Региональное соглашение о минимальной заработной плате в тюменской области. Причины для отказа от присоединения к региональному соглашению

На основании ФЗ №164, вышедшего 2 июня 2019 года, заработная плата работников не должна быть менее 7 500 рублей. Однако некоторые субъекты установили собственный региональный уровень МРОТ. Он может превышать федеральный уровень.

Предприятие имеет право на установление федерального значения. Тогда ему необходимо отказаться от размера оплаты труда на уровне субъекта. В этом случае пишется отказ от присоединения к региональному соглашению.

Провести процедуру необходимо в течение месяца после поступления предложения об использовании регионального МРОТ. Отказ должен иметь мотивированные обоснования. Дополнительно прикладывается согласие Профсоюзной организации, график повышения минималки.

Что отражено в законе

Каждый субъект имеет право на установление собственного минимального размера оплаты труда. Использовать данную программу вправе предприятия, которые работают на территории региона. Исключаются при этом работники в учреждениях, которые финансируются федеральным бюджетом.

Минимальная заработная плата устанавливается в соответствии с:

  • социальными показателями;
  • экономическими условиями;
  • прожиточным минимумом.

Она не может быть менее федеральной. Однако право на повышение имеется у каждого субъекта.

Обеспечение МРОТ на региональном уровне осуществляется:

  • учреждениями, получающими финансирование из регионального бюджета, внебюджетного обеспечения, предпринимательской деятельности;
  • предприятиями, получающими финансирование местными бюджетами;
  • работодателями за счет собственного обеспечения.

Региональное соглашение по МРОТ является документом, разработанным трехсторонней комиссией на основании социального и трудового уровня в регионе. Вступить в него могут любые работодатели, которые пожелают. Для всех делается официальное опубликование соглашения для ознакомления и предложения о присоединении.

Работодатели имеют 30 дней для того, чтобы дать мотивированный отказ от присоединения к региональному соглашению. Если они не сделают это в отведенный срок, то автоматически принимают условия программы.

Помимо документа предоставляется протокол совещания с профсоюзным комитетом по вопросу согласия или отказа, а также план повышение МРОТ в соответствии со своим порядком.

На основании регионального соглашения производится регулирование заработной платы. Она не может быть ниже минимального размера, установленного в субъекте, если работник полностью отработал положенное ему время.

Можно ли это сделать

Некоторые работодатели отказываются от присоединения к региональному соглашению по факту. Они считают, что заявлять об этом не обязательно, поэтому действуют в рамках установленного на федеральном уровне размера оплаты труда. При этом отказаться действительно они имеют право. Но сделать это необходимо на официальной основе.

Отказ может быть произведен на основании статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом она регламентирует срок, в течение которого необходимо обратиться с заявлением. Сделать это важно в течение месяца после опубликования соглашения и внесения предложения о присоединении.

Документ подается на официальном бланке учреждения с указанием реквизитов. Его необходимо предоставить в Комитет по труду и занятости. В заявлении отражаются причины, которые имеются у предприятия, для непринятия соглашения.

Расписывать детали финансового положения предприятия не нужно. Важно сформулировать общие понятия о состоянии, а также привести расчет, который показывает возможные финансовые трудности после присоединения.

Помимо этого потребуется дополнительно приложить некоторые документы. Среди них выделяют протокол о заседании с Профсоюзом, согласно которому в дальнейшем планируется повышение заработной платы. Таким образом исполнить порядок увеличения зарплаты придется, но в более позднее время.

Отдельные стороны ситуации

При отказе от присоединения важно помнить допустимый размер оплаты труда. При нарушении нормы может наступить ответственность. Также нюансы имеются в отношении труда в неполный рабочий день и по совместительству.

Ответственность за выплаты ниже нормы

Если заработная плата у работника меньше, чем минимальная зарплата, работодателя можно привлечь к ответственности:

  • материальной;
  • административной;
  • уголовной;
  • налоговой.

Материальная составляющая отражается в виде компенсационных выплат работнику за неперечисленную часть зарплаты. Она равняется 1/300 ставки рефинансирования.

При нарушении законодательных норм работник должен будет заплатить штраф, размер которого составляет от 1 000 до 5 000 рублей для должностного лица и ИП. Если наказание определяется для юр. лица, то штраф возрастает до 30 000–50 000 рублей.

Помимо штрафных санкций предусматривается и приостановление деятельности на 3 месяца. Согласно статье 5.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ руководителю может быть вынесено предупреждение или наложен штраф. Он должен будет выплатить 3 000–5 000 рублей.


Уголовная ответственность наступает на основании статьи 145.1 УК РФ.

В этом случае при невыплате зарплаты в течение двух месяцев при доказанный корыстных и личных побуждениях может предусматриваться:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Налоговая ответственность заключается в сохранении налоговой суммы даже при сниженной выплате заработной платы.

Неполный день и совмещения

Чтобы определить нарушение или соблюдение правил в отношении МРОТ, бухгалтер должен проверить некоторые данные. Согласно статье 133.1 Трудового кодекса РФ выплаты могут быть признаны заниженными законно, если работник отработал полный месячный объем, а получил менее минимального заработка.

