Частная практика оценщика в году. Частная практика – зачем она нужна

С 01.01.2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ (в редакции от 30.11.2016 г) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", урегулировавшие порядок постановки на учет частнопрактикующих Оценщиков.

В связи с многочисленными обращениями Оценщиков в налоговые органы с просьбами о постановке на учет в качестве частнопрактикующих оценщиков и поступившими от них ответами (например, см. ответ ИФНС № 9 по г. Москве о перенаправлении обращения, ответ ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска о том, что по состоянию на 01.04.2017 постановка на учет физического лица оценщика, занимающегося частной практикой программно не предусмотрена), НП «СРОО «Экспертный совет» направило в Минэкономразвития России, Минфин России и Росреестр запросы относительно уточнения порядка осуществления оценочной деятельности частнопрактикующими Оценщиками.

Росреестр ответил , что внесение сведений об оценщиках, занимающихся частной практикой, в Сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков действующим законодательством РФ не предусмотрено. А также не предусмотрено представление таких сведений СРОО в уполномоченный орган. В связи с этим, Росреестр подготовил и 03.02.2017 направил в Минэкономразвития РФ предложение в части дополнения Сводного реестра пунктом «информация об оценщиках, занимающихся частной практикой, дата начала и прекращения оценщиком занятия частной практикой».

Ответ Минэкономразвития России сводится к следующему:

  • Закон №135-ФЗ разграничивает профессиональную деятельность Оценщиков и предпринимательскую деятельность. При этом Закон №135-ФЗ не ограничивает Оценщика в возможности осуществления им в качестве индивидуального предпринимателя иной деятельности, отличной от оценочной - можно быть частнопрактикующим Оценщиком и при этом выступать в качестве ИП для «неоценочной» предпринимательской деятельности. При том, что в 2011 году Минэкономразвития России придерживалось иного мнения (см. письмо Минэкономразвития России от 18 мая 2011 г. N Д06-2551);
  • «При этом Закон № 135-ФЗ не содержит запрета на осуществление Оценщиком оценочной деятельности, занимаясь частной практикой, до момента его постановки на учет в налоговом органе».

Когда мы говорим о частной практике, то сразу же на ум приходят словосочетания« частная врачебная практика», «частная адвокатская практика». Как ни странно, само понятие« частной практики» законодательно не закреплено, нет четкого определения, что это за деятельность.

С уверенностью можно лишь сказать, что частная практика — это трудовая профессиональная деятельность человека, который работает сам на себя, не нанимая других работников. Человек может при этом регистрироваться как индивидуальный предприниматель, а может и не регистрироваться, а платить налоги как физическое лицо(13% НДФЛ).

К лицам, занимающимся частной практикой, относятся частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, частные врачи, детективы и другие лица, имеющие право вести частную деятельность без регистрации в качестве предпринимателя. С 1 января 2017 года оценщики, патентные поверенные и ряд других профессий тоже могут регистрироваться в ФНС как частнопрактикующие.

Если говорить о специфике частной практики как вида деятельности, то очевидно, что она возможна в тех случаях, когда специалист-профессионал может оказывать услуги единолично, не привлекая большое число помощников. Провести хирургическую операцию частнопрактикующий врач не сможет, так как тут нужны несколько специалистов, специальное оборудование, особые условия(стационар) и т. д. А вот лечить хронические заболевания, ОРЗ и т. п. может частный врач. И даже возможно, он это сделает лучше, так как может больше времени уделить пациенту, может наблюдать его в течение многих лет и т. д. Так же и адвокат — ведет в суде защиту своего клиента единолично, ему не нужны помощники или особые условия, оборудование. Он даже может обходиться без офиса и работать дома.

А еще можно отметить, что все вышеперечисленные профессии предполагают независимость профессионала.

Татьяна Бондарева, заведующая адвокатской конторой №72 (г. Екатеринбург):

— Адвокаты всегда были особой профессией, даже во времена СССР. Они и тогда отличались от обычных юристов — у них нет нормированного рабочего дня. Сама профессия предполагает независимость.

— Частная практика, прежде всего, дает независимость. Только частный адвокат может работать с той клиентской базой, которая ему интересна с профессиональной точки зрения. Я могу выбирать те дела, которые мне интересны как профессионалу. Частная практика помогает сосредоточиться именно на какой-то одной области — либо это уголовные дела, либо гражданские.

