Список заводов с военной приемкой. IV

При сокращении производства в сто раз число надзирающих над ним не только не уменьшилось, а может даже увеличиться. Какой бюджет выдержит такую нагрузку? Завод высоковольтных электронных компонентов «Прогресс» (город Ухта) лишь один пример, но, увы, не единственный. Далеко ходить не надо. На Ухтинском же нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем «ЛУКОЙЛу», под возможный, но так и не заключенный договор на поставку топлива для нужд Министерства обороны на предприятии были заранее сформированы штаты военной приемки – три сотрудника во главе с офицером. Контракта нет, а контролеры на месте, зарплата капает, стаж идет… А если взять в масштабе страны? Неудивительно, что дебет и кредит у государства не сходятся.

“ Если дело пойдет такими темпами, Управление военной приемки приблизится по численности к половине от реального состава Вооруженных Сил страны ”
В редакцию «ВПК» попал проект документа «Обоснование предложений» по увеличению штата военной приемки на предприятии ООО «Завод высоковольтных электронных компонентов «Прогресс». Внешне все по форме, красиво и убедительно: ширится производство, ужесточаются требования заказчика, как следствие – наличный персонал уже не справляется с возросшими объемами работы. Вряд ли кто «наверху» станет перепроверять такой документ, а значит, штаты скорее всего увеличат. Хотя вникнуть в суть вопроса «верхам» стоило бы.

Что собой представляет предприятие, о котором идет речь? Его численность – 150 сотрудников, по доходам оно является малым. Выпускает продукцию, поставленную в серию еще в 60–70-х годах прошлого века. В месяц производится не более 20 тысяч изделий при цикле производства от 45 до 120 дней. Для справки: в 2003 году на предприятии был один гражданский представитель ВП, принимавший продукцию для нужд ОПК.

Времена менялись, штаты ВП потихоньку росли – и при некотором увеличении объемов производства, и даже при их снижении. Ладно бы контролеров становилось больше потому, что на предприятии шел брак, нарушалась технология, срывались сроки поставки. Но нет. И качество соответствует ТУ, и сроки не нарушаются, и технология давно отработана, и предприятие сертифицировано по всем нормативам. Рекламаций практически нет – из выпущенных за последние 12 лет почти семи миллионов изделий был сделан возврат лишь 12 (двенадцати!) и то не по причине брака.

С приходом на предприятие в недалеком 2014-м очередного военпреда – майора Кузьминых штат ВП вырос до пяти человек при сократившихся за тот же год на 22 процента объемах производства. А на 2016-й планируется увеличение штата ВП более чем вдвое – до 12 человек. Собственно, этому и посвящено вышеупомянутое обоснование.

В документе приводятся цифры, которые просто кричат о том, что военная приемка затоплена все возрастающим валом продукции, требующей неусыпного внимания (таблица 1).

Теперь вопрос: а правду ли кричат приведенные цифры? Давайте разберемся. На самом пике производства продукции в 1990–1992 годах на заводе производилось более двух миллионов изделий в месяц, свыше 25 миллионов в год. Шесть с лишним тысяч номиналов, среди них изделия с особым контролем качества. На заводе в то время работали порядка 3500 человек, функционировало несколько цехов и подразделений. При этом штат ВП составлял максимум 10 человек (один офицер и гражданский персонал).

Поэтому стоит привести еще одну таблицу, построенную на данных объективного учета – налогового, бухгалтерского, производственного (таблица 2).

И получается, что при падении объемов с 1990 года на два порядка планируемый штат ВП в 2016-м превысит штат советских времен.

Из сравнения двух таблиц видно, как искажается и извращается реальная картина. Вопрос: ради каких высоких целей это делается?

Как следует из анализа обоснования и сравнения его с реальной картиной, начальник военной приемки майор Кузьминых занимается искажением и подтасовкой цифр, введением в заблуждение вышестоящего руководства, проще говоря – подлогом. О цели можно догадываться: больший штат подразумевает рост должности, звания, бюджета. Под это дело фальсифицируются показатели, идет в ход и откровенная ложь. Она заключается, скажем, в том, что «предприятие является единственным изготовителем в России высоковольтных керамических конденсаторов и оксидно-цинковых варисторов». На заводе, куда «Военно-промышленный курьер» обратился за разъяснениями, заявили: это не соответствует действительности. Предприятие не включено в списки единственных поставщиков и не является таковым фактически. Еще пример. В «Обосновании предложений» говорится, будто завод «является исполнителем ГОЗ». На самом деле ЗВЭК «Прогресс» никогда не заключал госконтракты и не входит в кооперацию, как она трактуется в новой редакции 275-го федерального закона.

В документах (804ПП), которыми руководствуются параллельные (дополнительные) контролеры, прописана цифра: 1 процент от объема производства предприятия уходит на содержание военной приемки.

Один процент на содержание контролеров, которые в большинстве случаев – особенно это касается предприятий-комплектовщиков – ни за что не отвечают. Реальный спрос только с предприятия и его хозяйственного руководства.

Получается, что кроме прочих налогов предприятие платит и дополнительные – тот самый 1 процент на содержание военных представителей. Но если хозяйствующий субъект прямо или косвенно платит налог, он вправе интересоваться: куда, на какие нужды и как эффективно тратятся эти деньги? И если на предприятии нет проблем с качеством, сроками отгрузки и прочими показателями, обоснованно ли увеличение штата контролеров?

Если дело пойдет такими темпами, то по логике на всех 40 тысячах, по экспертным оценкам, небольших предприятий, являющихся поставщиками для ОПК, нужно назначить по одному, а лучше двух офицеров и по десятку гражданских специалистов. Тогда Управление военной приемки по численности приблизится к половине от реального состава Вооруженных Сил страны.

Уже есть примеры компаний, где на ГОЗ работают 300 специалистов, а численность военного представительства составляет 53 человека. А предприятие с персоналом 70 сотрудников содержит 12 контролеров из ВП.

