Основные виды закупок. Электронный аукцион

Торги в электронной форме (электронные торги) - это урегулированная нормами права система общественных отношений между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой эти участники совершают между собой гражданско-правовые сделки по реализации товаров, работ или услуг.

Процесс проведения электронных торгов в электронной форме является регламентированным процессом, который включает в себя выполнение функций подготовки, получения, анализа, обработки и предоставления информации, касающейся участников электронного взаимодействия.

Работа участника электронного взаимодействия на электронной площадке возможна при одновременном выполнении им следующих требований, предъявляемых:

  • к техническому обеспечению рабочей станции (компьютеру);
  • к программному обеспечению;
  • к организации электронного документооборота.

Общие положения

В зависимости от целей проведения, электронные торги делятся на четыре подвида:

  • торги, проводимые с целью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о банкротстве;
  • торги по продаже арестованного имущества;
  • торги, проводимые по заказу коммерческих организаций (электронная коммерция).

Каждая разновидность электронных торгов имеет свои особенности. При этом всем электронным торгам присуще и общие родовые (системные) признаки:

  • первый - в торгах одинаковый состав участников электронного взаимодействия (статья 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»), состоящий из трех элементов:
  1. организатор торгов;
  2. оператор электронной площадки;
  3. пользователи электронной площадки.
  • второй - торги проводятся на электронной площадке, которая является способом связи этих трех элементов, то есть структурой системы, призванной своевременно обеспечивать участников электронного взаимодействия необходимой информацией.

Оператор электронной площадки - российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.

Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота.

Пользователи электронной площадки - государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг.

Электронная площадка представляет собой размещенную в сети Интернет информационную систему общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена между собой информацией проводят электронные торги. Объем родового понятия «информационная система» раскрывается в подпункте 3 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В частности, под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств. Электронная площадка как разновидность этой информационной системы состоит из пяти элементов:

  • доменное имя сайта в сети «Интернет»;
  • база данных;
  • программно-аппаратный комплекс;
  • канал связи;
  • служба технической поддержки.

Электронные торги с целью размещения госзаказа

Торги в электронной форме с целью размещения госзаказа - это урегулированные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закон № 44-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2014 года) отношения между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в форме открытого аукциона и запроса котировок. До 1 января 2014 года торги в сфере госзаказа регулировались законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Основным видом закупок являются электронные аукционы. Для того, чтобы принять участие в аукционе проводимом в соответствии с 44-ФЗ, необходимо быть зарегистрированным и аккредитованным участником федеральной электронно-торговой площадки. Для прохождения процедуры регистрации и дальнейшей аккредитации необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Усиленную электронную подпись можно получить в одном из аккредитованном Министерством Экономики РФ Удостоверяющем центре. По состоянию на ноябрь 2014 года самым оптимальным способом получения электронной подписи для торгов по 44-ФЗ является заявка через так называемые ЭЦП Центры, они предназначены для координации Удостоверяющих Центров по региональной принадлежности, таким образом конечный пользователь получает ЭП в своем городе. ЭЦП Центр способствует расширению конкуренции на рынке электронных торгов, так как ранее представителям малого бизнеса было сложно получить ЭП, например, в Москве, находясь на Камчатке.

Электронные торги в деле о банкротстве

Торги в электронной форме в деле о банкротстве - это урегулированные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» отношения между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой осуществляется реализация имущества должников в форме открытого аукциона , открытого конкурса и/или публичного предложения.

Электронные торги в деле о банкротстве являются обязательными с 2011 года.

По состоянию на май 2013 года в России действуют 48 электронных площадок.

Конечным юридически значимым (правовым) результатом каждых конкретных электронных торгов в деле о банкротстве является только определение победителя торгов, которому арбитражный управляющий в последующем должен направить предложение (оферту) заключить договор купли-продажи предприятия или иного имущества должника, выставленного на торги. В деле о банкротстве подписанный организатором торгов с покупателем имущества протокол силы договора не имеет. Этим эта разновидность торгов принципиально отличается от торгов, проводимых по реализации имущества в рамках исполнительного производства , которые, в свою очередь, являются торгами именно по непосредственной продаже имущества и на которых итоговый протокол торгов имеет силу договора.

Размещение госзаказа через проведение открытого электронного аукциона является наиболее прозрачным и действенным методом закупки продукции, работ, а также услуг для различных надобностей государственного или муниципального ведомства. Процедура, в соответствии с которой проводится открытый электронный аукцион, регламентируется рядом федеральных законов:

сопровождения тендера

Федеральный закон 94-ФЗ РФ от 21.07.2005г.

Федеральный закон 44-ФЗ РФ от 05.05.2013г.

Федеральный закон 223-ФЗ РФ от 18.07.2011г.

Преимущества открытых аукционов

Всем специалистам в сфере госзакупок хорошо известно, какие трудности появляются, когда проводятся тендеры по традиционным схемам - значительные временные и финансовые траты и многое иное. Если сравнивать с простым тендером, то открытый аукцион в электронной форме обладает целым рядом положительных сторон:

  • непродолжительный период, в ходе которого проводятся процедуры;
  • экономия финансов, выделяемых из бюджета, на то, чтобы организовывать и проводить торги;
  • прозрачные и открытые правила, утвержденные для закупок;
  • справедливая конкуренция, которая исключает неценовые способы ведения борьбы;
  • участие в открытых аукционах возможно из всякой точки планеты, где есть интернет, без необходимости покидать собственное офисное учреждение, что достаточно удобно;
  • равные права, существующие для всех поставщиков;
  • повышенная степень безопасности и защищенности, возможность использовать цифровую подпись;
  • открытый аукцион доступен для малых предприятий, которые ранее не могли войти в сферу госзакупок.

