Учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

Это вид государственной управленческой деятельности;

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

Демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

Законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

Научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

Разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

Отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

Территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

Линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

Двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

Является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

Выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

Осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

Обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

Обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

Организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

Носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

Имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Общетеоретические позиции, дают достаточные основания для следующих выводов:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е.

Достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует "господствующую волю", а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое "вмешательство" государственной власти в социальные отношения.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, управомоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. Здесь можно говорить о том, что задачи и функции этого механизма практически выполняют все государственные органы независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли - административного права.

Еще по теме 33. Общее понятие управления и его виды:

  1. 51. Понятие подзаконного нормативно-правового акта: его виды и характеристика.
  2. §2. Соотношения секрета производства со смежными гражданско- правовыми понятиями
  3. 2.3 Понятие инновационного права и его соотношение с основными отраслями российского права
  4. Понятие органа управления Акционерною общества и Корпорации
  5. Понятие органа управления Акционерною общества и Корпорации
  6. Понятие органа управления Акционерною общества и Корпорации
  7. Природа государственного управления (регулирования) Республики Таджикистан
  8. Природагосударственного управления (регулирования) Республики Таджикистан
  9. Понятие терроризма в криминологии, его признаки и сущность.
  10. §1. Понятие муниципального правотворческого процесса и его место в системе правотворческой деятельности в Российской Федерации.
  11. §1. Понятие налогового федерализма и процесс его становления в Испании

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

  • 4. Понятие и основные черты исполнительной власти. Соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти.
  • 5. Объект, предмет, место административного права в системе юридических наук.
  • 6. Особенности предмета отрасли административного права.
  • 7. Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права.
  • 1. Акты федерального уровня:
  • 1) Законы (фкз, фз).
  • 2) Указы Президента рф
  • 4) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
  • 2. Акты на уровне субъектов рф.
  • 3. Муниципальные акты
  • 5. Нормативные договоры (конституционное-правовые и административно-правовые).
  • 17. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
  • 18. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти
  • 20. Администрация президента структура и полномочия в сфере исполнительной власти
  • 21. Общая характеристика системы и структура федеральных органов испол.Власти
  • 22. Структура Правительства рф и его полномочия как высшего органа исполнительной власти.
  • 23. Государственный совет рф и совет безопасности рф порядок формирования,струткура функции полномочия
  • Председатель
  • [Править]Члены
  • Президиум
  • 24. Центральный банк функции полномочия в сфере гос управления
  • 25. Система и структура органов исполнительной власти республики коми
  • 26. Органы местного самоуправления, их правовой статус и взаимоотношения с государственными органами исполнительной власти.
  • 27. Особенности правового статуса организаций, наделённых государственными полномочиями (внебюджетные фонды, государственные корпорации, государственные компании).
  • 28. Государственная служба: понятие, система и виды.
  • 29. Понятие, признаки и виды государственных служащих. Правовой статус государственных служащих.
  • 30. Основные виды и особенности административно-правового статуса юридических лиц.
  • 31. Понятие и виды общественных объединений, основы их административно-правового статуса.
  • 32. Понятие и виды методов государственного управления.
  • 33. Понятие, общая характеристика и виды административно-правовых форм.
  • 34. Административно-правовой договор
  • 35.Правовые акты управления: понятие и признаки.
  • 36. Виды правовых актов управления.
  • 37. Подготовка, принятие, вступление в силу и действие правовых актов управления.
  • 38.Изменение, приостановление, прекращение действия правовых актов управления.
  • 39. Понятие, общая характеристика и виды административно-правовых методов.
  • 40. Взаимосвязь форм и методов государственного управления.
  • 41. Понятие и система мер административного принуждения.
  • 42. Административное принуждение, его сущность и виды.
  • 43. Убеждение и принуждение в государственном управлении.
  • 54)Понятие и виды принуждения по административному праву
  • 6. По характеру компетенции:
  • 9. В зависимости от порядка принятия:
  • 1.Общее понятие управления. Виды управления, их особенности.

    Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

    Виды управления.

    Механическое (техническое), биологическое (управление процессами жизнедеятельности), социальное (управление общественными процессами, людьми и организациями.

    Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями совершаемых функций и операций.

    2. Государственное и негосударственное управление. Отличительные черты.

    В широком смысле слова государственное управление - это процесс управления всеми государственными органами во всех ветвях власти (судебной, исполнительной и законодательной).