Таким образом трудовая деятельность за неполный рабочий день может оплачиваться менее МРОТ. При этом расчет полной заработной платы (если бы сотрудник работал на ставку), должен быть не ниже предельного значения.

Совместители, работающие на половину ставки, должны получать не менее 50% от МРОТ. Однако и в таких ситуациях есть некоторые нюансы.

Сотрудник может выполнять работу, находясь на своем непосредственном рабочем месте. При этом на полставки он будет выполнять обязанности по другой должности. Поэтому при выполнении одинаковой работы по одной профессии следует учитывать не совмещение, а увеличение объема.

Совместительство должно прописываться в виде дополнительного соглашения. Деятельность не отражается в табеле учета рабочего времени, а доплата является компенсационной. Поэтому она самостоятельно сравниваться с минимальным размером не может, так как допускается ее сниженное значение.

Если человек имеет дополнительную работу в свободное от основной время, то составляется отдельный трудовой договор. Он предусматривает выплату заработной платы на основании табеля учета рабочего времени. Тогда сравнивать получаемый доход необходимо в зависимости от полного заработка в соотношении с отработанными часами.

Пример отказа от присоединения к региональному соглашению

Для составления отказа от присоединения к региональному соглашению необходимо ориентироваться на приведенный ниже образец:

ООО «Стройторг» ИНН 5110689546 КПП 511097563

354286 г. Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, д.56

Руководителю Комитета по труду

и занятости населения

И.М. Иванову

354245 г. Нижний Новгород, ул. Пирогова, д. 165

Отказ от присоединения к региональному соглашению

о минимальной заработной плате

На основании статьи 133.1 Трудового кодекса РФ предприятием ООО «Стройторг» направляется письменный отказ, имеющий мотивированные основания, о присоединении к региональному соглашению о МРОТ в Нижнем Новгороде на 2019 год от 1 июня 2019 года.

ООО «Стройторг» не имеет возможности соблюдать региональный уровень минимальной оплаты труда по причине нестабильного финансового положения и убыточности (по состоянию на 2019 год). Это обусловлено ростом закупочных цен при повышении курса валют, сниженными объемами продаж, задолженностями перед покупателями.

К заявлению прикладываются:

  1. Консультационный протокол с Профсоюзной организацией.
  2. График планируемого повышения заработной платы в соответствии с региональным МРОТ.

Руководитель ООО «Стройторг» Ю.А. Леонидов


Последствия решения

Работодатели могут отказаться от регионального соглашения без последствий. Ведь законодательно они не предусмотрены. Однако административные органы могут повлиять на деятельность фирмы.

Основная проблема определяется в том, что власти субъекта стремятся привлечь все компании к программе. В этом случае бюджет будет пополняться, а у региона повысятся финансовые показатели. Если компания каждый год дает отказ, то воздействие к ней, в большинстве случаев, не применяется. А те фирмы, которые дали согласие, а впоследствии перешли на федеральный уровень, могут пострадать.

Чаще всего происходит уведомление налоговой службы и фондов. Первые особенно следят за предприятиями, которые устанавливают заработную плату ниже МРОТ. Аналогичная ситуация складывается и в фондах.

Даже при отсутствии оповещения организаций, налоговики могут отследить размер зарплаты на основании:

  • 2-НДФЛ;
  • 6-НДФЛ.

Согласно этим документам руководство вызывают на комиссию и интересуются вопросами «серой» зарплаты и возможным возвращением к региональному соглашению. При неудовлетворительных ответах может быть организована выездная проверка.

Также нередко проводятся ревизионные мероприятия и инспектирование трудовой деятельности. В этом случае документы кадровой службы должны подтверждать законность и обоснованность снижения.

Среди документации выделяют:

  • дополнительные соглашения;
  • приказы;
  • уведомления об изменении трудовых условий.

Работодатель может быть приглашен на консультацию в административный орган. Если он откажется, то на него будет наложен штраф.

Некоторые работодатели не могут вовремя отследить опубликование соглашения. Тогда им становится известно о программе после того, как пройдет срок для официального отказа. Если даже руководству пойдут на уступки и утвердят заявление, то ориентироваться необходимо будет на сумму 7 500 рублей.

Таким образом умалчивание грозит автоматическим согласием и, при невыполнении условий, штрафными санкциями. Если предприятие официально отказывается, оно будет постоянно находиться под наблюдением.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ "О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"

Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители Союза организаций профсоюзов , Некоммерческой организации Ассоциация работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа и исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, именуемые в дальнейшем Сторонами, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации , законодательством Российской Федерации и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1. Основные положения

1.1. Установить на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) минимальную заработную плату в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.

Выплата минимальной заработной платы осуществляется с применением к ней районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе за II квартал предыдущего года.

1.2. Месячная заработная плата работника, работающего на территории автономного округа и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера, установленного пунктом 1.1 настоящего Соглашения, при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

1.3. Размер минимальной заработной платы, установленный пунктом 1.1 настоящего Соглашения, не является ограничением для реализации работодателем более высоких гарантий по оплате труда.