Кроме того, что экономятся денежные средства бюджета и уменьшается коррупция, выполнение мер, установленных правительством, гарантирует обширный доступ к госзаказу для представителей малого и среднего предпринимательства - в результате расширяются рынки сбыта для изготовляемой ими продукции и предоставляемых услуг.

Как принять участие в аукционе

Для того, чтобы участвовать в открытом аукционе нужно обладать электронной подписью от центра, который ее удостоверяет. Информация о таких центрах содержится в списке TSL (reestr-pki.ru). Также нужно быть аккредитованным на торговой интернет-площадке, где осуществляется проведение открытого аукциона.

Всего существует пять таких интернет-площадок:

Оплачивать аккредитацию на интернет-площадке не нужно, но только если организация не является победителем (зафиксированная сумма составляет 3000 руб.).

Это важно! Чтобы участвовать в открытом электронном аукционе на счету участника должна находиться сумма, нужная для внесения обязательного обеспечения интернет-заявки (от 0.5 до 5 процентов) от первоначальной (максимальной) стоимости госконтракта. Причем эта сумма будет замороженной непосредственно до завершения процедуры, в ходе которой будет заключен госконтракт или отклонена интернет-заявка.

Стоит отметить, что оператор интернет-площадки обязан гарантировать во время проведения онлайн-аукциона конфиденциальность сведений об участвующих организациях.

В первой части интернет-заявки на участие название организации не приводится. Госзаказчик непосредственно от оператора получает интернет-заявки под номерами. При рассмотрении подобных заявок, ему неизвестно, что за организация отстраняется или допускается участвовать в торгах.

Когда проводится аукцион, участвующие лица обладают сведениями о числе участников торгов, но название лиц - им неизвестно. В результате, интернет-аукцион считается открытым по уровню доступа к сведениям о его проведени и, а заодно по форме, в соответствии с которой подаются предложения. Но по наличию информации о прочих участниках торгов считается закрытым.

Порядок проведения открытого аукциона: как определяется победитель

Процедура, согласно которой проводится аукцион в открытой форме, разделена на несколько стадий, сроки каждого из них определены и известны заблаговременно.

Вначале подаются интернет-заявки до даты завершения их приема на участие в интернет-аукционе.

Затем рассматриваются первые части интернет-заявок (не больше семи календарных суток со дня завершения их приема). Причем подача первых частей интернет-заявок происходит анонимным образом (если только участвующий в торгах не прикрепляет документацию на собственных фирменных бланках). В первых частях содержатся согласие участвующего и, если нужно, названия и точные технические параметры продукции, которая поставляется. Участников, которые были отклонены на этой стадии, к торгам не допускают.

Процедура интернет-аукциона проводится в режиме онлайн - в ходе нее участвующие уменьшают стоимость в пределах «аукционного шага» (0.5 - 5 процентов). Далее рассматриваются вторые части интернет-заявок.

На следующий день после того, как подведены результаты, ответственные лица публикуют протокол. После этого в течение 5 суток со дня его размещения через онлайн-площадку госзаказчик посылает победившей организации стандартную форму госконтракта, которая не заполнена и не подписана. Причем участвующее лицо может, вместо подписания госконтракта, прислать в ответ протокол расхождений. В нем указываются проектные положения госконтракта, которые не соответствуют извещению о проведении интернет-аукциона, документам или его онлайн-заявке.

Победившей организации , в случае, если госзаказчиком определено требование обеспечения контрактного исполнения, понадобится предоставить подобное в виде безотзывной гарантии банка, соглашения поручительства либо передачи госзаказчику в залог денег, в размере обеспечения выполнения госконтракта (до тридцати процентов от стоимости госконтракта), который предусмотрен аукционными документами.

Заключение госконтракта производится лишь после того, как аукционный участник предоставляет подтверждения относительно внесения обеспечения - присылается в электронном виде вместе с подписанным экземпляром госконтракта через интерфейс торговой площадки.

Наши специалисты гарантируют соблюдение требований закона на всех стадиях сопровождения тендера . Урегулирование споров с заказчиками, обжалование решений ФАС, работа на всех торговых площадках.

Аукционный перечень по 44 ФЗ утверждается распоряжениями Правительства РФ и периодически обновляется. Его полное название — перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Две предыдущие редакции перечня утратили силу. Это распоряжения Правительства № 2019-р от 31 октября 2013 г. и № 740-р от 25 апреля 2015 г.

Аукционный перечень 2017 года утвержден распоряжением Правительства № 471-р от 21 марта 2016 г. и уже дважды был изменен в 2016 году. Аукционный перечень по 44 ФЗ 2016 года от 10 августа, утвержденная распоряжением № 1682-р, является действующей в 2017 году.

Что входит в аукционный перечень по 44 ФЗ

В перечень входят группы товаров, работ и услуг с указанием вида деятельности по общероссийскому классификатору. Вы можете скачать оригинал документа и узнать включен ли ваш вид деятельности в аукционный перечень по 44 ФЗ.

Мы подготовили более понятную и упрощенную структуру аукционного перечня по 44 ФЗ для облегченного поиска в качестве справочной информации.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой популярной на сегодняшний день закупочной процедуре — электронном аукционе в рамках 44-ФЗ. В настоящий момент на долю электронных аукционов приходится более 65% всех закупок проведенных в РФ (информация по состоянию на 30 апреля 2019 года). Популярность данной процедуры с каждым годом только набирает обороты, однако не смотря на такую популярность проблем у участников аукционов не становится меньше. Поэтому в своей статье я постарался дать максимально развернутую информацию по участию в электронных аукционах в рамках действующего 44-ФЗ. (Примечание: настоящая статья актуализирована 30.04.2019 г.).