    В узком смысле - это процесс управления в сфере органов исполнительной власти: министерств, правительства во главе с Президентом Республики Беларусь, отдельных служб, агентств, палат, а в том числе ОМПУ (органов местного публичного управления).

    Негосударственное управление : Под негосударственным управлением понимается разновидность социального управления, которое распространяется в негосударственном секторе. К примеру, управление в частных организациях, религиозных объединениях и т.п.

    Признаки государственного управления :

      наличие аппарата принуждения;

      подзаконный характер;

      непосредственное повседневное руководство в различных социальных сферах;

      осуществление исполнительно-распределительных функций.

    Признаки негосударственного управления :

      сфера деятельности затрагивает лишь членов негосударственного формирования;

      отсутствует аппарат принуждения;

      формы и методы управления основываются на принципах добровольности;

      подконтрольность государству.

    3. Понятие и признаки государственного управления как разновидности социального управления. Функции, принципы государственного управления

    Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

    Признаки государственного управления:

    Это вид государственной управленческой деятельности;

    Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

    Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

    Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

    Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

    Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

    Обеспечивается посредством системы гарантий;

    Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

    Функции

    1) социально -экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    4) организационно -правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

    Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

    Общие (социально-правовые) принципы:

    демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

    законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

    объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

    научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

    конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

    разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

    федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

    эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

    Организационные принципы:

    отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

    территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

    линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

    функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

    двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

    сочетание единоначалия и коллегиальности- наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

    Анализ управления деятельностью предполагает классификацию сто основных видов и выяснение их функциональной специфики. По совокупности здесь можно выделить пять критериев: эволюционные формы; время действия; характер связи; формы упорядочения; наконец, авторефлексию.

    Основные виды управления деятельностью

    При рассмотрении вопроса о видах управления, прежде всего следует выделить пять эволюционных видов управления механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Самое существенное их различие, несомненно, связано с различием основных эволюционных форм движения материи. Так как управление есть обязательный элемент всякой деятельности, то оно необходимо прошло в процессе эволюции все те же основные ступени, что и деятельность. И потому нельзя согласиться с утверждением, будто эволюционных видов управления только два – биологический и социальный. В этом случае надо признать, что на неорганическом уровне материя имела и имеет неуправляемый характер.

    Каждый уровень развития материи имеет свой специфический вид управления. Сейчас становится все более очевидным, что эволюционный процесс усложнения организации материи зависит прежде всего от усложнения видов управления. Более сложные и развитые виды управления детерминируют более сложные и более развитые формы существования материи. И для того чтобы материя смогла подняться на новую ступеньку в своем развитии, она должна выработать новые и более совершенные виды управления.

    По времени действия управление, как и деятельность в целом, подразделяется на актуальное и аккумулятивное.

    Актуальное управление осуществляется обычно по новым программам, которые вырабатываются в процессе актуальной деятельности. В отличие от этого аккумулятивное управление есть совокупность программ, которые сохраняются предметом или родом предметов от прежде осуществленных процессов управления.

    По характеру связи особое место среди управленческих процессов занимают управление с прямой (разомкнутой) и управление с обратной (замкнутой) связью.

    Прямая, или разомкнутая, связь характеризуется тем, что некоторое воздействие осуществляет в воспринимающем предмете определенные изменения и на этом данное взаимодействие прерывается. Формирующийся в этой деятельности результат, его особенности и тенденции развития не оказывают какого-либо влияния на дальнейшее протекание процесса. Деятельность взаимодействующего предмета зависит главным образом от воздействия и никак не коррелируется результатом. Управление в этом случае также имеет разомкнутый характер. Выработав под влиянием внешнего воздействия программу изменения формы (организации) воспринимающего предмета, оно исчерпывает свою функцию.

    Иначе обстоит дело в условиях замкнутой связи между предметами. Здесь результат деятельности самым непосредственным образом влияет на продолжение этой деятельности. С учетом результата вырабатывается новая управленческая программа воздействующего предмета, что ведет к новым преобразованиям воспринимающего предмета. Например, характеризуя деятельность животных и кибернетических машин, II. Винер пишет: "Как в животном, так и в машине выполнение приказов имеет своей целью оказание воздействия на внешний мир. И в том, и в другом случае их осуществленное воздействие на внешний мир, а не просто предполагаемое действие возвращается в центральный регулирующий аппарат" . Взаимодействие здесь приобретает замкнутый контур. По мнению Н. Винера, обратная связь представляет собой "свойство, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым выполнением приказов" .