Формально оценщики и прежде могли быть частнопрактикующими, об этом говорится в ст. 4 «Закона об оценочной деятельности» от 27.07.2006 № 157-ФЗ: «оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой». Однако они не могли встать на налоговый учет как частнопрактикующие, и поэтому регистрировались как индивидуальные предприниматели.

Однако на рубеже 2007-2008 годов законодатель поменял определение оценочной деятельности, уточнив, что она является профессиональной. В свою очередь статус« индивидуального предпринимателя» предполагает осуществление предпринимательской деятельности. При этом в Налоговом Кодексе РФ не был урегулирован порядок постановки на учет частнопрактикующего оценщика.

Летом и осенью 2016 года Государственная Дума приняла ряд поправок в налоговый кодекс РФ, согласно которым с 1 января 2017 года оценщики, которые осуществляют свою деятельность самостоятельно, смогут зарегистрироваться в налоговом органе в качестве частнопрактикующих.

Плюсы и минусы частной практики

То, что оценщики смогут зарегистрироваться в налоговом органе как частнопрактикующие специалисты — это понятно. Но вот захотят ли они это делать? Это пока большой вопрос. Дело в том, что до 2017 года оценщики, которые вели свою деятельность самостоятельно, открывали ИП, пользовались упрощенной системой налогообложения(платили 6% с доходов и все) и, в общем-то , нормально себя чувствовали. А что делать теперь — не очень понятно: то ли закрывать ИП и вставать на учет как частнопрактикующий, то ли подождать, пока наступит ясность с вопросами налогообложения.

А ясности пока нет. В одном из ответов Минфина четко сказано: «в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП это физическое лицо утрачивает право применять упрощенную систему налогообложения».

Хотя ранее тот же Минфин озвучивал прямо противоположную позицию: «Налоговым Кодексом не предусмотрено ограничений в части применения УСН для оценщиков, занимающихся частной практикой».

Получая такую противоречивую информацию, оценочное сообщество уже полгода обсуждает, как встать на налоговый учет в качестве частнопрактикующего, надо ли закрывать ИП или можно обойтись без этого т. п. Есть разные мнения на этот счет.

Например, Анна Мутина, экономист, оценщик, специалист по налогообложению(г. Иркутск) , так выразила свою позицию:

— Деятельность частнопрактикующего оценщика, осуществляющего самостоятельно профессиональную деятельность(даже в случае регистрации его в качестве частнопрактикующего) имеет все признаки предпринимательской деятельности, а значит, является предпринимательской и должна сопровождаться получением статуса индивидуального предпринимателя согласно ст. 23 ГК РФ.

Таким образом, после проведения анализа существующего на текущий момент законодательства, можно сделать следующие выводы: регистрацией в качестве частнопрактикующего оценщика фактически будет процедура присвоения индивидуальному предпринимателю ОКВЭД 74.90. Никакой иной регистрации законодательно не предусмотрено.

ИП можно не закрывать, если вы осуществляете еще другие виды деятельности, но договор на проведение оценки нужно заключать от лица частнопрактикующего оценщика. Но в этом случае вы будете платить не только подоходный налог, но и налоги во все фонды. А на таких условиях вести частную практику пока желающих немного.

Валерий Королев, оценщик объектов интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ и Евразийского патентного ведомства,(г. Пермь) :

— Я плачу налоги как физическое лицо. Я выполняю работу по договору оказания услуг, следовательно, за меня в фонд социального страхования платит заказчик. А я подаю декларацию в налоговую службу и плачу 13% с доходов. До 2015 года у меня было ИП, я пользовался УСН(6% с дохода). Но потом резко увеличили взносы в пенсионный фонд. Независимо от дохода, ты как ИП должен был 47 тысяч рублей в год заплатить. Я закрыл ИП. И не я один — 900 тысяч ИП по всей стране закрылись. После этого ощутимо снизили цифру отчислений в пенсионный фонд.

Патентные поверенные, как и оценщики, с 1 января 2017 года могут регистрироваться как частнопрактикующие, но я пока не предпринимаю никаких действий, пока не наступит ясность с налогообложением. А тогда уже будем смотреть, куда плыть. Честно говоря, мне проще снова открыть ИП - плати 6% от дохода и никакой головной боли.