1. Понятие электронного аукциона

Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:

Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ.

2. Площадки для проведения электронных аукционов

Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.

Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.

3. В каких случаях проводится электронный аукцион?

Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных:

  • в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 12.02.2018) “О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)”) Примечание: настоящий Перечень представляет собой таблицу, в которой указаны коды по ОКПД2 и наименования товаров, работ, услуг, закупаемых с помощью ЭА. Помимо этого указан ряд исключений из этого списка;
  • либо в дополнительный перечень на уровне субъекта РФ (ч.2 ст. 59 44-ФЗ).

Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Важно: Заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч.3 ст.59 44-ФЗ).

4. Аккредитация участников электронного аукциона

Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Старый порядок аккредитации на электронных площадках в соответствии со ст. 61 44-ФЗ перестал действовать с 01.01.2019 г. Теперь новые участники закупок должны пройти регистрацию в ЕИС, после чего будут автоматически аккредитованы на 8-ми «государственных» площадках. Это гораздо удобнее и быстрее, чем отдельная аккредитация на каждой взятой площадке.

Участники, у которых до 01.01.2019 г. была пройдена аккредитация на «государственных» ЭТП, смогут принимать участие в закупках в электронной форме без регистрации в ЕИС до 31.12.2019 г. Такие участники могут пройти регистрацию в ЕИС в любое время в течение 2019 года.

Операторы ЭТП не позднее рабочего дня , следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке.

Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия ЭТП с ЕИС (ч.4 ст.24.2 44-ФЗ).

5. Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи я поэтапно опишу все действия Заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия Заказчика.

5.1 Действия Заказчика при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Подготовка к проведению электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Этап №2 — Подготовка документов для проведения электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап №3 — Размещение информации об электронном аукционе

На этом этапе Заказчик подготавливает и размещает в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) извещение о проведении электронного аукциона и документацию.

Этап №4 — Выявление участников электронного аукциона

На данном этапе Заказчик рассматривает первые части заявок на участие в электронном аукционе и готовит протокол рассмотрения заявок.

Этап №5 — Определение победителя электронного аукциона

На этом этапе Заказчик рассматривает, поступившие от оператора электронной площадки, вторые части заявок на участие в ЭА и готовит протокол подведения итогов. В течении суток может появится свыше 10 000 протоколов по всем регионам РФ. Обычно их агрегируют такие сервисы, как CRMBG.SU .

Этап №6 — Заключение контракта с победителем электронного аукциона

На данном этапе Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, предложенными победителем ЭА, и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем.

Итак, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

5.2 Действия участника при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Получение электронной подписи

Для участия в электронных аукционах, а также прохождения регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках, участник закупки должен иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Если вам нужна электронная подпись, то вы можете заказать её .

Этап №2 — Регистрация в ЕИС и аккредитация на электронных площадках

Без регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках участник не сможет участвовать в ЭА, поэтому ему в обязательном порядке необходимо пройти эту процедуру. О том, как это сделать было написано выше.

Примечание: Первые два этапа, по сути, являются подготовительными этапами, без прохождения которых участие в электронных аукционах невозможно.

Этап №2.1 — Открытие специального счета для внесения обеспечения заявок

Для того, чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе вам также понадобится специальный счет, на который зачисляются деньги для обеспечения заявок. Также с этого счета оператором площадки будут списываться денежные средства за победу в аукционе, если вас признают победителем. Что такое спецсчет и для чего он нужен, подробно написано . С условиями открытия и обслуживания спецсчета можно ознакомиться .

Этап №3 — Поиск информации о проводимом электронном аукционе

На этом этапе потенциальный участник осуществляет поиск размещенной в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) информации о проводимом аукционе и скачивает на свой компьютер весь комплект аукционной документации. Поиск информации также может осуществляться участником и непосредственно на самих электронных площадках. На тему эффективного поиска тендеров в нашей онлайн школе «Азбука тендеров» есть отдельный учебный модуль, где рассмотрены как платные, так и бесплатные инструменты поиска информации. Подробнее узнать о нашей школе вы можете .

Этап №4 — Анализ аукционной документации

На этом этапе участник закупки изучает документацию о проводимом ЭА (техническое задание, инструкцию, проект контракта и т.д.) и принимает решение: участвовать в аукционе или нет. Если участник принимает положительное решение, то он переходит к следующему этапу.

Этап №5 — Внесение денежных средств на специальный счет в банке

Следующий обязательный этап — это внесение денежных средств на специальный счет в банке. Это необходимо для того, чтобы обеспечить свое участие в электронном аукционе.

Примечание:

  • если НМЦК ЭА до 1 млн. руб., то требование к Заказчиком не устанавливается (см. Постановление Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г.). Важно! Также есть письмо Минфина России от 30.10.2018 года № 24-01-07/77857 «Об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах при НМЦК до 1 млн. рублей; об установлении размера пени в документации о закупке», в котором Минфин говорит о том, что ПП РФ №439 не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. На основании этого письма Минфина многие Заказчики устанавливают требования к обеспечению заявок (от 0,5% до 1%) в закупках до 1 млн. рублей.;
  • если НМЦК ЭА от 1 млн. руб. до 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 1% НМЦК;
  • если НМЦК ЭА более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 5% НМЦК;
  • если закупка осуществляется среди учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 2% НМЦК.

Этап №6 — Подготовка и отправка заявки

На этом этапе участник должен подготовить свою заявку, состоящую из 2-х частей, прикрепить все необходимые документы на электронной площадке, подписать их квалифицированной электронной подписью и отправить оператору электронной площадки. В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в ЭА оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. В свою очередь банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. Если на счете участника отсутствует необходимая сумма для блокирования, заявка возвращается участнику.