    Иногда обратную связь рассматривают как особую форму или метод управления. Этой точки зрения придерживался и Н. Винер, который считал, что "обратная связь есть метод управления системой путем включения в нее результатов предшествующего выполнения ею своих задач" . В действительности обратная связь есть не "метод управления", а особая форма взаимодействия предметов. Получаемая в этом процессе информация может использоваться, а может и не использоваться в управлении. Обычно поступающая посредством обратной связи информация лишь частично используется для выработки управленческих программ.

    На эту особенность обращают внимание многие исследователи. Так, характеризуя информационные процессы, протекающие в мозгу человека, А. Г. Спиркин пишет: "Общее количество информации, которое поступает из внешнего мира в мозг человека через его органы чувств, выражается числом 100 тыс. единиц (битов) в секунду. Но лишь небольшая часть этой информационной лавины становится фактом сознания. Количество информации, которое подвергается сознательной обработке, по данным разных авторов колеблется от 25 до 100 битов в секунду. В мозгу происходит тщательный отбор информации. Если даже исходить из максимального числа битов, то выходит, что лишь тысячная доля воспринятой информации доходит до сознания" . Поэтому нельзя отождествлять обратную связь как особую форму связи предметов, а управление с обратной связью – как особую форму программирования преобразований этих предметов.

    Нередко обратные связи рассматриваются лишь как свойство биологической и социальной материи. Однако сейчас все большее число естествоиспытателей склоняются к признанию того, что они имеют место не только па верхних, но даже и па нижних этажах неорганической материи. Например, видный советский биолог академик В. А. Энгельгардт считает, что обратные связи, несомненно, встречаются в планетных и галактических системах. Но в отличие от биологических, в данных системах они "выражены во много раз менее значительно" .

    В последнее время получены экспериментальные подтверждения натичия обратных связей и на неорганическом уровне. Естествоиспытателями был открыт закон, который регулирует развитие отдельных метаболических процессов.

    Ом пока фигурирует под различными названиями: "торможения конечным продуктом", "ретроингибирования" или "аллостерического торможения". Суть его заключается в том, что некоторая цепь химических реакций функционирует как замкнутый процесс, поскольку управляется конечным результатом.

    В публикациях, посвященных анализу проблем управления, обратную связь иногда характеризуют как важнейший принцип лишь процессов самоуправления (саморегуляции, самоорганизации). По обратная связь как специфическая форма взаимодействия предметов является предпосылкой не только самоуправления, по и управления (регуляции организации). Различие состоит в том, что при самоуправлении она используется для внутреннего регулирования деятельности целостного предмета (системы), а при управлении – для осуществления воздействия одного предмета на другой.

    Всегда ли обратная связь сопутствует управленческим процессам? Очевидно, что нет. Обратная связь есть основа лишь сложных процессов управления. Большая часть управленческих процессов в неорганическом мире протекает без обратной связи. В равной мере нельзя считать обратную связь обязательной предпосылкой биологической и социальной форм управления. У животных и человека в результате многократного повторения в филогенезе и онтогенезе одних и тех же действий вырабатываются различного рода управленческие автоматизмы, которые в обычных условиях не требуют обратной связи.

    Кроме того, в обществе под воздействием различного рода факторов не всегда удается сформировать механизм обратной связи или его формирование осуществляется несвоевременно. Особенно наглядно это видно на примерах функционирования нашей многозвенной структуры управления народным хозяйством (так, во многих министерствах до сих пор используется пятизвенная структура). В социальных процессах довольно часто формирование обратной связи запаздывает, отстает от потребностей деятельности или данная связь оказывается некачественной. Это ведет к тому, что управление утрачивает свой сознательный (планомерный) характер, формируемые цели деятельности перестают соответствовать действительности, т.е. оно становится стихийным.

    По формам упорядочения управленческих процессов специфическими моделями управления являются координация, субординация и реординация. Координацией (лат. coordinatio – сорасположение) называется такая упорядоченность как на внутрипредметном, так и на межпредметном уровнях, при которой стороны, части и элементы одного и того же предмета или взаимодействие нескольких предметов характеризуются тождественностью, равнове- ликостью. Их воздействие друг на друга не принимает односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деятельность каждого из них упорядочивается в соответствии с деятельностью других.