Наверное, было бы честнее, если бы майор просто написал: «Хочу уйти на пенсию подполковником». Право слово, для бюджета это было бы куда меньшей потерей, нежели делать все по заведенным правилам обретения офицерской синекуры.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Военные представительства Министерства обороны (ВП МО)

1). Структурные подразделения Министерства обороны СССР (РФ) для обеспечения приемки и контроля над разработками проектно-сметной и проектно-конструкторской документации на строительство объектов Ракетных войск стратегического назначения. Созданы в начале 1960-х гг. в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных сил СССР как ВП МО при проектных, опытно-конструкторских и научно-производственных организациях Москвы, Ленинграда, Киева и др. городов.

В последующие годы были созданы ВП при монтажных и пуско наладочных организациях, а также ВП для осуществления контроля качества и прёмки монтажа оборудования непосредственно на объектах строительства.

Головное 630 ВП МО образовано в апреле 1961 при проектном институте «Гипропромтрансстрой» (Москва). Первым руководителем - старшим военпредом 630 ВП МО был назначен полковник Кирилкин С.К.

Из-за возрастания объема проектных работ, контролируемых ВП МО, и для улучшения эффективности руководства военными представительствами были введены должности районных инженеров, которым подчинялись ВП МО. Техническое руководство работой военных представительств через районных инженеров осуществляло техническое управление Главного инженерного управления (ГИУ) Ракетных войск (РВ). В начале 1960-х гг. районным инженером 630 ВП МО был назначен полковник Лунев Я.Ф. В последующие годы районными инженерами 630 ВП МО были полковники Середа П.И., Рожков И.И., Панченков В.М., Закалата Д.К.

В середине 1960-х гг. резко увеличились интенсивность и объемы проектных и проектно-конструкторских работ. Это было связано с программой массового строительства боевых ракетных комплексов (БРК) типа «ОС» - отдельные старты. В то же время появились ВП при следующих проектных институтах: «Тяжпромэлектропроект» Минмонтажспецстроя СССР; «Гипросвязь» Министерства связи СССР; ЦНИИ «Проектстальконструкция»; ПМТ-5 (ЦНПО «Каскад»); позднее были организованы ВП при следующих предприятиях и организациях: ВНПО «Каскад» (Ленинград, Харьков); «Энергосетьпроект»; ВНИИЭТО.

В 1986, в связи с принятым решением о проектировании новых подвижных железнодорожных БРК, были образованы ВП МО при специализированных проектных институтах: «Промтрансниипроект» (Москва) и «Мосжелдорпроект» (Москва).

На ВП, подчиненные районному инженеру 630 ВП МО, одновременно возложили задачи по контролю и приемке проектно-сметной документации в проектных организациях ЦПИ-31 МО, ЦПИ-20 МО, а также в Киевском филиале ЦПИ-20 МО. В связи с повышенными требованиями к оборудованию и техническим системам специальных сооружений БРК для разработки проектно-конструкторской документации были привлечены конструкторские бюро таких заводов и научно-конструкторских объединений, как ХЭМЗ (Харьков), ОКБА (Москва), ВНИИ «Электропривод» и др. В этих организациях приемку и контроль над разработкой проектно-конструкторской документации также осуществляли ВП МО, подчиненные ГИУ РВ.

В 1970-е гг., в связи с проектированием на космо¬дроме «Байконур» новых ракетно-космических комплексов, было создано головное военное представительство - 5346 ВП МО при проектном институте «Гипроавиапром» (Москва), которое подчинялось районному инженеру Стебакову Ю.М. С созданием в 1982 Военно-космических сил (ВКС) районный инженер 5346 ВП МО и ряд военных представительств переподчинили ГУКОС. В 1988, после расформирования технического управления ГИУ РВ, военные представительства при проектных и проектно-конструкторских организациях подчинили начальнику проектного отдела.

Головное 630 ВП МО ок. 40 лет успешно выполняло возложенные на него командованием ГИУ РВСН задачи по обеспечению приёмки и контроля над разработкой проектно-сметной документации на строительство объектов Ракетных войск.

590 ВП МО сформировано 21 августа 1959 при СКТБ-16 и тресте «Спецмашмонтаж». Приоритетная задача - контроль качества строительно-монтажных работ на БРК РВСН. Первым старшим военпредом стал полковник Серков Г.Н.

В 1987 590 ВП МО решением Генерального штаба ВС стало комплексным. В военном представительстве было сформировано несколько филиалов. Номенклатура принимаемой военной продукции увеличилась. В военном представительстве появились специалисты: механики, связисты, электрики и другие. С 90-х гг. личный состав 590 ВП МО РФ и его филиалов принимает участие в постановке на боевое дежурство РК «Тополь-М», в постановке на боевое дежурство опытных образцов стационарного командного пункта и системы внутреннего электроснабжения производства российской кооперации.

В настоящее время 590 ВП ведет контроль качества конструкторской, монтажно-технологической документа-ции и приемку монтажных работ на объектах РВСН Начальниками 590 ВП МО в разные годы были полковники Араловец А.П., Загний А.И., Соколов А.Г., Пупков А.А., Кириллович В.И., Алек¬сеев Д.В. В настоящее время его возглавляет полковник Ильин О.В.

2757 ВП МО, сформировано на основании директивы ГШ ВС СССР от 25 мая 1965 для контроля выполнения установленных сроков и качества разрабатываемой проектно-сметной документации Всесоюзным научно-исследовательским и проектным институтом «Тяжпромэлектропроект».

Техническое руководство военным представительством осуществлялось техническим отделом 3-го управления ГИУ РВ, возглавлявшимся инженер-полковником Корнеевым Ф.В. Общее руководство выполнял районный инженер, полковник Середа П.И.

Более 40 лет 2757 ВП МО принимает участие в создании систем внешнего и внутреннего электроснабжения, систем автоматического управления техническими устройствами объектов Министерства обороны РФ (СССР). Одной из важнейших работ, проведённых в интересах РВСН, контролируемой и принятой военным представительством (и влившимися впоследствии в его состав 5230 ВП МО и 5228 ВП МО), стала разработка унифицированной системы внутреннего электроснабжения ракетных полков РВСН.