Этап №7 — Непосредственное участие в электронном аукционе

Если после рассмотрения Заказчиком первых частей заявок, заявка участника признана соответствующей требованиям Заказчика, такой участник допускается до участия в электронном аукционе. На этом этапе участник в установленный день и время заходит на электронную площадку и принимает участие в процедуре ЭА (подает ценовые предложения). Более подробно о том, как проходит эта процедура, мы поговорим ниже в этой статье.

Этап №8 — Заключение контракта с Заказчиком по итогам электронного аукциона

В том случае, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта ( или платежное поручение), проверяет проект контракта, подготовленный Заказчиком, и направляет Заказчику через оператора электронной площадки, подписанные квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Более подробно процесс заключения контракта с Заказчиком описан .

Вот мы с вами и рассмотрели алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из рассмотренных нами этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.

6. Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Для удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены.

7. Калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

11. Требования к участникам электронного аукциона

Согласно требованиям п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником ЭА может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ).

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31 44-ФЗ.

Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете .

12. Заявка на участие в электронном аукционе

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей: первой и второй частей заявки.

Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 4 статьи 66 44-ФЗ.

Итак, согласно части 3 статьи 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (Примечание: Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. То есть вам нет необходимости прикреплять на электронной площадке отдельный файл с таким согласием);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ);

Важно: Если Заказчиком в извещении и документации не установлены запреты и ограничения допуска товаров в соответствии со статьей 14 44-ФЗ участник закупки может и не указывать в своей заявке наименование страны происхождения товара.

б) конкретные показатели товара , соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) . Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Важно: Если Заказчиком в документации об электронном аукционе указан товарный знак, и вы готовы поставить Заказчику именно этот товар, то в первой части заявки достаточно будет указать просто согласие на поставку данного товара. Указывать конкретные показатели товара не нужно. Если же товарный знак не указан или вы планируете поставить товар с иным товарным знаком, то указание конкретных показателей в этом случае обязательно.

Самой большой проблемой для 90% участников закупок является отклонение их заявок на этапе рассмотрения Заказчиком 1-ой части заявки. По сути, первая часть заявки для Заказчика является основным инструментом лоббирования «своего» поставщика (подрядчика).

Для того чтобы избежать ошибок при подготовке участниками первой части заявки, я подготовил подробное практическое руководство, которое называется “Пробивная заявка. Получи допуск к любому аукциону”. Узнать больше о данном руководстве можно .

Вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование (Ф.И.О), место нахождения (место жительства), почтовый адрес участника аукциона, контактные данные, ИНН участника аукциона или аналог ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Однако я также рекомендую прикладывать эту декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об ЭА (Примечание: при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром);

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ (в случае, если участник ЭА заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. (Примечание: При отсутствии в заявке на участие в ЭА документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Также дополнительно приложите такую декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки).

Важно:

  • Требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и 5 ст. 66 44-ФЗ документов и информации, не допускается;
  • Участник ЭА вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи на участие в аукционе заявок (Примечание: дата и время окончания подачи заявок указаны по местному времени организации, осуществляющей закупку, помните об этом, подавая свою заявку);
  • Заявка на участие в электронном аукционе подается участником аукциона оператору электронной площадки в форме 2-х электронных документов одновременно;
  • В течение одного часа с момента получения заявки на участие в ЭА оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (либо возвращает заявку участнику по причинам, указанным в п.п. 1-5 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ);
  • Участник ЭА, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

Случаи возврата заявки участнику оператором электронной площадки:

1) заявка подана с нарушением требований, предусмотренных ч.6 ст. 24.1 44-ФЗ (Примечание: документы заявки не подписаны электронной подписью);

2) одним участником аукциона подано две и более заявки на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны (Примечание: в указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в аукционе);

3) заявка участника получена после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

4) заявка от участника аукциона получена с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (Примечание: срок регистрации участника на сайте ЕИС истекает менее чем через 3-и месяца);

5) наличия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии что данное требование установлено Заказчиком.

13. Процедура электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи мы с вами рассмотрим порядок участия в электронном аукционе непосредственно на самой электронной площадке.

Итак, в ЭА могут участвовать зарегистрированные в ЕИС, аккредитованные на площадке и допущенные к участию в таком аукционе участники (после рассмотрения первых частей заявок). Думаю, это понятно.

Сам же аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день (Примечание: днем проведения ЭА является рабочий день, следующий после истечения 2-х дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе).

Важно: Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик.

Аукцион проводится путем снижения участниками аукциона НМЦК, указанной в извещении. Величина снижения НМЦК (далее — «шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% НМЦК, но не менее чем 100 рублей . При проведении ЭА его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».

Требования к ценовым предложениям участников аукциона:

1) участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:

  • равное ранее поданному им же предложению;
  • большее чем ранее поданное предложение;
  • равное нулю;

2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;

3) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона (Примечание: это означает, что нельзя снижать свою цену, если она на данный момент лучшая).

В случае если участником ЭА предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

Примечание: Если в ходе ЭА вы случайно подадите предложение, не соответствующее выше установленным требованиям, то сильно не пугайтесь, т.к. оно просто не будет принято оператором. Соответственно, вы сможете скорректировать свое предложение и подать его заново.

Все ценовые предложения поданные участниками ЭА, а также время поступления этих предложений фиксируется на электронной площадке в ходе проведения аукциона.