А что же другие профессии, которые уже давно являются частнопрактикующими, как они чувствуют себя в этом статусе? Как платят налоги?

Алексей Харлов, адвокат, адвокатская контора №3(г. Екатеринбург) :

— Все адвокаты являются частнопрактикующими, но организационно-правовые формы адвокатской деятельности могут разными: адвокатский кабинет(когда он работает один), юридическая консультация или коллегия адвокатов — когда несколько частнопрактикующих адвокатов объединяются в небольшое сообщество. Адвокаты, как и нотариусы, — это нечто среднее между юридическим и физическим лицом.

В Законе об адвокатской деятельности четко написано, что оказание адвокатских услуг — это некоммерческая деятельность. Тем не менее, все налоги мы платим, как любая коммерческая организация: и в пенсионный фонд, и в фонд социального страхования, и в ТФОМС. Что касается налоговой отчетности, если это коллегиальные образования, то есть бухгалтерия, которая сдает все эти отчеты. Если адвокатский кабинет, то он сам этим и занимается.

В статусе адвоката я работаю с 2009 года. До частной практики я работал и на госслужбе, и в ООО. Сейчас я работаю в адвокатской конторе, и эта организационно-правовая форма меня полностью устраивает. На мой взгляд, это оптимальный вариант — есть независимость и в то же время ты всегда можешь посоветоваться с коллегами, обсудить какие-то сложные вопросы.

Татьяна Бондарева, заведующая адвокатской конторой №72 (г. Екатеринбург) :

— Пожалуй, главный плюс частной практики - это свобода и независимость. Независимость не только от «начальника», но и независимость в выборе клиентов. Если клиент вам не нравится, то вы просто можете от него отказаться, конечно же, до подписания договора. А главный минус — это нестабильность. Все заботы ложатся на ваши плечи: снимать офис, вести отчетность, продвигать свои услуги, искать клиентов. Так как число адвокатов не регулируется(2500 адвокатов в Свердловской области),как у нотариусов, в нашей среде высокая конкуренция.

Видимо, частнопрактикующим оценщикам тоже придется дорого заплатить за свою независимость.

Подготовила Ксения Попова

Спустя 10 лет после принятия поправок в Закон об оценочной деятельности, установивших саморегулирование физических лиц, в Налоговый кодекс России наконец-то были внесены поправки, которые выводят из тени деятельность частнопрактикующих оценщиков!

А в чем, собственно, проблема?

Если вы работает по трудовому договору в компании, то у вас все остается по-прежнему. Но если вы рисковый и отважный оценщик, самостоятельно ведущий свою деятельность в суровых водах российского бизнеса, то с 01 января 2017 г. вас ждут новые приключения!

С самого первого года существования саморегулирования оценщики, которые стремились заниматься оценочной деятельностью самостоятельно, не могли встать на налоговый учет как частнопрактикующие оценщики. Они регистрировались как индивидуальные предприниматели. Те оценщики, кто занимался самостоятельно оценкой до саморегулирования, сохранили статус индивидуального предпринимателя и продолжили свою практику.

Однако на рубеже 2007-2008 годов с переходом на саморегулирование законодатель поменял определение оценочной деятельности, уточнив, что она является профессиональной. В свою очередь статус «индивидуального предпринимателя» предполагает осуществление предпринимательской деятельности. При этом в Налоговом Кодексе РФ не был урегулирован порядок постановки на учет частнопрактикующего оценщика.

Ситуацию усугубили многочисленные отказы налоговых органов в постановке лиц на учет как частнопрактикующих оценщиков. Уполномоченные органы исполнительной власти также не давали однозначных ответов. А последние разъяснения Минэкономразвития России (письмо Д06и-88 от 06.02.2014 г. ), Росреестра (письмо Мсх.№07-00666/14 от 10.02.2014 г. ) и ФАС России (письмо Исх.№ ИА/48325/13 от 02.12.2013 г. ) на эту тему однозначно не предусматривают регистрации оценщика в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления оценочной деятельности.

А что сейчас поменялось?