    Например, отношения между различными предметами с точки зрения управления могут быть охарактеризованы как отношения координации. Все они располагаются один возле другого или один вслед за другим, но так, что никто не выдвигается на роль ведущего начала или лидера. Управление в форме координации свойственно тождественным целостностям, которые ни при каких условиях не могут взять верх одна над другой. "Координация, – по мнению В. Г. Афанасьева, – выражает пространственную упорядоченность компонентов системы, упорядоченность по горизонтали. Здесь речь идет о взаимодействии компонентов одного уровня организации" .

    В отличие от этого субординацией (лат. subordinate – соподчинение) называют вторую модель упорядочения, при которой один из элементов какого-либо предмета или один из взаимодействующих предметов играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. Вместо сорасположения здесь действует соподчинение. Одни элементы в составе целостного предмета или отдельный предмет в составе взаимодействия берут верх над другими и подчиняют их себе. Такой характер присущ управленческим процессам во взаимодействии. В. Г. Афанасьев отмечает: "Субординация... есть вертикальная упорядоченность, подчинение и соподчинение компонентов. Здесь речь идет уже о взаимодействии компонентов различных уровней" .

    Каково соотношение понятий "субординация" и "иерархия"? В главном понятия "субординация" и "иерархия" имеют синонимический характер. Это латинское и греческое названия такой формы управления, как соподчинение. Но, как правило, понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных формах субординации. Если в какой-либо деятельности субординационная зависимость проявляется многосторонне или на нескольких этажах управления, то в этом случае обычно говорят об иерархии, т.е. расположении систем или сложных элементов определенной системы в порядке от высшего к низшему. В сравнении с субординацией иерархия является более объемной и развитой формой управления. Она упорядочивает по линии соподчинения не просто целостности, а системы, в которых управление одного порядка оказывается зависимым от управления второго порядка, управление второго порядка – от управления третьего порядка и т.д. до вершины пирамиды или высшей точки данной системы.

    Субординационный характер управления между предметами долгое время оставался вне поля зрения исследователей. Важнейшими особенностями субординации как модели управления деятельностью предметов являются следующие: 1) в условиях этих связей одни предметы оказывают направляющее воздействие на другие, вследствие чего последние начинают выполнять функции, которые им раньше не были свойственны; 2) значительное изменение функций зависимыми предметами способно привести к изменению их совокупных характеристик и даже качеств в целом; 3) новые функции и новые качества предметов создают предпосылки для возникновения новых субординационных зависимостей, отличающихся еще большей сложностью. Следовательно, субординацию нельзя понимать как простое механическое структурирование. В последнем случае внимание обращается обычно лишь на внешнюю сторону и оставляется без анализа сторона внутренняя – функциональная, а между тем именно ей принадлежит особенно важное значение.

    Отмечая определяющее влияние высших уровней субординации в отношении низших, ни в коем случае не следует абсолютизировать эту зависимость, ибо всякое взаимодействие, как уже говорилось, исключает абсолютно первичное и абсолютно вторичное. В любой субординации не только высший уровень воздействует на низший, но имеет место и обратный процесс, в силу которого низший уровень также влияет на высший, и очень важно изучить особенности этого влияния. Субординационную зависимость не следует понимать односторонне, это всегда двусторонний процесс. Высшее только потому высшее, что есть низшее. Именно низшее обусловливает возможность высшего. Без низшего невозможно никакое высшее. И, кроме того, разделение на низшее и высшее всегда очень условно, граница между ними подвижна и неустойчива. Специфика биологических и особенно социальных субординаций проявляется в том, что здесь, в отличие от неорганических, в большей мере и в более развернутом виде осуществляется с обеих сторон функция контроля. Не только высшее контролирует низшее, но и, наоборот, низшее способно контролировать высшее.

    Кстати, сложившаяся в прошлом в нашей стране командно-административная иерархия страдала как раз порочной односторонностью, при которой контроль осуществлялся лишь сверху вниз. Всякие попытки нижних этажей управленческой пирамиды осуществить контроль за деятельностью верхних этажей пресекались, да и все еще пресекаются довольно решительно и жестко. В этом, видимо, проявляется социальная сущность бюрократизма. В процессе реформирования нам нужно создавать такие механизмы управления, народовластия, при которых управляемые имели бы реальную возможность всесторонне контролировать работу управляющих.