2. Действие настоящего Соглашения

2.1. Соглашение действует в отношении:

2.1.1. всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

2.1.2. работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

2.1.3. исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе в пределах взятых ими на себя обязательств.

2.2. Размер минимальной заработной платы, установленный настоящим соглашением, обеспечивается:

2.2.1. организациями, финансируемыми из окружного бюджета, - за счет средств окружного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

2.2.2. организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

2.2.3. другими работодателями - за счет собственных средств.

3. Порядок присоединения к Соглашению

3.1. После заключения Соглашения и его уведомительной регистрации в департаменте экономики автономного округа координатор трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений автономного округа предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории автономного округа и не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к нему. Присоединение работодателей к Соглашению осуществляется в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации .

3.2. Текст Соглашения и предложение координатора трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений автономного округа о присоединении работодателей к Соглашению публикуются в газете "Красный Север", а также размещаются на официальных сайтах Правительства автономного округа, департамента экономики автономного округа в 2-недельный срок после его подписания.

4. Вступление Соглашения в силу и порядок внесения изменений в Соглашение

4.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 01 января 2018 года и действует до 01 января 2021 года. По истечении срока действия Соглашение будет автоматически продлено на последующий 3-летний период, если ни одна из Сторон не позднее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме другие Стороны о своем намерении прекратить его действие. Срок продления соглашения не может превышать одного 3-летнего периода.

4.2. Признать утратившим силу с 01 января 2018 года Региональное трехстороннее соглашение "О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе" от 05 декабря 2017 года.

4.3. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон путем заключения дополнительного соглашения.

4.4. Настоящее Соглашение подписано 27 декабря 2017 года в г. Салехард в трех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

Координатор стороны
от исполнительных органов государственной власти
Ямало-Ненецкого автономного округа

социально-трудовых отношений
Ямало-Ненецкого автономного округа
Т.В.БУЧКОВА

Координатор стороны
от Союза организаций профсоюзов
Ямало-Ненецкого автономного округа
в трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
Ямало-Ненецкого автономного округа
Л.Н.ИВАНОВА

Координатор стороны
от Ассоциации работодателей
Ямало-Ненецкого автономного округа
в трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
Ямало-Ненецкого автономного округа
И.В.НАК

  • 9950
  • 8500
  • 7500

От 30.04.2014 (в ред. от 31.08.2016).

  • 7700 (для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов)
  • 7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.

  • 9300 (для внебюджетных организаций)
  • 7700 (для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов)
  • 6204 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014 (в ред. от 24.11.2015).

  • 9300 (для внебюджетных организаций)
  • 7160 (для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014 (в ред. от 24.06.2015).

  • 8934 (для внебюджетных организаций)
  • 7160 (для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов)
  • 5965 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014 (в ред. от 31.12.2014).

  • 8934 (для внебюджетных организаций)
  • 5965 (для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов)
  • 5965 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014 (в ред. от 31.12.2014).

  • 8305 (для внебюджетных организаций)
  • 5650 (для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014.

  • 7970 (для внебюджетных организаций)
  • 5600 (для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов)
  • 5554 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 28.04.2011 № 6-11С.

  • 7970 (для внебюджетных организаций)
  • 5554 (для всех бюджетников)

Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 28.04.2011 № 6-11С.

Примечание к таблице: жирным выделены обновленные значения МРОТ на конкретную дату. Приведены значения в Тюменской области на 2014, 2015, 2016, 2017 годы. Данные значения МРОТ применяются в городах: Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск и других населенных пунктах Тюменской области.

О минимальной зарплате в регионе

Самая маленькая по стране заработная плата, используемая и как нижняя граница оплаты за труд, и как параметр для расчёта соцпомощи, называется МРОТ.

Устанавливается показатель федеральным Правительством после назначения прожиточного минимума на период. Согласно ст. 133 ТК РФ МРОТ – не ниже прожиточного минимума. Чтобы жить, надо иметь на это деньги. На какое минимальное количество денег надо жить – вот что такое прожиточный минимум.

ПМ от региона к региону разный, потому что разнится уровень жизни и экономического развития. Поэтому и минимум з/п разный. Противоречия между федеральной и региональной зарплатами нет, т.к. в самом ТК прописано, что власти субъекта сами устанавливают з/п. Собираются вместе с профсоюзами и представителями администрации и голосуют по повестке дня. Если каждая группа «за» большинством голосов – Соглашение по новой МРЗ принято. После оно публикуется для всеобщего ознакомления.

В Тюменской области ТСК действует на основании областного Закона «О регулировании трудовых отношений в Тюменской области». В ней заседают не более 45 человек, по 15 от каждой из сторон.

Закон об административных правонарушениях ТО не содержит уточнений по трудовым нарушениям, потому при привлечении руководствуются федеральными кодексами. По ст.5.27 КоАП РФ штраф за трудовое нарушение – 1000 рублей. По ст.145.1 УК РФ за невыплату в течение 3 месяцев надбавки к прежней минимальной зарплате (если она составляет от 50% прежнего минимума) – 1 год лишения свободы.