Летом Государственная Дума России приняла Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Сейчас, 18 ноября 2016 г. Государственная Дума приняла в трех чтениях Законопроект № 11078-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)».

В совокупности оба этих документа призваны решить проблему постановки на налоговый учет лиц, осуществляющих частную практику. В России это не только оценщики. Поправки касаются деятельности и медиаторов, патентных поверенных, арбитражных управляющих и иных лиц.

Понятно, расскажите про оценщиков!

Из поправок ясно, что с 01 января 2017 г. оценщики, которые осуществляют свою деятельность самостоятельно, смогут зарегистрироваться в налоговом органе в качестве частнопрактикующих оценщиков.

Другими словами, с 01 января 2017 г. мы увидим первое реальное воплощение положений Закона об оценочной деятельности о частнопрактикующих оценщиках.

Напомним, что согласно ст. 4 Закона об оценочной деятельности, оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой. И это положение было сформулировано еще Федеральным законом от 27.07.2006 № 157-ФЗ.

Как мне встать на налоговый учет?

Как вы знаете, НП «АРМО» в силу положений закона регулярно предоставляет данные из реестра членов в Росреестр для ведения сводного реестра оценщиков.

Росреестр теперь обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о всех оценщиках, которые числятся в реестре членов или которые были из него исключены.

В свою очередь налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) оценщика в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений от Росреестра.

Далее налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) оценщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве оценщика, медиатора, патентного поверенного.

В случаях прекращения членства оценщика в саморегулируемой организации снятие с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых Росреестром.

Поэтому сейчас, пока еще есть время, крайне важно проверить свои персональные данные в !

Ведь именно их будет использовать Росреестр и налоговые органы для постановки на налоговый учет оценщиков.

А что про страховые взносы?

Вторая часть Налогового Кодекса России дополняется разделом XI, который предусматривает, что частнопрактикующие оценщики являются плательщиками страховых взносов. В этом же разделе подробно описан и порядок исчисления и уплаты этих взносов.

Надо ли мне закрывать ИП?

Нет, не надо. Если вы хотите заниматься иной деятельностью, не относящейся к оценочной деятельности, например, стоимостным консалтингом, то вы можете заключать соответствующие договоры как индивидуальный предприниматель, сохраняя систему упрощенного налогообложения.

Но договор на проведение оценки вы должны заключать как частнопрактикующий оценщик.

Не могу понять, это хорошо или плохо?

НП «АРМО» всегда больше ориентировалось на оценщиков как физических лиц – профессионалов в своей деятельности (для юридических лиц есть Объединение работодателей !). Нам представляется, что поправки позволят полностью реализовать изначальную идею о переходе на саморегулирование физических лиц.

Оценщики смогут самостоятельно определять права и условия своей деятельности и не зависеть от условий работодателя. Оценщики будут самостоятельно заключать договор на проведение оценки.

Но вместе с правами приходит и ответственность. Мы ожидаем, что с переходом на частную практику может наконец-то заработать институт обязательного страхования ответственности оценщиков и компенсационный фонд.

Существенным минусом является невозможность использования частнопрактикующим оценщиком упрощенной системы налогообложения. Но в России в целом сейчас меняется налоговая политика в сторону увеличения налоговых отчислений.

У нас есть еще вопросы!

Вы не поверите, но у нас тоже! Мы уже направили подробные обращения в Росреестр, Минэкономразвития России и Федеральную налоговую службу с целью получения подробных инструкций для подготовки к переходу на частную практику. Ответы будут опубликованы на нашем сайте.

Но вы всегда можете обратиться к руководителю юридического департамента НП «АРМО» Никите Власову для подробных консультаций по этой теме.

Генеральный директор НП «АРМО» Елена Петровская как член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России обратилась к Министерству о рассмотрении вопроса о частнопрактикующих оценщиках на очередном заседании Совета по оценочной деятельности.

НП «АРМО» считает важным приложить все усилия для формирования комфортных и прозрачных правил постановки на налоговый учет частнопрактикующих оценщиков.

Мы продолжаем информировать вас об актуальных отраслевых новостях, последних изменениях в законодательстве и тенденциях развития профессиональной деятельности.