В настоящее время 2757 ВП МО продолжает работу по контролю качества и приёмке военной продукции, создаваемой в соответствии с последними достижениями науки и техники. Разработана проектная документация и ведётся строительство системы внешнего электроснабжения объекта 1335, осуществляется реконструкция системы внешнего электроснабжения космодрома «Плесецк». Разработаны типовой проект и проектная документация на систему внутреннего электроснабжения ракетного полка, проводятся работы по оснащению БРК объектов этой системой. Начата разработка типового проекта на систему внутреннего электроснабжения ракетного полка ПГРК «Тополь-М». Разработана документация и построены ряд объектов жизнеобеспечения Центрального полигона МО РФ на архипелаге Новая Земля, проектируется комплекс средств физической защиты его объектов. Ведется реконструкция систем электроснабжения ряда объектов других видов и родов войск, главных управлений Генерального штаба. Первым руководителем 2757 ВП МО был полковник Некрасов Б.В. С 2007 по настоящее время её возглавляет полковник Кочан О.Н.

4185 ВП МО, сформировано в 1966 на основании директивы Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Дислоцировано в г. Москва, Центральное научно-производственное объединение «Каскад». Основными задачами являются: обеспечение качества монтажа, наладки и постановки на боевое дежурство новейших систем связи, автоматизированных систем управления и вычислительной техники ракетных комплексов, объектов и сооружений Ракетных войск стратегического назначения. В состав 4185 ВП МО входило два филиала - в г. Перми (сокращен в 2003) и г. Йошкар-Ола (сокращен в 2007).

За почти 40-летний период работы специалисты ВП принимали участие в постановке на боевое дежурство соединений РВСН, командных пунктов соединений и объединений РВСН, создании систем спутниковой связи «Корунд» и «Кристалл» и их модернизации, вводе в строй новейших БРК, ПГРК и БЖРК.

ВП в разные годы руководили: полковники Пеганов И.Я. (1966-1968), Саульский С.В. (1968-1977), Костюра Е.А. (1977-1987), Хрусталев Г.И. (1987-1995), Захаржевский Б.И. (1995-2000), Ломакин С.А. (2000-2007), Калюкшев А.И. (с 2007 по наст. время).

2874 ВП МО, создан в 1987 году в соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооружённых сил как военное представительство Министерства обороны со штатом уполномоченного и местом дислокации в городе Новосибирске - при НМУ «Яхонт» и 1 НМУ «Сибэлектромонтаж», которые занимались в тот период выполнением специальных работ на объектах ракетных комплексов РСД и МКР. В 1989 аппарат уполномоченного был упразднён.

Назначение 2874 ВП МО - организация и контроль качества монтажа, наладки и испытаний механических систем, систем электроснабжения, средств боевого управления и связи ракетных комплексов РСД и МКР на объектах РВСН. За время существования военного представительства его специалисты принимали активное участие в постановке на боевое дежурство частей и соединений РВСН на объектах городов Омск, Ужур, Ключи-1, Жангиз-Тобе, Алейск, Барнаул, Благовещенск, Чита, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск, их модернизации, вводе БРК «ОС» и мобильных ракетных комплексов «Тополь».

С 1987 2874 ВП МО осуществляла контроль работ по переоборудованию ракетных комплексов, продлению сроков их эксплуатации, по созданию изделия 15В210, комплексов «Ярус» и «Квазар», контролировал прокладку кабельных линий связи, монтаж, наладку и испытания оборудования измерительных пунктов на полигоне в городе Ключи-1.

При активном участии 2874 ВП МО в ОКБ «Салют» разработаны и поставлены на объекты РВСН: мобильные станции технического обслуживания средств радиосвязи «Брод-1М»; мобильные станции технического обслуживания средств проводной, тропосферной и спутниковой связи «Брод-2М»; машины дежурной технической смены «Брод-В»; подвижные аппаратные дистанционного измерения параметров средств радиосвязи и АФУ «Батрак-01»; подвижные аппаратные дистанционного измерения параметров волоконно-оптической связи «Батрак-03»; подвижные аппаратные параметрического контроля кабельных линий связи ВОЛС «Бустер-01»; подвижные аппаратные аварийно-восстановительных работ на кабельных линиях связи «Бустер-02» и др. ВП в различные годы руководили полковники Виров В.М., Тарафин С.С., Кирьянов В.С., Чижиков А.Н.

В период массового строительства БРК функционировало 6 районов с 33 монтажными ВП, которые делились на два вида: комплексные и специализированные. Комплексные ВП дислоцировались на НИИП-5, НИИП-53 МО и в соединениях РВСН. Специализированные монтажные ВП создавались при ведущих монтажных и наладочных организациях в Москве, Ленинграде, Харькове и др. городах.

2) Структурные подразделения Министерства обороны СССР (РФ), созданные для контроля качества и приемки вооружения, военной техники, военно-технического и иного имущества, научно-технической и иной продукции, а также работ, выполняемых в интересах обороны.

На ВП МО возлагались задачи по обеспечению качества военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции, их участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции, а также обязанности руководителей организаций по обеспечению необходимых условий для работы военных представительств.

История ВП РВСН начинается в 50-ые гг. в период формирования первых ракетных соединений и частей, когда разрабатываются первые ракетные комплексы и осваивается их серийное производство. Создается широкая сеть ВП при крупных НИИ, КБ и заводах, занимающихся разработкой и производством ракетного вооружения, во многих регионах и республиках Советского Союза (в г.г. Москва, Киев, Харьков, Саратов, Омск, Томск, Красноярск, Ленинград, Днепропетровск, Оренбург, Иркутск).

Среди тех, кто закладывал основы военного контроля ракетной техники, создавал методологию военпредовской работы, были офицеры Трубачев П.Е., Липкин И.А., Журавлев И.М., Башта Н.В., Краснянский Н.М., Пожидаев В.Я., Иванов А.М., Белкин М.С., Полтавский А.С., Авдеев М.В., Мусин К.В., Соболев А.Ф., Соловьев К.Н., Юлиус И.И., Комиссаров Б.А., Марков В.Я., Шубин В.П., Балзовский П.Е., Владыко А.Ф., Левчук П.И., Шикин В.А., Бобчихин С.З., Коломийченко Е.И., Аржеников О.И., Киселев Ю.И., Полуновский Г.П. и др.