Изменение

МРОТ в Тюменской области с 1 января 2017 года изменился для целого ряда организаций и предприятий региона. Об этом стало известно из официальных источников. Приближённых к местным органам власти. Однако положительные пертурбации коснулись не всех. К примеру, без внимания чиновников региона остались представители государственных служб, дотируемых из федерального бюджета.

Кто же всё-таки получил надбавки в Тюмени, и какие ближайшие перспективы ожидают местных жителей – на эти и другие вопросы постараемся максимально подробно ответить в данной статье.

Особенности местного законодательства

Люди, следящие за государственными изменениями в сфере бюджета и отдельных его аспектов, знают о том, что относительно недавно в российскую практику было введено понятие регионального МРОТ. Здесь применяются локальные данные для расчётов, которые берутся из различных сфер жизни граждан:

  • Потребительская корзина;
  • Продуктовая корзина;
  • Стоимость социальных услуг;
  • Стоимость коммунального обслуживания и т.д.

Большинство субъектов Российской Федерации применяют данный вид минимального размера оплаты труда, используя специальный коэффициент, на который умножается государственный МРОТ, получаемый ежегодно.

Также напомним, что, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, данная величина не должна быть меньше прожиточного минимума, выводимого каждый квартал. И именно по этой причине некоторые регионы применяют более эффективную и справедливую методику подсчёта МРОТ, которая заключается в стабильной привязке этого явления к фактическому прожиточному минимуму в области.

Так поступило и правительство Тюмени. Несмотря на любые движения и поправки в Законе «О минимальном размере оплаты труда», на данной территории действует своя система начислений. Результат оправдывает ожидания. На сегодняшний день региональный МРОТ в области составляет:

  • Для внебюджетных предприятий – 9950 рублей;
  • Для организаций, финансируемых за счёт местного бюджета – 8500 рублей;
  • Для бюджетных предприятий, находящихся под федеральным контролем – 7500 рублей.

Последняя группа является исключением, так как здесь «минималка» начисляется в соответствии с действующим федеральным МРОТ. В скором времени она должна вырасти, так как 1 июля 2017 года в силу вступают изменения в Законе «О МРОТ», которые предусматривают индексацию заработной платы и повышение её минимального значения на 4%, либо, если брать цифровое выражение, 300 рублей. Таким образом, в середине лета минимальная З/П государственным работникам будет приравнена к 7800 рублей.

Разница значений

Получите 200 видеоуроков по бухгалтерии и 1С бесплатно:

Далеко не всем может быть понятна ситуация с разницей понятий между федеральным и региональным показателем. Попробуем вкратце разъяснить её. Федеральный МРОТ – основа для государственных расчётов по части:

То есть, здесь в качестве действующего инструмента применяются усреднённые цифры, взятые по всей стране. И именно они являются основанием для назначения той или иной величины платежей.

Читайте также: Сокращение единиц измерения

Региональный МРОТ – более тонкое понятие, которое было внедрено для точных расчётов в разрезе конкретных областей и территорий страны. Так, каждой области РФ присваивается собственный коэффициент, базируемый на особенностях внутреннего рынка и действующего уклада. Во внимание берутся любые факторы, связанные с бытом и профессиональной деятельностью граждан.

Иногда федеральный и региональный показатели могут совпадать. А в некоторых случаях второе понятие и вовсе не используется по решению местных властей. В Тюменской области же действует своя система, основанная на трёхстороннем соглашении между правительством, профсоюзами и работодателями. Именно вследствие его подписания каждое предприятие обязуется выплачивать своим работникам не меньше прожиточного минимума, установленного за прошедший квартал. В данном случае эта сумма составляет 9950 рублей для частного бизнеса и 8500 – для местных бюджетников.

Ответственность за невыполнение обязательств

Существуют способы отказаться от выполнения требований местных властей по соглашению трёх сторон. Для этого необходимо написать соответствующее заявление в Комитет по труду и указать причины неплатёжеспособности, или любые другие. Также необходимо уложиться в 30-дневный срок после подписания документа.

В случае, если организация не провела данное мероприятие вовремя, она обязуется действовать в соответствии с принятым порядком и оплачивать труд своих работников на уровне регионального МРОТ. Если же по каким-то причинам работодатель отказывается или фактически не выполняет своих финансовых обязательств перед сотрудниками, к нему применяется административная ответственность, выраженная в штрафах.

Когда речь идёт о должностном лице, работающем в компании, сумма может достигать 5 000 рублей. Для юридических лиц она в разы больше и составляет от 30 до 50 тысяч рублей при выявлении первого правонарушения. При повторных промахах взыскания удваиваются.

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 28.04.2017)

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции Дополнительных соглашений N 1 от 31.12.2014. N 2 от 24.06.2015, N 3 от 24.11.2015, N 4 от 31.08.2016, N 5 от 28.04.2017)

Правительство Тюменской области в лице Губернатора Тюменской области Якушева Владимира Владимировича, действующего на основании Устава Тюменской области. Союз "Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов" в лице председателя Кивацкого Михаила Николаевича, действующего на основании Устава, и Союз "Объединение работодателей Тюменской области" в лице председателя правления Горицкого Дмитрия Юрьевича, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем Стороны, руководствуясь статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. в целях повышения доходов и качества жизни населения Тюменской области заключили настоящее Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области (далее — Соглашение).