Сегодня развиваем тему частной практики. Напомним, в Налоговый Кодекс РФ были внесены поправки, вступившие в силу с 1 января 2017 г., которые регулируют порядок постановки на налоговый учет частнопрактикующих оценщиков. Подробно об этом нововведении с длинной предысторией мы рассказывали .

Однако нерешенными оставались вопросы реализации этой нормы, особенно в части налогообложения. В адрес НП «АРМО» и Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков поступили разъяснения из Минэкономразвития России, Минфина России и Росреестра.

Также Комиссия по проработке вопроса об условиях осуществления оценочной деятельности в форме частной практики при Рабочем органе по защите прав оценщиков и саморегулируемых организаций оценщиков Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России осуществляет мониторинг процесса законодательных изменений в области частной практики оценщиков.

НП «АРМО» совместно с Общероссийским отраслевым объединением работодателей профессиональных оценщиков представляет вашему вниманию очередную подборку разъяснений по вопросам осуществления частной практики. В этот раз акцент сделан на вопросах регистрации и налогообложения.

ЧТО НОВОГО ПРОИЗОШЛО С НАЧАЛА ГОДА?

В течение осени 2016 г. Росреестр совместно с представителями ФНС России провели ряд совещаний по вопросам двустороннего порядка обмена информацией о частнопрактикующих оценщиках. Напомним, что Росреестр обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о всех оценщиках, которые числятся в реестре членов или которые были из него исключены. В свою очередь налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) оценщика в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений от Росреестра.

Для этих целей ФНС России был разработан проект Приказа «Об утверждении форм и форматов представления сведений о членах саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов саморегулируемых организаций, патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в органах Пенсионного фонда Российской Федерации».

Данный Приказ 10.01.2017 № ММВ-7-14/[email protected] в январе 2017 года проходил процедуру оценки регулирующего воздействия, а по ее окончании был направлен в Минюст России для государственной регистрации.

Таким образом, Росреестр в ближайшее время может начать обмен информацией о частнопрактикующих оценщиках совместно с ФНС России для целей их постановки на налоговый учет.

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБО МНЕ БУДУТ ПЕРЕДАВАТЬ?

Из приложений к вышеуказанному Приказу видно, что в отношении оценщиков из Росреестра в ФНС России будут передаваться следующие данные:

  • Полные ФИО, ИНН, СНИЛС, пол, дата рождения, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства (места пребывания), информация о наличии (отсутствии) в сводном реестре членов саморегулируемых организаций оценщиков сведений о юридической лице, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Всем оценщикам необходимо проверить эти данные в , поскольку эти же данные будут переданы в сводный реестр оценщиков Росреестра и в дальнейшем перейдут в ФНС России.

Также в адрес ФНС России будут передаваться следующие данные:

  • Уникальный реестровый номер, присваиваемый при внесении в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков первой записи об оценщике;
  • Дата внесения сведений в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков первой записи об оценщике;
  • Дата регистрации оценщика в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков;
  • Дата исключения оценщика из членов саморегулируемой организации оценщиков (прекращения членства в саморегулируемой организации оценщиков).

КОГДА Я СТАНУ ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИМ ОЦЕНЩИКОМ?

Вот с этим вопросом все обстоит довольно сложно. Дело в том, что формально из буквального прочтения норм законодательства и вышеуказанного приказа следует, что Росреестр должен будет передавать в адрес ФНС России сведения об оценщиках, внесенных в сводный реестр оценщиков в предыдущем месяце. Другими словами, ФНС России будет получать данные только о новых оценщиках, которые вступили в члены саморегулируемых организаций оценщиков в предыдущем месяце.

Естественно, это огромная проблема. Поскольку 99% оценщиков, которые хотят осуществлять свою деятельность в форме частной практики, вступили в члены саморегулируемых организаций не в прошлом месяце и даже не в прошлом году.

Для решения этой проблемы НП «АРМО» совместно с Общероссийским отраслевым объединением работодателей профессиональных оценщиков направили в адрес ФНС России, Росреестра и Минэкономразвития России свои предложения по урегулированию данной ситуации.

В целом, когда приказ будет утвержден, Росреестр будет не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о всех оценщиках, которые числятся в реестре членов или которые были из него исключены.

КАК МНЕ РАБОТАТЬ - ИП, ЧП ИЛИ РАБОТНИКОМ В ОЦЕНОЧНОЙ КОМПАНИИ?