При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта . Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

В течение 10 минут с момента завершения ЭА любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований 1 и 3, которые указаны выше в разделе “Требования к ценовым предложениям участников аукциона”.

В течение 30 минут после завершения ЭА оператор размещает на электронной площадке протокол проведения электронного аукциона.

В протоколе проведения ЭА указываются:

  • адрес электронной площадки;
  • дата, время начала и окончания такого аукциона;
  • НМЦК;
  • все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

В течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА оператор электронной площадки направляет Заказчику указанный протокол и вторые части заявок участников, а также направляет соответствующие уведомления участникам, чьи вторые части заявок были переданы Заказчику на рассмотрение.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения ЭА, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 44-ФЗ, независимо от времени окончания такого аукциона.

Для лучшего усвоения информации, предлагаю вам посмотреть небольшое видео по участию в ЭА на электронной площадке “Сбербанк-АСТ”:

14. Сколько длится электронный аукцион?

Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.

Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.

Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.

15. Как узнать участников электронного аукциона?

Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Отвечу что можно, только подкупив оператора электронной площадки, но это незаконно. Тогда возникает следующий вопрос. Есть ли законные способы узнать информацию об участниках электронного аукциона? Да, есть. Они не достаточно точны, но с большой долей вероятности позволяют спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. По этой теме я написал отдельную развернутую статью, ознакомиться с которой вы сможете .

16. Признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся

Ниже приведены случаи, в которых аукцион в электронной форме по 44-ФЗ признается несостоявшимся.

  1. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЭА подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66).
  2. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 67).
  3. В случае, если в течение 10 минут после начала проведения ЭА ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68).
  4. В случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об ЭА, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 13 ст. 69).
  5. В случае, если второй участник (при уклонении победителя ЭА от заключения контракта с Заказчиком) не предоставил Заказчику в установленный срок подписанных проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, электронный аукцион признается несостоявшимся (ч.15 ст. 83.2).

17. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС протокола разногласий Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. (Примечание: При этом размещение в ЕИС и на электронной площадке Заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта ).

В течение 3 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке документов (доработанного проекта контракта, либо первоначального проекта контракта + документа о причинах отказа) победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанные усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью победителя, Заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный усиленной электронной подписью контракт.

С момента размещения в ЕИС подписанного Заказчиком контракта, он считается заключенным.

Для удобства восприятия информации и лучшего понимания процедуры подписания контракта ниже я разместил наглядную схему.

Случаи признания победителя электронного аукциона уклонившемся от заключения контракта:

  1. если победитель в установленные ст. 83.2 44-ФЗ сроки не направил Заказчику подписанный проект контракта;
  2. если победитель не направил Заказчику протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта;
  3. если победитель не исполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).

Антидемпинговые требования

В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от НМЦК, победитель такого аукциона предоставляет:

  • обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК > 15 млн. руб.); обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, предусмотренную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке (если НМЦК < 15 млн. руб.);
  • обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Более подробно узнать про антидемпинговые меры в 44-ФЗ вы сможете .

В завершении статьи предлагаю вам посмотреть еще одно весьма полезное видео, в котором рассказано, почему не стоит подавать заявку на участие в ЭА в самый последний момент.

На этом моя статья по участию в электронных аукционах по 44-ФЗ подошла к концу. Ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями и коллегами. Если же после изучения материала у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.

До встречи в новых статьях!


Контрактная система

Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Введение

С 1 января 2014 года вступил с силу закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ). Часть положений Закона вступила в силу непосредственно 1 января 2014 г., некоторые его положения вступят в силу в более поздние сроки и окончательно Закон начнет действовать с 1 января 2017 г.

Закон полностью заменил Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).

Таким образом, в России создается контрактная система закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включающая в себя участников и осуществляемые ими действия. Закон № 44-ФЗ регулирует госзакупки на всех этапах от планирования и до оценки их эффективности.

Согласно Закону № 44-ФЗ вводятся новые способы определения поставщиков: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Также изменились правила: определения начальной цены, оценки заявок на участие в госзакупках, изменения и расторжения госконтракта, надзора за деятельностью заказчиков и исполнения заключенных контрактов.

Эти новые положения Закона № 44-ФЗ требуют утверждения необходимых подзаконных актов, большую часть утверждаемых Правительством РФ.

Рассмотрим подробнее, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, этапы осуществления госзакупок.

Планирование госзакупок

В соответствии с Законом № 44-ФЗ каждая закупка должна быть запланирована. Заказчики обязаны утверждать план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете. Данные требования вступают в силу с 1 января 2015 г.

План содержит: цели, наименование, описание, объем закупаемых объектов, сроки, объемы финансового обеспечения, и некоторые другие сведения.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики, являющиеся- основанием для осуществления закупок. Закупка осуществляется, только если она включена в план-график. Это требование вступает в силу с 1 января 2016 г.

Планы-графики по каждой закупке должны содержать: следующие сведения:

  • условия контрактов, включая требования к объектам закупок;
  • способ определения поставщиков обоснование его выбора;
  • размеры обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

Закон № 44-ФЗ определяет также случаи обязательного изменения плана-графика. Например, когда вносятся коррективы в план закупок.

Обоснование и нормирование закупок

Обоснование закупок

Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков обосновывать каждую закупку. Обоснование закупок осуществляется при формировании плана закупок и плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемых закупок их целям. Нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.

Планы закупок должны содержать обоснование того факта, что объект закупки обеспечит достижение целей закупки. План график должен обосновывать начальную цену контракта и способ определения поставщика. Виновные в необоснованной закупке, привлекаются к административной ответственности.

Нормирование закупок

Процесс нормирования представляет собой установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) определение нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.