С развитием военного контроля в промышленности совершенствовалась организационно-штатная структура ВП. В 1986 вместо районных инженеров вводится институт уполномоченных заказывающих управлений Министерства обороны, устанавливаются новые должностные категории (начальник, заместитель начальника военного представительства, начальник группы, ведущий инженер, помощник ведущего инженера). Структура ВП формируется применительно к структуре НИИ, промышленных организаций с учетом номенклатуры и объемов военных заказов. Первыми уполномоченными в Ракетных войсках были полковники Горский Ю.Ф., Даценко Н.Н., Колос Н.М., Кулиев И.М., Захаров В.В., Славин В.А., Соловейчик В.Я., Осетров В.И.

Организационно-штатные мероприятия в военных представительствах позволили значительно улучшить их деятельность в проведении единой технической политики в промышленности при разработке и изготовлении военной техники, создать систему управления, обеспечивающую качество и надежность поставляемого ракетного вооружения, повысить персональную ответственность военпреда.

С января 2009, 42 ВП с их филиалами подчинены командующему РВСН, в том числе: 73 ВП МО, организовано в 1961, контролирует военную продукцию (электроприборы для ракетных комплексов) на ФГУП «Сибирские приборы и системы»; 90 ВП МО, организовано в 2008 на базе филиала 285 ВП МО, контролирует изготовление гироскопических приборов и систем на ФГУП «Звезда»; 141 ВП МО, организовано в 1960, контролирует изготовление составных частей для систем управления ракетных комплексов на ФГУП ПО «Корпус»; 346 ВП МО, организовано в 1950, контролирует военную продукцию (технологическое оборудование для РК) на ОАО «Брянский Арсенал»; 455 ВП МО, организовано в 1960, контролирует военную продукцию (корпуса двигательных установок, ТПК, ГО МБР) на ОАО «ЦНИИ специального машиностроения»; 582 ВП МО, организовано в 1961, контролирует военную продукцию (углеродистые теплозащитные материалы для МБР) на ФГУП «Графит»; Филиал 582 ВП МО, организован в 1983, контролирует материалы из углерода на ОАО «Новочеркасском электродном заводе», Филиал 582 ВП МО, организован в 1987, контролирует материалы из углерода на ОАО «Челябинский электродный завод»; 600 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление командных пунктов на ФГУП ЦКБ тяжелого машиностроения; 629 ВП МО, организовано в 1970, контролирует изготовление АБУ командных пунктов стационарного и железнодорожного базирования на Республиканском унитарном предприятии «Минский электромеханический завод»; 721 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление систем жизнеобеспечения и нейтрализации на ОАО «Орелтекмаш»; 749 ВП МО, организовано в 1961, контролирует изготовление резинотехнических изделий на АООТ «Уральский завод резинотехнических изделий»; 813 ВП МО, организовано в 1972, контролирует изготовление технологического оборудования для шахтных пусковых установок и командных пунктов на АО «Тяжмаш»; 975 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление приборов для систем управления ракетных комплексов на ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Пилюгина В.А.»; 1083 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление аппаратуры систем боевого управления на ФГУП НПО «Импульс»; 1269 ВП МО, организовано в 1961, контролирует изготовление систем прицеливания РК на ОАО «Серпуховской завод Металлист»; 1351 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление систем автономного электроснабжения на ФГУП «Головное особое конструкторское бюро «Прожектор»; 1391 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление ракетных двигателей на твердом топливе на ФГУП Федеральный центр двойных технологий «Союз»; 1408 ВП МО, организовано в 1961, контролирует изготовление изделий из сложных эластомерных материалов для РК на ОАО «НИИ Эластомерных материалов и изделий»; Филиал 582 ВП МО, организован в 1986, контролирует изготовление резинотехнических изделий на ОАО «НИИ резиновых покрытий и изделий»; 1517 ВП МО, организовано в 1995, контролирует изготовление аппаратуры боевого управления на ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»; 1538 ВП МО, организовано в 1961, контролирует разработку и изготовление оборудования шахтных пусковых установок тяжёлого типа, систем охраны РК и ТО на ОАО «КБ специального машиностроения»; 1994 ВП МО, организовано в 1974, контролирует изготовление подвижных командных пунктов на ФГУП Краснодарский приборный завод «Каскад»; 2039 ВП МО, организовано в 2001, контролирует изготовление приборов электроснабжения на АО «Вяземский электромеханический завод»; 2253 ВП МО, организовано в 1964, контролирует разработку и изготовление шахтных пусковых установок легкого типа, технологического оборудования на ФГУП ОКБ «Вымпел»; 2340 ВП МО, организовано в 1962, контролирует изготовление систем боевого управления и средств радиоканалов боевого управления на ФГУП «Завод им. М.И. Калинина»; Филиал 2340 ВП МО, организован в 1994, контролирует изготовление систем боевого управления и средств радиоканалов боевого управления на ФГУП «Завод им. Калинина М.И.»; 2344 ВП МО, организовано в 1962, контролирует изготовление приборов на феррит-ферритовых изделиях на Заводе приборов и ферритов; 2462 ВП МО, организовано в 1963, контролирует разработку и изготовление оборудования стационарных КП, составных частей пусковых установок на ФГУП «Государственный Обуховский завод»; 2916 ВП МО, организовано в 1987, контролирует разработку и изготовление химических источников тока на ОАО «Литий-элемент»; 3146 ВП МО, организовано в 1977, контролирует изготовление систем охлаждения ПУ, КП на ЗАО «Русхол»; 3212 ВП МО, организовано в 1965, контролирует ремонт тепловозов на ЗАО «ЗЭТО»; 4007 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление химических источников тока на ЗАО «Курский завод «Аккумулятор»; 4021 ВП МО, организовано в 1965, контролирует разработку и изготовление систем электроснабжения на ОАО ХК «Электрозавод», ЗАО «Москабельмет», ОАО «ЦКБ Связи»; Филиал 4021 ВП МО, организован в 1965, контролирует изготовление аппаратуры связи на ОАО «Промсвязь»; 4040 ВП МО, организовано в 1993, контролирует изготовление приборов системы управления на ФГУ «Сосенский приборостроительный завод»; 4158 ВП МО, организовано в 1965, контролирует разработку и изготовление электротермических изделий на ОАО «ВНИИЭТО»; Филиал 4158 ВП МО, организован в 1965, контролирует изготовление ТЭН и блоков к ним на ООО «ОЗВНИИЭТО»; 4201 ВП МО, организовано в 1966, контролирует изготовление подвижных ж/д агрегатов на ФГУП ЦКБ «Транспортного машиностроения»; 4294 ВП МО, организовано в 1966, контролирует разработку и изготовление ракетных комплексов на ФГУП « НПО машиностроения»; 4360 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление антенно-мачтовых устройств, пусковых стартовых систем, агрегатов транспортно-пусковых контейнеров на ОАО «Ленинградский механический завод», ОАО «Электросила»; Филиал 4360 ВП МО, организован в 1965, контролирует изготовление регуляторов температуры, стартовых пневмощитков пневмоприводов теплообменника, аппаратов емкостей, опорных колец на ОАО «Старорусский приборостроительный завод», ФГУП «Завод химмаш РАН»; Филиал 4360 ВП МО, организован в 1965, контролирует ремонт тепловозов, гарантийный надзор на ЗАО «Русский локомотив»; 4371 ВП МО, организовано в 1966, контролирует разработку ракет на твердом топливе, агрегатов и систем подвижных и стационарных ракетных комплексов на ФГУП «Московский институт теплотехники»; 4791 ВП МО, организовано в 1968, контролирует разработку и изготовление двигательных установок ракет на ОАО «НПО Искра»; 4798 ВП МО, организовано в 1968, контролирует изготовление корпусов двигателей на твердом топливе, контейнеров СКП на ФГУП ПО «Авангард»; 4874 ВП МО, организовано в 1968, контролирует изготовление агрегатов и систем ПГРК и технологического оборудования РК на ЦКБ «Титан», ФГУП ПО «Баррикады»; Филиал 4874 ВП МО, организован в 1996, контролирует изготовление логических блоков и комплектующих элементов для систем управления ракетных комплексов на ОАО « Электронно-вычислительная техника»; 5341 ВП МО, организовано в 1971, контролирует изготовление твердотопливных ракет на ФГУП ПО «Воткинский завод»; 5361 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление РДТТ на ФГУП «Каменский химический комбинат»; 5560 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление агрегатов и систем для КП, газогенераторов бронекорпусов, бронеколпаков на ОАО «Машиностроительный завод ЗиО Подольск»; Филиал 5560 ВП МО, организовано в 1965, контролирует изготовление электроприводов на АООТ «Тулаэлектроприбор».