Как указано в поступившем в наш адрес письме Минэкономразвития России, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Таким образом, Закон № 135-ФЗ разграничивает профессиональную деятельность оценщиков и предпринимательскую деятельность. При этом закон не ограничивает оценщика в возможности осуществления им в качестве индивидуального предпринимателя иной деятельности, отличной от оценочной.

Согласно статье 4 Закона №135-ФЗ оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой. А также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона №135-ФЗ.

Учитывая изложенное, закон позволяет оценщику совмещать частную практику и оценочную деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом.

КАК ПЛАТИТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ?

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ оценщики, занимающиеся частной практикой, признаются плательщиками страховых взносов. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 430 НК РФ.

Эти статьи довольно большие. Подробно с их содержанием можно ознакомиться

МОЖНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ УСН?

На этот вопрос очень подробно отвечают поступившие в наш адрес разъяснения ФНС России.

В соответствии с подпунктом 7 из 32.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, согласно пункту 3.1 статьи 346.21 НК РФ вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (авансовых платежей по этому налогу), исчисленную за налоговый (отчетный период), в частности, на сумму:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ;
  • платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При этом сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (авансовых платежей по этому налогу), не может быть уменьшена на сумму указанных в названном пункте расходов более чем на 50 процентов.

Налоговые ставки по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН, установлены статьей 346.20 НК РФ .

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 346.20 Кодекса, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка по указанному налогу в размере 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов и осуществляющих, в частности, оценочную деятельность. Такие налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации работ при осуществлении оценочной деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации работ, услуг должна быть не менее 70 процентов.

НП «АРМО» совместно с Общероссийским отраслевым объединением работодателей профессиональных оценщиков продолжит информировать оценщиков о текущей ситуации в области частной практики.

20 июня в ИА «Росбалт» состоялась пресс-конференция для журналистов деловых СМИ, участники которой рассказали о катастрофической ситуации, сложившейся из-за вступления в силу с 1 июля 2017 года требования о сдаче ведомственного экзамена «на вход в профессию», разработанного Минэкономразвития России. По мнению министерства, эти требования лишат права на занятие профессиональной деятельностью не менее 70 процентов действующих оценщиков, включая самых опытных и квалифицированных, и перекроет дорогу для молодых специалистов. Кроме того, будет обрушена вся гражданско-правовая практика, основанная на доказанных экспертами выводах об оценке стоимости имущества, и уничтожен институт саморегулирования и независимой оценочной экспертизы.

Требование о сдаче экзамена в новой редакции закона об оценочной деятельности было скоропалительно принято уходящим составом Госдумы в 2016 году, а Минэкономразвития, где с тех пор также сменилось руководство, срочно начало его исполнять, игнорируя мнение профессионального сообщества и не имея объективного анализа социально-экономических последствий нововведения. Напомним, что прошла попытка Минэкономразвития России ввести экзамен для экспертов закончилась полным фиаско: сегодня претенденты на экзамен вынуждены отвечать на тестовые вопросы на знание законодательных актов, которые уже несколько лет как отменены и не применяются в профессиональной деятельности оценщиков.

В результате Минэкономразвития России был подготовлен проект отраслевого приказа, обязывающий оценщиков из всех регионов страны в течение одного календарного дня 01.07.2017 сдать квалификационный экзамен, который понизит их статус до уровня обычного новоиспеченного оценщика, обнулив ранее полученный государственный аттестат эксперта СРО. Соответственно, все содержащиеся в отчетах об определении стоимости выводы оценщиков окажутся неподкрепленными экспертизой, а значит, не доказанными и не защищенными в процессе досудебного и судебного оспаривания. А эти аспекты уже затрагивают и права обычных граждан - собственников имущества, которое именно оценщики и оценивают.

Вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман назвал сложившуюся ситуацию «ползучей отменой саморегулирования», заявив, что она создает огромное количество рисков не только для оценочного сообщества, но и для органов власти. «С 1992 года мы развивались «снизу» эволюционным путем, который с 1 июля будет ликвидирован благодаря изменениям в законе об оценочной деятельности, принятым с огромным количеством нарушений и ни с кем не обсужденным. Необходимо, чтобы нас услышал рынок: эту революцию затеяли не мы, и она в равной мере порождает большое количество рисков - как для потребителей оценочных услуг, так и для самих оценщиков».