Общественное обсуждение закупок

Правительство РФ в соответствии с Законом № 44-ФЗ установливает случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок его проведения. Обсуждение должно начинаться с даты размещения планов закупок в единой информационной системе и заканчиваться за пять дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Осуществлять закупки, подлежащие общественному обсуждению, без проведения такого обсуждения запрещается.

Единая информационная система

Единая информационная система (ЕИС) - это система, содержащая данные обо всех этапах госзакупок, начиная с планирования. ЕИС, является инструментом сбора и контроля взаимного соответствия сведений в различных документах закупок. В ЕИС включаются документы по планированию и реализации закупок, а также иные сведения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. В ЕИС вносятся все реестры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. Могут создаваться региональные и муниципальные информационные системы (ИС), интегрируемые с ЕИС.

Для подписания электронных документов в ЕИС предусмотрено использование усиленной неквалифицированной электронной подписи. .

Сроки и порядок ввода ЕИС в эксплуатацию устанавливает Правительство РФ. До ввода ЕИС в эксплуатацию информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на сайте zakupki.gov.ru

Новые требования к процедуре заключения и содержанию контрактов

Закон № 44-ФЗ устанавливает новые требования для:

  • участников закупок,
  • сообщения сведений о выгодоприобретателях
  • описания объекта закупок,
  • обоснования начальной цены контракта,
  • обеспечения заявки на участие в закупке,
  • обеспечения исполнения контракта,
  • борьбы с демпингом,
  • оценки заявок,
  • способов определения поставщика.

Требования к участникам закупок

Требования, которые Закон № 94-ФЗ предъявляет к участникам торгов, практически в неизменном виде включены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ, действие которой распространяется на закупки любым способом.

Изменения касаются лишь следующих требований:

  1. Об отсутствии недоимок, теперь при расчете таких сумм не учитываются следующие суммы:
    • на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит,
    • которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;
    • по которым имеется решение суда о признании уплаты этих сумм исполненной;
    • которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством.
  2. Об обязанности заказчика проверять факт отсутствия участника юридического лица, его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа – в реестре недобросовестных поставщиков.
  3. Об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. В соответствии с Законом № 44-ФЗ данное требование устанавливается к участникам закупки в обязательном порядке, а не по усмотрению заказчика, как это ранее было предусмотрено в Законе № 94-ФЗ.

Кроме того, добавлен ряд новых требований:

  1. правомочность участника закупки заключать контракт;
  2. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности, и административного наказания в виде дисквалификации.

Если заказчик обнаружит, что поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам процедуры закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям - он обязан отказаться от исполнения уже заключенного контракта.

Сообщение сведений о выгодоприобретателях

Участник закупки, заключающий контракт с начальной ценой выше установленной Правительством РФ, обязан предоставить заказчику сведения о фамилиях, именах и отчествах следующих физических лиц:

  • своих выгодоприобретателей то есть физических лиц, которые напрямую или косвенно владеют более чем 10% голосующих акций либо долей, превышающей 10% в уставном капитале;
  • членов коллегиального исполнительного органа;
  • руководителя учреждения или унитарного предприятия;
  • иных органов управления юридических лиц участников закупки.

Данная обязанность участника закупки должна быть прописана в заключаемом контракте. При ее отсутствии суд может признать контракт недействительным. Информация о выгодоприобретателях должна представляться участником закупки не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта. В контракте должно быть предусмотрено условие, об ответственности за не предоставление такой информации в форме взыскания пеней в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования от цены контракта. Пени подлежат начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Описание объектов госзакупок

Законом № 44-ФЗ вводятся единые требования к описанию объекта закупок, в документации о закупке, независимо от способа их осуществления.

Описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. В описание не должны включаться сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования которые влекут за собой ограничение количества участников закупок. Исключение допускается только в случае, если нет другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Введено требование о том, что описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика. В ней указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Начальная (максимальная) цена контракта

Положения о таком обосновании действуют и применительно к цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Заказчики обязаны руководствоваться одним или несколькими из следующих методов обоснования начальной цены контракта:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен. Остальные могут применяться только в определенных случаях.

При использовании метода сопоставления рыночных цен заказчик устанавливает начальную цену контракта на основании информации о рыночных ценах закупаемых идентичных товаров, работ и услуг, а при отсутствии идентичных товаров, работ и услуг – их однородных видов.

Вопрос об идентичности или однородности товаров, работ и услуг заказчик должен решать самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Определен только общий подход к тому, какие товары, работы и услуги признаются идентичными, а какие - однородными.

Перечислено также, какую информацию о ценах товаров, работ и услуг заказчик может использовать в целях определения начальной (максимальной) цены контракта. Это может быть информация об исполненных контрактах, либо информация о котировках на электронных площадках, а также данные государственной статистической отчетности.

Обеспечение заявок

Подробно описаны в Законе № 44-ФЗ правила обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов. Соответствующие нормы выделены в отдельную статью 44 Закона № 44-ФЗ. Обратим внимание, что заказчик обязан теперь самостоятельно устанавливать требование к обеспечению заявок.

Размер обеспечения должен составлять от 0,5% до 5% начальной цены контракта, а при проведении аукциона с начальной ценой контракта не выше 3 млн руб. - 1%.

Допускаются два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии.

Обеспечение заявок при проведении электронного аукциона может предоставляться только путем внесения денежных средств.

Для других способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если это будет предусмотрено конкурсной документацией, участники процедур закупок смогут предоставлять обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии , выданной банком, который включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть внесена в реестр банковских гарантий.

Также установлены требования к содержанию банковской гарантии и условия ее приема заказчиком в качестве обеспечения.