I. Предмет Соглашения

2.2. Месячная заработная плата работника (за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета), полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной настоящим Соглашением.

2.3. Минимальная заработная плата в Тюменской области не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.

2.4. В Тюменской области минимальная заработная плата устанавливается:

2.4.1. Для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области, с 1 мая 2014 года — в размере 5650 (Пять тысяч шестьсот пятьдесят) рублей, с 1 января 2015 года — в размере 5965 (Пять тысяч девятьсот шестьдесят пять) рублей, с 1 марта 2015 года — в размере 7160 (Семь тысяч сто шестьдесят) рублей, с 1 января 2016 года — в размере 7700 (Семь тысяч семьсот) рублей, с 1 января 2017 года — в размере 8500 (Восемь тысяч пятьсот) рублей.

2.4.2. Для работников внебюджетного сектора экономики с 1 мая 2014 года — в размере 8305 (Восемь тысяч триста пять) рублей, с 1 января 2015 года — в размере 8934 (Восемь тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля, с 1 июля 2015 года — в размере 9300 (Девять тысяч триста) рублей, с 1 сентября 2016 года — в размере 9950 (Девять тысяч девятьсот пятьдесят) рублей.

(п. 2.4 в ред. Дополнительного соглашения N 4 от 31.08.2016)

2.5. Размер минимальной заработной платы, установленный пунктом 2.4 настоящего Соглашения, не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда.

2.6. Изменение размера минимальной заработной платы и сроков его установления осуществляется областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном для заключения настоящего Соглашения.

III. Обязательства Сторон

3.1. Для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны совместно принимают меры по обеспечению присоединения к настоящему Соглашению работодателей, осуществляющих деятельность в Тюменской области и не участвующих в заключении этого Соглашения, в том числе принимают участие в консультациях с представителями работодателя, отказавшегося присоединиться к настоящему Соглашению, и представителями выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

3.2. Союз "Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов" и Союз "Объединение работодателей Тюменской области" совместно:

3.2.1. Принимают меры по установлению систем оплаты труда в локальных нормативных актах на уровне, обеспечивающем величину месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением.

3.2.2. Принимают меры по недопущению необоснованного снижения уровня заработной платы, в том числе путем необоснованного снижения компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, уменьшения межразрядных тарифных коэффициентов либо расширения перечня оснований и увеличения размеров удержаний из заработной платы.

3.3. Правительство Тюменской области публикует в официальных изданиях Тюменской области текст Соглашения и предложение о присоединении к Соглашению работодателей, осуществляющих деятельность в Тюменской области и не участвовавших в его заключении, в течение 10 дней со дня подписания настоящего Соглашения.

IV. Порядок присоединения к Соглашению

4.1. Правительство Тюменской области в целях реализации статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего Соглашения действует как непосредственно, так и через Департамент труда и занятости населения Тюменской области.

4.2. После заключения настоящего Соглашения директор Департамента труда и занятости населения Тюменской области предлагает работодателям, осуществляющим деятельность в Тюменской области и не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом настоящего Соглашения.

Читайте также: Входит ли больничный в отработку при увольнении

Директор Департамента труда и занятости населения Тюменской области уведомляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об опубликовании текста Соглашения и указанного предложения о присоединении к Соглашению.

4.3. Если работодатели, осуществляющие деятельность в Тюменской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к настоящему Соглашению не представят в Департамент труда и занятости населения Тюменской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то настоящее Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

4.4. В случае отказа работодателя от присоединения к Соглашению Департамент труда и занятости населения Тюменской области проводит консультации с участием представителей сторон областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

4.5. Копии письменных отказов работодателей от присоединения к Соглашению направляются Департаментом труда и занятости населения Тюменской области в Государственную инспекцию труда в Тюменской области.

V. Срок и сфера действия Соглашения

5.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 мая 2014 года и действует до заключения нового регионального соглашения о минимальной заработной плате в Тюменской области, но не более трех лет.

Стороны имеют право один раз продлить действие Соглашения на срок не более трех лет путем подписания Дополнительного соглашения в порядке, установленном пунктом 6.1 настоящего Соглашения.

(абзац введен Дополнительным соглашением N 5 от 28.04.2017)

5.2. Действие Соглашения распространяется на:

5.2.1. Органы исполнительной власти Тюменской области.

5.2.2. Работников, являющихся членами первичных профсоюзных организаций, входящих в Союз "Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов".

(в ред. Дополнительного соглашения N 5 от 28.04.2017)

5.2.3. Работодателей, включая индивидуальных предпринимателей, входящих в Союз "Объединение работодателей Тюменской области", а также работодателей, не являющихся членами Союза "Объединение работодателей Тюменской области", но которые уполномочили названное Объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение, а также присоединившихся к нему после его заключения.

(в ред. Дополнительного соглашения N 5 от 28.04.2017)

Прекращение членства в Союзе "Объединение работодателей Тюменской области" не освобождает работодателя от выполнения Соглашения. Работодатель, вступивший в Союз "Объединение работодателей Тюменской области", обязан выполнять обязательства, предусмотренные Соглашением.