В современных условиях главной задачей военных представительств остается контроль качества ракетного вооружения на всех этапах его разработки, испытаний и серийного производства в целях обеспечения своевременного создания новых образцов ракетного вооружения, безусловно удовлетворяющих тактико-техническим требованиям Министерства обороны.

Официальный стандарт качества «приемка 5» утвержден Правительством РФ в соответствии с положениями Федерального закона №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе». К настоящему времени категория качества «приемка 5» присваивается изделиям, технические и эксплуатационные характеристики которых предполагают их использование в наземной, морской и авиационной аппаратуре военного назначения и двойного применения. Степень соответствия заявленным характеристикам такой продукции определяется по специальному набору ужесточенных норм и подтверждается соответствующей нормативной и технической документацией.

В государственный классификатор стандартов РФ, помимо «приемки 5» входит еще целый ряд категорий качества, которым обязаны соответствовать изделия, предназначенные для использования в гражданской, военной и космической технике. Например: приемки с 1 по 3 - гражданская сфера, приемка 6 - водный транспорт и техника, приемка 7 и 8 - воздушные суда, приемка 9 - космическая и атомная техника. Самая распространенная из перечисленных - это «приемка 1» она же приемка «ОТК» (отдела технического контроля). Если изделия прошедшие ОТК, как правило, не используются в военной отрасли, то изделия с «приемкой 5», напротив, активно эксплуатируются в гражданской сфере.

Изделия с обычной гражданской приемкой (ОТК) существенным образом отличаются от продукции, стандартизированной по категории «приемка 5». Отдел технического контроля является подразделением предприятия, задачей которого является проверка установленных этим предприятием характеристик изделия и их подтверждение в паспорте продукции или заменяющем его документе. В свою очередь пятая приемка осуществляется в соответствии с требованиями к военной технике, изделиям двойного назначения, а так же специальной технике оборонно-промышленного комплекса, которые установлены на государственном уровне. Испытания на пятую приемку более длительные и проводятся в специализированных аттестованных лабораториях. Поэтому изделия с «приемкой 5» отличаются исключительной степенью надежности и высокими функциональными характеристиками в особо сложных режимах эксплуатации - отрицательная температура, вибрация, высокая влажность и др.

Само собой разумеется, что уровень требований к эксплуатационным свойствам изделий предъявляемых ОТК и «приемкой 5» несопоставим. Если к одним и тем же изделиям, например полупроводникам, ОТК предъявляет требования установленные предприятием, то «приемка 5» осуществляется по отдельному набору существенно ужесточенных норм, предусмотренных законодательством и предъявляемых «Заказчиком». Очевидно, что «приемка 5» означает повышенную надежность и функциональность продукции, по сравнению с изделиями категории качества ОТК.

Нередко в интернете можно встретить дискуссию, относительно некоторых видов приемки, которые маркируются цифрами 5 или 9. На сайтах производителей некоторых видов продукции, в частности радиоэлектронной, указывается, что их изделия проходят проверку по требованиям, которые выставляет Министерство обороны. Попробуем разобраться и понять, приемка 5 что это и когда она применяется.

Что такое "военная" приемка и ее отличия от стандартной

Военная приемка – это налаженная система поддержания необходимого качества изделий, выпускаемых для военной сферы и частично для гражданской, если речь идет о продукции двойного назначения. Их основным потребителем и Генеральным Заказчиком является Министерство обороны РФ.

Для того чтобы обеспечить такую работу, на предприятиях, выпускающих определенную номенклатуру продукции, за счет финансирования МО создаются независимые от изготовителя представительства заказчика или направляются военные представители. Их деятельность регулируется специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства № 804 от 11 августа 1995 года. При этом форма собственности или ведомственная подчиненность завода не имеет значения, важно лишь то, что данные заводы производят разработку, производство, поставку, а также утилизацию военной продукции.