Если до дня рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации, не поступили денежные средства, являющиеся обеспечением заявки, то участник конкурса или аукциона признается не представившим обеспечение заявкиПри проведении электронного аукциона участник должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, на счет оператора электронной площадки.

Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки. Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику конкурса или аукциона в следующих случаях:

  • подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, протокола закрытого аукциона. При этом обеспечение возвращается всем участникам, кроме победителя. Победителю обеспечение возвращается после заключения контракта;
  • отклонение заявки участника закупки;
  • отмена определения поставщика;
  • отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;
  • получение заявки на участие в процедуре определения после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в определении поставщика или отказ заказчика от заключения контракта с победителем.

Предусмотрено также несколько оснований невозврата заказчиком обеспечения заявок Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, не возвращаются (при проведении электронного аукциона - перечисляются на указанный заказчиком счет), либо денежные суммы по банковской гарантии уплачиваются в следующих случаях:

  • уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;
  • не предоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, обеспечения исполнения контракта заказчику до заключения контракта;
  • изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

Обеспечение исполнения контракта

Вводится обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых с единственным поставщиком: для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать.

Также определено, что положения об обеспечении исполнения контакта не применяются, если участником закупки является государственное или муниципальное казенное.

Исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии по выбору участника закупки. В отношении банковской гарантии устанавливается требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Законом № 44-ФЗ установлен следующий размер обеспечения:

  • от 5% до 30%от начальной цены контракта, если она равна или менее 50 млн руб.;
  • от 10% до 30% процентов от начальной цены контракта, если она превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса.

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика, который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик может изменить и способ обеспечения исполнения контракта.

Борьба с демпингом

При проведении конкурса и аукциона предусматривается повышенный размер обеспечения в ситуации, когда при начальной цене контракта более 15 млн руб. участник закупки снижает ее на 25% и более. В этом случае контракт заключается с победителем закупки только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом.

Если участник конкурса или аукциона снизит начальную (максимальную) цену контракта, не превышающую 15 млн руб., на 25% и более, то он обязан предоставить по выбору либо повышенное обеспечение, либо информацию об определенном количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней).

Оценка заявок

Изменены критерии, по которым оцениваются заявки участников процедур закупок.

При проведении конкурса помимо цены контракта заказчик должен использовать еще хотя бы один из перечисленных ниже критериев:

  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров и на использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;
  • квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Такие критерии оценки, как срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, в отличие от Закона № 94-ФЗ не рассматриваются.

В отношении цены контракта установлено, что значимость этого критерия не должна быть ниже значимости критерия расходов на эксплуатацию и ремонт товаров и на использование результатов работ. Если же государством установлены фиксированные цены на товары, работы, услуги, то заказчик вправе не использовать такие критерии.

Случаи применения иных критериев оценки заявок

Установлено два случая, когда заказчик вправе оценивать заявки по иным критериям:

  1. если проводится запрос предложений;
  2. если целью является заключение контракта, предусматривающего закупку товара или работы, последующее обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). В этом случае вместо перечисленных выше критериев, возможно установление одного критерия - стоимости жизненного цикла товара или созданного объекта.

Способы определения поставщика

Законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие способы определения поставщиков:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;
  • закупка у единственного поставщика.

Как можно видеть новыми способами определения поставщиков, введенными Законом № 44-ФЗ, являются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс.

Аукцион, согласно Закону № 44-ФЗ, может проходить либо в виде электронного аукциона, либо в форме закрытого аукциона. Обратим внимание, что открытый аукцион может быть проведен только в виде электронного аукциона. Проведение открытых аукционов не в электронной форме исключено.

Статья подготовлена с использованием системы КонсультантПлюс

Детально познакомиться с изменениями в системе госзакупок, а также поучаствовать в тестовом аукционе в соответствии с требованиями 44-ФЗ и заключить контракт на площадке http://RTS-tender.ru Вы сможете посетив наш семинар

Инструкция участника электронных торгов (статья от 25.02.2010 г.)

Кустов Владимир Николаевич
Генеральный директор Удостоверяющего центра
Доктор технических наук, профессор

После регистрации заявки на участие в электронном аукционе, Оператор направляет уведомления по электронной почте и в личный кабинет, где указан номер извещения электронного аукциона, регистрационный номер заявки, дата и время получения заявки, дата и время проведения электронного аукциона. В течение часа проверяется наличие необходимой суммы, и эта сумма блокируется на счете для обеспечения заявки. Если таковая сумма отсутствует или выявлены иные нарушения условий подачи заявки, Оператор отправляет уведомление о возврате такой заявки с указанием причины.

С момента времени начала проведения аукциона осуществляется подача ценовых предложений. Номер участника присваивается при регистрации его заявки на участие в электронном аукционе и является анонимным.

Участники открытого аукциона подают предложения ниже текущего минимального предложения. Время, оставшееся до окончания подачи ценовых предложений, составляет десять минут с момента приема последнего предложения. Каждое ценовое предложение подписывается ЭЦП.

В течение десяти минут с момента завершения электронного аукциона начинается «борьба за второе место». Поставщики подают предложения о цене контракта независимо от «шага аукциона», но не ниже, чем последнее предложение минимальной цены контракта – цены победителя. Выигрывает тот, кто ранее других подает наименьшее ценовое предложение.

Заказчик рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе в течение шести дней со дня размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Если начальная цена контракта не превышает три миллиона рублей, срок рассмотрения вторых частей заявок не может превышать четыре дня со дня размещения протокола.