(в ред. Дополнительного соглашения N 5 от 28.04.2017)

5.2.4. Работодателей, не заявивших мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению в течение 30 календарных дней со дня его опубликования в официальных источниках Тюменской области.

VI. Заключительные положения

6.1. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном для его заключения.

6.2. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется Сторонами, заключившими его, а также областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

6.3. При осуществлении контроля за выполнением настоящего Соглашения Стороны обязуются предоставлять друг другу всю необходимую для этого информацию.

6.4. Настоящее Соглашение подписано в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон, один экземпляр — в Департамент труда и занятости населения Тюменской области, осуществляющий уведомительную регистрацию.

Председатель Тюменского межрегионального объединения
организаций профсоюзов "Тюменский областной совет
профессиональных союзов"
М.Н.КИВАЦКИЙ

Председатель правления Регионального объединения
работодателей "Союз работодателей Тюменской области"
Д.Ю.ГОРИЦКИЙ

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 28.04.2017)

МРОТ в Тюменской области с 1 января 2017 года

С 1 января 2017 года МРОТ в Тюменской области изменился, но не для всех организаций. А недоплачивать работникам теперь опасно: низкие зарплаты приводят к внеплановым проверкам трудовой инспекции.

Компаниям Тюменской области в 2017 году потребуется пересмотреть зарплаты. С 1 января 2017 года в регионе изменился МРОТ. Если платить работникам ниже разрешенного минимума, то возможен штраф — 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).

МРОТ в Тюменской области с 1 января 2017 года

МРОТ поменялся только для работников бюджетных организаций (п. 2.4.1 соглашения от 31.08.2016 № 4). Минималка увеличилась на 800 рублей и составляет 8500 рублей . Сумма включает в себя премии и компенсации, но не включает районные коэффициенты. Это подтвердили в Комитете по труду области.

Для остальных компаний региональный МРОТ остался неизменным — 9950 рублей .

Актуальные статьи по теме:

Если зарплата меньше МРОТ

Теперь недоплачивать работникам стало опаснее: низкие зарплаты приводят к внеплановым проверкам трудовой инспекции.

Стоит перепроверить, все ли сотрудники получают не меньше нового регионального МРОТ за полный месяц. Низкие оклады, а также задержки выплат могут привести к внеплановой выездной проверке инспекции труда (постановление Правительства РФ от 18.11.2016 № 1213).

Большую часть проверок трудинспекторы проводят вне плана (86%) и находят нарушения (79%). Внеплановые проверки из-за низких зарплат были и раньше. Но трудинспекции проводили и по документам, так как не получали согласие прокуратуры на выездную. Поэтому документарных проверок было в полтора раза больше, чем выездных (см. диаграмму).

Трудинспекторы не должны согласовывать с прокуратурой выездные проверки зарплатных нарушений (ст. 360 ТК РФ). Так что ревизоры станут чаще посещать офисы компаний.

Трудинспекции узнают о низких зарплатах от налоговиков, фондов, из жалоб, публикаций в СМИ. В Роструде говорят, что теперь во всех этих случаях могут прийти с проверкой. Если найдут нарушения, оштрафуют на сумму до 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 31.08.2016)

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции Дополнительных соглашений N 1 от 31.12.2014. N 2 от 24.06.2015, N 3 от 24.11.2015, N 4 от 31.08.2016)

(г. Тюмень, 30 апреля 2014 года)

Правительство Тюменской области в лице Губернатора Тюменской области Якушева Владимира Владимировича, действующего на основании Устава Тюменской области. Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов" в лице председателя Кивацкого Михаила Николаевича, действующего на основании Устава, и Региональное объединение работодателей "Союз работодателей Тюменской области" в лице председателя правления Горицкого Дмитрия Юрьевича, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем Стороны, руководствуясь статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. в целях повышения доходов и качества жизни населения Тюменской области заключили настоящее Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области (далее — Соглашение).

I. Предмет Соглашения

1.1. Настоящее Соглашение устанавливает размер минимальной заработной платы для работников, работающих в Тюменской области, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

II. Размер минимальной заработной платы в Тюменской области

2.1. Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Дополнительных соглашений № 1 от 31.12.2014, № 2 от 24.06.2015,

№ 3 от 24.11.2015, № 4 от 31.08.2016, № 5 от 28.04.2017, № 6 от 21.12.2017,

№ 7 от 23.03.2018, №8 от 21.12.2018)

Действие данного документа продлено на период с 1 мая 2017 года по 30 апреля 2020 года Дополнительным соглашением № 5 от 28.04.2017

Правительство Тюменской области в лице Губернатора Тюменской области Якушева Владимира Владимировича, действующего на основании Устава Тюменской области, Союз «Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов «Тюменский областной совет профессиональных союзов» в лице председателя Кивацкого Михаила Николаевича, действующего на основании Устава, и Союз «Региональное объединение работодателей Тюменской области» в лице председателя правления Горицкого Дмитрия Юрьевича, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем Стороны, руководствуясь статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в целях повышения доходов и качества жизни населения Тюменской области заключили настоящее Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области (далее - Соглашение).