Перечни контролируемых изделий составляются ежегодно на основании контрактов Государственного оборонного заказа, заключенных с предприятиями. Военной продукцией считается:

  • военная техника;
  • вооружение различных видов;
  • военно-техническое, а также другое имущество;
  • документация и продукция научно-технического характера;
  • работы, которые выполняются в интересах повышения обороноспособности государства.

Представитель заказчика (военпред) сопровождает весь процесс создания прибора или детали от составления технического задания до использования по назначению. Важен не только конечный результат, но и все промежуточные этапы по цепочке кооперации разных организаций: материалы, детали, узлы. Со стороны Минобороны контролируется соблюдение стандартов и технических условий, полнота проведения тестов и испытаний надежности, обоснованность цен и фактических затрат.

Все параметры продукта, порядок проведения приемки, упаковки, маркировки, отгрузки указан в технических условиях. Испытания, прописанные в технических условиях, проводятся заводом на собственном оборудовании и силами своих сотрудников. Если предприятие не способно обеспечить нужное качество товара, то военпред имеет право приостановить процесс проверки на неопределенный срок до выявления причин и устранения недостатков. Кроме того, представитель Минобороны контролирует заказы других ведомств (ФСБ, МВД, Роскосмос, МЧС, ФСО, Росатом) и принимает участие в мероприятиях, направленных на защиту государственной тайны.

Еще с советских времен отношение к продукции, выпускаемой по заказу МО, отличалось от обычной "гражданской". В первую очередь это касалось вопросов качества, долговечности и возможности переносить повышенные нагрузки разного рода. Поскольку многие вопросы, касающиеся "оборонки", были засекречены, то мнений о конкретной расшифровке тех или иных аббревиатур и цифровых индексов, великое множество. Откуда же взялась знаменитая приемка 5?

Многие комментаторы на специализированных форумах, в частности, утверждают, что в СССР сначала на особую приемку указывала цифра в звездочке, а позже – в ромбике:

  • 1 – стандартная проверка ОТК;
  • 2 – контроль ОТК с проведением дополнительных климатических испытаний;
  • 5 в квадрате – проверка ОТК для продукции, не прошедшей военную приемку;
  • 5 в ромбике – военная приемка (ВП);
  • 7 – то же, что и предыдущее, но с климатическими испытаниями;
  • 9 – ОС, что можно расшифровать, как "особая серия", или ОСМ ("особая серия малая"). Некоторые знатоки доказывают, что ОС свидетельствует об особой стабильности в функционировании. Этот вид проверки чаще всего привязывают к атомной промышленности.

По результатам климатических испытаний еще добавлялась соответствующая маркировка: В – всесезонное исполнение, У – умеренное, Т – тропическое, УХЛ – исполнение умеренно-холодное.

Все эти значки можно увидеть на некоторых старых полупроводниках, микросхемах или лампах для электроприборов. Для изделий, применяемых в изготовлении продукции МО, нередко применяется больший срок гарантии на бесперебойную работу, например, не менее пяти лет вместо стандартных трех. При этом, в ракетно-космической технике, наоборот, длительность работы может быть ниже, поскольку прибор вынужден действовать в условиях жесткого ионизационного излучения.

Обычно к традиционной приемке отделом технического контроля могут добавляться дополнительные испытания или технологические операции, направленные на стабилизацию определенных параметров выпускаемой продукции. Заказчик может в технической документации прописать особые требования к стандартным изделиям, выпускаемым заводом. Например, использовать не пластиковый корпус, а металлический или керамический, применять сапфировую подложку и золотые выводы, закачивать в полости азот, а не простой воздух. Границы допуска устанавливаются более узкие, отбор по качеству проводится очень жесткий. Чаще применяется сплошной контроль изделий, выборочный допустим только при некоторых испытаниях.

На веб-сайте предприятия "Завод ПРОТОН" указано, что приемку 5 или же военную приемку можно заказать с целью дополнительной гарантии высокого качества. Эти мероприятия предполагают, кроме межоперационного и финального контроля, еще и участие военного представителя, как независимого эксперта, при проведении особенно важных операций или ключевых этапов технологического процесса изготовления заказа, а также в оформлении документации.

Какие дополнительные требования предъявляются к военной продукции

Информации о конкретных дополнительных испытаниях, необходимых для военной приемки, немного, поэтому можно сделать вывод, что этот перечень формируется заказчиком и изготовителем, исходя из типа, назначения и предполагаемого места эксплуатации изделия. Например, приборостроительная фирма "Дюпан", основной продукцией которой являются панели управления для специальной техники, в разделе "Приемка 5. Военная приемка" указывают такие качества своего продукта, как устойчивость к ряду неблагоприятных условий работы:

  • акустическому шуму;
  • синусоидальной вибрации;
  • многократным механическим ударам с ускорением;
  • низкому атмосферному давлению, в частности при авиаперелетах;
  • осадкам (снег, дождь, град), в том числе конденсированным (роса, иней);
  • перепадам температуры в пределах от -70 градусов до +100 градусов;
  • кратковременному нагреву до 600 градусов;
  • воздействию пыли, песка, морского (солевого) тумана;
  • агрессивным средам (аммиак, сероводород, сернистый газ);
  • охлаждающим жидкостям (антифриз), горюче-смазочным материалам.

При этом на самом сайте компании указывается, что по приемке 5 комплектуется специальная техника, а военная приемка выделена отдельно. Сроки гарантий варьируются очень сильно: от стандартного 1 года, до 6 лет по заказу покупателей, и даже до 12 лет для военно-промышленного комплекса.

Хотя некоторые специалисты указывают, что зачастую военная приемка не предполагает каких-либо специальных испытаний, а заключается в том, что на всех этапах изготовления продукции ее производство контролируется специально прикомандированным к предприятию военным представителем. Так, в частности, в официальном издании федерального агентства по метрологии и техническому регулированию относительно приемки и контроля качества интерактивных электронных ремонтных и эксплуатационных документов есть нормы, регулирующие отношения производителя и Министерства обороны.

В частности, в нескольких примечаниях указано, что при разработке технологического продукта по заказу МО во всех процессах, связанных с контролем качества, должны участвовать военные представители, если это входит в их служебные полномочия. В других случаях их обязанности и права определяются специальным протоколом, включаемым в общую контрактную документацию и подписанным заказчиком и поставщиком. Кроме того, сотрудник военного представительства МО обязательно согласовывает протокол первой проверки, а вторая проверка вообще проводится военпредами или организациями, которые уполномочены оборонным ведомством.