Контракт заключается с победителем электронного аукциона или иным Участником электронного аукциона при уклонении победителя и подписывается в электронной форме с применением ЭЦП. В течение пяти дней со дня получения проекта контракта Участник электронного аукциона направляет Оператору площадки, подписанную ЭЦП карточку проекта контракта.

По истечении десяти дней со дня размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Заказчик должен подписать проект контракта.

Так же Заказчик имеет право установить требование обеспечения исполнения государственного контракта для победителя электронного аукциона, с которым заключается государственный контракт. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной цены контракта. Если начальная цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% от начальной цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, ЭТП предоставляют поставщикам следующие основные преимущества:

  1. Минимум документов: вы аккредитуетесь в системе один раз и в дальнейшем для участия в торгах просто подаете заявку через Интернет. Нет необходимости собирать документы для участия в каждом аукционе.
  2. Многократная подача ценовых предложений: вы видите в реальном времени все ценовые предложения конкурентов, и у вас в любой момент есть возможность предложить цену, более привлекательную для госзаказчика.
  3. Честная конкуренция: работа системы полностью прозрачна для участников, ни госзаказчик, ни организатор торгов не может как-либо повлиять на результаты после начала торгов и обеспечить победу «своему» поставщику. Также исключаются неценовые методы конкуренции поставщиков. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену за тот же товар.
  4. Ответственность участников: благодаря использованию ЭЦП, извещение заказчика и ценовые предложения поставщиков имеют юридическую силу. Это значит, что в одностороннем порядке отказаться от заключения госконтракта по результатам торгов нельзя. Это защищает поставщиков от недобросовестности госзаказчиков и от конкурентов, подающих необоснованно низкие ценовые предложения.
  5. Бесплатное участие: все услуги системы оплачивает заказчик, поставщики не платят ни за регистрацию в системе, ни за участие в торгах. Единственное, что от вас требуется, - наличие ЭЦП (как получить ЭЦП).

Защита средств участников

Согласно регламентам, предложенным Минэкономразвития России и ФАС России, оператор ЭТП не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на аналитических счетах участников госзаказа.

В свою очередь, участник размещения заказа вправе распоряжаться свободными денежными средствами, которые находятся на его счете для проведения операций по обеспечению его участия в открытых аукционах в электронной форме.

Вместе с тем, оператор обязан обеспечить конфиденциальность всего процесса открытия и ведения счетов участников в аналитическом учете, и кроме того, связанного с этим документооборота, в том числе при взаимодействии с кредитной организацией.

Подведение итогов аукциона

Открытый аукцион в электронной форме считается завершенным, если в течение 10 минут после последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения о более низкой цене контракта.

Если в процессе проведения аукциона были сделаны предложения с одинаковыми ценами контракта, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее ранее.

Если в течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из участников не подал предложение о цене контракта, аукцион признается несостоявшимся.

В течение 30 минут после окончания открытого аукциона оператором электронной площадки выкладывается протокол.

«В протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания открытого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками открытого аукциона и ранжированные по мере убывания (в случае, предусмотренном частью 18 настоящей статьи, - по мере возрастания) с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в открытом аукционе в электронной форме, которые поданы участниками открытого аукциона, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений» - Закон №94-ФЗ, статья 41.10., п.19.

Победитель определяется после проверки аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документов, содержащихся в реестре участников размещения заказа на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Рассмотрение указанных заявок на участие в открытом аукционе начинается с заявки участника, предложившего наиболее низкую цену контракта и осуществляется с учетом ранжирования заявок на участие в открытом аукционе в соответствии с протоколом.

По результатам отбора заявок, соответствующих требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (если заявок больше пяти - определяются первые пять) оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.

Победителем открытого аукциона в электронной форме признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка на участие которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. С победившим участником заключается контракт. Указанный участник размещения заказа не вправе отказаться от заключения контракта.

В случае если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, с подавшим заявку участником заключается контракт. Контракт заключается по минимальной цене контракта, предложенной единственным участником открытого аукциона. Указанный участник размещения заказа не вправе отказаться от заключения контракта.

Заключение госконтракта

В законе о закупках упоминается, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Контракт может быть заключен:

  1. С победителем торгов
  2. С иным участником, в случаях когда:
    • подана единственная заявка;
    • подано единственное ценовое предложение;
    • соответствует единственная вторая часть заявки;
    • участник не отказался от заключения контракта.

Порядок заключения контракта:

  1. Заказчик в течение 4 дней направляет оператору ЭТП проект контракта.
  2. Оператор в течение 1 часа с момента получения проекта направляет проект контракта участнику размещения заказа.
  3. Участник в течение 6 дней со дня получения проекта подписывает и направляет проект контракта и документ об обеспечении контракта оператору.
  4. Оператор по истечении 10 дней со дня размещения протокола направляет подписанные участником размещения заказа проект контракта и документ об обеспечении контракта заказчику.
  5. Заказчик в течение 3 дней со дня получения проекта контракта и документа об обеспечении контракта, подписанных участником, подписывает и направляет контракт оператору.
  6. Оператор в течение 1 часа с момента получения контракта перенаправляет контракт Участнику.

Заказчик вправе заключить контракт с участником, предложившим такую же цену как победитель или по следующей лучшей цене контракта со следующим участником аукциона.

При уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме или иного участника открытого аукциона, от заключения контракта, контракт обязаны заключить:

  1. Участники открытого аукциона, заявки на участие в открытом аукционе которых получили первые три порядковых номера в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона.
  2. Иные участники открытого аукциона, не отозвавшие заявок на участие в открытом аукционе к моменту направления такому участнику открытого аукциона проекта контракта.

Если все участники уклоняются от заключения контракта – то аукцион признается несостоявшимся.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

gastroguru © 2017