I. Предмет Соглашения

1.1. Настоящее Соглашение устанавливает размер минимальной заработной платы для работников, работающих в Тюменской области, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

II. Размер минимальной заработной платы в Тюменской области

2.1. Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

2.2. Месячная заработная плата работника (за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета), полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной настоящим Соглашением.

2.3. Минимальная заработная плата в Тюменской области не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.

2.4. В Тюменской области с 1 января 2019 года устанавливается минимальная заработная плата в размере 11342 (Одиннадцать тысяч триста сорок два) рубля.

На минимальную заработную плату, указанную в настоящем пункте, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, установленные в соответствии с действующим законодательством.

2.5. Размер минимальной заработной платы, установленный пунктом 2.4 настоящего Соглашения, не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда.

2.6. Изменение размера минимальной заработной платы и сроков его установления осуществляется областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном для заключения настоящего Соглашения.

III. Обязательства Сторон

3.1. Для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны совместно принимают меры по обеспечению присоединения к настоящему Соглашению работодателей, осуществляющих деятельность в Тюменской области и не участвующих в заключении этого Соглашения, в том числе принимают участие в консультациях с представителями работодателя, отказавшегося присоединиться к настоящему Соглашению, и представителями выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

3.2. Союз «Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов «Тюменский областной совет профессиональных союзов» и Союз «Региональное объединение работодателей Тюменской области» совместно:

(в ред. Дополнительного соглашения № 5 от 28.04.2017)

3.2.1. Принимают меры по установлению систем оплаты труда в локальных нормативных актах на уровне, обеспечивающем величину месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением.

3.2.2. Принимают меры по недопущению необоснованного снижения уровня заработной платы, в том числе путем необоснованного снижения компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, уменьшения межразрядных тарифных коэффициентов либо расширения перечня оснований и увеличения размеров удержаний из заработной платы.

3.3. Правительство Тюменской области публикует в официальных изданиях Тюменской области текст Соглашения и предложение о присоединении к Соглашению работодателей, осуществляющих деятельность в Тюменской области и не участвовавших в его заключении, в течение 10 дней со дня подписания настоящего Соглашения.

IV. Порядок присоединения к Соглашению

4.1. Правительство Тюменской области в целях реализации статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего Соглашения действует как непосредственно, так и через Департамент труда и занятости населения Тюменской области.

4.2. После заключения настоящего Соглашения директор Департамента труда и занятости населения Тюменской области предлагает работодателям, осуществляющим деятельность в Тюменской области и не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом настоящего Соглашения.

Директор Департамента труда и занятости населения Тюменской области уведомляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об опубликовании текста Соглашения и указанного предложения о присоединении к Соглашению.

4.3. Если работодатели, осуществляющие деятельность в Тюменской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к настоящему Соглашению не представят в Департамент труда и занятости населения Тюменской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то настоящее Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

4.4. В случае отказа работодателя от присоединения к Соглашению Департамент труда и занятости населения Тюменской области проводит консультации с участием представителей сторон областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

4.5. Копии письменных отказов работодателей от присоединения к Соглашению направляются Департаментом труда и занятости населения Тюменской области в Государственную инспекцию труда в Тюменской области.

V. Срок и сфера действия Соглашения

5.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 мая 2014 года и действует до заключения нового регионального соглашения о минимальной заработной плате в Тюменской области, но не более трех лет.

Стороны имеют право один раз продлить действие Соглашения на срок не более трех лет путем подписания Дополнительного соглашения в порядке, установленном пунктом 6.1 настоящего Соглашения.

(абзац введен Дополнительным соглашением № 5 от 28.04.2017)

5.2. Действие Соглашения распространяется на:

5.2.1. Органы исполнительной власти Тюменской области.

5.2.2. Работников, являющихся членами первичных профсоюзных организаций, входящих в Союз «Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов «Тюменский областной совет профессиональных союзов».

(в ред. Дополнительного соглашения № 5 от 28.04.2017)

5.2.3. Работодателей, включая индивидуальных предпринимателей, входящих в Союз «Региональное объединение работодателей Тюменской области», а также работодателей, не являющихся членами Союза «Региональное объединение работодателей Тюменской области», но которые уполномочили названное Объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение, а также присоединившихся к нему после его заключения.

(в ред. Дополнительного соглашения № 5 от 28.04.2017)

Прекращение членства в Союзе «Региональное объединение работодателей Тюменской области» не освобождает работодателя от выполнения Соглашения. Работодатель, вступивший в Союз «Региональное объединение работодателей Тюменской области», обязан выполнять обязательства, предусмотренные Соглашением.

(в ред. Дополнительного соглашения № 5 от 28.04.2017)

5.2.4. Работодателей, не заявивших мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению в течение 30 календарных дней со дня его опубликования в официальных источниках Тюменской области.

VI. Заключительные положения

6.1. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном для его заключения.

6.2. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется Сторонами, заключившими его, а также областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

6.3. При осуществлении контроля за выполнением настоящего Соглашения Стороны обязуются предоставлять друг другу всю необходимую для этого информацию.