    Нужно отметить, что в блоке с координацией и субординацией целесообразно упомянуть и такую модель управления, как реординация (лат. reordination – переподчинение). Реординацией обычно называют третью модель упорядочения, при которой осуществляется правовое или организационное переподчинение одной общности другой или одних сторон частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали.

    О реординации пока мало что известно в науке. Вместе с тем она является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства нереподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства. Аналогично представительства ряда федеральных министерств и ведомств в субъектах Федерации переподчинены теперь руководителям субъектов Федерации. Под влиянием актуальных факторов подобные переподчинения осуществляются постоянно. И эта практика характерна не только для государственного управления, по и для всех других видов социального управления.

    Координация, субординация и реординация широко распространены в социальной действительности. Именно эти модели управления чаще всего лежат в основе различных систем государственного управления. Можно отметить, что они в равной мере способны придавать системам устойчивость и долговечность. Все попытки преувеличить роль и значение субординационных зависимостей в процессе общественной деятельности не выглядят убедительными. Координационные и реордииационные системы также отличаются высоким уровнем надежности и продолжительным временем существования.

    Наконец, по характеру авторефлексии следует выделить в качестве самостоятельного и такой вид управления, как "самоуправление", или "саморегуляция", или "самоорганизация". В настоящее время в литературе высказываются различные точки зрения об этом виде, но суть их сводится к тому, что эти три понятия, во-первых, надо различать между собой, так как они характеризуют разные процессы, а во- вторых, их нужно отличать от понятий "управление", "регуляция" и "организация". При этом одни авторы считают, что в обществе те процессы, которые связаны с сознательным упорядочением, следует называть управлением, а тс, которые формируются стихийно, – регулированием . Другие авторы рассматривают регулирование в качестве особой функции управления .

    Здесь прежде всего следует указать на то, что понятия "управлять", "регулировать" и "организовывать" являются, как известно, синонимами: русским, латинским и французским названиями одного и того же процесса. Их синонимический характер свободно просматривается даже на обыденном уровне. Из этого следует, что и все попытки установить какие-либо различия между понятиями "самоуправление", "саморегуляция" и "самоорганизация" также не имеют под собой никаких оснований, поскольку все они являются разноязычными синонимами.

    Что касается управления и самоуправления, то, действительно, между ними имеется вполне очевидное различие. Оно выражается в том, что управление осуществляется "как бы со стороны", когда один предмет воздействует на другой и определенным образом упорядочивает его деятельность.

    В отличие от этого самоуправление проявляется как такой процесс, который осуществляется не между отдельными целостностями, а внутри их. Министерство, например, не только управляет подведомственными предприятиями, но осуществляет и внутреннее упорядочение своей деятельности; правительство субъекта Федерации, чтобы успешнее руководить народным хозяйством на вверенной ему территории, должно постоянно совершенствовать и свою деятельность. Специфика самоуправления состоит в том, что оно всегда связано с внутренними проблемами целостного предмета или системы, направлено на сам этот предмет или систему. Отсюда и появляется приставка "само" или "авто" (гр. autos – сам). Никакого другого смысла в этом понятии нет.

    Вместе с тем всегда, видимо, следует помнить, что грань между управлением и самоуправлением очень относительна. Все зависит от точки отсчета, т.е. от того, что мы берем в качестве целостности. Фактически любой отдельно существующий предмет осуществляет функции и управления (во взаимодействии с другими предметами), и самоуправления (во взаимодействии составляющих его сторон, частей и элементов).

    Итак, деятельность, какой бы она ни была, не может быть неуправляемой, т.е. она обязательно включает в свой состав управление. В том же случае, если управление рассматривается само по себе, как нечто самостоятельное, оно выступает уже как особый вид деятельности. Это есть деятельность по управлению, или управленческая деятельность. Например, с возникновением у животных нервной системы, которая стала выполнять функцию управления их жизнедеятельностью, появилась и особая форма деятельности – нервная деятельность, а у высших животных – высшая нервная деятельность (ВИД). На социальном уровне – с появлением классов возникает государство как политическая форма управления обществом, с усложнением экономической деятельности в эпоху капитализма складывается экономическое управление и т.д.

    • Керимова Т. В. Социальный прогресс и управление. М., 1980. С. 66.
    • Управление социальными процессами в социалистическом обществе. М., 1983. С. 79.
    gastroguru © 2017