Сходную позицию высказал президент СРО «Экспертный Совет» Алексей Каминский: «Идет процесс обратного огосударствления оценочной деятельности. Но при всей очевидности проблем, связанных с массовым нарушением прав оценщиков, Минэкономразвития не идет ни на какие контакты, а замминистра Николай Подгузов, видимо, введенный в заблуждение специалистами профильного департамента, заявляет в прессе о согласовании экзамена с оценочным сообществом». По его словам, вопреки ожиданиям, новый экзамен не только не «почистит рынок» и не сделает профессию оценщика элитной, но вытеснит из нее самых лучших, опытных и эффективных специалистов, для которых неприемлема эта унизительная процедура.

По словам генерального директора НП «АРМО» Елены Петровской , странную «глухоту» Минэкономразвития, которое отказывается воспринимать любую позицию, кроме своей собственной, объяснить действительно нелегко. «Ладно бы наше профильное министерство не слышало только оценщиков, к этому мы привыкли. Но оно игнорирует позицию РСПП, «Деловой России», ТПП, поддержавших нашу профессиональную озабоченность, игнорирует мнение Минтруда, заявившего о необходимости гармонизировать отраслевое законодательство с принципами системы независимой оценки квалификаций, которую, кстати, создали по прямому указу Президента России. Во имя каких целей? Для чего это нужно?»

Генеральный директор СРО «Деловой Союз Оценщиков» Ирина Шевцова также обратила внимание на то, что требования по сдаче ГКЭ в отношении оценщиков оказались явно дискриминационными. «Специализация, взятая ниоткуда, полностью закрытое содержание экзаменационных заданий, жесткие сроки для сдачи и переэкзаменовки, полностью исключают возможность получения большинством оценщиков нового квалификационного аттестата. Это наглухо закроет «вход в профессию» как для новых соискателей, так и для тех, кто отдал профессии не один десяток лет».

Помимо очевидного вреда для отрасли срочная сдача недоработанного и плохо подготовленного экзамена, по мнению участников пресс-конференции, приведет к негативным социально-экономическим последствиям, поскольку резкое снижение численности оценщиков породит кратное взвинчивание тарифов на оценочные услуги, значительное увеличение сроков оценочных процедур и критическое понижение качества оценочных услуг.

«Оценщики не против наведения порядка в отрасли. Но сам по себе гос. квал. экзамен не решит главных ее проблем - заказной оценки и демпинга", - заявил вице-президент СРО РАО Кирилл Кулаков. Мы сдавали десятки экзаменов, готовы к этому и сейчас, но при этом настаиваем на прозрачной, понятной и объективной проверке наших компетенций. И уж коль скоро у нас отраслевое саморегулирование, то и экзамен "на вход в профессию" должно готовить и проводить само профессиональное сообщество на базе Национального совета по оценочной деятельности, а не органа государственной власти. При этом, естественно, "вход в профессию" должен проходить единожды, а не каждые 3 года. Также целесообразно было бы освободить от прохождения данного экзамена оценщиков, сдавших ЕКЭ и имеющих стаж работы более 3-х лет».

Участники пресс-конференции оказались едины в своем мнении о том, что не допустить наступление общественно опасных последствий, вызванных непродуманным внесением поправок в законодательство об оценочной деятельности, можно только оспорив их в судебном порядке. Однако поскольку времени до их вступления в силу практически не остается, оценщики намерены оперативно добиваться статус-кво для действующих квалификационных аттестатов экспертов без каких-либо дополнительных требований о сдаче ими экзамена, а сам экзамен для практикующих оценщиков передвинуть на 2019 год, когда в стране полноценно заработает независимая система оценки квалификаций. Кроме того, Министерству экономического развития будет предложено отложить экзамен на «вход в профессию» для молодых специалистов до раскрытия информации об экзаменационных требованиях и их сопряжении с образовательными программами, а также до приведения состава профессиональных специализаций оценщиков, содержащихся в проекте приказа Минэкономразвития, в соответствие с Профессиональным стандартом «Специалист в оценочной деятельности».

gastroguru © 2017