6.4. Настоящее Соглашение подписано в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон, один экземпляр - в Департамент труда и занятости населения Тюменской области, осуществляющий уведомительную регистрацию.

Губернатор

Тюменской области

В.В.ЯКУШЕВ

Председатель Тюменского межрегионального объединения

организаций профсоюзов "Тюменский областной совет

профессиональных союзов"

М.Н.КИВАЦКИЙ

Председатель правления Регионального объединения

работодателей "Союз работодателей Тюменской области"

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 1

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

В статье рассказывается, в каких случаях работодатели целой отрасли или целого региона автоматически считаются заключившими социально-партнерское соглашение, а когда этого можно избежать.

Словарь трудового права. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений трудовое законодательство различает генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения.

Статьей 48 ТК РФ установлен ряд принципиальных положений относительно действия социально-партнерских соглашений по кругу лиц.

Для отраслевых соглашений ч. 7 - 10 ст. 48 ТК РФ установлен порядок распространения их действия на работодателей, не являющихся членами соответствующего объединения работодателей и не уполномочивших данное объединение на заключение соглашения.

К иным соглашениям, упомянутым в ст. 45 ТК РФ, следует отнести региональные соглашения о минимальной заработной плате, заключаемые в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ.

Особенности соглашений о минимальной заработной плате

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном для заключения социально-партнерских соглашений (ст. 47 ТК РФ).

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Отказ от присоединения и его последствия

Согласно ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Принятие указанного порядка распространения соглашения на работодателей, схожего с порядком распространения на работодателей федерального отраслевого соглашения, свидетельствует о нормативном характере социально-партнерского соглашения, что должно быть отражено в норме дефиниции, содержащейся в ст. 45 ТК РФ.

Указание на нормативный характер социально-партнерских соглашений позволит избежать несоответствия ст. 45 ТК РФ положениям ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ) издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Работодателя ущемлять тоже не надо!

Следует признать, что отсутствие четких критериев, по которым уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет оценивать мотивированный письменный отказ работодателя присоединиться к соглашению, может стать причиной ограничения прав работодателей. Исходя из того, что орган исполнительной власти представляет только одну из сторон социального партнерства, целесообразно предоставить право оценивать возможность распространения соглашения на конкретного работодателя не органу исполнительной власти, а региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (применительно к отраслевым соглашениям это должна быть отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений).

Установленный законодательством порядок распространения соглашения о минимальной заработной плате, как правило, соблюдается в регионах. Например, одновременно с публикацией Соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае, заключенного администрацией Краснодарского края, Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профсоюзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани" от 20.03.2008, было опубликовано письмо руководителя Департамента социальной защиты населения Краснодарского края к работодателям, не входящим в состав краевого объединения работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани", с предложением присоединиться к данному Соглашению ("Кубанские новости" от 10 апреля 2008 г. N 59).

Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 24.12.2008 установлена на территории г. Москвы минимальная заработная плата с 01.01.2009 в размере 8300 руб., с 01.05.2009 в размере 8500 руб. и с 01.09.2009 в размере 8700 руб. В Соглашении установлено, что размер минимальной заработной платы включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством России, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. ст. 147, 151, 152, 153 ТК РФ. В соответствии с п. 3 Соглашения оно распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, присоединившихся в порядке, предусмотренном ст. 133.1 ТК РФ.

При публикации Соглашения в газете "Тверская, 13" от 13 января 2009 г. N 1 было также опубликовано предложение руководителя уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы к работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы и не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему. Это крайне важно для соблюдения законной процедуры, иначе работодатели были бы лишены права направить мотивированный отказ от присоединения к Соглашению.

Следует отметить, что в части действия региональных соглашений о минимальной заработной плате законодательством и самими соглашениями установлен дифференцированный подход в зависимости от источника финансирования работодателя. По общему правилу указанные Соглашения не распространяются на организации, финансируемые из федерального бюджета. Так, Соглашение о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2009 год от 25 декабря 2008 г. распространяется на организации - юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, заключивших данное Соглашение или присоединившихся к нему, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Уже упоминавшееся Соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае не распространяется на организации, финансируемые из федерального, краевого и муниципальных бюджетов. Таким образом, ограничиваются права работников, финансируемых из федерального, регионального и муниципальных бюджетов, что никак не согласуется с положениями ст. 3 ТК РФ о недопустимости ограничения трудовых прав и свобод или получения преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о региональных соглашениях, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного трудового права.

Библиография

1. Иванов А. Вступление в объединение работодателей. Кто принимает решение? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. N 9. С. 35.

2. Богатов И. МРОТ по соглашению // ЭЖ-Юрист. 2007. N 16.

3. Сошникова Т. А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. N 12.

4. Иванов А. Б. Отраслевое тарифное соглашение: особенности и проблемы // Труд и социальные отношения. 2008. N 7.

5. Иванов А. Б. Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. N N 4 - 5.

А. Иванов

зам. генерального директора

Общероссийского отраслевого

объединения работодателей

"Союз работодателей атомной

промышленности, энергетики

и науки России"

Подписано в печать

gastroguru © 2017