В связи с применением более качественных и прочных материалов, проведением дополнительных тестов, практикой мелкосерийного производства, стоимость изделий для ВПК часто намного превышает цену на гражданские товары того же типа.

Чтобы не допустить необоснованного повышения цен, военпреды или службы заказчика следят за всеми аспектами создания продукта, учитывая нормы трудозатрат, количество человеко-часов, нужных для их разработки и производства, стоимость использованных ресурсов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 33, 18.08.2003, ст.3269);
(Российская газета, N 174, 01.08.2012).
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2017, N 0001201709280010).
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.

2. Утвердить нормы отчисления денежных средств на содержание военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и органов их контроля в размере одного процента стоимости вооружения, военной техники, военно-технического и иного имущества, изделий мобилизационного назначения, производимых промышленными предприятиями, учреждениями и организациями для Министерства обороны Российской Федерации и других государственных заказчиков (далее именуются - военная продукция).

3. Установить, что контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа для государственных заказчиков, кроме Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются этим Министерством на договорной основе.
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

Разрешить Министерству обороны Российской Федерации осуществлять контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях и в организациях иностранных государств силами военных представительств Министерства обороны Российской Федерации на основании межправительственных соглашений.

4. Распространить действие Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации на военные представительства Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации.
(Пункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475 постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 ; в редакции, введенной в действие с 6 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2017 года N 1162 . - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

ПОЛОЖЕНИЕ о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 1995 года N 804

1. Военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются - военные представительства) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются - организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

В настоящем Положении под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

Военные представительства и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

Комплектование штатных должностей военных представительств военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

2. Деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, воинскими уставами, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

Руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченные им органы военного управления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

3. В случаях, когда в организациях не создаются военные представительства, Министерство обороны Российской Федерации направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные настоящим Положением, в части выполнения порученных им работ.

4. Военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами).

Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.

Военные представительства на основании заключенных государственных контрактов (контрактов) определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса, подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться военными представительствами в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

5. Военные представительства принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве, поставке, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции. Руководители военных представительств включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите государственной тайны.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

6. При проведении организациями поисковых, экспериментальных, исследовательских и других работ, имеющих военное значение, военные представительства осуществляют контроль за выполнением этих работ в объеме, согласованном между государственными заказчиками и организациями, утвердившими задания на проведение указанных работ.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

7. На военнослужащих и гражданский персонал военных представительств, осуществляющих контроль качества и приемку военной продукции в организациях с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для работников этих организаций.

8. На военные представительства возлагаются:

участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции, комплектующих изделий, сервисное обслуживание, ремонт, модернизацию и утилизацию военной продукции, на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также контроль за выполнением государственных контрактов (контрактов);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции, ее соответствия требованиям технической документации, а также заключенным государственным контрактам (контрактам);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

приемка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдача организациям удостоверений на принятую продукцию;
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 года N 766 ;

контроль за отработкой технической документации на военную продукцию, проверка ее соответствия требованиям нормативно-технических документов и условиям государственных контрактов (контрактов), а также согласование изменений, вносимых в эту документацию, и проверка состояния ее подлинников;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

См. предыдущую редакцию ;

ведение учета материальных ценностей, созданных или приобретенных организациями при разработке, производстве, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции за счет средств Министерства обороны Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

контроль за внедрением и соблюдением организациями требований документов по стандартизации оборонной продукции (далее именуются - стандарты) при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

участие в оценке мероприятий по защите государственной тайны, осуществляемых при разработке, изготовлении, испытаниях, поставке, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

контроль за мобилизационной подготовкой организаций;

контроль качества и приемка работ по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

контроль метрологического обеспечения при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;
(Абзац дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.
(Абзац дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

9. При контроле качества серийной военной продукции и ее приемке военные представительства обязаны:

осуществлять контроль за качеством изготовления и проведением испытаний военной продукции, ее агрегатов, узлов и деталей, а также за соответствием комплектующих изделий и материалов требованиям технической документации;

проводить приемо-сдаточные испытания военной продукции;

участвовать в проведении периодических, квалификационных, типовых и других испытаний военной продукции и давать заключения по их результатам;

участвовать в проведении анализа надежности военной продукции по результатам ее производства, испытаний и эксплуатации;

согласовывать планы мероприятий, направленные на доведение показателей надежности до значений, установленных технической документацией, и контролировать их выполнение;

контролировать выполнение решений по вопросам повышения качества и надежности военной продукции, соблюдение правил хранения принятой военной продукции и ее техническое обслуживание;

См. предыдущую редакцию ;

абзац утратил силу с 15 июля 2014 года - постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 - см. предыдущую редакцию .

9_1. Военные представительства обязаны приостанавливать приемку и отгрузку военной продукции в следующих случаях:

а) невыполнение условий государственных контрактов (контрактов), а также принятых решений по обеспечению качества и надежности военной продукции;

б) отрицательные результаты испытаний военной продукции, предусмотренных конструкторской документацией на данную продукцию;

в) нарушение особо ответственных технологических процессов производства военной продукции, установленных технической документацией;

г) выявление дефектов в процессе эксплуатации военной продукции, вызывающих выход ее из строя, если эти дефекты имеются в военной продукции, находящейся в производстве;

д) использование в производстве военной продукции контрафактных, фальсифицированных, некондиционных комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, а также признание изготавливаемой военной продукции контрафактной;

е) нарушение требований по противодействию иностранным техническим разведкам и по технической защите, способствующее созданию каналов утечки (разглашения, утраты) сведений, составляющих государственную тайну.
(Пункт 9_1 дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

9_2. Начальник военного представительства письменно уведомляет руководителя организации и государственного заказчика, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в сфере государственного оборонного заказа, о приостановке приемки и отгрузки военной продукции.

Приемка и отгрузка военной продукции возобновляются после проведения организацией согласованных с государственным заказчиком мероприятий по устранению выявленных недостатков и их причин.
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

10. При осуществлении контроля выполнения аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработки проектной документации на строительство военных объектов военные представительства обязаны:

принимать участие в согласовании тактико-технических (технических) заданий на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также согласовывать технические задания на составные части этих работ;

контролировать выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на этапах разработки, установленных тактико-техническими (техническими) заданиями и государственными контрактами (контрактами);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

согласовывать методики и программы испытаний, проводимых организациями на всех этапах разработки и изготовления опытных образцов (партий) военной продукции, а также участвовать в проведении этих испытаний и подготовке заключений по их результатам;

проводить проверку опытных образцов (партий) военной продукции, предназначенных для проведения предварительных или государственных (межведомственных) испытаний, на их соответствие нормативно-технической документации и тактико-техническим (техническим) заданиям.

Военные представительства несут ответственность за необоснованную задержку выдачи заключений по выполненным этапам аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Абзац утратил силу с 15 июля 2014 года - постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию .

10_1. Аванпроекты, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы (их этапы), предъявляемые для приемки, не принимаются в случае невыполнения условий государственных контрактов (контрактов), требований тактико-технических (технических) заданий и стандартов. Указанные работы (их этапы) могут быть повторно предъявлены для приемки после выполнения утвержденных государственным заказчиком мероприятий по устранению выявленных недостатков.
(Пункт дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

11. Военные представительства выборочно контролируют качество военной продукции, поставляемой организациями без приемки ее военными представительствами. Порядок указанного контроля должен быть оговорен в государственном контракте (контракте).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

12. Военные представительства в случае необходимости проводят выборочную проверку, разборку и испытания военной продукции, ее агрегатов, узлов и деталей. Порядок такой проверки и методика их испытаний устанавливаются по согласованию между руководителями военного представительства и организации.

13. Руководители организаций обеспечивают:

выполнение договорных обязательств;

проверку качества комплектующих изделий, материалов, сырья, полуфабрикатов и защитных покрытий, применяемых для изготовления военной продукции;

своевременное предъявление военной продукции для испытаний и приемки, а также устранение выявленных при испытаниях и эксплуатации производственных и конструктивных дефектов военной продукции;

осуществление работ по стандартизации и унификации военной продукции, комплектующих изделий и материалов, применяемых для ее изготовления, а также своевременное внедрение стандартов;

разработку и соблюдение технологических процессов производства военной продукции;

сохранность принятой военными представительствами и переданной на хранение военной продукции, а также ее техническое обслуживание;

своевременное планирование и выполнение организацией работ по замене составных частей эксплуатируемых изделий военной продукции, имеющих меньшие гарантийные сроки, чем указанные изделия;

обоснование цен на военную продукцию, согласование их с военными представительствами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 августа 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 года N 766 ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

организацию и осуществление работ по метрологическому обеспечению разработки, изготовления и испытаний военной продукции;

организацию и осуществление анализа надежности поставляемой военной продукции на основании результатов ее испытаний и эксплуатации;

защиту государственной тайны в процессе разработки, испытаний, производства и поставки военной продукции.

14. Руководители организаций представляют военному представительству на согласование и (или) заключение:

проекты тактико-технических (технических) заданий на разработку военной продукции и комплектующих изделий, программы их испытаний, отчеты по результатам этих испытаний, планы мероприятий по устранению недостатков и дефектов, выявленных при испытаниях, конструкторскую (а при необходимости и технологическую) документацию, необходимую для производства военной продукции, а также все изменения, вносимые в эту документацию;

планы выполнения аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

планы работ по замене составных частей эксплуатируемых изделий военной продукции, имеющих меньшие гарантийные сроки, чем указанные изделия;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (их этапы), а также составные части указанных работ, выполняемые в порядке кооперации.

15. Руководители организаций обязаны:

предоставлять военным представительствам для ознакомления все документы по качеству военной продукции и работам по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации военной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

своевременно принимать меры по устранению недостатков и дефектов военной продукции, выявленных при ее разработке, производстве, монтаже, испытаниях, приемке и передаче в эксплуатацию;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

проводить работы по повышению качества и надежности военной продукции на протяжении всего ее жизненного цикла;

предоставлять руководителям военных представительств информацию о номенклатуре и содержании работ, выполняемых организациями, независимо от источника их финансирования в целях определения работ, имеющих военное значение;

абзац утратил силу с 9 августа 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 года N 766 - см. предыдущую редакцию ;

в случае отсутствия в организациях военных представительств уведомлять государственных заказчиков о ходе выполнения государственных контрактов (контрактов);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию.
(Абзац дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

16. Руководители организаций для создания условий работы военных представительств обеспечивают их:

документацией, справочными материалами и научно-технической информацией, необходимыми для контроля качества и приемки военной продукции;

контрольно-измерительными приборами, инструментами и оснасткой, а также производственным персоналом, необходимыми для проведения испытаний, контроля качества и приемки военной продукции;

оборудованными служебными помещениями по действующим санитарным нормам, услугами по секретному и несекретному делопроизводству, имеющимися в организациях средствами связи, а также помещениями для личного состава, прибывающего для получения и сопровождения военной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

абзац утратил силу с 15 июля 2014 года - постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 - см. предыдущую редакцию .

Гражданский персонал военных представительств обеспечивается всеми видами социально-бытового и медицинского обслуживания наравне с соответствующими категориями работников организаций.

17. Военные представительства организуют свою работу с учетом правил внутреннего распорядка, установленного в организациях. Допуск военнослужащих и гражданского персонала военного представительства в служебные, производственные и складские помещения осуществляется в порядке, установленном в организации.

18. Руководители военных представительств и организаций имеют право взаимного обращения по всем вопросам, связанным с разработкой, изготовлением, испытаниями, приемкой, поставкой, сервисным обслуживанием, ремонтом, модернизацией и утилизацией военной продукции, а также с обеспечением условий работы военных представительств, и обязаны лично рассматривать эти вопросы и принимать по ним решения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 . - См. предыдущую редакцию)

19. Запрещаются выплаты организациями военным представителям каких-либо вознаграждений и получение военными представителями от организаций денежных или натуральных вознаграждений.

20. Военные представительства не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации организаций, а администрация организаций - в служебную деятельность военных представительств.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

gastroguru © 2017